Древние окна. Т. В. Княжицкая «Окна в прошлое». Древнерусские оконницы – забытое наследие ушедшей культуры. Журнал «Мир музея», июль 2011 года, С.50-54.
История стекла в истории человечества. Изобретение и изготовление стекла. Древние окна
Т. В. Княжицкая «Окна в прошлое». Древнерусские оконницы — Статьи
Т. В. Княжицкая
Журнал“Мир музея», июль 2011. Окна выполняют две основные задачи: защищают помещение от неблагоприятных условий внешней среды и пропускают свет. Форма оконных проемов, материал их заполнения определяется климатическими условиями конкретного региона и доступными там природными ресурсами. Народы Европы и Азии использовали различные материалы для заполнения окон и их декоративного оформления. Орнаментальные решетки из алебастра в странах Востока, каменные полупрозрачные пластинки в романской Европе, цветное стекло в эпоху Средневековья…. В Древней Руси, прорубленные в бревенчатых стенах домов отверстия закрывали бычьим и рыбьим пузырем, холстом, бумагой, сыромятной кожей, в северных районах — пластинами льда, не таявшими большую часть года, и слюдой (1). Слюда – природный минерал, который благодаря слоистой структуре легко расщепляется на тонкие полупрозрачные пластинки. Добыча слюды была одним из важных русских промыслов, стоила она дорого, от 15 до 150 рублей за пуд в зависимости от сорта (2), и только богатые люди «стеклили» ею окна. Лишь в тех местах, где месторождения этого минерала выходили на поверхность – по берегам рек Ангара и Лена, и крестьяне имели возможность им пользоваться (3). Слюда являлась одной из статей экспорта: ее вывозили как на Восток «персидские купцы», так и на Запад «купцы франкские и греческие и всякий, кто приезжает сюда, потому что этот камень имеется только здесь» (4). Русская слюда считалась лучшей в мире и была известна в Западной Европе под названием «мусковита» (5). На большие пласты слюды существовало исключительное царское право: «Все, что бывает длиной и шириной более одного аршина, принадлежит царской монополии и не может быть открыто продаваемо никаким частным лицам» (6). Окна построек знати и царских дворцов еще и в XVI—XVII вв. были закрыты слюдой (7) . На Руси ее называли в то время «хрусталем», «стеклом московским».
Небольшие куски слюды сшивали вместе (слюдяные оконницы «нитми шитые») или прикрепляли маленькими гвоздиками к жестяным полоскам, под которыми края пластинок размещались внахлест (8). Соединяя множество различных по размерам кусков слюды, мастера придавали оконнице вид упорядоченной геометризованной сетки или орнамента, иногда с изображением в центре. К XVII столетию относятся сведения о том, что слюдяные оконницы расписывали красками, изображая цветы и травы, зверей и птиц. Так, в 1667 г. живописцу Ивану Салтанову было приказано расписать слюдяную оконницу в хоромах малолетнего царевича Петра Алексеевича – будущего императора Петра I – «в кругу орла, по углам травы, а написать так, чтобы из хором всквозе видно было, а с надворья в хоромы, чтоб не видно было» (9). В 1692 году в хоромах царевича Алексея Петровича – сына Петра I – слюдяные окна расписывались, чтобы «всквозь их не видеть». Различные изображения людей, зверей и птиц покрывали слюдяные оконницы в Переславском дворце Петра I. Некоторые из них сохранились. Расписные слюдяные оконницы своим внешним видом напоминали западно-европейские витражи и, вероятно, «обманывали» иностранцев. Так, на гравюре «Прием шведского посла графа Оксенштерна 30 марта 1674 года в Золотой палате Кремлевского дворца (из дневника Эрика Пальмквиста)» в больших окнах ясно читаются поясные изображения людей. Такое оформление окна является кабинетным типом витража, широко распространенным в Европе в светских сооружениях. Вероятно, иностранцы воспринимали русские слюдяные оконницы как декоративное остекление, равноценное европейским витражам. Именно поэтому художник «домыслил» недостающее на оконной плоскости изображение человека.
Между европейскими витражами и древнерусскими слюдяными оконницами много общего: наборный принцип оконного заполнения, присутствие темного линейного контура из металла, в некоторых случаях — росписи. Различались лишь материалы и способы соединения элементов в единое целое: в русских окнах – сшитые или скрепленные гвоздиками пластинки слюды с полосам «белого железа», прикрывающего швы, в Европе – кусочки плоского стекла, соединенные свинцовой профилированной проволокой с пайкой в местах соединения конструкции. Слюдяные оконницы имели утилитарное назначение и играли декоративную роль в интерьере благодаря упорядоченному узору геометрических элементов в раме, в отличие от большинства западно-европейских витражей, которые в большинстве случаев несли еще и определенное содержание в сюжете, будь то гербы, галантные или библейские сцены, портреты. Слюдяные оконницы можно признать русским аналогом западноевропейских витражей. Бумажные и тканевые подкладки вводили цвет в полупрозрачную орнаментальную композицию. Сведения о расписных слюдяных оконницах относятся только к XVII столетию. Судя по сохранившимся образцам, рисунки на них восходят к западно-европейским гравюрам позднего ренессанса (10). Птицы, похожие на попугаев, орлы, музыкант со скрипкой, конные воины, цветы-тюльпаны – вот перечень изображений на одной из сохранившихся оконниц в Переславль-Залесском.
Вероятно, роспись на оконницах появилась как подражание живописным европейским витражам, которые к тому времени были известны не только по гравюрам и личным впечатлениям русских путешественников за границей, но и по конкретным образцам, привезенным из Европы и находившимся в царских дворцах и домах придворной знати. Витражи были в окнах дома князей Василия и Алексея Голицыных, «что в Белом городе, меж улиц Тверской и Дмитровки» (11). Особенно впечатляюще были оформлены окна в верхней большой столовой палате князя Василия Голицына — парадном помещении дома. Здесь два ряда окон были остеклены (невиданная роскошь по тем временам): «в дву поясех 46 окон с оконницы стеклянными, в них месты стекла с личины», кроме того, «на дву верхних окнах» было изображение, видимо, двух ангелов: «две персони писаны живописью; у них волосы и крыле; на них же платье: на одном нижнее тафты рудожелтой, а верхнее объярей белых; на другом нижнее атлас чревчатой, а верхнее объярей же белых». Даже патриарх Филарет поддался светскому увлечению: «в 1633 г. в Крестовую писаную палатку … были куплены у немчины Давыда Микулаева „оконницы стекольчатые нарядные с травами и птицами“ за 5 р. 14 алт. 4 денги» (12) . Другой пример: в январе 1675 г. иноземец Ян делал в палатах боярина Кирилла Нарышкина «девять больших стекольчатых цветных окончин» (13). Стекла вставлялись в свинцовые переплеты, которые имели вид геометрической сетки: такие окна называли клетчатыми и решетчатыми. Собирали их из привозных материалов (и стекло, и свинец импортировались), часто – иноземные мастера. Такие витражи
из разноцветных стекол или собранные в узор чуть подцвеченные пластины слюды дополняли пеструю обстановку дворцовых интерьеров ХVII столетия. Дневной свет, проникавший сквозь расцвеченные окна, создавал особое, радостное настроение, делал интерьер уютным. Слюда была распространенным материалом в окнах купеческих и боярских домов, церквей, приказных палат, изб зажиточных крестьян. Ее массовое вытеснение стеклом началось только в XVIII столетии и затронуло сначала дома состоятельных людей, в окнах которых слюда и стекло долгое время соседствовали (14), а в некоторых регионах страны слюдяные оконницы сохранялись вплоть до начала ХХ века (15).
Семнадцатый век остался временем наивысшего расцвета в истории слюдяных оконниц. От того периода до нас дошли замечательные слюдяницы, созданные русскими ремесленниками. Сегодня эти состарившиеся деревянные рамы с узорами-паутинками, воспринимаются как совершенные произведения декоративно-прикладного искусства, по своей эффектности не уступающие орнаментальным европейским витражам. Древнерусские оконницы постигла та же участь, что и многие другие предметы ушедшего быта. Большинство из них сгинули во времени безвозвратно, незначительную часть сохранили музеи. В начале ХХ века известный историк русского искусства Игорь Грабарь писал: «Культура жизни неумолимо изгнала эту живописную и примитивную защиту от холодов и ветра и заменила прозаическим стеклом. Не так давно свершилась эта перемена и целы еще кое-где древние оконницы, сложенные на чердаках и в кладовых деревянных и даже каменных храмов» (16).
Если еще в XIX и даже в начале XX века кое-где в глубинке можно было встретить слюдяное оконце, то сегодня они сохраняются лишь в музеях как приметы навсегда ушедшего быта наших предков. Многие музеи имеют в своих собраниях оконные рамы со слюдяным заполнением. Лучше или хуже сохранившиеся, иногда собранные из нескольких рам со слюдяным заполнением, почти все они имеют сходные проблемы сохранности, среди которых утраты полотна, расслоение слюдяных пластинок, осыпающийся красочный слой. Главные враги слюды – время и влажность, безжалостно расслаивающие когда-то плотные тонкие пластинки и превращающие их в блестящую осыпь. Лишь единичные экземпляры представлены на экспозициях и выставках. Большинство скрыты в музейных хранилищах. Собрания слюдяных оконниц находятся в музеях Московского кремля, Государственном историческом музее, музее-заповеднике Коломенское, Государственном Эрмитаже, музее-заповеднике Переславля-Залесского. О последнем хочется сказать особо. Более 50 оконниц XVII века происходят из дворца Петра I на берегу Плещеева озера. Еще в 1803 году здесь был основан музей, где бережно сохраняли память о Великом русском царе-реформаторе. Большинство оконниц из собрания этого музея относятся к концу XVII века, они, вероятно, происходят из одного производственного центра, о чем говорит рисунок накладных оловянных элементов – репеек, одинаковые размеры металлических элементов, цвет слюдяных пластин. Имеется здесь несколько уникальных экземпляров с росписью. Судя по описи таких оконниц было две. Уникальные памятники декоративно-прикладного искусстваXVII века нуждаются в реставрации.
Всем известное наследие русской средневековой бытовой культуры – слюдяные оконницы, материал до сих пор мало изученный. Статья Игоря Киселева, опубликованная в 1981 г. в журнале «Декоративное искусство» (17) и его же рекомендации по обмерам и описанию слюдяных оконниц в справочнике «Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII-XIX веков» (18) , обобщивших его опыт как реставратора, остаются наиболее полными исследованиями об этом явлении ушедшего быта нашей страны.
Изготовление витражей не было в Древней Руси народным промыслом, в отличие от художественного стеклоделия, например, в Чехии, Германии. Суровые природно-климатические условия не позволяли увеличивать оконные проемы в зданиях, а обстановка православного богослужения и пространственная организация храма не давали возможности для развития искусства витража в России. Это произошло значительно позднее, после того, как в стране было налажено промышленное производство плоского стекла и в русской художественной жизни сложились условия для развития витражного искусства. Интересно, что в начале XIX столетия, когда вошли в моду «готические стекла», как называли тогда витражи, первые проектные рисунки отечественных витражей напоминали древнерусские слюдяные оконницы. Так, например, окна птичника в Рыбинске были украшены традиционным для слюдяных оконниц ромбическим узором из разноцветных стекол. Когда схлынула волна увлечения готикой, витражи остались модной деталью украшения интерьера. Обращение к различным периодам мировой художественной культуры давало художникам и архитекторам возможность использования витражей в интерьерах самой разной стилистической направленности: «ренессансных», «восточных», «античных» и, конечно, «русских». Изукрашенные окна, наряду с деревянной резьбой, изразцовыми печами и росписью стен стали самыми востребованными деталями при создании облика «русских» интерьеров, которые ассоциировались с богатым жилищем русского средневековья.
В Теремных палатах Московского Кремля, реконструированных архитектором Ф. Г. Солнцевым, разноцветные стеклышки в окнах, собранные в ромбический узор, были прямыми «наследниками» древнерусских оконниц. С течением времени появились и более изысканные стилизации. Так, во дворце Белосельских-Белозерских в Петербурге, не только полотно витража в Дубовой Гостиной, но и само стекло: слоистое, неровное, едва подцвеченное, — напоминает слоистую чуть мерцающую слюду. Конец XIX – начало XX века стало временем нового осмысления древнерусского наследия, появления работ в духе национального романтизма. В живописи, архитектурных проектах, зарисовках художников этого периода часто используется мотив окна в фигурном наличнике и с узорчатым, иногда цветным заполнением. Зачастую именно оно придает изображению национальный колорит. С течением времени само присутствие узорчатого окна в интерьере превратилось в своего рода штамп, отсылающий зрителя к эпохе русского средневековья. По прочности и светопропускной способности слюда не выдерживает конкуренции со стеклом. Именно поэтому в окнах, создаваемых по образцам древних слюдяниц, используется все-таки стекло.Современные мастера художественного стеклоделия ориентируются в своем творчестве в основном на западно-европейское витражное искусство, в некоторых работах прослеживаются связи с русским искусством конца XIX — начала XX века, и через него, опосредованно, с культурой Древней Руси.
Всем известное наследие русской средневековой бытовой культуры – слюдяные оконницы, материал до сих пор мало изученный. Статья Игоря Киселева, опубликованная в 1981 г. в журнале «Декоративное искусство» (17) и его же рекомендации по обмерам и описанию слюдяных оконниц в справочнике «Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII-XIX веков» (18) , обобщивших его опыт как реставратора, остаются наиболее полными исследованиями об этом явлении ушедшего быта нашей страны.
1. Тыдман Л. В. Дворец. Дом. Изба. Жилой интерьер России с 1700 по 1840-е гг. М., 2000. С.176, 290.2. Морозов А. А. М. В.Ломоносов. Путь к зрелости. 1711-1741. М.-Л., 1962. С.20.3. Тыдман Л. В. Указ. соч. С.290-291.4. Курц Б. Г. Сочинение Кильбургера о русской торговле в царствование Алексея Михайловича. Киев, 1915. С.284.5. Морозов А. А. М. В.Ломоносов. Путь к зрелости. 1711-1741. М.-Л., 1962. С.20.6. Курц Б. Г. Указ. соч. С. 104.7. Цейтлин М. А. Указ. соч. С.18. 8. Киселев И. Слюдяные оконницы. / «Декоративное искусство СССР». N 4. 1981. С.18.9. Забелин И. Е. Там же. С.142.10. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII в. М., 1996. С. 428.11. Роспись и оценка имущества князей Василия и Алексея Голицыных… / Розыскные дела о Федоре Шакловитом и его сообщниках. Издание археографической комиссии. Т.4. СПб.,1893. Стлб.3-105.12. Забелин И. Е. Указ. соч. С. 142.13. Бакланова Н. А. Указ.соч. С.44. 14. Тыдман Л. В. Указ. соч. С.177.15. Архангельская областная газета «Правда Севера», № 169, 15 сентября 2001 г.16. История русского искусства. Т. 2. СПб., 1910, С. 176-177.17. Киселев И. Слюдяные оконницы. / «Декоративное искусство СССР». N 4. 1981. С.18.18. Киселев И. Архитектурные детали в русском зодчестве XVIII-XIX веков. Справочник архитектора-реставратора. М., 2005.
vitroart.ru
Интересное в привычном: окно — Славянская культура
С утра, прежде, чем выходить из дома, мы привыкли оценивать погоду, выглядывая в окно. В детстве родители тех, кто жил в многоэтажках, звали их домой через него же. Настолько привычный элемент, что и внимания уже не обращаем — рамы, форточка, стекло. Ничего особенного. А не задумывались ли вы, когда появилось окно? Ведь в первых человеческих домах, которыми были пещеры, юрты, шалаши, чумы, не было даже намека на окна. Максимум — отверстие в крыше, чтобы уходил дым от костра.
Точно нельзя сказать, когда появились первые проемы в стенах, ставшие прообразами современных окон. В краях, где властвовал теплый климат, их завешивали тонкой тканью.В Древнем Риме обустраивали прямоугольные окна с украшениями внутри. Севернее проемы затягивали рыбьим или бычьим пузырем, делая так называемые волоковые окна. Они носили такое название благодаря задвижному ставню, которым их закрывали — волоку, передвигаемому по пазам. На Руси такие окна вырубали в смежных бревнах, до середины каждого — это позволяло сохранить прочность конструкции. Однако почти до XV века большинство крестьян не делали в домах даже волоковых окон, чтобы сохранить тепло в течение суровой зимы.
Форма окон не везде была прямоугольной: с развитием стеклоделия в Европе и на Руси стали делать круглые оконца. Недаром их названия на некоторых языках имеют прямую отсылку к форме и назначению: везде присутствует "око", от которого и образовалось овальное или круглое "окно". Европейские мастера выдували стеклянный шар, и сплющивали его на медной доске, создавая тем самым пластину. У нас же делали проще — просто выливали расплавленное стекло на большой металлический лист. После застывания получалось довольно толстое круглое окошко диаметром около 30 см. Делали и слюдяные окна: шлифованные кусочки слюды пропускали больше света, нежели толстое и мутное стекло. Но свою прямую задачу выполняли и стеклянные, и слюдяные окна: защищали от непогоды, пропускали свет и служили своеобразными "глазами" жилища. Само название встречается в письменном виде в документах, относящихся примерно к 1090 году.
Стеклянные диски, которые мастера ваяли в те времена, оставили свой след в истории: их потомков теперь можно увидеть в качестве круглых иллюминаторов. На суше круглые окна прижились только в качестве элемента декора, их вытеснили более практичные прямоугольники. А вот на корабле круглое окошко меньше нарушало прочность бортов судна, поэтому не изменило ни форму, ни размер.
В большинстве домов окна размещались на фасаде. Три волоковых окна с течением времени немного изменились: примерно с XIV века центральное окно увеличилось в размерах. Вместо маленького волокового срубы стало украшать большое, красное. Но так как его размер не самым лучшим образом влиял на сруб, то по торцам вырубленного проема крепили прочные косяки. Благодаря этому окно с ними стало называться косящатым. Его богато украшали резьбой, и обычно в доме оно было только одно — два и более встречались редко даже в XVIII веке. Стекло для окон было очень дорогим, поэтому в деревнях обходились пузырями и слюдой, кусочки которой сшивались между собой при помощи конского волоса ("шитухи"), или скреплялись металлическими пластинками. В центре рамы помещали самый большой кусок, и вокруг него как бы "наращивали" полотно. С XVII века слюдяные окна немного разнообразили: в ход пошли краски, которыми расписывалась слюда. Сквозь такое окошко в дом попадал не простой свет: солнечный луч раскрашивал весь дом, и поэтому окно стало красивым, красным.
В домах побогаче хозяева устанавливали определенный тип окон для каждого этажа. Например, горница могла похвастать сразу двумя красными окнами, а если в ней прорубалось и третье, то она превращалась в светлицу. Комната с большим количеством света становилась настоящей женской обителью, потому что там было сподручнее всего заниматься рукоделием. Само собой, устраивали такую комнату только в женской половине дома. Если же был и третий этаж, то в нем все стены снабжались красными окнами. По итогу большие окна вытеснили волоковые, и последние нашли свое пристанище в банях и на чердаках.
Холодная зима легко могла выстудить помещение из-за большого количества и размера окон, поэтому их закрывали вставнями: обитые сукном щиты вставлялись в раму снаружи, и защищали дом от ветра и холода. На петли их начали навешивать уже позднее. В самом помещении обитатели дома тоже стремились "утеплиться": щиты, обтянутые войлоком, вставляли в окна изнутри. Для красоты, уюта и дополнительной защиты делали завеси из легкой ткани, закрывающие окно со стороны комнаты.
Но то в России. Раньше наши зимы давали 40 очков форы европейским, да и сейчас сибирские морозы снятся привыкшим к теплу иностранцам в кошмарах. В средневековых замках делали узкие окна, которые впоследствии заменили высокие арочные проемы, сверкающие разноцветными витражами. К XV веку популярность набрало венецианское окно, состоящее из двух частей, соединяющихся вверху общей аркой и разделенное по центру вертикальной колонной.
Следующим витком в оконной моде стал стиль барокко, благодаря которому вошедшие уже в обиход прямоугольные проемы сменили форму на круги и эллипсы. Чем тоньше и прозрачнее было стекло, тем больше его ценили: витражи оставили только как элемент декора в некоторых зданиях. Затем окна стали открываться, появились двойные рамы, совершенствовался и вбирал в себя все новые элементы декор.
В России тоже не отставали от европейцев, и в XVIII веке каждая десятая помещичья усадьба щеголяла богато оформленными оконницами. Однако стекло стоило очень дорого, а потому все, кто жил на уровне среднего дохода и ниже, довольствовались красными, а то и волоковыми окошками.
Рейтинг
последние 5
slavyanskaya-kultura.ru
от древности до наших дней
Окна всегда были неотъемлемой частью жилища. Окна в Древней Руси существенно отличались от того, что можно увидеть сейчас. Жилые избы топились «по-черному». Для того, чтобы дым не скапливался избе, под потолком делали небольшие отверстия между бревнами сруба под потолком. Эти окошки закрывались кусочками слюды или кожи, а также задвигались деревянными досками.
Первые окна
У слюдяных окошек были рамы, изготовленные из прутков металла, и свинцовый переплет. Самый большой кусок слюды закреплялся в центре окна. Со временем слюдяные стали украшать, расписывать красками.
На смену слюдяным окнам, расположенным под потолком, пришли окна, которые стали устанавливаться в стену. Окошко вставлялось в проем, оно имело два косяка, поэтому эти окна еще назывались «косящими». Стекла этих окон тоже изготавливались из слюды, а также из бычьего пузыря). В XI — XIII веках на Руси появилась техника выплавки стекла. Эти стекла были достаточно толстыми, использовалась металлическая рама и свинцовый переплет. Эти окна пропускали очень мало света. Стекло могло использоваться совместно со слюдой. Интересно, что окна могли быть различной формы, могло использоваться цветное стекло и стекло с росписью. Снаружи окна закрывались ставнями. Уже во второй половине семнадцатого века стали появляться окна с большими стеклами. Наличники на окнах были настоящими произведениями искусства, они украшались различными орнаментами и символами.
Петровская эпоха была порой настоящих открытий, в том числе и в архитектуре. В Западной Европе окна не только открывали доступ к свету и свежему воздуху, но и украшали фасады зданий. Окна, напоминающие европейские, изысканной формы, с большими проемами, стали первыми появляться в императорских дворцах и дворцах вельмож. В то время как в деревнях еще долгое время, до начала XX века, можно было встретить слюдяные окошки.
В советское время окна изготавливались по единому стандарту. Но далеко не всегда стандарт соответствует качеству. Через окна, а также через двери, окна и крышу происходили очень сильные потери тепла.
Вещество ПВХ или поливинилхлорид было получено еще в 1855 году французским химиком Анри Реньо, но применять в промышленности поливинилхлорид начали применять только в 1912-1913 годах. Сначала поливинилхлорид использовался для производства труб.
Появление первых окон ПВХ
Окна ПВХ появились в 50-60-х годах XX века, их «родиной» считается Германия. В России пластиковые окна появились гораздо позже. Нужно отметить, что профиль ПВХ устойчив к атмосферным воздействиям, обладает высоким качеством поверхности, долговечен и т.д. Очень важные свойства окон из профиля ПВХ – это тепло- и шумоизоляция. Благодаря своим преимуществам, а также невысокой стоимости, пластиковые окна (окна ПВХ) быстро завоевали популярность.
Еще один современный вариант окон, который все больше приобретает популярность в России – это деревянные окна с современными стеклопакетами.
Используется только высококачественная древесина, а стеклопакеты используются такие же, как для пластиковых окон. Они могут быть как однокамерными, так и двухкамерными. Деревянные окна пропитываются специальными составами, которые предохраняют их от возгорания и разрушения.
www.semokna.ru
История окна с древности до наших дней
Сейчас для нас естественно, что у нас в доме есть окна, через них попадает свет в комнаты и всегда можно проветрить помещение. Мы уже не представляем себе комфортного жилища без этого удобного изобретения. Но, тем не менее, когда-то его еще не было.
Наши древние предки их не имели по простой причине. Жилье нужно было защищать от ветра, холода, жары, опасности, а чем закрыть проемы, люди еще не знали. К тому же бытовало мнение, что через отверстия в жилище могут проникнуть злые духи. В Средиземноморье — Греции, Египте, Риме — древние постройки также не имели оконных проемов, но отчасти их отсутствие компенсировало наличие внутренних двориков, через которые поступал свет.
На Руси в XI-XIII веке самыми престижными были слюдяные оконные отверстия из обработанных кусочков слюды, но их могли себе позволить далеко не все. Крестьяне использовали рыбий паюс, бычий пузырь и холст, тонкие деревянные пластины, а зимой даже просто лед. Из-за долгих и холодных зим были распространены волоковые окошки со специальной задвижной доской, которая закрывала проем.
В истории имели место дома с оконными отверстиями самых разнообразных размеров: от крошечных бойниц, через которые в случае нападения защищались, до французских, представляющих собой большую часть стены.
Во времена Ренессанса в Европе появились большие оконные проемы. У нас эта идея понравилась Петру I и благодаря ему это новшество получило развитие в России.
Вообще, стекло появились в России в XVII веке. И сначала оно было мутное, толстое и с зеленоватым оттенком. Постепенно его качество улучшалось, секрет производства стекла раскрыли и стали использовать повсеместно.
В XIX веке архитектура характеризуется строгостью, простотой, в планировке зданий появляется правильность форм и симметричность. Оконные проемы того периода наиболее близки к современному виду.
С начала XX века Россия начинает застраиваться типовыми домами с типовыми деревянными окошками. В результате массовости и дешевизны этих застроек, они были низкого качества. Это привело к большому расходу электроэнергии для обогрева помещений и не только из-за нашего сурового климата, но и из-за больших теплопотерь через крышу, стены и окна.
В 50-ых годах XX века появляются первые пластиковые модели этого полезного изобретения, но не самого высокого качества. За последние 60 лет разработки инженеров и дизайнеров продвинулись дальше. И сегодня мы можем наслаждаться в своих домах пластиковыми окнами Rehau отличного качества. Они, благодаря своей герметичности, прекрасно сохраняют тепло и защищают от уличного шума, долговечны и не требуют особого ухода. У нас вы можете заказать монтаж пластиковых окон Rehau, цена которых не оставит вас равнодушными.
www.svetlica-nn.ru
У окон есть история | Производство стекла
Несмотря на то, что стекло известно человечеству в течение пяти тысяч лет, стеклить окна начали только в средние века. До этого в южных странах греки и римляне, арабы и хорезмийцы строили дома без окон, с внутренним двором, из которого свет проникал в открытое помещение через колоннаду, заменяющую стену дома.
Есть указания на то, что в раннее средневековье в Риме уже вставлялись в окна маленькие стекла. Для этого выдувались небольшие стеклянные шары, которые затем сплющивались. Стеклодув прижимал стеклодувную трубку со стеклянным пузырем к медной доске. Вместо пузыря получалось нечто вроде круглой лепешки. Когда от застывающей лепешки отрывали стеклодувную трубку, в середине ее оставался небольшой бугорок стекла.
Круглые пластинки вделывали в небольшие отверстия, прорезанные в деревянной доске. Доску с такими четырьмя или пятью отверстиями вставляли в оконный пролет. Такими были первые оконные стекла.
В России до X века окна не застекляли. Вместо стекол вставляли промасленную или навощенную холстину или растянутый бычий пузырь. В церквах, в княжеских и боярских хоромах употребляли в окнах пластинки слюды.
Об оконном стекле впервые упоминается в Волынской летописи 1240 года. Там говорилось о церкви, построенной князем Даниилом Галицким с «римскими стеклами». Теперь известно, что уже с X—XI веков в Киевской Руси выделывали небольшие стекла выдувными лепешками и небольшими круглыми пирожками, вылитыми в формы. В Западной Европе стеклянные кружочки, вылитые в форму, стали применяться только с XIV века.
В годы позднего средневековья стали делать для окон листы стекла немного большего размера. Расплавленное стекло выливали на литейный стол и раскатывали, как тесто, металлическими вальками, превращая его в плоскую пластинку. Но пластинки эти были очень малы и толсты по сравнению с современными оконными стеклами.
Перед архитекторами того времени стояла задача создания оконных переплетов, между которыми можно было бы вставлять небольшие стеклянные пластинки. Поэтому у зданий, построенных в средние века, все окна имели решетки, в ячейках которых было вставлено стекло неодинаковой толщины и формы. Но и это оконное стекло ценилось очень дорого. И когда владелец замка уезжал надолго, то стекло из окон вынимали и бережно хранили до следующего приезда владельца.
При постройке королевского дворца в Версале решили сделать большие окна. Но таких стекол еще не умели делать. Поэтому архитектор придумал деревянную золоченую раму с деревянным узором, который изображал переплетающиеся растения. Это было необходимо, чтобы скрыть места соединения отдельных стекол.
В XVIII веке в царской России помещики также требовали для своих дворцов и усадеб сложных оконных рам. И, так как в России стекло тоже было дорого, они при переездах из одного имения в другое или при переездах из города в деревню перевозили с собой и стекло с оконными рамами. Население же среднего достатка не имело возможности покупать стекло в большом количестве и довольствовалось очень небольшими окнами.
Учитывая примитивный способ производства стекла и его дороговизну, архитекторы в средние века строили дома и общественные здания с маленькими окнами. Все памятники архитектуры того времени поражают нас своими низкими и узкими оконными проемами, что диктовалось небольшими размерами получаемых листов стекла.
В средневековых церквах и соборах делались большие оконные проемы, застекленные витражами или картинами, собранными из кусочков цветного стекла. Большой размер соборного окна восхищал обывателей, привыкших к своим маленьким окнам в жилых домах. Огромные витражи с изображениями святых внушали уважение к богатству и великолепию «божьего дома» и поражали воображение.
Можно сказать, что примерно 150—200 лет назад стекло было так же дорого, как и в первые века нашей эры. Оно все так же было доступно только богачам. Но, несмотря на это, по сохранившимся сведениям, «дутейщик кругов» для окон получал в то время только 1 рубль 50 копеек в месяц.
www.stroitelstvo-new.ru
История окна и исторические типы окон
Окно справедливо называют одним из важнейших конструктивных элементов здания. Но можно ли себе представить, что оно – ровесник колеса? Авторы статьи постарались описать, когда создавались отдельные части окна, как видоизменялась их конструкция и чем руководствовались архитекторы, выбирая конкретный тип окон.
Каждый человек, наверняка, хоть раз в жизни задумывался, как, кем и когда был сделан первый оконный проём? Самое раннее упоминание об окне датируется II тысячелетием до нашей эры. Связано оно с древнесемитским мифом о подарке, преподнесенном верховным богом одному из непокорных второстепенных богов:
Бал Зевул, бог грома, огня и плодородия, (кстати сказать, прообраз Вельзевула – дьявола в библейской традиции) был силён, отважен и ловок. В некоторых умениях он конкурировал с Верховным Богом. За неумеренную гордыню Верховный Бог обязал его жить на Земле среди людей, для чего возвёл для него золотой замок с серебряными орнаментами. Кроме того, Верховный Бог сделал в стене замка окно.
Это был первый в истории цивилизации оконный проём, который получил названия: «око божье» (окно), «глаз ветра» (window). Человечество высоко оценило первое открытие окна, но средство защиты от агрессии внешней среды было найдено не сразу.
С исторической точки зрения, первое окно было дымоходом. Кстати, на северо-западе России и в Сибири до сих пор сохранились свидетельства существования этого периода в истории окна – бани, которые топятся по-чёрному. Окно в данном случае представляет собой обычную круглую дыру в потолке, прямо под которой сложена печь-каменка. Так как проём в крыше ничем кроме трубы не заделан, а лишь прикрыт ветошью от дождя, то он – единственный источник естественного освещения и проветривания. В конце 19 века в банях начали делать малюсенькие не открывающиеся (глухие) окна.
У некоторых народов оконный проём был совмещен с входной группой. Этот факт был запечатлён у Геродота в «Истории» в той её части, в которой он описывает Рифейские горы ( древнее название Уральских гор). Кстати сказать, даже сегодня пластиковую оконно-дверную конструкцию можно увидеть у некоторых народов Крайнего Севера – ханты, манси, ненцев и некоторых других. По своим внешним признакам она напоминает лаз, протиснуться в который можно, только встав на четвереньки. Вход не имеет ни двери, ни окна в привычном понимании этих слов. Он – закрыт растянутой шкурой оленя или медведя. Зимой, когда снег засыпает жилище по самую крышу, жители прокапывают ходы, ведущие из дома в дом. Именно столь необычный способ передвижения под снегом привлёк внимание древнегреческого историка.
Интересен тот факт, что даже в столь экзотических конструкциях, как окно-дымоход и окно-дверь, была продумана система ограждения помещения от влияния внешних факторов. Именно стремление защитить жилище от ветра, холода, солнца, дождя, шума определило всё дальнейшее совершенствование конструкции окна. С развитием цивилизации человек освоил производство стекла и металла, деревопереработку и выделку кожи. Поэтому,если перешагнуть через тысячелетия, то можно увидеть бани в Помпеях – первое здание в истории мировой архитектуры, в окна которого (размером 0,9 х 1,2 м) было установлено стекло. Именно этот тип окна получил название «средиземноморского». Подобного рода окна можно увидеть в Испании, Греции, Болгарии и других странах.
В северных странах вплоть до сего дня можно увидеть такие ограждающие конструкции, которые появились в конце 7 века и получили название «волоковые окна».Такое окно включало: оконницу (оконный переплёт), вправленную в него на зиму окончину (стекло, бычий пузырь или брюшину), волок (задвижной ставень, расположенный со стороны помещения), оконные вставки (откосы) и ставни. Им защищали окнище (оконный проём).Таким образом, впервые были созданы деревянные окна, конструктивный принцип которого сохраняется неизменным и по сей день.
В средние века появились «венецианские» окна и «французские» окна и балконы. Двойные окна, разделённые колонной или пилястрой на две симметричные части, которые объединены общей аркой или треугольным фронтоном, впервые появилось на домах Венеции в 15 веке. Оно получило название «бифорий» от латинского слова biforium (двойной, двусторонний). Позже, в период Ренессанса, когда бифории, богато украшенные витражами, стали популярны во всей Европе, они получили название «венецианские» окна по месту их рождения архитекторов, впервые установивших их.
Накопление строительного опыта позволило архитекторам менять высоту строения и пропорции зданий. Если в конце 15 века самыми высокими были своды собора Санлисе (17 м), то в 16 веке началось строительство собора в Бовэ со сводами в 48 м высотой. Кстати сказать, это здание неоднократно разрушалось именно из-за чрезмерной высоты, но по сей день, французские архитекторы продолжают постоянно поддерживать целостность композиции собора, постоянно реконструируя эти гигантские конструкции.
Эксперименты шли не только в высоту, но и в ширину. Оконные проёмы занимали все большую поверхность стены. Практически полностью отказавшись от простых прямоугольных форм, французские архитекторы превратили оконные конструкции в настоящие произведения искусств: кружева каменных переплётов – одновременно прочностные элементы окна, гармонировали с огромными витражами. За основу создания оконных композиций был взят принцип многократного повторения двухчастного венецианского окна, но усовершенствованный и возведённый мастерами в ранг художественного приёма. Архитектурной вершиной стали окна собора Нотр-Дам в Реймсе (Франция), получившие название «французских». Сегодня французскими называют любые конструкции, чей световой проём больше обычного.
В России большие окна не пользовались спросом вплоть до середины 19 века. Ситуация изменилась с изобретением русским инженером немецкого происхождения Францем Фридрихом Вильгельмом Сан-Галли (1824-1908) системы водяного отопления. Тепло стало доступно. Ради того, чтобы наглядно продемонстрировать это, автор за свой счёт выстроил в 1870-х гг. на Петровском острове «Колонию Сан-Галли» – несколько благоустроенных по его системе домов, предназначенных для сдачи в наем. Дома очень быстро стали модными и престижными апартаментами. Таким образом, этим экспериментом было доказано, что даже в северной стране с суровым климатом можно устанавливать окна с большим световым проёмом, если будет продумана система отопления и проветривания.
Двадцатый век вписал в историю окна самые яркие страницы. Об этом периоде, ведущих разработчиках, важнейших технологиях, инновационных решениях, которые умножили функциональность и эстетичность оконного проёма, читайте в статье: Двадцатый век – время новых прорывов в оконных технологиях.
Художниками всех времён и народов теме окна посвящено немало полотен, отражающих изменение оконных конструкций под веянием времени. Список имён знаменитостей художественного промысла, которые соприкасались с темой исторических типов окон бесконечен: Рембрандт, Рафаэль, Пикассо, Воровский, Тропинин, Каспар Фридрих, Редонто, Салентин, О,брайен, Леди Шалотт, Джефри. Блаас, Средин и многие другие. Некоторые картины представлены в тексте в качестве иллюстраций. Портал ОКНА МЕДИА благодарит создаталей художественной галлерени на тему: "Окна глазами художника".
Портал ОКНА МЕДИА подготовил для своих пользователей цикл полезных и интересных статей об окнах, которые будут еженедельно публиковаться. В них вы найдёте ответы на многие интересующие Вас вопросы, а также сможете подискутировать на нашем Форуме.
Также к Вашим услугам, как всегда систематически обновляющаяся, информация по категориям:
- рейтинг компаний производителей окон - смотреть здесь;
- цены на окна - смотреть здесь.
www.oknamedia.ru
История стекла в истории человечества. Изобретение и изготовление стекла
Как известно, стекло, используемое нами в повседневной жизни, – материал искусственный. Но у него есть природный аналог – обсидиан. Он представляет собой застывшую вулканическую лаву или оплавленную скальную породу. Именно обсидиан использовался первобытными людьми для изготовления различных режущих инструментов, а также украшений.
Рукотворное стекло, история происхождения которого будет рассмотрена ниже, поначалу мало отличалось от природного. Оно не могло похвастаться ни красотой, ни прозрачностью.
История изобретения стекла: легенды и домыслы
Античный исследователь Плиний Старший приводит в своих трудах сведения о том, что искусственное стекло появилось благодаря путешественникам, которые готовили пищу на песчаном берегу и в качестве подставки под котёл использовали кусок натуральной соды. На следующий день на внешних стенках котла была обнаружена стеклянная корка. Гипотеза Плиния была опровергнута только в 20 веке. Ученые доказали, что выплавить стекло на открытом огне невозможно. Впрочем, уже несколько тысячелетий назад жители Древнего Египта и Двуречья научились плавить стекло в ямах. Температура в этих примитивных печах была достаточно высокой, чтобы из песка, щёлочи и извести образовался новый материал. Однако первое рукотворное стекло, скорее всего, действительно было создано случайно в процессе производства глиняной посуды.
Древнейшие технологии
История стекла в истории человечества насчитывает более 4 тысяч лет. Изображения и артефакты, найденные в гробницах фараонов, дают представление о древнейших способах производства и вкусовых предпочтениях египтян. Так, стекло изначально использовали в качестве глазури для глиняной посуды. Также из него делали бусины, флакончики и подвески. Египтяне, в отличие от жителей Двуречья, предпочитали непрозрачное стекло. Его окрашивали окислами металлов в синий, фиолетовый, желтый и другие цвета. Только чиновники и особы царской крови могли позволить себе стеклянные изделия. Мелкие предметы изготавливались следующим методом: на металлический прут помещался глиняный сердечник, на который наматывали горячее стекло.
Крупные делались так: форму помещали в стеклянную массу и поворачивали. Стекло тонким слоем оседало на стенках и затвердевало, а форма впоследствии извлекалась.
Эволюция производства. Античность
История возникновения стекла (рукотворного, разумеется) отражена во многих музейных собраниях. Рассматривая коллекции египетских древностей, можно сделать вывод, что старейшие изделия не отличались сложностью. Детали выплавлялись отдельно и прилеплялись к основному объему. Египтяне также практиковали изготовление мозаичного (наборного) стекла, которое использовалось для украшения мебели. Эту технику спустя несколько веков переняли и отточили римляне. Кроме того, незадолго до начала нашей эры ремесленники из Александрии изобрели стеклодувную трубку. С её помощью из раскалённой массы выдували пузырь и постепенно придавали ему форму различными специальными инструментами. Кроме свободного выдувания, в античности получило распространение выдувание в матрице. Иногда мастера использовали целый комплекс форм, из которых потом собирали готовое изделие. Метод позволял изготавливать сложные стеклянные конструкции. Более того, римляне научились застеклять окна. Античное оконное стекло было довольно мутным и очень тонким и отливалось (предположительно) в плоских формах.
Средние века и Возрождение. Достижения венецианцев
Римляне способствовали распространению стеклоделия в Европе. Правда, местные (в частности, Кёльнские) изделия уступали по качеству восточным, но зато немецкие мастера изобрели листовое стекло. По составу оно мало чем отличалось от современного. Мастера из Венеции пошли еще дальше. История стекла в истории человечества немыслима без вклада венецианцев. Они целенаправленно работали над улучшением свойств материала и добились его исключительной прозрачности. Политика протекционизма в отношении местного производства принесла плоды: здешний хрусталь высоко ценился в Европе.
Кроме посуды и листового стекла, венецианские умельцы изготавливали линзы для очков и зеркала. Почти половина населения города была занята в стекловарении. Цеха даже были перенесены на остров Мурано во избежание городских пожаров и утечки информации. Конечно, у венецианцев были и конкуренты, в первую очередь, генуэзские ремесленники. Но аналог муранского стекла был получен англичанином Джоном Равенкрофтом только в 17 веке.
История появления стекла на Руси. Развитие ремесла
На Русь этот дорогой материал попал из Византии. В Киево-Печерской лавре археологи раскопали мастерские стеклоделов, относящиеся к 11 веку. Но изделий сохранилось мало, секреты мастерства были утрачены. Поэтому сложно предположить, была ли русская история стекла. В истории человечества нередко случалось так, что многие вещи приходилось изобретать заново. Возрождение ремесла случилось только в 17 веке (в 1639 году), когда швед Ю. Койет выстроил неподалеку от столицы завод по производству оконных стёкол и аптекарской посуды. Тридцатью годами позже был создан Измайловский завод. Здесь изготавливались предметы роскоши, главным образом изысканные «потешные» кубки по образцу венецианских.
В 18 веке несколько стекольных заводов заработало в окрестностях Петербурга. Было заново изобретено цветное стекло. Изделия расписывались золотом и серебром, украшались прозрачными и непрозрачными эмалями.
Современное стеклоделие
В 18-19 веках история стекла в истории человечества обуславливалась промышленной революцией. По всей Европе происходило совершенствование производственного процесса. Появлялись новые печи, изменялись технологии вытягивания и обработки массы. Строились заводы, продукция которых была ориентирована на обывателя, а не на царствующих особ. Иными словами, стекло стало доступным. К началу 20 века в средней полосе России работало множество небольших предприятий, выпускавших посуду и листовое стекло. Правда, они не могли удовлетворить растущих потребностей: объем импорта оставался высок.
В 1959 году английские технологи изобрели новый способ растяжки и выравнивания стекла в ванне с расплавленным оловом. Он получил название «флоат-метод». Эта технология, несколько модернизированная, используется и в современном производстве.