Древний рим народное собрание. народное собрание древнем риме? народное собрание древнем риме ?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Виды, правомочия и роль народных собраний Древнего Рима. Древний рим народное собрание


Виды, правомочия и роль народных собраний Древнего Рима

Рассмотрим виды, правомочия и роль народных собраний Древнего Рима.

Виды народных собраний Древнего Рима

В период республики существовало несколько видов народных собраний:

– куриатные комиции (COMITLA CURIATA), которые появились при первобытнообщинном строе. По итогам реформы Сервия Туллия они потеряли политическое значение;

– центуриатные комиции (COMITIA CENTURIATA) представляют собой важнейший вид народных собраний, которые появились в результате реформы Сервия Туллия. Данное собрание выбирало должностных лиц (консулов, преторов, цензоров). Центуриатные комиции принимало законы, рассматривали жалобы лиц, приговорённых к смертной казни или крупному штрафу;

– трибутные комиции (COMITLA TRIBUTA). Выделялись общенародные собрания трибы, в котором принимали участие патриции, плебеи и собрания плебеев данной трибы. В первом случае решения собрания назывались популисцитами, во втором – плебисцитами.

Правомочия народных собраний Древнего Рима

Народные собрания издавали постановления различного вида и характера. Уже в XII Таблицах присутствовало постановление, согласно которому любое решение народного собрания должно обладать силой закона.

Магистрат, до формального внесения законопроекта в народное собрание, оценивал общественное мнение посредством предварительного опроса на частных неофициальных собраниях, которые он организовывал. Уяснив отношение граждан к законопроекту, магистрат вносил его в комиции. К данному моменту проект закона уже был обнародован, как правило, на деревянной доске в публичном месте.

В собрании магистрат озвучивал положения законопроекта. После этого он спрашивал, принимает ли его собрание. Оно после рассмотрения и обсуждения проекта принимало его со словами: «UTI ROGAS», то есть «Как ты просишь!» либо отклоняло со словами «ANTIQUO», то есть «Пусть будет по-прежнему!». На начальном этапе голосование имело устный вид, а впоследствии при помощи начертания двух букв на табличках. Затем решение собрания передавалось на рассмотрение сената, который и давал ему свой авторитет.

Если закон принимался, то его текст вырезался на медной или каменной доске и выставлялся для всеобщего обозрения на площади. В тексте присутствовало указание на имя автора закона, а в его конце указывалась санкция, то есть последствия возможного нарушения.

Роль народных собраний Древнего Рима

До середины третьего века до нашей эры Рим представлял собой аристократическую республику, в котором важнейшую роль играл сенат. Однако по мере усиления влияния новой знати (всадников) происходит некоторая демократизация государственного строя, которая выражается в изменении соотношения сил между сенатом и народным собранием. Отмечается тенденция к расширению компетенции и роли народного собрания путем сокращения правомочий сената.

В течение 241-222 гг. до нашей эры народное собрание проходит процесс реформирования. В рамках изменения Конституция Сервия Туллия претерпевает изменениям в том, что число центурий со 193 увеличивается до 373, то есть на каждый разряд приходится по 70 центурий плюс определенное количество (23) добавочных центурий. Таким образом, первый разряд лишается своего большинства.

Рим с колониями и союзниками подразделялся на 35 округов или территориальных триб. Они были обязаны предоставлять определенное количество центурий в войско. С этого момента численный перевес в центуриатных комициях приобрели средние имущественные классы. Подобные события происходили на фоне противоборства между нобилитетом и так называемым «всадничеством».

К нобилям относили земельную аристократию (сенаторское сословие), а к всадникам – денежную аристократию, разбогатевшую на эксплуатации провинций, которые занимались откупами, ростовщичеством и внешней торговлей.

lecu.ru

2. Государственный строй Древнего Рима.

В период республики органи­зация власти была достаточно проста и некоторое время отвечала условиям, какие были в Риме ко времени воз­никновения государства. На протяжении последующих пяти веков существования республики размеры государства зна­чительно увеличились- Но это почти не отразилось на струк­туре высших органов государства, по-прежнему находив­шихся в Риме и осуществлявших централизованное управ­ление громадными территориями. Естественно, что такое положение снижало эффективность управления и стало со временем одной из причин падения республиканского строя.

В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах, в Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преоблада­нии первых, обеспечивавших привилегированное положе­ние знатной богатой верхушки рабовладельцев. Это отра­зилось в полномочиях и взаимоотношениях высших госу­дарственных органов. Ими являлись народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, не они преимуществен­но управляли государством. Это делали сенат и магистра­ты — органы реальной власти нобилитета.

2.1. Виды народных собраний в Древнем Риме.

В Римской республике существовали три вида народ­ных собраний — центуриатные, трибутныо и куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие благодаря своей структуре и порядку принятие решений преобладающих аристократических и богатых кру­гов рабовладельцев. Правда, их структура с середины III в. до н.э. с расширением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий — по 70, а общее число центурий было доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатства все же сохранилось, так как в центуриях выс­ших разрядов было гораздо меньше граждан, чем в центу­риях низших разрядов, а неимущие пролетарии, чья численность значительно возросла, по-прежнему составляли только одну центурию.

В компетенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни. Второй вид народных собраний представляли трибут-ные собрания, которые в зависимости от состава жителей Триб, участвовавших в них, делились на плебейские и патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была ог­раниченной- Они избирали низших должностных лиц (квес­торов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кроме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до н.э. они получи­ли и право принятия законов, что привело к росту их зна- " чения в политической жизни Рима. Но вместе с тем в ре­зультате увеличения к этому времени числа сельских триб до 31 (с сохранившимися 4 городскими трибами всего ста­ло 35 триб) жителям отдаленных триб стало затруднительно являться в собрания, что позволило богатым римлянам усилить свои позиции в этих собраниях.

Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия потеряли былое значение. Они лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце:Концов были заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов.

Народные собрания в Риме созывались по усмотрению высших должностных лиц, которые могли и прервать собрание, и перенести его на другой день. Они же председатсльствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие решению. Участники собрания не могли изменять внесенные предложения. Голосование по ним было откры­тым и только в конце республиканского периода было вве­дено тайное голосование (участникам собрания раздава­лись специальные таблицы для голосования). Важную, чаще всего определяющую роль играло-то обстоятельство, что решения центуриатного собрания о принятии законов и избрании должностных лиц в первый век существования республики подлежали утверждению сенатом, но и затем, когда в III в. до н.э. это правило было отменено, сенат по­лучил право предварительного рассмотрения вопросов, выносимых в собрание, что позволяло ему фактически на­правлять деятельность собрания.

studfiles.net

Народные собрания (комиции)

Римская республика управлялась тремя органами власти: сенатом, магистратами и народными собраниями. В римской республике юридически только народ - римские граждане в целом обладал верховной властью, поручая отдельные части этой власти разным учреждениям и лицам.

По данным Ливия, граждан при Сервии Туллии насчитывалось 80 тыс. (Liv. I. 44.2), в 219 г. до н.э. - 270 тыс. (Liv. Per. 20), в 208 г. до н.э. - 137 тыс. (Liv. XXVII. 36. 7), в 204 г. до н.э. - 214 тыс. (Liv. XXIX. 37. 6), в 69 г. до н.э. - 450 тыс. (Liv. Per. 98).

Верховенство народа выражали народные собрания, которые созывались регулярно и бесконтрольно решали почти все важнейшие вопросы государственной жизни: законодательство, уголовный суд, выбор магистратов, объявление наступательной войны.

В римской республике отсутствовало единое народное собрание, существовали три вида народных собраний с разными принципами комплектования и полномочиями: патрицианские куриатные, цензовые центуриатные и демократические трибутные. Народные собрания именовались термином комúции (comitia). Сomitia означало собрание всего римского народа по известным политическим подразделениям - куриям, центуриям или трибам для постановления какого-либо решения.

Куриáтные комиции - comitia curiata были собраниями патрициев и постепенно по мере уравнения в правах патрициев и плебеев теряли своё значение. Граждане на них почти не ходили. Они сохранили функцию формального утверждения магистратов, избранных другими собраниями. Кроме того, здесь утверждали акты завещаний и усыновлений.

Главной формой народных собраний стали центуриáтные комиции - comitia centuriata, введённые Сервием Туллием. Они включали в себя и патрициев и плебеев, разделённых на имущественные разряды, где большинство принадлежало наиболее зажиточным гражданам. В III в. до н. э. произошла демократизация центуриатных комиций. Число центурий увеличилось со 193 до 373. Все пять разрядов стали выставлять одинаковое количество центурий - по 70, плюс некоторое количество - 23 добавочных центурий. Отныне первый разряд теперь уже не мог располагать большинством при голосовании.

Центурии, в отличие от триб, не были постоянными единицами римского общества, а формировались после проведения ценза (переписи населения с указанием имущества), на его основе. В зависимости от переоценки имущественного состояния гражданин мог перейти в другой имущественный разряд и оказаться в другой центурии.

Центуриатные комиции выбирали важнейших магистратов - консулов, цéнзоров и прéторов, принимали новые законы, решали вопросы войны, мира и заключения международных договоров, предоставляли римское гражданство, осуществляли суд по наиболее тяжким уголовным преступлениям, то есть они рассматривали жалобы, апелляции римских граждан, приговорённых консулами в пределах города к смертной казни.

Наиболее поздним видом комиций являлись демократические трибýтные комиции - comitia tributa. Римские граждане, то есть и патриции и плебеи независимо от имущественного ценза распределялись по территориальным округам - трибам, которых первоначально было 20, а потом с ростом римской территории образовалось 35 триб. По этим трибам и собирались комиции. Первоначально это были собрания плебеев. Плебейские трибутные комиции принимали законы - плебисцúты, обязательные только для плебеев С 449 г. до н.э. плебисциты уравнивались с законами, которые принимались центуриатными комициями. Это заставило и патрициев принять участие в собраниях по трибам. В них стали участвовать все граждане независимо от имущественного ценза.

Трибутные комиции избирали некоторых магистратов - квесторов, курульных эдилов, народных трибунов, судили преступления, за которые полагался штраф, принимали законы по предложению народных (плебейских) трибунов. Законопроекты вносились магистратами в те народные собрания, на которых эти магистраты избирались. Центуриатные комиции принимали законопроекты, предложенные консулами, преторами. В период поздней республики наиболее деятельными в принятии законов оказались трибутные комиции, так как они включали всех граждан и, следовательно, больше склонялись к новизне. С другой стороны, народные трибуны чаще всего выступали с законодательной инициативой как защитники плебса. Они были менее заняты, чем прочие магистраты. Поэтому имели больше досуга для выработки законопроектов.

Народ мог сойтись на собрание только по инициативе, приглашению магистратов и решал только те вопросы, которые будут предложены ими. Рядовой гражданин Рима тем самым не обладал правом законодательной инициативы, как в Афинах. Причём решение принималось в форме утвердительного или отрицательного ответа, без права видоизменять вопрос, без обсуждения. День и вопрос для обсуждения объявляли заранее, тексты законопроектов или имена кандидатов предварительно публиковались, выставлялись на форуме. Подача голосов первоначально производилась устно и открыто. Во II в. до н.э. вводилось тайное и письменное голосование с использованием табличек, на которых имелись надписи, выражающие согласие или несогласие. Голосование совершалось не поголовно, а по центуриям или по трибам, то есть в общий счёт шли не отдельные голоса, подававшиеся в народных собраниях, а собирательные голоса. Этим римская система народного голосования отличалась от афинской, более демократической.

Сенат

Руководящим и постоянно действующим учреждением республики являлся сенат. Он состоял из 300 сенаторов, при диктаторе Сýлле - из 600, а при диктаторе Цéзаре - даже из 900 человек. Сенаторы назначались первоначально консулами, а затем цензорами. Цензоры избирались раз в пять лет. Поэтому они меньше зависели от переменчивых настроений народного собрания, чем консулы. Каждые пять лет они пересматривали списки сенаторов, которые, по существу, оставались неизменными. В сенат зачислялись отслужившие свой срок магистраты, как афинские áрхонты в ареопáге, которые и оставались его членами до самой своей смерти. Выборы магистратов сделались в то же время косвенными выборами в сенат. В сенат входили патриции, затем нобили. Это было собрание наиболее знатных и влиятельных людей, опытных в ведении дел и тесно сплочённых между собой пожизненностью своей должности. Голосование в сенате осуществлялось посредством отхода согласных в одну сторону, несогласных - в другую. После голосования оглашалось победившее мнение.

Сенат руководил магистратами и народными собраниями, определял внутреннюю и внешнюю политику государства. Все законопроекты, выносимые на рассмотрение народных собраний магистратами, предварительно одобрялись сенатом.

Сенат в период Республики не имел законодательной власти. Она принадлежала только народным собраниям. Однако законы, принятые комициями, проходили процедуру одобрения в сенате. После или до голосования в комициях следовал акт одобрения – в разное время по-разному: рубеж 339 г. до н.э. - lex Publilia, по которому одобрение должно было осуществляться до голосования народа. То обстоятельство, что решение народа приобретало силу закона только после согласия сената, придавало особый вес и значение сенату, возвышало его над народными собраниями.

Магистраты, выбиравшиеся всего на год, не могли не считаться с мнениями сената. Именно он и являлся для них самым надёжным руководителем. Магистраты не вносили в комиции предложений неугодных сенату. В случае большой опасности для государства по поручению сената один из консулов мог назначить диктатора со всеми правами прежних царей на срок не более шести месяцев.

В руках сената сосредоточились следующие функции:

1. Военные - решение вопроса о наборе и роспуске армии, определение численности армии, распределение полководцев по армиям и провинциям, финансирование армии во время войны.

2. Финансовые - составление государственного бюджета и контроль за его исполнением, распределение денежных сумм между отдельными магистратами, установление размеров налогов и контрибуций - платежей с побеждённых народов, распоряжение казной, чеканка монеты.

В ранний период государственные потребности Рима носили ограниченный характер. Налоги платили лишь неполноправные плебеи. Налоги с римских граждан отличались случайностью и недолговечностью. Постоянным налогом стал 5 % сбор с отпущенных на волю рабов. Затем при царях существовал особый сбор с продажи соли, вызывавший большое недовольство. Сервий Туллий подверг налогообложению имущество граждан, подвергавшееся оценке каждые пять лет при цензе.

По мере успешных римских завоеваний эти сборы теряли своё значение. Военная добыча и доход от завоеваний стали главным источником государственных доходов. Покорённые народы облагались разными налогами и повинностями. Налоги с полноправных граждан были постепенно отменены. Для римских граждан оставался только один случайный налог в 5 % с отпуска рабов. Зато провинции грабились и угнетались немилосердно. Богатство Рима держалось на организованном грабеже завоёванных провинций. Римское государство передавало взимание провинциальных налогов на откуп отдельным лицам или даже целым кампаниям. Они вносили в казну определённую сумму, а потом выжимали её из населения с большой прибавкой. При господстве откупной системы, при отсутствии каких - либо правильных принципов налогообложения, в сборе налогов царил полный произвол.

3. Внешнеполитические - право представлять Рим перед иностранными государствами, вести с ними переговоры, объявлять им войну, заключать мир и вступать в другие международные договоры.

4. Религиозные - установление общественных празднеств, культа новых богов, постройка храмов, высший надзор за культом.

5. Административные - управление провинциями, назначение наместников провинций, надзор за полицией.

studfiles.net

народное собрание древнем риме? народное собрание древнем риме ?

В римской республике существовало три вида народных собраний, или комиций: куриантные, центуриантные и трибутные. Самыми древними на них были куриантные комиции, когда-то единственный вид народных собраний патрициев. С появлением центуриантных и трибутных комиций, куриантные собрания потеряли всякое реальное политическое значение. За ними остались чисто формальные функции вручать «империй», то есть верховную исполнительную власть, магистратам, избранным в центуриантных комициях. Кроме того, в куриантом собрании решались вопросы об усыновлении граждан. Насколько формальный характер носили куриантные комиции, показывает тот факт, что для их деятельности не требовалось присутствия членов курий, а достаточно было тридцати ликторов и трех жрецов - авгуров. Центуриатные комиции появились, согласно традиции, в результате реформ Сервия Туллия и долго после этого служили высшим видом народных собраний. Они возникли первоначально как сходка городского ополчения и все время сохраняли военный характер. Так, центурные комиции должны были собираться за чертой города, в так называемом Марсовом поле. Созывать их и председательствовать на них могли только высшие должностные лица, обладавшие военным империям: диктаторы, консулы, преторы. Голосование происходило сначала в центуриях, а затем подсчитывали общее число центурий, голосовавших за или против. Так как всего центурий было 193, то голосование прекращалось, если первые 97 центурий голосовали одинаково. По реформе центуриатных комиций, произведенной в 241 г. до н.э. количество центурий в каждом разряде было установлено одинаковое, и общее количество их было доведено до 373. Теперь абсолютное большинство составляли 187 центурий. Первоначально все новые законы должны были проходить через центуриатные комиции. Но после того как народные собрания по трибам получили общегосударственный характер, законодательные функции перешли к ним. Центуриатные комиции служили высшей инстанцией при объявлении войны и заключении мира; они выбирали самых высших должностных лиц - консулов, преторов, цензоров; наконец, центуриатные комиции разбирали все уголовные дела, когда обвиняемому грозила смертная казнь или изгнание. Трибутные комиции, окончательно вошедшие в практику политической жизни после 287 г. до н.э., были наиболее демократическим видом римских народных собраний, так как для участия в них не требовалось ценза. Обычно они созывались на форуме. Голосование происходило таким же способом, как и в центуриатных комициях, то есть сначала голосовали в трибах, а потом подсчитывали общее число триб, голосовавших за или против. Абсолютное большинство давали 18 триб, голосовавших одинаково11 Ковалев С.И. Очерки истории Древнего Рима. Учебное пособие - М.: Просвещение, 1999. С. 38. После 287 г. к трибутным комициям перешли законодательные функции. Кроме того, народное собрание по трибам разбирало уголовные дела, в которых обвиняемому грозил крупный штраф (3020 весов и выше), и выбирало квесторов, эдилов и низших должностных лиц. Плебеи в собраниях по трибам продолжали выбирать своих должностных лиц; народных трибунов и плебейских эдилов. Впрочем, фактически разницы между трибутными комициями и собранием плебса по трибам не было, так как в этом и другом собрании принимало участие подавляющее большинство граждан. В римских комициях было несколько общих организационных моментов, которые ослабляли их значение. Это станет особенно ясным, если римские народные собрания сравнить с афинской экклесией, как наиболее демократическим типом народного собрания в рабовладельческом обществе. В то время как в Афинах было единое народное собрание, в Риме их было два (формально даже три). Такая дробность, конечно, уменьшала авторитет народного собрания. Кроме того, до середины II в. до н.э. в комициях существовала открытая подача голосов, что давало возможность богатым и влиятельным людям оказывать давление на рядовых избирателей. Только во второй половине II в. до н.э. было введено тайное голосовани

other.ques.ru

Общий характер римских народных собраний. История Рима

Общий характер римских народных собраний

В римских комициях было много организационных моментов, которые ослабляли их политическое значение. Эти моменты были не случайны, но вытекали из общего недемократического характера римской конституции. Сюда прежде всего нужно отнести дробность народного собрания. В то время как, например, в Афинах экклесия была единым органом выраже­ния народной воли, в Риме таких органов было два (формально даже три). Естественно, что это уменьшало авторитет народного собрания.

В том же направлении действовала и открытая подача голосов в коми­циях, существовавшая до середины II в.

Каждый голосующий, проходя через узкие мостки, опрашивался конт­ролером, который отмечал его голос точкой на особой таблице. На изби­рательных комициях контролер ставил против имени кандидата столько точек, сколько было подано за него голосов.

Только во второй половине II в. была введена тайная подача голосов.

На избирательных комициях каждый получал табличку (tabella), на ко­торой писал имена своих кандидатов; проходя через мостки он бросал ее в урну (корзину). На законодательных комициях голосующий писал на таб­личке либо UR — uti rogas («да», буквально — «как ты предлагаешь»), либо A — antique («нет», буквально — «оставлю по-старому»)[82]. На судебных комициях писали на табличках А или L — absolvo, libero («оправдываю»), либо С или D — condemno, damno («осуждаю»). Если голосующий воздер­живался, он должен был писать на табличке NL — non liquet («не ясно»).

Народные собрания в Риме не имели права законодательной инициати­вы. Это значит, что ни одно предложение (rogatio) не могло идти от самого собрания. Это последнее могло только голосовать предложения, внесен­ные тем должностным лицом, которое созвало данное собрание и на нем председательствовало. При этом вносимые предложения нельзя было из­менять и даже обсуждать: текст рогации нужно было принять или отверг­нуть целиком. Обсуждение вопросов, связанных с данным собранием, про­исходило на особых сходках (contiones), созываемых до комиций.

К этим недемократическим моментам в организации народных собра­ний нужно прибавить, что центуриатные комиции были основаны на цен­зовом принципе, при котором, даже после реформы центурий в середине III в., перевес принадлежал более состоятельным элементам. В трибутных же комициях 31 голос сельских триб всегда превалировал над 4 голо­сами городских, что вело к преобладанию в политической жизни консер­вативного деревенского населения, к тому же менее организованного и поэтому легко доступного воздействию реакционной земельной знати.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Сенат. Народное собрание - Рассвет и закат Рима

сенат. народное собрание

Сенат. Неограниченная власть царя была стеснена тем, что самых важных дел, кроме военных и судебных, он не мог решать без совета старейшин или сената (senatus), так же как и отец семейства, при всей неограниченности своей власти, в случаях какого-нибудь важного решения, должен был выслушать мнение семейного совета из ближайших родственников. Сенат не был простим собранием доверенных лиц царя, но постоянным политическим учреждением, состоявшим первоначально из пожизненных старейших представителей (patres) от каждого из составлявших государство патрицианских родов. Вследствие этого, число сенаторских мест было постоянное и соответствовало числу родов, так что присоединение к Риму новых общин, также состоявших из родов, было немедленно соединено с умножением сенаторских мест. Но мало-помалу, по мере слития всех народов в единую римскую общину, выбор сенаторов перешел фактически в свободное распоряжение царя. Эти вновь назначенные сенаторы имели особое название приписанных (conscripti). По преданию, при Ромуле сенат состоял из 100 членов, впоследствии число их возросло до 300. Сенат не мог собираться сам собой, без приглашения царя; точно также сенаторы могли подавать голос только тогда, когда царь обращался к ним с вопросом. Решение сената не было обязательно для царя.

Народное собрание. В тех случаях, когда царь замышлял войну или какое-либо изменение в существующих законах, он должен был спрашивать согласия народного собрания, в котором участвовали все коренные граждане Рима или патриции (patricii). Но граждане собирались только тогда, когда царь приглашал их. В народном собрании имел право говорить только царь, или тот, кому он давал на это право; дело народа было просто отвечать на вопрос утвердительно или отрицательно, во не обсуждать его. Таким образом, участие народа в управлении было чисто пассивное. Но народу принадлежало одно важное право в сфере суда. Собственно суд, производившийся на основании обычая, принадлежал царю и тем лицам, которым поручал он следствие над преступниками и составление приговора. Право помилования осужденных на смерть преступников принадлежало не царю, и народу. Царь мог только дать или не дать осужденному право просить помилования (provocatio).

romanpeace.ru

Роль народного собрания в Древнем Риме

В римской республике существовало три вида народных собраний, или комиций: куриантные, центуриантные и трибутные. Самыми древними на них были куриантные комиции, когда-то единственный вид народных собраний патрициев. С появлением центуриантных и трибутных комиций, куриантные собрания потеряли всякое реальное политическое значение. За ними остались чисто формальные функции вручать «империй», то есть верховную исполнительную власть, магистратам, избранным в центуриантных комициях. 

Кроме того, в куриантом собрании решались вопросы об усыновлении граждан. Насколько формальный характер носили куриантные комиции, показывает тот факт, что для их деятельности не требовалось присутствия членов курий, а достаточно было тридцати ликторов и трех жрецов - авгуров. 

Центуриатные комиции появились, согласно традиции, в результате реформ Сервия Туллия и долго после этого служили высшим видом народных собраний. Они возникли первоначально как сходка городского ополчения и все время сохраняли военный характер. 

Так, центурные комиции должны были собираться за чертой города, в так называемом Марсовом поле. Созывать их и председательствовать на них могли только высшие должностные лица, обладавшие военным империям: диктаторы, консулы, преторы. Голосование происходило сначала в центуриях, а затем подсчитывали общее число центурий, голосовавших за или против. Так как всего центурий было 193, то голосование прекращалось, если первые 97 центурий голосовали одинаково. 

По реформе центуриатных комиций, произведенной в 241 г. до н.э. количество центурий в каждом разряде было установлено одинаковое, и общее количество их было доведено до 373. Теперь абсолютное большинство составляли 187 центурий. 

Первоначально все новые законы должны были проходить через центуриатные комиции. Но после того как народные собрания по трибам получили общегосударственный характер, законодательные функции перешли к ним. Центуриатные комиции служили высшей инстанцией при объявлении войны и заключении мира; они выбирали самых высших должностных лиц - консулов, преторов, цензоров; наконец, центуриатные комиции разбирали все уголовные дела, когда обвиняемому грозила смертная казнь или изгнание. 

Трибутные комиции, окончательно вошедшие в практику политической жизни после 287 г. до н.э., были наиболее демократическим видом римских народных собраний, так как для участия в них не требовалось ценза. Обычно они созывались на форуме. Голосование происходило таким же способом, как и в центуриатных комициях, то есть сначала голосовали в трибах, а потом подсчитывали общее число триб, голосовавших за или против. 

Абсолютное большинство давали 18 триб, голосовавших одинаково11 Ковалев С.И. Очерки истории Древнего Рима. Учебное пособие - М.: Просвещение, 1999. С. 38. 

После 287 г. к трибутным комициям перешли законодательные функции. Кроме того, народное собрание по трибам разбирало уголовные дела, в которых обвиняемому грозил крупный штраф (3020 весов и выше), и выбирало квесторов, эдилов и низших должностных лиц. Плебеи в собраниях по трибам продолжали выбирать своих должностных лиц; народных трибунов и плебейских эдилов. Впрочем, фактически разницы между трибутными комициями и собранием плебса по трибам не было, так как в этом и другом собрании принимало участие подавляющее большинство граждан. 

В римских комициях было несколько общих организационных моментов, которые ослабляли их значение. Это станет особенно ясным, если римские народные собрания сравнить с афинской экклесией, как наиболее демократическим типом народного собрания в рабовладельческом обществе. 

В то время как в Афинах было единое народное собрание, в Риме их было два (формально даже три). Такая дробность, конечно, уменьшала авторитет народного собрания. Кроме того, до середины II в. до н.э. в комициях существовала открытая подача голосов, что давало возможность богатым и влиятельным людям оказывать давление на рядовых избирателей. 

Только во второй половине II в. до н.э. было введено тайное голосовани

Оцени ответ

reshebka.com