Достопримечательности Рима за один день. Карты константинополь древний рим
Иерусалим, Троя и Константинополь. Новая хронология и концепция древней истории Руси, Англии и Рима
Иерусалим, Троя и Константинополь
Здесь мы обсудим более подробно отождествление Иерусалим = Троя = Константинополь, предлагаемое в нашей реконструкции.
Пока речь идет только об XI веке н. э.
В средние века было распространено мнение, что город Иерусалим находится «в самом центре известного мира». Это мнение никак не согласуется с географическим положением города, называемого Иерусалимом сегодня. Между тем, это — одно из общих мест в средневековых текстах. Так считали и византийцы и западные крестоносцы (которые, как известно, успешно добрались до Иерусалима и, следовательно, кое-что понимали в географии).
«Август считал Иудею центром Земли… Кроме того, Иерусалим находится на полпути между востоком и западом, а следовательно — в самом центре известного мира.» [16, c.234]. Это — мнение крестоносцев. А вот что пишет византийский историк Лев Диакон: «Он (Лев Диакон говорит об императоре Никифоре II Фоке, дубликате Исаака I Комнина — Авт.)… отправился в счастливую страну, центр Земли, называемую также Палестиной, которая, как гласит Священное Писание, течет молоком и медом» [2, c.40].
По нашему мнению, есть только один знаменитый древний город, соответствующий этому описанию. Это Константинополь. Он действительно находится в центре средневекового «известного мира». В самом деле, Константинополь расположен примерно на полпути между Германией и Египтом, на Босфорском проливе, отделяющем Европу от Азии и Африки, т. е. в полном смысле слова «на полпути между севером и югом». Он также находится приблизительно посередине между самыми западными (Англия) и самыми восточными (Индия, Китай) странами средневекового мира.
В наше время в Малой Азии вокруг Константинополя живут турки. По принципу географической локализации, ориентируясь на средневековые и современную карты, мы можем предположить, что этот же народ жил там и раньше (в древности и в средние века) и так же называл себя. Но слово «турки» очень близко к слову «троянцы» и «франки» (один и тот же корень ТРК, ТРН). Более того, в средневековых хрониках слово «турки» производили от легендарного вождя Тираса (точнее Фираса, а это имя в зависимости от способа чтения фиты может читаться либо как Тирас, либо как Фирас). См., напр. [6]. Это еще больше сближает слова «турок» и «франк». Далее, область, прилегающая к Константинополю с северо-запада, до сих пор называется «Фракией» и это название отмечается на современных географических картах. «Фракия» почти тождественна с «Франкией». Это косвенно подтверждает нашу гипотезу о том, что в XI веке н. э.
Константинополь = Троя, турки = троянцы = франки
Замечание. Естественно, слово «франки» могло обозначать также и жителей Франции. По-видимому, «Фракия» и «Франция» — слова одного и того же корня (одно произошло от другого). Ясно, что средневековые историки могли путать «фраков» — жителей Фракии и «франков», что приводило к существенной географической перелокации событий. В результате этой путаницы Константин Великий = Алексей I Комнин, перенесший столицу Империи во Фракию (в Константинополь) был смешан историками с «франкским» (франко—германским) королем XIII века Фридрихом II Гогенштауфеном (1208–1250) и в результате получился образ Карла Великого в фантомной Империи каролингов.
Посмотрим теперь на то, как город Иерусалим описан в Библии. В библейском описании Израиля есть очень замечательная особенность: Израиль представлен как множество различных племен (12 колен), живущих вокруг города Иерусалима. И снова, на современной карте мы можем найти только одно место, идеально подходящее под это описание. Это — Балканы. В самом деле, на Балканах, в непосредственной близости от Константинополя находятся: Сербия, Болгария, Македония (!), Фракия (!), Албания (! — вспомним «альбанцев», соседей Царского Рима), Босния, Герцеговина (отсюда термин «герцог» = «Ксеркс»), Черногория, Хорватия, Греция (в современном смысле этого слова), Румыния (! — «Романия» = «Римская страна»), Анатолика (по-гречески — просто «земля») = современная Турция с историческими областями: Вифиния (! — библейский Вефиль), Никеей, Кесарией (!), Понтийскими (!!) горами, Черным морем (библейским «Чермным морем»).
А если мы учтем возможность каботажного плавания вдоль побережья Черного и Средиземного морей, то в непосредственной досягаемости от Константинополя оказываются также Сирия (Ассирия?) и Армения (А-Рамия, Арамея?).
Замечание. В Библии упомянуто «Чермное море», через которое евреи уходили от фараона. Согласно нашей реконструкции, это — рассказ о том, как иерусалимские священники-иудеи уходили от римских = вавилонских = египетских = греческих легионов Константина Великого = Алексея I Комнина. Они бежали из Константинополя—Иерусалима и должны были переправляться через Босфор (т. е. через Чер(м)ное море) в Европу, так как римские войска наступали с юга, со стороны Египта, а крестоносцы с Запада еще не подошли. Отметим также, что Балканы — это единственное место, где сконцентрированы все три мировые религии:
Наша гипотеза: эти религии зародились на Балканах или рядом с ними и оттуда распространялись.
Замечание Н. А. Морозова: на Балканах находятся самые старые железные рудники. Следовательно, там раньше, чем в других местах, стали изготавливать железное оружие. С другой стороны, из истории нам известно, что именно железное оружие позволило античному Риму легко победить другие народы и достичь мирового господства. Это опять накладывает античный Рим на Константинопольскую Империю.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Константинополь. Римская империя. Величие и падение Вечного города
Константинополь
Даже в то время, пока шёл Никейский собор, император Константин думал о том, где расположить новую столицу империи. С тех пор как он превратил свое государство в абсолютную монархию, с точки зрения здравого смысла столица могла быть где угодно, поскольку Империей правил не город Рим и не любой другой город, а только император, и таким образом столицей могло считаться любое место, где он присутствовал. Уже более поколения наиболее могущественные владыки, такие, как Диоклетиан, Галерий и Константин, жили на Востоке, в основном в Никомедии, поскольку эта часть Империи была богаче, сильнее и ее границы в тот период были наиболее уязвимы из-за постоянных нашествий персов и готов, так что императору необходимо было оставаться там. Вопрос был только в том, является ли Никомедия самым удобным местом в восточных провинциях.
Константин обдумал этот вопрос, и его внимание привлек древний город Византий, основанный греками тысячу лет назад (в 657 г. до н. э. или в 96 г. по античному летосчислению) в чрезвычайно подходящем месте. Он был расположен в пятидесяти милях к западу от Никомедии на европейской стороне Босфора, узкого пролива, который должны были пересекать все корабли, везущие зерно с огромных полей к северу от Чёрного моря к богатым и густонаселенным городам Греции, Малой Азии и Сирии.
С самого момента основания Византий оказался на этом огромном торговом пути и, соответственно, начал быстро преуспевать. Все могло бы быть ещё лучше, если бы не постоянные столкновения сил более могучих, чем небольшой город. Весь период своего расцвета, длившегося с 300-го по 500 г. до н. э., Афины зависели от поставок зерна, которое привозили с Чёрного моря, иначе невозможно было бы прокормить население. Поэтому они постоянно сражались за право владеть Византием то с персами, то со Спартой, то с Македонией. Византий отличался тем, что в нём легко было выдерживать осады благодаря стратегически удачному расположению. Город с трех сторон был окружен водой, так что недостаточно было начать осаду только на суше. Нападающим необходимо было одинаково хорошо сражаться на земле и на море (или иметь за степами города подкупленного предателя), чтобы иметь шанс захватить Византий. К примеру, в 339 г. до н. э. его жители успешно выдержали осаду войск Филиппа Македонского, отца царя Александра Великого. Это было одним из немногих его поражений.
Когда Рим начал властвовать над Востоком, Византий вступил с ним в союз и ко времени правления Веспасиана был независимым городом со своей системой управления. Однако император старательно уничтожил остатки такого самоуправления в Малой Азии, и Византий не стал исключением из правила.
После смерти Коммода для города пришли тяжелые времена: он вступил в гражданскую войну, неправильно выбрав сторону. Византийцы сражались за Нигера и против Септимия Севера, который осадил город и взял его в 196 г., отдав на поток и разграбление. После этого Византий так и не смог оправиться полностью; он был восстановлен и влачил существование одного из малых центров провинции, когда на него упал взгляд императора Константина. Во время войны с Лицинием в 324 г. он осадил и взял Византий, и потому отлично знал этот город и понимал его стратегическое значение.
Вскоре после собора в Никее Константин начал расширять Византий, для чего пригласил рабочих и архитекторов со всей империи и ассигновал на восстановление огромную сумму. В государстве больше не было такого количества талантливых скульпторов и художников, какое было необходимо для создания такой прекрасной столицы, которая была бы достойна огромной и могущественной империи, так что Константин сделал следующий отличный ход: он перерыл все старые города Империи, забрал оттуда статуи и другие произведения искусства и украсил лучшими из них Византий. Памятники искусства сняли с их мест и перевезли на Восток.
11 мая 330 г. (1083 г. AUC) на карте появилась новая столица Империи. Ее назвали Nova Roma (Новый Рим), или Konstantinou polis (Город Константина). Последнее имя закрепилось и со временем трансформировалось в современное название города — Константинополь. Император не только приказал устраивать там такие же игры и зрелища, которые всегда устраивались в Риме, но и распорядился, чтобы жителям Константинополя также бесплатно раздавали еду. Десятью годами позже в новой столице уже заседал сенат, во всех отношениях аналогичный тому, который находился в Риме. Константинополь быстро рос, поскольку благодаря постоянному присутствию императора и двора туда переселилось множество государственных чиновников, сделавших его самым престижным городом Империи. Люди переезжали туда из других городов, в одночасье сделавшихся провинциальными, так что в течение одного столетия Константинополь превзошел Рим размерами и богатством. Ему суждено было в течение следующей тысячи лет оставаться самым сильным, богатым и процветающим городом Европы.
Появление новой столицы существенно повлияло на церковь. Благодаря тому, что теперь епископ Константинопольский постоянно находился поблизости от императора, он стал важной персоной, а город оказался одним из религиозных центров, епископы которых выделялись среди своих собратьев. Их называли патриархами, то есть «старшими отцами», или, если учитывать, что обращение «отец» обычно применялось к священнослужителям, «первосвященниками». Всего патриархов было пять: епископ Иерусалима, возвысившийся благодаря тому, что его епархия была непосредственно связана с событиями, описанными в Библии, и епископы четырех крупнейших городов Империи: Рима, Константинополя, Антиохии и Александрии. Патриархи трех из них очень страдали от своей близости к Константинополю, затмевавшему их величие, и постепенно их влияние падало. Потребовалось сравнительно немного времени для того, чтобы патриарх Константинопольский стал фактически главой христианской церкви в восточной части Империи.
Действительно, соперничать с Константинополем мог только сравнительно отдаленный и потому независимый римский патриархат. Он был единственным на латиноговорящем Западе, и на его стороне было магическое слово «Рим». Пускай император перебрался в новую столицу, пускай за ним последовали все гражданские чиновники и представители многих влиятельных семей и вместе с ними ушло богатство и влияние, но епископ Рима остался на своем месте. На его стороне были не только религиозные чувства населения, поддерживающего ортодоксальную церковь и выступающего против утонченного, неустойчивого и склонного к диспутам Востока, но и сила патриотизма. Всегда существовали те, кто презирал претензии греков, подпавших под власть Рима каких-то пять столетий назад, на власть над Западом. Столетиями в истории христианства разгорался конфликт между епископами Рима и Константинополя. Этой битве суждено было длиться вечно, никогда не приходя к окончательной победе одной из сторон.
Ближе к концу правления Константину пришлось снова столкнуться с угрозой нашествия варваров. В большинстве своем границы Империи не нарушались со времён анархии, возникшей в III столетии; Диоклетиан и Константин сумели настолько твердо контролировать свою армию, что она успешно поддерживала порядок на границе и Империя могла даже позволить себе роскошь вести гражданские войны. Теперь, в 332 г., готы снова пересекли Дунай в его нижнем течении, и императору пришлось встретиться с ними лицом к лицу. Он отлично справился со своей задачей: готы понесли огромные потери и вынуждены были срочно начать отступление и вернуться на свою сторону Дуная.
К тому времени здоровье Константина сильно ухудшилось; ему было уже далеко за пятьдесят, и он устал от тягот управления страной. Как ни странно, но император умер не в Константинополе — он вернулся в свою старую резиденцию в Никомедии для отдыха и перемены обстановки и там серьезно заболел. В 337 г. (1090 г. AUC), почувствовав приближение конца, он принял крещение и умер. После того как в Британии его впервые провозгласили императором, прошел тридцать один год. Со времен Августа ни один император не правил так долго. В течение этого периода Константин помог сделать христианство государственной религией Римской империи и создать новую столицу, названную его именем. Историки христианства, восхищавшиеся его деяниями, называют его Константином Великим, но, как бы ни был могущественен император, в то время он уже не мог остановить упадок Рима. Константин, как и его предшественник, Диоклетиан, отсрочил гибель Империи, но предотвратить ее было уже невозможно. Во всех сферах государственной жизни царил разлад, экономика неуклонно падала, граждане страдали под бременем налогов и не могли достойно содержать свои семьи, а сельское хозяйство рушилось из-за постоянного недостатка рабочих рук. На севере росла огромная сила, которая со временем должна была окончательно погубить державу августа. Тем не менее, Константин сделал все, что только было в его силах, и на какое-то время удержал Империю от окончательного распада.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Константинополь — столица империи. История Византии. Беседа 5-я
Почему столица империи переносится на греческий Восток? Какие черты унаследовал Константинополь от древнего Рима, и какие являют его прежде всего христианским городом? Как было организовано его городское пространство, его жизнь? Какие образцы Новый Рим дал другим христианским столицам, русским городам? Рассказывает историк Павел Кузенков.
Здравствуйте, дорогие зрители! Сегодня мы поговорим о Константинополе. Этот город, основанный святым равноапостольным императором Константином Великим, стал Новым Римом – новой столицей великой Римской империи.
Это один из немногих городов в истории человечества, у которых есть точная дата рождения: 11 мая 330 года (24 мая по новому стилю) – в этот день прошла официальная церемония так называемого «обновления» (как мы сейчас переводим), или освящения, города, которую возглавлял сам император.
Вспомним историю основания этого города – Второго Рима, или Нового Рима, как его официально именовали, поскольку Москва является своего рода Новым Константинополем, или Третьим Римом, и отношения между нашей столицей и этим городом (ныне именуемым Стамбулом) очень близкие – я имею в виду отношения не формально политические, но прежде всего сакрально-духовные.
Притяжение греческого Востока
Император Константин Великий
Константинополь – город святого Константина – изначально был задуман императором как восточная столица огромной империи, которая простиралась от Атлантического океана до Междуречья, как столица государства, которое было основано еще во времена Республики и с императора Августа стало империей, монархической державой, объединявшей самые разные народы и самые разные культуры, но в основном державшейся на двух ключевых элементах: греческий Восток и латинский Запад.
Греческий Восток воплощал собой культурное начало, традиции, связанные с Древней Грецией, с эллинистическими государствами – наследниками державы Александра Великого. Запад со времен борьбы Рима и Карфагена воплощал собою военное, юридическое начало, организационное начало, и именно римские императоры, римские правители взяли на себя труд и достаточно большую задачу – организовать все это средиземноморское пространство, взяв его в единый политический обруч римской державы, римских легионов. Но что касается культуры, что касается традиций, связанных с наукой, отчасти даже и с религией (потому что римляне своих богов отождествлять старались именно с греческими) и в первую очередь, конечно, традиций, связанных с научными и философскими знаниями, то всё это принадлежало именно грекам. И даже была такая римская поговорка: порабощенная Греция захватила Рим.
Действительно, это было именно так: Восток и Запад империи находились в очень органичном симбиозе, где не было однозначного лидера. Конечно, военный лидер был на Западе, это был Рим, но культурное первенство принадлежало именно Востоку империи.
А когда со времен римско-персидских войн III – начала IV века выявилось и фундаментальное военно-политическое значение восточной части империи, то императоры все чаще и чаще стали находиться именно там – в Малой Азии, вблизи персидской границы, и все чаще и чаще именно там оказывалась их ставка, их двор.
Но в Римской империи понятие «столица» было отделено от местонахождения императора, потому что столицей считался город, где находится Сенат империи, и поскольку древний Сенат находился именно в Риме, то императорская ставка рассматривалась как временная, военно-полевая столица. Задумка Константина была гораздо более серьезная, чем получить очередную ставку на Востоке: он хотел создать именно новый Рим, то есть перенести в этот город и Сенат. Именно так он видел свою задачу.
Троя или Византий?
Троянский эпос помогал империи обрести единство: оказывалось, что и Рим является частью древнегреческого ареала
Первоначально его взор обратился на берега Эгейского моря – туда, где в древности находилась Троя. Именно там Константин поначалу хотел построить новую столицу. Троя в истории Рима играет особую, уникальную роль. С одной стороны, этот город связан именно с греческой историей, и именно цикл о Троянской войне считается основным историческим эпосом древнегреческого мировоззрения – исторического, историософского, культурного. Но троянцы – соперники эллинов в эпосе, связанном с Троянской войной. Для римлян же троянцы – как раз их прародители, потому что, по преданию, которое воплощено было в «Энеиде» Вергилия, именно из Трои прибыли в Италию предки древних римлян – основателей древнего Рима Ромула и Рема. И впоследствии этот троянский след римской истории всегда подчеркивался. Тем самым Рим находил некую историческую и культурную связь с Востоком, и троянский миф, троянский эпос как раз помогал империи обрести единство: оказывалось, что и Рим является частью древнегреческого – троянского – ареала.
Но Троя к тому времени давно уже исчезла, остались только руины, и руины эти находились в достаточно неудобном для политического действия месте. Но не только неудобство расположения сыграло здесь роль: по преданию, здесь еще играла роль мистика. Дело в том, что основание Константинополя в том месте, где он сейчас находится, то есть на мысе древнего полуострова Европа, в честь которого, собственно, и весь континент получил свое название, на мысе Мраморного моря, у Босфора, по преданию, которое зафиксировано было уже в глубокой древности, восходит к вещему сну императора Константина, который увидел некое небесное знамение о том, что город должен быть основан именно здесь, напротив древней и к тому времени уже лежавшей в руинах из-за землетрясения столицы Никомидии, и именно на европейском берегу Босфора.
Карта Константинополя
Границы, очерченные ангелом
Место это, сейчас всем хорошо известное, во многих отношениях очень удобно. С одной стороны, оно находится в стратегически ключевом пункте всей евразийской системы торговых путей, потому что соединяет и сухопутные маршруты из Азии в Европу, и морской маршрут из Черноморского региона в Средиземное море. Он очень хорошо защищен, этот треугольник, на котором располагался древний Византий, в честь которого, собственно, мы и называем империю Византийской.
Конечно, Константинополь оказался гораздо больше, чем этот древний маленький городок, но, тем не менее, размера полуострова хватало для новой столицы. С двух сторон город был огражден естественными морскими препятствиями – Мраморным морем и заливом Золотой Рог, который вытягивается со стороны Босфора. И только с одной стороны требовалось возведение хорошо укрепленных стен. Так что город был еще и прекрасно укреплен, что впоследствии сослужило ему прекрасную службу. Фактически Константинополь за всю свою историю был взят только два раза, а именно: в 1204 году крестоносцами и в 1453 году турками, и оба раза это была очень напряженная осада. И оба эти взятия – и первое, и второе – не обошлись без предательства, так что это не было в прямом смысле военным поражением.
Такое естественное укрепление города помогало ему переживать самые тяжелые времена в своей истории. Повторюсь: это была одна из самых хорошо укрепленных столиц всего европейского континента.
Что касается сакрального значения города, то, по преданию, когда император Константин определял его границы, перед ним шел некий посланец Небес, ангел, как это записано в некоторых источниках. И когда изумленные царедворцы удивились, почему такие большие размеры городских стен, не пора ли остановиться, уж слишком огромный получался город, император сказал: «Остановлюсь тогда, когда остановится тот, который идет впереди меня». Никто не видел этого посланника, это мистическое существо, но император остановился только тогда, когда произошло нечто, что указывало ему свыше размеры этого будущего города.
Собор Святой Софии
Собор – новый центр городского пространства
Форум и акрополь были полюсами, организовывающими пространство древних городов. В Новом Риме эту функцию выполнял собор
Константинополь еще интересен и важен для нас тем, что это первый в истории город, который задуман и построен именно как христианский. Центром античного и древнего города являлся по преимуществу форум, или, как это называлось по-гречески, агора – рыночная площадь. И акрополь. У древних городов было два центра: центр гражданский, связанный с торгом, – он обычно находился в низине, чтобы удобно было доставлять товары; это, собственно, в Риме и олицетворяет собой Форум, – и центр военный, куда спасалось население в случае опасности: в Риме это Капитолийский холм, в Афинах – Акрополь. Во всех древних городах форум и акрополь создавали такую систему полюсов, вокруг которых создавался город.
Константинополь в этом отношении совершенно уникален. В нем тоже есть система форумов, есть центральный форум – Форум Константина, есть и акрополь, оставшийся еще со времен Византия, укрепленный, маленький, что-то типа кремля, на мысе, выдающемся в Босфор. Но все-таки духовным центром и вообще политическим, культурным центром города стал не форум и не акрополь, а этим центром стал собор – собор Святой Софии, заложенный императором напротив дворца. Дворец и собор и связанный с ними комплекс сооружений, включающих ипподром, включающих другие храмы и выходящих на форум, на центральную улицу города, то есть некая связка политической, экономической и духовной жизни этой новой столицы империи, составляли совершенно уникальное новое соцветие элементов городской инфраструктуры, вокруг которой потом и вырос огромный Константинополь.
Это очень важно, потому что впоследствии христианские города всего мира имели своим центром именно храм, и это мы хорошо знаем по Москве. Мало кто помнит, что и в Санкт-Петербурге изначально центром был Троицкий собор, к сожалению, ныне не существующий, но Петр именно его мыслил в качестве духовного центра города. Константинополь задает такую парадигму, модель для будущих христианских городов, и важно, что это сочетание дворца и собора, впоследствии патриаршего, – а в то время, при Константине, Константинополь, как молодой город, еще не имел важного церковного значения, но уже его потенциал был понятен, – так вот, это сочетание государственного и церковного центров играло ключевую роль в истории всей уже христианизированной Римской империи, которую мы называем Византийской. Поэтому Константинополь – это архетип христианской столицы.
«Запад есть Запад, Восток есть Восток»
Что еще важно: Константин задумал перенести туда и Сенат. Вообще его идея была не просто создать Второй Рим, а перенести туда древний, то есть фактически не вторую, а первую столицу империи создать на новом месте. Эта идея не реализовалась в силу целого ряда причин, в первую очередь оттого, что римская аристократия, которая, собственно, и составляла Сенат, не спешила вслед за Константином принимать христианство. В основном сенаторы, как представители древних родов, оставались приверженцами, как это считалось, «отеческой религии», древней религии, то есть язычества. И несмотря на все усилия Константина, на огромные привилегии, которые обещались переселенцам, – фактически строились уже готовые дворцы, надо было просто переехать, – очень малая часть древнеримской аристократии последовала за Константином на новое место. По сути, древний Рим остался там, где был, и Сенат остался там же. Впоследствии это привело к тому, что там, на Западе, время от времени появлялись императоры Западной империи; правда, жили они в основном в Равенне, не в самом Риме, или в Медиолане, но Запад остался, что называется, Западом.
А Константин, будучи человеком абсолютно западным по происхождению и по воспитанию, тем не менее переехал на Восток и старался укорениться на Востоке: учил греческий язык и завел очень тесные отношения с иерархами восточных провинций, потому что он каким-то особым чутьем, особой интуицией чувствовал, что именно здесь, на Востоке – будущее христианского Рима, христианской империи. Этому очень много было причин, но одна из них – то, что христианство появляется на Востоке: именно из Палестины, из восточной провинции Рима оно начинает свое победное шествие по Средиземноморью; именно там, в восточном регионе, появляются первые общины, которые создает апостол Павел; там в основном и закончили свой земной путь апостолы; там возникают первые Церкви, первые епархии. На западной территории – только один знаменитый апостол – апостол Петр, вокруг которого и конструируется латинская, именно Западная Церковь. На Востоке все гораздо богаче, гораздо интенсивнее: огромное количество церковных епархий возникает уже в глубокой древности.
Карта Константинополя
«Миллионник»
Когда Константин в 324 году становится императором, победив Лициния, своего соправителя и бывшего друга, с которым они повздорили как раз на почве отношения к христианству, он уже переехал на Восток – сначала в Никею, потому что Никомидия лежала в руинах. Там, в Никее, Константин почувствовал себя в христианском окружении, и одно из первых его деяний – знаменитый Первый Вселенский Собор 325 года. И в это же время он закладывает новую столицу. Примерно в 327 году, мы считаем, начинается создание города на месте древнего Византия, и уже за три года город построен: 11 мая 330 года (24 мая по новому стилю) происходит его освящение. Это необычайно короткий срок для строительства такого грандиозного, можно сказать, мегаполиса, потому что Константинополь по масштабам поздней античности был одним из очень крупных городов. И к концу IV века, в правление императора Феодосия Великого, это был уже гигантский город, почти «миллионник».
Нам трудно представить, как существовали такие гигантские города в древности, где не было тех технических изобретений, которые известны нам: водопровода, канализации, электричества, но, тем не менее, археологические раскопки показывают, что инфраструктура города была очень хорошо разработана, продумана, и те же канализация и водопровод функционировали, но другими техническими методами, в основном связанными с самотоком: город находился на холмах – это один из принципов древнего градостроительства, – и склоны холмов играли роль естественных водонапоров, и можно было так и очищать улицы от всякого рода нечистот, и в то же время двигать воду по разного рода искусственным сооружениям.
Проблема воды решалась с помощью акведуков и множества огромных подземных водохранилищ
При всех своих плюсах Константинополь имел один существенный минус: он не стоял на большой реке. Как мы знаем, основные города все-таки строятся на реках: река дает городу постоянный приток воды – питьевой и для всякого иного рода нужд. А в Константинополе эту задачу пришлось решать технически. Поэтому река в Константинополь была приведена рукотворно, через так называемый акведук, который тянулся на многие десятки километров – через горы, ущелья – и снабжал город водою. Но поскольку на случай всякого рода непредвиденных обстоятельств требовались и запасы воды, весь город, весь Константинополь был усеян огромными подземными водохранилищами, так называемыми цистернами, некоторые из них сохранились до наших дней и являют собой совершенно эффектное, исключительное зрелище гигантских подземных водоемов, которыми пользовались во время осады или во времена засушливых сезонов.
Когда задача снабжения города водою была решена, город стал расти как на дрожжах и достиг огромного масштаба, став самым крупным городом Востока империи, взяв верх над Александрией, Антиохией, Эфесом – древними мегаполисами. Но, тем не менее, конкуренция с этими городами у него оставалась: в течение почти двух веков Константинополь, и особенно это касается его церковного статуса, боролся за право признания.
Константинополь
От апостола Андрея
Город-новичок, город-чужак, он часто воспринимался в штыки, и мы хорошо знаем о борьбе, которая разгорелась в IV и V веках вокруг Константинопольского патриаршего престола.
Местное церковное предание возводило начало Церкви старого Византия к проповеди апостола Андрея
Вообще сам факт того, что епископ Константинополя достоин высшего архиерейского статуса, то есть патриаршего статуса, оспаривался многими в то время. Римом он оспаривался вплоть до времен крестоносцев, и самое интересное, что только захваченный крестоносцами Константинополь Римский папа признал все-таки патриаршим городом – до этого постоянно возникали на этот счет сомнения в Риме, поскольку римское понимание церковного центра было основано на апостольском основании местной Церкви. А Константинополь, как город молодой, еще даже не существовавший в апостольскую эпоху, не мог претендовать на высший церковный статус. На что в Константинополе было обнародовано свое церковное предание, которое возводило начало местной Церкви к проповеди апостола Андрея. Поскольку мы знаем, что апостол Андрей проповедовал по берегам Черного моря и кончил свою земную жизнь в Греции, в Патрах, то мы получаем Константинополь как то место, где он не мог не проповедовать. И действительно, епископская кафедра древнего Византия считалась основанной апостолом Андреем. Кстати, это потом дало тему для того, чтобы сближать византийскую и древнерусскую церковные традиции, и императоры часто указывали на то, что и Константинопольская, и Русская Церкви основаны одним апостолом, – это тоже была некая духовная скрепа наших цивилизаций.
А это противостояние Петра и Андрея, точнее – некое соперничество их, а они же родные братья, это надо помнить… так вот, это соперничество символическим образом выражалось впоследствии в виде иконы, где апостол Петр и апостол Андрей символизируют собою два Рима: апостол Петр – Рим древний, апостол Андрей – Новый Рим.
Константинополь – это первый город в мире, изначально строящийся христианским императором. Это не означает, что в городе вообще не было языческих элементов. Они, конечно, были, потому что основное население империи были язычники. Император по своему статусу оставался pontifix maximus – главой языческой религии, поэтому Константин не спешил навязывать христианство своим подданным – он, скорее, стремился являть свое личное христианство.
Одним из главных соборов, которые он сам строил, является собор Двенадцати апостолов, где он хотел быть похороненным, где он уже уготовал себе могилу в окружении 12 апостолов, за мощами которых отправились во все концы империи специальные комиссии для того, чтобы их обрести и доставить. К сожалению, далеко не все, только мощи двух или трех апостолов удалось обнаружить и доставить в этот собор, но, тем не менее, сама идея, что император желает покоиться в окружении самых ярких для христиан деятелей, учеников Господа, показывает, что отныне вся империя изменилась, она теперь ориентирована не на поклонение Зевсу и Юпитеру, а на христианское учение, христианское начало, в том числе и на христианское церковное богослужение.
И здесь очень важный момент: император – не часть церковного управления. Константин четко отмежевался от того, чтобы возглавить Церковь. Но император уже не мыслится вне Церкви, и он как раз соединяет политическое и религиозное начала в своей фигуре. Это не мешало статуе Константина возвышаться на форуме, на колонне, с короной Гелиоса на голове, – это было выражение классического античного представления об императоре как о солнце, но это уже не было обожествленное изображение, это уже была, как бы сейчас сказали, некая форма памятника – памятника, который символизировал память о великом деянии, великом деятеле, но религиозная составляющая этого компонента римской культуры сходила на нет.
Возле собора и дворца неслучайно располагались лавки с благовониями: здесь должно особо хорошо пахнуть
Поэтому форум в Древнем Риме и форум в Константинополе – это разные все-таки явления. Константинопольские форумы в основном торговые, их было четыре крупных, множество более мелких. И сама торговая жизнь в новой столице была организована очень разумно, и я бы даже сказал – гениально. В центре города, рядом с императорским дворцом, располагались торговые ряды самых престижных купцов – ювелиров и, как ни странно, парфюмеров, – и это тоже очень важная черта. В древнем городе, как мы знаем, было обилие всякого рода запахов, в том числе и очень неприятных, и когда на центральной площади города располагалось огромное количество лавок парфюмеров, это создавало особую атмосферу: здесь, в эпицентре, там, где стоит собор Святой Софии, там, где стоит императорский дворец, была особая атмосфера благоухания, благовония. Дальше располагались тоже обладающие приятным ароматом лавки хлебопеков, и только далеко, в нескольких километрах от дворца, располагались уже лавки мясоторговцев и торговцев скотом. Вот эта в том числе и эстетическая организация городского пространства тоже играла большую роль.
Константинополь
Реликварий размером с город
Константинополь изначально стал для империи не просто вторым Римом – он стал своего рода Новым Иерусалимом, и это тоже очень важный момент, об этом пишут многие древние авторы. Перенесение сюда, в этот город и мощей апостолов, и многих других христианских реликвий была одной из идей Константина Великого. Как мы знаем, его мать, равноапостольная Елена, потратила много усилий на поиск этих древних христианских святынь. Она обрела в Святой Земле Животворящий Крест Господень, частицы которого были доставлены в Константинополь; она обрела много других реликвий. И эти реликвии были частью городского пространства, потому что и статуя Константина на форуме, о которой я уже упоминал, имела в своем основании гвозди с того самого чудотворного Креста, который обрела царица Елена. Это был некий духовный талисман, духовный хранитель Константинополя, выраженный в виде христианской святыни.
Впоследствии количество этих святынь постоянно росло, и, когда крестоносцы в 1204 году захватили город, они нашли там целые россыпи древних святынь самого разного вида и растащили их по всей Европе – немилосердно, но, с другой стороны, понимая, что это как раз и есть сокровище, гораздо большее, чем золото или какие-то драгоценности. Эти древние реликвии оказались в разных городах мира: в Париже, Майнце, Вене… – и фактически вот с этого момента разграбления древней столицы империи начинается путешествие древних святынь по европейскому миру, многие из них сейчас уже даже и в Америке. А Константинополь был собирателем этих святынь.
Но интересно, что Константин не ограничился сбором именно христианских реликвий, он еще превратил Константинополь в огромный музей – он решил собрать в этот город все самое интересное, что существовало вообще в империи. Конечно, египетские пирамиды перенести туда он просто технически не смог, хотя у него были такие планы, а вот обелиски из древнего Луксора – а это гораздо дальше, чем пирамиды, это Верхний Нил – перенес. Нашлись на это средства и технические возможности, и они были доставлены. Правда, один из них уехал в древний Рим, там долгое время валялся, пока его папы не поставили в центре Ватикана – и если кто был в Ватикане, он видел этот древний египетский обелиск, доставленный по приказу Константина.
Второй обелиск прибыл в Константинополь и нашел свое место на центральной преграде ипподрома. Там же, на этой преграде ипподрома, были установлены древняя греческая так называемая «змеиная колонна», которая напоминала грекам о Марафонской битве, – она создана из персидских щитов и доспехов, которые валялись на поле брани, это символ победы греков над персами в знаменитых греко-персидских войнах, – и много других святынь и реликвий. Большинство из них погибло, остался только обелиск и обрубленная уже в Новое время при неизвестных обстоятельствах «змеиная колонна».
Этих святынь, как мы знаем, было очень много, и фактически весь город был украшен древними антиками или реликвиями, но к ним уже относились именно как к музейным древностям, никто им уже не придавал какого-то сакрального значения, хотя, конечно, язычники были довольны тем, что город украшен в том числе и древними памятниками.
Константинополь был городом диалога культур, но доминирующей была христианская
Этот город был, я бы сказал, городом диалога культур, в котором, конечно, доминировала христианская тема, христианский голос, потому что император был христианин, но в то же время город знаменовал собой преемство и древних традиций. И то, что он был построен на месте древнего Византия, часто подчеркивалось византийскими авторами, которые писали о нем, именно антикизируя его, говоря о том, что мы с вами – жители Византия, мы византийцы, и впоследствии это слово перешло уже в литературу Нового времени, а всю империю стали называть именно так: Византийской империей.
Храм Святой Софии в Киеве
К Риму Третьему
Император Юстиниан
Для нас важно, что этот город в сознании наших предков, русских, был Царьградом, именовался именно так. И хотя в наших источниках есть, конечно, название «Констяньтинь-град», но такое длинное слово, видимо, было неудобно для произношения, и чаще наши предки называли этот город именно Царьград или Цесарь-град, поскольку он знаменовал собой идею именно царства, греческого царства, которое было создано, как считается, Константином Великим. Наши предки прекрасно понимали, что Константин был не просто великий римский император, но император греческий и римский – объединяя в себе эти два начала: греческое и римское. Уже в «Слове о законе и благодати» это отражено. И впоследствии мы в основном ориентировались на греков, а западный мир оказался в поле западной цивилизации, европейской.
Во многих русских городах есть элементы топографии Константинополя
Мы имели дело с греками, и этот греческий Царьград стал символом греческого царства, столицей, на которую равнялись и наши древние города. Во многих наших городах есть элементы топографии Константинополя, например в Киеве есть Золотые ворота, Софийский собор. Когда Ярослав Мудрый строил свой Киев, он в определенной степени ориентировался на Константинополь. И во Владимире тоже есть Золотые ворота, но там уже вместо Софийского собора – Успенский собор, а в Москве уже только Успенский собор. Москва – это уже третья ступень того константинопольского начала, не остается уже прямых параллелей с Константинополем, но зато остается сакральное начало: идея храма как центра. И Успенский собор в Москве вообще знаменует собой Москву как таковую. Точно так же, как в Константинополе символом города была Святая София, которая заложена была при Константине, построена при его сыновьях, создана в том виде, в котором сейчас она красуется, при императоре Юстиниане, после очередного пожара.
Иподром
Собор и ипподром
И, действительно, Святая София, или «око вселенной», как ее иногда называли, представляет собой главный, стержневой элемент Константинополя как города. И когда подплываешь к городу с моря, с какой бы стороны ты ни приближался к нему, первое, что видишь на горизонте, – это возвышающийся величественный купол Софийского собора, который, как ни парадоксально, по мере приближения к городу как раз уменьшается, – я не знаю, как этот оптический эффект был разработан древними архитекторами, но вот такое чудо: сначала ты видишь только этот собор, потом постепенно он утопает в окрестных постройках, и, уже придя в Константинополь, выйдя на центральную дворцовую площадь, ты вновь видишь всю эту великолепную красоту. И собор, и дворец.
Дворец тоже очень важная часть константинопольского городского пространства, и он связан с ипподромом. Казалось бы, что может быть общего между спортивными играми и церковными обрядами. Тем не менее, как раз византийский церемониал очень тесно связывал эти два начала, потому что ипподром был не просто местом для состязаний – это было место диалога императора и народа. Очень важный элемент древней культуры, перешедший и в византийскую эпоху, – элемент живого контакта правителя и подданных, которые нигде в других местах так напрямую увидеть друг друга и пообщаться не могли. И поэтому здесь, на ипподроме, бушевали страсти не только спортивные, но и политические. Но важным моментом было то, что рядом, по соседству находился собор Святой Софии, и он как бы умиротворял всю эту бушующую политическую стихию и соединял народ и императора в некоем богослужебном единении, напоминал и властям, и подданным о подлинном смысле их земного существования – о пути в Царствие Небесное. И там, в соборе Святой Софии, проходили все важнейшие мероприятия, связанные с политической жизнью страны: коронации, венчания, важнейшие события, связанные с осадами, и т.д.
***
Константинополь, как символ Царя-града, центра христианского мира, передал свою эстафету Москве в ходе достаточно сложного процесса, который проходил в конце XV – начале XVI веков, процесса, который иногда называется процессом становления идеи Москвы как Третьего Рима. И в дальнейшем эта идея подпитывала очень сильно и наших мыслителей и философов, и наших политиков. Идея о том, что этот град царя Константина, попав в руки мусульман, попав в руки турок, остался как земной город у них, но как духовное явление он перенесся в свободную столицу православного царства, которой с XVI века стала Москва.
spbda.ru
Италия, достопримечательности, карта, описание, фото, самостоятельно
Достопримечательности Рима мы посмотрели самостоятельно за один день. Конечно не все, но этого вполне достаточно. Мы же не фанаты-историки! 🙂
Подготовка к прогулке по Риму ⇧
Завтрак в нашей гостинице на удивление оказался отличным, был очень вкусный кофе и круассаны с разными не приторными начинками. А я с вечера, подумав что завтрак будет скудным набрала с магазине йогуртов и разной выпечки. 🙁
После завтрака мы намыли с собой на прогулку фруктов (яблоки, персики, виноград, авокадо), я тщательно собрала детскую сумку и мы выехали в город, время около 9-00 утра.
Список достопримечательностей Рима, которые мы запланировали посетить ⇧
Сколько времени провести в Риме мы еще не решили, но запланированного у нас было следующее:
Колизей
Римский Форум
Пантеон
Площадь Венеции
Площадь Навона
Капитолийский холм
Фонтан Треви
Замок Святого Ангела
Испанская лестница
Ватикан, а именно музеи Ватикана
Вилла БоргезеУдалось ли нам это сделать за один день, читайте ниже. 🙂
Погода и питьевая вода ⇧
На улице больше 30 градусов, по ощущениям 33-34. Воду пьем активно! Наши 1,5 литра закончились очень быстро, купили еще 1,5л в кафе за 2,5€, а потом увидели как поступают многочисленные туристы города — наливают воду в многочисленных же питьевых кранах. Мы так и делали и наполняли нашу 1,5 литровую бутылку еще 3-4 раза.
Можно сэкономить на покупке воды, которая стоит от 2,5 евро за бутылку, и в день нужно несколько бутылок на человека, можно наполнять бутылку в фонтанах, которых очень много по всему городу.
Достопримечательности Рима ⇧
Колизей ⇧
Главный амфитеатр Древнего Рима. На потеху публики здесь встречали свою смерть гладиаторы, погибали, истерзанные хищниками, рабы из захваченных провинций. Устраивались и другие не менее кровавые представления на ежегодных Играх столицы Римской империи. Строительство началось в 73 году н.э. 80 году н.э. было закончено и Колизей был открыт. В честь этого события были устроены Великие Игры, которые длились более трех месяцев.
Парковка машины ⇧
Для начала мы припарковались на улице метров за 300 от Колизея за 20 центов до 18:00!! Парковок было достаточно, можно было встать и ближе, просто мы ожидали аврал и встали на первую попавшуюся. Достали фрукты, детскую сумку, 1,5 литра воды и пошли гулять.
Колизей видно впереди. Рим.
Около Колизея днем можно найти свободные и бесплатные парковки.
Дошли до Колизея. Внутрь не пошли. Очередь, да и не сильно внутрь стремились. Леша был раньше, и говорит, что сильно ничем не отличается от десятков подобных амфитеатров, которые мы посещали в других местах. Главное впечатление снаружи. Из-за того что Колизей имеет ярко выраженную трехэтажную архитектуру, издалека создается впечатление что он не высокий. И только подойдя ближе, когда понимаешь что каждый этаж сам как три этажа, поражаешься его высоте, которая мгновенно вырастает!
Вот несколько фоток Колизея сделанных нами. Не шедевры конечно, но для семейного альбома сгодятся! 🙂
Триумфальная Арка Константина ⇧
Триумфальная арка была построена императором Константином по случаю победы над своим соперником Марком Аврелием Валерием Максенцием в 312 год н.э. Константин сделал христианство официальной религией . Он считал, что прийти к власти ему помог сам Бог. Он же перенес столицу империи в Константинополь, ныне Стамбул. Рим же, по понятным причинам, постепенно начинает терять свое былую славу и могущество, разрушался и приходил в упадок.
Находится рядом с Колизеем.
Триумфальная Арка Константина. Рим.
Римский Форум ⇧
Римский форум это центр Древнего Рима. Здесь проходили триумфы императоров после победоносных войн, принимались законы, назначались консулы. Во время упадка Римской Империи Римский форум был разрушен. Время так же внесло свою долю в эти разрушения. До современного времени дошли только остатки форума. Сейчас Форум расположен в охраняемое археологической зоне, на базе которой создали музей под открытым небом.
Находится так же рядом с Колизеем, в метрах 100.
На Форум была внушительная очередь на входе, да и входной билет был по 18 евро на человека. Решили не ходить, как оказалось, не зря. 🙂 Буквально за углом сверху на него открывался потрясающий вид, можно было стоять спокойно и рассматривать все элементы. Сэкономили 54 евро!
Фото стоимостью 54 евро и 2 часа времени в очереди. 🙂 Римский Форум.
Несколько раз останавливались в тени передохнуть и перекусить фруктами. Владу и Алексея часто обливали водой.
Форум Траяна ⇧
Форум был возведен за сто лет до нашей эры. Тогда форум окружали храм Траяна, рынок, библиотеки с греческими и латинскими книгами. Не разрушенной осталась только мраморная колонна Траяна, высотой тридцать восемь метров. Внутри которой, в усыпальнице покоится император с супругой. в Риме больше сооружений такого типа не возводили.
Находится через дорогу от Римского форума.
Рим. Италия.
Витториано ⇧
Памятный архитектурный комплекс в честь короля Виктора Эммануила, первого правителя объединенной Италии. Построен в 18-19 веках. Перед монументом, дежурит почетный караул и горит Вечный огонь. Жителям Рима не очень импонирует эта громада из белого мрамора, так как они считают, что она не соответствует архитектуре города. Часть римлян называют его нелепым «свадебным тортом».
Находится сразу за Римским форумом и форумом Траяна, на площади Венеции.
Площадь Венеции. Рим.
Фонтан Треви ⇧
Фонтан в исторической части Рима, возведенный в восемнадцатом веке. В Риме каждый турист обязан оплатить «туристический налог» кинуть на счастье в фонтан монету. За месяц монетками «оплачивают налог» размером более десяти тысяч евро. Вся сумма тратится на благотворительные нужды. Нептун, бог моря, со спутниками на колеснице, составляют композицию этого фонтана. За заказ на строительство фонтана соперничали шестнадцать архитекторов.
Расположен почти по пути от Колизея к Ватикану.
Мы «налог» не оплатили, так как «касса» была закрыта на реконструкцию! 🙂 ⇧
Билеты в Ватикан ⇧
Гуляя, в районе 12-00 мы наткнулись на кассу по обмену денег, в которой продавали билеты в Ватикан. Начитавшись накануне про огромные очереди в кассы музея, решили купить билеты здесь, пусть и с переплатой: в кассе музея билет стоит 16€, а здесь нам продали за 27,5 €/взрослый. В эту стоимость еще входила по-моему какая-то автобусная экскурсия, а может и нет, толком мы не поняли, а в кассе продавец не объяснил. Зато сказал, что билет на 14:00, обвел в карте meeting point, где надо было встретиться с группой в 13:50.Итак у нас 2 часа времени до начала экскурсии, движемся в сторону Ватикана, по пути захватывая интересующие нас объекты и еду. 🙂
Встречают как переполненные улочки, так и пустые.
Фокачча по 5 евро за штуку. Рим.
Пантеон ⇧
Сооружение 2-го века до нашей эры На греческом языке означает «храм всех богов». Пантеон был построен в период расцвета Римской империи. Долгие годы в нем поклонялись языческим богам. И только в 7-м веке Пантеон стал использоваться как христианский храм. Здание хорошо сохранилось до наших дней. Этому способствовали многочисленные реставрации, которые начались еще два тысячелетия назад!
Площадь Навона
Площадь в исторической части Рима овальной формы Раньше здесь располагался цирк Домициана. Начиная с пятнадцатого и до середины девятнадцатого века, здесь располагался рынок. С шестнадцатого веке в этом районе начали селиться зажиточные горожане и сановники кардиналы, послы, банкиры и тд. Центр площади занимает Фонтан четырех рек, который состоит из обелиска, олицетворяющий папскую власть и рек, всех известных, на момент строительства фонтана, континентов, вокруг него.
Замок Святого Ангела ⇧
Строительство началось во втором веке нашей эры, во времена Римской империи. На своем веку замок был тюрьмой и жилищем Папы Римского и усыпальницей складом. Сейчас замок занимает Военно-исторический музей. Своим названием крепость обязана явлению архангела Михаила Папе Григорию в шестом веке нашей эры. К замку идет красивый мост, который перекинулся через берега реки Тибр, который был построенный императором Адрианом.
Замок Святого Ангела 135г. Рим.
Собор Святого Петра
Собор Святого Петра – это главный храм католиков всего мира. по праздникам Папа Римский здесь проводит мессы Изначально, в четвертом веке нашей эры, на месте цирка Нерона, возникла маленькая базилика, с мощами апостола Петра. В пятнадцатом веке ее перестроили в грандиозный храм. В сооружении Cобора Святого Петра участвовали Микеланджело и Рафэль , Перуцци и Мадерно. Перед храмом раскинулась широкая площадь , всегда полная туристов. Площадь охватывает колоннада состоящая из 284 колонн.
В 13-30 мы уже были на площади Святого Петра, на указанном в карте месте. Естественно никакой группы в 13:50 мы не увидели, строем прошло несколько китайских групп, может нам к ним надо было? 🙂В 14:00 начали прорываться на вход в музей (это 1 км пешком от площади Святого Петра) . Там Леша показал сотруднице наши билеты и она поменяла их на входные билеты в музеи Ватикана.
Площадь Святого Петра. Рим.
Ватикан ⇧
Город-государство, по современным меркам, район или даже квартал-государство. Главная крепость Католической церкви. Здесь находится Папа Римский и его резиденция. Гражданами этого государства являются только 800 человек. В подавляющем большинстве, это церковные деятели. Ватикан известен своими музеями, где собраны шедевры скульптуры, живописи и искусства. Это бесценная сокровищница, и не только католиков, но и всего человечества в целом. Туристов привлекает главный католический храм – Собор Святого Петра, который доступен с улицы и Сикстинская капелла, уже внутри квартала-страны.
Мы с мамой и малышом пошли гулять по музею, а Леша с Владой отправились пешком до машины, чтобы встретить нас у выхода.По музею мы шли со скорость потока, разглядывая экспонаты. 🙂 Внутри очень много людей!
Гвардеец Ватикана.
Сикстинская капелла ⇧
В Сикстинской капелле мне дали одноразовый плащ прикрыть плечи. Здесь концентрация желающих прикоснуться к прекрасному достигла своего апогея! Мы с коляской еле еле протискивались.Зато сама капелла нас поразила! Сначала мы просто разглядывали потолок и картины, потом я переключилась на выход и раздумывала как бы нам отсюда выбраться, прикидывала маршруты. 🙂 Потом снова взглянула наверх и о чудо!! Вижу, сидит мужчина в красной накидке , а ноги его как будто свесились вниз, ощущение полнейшего 3D. Дальше переключаюсь на другие персонажи и они все как будто оживают!! Весь потолок, в частности, люди на нем, стали объемными! Я к маме, говорю, мама, смотри вот на того человека, видишь его ноги висят объемные и вот этот и этот. А мама — точно, Юля, смотри и здесь тоже!!
Так мы и стояли разинув рты, пока не открыли дверь на выход и мы медленно вышли наружу. Алексей к этому времени уснул, я написала Леше смс что мы вышли и идем на место встречи. Леша, вместе с Владой, за это время прошли пешком по жаре от Ватикана, до Колизея!
В 16-15 он нас забрал и мы поехали на Виллу Боргезе.
Вилла Боргезе ⇧
Самая удаленная достопримечательность.
Вилла Боргезе это парк размеров в 80 гектаров, с тенистыми аллеями, пением цикад и В парке расположен дворец, который был специально построен для знаменитого кардинала Сципионе Боргезе. До шестнадцатого столетия здесь располагались виноградники. Вокруг здания раскинулся огромный парк, который выполнен в английском стиле. В парке установлено очень много античных статуй. Так же тут находится несколько музеев, ипподром, театр и зоопарк. В начала двадцатого столетия особняк с парком отошел государству.
Здесь был просто кайф после шумного, жаркого центра. Вилла Боргезе — А гуляют здесь в основном на причудливых великах и на электрокарах. Мы от души накатались с ветерком с горок на этом чудо средстве за 20€ в час. 🙂 Получили массу положительных впечатлений, развеялись.
Отдых после осмотра достопримечательностей Рима ⇧
Все едем в гостиницу. По пути заехали в Carryfour купили свежие равиоли (в смысле не замороженные) с риккотой и шпинатом, с грибами, курицей, бутылку итальянского красного вина для сангрии и 15 килограммовый арбуз. В номере все отварили, сделали сангрию и если бы не духота, то совсем хорошо бы было:) Равиоли самые вкусные с риккотой и шпинатом, в следующий раз будем брать только их.
Впечатлений за день мы получили массу! Леша спросил нас хотим ли мы остаться в Риме еще на один день и что мы в этом случае будем там делать? Мы подумали и решили не оставаться, посмотрели мы почти все что хотели, надо ехать дальше, хотя одно из запланированных мест, Испанскую лестницу, мы просто забыли посетить!
Как посмотреть основные достопримечательности Рима за 1 день на машине? ⇧
Отель ⇧
Гостиницу выбираете за городом, но с парковкой. Т.е. можете конечно взять гостиницу в центре, но это будет значительно дороже, особенно учитывая парковку, а преимуществ никаких не даст, так как все равно придется передвигаться на машине или такси.
Парковка около достопримечательностей в Риме ⇧
Едете на машине до одной из точек на интерактивной карте вверху поста помечены маркерами, от белого до синего):
Ватикан
Колизей
Большой цирк
Вилла Борджия
район на восток от Ватикана (между Ватиканом и виллой Борджия)
Там ставляете машину.
В Районе Большого цирка можно оставлять машину бесплатно (белая разметка), но не стоит оставлять там машину на ночь (хотя там были такие машины). Ночью место достаточно безлюдное, а Рим славится тем что в машинах выбивают стекла чтобы хоть что то забрать из салона.
Около Колизея реально найти парковку и дневные часы, как мы поняли, бесплатны.
Около Ватикана парковка платная.
В жилых районах восточнее Ватикана куча свободных мест (по крайней мере днем) и, кажется так же есть бесплатные (белая разметка).
Около виллы Борджия есть места, синяя разметка, но не нашли паковочные автоматы. Оставили машину «так».
Возможно есть еще какие то удобные места, но мы узнали только про эти.
Маршрут ⇧
Итак, машину лучше оставить около Колизея. Далее идете пешком до Ватикана, (6 километров) не выпуская из рук фотоаппарата. Все основные достопримечательности расположены вдоль линии Колизей-Ватикан. Единственное место в стороне — Испанская лестница, но она находится в 200 метрах от вилы Борджии и легко достигается оттуда пешком!
Пройдя от Колизея до Ватикана возвращаетесь к машине и едете на виллу Борджия. (откуда, как уже писали так же смотрите испанскую лестницу).
Шесть километров достопримечательностей легко смотрится за один день! Кончено такой подход не предполагает массовое посещение мест куда встраиваются огромные очереди (Колизей, Римский форум, Ватикан). Но парочку очередей можно успеть посетить!
Ели интересует Колизей внутри, посетите любой другой амфитеатр — увидите то же самое. Про Римский форум уже писали — как и любые развалины они интересны издалека, а не вблизи. Единственное уникальное место — Ватикан. Сюда действительно стоит отстоять очередь, хотя бы один раз в жизни!
Не путать Ватикан с Музем Ватикана ⇧
Ну и не забывать что Музей Ватикана, от «Ватикана» (Площади Петра) находится в километре!
Особенности передвижения в Риме на машине ⇧
Ограничение для водителей в центральной части ⇧
Режим ограничения автомобильного трафика в центре Рима
Еще один важный момент — въезд «чужакам» в центральную часть Рима (как раз приблизительно от Ватикана до Колизея) запрещен. Но есть несколько нюансов:
Запрещен только днем, по крайней мере, мы так поняли знаки, и в определенные ночные часы
Вечернее передвижение ⇧
Вечером можно доехать до мест к которым ведет широкая дорога. В узких улочках будут пробки и будут заняты все парковки!
Передвижение днем в запрещенных зонах ⇧
Днем мы тоже ездили. Нас так вел навигатор. Было бы это оправдание для полиции — не знаем. Но в Париже, например, когда мы «прорывались» в пешеходную зону просто под знаки «кирпичей» на Монматре (у нас была неправильно выставлена гостиница) это послужило оправданием, и нам даже позволили ехать дольше!
Погода и курс валюты в Риме ⇧
Отель в Риме:: погода, время сейчас. Курс валюты ⇧
1EUR=73.46RUB Местное время и дата: 04:00:48 02.08.2018
Константинопoль, Константинополь, или Царьград ( дав.-гр. Κωνσταντινούπολη , лат. Constantinopolis , тур. قسطنطينيه Konstantiniyye, İstanbul) - город на европейском берегу Босфора в месте, где он соединяется с заливом Золотой Рог.
1. История
1.1. Византий
Город основан в 667 года до н.е. мегарцам во главе с Бизасом (Бизант), в честь которого город получил название Византий.
В 512 - 478 году до н. н.э. - под властью Персии. После освобождения вошел в состав Афинской архе. В 411 - 409 и 405 - 389 гг до н. е. - временно находился под контролем Спарты, в 364 году до н.е. - Фив. В 357 году до н.е. окончательно выходит из подчинения Афинам.
В 340 году до н.е. Византий осадил Филипп II Македонский, но город выстоял, с Александром Великим византийцы, зато поддерживали дружеские отношения и даже помогали ему кораблями. В 227 году до н.е. город атаковали кельты ( Галаты), которые впоследствии поселились на северном берегу Золотого Рога.
В 146 году до н.е. Византий заключил союзный договор с Римом, в 74 г. до н.е. - вошел в состав Римской республики
В 193 году город после трехлетней осады был захвачен Септимия Севера. Он приказал разрушить городские стены и лишить Византий всех льгот и привилегий.
1.2. Эпоха Константина и его потомков
В 324 году Константин Великий начал строительство на месте Византия "Нового Рима", впоследствии в честь императора получил название Константинополь. Официально столицу империи на берега Босфора перенесли 11 мая 330 года. Константин заботился о развитии города, поощряя переселяться в него представителей господствующих слоев, торговцев и ремесленников со всей империи. За время его правления в Константинополе был построен 30 дворцов и храмов, 4 тысячи крупных жилых домов, по полторы сотни бань и пекарен, 8 водопроводов, 2 театра, цирк и новый ипподром.
По потомков Константина государственной религией становится христианство. Зато загорается ожесточенная борьба между сторонниками никейского символа веры и арианами, что в 342 году привела даже к уличным беспорядкам в Константинополе. Император Феодосий I решительно становится на сторону никейцах. Решением созванного им Второго Вселенского Собора ( 381 г.) с епископом (патриархом) Константинополя, как епископом "Нового Рима", было признано второе место "по чести" после епископа Римского или "Старого Рима" среди других христианских иерархов.
После смерти императора Феодосия I в 395 году Римская империя окончательно распалась пополам. Константинополь становится столицей Восточной или Ромейской ( Византийской) империи. Как и на Западе в государственные дела начинают активно вмешиваться главари варварских племен, которые императоры вынуждены были взять себе на службу. Однако 12 июля 400 года жители Константинополя с оружием в руках выгоняют из города готов. В 404 г. вспыхивает восстание в поддержку Иоанна Златоуста. В 408 - "хлебный бунт".
Город быстро растет, уже в конце IV века дома начали возводить даже за пределами городских стен, построенных Константином. В 412 году Константинополь и его оборонительные сооружения пострадали от землетрясения. Поэтому во времена Феодосия II западнее "Константиновым стен" были возведены новые стены, определили границы города на несколько столетий.
1.3. Рассвет средневековья
Наивысшего расцвета Византия достигла при императоре Юстиниана I ( 527 - 565). Правда, бесконечные войны требовали чрезвычайного напряжения сил и в значительной степени спровоцировали мощное восстание, получившее название "Ника" (январь 532 года) Но в конце император лишь укрепил свою власть. Чтобы успокоить жителей Константинополя, Юстиниан открыл в столице неслыханное по масштабам строительство. За пять лет ( 532 - 537) был возведен собор Святой Софии - в те времена самый большой в мире христианский храм. За счет новых оборонительных стен границы города были расширены (в частности, за счет квартала Влахерне), перестроенный большой императорский дворец, построенный Буколеон (по некоторым данным - перестроен) и церковь Святых Сергия и Вакха.
Общий вид Константинополя в эпоху Юстиниана I (реконструкция)
После смерти Юстиниана, империя вошла в полосу упадка и гражданских конфликтов. Кульминацией стало короткое, но кровавое правление императора Фоки, опиравшийся на поддержку столичной черни и солдат. Казни аристократов, однако, не обеспечили константинопольцям сытой жизни. После нескольких неудачных восстаний против узурпатора, Фока был свергнут новым императором Ираклием, правление которого вполне ушло на перестройку государственного устройства империи и борьбу с внешними врагами. В 625 - 626 Константинополь пережил тяжелую осаду - с востока под его стенами стояли персы, с запада - авары. А уже через несколько десятилетий Византия потеряла Египет, Сирию и Палестину, перешедших под власть арабов, и окончательно превратившись в греческий государство.
Именно за Ираклия греческий стала и официальным языком империи. Так же восточные патриархии - Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская - оказались под властью иноверцев, первая роль в православной церкви окончательно перешла к константинопольского патриарха.
Константинополь постоянно находился под военной угрозой. В 670, 674 - 678, 717 - 718 гг Константинополь осаждали арабы, в 698 году его взяли и ограбили сами византийцы - противники императора Леонтия, 705 года у стен столицы появились болгары, которым открыл ворота сам император Юстиниан II. С 726 к 843 года Константинополь находился в епцентри гражданских войн между иконоборцами и сторонниками почитание икон. В 740 город стал жертвой крупного землетрясения. Восстановление пострадавших домов затянулось на несколько десятилетий. В 821 году столицу пытались захватить повстанцы во главе с Фомой Славянином, в 860 - Константинополь едва не получили руси, которых скорее всего возглавлял киевский князь Аскольд.
Лишь с приходом к власти в 867 году Македонской династии положение в империи определенным образом стабилизировалось столицу постепенно начали восстанавливать и развивать. Была реставрирована Святая София, обновлены монастыри, поднятые из руин церкви Богородицы Халкопратийськои и Святого Лаврентия. Во времена Романа Лакапин был возведен дворец Мирелейон, который после смерти императора превратили в женский монастырь.
1.4. Царьград и Русь
Нападение 860 года стал первым, но не последним походом киевских князей на Константинополь. Сохранились сведения об экспедиции 874, 907 (только в Киевской летописи, поэтому некоторые историки считают рассказ о "щит Олега на вратах Царьграда" легендой), 944, 1043 лет. С византийцами воевали Святослав Игоревич и Владимир Великий, но они до столицы не добрались.
Среди военных, которые служили в византийской столице, были и выходцы из Руси. При императорском дворе был даже отдельный руский военный отдел. Князья брали себе в жены византийских принцесс. В XI - XII вв. Царьград был также местом своеобразного ссылки, так князь Мстислав Владимирович отправил в 1129 до города пять полоцких князей вместе с их семьями, большинство из них осталась в Константинополе.
Из Руси к византийской столице привозили меха, мед, воск, смолу, янтарь, невольников, а покупали шелковые ткани, металлические изделия, вина, предметы роскоши. Русские купцы пользовались в византийской столице привилегиями, принятым русско-византийскими договорами 911, 944, 971 гг Они жили в отдельном квартале вблизи монастыря Св. Мамонта.
Особую роль Константинополь сыграл в крещении Руси. По некоторым данным именно в византийской столице крестился князь Аскольд. В 957 г. город посетила княгиня Ольга, которую принимал и обратил в христианство император Константин VII Багрянородный. С Царьграда были присланы священники, которые крестили Владимира Великого и его подданных в 988 г. Неудивительно, что со времени своего основания и до XVII в. Киевская митрополия находилась в канонической юрисдикции Константинопольской патриархии, которая направляла на Русь митрополитов.
Вместе с христианством Русь приняла и византийскую культуру и искусство. Развитие Киева за Владимира Великого и Ярослава Мудрого осуществлялась константинопольскими образцами. Сооружения и убранства церквей, в частности Софии Киевской, а также княжеских дворцов, Золотых Ворот, выполняли греческие мастера и живописцы. Славнейшая икона Богоматери из Вышгорода (известная как Владимирская) является произведением царьградской художников.
1.5. Турки и крестоносцы
В 1054 году христианская церковь окончательно раскололась. Константинополь становится столицей не только империи, но и всего православного мира, однако его влияние напрямую зависит от силы византийских правителей. Но империя именно в это время начинает клониться к упадку. После победы под Манцикертом в 1071 году над императором Роман IV Диоген турецкие султаны из династии Сельджуков захватывают Малую Азию. Восточная граница империи отодвигается почти до предместий Константинополя.
Во времена Комнинов город перестраивается, сводится монастырь Христа Пантократора, церкви Богородицы Паммакристи, Богородицы Кириотиссы, Христа Пантепопта, Святой Феодосии, Святого Феодора, императорский двор окончательно перебирается в Влахернского дворца.
Крестоносцы у городских стен (1097)
Для борьбы с турками Алексей I Комнин был вынужден обратиться за помощью к крестоносцев. Однако они имели собственные планы относительно "Восточного Рима". Участники первого Крестового похода сражались с византийцами перед самым Константинополем и даже на городских стенах, несмотря на то, что империя официально была их союзницей. Поэтому император поспешил поскорее перевезти рыцарей на другую сторону Босфора. Появление в Сирии и Палестине Иерусалимского королевства и активное продвижение на Восток итальянских конкурентов - венецианцев, генуэзцев, пизанцы нанесли удар по экономике византийской столицы - существенно сократились также таможенные и портовые сборы. Недовольный этим Андроник I Комнин в 1183 г. отменил привилегии итальянских торговцев и изгнал их за пределы империи. Но это привело лишь к усилению внешнего вмешательства.
Штурм Константинополя крестоносцами (1204)
За иностранной помощи Комнинов сменила династия Ангелов. В 1204 году отстранен от власти сын императора Исаака II бежал в Венецию и предложил дожу Энрико Дандоло направить крестоносцев на Константинополь. Западные рыцари добились возвращения Исаака II и его сына под именем Алексея IV, но жители столицы с этим не смирились. Во время восстания оба обладатели погибли. Тогда крестоносцы 13 апреля 1204 года взяли город штурмом и подвергли его грабежу и огня.
Византийская империя была ликвидирована. Константинополь стал столицей нового государства, получившего название Латинская империя. Императором был объявлен Балдуин I Фландрский. В городе был фактически установлен оккупационный режим. Строительство прекратилось, все более-менее ценное было вывезено в Венеции и других западноевропейских государств, на продажу были разобраны даже крыши некоторых церквей и большого императорского дворца, после чего император Балдуин II вынужден был перенести свою резиденцию в монастырь Пантократора.
Вернуть себе Константинополь грекам удалось лишь 15 июля 1261 года, когда город открыл ворота перед обладателем Никейской империи Михаилом VIII Палеологом. От формально восстановил Византийскую империю и стал основателем последней династии византийских императоров.
Осада Константинополя (французский рисунок 1455)
1.6. Эпоха Палеологов. Получение Константинополя Мехмедом II
Восстановить былую мощь Палеолога не удалось. Южнославянские царства обособились и в их летописях для государства со столицей в Константинополе употребляется название Греческое царство (а не Ромейское империя). Государство и ее столица были втянуты в постоянные конфликты. Львиная доля торговли попала в руки генуэзцев, которые фактивно создали в Галати собственную колонию. Поступления в казну постоянно уменьшались, и императоры зависели от займов, что им давали итальянцы. Константинополь упадок, его население сокращалось. Особенно ощутимым отток жителей стал тогда, когда соседние султаны из династии Османов стали объединять под своей властью до того разрозненные турецкие княжества Малой Азии и постепенно захватывать византийские города и провинции.
Вступление войск Мехмеда в Константинополь
К концу XIV века Константинополь оказался в кольце турецких владений. В 1390 году город впервые был взят османским султаном ( Баязидом I) в осаду. Констанинополь удалось отстоять, но империя уже переживала агонию.
29 мая 1453 года город был взят войсками османского султана Мехмеда Завоевателя и в 1457-58 стал столицей империи. Сами турки называли его на свой лад - Стамбул ( тур. İstanbul), однако официально город не переименовывали и даже в официальных документах фигурировала и название Константинополь ( тур. قسطنطينيه Konstantiniyye).
1.7. Стамбул - от Османов в республику
Бесчеловечном было быстро заселено. Большинство христианских церквей превращены в мечети. Недалеко от бывшего Форума Феодосия построен дворец (Эски-Сарай), на месте бывшего акрополя Византия - дворец Топкапы, в центре города появился Большой базар. Во времена правления Сулеймана Великолепного в 1520 - 1566 годах город переживает новую "золотую эпоху". Главный архитектор Сулеймана Синан строит, в частности мечеть Шах-заде (окончена в 1548) и мечеть Сулеймание. Во времена Ахмеда I напротив Святой Софии строят Голубую мечеть ( 1609 - 1616) - первую в исламском мире мечеть с шестью минаретами. Огромные затраты опустошают казну. Осман II в 1622 году, вообще решил перенести столицу на восток - к Дамаск или Алеппо, но был убит янычарами.
Во времена султана Селима III ( 1789 - 1807) делаются первые попытки реформ ("Низам-и джедит"), продлены Махмуд II и Абдул-Меджид I ( "Танзимата"). В 1845 году в Стамбуле построен первый постоянный Галатским городов, в 1850 году по Босфора пошли парoплавы. 1846 года открывается Сельскохозяйственная школа, 1848 - первое педагогическое училище, 1850 - общество Еджумен-и Даниш (османская Академия наук).
После победы в Крымской войне резиденцию султана переносят во дворец Долмабахче, построенного по европейскому образцу. 1868 открывается Галатасарайський лицей. 1870 - университет.
В 1871 году в Стамбуле появляется первая трамвайная линия, в 1875 году - карликовая линия метро - "Тюнель". В 1889 открывается железнодорожный вокзал, который принимает знаменитый "Восточный экспресс" сообщением "Париж -Стамбул ". В конце XIX века .. город получает современную систему электро-и водоснабжения.
В 1908 г. вспыхнула Младотурецкой революцией. На парламентских выборах "молодые турки" приобретают триумфальную победу, вся власть быстро сосредотачивается в руках "тройки", которую составляли военный министр Энвер-паша, министр полиции Талаат-Паша и военный губернатор Стамбула Джемаль-паша. Они втягивают империю в первую мировую войну на стороне Германии.
После подписания Мудросского перемирия Стамбул был оккупирован английскими и французскими войсками. Власть султана ограничивалась стенами его дворца. В стране вспыхивает новая революция, которую возглавил Мустафа Кемаль. Столицей вновь Турецкой Республики становится Анкара, Стамбул окончательно теряет свой столичный статус. 1930 года принимается закон, который запретил в официальных документах и почтовых отправлениях использовать название Константинополь. Единственным официальным названием города осталось наименование Стамбул.