Каноны женской красоты в эпоху Античности и Древнего Египта. Красота в древнем египте
История красоты / Легенды Древнего Египта (Part 8)
Древний Египет — место загадок. Те или иные легенды, зародившие именно тогда или немного позже, ходят о Древнем Египте до сих пор. Одна из таких легенд — красота женщин.
В далеком уже 1912 году в Амарне, при раскопках в мастерской скульптора Тутмоса был обнаружен прекрасно сохранившийся раскрашенный бюст царицы Нефертити, древнеегипетской царицы. Тут и миндалевидные глаза, и мечтательная улыбка, и стройная шея — ничего удивительного, что именно эта женщина была принята за эталон древнеегипетской красоты и женственности.
Загадка чар этой женщины (подлинных или настоящих) не разгадана до сих пор и продолжает будоражить человеческие умы.
Исходя из различных изображений, которые дошли до нас, можно с полной ответственностью предположить, что идеалом красоты в Древнем Египте была грациозная, стройная женщина с большими миндалевидными глазами и полными губами. Причем из ряда сохранившихся свитков следует, что для придания глазам большей томности и загадочности, египтянки закапывали в них сок растения, получившего название «сонная одурь».
У древних египтян самым красивым цветом глаз считался зеленый, а потому глаза подводили зеленой краской, которую приготавливали из углекислой меди. Только существенно позднее этот цвет сменился густо-черным. Цветами этими глаза визуально удлиняли, продолжая их линию к самым вискам, подрисовывая густые длинные брови.
Египтянкам того времени вообще принадлежит масса рецептов, начиная от особенных белил, которые придавали темной коже светло-желтый оттенок (такой колер выступал символом земли, которую согрело солнце), и заканчивая соком ириса, который использовали в качестве румян. Едкий сок вызывал покраснение кожи, которое сохранялось длительное время.
Женщины Древнего Египта очень любили ухаживать за собой. Уже тогда в их арсенале были и пудра и помада. Они красили ногти и следили за тем, чтобы на теле не было лишних волос. По сути, именно женщинам Древнего Египта мы обязаны всеми знаниями, которые у нас есть сейчас касательной восковой депиляции.
Еще один символ древнеегипетской красоты — ухоженные и пышные волосы. Именно поэтому до сих пор продолжают находить свитки с рецептами, где говорится о том, как придать волосам блеск и гладкость.
aptosus.livejournal.com
Ветреные идеалы, или Как менялись стандарты красоты
Ветреные идеалы, или Как менялись стандарты красотыКаждый век диктует свои правила и свои представления о прекрасном. То, что считалось привлекательным в эпоху классицизма, в средневековье могло вызвать лишь презрительную усмешку. Равно как и современные "90-60-90" еще каких-то 50-100 лет назад могли сойти за уродство.Каменный век
Палеолитическая Венера - археологическая находка в селе Гагарино Липецкой области.
Во времена каменного века понятие о красоте было тесно связано с "плодовитостью" женщины. Множество сохранившихся до наших дней древних статуэток и скульптур раскрыли нам тайны привлекательности первобытной женщины. Красавица каменного века должна была обладать широкими бедрами, большим животом и пышной грудью. Такой внешностью тогда обладали матери, родившие и вскормившие множество детей. Конечно, с современной точки зрения, такую женщину тяжело назвать красивой.
Вестоницкая Венера
Древний Египет
Стандарты красоты Древнего Египта нам намного ближе, чем первобытные. Привлекательной в то время считалась худая девушка с тонкой талией, стройными ногами, маленькой грудью и узкими бедрами. У древнеегипетской красавицы должны были быть большие миндалевидные глаза, желательно зеленого цвета, прямой тонкий нос и полные, четко очерченные губы.
Бюст царицы Нефертити. Находится в собрании Нового музея, Берлин.
В Древнем Египте было принято пользоваться косметикой, причем, чем больше косметики было нанесено, тем красивее считалась дама. Брови девушки подкрашивали черным, а глаза обводили зеленым. Чтобы расширить зрачки и придать блеск глазам, в них закапывали сок белладонны. Соком едких растений натирали и щеки, чтоб вызвать румянец. Египтянки ходили босиком, а чтобы скрыть черноту своих стоп, они красили их. В Древнем Египте женщины коротко стригли волосы и носили парики. Парик был признаком богатства, он определял социальное положение обладательницы: чем знатнее и богаче была дама, тем больше был ее парик. И, наконец, идеальная египетская женщина была вечно молода.
Древняя Греция
Венера Милосская (Афродита с острова Милос). Датируется приблизительно 130-100 гг. до н.э. Находится в собрании Лувра, Париж.Древняя Греция
В Древней Греции, особенно в Афинах, эталоном красоты считалась стройная женщина, не слишком худая, с округлыми формами. Греки считали, что если женщина обладает идеальной фигурой, значит, она наделена и идеальной душой. Воплощением представлений греков о красоте стали скульптуры богинь – Афродита Книдская, Венера Милосская. Кстати, параметры последней не так уж далеки от современных идеальных пропорций. При росте 164 см окружность талии Афродиты была 69 см, груди – 86 см, бедер – 93 см.
Красивым в Древней Греции считалось маленькое овальное лицо с прямым носом, большими глазами, четкой округлой линией бровей, небольшим подбородком и низким лбом. Красивая девушка должна была также иметь волнистые светлые волосы. Обладательницы не слишком яркой внешности подводили глаза и брови, пользовались румянами, носили парики.
Древняя Индия
В Древней Индии красивая фигура ценилась намного больше, чем красивое лицо. Тонкая талия, пышные грудь и бедра – вот те параметры, по которым оценивали красоту дамы. Между прочим, тогда считалось комплиментом фраза "красива, как корова". Также довольно часто, чтобы сделать женщине приятное, ее бедра сравнивали с бедрами слона. Самой привлекательной частью женского тела считался живот. Красавицы должны были уметь грациозно двигаться, танцевать. Выходить в свет без украшений было неприлично.
Древний Китай
В Древнем Китае эталоном красоты была хрупкая женщина с белым лицом, яркими губами, белыми зубами, высоким лбом, черными волосами и бровями. Чтобы добиться идеальной внешности волосы надо лбом сбривались. Особенную ценность в Китае имели маленькие стопы, идеальной считалась ножка 10 см в длину. Чтобы достичь таких невероятных размеров, девочкам надевали специальную обувь. Она доставляла невероятную боль, к тому же передвигаться в такой обуви было очень сложно.
Четыре легендарные красавицы Древнего Китая: Си Ши, Дяо Чань, Ван Чжао-Цзюнь и Ян Гуй-Фэй
В Древнем Китае было принято очень сильно краситься, женщины использовали белила, румяна, буквально рисовали на лице брови и губы. Естественность считалась некрасивой, особенно у аристократок. Лицо не должно было выражать каких-либо эмоций, движения должны были быть сдержанными. Смеяться, обнажая зубы, считалось дурным тоном и признаком плохого воспитания.
Средневековье
Средневековая статуя Мадонны. Находится в коллекции Берлинской картинной галереи.Средневековье
В эпоху Средневековья яркая внешность в Европе была непопулярной и даже опасной. Красивой считалась очень невыразительная фигура – маленькая грудь, практически полное отсутствие талии. За стройность и худобу девушку могли объявить ведьмой. К тому же ярко-рыжие волосы, родинки и вообще более-менее привлекательная внешность могли сыграть с девушкой злую шутку.
Петрус Кристус. Портрет молодой дамы. Около 1470 года. Находится в коллекции Берлинской картинной галереи.Лукас Кранах Старший. Женский портрет. 1526 год. Из фондов Государственного Эрмитажа.
В средние века жизнь общества в Европе во многом зависела от церкви, даже стандарты красоты диктовались церковью. Земная красота была признана грехом, косметика была запрещена. Привлекательными считались очень бледная кожа. Женщины в погоне за красотой прибегали к различным средствам, которые не всегда были безопасными. Например, чтобы кожа стала более бледной, ее натирали соком лимона или белилами или делали кровопускания.
Пьеро дель Поллайоло. Портрет молодой женщины. Около 1465 года. Находится в коллекции Берлинской картинной галереи.
Эпоха буржуазных революций
Владимир Боровиковский. Портрет Марии Ивановны Лопухиной. 1797 г. Из фондов Государственной Третьяковской галереи.
Стандарты красоты вновь кардинально изменились в эпоху буржуазных революций. Праздность и безделье остаются в прошлом, на первый план выходит человек действия. Красивая женщина той эпохи должна была воплощать в себе "монументальную женственность", именно так описал этот тип Гейне. У девушки должны были быть величественные плечи, крепкая грудь, большие и округлые бедра. Для того чтобы приобрести нужные формы, женщины прибегали к некоторым хитростям. Например, на платья на плечах и сзади на бедрах прикреплялись ленты, банты и всевозможные украшения из ткани.
XX век. 20-50-е годы
Великая русская балерина Анна Павлова
Балерина Анна Павлова в балете Минкуса "Дон Кихот". 1913 год
Начало столетия - эпоха упадка. Красота возводилась в культ. В моде - образ бледной, томной и печальной красавицы. Его воплощением стала Анна Павлова - балерина, исполняющая роль умирающего лебедя.
Грета Гарбо
В 20-х гг. XX века признанной красавицей была Грета Гарбо. Она обладала утонченной внешностью - изящный профиль, большие глаза. Таинственная и недосягаемая Гарбо была невероятно сексуальна, и в те времена была настоящим воплощением греха. Она была одновременно невероятно женственной и мужественной и поэтому стала эталоном андрогинного типа красоты.
В межвоенную эпоху 30-х годов в моду входят роскошь, элегантность. Естественная красота была совершенно непопулярна. Если женщина хотела считаться привлекательной, она должна была быть ухоженной. Совершенно недопустимым считалось появление в обществе без макияжа. Эталоном красоты той эпохи стала Джин Харлоу - платиновая блондинка с безупречной укладкой в откровенно сексуальном и женственном наряде.
В 40-е годы уже чувствовалось приближение войны. Шик и роскошь становятся непопулярными. Красивая женщина должна была быть не таинственной, нежной и мягкой, а смелой, решительной и активной. Эталон красоты - шатенка с кукольной внешностью. Один из самых запоминающихся образов тех лет - полуобнаженная Рита Хейворт на фоне атомной бомбы, сброшенной на остров Бикини.
Марлен Дитрих
В 50-х годах в моду входит сексапильность. Идеальная девушка того времени должна была обладать красивым бюстом, узкой талией и покатыми плечами. Эталоном красоты считалась Мэрилин Монро. Она была притягательна, женственна, эротична и вместе с тем доступна. В образе Монро не было загадок. Она стала классической блондинкой - красивой, наивной, немного порочной.
Мэрилин Монро
tessa1704.livejournal.com
Каким был идеал женской красоты в Древнем Египте и на Крите? | Культура
Идеалом женской красоты считалась высокая, стройная брюнетка с широкими плечами, плоской грудью, по-мальчишески узкими бедрами и длинными ногами. Черты лица древней египтянки были тонкими, особенно выделялись глаза. Идеальной формой глаз считалась миндалевидная — ее подчеркивали, обводя глаза зеленой краской из углекислой меди и удлиняя контур к вискам. Зеленый цвет вообще был популярен в Древнем Египте. Зеленой краской (из растертого малахита) красили также ногти и ступни ног. Считалось красивым также и выделение синей краской вен на шее и висках. В Древнем Египте уже были все основные виды косметических средств: от пудры и помады до краски для ногтей и различных мазей. Известны даже письменные работы по косметике, как, например, трактат Клеопатры «О лекарствах для лица».
Любили египтянки и пышные прически. Правда, вместо того, чтобы естественным образом отращивать волосы, они поступали проще: брились налысо, а на голову надевали парики из овечьей шерсти. Чтобы увеличить прическу, один парик нередко надевали на другой. Парики носили не только знатные особы, но и простые люди (правда, их парики должны были быть «поскромнее»).
Египтянки стремились к тому, чтобы кожа была гладкой, без единого волоска, поэтому они еще тысячи лет назад практиковали известную и нашим современницам восковую эпиляцию. После удаления волос кожа умащивались маслами и благовониями, а с помощью белил ей придавали «модный» светло-желтый оттенок. Кстати, у мужчин ценился другой цвет кожи — красно-коричневый.
Одежды египтянок, как уже писалось, были прозрачны. При этом юбка знатных дам настолько плотно облегала икры, что походка становилась медлительной и величественной. Грудь у египтянок часто обнажалась, но никогда специально не подчеркивалась. Натурализм Древнего Египта был сдержан, чего нельзя сказать о критской моде.
В древней культуре острова Крит, судя по всему, именно женщина была центром особого внимания. В отличие от элегантной величественной египтянки, женщина Крита была яркой и раскрепощенной. Она всячески старалась подчеркнуть свои прелести. Фрески и статуэтки изображают женскую фигуру с тонкой талией и приподнятой грудью, откровенно выглядывающей из глубокого выреза жилета. Исходя из этого, предполагают, что именно на Крите был впервые использован корсет. Бедра подчеркивались широкой юбкой, полностью скрывавшей ноги.
Оживленные курносые лица критянок на фресках сильно накрашены и имеют кокетливое выражение. Недаром изображения критских красавиц наводили исследователей на мысли о современницах (одну из фресок даже окрестили «Парижанкой»).
Вообще все сохранившееся искусство древнего Крита поражает полным отсутствием мрачных мотивов. Оно красочно, весело, даже безмятежно — кажется, что жизнь критяне воспринимали как нескончаемый праздник. Вряд ли, конечно, люди на Крите не знали горя, но оно никак не отобразилось в их удивительном радостном искусстве.
shkolazhizni.ru
Идеалы красоты - Древний Египет
Грациозная стройность
Идеалом красоты Древнего Египта была стройная и грациозная женщина. Идеалом женской красоты считалась высокая, стройная брюнетка с широкими плечами, плоской грудью, по-мальчишески узкими бедрами и длинными ногами. Черты лица древней египтянки были тонкими, особенно выделялись глаза. Тонкие черты лица с полными губами и огромными миндалевидными глазами, форма которых подчеркивалась специальными контурами, контраст тяжелых причесок с изящной вытянутой фигурой вызывали представление об экзотическом растении на гибком колышущемся стебле.
Чтобы расширить зрачки и придать блеск глазам, женщины Египта капали в них сок из растения «сонная одурь», которое затем получило название беладонны.Самым красивым цветом глаз считался зеленый, поэтому глаза обводили зеленой краской из углекислой меди (позже ее заменили черной), их удлиняли к вискам, подрисовывали толстые длинные брови. Зеленой краской (из растертого малахита) красили ногти и ступни ног.Египтянки изобрели особые белила, придававшие темной коже светло-желтый оттенок. Он символизировал землю, согретую солнцем. Едкий сок ириса употребляли в качестве румян, раздражение кожи этим соком вызывало красноту, сохраняющуюся продолжительное время.Известный египтолог Георг Эберс в романе «Уарда» так описывает египтянку: «В ее жилах не было ни капли чужеземной крови, о чем свидетельствовал смугловатый оттенок ее кожи и… теплый, свежий и ровный румянец, средний между золотисто-желтым и коричневато-бронзовым… О чистоте крови говорили также ее прямой нос, благородной формы лоб, гладкие, но жесткие волосы цвета воронова крыла и изящные руки и ноги, украшенные браслетами».
На выстриженную голову женщины надевали парик из растительного волокна или овечьей шерсти. Знать носила парики большого размера, с длинными, ниспадающими на спину локонами или с многочисленными мелкими косичками. Иногда для создания еще большего объема головы надевали два парика один на другой. Рабам и крестьянам полагалось носить лишь небольшие парики. Фараоны в торжественных случаях надевали специальные головные уборы из драгоценных металлов. Они плотно облегали голову, закрывая все волосы, но оставляли уши открытыми.
Египтянки славились своим искусством изготавливать всевозможные лаки, притирания, краски и пудры, которые по своему составу близки к современным. Пожилые женщины красили волосы жиром черных быков и вороньими яйцами, а для улучшения роста волос использовали жир льва, тигра, носорога.
beautyideals.ucoz.ru
Секреты красоты Древнего Египта. Древнеегипетские красавицы.
Регион: Египет
Дата создания: 08.02.2011, изменено: 13.01.2012, общий рейтинг: 3.294
Жительницы Древнего Египта славились удивительной красотой, экзотическими духами, потрясающей одеждой и "живыми" прическами. Египтянки пользовались мылом, кремами и маслами для ухода за кожей. Против неприятных запахов тела они использовали специальные ароматы. Эти женщины умели предохраняться от нежелательной беременности. Такие имена, как Клеопатра или Нифертити стали символами женской красоты.
Идеалом женской красоты считалась высокая, стройная брюнетка с широкими плечами, плоской грудью, по-мальчишески узкими бедрами и длинными ногами. Черты лица древней египтянки были тонкими, особенно выделялись глаза. Идеальной формой глаз считалась миндалевидная – ее подчеркивали, обводя глаза зеленой краской из углекислой меди и удлиняя контур к вискам. Зеленый цвет вообще был популярен в Древнем Египте. Зеленой краской (из растертого малахита) красили также ногти и ступни ног. Считалось красивым также и выделение синей краской вен на шее и висках. В Древнем Египте уже были все основные виды косметических средств: от пудры и помады до краски для ногтей и различных мазей. Известны даже письменные работы по косметике, как, например, трактат Клеопатры «О лекарствах для лица».
Египтянки уделяли особое внимание уходу за кожей и личной гигиене. Они следовали пословице "Чистота это почти богиня". Очистительные крема изготовлялись из смеси воды с карбонатом натрия, а после каждой ванны женщины обильно смазывали кожу мирром и ладаном. Возможно, это было связано с тем, что египтянки жили в сухом и засушливом климате.Они начали пользоваться мылом еще в 1500 году до нашей эры. Его изготовляли из животных жиров, овощей и соли. Древнеегипетские царицы, вроде Клеопатры, обожали принимать ванны из молока, богатого молочной кислотой, которая отшелушивала и омолаживала кожу.
Волосы имели огромное значение в культуре красоты Древнего Египта. Конечно же, женщины нещадно боролись с любыми волосами на теле и лице, истребляя их всеми возможными средствами, поэтому они еще тысячи лет назад практиковали известную и нашим современницам восковую эпиляцию, а так же использовали специальные пинцеты с острыми или тупыми концами. После удаления волос кожа умащивались маслами и благовониями, а с помощью белил ей придавали «модный» светло-желтый оттенок. Кстати, у мужчин ценился другой цвет кожи – красно-коричневый.
А вот волосы на голове являлись порой настоящими произведениями искусства, потому что их стрижкой и украшением занимались придворные художники. Богатые египтянки ценили парики, изготовленные из человеческих волос, которые дополняли их собственные прически, создавая "монументальные" скульптурные композиции на голове. Кроме того, эти парики имели и чисто практическое значение: в условиях жаркого египетского климата они предохраняли своих хозяек от солнечного удара. Парики менялись почти каждый день в зависимости от повода. Например, кудрявые волосы было принято носить только по специальным случаям. Мужские парики считались более сложными, поскольку должны были существенно уступать женским в размерах, но не качестве.
Богатые мужчины и женщины носили длинные хитоны, украшенные золотом и другими драгоценностями. Вся одежда производилась из льняного холста и содержалась в исключительной чистоте - ни единого пятнышка не допускалось. Макияж для глаз полагался как женщинам, так и мужчинам, а самыми популярными оттенками были зеленый или черный. При изготовлении этих красок использовался минерал галенит (сульфид свинца), который, как считали египтяне, защищал их глаза от солнечных лучей. Этот минерал до сих пор используется в Египте, его активно применяют мастера восточного танца.
Материалы представлены
SVR Group - Зарубежная недвижимость Египет,
на основе данных shkolazhizni.ru
Ирина Платонова
svr.su
Какие женщины считались красивыми во времена античности и Древнего Египта: лицо, фигура, пропорции
Каноны женской неотразимости и красоты всегда менялись от столетия к столетию. В какой бы эпохе ни жила женщина, какой бы цивилизации ни принадлежала, ее всегда волновала собственная привлекательность. Большой удачей было заполучить внешность от природы, соответствующую текущей моде. Если же нет – дамы прилагали максимум усилий для того, чтобы приблизиться к эталону женской красоты своего времени.
Каноны красоты во времена античности
О женской красоте античной эпохи мы можем судить по культурно-историческому наследию, доставшемуся от предков – по фрескам, статуям, мозаикам и барельефам. Античная привлекательность основывалась на полной гармонии тела: совершенных пропорциях, как у богов. В Древней Греции таким идеалом считалась богиня Венера Книдская, параметры которой, согласно сохранившимся артефактам, были таковы: 164-86-93. Можно сказать, что пропорции женской груди и бедер очень близки к современным. Но не все так просто.
Идеальная фигура и красивое лицо в Древней Греции и Риме
В эпоху античности чрезвычайно ценились индивидуальные параметры кистей рук, стопы, длина шеи и даже округлость плеч. Красивой считалась небольшая, но асимметричная грудь. Ягодицы плоской формы. Мягкая, слегка полноватая талия, никаких выпирающих костей на бедрах. Ноги приветствовались длинные, но не худые. Идеальными чертами лица в то время считались: большие глаза с дугообразным разрезом крупный мягкий рот, недлинный нос без горбинки и с прямыми линиями («греческий» нос).
Согласно античным канонам красоты, кожа лица и тела должна быть белоснежной (цвет белого мрамора), поэтому жительницы солнечной Греции всячески отбеливали кожу и осветляли волосы, особенно ценились локоны пшеничного и золотистого оттенков. У римских женщин красивые фигуры были более полноватыми, ноги коротковатыми, но волосы и кожу также старались осветлять. Для этого делали молочные маски и наносили на лицо, руки и шею свинцовые белила.
Эталоны женского совершенства в Древнем Египте
Что такое женская красота, египтяне представляли кардинально иначе, нежели греки и римляне. Роскошными считались девушки с очень длинной шеей, худыми прямыми плечами, тонкой талией и по-мальчишески узкими бедрами. Длинные ноги без лишнего жирка и округлостей, никакой пышной груди. Словом, женская фигура того времени больше напоминала комплекцию юноши-подростка.
Зато волосам красивых египтянок позавидовала любая наша современница. Ценность представляли толстые, густые, черные как смоль, и гладкие как зеркало, волосы. Правда, иметь такие от природы посчастливилось мало кому, поэтому натуральную шевелюру сбривали и носили соответствующие моде парики. А вот волосы на теле, даже светлые пушковые, египтянки категорически отвергали – восковая депиляция бикини пользовалась огромным спросом в ту эпоху.
Что касается черт лица, то ценились идеально прямые асимметричные линии – особенно нос и глаза миндалевидной формы. Приветствовались пухлые губки, как бы сейчас пригодилась древним египтянкам увеличение губ гелем. Эталоном красоты той эпохи, безусловно, является Клеопатра и ее рецепты красоты для кожи, волос и ногтей благополучно используются в современной косметологии.
www.ssivkov.ru
Как древние египтяне повлияли на наше представление о красоте (7 фото)
Новая выставка, организованная благотворительным фондом Bulldog Trust в центре Лондона, заставляет посетителей поверить в то, что древние египтяне тщательно заботились о собственном имидже. Поразительно, но из 350 экспонатов, что были взяты из коллекций региональных музеев Великобритании, львиную долю представляет собой косметика.
Культ косметики в Древнем Египте
Посетители могут рассмотреть расчески и складные зеркала, изготовленные из медного сплава или из серебра. В качестве модных экспонатов выставлены и алевритовые палитры, использовавшиеся древними египтянами для измельчения зеленого малахита или сурьмы. Эти природные компоненты были незаменимыми для макияжа глаз, который любили наносить как женщины, так и мужчины. Вне зависимости от пола, древние египтяне могли пойти на многое для того, чтобы подчеркнуть выразительность собственного лица. Подправлять свою внешность было принято среди различных слоев населения. Это делали не только фараоны, но и простые смертные.
В сосудах различных замысловатых форм хранилась декоративная косметика для макияжа глаз. К тому же красота в Древнем Египте подчеркивалась парфюмерными мазями, кремами, ювелирными изделиями, наращенными волосами и париками.
Ювелирные изделия
Маленькие зеркала с витиеватыми ручками из медного сплава и камня можно считать настоящим произведением искусства. Такие модные артефакты датируются вторым тысячелетием до нашей эры. С уверенностью можно констатировать, что модные безделушки берут свое начало в Древнем Египте. Стоит лишь взглянуть на ювелирные украшения с сердоликовыми подвесками в форме соцветий, как все станет понятно. В то время люди действительно любили подчеркивать свою внешность.
Красота и в жизни, и в смерти
Даже к смерти у древних египтян было особое отношение. При жизни они любили выделять правильные черты лица и глаза чуть навыкате, не забывали они и красиво уходить в мир иной. Об этом говорят посмертные маски с подчеркнутыми драматическими черными контурами, найденные в деревянных гробах.
Влияние на современные стандарты
За последние полтора века модные артефакты были найдены повсюду, если дело касалось раскопок гробниц древних египтян. Вполне вероятно, современные стандарты моды и стиля во многом обязаны именно им. Историки и археологи считают, что именно древние египтяне установили современный шаблон восприятия красоты. Однако до сих пор некоторые косметические изделия представляют для ученых загадку. Вероятно, египтяне были до такой степени зациклены на поверхностном восприятии собственной внешности, что возвели ее в некий культ. Или, быть может, все эти косметические средства выходили за рамки банального желания выглядеть привлекательно?
Аналог современного дымчатого макияжа
Сексуальную подоплеку в макияже древних египтян невозможно не заметить. Сурьму (кохль) для глаз, так почитаемую среди представителей обоих полов, можно смело назвать вдохновением для современного дымчатого макияжа.
Практические причины макияжа и других модных атрибутов
Однако последние научные исследования доказывают, что токсичные свинцовые материалы, использовавшиеся в качестве основы для мягкого контурного карандаша, обладали антибактериальными свойствами. Взаимодействуя с влагой глаз, сурьма защищала египтян от пыли и микробов. Также чрезмерно сильная подводка уменьшала солнечные блики. Иными словами, помимо косметических свойств яркий макияж заключал в себе и простые, практические причины.
То же самое можно сказать и о других древнеегипетских атрибутах красоты. Так, парики предотвращали распространение вшей, украшения имели мощное символическое и религиозное значение, а татуировки на бедрах женщин «легкого поведения» препятствовали распространению венерических заболеваний.
Защитная функция татуировок
Тенденция наносить рисунки в виде татуировок на тело появилась отнюдь не в наши дни. Можно сказать, что и в этой области законодателями современной моды являются древние египтяне. Среди артефактов, представленных на выставке в Лондоне, можно встретить и обожженную глиняную фигурку танцовщицы, на бедре которой красовались татуировки. Скорее всего, роспись на теле носила декоративный характер. Однако у этой моды могли быть и защитные функции. Так, существует доказательство того, что во время Нового царства танцовщицы и проститутки наносили на бедра изображение карликового божества Беса. Считалось, что этому божеству по силам отвести от обладательницы рисунка зло в виде венерических заболеваний.
Двойная цель каждого предмета
Египтолог Джойс Тилдесли говорит о том, что углубленное изучение артефактов способно поставить в тупик даже бывалого исследователя. Кажется, что у каждого из предметов имеется основное прямое предназначение и дополнительное скрытое. Словно все предметы красоты представляют собой своеобразный ящик с двойным дном.
Стереотипная красота
Еще более усложняют общую картину образы знатных египтян древности. Считается, что цари и царицы были эталоном мужской и женской красоты. Если же рассмотреть официальный портрет фараона Сенусерта III, можно заметить явное несоответствие. Тело правителя было молодым и подтянутым, а на осунувшемся лице красовались глубокие морщины. Для современного человека немного комичными покажутся размеры ушей фараона. Только вот во времена древних египтян большие уши у правителя почитались и принимались за достоинство. Ни у кого и в мыслях не было высмеивать эту «выдающуюся» часть тела, ведь она выступала в роли некоего гаранта. Простые люди думали, что фараон, обладающий большими ушами, обязательно прислушается к их мнению.
Женские образы
Самой яркой представительницей красоты и сексуальности Древнего Египта принято считать Клеопатру. Долгое время именно ее принимали за икону красоты. Переворот в сознании людей произошел в 1912 году, когда при очередных раскопках был найден бюст Нефертити, очаровательной жены фараона Эхнатона. Ученые египтологи прослеживают сильный резонанс между двумя этими женскими образами. Если красота Нефертити сравнима с современными эталонами, то красота последней правительницы Египта складывалась из умения соблазнять и убеждать других людей в собственной неповторимости. Так, у Клеопатры был большой нос, выпирающий подбородок и глубокие морщины, что никак не может быть связано с современными эстетическими канонами. Однако сила царицы заключалась не в ее внешности, она была энергична и соблазняла одними речами. Ни один человек не мог устоять против ее чарующего голоса. Просто люди в 20 веке решили, что эта выдающаяся женщина была необычайно красива, и ассоциируют ее с образом молодой Элизабет Тейлор.
Интересные материалы:
Клеопатра в жизни и в кино: как на самом деле выглядела царица Египта (20 фото) 30 фактов о Древнем Египте, о которых вы наверняка не знали