Полотенце в древней руси. РУШНИК - ДРЕВНИЙ СЛАВЯНСКИЙ ОБЕРЕГ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Полотенца в народной культуре. Полотенце в древней руси


РУШНИК - ДРЕВНИЙ СЛАВЯНСКИЙ ОБЕРЕГ: gluhovski_igor

Рушник, расшитое декоративное полотенце из домотканого холста, представляет собой предмет народной культуры и народного творчества восточных славян.

Издревле на Руси рушник имел не только эстетическое предназначение, но и ритуально-обрядовое. Узоры, вышитые на рушнике служили не только украшением повседневного быта, но и являлись символическим напоминанием о невидимых связях, соединяющих каждого человека с его родом, предками.

Рушник изготовлялся из льняного или конопляного полотна шириной 30-40 сантиметров и от 3 и более метров длиной. Для украшения рушникаиспользовали вышивку, кружево, бранное ткачество, ленты.

В вышивке на рушниках использовалась различная символика. Вышивались орнаменты зооморфные — символические петухи, куры, лебеди,утки, орлы, олени, львы, кони и др.; растительные — дуб, хмель, калина, мак, лилия, роза, виноград и др.; геометрические — ромбы, круги, свастики, зигзагообразные линии и прочие узоры; а также бытовые, антропоморфные и культовые в разных сочетаниях.

До XVIII—XIX века каждый вышитый узор имел свой сакральный смысл, ритуальное предназначение. После петровских реформ в вышивке на рушниках стали появляться бытовые мотивы, не несущие обрядовой смысловой нагрузки, а к концу XIX века вышивка практически полностью утратила своё ритуальное значение.

Основными цветами, применяемыми при оформлении рушников являются красный (разных оттенков: «алый», «рудый», «кирпичный», «малиновый», «огневой», «чермный», «червленый», «маковый», «багряный», «вишнёвый») и белый, имевшие изначально своё значение в языческой народной культуре Руси.

В настоящее время древние славянские традиции практически забыты, но до сих пор рушниками украшают жилище, их используют в разнообразных обрядах в некоторых регионах современной России, Украины и Белоруссии. Рушниками убирают красный угол хаты или избы, божницы, дверные и оконные

Особая роль принадлежала рушнику в свадебном обряде. Свадебный рушник означал жизненный путь, по которому вместе шли жених и невеста. Таких вышитых рушников было несколько — венчальный, на икону, под хлеб, для каравая, союзный рушник, для свадебного поезда, для свидетеля, настольные рушник и другие. На венчальных рушниках вышивался растительный орнамент, имена молодых и пожелания счастья. Традиционным орнаментом были птицы — жаворонки, голуби — как символы пары жениха и невесты. Они олицетворяли счастье и верность в любви. Цветочные орнаменты вышивки оберегали молодых от злых сил и несли в себе пожелания процветания, здоровья и богатства. Красный цвет в вышивке рушника означал солнце, тепло и красоту. Свадебные вышитые рушники достигали 3-х метров в длину и символизировали дорогу жизни. Такой рушник передавался из поколения в поколение.

Также, рушник являлся элементом родильных, крестильных и погребальных обрядов. Его повязывали на шею умершего, покрывали гроб, и на рушниках спускали его в могилу. В течение сорока дней рушник считался вместилищем души умершего, своеобразным окном между миром живых и миром мёртвых. Рушниками украшали намогильные кресты, деревья, церкви.

gluhovski-igor.livejournal.com

Рушники: история и традиция

В наши дни рушник можно увидеть разве что на официальных мероприятиях государственного уровня, на славянских праздниках и на свадьбах. А ведь были времена, когда без этого предмета не обходилось ни одно важное событие в жизни.

История рушника

Долгое время было принято считать, что слово «рушник» происходит от слова «рука». И обозначает он полотенце, которым вытирают руки. На самом деле это не так. Происхождение он ведет от слова «руш», которое в древнеславянском означало «рушить». С чем это связано? С тем, что раньше у крестьян не было ножниц. И для рушника кусок ткани не отрезали, как это принято в наши дни, а отрывали руками.

Виды рушников на Руси:

  • Подорожный. Давался в дорогу путешественникам, воинам, торговцам.
  • Пасхальный рушник. Вышивался к празднику. На нем выносились выпеченные куличи.
  • Обыденный. Вышивался в течение дня (обязательно до наступления сумерек). Его использовали в обрядах при засухе или падеже скота.
  • Родильный. На него повитуха принимала младенца.
  • Крестильный. В нем приносили ребенка на крещение и вытирали его после купели.
  • Блинник. Его дарили на Масленицу гостеприимным хозяевам за вкусное угощение.
  • Хлебосольный. На нем выносили хлеб-соль, когда встречали дорогих гостей.

Свадебные рушники

На Руси ни одна свадьба не обходилась без рушников. Их в то время существовало более сорока видов. Один свадебный рушник дарили родители невесты жениху в знак того, что они одобряют брак. Другой использовали во время венчания, третий преподносили на память свидетелям. Сегодня от этих богатых традиций остались только две. Первая – это вынос каравая. Вторая – связывание рук жениха и невесты в знак прочной любви.

Интересные факты

На Руси каждая невеста сама вышивала несколько видов рушников для будущей свадьбы. Считалось, что, делая это, она наколдовывала себе счастливую семейную жизнь. Для того, чтобы жить с мужем в любви и согласии, следовало садиться за работу только в хорошем настроении, с добрыми мыслями и до заката солнца. Символы для вышивки подбирались тщательно. Парные птицы (голуби или лебеди) символизировали любовь и счастье, имена брачующихся – благословение рода, цветы – здоровье будущих детей. После свадьбы оставшиеся в кругу семьи рушники складывались в сундуки и хранились много лет. Чтобы не навредить своему роду, их запрещалось выбрасывать или дарить чужим людям. А вот передавать по наследству разрешалось. Считалось, что если счастливая в браке женщина подарит своим детям свадебные рушники, то и у них жизнь заладится.

morevishivki.ru

Полотенца в народной культуре — Вики-Поляны

© В. Слесарев

В крестьянской культуре к полотенцу всегда было особое отношение. Конечно, прежде всего, оно предназначено для того, чтобы вытираться после мытья. В любой избе рядом с рукомойником на специальной вешалке висит полотенце для рук: рушник. Полотно почище используется для вытирания лица. Крупные, махровые полотна используются как банные полотенца...

Полотенца являются необходимым атрибутом в течение всей жизни человека, часто выполняя особую символическую роль. С момента рождения младенца, когда его берут в руки, обхватив чистым, мягким полотном. Отец - глава семьи - торжественно выносит новорождённого, бережно держа его на руках, и показывает малыша Небу и восходящему Солнцу, прикладывает к Земле-Матери, окунает в Воду (или просто обрызгивает, если холодно). Этот обычай одинаков у многих народов, и учёные видят в нём отголосок древнейшего ритуала приобщения нового человека... Космосу.

Вспомним, а как на Руси встречают гостей: хлебом-солью. При этом каравай хлеба обязательно преподносится гостям на расписном полотенце, которое подчеркивает в этом случае особое отношение хозяев к хлебу, как к святыне.

Во время традиционных религиозных обрядов, которые сохранились у местных народов (у удмуртов, марийцев, татар), ритуальная каша во время молитвы держится в руках на специальном полотенце.

Полотенце - непременный атрибут многих обычаев.

Во время свадьбы расписным полотенцем украшают дуги на сбруе лошади, которая повезёт под венец молодых. На свадьбе же есть человек, который ходит с закрученным в руке полотенцем и, тихонько подкравшись, хлещет им гостей, которые скучают и не поют песни. У удмуртов невеста на второй день свадьбы облачалась в особую одежду, которую носили замужние женщины. При этом на голове молодой женщины была чалма - длинное, широкое полотенце с особым орнаментом на обоих концах. Это головное полотенце завязывалось на голове так, что вышивка располагалась на спине. Иногда концы чалмы заправляли под пояс фартука сзади, расправив полотно, чтобы был хорошо виден вышитый рисунок. Чалму молодушка носила в течение трёх лет. После этого она должна была надеть особый головной убор, какой был у пожилых женщин. Удмуртская поговорка: "не спеши чалмой голову покрыть", означала - "не спеши замуж".[1]

Что-то подобное раньше можно было, наверное, видеть и у славян. Одни из древнейших славянских наименований головного убора замужней женщины - "повой" и "убрус" - означают, в частности, "покрывало", "полотенце", "платок". Такой головной убор в виде длинного узкого полотна, свисающего на спину, встречался ещё в начале ХХ века на Украине и в западной Белоруссии. Этнографы называют его "полотенчатым". А в русском языке сохранилось выражение: "до повоя", имевшее смысл - "до замужества".[2]

Полотенца сопутствуют также человеку, когда он покидает этот мир. На похоронах у окна ставят ковшик с водой и рядом вешают полотенце: пусть душа умершего сможет умыться. Гроб с покойником выносят из избы, подняв его на длинных полотенцах. На этих же полотенцах его опускают в могилу: пусть на том свете душа легко сможет переправиться на другой берег реки. Наши предки считали, что, умирая, человек оказывается в ином мире, и путь туда лежит через реку, а полотенце для него тогда становится мостом. И, как мост соединяет два берега реки, так это полотенце служит как бы связующей нитью с умершим.

Полотенце часто используется в качестве подарка.

Когда парень уходит служить в армию, на проводах ему обязательно дарят полотенце: чтобы оно напоминало о Родине. Здесь полотенце тоже играет роль связующей силы.

Во время весенних праздников победителям на конных скачках обычно дарят полотенца, вышитые молодыми невестами. Эти полотенца собирают по деревне молодые парни в день накануне праздника. Этот обычай одинаков и у удмуртов перед праздником "Гырон быдтон", и у татар перед "Сабан-туем". Молодёжь ходит по домам, собирая дары, исполняя песни. Вынесенные полотенца привязываются к специальному, длинному шесту, который в руках заводилы.

Если родился ребёнок, то полотенце дарят крёстной.

Полотенце, наконец, может просто висеть на стене или на окне, как украшение. У южных удмуртов широко распространено применение декоративных полотенец с тканым узором, которые развешиваются в проёмах между окон и над окнами, обрамляют "красный угол" в избе.

Как видим, в течение жизни человека полотенца повсюду его сопровождают в самых разных ситуациях и в разном качестве. И, зная об этом, любая девушка, собиравшаяся замуж, и готовившая приданое, обязательно запасалась необходимым количеством вышитых платочков, занавесочек, полотенец. И каждое из них старалась украсить особым узором.

Узорный край полотенца у южных удмуртов обычно имеет деление на три полосы. Эти полосы в одном случае могут быть разделены узкими полосками другого цвета, в другом - могут быть выполнены в иной технике ткачества или вышивания. Орнамент представлен преимущественно геометрическими узорами, в которых большое значение имеет цвет отдельных элементов. У южных удмуртов широко распространены полотенца с нашитыми на конце элементами из другой ткани, на которых выполнена вышивка по красному или синему фону.

Русские и татарские полотенца отличаются преобладанием растительного орнамента, чаще вышитого. Хотя у татар встречается и тканый узор.

Всякий раз, когда встречаешь эти с любовью и старанием вышитые полотна, то перед глазами невольно встаёт молодая девица, склонившаяся у окна за своим рукоделием... Что она в этот момент думает, о ком мечтает, колдуя над незамысловатыми узорами?

Примечания

  1. ↑ Христолюбова Л.С. Калык сямъёсты чакласа. Удмуртские народные обычаи. Учебное издание на удм. языке. - Ижевск: Удмуртия, 1995.
  2. ↑ Семёнова М. Мы - славяне!: Популярная энциклопедия. - СПб.: Азбука, 1999.

kraeved.vp43.ru