Быт древнего человека сочинение. Помогите пж написать сочинение на тему "Быт Древней Руси",чтобы было не из Интернета
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Сочинение на тему как изменилась жизнь человека около 40 тысяч лет назад. Быт древнего человека сочинение


Сочинение - Жизнь, труд, быт и верования древнейшего населения

Реферат

«Жизнь, труд, быт и верования древнейшего населения»

Группирование первобытных людей в коллективы – стада

История человеческого общества берет свое начало из седой старины — с появления человека на Земле. Выделившись из животного мира, первобытный человек научился изготовлять и применять орудия труда, мыслить, общаться с помощью речи, начал объединяться в коллективы. Труд стал решающим условием формирования человека. «Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь, — писал Ф. Энгельс, — явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг...»

Из истории древнего мира нам известно, что древнейшие люди на Земле появились более миллиона лет назад. А когда появились люди на берегах Днепра, Днестра, в Карпатах? Чем они занимались в те далекие времена? На эти вопросы ответы дает наука археология. Ученые-археологи путем раскопок находят и исследуют культурные слои земли, следы жизни древнейших людей. Наукой доказано, что нашу страну первобытные люди заселяли уже около 300 тысяч лет назад, а на территории современной Украины они появились более 150 тысяч лет назад, в период, который археологи назвали древним каменным веком или палеолитом ( от греческого слова «палайос» — древний и «литое» — камень). Орудия труда тогда изготовлялись преимущественно из камня и частично из дерева.

Умение первобытного человека изготовлять и применять орудия труда стало основным его отличием от животного. Первыми простейшими орудиями труда были: ручное рубило — камень с заостренными краями, палка — копачка и другие, с помощью которых первобытные люди добывали себе пищу и защищались от нападения диких зверей.

Объединяясь в коллективы — стада по несколько десятков мужчин, женщин и детей в каждом, первобытные люди преодолевали житейские трудности в борьбе с природой, побеждали инстинкт животной единоличности. Они сообща собирали дары природы (съедобные плоды, корни растений, грибы, птичьи яйца, насекомых, моллюсков и т.д.), охотились на диких зверей и птиц, осваивали каменные или земляные пещеры как жилища — убежища от непогоды.

Первобытные люди вели преимущественно бродячий образ жизни, обеспечивая себя продуктами питания и одеждой из шкур диких зверей. Первобытное стадо стало первой общественной формой объединения людей, пришедшей на смену зоологическому группированию их предков. Вначале люди общались при помощи звуков и жестов, а затем и при помощи связной речи.

На протяжении многих тысячелетий первобытные люди в Европе жили в условиях умеренного климата, благоприятного для их существования. Но где-то около 100 тысяч лет назад наступило резкое похолодание, и землю начали покрывать толстые слои ледников, надвигавшиеся с севера и достигшие широт современных городов Киева и Волгограда. Южнее края ледников образовалась тундра и лесотундра, где обитали мамонты, шерстистые носороги, северные олени, пещерные медведи и другие дикие звери. Во время похолодания первобытные люди отступали на юг, а также приспосабливались к жизни в условиях сурового климата: изготовляли теплую одежду, сооружали жилища, использовали природный огонь для обогревания.

В период позднего ( нового) каменного века — неолита ( 36-15 тысяч лет назад) на территории современной Украины потеплело, ледник постепенно растаял, и климат стал похожим на нынешний. Люди совершенствовали орудия труда из камня и дерева, использовали кости и рога животных для изготовления новых орудии труда — шил, игл, наконечников копий и других.

Как и ранее, первобытные люди добывали себе пищу собирательством и охотой на диких зверей. Из шкур изготовляли одежду. Зимой они находили убежище в природных пещерах или в жилищах, сооруженных из дерева и костей диких животных. Для обогревания жилищ использовали огонь, возникавший от молнии и сжигавший деревья и сухую траву. Огонь считался священным и поддерживался по очереди всем стадом людей в кострах, так как спасал от холода и нападений, хищных зверей. На огне первобытные люди готовили пищу из сырого мяса.

Когда костер угасал, для первобытных людей наступали тяжелые времена.

Большую роль в истории человечества сыграло изобретение способа добычи огня трением одного куска дерева о другой. По словам Ф. Энгельса, это «впервые доставило человеку господство над определенной силой природы и тем окончательно отделило человека от животного царства». С тех пор очаг стал центром жизни каждого человеческого стада.

Научившись изготовлять орудия труда, добывать и использовать огонь, первобытные люди, которые вначале вели кочевой образ жизни, стали временно, а иногда и постоянно оседать в удобных для собирательства и охоты местах. Они поселялись на берегах рек, и особенно Днепра, Днестра, Южного Буга, Северского Донца и их притоков, а также в Крыму и Карпатах.

Стада первобытных людей существенно отличались от животных стад: люди уже мыслили, изготовляли и применяли орудия труда, владели огнем, строили жилища, пользовались речью для общения.

Так создавались условия для дальнейшего развития первобытного человеческого общества. Объединение людей в первобытные коллективы — стада способствовало развитию самого человека: в науке он уже назван человеком разумным.

Возникновение скотоводства, земледелия и ремесленничества.

Дальнейшее развитие хозяйственной деятельности первобытных людей вызвало появление новых и более сложных орудий труда: костяных гарпунов, каменных скребков, топоров, ножей. Собирательством занимались преимущественно женщины, а мужчины охотились на животных. Сообща первобытные люди устраивали ямы-ловушки, охотились даже на таких огромнейших животных, как мамонты, а также носорогов и лошадей. Научившись плести лозовые и нитяные сети, они начали заниматься рыболовством в реках и озерах. Таким образом, несколько тысячелетий существовало три потребляющих формы хозяйственной деятельности первобытных людей — собирательство, охота и рыболовство.

Охота на мелких животных и птиц требовала усовершенствования орудий, поскольку человеку было трудно убить копьем быстрое животное или летающую птицу. Для этого он изобрел лук и стрелы. Согнутый деревянный прут стягивался веревкой-тетивой, на которую накладывалась стрела — камышовый или тонкий деревянный стержень с острым концом, к нему иногда крепился еще и каменный наконечник. Охота с луком стала более продуктивной: стреляя с расстояния десятков или даже сотен шагов, охотник убивал больше животных и птиц.

Охота была такой отраслью, в которой человеку удалось приручить дикого зверя — собаку, ставшую первым домашним животным, верным сторожем жилищ и помощником. Вслед за собакой первобытные люди приручили и таких полезных животных, как свиньи, овцы, козы, коровы, лошади, а затем и птиц — кур, уток, индюков, гусей. Теперь люди стали менее зависимы от успехов на охоте и постоянно обеспечивали себя мясом, молоком, шкурами для одежды и обуви. Возникло скотоводство как первая отрасль производящего хозяйствования. Люди заботились и об обеспечении домашних животных кормами, помещениями для их содержания, пастбищами и т.д. Это требовало сообразительности, определенных знаний о животном мире, опыта, накапливавшегося тысячелетиями тяжелого труда.

Собирательство привело к возникновению земледелия, появившегося приблизительно 9 тысяч лет назад. Увидев, что зерна, брошенные в землю, прорастали, люди использовали для себя это открытие. Появились новые орудия труда. Вначале люди вспушивали землю ручными деревянными, каменными или костяными мотыгами, а затем перешли к пахотной обработке почвы при помощи деревянного рала (предшественника плуга). Для вспахивания земли ралом они использовали в качестве тягловой силы волов и лошадей, для запрягания которых изобрели ярма и хомуты. В то далекое время выращивались дикие растения — ячмень, рожь, пшеница, просо и другие культуры. Урожай собирали заостренными орудиями труда — деревянными или роговыми серпами, которыми срезали вручную стебли растений. Зерно мололи ручными терками-жерновами из обработанного камня или толкли в ступах.

Развитие хозяйства ускорялось благодаря использованию первобытными людьми первых металлов — меди и олова для изготовления орудий труда. После медно — каменного века ( энеолита) наступил бронзовый век — новая важная эпоха в истории человечества. На Украине бронзовый век существовал около тысячи лет — с XVII до VIII в. до н.э. Бронза (сплав меди и олова) была первым металлом, искусственно созданным человеком в процессе производства. Бронзовые орудия труда — копья, топоры, ножи, мотыги и др. были прочными и сравнительно нетяжелыми, более удобными, чем каменные и деревянные. Распространение бронзового инвентаря повышало продуктивность скотоводства и земледелия, привело к разделению скотоводов и земледельцев, обмену между ними продуктами их труда.

Развитие скотоводства и земледелия послужило причиной к изобретению средств передвижения: колесных телег и кибиток, в которые запрягали волов и лошадей, седел для верховой езды на лошадях, выдолбленных из дерева челнов для плавания по рекам и озерам. Это способствовало общению первобытных людей на значительных территориях.

По данным археологии, на Украине первобытные люди занимались скотоводством преимущественно в южных степях Причерноморья, а земледелием — на землях Поднепровья, Поднестровья, Побужья, Прикарпатья, Волыни.

На всей территории Украины найдены следы ремесленного производства, развивавшегося наряду со скотоводством и земледелием. Около 7 тысяч лет назад люди уже научились шлифовать камень и сверлить отверстия в деревянных и каменных изделиях. Мужчины лепили из глины и выжигали в специальных печах посуду. Позднее был изобретен гончарный круг для изготовления глиняной посуды. Гончарство стало важным и необходимым ремеслом. Когда первобытные люди научились сучить нитки, они изобрели и ткацкий станок; с тех пор ткачество стало тоже ремеслом. Ремесленники изготовляли из лозы, березовых веток и ниток корзины, рыбачьи сети. В общем, ремесленничество выделилось в отдельную отрасль трудовой деятельности людей и ускорило совершенствование орудий труда.

Родовые общины и племена. Поселения-стоянки первобытных людей

В период позднего каменного века совершенствование орудий труда и все хозяйственное развитие постепенно привели к глубоким положительным изменениям и в самом человеческом обществе. Людей объединял общий труд, они сообща оборонялись от нападений диких зверей. Внутри стада люди все более осознавали взаимную связь между рожденными от одной женщины-матери, становившейся во главе рода, родовой общины, в которую входили десятки, а то и сотни людей-родственников. Так около 30 тысяч лет назад возникла новая общественная организация — материнская родовая община, получившая в науке название матриархальной ( от латинского слова «матер» — мать и греческого «архи» — власть). Это была более высокая по сравнению со стадом, форма коллективного сообщества первобытных людей.

Матриархат соответствовал периоду, когда господствовало собирательство, охота и рыболовство. Женщины не только вели все родовое хозяйство, но и играли главную роль в решении всех вопросов жизни и деятельности родовых общин. Именно по материнской линии шло кровное родство общинников. Это продолжалось тысячи лет. Появление производящих форм хозяйства — скотоводства и земледелия, а также ремесленничества выдвинуло на передний план мужской труд как более продуктивный в родовых общинах. На смену материнской родовой общине пришла отцовская, или патриархальная ( от греческих слов «патер» — отец, " архи" — власть). Утверждение патриархата по времени соответствовало медному, бронзовому и раннему железному векам в развитии первобытнообщинного строя. С тех пор мужчины заняли господствующее положение в хозяйственной и общественной жизни родовых коллективов.

Родовые общины объединялись в племена. Они занимали определенную территорию, имели свой язык, обычаи, традиции, самоуправление. Во главе племен стояли советы родовых вождей — старейшин, избираемые из наиболее влиятельных лиц. Для решения важных вопросов созывались собрания всего племени. Старейшины пользовались авторитетом власти. Советы старейшин распределяли между родами племени угодья для охоты и скотоводства, земли для обработки, определяли места для сооружения жилищ, разрешали споры между родами. На территории нынешней Украины насчитывалось около десятка групп племен как земледельческих, так и скотоводческих. Общение между племенами взаимно обогащало их производственный опыт.

Орудия труда, земельные угодья, скот, собранные плоды, звери, добытые на охоте, выловленная рыба, сооруженные жилища принадлежали всему роду и распределялись между людьми поровну. Совместное владение имуществом и справедливое распределение материальных благ были главной отличительной чертой первобытнообщинного строя.

В удобных местах (вблизи рек, озер, лесов) несколько жилищ первобытных людей образовывали небольшое поселение — стоянку. Там они жили постоянно или временно. В общей сложности в современных пределах Украины археологи обнаружили около 500 стоянок людей каменного века. Известны стоянки вблизи Радомышля на Житомирщине, Мезина на Черниговщине, Добраничевки на Киевщине, Кирилловская в пределах Киева, Бакотская на Подолии, Деркульская в Донбассе и др. Во время раскопок Радомышльской стоянки археологи нашли много костей мамонтов, северных оленей, диких лошадей, каменных орудий труда, следы очагов, остатки шатроподобных жилищ, при сооружении которых использовались камень, кости, дерево. По мнению археологов, на нынешней территории Украины тогда проживало не более 20 тысяч человек.

В переходный период от каменного к бронзовому веку (4-3 тыс. лет до н. э) племена трипольской культуры, ( название от с. Триполье на Киевщине) расселялись в бассейнах рек Днепра, Днестра, Прута, Южного Буга, а также на Волыни, в Причерноморье и других местностях. Поселения трипольской культуры на раннем этапе состояли из 10-15 хижин, в период расцвета — из нескольких сотен больших глинобитных жилищ с округлыми окнами и отапливавшихся уже печами. Основными видами занятий трипольских племен были земледелие и скотоводство, а также охота, рыболовство. Развивалась техника обработки меди. Эти племена сыграли значительную роль в формировании первобытнообщинного строя.

Культура и верования первобытных людей

Казалось бы, в глубокую старину люди были далекими от культуры. Но археологи опровергают такое предположение. Еще в древние времена люди научились изготавливать самые необходимые орудия труда и предметы быта. Для этого были необходимы незаурядный ум и большое умение. Изделия, а также сооружения относятся к творениям материальной культуры. Не менее достиг первобытный человек и в области духовной культуры.

Еще до Октябрьской революции на месте Кирилловской стоянки археологи обнаружили на бивнях мамонта изображение речных волн, черепахи и птицы, парившей над рекой. Большое удивление археологов вызвала находка на Мезинской стоянке уникальных произведений первобытного искусства: скульптур идолов (изображение богов), женских статуэток и фигурок животных из бивней мамонта, украшений-подвесок, пуговиц, бусинок из ракушек. Женские статуэтки, браслеты, бивни мамонта были расписаны орнаментом из красной охры. И это — во времена позднего палеолита! Трипольские племена умели красиво расписывать орнаментом посуду. Из костей, рогов и шкур животных первобытные люди делали даже ударные музыкальные инструменты.

Постепенно складывались и религиозные представления первобытных людей: они верили в магические силы природы и духов предков, потустороннюю жизнь, заклинания, обожествляли огонь, солнце, гром и молнию, дождь и снег, реки, озера, леса, горы, луну и т.д. У племен трипольской культуры развитым было поклонение богине плодородия земли и покровительнице скота. Первобытные люди выдумывали богов, верили им и приносили в жертву не только домашних животных, но и людей, лишь бы «задобрить» своих идолов. Для жертвоприношения богам они создавали постоянные либо временные святилища (капища). Одно из таких святилищ обнаружено в Каменной Могиле вблизи Мелитополя Запорожской области. На стенах огромнейшей пещеры сохранились рисунки людей, животных, рыб и рыболовных снастей, повозок, запряженных лошадьми, всадников, изображение солнца и т.д. Это самое богатое святилище, исследованное археологами на территории Украины.

Таким образом, древнейшие люди на нынешней территории Украины пришли к общественной организации — первобытнообщинному строю: объединялись в стада, родовые общины и племена, совместно трудились; владели имуществом и орудиями труда, поровну распределяли между собой продукты питания, развивали материальную и духовную культуру, у них не было разделения людей на богатых и бедных — на классы. И длился этот строй несколько десятков тысяч лет.

Список литературы

1. Сергиенко Г.Я., Смолия В.А. «История Украинской ССР: 8-9 класса» — К., 1989

2. Сергиенко Г.Я. «Хрестоматия по истории Украинской ССР: 7-8 класса» — К., 1987

3. Власов В.Ф. «История 8 класса» — К., 2002

4. Телихов Б.В. «Развитие Украины» — М., 1987

5. Сарбей В.Г. «СССР в истории Украины» — Х., 1999

www.ronl.ru

“Жизнь современного человека” сочинение

В нашем городе много модных магазинов, салонов, где можно одеться с головы до ног (если, конечно, есть деньги) и выглядеть современно. Можно сделать стильную прическу – и ты вроде бы идешь в ногу со временем. Но я не случайно написал “вроде бы”. Все это только внешняя сторона дела. Конечно, элегантно одетый, ухоженный человек привлекает к себе внимание окружающих. Но ведь недаром говорится: встречают по одежке, провожают по уму. Грамотная речь, умение нести разговор сразу же дадут твоему собеседнику понять, что он имеет дело не с пустышкой, а с действительно современным, знающим себе цену человеком. А эти качества походами в магазин или к парикмахеру, увы, не приобретешь.

Современный человек – это состояние души, образ мысли. Оно достигается путем упорной учебы, работы над собой. Понятно, что основа современного человека закладывается в школе. Именно здесь он получает первые знания и представления о жизни.

Некоторые мои сверстники уже сейчас знают, кем бы они хотели быть. Они изучают иностранные языки, компьютер, много читают. И, конечно, немало времени проводят в спортзале. Я думаю, те, кто стремится открыть для себя что-то новое, и есть современные люди.

В...

нашем городе много модных магазинов, салонов, где можно одеться с головы до ног (если, конечно, есть деньги) и выглядеть современно. Можно сделать стильную прическу – и ты вроде бы идешь в ногу со временем. Но я не случайно написал “вроде бы”. Все это только внешняя сторона дела. Конечно, элегантно одетый, ухоженный человек привлекает к себе внимание окружающих. Но ведь недаром говорится: встречают по одежке, провожают по уму. Грамотная речь, умение нести разговор сразу же дадут твоему собеседнику понять, что он имеет дело не с пустышкой, а с действительно современным, знающим себе цену человеком. А эти качества походами в магазин или к парикмахеру, увы, не приобретешь.

Современный человек – это состояние души, образ мысли. Оно достигается путем упорной учебы, работы над собой. Понятно, что основа современного человека закладывается в школе. Именно здесь он получает первые знания и представления о жизни.

Некоторые мои сверстники уже сейчас знают, кем бы они хотели быть. Они изучают иностранные языки, компьютер, много читают. И, конечно, немало времени проводят в спортзале. Я думаю, те, кто стремится открыть для себя что-то новое, и есть современные люди.

schoolessay.ru

Помогите пж написать сочинение на тему "Быт Древней Руси"... -reshimne.ru

Жизнь в Древней Руси всегда была тесно связана с природой и от нее же зависела. Любой род занятий, будь то земледелие, скотоводство или ремесленничество, был привязан к природным дарам и к природным условиям, которые обеспечивали жизнь древнерусских людей. Чтобы узнать, каким был быт людей в Древней Руси, заглянем в их дома. Жилище богатых людей называлось хоромами (то же, что и терем). Обычно это высокое деревянное строение в два-три этажа, а то и больше, с несколькими маковками на крыше в виде бочки, шатра, клина или колокола, да еще украшенными деревянными петухами, лошадками, собачками, солнышками на самой макушке. Средний этаж терема опоясывает балкон, который назывался гульбищем. Из гульбища можно попасть в любую клеть (т.е. комнату) этого этажа. За хоромами, в глубине двора – другие строения: амбары, кладовые, погреба, баня, колодец, конюшня и прочие. Лестница, ведущая на крыльцо, крытая. С крыльца мы попадем в сени, а оттуда двери и прямо, и вверх, и направо, и налево. На среднем этаже находится горница – это самая просторная, парадная комната. А на нижнем ярусе – кухня и другие хозяйственные помещения, и отсюда есть отдельный ход во двор. А выше горницы – светелки, это индивидуальные комнаты для обитателей дома и гостей. Потолки в комнатах низкие, окна маленькие, слюдяные (стекло очень дорогое), чтобы беречь тепло.

   В горнице вдоль всех стен – встроенные лавки, против двери стоит большой стол, а над ним – божница (полочка с иконами). Слева от двери, в углу, стоит красивая печь, которую выкладывали разноцветными узорными изразцами, на каждом из которых – разнообразные выпуклые рисунки. В простых и небольших избах людей бедных – сумрак, в них всего по два маленьких окошка, затянутых рыбьим пузырем. В избушке слева от входа – огромная печь. В ней готовили еду, на ней спали, сушили обувь, одежду и дрова. Из другой обстановки: лавки вдоль стены, полки над ними, полати, в правом углу – божница и маленький столик. А в чулане стоит небольшой лубяной сундучок, а в нем все семейные ценности: зеленый кафтан, червчатый летник, шубка и пара сережек. Если весной, летом и осенью люди были заняты хозяйственными делами, то зимой можно было заняться ремеслом.                 

    Постепенно ремесло у некоторых людей становилось их основным делом и источником заработка. Ремесленники чаще жили в городах, поближе к базару. Изделия мастеров представляли собой не просто необходимые предметы обихода, это были красивые вещи, созданные с вдохновением, со вкусом и чувством прекрасного. Материалом для народного художника служили камень, металл, глина, кость, ткани и дерево – все, что вокруг в природе. Самым доступным материалом для мастеров было дерево. Из него строили жилища, мастерили орудие труда, средства передвижения, посуду, мебель, игрушки. И всякая вещь поражала своей продуманностью, отработанностью форм, выразительностью силуэта. Даже самые обычные предметы из дерева народные умельцы превращали в произведение искусства: ковшик превращался в плывущего лебедя, детская колыбель украшалась ажурной тонкой резьбой, а зимние сани выглядели роскошными от причудливых и красочных узоров. Все, сделанное из дерева русскими умельцами, окрашено талантом, воображением, радостным мироощущением, стремлением к красоте и совершенству. К сожалению, мало деревянных реликвий древности сохранило время. Ведь это недолговечный материал. Дерево быстро разрушается и легко горит. Частые пожары находили свою добычу и в деревянном зодчестве, и в изделиях мастеров-древоделов. К тому же, древесина была дешевой, и деревянные вещи особенно не берегли. А зачем? Ведь можно сделать новые вещи, еще лучше, удобнее, красивее. Фантазия неисчерпаема, руки золотые, душа просит красоты. Таким образом, быт древнерусских людей говорит об их самобытной культуре, взращенной талантливыми мастерами, народными умельцами эпохи.

Сделай ответ лучшим пожалуйста, хочу новое звание.

reshimne.ru

Сочинение на тему как изменилась жизнь человека около 40...

Когда-то в стародавние времена люди еще жили в пещерах, ели сырое мясо, грибы и орехи, и не знали огня. Огонь для древних людей был связан с пожарами – ударит в дерево молния или загорится трава, когда капелька воды сработает в качестве лупы – и начнется лесной пожар, спастись из которого было большой проблемой. Неудивительно, что сначала древний человек боялся огня. Но, как это водится, человек сумел приручить, а впоследствии и подчинить себе эту страшную огненную стихию. Люди заметили – что маленький костер, дает не страшный жар смерти, а горячее и уютное тепло жизни. Сами люди огонь добывать не умели, приходилось пользоваться природным. Не так часто молнии ударяют в деревья поблизости от нужного места. Но однажды человек взял такой огонь и принес в свою пещеру. Так вот, этот огонь считался величайшей ценностью. За ним следили сильнее, чем сейчас за детьми, нельзя было допустить того, чтобы этот огонь погас, постоянно его покармливали ветками и бревнами, а не уследивший за огнем должен был быть подвергнутым смерти или изгнанию, что тогда тоже было равносильно смерти, так как в одиночку выжить в том древнем и полном опасностей мире было невозможно. 

С огнем у людей появилась возможность жить в более холодном климатическом поясе, огонь позволял пережить суровые зимы. Это сейчас мы спим в теплой постели, матрасы ортопедические и пуховые одеяла, а раньше в качестве такого теплого и удобного места использовались пещеры и каменный пол, и позже, когда люди научились сами получать огонь – печка, на которой спали, после того, как она нагревалась от горящего в ней днем огня. Еще позже люди познакомились со свойствами кремня и научились сами добывать огонь, готовить на нем пищу и обустраивать для него дома-камины-печи. 

С этого времени огонь стал постоянным спутником человека и основой его хозяйства. В древние времена он был незаменимым источником тепла, света, средством для приготовления пищи, орудием охоты. Однако и дальнейшие завоевания культуры (керамика, металлургия, сталеварение, паровые машины и т. п. ) обязаны комплексному использованию огня.Вот вроде как то так!

Оцени ответ

nebotan.com