Культура древнего египта конспект. Конспект по культурологии на тему "Культура Древнего Египта"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Конспект урок на тему "Культура Древнего Египта" (5 класс). Культура древнего египта конспект


Конспект "Культура Древнего Египта" - УчительPRO

«Культура Древнего Египта»

Культура Древнего Египта. Ключевая черта древних культур — синкретизм (нерасчлененность религии, повседневной жизни, форм культуры) — в наибольшей степени свойственна и египетской. Религия — первооснова древнеегипетского искусства, его неотъемлемая составляющая, фактор, оказывавший непосредственное влияние на развитие египетской культуры в целом в течение всего времени ее существования. Египтяне искренне верили в магическую силу искусства, в его мистическое предназначение, поэтому создали строгую и рациональную систему средств художественной выразительности, передающую сакральный, вневременной смысл ритуала погребения человека.

Культура Древнего Египта. Архитектура и скульптура

Египет — родина архитектуры, которая зародилась в виде монументального каменного строительства культовых сооружений: пирамид и храмов. Первыми зодчими, чьи имена сохранила история были египтяне: например, Имхотеп строил ступенчатую гробницу Джосера (XXVIII в. до н. э.), Сенмут строил заупокойный комплекс для царицы Хатшупсут (нач. XV в. до н. э.). Пирамиды строились в эпоху Древнего и Среднего царства (с середины Ш тыс, до сер. II тыс. до н. э.). Потом фараонов хоронили в скальных тайных склепах. Храмы не были предназначены для верующих, это дом бога на земле. Считалось, что часть божественной  субстанции находится в золотой статуэтке, находящейся в алтаре — наосе. Статуэтку кормили, купали, одевали, развлекали.

Культура Древнего Египта. ХрамыСкульптура служила частью погребального ритуала, это была своего рода резервная копия тела: если мумия почему-то будет уничтожена, то душа могла иметь запасной дом — статую, выполненную из известняка или алебастра. Как часть ритуала изготовление скульптур подчинялось определенным правилам, так появился канон — комплекс эстетических принципов при изображении определенных образов и сюжетов.

Например, во фресковой росписи использовался свой канон: 1. Изображение человека делалось по принципу распластывания фигуры — голова и ноги — в профиль, а торс и глаза — в фас. 2. Использовалось построчное размещение сюжетных сцен. 3. фигуры были упорядочены: крестьян, солдат, слуг, пленных не изображали по одиночке, они обязательно были частью массы и изображались с помощью так называемого «мотива шествия» — одинаковые движения через равные интервалы. 4. Разномасштабностъ фигур отражала иерархию в обществе. Боги, фараоны, вельможи, простые люди — размер уменьшался по мере убывания социальной роли.

Культура Древнего Египта. Наука

В Египте стали зарождаться основы научных знаний. Основы медицины возникли благодаря традиции бальзамирования. Хотя собственно бальзамированием занимались не жрецы-врачи, а специальные мастера-бальзамировщики. Египтяне начали делать хирургические операции (трепанации, лечили переломы через наложение шин, пломбировали зубы), использовали опий для обезболивания,’знали гипноз. Уже имелась специализация — офтальмология, гинекология, ветеринария. Открыли закон кровообращения. Знали о назначении мозга. Древние врачи считали, что основа лечения — это очистительные, мероприятия — омовения, изгнание видимых и невидимых червей, удаление «дурной» крови, применяли слабительные, потогонные, рвотные средства. Считалось, что бог Тот — бог врачевания — изобрел клизму. Но в медицине было много магических действий — ритуалов, заклинаний, заговоров. Память о роли египтян в зарождении этой науки — змея, символ богини Уаджит, защитницы от болезней и несчастий, она стала эмблемой медицины.

 Астрономия возникла из практической необходимости — для предсказаний разливов Нила. В результате наблюдения за звездами египетские жрецы составили солнечный календарь из 365 дней, 12 месяцев. Год делили на три сезона — половодье, выхождение; сухость. Делили сутки на 24 часа, изобрели водяные и солнечные часы. Новый год начинался 19 июля — в день появления Сириуса и начала разлива Нила. Они первыми стали формировать звезды в созвездия и называли их по животным, контуры которых они напоминали (бык, скорпион, крокодил и прочее). Для определения времени ночью были составлены звездные таблицы. Жрецы считались магами, так как обладали тайно сохраняемыми знаниями в этих областях.

Математика возникла из потребностей делопроизводства и хозяйственной жизни. Десятиричная непозиционная (т. е. без нуля) система счета, где имелись специальные знаки для обозначения чисел 1, 10, 100 и т. д. Египтяне оперировали простыми дробями только с числителем 1: 1/з, 1/4 и прочее.

В египетской литературе находим зарождение жанров: слагались хвалебные песни богам, повести, сказки, поучения.

Египетская культура многое передала европейской: в области религии, например, идею загробного мира как лучшего из миров, представление о храме — доме бога и прочее; каноны искусств. Знания в области медицины, астрономии, химии, математики, а также мистика древних египтян лежат у ее истоков. Можно найти приметы Древнего Египта и в современном мире.

             Культура Древнего Египта. Письменность

Иероглифическое письмо возникает из простейших рисунков и узоров первобытной эпохи в начале Древнего царства. Потом знак-пиктограмма превращается в алфавитный знак (24 основных звука). Египтяне были первым на земном шаре народом, письменные знаки которого передавали звуки. Параллельно использовали большое количество слоговых и картинных словесных знаков, обозначающих целое слово как в старину. Но полностью звуковым письмом, как у нас, египетская письменность не стала. Главной причиной этого явилось то, что египтяне, как и некоторые другие народы, не писали гласных. Поэтому, чтобы читающий не спутал слово с другими, имеющими те же согласные звуки, но отличающимися от него гласными звуками, пририсовывался знак-определитель, указывающий, из какой области написанный термин. Например, слова, состоящие из двух согласных звуков «с» и «ш», произносясь по-разному, могли означать «письмо» и «гнездо». Писец должен был рядом нарисовать пиктограмму, изображающую набор для письма или гнездо с птенцами, чтобы не возникло путаницы.

Культура Древнего Египта. ПисьменностьЕгиптяне сумели выразить абстрактное, отвлеченное понятие через конкретное: знаком свитка папируса с печатью и торчащими завязками они определяли любое абстрактное понятие. Собственные имена фараонов писали в картушах — удлиненных замкнутых овалах, символизировавших вселенную, обходимую солнцем, над которой властвует фараон.

Кроме иероглифов, египтяне употребляли и другие виды письменности. Практические потребности вызвали к жизни иератическое письмо как деловое скорописное письмо. Основным письменным материалом являлся папирус. Стебель этого болотного растения разделяли на тонкие полоски и складывали их так, что края находили один на другой. Затем на слой вертикальных полосок клали слой горизонтальных полосок, смачивали- водой и клали под пресс. Полоски склеивались — и получался лист папируса. Писали египтяне чернилами с помощью тростниковой палочки, разжеванной на конце. Иератические знаки произошли из иероглифических. Особенностью иератики является связанность знаков, в отличие от иероглифики, где каждый знак пишется отдельно.

VIII в. до н. э. появился еще один вид египетского письма — демотика, развившийся из иератики. Система этого письма та же: те же звуковые знаки, определители. Но в демотическом письме намечается попытка обозначать гласные. А с начала новой эры египтяне-христиане стали использовать греческую азбуку, добавив несколько знаков. Греческая письменность была производной финикийского алфавита, возникшего под влиянием египетских иероглифов.

 

Это конспект по теме «Культура Древнего Египта». Выберите дальнейшие действия:

 

Культура Древнего Египта

5 (100%) 2 votes

uchitel.pro

Конспект к уроку "Культура Древнего Египта"

Культура Древнего Египта.

Египетская цивилизация – одна из самых древних в мире.

Что вы помните о природных условиях Древнего Египта, как они повлияли на жизнь, занятия и мировоззрение древних египтян?

Культура Египта была тесным образом связана с религией и заупокойным культом. Искусство египтян основывалось на идее вечной жизни. Характерными его чертами были неизменность форм, каноничность, монументальность и декоративность.

Формы и виды древнеегипетского искусства – архитектура, скульптура, рельеф, многоцветные фресковые росписи, изделия прикладного искусства.

Архитектура. В древнеегипетской архитектуре известны два вида погребальных сооружений: наземные (пирамиды) и подземные (скальные гробницы).

Что вы знаете о пирамидах?

Поскольку в Древнем Египте существовала вера в вечную загробную жизнь, очень важно было сохранить тело нетленным, чтобы в него могла возвратиться душа. Отсюда проистекал обычай мумификации (бальзамирования). В погребальные камеры внутри пирамид помещались не только саркофаги с мумией фараона, но и всевозможные вещи, могущие пригодиться в потустороннем мире.

В эпоху Нового Царства египтяне отказались от строительства пирамид, и гробницы фараонов начали высекать в скалах.

Гробница Тутанхамона (сообщение учащегося).

Храмовая архитектура отличается гигантскими размерами и необычайной роскошью отделки. Древнеегипетский храм начинался с аллеи сфинксов. У входа в храм сооружались пилоны – высокие и плоские башни с наклонными стенами, перед ними высились обелиски, стояли статуи фараонов и богов. За пилонами шёл колонный двор, за ним гипостиль (колонный зал). В конце храма находилось святилище, где хранилась статуя божества. Видеть его имели право только жрецы и фараон.

Храм Рамсеса II (в Абу-Симбеле) (сообщение учащегося).

Скульптура и живопись.

Особенности живописного канона:

- статичность;

  • отсутствие законов перспективы;

  • зависимость величины фигуры от значимости изображаемого;

  • голова и ноги фигуры всегда показывались в профиль, а глаз, плечи и грудь – в фас;

  • каждая сцена одновременно и законченное целое, и составная часть единой композиции;

  • стоящие фигуры (в скульптуре) всегда строго фронтально, фигуры напряжённо выпрямлены, головы поставлены прямо, руки опущены и плотно прижаты к телу, левая нога чуть выдвинута вперёд;

  • обычно статуи раскрашивались, причём мужские фигуры – в кирпично-красный, а женские – в жёлтый цвет.

Статуи царевича Рахотепа и его жены Нофрет, скульптурный портрет царицы Нефертити, рельеф «Тутанхамон с женой, царицей Анхесенпаатон».

Письменность и литература.

Что вы помните об особенностях письменности в Древнем Египте? Что представлял собой материал для письма?

Египетская литература – древнейшая в мире.

Жанры: сказки, повести, гимны в честь богов, мифы, поэтические произведения, биографии и пр.

Характерные черты египетской литературы: образный язык, яркие метафоры, идейное и художественное богатство.

«Рассказ Синухета», «Сказка о Правде и Кривде».

Особое место занимала культовая, религиозная литература.

«Тексты пирамид», «Книга мёртвых».

Упадок египетской культуры – с начала I тысячелетия до н.э.

Вопросы: 1) Какова роль религии в древнеегипетской

культуре?

2) В чём состоит уникальность художественной культуры

Древнего Египта?

3) Что такое канон, и какова была его роль в искусстве

древних египтян?

infourok.ru

Урок "Культура Древнего Египта"

Учитель истории Донецкой гимназии № 107 Ковальская А.А.

Конспект урока по истории в 6 классе.

Тема: Культура Древнего Египта.

Цели:

Образовательные:

1.Формирование представления о богатой культуре Древнего Египта и ее значении для мировой культуры.

2. Формирование понятия «храм», «храм», «архитектура», «иероглифы», «папирус», «скульптура».

3. Формирование представления о появлении письменности и материалах для письма

Развивающие:

1. Формирование умения составлять описание памятников древнеегипетской культуры: архитектуры, скульптуры.

2. Формирование умения пересказывать мифы.

Воспитательная:

1. Формировать представление о знаниях как о ценности.

Дидактические материалы: презентация, учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История древнего мира» «Просвещение», 2006 г., Крушкол Ю.С. Хрестоматия по истории Древнего мира, М., 1987, с. 55, Михайловский Ф.А. История Древнего мира. Книга для учителя. М., 2000. С. 41-42, схемы на доске.

Тип урока: Комбинированный урок.

______________________Ход урока______________________________

Этап, методический прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

- Здравствуйте. Присаживайтесь. Давайте проверим наличие на партах учебников, тетрадей рабочих, ручки, карандаша.

II.АОЗ по теме: «Религия древних египтян. В царстве Осириса».

Устный индивидуальный опрос (2-3 человека.\

Фронтальный устный опрос

III. Изучение нового материала.

1.Религия египтян.

Слайд № 2.

Слайд № 3.

Сжатое изложение

Знакомство с новым термином

Описание учебной картины

Перескажите один из понравившихся мифов.

- Почему египтяне всех богов представляли с головами различных животных?

- Перечислите богов египтян, которых вы знаете, как они выглядели?

Мы продолжаем изучать Египет, тема нашего урока “Культура Древнего Египта”. Ознакомьтесь с планом, по которому мы будем рассматривать эту тему и запишите план в тетрадь.

План:

1. Религия египтян.

2. Искусство в Египте.

3. Науки Древнего Египта.

Культура – это достижения людей в разных областях человеческой жизни.

До наших дней в Египте сохранились храмы.

Храм – сооружение, предназначенное для поклонения богам. Слово «храм» буквально означает «дом бога».

На картинке вы видите один из храмов «Храм богини Исиды». Одним из наиболее важных мест храма было святилище, в котором обычно находились изображения и статуи богов.

При храмах находились жрецы – служители богов.

Фараоны дарили храмам многочисленные подарки (золото, серебро, рабов, сады и пашни и т. п.)

Пересказ учащимися мифа.

Ответы: Все боги у египтян были с головами животных, так как они преклонялись этим животным, почитали их.

Амон-Ра – главный бог в облике кота или в ладье плывет по небу с солнечным диском над головой; Апоп в облике змеи , бог земли Геб с головой змеи; богиня неба Нут - корова со звездами на теле; Б.Тот с головой ибиса; б. Бастет в облике черной кошки; б. Гор с головой сокола; Анубис с головой шакала.

Записывают тему и план в тетрадь.

Записывают понятие культура в тетрадь

Слайд № 4.

Знакомство с новым термином

Сжатое изложение

Описание учебной картинки

Слайд № 5

Описание учебной картинки

Слайд№ 6

Описание слайда

Эвристическая беседа

Знакомство с новым термином

Слайд № 7

Описание слайда и учебной картинки.

Физкультминутка

2. Искусство в Египте

Слайд № 8

Знакомство с новым термином

Описание слайда

Слайд № 9

Знакомство с новым термином

Описание картинки на слайде

Слайд № 10

Знакомство с новым термином

Описание слайда

3. Науки Древнего Египта

Слайд № 11

Описание слайда

Эвристическая беседа

Слайд № 12

Описание слайда

Слайд№ 13

Описание слайда

Слайд № 14

Знакомство с новым термином

Описание слайда

Слайд 15

Описание слайда

IV. Закрепление новых знаний

Слайд № 16

Описание слайда

Слайд № 17

Описание слайда

V. Итоги урока

VI. Домашнее задание

Жрецы – служители богов.

Жрецы – посредники между богами и людьми.

Жрецы толковали божественную волю, а потому с их мнением считались и фараоны. Жрецы владели огромными знаниями, которые передавались из поколения в поколение и сохранялись в строжайшей тайне.

На слайде изображены фараон, в окружении жрецов, и образы богов.

На слайде изображены древнеегипетские боги: Геб, Нут, Амон-РА, Исида, Осирис, Сет, Маат, Анубис, Гор, Тот, Бастет

Древние египтяне заботились о сохранении тела умершего, бальзамировав его.

- Вспомните, что называется мумией?

Тело высушивали, пропитывали смолой и обматывали бинтами – оно превращалось в мумию. Затем мумию клали в гроб – саркофаг.

Саркофаги часто изготовлялись из дорогих пород дерева, драгоценных металлов, других ценных материалов и украшались росписью, надписями. Саркофаг размещался в гробнице.

Покровителем мертвых был бог Анубис.

Когда Сет убил Осириса, Анубис, организуя погребение умершего бога, завернул его тело в ткани, пропитанные особым составом, сделав таким образом первую мумию. Поэтому Анубиса считают создателем погребальных обрядов, покровителем некрополей, и называют богом бальзамирования. Анубис помогал сохранить тело Осириса.

Широко было развито искусство в Древнем Египте. Оно включало в себя такие составляющие, как архитектуру, скульптуру, живопись.

В стихотворной форме:

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

Архитектура - искусство строить здания и сооружения.

Пирамиды – огромные гробницы фараонов. Их охраняет Большой Сфинкс – существо с головой человека или животного и телом льва. .

Изображена пирамида Хеопса (Египет, Гиза). Самая высокая пирамида – пирамида фараона Хеопса – была сооружена в XXVIII веке до н. э.

Живопись - вид искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность

На слайде изображена роспись.

Роспись – красочные рисунки на стенах, потолках и т. п.

Художники и скульпторы Египта при изображении человека придерживались определенных правил. Верхняя часть тела человека – плечи, руки – выглядят так, будто человек стоит передом, а ноги и голова – в профиль (боком).

Скульптура - искусство создания изображений (статуй, бюстов и т. п.) путем лепки, резьбы или отливки.

Рельеф – выпуклое изображение на плоскости

На слайде изображен фрагмент рельефа, и статуя Аменхотепа II (он улыбается)

Один из самых больших секретов культуры Древнего Египта — письменность, возникшая в конце 4 тысячелетия до н. э. Египтяне одни из первых научились обозначать слова определенными знаками, которые называются иероглифами. Известно около 1 000 таких знаков. Запомнить все знаки было очень трудно, поэтому грамотных людей в Египте было мало. В основном владели грамотой жрецы и писцы.

Египтяне писали на разных материалах: глине, камне, ткани, дереву. Но наиболее распространенным был папирус.

- Что вам известно о папирусе?

В Древнеегипетском письме знаков для письма - иероглифов более 700. Первые иероглифы были рисунками. Иероглифы употреблялись для передачи слов и согласных звуков, входящих в эти слова.

Как была разгадана тайна иероглифов?

В 1799 году  в Египте  возле небольшого города Розетта был найден черный камень, покрытый древнеегипетскими иероглифами. Эту надпись сумел расшифровать французский исследователь Жан-Франсуа Шампольон.

Текст камня представляет собой благодарственную надпись, которую в 196 г.. до н. э.  египетские жрецы адресовали , очередному правителю Египта Птолемею.

Розеттский камень имеет высоту 114,4 см, ширину 72,3 см, и толщину 27,9 см. Он весит примерно 760 кг. 

С 1802 года хранится в Британском музее

На картинке на слайде изображен Роззетский камень с иероглифами.

Больших успехов египтяне достигли в области медицины.

Древнеегипетские врачи могли лечить различные болезни, а также с помощью медицинских инструментов осуществлять сложные хирургические операции.

Древние египтяне обладали многими знаниями и в области лекарственных трав, они заложили начало для развития фармакологии. Древние египтяне знали и антибиотические свойства некоторых растений, таких как чеснок. Очень популярным средством был мед.

Астрономия – это наука о небесных телах таких как звезды, планеты, кометы и т. д.

Египтяне наблюдали за звездами и планетами

Астрономические знания применяли, проектируя пирамиды и храмы.

Уже в III тыс. до н.э. египтяне создали собственный солнечный календарь.

Одной из наук, которая берет начало с древности – это математика.

За 20 веков до нашей эры в Египте начали складываться элементы математики как науки, что подтверждается материалами, содержащиеся в найденных археологами папирусах.

На слайде изображена картинка с обозначением чисел древними египтянами.

На слайде приведены основные термины сегодняшнего урока, которые нужно запомнить и записать в тетрадь.

Установите соответствие между божеством и тем, что они олицетворяли. Одному элементу левого столбика соответствует один элемент правого.

hello_html_1318b8e2.png

hello_html_6d1b7055.png

Таким образом мы с вами разобрали основные части культуры египетского общества.

Проработать соответственный параграф учебника.

Выучить основные термины записанные на уроке.

Записывают понятие культура в тетрадь

Мумия – обработанное специальным веществом и обмотанное бинтами тело умершего человека, которое может очень долго храниться. Душа должна иногда возвращаться в свое тело, если она не найдет тело, то не сможет жить дальше в «царстве мертвых»

Ученики выполняют наклоны вперед и назад

Ученики выполняют

вращение головой

Записывают понятия культура в тетрадь

Записывают понятие в тетрадь

Ответы: папирус – это растение, на стеблях которого писали специальной краской

Запись термина в тетрадь

Ученики по очереди читают вслух определения понятий с экрана.

Учащиеся по очереди выполняют задания, которые высвечиваются на экране.

Учащиеся записывают д/з в дневники

infourok.ru

Конспект урок на тему "Культура Древнего Египта" (5 класс)

Тема: Культура Древнего Египта.

Цель: рассмотреть понятие "культура", осуществить знакомство  учащихся с культурой Древнего Египта.

Задачи: 

  • создать у школьников представления об архитектуре, религии, науке древних египтян;

  • продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, схем, таблиц, плана, обобщать отдельные факты;

  • воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к культуре других народов.

Планируемые результаты:

Предметные: знание определения понятия «культура», описание памятников древнеегипетской культуры, выделение существенных признаков древнеегипетской живописи и скульптуры; знание религиозных верований и мифов древних египтян; приведение доказательств научных знаний высокого уровня  в Древнем Египте.

 Метапредметные: 

познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, давать определения понятиям, готовить сообщения.

Личностные УУД: эстетическое восприятие памятников культуры; потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассника, строить эффективное взаимодействие со сверстниками во время выполнения совместной работы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: компьютер, проектор, карта Древнего Египта, видео иллюстрации, видеоролик, учебник «Всеобщая истории. История Древнего мира.»Михайловский Ф.А.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний:

1.Назвать материк и часть света. 2.Определить нахождение страны по отношению к уже известным географическим объектам. 3.Рассказать какие объекты находятся к северу, югу, западу и востоку от описываемого объекта. 4.Назвать и показать на карте моря, омывающие берега страны, реки,.

Выбрать и выписать на доске понятия и названия, связанные с историей Египта: зиккурат, дамбы, иероглифы, Тигр, шадуфы, клинопись, ил, Мемфис, Вавилон, оросительные каналы, Нил, Инд, Ливийская пустыня, Хуанхэ, фараон, шумеры, саркофаг, Фивы, мумия, Африка, дельта. При правильном ответе ученика, учащиеся хлопают, при неправильном топают!

III Изучение нового материала.

План урока:

1.Определение темы и целей урока.

2.Работа с понятием «культура»,

3.Архитектура Древнего Египта.

4.Религиозные верования египтян.

5.Научные знания египтян.

-Ребята, сейчас я вам предлагаю разгадать ребус (приложение 1).

-Правильно, ответ культура. С культурой, какой страны мы будем знакомиться? -Молодцы! Тема нашего урока: «Культура древнего Египта»

- А с чем именно мы с вами познакомимся? О чем мы будем говорить на уроке? Чему хотите научиться?

(ребята формулируют задачи урока)

1.Работа с понятием "культура"

Беседа.   

- Как вы думаете, что означает слово КУЛЬТУРА?

 Вы высказали несколько предположений. В них можно найти общее: все это связано с деятельностью человека. Таким образом, культура – это все то, что создается человеческим трудом.

(На доске крепятся карточки с надписями: архитектура, религия , живопись, литература, наука ,скульптура).

Вот небольшая часть того, что создается человеком. Сегодня на уроке мы познакомимся с архитектурой, религией и научными познаниями древних египтян.

2.Архитектура Древнего Египта

Приступим к изучению.

-Искусство Древнего Египта интересно, загадочно и порой необъяснимо. Безусловно, самым знаменитым памятником искусства Древнего Египта являются? (дети отвечают пирамиды).

-Сейчас я вам предлагаю посмотреть небольшое видео о строительстве пирамид. А задание будет следующим: Внимательно смотрим видео, девочки формулируют вопросы по материалу видео, а мальчики потом на них ответят.

( демонстрируется видео)

Учащиеся работают по заданию.(2-3 вопроса)

- А у меня к вам такой вопрос: какую пирамиду обычно называют “матерью египетских пирамид” и почему? (пирамиду Джосера, потому что она построена раньше всех остальных пирамид). В конструкции этой пирамиды отражены три основных правила возведения этих сооружений — гигантские размеры, пирамидальная форма, использование камня как строительного материала. Эти особенности позднее стали типичными.

- Давайте продолжим знакомство с архитектурой Древнего Египта.

Предоставить слово учащемуся с опережающим заданием, по мере его выступления показывать фото и картинки с архитектурой Египта. (Приложение 2)

По окончанию работы убрать карточку с надписью архитектура с доски.

3. Проведение физминутки.

4. Религиозные верования египтян.

- Ребята, а теперь давайте поговорим о религиозных верованиях египтян.

- Каких египетских богов вы уже знаете? Как египтяне их изображали?

(ответы уч-ся : Бог солнца Амон-Ра, Бог Атон при императоре Эхнатоне, изображался в виде солнечного диска с лучами. Также дети уже знают, что египетские боги изображались с головами животных).

Предлагаю вам более подробно познакомится с древнеегипетскими богами, прочитав пункт 2 параграфа 14, с. 85-86.

С какими богами вы познакомились?

(ответы учащихся)

Предложить одному из учеников зачитать отрывок из описания Геродота о появлении культа животных. (Приложение 3).Одновременно показывать изображения богов на проекторе).

- А теперь прозвучит стихотворение, после которого попытайтесь ответить на вопрос

- Какова особенность изображения богов в Древнем Египте, с чем это связано?

Стоим перед богом по имени Гор. С большим удивлением смотрим в упор: При всем человечьем обличье Имеет он голову птичью! Он рядом с богиней стоит львинолицей, А рядом богиня корова теснится, И только богиня Исида Похожа на женщину видом. Мы видели бога по имени Тот, А также богиню по имени Нут. Мы помнили точно, Кто – этот, кто – тот, Наверное, целых пятнадцать минут.

(Ответы учащихся)

Очень надеюсь, что вы будете о них помнить не 15 минут, потому что о египетских богах знает любой образованный человек.

5.Научные знания египтян.

- Египтяне добились особых успехов и в науке.

(Предоставить слово ученику с опережающим заданием.)- В области каких наук египтяне накопили наибольшие знания? Чем вы можете это объяснить?

IV Закрепление изученного:

Игра "Что я знаю о Египте". Каждый из вас должен начинать свое предложение со слов: «О Египте я знаю…»Повторяться нельзя, так что слушайте внимательно своих одноклассников.

В ходе игры каждый ученик должен назвать известную ему информацию о Египте, не повторяя предыдущего отвечающего. Тот, кто во время игры отвечает несколько раз, получает отметку сразу. Критерием оценивания служит развернутость ответа, фактическая точность. В данном случае сама форма работы стимулирует у обучающихся познавательную активность, так как проводится в системе. Готовясь к такой игре, дети стараются проявить себя, а для этого необходим определнный багаж знаний по теме. Кроме того, пятиклассники учатся слушать друг друга, так как им нельзя повторять информацию).

  При оценке ответа служат следующие критерии: правильность представленной информации, связность ответа, речевая правильность.  

V Рефлексия.

На проекторе отобразить вопросы рефлексии. Выслушать ответы учащихся.-

VI Домашнее задание: познакомиться с мифом об Осирисе и Исиде с. 87-88 учебника; нарисовать рисунок по канонам древнеегипетской живописи (можно проиллюстрировать один из мифов) либо составить кроссворд "Культура Древнего Египта" не менее 5 слов.

Приложение 1

Саркофаг Фивы

Мумия Нил

Африка Инд

Дельта Ливийская пустыня

Зиккурат Хуанхэ

Дамбы фараон

Иероглифы шумеры

Тигр

Шадуфы

Клинопись

Ил

Мемфис

Вавилон

Оросительные каналы

Приложение 2

Кроме усыпальниц, древнеегипетская архитектура была представлена величественными храмами в честь многочисленных богов и фараонов, а также дворцами правителей. Храмовая архитектура отличается гигантскими размерами и необычайной роскошью отделки. Храм, как правило, состоял из многих сооружений. Его ворота были обрамлены высокими выступающими стенами, покрытыми каменными рельефами с изображениями богов и фараонов. Внутри храма находились просторные дворы со статуями богов, с высокими сужающимися кверху каменными столбами - обелисками. На обелисках скульпторы высекали надписи, прославлявшие богов и фараонов. Подход к некоторым храмам украшали аллеи сфинксов. Каменные колонны изображали стволы пальм или связки папируса. Самым таинственным помещением храма был алтарь бога или богини. Здесь помещали статую божества. В алтарь могли входить только жрецы и жрицы. Молящиеся находились на площади перед храмом. Египтяне широко применяли живописные изображения для украшения храмов, дворцов, свитков папируса. В росписях стен появляются наряду с религиозными сюжетами, сцены обычной жизни египтян.

Приложение 3.

Все искусство Древнего Египта было тесно связано с религией, которая обожествляла силы природы и власть фараона. В Древнем Египте существовал культ животных, который был составной частью культа природы. Люди поклонялись быкам, кошкам, крокодилам и считали их наравне с фараонами, а также почитались вода и дождь, почва, небесные тела-Как проявлялся культ животных в описании Геродота: "Трупы кошек отвозят в город Будастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях…землероек и ястребов отвозят в город Буто, а ибисов – в Гелиаполь… в иных областях крокодилы считаются священными. Там содержат по одному крокодилу. В уши ему вдевают серьги, а на передние лапы надевают кольца. Ему подают особо назначенную пищу и пока он живет, весьма заботливо ухаживают за ним, а после смерти бальзамируют и погребают в священных покоях…"

Приложение 4.

Большим достижением древних египтян было составление довольно точного календаря, построенного на тщательных наблюдениях над небесными светилами, с одной стороны, и режимом Нила — с другой. Египтяне хорошо изучили видимое простым глазом звездное небо, они различали неподвижные звезды и блуждающие планеты. Звезды были объединены в созвездия и получили имена тех животных, контуры которых, по мнению жрецов, они напоминали («бык», «скорпион», «гиппопотам», «крокодил» и др.). Были составлены довольно точные каталоги звезд, карты звездного неба.  Интересной особенностью древнеегипетской астрономии был ее рациональный характер, отсутствие астрологических домыслов, столь обычных, например, для вавилонян. Практические задачи измерения земельных участков после разливов Нила, учета и распределения собранного урожая, сложных расчетов при строительстве храмов, гробниц и дворцов способствовали успехам математики. Египтяне создали систему счисления, близкую к десятичной. 

Большая часть математических операций производилась для решения практических нужд — вычисление площадей поля, вместимости корзины, амбара, величины кучи, зерна, раздел имущества среди наследников. Египтяне могли решать такие сложные задачи, как расчет площади круга, поверхности полушария, объема усеченной пирамиды. Они умели возводить в степень и извлекать квадратные корни. По всей Передней Азии славились своим искусством египетские врачи. Их высокой квалификации бесспорно способствовал широко распространенный обычай мумификации трупов, во время которой врачи могли наблюдать и изучать анатомию человеческого тела и его различных органов. Показателем больших успехов египетской медицины является тот факт, что до нашего времени сохранилось 10 медицинских папирусов, из которых настоящими энциклопедиями являются большой медицинский папирус Эберса (свиток длиной в 20,5 м) и хирургический папирус Эдвина Смита (свиток длиной в 5 м). Для египетской медицины характерным являлась дробная специализация врачей. «Каждый врач,— писал Геродот,— излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей, одни лечат глаза, другие — голову, третьи — зубы, четвертые — желудок, пятые — внутренние болезни». Найденные при раскопках гробниц разнообразные хирургические инструменты — свидетельства высокого уровня хирургии. 

АРХИТЕКТУРА

РЕЛИГИЯ

ЖИВО-

ПИСЬ

НАУКА

ЛИТЕРА-ТУРА

СКУЛЬП-ТУРА

infourok.ru

Конспект - Культура древнего Египта 11

--PAGE_BREAK--1.3 Памятники Нового царства (16-11 века до н.э.)

Период Нового Царства состоял из нескольких крупных этапов, характеризующих сложные пути развития культуры этого времени.

Около 17 в. до н.э. Египет был завоеван гиксосами — пришельцами из Передней Азии, спустя столетие иноземные завоеватели были изгнаны, а Египет вновь объединен в мощное государство фиванскими фараонами, превратившими Египет в наиболее могущественную державу середины 2 тысячелетия до н.э. Египту была подвластна огромная территория, в том числе частично Передняя Азия и Нубия. Столицей вновь становятся Фивы, где ведется колоссальное строительство. Основное храмовое строительство посвящается заупокойному культу и богу Амону.

Наибольшее распространение в период Нового царства получил тип храма с четким прямоугольным планом. Его ансамблевый характер был рассчитан на постоянную смену впечатлений у многочисленных участников торжественных религиозных процессий. Фасад храма обращался к Нилу, от которого шла дорога, обрамленная по сторонам каменными сфинксами или овнами. Мерное повторение их фигур создавало спокойный ритм. Аллея сфинксов приводила к входу — каменному пилону — грандиозной, сужающейся кверху в форме трапеции стене, разделенной узким проходом посередине. Перед пилоном воздвигались колоссальные статуи, обелиски. За пилоном открывался прямоугольный в плане открытый двор, обнесенный колоннами.

В Фивах были возведены колоссальные посвященные богу Амону храмовые ансамбли Карнака и Луксора. Первым строителем Карнакского храма (16 в. до н.э.) был зодчий имени, Луксорского (15 в до н.э.) — Аменхотеп Младший, который впервые ввел в архитектуру колоннаду двора.

Завершающим звеном ансамбля Карнака был грандиозный (103х52м) Гипостильный зал (14-13 вв. до н.э.), сооруженный зодчими Иупа и Хатиаи. Он представлял собой целый лес мощных колонн. Центральный, более высокий ряд колонн, пропускал солнечный свет, который постепенно поглощался сумраком боковых рядов. Колонны Карнака и Луксора имели мощные капители и уподоблялись гигантским цветам лотоса и папируса, воспроизводя каменный лес, где человек чувствовал себя былинкой. В то же время благодаря теплому золотистому тону, нежным краскам росписей, красоте рельефов, египетские храмы Нового царства не производили ощущения гнетущей мощи камня. Новый характер приобрели гробницы царей и заупокойные храмы. Гробницы фиванских царей располагались в тайниках скалистых ущелий, а храмы возводились на равнине у подножия гор.

         Заупокойный храм царицы Хатшепсут (начало 15 в. до н.э.), выстроенный близ Фив, в Дейр-эль-Бахри, в той же долине, что и храм Ментухотепов, представлял собой грандиозный ансамбль, состоящий из трех колоссальных террас, объединенных пологими пандусами. Постепенно поднимаясь, храм врастает в толщу скал. Мерный ритм колонн и столбов, окружающих каждую террасу, находит отзвук в изумительной красоте пустынной и дикой природы, дополнившей творение Сенмута — строителя этого ансамбля.

Рельефы стен храма царицы Хатшепсут повествуют о путешествиях, иноземных послах, ладьях, пускающихся в плаванье. Женские статуи и портреты частных лиц становятся более пластичными, мягкими по проработанности объемов. В живописи мастера Нового царства также искали более смелого и сложного изображения окружающего мира. Быт знати, охоты, пиры, выезды показаны чрезвычайно красочно. Усложнилась композиция, разнообразнее стали движения фигур, колорит обогатился сиреневыми, розовыми оттенками. В раскраску фигур вводится золотисто-розовый цвет. Женщины в прозрачных одеждах представлены танцующими и музицирующими. (Роспись гробницы Нахта в Фивах, конец 15 в. до н.э.).

Конец XVIII династии (конец XV – начало XIV в. до н. эр.) – это период, имевший исключительное значение в истории египетского искусства.

Стремясь подорвать авторитет жречества, опиравшийся на культы древних богов, Аменхотеп IV выдвинул новое учение, объявив единым истинным божеством солнечный диск под именем бога Атона. Храмы старых богов были закрыты, их изображения уничтожены, а храмовое имущество конфисковано. Фараон покинул Фивы и построил себе в среднем Египте, на том месте, где находится сейчас селение Амарна, новую столицу, назвав ее «Ахетатон», что значит «Небосклон Атона». По названию места раскопок столицы Аменхотепа IV весь период его царствования часто называется «амарнским». Сам он также принял новое имя – Эхнатон – «Дух Атона».

Естественно, что не менее резкий перелом должен был произойти и в искусстве, столь тесно связанном в Египте с религией. И действительно, уже памятники, созданные в начале правления Эхнатона, очень сильно отличаются от всего предшествующего сознательным отказом от канонических форм. Раскопки Ахетатона дали возможность установить общий характер основных его зданий. Храмы, как и раньше, были ориентированы с востока на запад, их территории обнесены стенами, вход оформлен в виде пилона с мачтами. Однако они имели ряд новых черт, которые были обусловлены особенностями нового культа, совершавшегося под открытым небом, и необходимостью сооружения храмов, как и всего города в кратчайший срок. Храмы Атона не имели характерных для Египта колонных залов и, построенные наспех, в основном из кирпича, с невысокими пилонами, они не отличались ни монументальностью, ни художественным качеством. Колоннады были сведены лишь к павильонам перед пилонами. Чередование же пилонов и огромных открытых дворов, лишенных портиков и наполненных рядами бесчисленных жертвенников, придало храмам сухость и однообразие.

Насколько своеобразны дворцы Ахетатона, судить трудно, так как дворцы предшествующих периодов почти не сохранились. Именно поэтому амарнские дворцы особенно интересны: они дают представление о характере гражданской архитектуры Египта. Дворцы строились из кирпича, и только колонны и обрамления дверей были из камня. Главный дворец состоял из двух частей – частной, где находились жилые комнаты, и официальной, предназначенной для приемов и других церемоний. Обе части соединялись крытым переходом, перекинутым через разделявшую их дорогу. Главный вход в каждую часть дворца был с севера. Оформление входа официальной части не вполне ясно; твердо установлено только, что за ним находился большой двор, вдоль стен, которого стояли статуи. Южная стена этого двора и служила фасадом официальной части дворца; посередине фасада находился павильон с колоннами, а боковые стороны фасада были прорезаны пандусами. За павильоном был расположен колонный зал, из которого три пандуса вели во внутренние дворы и расположенные за ними помещения. Колонны дворца отличались большим разнообразием. Здесь были и колонны со стволами в виде связок папирусов с изображениями висящих вниз головами уток под капителями в форме цветов папируса, и колонны с необычными сочетаниями листьев пальм, и, наконец, колонны, пальмовидные капители которых были сплошь покрыты инкрустациями из блестящих цветных фаянсов с позолоченными перегородками. Несколько комнат в официальной части дворца были отведены для отдыха фараона, его семьи и приближенных. Эти помещения, так же как комнаты частной половины и комнаты загородных дворцов, группировались вокруг внутренних садов с водоемами и были украшены чудесными росписями, содержавшими изображения растений и сцены из дворцового быта. В некоторых помещениях стены были покрыты фаянсовыми изразцами также с изображениями растений. При загородных дворцах находились большие сады с прудами и озерами, иногда с особыми помещениями для зверинца.

Раскопки Ахетатона знакомят нас и с жилищами знати, которые также строились из кирпича, из камня же делались лишь базы колонн и обрамления дверей. Такой дом обычно стоял посреди обнесенного стеной участка размером около 70x55 м. В стене были два входа – главный и особый для слуг; от главного входа к двери дома вела дорожка. Дом был размером около 22x25 м. Правую его часть составляла центральная комната и две-три другие – приемные. Жилая часть состояла из спальни хозяина с умывальной, женских помещений и кладовых. Все комнаты имели окна под потолком, вследствие чего центральная комната всегда строилась выше других. Стены и полы покрывались росписями. Вокруг дома располагались дворы, колодец, службы, а также сад с прудом и беседками. Дома низшего городского населения значительно отличались от усадеб знати как размерами (10x8 м), так и полным отсутствием служб и садов. Так же малы были и дома строителей гробниц фараона и знати. Эти дома составляли особый поселок за городом по дороге к гробницам. Поселок был обнесен стеной и занимал участок в 69x69,5 м, на котором вплотную друг к другу было расположено семьдесят четыре дома, разделенных пятью улицами. В каждом доме имелся небольшой дворик, общая комната, спальня и кухня.

Расцвету, искусства Ахетатона внезапно был положен конец. Реформы Эхнатона не могли закрепиться, Тутанхамон, был вынужден пойти на примирение со знатью и жречеством, восстановив прежний порядок, а спустя четверть века после смерти Эхнатона, жрецы объявляют его еретиком, разрушают его город, а вычеркивают его имя из списков «законных» фараонов — в официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб. Значение искусства Амарны не ограничилось временем ближайших преемников Эхнатона; оно сыграло существенную роль и в сложении искусства периода XIX династии, а тем самым и всего искусства второй половины Нового царства в целом.

Глава II. Возникновение религии.

2.1 Религия Древнего Египта как идеологическая надстройка.

Причиной возникновения религии является, как известно, бессилие первобытного человека перед грозными для него силами природы. Человек тогда был совершенно подавлен трудностями борьбы с природой за свое существование, и поэтому понятно, что при крайне неразвитом производстве эпохи господства первобытно — общинного строя существовала почти полная зависимость человека от сил природы, которых он не понимал и пытался объяснять их себе фантастическим образом, что и привело к сложению наивных религиозных представлений.

Египетская религия — явление не только хронологически протяженное, но и многоаспектное. Это фетишизм и тотемизм, политеизм и монотеистическое мышление, теогония и космогония, культ, необычайно разнообразные и противоречивые мифы, не менее разнообразные и противоречивые представления о загробной жизни, это проблемы взаимодействия религии с этикой, наукой и искусством, организации клира и его положения в обществе, обожествления фараона и т. д. Все эти аспекты с течением времени, естественно, видоизменялись и порой весьма существенно.

Египетская религия, как и всякая другая, является идеологической надстройкой над материальным базисом общества. Возникновение и развитие религии — исторический процесс, а не « волюнтаристский акт ». Религия, как и всякая идеология, раз возникнув, приобретает известную, порой даже большую самостоятельность по отношению к базису. Вспомним, что идеи, овладевшие массами, становятся материальной силой. Но если религия в своем развитии совершенно отрывается от базиса, она либо вырождается и исчезает, либо ходом истории, так или иначе приводится в соответствие с базисом.

Иначе говоря, религия — это первое мировоззрение человека. Вполне понятно, что с религией теснейшим образом связаны первые шаги человека в любой отрасли знания и искусства, ибо и знание, и искусство были чисто эмпирические и над любой практической деятельностью человека господствовали религиозные воззрения.

Однако не только силы природы, но очень скоро, еще даже в пределах первобытного общества, в религиозных представлениях наряду с силами природы, выступают также и общественные силы, — силы, которые противостоят человеку и так же чужды и первоначально так же необъяснимы для него, как и силы природы, и подобно последним господствуют над ним с такой же кажущейся естественной необходимостью. Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил". [2, 13]

Идеологическое воздействие храма, мифа, обряда, жертвоприношения, жреческого авторитета на население (нельзя сказать на « верующее население », потому что неверующих не было) имело в древнейшие периоды истории Ближнего Востока совсем иной характер, чем в поздних религиях. Само собой понятно, что религия освящала существующий порядок. Иначе и быть не могло, хотя бы потому, что во главе всех культов стоял правитель государства. Но это не могло быть иначе ещё и потому, что при медленности общественного развития того времени мысль об общественных переменах вообще никому не приходила в голову. Египетская мифология эпохи Древнего царства « III тыс. лет до н. э. » насквозь пронизана идеологией жёсткой стратификации общества деспотической царской власти. Наиболее важные культы здесь это, во-первых, культ мёртвого царя – вождя и мёртвого бога плодоносящей земли – Осириса и, во-вторых, солнечный культ. Очень разнообразны локальные пантеоны.

Итак, вера не только освящала и отражала существующий порядок, сколько сама была неотъемлемой частью этого порядка. Отказаться от совершения тех или иных действий, предписываемых культом, показалось бы столь же нелепым, как отказаться от того, чтобы есть, пить, рожать детей и возделывать землю.

Развитие производительных сил и производственных отношений, постепенное накопление опыта, освоение технических навыков и изобретений, изменения в общественных отношениях — все это влекло за собой и соответственное отражение в религиозных представлениях. Развитие этих сил, приведшее к тому, что в долине Нила первобытнообщинный строй сменился рабовладельческим государством, в некоторой степени уменьшило зависимость человека от сил природы, но зато оно в еще большей степени связало его растущим социальным гнетом, что и нашло свое выражение в религии. Верования, существовавшие во времена древнеегипетской рабовладельческой деспотии, коренным образом отличались от представлений жителей долины Нила эпохи первобытно — общинного строя. Источники показывают, как в итоге длительного развития, на основе местных культов, сохранившихся и на протяжении всей последующей истории древнего Египта, возникали культы общегосударственные. В руках господствующей рабовладельческой верхушки общества религия стала могучим идеологическим орудием угнетения народных масс и укрепления авторитета этой верхушки и в первую очередь авторитета выразителя ее интересов — фараона, который был провозглашен «сыном по плоти» верховного бога солнца Ра. Всему этому способствовало выделение жречества, появление множества храмов с установившимися ритуалами и сложными богословскими системами.

В образах многочисленных богов отразились теперь уже в иной форме и олицетворения сил природы, и олицетворения общественных сил. Взаимоотношения богов строились по примеру взаимоотношений земных. Во главе богов отныне стоит верховное божество, явно отражающее в себе черты земного владыки — фараона. Почитавшиеся в различных центрах Египта боги, сохраняя господствующее значение в своем собственном городе, в то же время получают особые функции в официальном культе верховного божества. Так, бог города Шмуну Тот становится писцом верховного бога солнца Ра, боги Онурис и Гор — его могучими защитниками и т. д. Соответственно изменяются древние мифы и слагаются новые.

2.2 Многобожие Египетской религии.

По всей видимости, в Египте не было единой религии. В каждом доме и городе был собственный пантеон богов. Но Великий пантеон богов в разных формах почитали везде. Эннеада — изначальная девятка богов, древнейшая известная нам космогоническая система.

Атум символизирует первоначальное и вечное единство всего сущего. Согласно гелиопольскому сказанию, Атум, создавший сам себя, возник из первобытного хаоса — Нуна вместе с первозданным холмом. Сам себя оплодотворив, родил, выплюнув изо рта богов-близнецов воздух Шу и влагу Тефнут. Рука Атума — богиня Хатор (Небо). Двойная корона на голове означает власть над Верхним и Нижним Египтами. В Мемфисе Атума отождествляли с Птахом. Причем Птах, создавший богов, предварительно задумал свое творение в сердце и назвал их имена своим языком. Птах творил мыслью и словом.

Появление детей у Атума влечет появление двойственности. Тефнут и Шу породили Геба — бога Земли и Нут — богиню неба, после чего Шу их разделил. Данная интерпретация полярности неба и земли особенность только египетской мифологии. Во всех других известных мифологических системах Земля имеет женское начало, а небо — мужское. Прежде чем Шу разъединил своих детей, у них родились Исида и Нефтида, Осирис и Сет. Каждый бог эннеады держит в правой руке символ жизни — анх, а в левой — символ власти уас. Причем мужские фигуры находятся в движении слева направо.

Отличительной особенностью египетской религии был культ животных. Многие божества изображались с головами животных или птиц на человеческих телах, в храмах жили «живые боги», считавшиеся священными: животные, птицы, змеи. Таких животных и птиц после смерти бальзамировали и хоронили в особых гробах на специальных кладбищах. Эту особенность египетской религии следует рассматривать в свете столь характерного для египетской культуры сохранения ряда пережитков таких явлений, которые возникли еще на предыдущих, порой весьма отдаленных этапах общественного развития, что было обусловлено известной застойностью, свойственной древневосточным рабовладельческим обществам. Причины такой застойности были заложены в самих основах хозяйства этих обществ; в областях искусственного орошения, при существовавшем тогда уровне производительных сил, было необходимо применение простейшей кооперации, которая способствовала длительному сохранению косной восточной соседской общины, не дававшей простора для более полного развития производительных сил.

Нисколько не пренебрегая научными реконструкциями генезиса и древнейшего состояния египетской религии, в интересах полной объективности целесообразно начать ее описание, опираясь на письменные памятники, т. е. со времен Древнего царства. Уже в то отдаленное время египетская религия приобрела в основном все те характерные черты, которые были ей свойственны на всем дальнейшем протяжении ее существования. Это, конечно, не означает, что она не подвергалась изменениям. Но изменения эти не носили такого характера, который мог бы привести к качественно иному состоянию.

Типологически религия древнего Египта относится к тем религиям, которые характерны для древнейших классовых обществ, именно поэтому в египетский пантеон входили и не египетские боги — например, семитские божества Кадеш, Аштарта, Решеп и др.

Очень важно подчеркнуть, что государственной религии, в нашем понимании, в Египте никогда не было, как не было и единой церковной организации. В связи с этим не существовало обязательных для всей страны религиозных догматов, не наблюдалась унификация религиозных воззрений. Египетская религия представляет собой очень сложный феномен, соединение часто противоречивых, а порой и взаимоисключающих верований, возникших в разные времена и в разных частях страны. Было бы несправедливо утверждать, что древние египтяне не ощущали этих противоречий. Наука располагает безусловными доказательствами того, что жреческие коллегия крупных религиозных центров, таких, как Гелиополь, Гермополь, Мемфис, Фивы и др., стремились как-то упорядочить исторически возникшее хаотическое нагромождение религиозных верований и воззрений. Но осуществить это им так и не удалось. По-видимому, отсутствие последовательности, психологическая невозможность отказаться от древних религиозных взглядов, даже если они противоречат новым плодам теологического творчества, глубокая приверженность традициям в высшей степени характерны для религии вообще и египетской в частности.

2.3 Мировозрения древних египтян в разные эпохи.

В период Древнего царства ( 28 — 23 в. до н. э. ) Египет является крупным государством, распространявшим своё влияние на области Синайского полуострова, южную Палестину и Нубию. Именно в этот период, унаследовавший многое от более ранних эпох: каменные орудия, культурную особенность составляющих Египет областей с их пёстрым сонмом богов, магию, почитание животных, растений, сокральных предметов и т. д.- выявляется целый ряд особенностей египетской культуры, которые сохраняются до конца эпохи фараонов. И одной наиболее её ярких черт стало причудливое сочетание « первобытности » со сложным и зрелым мировосприятием, отличающим высокоразвитую цивилизацию.

Эпоха Древнего царства воспринималась самими египтянами как время могущественных царей и несравненных великих мудрецов — полубога Имхотепа и Джедефхора, Кагемни и Птаххотепа, как золотой век египетской культуры.

Свою цивилизацию египтяне изначально считали созданной богами. Согласно хронологии Манефона, основанной на священных текстах, до земных царей Египтом правили боги, затем — полубоги. В « Мемфисском богословском трактате », творении жрецов Птаха, восходящим к эпохе Древнего царства, сказано: « Умиротворился Птах, создав все вещи и божественные слова. Он породил богов, создал города, основал номы, поместил богов в их святилища, учредил их жертвоприношения, основал их храмы, сотворил их тела ради умиротворения их сердец ».

Существование государства не мыслилось египтянам без Маат — божественного Порядка и Истины. Боги-творцы уничтожают изначальный хаос, и в созданном ими человеческом обществе выступают в роли восстановителей всеобщей гармонии Маат. Подобно богам царь также должен стремиться " утвердить Маат на месте беспорядка ". («Тексты Пирамид»).

Порядок часто понимается как правопорядок, справедливость: боги и цари — как владыки и учредители законов. Не случайно египетские визири, начиная с эпохи Древнего царства, выступают в роли жрецов истины, что соответствовало их судейским обязанностям. Понятие Маат становится центральным в египетской этике. Одно из древнейших известных нам поучений — " Премудрость Птаххтепа " ( V династия) — провозглашает Маат принципом, на котором строятся правильные человеческие взаимоотношения: " Велика справедливость, и превосходство ( её ) непоколебимо, неизменна ( она ) со времён Осириса, и карают преступающего законы."

Боги для древних египтян — не только творцы городов, номов, правителей, собственного культа, порядка и законов, но и создателей ремёсел и искусств, письма и счёта, науки магии. Иероглифическое, то есть священное, письмо понималось как " слово бога ", и важнейшая роль здесь принадлежала богу мудрости Тоту. Владыке слова бога, создателю письменности, покровителю литературы и писцов. Сооружение пирамид, этих гигантских усыпальниц — яркое свидетельство того, сколь велика была в Египте вера в особую божественную силу царя, распространявшуюся на подданых и после его смерти. Бог Благой ( или Добрый ) при жизни, бог Великий посмертно, царь является сосредоточением религиозной жизни, и от его земного благополучия и загробного блаженства, по представлениям египтян, зависела судьба страны.

В конце 5 династии в пирамиде царя Унаса впервые высекаются формулы царского заупокойного ритуала и связанных с ним представлений — " Тексты пирамид ", пронизанные идеей бессмертия и могущества царя, полагающегося теперь на вечность слова, запечатлённого в камне. Из заупокойных текстов Осириса известен как царь загробного мира, вершитель посмертной судьбы каждого египтянина на суде богов.

Ни один другой народ древности не уделял столь пристального внимания загробному миру, как египтяне, для которых смерть была продолжением жизни. О смысле бытия жители Древнего Египта высказались бы примерно так: «Ты живешь, чтобы умереть. И умираешь, чтобы жить». Смерть была для египтян продолжением земного существования, умерший человек, считали они, имеет те же потребности и желания, что и живущий. Гробницу, «дом вечности», обустраивали так, чтобы там всего было в достатке. А для будущего воскрешения человека необходимо было сохранить его тело — то есть мумифицировать.

Изощренную процедуру бальзамирования описал еще Геродот, побывавший в Египте в V веке до нашей эры. Первым делом удаляли крюком через ноздри часть мозга, его остаток растворялся специальными составами. После этого из тела извлекали внутренности — легкие, печень, желудок, кишки. Их тоже бальзамировали и помещали в специальные каменные сосуды — «канопы». Брюшная полость очищалась растертыми специями и пальмовым вином, после чего заполнялась растолченной миррой и другими благовониями. Наконец тело зашивали и, судя по некоторым признакам, засыпали природной содой — натроном, которая вытягивала остатки жидкости.

 Процесс бальзамирования продолжался около семидесяти дней. После этого тело в последний раз обмывали и обматывали льняными бинтами, которые пропитывали смолами и благовониями для лучшей сохранности мумии. Под эти бинты клали амулеты, призванные защитить покойного на сложном пути в потусторонний мир. Пальцы, руки и ноги пеленались отдельно, а иногда на пальцы даже надевали золотые футляры.

         По рисункам на гробницах сановников и жрецов из Фив (1500-1000 годы до нашей эры) мы можем представить себе, как выглядела траурная процессия в Древнем Египте. Ее непременно сопровождали плакальщицы — специально нанятые девушки и женщины, которые издавали пронзительные вопли и рычания, рвали на себе волосы и посыпали голову песком. Слуги несли за гробом различные погребальные принадлежности: ложе, стулья, подголовники, сандалии, отделанные драгоценными камнями сундуки с одеждой, алебастровые сосуды, наполненные косметикой, украшения и даже настольные игры. У гробницы перед мумией совершали «ритуал отверзания уст и очей»: жрец прикасался к глазам, носу, ушам и рту усопшего особым жезлом в виде крюка. Этот магический обряд предназначался для того, чтобы органы чувств покойного обрели новую жизнь, и он мог и дальше видеть, слышать, обонять, есть и пить, то есть жить. Все это сопровождалось заклинаниями, которые произносил жрец-чтец. Потом наступал черед заупокойной службы; проводили ее специально обученные жрецы. В ходе этой церемонии внутрь гробницы помещались жертвенные дары: мясо, дичь, овощи, виноградные гроздья, хлеб, пиво или вино — чтобы усопший мог питаться. Правда, лишь символически — ведь египтяне вряд ли на самом деле верили, будто покойник станет есть эти дары. За него это делали жрецы — в счет вознаграждения за свои труды.

Религиозная идея мумификации умерших восходит к мифу об Осирисе — судье мертвых и боге загробного мира. Осирис был на земле коварно убит своим братом Сетхом, расчленившим его тело. Исида, сестра и супруга Осириса, собрала эти части и передала их Анубису, богу бальзамирования. Он мумифицировал Осириса, чтобы тот мог ожить и получить власть над загробным миром, поскольку сохранность мумифицированного тела обеспечивала вечную жизнь.

 С образом Осириса связывались понятия о справедливости ещё в период 5 династии. Тогда же заметным становится рост этического элемента в общем контексте религиозной культуры Египта. Поступки и заслуги в земной жизни, уже могут оцениваться как угодные богам и царю в этом мире, и в загробной жизни. В гробничных надписях появляются уверования в том, что умерший был " любим своим отцом и хвалим своей матерью ", что он " подавал хлеб и одежды нуждающимся ". " Я — тот, кто говорит благое и сообщает желаемое. Никогда не говорил я дурного властелину против каких-либо людей, ибо хотел я, чтобы было мне хорошо перед Богом Великим", — повествуют о себе вельможи Хуфхор и Пепинахт. В одном из фрагментов « Книги мертвых » (около 1300 года до нашей эры) изображено как, Анубис, бог бальзамирования с телом человека и головой шакала, ведет усопшего в зал суда, где на троне восседает Осирис. Там же находятся весы. На одну их чашу кладется сердце умершего, а на другую -перо, символ Маат, богини истины и справедливости. Бог письма Тот с головой ибиса записывает результат. Если весы оставались в равновесии, значит, сердце человека «пусто от зла всякого» и ему будет позволено продолжать жизнь в потустороннем мире; однако если перевешивало сердце, отягощенное злом, то умершего проглатывала “пожирательница мертвых” — чудовищная химера с крокодильей пастью, туловищем льва и задней частью бегемота, — и он умирал во второй раз, уже окончательно.     продолжение --PAGE_BREAK--

www.ronl.ru

Ответы на вопрос "09. Культура Древнего Египта"

 

Просвещение

В период Древнего царства при дворце фараона были созданы школы, в которых обучали будущих писцов. Позднее появились школы при храмах, а в период Нового царства - при крупных государственных учреждениях. В школах обучали мальчиков от 5 до 16 лет, начиная с 12 лет ученики выполняли работу писцов в канцеляриях.

Занятия продолжались с раннего утра до позднего вечера, в школе царила суровая дисциплина, применялись телесные наказания. Основными предметами были чтение, письмо и счёт. Обучение грамоте состояло из заучивания иероглифов, устного чтения текста (обычно читали хором нараспев) и письменных упражнений. Писали тонкой тростниковой палочкой чёрной краской; красной начинали новый абзац (отсюда выражение "красная строка"). Сначала писали на черепках глиняных сосудов и обломках известняка.

Кроме учебных предметов, в школе обучали гимнастическим упражнениям, и плаванию, хорошим манерам. Существовали школы при храмах, где, помимо общих предметов, давали религиозное образование, а кроме того, обучали астрономии и медицине.

Дети высшей египетской знати учились в военных школах, откуда выпускали начальников войск.

Техника и наука

Наиболее ранние следы сознательной деятельности человека, обнаруженные в долине Нила - палеолитические рубила из кремня и роговика.

Больших успехов достигли египтяне в обработке золота и серебра, из которых они изготовляли подлинные шедевры искусства.

Т.к. земледелие в Египте возможно лишь при искусственном орошении, то ещё в додинастическую эпоху начинают сооружаться каналы и дамбы. Для поливки полей применяли журавль (шадуф, древнейшие изображения его датированы 14 в. до н. э.) и позднее - водоподъёмное колесо (саккие). Плуг появляется в эпоху Раннего царства.

Для строительства на всём протяжении истории Древнего Египта основным материалом служили глина и тростник. Для сооружения дворцов фараонов и крепостей применялся кирпичсырец. Из камня возводились лишь храмы и царские усыпальницы (пирамиды).

Потребности ирригации, строительства и государственного управления со сложной системой исчисления податей и земельных наделов обусловили развитие математических и астрономических знаний, которые имели чисто эмпирический, прикладной характер, никогда не поднимаясь до обобщений и теоретических выводов, как, например, в Греции.

Дошедшие до нас математические папирусы (один из важнейших хранится в Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве), в основном сборники задач с решениями, доказывают, что египтяне не только ввели впервые десятичную систему счисления (правда, без позиционного обозначения), но и знали дробные числа, однако лишь такие, у которых числитель - единица.

Бальзамирование умерших, что сопряжено со вскрытием тела, способствовало ознакомлению с анатомией и накоплению хирургического опыта. Были изучены функции сердца, открыт закон кровообращения, имелись некоторые представления о функциях мозга.

Мифология и религия

Создание Вселенной чаще всего приписывалось Ра, поднявшемуся из бутона лотоса, который появился в предвечном водном хаосе (Нуне). Согласно представлениям египтян, из уст Ра вышли первые боги, а из его слёз возникли люди. По другой версии мифа, землю и людей вылепил бог-гончар Птах (или Хнум). Красной нитью через эти мифы проходит мысль о всесилии богов, способных по своему усмотрению карать или осыпать милостями.

Почти каждое египетское божество почиталось в виде какого-либо животного. Так, бога Анубиса почитали в виде волка, богиню Бастет - в виде кошки, бога мудрости Тота - в виде ибиса или павиана, бога Гора - в виде сокола и т. д. На более позднем этапе наблюдается антропоморфизация божеств (т. е. наделение их человеческими качествами).

Переход от охотничьего хозяйства к земледелию и скотоводству привёл к значительным переменам в религиозных верованиях. На первый план выдвинулись боги, олицетворявшие различные стихии: небо (богиня Нут), землю (бог Геб), солнце (бог Ра), луну (бог Тот) и другие. В образе бога Хапи египетские земледельцы почитали реку Нил.

У древних египтян был широко распространён культ мёртвых. По поверьям египтян, достичь вечного блаженства мог только тот, у кого тело, считавшееся прибежищем души, было сохранено в целости. Отсюда обычай мумификации трупов. Для сохранения мумифицированного тела строилась гробница, которая снабжалась предметами, употреблявшимися покойным при жизни. В гробницу клались также маленькие статуэтки слуг ("ушебти" - ответчики). После смерти душа покойного, согласно представлениям египтян, отправлялась в путешествие по загробному миру, где её подстерегали чудовища, спастись от которых можно было с помощью заклинаний и молитв, содержавшихся в "Книге мёртвых" - неотъемлемой части погребального инвентаря. 125-я гл. "Книги мёртвых" посвящена загробному суду над человеческой душой. Перед лицом верховного судьи загробного мира Осириса происходила психостасия - взвешивание сердца покойного на весах, уравновешенных символом истины. Сердце, отягощённое грехами, нарушало равновесие, и тогда покойный пожирался страшным чудовищем Амамат-пожирательницей. Праведники же, сердца которых не нарушали равновесия весов, отправлялись в рай - "поля Иалу".

В Египте сложилась богатейшая религиозная и магическая лит-pa. Заговоры, молитвы, толкования, призывы богов оформлялись в сборники. Так возникли "Тексты пирамид", "Тексты саркофагов", "Книга мёртвых" и другие религиозные сборники. Древнейшие памятники, написанные на египетском языке, датируются 3-м тысячелетием до н. э., последние составлены в первые века н. э. Произведения литературы Египта дошли до нас в виде многочисленных иероглифических, иератических и демотических текстов, весьма разнообразных по содержанию и жанрам. Литература Египта является одной из древнейших литератур мира. Как и для других древневосточных литератур, для неё характерна анонимность текстов. Основные жанры египетской литературы: сказки, повествования, гимны и молитвы, эпистолярные тексты, дидактических произведений, басни, эпос, любовная лирика и другие. Многие сюжеты фольклора и литературы ряда древних и современных народов мира впервые встречаются в египетской литературе. Это заслуженно привлекает внимание к ней мировой науки.

Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Призванное обслуживать потребности религии и официально-государственного культа обожествлённого фараона, искуство Египта выражало свои идеи в строго канонической форме. Невиданные до того времени общественно-государственные задачи побуждали египетских. художников к поискам ясного, отточенного и впечатляющего художественного языка. Ими были осмыслены и претворены в стройную систему основные средства пластических искусств: объём, масса, опора и перекрытие, ритм - в архитектуре; плоскость, линия, силуэт, цветовое пятно - в рельефе и живописи; текстура и фактура камня и дерева - в монументальной и станковой скульптуре.

www.konspektov.net

Конспект по культурологии на тему "Культура Древнего Египта"

Культура Древнего Египта

Следует подчеркнуть, что фундаментальным принципом древнеегипетской культуры является вера в вечную жизнь, индивидуальное бессмертие. Поэтому весьма значительные успехи гения древних египтян в области мумификации, которые невозможны без соответствующих достижений в ряде наук, в том числе в физике, химии, медицине и хирургии. Такие операции требовали точного знания анатомии, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся мумии.

Наиболее важным вкладом древних египтян в науку следует считать медицинские знания. Древнеегипетский врач был одновременно жрецом и магом, что характерно для Ближнего Востока, где не было резкой границы между медициной и религией. Несмотря на это именно в Древнем Египте впервые в мировой истории возникла реальная медицина в современном значении этого слова.

Древние египтяне занимались и такой важной отраслью науки, как математика, одним из крупных достижений в которой было некоторое развитие десятичной системы счисления. Любая административная и техническая деятельность (особенно строительная) требует вычислений. Древнеегипетская административная организация требовала знания арифметики и геометрии. На достаточно высоком уровне для того времени находилась геометрия. С высокой степенью точности построены пирамиды, дворцы и скульптурные монументы. В “Московском математическом папирусе” имеются решения трудных задач на вычисление объема усеченной пирамиды, полушария, цилиндра. Древние египтяне также обладали некоторыми элементарными знаниями в области алгебры — умели решать уравнения с одним и двумя неизвестными.

Важной и значимой в истории мировой культуры чертой, впервые проявившейся в Древнем Египте, является гуманизм. Уже от эпохи Древнего царства (III тысячелетие до н.э.) до нас дошли высказывания типа надписи жреца Шеши: “Я спасал несчастного от более сильного... Я давал хлеб голодному, одеяние нагому. Я перевозил на своей лодке не имеющего ее. Я хоронил не имеющего сына своего...” Древние египтяне сумели выработать замечательные принципы нравственного поведения индивида, гуманизма. Книги мудрости Аменемоне свидетельствуют о весьма высоком уровне морали. Верховный принцип древнеегипетской этики воплощался в “Маат”, особом качестве мира, созданном богами в момент творения (в нем содержатся такие идеи, как “порядок”, “истина”, “справедливость” и “добродетель”), оно репрезентировало волю богов. Войны, эпидемии и засухи считались временными нарушениями установленного космического порядка. Неизменность мира означала отсутствие хороших и плохих времен. Не случайно в древнеегипетской мифологии не было ни Эдема, ни прошедшего Золотого века, ни Армагеддона.

Многие достижения древнеегипетской культуры вошли в арсенал европейской культуры, в том числе и науки, посредством греко-римской культуры. В основе календаря, которым мы пользуемся сегодня, лежит, в конечном счете, египетский календарь: именно он был первым солнечным календарем, с “жестко закрепленными” датами (в отличие от лунного, месяцы которого свободно “гуляют” по сезонам года). В основе европейской медицины лежит древнеегипетская медицина, имеется предположение, что иероглифы оказали влияние на создание финикийского алфавита, выступившего в качестве прототипа латинского алфавита.

infourok.ru