Кратко мировоззрение древних славян. Язычество и мировоззрение древних славян (стр. 1 из 3)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Идеология и мировоззрение древних Славян. Кратко мировоззрение древних славян


Идеология и мировоззрение древних Славян

Славянская культура – не простая. Она подвергалась внедрению других культур, потому её можно назвать синтетической, что позволяет говорить о том, что мы не можем знать наверняка происхождение некоторых явлений славянского мира. Древние славяне занимались различными видами искусства: лепили, рисовали, занимались ремеслом по дереву, строили корабли и храмы для богов. Быт у славян был уже достаточно развитым.

Об этом свидетельствуют многочисленные раскопки археологов, во время которых были найдены всевозможные предметы обихода. В основном, предметы находят в могильниках славян. Было обнаружено множество кладов и могильников, в которых были укрыты предметы различной утвари, украшения с растительным орнаментом, ювелирные поделки. Все эти вещи говорят не только о быте. Создавая предметы своими руками, славяне пытались отобразить на них самое дорогое, что у них есть – их веру, их помыслы. Потому из таких находок археологи и историки зачастую и узнают об укладе жизни, о мировоззрении, о вере тех времён, представления славян о мире, о сменах времён года, о жизни богов. Причудливые звери, птицы, существа мифологии – всё это также находит отображение на вещах из тех времён.

Одежде и внешнему облику славянские язычники отводили особое место в своём быту. Одежда носила нагрузку обрядности, она была символом рода, общины, могла иметь некоторые различия, но славяне чтили предков и из поколения в поколение повторяли заветы пращуров. На одеждах вышивались берегини, рожаницы, символы солнца, земли, стихий и многое другое. Верхний ярус (небо) соответствовало головному убору славянина, земля – с обувью. Что касается архитектуры славян – едва ли что-то сохранилось, ведь основным материалом было дерево. И хотя в наше время Православие исключает любую возможность интеграции со славянским язычеством – на самом деле очевидно, что, к примеру, многие православные праздники своими корнями уходят в языческие традиции славян.

rodoverie.ru

Язычество и мировоззрение древних славян

Обнинский Институт Атомной Энергетики

Реферат

по истории

на тему:

"Язычество, как идеология

и мировоззрение

древних славян".

Выполнил:

студент гр. ТД-99

Вахранев

Андрей

Борисович.

Преподаватель:

Нежданов И.А.

Обнинск 2000

Оглавление:

1. Введение.

2. Корни Язычества.

3. Боги Славян.

4. Идеология и мировоззрение древних Славян.

5. Богослужения.

6. Заключение.

Введение.

Я не зря взял тему реферата по язычеству. Это, на мой взгляд наиболее интересная тема из всей истории России. Период становления Русской государственности и события предшествующие этому являются одними из наименее изученными страницами нашей истории. Письменные источники, повествующие о тех временах, представлены крайне скудно, в основном, в изложении Византийских летописцев, которые описывали события, порой, тенденциозно и противоречиво. Конечно, Византийцев занимали славяне, главным образом, как беспокойные, воинственные соседи и они не особо интересовались их культурой, бытом и нравами. Поэтому для изучения истории Древней Руси и язычества, как её неотъемлемой части, использовались, в основном, археологические и этнографические исследования.

Люди древности жили свободно и относительно мирно, любили и боготворили природу, которая давала им всё. Природа - высокие снежные горы, темные старые леса. Всё было наполненно жизнью: в лесах обитали как злые (лешие, кикиморы, Баба-Яга, Змей-Горыныч) так и добрые ( живые деревья, лесной народ) существа. Всего не перечислить!

И этот золотой период человечества (я говорю о всём человечестве севера) был перечёркнут и выбрашен христианством. Но это другой разговор…

Итак, корни язычества:

Корни Язычества:

Само слово «Язычество», как известно, неопределённый термин, созданный христианскими служителями церкви для обозначения всего нехристианского. Этим термином они обозначали самые разнародные религиозные проявления, будь-то мифы и религия древней греции, домусульманская религия татар, древние верлвания племён и много-много другого.

Существует много теорий развития религии. Древний человек, не знающий законов природы, в зависимости от рода занятий по-разному оценивал её сущность. Взять охотника и земледельца: охотника волнует дичь, ветер, звёзды. А земледельца Солнце и дождь. Не зная, что в природе существует круговорот воды и земля, испаряя воду, производит облака, древний человек думает, что на небе существует бесконечный запас воды, или, что воду, упавшую с края земли боги носят наверх. Так, у людей, с разного рода занятиями стали появляться разные божества, оберегающие их.

Но язычники, в отличии от христиан были намного терпимей к другим верованиям. Потому что они твёрдо знали, что каждой стихией или происшествием что-то руководит, и верили во всех богов. Так, образовавшиеся государства, с людьми, занимающимися разными родами занятий, появились целые пантионы богов.

Главным богом считался не всегда тот, которому служат другие боги (как в Греции и Риме) у мнохих язычников главного бога вообще небыло, но такой существовал для каждого отдельного человека. Так в Скандинавии считался главным богом Один – бог войны, мудрец одноглазый. Но он, восседая на троне в Валгалле, не держал в полном подчинении других богов, и те могли свободно делать то, что сами захотят. А бог природы и земледелия Фрэй считался главным у земледельцев.

Так и у славян пантион богов представляет собой хранителей разных стихий.

Я дам, помойму полный перечень славянских богов, скопированный мною со страницы языческой общины «Триглав»:

Боги Славян:

Баба (Мать) - название женского предка (?), богиня плодородия - урожая, одно из им±н Лады. Треба ей сродни Ладиной.

Баян (Браги (сканд.), Bajas (италий.)) - Бог песен, славословий, музыки и музыкальных инструментов. Внук Велеса, сын Тура.

Божич (Божик (макед.), Марес (лат.)) - Божество Нового года, младенец.

Бука (Букан, Букач, Бучело, Пчелич (<Вел. Книга>), Риса (кельт.), Бубилас (лит.)) - Бог пчеловодства, бортничества. Он же дух страшных снов. Внук Велеса. Треба: м±д.

Буря (Варма-ава (морд.)) - Богиня ветра, супруга Стрибога. Треба как Стрибогу.

Велес (Волос, Велняс/Велнс/Велинас/Вельняс (лит., латыш.), Во-дан/Один (сканд.), Кылдысин (удм.), Мастор-пас (морд.), Keuri (эст.), Kekn (фин.). Zempat (прусс.), Trimps (прусс.), Велс, Виелона (балт.), Вала/Вритра (инд.), Лельвани (хет.). Тир (арм.). Фавн (лат.), Юл (балт.), Boxy Мана (ир.), Нуаду (ирл.), Нудд (кельт.), Нодонс (брит.), Ний, Ния, Ниян, Ниан, Ный, Навь, Нава, Нават, Яма (инд.), Шива (инд.), Тот (егип.), Гермес (греч.). Господь, Пан (греч.), Меркурий (лат.)) - Бог скота, пастушества, богатства, облаков, мудрости, хитрости, книжности, оберегания, жита, воли, торговли, колдовства, гаданий, хозяин бесов, проводник умерших душ. Брат-соперник Перуна, сын Сварога, муж Макоши. Треба: коровье масло, свинина, ленты, горшки, вода, шкуры, мех, кожа, сало, зерно, ов±с, м±д, щука, яйца, шерсть, холсты, деньги, хлеб, баранки, вино, пиво, молоко, баранина, курятина, козлятина, мясо тетерева, гороховые комья, каша, плоды, клюква, цветы, трава, семена, репник суш±ный.

Волх (Волхов, Волховец, Волк, Вольга, Огненный Вук (серб.), Локи (сканд.)) - Бог чародейства, оборотничества, войны, удальства. Сын Интры.

Дажьбог (Даждьбог, Дайбог, Дажбо, Даже, Дацбог, Дажба, Дашуба, Дабог (серб.), Даба, Дajбoг (серб.), Dagbra (брит.). Митра (инд,), Мифра (ир.), Мгер (арм.), Атум-Ра (егип.), Peive (саам.), Чи-пас (морд.), Ош-Кече (мари.). Узил (этр.). Соль (лат.), Сварожич/Zuarasiz, Дагда (ирл.). Луг (кельт.) (?), Арэв (арм.), Тиват (лув.), Тият (пагат.), Сурья (инд.). Царь Горох Белобог, Белбог, Белун (белорусе.), Беляк, Baldag, Baldr (герм.), Belenus (кельт.)) - Бог солнца, света, добра, благ, дождя, покровитель свадеб, природы, богатства, даяния, помощи. Сын Сварога. Супруг Живы. Отец Орея - прародителя белых людей. Покровитель насекомых. Противостоит Чернобогу. Треба: блины, горох, холст, м±д, орехи, яблоки, говядина, свинина, оленина, конина, баранина, тетерева, коровай, узорные хлеба, рожь, пшеница, ячмень, яйца, вино, плоды, овощи, цветы, деньги.

Дива (Дева, Дивия, Дина (валах.), Диана (лат.), Артемида (греч.), Дзевана, Зевония (польск.), Араньяни (инд.), Vires-akka (саам.), Dziwica, Devana (чеш.)) - Богиня охоты, заповедных лесов, зверей, девиц (женские тайные охотничьи общины). Дочь Додолы и Перуна. Жена Волха (?). Треба: мясо диких животных, шкурки соболей и куниц, пирожки, ленты.

Додола (Дзидзилиа (польск,), Циця, Циза, Дидилия, Дзифилия, До-доле/Дудуле (болг.), Додилаш/Дудулейка (хорв.), Пеперуда (серб.), Ву-рунсему (хет.), Рауни (карел.), Гудыри-мумы (удм.), Jondol (морд.), Ziziila, Перыня, Молонья, Маланьица, Летеница (чеш.)) - Богиня грозы, молнии, дождя, весны, кормления детей. Супруга Перуна. Треба: каша, холст, курятина, мак, деньги, соль, чеснок, освященные травы, пшеница, хлеб, борщ.

Доля (Cpeha (серб.), Счастье, Удача, Фортуна (лат.), Лахесис (греч.), Лайма (лит.), Верданди (сканд.)) - Богиня счастливой судьбы, удачи. Сестра Макоши и Недоли. Треба Макошины.

Др±ма - Богиня дремоты, сонных мечтаний, сонливости, лени. Супруга Сна. Треба как Сну.

Дунай (Дон, Днепр, Потримпс (прусс.), Усыня) - Бог рек и рыболовства. Сын Кощея (?). Отец русалок, супруг Даны. Брат Святогора и Святибора. В местных обычаях ему присваивается имя самой большой реки (Нил (егип.), Тибр (лат.)). Треба: холст, яйца, блины, каша, деньги, хлеб, м±д, конина, пиво, вино, петух, железо (топоры, ножи, гвозди).

Дый (Deus (лат.), Zeus (греч.), Deiwas (общеиндоевр.), Дьяус (инд.), Тур (польск.)) - Верховное Божество. Одно из им±н (древнейшее) Сварога. Вернее, Сварог - одно из им±н Дыя. Треба сродни Свароговой.

Желя (Журба, Zeion (чеш.), Zeiu (польск.)) - Богиня похоронного плача, провожающая на погребальный кост±р. Отсюда <жальник> - могила. Сестра Карны. Дочь Мары и Кощея. Треба: поминальные милодары.

Жива (Живот, Живана, Живена, Сиба, Сьва, Сива, Весна, Туран (этр.), Zivia (крито-микен.), Sif (герм.), Seewa (лит.), Zywye (польск.)) - Богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна. Дочь Лады, супруга Дажьбога. Мать Орея, Треба: пироги, хлеб, ленты, цветы-венки. холсты, молоко, крашеные яйца, пш±нная каша, печенье <жаворонки>

Заря (Зорька, Зареница, Утренница, Ушас (мнл-), Аврора (лат.), Ужара (марий.), Эос (греч.), Тезан (этр.)) - Богиня зари, рассвета, очищения, здоровья, детей, любви, зрения, пения (у индусов). Мать Усеня. Дочь Дажьбога. Треба как Живе.

Земун (Жемина (лит.), Амалфея (греч.), Сурабхи (инд.), Ziemne (латыш.), Замунь) - Богиня корова. Кормилица Велеса. Богиня скота, облаков-туч, земли. Земун питает своим молоком молочные реки Небесного Ирия. Исполнительница желаний. Личина Лады. Треба: хлеб, молоко, кисель, пиво.

Интра (Индра (инд.), Индрик-зверь, Инорог, Инрок, Зилант, Змиулан, Гидра (греч.), Умар (марий.), Сумман (лат.), Такшака (инд. царь-змей), Вындрик, Единоок, Otur (герм.), Ондра) - Бог войны, погоды, тучеводитель, Бог дождя, отец зверей, нив, урожая, змей, плодородия, защитник народа. Брат-противник Перуна. Отец Волха (?).

Карна (Кручина) - Богиня скорби, похоронного обряда, горя. Дочь Мары, сестра Жели. Треба: поминальные милодары.

Квасура (Квасир (сканд.)) - Бог таинства хмелеварения. Лада научила Квасуру готовить питный м±д (сурью). Треба: солод, вода, мед.

Коляда (Каледа, Колодий (серб.), Calenda (лат.), Кал±нда) - Бог пиршеств, еды, календаря, веселья, жертвоприношений. Личина Хорса. Треба: деньги, зерно, м±д, мука, соль, вино, масло, свинина, козлятина, баранина, сало, хлеб, узорное печенье, блины, яйца, яблоки, крендели, баранки, сливы, вишни, кутья, узвар.

mirznanii.com

Дохристианский мировоззрение древних славян — предыстория украинской философии - ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В КУЛЬТУРЕ КИЕВСКОЙ РУСИ - Введение в философию

РАЗДЕЛ IV

ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В КУЛЬТУРЕ КИЕВСКОЙ РУСИ

 

 

Дохристианский мировоззрение древних славян — предыстория украинской философии

 

Одним из важных вопросов истории отечественной философии является вопрос о становлении и развитии философских идей в Киевской Руси. Стоит заметить, что до последнего времени, как отмечает В. С. Горский, в нашей литературе бытовало мнение, согласно которому эта эпоха не дает фактов для подтверждения выводов, что на Руси в тот период существовали философы и философия. Причиной такого мнения служило суженное понимание предмета истории философии. Только знания, изложенные на языке логических понятий и представлены как теоретические положения, считались достойным объектом историко-философского исследования. Такой подход оказался неправомерным вообще и по отношению к культуре Киевской Руси в частности. Философия как духовная квинтэссенция синкретической по своей сути древнерусской культуры отражается в различных сферах духовно-практического освоения мира как философская мысль, закономерности развития которой является непосредственным предметом изучения истории философии. Именно такой способ бытия философии эпохи отечественного средневековья превалирует [3, с. 104].

 

То круг мировоззренческих проблем, на которые мы наталкиваемся в памятниках древнерусской культуры, дает основания для убеждения в том, что она имела свою собственную философскую позицию. Среди проблем, представляющих философско-мировоззренческий грунт, можно выделить: проблемы бытия, представление о Вселенной, о человеке, ее место в мире, смысл ее бытия, ее счастье; проблемы жизни и смерти, понимание добра и зла; проблемы человеческой истории и др.

Возникновение первых философских идей древних русичей происходило не на голом месте. Это был закономерный процесс формирования мировоззрения, с определенными этапами (типами) его развития и тесной связью между ними. Некоторые элементы "философского" осмысления явлений природы и человеческой жизни прослеживаются в народном мировоззрении восточнославянских племен задолго до крещения Руси и появления письменности. На основе первой самобытной мировоззренческой мифологической системы создавались первые дофілософські образования, которые были обусловлены в значительной мере характером и способом деятельности, быта древних украинцев. Формировался свой стиль жизни и мышления, производились характерны ориентации на освоение мира, своя национальная культура.

Опираясь на эмпирический опыт и мифологическую картину мира, наши предки создавали своеобразную естественную религию, которая позже была названа "языческой", языческой. В этой народной религии основным предметом была природа. В "Синопсисе" ярко обрисовываются олицетворение и обожествление восточными славянами сил природы. Главными языческими богами, которые олицетворяли образы самой природы, были Перун — самый главный идол, "бог грома, молнии и дождевых облаков"; вторым идолом был Волос — бог скота; третьим — Позвизд (Похвіст, Вихр) — "бог воздуха, погоды и непогоды"; четвертым — Ладо — бог веселия и всякого благополучия"; пятым — Купало, "что его за бога плодов земных считали"; шестым — Коляда — "бог празничний, что ему большой праздник месяца декабря в 24-й день одправляють". В "Синопсисе" упоминаются имена таких богов, как Усляд (Ос - ляд), Корша (Хоре), Дашуба (Дажб), Стриба (Стрибог), Макош (Мокош) и др.

Боги населяли поля, степи, леса, воды и другие места жительства людей. Именно тогда возникли в народном воображении понятие о добрых и злых духов (русалка, черт, леший, домовой, водяной, леший, мавка и др.), разные поверья, заклинания, праздники, игрища (Ивана Купала, колядование, обливание водой). Все это объединяло человеческое бытие с природой, а следовательно и с божеством, поскольку природа, природные стихии в народной религии возникали как божественные, приобретали сакрального характера. Происходил процесс формирования наивного пантеїстичного миропонимание, в котором материальное и божественное не протиставлялись, божественном не отводилась роль творческого начала, оно только вносило порядок в окружающий мир, который был единственный с людьми, богами, природой. Вселенная, космос в языческой религии воспринимался как надісторичний, в природе существовал вечный круговорот, признавалась астральная зависимость. Достаточно развит был культ предков как важный принцип социальной детерминации.

На протяжении жизни наших предков менялись их мифологические представления и верования. В мифологической системе миропонимания сложились так называемая героическая мифология и героический эпос — былины. Однако язычество с его політеїстичним поклонением, тот набор навыков, умений, сведений, передаваемых устной традицией, не могли удовлетворить дальнейшее общественно-историческое и культурное развитие Руси. Не они давали ответы на важные мировоззренческие вопросы, через что вынуждены были уступить христианской идеологии и философскому миропониманию. В. С. Горский отмечает, что разрушение мифа и зарождение философии происходит тогда, когда картина мира, что описывалось мифом, становится предметом изучения, когда возникает необходимость объяснить, что означают слова "добро" и "зло", что скрывается за словами, которые описывают мифологическую картину мира [3, с. 16-17].

schooled.ru

Язычество и мировоззрение древних славян

Обнинский Институт Атомной Энергетики

Реферат

по истории

на тему:

"Язычество, как идеология

и мировоззрение

древних славян".

Выполнил:

студент гр. ТД-99

Вахранев

Андрей

Борисович.

Преподаватель:

Нежданов И.А.

Обнинск 2000

Оглавление:

Введение.

Корни Язычества.

Боги Славян.

Идеология и мировоззрение древних Славян.

Богослужения.

Заключение.

Введение.

Я не зря взял тему реферата по язычеству. Это, на мой взгляд наиболее интересная тема из всей истории России. Период становления Русской государственности и события предшествующие этому являются одними из наименее изученными страницами нашей истории. Письменные источники, повествующие о тех временах, представлены крайне скудно, в основном, в изложении Византийских летописцев, которые описывали события, порой, тенденциозно и противоречиво. Конечно, Византийцев занимали славяне, главным образом, как беспокойные, воинственные соседи и они не особо интересовались их культурой, бытом и нравами. Поэтому для изучения истории Древней Руси и язычества, как её неотъемлемой части, использовались, в основном, археологические и этнографические исследования.

Люди древности жили свободно и относительно мирно, любили и боготворили природу, которая давала им всё. Природа - высокие снежные горы, темные старые леса. Всё было наполненно жизнью: в лесах обитали как злые (лешие, кикиморы, Баба-Яга, Змей-Горыныч) так и добрые ( живые деревья, лесной народ) существа. Всего не перечислить!

И этот золотой период человечества (я говорю о всём человечестве севера) был перечёркнут и выбрашен христианством. Но это другой разговор…

Итак, корни язычества:

Корни Язычества:

Само слово «Язычество», как известно, неопределённый термин, созданный христианскими служителями церкви для обозначения всего нехристианского. Этим термином они обозначали самые разнародные религиозные проявления, будь-то мифы и религия древней греции, домусульманская религия татар, древние верлвания племён и много-много другого.

Существует много теорий развития религии. Древний человек, не знающий законов природы, в зависимости от рода занятий по-разному оценивал её сущность. Взять охотника и земледельца: охотника волнует дичь, ветер, звёзды. А земледельца Солнце и дождь. Не зная, что в природе существует круговорот воды и земля, испаряя воду, производит облака, древний человек думает, что на небе существует бесконечный запас воды, или, что воду, упавшую с края земли боги носят наверх. Так, у людей, с разного рода занятиями стали появляться разные божества, оберегающие их.

Но язычники, в отличии от христиан были намного терпимей к другим верованиям. Потому что они твёрдо знали, что каждой стихией или происшествием что-то руководит, и верили во всех богов. Так, образовавшиеся государства, с людьми, занимающимися разными родами занятий, появились целые пантионы богов.

Главным богом считался не всегда тот, которому служат другие боги (как в Греции и Риме) у мнохих язычников главного бога вообще небыло, но такой существовал для каждого отдельного человека. Так в Скандинавии считался главным богом Один – бог войны, мудрец одноглазый. Но он, восседая на троне в Валгалле, не держал в полном подчинении других богов, и те могли свободно делать то, что сами захотят. А бог природы и земледелия Фрэй считался главным у земледельцев.

Так и у славян пантион богов представляет собой хранителей разных стихий.

Я дам, помойму полный перечень славянских богов, скопированный мною со страницы языческой общины «Триглав»:

Боги Славян:

Баба (Мать) - название женского предка (?), богиня плодородия - урожая, одно из им±н Лады. Треба ей сродни Ладиной.

Баян (Браги (сканд.), Bajas (италий.)) - Бог песен, славословий, музыки и музыкальных инструментов. Внук Велеса, сын Тура.

Божич (Божик (макед.), Марес (лат.)) - Божество Нового года, младенец.

Бука (Букан, Букач, Бучело, Пчелич (<Вел. Книга>), Риса (кельт.), Бубилас (лит.)) - Бог пчеловодства, бортничества. Он же дух страшных снов. Внук Велеса. Треба: м±д.

Буря (Варма-ава (морд.)) - Богиня ветра, супруга Стрибога. Треба как Стрибогу.

Велес (Волос, Велняс/Велнс/Велинас/Вельняс (лит., латыш.), Во-дан/Один (сканд.), Кылдысин (удм.), Мастор-пас (морд.), Keuri (эст.), Kekn (фин.). Zempat (прусс.), Trimps (прусс.), Велс, Виелона (балт.), Вала/Вритра (инд.), Лельвани (хет.). Тир (арм.). Фавн (лат.), Юл (балт.), Boxy Мана (ир.), Нуаду (ирл.), Нудд (кельт.), Нодонс (брит.), Ний, Ния, Ниян, Ниан, Ный, Навь, Нава, Нават, Яма (инд.), Шива (инд.), Тот (егип.), Гермес (греч.). Господь, Пан (греч.), Меркурий (лат.)) - Бог скота, пастушества, богатства, облаков, мудрости, хитрости, книжности, оберегания, жита, воли, торговли, колдовства, гаданий, хозяин бесов, проводник умерших душ. Брат-соперник Перуна, сын Сварога, муж Макоши. Треба: коровье масло, свинина, ленты, горшки, вода, шкуры, мех, кожа, сало, зерно, ов±с, м±д, щука, яйца, шерсть, холсты, деньги, хлеб, баранки, вино, пиво, молоко, баранина, курятина, козлятина, мясо тетерева, гороховые комья, каша, плоды, клюква, цветы, трава, семена, репник суш±ный.

Волх (Волхов, Волховец, Волк, Вольга, Огненный Вук (серб.), Локи (сканд.)) - Бог чародейства, оборотничества, войны, удальства. Сын Интры.

Дажьбог (Даждьбог, Дайбог, Дажбо, Даже, Дацбог, Дажба, Дашуба, Дабог (серб.), Даба, Дajбoг (серб.), Dagbra (брит.). Митра (инд,), Мифра (ир.), Мгер (арм.), Атум-Ра (егип.), Peive (саам.), Чи-пас (морд.), Ош-Кече (мари.). Узил (этр.). Соль (лат.), Сварожич/Zuarasiz, Дагда (ирл.). Луг (кельт.) (?), Арэв (арм.), Тиват (лув.), Тият (пагат.), Сурья (инд.). Царь Горох Белобог, Белбог, Белун (белорусе.), Беляк, Baldag, Baldr (герм.), Belenus (кельт.)) - Бог солнца, света, добра, благ, дождя, покровитель свадеб, природы, богатства, даяния, помощи. Сын Сварога. Супруг Живы. Отец Орея - прародителя белых людей. Покровитель насекомых. Противостоит Чернобогу. Треба: блины, горох, холст, м±д, орехи, яблоки, говядина, свинина, оленина, конина, баранина, тетерева, коровай, узорные хлеба, рожь, пшеница, ячмень, яйца, вино, плоды, овощи, цветы, деньги.

Дива (Дева, Дивия, Дина (валах.), Диана (лат.), Артемида (греч.), Дзевана, Зевония (польск.), Араньяни (инд.), Vires-akka (саам.), Dziwica, Devana (чеш.)) - Богиня охоты, заповедных лесов, зверей, девиц (женские тайные охотничьи общины). Дочь Додолы и Перуна. Жена Волха (?). Треба: мясо диких животных, шкурки соболей и куниц, пирожки, ленты.

Додола (Дзидзилиа (польск,), Циця, Циза, Дидилия, Дзифилия, До-доле/Дудуле (болг.), Додилаш/Дудулейка (хорв.), Пеперуда (серб.), Ву-рунсему (хет.), Рауни (карел.), Гудыри-мумы (удм.), Jondol (морд.), Ziziila, Перыня, Молонья, Маланьица, Летеница (чеш.)) - Богиня грозы, молнии, дождя, весны, кормления детей. Супруга Перуна. Треба: каша, холст, курятина, мак, деньги, соль, чеснок, освященные травы, пшеница, хлеб, борщ.

Доля (Cpeha (серб.), Счастье, Удача, Фортуна (лат.), Лахесис (греч.), Лайма (лит.), Верданди (сканд.)) - Богиня счастливой судьбы, удачи. Сестра Макоши и Недоли. Треба Макошины.

Др±ма - Богиня дремоты, сонных мечтаний, сонливости, лени. Супруга Сна. Треба как Сну.

Дунай (Дон, Днепр, Потримпс (прусс.), Усыня) - Бог рек и рыболовства. Сын Кощея (?). Отец русалок, супруг Даны. Брат Святогора и Святибора. В местных обычаях ему присваивается имя самой большой реки (Нил (егип.), Тибр (лат.)). Треба: холст, яйца, блины, каша, деньги, хлеб, м±д, конина, пиво, вино, петух, железо (топоры, ножи, гвозди).

Дый (Deus (лат.), Zeus (греч.), Deiwas (общеиндоевр.), Дьяус (инд.), Тур (польск.)) - Верховное Божество. Одно из им±н (древнейшее) Сварога. Вернее, Сварог - одно из им±н Дыя. Треба сродни Свароговой.

Желя (Журба, Zeion (чеш.), Zeiu (польск.)) - Богиня похоронного плача, провожающая на погребальный кост±р. Отсюда <жальник> - могила. Сестра Карны. Дочь Мары и Кощея. Треба: поминальные милодары.

Жива (Живот, Живана, Живена, Сиба, Сьва, Сива, Весна, Туран (этр.), Zivia (крито-микен.), Sif (герм.), Seewa (лит.), Zywye (польск.)) - Богиня жизни, весны, плодородия, рождения, жита-зерна. Дочь Лады, супруга Дажьбога. Мать Орея, Треба: пироги, хлеб, ленты, цветы-венки. холсты, молоко, крашеные яйца, пш±нная каша, печенье <жаворонки>

Заря (Зорька, Зареница, Утренница, Ушас (мнл-), Аврора (лат.), Ужара (марий.), Эос (греч.), Тезан (этр.)) - Богиня зари, рассвета, очищения, здоровья, детей, любви, зрения, пения (у индусов). Мать Усеня. Дочь Дажьбога. Треба как Живе.

Земун (Жемина (лит.), Амалфея (греч.), Сурабхи (инд.), Ziemne (латыш.), Замунь) - Богиня корова. Кормилица Велеса. Богиня скота, облаков-туч, земли. Земун питает своим молоком молочные реки Небесного Ирия. Исполнительница желаний. Личина Лады. Треба: хлеб, молоко, кисель, пиво.

Интра (Индра (инд.), Индрик-зверь, Инорог, Инрок, Зилант, Змиулан, Гидра (греч.), Умар (марий.), Сумман (лат.), Такшака (инд. царь-змей), Вындрик, Единоок, Otur (герм.), Ондра) - Бог войны, погоды, тучеводитель, Бог дождя, отец зверей, нив, урожая, змей, плодородия, защитник народа. Брат-противник Перуна. Отец Волха (?).

Карна (Кручина) - Богиня скорби, похоронного обряда, горя. Дочь Мары, сестра Жели. Треба: поминальные милодары.

Квасура (Квасир (сканд.)) - Бог таинства хмелеварения. Лада научила Квасуру готовить питный м±д (сурью). Треба: солод, вода, мед.

Коляда (Каледа, Колодий (серб.), Calenda (лат.), Кал±нда) - Бог пиршеств, еды, календаря, веселья, жертвоприношений. Личина Хорса. Треба: деньги, зерно, м±д, мука, соль, вино, масло, свинина, козлятина, баранина, сало, хлеб, узорное печенье, блины, яйца, яблоки, крендели, баранки, сливы, вишни, кутья, узвар.

Кощей (Кош, Кощеище, Кащей, Вий, Вим, Шелудивый Буняка (на Волыни), Солодивый Бунио (Подолия), Аид (греч.), Аита (этрус.), Калм (эст.), Плутон (лат.), Балор (кельт.), Ruta (саам.)) - Бог подземного царства, подземного солнца. Противник Дажьбога. Супруг Мары. Порождение Чернобога. Треба: вино, масло, зерно, вода, железо.

Кривда (Ложь) - Богиня лжи, обмана, неправды. Дочь Суда и Недоли. Треба: козлятина.

Крышень (Кресень, Кришна (инд.), Сириус (лат.), Тишья (инд.), Тиштрйя (ир.), Сопдет (егип.), Сотис (греч.)) - Бог зв±зд. Сын Перуна и Додолы.

Купало (Купала, Купидон (лат.), Купалец, Купалич, Кулебозе, Купайло (укр.), Купалищ (белор.), Аллу (этр.), Апполон (греч.), Cupra (италийск.)) - Бог очищения, вожделения, любви, брачных пар; связан с водой и огнем. Личина Дажьбога. Брат Усеня, Радогоща, Коляды. Треба: курятина, орехи, чеснок, м±д, цветы-венки, горох, хлеб, блины, пироги, зерно, узорное печенье.

Купальница (Купава) - Супруга Купалы.

Лада (Ладо, Лето (греч.), Адити (инд.), Латония (греч.), Анна (брет.), Дану (ирл.), Дон (валл.), Мааема (эст.), Маддер-акке (саам.), Юман-ава (марий.), Уни (этр.), Мать-Сыра-Земля (русск.), Гера (греч.), Гея (греч.), Alado (польск.), Рато (крито-микен.), Юнона (лат.), Деметра (греч.)(?), Аль-Лат (араб.), Анахита (ир.), Анаит (арм.)) - Богородица, мать Богов, старшая Рожаница, покровительница родов, женщин, детей, брака, любви, женских дел, пар, урожая, плодородия. Женское воплощение Рода. Супруга Сварога. Богиня Земли. Треба: оладьи, каша, хлеб, сыр, м±д, говядина. конина, баранина, творог, оленина, масло, курятина, крупа, пироги, нити, уаорное печенье, шкурки куниц, ласок и соболей, зерно, яйца, пиво, платки. полотна, шерсть, сосуды, молоко.

Леля (Лелия, Hely, lleli, Lala (этр.), Ляля (белор.), Алпан (этр.), Лакшми (инд.), Афродита (греч.)) - Богиня девичьей любви, младшая Рожаница, покровительница влюбл±нных, богатства, красоты, счастья. Дочь Лады. Супруга Семаргла. Треба: каша, хлеб, сыр, м±д, молоко, масло, сметана, творог, яйца, цветы.

Лют (Лед, Ляд, Lyada (польск.), Маворс/Марс (лат.), Арес (греч.), Тюр (сканд.), Ladon (чеш.), Turisas (фин.), Сканда (инд.)) - Бог боя, войны. Сын Семаргла и Лели. Треба: конина, говядина, оружие, пиво, железные вещи.

Мара (Марена, Коровья Смерть, Кикимора, Jambe-akka (саам.), Марцана, Маржана, Маржена (польск.), Муриена/Мармуриена (словац.). Мора, Маруха, Марана, Марина, Морена, Мармор (лат.), Мамерс (оке.), Гека-та/Церера (греч.), Ниррити (инд.), Мария (греч.), Моргана (брит.), Мэрроу (шотл.), Маря (латыш.), Smrtonoska (чеш.), Smertnica (луж.), Куга (серб.), Морриган (ирл.), Марыся (белор.), Marica (италий.), Хольда (герм.)) - Богиня Смерти, болезней, холода, зимы, зла, ночи, тьмы, ч±рного колдовства, гнева. Дочь Сварога, супруга Кощея, Велеса. Мать Обиды, Мсты, Карны, Жели, Угомона, Сна, Мора, Мороза, Лени. Треба: морковь, баранина, репа, кисель, говядина, конина, цветы, каша, вино, колачи, пряники, пирожки, корнеплоды, оладьи, ленты.

Мокошь (Макошь, Могошь, Макоша, Пугэс (хант.), Велесыня, Могущ, Мокошка (словен.), Mococize (луж.), Makosia, Mukes (полаб.), Муукс, Судьба, Пятница, Кармента (лат.), Клото (греч.), Верпея (лит.). Нортия (этр.), Урд (сканд.), Ардвисура, Анахита (ир.). Карта (латыш.)) -Богиня судьбы, счастья, несчастья, женской доли, гаданий, рукоделия, покровительница источников и святых колодцев, охранительница коров. Связана с загробным миром. Жена Велеса. Сестра Доли и Недоли. Треба: каша, курятина, говядина, баранина, конина, шерсть, нитки, вино, платки, посуда, ленты, хлеб, м±д, молоко.

Мор (Марс (лат.). Смерть, Танатос (греч.), Грох (арм.). Map (инд.)) - Бог смерти, холода, болезней. Сын Мары. Треба как Маре.

Мороз (Морозко, Трескун, Студенец, Зюзя (белор.). Морок) - Бог зимы, снега, холода. Сын Велеса и Мары. Треба: кисель, каша, печенье, кутья, блины.

Мста (Маха (ирл.), Бадб (ирл.), Bodua (галл.), Бада (балт. слав.), Беда, Афина (греч.)) - Богиня мести, кары, войны, разрушений. Дочь Мары и Кощея. Воплощение - ч±рная ворона. Треба как Маре.

Недоля (Hecpeha (серб.). Лихо, Горе, Нужда, Злосчастье, Бессчастье, Декла (лит.), Морта (лат.), Атропос (греч.), Хельд, Скульд (сканд.)) - Богиня несчастливой судьбы, неудач, несчастья. Сестра Мокоши и Доли. Треба: каша, нити, пряжа.

Непра (Водица) - Богиня воды. Дочь Переплута. Жена Дуная. В соответствии с местным обычаем, ей да±тся имя реки данного края. Треба: каша, деньги, хлеб, молоко, пиво, вино.

Обида - Богиня обиды, беды. Дочь Мары. Сестра-близнец Мсты. Воплощение - ч±рная лебедь.

Opeй (Арий, Ар (арм.), Арьяман (инд.)) - прародитель белых людей, племени ариев (арийцев). Первочеловек (Первопредок). Сын Дажьбога и Живы. Требы как Роду.

Пелен (Покров, Оберег) - Бог оберегания, защиты. Сын Сварога. Отец Чура. Треба как Чуру.

Переплут (Поренут (?) (балт.). Водяник, Водищ, Черномор, Посейдон (греч.), Нефунс (этр.), Нептун (лат.), Ахти (фин.), Аруна (хет.), Варуна (инд.), Аутримпс (прусс.)) - Бог моря, мореходства. Отец Даны. Господин водяных. Треба: м±д, конина, гусятина, свинина, баранина, хлеб, масло, деньги (золото, серебро).

Перун (Гром, Перен, Пярун (белор.), Перон, Паром (словац.), Пераун (чеш.), Пиорун (польск.), Пирва (хет.), Парджанья (инд.), Пурьгине-паза (морд.), Перкеле (фин.), Перкунас (лит.), Перконс (латыш.), Фьергюн (сканд., имя Богини, восходит к имени Перуна), Паргнум/Паркунс/Перкунс (прусс.), Проно (балт.), Прохн (полаб.), Айке (саам.), Тоора (фин.), Туури (карел.), Таара (эст.), Сяхыл-Торум (манси.), Атям (морд.), Квазь (удм.), Pirchunis (скиф.), Хшатра вайрья (ир.), Вахагн (арм.), Тару (хет.), Тop (сканд.), Таранис (кельт.), Доннер (герм.), Додол, Додон) - Бог грозы, плодородия, войны, покровитель воинов, огня, силы, власти, закона, жита, оружия, боевого искусства, покровитель урожая, податель благ, дождя. Сын Сварога. Брат-соперник Велеса. Супруг Додолы. Отец Дивы, Крышня, Ситиврата. Треба: железо (оружие, подковы), вода, говядина, квас, петух, яйца, красное вино, каша, пироги, баранина, жир, сало, орехи, молоко, дичь, пиво, м±д, венки, зерно, золото, курятина.

Погода (Догода, Нот (греч.)) - Бог южного летнего ветра, хорошей погоды. Сын Стрибога. Треба сродни Стрибоговой.

Подага (Эвр (греч.)) - Бог восточного весеннего ветра. Сын Стрибога.Треба сродни Стрибоговой.

Полель (Лель, Люль, Кама (инд.). Амур (лат.). Эрос (греч.)) - Бог страсти, любви. Брат-близнец Лели. Треба сродни Купале.

Порвата (Юмале (лит.)) - Богиня плодородия. Супруга Поревита.

Поревит (Порович, Спорыш (белор.), Полевик, Янус (лат.), Puruvit (балт.), Перке-кугу-юмо (мари.), Юмис (латыш.), Кулсан (этр.), Пильвитус (прусс-). Добро) - Бог плодородия, начал, изобилия, успеха, богатства, удачи, жизненной силы, благополучия, союзов и договоров. Треба: яйца, курятина, баранина, хлеб.

Посвист (Позвизд, Посвыстач, Похвисций, Pochwisciel, Pochwist. Не-погода, Борей (греч-)) - Бог северного зимнего ветра - Сын Стрибога. Треба сродни Стрибоговой.

Правда (Дакшина (инд.). Юстиция (лат.)) - Богиня правды, истины, честности, верности клятве. Дочь Суда. Сестра Кривды. Треба: зерно, деньги, плоды.

Провей (Прове, Зефир (греч.)) - Бог западного осеннего ветра. Сын Стрибога. Треба сродни Стрибоговой.

Род (Рудра (инд.), Брахма (инд.). Коре (угр.), Танен (егип.)) - Верховное Божество (Deo Deorum), Творец вселенной. Исток Всему. Отец Сварога и Лады. Треба: овсяная каша, овсяный хлеб, хлеб, сыр, м±д. просо, борщ, пироги, вар±ная мука, лапша, творог, яйца, масло, пиво, кисель, оленина либо говядина, ягодное вино.

Родогощь (Радегаст. Радогоиц, Radichost (балт.), Радун, Ганимед (греч.)) - Бог гостеприимства, торговли, урожая. Личина Световита. Треба: пироги медовые, колобки, оладьи, блины, пиво, венки, м±д.

Рус (Рос) - Прародитель племени Русов. Сын Орея.

Сварог (Бог, Дид, Тиу/Тюр (сканд.), Дьяус (инд.), Ильмаринен (фин.), Ильмойллине (карел.), Инмар (удм,), Ен (коми), Юбмсл (саам.), Шкай (морд.), Шкай (мокш.), Истен (венг.), Кугу-юмо (мари.), Куми-Торум (угр.), Нишке (морд.-эрзя.). Всевышний, Zeus (греч.), Deus (лат.), Savitar (инд.), Ишвара (инд.), Ахура-Мазда (ир.), Арамазд (арм.)) - мужское воплощение Рода, Бог-Творец, Бог Неба, мудрости, покровитель брака и кузнечного дела, рем±сел. Бог, установивший закон Прави. Отец Богов. Супруг Лады. Треба: овсяная каша, курятина, пиво, пироги, зерно, сало, хлеб, пироги с курятиной, рыба (щука), лапша, крапива, ткань, молоко, творог, яйца, сыр, ягодное вино, овсяный хлеб, оленина.

Световит (Световид, Святовид, Святовит, Светозар, Свендовид, Vitelubbe (?) (балт.), Svatovit, Zwetobochus, Suentebueck) - Бог света, плодородия, урожая, осеннего солнца, зерна, боя. Сын Сварога. Треба: медовый пирог, вино, блины, м±д.

Святобор (Светобор, Гай, Лес, Бор, Дубыня, Ажуолрович (лит.), Сильван (лат.), Селванс (этр.), Вертидуб) - Бог лесов, боров, господин леших. Треба: яйца, щука, лебедь, хлеб, леп±шки.

Святогор (Светогор, Горыня, Калнавертис (лит.), Вертигор) - Бог гор, холмов, круч. Брат Святобора.

Семаргл (Огнебог, Огник, Агни (инд.), Акни (хет.), Игнис (лат.), Сефланс (этр.). Тул-он-кугу-юмо (мари.). Вулкан (лат.), Гефест (греч.), Сварожич, Атар (ир.), Руевит, Rugievit, Rinvit, Симаргл, Семиглав, Семик, Сим-рьгль, Раклий)- Бог огня, огненных жертвоприношений, тепла, кузнечного дела, покровитель жертвенников. Бог-посредник между миром людей и миром Богов. Треба: дрова, жир, благовония, баранина, хлеб (обязательно), зерно, масло, вино, молоко, орехи, каша.

Ситивpат (Ситиворот, Пиэсче-пас (морд.), Ситовень) - Бог дождя, плодородия (?). сын Додолы и Перуна. Треба: каша, холст, мак, деньги, соль, чеснок, пшеница, хлеб, борщ.

Сон (Гипнос (греч.), Унтамо (фин.)) - Бог сна. Супруг Др±мы. Отец Угомона (Покоя). Сын Велеса и Мары. Треба: говядина, пироги, ткань, вино, молоко, м±д.

Стрибог (Ветер, Ветрыла (белор.), Стриба, Саркис (арм.). Вата (ир.), Ват-Лунг (хант.). Туня-юмо (мари), Oado (кушан.), Pieggolmai (саам.), Vot-pop-ansux (манси.), Шу (егип.). Вайю (инд.)) - Бог ветра, воздушного пространства. Отец Посвиста, Провея, Погоды и Подаги. Супруг Немизы. Треба: лоскуты, ленты, крупа, зерно, мука, каша (у армян), хлеб (разбра-сываются куски ).

Суд (Усуд (хорв.), Дхарма (инд.), Каба-инмар (удм.). Вахт (арм.)) - Бог правосудия, справедливости, истины, законов. Отец Правды, Кривды и Родомысла (?). Треба: зерно, деньги, плоды.

Сурица (Сурья (инд.)) - солнечная Богиня радости, света (напиток сурья (м±д питный)). Супруга Хмеля. Дочь Дажьбога.

Торка (Салюс (лат.), Девасена (инд.), Нериене (лат.)) - супруга Бога Войны.

Триглава (Тригла) - супруга Трояна.

Троян (Траян, Триглав (балт.). Трояк (укр.). Третей, Диан Кехт (ирл.), Trzy (польск.), Трита Апья (инд.), Фрита, Фаридуи/Траэтона (ир.), Фаэтон (греч.). Тритон (греч.), Асклепий (греч.). Эскулап (лат.), Тройчан, Тр±хсын, Аурван (ир.), Дханвантари (инд.), Аушаутс (прусс.)) - Бог здоровья, целебных трав, знахарства. Связан с огнем и водою. Сын тр±х Богов (Сварога, Перуна, Белеса). Супруг Триглы. Покровитель времени и пространства. Треба: травы, молоко, конина, блины, цветы, полотна, полотенца, хлеб, яйца, зерно.

Тур (Вол, Торк (болг.), Tunipit (балт.)) - Бог-покровитель скота, игрищ, веселья, пляса, буйности, страсти. Сын Велеса и Макоши. Треба: блины, козлятина, пиво, вино, ленты, яйца.

Турица - супруга Тура.

Усень (Овсень, Авсень, Таусень, Усиньш (латыш.), Jesen (балт.), Уши (инд.), Ушас (инд.), Usil (этр.), РКитень (белор.), Ausel (италийск.), Ашвины (инд.)) - Бог весны, труда, покровитель коней, мостов, пахоты. Сын Зари и Утробога. Треба: жир, хлеб, молоко, м±д, пиво, подковы.

Утробог (Заребог, Ютрабог (польск.), Иотербог (зап. слав.), Uniwit (балт.)) - Бог утра, зари, суток. Супруг Зари.

Хмель (Месяц, Арма (хет.), Син (шум.), Кужух (хурр.), Meness (латыш.). Мен (фриг.), Мани (сканд.). Мах (ир.), Чандра (инд.), Ики (хант.), Этпос-Ойка (манси.). Сома (инд.), Хаома (ир.). Нектар (греч.)) - Бог хмеля. Супруг Сурицы. Треба: пиво, зерно, вино, цветы, говядина, конина (у иранцев), опара для теста.

Хорс (Хърс, Хръс, Харе, Хорос, Хрос, Хурс, Гурс. Гурк, Коре, Гелиос (греч.), Орш, Корша, Кърт, Kirt (нем.). Карачун (?), Керечун (карпатск.), Крачун (болг.), Kreuunu (рум.). Horse (италийск.), Херс, Хрс, Хрсовик (серб.), Хорус (чеш.), Гор (егип.)) -- Бог зимнего солнца, зерна, озимых, холодов, покровитель скота (особенно коней). Бог грома, хозяин чертей и волков. Треба: конина, говядина, оленина, свинина, блины, яйца, орехи, молоко, масло, кутья, хлеб, м±д, кисель, зерно, подковы, оружие.

Чернобог (Царнибу (балт.), Сурт (сканд.). Сет (егип.), Керемет (удм.), Омоль (коми.). Куль (перм.), Куль-Отыр (манси.), Кынь-Лунг (хант.), Zcerneboch, Черняк, Ангро Манью (ир.), Tiarnaglof, Церноглов (балт.)) - Бог Зла, лжи, ненависти, ночи. Противник Белобога и Вышних Богов. Требы как Маре.

Числобог (Кронос (греч.), Зерван (ир.)) - Бог времени, букв, чисел, календаря. Треба: зерно, плоды, пироги, вино, м±д, говядина.

Чур (Щур, Арсури (чуваш.), Велен-пас (морд.). Термин (лат.)) - Бог охраны права собственности, защиты, покровитель границ, целости, оберегания, домашнего очага. Треба: зерно, хлеб, плоды, вино, м±д, курятина, лоскуты, борщ, каша, деньги.

Яже (Юша, Ящер, Яша, Шеша (инд.), Yesza (польск.), Jassa (польск.), Ажи Дахака (ир.), Аждаха (серб.). Ахи Будхинья (инд.), Бадняк (болт.), Аждахак (арм.), Лекеон (арм.). Левиафан (жид.), Ермунганд (герм.), Мехента (егип.)) - Змей, держащий землю. Брат Интры и Кощея. Треба: зерно, мясо, соль, вино, цветы.

Ярило (Ярила, Яр, Ерыло (белор.), Ярцы, Эрил (лат.), Liekio (фин.), Пергрубрюс (прусс.), Арес/Эрос (греч.), Герман (болг.), Яровит, Herovito (балт.), Herilus (италийск.), Ярко, Телепинус (хет.), Тарку (арм.), Геркле (этр.), Геракл (греч.). Геркулес (лат.), Фуфлунс (?) (этр.)) - Бог весеннего солнца, страсти, любви, деторождения, плодородия, скота, пивоварения, земледелия, ярости, войны, зверей. Треба: блины, оленина, конина, свинина, козлятина, курятина, говядина, узорный хлеб, пироги, печенье, леп±шки, семена, зерно, каша, молоко, яичница, пиво, цветы, ленты, овощи, м±д, чеснок, квас, пряники.

Ярица (Ярилиха) - супруга Ярилы.

Идеология и мировоззрение древних Славян.

Культура славян с самого начала складывалась, как синтетическая, так как находилась постоянно под влиянием различных культур и традиций. Древним славянам были известны различные виды искусств (живопись, скульптура, музыка, ремёсла, кораблестроение, резьба по дереву…) Археологические раскопки на местах древних поселений славян показали всё разнообразие быта. Было найденно множество кладов и могильников, наполненных всевозможными предметами утвари и дорогими украшениями. На женских украшениях с помощью витееватого растительного арнамента древние ювилиры могли рассказать о своём представлении о мире, о сменах времён года, о жизни богов. Неведомые звери, птицы, русалки занимали воображение тогдашних мастеров, художников.

Одежде и внешнему облику язычники придавали большое значение. Она показывала не только положение в обществе данного человека, но и некоторую обрядность. На одеждах изображались берегини, рожаницы, символы солнца, земли, стихий и отражала всю многоярусность мира. Верхний ярус (небо) сопоставлялся с головным убором, земле сопоставлялась с обувью и так с кадым ярусом. Вот архитектура древних славян до нас почти не дошла, так как славяне строили из дерева. Древние славянские языческие мотивы остались только в сохранившехся ранних каменных христианских храмах. Так, язычество – искрнная религия не может полностью умереть и старые веры сливаются с навязуемыми новыми. Большинство теперешних русско-православных праздненств – это старые языческие.

Как же язычник представлял себе мир? Мир, где он жил назывался «явь». Сверху этого мира, по видимому находился мир «правь», мир богов и света. А снизу, в черноте находился мир «навь». Надеюсь, я ничего не перепутал.

Это разделение самое известное, но были и другие воззрения, по всей видимости принесённые из Скандинавии и по этому я миры буду называть Скандинавскими названиями:

Асгард- это царство асов, а также тех ванов, которые живут вместе с асами.(Асы – боги воинов, Ваны – боги ремесленников и крестьян)

Хель - царство мертвых, а также сил вселенского разрушения.

Лёссальфхейм - цаpство эльфов, полубогов и обожествленных духов предков.

Ему противопоставляется Свартальфхейм. Свартальвы - то же, что "карлики" - цвеpги, англ. dwarves (название, котоpое Дж. Р. Р. Толкиен использовал для своих "гномов"). Они олицетворяют мировые силы, придающие вещам форму и структуру.

Ванахейм - царство ванов.

Ему противопоставлен миp Ётунхейм. Это царство первобытных сил слепого, бессознательного хаоса и/или порядка. Ётун -- это конструкция, лишенная сознания. Миpы Муспелльсхейм и Нифльхейм соответственно представляют собой сферы Космического Огня и Космического Льда. Именно из этих космических полярностей вещества-энергии зародилась вселенная.

Между этими полярными силами находится благословенная земля Мидгард - замкнутый миp в сеpедине Большого миpа. В этом "Среднеземье" живет человечество - один из многочисленных видов космических существ, потенциально обладающий наравне с богами и богинями даром сознания.

Богослужения.

Богослужение славян связано с поддержанием годового цикла одухотворенной природы и регулированием отношений с богами. Центральным моментом богослужения было принесение уместных к случаю жертв.

Общественное богослужение было включено в сюжеты праздников и других значимых событий. Праздничные действа сопровождались играми, "ряжением", пением, танцами, гаданиями, ритуалами очистительного назначения.

Перед праздником прибирались в домах, очищали место для кострищ, собирали дрова и солому, готовили жертвы, пекли угощение.

Волхвы заранее приводили в порядок святилища, отбирали принесенные и приведенные жертвы. В святилище они входили с благоговейным трепетом. Жрецы балтийских славян опасались осквернить его даже дыханием. Подметая храм, они выбегали, чтобы перевести дыхание.

Языческием ритуалам не чуждо благоговейное чувство, рожденное трепетом перед божествами. Поэтому жертвоприношение сопровождалось приготовительным очищением.

Смысл очищения - избавление от телесной и духовной нечистоты с помощью огня, воды и курений. Для этого парни с девицами прыгали через костры. Иные проходили между кострищами, и прогоняли скотину.

Избу очищали от злых духов (упырей и навий) благовониями. На сковородке жгли можжевельник или ароматные травы. При заселении нового дома или печи огонь из старого очага переносили в новый очаг.

А вообще мало что известно о Богослужениях древних славян, так как, как я уже говорил, христиане посторались. Единственное «но» – это то, что языческие праздненства интегрировались в православие.

Заключение.

Итак, подводя итоги этого не совсем удачного реферата, можно сказать всё язычество севера – почти одно и то-же. Если различия между Скандинавским язычеством и каким-нибудь древне-восточным или южным сразу брасаются в глаза, то таких различий между верованиями севера – просто нет. Я бы мог в реферате написать и про то, что все белые народы севера – от одних истоков, но это для данного реферата я не посчитал важным и интересным, так как это другая тема, и я мог бы тогда взять тему, например «идеология фашизма» или «теория фашизма и рассизма».

Итак, подводя итогии реферата можно сказать – язычество на Руси было золотым и живым периодом.

Источники и материалы:

Перечень богов – Языческая община «Триглав».

Богослужения славян – собрано с разных страниц интернета, посвящённых язычеству славян.

Всё остальное – пло моих собственных рассуждений.

www.coolreferat.com

Разрушитель мифов. - Мировоззрение.

У наших далеких предков - древних славян - во втором тысячелетии до новой эры были мифологические верования и представления, свойственные и другим европейским народам периода разложения первобытного родоплеменного строя: они чтили своих предков и поклонялись им. По их мнению, например, чур (дед) после смерти защищал своих детей внуков и правнуков. "Чур меня!", то есть "Дед, защити меня!" говорил славянин, когда ему угрожала опасность. Восточные славяне устраивали праздники в честь предков, торжественно поминали усопших. Для того, чтобы задобрить души умерших предков они приносили на их могилы съедобные дары: блины, яйца, рыбу, мед, квас. Мысль древнего славянина обращалась к прародителям - "дедам", лежавшим в земле, в пору пахоты, сева яровых и "прозябания" зерна в земле.

Восточнославянские кладбища в древности представляли собой как бы поселки мертвых - над прахом каждого умершего его родственники устанавливали деревянную домовину (столпообразную избу, сказочную избушку на курьих ножках). В эти миниатюрные дома и приносили славяне - русичи угощение предкам весной и осенью. Позднее над могилами соотечественников стали насыпать высокие земляные курганы. Обычай "приносов" и "родительские" дни сохранялся в России до конца XIX- начала XX века, до кануна империализма, а кое-где дожил даже до наших дней. Охотники и рыболовы верхнего палеолита и мезолита (позднего древнекаменного века и среднего каменного века) Восточной Европы верили в берегинь - добрых, помогающих людям духов женского пола, ласковых волшебниц, само название которых произошло от глаголов "беречь", верили и в известных по народным сказкам упырей или вампиров - злых духов-оборотней. Культ Рода, верховного бога Земли и Небес, разумно распоряжающегося всеми жизненно необходимыми стихиями и небесными телами - солнцем, дождями и водой - был связан с земледелием и отражал более поздние и более высокие ступени развития общества коренных жителей Русской равнины - неолит (новокаменный век), энеолит (медно-каменный век) и бронзовый век (VI-III тысячелетия до н. э).

Вера в единого верховного бога явилась основой позднеязыческого и христианского единобожия или, как обычно говорят, монотеизма. Культ Сварога - бога неба и огня, верховного покровителя кузнецов, железных дед мастеров, бронников и оружейников - возник и упрочился в эпоху железного века восточных славян - во II и I тысячелетиях до н. э., когда восточнославянские стальное оружие и стальные доспехи уже были лучшими в мире.

Выдающийся русский историк академик Василий Григорьевич Васильевский (1838-1899) и русский советский писатель Алексей Кузьмич Югов установили и доказали, что славный герой "Илиады" Гомера Ахилл (Ахиллес) был русским, древним русичем, и причиной его долговременной неуязвимости были именно русские стальные доспехи, подобных коим в эпоху осады Трои не имел ни один другой народ Земли.

Основные труды В. Г.Васильевского были после его смерти изданы в четырех объемистых томах в Санкт-Петербурге-Ленинграде в 1908-1930 годах, книга А. К.Югова "Думы о русском слове" тоже переиздавалась (издательством "Современник" в Москве).

В период перехода от военной демократии к раннефеодальным общественным отношениям на Русской Земле развивался возникший в 1 тысячелетии до н. э. культ Перуна - бога грозы, грома и молнии, войны, дружины и оружия. В VП-Х столетиях н. э. Перун был богом-покровителем русских князей и рыцарей. Его главным атрибутом считался огненный небесный меч - молния. В сознании древних и раннесредневековых русичей могучий и грозный Перун мирно уживался с миролюбивым богом Белесом - покровителем пастухов, певцов, поэтов и художников. Были у наших предков и другие важные боги -бог солнца Ярило, бог ветра Стрибог, бог плодородия Овсень. Славяно-русская дохристианская мифология являлась не менее величественной, чем греко-римская, и в то же время несравненно более человечной.

Русские боги, по представлениям наших пращуров не враждовали между собой, не совершали никаких жестокостей и несправедливостей, требовали соблюдать полную терпимость по отношению к чужим религиозным верованиям. Все русские, согласно древним славянским мифам, были сварожичами - прямыми потомками Сварога, а отнюдь не рабами и не изделиями божьими. От всех без исключения славян русская дохристианская религия (народная вера), неразрывно связанная с народной мифологией, русской народной философией, требовала неукоснительного соблюдения правил чести и принципов справедливости. Обобщенно их называли Правью (от этого слова произошли такие современные русские слова, как "право" и "правда").

Издревле у восточных славян существовал точно разработанный сельскохозяйственный календарь, показывавший превосходное знание всех вегетационных периодов яровой пшеницы и ячменя. Само слово "календарь" происходит от исконно славянского слова "коло" - круг (первоначально - окоем, небесный круг). Моления восточных славян - язычников своим богам были строго расписаны по временам года и важнейшим периодам полевых работ. Год делится на 12 месяцев, носивших самобытные русско-славянские названия (они частично сохранились на Украине и в Белоруссии) и определялся по солнечным фазам - ведь Солнце играло особую, определяющую роль в мировоззрении и верованиях праславян - древнейших земледельцев Европы.

Начинался год у славян-русичей, как и у нас теперь, 1 января. Новогодние празднества - святки - длились 12 дней, захватывая конец старого года и начало нового. В эти дни молодежь колядовала весело и торжественно провожала уходящий год и приветствовала наступающий. Именно эти колядки описал в "Ночи перед рождеством" Николай Васильевич Гоголь. Позднее и церковь начала использовать веселые и жизнерадостные языческие святки и колядки, приурочив к ним христианские праздники рождества и крещения (25 декабря и 7 января) по ст. стилю).

Следующим общеславянским календарным праздником была масленица - радостный праздник проводов русской зимы, весеннего равноденствия, встречи Солнца и заклинания природы, накануне весенней пахоты. Христианская церковь долго боролась и с этим праздником, но не могла его победить и добилась только выдворения его за календарные сроки великого поста перед пасхой. Первый весенний праздник отмечался 1-2 мая, когда появлялись первые всходы яровых, 4 июня восточные славяне праздновали день Ярилы - бога Солнца и животворящих сил природы. В этот день дома украшали березовыми ветками, а молодые березки - лентами. Третий общеславянский праздник весенне-летнего цикла отмечал летний солнцеворот 24 июня -день Ивана Купалы, когда хороводы девушек пели обрядовые песни и священные гимны. Дню Купалы предшествовала так называемая русальная неделя (русалки - нимфы, невесты воды и полей, существа, от которых, по мифологическим представлениям восточных славян, зависело выпадение дождя).

Праздник Ивана Купалы был наиболее торжественным изо всех празднеств весенне-летнего календарного цикла. Русичи поклонялись воде - девушки бросали венки из цветов в реки и озера и кормили белых лебедей, почитавшихся за красоту и чистоту, горделивую величавость и супружескую верность. Поклонялись также и огню - в купальскую ночь на высоких холмах разводили огромные костры, и юноши и девушки попарно прыгали через них.

Жизнерадостная игровая часть этих языческих молений сохранялась очень долго, превратившись из обряда в веселую игру молодежи. Даже в конце XIX - начале XX века православные русичи в Галиции и в Закарпатье и окатоличенные словаки в Словакии соблюдали день Купалы по - язычески. Как свидетельствуют многочисленные историки, писатели и этнографы, купальские костры горели на вершинах Карпат и Татр на протяжении многих десятков километров, и никакая сила не могла заставить русичей и словаков отказаться от соблюдения хотя бы игровой части исконных праотеческих обрядов.

День Рода-Перуна (20 июля) был самым мрачным и трагическим во всем годовом цикле славянских молений. В этот день не водили яркие и веселые хороводы, не пели раздольные песни и обрядовые гимны, а приносили бескровные жертвы грозному и требовательному божеству, напоминали ему о законах Прави. Ведь излишний летний зной перед жатвой мог пересушить злаки, спелые колосья; длительный сильный дождь - сбить вызревшее зерно на мокрую землю, молния - спалить несжатый и необмолоченный хлеб, а град - опустошить нивы.

Отнюдь не случайно в 1 тысячелетии н. э. восточные славяне-русичи если не отождествляли, то сблизили Рода и Перуна: без надежной воинской защиты в условиях варварского кочевого полуокружения не могло успешно развиваться высокоразвитое славянское земледелие, а функциональные обязанности Рода (верховного бога Земли и Неба) и Перуна (бога грома и молнии, дружины и оружия) во многом совпадали, и совпадение это прямо отразилось в календарной обрядовой практике.

Знатоками обрядности и точных календарных сроков были жрецы-волхвы и ведуньи-знахарки, "вещие жены", появившиеся еще в далекую первобытную эпоху. Письменность у славян-русичей не была достоянием только узкого круга волхвов и ведуний, князей и бояр: городское население дохристианской Руси отличалось практически поголовной грамотностью. Превосходящее большинство грамотных людей в 1Х-Х веках было и среди смердов и кметей - пашенных людей (простых земледельцев). Дохристианская Русь оказывала сильнейшее культурное влияние на всех своих соседей. Достаточно сказать, что ее заклятые враги - хазары, по свидетельству средневекового арабоязычного восточного историка Фахрад-дина Мубарекшаха Мерверруди, заимствовали славяно-русскую письменность и восточнославянский алфавит: "У хазар тоже есть письмо, которое происходит от русского", - писал он. Так и в других культурно-исторических образованиях зарубежья прослеживается определённое влияние религиозно-мифологического мировоззрения древних славян. 

ПОУЧИТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА СЛАВЯН.

Естественно, у народа, создавшего великие цивилизации древности были свои развитые мировоззрение и культура. Славяне жили в единении с природой, считали себя её частью. Понимали, что как часть природы подчиняются законам её развития. В основе их мировоззрения лежала идея мира как единой системы, все части которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Отрицание подобного принципа – причина многих негативных проблем современности.

            Ведическое мировоззрение предполагало, что развитие природы и человека происходит под воздействием космических сил, во взаимопроникновении последних в человеческую жизнь. С древнейших времён вселенское мироощущение впитывалось славяноруссами чуть ли не с молоком матери. Но, понимая силу воздействия космоса, наши предки не полагались полностью на небеса и Бога. Они знали, многое зависит и от них. Только трудом, терпением, напряжением воли и сил, отвагой можно добиться цели. Не зря в русском народе возникли пословицы: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «На Бога надейся, а сам не плошай».

Бог-Творец признавался славянами единым и всемогущим. Приведу цитату «Книги Велеса», 8-9 века н. э.: «Есть также заблуждающиеся, которые пересчитывают Богов, тем разделяя Сваргу. Они будут отвергнуты Родом как безбожники. Разве Вышень, Сварог и иные – суть множество? Ведь Бог и един и множественен. И пусть никто не разделяет того множества и не говорит, что мы имеем многих Богов». Весь пантеон Богов с точки зрения ведизма можно рассматривать как проявления Всевышнего, его лики. Явления природы, добрые чувства людей – явления Божественные, то есть проявления Бога-Творца. В христианской религии наряду с Творцом также есть Богоматерь, ангелы, апостолы. О Богах часто упоминают летописи, описывается их просветительская деятельность.

Смерть была воплощена в образе Богини Морены. Отсюда множество злых существ под общим именем «мары» или «моры», одно из них известная всем «кикимора». Имел распространение культ Утренней зари, она ещё звалась Оком Божьим. Понятной становится однокоренная основа слов «заря-зори» и «взор», «зоркий». Известен славянский Бог Ярило, олицетворяющий мужское начало и весеннее плодородие. Его связывают также с Солнцем, понятно происхождение слова «яркий». Одна из легенд гласит: в древности Земля находилась во мраке и стуже, но пришёл Бог Ярило, озарил её  светом, согрел теплом. Тогда и родился из недр Земли человек. Поначалу он был несмышлёнышем, но Ярило просветил его разум своей молнией.

Наши предки называли себя сынами Божьими, ряд Богов почитали за основателей своего рода. Думаю, некоторые Боги это вполне реальные исторические личности, овеянные ореолом легенд. Примером тому, на мой взгляд, может служить Бог Ярило. Во «Влесовой Книге» говорится об отце Яре, который около 20 тысяч лет назад из-за изменения климата увёл арийцев с Северной Прародины в тёплые края. Вполне возможно, о реальном  вожде Яре были сложены легенды, и он стал Богом Ярило. Ведь именно он увёл соплеменников в тёплые края, т. е. согрел окружающую их теплом.

В честь Богов строились храмы, святилища, капища. Весьма существенно, что славяне считали себя сынами, а не рабами Божьими. В основе поступков и слов раба часто лежит страх. Вольный и порядочный человек поступает и говорит в силу своих убеждений и знаний, поступает по совести, как сын он чтит родителей, имеет их черты и облик. У него Бог,  прежде всего, в груди, а не на груди. Ведь и Библия говорит: человек создан по образу и подобию Божьему, а в душе каждого человека, если он к этому стремится, может быть царство Божие. Раб же мало похож на хозяина, да и вряд ли он почитает своего владыку, скорее терпит по необходимости. В «Книге Велеса» есть слова: «И там провозглашали мы славу Богам, которые суть – Отцы наши, а мы сыны Их. И будем достойны Их чистотой телес и душ наших, которые никогда не умрут».

Славяне разделяли мир материальный, явленный, который называли Явь, от мира нематериального духовного, называемого Навью, верили в бессмертие душ. В соответствии со славянорусскими Ведами  каждый живущий на земле должен идти по Пути Прави или по Стезе Прави, то есть по правильному жизненному пути, используя полученные знания и соблюдая определённые нормы. А идущий по Пути Прави – Правь славит. Так, видимо, появился термин «православие».

            Александр Блок уловил мироощущение пращуров: «Современное сознание различает понятия: жизнь, знание, религия, тайна, поэзия; для предков наших всё это одно, у них нет строгих понятий. Для нас самая глубокая бездна лежит между человеком и природой; у них согласие с природой исконно и безмолвно; и мысли о неравенстве быть не могло. Человек ощущал природу так, как теперь ощущает лишь равных себе людей; он различал в ней добрые и злые веяния, пел, молился и говорил с нею, просил, требовал, укорял, любил и ненавидел её, величался и унижался перед ней; словом это было постоянное ощущение любовного единения с ней – без сомнения и без удивления, с простыми и естественными ответами на вопросы, которые природа задавала человеку. Она так же, как и он, двигалась, и жила, кормила его, как мать-нянька…».    

Веды означает знания. Ведическое мировоззрение можно назвать  знающим мировоззрением. Иначе говоря, ведическое мировоззрение - это восприятие существующей действительности через знания законов окружающего нас мира, бытия. Оно способствовало созданию гармонии во взаимодействии человека с природой.

            Ведическое мировоззрение, основанное на знаниях развития мира материального и мира духовного (астрального), позволяло человеку ориентироваться в принятии решений, реализовать свои возможности, противодействовать злу и насилию. Не зря говорят: дьявол действует сзади, в темноте и наоборот, бьёт исподтишка. Зло часто наносит удары на астральном уровне, уровне тонких материй. Наши пращуры знали о духовном мире больше нас, умели с ним общаться, использовать в помощь его добрые составляющие и противостоять злым.

Русский учёный С. Парамонов, псевдоним Лесной, писал: «Они (славяне) не отделяли Богов от сил природы… Всякая сила была для них проявлением Бога. Бог был для них всюду.

            Русские жили в природе, считая себя её частью, и, так сказать, растворились в ней. Это была солнечная, живая, реалистичная религия».

Составной частью ведического мировоззрения является ведическая культура славян, которая по своей сути есть народная культура.  Она проявляется в русских сказках, былинах, песнях, пословицах, сказаниях, легендах и мифах, несущих знания из глубин прошлого. Можно сказать, что народное творчество – это закодированная в устойчивых художественных образах и символах родовая коллективная память народа. В. Дёмин констатировал: «Говорящие и чувствующие предметы, стихии, растения, животные, сохранившиеся по сей день в сказках, песнях, эпосе, - это не плод наивного вымысла, а результат глубочайшего проникновения в таинство окружающего мира и осознания неразрывного с ним единства. Недосягаемая всеобъемлющая вселенная порождала не страх и ужас, а укрепляла чувство космического родства и, следовательно, обережения и заступничества от любых враждебных и злокозненных сил… Тем самым весь окружающий человека видимый и невидимый мир – от Солнца и звёзд до листика и травинки – оказывался одушевлённым и одухотворённым, замыкаясь в единое и неразрывное целое с самим человеком».

В народном творчестве содержится понимание славянорусами окружающего мира. А само народное творчество можно назвать сборником мудрости, учебным пособием с примерным названием  «Как идти по жизни к успеху, совершая меньше ошибок, помогая себе и окружающим».

Возьмём русские пословицы. Эти короткие, но ёмкие фразы несут поучительную смысловую нагрузку. Дают рекомендации, как поступать в жизненных ситуациях: «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Врага слушать – самому себе могилу копать». Они же говорят о необходимости определённых жизненных установок: «За своё вступайся, за чужое не хватайся», «Свои сухари лучше чужих пирогов». Предостерегают о  последствиях недостойного поведения: «Соврёшь – не помрёшь, да впредь не поверят», «От Бога отказаться – к сатане пристать». Существуют пословицы,  как бы обобщающие жизненный опыт: «И в бедах люди живут, а в неправде пропадают», «Простота – хуже воровства», «Неправая нажива – детям не разжива».

Полезные советы и знания об окружающем мире дают русские сказки. Лейтмотив многих сказок - борьба добра со злом. Среди действующих лиц сказочных сюжетов – людей есть положительные и отрицательные герои. Есть в сказках и наделённые сверхъестественными способностями персонажи нематериального мира. Персонажи-помощники, олицетворяющие добрые силы и духовные силы человека (силы его нематериального тела), обретающие вид животных: Конёк-Горбунёк, Волк, Щука. Персонажи, представляющие злые силы: Змей Горыныч, Кащей Бессмертный, Чудо-Юдо и другие.   

Сказки с детства учат различать доброе и злое, фальшивое и настоящее, приучают к созиданию. Развитие сказочных сюжетов учит не бояться трудностей. Читатели помнят, как Иван-Царевич искал Василису Прекрасную. Хочешь достичь цели, иди вперёд, не бойся, рассчитывай на свои физические силы, на силы своего духовного тела, называемого часто аурой и связанного по определённым каналам с более высокими Божественными (добрыми) силами. Преодолевая преграды, герой приобретает опыт и знания, помогающие ему в дальнейшем. Как правило, злые персонажи не способны погубить героя, они лишь мешают ему прийти к цели. Если герой смело, уверенно, используя полученные советы, идёт вперёд, их чары разрушаются. Похожее происходит и в земной жизни.

Сказки поясняют: умей отстаивать свои интересы, бороться со злом, а порой безжалостно зло уничтожать. Вступая в поединок с Кащеем, Иван не тратит время на лишние размышления, не думает принимать компромиссное решение, к примеру, пленить Кащея и заняться его перевоспитанием. Он уверен, этот злобный субъект должен быть уничтожен, и без эмоций расправляется с ним. Подобным образом поступают герои других сказок. Они  не объясняют врагам, что те поступают плохо, не прислушиваются к их доводам. Просто бьют, проявляя хитрость, смекалку. 

Носители зла не всегда проявляются внешне. Иногда они прикрываются личиной благочестия и деликатных манер, пытаются добиться своего льстивыми речами. Надо уметь их распознавать, иначе они раздавят и съедят тебя. Как съела Лиса в сказке «Колобок» главного героя. Глуповат и самоуверен, видимо, был Колобок поэтому и оказался в желудке у рыжей плутовки.

Вспомним сказку «По щучьему велению». Жил-был Емеля, серо жил, спал  много. Но настало время, поймал Щуку и пошёл в гору. Тут и Щука помогла, но, прежде всего, сам был смел и сообразителен. Похожие сюжеты в сказках про Иванушку-дурачка, который оказывается совсем не дурачок. Сказки, кроме сказанного выше, на мой взгляд, советуют читателю: не суетись раньше времени и впустую, а если время пришло, действуй решительно, изобретательно, смело.

Испытаниям подвергаются не только добры–молодцы, но и красны-девицы. После похищения предлагал Кащей Василисе богатство и власть, только вышла бы за Кащея замуж, то есть заключила союз со злом, иначе - грозил превратить в статую. Не поддалась речам Кащея-искусителя Василиса, не испугалась расправы, сохранила любовь и верность Ивану. Тем самым помогла Ивану победить Кащея. И сама счастья добилась, вызволил её Иван из неволи, стали Иван да Василиса «жить-поживать и горя не знать».

Искренней любовью помогла Василиса преодолеть преграды Ивану. О силе женской любви говорится в сказке «Аленький цветочек»  писателя 19 века С. Т. Аксакова. Искренняя женская любовь, возможно, не гарантирует стопроцентной защиты, но определённой охранной грамотой и источником энергии для мужчины является.

Интересны отдельные эпизоды сказочных сюжетов. Помните, как герои сказок искали своих суженых. На пути им встречался старик-ведун (старушка) и рассказывал  о предстоящих преградах: придёшь к большому камню, от него идут три дороги. По левой пойдёшь, жизнь потеряешь, по средней - что-то случиться, иди по правой дороге. Далее говорит о дремучем лесе: попадёшь в дремучий лес, слышать будешь разные страсти, крики чудищ, иди вперёд, не бойся и не оглядывайся. Обернёшься, не увидишь свою любимую.

Посмотрим на эпизод с камнем у развилки. В жизни люди часто оказываются на распутье. Иногда выбор серьёзен: пойти по пути правды или по пути лжи и обмана. Неправильно выбранный путь может привести к гибели. Славяне понимали, что человеку даны свобода выбора и свобода воли. Он может решать сам, по какому жизненному пути пойти, и, сделав выбор, волевыми усилиями добиваться цели.

Поучителен совет с дремучим лесом. Иди вперёд, не оглядывайся, т. е. не реагируй на какие-либо неприятности, помехи. В жизни нас цепляют различные ситуации: конфликт на работе, в семье, возникающее иногда чувство страха, попытки завлечь в ненужные дискуссию или дельце, от которых только время и силы потеряешь, крутящиеся в голове дурные мысли. Противодействовать злу и хамству необходимо. Но, если будем уделять много внимания встречающимся проблемам, пугаться трудностей, позволим подавить волю, не дойдём до своего благополучия, поставленной цели. Любимая-суженая в сказке может быть аналогом успеха, счастья в реальной жизни. 

Поняв поучительный характер сказок, понятным становится происхождение слова «подсказка». Оно известно всем со школьных лет. Основой слова «подсказка» («под-сказка») является слово «сказка». Не случайно слово «подсказка» приобрело такое смысловое значение. Если сказка помогает в познании жизни, подсказка – малая сказка - помогает справиться с небольшой проблемой. 

Обратимся теперь к русским былинам или как их ещё называют – старинами. Это русские народные эпические песни-сказания часто повествуют о русских витязях. Помните, как русские витязи в этих произведениях несли службу по охране рубежей страны и вступали в схватки с вражьим войском: в одиночку или крайне малыми группами в два-три бойца. Это говорит об их отличных способностях в схватке с противником и силе. Как говорят: один стоил целого войска.

  

razrusitelmifov.ucoz.ru