Культурное наследие древней цивилизации. Понятие и типология цивилизаций. Место и роль россии в системе мировых цивилизаций
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Культурное наследие античной цивилизации. Культурное наследие древней цивилизации


Культурное наследие древних цивилизаций. - стр.5

Культурное наследие древних цивилизаций.

Одной из самых древних на земле является Египетская цивилизация. В рамках этой цивилизации, в течение трех тысяч лет ее существования было создано немало выдаю­щихся памятников культуры, многие из которых дошли до нашего времени.

Уже к началу эпохи Древнего Царства в Египте возни­кает письменность, получившая название иероглифической (от греч. hieros— «священный»). При этом в Египте суще­ствовало скорописание и курсивное (демотическое) пись­мо. Все три вида письма использовались в различных це­лях. Писали на камне и папирусе. В системе письменности были как идеограммы, передающие отдельные понятия, так и фонограммы, передающие звуки. Письмо ценилось как искусство, а должность писца считалась одной из самых почетных.

Египет всегда ассоциируется в первую очередь с пирами­дами, которые являются одним из наиболее грандиозных творений человечества за всю его историю. Воздвигнутые в эпоху Древнего Египта, пирамиды служили усыпальницами царей, отражая безграничную веру в могущество богов и чюдставляющих их на земле царей (фараонов). Сперва возродились ступенчатые пирамиды (пирамида Джосера, XXVIII г до н. э.), затем появляются пирамиды с ломаными граня­ми. Однако в большинстве своем это сооружения с ровными гладкими гранями и квадратным основанием. В Гизе, близ Каира, находятся три величайшие пирамиды, построенные фараонами IV династии. Все три имеют единое направление к-ей и одинаковую ориентацию. Высота самой большой — 147 м, она известна как пирамида Хеопса. Масса каждого дока в ней равна примерно 2,5 тонны. Пирамиды являют­ся единственным из семи чудес света, сохранившимся до наших дней. Гиза была целым архитектурным комплексом, и который входили еще пирамиды-гробницы вельмож и за­упокойные храмы, пристраивавшиеся к пирамиде с восточ­ной стороны. Кроме пирамид существовали скальные гроб­ницы, характерные для Нового Царства. В эпохи Среднего и Нового Царств были созданы также величественные храмы 11 честь богов и фараонов, дворцы правителей. Храмовая прхитектура отличается монументальностью и необычайным богатством отделки.

Скульптура Древнего Египта также являлась тесно связанной с заупокойным культом. Статуэтки рассматривались юак место пребывания одной из душ умершего, и их распо­лагали в храмах и гробницах. Фараона всегда изображали в расцвете сил с бесстрастным и величавым выражением лица и позы. В жанре скульптуры существовали определенные канонические требования. Стоящие статуи всегда строго фронтальны, фигуры их напряженно выпрямлены, головы поставлены прямо, руки опущены и плотно прижаты к телу, левая нога чуть выдвинута вперед. Статуи делали из дерева, гранита, базальта и других пород, их обычно раскрашивали: мужские фигуры в кирпично-красный, а женские — в желтый цвет. На барельефах голова и ноги изображались в профиль, плечи и грудь — в фас. Высшего расцвета скульп­тура Египта достигла в эпоху Нового Царства.

Характерной чертой шумеро-аккадской культуры явля­ется создание своеобразной системы письменности — клино­писи, которая не была звуковым письмом, а содержала идеограммы, обозначавшие целые слова, гласные либо слоги. Всего было около 600 знаков. Особый жанр в литературе составляют плачи — произведения о гибели шумерских го­родов вследствие набегов соседей. Наиболее распространен­ными были этиологические (объясняющие) мифы о сотворе­нии мира и человека, о Великом потопе, смерти и воскресении богов плодородия.

Своеобразным было храмовое зодчество Шумера, отли­чавшееся применением высоких платформ. Храмовые баш­ни - зиккураты — вслед за шумерами стали строить аккад­цы и вавилоняне. Зиккураты состояли из трех ступеней, построенных в соответствии с божественной триадой, и воз­водились из сырого кирпича.

Одним из самых величественных городов древней Месо­потамии был Вавилон. Защищенный двойной стеной, он имел восемь ворот, самыми известными были ворота богини Иштар 12-метровой высоты. Выложенные бирюзовым глазиро­ванным кирпичом и украшенные орнаментом из скульптур львов, драконов и быков, они производили ошеломляющее впечатление. Располагаясь на обоих берегах Евфрата, город соединялся каменным мостом — одним из первых в мире.

Специфика литературы древнего Вавилона заключалась в первоначальном преподнесении сюжета и исследующем его развитии. Вавилонская литература в значительной мере заимствована из шумерских источников, большинство про­изведений написано в стихотворной форме. Одними из глав­ных тем были проблема незаслуженных страданий челове­ка и неизбежности смерти.

Гораздо динамичнее развивалась греческая культура. Выдающимся памятником крито-микенской (III — II тыс. до н. э.) архитектуры был Кносский дворец царя Миноса. Глав­ной достопримечательностью этого дворца была фресковая живопись. Древние греки создали величайшие эпические произведения — «Илиаду» и «Одиссею». Значительным от­крытием греков было создание своей системы письменнос­ти. Заимствовав алфавит у финикийцев, они значительно усовершенствовали его путем добавления гласных. Древне­греческая архитектура характеризуется наличием двух на­правлений, или стилей - дорического и ионического. Дори­ческий стиль — строгий, торжественный и массивный. До­рическая колонна не имела базы, вырастая непосредственно из основания храма. Ионический ордер отличали более лет-кие пропорции, изящество и широкое применение декора­тивных элементов. Ионическая колонна всегда имела базу, была легче и тоньше дорической.

Греческий храм считался жилищем бога, в нем, как правило, находилась статуя того бога, в честь которого он бьлл иоздвигнут. Особое место в истории архитектуры занимает

ансамбль Афинского Акрополя. Самое большое сооружение здесь — храм Афины-Девы, Парфенон.

Скульптура, поражая своим мастерством, была лишена ндивидуальных и психологических черт, изображая людей согласно античным представлениям о прекрасном.

Выдающимся достижением греков было искусство изго­товления керамики и вазовой росписи. В ней выделялись чернофигурный и краснофигурный стили. Огромное значе­ние имеют греческий театр и аттическая трагедия. Некото­рые произведения, созданные древнегреческими драматур­гами, до сих пор занимают важное место в репертуаре со-иременных театров. Античная культура явила поражающее соображение богатство форм, образов и способов выраже­ния, заложив основы эстетики, представления о гармонии и ныразив, таким образом, свое отношение к миру.

Вопросы к разделу 2

1. Какие виды периодизации истории первобытного общества используются в науке? Каковы их основные критерии?

2. Назовите основные этапы антропогенеза.

3. Чем протогосударство отличается от государства?

4. Что такое «неолитическая революция»? Каковы ее по­следствия?

5. Перечислите основные формы первобытной религии.

6. Чем скотоводческая цивилизация отличается от зезмледельческой?

7. Каковы последствия внедрения металла в производство? 8. Что такое престижная экономика?

9. Зачем главе протогосударства потребовалось сосредоточи­вать в своих руках жреческую власть?

10. Проследите эволюцию человеческого сообщества от пер­вобытного стада до сельской соседской общины.

11. Какие формы государств Древнего мира вам известны?

12. С чем связана та огромная роль, которую государство играло в жизни восточного общества?

13. Чем античные цивилизации отличаются от древневос­точных?

14. Каковы характерные черты полиса?

15. Какие формы рабства вам известны и чем они отличают­ся друг от друга?

16. Расскажите о структуре восточного общества. В чем зак-, лючается специфика индийского общества?

17. Почему восточное общество так стабильно?

18. Какую роль в экономике античных государств играло море?

19. Каким представлялось время в мифологическом созна­нии и почему?

20. В чемпроявился кризис античного мировоззрения?

21. Охарактеризуйте динамику представлений о пространстве и времени через три эпохи: время первобытных культов, время мифологического сознания, время монотеизма.

22. Каково значение канона в культуре Египта?

23. Охарактеризуйте сходства и различия в культуре Егип­та и Двуречья.

24. Какие достижения можно считать самым значительным вкладом греков в копилку мировой культуры?

Раздел 3 ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

3.1. Христианская Европа и исламский мир в средние века

Общая характеристика периода. Под эпохой средних веков принято понимать исторический период, в рамки ко­торого входит зарождение и становление европейской сред­невековой цивилизации. Современные исследователи склон­ны выделять время с середины XVI по начало XVII вв. как гнмостоятельную эпоху раннего Нового времени и ограни­чивать его кануном историю собственно средних веков. Имен­но в этот период формируется европейский мир в современ­ных его пределах и этнических границах, начинается поло­са географических и научных открытий, появляются пер-пые зачатки современной цивилизации.

Отечественная медиевистика, отказавшись сегодня от трактовки Средневековья лишь как периода «темных веков» и «мракобесия», стремится объективно осветить события и явления, превратившие Европу в качественно новую циви­лизацию. В новейших исследованиях Средневековье пред­стает перед нами как эпоха со своими особыми социальны­ми отношениями и особой культурой. Социально-классовая структура средневекового европейского общества определя­лась феодальным способом производства, его основными классами были собственники земли (феодалы) и крестьяне. Важный социальный слой периода зрелого феодализма об­разовывали также горожане. Характерной чертой феодаль­ного общества Средневековья являлась его сословно-корпо-ративная структура. Как для крестьян, так и для феодалов было важно не столько преумножить материальное богат­ство, сколько сохранить социальный статус. Стремление к непрестанному увеличению доходов в этот период не прояв­ляли ни монастыри, ни крупные землевладельцы, ни сами крестьяне. Права отдельных групп-сословий закреплялись юридически. Корпоративность феодального европейского общества проявлялась и в том, что большую роль в нем иг­рали разного рода союзы: сельские и городские общины, братство, ремесленные цехи и купеческие гильдии в горо­дах, рыцарские и монашеские ордена.

Религия и церковь заполняли всю жизнь человека сред­невековой эпохи от рождения до смерти. Церковь претендо­вала на то, чтобы управлять обществом, выполняла множе­ство функций, которые позднее стали принадлежать госу­дарству. Монополизировав в обществе культуру, науку, гра­мотность, церковь обладала огромными ресурсами, подчи­нявшими ей человека феодальной эпохи. По мнению совре­менного историка Бишока, церковь «была больше чем осно­ва средневековой культуры, она была самой средневековой культурой». Христианство стало важнейшим фактором европейской культурной общности, именно в средние века оно превратилось в одну из мировых религий. Христианская цивилизация утверждалась не просто на руинах цивилиза­ции античной, но и на ее основе, не только отрицала прежние ценности, но и переосмысливала их. Христианская церковь, ее централизация, иерархия и богатство, ее миропонимание, право, этика и мораль — создали единую феодальную идеологию. Христианство в значительной мере и определило отличие европейской средневековой цивилизации от цивилизаций других континентов той же эпохи.

В заключительный период Средневековья, под воздействи­ем развития обмена, товарного производства и денежных отношений, эволюция общества заметно ускорилась. Все возрастающую роль играет средневековый город. Именно с развитием городов связано зарождение политико-правовой системы Нового Времени. Именно в городах складывались те элементы правосознания, которые принято называть де­мократическими. Однако, как считают современные исто­рики, искать истоки современных правовых представлений лишь в городской среде было бы неверно. Большую роль в становлении правосознания позднего Средневековья сыгра­ли и представители других сословий. Например, формиро­вание представлений о достоинстве личности происходило главным образом в сословном сознании феодалов и изна­чально носило аристократический характер. Следователь­но, демократические свободы вырастали также и из арис­тократического вольнолюбия. В острой и социальной борьбе между крестьянством и феодалами, между городами и сень­орами, между различными группировками внутри самого феодального класса, между сторонниками сепаратизма и приверженцами централизации Средневековье постепенно подошло к своему концу.

Многие явления в жизни современных народов и госу­дарств уходят своими корнями в средневековое прошлое: складывание социальной структуры общества, формирова­ние наций и национальных культур и т. д. Во многих стра­нах и по сей день живы средневековые традиции, в средние века образовалось большинство ныне существующих госу­дарств. В эту эпоху возродились к жизни многие античные города и возникли новые. Культура стала более доступной широким массам благодаря изобретению печатного станка, открытию университетов и множества школ. Со времен сред­невековья люди стали пользоваться фарфоровой посудой, зеркалами, вилками, мылом, очками, пуговицами, механи­ческими часами и многими другими вещами, без которых обыденная жизнь сегодня немыслима. Для развития воен­ного дела решающее значение имел переход к огнестрельно­му оружию. Значительные изменения произошли в представлении людей о мироздании. Замечательные произведе­ния искусства средних веков до сих пор остаются непрев­зойдёнными шедеврами и побуждают человеческий дух к новым творческим исканиям.

Римская империя своими достижениями исчерпала свои гнутренние потенции и вступила в период распада. Период поздней Римской империи стал временем формирования новых протофеодальных отношений, которые приняли форму прикрепления разных групп населения к месту жительства и своим занятиям. Государство в период поздней Империи поглотило и подчинило общество; особенностью социально-политической обстановки было всеобщее недовольство насе­ления имперской государственностью, укрепление незави­симости и рост авторитета в обществе христианской церк­ви. Произошло разделение единой Римской империи на За­падную и Восточную. Западная Римская империя уже не могла противостоять внутренней дезинтеграции и напору варваров на границы.

Средние века начались с Великого переселения народов. С конца IV в. германцы целыми племенами снимались с насиженных мест и вторгались в пределы Западной Рим­ской империи. На захваченных землях германские племена создали свои государства: вандалы — в Северной Африке, ксстготы (западные готы) — в Испании, остготы (восточные готы) — в Италии, англы и саксы — на острове Британия, франки — в Галлии. Стоявшие во главе их короли были, прежде всего, племенными вождями (конунгами), предво­дителями боевых дружин. В королевствах не существовало единых законов, местное население продолжало жить по римским законам, а германцев судили на основании их соб­ственных древних обычаев. Единственной организацией, уцелевшей после завоевания, была христианская церковь, епископы которой пользовались большим влиянием на на­селение. Германцы постепенно приняли христианскую ре­лигию. Для нужд церковного богослужения, написания ле­тописей, королевских указов и других документов исполь­зовалась латинская письменность, при церквах и монасты­рях открывались школы, в которых готовили священников.

Города на территории Западной Римской империи в пос­ледние века ее существования пришли в упадок, многие из них были разорены варварами. Они сохранились лишь в Италии, Испании, на Средиземноморском побережье Фран­ции; в остальных областях и странах до Х в. города были немногочисленны и невелики по размеру.

Политическое развитие Европы вV—Х1 веках. Круп­нейшим в Европе стало возникшее в конце V в. государство франков. Его создателем был вождь одного из племен — Хлодвиг из рода Меровея. Потомков Хлодвига, правивших Франкским государством до середины VIII в., называют Меровингами. Объединив под своей властью франков, Хлодвиг разгромил войско римлян в битве при Суассоне (486 г.) и подчинил себе Северную Галлию. Постепенно произошло сближение двух народов, франков и местных жителей (по­томков галлов и римлян). Все население Франкского госу­дарства стало говорить на одном наречии, в котором латынь смешалась с германскими словами. Это наречие позже лег­ло в основу французского языка. Однако в письме приме­нялся только латинский язык, на нем при Хлодвиге была произведена первая запись судебных обычаев франков (так называемый Салический закон). Появление писаных зако­нов, обязательных к исполнению на всей территории Франк­ского государства, способствовало его укреплению. Однако внутренние раздоры подорвали мощь королевства. Наслед­ники Хлодвига вели длительную борьбу за власть, в резуль­тате которой власть королей из рода Меровингов стала нич­тожной.

Большое влияние на дела государства стал оказывать майордом — высшее должностное лицо в государстве, власть которого передавалась по наследству. Майордом Карл Мартелл правил страной, не считаясь с королем. В это время войско арабов-мусульман вторглось из Испании в Галлию, но было разгромлено франками в битве при Пуатье (732 г.). Угроза арабского завоевания подтолкнула Карла Мартелла к созданию сильного конного войска. Пожелавшие служить в нем франки получали от майордома земли с живущими на них крестьянами. На доход от этих земель их владелец при­обретал дорогостоящее вооружение и коней. Земли отдава­лись воинам не в полную собственность, но лишь пожизнен­но и на том условии, что владелец будет нести конную воен­ную службу, в чем он давал майордому клятву. Позднее зе­мельные владения на том же условии стали передаваться по наследству от отца к сыну. Преемники Карла Мартелла при поддержке римских пап отстранили от власти Меровингов и положили начало новой династии Каролингов.

В 800 г. папа Лев III короновал короля франков Карла Великого императорской короной. Император становился символом единства германских традиций, римского импе­раторского прошлого и христианских начал. Идея объеди­нения христианского мира стали определяющей для несколь­ких поколений европейцев. Карл Великий сумел создать огромную державу, куда, кроме Галлии, вошли часть тер­ритории Испании, Северная и Центральная Италия, терри­тории Баварии и Саксонии, Паннония (Венгрия). Период существования Каролингской державы (середина VIII - на­чало Х вв.) был временем оформления целого ряда обще­ственных институтов и основных черт культурно-историчес­кого типа, присущего средневековой европейской цивили­зации. В 843 г. империя была разделена между потомками Карла Великого на три королевства, которые стали основой будущих Франции, Германии и Италии. Имперская идея оставалась привлекательной в Европе. Король Германии Оттон I захватывает Италию и в 962 г. провозглашает себя императором. На политической карте Европы появляется Священная Римская Империя, центрсвд которой стала Гер­мания, которая воплощала европейскую имперскую идею вплоть до конца эпохи Средневековья.

Военная реформа Карла Мартелла положила начало скла­дыванию в Европе нового общественного строя — феодализ­ма. Важную роль в становлении феодализма сыграла волна нашествий норманнов и кочевников на Западную Европу в IХ—XI вв. Норманны — так в Западной Европе называли участников грабительских походов — выходцев из Северной Европы (норвежцев, датчан и шведов), которые приплыва­ли к берегам Франции, Англии, Германии, поднимались по рекам в глубь этих стран. Они грабили, убивали, жгли, уво­дили пленных в рабство, иногда захватывали целые облас­ти. Выходцы с Южного Урала, кочевники-скотоводы мадь­яры, или венгры, вторглись в Европу и доходили, в набегах до Парижа и Атлантического океана. Население Европы чув­ствовало себя беззащитным перед нападениями норманнов и венгров. Жители Европы стали строить каменные замки, бывшие крепостями и жилищами феодалов: во время напа­дения врага в таком замке пряталось окрестное население. В странах Европы повсеместно сложилось конное войско — рыцарство, пришедшее на смену ополчениям германцев. Рыцарь (от немецкого слова «риттер», т. е. всадник) имел шлем с забралом, кольчугу — позже ее сменили кованые латы,— щит, длинное тяжелое копье и меч. В конном строю сражались только феодалы, все они, начиная с самого коро­ля, были конниками, или рыцарями. Однако существует и другое, более узкое значение слова рыцарь: мелкий феодал, не имеющий наследственного титула (барона, графа и т. п.), а также своих вассалов, но обладающий достаточными сред­ствами для службы в конном войске.

Феодализм и феодальная раздробленность. Феодализ­мом именуют общественный строй, название которого про­исходит от слова «феод». Феод — это населенное крестьяна­ми земельное владение, пожалованное господином — сеньо­ром (по-латински — «старшим») своему вассалу — подчинен­ному человеку, обязующемуся за владение феодом нести военную службу. Вассал приносил сеньору клятву вернос­ти. В некоторых странах отношения между владельцами феодов — феодалами — можно представить себе в виде лест­ницы (так называемая феодальная лестница). На самом вер­ху ее стоял король — верховный собственник всей земли в государстве; считалось, что свою власть он получил от Бога, который и был его сеньором. Ступенью ниже находились непосредственные вассалы короля. Часть пожалованных им владений они передавали собственным вассалам, стоящим еще одной ступенью ниже. А те в свою очередь выделяли из полученного феода земли для своих вассалов. Получалось, что почти каждый феодал (кроме тех, кто находился на нижней ступени лестницы) был и вассалом и сеньором одновре­менно. Хотя над феодалом и главенствовал другой, более высокопоставленный господин, он не имел права вмешивать­ся в его отношения с вассалами. Так, во Франции действо­вало правило «вассал моего вассала не мой вассал». Это оз­начало, что даже король был лишен возможности через го­ловы своих вассалов — графов и герцогов — отдавать прика­зания их вассалам.

Во времена установления феодализма в Западной Европе владение крупного феодала напоминало самостоятельное го­сударство. Такой феодал собирал налоги с населения, имел право судить, мог объявлять войну другим феодалам и зак­лючать с ними мир. Между сеньором и вассалом как бы зак­лючался договор. Вассал обязывался верно служить господи­ну, а сеньор обещал вассалу поддержку и покровительство. Однако договор нередко нарушался. Вассалы нападали друг на друга, на владения своего сеньора. Шли непрерывные меж­доусобные войны. Их целью был захват земель, населенных крестьянами, или же знатного соседа, с которого требовали выкуп за освобождение, захват добычи (грабеж чужих крес­тьян, церквей и т. п.). От междоусобных войн больше всего страдали крестьяне. У них не было укрепленных жилищ, где они могли бы укрыться от нападения.

За прекращение междоусобных войн, разбоев и бесчинств боролась церковь. Они призывала установить Божий мир. Нарушителям Божьего мира грозило церковное наказание. Прекратить междоусобные войны полностью церковь не могла, но ее борьба за Божий мир способствовала проникно­вению в сознание феодалов христианской морали (милосер­дие, осуждение насилия). Жестокость военных действий пытались своими указами ограничить короли. Однако эти Попытки в большинстве случаев были безуспешными. Эпоха, характеризовавшаяся распадом европейских государств На отдельные феодальные владения, сопровождавшаяся ос­лаблением власти королей, передачей части их прав круп­ным землевладельцам, — называется феодальной раздроб­ленностью.

Социальная структура средневекового общества. По­давляющее большинство населения Европы в средние века составляли крестьяне. За их счет жили все категории фео­далов — церковные (епископы, настоятели монастырей — аббаты и др.) и светские (герцоги, графы, бароны и др.). Большая часть, земель, на которых работали крестьяне, к XI в. принадлежала феодалам. Во время непрерывных меж­доусобных войн крестьяне искали защиты у соседнего сень­ора или монастыря. Найдя могущественного покровителя, крестьянин вынужден был признать свою зависимость от него, передать ему в собственность свой земельный надел. Зависимый крестьянин продолжал вести хозяйство на пре­жнем своем наделе, но за пользование им господин требовал исполнения барщины и уплаты оброков. Барщиной называ­ют все работы крестьян в хозяйстве феодала (обработка гос­подской пашни, строительство домов и сараев, возведение оборонительных сооружений, ловля рыбы, заготовка дров и т. п.). Оброком называют платежи крестьян владельцу зем­ли — продуктами (зерном, скотом, птицей, овощами) и изде­лиями своего хозяйства (полотном, кожами). Власть феода­ла над крестьянином проявлялась не только в том, что тот работал на барщине и платил оброк (поземельная зависи­мость), крестьянин и лично был подвластен феодалу (лич­ная зависимость), землевладелец судил его в своем суде, крестьянин не имел права без позволения своего господина- переселиться в другую местность.

Однако, несмотря на поземельную и личную зависимость от феодала, крестьянин не был абсолютно бесправен. Сеньор не мог казнить его, согнать с надела (если тот выполнял

свои обязанности), продать или обменять без земли и от­дельно от семьи. Огромную роль в жизни средневековых людей играл обычай, который соблюдали как крестьяне, так и сеньоры. Размеры оброка, виды и продолжительность бар­щинных работ не менялись из поколения в поколение. То, что было раз и навсегда установлено, считалось разумным и справедливым. Сеньоры не могли по своей воле увеличить крестьянские повинности. Сеньоры и крестьяне были нуж­ны друг другу: одни были «всеобщими кормильцами», от других трудовой люд ждал защиты и покровительства.

В средние века было распространено учение, согласно которому все население Европы в соответствии с Божьей волей делится на три группы — три сословия (входящие в вти сословия люди обладают разными правами и обязаннос­тями). Служители церкви (священники и монахи) составля­ли особый слой населения — духовенство, считалось, что оно руководит духовной жизнью людей — заботится о спасении душ христиан; рыцари защищают страну от чужеземцев;крестьяне и горожане занимаются сельским хозяйством и ремеслом.

refdb.ru

Поэтическое и культурное наследие Ирана. Владимир Миронов.Древние цивилизации. История древней Евразии

О парфянах мы знаем меньше, чем об Ахеменидах или о Сасанидах. И тем не менее взгляд на них как на эпигонов греческой культуры, как на филэллинов, при которых Иран будто бы пережил свои «темные века», считает Р. Фрай, совершенно неоправдан. Именно при их правлении расцветает иранская архитектура. Героические сказания поэтов Персии в значительной мере восходят еще к парфянским бардам, которые и услаждали слух знати песнями о героях или пахлаванах народного эпоса. Они же спасли и зороастрийскую веру, дав ей основу канона, воспринятого Сасанидами. Нет, у парфян не были короткими их корни и ветви, как утверждал великий Фирдоуси в «Книге царей». Поэтому держава персов и не могла погибнуть, как считала зороастрийская эсхатология, ни через 1000 лет после Зороастра, ни через 5000 лет. Парфяне сумели осуществить гармоничный переход от мира, где господствовал дух Эллады, к обществу, в котором эллинизм был постепенно все же «переварен Востоком» (Р. Фрай). Впрочем, Иран был и остался восточным царством с совершенно особыми религиозными, нравственными и культурными установками, далекими от Запада.

Массовое сознание Запада «ознакомилось» с персидской культурой через «Персидские письма» Монтескье. Популярность их во Франции и Европе была фантастической. Однако сей роман в письмах, выдуманный французом, ставил задачей развлечь публику, а вовсе не знакомить ее с подлинной культурой и нравами Востока вообще, и в частности Персии. Автор в предисловии отдает дань наблюдательности персов: «Эти персияне иной раз были осведомлены не меньше меня в нравах и обычаях нашего народа, вплоть до самых тонких обстоятельств; они подмечали такие вещи, которые – я уверен – ускользнули от многих немцев, путешествовавших по Франции». Хотя Монтескье более интересовали политические учреждения и законы.

Позже делались более серьезные попытки понять персидский феномен. Ван Ден Берг в «Краткой истории Востока» (1880) так характеризовал вклад персов в историю мировой культуры: «Цивилизацию мидян и персов нельзя ставить наряду с цивилизациями Египта и Вавилона. Единственными искусствами, процветавшими у персов, были скульптура и архитектура. Они подражали в них ассириянам, но с нововведениями. Они обладали в высшей степени инстинктом изящного; развалины Персеполя свидетельствуют об их утонченном вкусе. Но о науках они, по-видимому, мало заботились. Все нужды их в этом отношении удовлетворились иностранцами… при дворе персидских царей находились греческие врачи. Инженеры для публичных работ также приглашались из Греции и Финикии. Камбис, в бытность свою в Египте, послал оттуда в Персию египетских художников. Словом, самая существенная заслуга персов состоит в том, что они, при всех недостатках своей администрации и при всех крайностях деспотизма, обеспечивали за Азией, в продолжение двух веков, более гуманную, правильную и прочную правительственную систему, чем какая-либо из тех, что была известна до той поры. Азия благоденствовала в то время, когда Александр Великий предпринял ее завоевание, и цивилизация ее, по-видимому, мало уступала цивилизации греков». Такая оценка роли правления персов в истории (в целом все же позитивная) весьма показательна.

Большая надпись Киламувы из Зенжжирли (XI в. до н. э.)

Несколько слов нужно сказать и о культурном наследии персов… Западные специалисты оценивали искусство Ирана и Ахеменидов как синтез других искусств. Говорили, там царил эклектизм. Одни видели в творениях архитекторов и строителей Персии греческое, другие – египетское, третьи – ассирийское влияние. И. Медведская в главе, посвященной искусству персов этого периода, отвечает на вопрос, было ли оно самостоятельным или скорее обусловлено культурным багажом тех мастеров и ремесленников, что были собраны со всех концов империи для строительства столиц. Попытки иных представить древних персов кочевым народом, что находился в культурном вакууме, необоснованны… На деле иранцы (мидийцы и персы) задолго до создания их империи были и культурно, и политически инкорпорированы в древневосточный мир. Их страна давно уж стала частью сложной сети обширных исторических и культурных связей Древнего мира. Мидийцы и персы познакомились с культурой Ассирии и Вавилонии задолго до VI века н. э. не только благодаря импорту дорогих престижных вещей (Экбатаны – столица Мидийского царства – лежала на Великом Хорасанском пути), но и через постоянные контакты во время войн и походов. Почти 50 лет западные окраины Мидии вместе с Экбатанами входили в состав Ассирии (с 716-го по конец 670-х годов). Иранцы приносили дань ко двору ассирийских царей, очевидно, согласуясь с потребностями и вкусами этого двора. Они были не только «потребителями» в культурном пространстве – их навыки и умение нашли применение в той среде. В VIII–VII веках до н. э. иранцы ассимилировали культуру и искусство Ассирии, Вавилонии, Элама, Урарту, Манны… Наиболее ярко следы культурного синтеза видны на примере архитектуры. Уже мидийцы заимствовали отдельные элементы и архитектурные формы из Ассирии и Урарту (планировка фортов, вырубленные в скале туннели, «слепые» окна-ниши и т. д.), а затем и переосмыслили их. Вероятно, от урартов персы заимствовали циклопическую каменную кладку, обработку камней рустом, скальные могилы, введение цветового контраста в кладку камней (белый и черный цвета), многоэтажные здания или надписи на двух языках. Следует подчеркнуть, что со времен Кира политика культурных заимствований сочеталась с политикой «мирного врастания» народов в Ахеменидскую империю. Кир решительно отказался от принятой, скажем, теми же ассирийцами практики уничтожения или депортации населения покоренных стран. Он не налагал на народы и непосильную дань, которая могла бы окончательно подорвать основы их относительного экономического благосостояния. Он старался создать более или менее нормальные условия для развития. Кир восстанавливал культы, храмы, возвращал богов (так было в Вавилонии и в Иерусалиме).

Серебряная амфора

Сосуд с рельефом

Поскольку он создавал мировую империю, то, естественно, все это не могло не найти отражения в культурной политике. Все три столицы персов (Пасаргады, Сузы, Персеполь) в той или иной степени несли на себе печать этой «вселенскости». Уже то, что столицы не имели оборонительных стен, словно бы говорит миру: «Мы открыты для всех, и мы никого не боимся». Вышеупомянутый автор уточняет в этой связи: «Киру необходимо было показать результат огромных завоеваний Ахеменидов. Сам город, лишенный мощной оборонительной стены, стал символом абсолютной власти царя, у которого нет врагов. Большое число узнаваемых «цитат» из искусства завоеванных стран могло указывать на эти беспримерные масштабы завоеваний, с одной стороны, и на желание царя и его окружения видеть в постройках, в планировке сада, в изображениях различных иноземных символов постоянное напоминание об этом – с другой. Гости должны были усматривать в этом огромные размеры империи и, как иногда пишут, чувствовать себя как дома, видя знакомые образцы. И если первоначально это искусство называли эклектичным, то позднее стало очевидно, что, вобрав в себя достаточно много заимствований, унаследовав мидийскую культуру, оно смогло стать абсолютно новым, ни на что в целом не похожим и легко отличимым от искусства предшествующего времени». Что же до заимствований, то заимствуют все и у всех: египтяне у греков, греки у египтян, римляне у этрусков, индийцы у ариев, китайцы у индийцев, скифы у греков, персы у мидийцев и урартов и т. д. и т. п.

Сосуд со сценами охоты

К сожалению, сегодня трудно составить истинную картину того, что представляли собой великие города Мидии и Персии, ибо от многих остались развалины. Экбатаны, которыми некогда восхищался Геродот, еще не раскопаны. Пасаргады, созданные Киром Великим между 547 и 530 годами до н. э., вскоре перестали быть административной столицей, хотя и оставались священным городом Ахеменидов. В этом городе в Мургабской долине, что находился рядом с местом решающей битвы между персами и мидийцами, короновался каждый новый царь. Сам Кир принадлежал, очевидно, к племени пасаргадов и решил на их землях возвести столицу с великолепными дворцами, окруженными садами. Видимо, место было действительно красивым, так как неподалеку от дворцов Кир выстроил и свою гробницу, в которой обрел последнее пристанище. Этот способ планировки дворцов, что окружены садами, впоследствии назвали «парадисом» (от древне-иран. para-daiza – парк).

Похоже, что дворцы и сады в Пасаргадах строились и разбивались под руководством самого Кира, тогда как все надписи тут сделаны Дарием I. Планировка главного дворца и сада позволяет предполагать «воплощенную в жизни и в искусстве претензию Кира II быть владыкой четырех сторон света». По примеру этого сада затем будут создаваться сады и дворцы в сасанидском Иране, за его пределами и в других странах мира (Львиный двор в Альгамбре в Испании, сады Великих Моголов в Индии и т. д.). В этом городе были иные интересные сооружения. Одним из них была изолированная башня-зиндан, высотой 14 м, называемая Зиндан-и Сулейман («тюрьма Соломона»). Это сооружение послужило моделью для так называемой «Ка, бы Зороастра» – высокой башни, возведенной Дарием I в Накш-и-Рустеме, религиозном центре, где расположены гробницы Дария I и II и Ксеркса. Немногое осталось и от Суз, которые со времен Дария I были главной столицей империи и зимней резиденцией царя. Хотя ими восхищались Геродот и Ксенофонт, их упоминал в «Персах» Эсхил, хотя тут Александр Македонский праздновал свою победу над Дарием, археологам не удалось найти ни сокровищниц, ни кладовых, ни даже административных и хозяйственных документов и надписей. Тут найдено очень мало артефактов. В этом смысле Персеполь выглядит более выигрышно (хотя Сузы стали застраиваться раньше, около 519 г. до н. э.).

В Персеполе найдены не только величественные архитектурные останки, но и тысячи документов и надписей. Город расположен в 50 км к северу от Шираза, у подножия горы Милосердия. Название города греческое и впервые встречается у греческих авторов только после его захвата Александром Македонским. В 330 году до н. э. город был захвачен его войсками и сожжен. Местные жители называли город Парса, а в мусульманскую эпоху старое название забыли и стали называть его Тахт-и Джамшид – «Трон Джамшида» (по имени мифического героя иранского эпоса). Руины его в 1620 году обнаружил испанский путешественник Дон Гарсия. Персеполь, ставший церемониальной столицей Ахеменидов (там они короновались, там отмечались важнейшие праздники страны, там были могилы их царей), считается наиболее изученным городом Древнего мира. Город, примыкавший к неприступной горе и возведенный на скальной платформе, в самом деле был великолепен. Чего стоила хотя бы одна парадная лестница, с двойными маршами, состоявшая из 111 низких пологих ступеней из белого известняка, куда поднимались толпы посетителей и данников персидских царей со всего света. Лестница вела в так называемые Пропилеи Ксеркса, величественный четырехколонный гипостильный зал – «Ворота всех стран».

Показательно то, что история Древнего мира величает Кира «Великим». В Пасаргадах, в роще из деревьев, находится могила Кира. В самой гробнице, по словам античных авторов, в золотом гробу покоилось набальзамированное тело царя, а рядом – застланное шкурами ложе, на котором лежали плащ Кира, драгоценное оружие, браслеты, другие предметы из его обихода. Гробницу его дважды посещал Александр Македонский. Местное население почитало гробницу, вокруг которой оно позже возвело из фрагментов колонн нечто вроде мавзолея, как святыню. В Средневековье ее называли еще «гробницей матери Соломона». Однако многие загадки персидской цивилизации так и оставались бы тайной за семью печатями, если бы не героические и самоотверженные усилия многих поколений ученых.

Георг Гротефенд

В деле расшифровки клинописи мировое научное сообщество многим обязано сыну сапожника, а затем учителю – немцу Георгу Фридриху Гротефенду (род. в 1775). Основательно изучив классическую филологию, он увлекался решением загадок, ребусов и шарад. Как ни странно, это и помогло его тренированному уму сделать открытие. В 1799 году выходит его работа, где он делает попытки открыть тайну «всеобщего» или «мирового» письма. («De pasigraphia sive scriptura universali»). Видно, как в нем зарождается дешифровщик… Затем в его руки попадает труд Сильвестра де Саси, в котором опубликованы некоторые короткие надписи на пехлеви, найденные в Накш-и-Рустеме. Причем многие из них находились над изображениями царей, как и надпись над изображением Дария в копиях Нибура (имена царей и их отцов, а также титул «царя царей»). Гротефенд на пари взялся расшифровать надписи в Персеполе. Он обращается к трудам Нибура, но этого оказалось мало для решения головоломки. Помогло знание классической филологии.

Он обратился к Геродоту. В седьмой книге своей «Истории» тот описывал, как Артабан, дядя Ксеркса, отговаривает его от похода на Грецию и что ему на это возразил сам Ксеркс. Ксеркс в гневе возразил ему: «Артабан, ты брат моего отца, и это сохранит тебя от достойного наказания за оскорбительную речь. Все-таки как малодушного и труса я опозорю тебя тем, что ты не пойдешь со мной в Элладу и останешься здесь вместе с женщинами; я и без тебя сделаю то, что сказал. Я не был бы сын Дария, внук Гистаспа, правнук Арсамеса, праправнук Ариамны, потомок Теиспеса, Кира, Камбиза… Ахеменеса, если бы не наказал афинян!» Это собрание староиранских имен помогло ему найти ключ к разгадке тайны древнеиранского языка. Поразительно, но гений Гротефенда буквально в кратчайший срок нашел путь к пониманию древнеиранской клинописи. Хотя отрывки из его статьи были напечатаны в «Геттингенских ученых записках» за 1802–1803 годы, это сообщение не встретило такого восторженного приема, с каким встречено открытие француза Шампольона. Возможно, это объяснялось тем, что человек, сделавший столь удивительное открытие, не принадлежал к университетским кругам и не был ориенталистом по специальности. А известно, что нет больших снобов, нежели университетские профессора, для которых «какой-то учителишка», «неспециалист» и человеком-то не был. Немецкая ученая публика почти сто лет не признавала заслуг этого выдающегося исследователя.

«Райский сад». Восстановленная мозаика

Однако подлинная слава персов – в присущем им даре поэзии. И хотя вышеупомянутый Руми и уверял нас, что он не любит поэзии, что в его глазах «нет ничего худшего», позволим себе ему не поверить. Поэзия Востока – лучшее, что есть в его наследии. Это безбрежный океан мыслей, эмоций, страстей и желаний. Любовь к поэзии присуща человеку Востока, она рождается вместе с ним, она – его пророк, шейх, любовник и наставник. Отчего же так совершенна, так прекрасна их поэзия? Может быть оттого, что, как говорит один из героев Монтескье, любовь в их жизни приходит раньше разума? Действительно, можно сказать, что «в Хафизе столько же смысла, сколько в Горации». Волшебник из Шираза, Хафиз, чье имя стало символом певца и сказителя, дал нам совет, которому, право слово, стоило бы следовать:

Дам совет я нелукавый,

как пойти стезею правой.

Преподал его мне старец,

полный мудрости веков:

«Будь своей доволен долей!

Нет у нас свободы воли.

Ненадолго этот жребий,

как бы ни был он суров».

Нет никого, кто мог бы сравниться с поэтами Персии (и Востока) в мелодичности, силе и мудрости поэтических строк. Метафоры, рубаи, бейты, касыды, газели, поэмы сверкают куда ярче и восхитительнее всех драгоценных камней мира. Или возьмите бессмертные творения Фирдоуси (что означает «райский»), жившего и творившего в Восточном Иране. Когда в X веке вновь получили распространение древние иранские мифы и героические сказания, их стали сводить в специальные сборники «Шах-наме» («Книга о шахах»). Эту синтезирующую работу начал талантливейший Дакики, погибший совсем еще молодым (977 г.). Его работу завершил гениальный Абулькасим Фирдоуси (934 г.), создавший поэму «Шахнаме». В этой поэме в разных вариантах (от сорока до ста двадцати тысяч бейтов) дано описание пятидесяти царствований, от царей легендарных до лиц исторических. Великолепно начало поэмы, в котором поэт воспевает хвалу Разуму. Стоит повторить его:

Венец, краса всего живого – разум,

Признай, что бытия основа – разум.

Он – твой вожатый,

он – в людских сердцах,

Он с нами на земле и в небесах.

От разума – печаль и наслажденье,

От разума – величье и паденье.

Для человека с чистою душой

Без разума нет радости земной.

Ты мудреца слыхал ли изреченье?

Сказал он правдолюбцам в поученье:

«Раскается в своих деяньях тот,

Кто, не подумав, действовать начнет.

В глазах разумных —

дураком он станет,

Для самых близких —

чужаком он станет».

Друг разума – в почете в двух мирах,

Враг разума – терзается в цепях…

Был первым в мире создан разум наш,

Он – страж души,

трех стражей верных страж,

Те трое суть язык, глаза и уши:

Чрез них добро и зло вкушают души.

Кто в силах разуму воздать почет?

Воздам почет, но кто меня поймет?..

Иди же вслед за разумом с любовью,

Разумное не подвергай злословью.

К словам разумных ты ищи пути,

Весь мир пройди,

чтоб знанья обрести.

О том, что ты услышал, всем поведай,

С упорством корни знания исследуй:

Лишь ветви изучив на древе слов,

Дойти ты не сумеешь до основ…

Поистине блажен поэт, верящий в мудрость и разум сильных мира сего. Ведь существует легенда о жестоком конфликте между великим поэтом и султаном Махмудом (997—1030), могущественным правителем Газни, покорителем Северной Индии. Султан ему обещал якобы за каждое двустишие по золотой монете, но обманул его, заменив золото серебром. Оскорбленный поэт, который, по преданию, находился в бане, когда пришел караван с деньгами, будто бы разделил деньги на три части: одну отдал банщику, другую – людям каравана, а на третью купил прохладительные напитки. Это был вызов правителю. Султан приказал бросить поэта под ноги слону. Фирдоуси бежал из родных мест, провел много лет в скитаниях, лишь к старости вернулся в отчий дом. Трудно сказать, что здесь правда, а что вымысел. Но правители Востока по крайней мере хотя бы понимали и высоко ценили поэзию. Мы же чаще сегодня вынуждены говорить: «Все ветви изучив на древе слов, прийти к нему не побудишь ослов».

Вкушающий жизненные плоды. Миниатюра

Секретарь голштинского посольства Адам Олеарий, посетив Иран (1636–1638), сказал о той великой роли, что играет поэзия в жизни иранцев: «Что касается до стихотворства, то оно до того любимо персиянами, что, по-моему, на свете нет ни одного народа, который бы предан был ему более их. По всей стране везде есть множество стихотворцев, которые не только излагают на бумаге разного рода забавные и важные сочинения и стихи, но и произносят их, ради выручки каких-нибудь денег, на собраниях у знатных господ, на майданах, в гостиницах и на иных пирушках, и нередко великие особы приглашают к себе таких стихотворцев ради своего и гостей своих удовольствия. Шах и ханы также имеют каждый своих собственных стихотворцев, которые уже не делаются уличными, не бродят по разным местам, но сидят по домам и занимаются тем, чтобы новыми сочинениями своими доставить удовольствие только господам своим, и иногда, когда они напишут что-нибудь, исполненное мысли или забавное, получают от этих господ богатое вознаграждение». Это народ в высшей степени грамотный. В каждом городе «столько же училищ, сколько улиц», так как училища там находились в мечетях, а каждая улица должна была иметь собственную мечеть. Тот же Олеарий отмечал, что редко найдется в какой-либо части страны персиянин, «какого бы состояния он ни был, который не умел бы читать и писать».

Могилы древних царей

Воспринимать иранские порядки и государственность как идеальный образец вряд ли возможно. Как и всюду, там чувствовалась разница в положении, мироощущениях, философии знати, интеллигенции и простого народа. Последний ощущал свою приниженность и зависимость от верхов. Поэт-философ Шахид Балхи (X в.) так выразил эту пропасть между богатством и знанием:

Видно, званье и богатство – то же,

что нарцисс и роза,

И одно с другим в соседстве

никогда не расцветало.

Кто богатствами владеет,

у того на грош познаний,

Кто познаньями владеет,

у того богатства мало.

Статуэтки правителей и сановных особ

В VII веке н. э. Иран и Средняя Азия были завоеваны Арабским халифатом. Арабы стали насаждать там свои порядки. Но уже через столетие в среде культурных иранцев возникло движение, известное как шуубийа, стремившееся вернуть народу историческую память, собирая древние сказания, переводя древнеиранские книги на арабский, используя идеи, образы, мотивы «Авесты» и других зороастрийских сочинений в стихах. Сведения о древних мифах ими были объединены в специальные сборники «Шахнаме» («Книга о шахах»). Великий Саади, проживший целое столетие (начало XIII в. – 1292 г.), воздвигший в своем «Бустане» («Плодовый сад»), как он выразился, «десять башен воспитанья», писал:

Царь – дерево, а подданные – корни.

Чем крепче корни,

тем ветвям просторней.

Не утесняй ни в чем народ простой.

Народ обидев, вырвешь корень свой.

Путем добра и правды,

в божьем страхе

Иди всегда, дабы не пасть во прахе.

Любовь к добру и страх пред миром зла

С рождения природа нам дала.

oldevrasia.ru

Культурное наследие древних цивилизаций. - Политология

Одной из самых древних на земле является Египетская цивилизация. В рамках этой цивилизации в течение трех тысяч лет ее существования было создано немало выдаю­щихся памятников культуры, многие из которых дошли до нашего времени.

Уже к началу эпохи Древнего Царства в Египте возни­кает письменность, получившая название иероглифиче­ской (от греч. hieros — «священный»). При этом в Егип­те существовало скорописание и курсивное (демотичес­кое) письмо. Все три вида письма использовались в раз­личных целях. Писали на камне и папирусе. В системе письменности были как идеограммы, передающие отдель­ные понятия, так и фонограммы, передающие звуки. Письмо ценилось как искусство, а должность писца счи­талась одной из самых почетных.

Египет всегда ассоциируется в первую очередь с пирами­дами, которые являются одним из наиболее грандиозных творений человечества за всю его историю. Воздвигнутые в

эпоху Древнего Египта, пирамиды служили усыпальница­ми царей, отражая безграничную веру в могущество богов и представляющих их на земле царей (фараонов). Сперва возводились ступенчатые пирамиды (пирамида Джосера, XXVIII в до н. э.), затем появляются пирамиды с ломаны­ми гранями. Однако в большинстве своем это сооружения с ровными гладкими гранями и квадратным основанием. В Гизе, близ Каира, находятся три величайшие пирами­ды, построенные фараонами IV династии. Все три имеют единое направление осей и одинаковую ориентацию. Высо­та самой большой — 147 м, она известна как пирамида Хеопса. Масса каждого блока в ней равна примерно 2,5 тонны. Пирамиды являются единственным из семи чу­дес света, сохранившимся до наших дней. Гиза была целым архитектурным комплексом, в который входили еще пира­миды-гробницы вельмож и заупокойные храмы, пристраи­вавшиеся к пирамиде с восточной стороны. Кроме пирамид существовали скальные гробницы, характерные для Ново­го Царства. В эпохи Среднего и Нового Царств были созда­ны также величественные храмы в честь богов и фараонов, дворцы правителей. Храмовая архитектура отличается мо­нументальностью и необычайным богатством отделки.

Скульптура Древнего Египта также являлась тесно свя­занной с заупокойным культом. Статуэтки рассматривались как место пребывания одной из душ умершего, и их распо­лагали в храмах и гробницах. Фараона всегда изображали в расцвете сил с бесстрастным и величавым выражением лица и позы. В жанре скульптуры существовали определенные канонические требования. Стоящие статуи всегда строго фронтальны, фигуры их напряженно выпрямлены, головы поставлены прямо, руки опущены и плотно прижаты к телу, левая нога чуть выдвинута вперед. Статуи делали из дерева, гранита, базальта и других пород, их обычно раскрашива­ли: мужские фигуры в кирпично-красный, а женские — в желтый цвет. На барельефах голова и ноги изображались в профиль, плечи и грудь — в фас. Высшего расцвета скуль­птура Египта достигла в эпоху Нового Царства.

Характерной чертой шумеро-аккадской культуры является создание своеобразной системы письменности — кли­нописи, которая не была звуковым письмом, а содержала

идеограммы, обозначавшие целые слова, гласные либо сло­ги. Всего было около 600 знаков. Особый жанр в литера­туре составляют плачи — произведения о гибели шумерс­ких городов вследствие набегов соседей. Наиболее распро­страненными были этиологические (объясняющие) мифы о сотворении мира и человека, о Великом потопе, смерти и воскресении богов плодородия.

Своеобразным было храмовое зодчество Шумера, отли­чавшееся применением высоких платформ. Храмовые баш­ни — зиккураты — вслед за шумерами стали строить ак­кадцы и вавилоняне. Зиккураты состояли из трех ступе­ней, построенных в соответствии с божественной триадой, и возводились из сырого кирпича.

Одним из самых величественных городов древней Месо­потамии был Вавилон. Защищенный двойной стеной, он имел восемь ворот, самыми известными были ворота богини Иш-тар 12-метровой высоты. Выложенные бирюзовым глазиро­ванным кирпичом и украшенные орнаментом из скульптур львов, драконов и быков, они производили ошеломляющее впечатление. Располагаясь на обоих берегах Евфрата, город соединялся каменным мостом — одним из первых в мире.

Специфика литературы древнего Вавилона заключалась в первоначальном преподнесении сюжета и последующем его развитии. Вавилонская литература в значительной мере заимствована из шумерских источников, большинство про­изведений написано в стихотворной форме. Одними из глав­ных тем были проблема незаслуженных страданий челове­ка и неизбежности смерти.

Гораздо динамичнее развивалась греческая культура. Выдающимся памятником крито-микенской (III—II тыс. до н. э.) архитектуры был Кносский дворец царя Миноса. Главной достопримечательностью этого дворца была фресковая жи­вопись. Древние греки создали величайшие эпические про­изведения — «Илиаду» и «Одиссею». Значительным откры­тием греков было создание своей системы письменности. Заимствовав алфавит у финикийцев, они значительно усо­вершенствовали его путем добавления гласных. Древнегре­ческая архитектура характеризуется наличием двух направ­лений, или стилей — дорического и ионического. Дориче­ский стиль — строгий, торжественный и массивный.

Дорическая колонна не имела базы, вырастая непосред­ственно из основания храма. Ионический ордер отличали более легкие пропорции, изящество и широкое примене­ние декоративных элементов. Ионическая колонна всегда имела базу, была легче и тоньше дорической.

Греческий храм считался жилищем бога, в нем, как правило, находилась статуя того бога, в честь которого он был воздвигнут. Особое место в истории архитектуры за­нимает ансамбль Афинского Акрополя. Самое большое со­оружение здесь — храм Афины-Девы, Парфенон.

Скульптура, поражая своим мастерством, была лишена индивидуальных и психологических черт, изображая лю­дей согласно античным представлениям о прекрасном.

Выдающимся достижением греков было искусство изго­товления керамики и вазовой росписи. В ней выделялись чернофигурный и краснофигурный стили. Огромное зна­чение имеют греческий театр и аттическая трагедия. Не­которые произведения, созданные древнегреческими дра­матургами, до сих пор занимают важное место в репертуа­ре современных театров. Античная культура явила пора­жающее воображение богатство форм, образов и способов выражения, заложив основы эстетики, представления о гармонии мировой культуры и выразив, таким образом, свое отношение к миру.

Вопросы к разделу 2

1. Какие виды периодизации истории первобытного обществаиспользуются в науке? Каковы их основные критерии?

2. Назовите основные этапы антропогенеза.

3. Чем протогосударство отличается от государства?

4. Что такое «неолитическая революция»? Каковы ее по­следствия?

5. Перечислите основные формы первобытной религии.

6. Чем скотоводческая цивилизация отличается от земле­дельческой?

7. Каковы последствия внедрения металла в производство?

8. Что такое престижная экономика?

9. Зачем главе протогосударства потребовалось сосредо­точивать в своих руках жреческую власть?

10. Проследите эволюцию человеческого сообщества от пер­вобытного стада до сельской соседской общины.

11. Какие формы государств Древнего мира вам известны?

12. С чем связана та огромная роль, которую государствоиграло в жизни восточного общества?

13. Чем античные цивилизации отличаются от древневос­точных?

14. Каковы характерные черты полиса?

15. Какие формы рабства вам известны и чем они отлича­ются друг от друга?

16. Расскажите о структуре восточного общества. В чемзаключается специфика индийского общества?

17. Почему восточное общество так стабильно?

18. Какую роль в экономике античных государств играломоре?

19. Каким представлялось время в мифологическом со­знании и почему?

20. В чем проявился кризис античного мировоззрения?

21. Охарактеризуйте динамику представлений о простран­стве и времени через три эпохи: время первобытныхкультов, время мифологического сознания, время мо­нотеизма.

22. Каково значение канона в культуре Египта?

23. Охарактеризуйте сходства и различия в культуре Егип­та и Двуречья.

24. Какие достижения можно считать самым значитель­ным вкладом греков в копилку мировой культуры?

Раздел 3

ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ

student2.ru

Культурное наследие античной цивилизации — GamesHub

Комментарии пользователей тамерлан картоев 17.10.2017 - 11:50

Роскошно!

Zaven Mathosian 18.10.2017 - 22:55

Спасибо за ролик, а можешь про древнюю Армению сделать?

Samo Mkhitaryan 21.10.2017 - 18:29

Шикарное видео где емко и красиво рассказывается история Греции. Вот бы увидеть видео от вас об Армении)))

Андрей Дорогин 24.10.2017 - 05:33

Теперь можно начинать изучать историю. Сколько информации нужно было переработать, сколько фактов сопоставить и отобрать! Для меня, сначала лучше дать самую основную информацию, предельно сжато, просто, наглядно, чтобы каждый мог это запомнить и понять.

Alex Gears 27.10.2017 - 04:28

Спасибо за прекраснейший интродьюс!

Дина Млс 29.10.2017 - 02:33

Отлично!спасибо

Дина Млс 30.10.2017 - 16:23

Голос шикарный)

Алина Абрамова 31.10.2017 - 22:33

Но ведь алфавит завезли италикам не греки, они же его взяли от этруссков ранее и видоизменили. И Перикл пережил чуму, просто вскоре умер так как был стар (более 60 лет, что для тех лет более чем много). Ну и перед демократами были тираны. А так информативно и красиво сделана ваша работа :)

SVEN tmb 03.11.2017 - 14:23

Смотреть с 6:55, до этого каша

zzbabyshkazzbetmen 05.11.2017 - 12:55

один вопрос,кто тебе бедолага это говорил?))

Rumiya Tastembekova 07.11.2017 - 14:29

Узнал больше чем на уроке исстории

Rumiya Tastembekova 09.11.2017 - 22:45

t ( - t)

Роман Абрамов 12.11.2017 - 08:16

слишком много информации за такой короткий промежуток времени, не успеваешь переварить сказанное, как тебе дают еще кусок.

ВЕЛОКУЛИБИН ЕВГЕНИЙ 13.11.2017 - 08:54

Безукоризненно. Подписка.

Денис С 15.11.2017 - 20:38

да я за школьную программу так не проникся вопросом, как за эти 20 минут ) более, чем достаточно для общего понимания.

Виталий Белунский 18.11.2017 - 06:03

так Бы в школе преподавали, я бы историком стал)

Julia Chemeris 19.11.2017 - 15:57

просто супер!спасибо! можно еще таких же видео о литературе)

Гена Олололов 22.11.2017 - 04:14

были бы деньги я бы инвестировал вам, шоб ролики такие пилили

Андрей Голубев 23.11.2017 - 23:57

концовка так круто сделана

Актовиан Август 25.11.2017 - 21:43

Почему меня каждый раз в конце по телу пробегают муражки по коже?

Александр Халамов 27.11.2017 - 04:41

Охуенно! Чётко!

bavaria-s.ru