Основные боги пантеона древнеегипетской религии. Космогония в Древнем Египте. Космогония в древнем египте
Основные боги пантеона древнеегипетской религии. Космогония в Древнем Египте
Надо отметить, что в Египте почиталось множество богов, настолько много, что когда один из фараонов, живший 2000 лет до н. э., приказал построить Ламарес (Лабиринт), то в нём предлагалось расположить помещения для 3 тыс. богов. Поэтому-то уместно указать лишь на наиболее почитаемых богов, которые были центральными в тех номах, которые играли первостепенную роль в политической и экономической жизни страны.
Бесспорно, обращает на себя внимание то, что в древнеегипетской религии боги наделены физическими признаками как людей, так и животных. С. Булгаков по этому поводу замечает: «Египетская религия своим обоготворением животных, а ещё более – сознательным соединением человека и животного в образах богов с наибольшей остротой ощутила эту всеживотность человека или, что то же, человечность животного мира. Грань, отделяющая человека от животного, не безусловная, но относительна, постоянно передвигается…». Из египетских богов особое место занимает бог Атум, который есть бог вечности и ничто, его имя можно перевести как всё и ничто. Он существует вечно, существовал даже до сотворения мира и будет существовать после гибели мира. Он вбирает в себя всё сущее, включая вечность.
Что же касается концепций сотворения мира, надо отметить: имелось несколько школ, по-разному представлявших этот процесс. Основные школы, предложившие развитые космогонические учения, находились в городах Гелиополь, Гермополь и Мемфис. Первые две школы в вопросе начального периода сотворения мира имели схожие мнения. В центре космогонии мы обнаруживаем бога-демиурга, творящего мир «собственными силами», не используя никаких подручных материалов. Обычно в начале процесса мир представляет собой бесконечный первобытный океан, неупорядоченный водный хаос, в котором затем возникает первобытный холм – одна из ипостасей бога-демиурга. Часто этот холм называется сияющий камень или Бенбен, (по-египетски бен означает подниматься, выныривать). Бенбен таит в себе возможность возникновения всего, что будет в мире. После этого начинается процесс творения богов и мира, который в разных учениях имеет неодинаковые толкования. Гелиопольские жрецы считали, что мир выделился из первичного праокеана Нун. Вначале из него вышел Атум, сотворивший первых богов. Они-то и устроили мир таким, каков он есть. Гермопольская школа утверждала, что изначально из праокеана выделилось восемь богов, составлявших четыре пары. Они и организовали мир.
Принципиально отличается космология школы в Мемфисе, которая является наиболее древней. В Мемфисе основным богом был Птах, происхождение которого по-прежнему остаётся спорным. Согласно преданию, первый храм в Египте был построен фараоном Менесом в честь Птаха. Жрецы Мемфиса считали, что бог Птах сотворил богов и всё сущее словом, творческой волей, рождённой в его сердце. В храмовых песнопениях, посвящённых Птаху, указывается: «Нет отца, породившего тебя, и нет матери, давшей тебе рождение. Ты создал себя сам, без помощи какого-либо другого существа». Волю Птаха олицетворял бог Сиа. Творящее слово Птаха – бог Ху, а магическую силу слова – бог Хека. В последующем развитии религиозных воззрений имя Осирис часто использовалось как иное имя Птаха, а как следует из текстов, высеченных на стенах коридоров пирамид в Саккаре, означает создатель трона. Мемфисское учение было известно египтянам, по меньшей мере, в III тыс. до н. э. Здесь огромную роль играют слова и их созвучия. В мемфисской космогонии слово и мысль становятся главными инструментами творения мира богом. Опора на «игру слов», за которой стоит вовсе не игра, а вера в творящую силу речи, заметна и в других описаниях. Например, в гелиопольском сказании фраза «Я еще не изрыгнул Тефнут» опирается на созвучие «тефни» – «я изрыгнул» и Тефнут. Процесс начала творения передаётся в этом тексте звуковыми ассоциациями между «Хепра» – бог Солнца, «хепер» – существовать, «хепру» – «существования». Возможно, что здесь само произнесение имени приводит к порождению сущности, названной им.
Из этих трёх школ особое место занимали мемфисская и гелиопольская. Если первая особое внимание отводила богу Птаху – владыке земли – и в его лице поклонялось земле, то в Гелиополе (Город Солнца) на первое место ставили солнечного бога Ра. Различия в понимании богов предопределили характер представлений жрецов о загробном мире и жизни человека после смерти. Если в Мемфисе люди перед смертью надеялись, что воскреснут в ином мире и будут там жить, как Осирис, который умер, но не исчез. Грешники же будут съедены чудовищем. При этом все эти видения загробной жизни или гибели от чудовища по попустительству Осириса имели вполне материальную форму. Зато поклонники Ра делали акцент на духовном бытии, стремясь посредством своих нравственных деяний заслужить себе место в ладье Ра. Те, кто находился в солнечной ладье, становились частью Ра, жили в боге и с богом, однако сохраняли свою индивидуальность, не растворялись в божестве и наслаждались божественным чудесным светом как самостоятельные существа в виде сияющих духов. Тем не менее мера благочестия и порочности людей различна, что предопределило их представления об отличиях загробных миров. Так, одни люди попадают на счастливые поля, могут навещать земные места (правда, к вечеру они должны успеть на ладью Ра, так как ночью на земле они уязвимы перед злыми духами). Другие оказывались в тёмном, мрачном месте, которое освещается лишь один раз в сутки, когда мимо него проплывает ладья Ра. Прямые же враги Ра – всякие нечестивцы, развратники, богохульники, осквернители храмов – оказываются в столь ужасном месте, что и думать о нём страшно. Так или иначе, но враги Ра не погибают от чудовища, а оказываются в вечных муках. Жрецы бога Ра были периодически настолько могущественны, что имели более существенное влияние на общественную жизнь Египта, нежели мемфисские жрецы. В честь Ра возводились храмы, отличающиеся отсутствием крыш. Строительство храмов Ра было прекращено после VI династии, когда политическое могущество Гелиополя было подорвано.
Особое значение в египетской религии имели боги Осирис и Исида, причём именно они играли в египетских мистериях главную роль. На первый взгляд непонятно: почему египтяне не ввели в мистерии богов Ра, Нут или Гебу, которые гораздо старше Осириса и Исиды? Для ответа на этот вопрос следует понять, что египтянин, выполняя религиозные мистерии, стремился победить смерть и прийти в вечность. Поэтому ему необходим был тот бог, у которого имелся бы опыт переживания своей смерти и воскрешения или опыт прямого участия в воскрешении. Осирис же был убит и расчленён богом Сетом на 14 частей, которые Сет бросил в Нил на съедение крокодилам. Однако те, боясь гнева Исиды, не стали есть части тела Осириса. Супруга же Осириса, Исида, разыскала эти части, сложила их вместе и рыдала над телом Осириса. Надо отметить, что плач сестёр Исиды и Нефтиды по Осирису звучит поэтично:
«Плачем мы по владыке. Не исчезла любовь к тебе средь нас! О муж, владыка любви, о севера царь, господь вечности! Взлети к жизни, о князь бесконечности! О брат мой, владыка, отошедший в край Безмолвия! Вернись же к нам в прежнем облике твоём! Приди же в мире, в мире! Севера царь, владыка, приди в мире! Да узрим мы лик твой как прежде, как жаждала я видеть тебя».
Этот плач был услышан богом Ра, который направил к ним Анубиса. Анубис с помощью Тота соединил разрубленные части тела Осириса и спеленал его полосками льняного полотна. Исида в виде голубки начала летать над телом брата, и воздух с её крыльев вошёл в ноздри Осириса, после чего тот вновь обрёл жизнь и воскрес в своём теле. Ещё ранее у Исиды родился сын Гор (Хор), который воспитывался у девственной богини Уаджет. Именно Гор победит Сета. Осирис же после победы Гора над Сетом воцарился в мире усопших.
Если говорить отдельно об Исиде, то она изначально воплощала Великую Мать и, вероятно, носила имя Нейт, о которой в гимнах поётся так: «Непостижимая – Славья! Божественная, твои покровы остались нетронутыми». В наиболее древних текстах говорится о её борьбе за могущество, которое она коварством получила от Ра, познав его истинное имя. Однако потом её образ стал принимать добрые черты и символизировать чистоту, нетронутость тела, а также сестринскую и материнскую любовь. Символом Исиды был царский трон, знак которого часто помещается на голове богини. Исида фактически олицетворяла женское начало, выражавшее чистоту тела, девство, что, тем не менее, вполне согласуется с фактом того, что она родила сына Гора, не имеющего отца. Её сын стал выражением мужского начала. Роль же Нефтиды в древнеегипетских текстах широко не освещена. Нефтида (греч.), или Небетхет (егип., владычица дома), в египетской мифологии младшая из детей Геба и Нут. Она изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове.
Политическим центром государства Гелиополь (библейск. Он) никогда не был, однако с эпохи Древнего царства и вплоть до конца Позднего периода город не утрачивал значения важнейшего теологического центра и главного культового центра солярных богов. Космогоническая версия Гапиополя, сложившаяся в V династию, была наиболее распространённой, а главные боги гелиопольского пантеона - особенно популярными во всей стране. Египетское название города - Иуну ("Город Столбов") связано с культом обелисков. В начале был Хаос, который назывался Нун,- бескрайняя, неподвижная и холодная водная гладь, окутанная темнотой. Проходили тысячелетия, но ничто не нарушало покоя: Первозданный Океан оставался незыблемым. Но однажды из Океана появился бог Атум - первый бог во вселенной. Вселенную по-прежнему сковывал холод, и всё было погружено во тьму. Атум стал искать в Первозданном Океане твердое место - какой-нибудь островок, но вокруг не было ничего, кроме неподвижной воды Хаоса Нуна. И тогда бог создал Холм Бен-Бен - Изначальный Холм. Согласно другому варианту этого мифа, Атум сам был Холмом. Луч бога Ра достиг Хаоса, и Холм ожил, став Атумом. Обретя под ногами землю, Атум стал размышлять, что ему делать дальше. Прежде всего надо было создать других богов. Но кого? Может быть, бога воздуха и ветра? - ведь только ветер сможет привести в движение мертвый Океан. Однако, если мир придёт в движение, то всё, что бы Атум после этого ни сотворил, будет немедленно разрушено и вновь превратится в Хаос. Творческая деятельность совершенно бессмысленна до тех пор, пока в мире нет стабильности, порядка и законов. Поэтому Атум решил, что одновременно с ветром надо создать богиню, которая будет охранять и поддерживать раз навсегда установленный закон. Приняв после многолетних раздумий это мудрое решение, Атум, наконец, приступил к сотворению мира. Он изверг семя себе в рот, оплодотворив сам себя, и вскоре выплюнул изо рта Шу, бога ветра и воздуха и изрыгнул Тефнут, богиню мировго порядка. Нун, увидав Шу и Тефнут, воскликнул: "Да возрастут они!". И Атум вдохнул в своих детей Ка. Но свет ещё не был создан. Повсюду, как и прежде, была тьма и тьма,- и дети Атума потерялись в Первозданном Океане. Атум послал на поиски Шу и Тефнут своё Око. Пока оно бродило по водной пустыне, бог создал новое Око и назвал его "Великолепным". Старое Око тем временем разыскало Шу и Тефнут и привело их обратно. От радости Атум заплакал. Его слёзы упали на Холм Бен-Бен и превратились в людей. По другой. (элефантинской) версии, сюжетно не связанной с гелиопольской космогонической легендой, но достаточно распространенной и популярной в Египте, людей и их Ка вылепил из глины барано-головый бог Хнум, главный демиург в элефантинской космогонии. Старое Око очень разгневалось, увидев, что Атум создал новое на его месте. Чтобы успокоить Око, Атум поместил его к себе на лоб и поручил ему великую миссию- быть хранителем самого Атума и установленного им и богиней Тефнут-Маат миропорядка. С тех пор Солнечное Око в виде змеи-кобры стали носить на коронах все боги, а потом фараоны, унаследовавшие от богов земную власть. Солцечное Око в виде кобры называется у ре и. Помещенный на лоб или на корону, урей испускает ослепительные лучи, которые испепеляют всех встретившихся на пути врагов. Тем самым урей защищает и оберегает законы мироздания, установленные богиней Маат. В некоторых вариантах гелиопольского космогонического мифа упоминается изначальная божественная птица Вену, как и Атум, никем не сотворённая. В начале мироздания Вену летал над водами Нуна и свил гнездо в ветвях вербы на Холме Бен-Бен (поэтому верба считалась священным растением). На Холме Бен-Бен люди впоследствии построили главный храм Гелиополя - святилище Ра-Атума. Символами Холма стали обелиски. Пирамидальные вершины обелисков, покрытые листовой медью или золотом, считались местом пребывания Солнца в полдень. От брака Шу и Тефпут родилась вторая божественная пара: бог земли Геб и его сестра и жена, богиня неба Нут. Нут родила - Осириса (егип. Усир(е)), Хора, Сета (егип. Сутёх), Исиду (егип. Исет) и Нефтиду (егип. Небтот, Небетхет). Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Нефтида, Сет, Исида и Осирис составляют Великую Гелиопольскую Эннеаду, или Великую Девятку богов.ексты о творении, которые мы разбирали раньше, более чётко выражались в физических терминах: бог отделял небо от земли или порождал воздух и влагу. В этом же, новом тексте творение выражается в философских терминах в той мере, в какой египтянин был вообще на это способен: мысль, посетившая сердце бога, и произнесение повеления, воплощающего эту мысль в реальность. Такое творение при помощи мысленного представления и словесного произнесения имеет эмпирические корни в человеческой жизни: власть правителя - создавать посредством повеления. Но только использование физических терминов, таких, как «сердце» для обозначения мысли и «язык» для обозначения приказания, связывает «Мемфисский богословский трактат» с более земными текстами, рассмотренными нами. Здесь, как указывает профессор Брестед, мы вплотную подходим к подоплёке учения о Логосе в Новом Завете: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
Прежде чем приступить непосредственно к рассмотрению этого трудного текста, изложим сами для себя уже известные нам факторы, которые помогут при интерпретации текста. Прежде всего, мемфисский текст использует мифы о творении, которые я уже пересказал: рождение Атума из Нун, первобытных вод, и создание Атумом Девятерицы богов. Автор мемфисского текста знает, что это - наиболее распространённые концепции. Вместо того чтобы отбросить их как конкурирующие, он стремится включить их в более высокую философию, использовать, подчеркнув их принадлежность более высокой системе.
Эта более высокая система использует замысел как порождение разумом идеи и осуществление через произнесение созидательного приказа с помощью речи. Мысль и речь - древние атрибуты власти в Египте, олицетворённые в ранней литературе как божества. Обычно они встречаются в виде пары связанных между собой атрибутов бога солнца: Ху, «повелительное высказывание», речь, столь действенная, что способна созидать, творить, и Сиа, «познание», мысленное осознание ситуации, предмета, представления; Ху и Сиа были атрибутами руководящей власти. В Текстах Пирамид правящий бог покидает свой храм и передаёт свои функции усопшему царю, так как покойный «завладел он Ху, овладел он Сиа». В нашем мемфисском тексте эти два атрибута власти даны в материальных терминах: сердце - орган, в котором мысль зарождается, язык - орган, который эту рожденную мысль превращает в чувственную реальность. Всё это приписывается деятельности мемфисского бога Птаха, который сам есть мысль и речь в каждом сердце и на каждом языке. Он, таким образом, был первым созидательным началом, каковым является и теперь.
Интересующий нас отрывок текста начинается с того, что Птах приравнивается к Нун, первобытным водам, из которых возник Атум, обычно считающийся богом-творцом. Это само по себе делает Птаха предшественником бога солнца, и этот приоритет изредка упоминается в других текстах, но в нашем тексте он не просто подразумевается: делается подробное описание того, каким образом Птах породил Атума. «Птах, великий; он - сердце и язык Девятки богов... который зачал богов... воплотилось в сердце и воплотилось на языке (нечто) в образе Атума».
Так задуман и сотворён Атум. Из ничего возникла идея Атума, бога-творца. Идея «возникла в сердце» божественного мира; этим сердцем или разумом был сам Птах; затем идея «возникла на языке» божественного мира; этим языком или речью был сам Птах. Египтянин пользуется красочными, вещественными образами, его речь эллиптична: «в-образе-Атума возникло в сердце и возникло на языке», но это никак не поясняется. В самих этих терминах уже заключено представление о мысли и рождении.
Но созидательная сила Птаха не иссякает после того, как порождён традиционный бог-творец. «Велик и могуч Птах, который вселил (силу во всех богов), равным образом и в их души, посредством этого (действия) сердца и этого (действия) языка». Творческое начало не угасает и с появлением богов. «Случилось, что сердце и язык управляют (всеми) членами (тела) посредством учения, что он (Птах) - в каждом теле (в виде сердца) и в каждых устах (в виде языка), всех богов и всех людей, и (всех) животных, всех гадов и всего (что ни есть) живого, посредством его (Птаха) замысла (в виде сердца) и приказания (в виде языка) всего того, что он желает». Другими словами, перед нами не единичное чудо рождения и словесного выражения мысли. Те же созидательные принципы, чьё действие в первобытных водах породило Атума, действуют и сейчас. Всюду, где присутствуют мысль и повеление, творит Птах.
Текст даже подчеркивает существенную разницу между традиционным представлением о творении, когда Атум порождает Шу и Тефнут, и таким актом, при котором Птах назвал Шу и Тефнут и тем самым сотворил их. Зубы и губы Птаха - артикулирующие органы созидательной речи. Как мы говорили выше, по одной из версий мифа об Атуме, Шу и Тефнут - продукты семяизвержения бога-творца. Таким образом зубы и губы Птаха ставятся в параллель с семенем и руками Атума. С точки зрения современных понятий действия Птаха носят более возвышенный характер. Но это ещё не значит, что древний автор хотел принизить более материальную версию. Может быть, он просто проводит аналогию между двумя версиями одного и того же мифа, когда говорит: «Девятка Атума возникла из его семени, (исторгнутого) перстами его; но Девятка Птаха суть зубы и губы в этих устах, которые произнесли имя всего, и (таким образом) Шу и Тефнут вышли из них (т. е. уст)». Мы уже видели, каким образом произнесение имени есть само по себе акт творения.
Далее наш текст подробно анализирует результаты деятельности мыслящего сердца и созидающего языка, не добавляя при этом ничего существенно нового. Он поясняет механическую связь различных чувств с сердцем и языком, говоря, что назначение зрения, слуха и обоняния передавать информацию сердцу. На основе этой чувственной информации сердце испускает «всё, что завершено», т.е. каждую образовавшуюся мысль, а затем «это язык - то, что возвещает то, что измысливает сердце».
Затем текст очерчивает пределы действия силы Птаха, т.е. языка и сердца. Так были рождены боги, так возник божественный порядок, так были созданы принципы существования, от которых зависело снабжение человечества пищей и запасами, так было создано различие между добром и злом, так были созданы искусства, ремёсла и все виды человеческой деятельности, так Птах создал провинции и города и определил всем местным божествам подобающие им места. И наконец: «Так было установлено и понято, что его (Птаха) мощь более мощи (других) богов. И вот Птах отдохнул после того, как создал всё, и божественный порядок (слово божие) равным образом». По общему признанию, слово «отдохнул» вводит параллель к рассказу Книги Бытия о том, как на седьмой день Бог отдыхал. Перевод «отдыхал» оправдан, но, может быть, будет безопаснее передать это место так: «И вот Птах был удовлетворён после того, как он всё сделал».
Ясно, что в тексте заключена некая особая претензия, попытка новомодной теологии утвердиться в качестве национальной и универсальной в противовес старым, традиционным взглядам. Это явствует из только что приведённой цитаты, которую можно перефразировать так: по этим причинам все разумно мыслящие люди пришли к заключению, что Птах - могущественнейший из богов. Несомненно, в тексте заключен именно этот специфический смысл, однако сам по себе этот факт не должен нас особенно занимать. Как мы уже сказали, «Мемфисский богословский трактат» ставит перед собой задачу не победить и уничтожить гелиопольскую теологию, а победить и ассимилировать её. И в конце концов нас больше интересует возможность существования развитой спекулятивной мысли в том виде, как она дана в тексте, нежели любая полемика между двумя крупными храмами.
maxpark.com
Введение
Мифы древнего Египта представляют собой исключительный интерес не только для истории египетской религии, они являются необходимым источником для изучения всей культуры Египта. Работа с мифами крайне важна для понимания духовных представлений и менталитета древних египтян. Безусловная актуальность изучения верований людей в долине Нила в наше время подкрепляется следующим высказыванием авторитетной русской исследовательницы Древнего Египта М.Э.Матье: «Египетские мифы дают ценный материал и для сравнительного изучения религиозных представлений различных времен и народов вообще, и для истории возникновения и развития христианства в частности»1.
Среди дошедших до нас мифов важное место занимают самые разнообразные космогонические и теогонические сказания, в которых повествуется о сотворении мира, богов и людей с точки зрения древних египтян.
По словарю Ожегова, «Космогония (греч. κοσμογονία, от κοσμος – мир, Вселенная, и γονή – рождение) – учение о возникновении или сотворении Вселенной». Теогония (греч. θεογονία, от θεος – бог, и γονή – рождение) – учение о происхождении богов.
Исследование космогонических представлений жителей крупнейших религиозных центров Древнего Египта – Гелиополя, Мемфиса и Гермополя, и является целью данной работы. Тема исследования предполагает следующие задачи, которые, на основании изученных источников и историографии, мне хотелось бы решить:
изучение представлений жителей Гелиополя, Мемфиса и Гермополя о возникновении мира, богов и людей,
анализ данного космогонического эпоса трех этих областей,
сравнение сосуществующих на территории Древнего Египта наиболее распространенных точек зрения на сотворение мира, выявление в них схожести и различий,
освещение проблемы моно- и политеизма в религиозной системе египтян.
В соответствии с поставленными задачами, работа поделена на следующие главы: «Изучение и анализ Гелиопольской, Мемфисской и Гермопольской космогоний» (глава 1), «Сравнение трех важнейших египетских космогоний» (глава 2), «Моно- и политеизм в религии Древнего Египта» (глава 3).
В процессе исследования мной были использованы следующие источники:
«Древнеегипетские мифы» – это обширная работа советского египтолога Милицы Эдвиновны Матье, представляющая собой собрание наиболее полных египетских сказаний, сопровождаемое основательным и глубоким комментарием и дополненное исследовательской статьей автора, чей авторитет признан мировой и отечественной научной общественностьб.
Так называемый «папирус Ани» - фиванская, наиболее полная версия «Книги мертвых», содержит чинопоследования ритуалов над умершим, полна подробнейших сведений о едва ли не самой важной стороне культа и традиций древней цивилизации – загробной жизни человека. В данном издании «Книга Мертвых» представлена в переводе и с комментариями доктора Э.А.У. Баджа, включает также фотографии ценнейшего папируса.
Ритуальные надписи, высеченные внутри египетских пирамид – один из важнейших памятников письменности, религии и культуры страны Нила. Переводы этих текстов, составленные уважаемым русским востоковедом А. Л. Коцейовским и снабженные его подробными комментариями, помещены в книге «Тексты пирамид»; издание также включает ряд статей, посвященных различным аспектам изучения пирамидных текстов. Работа выполнена коллективом авторитетных египтологов: Л.А.Коцейовским, А.С.Четвертухиным, М.Е.Матье, под редакцией А.С.Четвертухина.
«Хрестоматия по истори Древнего Востока», составленная Алексеем Алексеевичем Вигасиным, предназначена для студентов, преподавателей и учащихся школ и колледжей. В ней собраны основные сведения по истории Египта, Месопотамии, Малой Азии, Ирана, Индии, Китая, освещены этапы исторического развития и особенности культуры этих регионов. В книге также приведены фрагменты исторических источников, карты и фотографии.
Историография данной тематики насчитывает множество книг и научных статей, из которых стоит выделить несколько трудов, использованных при написании данной работы:
«Египетская религия» английского египтолога Уоллиса Баджа рассказывает читателю об основных воззрениях и верованиях древних египтян, касающихся воскресения и жизни после смерти, и целиком почерпнутых из оригинальных египетских источников, охватывающих несколько тысячелетий, в основном из «Книги Мертвых». Обширный комплекс представлений и традиций, относившихся к загробной жизни, имел огромное значение для каждого египтянина, и обеспечение посмертного бытия являлось едва ли не главнейшей заботой его земного существования, поэтому эту сторону их жизни должно изучить как можно более достоверно.
Профессор религиоведения А.Б.Зубов в статье «Проблема монотеизма и политеизма в религии Древнего Египта», опубликованной в рамках материалов научной конференции на тему «Египет и христианство», организованной РГГУ в 2001 году, кратко и по существу, ссылаясь на первоисточники и предшествующие научные разработки, разбирает вопрос об организации религиозной системы Древнего Египта.
Монография М.А.Коростовцева «Религия Древнего Египта» поистине уникальна по широте охвата материала, это первая полноценная отечественная работа на тему культа древних египтян, включающая не только сведения по всем периодам истории религии Египта, но и фактически все ее формы, от теологических трудов жречества до простонародных суеверий. Должно отметить, что беспристрастному научному подходу академика не препятствует социалистическая направленность некоторых его суждений.
Похожие взгляды во введении к монографии «Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта» высказывает соотечественница ученого, маститый египтолог М.Э.Матье, но, несмотря на намерение следовать социалистическому принципу в процессе исследования, выраженное ею в начале работы, во всех ее трудах присутствует ярко выраженная индивидуальность и беспристрастный кропотливый поиск истины. «Избранные труды» представляют собой непредвзятое и глубокое исследование древних текстов: Книги Мертвых, Текстов пирамид, наиболее важных сказаний; труды по осмыслению нескольких заупокойных обрядов, праздника хеб-сед; переводы нескольких центральных мифов и комментарии к ним.
Монография И.П.Вейнберга под названием «Человек в культуре Древнего Ближнего Востока» содержит исследование, дающее достаточно полное представление о культуре, быте, религии, общественных отношениях, менталитете древневосточного человека. Работа охватывает Древний Египет, Месопотамию, Палестину, Сирию, Финикию и другие территории.
studfiles.net
Основные боги пантеона древнеегипетской религии. Космогония в Древнем Египте
Надо отметить, что в Египте почиталось множество богов, настолько много, что когда один из фараонов, живший 2000 лет до н. э., приказал построить Ламарес (Лабиринт), то в нём предлагалось расположить помещения для 3 … тыс. богов. Поэтому-то уместно указать лишь на наиболее почитаемых богов, которые были центральными в тех номах, которые играли первостепенную роль в политической и экономической жизни страны.
Бесспорно, обращает на себя внимание то, что в древнеегипетской религии боги наделены физическими признаками как людей, так и животных. С. Булгаков по этому поводу замечает: «Египетская религия своим обоготворением животных, а ещё более – сознательным соединением человека и животного в образах богов с наибольшей остротой ощутила эту всеживотность человека или, что то же, человечность животного мира. Грань, отделяющая человека от животного, не безусловная, но относительна, постоянно передвигается…». Из египетских богов особое место занимает бог Атум, который есть бог вечности и ничто, его имя можно перевести как всё и ничто. Он существует вечно, существовал даже до сотворения мира и будет существовать после гибели мира. Он вбирает в себя всё сущее, включая вечность.
Что же касается концепций сотворения мира, надо отметить: имелось несколько школ, по-разному представлявших этот процесс. Основные школы, предложившие развитые космогонические учения, находились в городах Гелиополь, Гермополь и Мемфис. Первые две школы в вопросе начального периода сотворения мира имели схожие мнения. В центре космогонии мы обнаруживаем бога-демиурга, творящего мир «собственными силами», не используя никаких подручных материалов. Обычно в начале процесса мир представляет собой бесконечный первобытный океан, неупорядоченный водный хаос, в котором затем возникает первобытный холм – одна из ипостасей бога-демиурга. Часто этот холм называется сияющий камень или Бенбен, (по-египетски бен означает подниматься, выныривать). Бенбен таит в себе возможность возникновения всего, что будет в мире. После этого начинается процесс творения богов и мира, который в разных учениях имеет неодинаковые толкования. Гелиопольские жрецы считали, что мир выделился из первичного праокеана Нун. Вначале из него вышел Атум, сотворивший первых богов. Они-то и устроили мир таким, каков он есть. Гермопольская школа утверждала, что изначально из праокеана выделилось восемь богов, составлявших четыре пары. Они и организовали мир.
Принципиально отличается космология школы в Мемфисе, которая является наиболее древней. В Мемфисе основным богом был Птах, происхождение которого по-прежнему остаётся спорным. Согласно преданию, первый храм в Египте был построен фараоном Менесом в честь Птаха. Жрецы Мемфиса считали, что бог Птах сотворил богов и всё сущее словом, творческой волей, рождённой в его сердце. В храмовых песнопениях, посвящённых Птаху, указывается: «Нет отца, породившего тебя, и нет матери, давшей тебе рождение. Ты создал себя сам, без помощи какого-либо другого существа». Волю Птаха олицетворял бог Сиа. Творящее слово Птаха – бог Ху, а магическую силу слова – бог Хека. В последующем развитии религиозных воззрений имя Осирис часто использовалось как иное имя Птаха, а как следует из текстов, высеченных на стенах коридоров пирамид в Саккаре, означает создатель трона. Мемфисское учение было известно египтянам, по меньшей мере, в III тыс. до н. э. Здесь огромную роль играют слова и их созвучия. В мемфисской космогонии слово и мысль становятся главными инструментами творения мира богом. Опора на «игру слов», за которой стоит вовсе не игра, а вера в творящую силу речи, заметна и в других описаниях. Например, в гелиопольском сказании фраза «Я еще не изрыгнул Тефнут» опирается на созвучие «тефни» – «я изрыгнул» и Тефнут. Процесс начала творения передаётся в этом тексте звуковыми ассоциациями между «Хепра» – бог Солнца, «хепер» – существовать, «хепру» – «существования». Возможно, что здесь само произнесение имени приводит к порождению сущности, названной им.
Из этих трёх школ особое место занимали мемфисская и гелиопольская. Если первая особое внимание отводила богу Птаху – владыке земли – и в его лице поклонялось земле, то в Гелиополе (Город Солнца) на первое место ставили солнечного бога Ра. Различия в понимании богов предопределили характер представлений жрецов о загробном мире и жизни человека после смерти. Если в Мемфисе люди перед смертью надеялись, что воскреснут в ином мире и будут там жить, как Осирис, который умер, но не исчез. Грешники же будут съедены чудовищем. При этом все эти видения загробной жизни или гибели от чудовища по попустительству Осириса имели вполне материальную форму. Зато поклонники Ра делали акцент на духовном бытии, стремясь посредством своих нравственных деяний заслужить себе место в ладье Ра. Те, кто находился в солнечной ладье, становились частью Ра, жили в боге и с богом, однако сохраняли свою индивидуальность, не растворялись в божестве и наслаждались божественным чудесным светом как самостоятельные существа в виде сияющих духов. Тем не менее мера благочестия и порочности людей различна, что предопределило их представления об отличиях загробных миров. Так, одни люди попадают на счастливые поля, могут навещать земные места (правда, к вечеру они должны успеть на ладью Ра, так как ночью на земле они уязвимы перед злыми духами). Другие оказывались в тёмном, мрачном месте, которое освещается лишь один раз в сутки, когда мимо него проплывает ладья Ра. Прямые же враги Ра – всякие нечестивцы, развратники, богохульники, осквернители храмов – оказываются в столь ужасном месте, что и думать о нём страшно. Так или иначе, но враги Ра не погибают от чудовища, а оказываются в вечных муках. Жрецы бога Ра были периодически настолько могущественны, что имели более существенное влияние на общественную жизнь Египта, нежели мемфисские жрецы. В честь Ра возводились храмы, отличающиеся отсутствием крыш. Строительство храмов Ра было прекращено после VI династии, когда политическое могущество Гелиополя было подорвано.
Особое значение в египетской религии имели боги Осирис и Исида, причём именно они играли в египетских мистериях главную роль. На первый взгляд непонятно: почему египтяне не ввели в мистерии богов Ра, Нут или Гебу, которые гораздо старше Осириса и Исиды? Для ответа на этот вопрос следует понять, что египтянин, выполняя религиозные мистерии, стремился победить смерть и прийти в вечность. Поэтому ему необходим был тот бог, у которого имелся бы опыт переживания своей смерти и воскрешения или опыт прямого участия в воскрешении. Осирис же был убит и расчленён богом Сетом на 14 частей, которые Сет бросил в Нил на съедение крокодилам. Однако те, боясь гнева Исиды, не стали есть части тела Осириса. Супруга же Осириса, Исида, разыскала эти части, сложила их вместе и рыдала над телом Осириса. Надо отметить, что плач сестёр Исиды и Нефтиды по Осирису звучит поэтично:
«Плачем мы по владыке. Не исчезла любовь к тебе средь нас! О муж, владыка любви, о севера царь, господь вечности! Взлети к жизни, о князь бесконечности! О брат мой, владыка, отошедший в край Безмолвия! Вернись же к нам в прежнем облике твоём! Приди же в мире, в мире! Севера царь, владыка, приди в мире! Да узрим мы лик твой как прежде, как жаждала я видеть тебя».
Этот плач был услышан богом Ра, который направил к ним Анубиса. Анубис с помощью Тота соединил разрубленные части тела Осириса и спеленал его полосками льняного полотна. Исида в виде голубки начала летать над телом брата, и воздух с её крыльев вошёл в ноздри Осириса, после чего тот вновь обрёл жизнь и воскрес в своём теле. Ещё ранее у Исиды родился сын Гор (Хор), который воспитывался у девственной богини Уаджет. Именно Гор победит Сета. Осирис же после победы Гора над Сетом воцарился в мире усопших.
Если говорить отдельно об Исиде, то она изначально воплощала Великую Мать и, вероятно, носила имя Нейт, о которой в гимнах поётся так: «Непостижимая – Славья! Божественная, твои покровы остались нетронутыми». В наиболее древних текстах говорится о её борьбе за могущество, которое она коварством получила от Ра, познав его истинное имя. Однако потом её образ стал принимать добрые черты и символизировать чистоту, нетронутость тела, а также сестринскую и материнскую любовь. Символом Исиды был царский трон, знак которого часто помещается на голове богини. Исида фактически олицетворяла женское начало, выражавшее чистоту тела, девство, что, тем не менее, вполне согласуется с фактом того, что она родила сына Гора, не имеющего отца. Её сын стал выражением мужского начала. Роль же Нефтиды в древнеегипетских текстах широко не освещена. Нефтида (греч.), или Небетхет (егип., владычица дома), в египетской мифологии младшая из детей Геба и Нут. Она изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове.
Религиозная реформа Аменхотепа IV (Эхнатона)
Древнеегипетская религия оказалась весьма устойчивой. Так, в XIV в. до. н. э. Аменхотеп IV попытался реформировать религию, введя культ единого бога Атона. Первоначальное имя фараона (Аменхотеп) означает Амон доволен, а имя, принятое им в ходе проведения религиозной реформы, – Эхнатон – переводится как дух Атона или угодный Атону. Главной идеей, приносимой этим богом, был принцип света как начала мира. Сам Атон изображался в виде диска Солнца. В данном случае Эхнатон стремился подчеркнуть, что как природа Солнца непостижима для человека, так и бог Атон непостижим для людей, но дарит им тепло и жизнь. В 128 километрах южнее Фив был основан город Ахетатон, в местечке, получившем название Амарна. Кроме того, крупные храмы в честь Атона были построены в Фаюме, под Мемфисом, в Гелиополе и Гермополе. В храмах Атон никогда не ставил свои статуи, поскольку считал это идолопоклонством. Надо признать, что воззрения Эхнатона лишены каких-либо суеверий и наполнены глубоким религиозным смыслом. Однако новая религия не принималась большей частью населения и вызвала негодование жрецов, которые семь раз устраивали заговоры против фараона. Заговоры были раскрыты и окончились неудачей, но фараон всегда прощал заговорщиков. Необходимо отметить то, что Эхнатон вообще был крайним противником всякого лишения жизни, данной человеку Атоном. Даже когда из пограничных гарнизонов пришли тревожные известия об усилении войск врага и необходимости в подкреплении, фараон прислал своим военноначальникам молитвы к Атону. Впрочем, это не помешало Эхнатону сформировать эффективное военное командование, которое малыми силами обеспечивало порядок на границах Египта. Поэтому-то в армии к Эхнатону относились весьма лояльно и видели в нём сильного фараона. Всё же, приходится заметить то, что, в целом, в Египте среди знати было мало людей, разделявших взгляды Эхнатона. Самой преданной ему оказалась его жена Нефертити – женщина, в которой духовная красота и чистота прекрасно гармонировали с её телесным обликом. После смерти Эхнатона египтяне возвратились к прежней религии, а культ Атона постарались предать забвению, город же Ахетатон был разграблен и оставлен.
refac.ru
Космогония в Древнем Египте — контрольная работа
Введение
Примерно с 3000 г. до н. э. официальная религия Египта признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью которых находилось все: от явлений природы, подобно воздуху (бог Шу), до явлений культуры, подобных письменности (богиня Саф). Многие боги были представлены в виде животных или полулюдей-полуживотных. Хорошо организованная и могущественная жреческая каста создавала семейные группы различных божеств, многие из которых, вероятно, были первоначально местными богами. Бог-творец Птах (согласно мемфисской теологии) был, например, объединен в богиней войны Сехмет, а бог-целитель Имхотеп вошел в триаду отец-мать-сын.
Египетская религия всегда привлекала пристальное внимание цивилизованных народов. Уже древние греки, соприкасавшиеся с Египтом, проявляли к ней интерес в своих трудах. Религии Древнего Египта уделяется большое место в произведениях "отца истории" Геродота, Диодора Сицилийского, Плутарха. Однако научное изучение египетской религии началось лишь после того, как в 1822 г. гениальный француз Франсуа Шампольон, "отец египтологии", сделал решающий шаг на пути дешифровки египетских иероглифов и тем самым раскрыл для науки новые, поистине необъятные сферы исследования.
Космогония в Древнем Египте
Со времен Древнего Царства известны три главные космогонические школы, которые связаны с городами Гелиополь, Гермополь и Мемфис. Главной из них в египетской традиции стала гелиопольская школа, которая учила, что в начале времени был лишь хаотический праокеан Нун, таящий в себе возможность возникновения всего, что будет в мире. Из праокеана поднялся первичный холм, или гора, - сияющий "камень Бенбен" ("бен" по-египетски - "подниматься", "выныривать"). С ним связаны образы "космического яйца", из которого рождается мир, и солнечной птицы Феникс (по-египетски "Бену").
Феникс - творческая, созидательная энергия солнечного бога. Другие его главные ипостаси - это Атум и Хепри. Хепри, символом которого был скарабей, это восходящее утреннее солнце, Атум - солнце на закате (изображалось в виде усталого старца). Кроме того, Атум -бог вечности, "Все и ничто" (именно так истолковывается его имя). Он существовал, когда еще ничего, кроме хаоса, не было ( и будет существовать в том же праокеане после того, как мир завершит предназначенный ему путь). Атум содержит в себе также все сущее (вечность как бы включает в себя все то, что существует во времени.
Появление из извечного хаоса великого, "создавшего самого себя" бога Атума было началом мироздания. Атум создал первую божественную пару - Бога Шу и богиню Тефнут; эта пара родила бога Геба и богиню Нут. Шу - бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю, Тефнут - женское дополнение Шу. Геб - антропоморфный образ земли, или просто Земля, Нут - антропоморфная богиня неба, или просто Небо. Геб находится в горизонтальном положении; Нут, изогнувшись над ним и упираясь в него руками и ногами, представляет собой небосвод, который поддерживают над Гебом, над землей, бог Шу и богиня Тефнут. Иначе говоря, Шу и Тефнут, Геб и Нут - это обожествленные космические стихии. Специальных мест культа они не имели, храмы в их честь не воздвигались, но они сплошь и рядом упоминаются в религиозных текстах мифологического содержания. Лишь в Гелиополе им были отведены специальные места культа.
От Геба и Нут произошли две пары: Осирис и Исида, Сетх и Нефтида. Итак, Атум и его потомство составляют совокупность девяти божеств, гелиопольскую девятку, или эннеаду. Эта теогония, в достаточной степени абстрактная, обнаруживает следы теологического творчества гелиопольского жречества. Она была засвидетельствована уже в "Текстах пирамид" и оказала огромное влияние на теологическую мысль других крупных религиозных центров, таких, как Мемфис, Гермополь и Фивы. В глубокой древности, и это отражено в "Текстах пирамид", гелиопольская эннеада не представляла собой единой коллегии богов: бог Атум объединен с богом солнца Ра, и солнечное божество Ра-Атум противопоставлено хтоническому богу Осирису.
Ра-Атум, создавший мир как свет, противостоящий тьме, из века в век, изо дня в день ведет непрекращающуюся ожесточенную борьбу за свое существование, против хаоса, водной стихии, мрака и существ, их воплощающих. Идея этой борьбы пронизывает космогонические представления, начиная с "Текстов пирамид" и кончая очень поздними текстами (как, например, папирус Бремнер-Ринд). Согласно мифу, изложенному в папирусе Бремнер-Ринд, Ра в течение дня плывет по небу и к вечеру подплывает к западным горам Египта, в которых, по представлению египтян, находился подземный мир. Дневной путь Ра по небу окончен. Бог переходит из дневной ладьи манджет на ночную ладью месктет. На этой ладье в окружении свиты он погружается в подземный мир. Здесь, в царстве мрака, происходят ожесточенные схватки сил света и сил тьмы, из которых Ра и его свита неизменно выходят победителями. Проплыв по подземному миру и одолев всех врагов, Ра снова переходит на дневную ладью и появляется в полном блеске на восточном небосклоне - суточный цикл повторяется.
Сродни гелиопольской гермопольская космогоническая школа. Древний Гермополь расположен в Среднем Египте. Современное арабское название Эль-Ашмунейн происходит от коптского Шмун, восходящего к египетскому Хмун - "восемь", что обозначает восьмерку местных богов, или огдоаду. Греки называли этот город Гермополем, так как отождествляли главного бога города - бога Тота - со своим Гермесом. От древнего Гермополя ничего не осталось.
Религиозная система Гермополя известна в основном по текстам позднего времени, в значительной мере происходящим не из самого Гермополя, а из других религиозных центров. Прежде всего следует отметить, что между огдоадой Гермополя и богом Тотом нет такой органической и тесной связи, как между Ра и его эннеадой. Знаменательно, что название "Восемь" город получил в честь восьмерки богов, состоящей из четырех пар божеств, в число которых бог Тот не входил. Эти четыре пары (каждая состояла из бога и богини), вне всякого сомнения, не были исконными богами ни самого Гермополя, ни близлежащих мест; они - результат теологической спекуляции жречества. Этими четырьмя парами божеств были представлены стихии, из которых возник организованный мир: Нун и Наунет - первобытный океан, Хух и Хаухет - бесконечность пространства, Кук и Каукет - мрак, Амон и Амаунет - невидимое. Вряд ли следует подчеркивать в высокой степени абстрактный характер этих божеств. Можно даже сказать, что эти четыре пары божеств были в большей мере символами, обозначавшими четыре начала, чем божествами, их олицетворявшими. Изображались боги с головами лягушек, а богини - с головами змей. Следует подчеркнуть, что Нун и Наунет - символы первобытного океана входят и в цикл мемфисских божеств, а Нун фигурирует как первобытный океан и в гелиопольском учении о создании богов и мира. Невозможно сказать, кто у кого заимствовал имена божеств и что за ними скрывалось. По причине скудости источников, неопределенности содержащейся в них информации трудно сказать, каковы были взаимоотношения между огдоадой и Тотом. Не ясен ни самый процесс теогонии и космогонии, ни роль, какую в этом процессе играла огдоада. По поздним данным, из Фив огдоада, завершив процесс творения, удалилась на холм Джеме (современное Мединет Абу). Здесь умерли и погребены все ее члены.
Имя бога Тота встречается уже в "Текстах пирамид" и в других религиозных текстах более позднего времени. Из-за отсутствия информации в источниках до сих пор не представляется возможным установить, когда, почему и как бог Тот стал верховным богом в Гермополе, возглавлявшим огдоаду. Видимо, это произошло довольно поздно. Бог Тот был весьма популярной фигурой египетского пантеона на территории всего Египта во все времена. По характеристике Б. Тураева, он был у египтян "идеалом высшей премудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой природы, воплощением идеи откровения" и олицетворением ума.
Мемфис был расположен на западном берегу Нила, в верховье Дельты. В эпоху Древнего царства Мемфис был резиденцией фараонов и на протяжении всей истории Египта оставался одним из самых крупных городов и влиятельным центром религиозной мысли. Главным богом Мемфиса был бог Пта(Птах), один из важнейших в египетской религии. О происхождении Пта ничего не известно. Можно предполагать, что это было местное божество того пункта, в котором позднее был основан Мемфис или божество какой-то населенной местности по соседству с Мемфисом. Следует отметить интересное явление: в "Текстах пирамид" Пта упоминается очень редко, вскользь. В мастаба времен Древнего царства Пта также упомянут изредка, мимоходом, несмотря на то что в это время он был главным богом царской резиденции, т. е. Мемфиса. Малочисленны упоминания о Пта и в последующую эпоху, в "Текстах саркофагов". Зато в текстах времени Нового царства бог Пта упоминается очень часто. И это вполне объяснимо. В "Текстах пирамид", как и в других текстах времен Древнего царства, ведущую роль играет гелиопольский бог Ра и его эннеада - древние религиозные традиции Гелиополя, естественно, доминировали над воззрениями Мемфиса, еще не успевшими стабилизироваться и стать достаточно популярными в стране. Вполне понятно также, что богословское мышление столицы (т. е. Мемфиса), оформившееся в особую систему, должно было отстаивать свое право на существование в борьбе с гелиопольскими взглядами. Эта цель была достигнута, по-видимому, только в эпоху Нового царства. Одним из важнейших божеств Мемфиса наряду с Пта был хтонический бог Татенен, имя которого означает "поднимающаяся земля". Божества были сопоставлены и слиты в одно - Пта-Татенен. Иконография Пта и Татенена различна, что свидетельствует, видимо, о том, что это разные боги. Но синкретический бог Пта-Татенен в Новом царстве является, несомненно, уже одним божеством, изображаемым в короне с перьями и с изогнутой бородой
Боги Древнего Египта
Великий пантеон богов в разных формах почитали везде. Эннеада - изначальная девятка богов. Атум символизирует первоначальное и вечное единство всего сущего. Согласно гелиопольскому сказанию, Атум, создавший сам себя, возник из первобытного хаоса - Нуна вместе с первозданным холмом. Сам себя оплодотворив, родил, выплюнув изо рта богов-близнецов воздух Шу и влагу Тефнут. Появление детей у Атума влечет появление двойственности. Тефнут и Шу породили Геба - бога Земли и Нут - богиню неба, после чего Шу их разделил. Это особенность египетской мифологии, в других мифологических системах Земля имеет женское начало, а небо - мужское. Прежде чем Шу разъединил своих детей, у них родились Исида и Нефтида, Осирис и Сет. Каждый бог эннеады держит в правой руке символ жизни - анх, а в левой - символ власти уас. Причем мужские фигуры находятся в движении слева направо.
Обычно египтяне придавали наибольшее значение богам, связанным с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор), и богам, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис). В период Древнего Царства солнечный бог Ра был главным богом. Ра должен был принести бессмертие всему государству через фараона, своего сына. Солнце казалось египтянам, как и многим другим древним народам, явно бессмертным, ибо оно "умирало" каждый вечер, странствовало под землей и "заново рождалось" каждое утро. Солнце также имело значение для успехов сельского хозяйства в районе Нила. Таким образом, поскольку фараон отождествлялся с солнцем-богом, нерушимость и процветание государства были обеспечены. Кроме того, Ра был оплотом нравственного порядка всего сущего, Маат (Истина, Правосудие, Согласие) была его дочерью. Это создавало свод жизненных правил для масс и дополнительную возможность угождать богу-солнцу в интересах государства и своих собственных. Эта религия не была индивидуалистически ориентированной; кроме царской семьи, никто не мог надеяться на загробную жизнь и мало кто верил, что Ра способен обратить внимание или оказать услугу обычному человеку.
Странные обычаи древних народов, связанные с поклонением разным животным, многочисленные ритуалы, посвященные им, заставляют задуматься о причинах их возникновения. Как бы ни был силен лев - царь зверей, человек всегда может победить его. И если не в единоборстве, то благодаря другим своим качествам, каких нет у зверей. А мощь быка бессильна перед выдержкой, хладнокровием и ловкостью тореадора. Почему же тогда повелители древней Ассирии, Крита, древнего Египта считали за честь запечатлеть себя в скульптуре сфинкса с телом льва, быка? Или включить в число своих титулов такое имя, как "могучий бык"?
Древние народы поклонялись животным не за их силу. Ведь среди них были и совсем безобидные и слабые, как ягненок или рыбы. Они видели в них образ или символ очень важных небесных явлений. Поскольку вся жизнь человека целиком зависела от Солнца, то и причину такого отношения людей к животным надо искать не на земле, а на небе. Культ Солнца был самым распространенным на Земле. За его движением по небесной сфере тщательно следили сведущие в таких делах жрецы и заранее оповещали народ о наступлении очередных солнечных циклов. От них зависела жизнь людей, начало посевных работ, время сбора урожая и многое другое.
К числу самых древних астрономических знаний относятся знания о кажущемся при наблюдении с Земли годовом движении Солнца на фоне созвездий. Этот эффект имеет большое значение для астрономов. Путь, по которому Солнце как бы перемещается по небу, получил название эклиптики. Эклиптика проходит по двенадцати так называемым зодиакальным созвездиям, или просто зодиаку. В каждом из двенадцати созвездий Солнце ежегодно пребывает в течение месяца: январь - в Козероге, февраль - в Водолее, март - в Рыбах, апрель - в Овне, май - в Тельце, июнь - в Близнецах, июль - в Раке, август - во Льве, сентябрь - в Деве, октябрь - в Весах, ноябрь - в Скорпионе и декабрь - в Стрельце. Но так было в эпоху Рыб, которая началась примерно две тысячи лет назад и закончилась в XX веке. Теперь Земля вступила в эпоху Водолея, которая также будет длиться около двух тысячелетий. В течение этого периода Солнце ежегодно будет пребывать в каждом из двенадцати созвездий уже в другом порядке: январь - в Стрельце, февраль - в Козероге, март - в Водолее, апрель - в Рыбах… и так далее. В названиях созвездий и скрывается тайна возникновения культов и ритуалов, связанных с поклонением животным. А точнее - существам, которые дали название созвездиям зодиака. Среди них мы различаем сухопутных (Телец, Овен, Лев) и водных животных (Рыбы, Рак), насекомого Скорпиона, людей Водолея, Деву и Близнецов и даже сфинксов: Стрельца в виде кентавра, человеколошади, и Козерога, у которого передняя часть козлиная, а задняя похожа на рыбий хвост. И только одно созвездие зодиака не имеет отношения к живым существам - Весы. Они везде весы. Даже на небе. Это знак космического равновесия.
myunivercity.ru
33. Космогоническая теория древнего Египта.
Боги делились на: местные божества, почитаемые в каждом номе и общеегипетские, божества какого-либо центра, захватившего трон фараонов.
С приходом к власти Фив Амон стал покровителем царствующего фараона и царем богов.
Ра – бог Солнца, Птах – бог творец (по его слову создан весь мир и боги), центр Мемфис.
С выдвижением Фив Амон взял на себя ряд функций Ра и стал одним из важнейших юожеств.
Амон Ра – бог Солнца, создатель мира, покровитель царской власти, военного могущества.
Существовали также божества, олицетворяющие абстрактные понятия. (Сиа – богиня познания)
Хатхор и ее дочери ведут протокол. Хатхор – богиня неба.
Также включались иноземные божества из-за связи с Нубией, Палестиной и Сирией): Анат, Астарта, Дедун
Долгое время сохранялся тотемизм.
Существовали 2 школы жрецов: мемфисская и гелиопольская. Обычно выделялось 8 или 9 главных божеств + другие объединялись в семьи (триада – бог-отец, мать и сын)
Особую роль играл культ царствующего фараона, он был воплощением божества в человеческом облике.
Символическим олицетворением божественной природы считался сфинкс.
Культ.
Развитие религиозных гимнов, поэзии. Существует также заупокойный культ.
Человек – это синтез 3 основных субстанций: его физического тела, его духовного двойника «ка» и души «ба», их существование дает бессмертие.
С целью сохранить тело получил распространение обряд мумификации и захоронения в гробнице. Посмертное существование – продолжение жизни на земле. Посмертное блаженство можно получить благодаря соблюдению некоторых обрядов заупокойного культа.
34. Литературные жанры Древнего Египта.
Литература Древнего Египта наряду с литературой Месопотамии считается самой древней литературой. Письмо в Древнем Египте и иероглифическое (рисуночное письмо дополненное фонетическими знаками), и иератическое( ранняя форма древнеегипетской скорописи, нанесении иероглифических знаков кисточкой в результате чего знаки получаются с более округлой и курсивной формой.), впервые появилось в конце 4-го тысячелетия до н. э. в последней фазе додинастического Египта. Тексты были выполнены на свитках и пакетах из папируса, известняковых и керамических остраконах, деревянных писчих досках, монументальных каменных зданиях и даже гробах.
Язык:
Хотя письмо впервые появилось в самом конце 4-го тысячелетия до н.э., оно использовалось только для передачи коротких имён и надписей. Связанные тексты не появлялись примерно до 27 века до н.э., начала Древнего царства, до тех пор пока не началась первая фаза египетского языка- древнеегипетский язык. Он оставался только устным примерно до 22 века до н.э. В начале Среднего царства, он превратился в среднеегипетский, и хотя он был тесно связан с древнеегипетским, позднеегипетский значительно отличался в грамматической структуре. Позднеегипетский появился в качестве разговорного языка в 17 веке до н.э., но не использовался как письменный язык примерно до 14 века до н.э. В 7 веке до н.э. позднеегипетский постепенно превратился в демотику (упрощённый скорописный тип письма, знаки писали горизонтально справа налево), и, хотя она оставалась разговорным языком до 5 века н. э., в 1 вевке н.э. она была постепенно заменена коптским языком.
Находили:
На стенах гробницы, на саркофагах и на папирусах находили произведения погребальной литературы, написанные были предназначены для защиты и воспитания души в загробной жизни, в эти надписи входили магические заклинания, заговоры и лирические гимны. Кроме того, в гробницах находили копии литературных текстов, не связанных с погребальным ритуалом, и наверно предназначенных для развлечения мёртвых в загробной жизни.
Литература:
Литература Древнего Египта отличается многообразием форм и жанров: погребальные тексты, послания и письма, религиозные гимны и стихи, пророчества, памятные автобиографические тексты, поучения, сказки. Самыми популярными жанрами были сказки, поучения, биографии, религиозные тексты, пророчества.
Поучения:
Поучения опытных наставников молодому поколению по разным вопросам были популярным жанром египетской литературы. Наиболее яркие представители: « Поучение Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара», где особое внимание следует уделить изложенной концепции царской власти и ее роли в организыциии государственной власти в Древнем Египте; « Поучение Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи», где повествуется о преимуществах карьеры писца перед всеми другими профессиями.
Пророчества:
Специфический жанр египетской литературы, предсказывающий будущие бедствия. Читателей привлекала чередующаяся ритмика изложения, эмоциональная взволнованность автора, точная лексика, передающая глубокое горе. Наиболее яркий представители: « Пророчество Нефертити», где описываются возможные бедствия страны, если в Египте вспыхнет мятеж населения против власти.
Религиозные тексты:
Мифологизесике сборники, заклинания, погребальные тексты. Самый яркий представитель: « Книга Мертвых», которая была одним из важнейших произведений древнеегипетской религиозной литературы. Ее главным назначением было- помогать покойнику в его опасном пути к залу загробного суда.
Биографии:
На стенах гробницы богатого человека от его лица записывалась вся «автобиография»: перечислялись заслуги перед фараоном, личные доблести, описывалось богатство усопшего и положение, которое он занимал при жизни. Прежде всего следует отметить биографию «Рассказ о Синухете». Это жизнеописание получило чрезвычайно широкое распространение и дошло до наших дней во множестве списков, причем сделанных и в гораздо более позднее время. Синухет, как следует из этого произведения, — вельможа, живший при дворе двух фараонов. Скорее всего это историческая личность. От первого лица ведется повествование о доблестях Синухета в царской свите, о том, как после смерти фараона он бежал за границу, спасаясь от бунтов. Осев в Сирии, Синухет и там сумел благодаря своим талантам добиться знатности и богатства, но затем вернулся на родину и служил новому царю. «Повесть о Синухете» представляет собой сочетание автобиографии, художественного произведения и исторического памятника. Автор не только вставил в текст отрывки из различных государственных документов своей эпохи, иллюстрирующих повествование. Он с недюжинным литературным талантом выстроил свое сочинение, выводя стройную композицию. Образный и красочный язык произведения снискал ему вполне заслуженную славу на многие века существования Египетского царства.
Сказки:
Другой литературный жанр, получивший чрезвычайно широкое распространение в Египте эпохи Среднего царства. Этот жанр, несомненно, берет свое начало в традиции устного творчества. Сказки крайне разнообразны по тематике.Один из интереснейших сборников сказок — папирус Весткар, посвященный историям из времен царствования последних фараонов Древнего царства. Среди текстов этого папируса преобладают фантастические истории — сказки о чародеях, творящих чудеса при дворе фараона Хеопса. В одной истории, например, придворный маг отрезает голову птице, затем приставляет ее обратно, и птица оживает. В этих и подобных им сказках авторский вымысел тесно переплетается с египетской мифологией. Сюжеты ряда сказок перекликаются с важнейшими мифами, как, например, «Сказка о Правде и Кривде».
Многие сказки являются по сути литературно обработанными свидетельствами современников об определенных исторических событиях — о ссоре фараона и его военачальника, о штурме чужестранного города.Египетские сказки включают в себя всевозможные жанры: описание путешествия, нравоучительную историю, даже авантюрную повесть. В большинстве этих произведений, особенно относящихся к раннему периоду формирования египетской литературы, силен элемент фантастического, характерный вообще для народной сочинительской традиции.
studfiles.net
33. Космогоническая теория древнего Египта.
Боги делились на: местные божества, почитаемые в каждом номе и общеегипетские, божества какого-либо центра, захватившего трон фараонов.
С приходом к власти Фив Амон стал покровителем царствующего фараона и царем богов.
Ра – бог Солнца, Птах – бог творец (по его слову создан весь мир и боги), центр Мемфис.
С выдвижением Фив Амон взял на себя ряд функций Ра и стал одним из важнейших юожеств.
Амон Ра – бог Солнца, создатель мира, покровитель царской власти, военного могущества.
Существовали также божества, олицетворяющие абстрактные понятия. (Сиа – богиня познания)
Хатхор и ее дочери ведут протокол. Хатхор – богиня неба.
Также включались иноземные божества из-за связи с Нубией, Палестиной и Сирией): Анат, Астарта, Дедун
Долгое время сохранялся тотемизм.
Существовали 2 школы жрецов: мемфисская и гелиопольская. Обычно выделялось 8 или 9 главных божеств + другие объединялись в семьи (триада – бог-отец, мать и сын)
Особую роль играл культ царствующего фараона, он был воплощением божества в человеческом облике.
Символическим олицетворением божественной природы считался сфинкс.
Культ.
Развитие религиозных гимнов, поэзии. Существует также заупокойный культ.
Человек – это синтез 3 основных субстанций: его физического тела, его духовного двойника «ка» и души «ба», их существование дает бессмертие.
С целью сохранить тело получил распространение обряд мумификации и захоронения в гробнице. Посмертное существование – продолжение жизни на земле. Посмертное блаженство можно получить благодаря соблюдению некоторых обрядов заупокойного культа.
34. Литературные жанры Древнего Египта.
Литература Древнего Египта наряду с литературой Месопотамии считается самой древней литературой. Письмо в Древнем Египте и иероглифическое (рисуночное письмо дополненное фонетическими знаками), и иератическое( ранняя форма древнеегипетской скорописи, нанесении иероглифических знаков кисточкой в результате чего знаки получаются с более округлой и курсивной формой.), впервые появилось в конце 4-го тысячелетия до н. э. в последней фазе додинастического Египта. Тексты были выполнены на свитках и пакетах из папируса, известняковых и керамических остраконах, деревянных писчих досках, монументальных каменных зданиях и даже гробах.
Язык:
Хотя письмо впервые появилось в самом конце 4-го тысячелетия до н.э., оно использовалось только для передачи коротких имён и надписей. Связанные тексты не появлялись примерно до 27 века до н.э., начала Древнего царства, до тех пор пока не началась первая фаза египетского языка- древнеегипетский язык. Он оставался только устным примерно до 22 века до н.э. В начале Среднего царства, он превратился в среднеегипетский, и хотя он был тесно связан с древнеегипетским, позднеегипетский значительно отличался в грамматической структуре. Позднеегипетский появился в качестве разговорного языка в 17 веке до н.э., но не использовался как письменный язык примерно до 14 века до н.э. В 7 веке до н.э. позднеегипетский постепенно превратился в демотику (упрощённый скорописный тип письма, знаки писали горизонтально справа налево), и, хотя она оставалась разговорным языком до 5 века н. э., в 1 вевке н.э. она была постепенно заменена коптским языком.
Находили:
На стенах гробницы, на саркофагах и на папирусах находили произведения погребальной литературы, написанные были предназначены для защиты и воспитания души в загробной жизни, в эти надписи входили магические заклинания, заговоры и лирические гимны. Кроме того, в гробницах находили копии литературных текстов, не связанных с погребальным ритуалом, и наверно предназначенных для развлечения мёртвых в загробной жизни.
Литература:
Литература Древнего Египта отличается многообразием форм и жанров: погребальные тексты, послания и письма, религиозные гимны и стихи, пророчества, памятные автобиографические тексты, поучения, сказки. Самыми популярными жанрами были сказки, поучения, биографии, религиозные тексты, пророчества.
Поучения:
Поучения опытных наставников молодому поколению по разным вопросам были популярным жанром египетской литературы. Наиболее яркие представители: « Поучение Гераклеопольского царя своему сыну Мерикара», где особое внимание следует уделить изложенной концепции царской власти и ее роли в организыциии государственной власти в Древнем Египте; « Поучение Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи», где повествуется о преимуществах карьеры писца перед всеми другими профессиями.
Пророчества:
Специфический жанр египетской литературы, предсказывающий будущие бедствия. Читателей привлекала чередующаяся ритмика изложения, эмоциональная взволнованность автора, точная лексика, передающая глубокое горе. Наиболее яркий представители: « Пророчество Нефертити», где описываются возможные бедствия страны, если в Египте вспыхнет мятеж населения против власти.
Религиозные тексты:
Мифологизесике сборники, заклинания, погребальные тексты. Самый яркий представитель: « Книга Мертвых», которая была одним из важнейших произведений древнеегипетской религиозной литературы. Ее главным назначением было- помогать покойнику в его опасном пути к залу загробного суда.
Биографии:
На стенах гробницы богатого человека от его лица записывалась вся «автобиография»: перечислялись заслуги перед фараоном, личные доблести, описывалось богатство усопшего и положение, которое он занимал при жизни. Прежде всего следует отметить биографию «Рассказ о Синухете». Это жизнеописание получило чрезвычайно широкое распространение и дошло до наших дней во множестве списков, причем сделанных и в гораздо более позднее время. Синухет, как следует из этого произведения, — вельможа, живший при дворе двух фараонов. Скорее всего это историческая личность. От первого лица ведется повествование о доблестях Синухета в царской свите, о том, как после смерти фараона он бежал за границу, спасаясь от бунтов. Осев в Сирии, Синухет и там сумел благодаря своим талантам добиться знатности и богатства, но затем вернулся на родину и служил новому царю. «Повесть о Синухете» представляет собой сочетание автобиографии, художественного произведения и исторического памятника. Автор не только вставил в текст отрывки из различных государственных документов своей эпохи, иллюстрирующих повествование. Он с недюжинным литературным талантом выстроил свое сочинение, выводя стройную композицию. Образный и красочный язык произведения снискал ему вполне заслуженную славу на многие века существования Египетского царства.
Сказки:
Другой литературный жанр, получивший чрезвычайно широкое распространение в Египте эпохи Среднего царства. Этот жанр, несомненно, берет свое начало в традиции устного творчества. Сказки крайне разнообразны по тематике.Один из интереснейших сборников сказок — папирус Весткар, посвященный историям из времен царствования последних фараонов Древнего царства. Среди текстов этого папируса преобладают фантастические истории — сказки о чародеях, творящих чудеса при дворе фараона Хеопса. В одной истории, например, придворный маг отрезает голову птице, затем приставляет ее обратно, и птица оживает. В этих и подобных им сказках авторский вымысел тесно переплетается с египетской мифологией. Сюжеты ряда сказок перекликаются с важнейшими мифами, как, например, «Сказка о Правде и Кривде».
Многие сказки являются по сути литературно обработанными свидетельствами современников об определенных исторических событиях — о ссоре фараона и его военачальника, о штурме чужестранного города.Египетские сказки включают в себя всевозможные жанры: описание путешествия, нравоучительную историю, даже авантюрную повесть. В большинстве этих произведений, особенно относящихся к раннему периоду формирования египетской литературы, силен элемент фантастического, характерный вообще для народной сочинительской традиции.