Архитектура Живопись Литература Художественная культура ислама (Арабский Восток)
2 слайд
Архитектура Унаследовала многие достижения древних цивилизаций: -из Междуречья – кирпичную кладку и изразцы -из Египта – колонные залы -из Византии – мраморную облицовку и мозаику При этом уникальное в мировой культуре зодчество
Архитектура Минарет - башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении) для призыва мусульман на молитву; ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию
5 слайд
Архитектура Мечеть Омейядов. Испания. VIII Многолопастные арки
6 слайд
Архитектура Медресе - мусульманская средняя и высшая школа Медресе Улугбека. XVII в. Самарканд
Дворец Альгамбра. XIII-XIV вв. Испания Архитектура
12 слайд
Фонтан львов Львиный двор Альгамбра 13 слайд
Живопись Самая ранняя форма орнамента: арабеска – (франц — арабский) сложный линейно-геометрический узор, построенный на математически точном сочетании многоугольников и многолучевых звезд -первоначально арабеска включала в себя растительные мотивы -позднее в него вплетались надписи, изображения животных, птиц, людей и фантастических существ -в арабесках соблюдается мерный ритм, повторяемость рисунка в пределах всей композиции.
14 слайд
Живопись Каллиграфия - (от греч. — красивый почерк) искусство красивого и четкого письма. -Особенно высоко искусство каллиграфии ценилось в культуре мусульманского Востока -Согласно учению пророка Мухаммеда, «письмо — половина знания», потому ислам признавал божествен. происхождение письма. -Ценились не количество и быстрота написанного, а качество его исполнения Куфи – один из 7 канонизированных почерков Фрагмент поэмы Ибн Музрука. Альгамбра
15 слайд
Живопись Миниатюра - первоначально так назывались выполненные гуашью, акварелью и др. красками иллюстрации, инициалы, заставки и в рукописных книгах -Большинство сюжетов миниатюр заимствовано из лирической поэзии Миниатюра к рукописи аль-Харири (1237) Миниатюра на сюжет «Шахнаме» (XVI в.)
16 слайд
Литература Рудаки родоначальник поэзии на фарси (IX-X вв.) Фирдоуси – персидский и таджикский поэт (X-XI вв.), автор поэмы «Шахнаме» Низами – азербайджанский поэт (XII-XIII вв.) Омар Хайям – персидский поэт, математик и философ (всемирно известны его философские четверостишия — рубаи) (XI-XII вв.)
Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Для того чтобы загрузить презентацию на сайт, необходимо зарегистрироваться.
uslide.ru
Презентация "Культура исламского Востока"
Низами
Низами Гянджеви Абу Мухаммед Ильяс ибн Юсуф (1141 - 1209,— классик персидской поэзии, один из крупнейших поэтов средневекового Востока, Создал поэму «Лейла
и Меджнун» о любви юноши Меджнуна и воспевавшего
свою Лейлу. Лейла, выданная замуж за шейха, зачахла от горя, а возлюбленный умер на ее могиле. Герои его поэм — Хосров и Ширин, Лейли и Меджнун, — до сих пор остаются общеизвестными как во всем исламском мире
***
«Ну, как живешь?» — «Как я живу, мой друг?
В тоске на грудь клоню главу, мой друг!
Брось разговоры, стань Лейли скорее,
Ибо Меджнуном я слыву, мой друг!
Во сне я плачу, наяву стенаю,
Жду утешенья наяву, мой друг!
Я слышал, сладость даришь ты влюбленным,
Вложи в уста и мне халву, мой друг!
Ты говорила: «Упадешь — дам руку»,
Валяюсь нынче я во рву, мой друг!
Надежной ворожбой своих газелей
Тебя сегодня призову, мой друг!»
***
Зерно мучений всех моих — ее лица пшеничный цвет.
Всю ночь солома щек моих орошена росою бед.
Над белизной ее ланит — колосьев благовонных груз,
Жгутами свиты колоски, их свита — шествие планет.
Крупицу мускуса решусь купить с весов ее кудрей —
Попросит взвешивать слова, чтобы весомым был ответ.
Как пахарю, доколе мне стеречь пшеничные поля?
Цветник не мять, плодов не рвать — давал ли я такой обет?
В крупинке родинки ее блаженства кроется зерно,
Приманка птицам, как и я, не уберегшимся тенет.
Плодов я сладких не вкусил, одной пшеницею был сыт
И вот из рая выгнан вон, пожитки выкинуты вслед.
И мое сердце — как зерно: располовинено давно.
А в ней ни крошки скорби нет, до Низами ей дела нет.
infourok.ru
Презентация "Художественная культура мусульманского Востока"
Художественная культура мусульманского Востока: логика абстрактной красоты
В VI в.н.э. Аравийский полуостров считался «краем света». Большую часть населения п/о составляли племена бедуинов, которые называли себя арабами, что означало «лихие наездники». Только в Йемене существовала культура, создавшая большое количество торговых городов.
Арабский халифат
Территория включала в себя Сирию, Палестину, Египет, Иран, Ирак, часть Закавказья, Средней Азии, северной Африки, Испании.
Первый руководитель – Мухаммед.
Арабский язык стал языком международного общения, мощным фактором, объединяющим все арабские страны.
В X в.н.э. распалось на отдельные самостоятельные части – эмираты, но арабская культура оставалась единой благодаря исламу.
Ислам. Его происхождение и роль в формировании арабской культуры
Ислам в переводе с арабского означает «покорность, преданность».Возник в начале VII века н.э.
Мусульмане верят в единого Бога – Аллаха.
Последователей ислама называли «муслимами» («покорными Богу»), отсюда название «мусульмане» («предавшие себя Аллаху»).
Последний и главный пророк, основатель – реальный человек – Мухаммед (570-632 г.г.).
В 610 г. пророк впервые выступил с проповедью в Мекке, в 622 г. с последователями переселяется в город Медина – город пророка.
С этого года начинаются мусульманские летописи.
Коран («чтение»)
Мухаммед принес людям слова Аллаха. Его речи были записаны учениками и собраны в Коране. Все записанные изречения называются откровениями, все же прочие – преданиями.
Полностью Коран был собран после смерти Мухаммеда.
В содержании Корана выделяются суры (главы) и строки (стихи).
Никогда не иллюстрировался.
Содержание Корана: После смерти человека ожидает Божий суд, и тогда участь его будет зависеть от того, какие дела совершал он при жизни.
Второй источник мусульманского вероучения – Сунна, священное предание, примеры из жизни Мухаммеда.
Практические обрядовые заповеди ислама
Обязательная пятикратная ежедневная молитва – намаз , омовение перед молитвой и в некоторых других случаях, ежегодный пост, который требуется совершать от восхода до заката солнца, паломничество в Мекку – хадж, хотя бы один раз в жизни.
Каллиграфические надписи стали одной из форм орнамента
Каллиграфические надписи на стенах мечетей являются единственным украшением, слово и буква Корана – единственное приближение к Богу. Аллаха нельзя видеть или осязать, сила воздействия в священном слове. Отсюда запрет на изображение видимого мира и живых существ в религиозном искусстве.
Архитектурные памятники.
Здание для молитвы – мечеть (от араб. «масджид» - место поклонения).
Мечеть Омейя (687-691 гг.) в г. Иерусалиме
Огромное здание, увенчанное золотым куполом, расположено в Старом городе, где некогда возвышался грандиозный храм царя Соломона, разрушенный римлянами, и где произносил свои проповеди Иисус Христос. Ее называют «Купол скалы», мечеть Омара.
Мечеть султана Ахмеда (Голубая мечеть)
Минареты – башни, с которых муэдзин призывал верующих к молитве.
Минарет строился рядом с мечетью.
По форме были круглыми, квадратными, многогранными.
Медресе – мусульманские учебные заведения.
Художественное творчество арабского мира -
декоративно-прикладное искусство.
Техника орнамента – абстрактные формы, яркие краски.
Сложное плетение линий и красок, которое воссоздавал художник на плоскости, - арабеска.
С середины VIII в. столица халифата – Багдад
Славился фантастической роскошью убранства дворца халифа и домов богатых людей.
Халифы заботились о развитии образования. По количеству публичных библиотек, доступных грамотным людям, Багдад превзошел императорский Рим.
Музыка
по исламской традиции рассматривалась как одна из форм научного познания.
Арабы высоко ценили музыкальную импровизацию (как вокальную, так и инструментальную).
Музыкальные инструменты
разнообразны (барабаны, бубны), уд
(предшественник европейской лютни) и смычковый ребаб.
Сочетание инструментальной музыки,
пения и танца у арабов не встречается.
Музыка создавалась на основе канонических правил – макама, определяющего ладовые и ритмические особенности композиций.
Мавританский стиль – искусство, созданное мастерами Туниса, Алжира, Марокко, Южной Испании.
Мавры (от греч. «темный») – северо–африканский народ, родственный арабам.
X век - образование халифата с центром в Кордове (следствие экспансии (распространение) этих народов в Южную Испанию).
В 785 г. - соборная мечеть в Кордове.
Ее особенность – 850 колонн, выполненных из розового и голубого мрамора, гранита, протянувшихся в 19 рядов с севера на юг и в 36 рядов с востока на запад. Колоннада освещалась сотнями серебряных лампад.
Последний оплот исламской культуры на испанской земле стал Гранадский эмират (конец X в.)
Альгамбра – архитектурный ансамбль: м иртовый двор дворца Комарес и Львиный дворик.
В развитие исламской средневековой художественной культуры внесли народы иранской группы
В VII-VIII в. сложился единый литературный язык – фарси.
Искусство Ирана, Азербайджана, Афганистана, Средней Азии – отражение иранской (персидской) классической поэзии.
Родоначальник поэзии – Рудаки. По преданию сочинил около млн. стихов. Был певцом – импровизатором, пел свои стихи, аккомпанируя себе на струнном инструменте. Стихи полны горьких размышлений о несправедливости жизни, в следствии чего был изгнан (ослеплен).
Поэт Фирдоуси Абулькасиме сочинил поэму «Шахнаме» (вскрыл корни зла, ведущие страну к упадку). Три части: мифологическая, богатырская, историческая (о 28 правителях царской династии). Повторил судьбу Рудаки.
3) Ученый, астроном, создатель точного календаря, математик, самобытный поэт – Омар Хайям. Сочинения проникнуты духом вольнодумства, протестовал против ханжества, лицемерия. Идеал поэта – справедливость, свобода, радость жизни, честность. Единственной формой стихов у него были рубаи (четверостишия).
4) Поэт Саади - сборник притчей в стихах и прозе «Гулистан» («Цветущий сад»). Обличал ханжество, лицемерие, проповедовал вечные ценности.
5) Поэту Хафизу Шамседдину принесли газели – небольшие стихи о любви.
6) Поэт Низами Гянджеви - поэма «Лейли и Меджнун» (восточные «Ромео и Джульетта»).
Прикладное искусство мусульманских стран Среднего Востока
Изделия из стекла, металла, дерева, ткани, глины, оружие – высоко ценились на мировом рынке.
Парчу, атлас, бархат принято было дарить гостям и послам.
Более всего славился персидский ковер.
Книжная миниатюра мусульманского Востока
Соединение мастерства каллиграфа-переписчика и профессионального живописца.
Это самостоятельный вид искусства, в котором неразрывно связаны реальные события, вымысел и символика, декоративные образы и иллюстративные сюжеты.
kopilkaurokov.ru
Искусство ислама-презентация по мировой культуре
«Искусство ислама» – презентация по мхк, Большое количество иллюстраций сделает наглядным и ярким знакомство с искусством ислама. Презентация будет полезна и на уроке истории или религиоведения.
Искусство ислама
Эта моя работа завершает серию презентаций, посвящённых художественной культуре средневекового Востока, включающую такие презентации как:
В основе мировоззрения мусульман, как и всех народов, населяющих средневековую Европу и Азию, лежит религия. Именно ислам определяет особенности художественной культуры стран мусульманского мира. Новая религия, самая молодая из трёх мировых религий, способствовала культурному развитию арабов. Уверена, ни один ценитель прекрасного не останется равнодушным, глядя на украшенные арабесками стены и купола мусульманских мечетей, минаретов, мавзолеев, на удивительную по красоте вязь каллиграфических цитат из Корана, даже, если не понимает смысла этих надписей. А арабские, персидские, таджикские ковры, оружие, ювелирные украшения? Разве они не вызывают восторга у тех, кто умеет ценить красоту?
Те, кому посчастливилось побывать в Альгамбре, смогли увидеть воплощённую в архитектуре и садово-парковом искусстве мусульманскую мечту о возвращении в рай. Идея райского сада нашла своё выражение в поэзии, книжной миниатюре, дизайне ковров и ковриков для молитвы.
Дополнить представления о потрясающей красоте архитектуры ислама поможет материал, посвящённый удивительно красивому мавзолею в иранском Ширазе Шах-Четах. Равнодушным остаться невозможно!
Всем, кому эта тема интересна, рекомендую, посмотрев мою презентацию, обратиться к литературе:
Энциклопедия для детей. Т. 7. Искусство. Ч. 1. – М.: Аванта+, 1997.
Альбедиль М.Ф. Зеркало традиций: Человек в духовных традициях Востока. – Спб.: «Азбука-классика»; «Петербургское Востоковедение», 2003.
Емохонова Л.Г. Художественная культура ислама. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.