История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1. Мужской костюм Древней Греции. Костюм древней греции мужской


1. Мужской костюм Древней Греции. Мужской и женский костюм Древней Греции

Похожие главы из других работ:

Воротники эпохи Возрождения

2.1 Мужской костюм

В мужской моде Ренессанса господствовали две линии. Так же, как в античное время, в период Возрождения молодые люди и франты ходили в коротком весьма броском костюме; основой его постоянно являлась античная туника...

Дизайн костюма

- мужской английский костюм;

...

Дизайн костюма

- влияние Герцога Виндзорского на классический мужской костюм;

- пальто. 1.1 История классического мужского костюма Классический костюм (от фр. Costume -- одежда, одеяние, платье) -- комплект верхней одежды, изготовленной в одном стиле из одной ткани. В классический костюм входят пиджак и брюки...

Дизайн костюма

1.3 Влияние Герцога Виндзорского на классический мужской костюм

Огромное влияние на развитие классического мужского костюма оказал Герцог Виндзорский.Король Великобритании и Ирландии, император Индии на протяжении 10 месяцев. Но в истории моды он известен не этим...

Исторический костюм Нидерландов XVII века

1.5 Мужской костюм

Мужской нидерландский костюм 17 века настойчиво избавлялся от испанских форм. Из него изгоняется все то, что неудобно и мешает движениям - прежде всего, подушкообразные панталоны и подбитые прокладками рукава...

История грима

1.4 Костюм Древней Греции

В VII - I веках до н.э. в южной части Балканского полуострова расцвела 1 замечательная культура Древней Греции. Политическое устройство Греции резко отличалось от восточных деспотий древнего мира...

История костюма Древней Греции

1. Женский костюм Древней Греции.

...

Костюм и прически Древней Индии и Арабского Востока

2.1 Мужской Костюм

В древности житель пустыни - бедуин носил рубаху без рукавов или с рукавами, широкую и длинную (до ступней или икр), состоящую из двух полотнищ, сшиваемых по плечам, и открытую по бокам. Рубаху подпоясывали на талии ремнем...

Костюм эпохи средневековья и современность

6. Основные виды и формы одежды. Мужской костюм

...

Мужской и женский костюм Древней Греции

2. Женский костюм Древней Греции

Костюмы греческих женщин подчинялись тем же эстетическим требованиям, что и мужские. Однако этические соображения требовали, чтобы женский костюм был более закрытым, более длинным. Женские одежды тоже не кроились, а драпировались...

Основные тенденции моды XVIII веке

Мужской и женский костюм в России в XVIII веке

В России до XVIII века во всех слоях общества по-прежнему носили традиционный русский костюм, а все иностранные, «немецкие» моды отвергались...

Развитие английского костюма в период эпохи Возрождения

1. Английский мужской костюм эпохи возрождения

В конце XV века в Англии еще сохраняется типично средневековый костюм (Приложение 1). В этот период острых социальных конфликтов итальянские влияния почти не ощущаются...

Русский народный костюм в современном мире моды

1.1.2 Мужской и детский костюм

Мужская крестьянская одежда шилась в основном, как и женская, из домотканых материалов: холста, пестряди, набойки, сукна, овчины. Наряду с ними в конце XIX - начале XX века использовались и фабричные: кумач, ситец, сатин, плис, дешевые шерстяные ткани...

Своеобразие римской культуры

1.1 Культура Древней Греции

Прошли века со времени крушения античной культуры. Человечество получило в свое распоряжение новые факты и материалы. Но о греческой культуре продолжают спорить. Что это было: "греческое чудо", на котором так настаивал Шлиман...

Стиль рококо в искусстве и костюме

Костюм в Древней Руси IX-XIII в

В VIII-IXвв. На огромной территории Восточно-Европейской (или русской) равнины жили племена восточных славян. Три основы равнинной природы играли важную роль в жизни племён и оказывали влияние на ход и развитие их жизни. Возможно...

cult.bobrodobro.ru

Мужской и женский костюм Древней Греции

Контрольная работа

на тему: Мужской и женский костюм Древней Греции

Содержание

Введение

. Мужской костюм Древней Греции

. Женский костюм Древней Греции

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Древняя Греция занимала южную часть Балканского полуострова и близлежащие острова Эгейского моря. Лучезарное море, омывавшее Грецию, мягкий, теплый климат создавали прекрасные условия для жизни людей, способствовали развитию торговли и мореплавания.

«Периоды развития:

I.Дополисный (гомеровский) период (XI - VIII вв. до н.э.).

II.Архаический период (VIII - VI вв. до н.э.).

III.Классический период (конец VI - первая половина IV в. до н.э.) - ранняя, высокая и поздняя классика.

IV.Эллинизм (IV - I вв. до н. э.)».

Дополисный (гомеровский) период - время общинно-родовых отношений. Считается, что в это время жил поэт Гомер.

В архаический период сформировались основные принципы греческого искусства. В области архитектуры сделано гениальное изобретение - ордерная система, которая на протяжении веков и тысячелетий будет основополагающей в архитектуре, в том числе и в архитектуре Нового времени, а также сложился наиболее популярный тип храма - периптер.

Наивысшего расцвета Греция достигла в классический период. В это время были созданы шедевры древнегреческой архитектуры: храм Зевса в Олимпии, храмы Парфенон и Эрехтейон, а также прекрасные и гармоничные скульптурные произведения: статуи Зевса Олимпийского, дискобола, Афины Парфенос. В этот период были созданы также замечательные произведения прикладного искусства: черно- и краснофигурные вазы; получили развитие театральное искусство и спорт.

«Пять чудес света из семи создали греческие зодчие и скульпторы, три из которых - в период эллинизма. Недаром Греции принадлежит почетная роль цивилизации, заложившей основы для развития искусства и культуры в Европе».

«Образ мужественного человека нашел своё выражение в эстетическом идеале того времени. Идеалом был доблестный и прекрасный человек - «калосс агатос», как говорили греки. Сильное и прекрасное, тренированное и гармонично развитое тело являлось необходимым признаком красоты. Греки более всего ценили здоровье и красоту и только на третье место ставили богатство. Греческий философ Платон вообще считал красоту одной из доблестей человека. Однако гармония предусматривала лишь физическое совершенство.

Костюм складывался в тесной связи с условиями жизни греков и под влиянием их эстетических представлений. Благоприятные климатические условия и эстетическое отношение к человеческому телу предопределили лёгкость и гармоничность форм античного костюма.

Греческий костюм прошёл в своем развитии сложный путь изменений, связанных со сложностью исторического развития Греции, - от примитивно-декоративного с восточными элементами костюма раннего периода (архаика) до изысканных одежд последних лет существования Греции как самостоятельного государства (эллинизм). Однако наиболее типическими были костюмы среднего периода греческой истории - периода классики.

Цель данной работы - изучение монографий, словарей-справочников, статей и альбомов, посвящённых развитию мужского и женского костюма в Древней Греции.

1. Мужской костюм Древней Греции

Мужская одежда состояла из двух частей - хитона и гиматия. Хитон - это нижняя одежда. Во всяком случае, взрослые мужчины не могли выходить в нем на улицу, принимать гостей, появляться в общественных местах - в театре, на агоре (площади) и т.д. Хитон изготовляли из куска шерстяной или льняной ткани, сложенной по вертикали пополам, а на плечах скрепляли двумя пряжками - фибулами. Иногда хитон мог иметь небольшие рукава, сделанные из того же куска ткани.

Длина хитона могла быть различной, но в классическую эпоху хитон доходил до колен. «Мужчины знатного происхождения и преклонного возраста носили иногда ионический хитон. Как правило, он был длиной до щиколоток и опоясывался по-иному. Он выполнялся из двух кусков ткани, иногда шириной до запястья и скалывался на каждом плече уже не одной, а несколькими заколками. Способ драпирования был тот же (вертикальные складки), однако при этом получались рукава длиной иногда до локтя и более прилегающая область лифа. Длинный ионический хитон носили женщины, старики, государственные деятели, знать, участники священных игр. Гомер говорил о хитоне, что это «изысканная большая белая риза с красивым золотым поясом».

Укороченный хитон - экзомий, доходивший до середины бедер, носили воины, ремесленники, рабы. Такой хитон обычно скалывали только на левом плече, оставляя правую руку свободной для движений.

Верхних одежд, которые надевали, выходя на улицу, было несколько. Основной, классической одеждой был плащ - гиматий или гиматион. Гиматий представлял собой прямоугольный кусок шерстяной ткани, размером 1,7*4 м, драпировавшийся вокруг фигуры различными способами (в способе драпировки гиматия проявлялись различия, связанные с характером занятий). Наиболее простой способ драпировки заключался в следующем: ткань набрасывали на спину и на левое плечо так, чтобы она закрывала левую руку и спадала вниз на 1/3 своей длины. На правое плечо гиматий обычно не накидывали, а пропускали ткань под правой рукой. Плащ охватывал всю фигуру спереди, от груди до ступней ног, и закидывался назад через левое плечо. Чтобы ткань не соскальзывала, сзади в край ее зашивали грузки - кусочки свинца. Правая рука при такой драпировке оставалась свободной. Красота этого плаща, как и других греческих одежд, заключалась в изяществе драпировки струящихся складок.

«Существовал еще другой, более сложный способ драпировки гиматия, при котором обе руки были спрятаны под плащом. Такие гиматий обычно носили люди умственного труда, в связи, с чем этот тип гиматия назывался ораторским. Этот способ драпировки заключался в следующем: сначала гиматий обертывали вокруг фигуры, затем слева со спины его перекидывали вперед так, чтобы он закрывал левое плечо, и спускали до уровня талии. Здесь ткань перегибали и перебрасывали назад через правое плечо так, чтобы она охватывала и закрывала согнутую в локте правую руку.

Перекинутым назад куском ткани закрывали спину, левое плечо и левую руку, скрывая ее почти полностью.

Изящным считался гиматий, доходивший до середины икр».

«Гиматий у царей, архонтов (судей) и старейшин мог быть расшит узором, повторяющим фигурные изображения и элементы классического орнамента. Узорный гиматий предназначался для торжеств и находился на торсе в спокойном состоянии. Гиматий драпированный был лишен украшений, исключая кайму, ибо рисунок терялся в складках».

Верхней одеждой юношей, а также всадников являлся небольшой плащ овальной или прямоугольной формы - хламис. Его накидывали на спину и на оба плеча, скалывая на груди пряжкой - фибулой. Иногда хламис скалывали на правом плече, оставляя, таким образом, свободной правую руку. Одетых в хламисы юношей можно видеть на рельефах фриза греческого храма Парфенона.

У греков в домах было принято ходить босиком, обувь носили только на улице. Обувью служили сандалии различных типов. Наиболее характерный вид сандалий - иподиматы, состоявшие из подошвы (кожаной, деревянной) и нескольких ремней, которыми подошва прикреплялась к ноге. Более сложный вид обуви - крепиды, имевшие вид подошвы с небольшими бортиками. В отверстия, находившиеся в бортике, продевали тонкие ремни, которыми крест-накрест обвязывали ногу до щиколотки. Крепиды часто имели задник.

«Кроме сандалий, греки носили мягкие кожаные полусапоги, а также высокие резные сапоги - эндромиды. Они состояли из подошвы и кожаных голенищ, закрывавших ногу сзади, а спереди стянутых сложной шнуровкой. Пальцы ног в этих сапогах были открыты. Надевали эндромиды обычно в торжественных случаях, главным образом военачальники. Бедняки чаще всего надевали мягкие туфли, сшитые из кожи, - постолы».

Обувь, особенно парадные крепиды, изготовляли из цветной кожи, иногда золоченой, а иногда даже расшитой жемчугом.

«Модным цветом волос в Греции считался белокурый. В классический период повседневная мужская прическа состояла из коротко остриженных волос, «полной» (т.е. от виска до виска), недлинной бороды и усов. Юноши лицо брили, у них были длинные завитые локоны, подхваченные металлическим обручем - филле (fillet). Греки считали бороду достоинством мужчины. Скульпторы изображали великих людей с молодым лицом, возраст же подчеркивали бородой. Некоторые щеголи носили длинные волосы, завитые в локоны и подхваченные золотым обручем. В торжественных случаях укладывали волосы надо лбом в виде красивого банта, так называемой цикадой. Подобную прическу можно видеть на статуе Аполлона Бельведерского».

Голову греки обычно не покрывали. Только отправляясь в путешествие или во время непогоды они надевали очень простые по форме головные уборы - петас, кюнэ, пилей, изготовленные из войлока, соломы, тканей. Круглая фетровая шляпа с широкими полями и низкой тульей - петас (petasos) - наиболее распространенный головной убор. Её носили также на ремешке, отброшенной за плечи. В такой шляпе, но с маленькими крыльями, изображали Гермеса. Другим видом головного убора был пилей (pilos) - подобие чепца из кожи, соломы или меха для защиты от солнца и плохой погоды.

Одежда воинов состояла из короткого хитона, поверх которого надевали плотно охватывающую тело кирасу - торакс. Иногда кирасу украшали рельефными изображениями - орнаментами и даже целыми композициями.

К плечам и подолу кирасы прикрепляли ременные полоски с металлическими бляхами, которые защищали плечи и нижнюю часть фигуры и в то же время не стесняли свободы движений. Составленная из этих ремней юбочка носила название зомы. На ноги воины надевали поножи, сделанные из металла или кожи и скрепленные сзади на икрах ремнями. Голову венчал металлический шлем с высоким гребнем.

Оружием служили меч, копье, кинжал, а для защиты - щит, либо круглый, либо так называемый беотийский, в виде овала неправильной формы.

греческий костюм эстетический искусство

2. Женский костюм Древней Греции

Костюмы греческих женщин подчинялись тем же эстетическим требованиям, что и мужские. Однако этические соображения требовали, чтобы женский костюм был более закрытым, более длинным. Женские одежды тоже не кроились, а драпировались. Нижней одеждой был хитон - драпированная ткань, сколотая на плечах фибулами. Хитон изготовляли из шерстяной или льняной ткани белого, жёлтого, красного цвета. Хитоны могли быть широкие, так называемые дорийские, и узкие - ионийские. У женского хитона часто над грудью был отворот - диплодион, напоминавший короткую безрукавную кофточку. Он получался из отогнутого по всей ширине верхнего края хитона.

Иногда хитон имел над талией напуск, так называемый колпос. Колпос получался следующим образом: хитон, более длинный, чем обычно, опоясывали на талии, а затем часть хитона подтягивали над поясом и спускали над ним. Обычно девушки опоясывали хитон на талии, а замужние женщины - под грудью. Иногда у хитона был одновременно и колпос и диплодион.

Хитон часто украшался вышитым или расписным орнаментом. Орнамент нашивали по нижнему краю хитона, а также по краю диплодиона, иногда даже покрывали им всю ткань.

Несмотря на красоту отделки, хитон был домашней одеждой и выходить в нем на улицу считалось неприличным.

«Верхняя одежда называлась пеплос. По форме и способу драпировки пеплос напоминал хитон, но был длиннее и с большим количеством складок. Ткань для пеплоса была примерно 1,5 м в ширину и 3 - 4 м в длину. Красота его заключалась в изяществе драпировки».

Пеплос мог быть как белым, так и цветным. Предпочиталась ткань жёлто-коричневого или красного цвета различных оттенков, хотя встречались и ткани голубых тонов. Самой нарядной и дорогой была ткань, окрашенная пурпурной краской, имевшей оттенки от голубого до красно-фиолетового.

Чтобы складки хитона и пеплоса были более объемными, в подол одежды вшивались небольшие кусочки свинца.

Поверх хитона и пеплоса (а иногда просто сверх хитона) женщины накидывали прямоугольный плащ, напоминающий гиматий. Однако женские плащи были меньшего размера и всегда богаче орнаментированы. Считалось модным сочетание в одежде различных цветов: хитон или пеплос одного цвета, а плащ другого. В непогоду край плаща набрасывали на голову, ибо специальных головных уборов женщины обычно не носили. Иногда костюм дополняли легким шарфом из полупрозрачной ткани - калиптрой.

«Обувью женщинам служили сандалии, представляющие собой толстую кожаную подошву с прикрепленными к ней ремешками, которые переплетались вокруг ноги довольно высоко. Позже, судя по статуэткам из Танагры (IV в. до н.э.) появилась более элегантная женская обувь - красная, на подошвах с желтым краем. К этому времени оформились основные типы греческой обуви; на греческих изображениях много переходных вариантов от сандалий к высокому зашнурованному сапогу, иногда с богатыми украшениями в верхней части и пробитыми в ней отверстиями. Обувь изготовляли из свиной или телячьей кожи, окрашенной в яркие цвета или золоченой. («...По чертогу кружит, золоченою туфлей сверкая». Еврипид.) Отделывали ее металлическими бляшками, богато украшали вышивкой и даже металлическими бляшками. Обувь была без каблука, и это придавало походке плавность».

Облик греческих женщин дополняли прическа и украшения. Обильные, пышные, длинные волосы были одним из первых признаков женской красоты в Древней Греции. За ними тщательно ухаживали, умащивали душистыми маслами, их причесывали самыми сложными способами и укрепляли на голове с помощью больших головных шпилек или повязок и обручей различной формы (диадем). Самыми красивыми считались светлые волосы, поэтому окраска волос не была чем-то необычным. Искусные греки изобрели не только фальшивые косы, но и даже парики, которые неоднократно высмеивали в комедиях.

«Греция знала несколько типов причесок, но классической прической можно считать так называемый «греческий узел» - коримбос. При этой прическе длинные волосы расчесывали на прямой пробор, завивали волнами и довольно низко спускали их на лоб, так как по эстетическим понятиям того времени лоб должен быть невысоким. Далее волосы спускали вдоль щек, а сзади приподнимали и на затылке укладывали в узел, скрепляя шпильками и узкими ленточками. Часто волосы укладывали в сетку, сплетенную из золотых шнуров, или надевали на голову изящное украшение - стефану, напоминающую венец.

Нельзя представить себе гречанку, которая считала бы свой туалет завершенным, не освежив слегка лицо различными косметическими средствами. Применение косметических средств уходит своими корнями в глубокую древность. Первоначально употребление косметики было связано, очевидно, с культовыми церемониями и носило функциональный характер: при помощи косметики выделяли вождя, воина, устрашали врагов. Далее, с течением времени, косметика начинает играть иную роль - роль украшения. Держа в руках полированное бронзовое зеркало с красивой фигурной ручкой, гречанка румянилась, подкрашивала губы, подводила брови, оттеняла веки, красила ресницы, душилась. Духи женщины хранили в изящных керамических флаконах-лекифах, которые подчас являлись подлинными произведениями искусства. Аристократки имели в своем гардеробе красиво украшенные ручные зеркала, зонтики от солнца из полотна, а позднее из шелка, пояса из драгоценных металлов, булавки из золота и слоновой кости, веера. Украшениями к прическе служили также сетки из золоченых шнуров, гребни, нимбы (nimbus) - хлопчатобумажные ленты для волос, вышитые золотом. Костюм гречанки дополнялся ювелирными украшениями. Это могли быть золотые серьги с подвесками, диадемы, бусы, кольца, браслеты. Особенно изящными считались браслеты из золота в виде свернувшейся змеи. Браслеты надевали на руки у предплечья и у запястья, а также на ноги у лодыжек. Но, несмотря на обилие украшений, греческий костюм всегда сохранял простоту линий и изящество отделки. Разнообразные виды украшений свидетельствуют не только об утонченном вкусе, но и технической зрелости той эпохи.

Заключение

Основным типом греческой одежды была одежда драпированная. В изяществе драпировок заключалась красота костюма. Создание драпировок, грим отнимали массу времени, поэтому занимались ими слуги, и это было таким же творчеством, как и все виды искусства.

Благодаря конструктивной логике, внешней простоте и изяществу параллельно спадающих складок античный костюм напоминал стройные колонны храмов. Строгость и простота ценились более всего. Греки любили «прекрасное без суеты и красоту без изнеженности». Для своей одежды греки использовали мягкие, эластичные, прекрасно драпирующиеся ткани. Об их внешнем виде и основных свойствах можно судить по описаниям, рисункам и скульптурам, а также по образцам поздних греческих тканей, представленным в Эрмитаже.

Основной тканью, из которой изготовлялись одежды, была шерсть. Изготовляли её домашним способом на вертикальном станке шириной до 2-х метров, обычно рабыни, однако даже зажиточные женщины часто занимались ткачеством. Кроме шерсти, греки вырабатывали, льняные ткани. Шелка и хлопчатобумажные ткани привозили из стран Востока.

Греки обычно ткали только примитивные орнаменты. Чаще ткани раскрашивались либо на них нашивались аппликации. Самые характерные греческие орнаменты - «пальметы», «бусы», «меандр», «набегающая волна», «ионики». Происхождение орнамента тесно связано с наблюдениями над окружающей природой. Так, волны моря прекратились в ритмически повторяющиеся завитки орнамента, извилистые берега реки - в сложный меандр, кроны пальм - в стилизованные пальметы.

Обычно принято думать, что греческие костюмы были исключительно белыми, и греков представляют себе как толпу людей, задрапированных в белые плащи. Это представление сложилось ошибочно - видимо, из-за нашего знакомства с мраморными античными статуями. Как все южане, греки любили яркие цвета, хотя белый цвет действительно считался самым красивым и нарядным. Толпа, заполнявшая улицы греческих городов, была пестрой, яркой, разнообразной. Основными цветами, в которые окрашивались ткани, были желтый (охра различных оттенков), синий, красный, светло-зеленый, пурпурный. Пурпурная краска (а соответственно и окрашенная в пурпур ткань) была очень дорогой, так как эту краску добывали из сока морских моллюсков.

Уже в античные времена цвета имели свое символическое значение; так, например, белый цвет был закреплен за аристократией, а черный, пурпуровый, темно-зеленый и серый - выражали печаль. Зеленый, серый и коричневый цвета были обычными цветами сельских жителей.

Социальные различия в костюме определялись качеством ткани, количеством одновременно надеваемых одежд, степенью задрапированности, причём пластика драпировки и осанка фигуры ценились выше всего остального.

Список используемой литературы

1.Андреева А.Ю., Богомолов Г.И., История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. СПб.: «Паритет», 2001. - 120 с.: ил.

.Бердник Т.О., Неклюдова Т.П., Дизайн костюма. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. - 448 с.

.Дудникова Г.П., История костюма. Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 448 с.

.Захаржевская Р.В., История костюма: От античности до современности. 3-е изд., доп. М.: РИПОЛ классик, 2005. - 288 с.: ил.

.Киреева Е.В., История костюма. Европ. костюм от античности до ХХ в. М.: «Просвещение», 1976. - 174 с.: ил.

.Коммиссаржевский Ф.Ф., История костюма. Мн.: Современ. литератор, 2004. - 496 с.

.Плаксина Э.Б., Михайловская Л.А., Попов В.П., История костюма. Стили и направления. 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 224 с.: ил.

Приложение

Рисунок 1. Мужской ионический хитон

Рисунок 2, 3. Гиматий

Рисунок 4. Вариант драпирования гиматия для людей умственного труда

Рисунок 5. Женский хитон

Рисунок 6. Пеплос

yamiki.ru

Мужской костюм Древней Греции

Реферат ученицы 9-с класса 27 школы

Ищенко Алисы

Мужской костюм Древней Греции

[pic]

Апрель 98

Мужской костюм Древней Греции.

Владычество Персии, казавшееся безграничным в VII - V веках, было подорвано небольшой, по существу, бедной страной, сыгравшей огромную роль в развитии европейской культуры. Этой страной была Древняя Греция, состоящая из ряда городов-государств - полисов.

Природные, экономические и социальные условия существования ДревнейГреции способствовали образованию на её территории именно таких маленьких городов-государств, площади которых были значительно меньше отдельных областей восточных деспотий.

Греки, жители полисов были народом предприимчивым, энергичным. Скудная почва заставляла искать их новые земли, и уже в раннем периоде своего существования греки становятся мореплавателями, открывателями новых земель.

Характерной чертой древнегреческого общества, определившей ряд его особенностей, было отсутствие крупного рабовладения.массу свободных граждан составляли греки, имевшие от двух до четырнадцати рабов. Это обстоятельство сыграло большую роль в образовании античной демократии, создавшей великую древнегреческую культуру.

Расцвет древнегреческой культуры, классический период её истории (V -IV века до н. э.) связан с победой Греции в греко-персидских войнах. Но и в предшествующие периоды греки многого достигли в различных областях культуры. По дошедшим до нас памятникам искусства мы можем судить о внешнем облике греков, об их костюме начиная с VI века до н. э. Отдельные изображения VII века до н. э. сделанные в ещё так называемом "восточном стиле", дают нам слишком условное представление о костюме этого времени.

Напрасно мы станем искать признаки крито-мекенского стиля одежды на древнегреческий. Правда, набедренные повязки у мужчин-греков сохранились вVII и VI веках до н. э., но не они легли в основу древнегреческого костюма.

Древние греки создали законченный и совершенный тип драпированного костюма из отдельных, преимущественно прямоугольных кусков ткани.Художественный смысл этого костюма заключался в использовании пластических свойств ткани для создания сложного линейного ритма драпировок, который придавал величественную динамику всему облику человека. Постоянно меняясь в движении, этот костюм состоял из множества свободнолежащих драпировок, пересекающихся в различных направлениях, возникающих то в одном, то в другом месте, что при всей его простоте не создавало впечатления однообразия. Каждый костюм был индивидуален, хотя неизменно делался из кусков ткани одной формы и часто даже одной величины. Однако костюм этот складывался постепенно и имел два основных варианта: дорийский - у жителей материковой Греции (его появление связанно с переселением и завоеванием дорийцами значительной части Эллады в IX веке до н. э.) и ионийский - у малоазиатских греков.

Мужской костюм. На аттических вазах VI века до н. э. древние греки изображали первые драпированные одежды. Герои мифологии и эпоса имеют уже достаточно сложный костюм. Набедренная повязка ещё остаётся, но носят и широкий "хитон" с короткими рукавами, иногда отделанный каймой, с поясом на талии и заложенными складками. Хитон обязательно надевали под доспехи, а в остальное время часто носили только плащ, состоящий из прямоугольного куска ткани, в который можно было полностью завернуться. Прямоугольный плащ имел название "гимантий" или "гимантион". В классический период Греции его размеры достигли 2,90 х 1,80 м. Одежду делали из шерстяных, льняных тканей или смешанных (лён с шерстью) тканей, изготовленных на вертикальном станке.Устойчивость нитей основы внизу создавалась с помощью небольших металлических грузиков, поэтому ткани были рыхлые, несколько напоминающие современный креп. Из таких тканей можно было создавать любые драпировки, в этом искусстве греки не имели и не имеют себе равных.

В VI веке небольшие гиматии обёртывали вокруг бёдер и перекидывали один конец через левую руку, а в непогоду накидывали на плечи. Если же мужчине была нужна большая свобода движений, то он быстро и ловко перебрасывал плащ на грудь, концы перекидывал на спину, тем самым освобождал руки для борьбы с противником.

Иным был ионийский костюм. Передвижение и переселение различных племён и народов на восточном побережье Эгейского моря (как и на западном), длившееся в течение многих веков, не могло пройти бесследно. Каждый народ, даже каждое племя, сливаясь друг с другом, обязательно приносит что-то из своих традиций и обычаев. Так от восточных народов к грекам перешли длинные мужские одежды. Под влиянием сидонян и персов у них широко распространилась орнаментация тканей, хотя характер орнамента был иной. Однако необходимо отметить, что ионийские одежды по крою и форме были самобытны. Верхней же одеждой оставался гиматий.

Ионийцы в VI веке довольствовались хитоном из крупнокрепированной ткани и гиматием.

Таковы были основные одежды греков в доклассический период. В V веке до н. э. окончательно складывается древнегреческая демократия. В период греко- персидских войн формируются общественные требования к каждому свободному греку. Эти требования сказываются в системе воспитания, направленной на выработку моральной и физической стойкости в быте и нравов древних греков этого времени. Умеренность в пище и притье, пренебрежительное отношение к изысканности и роскошным одеждам (ибо нега и роскошь были чертами восточного быта), сдержанность в поведении, правдивость, верность своему слову, честность в делах, физическая выносливость и умение терпеливо выносить невзгоды - вот основные нравственные нормы, по которым общество мерило людей. Так складывалось уважение к человеку - гражданину-герою.

Правильное физическое воспитание с детства способствавало пропорциональному развитию фигуры, что порадило культ обнаженного человеческого тела, процветавший в Древней Греции. Всё это сказалось на характере древнегреческого костюма классического периода. Гладкие одноцветные, чаще всего белые или натуральные цвета; шерстяные и льняные ткани по-прежнему были основным материалом, хитоны без рукавов, короткие, выше колен. Покрой отсутствовал: прямоугольный кусок ткани (1 х 1,80 м) складывали попалам в долевом направлении, сшивали его долевые стороны, верхние края скрепляли двумя застёжками - "фибулами", подшивали низ(неподшитый низ был знаком траура или рабства). Для большей свободы движений во время гимнастических и военных упражнений отстёгивали пряжку на левом плече. Хитон носили всегда с поясом, а иногда и с двумя.Ремесленники, рабы и крестьяне, то есть те, кому приходилось физически трудиться, во время работы носили ещё более простую одежду "экзомис" - кусок грубой ткани (ок. 2,30 х 1,40 м), который закладывали долевыми складками в середине и покрывали им левое плечо. Чтобы ткань не спускалась на руку, её поддерживала с правой стороны специальная повязка. В талии экзомис укрепляли поясом. Голову покрывали остроконечным колпаком -"пилосом". Пастухи, охранявшие стада на горных пастбищах, носили одежду из козьих и овечьих шкур, или из толстой валяной ткани, а на голове "кинэ"- кожанный или меховой колпак, подобный шлему.

Одежда для путешествий, а грекам много приходилось путешествовать, состояла из прямоугольного плаща-хламиды, шляпы - "петас" с загнутыми полями, сандалий или коротких сапожков с отогнутыми, как петушьи гребешки, голенищами. Обычно хламиду скрепляли фибулой на правом плече, но существовали и другие формы плаща.

Основной же верхней одеждой древних греков остаётся гиматий, значительно увеличенный в размерах (2, 90 х 1,80 м). На всех народных собраниях, на всех торжественных шествиях греки появлялись в гиматиях, которые теперь драпировали установившимся определённым образом. Лучистые асимметричные драпировки и глубокие подвижные складки создавали живописную игру светотеней и выделяли, подчеркивали пластику человеческого тела в движении

Однако длинные одежды, кроме гиматия, носили только жрецы и облеченные властью выборные лица во время исполнения служебных обязанностей, актёры на представлениях и некоторые участники священных игр, как, например, возничии на конных состязаниях. Жрецов часто изображали в ионийских хитонах с рукавами из крепированной ткани и гиматиях. Очевидно в Аттике этот вид одежды был связан с культом, пришедшим от малоазийских греков. Обувь - сандали из кожи, укреплённые на ногах переплетёнными ремнями.

Прическа. До совершеннолетия (16лет) юноши носили довольно длинные волосы, после совершеннолетия и в зрелом возрасте - короткие. Люди преклонных лет могли не так часто стричь волосы, если они у них сохранялись. Борода у греков, особенно у спартанцев считалась признаком мужества. Обычай брить бороды возник только в эпоху Александра Македонского(IV век до н. э.).

Доспехи воинов. Собственно одежда воинов состояла из двух предметов - короткого хитона и хламиды, которую надевали сверх доспехов. Греческие доспехи были сравнительно легкими, отличались художественной отделкой и рациональным построением. На протяжении многих веков они оставались неизменными образцами для других народов. Доспехи воинов (гоплитов) состояли из металлической кирасы, оставляющей руки открытыми, поножей -"кнемидес" - и сандалий из толстой кожи на толстой двойной подошве -"крепидес". У лёгкой инфатерии кираqа была сделана из толстой ткани на подкладке из фетра, а у кавалерии на кирасу нашивались бронзовые диски, образующие чешую.

Каждая из местностей Греции имела свою форму шлема: беотийский - закрывал не только голову, но щеки и нос, а гребень был украшен султаном;Дорийский - был с низким спущенным забралом; коринфский - так низко опущен на лоб, что почти полностью скрывал глаза.

Список литературы:

М.Н. Мерцалова "Костюм разных времён и народов Т.1"

yamiki.ru

Мужской костюм Древней Греции - реферат

Ищенко Алисы Мужской костюм Древней Греции Мужской костюм Древней Греции. Владычество Персии, казавшееся безграничным в VII - V веках, было подорвано небольшой, по существу, бедной страной, сыгравшей огромную роль в развитии европейской культуры. Этой страной была Древняя Греция, состоящая из ряда городов-государств - полисов. Природные, экономические и социальные условия существования

Древней Греции способствовали образованию на её территории именно таких маленьких городов-государств, площади которых были значительно меньше отдельных областей восточных деспотий. Греки, жители полисов были народом предприимчивым, энергичным. Скудная почва заставляла искать их новые земли, и уже в раннем периоде своего существования греки становятся мореплавателями, открывателями новых земель. Характерной чертой древнегреческого общества, определившей

ряд его особенностей, было отсутствие крупного рабовладения.массу свободных граждан составляли греки, имевшие от двух до четырнадцати рабов. Это обстоятельство сыграло большую роль в образовании античной демократии, создавшей великую древнегреческую культуру. Расцвет древнегреческой культуры, классический период её истории (V - IV века до н. э.) связан с победой Греции в греко-персидских войнах.

Но и в предшествующие периоды греки многого достигли в различных областях культуры. По дошедшим до нас памятникам искусства мы можем судить о внешнем облике греков, об их костюме начиная с VI века до н. э. Отдельные изображения VII века до н. э. сделанные в ещё так называемом "восточном стиле", дают нам слишком условное представление о костюме этого времени. Напрасно мы станем искать признаки крито-мекенского стиля одежды на древнегреческий.

Правда, набедренные повязки у мужчин-греков сохранились вVII и VI веках до н. э но не они легли в основу древнегреческого костюма. Древние греки создали законченный и совершенный тип драпированного костюма из отдельных, преимущественно прямоугольных кусков ткани. Художественный смысл этого костюма заключался в использовании пластических свойств ткани для создания сложного линейного ритма драпировок, который придавал величественную динамику

всему облику человека. Постоянно меняясь в движении, этот костюм состоял из множества свободнолежащих драпировок, пересекающихся в различных направлениях, возникающих то в одном, то в другом месте, что при всей его простоте не создавало впечатления однообразия. Каждый костюм был индивидуален, хотя неизменно делался из кусков ткани одной формы и часто даже одной величины. Однако костюм этот складывался постепенно и имел два основных варианта: дорийский - у жителей

материковой Греции (его появление связанно с переселением и завоеванием дорийцами значительной части Эллады в IX веке до н. э.) и ионийский - у малоазиатских греков. Мужской костюм. На аттических вазах VI века до н. э. древние греки изображали первые драпированные одежды. Герои мифологии и эпоса имеют уже достаточно сложный костюм. Набедренная повязка ещё остаётся, но носят и широкий "хитон" с короткими рукавами, иногда

отделанный каймой, с поясом на талии и заложенными складками. Хитон обязательно надевали под доспехи, а в остальное время часто носили только плащ, состоящий из прямоугольного куска ткани, в который можно было полностью завернуться. Прямоугольный плащ имел название "гимантий" или "гимантион". В классический период Греции его размеры достигли 2,90 х 1,80 м.

Одежду делали из шерстяных, льняных тканей или смешанных (лён с шерстью) тканей, изготовленных на вертикальном станке. Устойчивость нитей основы внизу создавалась с помощью небольших металлических грузиков, поэтому ткани были рыхлые, несколько напоминающие современный креп. Из таких тканей можно было создавать любые драпировки, в этом искусстве греки не имели и не имеют себе равных. В VI веке небольшие гиматии обёртывали вокруг бёдер и перекидывали один конец через левую руку,

а в непогоду накидывали на плечи. Если же мужчине была нужна большая свобода движений, то он быстро и ловко перебрасывал плащ на грудь, концы перекидывал на спину, тем самым освобождал руки для борьбы с противником. Иным был ионийский костюм. Передвижение и переселение различных племён и народов на восточном побережье Эгейского моря (как и на западном), длившееся в течение многих веков, не могло пройти бесследно. Каждый народ, даже каждое племя, сливаясь друг с другом, обязательно приносит что-то из своих традиций

и обычаев. Так от восточных народов к грекам перешли длинные мужские одежды. Под влиянием сидонян и персов у них широко распространилась орнаментация тканей, хотя характер орнамента был иной. Однако необходимо отметить, что ионийские одежды по крою и форме были самобытны. Верхней же одеждой оставался гиматий. Ионийцы в VI веке довольствовались хитоном из крупнокрепированной ткани и гиматием. Таковы были основные одежды греков в доклассический период.

В V веке до н. э. окончательно складывается древнегреческая демократия. В период греко-персидских войн формируются общественные требования к каждому свободному греку. Эти требования сказываются в системе воспитания, направленной на выработку моральной и физической стойкости в быте и нравов древних греков этого времени. Умеренность в пище и притье, пренебрежительное отношение к изысканности и роскошным одеждам (ибо нега и роскошь были чертами восточного быта), сдержанность в

поведении, правдивость, верность своему слову, честность в делах, физическая выносливость и умение терпеливо выносить невзгоды - вот основные нравственные нормы, по которым общество мерило людей. Так складывалось уважение к человеку - гражданину-герою. Правильное физическое воспитание с детства способствавало пропорциональному развитию фигуры, что порадило культ обнаженного человеческого тела, процветавший в

Древней Греции. Всё это сказалось на характере древнегреческого костюма классического периода. Гладкие одноцветные, чаще всего белые или натуральные цвета; шерстяные и льняные ткани по-прежнему были основным материалом, хитоны без рукавов, короткие, выше колен. Покрой отсутствовал: прямоугольный кусок ткани (1 х 1,80 м) складывали попалам в долевом направлении, сшивали его долевые стороны, верхние края скрепляли двумя застёжками - "фибулами", подшивали

низ (неподшитый низ был знаком траура или рабства). Для большей свободы движений во время гимнастических и военных упражнений отстёгивали пряжку на левом плече. Хитон носили всегда с поясом, а иногда и с двумя. Ремесленники, рабы и крестьяне, то есть те, кому приходилось физически трудиться, во время работы носили ещё более простую одежду "экзомис" - кусок грубой ткани (ок.

2,30 х 1,40 м), который закладывали долевыми складками в середине и покрывали им левое плечо. Чтобы ткань не спускалась на руку, её поддерживала с правой стороны специальная повязка. В талии экзомис укрепляли поясом. Голову покрывали остроконечным колпаком - "пилосом". Пастухи, охранявшие стада на горных пастбищах, носили одежду из козьих и овечьих шкур, или из толстой валяной ткани, а на голове "кинэ"- кожанный или меховой колпак, подобный шлему.

Одежда для путешествий, а грекам много приходилось путешествовать, состояла из прямоугольного плаща-хламиды, шляпы - "петас" с загнутыми полями, сандалий или коротких сапожков с отогнутыми, как петушьи гребешки, голенищами. Обычно хламиду скрепляли фибулой на правом плече, но существовали и другие формы плаща. Основной же верхней одеждой древних греков остаётся гиматий, значительно увеличенный в размерах (2, 90 х 1,80 м). На всех народных собраниях, на всех торжественных шествиях греки появлялись

в гиматиях, которые теперь драпировали установившимся определённым образом. Лучистые асимметричные драпировки и глубокие подвижные складки создавали живописную игру светотеней и выделяли, подчеркивали пластику человеческого тела в движении Однако длинные одежды, кроме гиматия, носили только жрецы и облеченные властью выборные лица во время исполнения служебных обязанностей, актёры на представлениях и некоторые участники священных игр, как,

например, возничии на конных состязаниях. Жрецов часто изображали в ионийских хитонах с рукавами из крепированной ткани и гиматиях. Очевидно в Аттике этот вид одежды был связан с культом, пришедшим от малоазийских греков. Обувь - сандали из кожи, укреплённые на ногах переплетёнными ремнями. Прическа. До совершеннолетия (16лет) юноши носили довольно длинные волосы, после совершеннолетия и в зрелом возрасте - короткие. Люди преклонных лет могли не так часто стричь волосы, если они у них сохранялись.

Борода у греков, особенно у спартанцев считалась признаком мужества. Обычай брить бороды возник только в эпоху Александра Македонского (IV век до н. э.). Доспехи воинов. Собственно одежда воинов состояла из двух предметов - короткого хитона и хламиды, которую надевали сверх доспехов. Греческие доспехи были сравнительно легкими, отличались художественной отделкой и рациональным построением.

На протяжении многих веков они оставались неизменными образцами для других народов. Доспехи воинов (гоплитов) состояли из металлической кирасы, оставляющей руки открытыми, поножей - "кнемидес" - и сандалий из толстой кожи на толстой двойной подошве - "крепидес". У лёгкой инфатерии кираqа была сделана из толстой ткани на подкладке из фетра, а у кавалерии на кирасу нашивались бронзовые диски, образующие чешую. Каждая из местностей

Греции имела свою форму шлема: беотийский - закрывал не только голову, но щеки и нос, а гребень был украшен султаном; Дорийский - был с низким спущенным забралом; коринфский - так низко опущен на лоб, что почти полностью скрывал глаза. Список литературы: М.Н. Мерцалова "Костюм разных времён и народов Т.1"

2dip.su

Мужской костюм Древней Греции

Реферат ученицы 9-с класса 27 школы

Ищенко Алисы

Мужской костюм Древней Греции

Апрель 98

Мужской костюм Древней Греции.

Владычество Персии, казавшееся безграничным в VII - V веках, было подорвано небольшой, по существу, бедной страной, сыгравшей огромную роль в развитии европейской культуры. Этой страной была Древняя Греция, состоящая из ряда городов-государств - полисов.

Природные, экономические и социальные условия существования Древней Греции способствовали образованию на её территории именно таких маленьких городов-государств, площади которых были значительно меньше отдельных областей восточных деспотий.

Греки, жители полисов были народом предприимчивым, энергичным. Скудная почва заставляла искать их новые земли, и уже в раннем периоде своего существования греки становятся мореплавателями, открывателями новых земель.

Характерной чертой древнегреческого общества, определившей ряд его особенностей, было отсутствие крупного рабовладения.массу свободных граждан составляли греки, имевшие от двух до четырнадцати рабов. Это обстоятельство сыграло большую роль в образовании античной демократии, создавшей великую древнегреческую культуру.

Расцвет древнегреческой культуры, классический период её истории (V - IV века до н. э.) связан с победой Греции в греко-персидских войнах. Но и в предшествующие периоды греки многого достигли в различных областях культуры. По дошедшим до нас памятникам искусства мы можем судить о внешнем облике греков, об их костюме начиная с VI века до н. э. Отдельные изображения VII века до н. э. сделанные в ещё так называемом "восточном стиле", дают нам слишком условное представление о костюме этого времени.

Напрасно мы станем искать признаки крито-мекенского стиля одежды на древнегреческий. Правда, набедренные повязки у мужчин-греков сохранились вVII и VI веках до н. э., но не они легли в основу древнегреческого костюма.

Древние греки создали законченный и совершенный тип драпированного костюма из отдельных, преимущественно прямоугольных кусков ткани. Художественный смысл этого костюма заключался в использовании пластических свойств ткани для создания сложного линейного ритма драпировок, который придавал величественную динамику всему облику человека. Постоянно меняясь в движении, этот костюм состоял из множества свободнолежащих драпировок, пересекающихся в различных направлениях, возникающих то в одном, то в другом месте, что при всей его простоте не создавало впечатления однообразия. Каждый костюм был индивидуален, хотя неизменно делался из кусков ткани одной формы и часто даже одной величины. Однако костюм этот складывался постепенно и имел два основных варианта: дорийский - у жителей материковой Греции (его появление связанно с переселением и завоеванием дорийцами значительной части Эллады в IX веке до н. э.) и ионийский - у малоазиатских греков.

Мужской костюм. На аттических вазах VI века до н. э. древние греки изображали первые драпированные одежды. Герои мифологии и эпоса имеют уже достаточно сложный костюм. Набедренная повязка ещё остаётся, но носят и широкий "хитон" с короткими рукавами, иногда отделанный каймой, с поясом на талии и заложенными складками. Хитон обязательно надевали под доспехи, а в остальное время часто носили только плащ, состоящий из прямоугольного куска ткани, в который можно было полностью завернуться. Прямоугольный плащ имел название "гимантий" или "гимантион". В классический период Греции его размеры достигли 2,90 х 1,80 м. Одежду делали из шерстяных, льняных тканей или смешанных (лён с шерстью) тканей, изготовленных на вертикальном станке. Устойчивость нитей основы внизу создавалась с помощью небольших металлических грузиков, поэтому ткани были рыхлые, несколько напоминающие современный креп. Из таких тканей можно было создавать любые драпировки, в этом искусстве греки не имели и не имеют себе равных.

В VI веке небольшие гиматии обёртывали вокруг бёдер и перекидывали один конец через левую руку, а в непогоду накидывали на плечи. Если же мужчине была нужна большая свобода движений, то он быстро и ловко перебрасывал плащ на грудь, концы перекидывал на спину, тем самым освобождал руки для борьбы с противником.

Иным был ионийский костюм. Передвижение и переселение различных племён и народов на восточном побережье Эгейского моря (как и на западном), длившееся в течение многих веков, не могло пройти бесследно. Каждый народ, даже каждое племя, сливаясь друг с другом, обязательно приносит что-то из своих традиций и обычаев. Так от восточных народов к грекам перешли длинные мужские одежды. Под влиянием сидонян и персов у них широко распространилась орнаментация тканей, хотя характер орнамента был иной. Однако необходимо отметить, что ионийские одежды по крою и форме были самобытны. Верхней же одеждой оставался гиматий.

Ионийцы в VI веке довольствовались хитоном из крупнокрепированной ткани и гиматием.

Таковы были основные одежды греков в доклассический период. В V веке до н. э. окончательно складывается древнегреческая демократия. В период греко-персидских войн формируются общественные требования к каждому свободному греку. Эти требования сказываются в системе воспитания, направленной на выработку моральной и физической стойкости в быте и нравов древних греков этого времени. Умеренность в пище и притье, пренебрежительное отношение к изысканности и роскошным одеждам (ибо нега и роскошь были чертами восточного быта), сдержанность в поведении, правдивость, верность своему слову, честность в делах, физическая выносливость и умение терпеливо выносить невзгоды - вот основные нравственные нормы, по которым общество мерило людей. Так складывалось уважение к человеку - гражданину-герою.

Правильное физическое воспитание с детства способствавало пропорциональному развитию фигуры, что порадило культ обнаженного человеческого тела, процветавший в Древней Греции. Всё это сказалось на характере древнегреческого костюма классического периода. Гладкие одноцветные, чаще всего белые или натуральные цвета; шерстяные и льняные ткани по-прежнему были основным материалом, хитоны без рукавов, короткие, выше колен. Покрой отсутствовал: прямоугольный кусок ткани (1 х 1,80 м) складывали попалам в долевом направлении, сшивали его долевые стороны, верхние края скрепляли двумя застёжками - "фибулами", подшивали низ (неподшитый низ был знаком траура или рабства). Для большей свободы движений во время гимнастических и военных упражнений отстёгивали пряжку на левом плече. Хитон носили всегда с поясом, а иногда и с двумя. Ремесленники, рабы и крестьяне, то есть те, кому приходилось физически трудиться, во время работы носили ещё более простую одежду "экзомис" - кусок грубой ткани (ок. 2,30 х 1,40 м), который закладывали долевыми складками в середине и покрывали им левое плечо. Чтобы ткань не спускалась на руку, её поддерживала с правой стороны специальная повязка. В талии экзомис укрепляли поясом. Голову покрывали остроконечным колпаком - "пилосом". Пастухи, охранявшие стада на горных пастбищах, носили одежду из козьих и овечьих шкур, или из толстой валяной ткани, а на голове "кинэ"- кожанный или меховой колпак, подобный шлему.

Одежда для путешествий, а грекам много приходилось путешествовать, состояла из прямоугольного плаща-хламиды, шляпы - "петас" с загнутыми полями, сандалий или коротких сапожков с отогнутыми, как петушьи гребешки, голенищами. Обычно хламиду скрепляли фибулой на правом плече, но существовали и другие формы плаща.

Основной же верхней одеждой древних греков остаётся гиматий, значительно увеличенный в размерах (2, 90 х 1,80 м). На всех народных собраниях, на всех торжественных шествиях греки появлялись в гиматиях, которые теперь драпировали установившимся определённым образом. Лучистые асимметричные драпировки и глубокие подвижные складки создавали живописную игру светотеней и выделяли, подчеркивали пластику человеческого тела в движении

Однако длинные одежды, кроме гиматия, носили только жрецы и облеченные властью выборные лица во время исполнения служебных обязанностей, актёры на представлениях и некоторые участники священных игр, как, например, возничии на конных состязаниях. Жрецов часто изображали в ионийских хитонах с рукавами из крепированной ткани и гиматиях. Очевидно в Аттике этот вид одежды был связан с культом, пришедшим от малоазийских греков. Обувь - сандали из кожи, укреплённые на ногах переплетёнными ремнями.

Прическа. До совершеннолетия (16лет) юноши носили довольно длинные волосы, после совершеннолетия и в зрелом возрасте - короткие. Люди преклонных лет могли не так часто стричь волосы, если они у них сохранялись. Борода у греков, особенно у спартанцев считалась признаком мужества. Обычай брить бороды возник только в эпоху Александра Македонского (IV век до н. э.).

Доспехи воинов. Собственно одежда воинов состояла из двух предметов - короткого хитона и хламиды, которую надевали сверх доспехов. Греческие доспехи были сравнительно легкими, отличались художественной отделкой и рациональным построением. На протяжении многих веков они оставались неизменными образцами для других народов. Доспехи воинов (гоплитов) состояли из металлической кирасы, оставляющей руки открытыми, поножей - "кнемидес" - и сандалий из толстой кожи на толстой двойной подошве - "крепидес". У лёгкой инфатерии кираqа была сделана из толстой ткани на подкладке из фетра, а у кавалерии на кирасу нашивались бронзовые диски, образующие чешую.

Каждая из местностей Греции имела свою форму шлема: беотийский - закрывал не только голову, но щеки и нос, а гребень был украшен султаном; Дорийский - был с низким спущенным забралом; коринфский - так низко опущен на лоб, что почти полностью скрывал глаза.

Список литературы:

М.Н. Мерцалова "Костюм разных времён и народов Т.1"

baza-referat.ru

Костюм Древней Греции - Википедия

Леон Бакст. Эскизы костюмов к театральной постановке трагедии «Федра», 1923

Эллинское представление о прекрасном в полной мере воплотилось в костюме. Его гармония определялась симметрией и подчинением естественным линиям человеческого тела.

На протяжении веков греческий костюм неоднократно менялся — от простых одежд архаического периода до сложных изысканных нарядов эпохи эллинизма. Но главное в нём оставалось неизменным: одежда никогда не кроилась и почти не сшивалась. Красоту и «фасон» ей придавала драпировка, в которой жители Эллады за долгие века достигли исключительного мастерства. Складки то эффектно подчёркивали формы тела, то скрывали его недостатки. Для сохранения драпировок в края полотнищ вшивали маленькие свинцовые грузики, нередко замаскированные сверху кисточками.

Ткани, цвет, орнамент[ | ]

Первоначально основной тканью, из которой изготовлялась одежда, была овечья шерсть; позднее в употребление вошли льняные ткани. Хлопок служил предметом роскоши, его привозили из стран Востока. Ткани для одежды, а также и для прочих нужд, изготовляли в домашних условиях. В богатых домах этим, как правило, занимались рабыни, но даже женщины из знатных семей в обязательном порядке должны были уметь прясть и ткать.

Долгое время считалось, что греческие костюмы были исключительно белыми, и древних греков представляли как толпу людей, облачённых в белоснежные плащи, среди таких же белоснежных храмов и дворцов. Это ошибочное представление возникло вследствие знакомства с мраморными античными статуями, найденными при раскопках. На самом же деле греки, как и все южане, любили яркие краски, хотя белый цвет действительно считался самым красивым и нарядным (потому что отбелить ткань было очень трудно). Для окраски тканей использовались различные виды минеральных и органических красителей. Особо ценились ткани пурпурного цвета, но, вследствие дороговизны настоящего пурпура, его зачастую имитировали дешёвыми заменителями, такими, как марена, сафлор, орсейлевый и лакмусовый лишайники, и т. п. Сельские жители традиционно предпочитали зелёные, коричневые и серые тона. Траурными цветами считались чёрный, тёмно-зелёный и серый.

Ткани обычно делались гладкокрашеными и украшались вышивкой. Были известны два способа вышивки — гладью и крестом. Иногда вышивкой покрывали всю поверхность ткани, но чаще делали яркую узорную по краю. Самыми характерными греческими орнаментами были «пальметты», «критская волна», «бусы», «плетенка», «меандр». Дорогие ткани нередко отделывали аппликациями из штампованных или вырезанных кусочков золотой фольги.

Мужская одежда[ | ]

Одежда мужчин в классическую эпоху состояла из двух частей. Нижней, нательной одеждой был хитон. Его делали из прямоугольного куска ткани (примерно в 1 метр шириной и около 1,8 метра длиной), который складывали пополам по вертикали и закалывали на плечах пряжками — фибулами. Для большей свободы движений во время гимнастических и военных упражнений пряжку на правом плече отстёгивали. Низ хитона обязательно подшивали (неподшитый, обтрёпанный низ был знаком траура или рабства). Носили хитон всегда с поясом, иногда даже с двумя. Длина хитона зависела от возраста и социального положения человека: чаще всего он доходил до колен, но жрецы и должностные лица при исполнении обязанностей, а также трагические актёры во время представлений носили длинные (до лодыжек) хитоны; воины, напротив, обычно укорачивали хитоны до самых бёдер.

Во время работы надевали ещё более простую одежду — экзомис, представлявший собой кусок грубого полотна, пропущенный под правой рукой, скреплённый на левом плече и подпоясанный. В отличие от хитона, эксомис почти не образовывал складок; его назначением было прикрывать тело, а не обрисовывать его. Это вполне соответствовало эстетическим вкусам древних греков, которые считали, что тело человека, вынужденного заниматься физическим трудом, будь то раб или свободный, развивается диспропорционально, не отвечает канонам красоты и потому не заслуживает того, чтобы привлекать к себе внимание.

Хитон был, по преимуществу, домашней одеждой. Появляться в общественных местах в одном хитоне считалось неприличным для взрослого свободного человека. Выходя на улицу, греки обязательно надевали поверх хитона плащ. Чаще всего носили гиматий, но юноши и воины предпочитали небольшой плащ овальной или полукруглой формы — хламис, который накидывали на спину и плечи, скалывая на груди пряжкой. Иногда хламис застёгивали на правом плече, оставляя правую руку свободной.

Женская одежда[ | ]

«Гречанка». Картина Лоуренса Альма-Тадемы, 1869

Костюмы греческих женщин подчинялись тем же эстетическим требованиям, что и мужские. Однако этические соображения того времени требовали, чтобы женский костюм был более длинным, более закрытым.

Нижней одеждой, как и у мужчин, служил полотняный или шерстяной хитон. Известны были два вида хитонов — дорийский и ионийский. Дорийский хитон делался из куска ткани прямоугольной формы, длиной 2 и шириной 1,8 метра. Его складывали пополам в долевом направлении и отгибали верхний край на 50-70 сантиметров. Получившийся отворот — диплодион — напоминал короткую кофточку без рукавов. На плечах хитон застёгивали фибулами, на груди драпировали. Долевые края часто оставляли несшитыми, и они ниспадали сбоку красивыми складками. При ходьбе несшитая сторона хитона распахивалась, позволяя видеть обнажённый правый бок и ногу. Иногда хитон имел над талией напуск — колпос. Он получался следующим образом: хитон, более длинный, чем обычно, опоясывали на талии, а затем часть хитона подтягивали поясом и спускали над ним. Часто у хитона были одновременно и колпос, и диплодион.

В дорийский хитон одевались главным образом спартанские женщины (из-за приверженности к полностью раскрытым на боках хитонам спартанок даже называли «файномерис» — «показывающими бёдра»). Афинянки же отдавали предпочтение более широкому и длинному ионийскому хитону, состоявшему из двух кусков ткани, шириной до запястья горизонтально вытянутых рук. Их соединяли застёжками от плеч до локтей, собирая ткань в мелкие симметричные складки, по бокам сшивали и подпоясывали (носить хитоны без пояса позволялось лишь танцовщицам). Хитоны часто украшались вышитым или расписным орнаментом. Орнамент располагали в виде каймы по нижнему краю хитона и диплодиона, а иногда покрывали им всю ткань.

Верхней женской одеждой был пеплос. По форме и способу драпировки он походил на хитон, но был длиннее и гораздо шире — для его изготовления брали отрез ткани до 3-4 метров длиной. Пеплос предназначался главным образом для торжественных случаев. В обыденной жизни женщины, выходя на улицу, заворачивались в прямоугольный плащ, который напоминал мужской гиматий, но был меньше по размеру и наряднее отделан. Носили также хлайну — небольшой плащ из тонкой ткани, собранный в пышные складки. Его отгибали на 1/3, пропускали под левой рукой и завязывали или застёгивали на правом плече. Если было очень холодно, на плечи набрасывали сложенный вдвое шерстяной платок — диплакс.

Аксессуары[ | ]

Танагрская статуэтка, изображающая женщину со шляпкой-зонтиком на голове и веером

Уже в древности грекам были известны перчатки — о них упоминается в «Одиссее» (VIII в.до н.э.). Они делались из кожи или грубой ткани и служили для защиты рук при тяжёлых и грязных работах (в свинарнике, на винограднике и пр.). Имеются сведения о том, что перчатки надевали и во время еды, поскольку вилок ещё не было, и твёрдую пищу ели руками.

В жаркие дни женщины обмахивались листовидными опахалами на деревянных или костяных ручках. С IV в.до н.э., после походов Александра Македонского, когда в Грецию впервые были завезены павлины, вошли в моду и очень ценились веера из их перьев. С этого же времени вошли в употребление зонты. Существовали специальные устройства для раскрывания зонта и поддержания его раскрытым, но употреблялись и простые жёсткие зонты с деревянной палкой вместо ручки. Рукоятку часто делали удлинённой и изогнутой, чтобы идущая сзади рабыня могла нести зонт, защищая свою госпожу от палящего солнца. Зонты считались вещью чисто женского обихода; если юноша, следуя моде, выходил с зонтом, это воспринималось как неприличная изнеженность.

Обувь[ | ]

Дома греки ходили босиком и надевали обувь только перед выходом на улицу. Чаще всего носили иподиматы — сандалии, состоявшие из подошвы (кожаной или деревянной) и нескольких ремней, которыми подошва привязывалась к ноге. Если к подошве пришивали небольшие бортики, получался другой вид обуви — крепиды. Они тоже держались на ноге при помощи ремней, которые продевались в отверстия, проделанные в бортиках, и крест-накрест охватывали ступню до щиколотки. Актёры на сцене обували котурны — сандалии на очень высокой подошве, которые зрительно увеличивали их рост и делали поступь более величавой, как то и подобало персонажам трагедий[1]. Кроме сандалий, греки носили мягкие кожаные полусапоги (персикаи), а также высокие кожаные или войлочные сапоги — эндромиды, закрывавшие ногу сзади, а спереди стянутые сложной шнуровкой. Пальцы ног при этом оставались открытыми.

Женская обувь в принципе мало отличалась от мужской, но была более нарядной. Её окрашивали в яркие цвета (жёлтый, красный и т. п.), иногда даже серебрили или покрывали позолотой. Общее число разновидностей женской обуви, по подсчётам исследователей, изучавших древнегреческую скульптуру, доходило до 94-х.

Головные уборы[ | ]

Золотой венок

Головными уборами греки пользовались редко. Только для работы (в поле, на винограднике) или в дорогу они надевали петас — низкую шляпу с широкими круглыми или четырёхугольными полями, которая удерживалась на голове при помощи ремешка, завязанного под подбородком. Особенно охотно носили петас торговцы, которым приходилось подолгу находиться в разъездах. Поэтому и бога Гермеса, покровителя торговли, было принято изображать именно в такой шляпе.

Войлочные колпаки — пилосы и круглые кожаные шапки — кюне были в обиходе у ремесленников и моряков. Рабы головных уборов не носили никогда.

Особое место среди головных уборов занимали венки. Они обозначали сан, заслуги, свидетельствовали о положении в обществе, являлись знаком уважения и признания со стороны сограждан. Так, победителей Олимпийских игр награждали венками из ветвей священной оливы, перевязанными белой шерстяной лентой, а тех, кто одержал победу в Истмийских играх, посвящённых Посейдону — венками из сосновых веток или из свежего сельдерея. Выдающихся ораторов, поэтов, драматургов и актёров увенчивали ветками лавра — дерева, посвящённого Аполлону, покровителю всяческих искусств (отсюда слово «лауреат»). Миртовый венок надевали те, кто выступал в Народном собрании, в знак того, что они выполняют свой гражданский долг и их личность неприкосновенна. Венок из золотых дубовых или лавровых листьев служил символом царской власти (такой венок был найден в гробнице царя Филиппа II, отца Александра Македонского). Венки были также обязательным головным убором на пирах и во время праздников. Для таких случаев плели венки из душистых трав и цветов, причём особенно любили розы и фиалки. Для пиршественных венков часто использовали плющ, так как верили, что он предохраняет от опьянения.

Греческие женщины нуждались в головных уборах ещё меньше, чем мужчины, так как обычай предписывал им как можно реже покидать дом. Если всё же им приходилось появляться на людях, то они прикрывали голову краем плаща, платком или лёгким шарфом — калиптрой. В жаркие летние дни, чтобы уберечь лицо от загара, поверх головного покрывала укрепляли ярко раскрашенную круглую плоскую соломенную шляпку — фолию. Отправляясь в путь, женщины, как и мужчины, надевали петас.

Причёски[ | ]

Вазопись, 5 в. до н. э.

Если головные уборы древних греков были просты и непритязательны, то причёски, напротив, отличались изысканностью. Парикмахерское искусство в то время достигло уже высокого уровня развития. Причёсывание, окрашивание волос, производились специально обученными рабами — каламистрами, каждый из которых выполнял только одну определенную операцию. Формы и линии причёсок всегда гармонировали с одеждой, создавая ощущение законченности и цельности внешнего облика.

В I в.до н. э. в моду вошли парики. Чтобы удовлетворить растущий спрос, на острове Лесбос были организованы специальные мастерские по изготовлению париков из натуральных женских волос. Тонко и тщательно выполненные изделия местных мастеров, несмотря на свою дороговизну, быстро завоевали рынки не только Древней Греции, но и многих других стран. У состоятельных людей было принято иметь по нескольку париков разного фасона и цвета, для разных случаев.

Мужские причёски[ | ]

Герма, 5 в. до н. э.

Согласно Фукидиду, писавшему в 420-х годах до н. э., афиняне из числа богатых «только недавно перестали носить льняные хитоны и укреплять себе волосы на голове в кробил с помощью золотых цикад» (I, 6, 3). Далее сообщается, что ионийцы использовали эту причёску дольше, чем афиняне.

Точное устройство упомянутой Фукидидом мужской причёски «кробил» неизвестно. По мнению исследователей XIX века, это мог быть «высокий шиньон, собранный повязками на затылке или темени, или такая прическа, при которой волосы собирались на шее и стягивались повязкой либо металлическим обручем, или такая прическа, при которой две длинные косы заматывались в виде венка вокруг головы и завязывались на лбу в узел»[2].

Некоторые современные исследователи определённо утверждают, что до персидских войн греческие мужчины делали причёски из длинных, тщательно завитых волос, которые спадали на плечи и спину или собирались в пучок. Очень распространена была причёска из кос, заплетённых за ушами. Косы в два ряда кольцом обвивали голову. При этом на лбу волосы укладывались в густую чёлку из мелких кольцеобразных или серповидных локонов.

В V—IV вв.до н. э. вместо длинных волос мужчины стали носить аккуратные маленькие причёски из подстриженных крупно завитых кудрей. В особо торжественных случаях молодые люди укладывали локоны надо лбом наподобие банта (такая причёска называлась «цикада», возможно, из-за сходства с крылышками этого насекомого).

Густые вьющиеся волосы (желательно золотистые) и ухоженная борода служили лучшим украшением свободнорождённого эллина. Борода символизировала мужественность: её отпускали после 20 лет, предварительно посвятив первый юношеский пушок богам.

Первым, кто продолжал брить бороду и по достижении 30-летнего возраста, был Александр Македонский. Вскоре у него нашлось множество подражателей — и добровольных, и вынужденных (в армии воины были обязаны бриться), так что в конце концов бороды вышли из моды. После эпохи Александра греки, за исключением философов, бород уже не носили.

У спартанцев в классический период сохранялся запрет на стрижку волос и бороды даже в период войны, поэтому на надгробных стелах афинян времен Пелопоннесской войны поверженного спартанца всегда можно отличить по длинным волосам и бороде.

Женские причёски[ | ]

Гречанка на картине Дж. У. Годварда, 1912

Свободные женщины всегда носили длинные волосы. Самой популярной женской причёской был так называемый «греческий узел». Для этой причёски волосы расчёсывали на прямой пробор, завивали волнами и низко спускали на лоб, так как по эстетическим канонам того времени лоб должен был быть невысоким (между бровями и волосами лоб открывался лишь на ширину двух пальцев). Далее волосы спускали вдоль щёк, а сзади приподнимали и на затылке скручивали в узел, скрепляя шпильками и узкими ленточками. Если узел волос располагался не на затылке, а около шеи, такую причёску называли «коримбос». Для причёски «лампадион» волосы собирали в пучок, придавая ему форму факела. Оригинальную причёску ввела в моду в середине V в. до н. э. знаменитая афинская красавица — гетера Аспасия: завитые волосы укладывались крупными объёмными валиками вдоль головы ото лба до затылка, наподобие ломтиков дыни, и перевязывались двумя лентами.

Завитые волосы часто убирали в сетку из золочёных нитей. Завершало причёску изящное украшение — стефана, похожая на старинный русский кокошник, или калаф, напоминающий корону, или налобная повязка — диадема.

Рабыни, в отличие от свободных женщин, должны были коротко стричь волосы. Их подрезали примерно на уровне середины шеи, на лоб спускали чёлку.

Украшения[ | ]

Золотые украшения в Афинском музее

Благодаря археологическим раскопкам учёным удалось получить довольно полное представление о древнегреческих ювелирных украшениях (коллекцией такого рода обладает, в частности, Государственный Эрмитаж).

Излюбленным украшением греческих женщин были ожерелья. Их составляли из бусин (золотых или выточенных из самоцветных камней) или чеканных пластинок, декорировали цветной эмалевой инкрустацией, переплетёнными цепочками, небольшими подвесками в виде бутонов, фигурок и розеток. Застёжки ожерелий обрамлялись мелкими жемчужинами. Красивые и изящные ожерелья были найдены в местах захоронения в Северной Греции, а также в некрополях античных городов Северного Причерноморья и при раскопках скифских курганов.

Популярным украшением были также серьги. Известно было не менее 17 различных типов серег, и мода на них довольно часто менялась, но самыми распространёнными обычно были серьги, состоявшие из двух элементов — диска и подвески. Поверхность диска покрывалась тонким филигранным узором, мельчайшей зернью, припаянными украшениями в виде розеток и пальметок, часто с цветной инкрустацией. Подвески были самой разнообразной формы — в виде летящих эротов, сидящих сфинксов, полумесяцев, женских головок и т. п. Зачастую подвеске придавали полулунную форму и прикрепляли к ней многочисленные переплетённые цепочки, которые, в свою очередь, заканчивались мелкими подвесками в виде бутонов цветов или вазочек.

Височные украшения, составляющие часть женского головного убора, создавались по тому же принципу, что и серьги, отличаясь от них только размерами.

Браслет с тритоном, держащим путти, 200 г. до н. э.

В моде были витые браслеты, иногда перетянутые жемчужной нитью или сплетённые из двух проволок и заканчивающиеся скульптурными изображениями животных или сказочных существ. Браслеты носили на руках (на запястьях и выше локтя), а также на лодыжках.

Ювелирные изделия в Элладе любили не только женщины, но и мужчины (исключение составляли спартанцы, которым законы запрещали украшать себя золотом и серебром). Представители сильного пола предпочитали массивные золотые перстни-печатки и лишь в особо торжественных случаях надевали золотые венки, а парадную одежду расшивали золотом. В греческих городах Малой Азии (вероятно, под влиянием обычаев соседних народов) мужчины носили даже серьги и браслеты.

Драгоценные украшения не только подчёркивали красоту владельца, но и указывали на его социальное и материальное положение. Золото дарилось по случаю рождения ребёнка, служило свадебным или любовным подарком. Существовало поверье, что золото обладает особой магической силой и способно защитить от различных напастей. Древние греки помещали золотые украшения и в погребения, стремясь тем самым воздать последние почести умершему и отогнать от него злые силы. Помимо ювелирных изделий, которыми усопший пользовался при жизни, в захоронения обычно клали золотые венки, сосуды, нагубники, наглазники, а также погребальные маски, закрывавшие лицо покойного. Мужчины в классический период не носили никаких украшений, кроме колец на пальцах. У Ксенофонта шпиона-лидийца опознали по проколотым мочкам ушей (Анабасис).

Косметика и парфюмерия[ | ]

Косметика, найденная в гробнице, 5 в. до н. э.

«Косметика» в представлении древних греков была настоящей наукой, отраслью медицины и преследовала цель сохранения естественной красоты человека.

Забота о красоте начиналась, разумеется, с личной гигиены. Если в суровом быту спартанцев уход за телом ограничивался купанием в реке, то в других древнегреческих полисах купание сочетали с посещением бани (особенно после работы или гимнастических упражнений). В Афинах частные и государственные публичные бани и купальни появились в V—IV вв.до н. э. В них имелись мужские и женские отделения, где можно было принимать холодные и горячие ванны, а также посещать парные комнаты. Специальные банные служители за особую плату не только мыли клиентов, но и делали им массаж, умащали их тела ароматическими эссенциями с запахами ириса и майорана. Распространено было также купание под струящейся водой (обливание, душ).

Фреска с изображением Сапфо

Во время пиров в знак гостеприимства приглашённым омывали ноги и дарили венки из цветов, притирания на основе розы, левкоевое масло. Определённым образом подобранные букеты ставили в вазы, чтобы их благоухание помогало избежать опьянения.

Производство духов в Афинах было поставлено на широкую ногу. Для их изготовления использовали как местное сырьё (розы, нарциссы, шафран, дубовый мох и др.), так и привозное — кардамон, корицу, мускатный орех, алоэ. Из Африки и Юго-Восточной Азии ввозили нард, пальморозу и имбирь, из Китая — камфору, из Индии — перец и сандаловое дерево. Начиная с IV в.до н. э., вошли в употребление ароматические вещества животного происхождения (бобровая струя, мускус, цибетин, амбра), ранее считавшиеся «нечистыми».

Как повсеместно в жарких странах, кожу натирали ароматическими маслами. Мужчины держали их в круглых сосудиках — арибаллах, а женщины — в изящных керамических флакончиках — лекифах самых разных форм и видов. Особенно много масла употребляли атлеты во время соревнований: слой душистого масла не только смягчал кожу, но и затруднял сопернику захват во время борьбы (правда, потом его приходилось счищать специальным скребком — стригилем). Смыть масло без мыла было нелегко, и оно впитывалось в ткань одежды, придавая ей слабый блеск, что считалось очень красивым (Гомер, Илиада).

От косметики древние греки отличали коммотику — искусство нанесения ярких красок на лицо (то, что в наши дни принято называть макияжем). Считалось, что коммотика дарует иллюзорную, фальшивую красоту в ущерб красоте подлинной. В Спарте употребление красок для лица и тела было запрещено законом. Афинянки, напротив, очень увлекались макияжем — покрывали лица толстым слоем цинковых или гипсовых белил, румянили щёки киноварью или растительными красками. Глаза подводили смесью масла и сажи, брови и ресницы чернили сурьмой, а для придания им блеска смазывали яичным белком и камедью. Существовали также особые средства для борьбы с морщинами, сединой и т. п.

Нагота как элемент греческой культуры[ | ]

Мужская нагота[ | ]

Палестра. Гимнасий. Олимпийские игры.

Нагота воина показывала его бесстрашие перед смертью[3].

Так называемая «героическая нагота»[ | ]

В иконографии древнегреческих воинов (прежде всего — в изображениях на вазах) очень часто опускается бо́льшая часть доспехов, так что воины предстают почти обнаженными. Дж. Бордмен по этому поводу замечает: «Трудно сказать, насколько это связано с интересом греческих художников к „героической наготе“, насколько — с жаркой погодой, а насколько — со стоимостью бронзовых доспехов»[4]

Примечания[ | ]

  1. ↑ Любопытно, что котурны, в отличие от другой обуви, делались одинаковыми для правой и левой ноги; отсюда — презрительное прозвище «котурн», соответствующее русскому «двурушник».
  2. ↑ Daremberg Ch., Saglio E. Dictionnaire des antiquitds grecques et romaines. I, 2. Paris, 1375, рис. 1804-1809. Переводчик и комментатор Фукидида Стратановский сообщает, что кробил можно видеть на вазах, и даёт ссылку: Buschor E. Greek Vase-Painting. Munchen, 1956, frg. 96, 106, 107.
  3. ↑ У соседних с эллинами племен и народов - фракийцев, галлов, славян, германцев нагота в бою также означала бесстрашие и презрение к смерти. означала ЖИЗНЬ: Обнаженная армия беспощадно разила врагов
  4. ↑ Цит. по: Алексинский Д. П. Еще раз о «героической наготе» // Исседон : альманах по древней истории и культуре. — Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. ун-та, 2003. — Т. 2. — С. 45-53.  (Проверено 24 сентября 2011)

Литература[ | ]

  • М. Н. Мерцалова. История костюма. — М.: Искусство, 1972. — 198 с.
  • М. Н. Мерцалова. Костюм разных времен и народов = Том 1. — АО «Академия моды», 1993.
  • Е. В. Киреева. История костюма: европейский костюм от античности до XX века. — Просвещение, 1976. — 173 с.
  • Mary G. Houston. Ancient Greek, Roman & Byzantine Costume. — Dover Publications, 2011. — 208 с. — ISBN 978-0486426105. (англ.)

encyclopaedia.bid