Окна древние. СТРОИТЕЛЬСТВО и РЕМОНТ
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Забытая реальность. Окна древние


Отраслевая энциклопедия. Окна, двери, мебель

В этой статье описывается история возникновения стекла и развития стекловарения в мире от времен Древнего Египта до наших дней. Особое внимание уделено методам производства оконного стекла, использовавшимся в различное время.

Происхождение стекла

Изготовление листового стекла началось около 2000 лет назад. Но до его появления уже существовали основные приемы работы с расплавленным стеклом и разнообразная техника изготовления несложных изделий из стекла в виде бус, сосудов и браслетов.

Возникновение древнего стеклоделия восходит примерно к III тыс. до н. э. К этому периоду древними мастерам создан новый материал – стекло. Создание стекла по масштабам открытия - колоссальное научно-техническое достижение, его появление в истории техники и культуры может быть сопоставлено с открытием металлов, керамики и металлических сплавов.

Как, где, когда и кто начал делать искусственное стекло? На этот вопрос существуют разные версии. Стекло – искусственный материал, который создан человеком, но известны и природные стекла - обсидианы, которые образуются в магматических расплавах при высоких температурах во время извержения вулканов и падение метеоритов. Обсидианы представляют собой полупрозрачные черные стекла, обладающие высокой твердостью, и коррозионной стойкость и использовались в древности в качестве режущего инструмента. Некоторые считают, что именно обсидианы толкнули человека на создание их искусственных аналогов, однако области распространения природных и искусственных стекол не совпадают. Наиболее вероятно, что представления о стекле развивались в тесной связи с изготовление гончарных изделий и металлообработкой. Возможно, на ранних стадиях стеклоделия древние мастера увидели аналогии в свойствах стекла и металлов, которое и определили технологические приемы обработки стекла. Признав стекло аналогичным металлу (пластичность в горячем состоянии, твердость в холодном), древние создали возможность перенести в стеклоделие приемы обработки металлов. Таким путем были заимствованы тигли для варки стеклянной массы, формы для отливки изделий, технологические приемы горячей обработки (литье, сварка). Этот процесс происходил постепенно, особенно на первых этапах, настолько различны по своей природе стекло и металл.

Наиболее ранняя «теория» происхождения стекла – предложена римским ученым Плинием Старшим в «Естественной истории»:

«Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло».

Рассказ этот мало достоверен, даже сам Плиний начинает его cловами «fama est…..» или «по слухам…», потому что образование стекла при температуре пламени костра на открытом пространстве произойти не может. Всего вероятнее предположение немецкого ученого Вагнера, который связывает появление стекла с получением металлов. В процессе плавления меди и железа образовывались шлаки, которые могли под действием тепла превращались в стекло. Сейчас трудно установить, как именно было изобретено стекло, но без сомнений это открытие было случайным.

Самые древние изделия имели только стекловидный слой на поверхности фаянса, и найдены в гробнице фараона Джосера (III династия Древнего царства в Египте, 2980-2900 г.г. до н.э). Образцы стекла в виде слитков, датируемые XXII-XXI вв. до н. э., обнаружены при раскопках в области Древнего Двуречья.

Стеклоделие в Древнем Египте и Месопотамии

Наиболее ранние археологически известные стекольные мастерские датируются серединой II тыс. до н. э. Необходимо отметить, что сначала был получен сам материал (стекло), а затем осознается его новизна, и раскрываются его свойства. Приемы обработки нового материала подбираются применительно к его свойствам: вытягивание, сгибание, накручивание. Лишь со временем были подобраны и приспособлены и другие приемы: литье, прессование, обкатка.

История стеклоделия начинается с изготовление бус. Новый материал нашел свое применение в непроизводственной сфере, и изделия из него приравнивались к ценностям благородных камней и самоцветов. К древнейшими изделиями из стекла считаются стеклянные бусы царицы Хатшепсут, которая правила Египтом в 1525-1503 гг. до н. э. и стеклянный кубок, имеющий иероглифическую надпись с именем фараона Тутмоса III, относящийся ко времени Нового царства.

К середине II тыс. до н. э. стеклоделие сложилось в основных чертах почти одновременно в разных очагах древнейших цивилизаций Египте и Месопотамии. Единственным источником, на основании которого можно судить о становлении и начальных этапах истории стекла и его происхождении являются готовые изделия: бусы, вставки, сосуды. Как считают ученые, бусы для египтян выполняли функцию амулетов.

Начиная с середины VIII в. до н. э. набор найденных находок расширяется и к бусам и сосудам прибавляются перстни, браслеты, ритуальная и туалетная посуда, которых стали находить не только в районе Средиземноморье, но и на Кавказе и Западной Европе. Значительно повышаются декоративность и сложность найденных изделий. Техника изготовления изделий усложняется, мастера наряду с формовкой, навивкой и литьем, освоили и другие приемы работы с расплавленным стеклом: резание, гравировку, шлифовку, полировку и прессование в формах, различных по конструкции и материалу. Технические приемы обработки стеклянной массы сопровождалось усложнением инструментария и оборудования мастерской.

Изобретение процесса выдувания стекла

К началу римского периода стеклоделием был накоплен весьма большой производственный опыт и знания, чтобы сделать подлинный переворот в области технологии изготовления изделий из стекла.

Первой «революцией» в стекловарении считается изобретение метода выдувания стекла. Процесс выдувания изделий из расплавленной стекломассы начался с важнейшего изобретения – стеклодувной трубки сирийскими мастерами между 27 г. до н. э и 14 г. н. э. С открытием процесса выдувания стеклянных изделий Сирия на целые сотни лет становится крупнейшим центром стеклоделия. Изобретение выдувания привело к рождению нового качества и составило основу не только древнего, но и современного методов изготовления стеклянной посуды, а впоследствии и оконного стекла

Выдувание – ранее вспомогательная операция, в римское время стало использоваться как самостоятельный прием. После набора стекломассы на стеклодувную трубку мастер выдувал исходную заготовку в деревянную форму и получал различные стеклянные полые изделия в виде кувшинов, банок, кубков флаконов. Наряду с простой посудой мастера выполняли и декоративные уникальные предметы, украшенные нитями и накладом из цветного стекла.

Первое оконное стекло

Первое оконное, по настоящему плоское стекло впервые появилось значительно позже, в Древнем Риме. Оно было обнаружено при раскопках Помпеи и датируется годом извержения вулкана Везувий, 79 г. н. э. Оконное стекло получали методом литья на плоскую каменную поверхность. Конечно, качество стекла при этом сильно отличалось от современного. Это стекло было окрашенным в зеленоватые тона и матовым (бесцветное стекло в то время изготавливать еще не умели), содержало большое количество пузырей, что говорило о низкой температуре варки, и было довольно толстым (около 8-10 мм). Но, тем не менее, это был первый случай применения стекла в архитектуре, что дало значительный толчок к дальнейшему развитию стекловарения и распространению стекла по всей Европе.

Краун процесс

Crown1-2.jpg Venice.jpg

2-я революция в стекловарении произошла приблизительно в начале II в., когда сирийские мастера изобрели совершенно новую для тех времен технологию производства плоского стекла – краун (crown) или как его в России называли лунный способ. Это идея возникла, возможно, при выдувании больших плоских тарелок. Стекло изготавливались методом выдуванием больших пузырей, которые на следующей стадии отделялись от стеклодувной трубки, и прикреплялась к другой трубке - понтии. После интенсивного вращения на понтии, исходная заготовка под действием центробежных сил утончалась и превращалась в плоский круглый диск (см. рис.). Диаметр этого диска мог достигать 1,5 м. Из него уже после охлаждения вырезали куски стекла квадратной и прямоугольной формы. Центральная часть диска имела утолщение – след от понтии, который назывался «бычьим глазом». Как правило, эта часть диска не использовалась и шла на переплавку, однако, в некоторых средневековых зданиях эти кругляшки до сих пор сохранились (см. рис.).

Эта технология позволяла получать стекло довольно хорошего для тех времен качества, практически без искажений. Неудивительно, что эта технология просуществовала вплоть до середины XIX века. Так, известный всем и один из старейших в мире производителей стекла - английская компания Пилкингтон (Pilkington) полностью прекратил использовать краун процесс только в 1872 г.

Однако существовала и проблема - ограничение по размерам. С помощью краун процесса невозможно было получить стекло большого размера. Поэтому на протяжении многих лет в разных странах Европы осуществлялись попытки усовершенствования этой технологии, что привело к созданию нового метода производства стекла – метода выдувания цилиндров.

Производства оконного стекла цилиндрическим способом

В целом этот метод был очень похож на краун процесс, но при этом стеклодув набирал стекло из горшка в несколько приемов и раздувал заготовку (пульку) в форму цилиндра при постоянном вращении. Для формования цилиндрической формы мастер раскачивал заготовку в специальной прямоугольной яме. После затвердевания заготовки, суженные концы отделяют специальным нагретым крюком. Затем внутри охлажденного цилиндра делают продольный разрез и выправляют в плоские листы в особых “правильных печах”, где цилиндры постепенно разогреваются до размягчения на плоских основаниях их глины и разглаживаются в лист деревянной чуркой, закрепленной на железный стержень. К концу XIX века для выдувания цилиндров стали использовать воздушные насосы, а вскоре появился и метод механического вытягивания цилиндров (см. рис.).

Cylinder.jpg

Применение более эффективного метода производства оконного стекла позволил увеличить размер листового стекла и снизить количество отходов стеклянного боя. Так, установленные в 1910 году на одной из английских фабрик Пилкингтон (Pilkington) воздушные машины американского инженера Джона Любберса (John H. Lubbers) позволили получать стеклянные цилиндры длиной до 13 м и диаметром до 1 м.

Производство оконного стекла методом вытягивания из расплава

Уильям Кларк из Питтсбурга первый предложил способ производства листового стекла вытягиванием со свободной поверхности расплав. В 1857 г. он представил английский патент, согласно которому, формование плоского листа осуществляется медленным вертикальным вытягиванием затравки с поверхности расплава. В течение последующих 50 лет старались решить основную проблему – сужение ленты стекла при вытягивании, но все попытки были неудачными.

В 1871 году бельгийский изобретатель Ф.Вэллин (F.Vallin) получил французский патент (№ 91787) на производство оконного стекла механическим вытягиванием стекла. Для непрерывной подачи расплава он предложил систему горшков, которые связаны между собой трубкой, так что стекломасса из одного горшка поступала в другой. В последний большой овальный горшок, который был заключен в трубу, опускалась металлическая пластина (затравка). Формование плоского листа происходило при движении этой пластины вверх. В трубе также располагались по бокам стекла воздушные трубки с отверстиями для охлаждения стекла. Лист стекла поддерживался роликами, покрытыми асбестовой тканью. Вытягивание стекла может происходить в двух направлениях: вертикальном и горизонтальном. В последнем случае предусматривался специальный металлический валок. Вэллин был гениальным изобретателем и предложил практически все основные элементы механического вытягивания, которые в 20 столетии будут применяться во всех способах вытягивания стекла. В то время, когда ванные печи были неизвестны, он представил систему стекловаренных горшков, в которых осветленная стекломасса поступала снизу по трубкам из одного горшка в другой, до основного, из которого происходило вытягивание стекла. Эта система непрерывной подачи расплава стала основой появления ванных стекловаренных печей. В 1890 году Вэллин основал в Гифорсе компанию по производству оконного стекла механическим вытягиванием.

В 1905 году бельгийский инженер Эмиль Фурко (Emile Fourcault) предложил свой способ вертикального вытягивания стекла. При этом старейшем способе (ВВС) используется шамотная лодочка, из щели которой под действием гидростатического давления вытекает постоянный поток стекла. Скорость вытягивание можно регулировать глубиной погружения лодочки. Лента стекла из лодочки поступала в шахтную камеру, где с двух сторон находятся водо-охлаждаемые трубки, и далее по роликам поступала в печь отжига. Для предотвращения сужения ленты по краям ленты были установлены бортоформующие ролики и охлаждаемые трубки. Толщина ленты стекла определялась скоростью вытягивания и температурой в зоне вытяжки («луковицы»). Первые машины Фурко для вытягивания листового стекла были установлены в Бельгии и Чехии в 1913 году. Производительность 11 машин, установленных на одной ванной печи, составляла 250 тонн стекла в день.

Процесс вытягивания стекла позволил производить дешевое оконное стекло с огненно-полированными поверхностями Основной дефект тянутого стекла появляется при формовании (вытягивании) и связан с нарушением плоскостности стекла. Такие нарушения приводят к оптическому эффекту линзы и искажению изображения. Тянутое (машинной выработки) оконное стекло широко применялось в строительстве для остекления окон и теплиц.

Производство оконного стекла методом литья и шлифования

CH.jpg

Как уже говорилось выше, и краун процесс и метод выдувания цилиндров, да и метод ВВС имели ряд недостатков, связанных либо с наличием оптических дефектов и искажений, либо с невозможностью получить листы стекла большого размера. Поэтому как альтернатива с начала XIX века в Европе использовался также еще один способ производства методом литья и последующего отжига литого прокатного стекла. В нем горшок с расплавленным стеклом выливался прямо на разливочный стол и прокатывался роликами. Для отжига применялась специальная печь с несколькими рядами полок, позволяющая увеличить загрузочную мощность. Прокатное стекло могло быть изготовлено любого требуемого размера и толщиной 3-6,5 мм. Этим методом изготавливали цветное и бесцветное узорчатое стекло, а также большие листы неполированного оконного стекла. Особой популярностью пользовалось узорчатое цветное стекло для остекления окон в церквях и соборах.

В дальнейшем с появлением потребности в более качественном стекле на финальном этапе стали применять абразивную обработку поверхностей стекла. В то время это был трудоемкий, длительный и многоступенчатый процесс, который включал перемещение горшка с расплавом стекла, отливку и раскатку в лист, отжиг, шлифовку и полировку. Время обработки стекла составляло около 17 часов.

В начале XX века рост автомобильной промышленности стимулировал развитие более эффективных высокопроизводительных методов производства полированного стекла. Одним из пионеров этого метода была также компания Пилкингтон (Pilkington), которая в 1923 году совместно с компанией Форд Моторс разработала и запустила непрерывный процесс производства прокатного стекла. Расплав стекла плавился в ванной печи и через сливное устройство непрерывным потоком проходил через водоохлаждаемые валы и прессовался до заданной толщины. Основная проблема заключалась в получении качественного расплава в ванной печи. В 1925 году этот метод был дополнен машиной для односторонней шлифовки и полировки. Следующим шагом к автоматизации производства была разработка машин для двухсторонней шлифовки и полировки стекла. После долгих экспериментов и трудных сборочных работ первая поточная линия производства полированного стекла была запущена на фабрике Пилкингтон в Донкастере (Великобритания) в 1935 году. Непрерывная лента стекла длиной 300 м двигалась со скоростью 66 м/час и обрабатывалась одновременно с двух сторон огромными плоскими шлифовальными дисками. Введение этой технологии явилось наиболее значительной разработкой в длинной истории производства полированного стекла.

Более дорогое полированное стекло обладало хорошим оптическим качеством, и с успехом использовалось для остекления зданий, витрин, транспорта, изготовления зеркал. Но процесс производства полированного стекла всегда отличался большой энергоемкостью, высокими операционными и капитальными затратами. Отходы стекла при шлифовке и полировке доходили до 20%. Так, например, производственная линия двухстороннего непрерывного шлифования и полировки компании Пилкингтон (Pilkington) в Коули Хилл (Великобритания) в 1944 году, включая стекловаренную печь, лер, станки для шлифовки и полировки растягивалась на более чем 430 м. Современники замечали с гордостью или сожалением, что производственная линия была на 21 м длиннее самого большого в то время океанского лайнера «Queen Mary».

К середине XX века назрела необходимость использования новых более простых и дешевых методов производства высококачественного стекла.

Переход на новые способы производства оконного стекла – флоат-процесс

Заслуга создания революционного способа производства полированного стекла (флоат процесс) принадлежит Сэру Аластару Пилкингтону (Alastair Pilkington).

Лайонел Александр Бетин (Аластар) Пилкингтон родился в 1920 году, после окончания школы в Шерборне поступил в Тринити Колледж в Кембридже, где получил свою первую научную степень в области механики. Во время войны он покинул университет и поступил на службу в Королевскую артиллерию. Участвовал в военных действиях в Греции и на Крите. После освобождения из плена в конце войны, он вернулся в Кембридж для продолжения учебы и решил продолжить карьеру как гражданский инженер. В марте 1947 году он был назначен техническим помощником на фабрике листового стекла Пилкингтон, а через два года выполняет обязанности производственного менеджера на фабрике в Донкастере. В 1952 году Аластар возвращается в Сент-Хеленс, и под его руководством начинаются экспериментальные работы над разработкой флоат процесса. В результате первых экспериментов, он предложил для формования и транспортировки ленты стекла использовать расплав металла. В 1953 году на первой опытной установке был изготовлен образец флоат-стекла (float-glass) шириной 300 мм. В 1955 году на новой экспериментальной установке было получено флоат-стекло шириной 760 мм, и правление Пилкингтон принимает смелое и рискованное решение о строительстве производственной флоат линии (float-line) шириной 2540 мм. Компания надеялась на успех, но в тоже время понимала, что в случае неудачи финансовые потери будут составлять миллионы фунтов. С другой стороны, успешный запуск линии гарантировал значительный и революционный скачок в технологии листового стекла за всю длительную историю производства стекла.

Производственная линия, работающая по флоат-методу, была введена в Коулей Хилле (Великобритания) 6 мая 1957 года. Многие в то время не верили в новый процесс, и говорили, что эта линия не произведет даже 1 m² стекла. Только через 14 месяцев было получено первое качественное флоат-стекло (float-glass) толщиной 6,5 мм, и 20 января 1959 года компания Пилкингтон официально опубликовала пресс-релиз, в котором представила флоат-процесс следующими словами:

«Флоат-процесс является наиболее фундаментальным, революционным и важным достижением в производстве стекла в 20 столетии»

В соответствии с разработанной компанией Пилкингтон (Pilkington) флоат-способом стекломасса из студочного бассейна при температуре 1100°С непрерывной лентой поступает из стекловаренной печи на поверхность расплавленного олова. Лента выдерживается при достаточно высокой температуре для удаления всех дефектов и неровностей на поверхности стекла. Так как поверхность расплавленного металла является идеально ровной поверхностью, то стекло приобретает “огненно-полированную” блестящую поверхность, которая не нуждается в дальнейшей шлифовке и полировке. При проведении экспериментов установлено, что расплавленная стекломасса не растекается бесконечно на поверхности расплавленного олова. Когда силы тяжести и поверхностного натяжения уравновешиваются, лента приобретает равновесную толщину около чуть меньше 7 мм. Для получения ленты стекла различной толщины были созданы методы, основанные на регулировании вязкости стекла в зоне формования и величины растягивающего усилия. Если необходимо получить толщину ленты стекла больше 7 мм, то ее сжимают несмачивающими бортовыми ограничителями.

В начале работе возникла проблема выбора расплавленного металла, который должен находиться в жидком состоянии в пределах температурного интервала от 600 до 1050°С, иметь низкие значения давления паров, а величина плотности должна быть выше, чем стекла. Исследования показали, что всем этим требованиям соответствует олово, которое почти не взаимодействует со стеклом, и является вполне доступным и дешевым продуктом. Но олово при высоких температурах окисляется кислородом с образованием оксидных соединений. Поэтому, чтобы исключить окисление поверхности расплава олова, во флоат-ванне необходимо создавать инертную атмосферу азота с малой добавкой водорода. После формования лента стекла охлаждается до 620°С и транспортируется в печь отжига.

Вклад участников

Толстов Илья

www.wikipro.ru

Окна в архитектурных стилях. Часть 1: Античная архитектура

Архитектурный стиль — совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон. Единый архитектурный стиль формируют приёмы построения планов и объёмов композиций зданий, строительные материалы и конструкции, формы и отделка фасадов, декоративное оформление интерьеров.Сегодня выделяют более десятка архитектурных стилей, среди которых античная архитектура не случайно рассматривается в первую очередь. Античный стиль архитектуры (канонические греческие архитектурные формы и их римские варианты) являются тем фундаментом, на котором построена вся европейская архитектура.

00

Из всех архитектурных форм в античной архитектуре окна отличаются наибольшим разнообразием. Классификация окон возможна по разным признакам. Античные окна могли быть простыми и сложными (двойными и тройными). По форме окна в античном стиле архитектуры разделяются на две большие группы: прямоугольные и полуциркульные.

1. Прямоугольные окна. Эта классическая форма окна сложилась именно в античности.Чаще всего встречаются окна, у которых высота больше ширины от 11/2 до 2 раз. Это значит, что в одном случае в прямоугольник можно вписать полных 2 квадрата, в другом случае– 11/2. Но, как известно, именно в деталях кроются тонкости и особенности стиля.Простейшей формой прямоугольного окна является вырез в совершенно гладкой стене, без какой-либо отделки, но в нижней части окна обыкновенно делается небольшой, очень простой карниз. Дальнейшее развитие формы окна – это обрамление с трех сторон: сверху и с боков. Такое обрамление окна называется наличником. Наличник отступает от стены очень мало и состоит из ряда прямолинейных и криволинейных профилей.Пример оформления прямоугольного окна в античном стиле:

01

2. Полуциркульные окна. Это такие же окна, как и прямоугольные, вытянутые в вертикальном направлении, но заканчивающиеся сверху полукругом. Таким образом, в подобное окно можно вписать два или полтора круга.Пример оформления полуциркульного окна в античном стиле:

02

03

3. Окна разных формДля освещения помещений, перекрытых большими цилиндрическими или крестовыми сводами, римляне делали оконные отверстия в так называемых щековых стенах, т. е. в тех стенах, которые не принимают на себя веса свода. В цилиндрическом своде таких стен две, в крестовом их четыре.В этих стенах, заканчивающихся вверху полукругом, делались окна тоже полукруглой формы, причем диаметр окна делался немного меньше диаметра (пролета) свода. Эти окна прекрасно освещали помещение, а если их размеры были очень велики, то полукруглое отверстие разделялось тонкими столбиками на три части. Сверх сводов делалась крыша на два ската, поэтому снаружи сверх полукруга получались треугольные поля стен, ограниченные щипцами

04_01

04

Круглые окна делались в малых размерах: и встречаются сравнительно редко. Они применялись двумя способами. Небольшое круглое окно окружали наличником и помещали на гладком поле стены совершенно свободно, оно не соприкасалось с другими формами фасада; или круглое окно, с обводами вокруг него, вписывалось в квадратную рамку

05_1

05

4. Сложные окна. Это такие комбинации оконных отверстий, в которых два или три окна объединены в одно целое охватывающей их обработкой. Комбинацию из двух окон называют двойным или парным окном, а комбинацию из трех окон называют тройным окном. Если расположить два обыкновенных окна очень близко одно к другому, то назвать такое сочетание одним двойным окном нельзя, если же посредине одиночного окна вставить столбик или колонку, окно сделается двойным. Применять сложные окна приходится тогда, когда на данном участке фасада одного окна обычных размеров и пропорций недостаточно для освещения помещения, тогда как два окна с более или менее сложной обработкой на том же месте не помещаются. В таком случае проще всего сделать одно окно, но значительно расширить его. Однако это может неблагоприятно отразиться на его пропорциях. Положение сразу улучшается, если расширенное окно разделить поставленным в середине столбиком.

06

07

08

09

oknamaster.livejournal.com

Окна старой Самары - MakcOn

Гуляя по старой Самаре, невозможно не обратить внимание на красоту старых резных окон, а точнее их наличников. Взгляд всегда цепляется за них, останавливается и гуляет по затейливым узорам деревянного кружева. Неудивительно, что такая простая вещь, призванная закрывать щель между стеной и оконной рамой, стала и украшением дома. Если провести параллель между лицом человека и фасадом дома, то окна несомненно являются глазами. Вот такие красивые глазки.

И вот смотря на все это разнообразие все же можно заметить определенное сходство, на многих окнах схожие элементы узоров. В резном рисунке наличников можно заметить растительный орнамент, и символические образы солнца, различить животных. И захотелось мне немного разобраться в этом.

Оказывается, традиция украшать дома резными деревянными элементами возникла в России не на пустом месте. Первоначально резьба носила культовый характер. Древние славяне наносили на свое жилище языческие знаки призванные оберегать жилище, обеспечивать плодородие и защиту от врагов, нечистой силы и природных стихий.

А ведь окно это не только возможность наблюдать за тем, что происходит с наружи, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища, проникнуть внутрь. Вот и окружали себя оберегами наши предки.В дальнейшем, религиозный смысл деревянной резьбы утрачивался, но традиция придавать различным функциональным элементам фасада дома художественный вид осталась.

Наиболее часто в орнаментах прослеживаются символы солнца, с лучами, в виде круга, или полукруга.

         

                    

С древности символом солнца являлось также изображение креста, вписанного в круг. В резьбе это чаще всего крест с равными по размеру концами. Такое изображение не имело отношения к христианству, поскольку по времени предшествовало крещению Руси. «…Крест в круге... применялся для указания на вселенское значение креста как микровселенского символа, отображающего космологически сферу небесную». Крест как бы расширял значимость солярного знака, распространял его на всё небесное пространство. Отверстия в лепестках диска вокруг креста символизируют звёзды. В целом такой знак как бы воплощает небесную сферу. Солнце изображалось в разных видах, часто изображение его можно встретить в виде ромба.

         

Восходящие и нисходящие полусолнца можно трактовать как знаки восхода и заката, таким образом отображалось движение солнца по небосводу, туже функцию несут и завитки по сторонам от светила. А ночью солнце, сойдя с небосвода, несет подземная река. Знак Солнца в оберегах приносил удачу своему хозяину, передавал ему часть солнечной энергии, отпугивал любое зло и неприятности.

Ещё одним из важных знаков является знак воды, знак дарующий жизнь, также несет сакральный смысл очищения. Мною встречается практически на всех наличниках в виде волнообразных линий, зигзагов, плетенок.

В верхней части наличника изображались «хляби небесные» такое название в древнерусском носило небо с запасами дождевой воды, отсюда и выражение "разверзлись хляби небесные" то есть пошел сильный дождь, ливень.

         

Можно встретить изображение кружков капель, дождевые облака выглядят и как женская грудь, это образ небесных богинь рожениц, которые проливали влагу на поля, ведь дождь считался небесным молоком, кормящим землю. На боковых досках можно встретить изображения струящейся воды в виде переплетенных линий, ручейков, или рек.

         

Так же часто встречающийся знак ростка, или крина. Его можно встретить как над окном, таки на боковых сторонах.

Это символ зарождающейся жизни и плодородия. Также как и крин узоры растительного орнамента это символы мирового дерева. Мировое дерево изображается на боковых досках, в виде дерева или елочки.

         

Мировое Дерево, древо жизни — в славянской мифологии мировая ось, центр мира и воплощение мироздания в целом. Крона мирового дерева достигает небес, корни подземного мира.Земля в орнаменте представляется ромбами квадратами, прямоугольниками. Ромб с точкой посередине, перекрещивающиеся линии или просто разлинованный прямоугольник символизируют вспаханное и засеянное поле. Земля представляется как мать, подательница всех благ.

         

Встречаются различные вариации с ромбами, квадратами и прямоугольниками.

Одним из важных элементов является женский образ роженицы, Берегини небесной хозяйки мира, рождающий для земли и людей источники благосостояния. Богиню земли, плодородия, мать всего земного, изображали обычно женщиной в широкой юбке, иногда с поднятыми к небу руками, иногда фигурку сложно выделить из узора, так как она выполнена не явно, а в виде сплетения завитков и кружев. В центре фигурки изображались точки или росток, символизируя зарождение жизни.

         

                    

Змея довольно противоречивый персонаж она сочетает в себе отрицательные и положительные свойства; она ядовита и целебна; нечистая тварь, источник зла и в то же время наделяет человека чудесными способностями и имеет покровительственные функции. Скорее всего, это изображения ужа. Мирные ужи, почитались как покровители дома у многих народов. Считалось, что уж приносит в дом счастье, с ним связывалось представление о дожде и охране жилища.

         

На мой взгляд, мастерами 19 начала 20 века украшение окон не задумывалось уже как наложение оберегов, скорее они следовали традициям.К сожалению, современное строительство зачастую безлико. А ведь как красивы эти «домашние глазки».

         

         

         

         

          

makcon.livejournal.com

Окна древней Руси санкт-петербург, спб

Окна ПВХ

История окон на Руси развивалась очень медленно. Испокон веков, русский народ стремился в первую очередь не к красоте, а к практичности. Климатические условия расположения нашей страны также наложили отпечаток на архитектуру окон.

Древние славяне проживали в рубленых избах, которые имели очень маленькие, так называемые «окна», это были всего лишь отверстия для того, чтобы дым от натопленной по-чёрному печи выходил на улицу. Такие отверстия делались непосредственно под потолком и по размеру были около 27-35 см в длину и 18 см в ширину.

Первым видом окна в России считается «волоковое окно». Оно имело узкую форму, по высоте составляло одно или два бревна, и задвигалось изнутри тонкой доской, бычьим пузырем или кожей.

Для сохранения тепла, славянам приходилось жертвовать освещением в помещении, что вызывало неудобства, и, конечно же, со временем окна становились всё больше по размерам.

Окна древней Руси

продажа пластиковых окон

Окна древней Руси

Следующим этапом в эволюции стёкол в Древней Руси являлись косящатые (красные) окна. Они отличались от «волоконных окон» тем, что состояли из двух косяков, были несколько больше по размерам, и, как правило, были украшены.

В богатых же домах вместо стёкол вставлялась слюда, которая также украшалась различными рисунками. Окна с наружной стороны имели ставни, которые защищали от холода и ветра. В некоторых домах такие ставни оббивались мехом или сукном, что повышало их теплоизоляцию.

Первые стекольчатые окна появились во времена Петра Великого. Всем известно, что российский император стремился привнести в нашу страну опыт из Европы. Именно он начал строительство окон, которые стали соответствовать европейским стандартам.

Окна древней Руси

И уже в конце XVIII - начале XIX века все усадебные дома были украшены большими окнами.

Интересным фактом также является то, что до того, как в России стали производить стекло, его привозили из-за границы, при этом, как правило, применялись цветные стёкла, что соответствовало моде и в Европе.

Причудливые окна Средневековья

okna-modernspb.ru

Окно в историю. Революция? Нет. Эволюция!

Деревянные окна, их формат, пропорции и внешний вид должны удовлетворять техническим и функциональным требованиям к эксплуатации. На сегодняшний день преобладающим типом конструкции деревянных окон считается симметричная прямоугольная, реже встречаются окна из дерева арочного типа. Из века в век оконные конструкции развивались и совершенствовались, чтобы сегодня человечество могло наслаждаться их изысканностью, простотой и в то же время высоким качеством и удобством эксплуатации.

Жилища без окон – “дела давно минувших дней, преданье старины глубокой”, но, тем не менее, из истории этот факт не вычеркнешь. В Древней Греции и Древнем Риме оконные конструкции представляли собой узкие щели в стене или отверстия в крыше, через которые проникал хоть какой-то минимум солнечного света. А первые большие окна появились в Помпее. Однако, и в здешних дворцах были распространены, так называемые, “ложные окна” с нарисованными видом на море, бассейн или сад. Деревянные окна появились и того позже, но, как показала история, они стали одним из самых удивительных и полезных архитектурных элементов во все времена.

Каждая эпоха в развитии оконной индустрии дарила миру шедевры зодчества, всё более совершенные и красивые. Простое отверстие в стене или крыше превратилось эстетически привлекательные современные деревянные стеклопакеты, представляющие собой сложный механизм и не менее сложную конструкцию, благодаря которым окна стали простыми и удобными в эксплуатации. Постоянная разработка и внедрение инновационных технологий обеспечили уют и комфорт в помещении, позволяя регулировать уровень шума и температуру.

Нынешнее производство деревянных окон есть не что иное, как результат тысячелетней истории зодчества. Гармония материала, формы и цвета воплотилась в современных оконных конструкциях, которые в настоящее время радуют своих владельцев безупречным качеством и эстетикой исполнения. Однако, далеко не всегда наши дома были столь уютными, а загородные усадьбы столь роскошными…

Эпоха западноевропейских окон

Деревянные окна в том виде, в каком мы привыкли видеть их сегодня, на самом деле появились тысячи лет назад. Пусть они лишь отдаленно напоминали современные оконные конструкции, но уже в Древнем Риме производители деревянных окон использовали горячую стеклянную массу, которую заливали между рамами. В свою очередь, окна из дерева представляли собой простые рамные конструкции, размягченные водой. С развитием каменного строительства, получившего широкую популярность на Дунае и в провинциях Рейна, распространились деревянные окна арочного типа (полуциркулярные). Чуть позже, в позднероманский период стали появляться окна из дерева, изготавливаемые порой в самых необычных формах. Чего только стоили фантастические конструкции в виде солнца с широкими лучами, лилий, крестов и т.д.

Но настоящего расцвета окна из дерева арочного типа достигли в готический период. Именно тогда создавались самые необычные и наиболее интересные проекты и чертежи окон, зачастую достигающие грандиозных размеров или, напротив, удивляющие своей миниатюрностью. Окна из дуба исполнялись в стрельчатой форме, а вместо стекол они заполнялись всем известной разноцветной мозаикой, зачастую воспроизводящей сюжет из Библии, благодаря которой они и стали настоящим символом готики.

Вопрос о функциональности оконных конструкций впервые ребром был поставлен в эпоху ренессанса, подарившей всему миру простые, но между тем оригинальные деревянные окна из дуба и лиственницы. Наибольшее распространение получили прямоугольные окна из мореного дуба, декорированные пышным фасадом. Писком моды стали деревянные окна эпохи барокко. Конструкции изготавливались поистине в невероятных формах и украшались не менее фантастическим обрамлением. По сравнению с барочными окнами прямоугольные формы, присущие эпохе классицизма, кажутся скудными и бедными, хотя именно они стали прародителями современных деревянных стеклопакетов.

А в это время в России…

Если говорить об истории развития оконных конструкций в России, следует отметить, что отечественные производители деревянных окон, в отличие от своих европейских коллег, до начала эпохи Петра Великого не могли похвастаться столь же грандиозными успехами в оконной индустрии.В Древней Руси под окном подразумевалось узкое отверстие, выпиливаемое непосредственно в стене. Для того, чтобы защитить дом от сквозняков, дождей и морозов, его перетягивали бычьим пузырем или кожей. Позже такое отверстие (окном его назвать сложно) было заменено четырехугольной косящей конструкцией. Деревянные окна состояли из двух косяков (отсюда и название) и вставлялись в стенной проем. Преимущественно в домах устанавливались окна из дуба, лиственницы и липы. На рамы натягивался все тот же бычий пузырь, который практически не пропускал солнечного света, но, между тем, такие окна называли не иначе, как “хрустальные”!Стекольчатые окна появились гораздо позже – лишь в XVII веке. Но и тогда они были далеко не лучшего качества. Дело в том, что стекло, импортируемое в Россию из Западной Европы, представляло собой толстенный светопропускающий материал мутного зеленоватого цвета, из-за которого разглядеть что-либо было практически невозможно.

“Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно…”

Первые деревянные окна, явившиеся, собственно, родоначальниками современных оконных конструкций, появились относительно недавно (в масштабах оконной истории). И заслуга в том принадлежит, конечно же, Петру Великому, положившему начало производству деревянных окон больших размеров. “Прорубив окно в Европу”, Петр I стал активно перенимать опыт европейских архитекторов, но, как водится в России, любые нововведения, в том числе и большие окна из дерева, приходилось внедрять силой.

В 1714 году первый Император всероссийский издал указ, в котором сообщалось, по каким манерам нужно строить дома: “… брать чертежи от архитектора Трезини”. А, как известно из истории, итальянский инженер Доменико Андреа Трезини – известный почитатель окон “поширше да поболе”. Так в строящемся Петербурге появились Летний и Зимний дворцы и дворец Александра Меньшикова, одним из главных украшений которых стали большие, симметричные деревянные окна.

Однако, говорить о том, что в России началась эра стеклянных оконных конструкций было еще рано. Да, габаритные прямоугольные окна из дерева стали пользоваться широкой популярностью, но очень долгое время они продолжали оставаться прерогативой богатой знати. В домах челяди преимущественно оставались глухие деревянные окна, которые днем представляли собой простое сквозное отверстие, а на ночь закрывались наглухо. И причина тому – дороговизна стекла. Более того, даже во дворцах, резиденциях и усадьбах деревянные рамы, как и прежде, продолжали оснащаться мелкой расстекловкой, ибо цельное стекло стоило крайне дорого.

Примерно в это же время распространилась мода на декорирование фасадов. Деревянные окна стали украшаться кружевными орнаментами. Рамы окон, подобно рамам зеркал и картин, приобретали эксклюзивное обрамление. Ну, а в XIX веке, наконец, распространились конструкции с цельными большими стеклами. Таким образом, начавшееся в эпоху классицизма производство деревянных окон симметричной прямоугольной формы, положило начало современным оконным конструкциям. Кроме того, эпоха позднего классицизма ознаменовала собой и появление новых стилей в архитектуре – эклектики, функционализма, модерна, породивших создание новых оконных форм и форматов.

Век нынешний и век минувший

В начале XX века производители деревянных окон начали выпускать конструкции с дополнительной перекладиной в верхних фрамугах, которые сочетались с прямым, а иногда и закругленным импостом. Как известно из истории архитектуры, особым шиком и совершенно новой тенденцией в производстве деревянных окон стали большие окна из лиственницы или окна из сосны (реже, из дуба) с фрамугами, имеющими мелкое членение горбыльками, и отсутствием таковых на нижних створках.

С 1910 года в жилых домах рекомендованы к установке двух- и трехрамные окна из дерева. Спрос на производство деревянных окон с тремя рамами был обусловлен суровыми морозами во многих регионах нашей страны. А так как технологии в те времена не позволяли надежно герметизировать конструкции, население спасалось за тройными окнами. Ну, а десятилетие спустя, в 1920 году началась эра “нового строительства”. Деревянные окна из дуба, сосны, лиственницы и других пород только начинали своё гордое шествие, но появившиеся в то время несимметричные конструкции с маленькой и большой створками изготавливались преимущественно из дешевой прессованной древесины. Горбыльки переплетов стали атавизмом и практически канули в лету.

Времена Советов

Двухрамные деревянные окна с отваливающейся кусками краской, неотшлифованными рамами, заусенцы от которых получила не одна домохозяйка, постоянный конденсат и хрупкие стекла, кое-где уже треснувшие, – всё это можно назвать не иначе, как советским наследием. Понятно, почему простейшие пластиковые окна с гладкими белыми рамами столь быстро распространились по всей стране, привлекая внимание не только красотой, но и несравнимым удобством эксплуатации.

Каждому из нас с детства знакомы субботники, в основные задачи которых входило также и заклеивание щелей кассовой лентой или газетами, отчего деревянные окна приобретали еще более убогий вид. Быть может, поэтому у многих современное производство деревянных окон до сих пор ассоциируется с необъяснимым недоверием к окнам из дерева в целом. Глядя на рекламу “экономичные окна из сосны” или “благородные окна из дуба” рядовой потребитель волей-неволей задается вопросом: сейчас все переходят на новомодные и герметичные пластиковые, так зачем возвращаться к прошлому? Деревянные рамы, которые нуждаются в ежегодной покраске, шпингалеты, со временем перестающие закрываться из-за накопившегося за долгие годы слоя краски, оставили неизгладимые впечатления об аскетичном советском быте.

Изначально советские двухрамные деревянные окна представляли собой отдельные конструкции. Свинчивающиеся (сдвоенные) окна – классический образец советской оконной индустрии – появились несколько позже. Кроме того, параллельно с двухрамными существовали и трехрамные конструкции – вынужденная мера для жителей северных регионов страны (в двухслойных конструкциях воздушная прослойка была слишком мала для сохранения тепла) и ужас для домохозяек, ибо детская фраза из Букваря “Мама мыла раму” воплотилась во вполне реальное трехчасовое мытье окна в одной комнате. А если комнат в квартире три и более?!

Но по-настоящему комичный, и в то же время убогий вид имели традиционные окна из дерева, установленные в деревенских домах. В нижней части оконной конструкции были предусмотрены два полукруглых углубления, предназначенные для сбора воды – результат конденсата на стеклах. Логично предположить, что углубления пустовали лишь летом, в то время как в холодное время года они леденели, нередко способствуя нарушению геометрии всего оконного периметра.

В советские годы производителями деревянных окон являлись преимущественно заводы, работающие по государственному заказу. Эстетические качества типовых оконных конструкций из массива оставались за чертой списка обязательных требований производства. Более того, в подавляющем большинстве случаев не соблюдалась технология сушки древесины, поэтому уже установленные в домах окна из дерева очень часто “вело”, значительно сокращая срок их эксплуатации. Для сравнения, в Европе в 60-80-ых годах производство деревянных окон представляло собой гораздо более совершенный и высокотехнологичный по тем временам процесс. Так, в Германии особой популярностью пользовались окна из лиственницы, изготовление которых в то время уже осуществлялось в сушильных камерах конвекционного типа. В Финляндии конца 70-ых XX-ого века активно использовался двойной клееный брус. Норвежские производители деревянных окон всегда делали ставку на использование натуральной, качественно просушенной древесины, изготавливая окна из лучшей северной сосны и лиственницы.

С тех пор, как СССР прекратил свое существование, 98% государственных деревообрабатывающих комбинатов в разы сократили объемы производства или разорились вовсе. Если в 80-ых годах двухрамные деревянные окна производились в количестве 4 млн. кв.м., то сегодня государственные деревообрабатывающие комбинаты (ДОКи) производят не более 10% от своих прежних объемов, при этом говорить о каком бы то ни было контроле современного рынка не приходится. ДОКи имеют вес разве что в рыночном сегменте, связанным с государственным строительством, объемы которого, к слову, сократились в 4-5 раз. В настоящее время спрос на деревянные окна (окна из лиственницы, дуба, сосны и т.д.) вновь набирает обороты популярности, но удовлетворяют его частные предприятия и компании, производящие современные деревянные стеклопакеты, отвечающие всем европейским стандартам качества.

Деревянные окна в Европе

На сегодняшний день в Европе доля деревянных окон составляет около 60% рынка. Окна из лиственницы, дуба и хвойных пород древесины всегда высоко ценились искушенными и требовательными европейцами. По статистике, в Германии деревянные стеклопакеты установлены в 70% домов, и, как показывают тенденции рынка, ежегодно наблюдается стабильный прирост спроса в 4%. В странах с теплым и умеренным климатом также преобладают окна из дерева. В Италии, Испании, Греции нередко можно встретить роскошные деревянные стеклопакеты из бука и лиственницы.

Норвежские производители деревянных окон изготавливают стеклопакеты с резиновой прослойкой. Оконные конструкции дополнительно оснащены молекулярным ситом, которые в случае резкого перепада температур вбирают в себя лишнюю влагу, предотвращая образование конденсата и запотевание стекол. Отличительной особенностью норвежской продукции является то, что производители деревянных окон уделяют особое внимание внутренней отделке, вынося все детали наружу. В Финляндии традиционные окна имеют не только деревянные стеклопакеты, но и дополнительное обычное стекло. Проветривание осуществляется через форточки или фрамуги. Франция славится своими панорамными окнами до пола, которые разделены на секции. Французские окна из дерева изготавливаются преимущественно из клееного бруса, ну, а в качестве остекления используются стеклопакеты. Вообще, французы превратили производство деревянных окон в настоящее искусство, предложив мировому рынку панорамные конструкции со встроенными декоративные раскладками непосредственно внутри стеклопакета. Не менее оригинальны и англичане. На туманном Альбионе распространены деревянные окна без петель. Открываются такие конструкции поднятием рамы вверх (по принципу гильотины).

Окна пластикового поколения

Долгое время среди отечественных покупателей бытовало мнение о том, что евроокно – это окно исключительно из глянцевого белого пластика с акриловым подоконником. В то время как в традиционном значении под европейскими окнами как раз таки подразумеваются дорогие окна из дуба, окна из лиственницы, более доступные окна из сосны и прочих пород древесины – словом, экологически чистые деревянные стеклопакеты. Створки таких конструкций могут откидываться сверху вниз и открываться в любом направлении.

Однако, сложившиеся стереотипы о европейских окнах из пластика вполне объяснимы. ПВХ конструкции пришли на смену морально устаревшим деревянным окнам, сохранившимся во многих квартирах еще со времен СССР. Советские окна из дерева с ужасно неудобными двойными рамами и листовым хрупким стеклом в один момент перестали удовлетворять современное поколение, вкусившего всю прелесть пластиковых стеклопакетов. Но век дешевого пластика тоже оказался недолгим…

Полемика по поводу экологической безопасности началась практически сразу с момента появления окон из ПВХ на мировом рынке. Какими бы неудобными были советские деревянные окна, одно было бесспорно – их безопасность для здоровья человека. И до появления пластика отечественный покупатель особо не задумывался над тем, какое влияние строительно-отделочные материалы и элементы архитектуры могут оказывать на состояние организма. Сегодня же ведущие экологи утверждают, что даже самые современные окна ПВХ выделяют ядовитые вещества и представляют собой опасность с радиационной точки зрения. Естественно, производители пластиковых окон с этим утверждением категорически не согласны. Но многочисленные эксперименты показывают, что оконные конструкции из пластика содержат в себе винилацетат и винилхлорид, доля выделения которых в атмосферу определяется качеством ПВХ. Совсем другое дело – производство деревянных окон. Даже самые экономичные по стоимости окна из дерева (например, окна из сосны) гарантируют 100%-ное соответствие всем требованиям экологической безопасности. Более того, как показали научные исследования, в состав оконной рамы из пластика входит ядовитый хлор в связанном виде. Несмотря на то, что он содержится исключительно в раме, под длительным воздействием прямых солнечных лучей хлор может превратиться в диоксин – тяжелый яд. К сожалению, с понижением температуры за окном беды не заканчиваются. Так, при -35°C пластиковые рамы нередко трескаются. Ну, и с обеспечением естественного воздухообмена дела у пластика тоже обстоят не слишком гладко. Мелкопористая структура, которая отличает деревянные окна, гарантирует естественный влажностный обмен, тогда как пластик наглухо перекрывает доступ свежего воздуха в помещение.

Неудивительно, что покупатель, всерьез задумавшийся о своем здоровье и влиянии на него окружающих строительно-отделочных материалов, все чаще начинает интересоваться окнами из сосны, дуба, лиственницы – экологически чистой продукцией из дерева. Да и демократичная ценовая политика, которую обеспечивают профессиональные производители деревянных окон, позволяет предложить потребителям конкурентоспособную продукцию.

Справедливости ради стоит отметить, что компании-изготовители окон из ПВХ тоже не стоят на месте, разрабатывая новые и более совершенные технологии. Однако, каким бы безопасным они не старались сделать пластик, производство деревянных окон будет на порядок выше, исходя хотя бы из одного, но крайне важного пункта – безопасность для здоровья человека и экологической обстановки в целом.

Интересные факты современности

Гуляя по центральным улочкам Праги можно заметить (а можно и не заметить) ложные окна, относящие нас к временам Помпеи, о которых уже упоминалось выше. В самом центре города обычные деревянные окна домов в мелкую решеточку мирно соседствуют с рисованными окошками, которые, между прочим, выглядят один в один как настоящие! Невнимательный взгляд никогда не отметит разницы. Фасадные окна из дерева “печатаются” в типографии, полностью имитируя древесину дуба или лиственницы. Дело в том, что в Праге установлена высокая ставка налога именно за фасадные окна, которая многим не по карману. Вот почему местные жители предпочитают иметь 2 – максимум 3 окна из дерева, а остальные просто замуровывают. Чтобы не нарушать эстетику и общий стиль архитектурного ансамбля, владельцы домов и квартир вынуждены идти на такое ухищрение.

К слову, современные деревянные стеклопакеты получили широкое распространение в нашей стране, отчасти благодаря влиянию европейской моды на качественную жизнь. Совсем другое дело американские производители деревянных окон, которые не то, чтобы задавать тенденции, до сих пор не могут от стандартов прошлого века отойти. Несмотря на интенсивное развитие строительной сферы, окна из дуба, лиственницы, сосны во многих штатах продолжают оставаться миниатюрными и очень узкими. Практичные производители деревянных окон из США объясняют это, прежде всего, желанием изготавливать дешевую продукцию для типовых домов, доступную даже студентам колледжей, живущих отдельно от родителей. Добротные окна из лиственницы или дуба остаются в Америке прерогативой дорогих квартир, частных домов, ресторанов и резиденций. Еще одна специфическая особенность архитектуры США: в таких престижных районах Нью-Йорка, как, например, Манхэттен, с 80-ых годов в домах установлены качественные деревянные окна из лиственницы, которые разделены поперечной балкой. Оконные конструкции открываются тоже своеобразно – вверх, но, по утверждениям местных жителей, такие окна из дерева очень практичны и удобны в эксплуатации.

Токио – вот, в чьей архитектуре производители деревянных окон черпают вдохновение. Именно там расположен уникальный жилой дом, выполненный полностью из стекла! Идея токийских архитекторов была поддержана во многих странах мира. Так, в Чили окна из дерева нашли свое воплощение в одном из прибрежных частных стеклянных домов, расположенных на берегу озера Колико. Окруженный растительностью этот дом буквально растворяется на лоне природы, точь-в-точь повторяя естество чилийской экзотики.

Отечественные производители деревянных окон сегодня составляют достойную конкуренцию европейским коллегам. Постепенно вытесняя не только старые СССР-овские двухрамные оконные конструкции, сохранившиеся во многих домах и квартирах, но и ультрамодные пластиковые, окна из сосны, лиственницы, дуба становятся главным украшением стильных и респектабельных интерьеров. В то время как старые двух- и трехрамные окна из дерева находят другой способ применения, обретая “вторую жизнь” в теплицах. Нынче россияне нашли превосходный способ организации строительства теплиц на садово-огороднических и дачных участках. Деревянная конструкция не потребует особого ухода. Более того, шпросы в деревянных окнах гораздо толще, чем в алюминиевых, но между тем, их легче просверлить в случае необходимости установки дополнительных приспособлений. Да-да, находчивость населения нашей страны – один из главных его достоинств!

Но особо показательным примером в мировой оконной индустрии является Австрия. Здесь с 1992 года запрещено производство любых бытовых изделий и строительно-отделочных материалов, содержащих хлор, в том числе и оконных блоков из ПВХ. Вот, где государство радеет за экологическую обстановку в целом, и здоровье нации, в частности.

Деревянные окна сегодня и завтра. Резюме.

Бурное развитие оконного рынка, в частности, производства деревянных окон, во многом определяется тенденциями и изменениями в строительной отрасли, которая после кризиса 2009г. вновь начала активно наращивать объемы производства.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, современный рынок оконных конструкций весьма и весьма разнообразен, но основные процентные показатели распределились следующим образом. Лидерами по-прежнему остаются окна ПВХ – их доля составляет 74%, вслед за ним идет алюминий с показателями в 56%, окна из дерева – 44%, с учетом компаний, совмещающих производство сразу несколько типов оконных блоков. Однако, специалисты продолжают отмечать постоянный прирост сегмента деревянных окон, благодаря внедрению новых технологий, которые, в свою очередь, позволили окнам из дерева успешно конкурировать с пластиковыми аналогами.

Наслаждайтесь эстетикой окон, как это делают французы, добротностью, которой гордятся немцы, долголетием эксплуатации, гарантированным итальянцами, и, наконец, подарите себе возможность наслаждаться качеством жизни – безупречным качеством деревянных окон российского производства от компании “Евролес”.

Статья подготовлена компанией Евролес.

www.euroles.ru

ИСТОРИЯ ОКОН - Окна - Строительство и ремонт дома

История окон



На раннем этапе развития цивилизации окон, как таковых, не было. Древние жилища всех регионов окон не имели. Вплоть до Средневековья проёмы в стенах представляли собой простые отверстия, которые прикрывались шкурами животных или тканью. Также для этих целей использовался бычий пузырь, плёнка, снятая с брюшины животного, которая пропускала свет внутрь жилища.

Первые окна в том виде, в котором мы их знаем, появились только в Римской Империи и считались роскошью. Окна вставлялись только в очень богатых домах.

В бедных же хижинах проемы в стенах завешивались шкурами животных или плотной тканью. Такая тенденция развивалась в период ранних цивилизациях вплоть до развития Римской Империи.

В Древнем Риме использовались окна без стёкол. При этом их форма оставалась прямоугольной, но внутри окна создавались специальные украшения, в том числе и из камня. Первые стеклянные окна появились в эпоху Римской империи, но позволить себе такую роскошь могли лишь очень состоятельные граждане.

В эпоху Византии окна имели узкую вытянутую форму с закруглением в верхней части. Уже в те времена архитекторы научились умело регулировать освещение в храмах и домах, располагая группы окон по периметру здания или в его куполе с целью создать ощущение легкости и воздушности (Собор Святой Софии в Константинополе).

Когда наступило Средневековье, жилища перестали отличаться архитектурными изысками. Наоборот, для романского или, как его называли англичане, нормандского стиля была характерна суровость и аскетичность. Время диктовало свои условия, поэтому прочные замки феодалов представляли собой укрепленные цитадели с небольшими узкими окнами, которые в случае нападения могли выполнять функцию бойниц. Такие окна можно увидеть в историческом наследии — Белой Башне лондонского Тауэра, построенной в X веке.

Важно также отметить, что именно в романский период стали массово появляться первые остекленные окна, хотя технологию изготовления стекла знали уже задолго до этого древние венецианцы. К сожалению, тщательно оберегали свой секрет и производили из него только предметы быта. А так как тайну сохранить не удалось, прозрачное стекло взяло свое начало в I веке нашей эры и обрело продолжение лишь в веке X. И только в Египте долгое время продолжало существовать непрозрачное стекло, и было оно совсем несовершенно.

А вот попытки создания чего-то похожего на витражи предпринимались еще в V–VI веке. Так, в христианских базиликах, окна заполнялись специально подобранными тончайшими прозрачными пластинами алебастра или селенита, составляющими различные орнаменты. Рождение витража как такового можно датировать приблизительно VI–VII веком нашей эры, когда для создания особой, эмоциональной атмосферы католическая церковь стала использовать краски для стекла. Доказательством этого служит тот факт, что в 1930 году археологами при раскопках были обнаружены три стеклянных фрагмента с изображением Иисуса Христа. Считается, что дата изготовления этих фрагментов относится примерно к 540 году нашей эры. Самым древним из уцелевших образцов считается витраж одного из окон Вейссембургского аббатства в Эльзасе, Германия. А в Англии, в монастыре Святого Павла, находится витраж, датируемый 686 годом нашей эры, и представляет большую историческую ценность.

В целом отношения к окнам в разных странах было практически одинаковое. Но когда в них стали вставлять стекла, их роль только начала усиливаться. Конечно, сначала такую роскошь могли позволить себе лишь богатые, но со временем были доступны и простому народу. А особое место они, конечно же, занимали в церквях — огромные витражи становились не просто величественным украшением, а своего рода являлись окном к богу. Вот так, с распространением христианства по миру, происходило постепенное подчинение архитектуры религии. Это было трудное время, в котором полностью отвергалось человеческое начало, а с ним, естественно, и творческая мысль. Вследствие чего на смену романскому стилю пришла готика, с модой на бестелесность и удлиненные формы. Здания, а с ними и все их элементы, как бы стремились ввысь, к богу. И ярче всего это было выражено в окнах.

Стрельчатые арочные проемы располагались высоко от земли, и украшались элементами росписи, иллюстрирующими легенды Ветхого и Нового Завета. Яркий пример готического стиля — Собор Парижской Богоматери в Париже.

Пришедший на смену готике ренессанс утвердил свободу от религиозных догм и провозгласил ценность человеческой личности. XV век возвратил интерес к античному наследию, в основе которого лежали классические формы, симметрия и чувство соразмерности. Окна этого периода потеряли свой возвышенный облик и приобрели прямоугольную форму, а стекла в них стали прозрачными. Тогда же, в Италии, впервые появились окна, разделенные на четыре части переплетом в форме креста. Принято считать, что именно итальянцы дали эстафету современному окну, так как оконный переплет в ранней архитектуре был либо в виде узоров, изготовленных из дерева, или же вовсе отсутствовал.

В XVI веке ренессанс сменил «причудливый» стиль барокко, тяготеющий к использованию изысканных декоративных форм. Барокко отличала динамичность, разнообразие, экспрессия и тяготение к пышности. В архитектуре этого периода композиционной доминантой стала кривая линия, и окна зданий стали приобретать геометрическую форму: круга, эллипса и т.д. Для барокко были типичны большие окна, несколько раз разделенные переплетами разной толщины. Тогда же архитекторы воплотили в жизнь конструкцию распашных окон и начали применять двойное остекление. Вследствие чего в XVII веке появилась новая технология изготовления плоских стекол, благодаря которой во Франции стали делать окна большого размера. Они начинались от самого пола и стали известны во всем мире как «французские», со временем превратившись в двери.

На смену барокко пришли классические формы с их ясностью и лаконичностью. Их отличала простота, строгость и монументальность. В планировке зданий соблюдалась симметричность и правильность форм, и окна начали приобретать современный вид. У них появилась классическая, прямоугольная форма и две пары переплетов. С этого времени берут свое начало окна с форточкой, Т-образный переплет, а также трехстворчатые окна с большими нижними и маленьким верхними створками.

С середины XIX и до начала XX века господствует ответвленный стиль модерна — Ар-нуво, провозгласивший отказ от прямых углов и линий в пользу плавных изогнутых форм. Архитектура этого стиля гармонично сочетала функциональность и эстетичность. Все элементы здания создавались в едином стилевом решении, а при строительстве широко использовались новые технологии и материалы. Яркий представитель того периода — испанский архитектор Антонио Гауди. Он смело экспериментировал с обликом зданий и формой окон, которые кажутся скорее делом рук природы, нежели человека (дом Костей, парк Гуэль). Что касается новых технологий и материалов для окон, то стоит заметить, что в 1835 году французский инженер и химик Анри Виктор Реньо получил поливинилхлорид в лабораторных условиях. Но это открытие было запатентовано только в начале XX века немецким ученым Фрицем Клатте. И лишь в 30-е годы ХХ столетия в Германии впервые началось производство ПВХ в крупных масштабах.

С 1910 года возникает новое направление в архитектуре — функционализм. Это проявляется в устройстве несимметричных окон с большой или маленькой створкой в обычных, без особых архитектурных изысков, домах. Но и этот период в истории не обошел окна стороной — появляется так называемое «ленточное остекление», когда в ряд выстраивали окна вдоль всего фасада, тем самым открывая возможность в полной мере освещать дневным светом помещения. А чуть позже «ленточные окна» нашли свое применение в роскошном стиле ар-деко, существовавшем в 20–50-х годах XX века. Его отличали характерные черты — этнические, геометрические узоры, шик и современные материалы. В этом стиле построены лекционные залы Мюзик-холла.

В конце XX века появляется новое направление в архитектуре — постмодернизм. Яркий пример здания, построенного в подобном стиле, — Дом Оперы в Сиднее. Характерной особенностью этого стиля стало объединение приемов, мотивов и течений из разных эпох для создания творческого пространства. Это направление стало в определенной степени отказом от функционализма и провозглашением ведущей роли эстетики.

На сегодняшний день окна создают из разного материала, часто удивляя совершенной функциональностью и практичностью, а стекла в них порой превосходят самые смелые ожидания, поражая своей красотой и гармоничностью. И, скорей всего, благодаря окнам, в данное время наибольшую актуальность приобрел стиль неомодернизм. Здания такого стиля можно легко выделить по обилию стекла, пластика и остеклению большой площади.

На Руси окна появились только в 11-13 веках. А в 14 веке стали доступны волоковые (от названия дощечки, которыми задвигались окна-волоки) и красные (косящатые) окна.

В 14-18 веках окна русских крестьян располагались в боковой стороне и на фасаде. Волоковые окна размещались следующим образом: одно в середине стены, а два других по бокам, но все окна на одном уровне. Одно боковое окно было расположено на стене, соединялось с фасадной стеной и образовало тем самым красным угол.

Порой в доме могло иметься и одно косящатое окно, прорубавшиеся в середине стены, а два волоковых тогда располагались по бокам. Три косящатых окна - это большая редкость, признак богатой, даже роскошной жизни. Косящатое окно функционировало еще и для освещения избы, через него пропускалось больше света. В избах с несколькими косящатами окнами волоковое окно, дававшее верхний свет, переставало быть необходимостью. Вскоре волоковое окно и вовсе исчезло, и вернулось чуть позже, уже как слуховое, чердачное окно. Когда в домах стали делать потолки.

Рамы красных (косящатых) окон окрашивали краской. Затем на раму натягивали паюсный мешок рыб, и тогда окно называли паясными. Иногда использовали бычий пузырь (а порой и слюду, тогда окна назывались «слюдяными»). Но остекление а привычном нам виде использовалось крайне редко. Красные окна были отворными, подъемнымы, волоковыми и задвижными. А когда стали вставлять стекла в оконную раму, то нередко использовалось цветное стекло.

Для того, чтобы защититься от холода, ветра и непогоды, использовались ставни или, как раньше они назывались, «вставни», которые обивались сукном, для прочности. В морозы или в холодные ночи окна внутри закрывались втулками (щитами по размерам окна). Щиты эти просто «втулялись» или вешались на пелти и закрывались.

От красящатых окон, и появились светлицы- горницы с красными окнами, пропускающими много света. Окна в светлице прорубались во всех стенах, а в простых горницах (в двух, максимум, в трех).

На Руси в XI — XIII веках стеклодувы освоили технику изготовления толстостенных круглых окон диаметром 20—30 см, для чего расплав стекла отливался на металлическую плиту. Также использовались слюдяные окна, составленные из обработанных кусочков слюды. Такие окна пропускали больше света, чем окна из мутного толстого стекла.

Большие оконные проемы в России начали делать при Петре Первом. В строящемся Петербурге появились и реальные образцы, которым надлежало следовать архитекторам по указу Царя, - Летний и Зимний дворцы, дворец князя А.Меньшикова. "Французский балкон" у нас не прижился из-за климата. Но уже в начале XIX века здания, построенные в стиле классицизма, современники раскритиковали и назвали их малопригодными для жилья. С начала ХХ века до его середины "советская Россия" застраивалась типовыми домами с вставляемыми в них такими же типовыми деревянными окошками. В результате, как у всего массового и дешевого, происходит потеря качества.

В 60-х годах XX столетия появились первые системы так называемых окон из поливинилхлорида, сокращенно ПВХ. Это материал, относящийся к группе термопластов. Чистый ПВХ на 43% состоит из этилена (продукта нефтехимии) и на 57% из связанного хлора, получаемого из поваренной соли. Для производства оконных профилей в порошкообразный ПВХ добавляют стабилизаторы, модификаторы, пигменты и вспомогательные добавки. Эти компоненты оказывают влияние на такие свойства оконных профилей, как светостойкость, устойчивость против атмосферных воздействий, цветовой оттенок, качество поверхности, свариваемость и т. д.



www.domprofy.ru

Забытая реальность — Окна русской избы

Русское «окно» происходит от слова «око». То есть окно является своего рода органом чувств жилища. Происхождение же английского window, что нетрудно определить, как-то связано с ветром (wind). Если быть более щепетильным в переводе, то window можно трактовать, как устройство для создания сквозняков. То бишь, ни о какой визуальности, здесь речи не идет.

Если же переводить «английское окно» в соответствие с «домовой» системой органов чувств, то window – это, несомненно, орган дыхания (нос или рот).

29433469a2c84d54859ebd0f40d3f991Традиционное окно пуританского дома

Итак, британцы жили со встроенными «носами» в течение нескольких столетий, пока в середине XVII века на острове не активизировались пуритане – протестантская секта. И вот они-то, что называется, «натянули глаза на нос». У английского окна изменилась органическая функция. Отныне окна тоже стали глазами, однако, не дома, а общества. Как известно, пуритане выступали за полную прозрачность частной жизни членов общины, поэтому окна занавешивать было строго запрещено. Любой честный христианин в порыве подозрительности должен был иметь возможность проверить, а правильно ли живет его собрат.

С трудом англичане отбились от пуритан – те уехали «надзирать» за океан, и на окна некоторых британцев вернулись шторы. Правда, привычка все-таки осталась: в некоторых городках Шотландии до сих занавес на окнах считается дурным тоном. А в «братском» протестантском Амстердаме и лютеранском Стокгольме до недавнего времени содержался строгий запрет на шторы.

Теперь о русской «оконной» традиции. Как уже говорилось, у нас окно исполняло роль ока. Пространство русского дома символизировало внутренний мир человека. Непрошенное вторжение в жилище извне считалось великим кощунством. Как, собственно, и подглядывания в окна. 

При этом дверь русской избы все время была открыта для гостей. 

Русские окна служили не для того, чтобы смотреть с улицы в дом, как у протестантов, а, напротив, для взора из избы на сотворенный мир. Иными словами окна в русской традиции являются «глазами» жителей дома. В протестантской же культуре окна служат глазами общества. Пуританский дух надзора за людьми перенесся и на современную англо-саксонскую политическую традицию. Корни либеральной идеологии — прозрачность граждан, открытое общество, все эти бесчисленные наблюдатели на выборах, контроль за «государствами-изгоями» — лежат именно в привычке заглядывать в чужие окна.

Окна в русской избе, как глаза дома, украшали наличниками и ставнями. 

Окно связывало мир домашней жизни с внешним миром, и потому так наряден декор окон. Но окна — это не только выход наружу, но и возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты — окружить себя охранными знаками. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом. 

Большую коллекцию русских наличников можно увидеть в нашем фотоальбоме: ]]>https://vk.com/album-45270133_182878394]]>

Вот несколько фотографий из этой замечательной коллекции:

Смотрите также фильм: 

Как строили наши предки. Русский деревянный дом

xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai


Смотрите также