Копье древнее. Копье: от каменного века до мировых войн двадцатого столетия
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Копье. Исторические разновидности копий. Копье древнее


боевое оружие римлян, история возникновения, классификация, типы (короткое, облегчённое, длинное)

Образ воина в художественных произведениях, посвященных античности или средневековью, каноничен и легко узнаваем. В руках у него меч или боевой топор, чем внушительнее, тем лучше. Между тем настоящая «рабочая лошадка войны», прошедшая огонь и воду, остается в тени. Боевое копье, главное оружие с эпохи камня, не потерявшее свою актуальность вплоть до ХХ века.

Герои, снаряженные по последнему слову, все же почти ничего не могли сделать с группой копейщиков в боевом порядке. Копье практически во все времена, даже с распространением огнестрельного оружия, было основным вооружением, как пехоты, так и конницы. Это оружие не претерпело принципиальных изменений за долгую историю, в отличие от того же огнестрельного оружия. Короткие копья древнеегипетских воинов, в принципе, мало чем отличаются от оружия средневекового копейщика или пикинера Нового времени.

Содержание статьи

Возникновение копий

Первые копья появились в раннем каменном веке. Как только человек научился делать резец, с помощью которого можно было заточить деревянную палку, меняется вооружение первобытности. Копье, а точнее острога, становится главным спутником людей той эпохи.

деревянные копья

По сути это прямая палка, заостренна с одного края и с обожженным концом. Но она удобнее дубины во многих отношениях. В дальнейшем на эти палки начинают делать каменные наконечники.

Крепление могло быть двух видов. Либо наконечник привязывали к палке при помощи веревок или сухожилий, либо дерево расщепляли, и в образовавшийся расщеп вставляли наконечник, для верности так же стягивая сухожилиями или веревкой.

Копье было универсальным оружием.

Для охоты или уже тогда происходивших боевых столкновений его использовали и как оружие ближнего боя, и как метательное оружие. Что бы повысить дальнобойность, изобретена копьеметалка. Она представляла собой длинную палку, с ответвлением на конце.

Копье вкладывалось в эту палку, конец был на ответвлении, после чего охотник резко выкидывал копьеметалку вперед. Таким образом, увеличивался рычаг, и копье могло пролететь расстояние в разы большее, чем от броска рукой.

Копье для охоты постепенно отделилось в отдельную ветвь, отличия с боевым оружием были более чем значительны. Боевое копье в свою очередь тоже видоизменялось, и появлялись все новые разновидности его.

охота с копьём

С появлением металлообработки копья получили новое дыхание. Металлические наконечники, более совершенные, делали копейщиков более эффективными в строю. Становится возможным делать широкие лезвия у наконечников для нанесения страшных ран, или наоборот, узкого, но обладающего большей пробивной способностью.

Основной боевой единицей становится группа воинов, ощетинившихся копьями.

Этот строй, известный как фаланга, просуществовал тысячи лет. Пехота, прикрытая щитами, выставившая по фронту копья, шла на врага.

Удар был сильным и неотразимым. Конница не смела и думать атаковать фалангу в лоб, так как копья надежно прикрывали пехотинцев. Были и недостатки у этого строя.

Активными были только первые два ряда, начиная с третьей шеренги, бойцы банально не доставали до противника, вступая в битву в случае гибели или ранения бойцов первых шеренг и напирая на них для продвижения вперед.

Кроме того применение фаланги требовало постоянного соблюдения строя и ровной местности. Иначе всадник с копьем, или луком мог пробить брешь в строю, расширить которую было делом нескольких минут.

копьё в бою

С течением времени копья трансформировались, удлинялись, появлялись сариссы. Эта 8-метровая разновидность копья еще лучше прикрывала воинов, позволяла вступать в бой бойцам из более дальних шеренг. Кроме того, поднятые вертикально или под углом, такие копья прикрывали пехоту от обстрела, меняя траекторию стрел и сбивая их.

Обучение обращения с копьем воины проходили с детства.

Спартанские воины начинали постигать это искусство с 7 лет, а кочевые народы с возраста, когда мальчик мог держать в руках оружие.

В принципе копье почти всегда состояло из нескольких частей, а именно:

  • древко, или ратовище, деревянный стрежень;
  • сутан или бунчук, на некоторых видах копий, состоящий из конского волоса для впитывания крови;
  • наконечника, состоящего в свою очередь из пера, втулки и, на некоторых видах, шейки.

Если рассматривать оружие по периодам времени, то средневековое копье значительно отличается по своему устройству и применению от копья гастата античности или кавалерийской пики ХХ века.

Разница в материале, способе крепления наконечника и наконец, в форме и размерах самого наконечника копья.

Распространение копий

Рассматриваемый вид вооружения годился не только для пехоты. С момента приручения человеком лошади и создании первых прообразов конных воинов можно говорить об их вооружении копьями.

Конечно, вплоть до изобретения стремян об эффективном повсеместном использовании кавалерией копий говорить сложно. В истории есть исключения.

Македонский гейтар, всадник личной охраны Александра Великого, имел на вооружении короткое копье.

Знаменитые катафрактарии, использовавшиеся Парфянским царством и многими государствами Кавказа и Причерноморья, так же использовали копья.

Тактика использования кавалерией копий до стремян была следующая. Конный воин либо зажимал подмышкой копье, либо привязывал его к шее лошади. Использовать копье в конном бою, особенно на большой скорости, что являлось самой эффективной тактикой, было опасно для самого всадника.

Пехота так же не могла обойтись без копий. Важную роль в развитии этого вида оружия играет римская армия. Легионеры впервые получают в качестве основного оружия мечи гладиусы, но копья у них все равно остаются. Они трансформируются в пилумы, тяжелые метательные орудия, используемые перед атакой.

копьё пилум

Особенность пилума в том, что наконечник выкован из металла на большую длину. Попадая в защитное снаряжение противника, пилум застревал в нем и гнулся, мешая бойцу противника драться в полную силу. Легионер мог наступить на древко и пригнуть щит к земле.

Стремена совершили настоящую революцию в военном деле. На первый план выходит тяжелая кавалерия, использующая для первого и часто решающего удара копья.

Пехота, для того что бы защититься от конницы, принимает на вооружение пики, более легкие и длинные, чем копья предыдущего времени.

Тактика использования их против всадников состоит в том, что бы первый ряд уперев пики в землю, создав частокол, через который не сможет прорваться лошадь, второй и третий ряды удерживают пики на руках, почти вслепую коля как пехоту, так и конницу противника.

Копейщики по-прежнему составляют основу армий мира. Остаётся на вооружениии и метательное копье, называемое на Руси сулицей.

Расцвет боевого применения

Копья и пики использовали практически безостановочно во все времена, но наибольшую эффективность они показывали в древности и в эпоху рождения огнестрельного оружия. Огнестрел решил главную проблему копья, невысокую дальность стрельбы или невозможность достать противника на расстоянии.

боевые копья

С XVI века начинают формироваться объединенные построения, где вооруженные аркебузами и мушкетами воины прикрываются пикинерами. Вершиной такой тактики можно назвать терции, испанские полки объединенной копейной пехоты с мушкетерами и вооруженными клинковым оружием воинами.

Кавалерия так же активно использует данный вид оружия. Можно выделить легкие образцы и длинное рыцарское копье. Последние на несколько метров превышали по длине первые и служили для прорыва сквозь вражеский пехотный строй.

Первые, наибольшую известность получившие как казацкие копья, или по-другому пики, служили не только для уколов, но и для фехтования.

Сохранилось много упоминаний о том, как казаки били пиками конников и пехоту противника.

Это позволяло так же использовать пику многократно, в отличие от рыцарских копий, часто разламывавшихся в руках. Копье казака в отличие от тяжелых пик регулярной кавалерии было более легким и коротким.

Всего же от развития копья и пики произошли такие виды вооружения как:

  • алебарда, пика с небольшим топориком и крюком для стаскивания всадника с лошади;
  • длинное копье рыцаря – турнирная пика;
  • протазан, копье с широким лезвием и крестовиной для удержания тела на острие;
  • рогатина, с более коротким наконечником, нежели у протазана, предназначенная для охоты;
  • трезубец и боевые вилы, копье с тремя или двумя наконечниками для возможности обезоружить противника.

Кроме того существовали и эрзац-копья, такие как прикрученные или иным образом закреплённые на длинном древке ножи.

длинное копьё из ножа

Длинное копье, полученное таким образом, зачастую, использовали для вооружения отрядов ополчения.

Закат эпохи копий

С усовершенствованием огнестрельного оружия пики и копья сходят на нет. Изобретение сначала багинетов, а затем и штыков делает нецелесообразным вооружение значительной части бойцов пиками и копьями.

К началу XIX века это оружие остается у считанных родов войск европейских армий, улан и казаков.

У сержантов и офицеров кое-где продолжают оставаться алебарды или протазаны, признаваемые всеми анахронизмы, скорее декоративные детали, нежели боевое оружие.

Продержалась пика на вооружении еще столетие. В годы Первой мировой и последовавшей Гражданской войн пики уже считались анахронизмом и почти не применялись. На вооружении польской армии они просуществовали до 1939 года. Последнее боевое применение пик в конном строю мифологизировано.

алебарда

Согласно источникам, польская кавалерия атаковала немецкие танки с пиками наперевес. Однако это не подтверждается, за исключением пары случаев, когда кавалеристы совали копья в смотровые щели рвущихся к Варшаве, танков вермахта. После этого данное оружие можно увидеть в руках реконструкторов и людей из киноиндустрии.

Копье в истории и культуре

Столь долгое употребление образца не могло не оставить след в культуре. Наиболее знаменитым и ценным копьем в Европе считается копье Лонгина, римского легионера, по легенде, смертельно ранившего Иисуса Христа.

Современные исторические фильмы все больше отдают дань важности этого вида оружия.

Множество кинокартин написаны на основе историко-художественной литературы, описывают как тактику, так и особенности использования копий и пик боях. Истории, связанные со спартанцами и македонцами, испанскими терциями и казачьими частями раскрывают важность этого оружия, его роль на полях битв минувших столетий.

Видео

warbook.club

У кого в руках сейчас Копье Судьбы?

Древнее пророчество гласит: "Владеющий этим Копьем и разумеющий, каким силам оно служит, держит судьбу мира в своих руках — добрых или злых". О нем неустанно пишут бульварные издания и комиксы, о нем снимают кинофильмы и телепередачи, ему посвящены популярные песни и компьютерные игры. Дух захватывает от одного только перечисления имен тех, кто владел или хотел им владеть: Юлий Цезарь, Иосиф Аримафейский, император Константин Великий, вестготский король Аларих, вождь гуннов Аттила, Карл Великий, Фридрих Барбаросса, Наполеон, Гитлер и Черчилль.

Копье Судьбы хранилось в СССР. 383744.jpeg

В 1995 г. о нем рассказал комикс "Индиана Джонс и Копье Судьбы", а через два года был снят одноименный телефильм. Ранее его не обошла вниманием мировая классика — знаменитая опера Рихарда Вагнера "Парсифаль", картина Пабло Пикассо "Герника", в которой некоторые искусствоведы находят и очертания копья, и скрытое изображение лица Адольфа Гитлера.

Речь идет о знаменитом Копье Судьбы, Копье Лонгина или Копье Господа. В написанном в VI веке апокрифическом "Евангелии от Никодима" этого римского легионера упоминали под именем Гая Кассия. Еще его имя встречается в сочинениях греческого патриарха Германа (715 г.). В обоих источниках его неправильно именуют Лонгином — латинизированная форма греческого слова logche - "копьё". Позднее это слово присоединили к подлинному имени и получился Гай Кассий Лонгин .

По приказанию прокуратора Иудеи Понтия Пилата, он в течение двух лет следил за Иисусом Христом. Потомственный солдат, вынужденно ставший соглядатаем, получил свое копье по наследству. Согласно "Евангелию от Никодима", его дед получил оружие из рук Юлия Цезаря за храбрость, проявленную во время Галльской войны.

Автор книги "Тайна копья Лонгина" Алек Маклеллан пишет: "Это было римское копье, хаста , с железным наконечником на крепком деревянном древке, длина которого раза в два превышала рост воина. Копье перешло к отцу Гая, служившему в армии Германика, а затем к Гаю". Уже тогда копье было чудом, поскольку за долгие годы не затупилось и не заржавело, а его владелец ни разу не был ранен в многочисленных сечах. Однако это была всего лишь семейная реликвия.

Только после того, как центурион Гай Кассий вонзил свое копье между четвертым и пятым ребром Спасителя, проткнув сердце Мессии, — это оружие приобрело общечеловеческую значимость. После смерти Иисуса, по одному преданию, Гай попросился в отставку, примкнул к последователям Христа, и закончил свои дни отшельником в древнем городе Мазака в Каппадокии — ныне турецкий город Кайсери (искаженное название "Кесария").

Другая версия: Гай навлек на себя немилость властей предержащих проповедью, несмотря на мучения, он не отрекся от учения Иисуса, за что ему вырвали все зубы и отрезали язык. Но мученик сохранил способность говорить и своим копьем сокрушил языческих кумиров на глазах изумленного римского наместника. Англиканский священник Сэбайн Беринг-Гоулд в предисловии к своему 16-томному "Жизнеописанию святых" поведал о всех многочисленных вариантах того, где покоятся мощи святого, из чего следует, что мы никогда не узнаем точного места его захоронения. Иначе обстоит дело с копьем.

Историки достаточно подробно проследили путь Копья Судьбы. Здесь мы остановимся лишь на самых ярких эпизодах. Прозванный "Бичом Божиим", Аттила (ок. 406-453 гг.) подступил к воротам Рима, но папа Лев I сумел откупиться от грозного противника. Прежде чем уйти от осажденного города, Аттила прискакал к группе римских воинов и бросил к их ногам пику. Осадив коня, вождь гуннов якобы воскликнул: "Забирайте свое священное копье — мне оно не в помощь, ибо я не знаю Того, кто освятил его".

Король франков Карл Великий многим своим современникам казался сверхчеловеком. Люди верили, что именно в его руках находится копье, пронзившее сердце Христа. В "Хрониках франков" историка Эйнгарда написано, что император "построил свою империю силой Священного Копья, которое одарило его способностью управлять судьбой". Карл Великий выиграл 47 сражений, в каждое из которых брал копье. Оружие усилило его дар ясновидения, что помогло Карлу обнаружить место погребения святого Иакова в Испании и наделило его владельца способностью предсказывать будущее. Когда император возвращался из Саксонии, по небу пронеслась комета, его конь пугливо рванулся в сторону и сбросил седока. Копье, которое Карл держал в левой руке, упало в грязь. Вскоре король скончался.

Впоследствии копьем владели короли Священной Римской империи германской нации. Оттон I для этого символа высшего могущества в 968 г. специально выстроил величественный собор в Магдебурге. Генрих IV в честь своей коронации повелел итальянскому ювелиру вставить в лезвие "святой гвоздь" с креста, на котором, по словам императора, распяли Иисуса. По его приказу копье обернули серебряной оболочкой с надписью "Гвоздь Господа нашего".

Впоследствии реликвия переходит к династии Гогенштауфенов. Один британский историк, написавший монографию о короле Богемии Карле IV , рассказал, что в цистерцианском монастыре в горах Тироля его свита обнаружила наконечник копья, пронзившего тело Спасителя. К сожалению, этот сэр не объяснил, как копье оказалось в стенах обители.

Именно Карл IV первым назвал находку "Копьем Господа". Он повелел покрыть золотом потускневшее серебро, и заменить прежнюю надпись на более точную — "Копье и Гвоздь Христовы". Реликвию выставили на всеобщее обозрение в Пражском замке. Император Сигизмунд Люксембургский (1368-1437), при котором расправились с чешским реформатором Яном Гусом, перевез копье из Праги в Нюрнберг. Перемещение ценностей осуществлялось довольно оригинально — их спрятали под грудой рыбы, погруженной на простую телегу, которую сопровождали 4 человека. Кроме копья там находились зуб Иоанна Крестителя, мощи святой Анны и кусочек деревянных яслей, куда, по преданию, Мария положила младенца Христа.

Чтобы реликвия не досталась Бонапарту, городской совет Нюрнберга решил временно укрыть имперские сокровища в Вене. Миссию осуществил регенсбергский барон фон Гугель, который после распада в 1806 году Священной Римской империи, продал имперские сокровища австрийскому императорскому дому Габсбургов.

В начале ноября 1960 года в лондонской газете "Санди диспатч" появилась серия сенсационных статей: "Копье Судьбы — как повлияло на Гитлера оружие, пронзившее тело Христа". Автор статей Макс Колфилд впервые опубликовал "невероятную правду о том, как Гитлер поклонялся дьяволу" и "думал, что этот талисман заставит служить ему все силы зла". Ссылаясь на бумаги из архива австрийского историка и преподавателя доктора Вальтера Штайна , которые журналисту предоставила вдова, в статье утверждалось, что фюрер был убежден: захватив копье, он станет властелином мира.

За несколько дней до аншлюса в Вене, под видом коммивояжера, появился штандартенфюрер СС Конрад Бух, целью которого было поручение Гитлера — не дать австрийцам спрятать имперские сокровища из Музея истории искусств. Там, в зале № 11, за стеклянной витриной под номером 155 хранился экспонат, табличка под которым имела надпись: "Священное копье, эпоха Каролингов, VIII век. С позднейшими добавлениями стали, железа, латуни, серебра, золота и кожи". Кстати, экспертиза, проведенная британцем Робертом Фезером в январе 2003 года, включавшая рентгеноспектральный и флуоресцентный анализ, показала, что наконечник копья изготовлен в VII веке.

Таким образом, доктор Фезер на целое столетие "состарил" копье, но подтвердил, что оно никак не могло быть создано во времена Иисуса Христа. "Более того, здесь поработал искусный кузнец, — пишет Алек Маклеллан, — а это значит, что он был выкован, а не выплавлен". Размер наконечника был несколько крупнее тех, которые использовались римскими легионерами. Но доктора Фезера удивил гвоздь в лезвии.

— Издавна принято считать, что железный штырь это и есть гвоздь для распятия; он не только плотно сидит в лезвии и инкрустирован крошечными медными крестиками, но и соответствует по длине и форме тем гвоздям, которые использовались римлянами в I веке. И пусть мы не можем точно датировать железные фрагменты вокруг него… Возможно, все это домыслы, но мы не можем взять и просто отбросить их, — говорил Фезер в одном из интервью.

О приключениях этого копья в III Рейхе подробно рассказано в книге Алека Маклеллана "Тайна копья Лонгина. В чьих руках судьбы мира?". Возможно ли, что Копье Судьбы было спрятано во льдах Антарктиды? Или им завладели стремящиеся к мировому господству американцы? Ответ на эти непростые вопросы может быть найден по эту сторону земного шара, а если еще точнее — на территории бывшего СССР. Именно так называлась страна сокрушившая нацистский режим. А что если копье Лонгина ВСЕГДА хранилось у нас?

Вот факты. Первый католикос Армении святой Григорий Просветитель (Григор Лусаворич) из рода парфянских царей Арсакидов, состоявшей в родстве с правящей в Армении династией, получил христианское воспитание. В ущелье на берегу реки Азат, в 40 километрах к востоку от Еревана, он построил церковь Гегард (другое название — Айраванк, "скальная церковь") и основал монастырь, куда передал на хранение копье Лонгина. Отметим, что "гегард" означает "копье". С 13 века большая монастырская община и комплекс зданий, где она располагается, называется Гегардаванк.

Сейчас комплекс состоит из церкви Святой Аствацацин (Божьей Матери), четырехстолпного гавита (или жаматун — притвор, место для молитв и собраний), усыпальницы и двух скальных церквей с притворами. Большинство зданий датируются 13-м веком. Недавно внутри одной из церквей обнаружили несколько древних надписей, самая старая из которых относится к 1164 году.

В монастыре Святого копья несколько столетий хранилась святыня, которую усердно сохраняли и укрывали от врагов. Великий армянский ученый и богослов 12 века архиепископ Нерсес Ламбронаци часто упоминает в своих многочисленных трудах о копье и описывает почести, которые ему воздавались. "Он рассказал, что копье было принесено на первый собор Армянской церкви, собравшийся в 365 году в Аштишате. В другом месте он упоминает императора Фридриха Барбароссу, участника Третьего Крестового похода 1189 года, и сообщает, что в войске было несколько армянских рыцарей. К сожалению, Нерсес ничего не говорит о том, знал ли император Фридрих, что армяне — хранители копья", — утверждает исследователь древних тайн Алек Маклеллан.

В городе Эчмиадзине, что по-армянски значит "сошел Единородный", то есть Христос, доныне хранится Копье Судьбы. Для ознакомления с ним нужно специальное разрешение церковных властей. Последний раз Копье видели не только его хранители еще в 1805 году. Конечно, вопрос о его подлинности не решен окончательно. Есть лишь косвенные подтверждения Силы реликвии. Пока германцы тешили себя обладанием муляжа, настоящее Копье Судьбы хранилось на территории дружественной России Армении. Вместе мы оказались непобедимы перед лицом агрессоров Запада и Востока.

Читайте также:

Легенды и мистика Владимирской области

Городские легенды: проклятое Останкино

Городские легенды: тайны Юрия Долгорукого

Городские легенды: мистическая Йошкар-Ола

Городские легенды: несчастливые места Москвы

ФильмДок: "Копье судьбы"

www.pravda.ru

Длинное, Короткое, Большое, Легкое, Швейцарское

Всадники против пикинеров

Древковое оружие куда старше мечей и сабель. И пускай оно не окутано таким героическим и романтическим ореолом, как клинковое оружие, но именно копье на протяжении долгих столетий верой и правдой служило как пехотинцам, так и всадникам. Оно не стало таким узнаваемым символом войны, как меч или шпага, но, несмотря на это, копье было основным и оружием греческих гоплитов, и швейцарских пикинеров, и закованных в броню средневековых рыцарей. Вопреки распространенному мнению, наиболее популярным оружием и в древнем мире, и в эпоху Средневековья был не меч, а именно копье.

Копье – это наиболее распространенный вид древкового оружия, оно состоит из длинного деревянного древка и наконечника. Копья (довольно условно) можно разделить на две большие группы: метательные и предназначенные для использования в ближнем бою. А по своему функционалу копья относятся к метательному, колющему и колюще-режущему оружию.

Макет древнего человека с копьем

Сегодня мы не можем сказать точно, когда произошло создание копья. Вероятно, что это оружие было впервые изготовлено еще до появления на планете Homo Sapiens. Военная история копья закончилась только в середине прошлого столетия.

И этому есть несколько объяснений. Во-первых, это оружие было очень дешевым, изготовление копья не представляло никаких трудностей и требовало минимум времени и ресурсов. Именно поэтому копьями были вооружены участники многочисленных крестьянских восстаний, которые не могли позволить себе более совершенное и дорогое оружие. Во-вторых, работа копьем не требовала такой долгой подготовки, которая была абсолютно необходима для овладения другими видами оружия (меча или лука). При этом копье очень эффективно. Перерубить древко копья в бою не так уж и просто, вероятнее всего, удар придется по касательной. Кроме того, нередко древко копья оковывали железом, чтобы укрепить его. Ну а в-третьих, копье является очень универсальным оружием, оно подходит и для всадника, и для пешего воина. А при необходимости его можно и метнуть в противника.

Древнегреческий воин

Для метания был придуман специальный вид копья – дротик. Для улучшения «летно-тактических» характеристик дротики были должным образом сбалансированы и уравновешены. Подобные метательные мини-копья были известны уже в каменном веке.

Копье широко представлено в мифологии разных народов. Это символ агрессивных намерений, воинственности, натиска. Короткое копье – непременный атрибут греческой Афины Паллады, его использовал скандинавский Один, с этим оружием изображался ассирийский бог Баал. Копье индийского бога войны Индры является символом победы.

В христианской традиции копье — это один из символов страдания и смерти Христа. Согласно библейским преданиям, именно им был нанесен «удар милосердия» распятому Иисусу. В настоящее время наконечник Копья Судьбы — одна из самых почитаемых христианских святынь.

Наконечник копья

Копье можно назвать настоящим долгожителем среди холодного древкового оружия. Кавалеристы использовали пики до середины прошлого столетия. В настоящее время копье используется только в качестве спортивного снаряда, метание копья – это олимпийский вид спорта. Изготовлением копий занимаются немногочисленные реконструкторы и любители исторического оружия. Любой желающий может найти в интернете материалы на тему «Как сделать копье своими руками». Даже сегодня создание копья не представляет особенных сложностей.

Классификация копий

На самом деле термин «копье» является довольно общим. Под ним подразумевается большое количество разных видов древкового оружия, которые иногда отличались друг от друга весьма значительно. Внешний облик копья обуславливался в первую очередь особенностями его применения. Говоря другими словами, размеры и форма оружия зависели от того, кто использовал его в бою, пеший воин, кавалерист и против кого его направляли. В отдельную группу можно выделить легкие копья, предназначенные для метания в противника.

Считается, что для изготовления древка длинного рыцарского копья Средневековья брали самое хрупкое дерево. Для чего это делалось? Расчет был на то, что копье сломается после первого же удара. В бою всадник мог двигаться со скоростью 10 метров в секунду, что обеспечивало ему значительное количество кинетической энергии. Если же навстречу друг другу неслись два рыцаря, то энергия их столкновения увеличивалась кратно. На такой скорости удар по цели вполне мог привести к падению всадника и лошади. Поэтому перелом копейного древка выглядел куда предпочтительней перелома руки или шеи рыцаря. Позже выражение «ломать копья» стало синонимом любого поединка.

Виды копий

Любое копье состоит из древка (ратовища) и наконечника. Древко изготавливалось из дерева и могло иметь различные размеры. Наконечник копья, как правило, был выполнен из металла. Изначально его просто привязывали к внешней стороне древка, но позже способ крепления значительно усложнился. Наконечник состоял из клинка, тулеи – трубки, в которую вставлялось древко, – шейки, находившейся между трубкой и клинком. Иногда нижний конец древка оковывался железом. Наконечник одевался на древко как перчатка, для дополнительной фиксации использовались небольшие гвозди или же веревка (полоски кожи). Существовал и другой способ крепления наконечника к древку: его могли просто вбивать в дерево, расклинивая его.

Копья сильно отличались по своей длине. Она варьировалась от 1,5 до 7 метров. Причем особенно длинные копья были оружием пехотинцев и использовались как против пешего строя противника, так и в качестве средства защиты от вражеской кавалерии. Понятно, что подобные типы копий можно было применять только в сомкнутом строю.

Надо признать, что мы не располагаем полной информацией о конструкции некоторых античных и средневековых копий. Так, например, не существует детального описания знаменитого греческого копья сариссы, античные авторы сильно разнятся относительно длины этого оружия (от 3 до 7 метров). Археологами были найдены металлические втулки, которые, возможно, служили для соединения составных частей сариссы в одно целое. Однако в письменных источниках нет упоминаний о том, что это копье состояло из нескольких частей. Кроме того, в этом случае при такой длине копья прочность на месте соединения была бы явно недостаточной.

Отдельно следует выделить метательные копья. В принципе, границы этой группы оружия несколько размыты, так как метнуть в противника можно любое более-менее короткое копье. Специализированным метательным оружием был дротик, создание копья подобного типа произошло еще в каменном веке. Дротик – это короткое легкое копье с длиной 1,2-1,5 метра и весом около одного килограмма. Некоторые из них и вовсе весили 200-300 гр. На Руси дротики назывались сулицами. Одним из главных отличий дротиков от обычных «рукопашных» копий была форма их наконечника. Как правило, их делали так, чтобы они застревали во вражеских щитах или доспехах.

Особый наконечник метательного копья

Еще в каменном веке для дротиков было придумано специальное приспособление – копьеметалка. Она представляла собой дощечку или ременную петлю с упором для копья. С ее помощью метатель мог забросить свой снаряд на гораздо большее расстояние. Копьеметалки практически вышли из употребления после появления лука.

Дротики были весьма распространены в период Античности и в Средние века. Обычно их использовали народы, которые не имели хороших и мощных луков. Весьма хорошими метателями дротиков были древние греки, македонцы и римляне. Дротики были гораздо тяжелее стрел, поэтому они имели большую пробивную силу по сравнению с луком. В Европе этот вид оружия снова получил популярность примерно с XIII века, когда производство стали значительно увеличилось.

Воин с копьем

Еще одной особенностью копий, кроме их размеров, являлась форма их наконечника. Она могла быть жалообразной, листообразной, ромбовидной, кинжалообразной. Широкое распространение доспехов привело к появлению узких граненых наконечников, подобное острие копья могло справиться не только с кольчугой или кожаным панцирем, но и пробить пластинчатый доспех.

История копья

Взять в верхние конечности длинную острую палку, чтобы тыкать ею в своих оппонентов, додумалась еще обезьяна. Это оружие уже можно назвать прототипом копья. Создание копья с каменным наконечником приписывается нашим предкам-кроманьонцам. Первоначально это оружие, вероятно, использовалось для охоты и защиты от хищных животных. И оно давало первобытным охотникам огромное преимущество.

Старейшие копья, найденные археологами, имеют возраст 300 тыс. лет.

Размеры наконечника

Даже короткое копье держит противника на дистанции в полтора метра и позволяет охотнику избегать острых клыков и когтей зверя. Человек мог с безопасного расстояния тыкать в тушку какого-нибудь леопарда или медведя, не опасаясь получить серьезное ранение. А в случае необходимости это оружие можно было и метнуть в противника. Вопроса «как сделать копье» тогда не существовало: ведь камни и дерево всегда были под рукой.

После знакомства человека с металлами наконечники копий стали делать медными, а потом и бронзовыми. Это позволило сделать их значительно прочнее и острее. Изначально существовало два вида копий: метательные и рукопашные, причем, вероятно, метательный тип этого оружия преобладал.

После возникновения тактики сомкнутого строя копье для рукопашного боя стало основным оружием воинов. От метательного копья оно в первую очередь отличалось своим балансом.

Македонская фаланга

Наиболее знаменитыми античными копьеносцами были македонские воины, а самым известным видом длинного копья древности, без сомнения, является сарисса. Это необычайно большое копье (до 7 метров) с противовесом и небольшим наконечником. Изготовление копий подобного типа было поставлено на поток в Древней Греции. Именно этим оружием пользовалась знаменитая македонская фаланга. Можно сказать, что создание копья подобного типа и тактики его использования в сомкнутом строю стало запорукой блистательных побед Александра Македонского.

Римляне не были такими фанатами копий, как греки. Тем не менее копье являлось штатным оружием легионеров, правда, копье это было метательным. Знаменитый римский пилум состоял из древка и очень длинного наконечника, который часто изготавливали из мягкого железа. В бою целью пилумов были не только тела врагов, но и их щиты. Это короткое копье весило 1-1,7 кг, застряв во вражеском щите, оно своей тяжестью заставляло опустить его. Ну а дальше в ход вступали гладиусы.

Римские легионеры

Не следует думать, что копья использовала только пехота. Всадникам также пришлось по душе главная конструктивная особенность этого оружия – его длина. Метательными дротиками пользовались сарматские и скифские всадники, копья в качестве ударного оружия конного воина начали использоваться после появления тяжелой кавалерии. Для этой цели использовалось обычное пехотное копье, у которого несколько меняли центр тяжести за счет массивного противовеса.

До появления стремени кавалерийское копье удерживали в поднятой руке и наносили удар противнику сверху вниз, минимизируя таким образом опасность всадника вылететь из седла после удара

Изобретение стремени дало новый импульс распространению кавалерийских копий. Стремена позволили всаднику прочно удерживаться на коне и наносить копьем мощные, акцентированные удары. Самым известным кавалерийским копьем всех времен и народов, без сомнения, является лэнс или длинное рыцарское копье. Оно было основным оружием средневековой европейской тяжелой кавалерии. Его длина могла достигать 4,5 метра, а масса – 4 и более килограммов. Древко этого оружия было более массивным по сравнению с большими пехотными копьями.

Рыцарь с копьем

Следует отметить, что лэнс появился не сразу. Сначала европейская кавалерия использовала обычные копья, но позже они были модернизированы и максимально «заточены» под условия конного боя. Они стали длиннее, появился специальный щиток, защищающий руку, примерно в XV веке кавалерийские копья стали упираться ток доспеха, что снижало нагрузку на руку всадника.

В эпоху Средневековья кавалерия использовала копья не только для уничтожения пехоты, но и против вражеских всадников. Копейная сшибка двух закованных в броню конных рыцарей – это настоящая «визитная карточка» Средневековья.

Еще одним известным видом древкового оружия конницы является так называемая кавалерийская пика, которая вошла в широкое употребление примерно в XVII столетии. Она имела гораздо более скромные размеры по сравнению со своим пехотным аналогом: длину до 3 метров и массу до 2,5-3 кг. Кавалерийская пика использовалась вплоть до середины XX века. В Первую мировую войну в российской армии ею вооружались первые шеренги казачьих и уланских полков.

Наиболее известным пехотным копьем Средневековья является пика. Это длинное копье, его размеры могли достигать пяти-шести метров, а общий вес — четырех-пяти килограммов. После появления стремян в Средневековой Европе тяжелая кавалерия превратилась в главную ударную силу любой армии. В полный рост встал вопрос защиты от нее пехотных порядков. Ответом на новую угрозу стало появление пехотной пики: сомкнутый строй пикинеров был способен остановить любую атаку конницы неприятеля. Пики не имели противовеса, поэтому для удержания этого оружия требовалась недюжинная физическая сила.

Строй пикинеров

Пикой не наносили ударов, ее просто направляли в сторону противника и наступали. Позже пикинеры служили защитой для мушкетеров – бойцов, вооруженных по последнему слову тогдашней военной техники.

Свое боевое значение тяжелая пика стала терять только после появления на полях сражения мобильной артиллерии, примерно в XVII веке. Сначала на ее место пришла легкая пика (длина до 3 метров), а затем она полностью была вытеснена штыком.

Всадник с пикой

militaryarms.ru

Копье. Исторические разновидности копий

копьеКопье – это ручное древковое колющее или метательное оружие, предназначенное для поражения противника (боевое копье), зверя (охотничье копье) или рыбы, морского зверя на расстоянии. Копье имеет два варианта использования: ударное и метательное. Копье может бросаться в противника, поражая его, в зависимости от веса, длины и конструкции наконечника, на расстоянии 20–600 м либо использоваться в технике таранного удара.

Копья для метания уменьшались и облегчались, трансформируясь в дроты, их наконечники имеют вытянутую форму, в дальнейшем для повышения прицельности и дальности броска разработаны механические приспособления – копьеметалка, катапульта, бриколь, станковый арбалет.

Копье и дрот считаются предшественниками лука и стрел. Копье ударное утяжелялось, приобретало большую длину для обеспечения максимальной дистанции нанесения удара, для останавливания противника на большом расстоянии от воина. Могли достигать в длину 5–6 м.

Наконечники могли иметь ушки, яблоко, боковые отростки (рогатина) для предотвращения скольжения поражённого противника вдоль древка проткнувшего его копья (медвежье копье). По конструкции копье может быть простым и составным (сложным).

Далее мы разберём некоторые разновидности копий, имевших наибольшую популярность в разные исторические отрезки времени. Кстати, можете заодно почитать: как сделать копье в домашних условиях самостоятельно.

Копье боевое

Представляет собой самый древний вид колющего древкового боевого холодного оружия. Как правило, длина клинка составляла 10–50 см, а длина древка – 1,5–2,5 м. Форма клинка – коническая, пирамидальная, игольчатая, плоская и т. д.

Прочное, тяжёлое и длинное копье. Длина сарисы в войске Александра Македонского – 5–6 м, пики швейцарских наёмников XV–XVII вв. – 6,5 м. Все виды копий, кроме китайских, японских, корейских (и стран Индокитая), имели деревянное древко (ясень, клён, бук) и наконечник с трубкой. Китайские копья имели штыревой наконечник, вставлявшийся внутрь бамбукового древка. Копье колесничего короткое, его, в отличие от остальных видов, держат за конец древка и наносят удары не вперёд или в сторону, а сверху вниз.

Метательное копье (см. ДРОТ) пехоты использовалось дольше, чем любое другое (с каменного века). Обычно имело кинжаловидный наконечник. Поражало на расстоянии до 60 м, разновидности пиллум и ангона, вонзаясь в шиты, и изгибаясь, волочились по земле, утяжеляли щиты, помогая стрелкам разрушить строй противника. Копье наездников получило широкое распространение после изобретения стремян. Имело два подвида.

Копья метательные (дрот, сулица) использовались лёгкой кавалерией, конными лучниками, часто возились по несколько штук, снабжались темляками, а иногда и крючьями. Тяжёлая кавалерия использовала копья ударного типа, длиной до 5 м, постепенно все более утяжелявшиеся и часто имеющие два наконечника на противоположных концах древка (чтобы отражать удары сзади, так как быстро развернуться или развернуть сцепленное с фокром копье рыцарь в XV в. уже не мог).

Копье - дард

Короткое двухметровое копье, использовалось пехотой и рыцарями в пешем бою. Не имеет щитка, снабжено двумя валиками, образующими подобие ограничителей, выделяя рукоять и повышая удобство использования оружия. Применялось преимущественно в XV в.

Копье-дрот

Короткое облегчённое метательное копье, длиной не превышало человеческий рост, его можно было метнуть на расстояние до 65 м и использовать в ближнем бою.

Копье-клевец

Комбинированное древковое оружие, применявшееся в XV в., представляет собой боевой молот, насаженный на копейное древко и отличающийся очень длинным вертикальным остриём наконечника при обычном, а также увеличенном размере горизонтального острия, «клюва» топора. Применялось в ближнем бою против тяжёлой конницы.

Копье охотничье

Является древнейшим колющим древковым охотничьим холодным оружием. Применялось как оружие ударного, а также метательного типов. Изготовлялось обычно самодельным или кустарным способами. Широкое распространение имеет среди местного сельского населения некоторых стран Латинской Америки, Азии и Африки. В России применяется довольно редко.

Копье охотничье длиной в человеческий рост, имело мощное широкое лезвие, по форме и размеру близкое к кинжалу, иногда с перекрестьем, насаженное на крепкое, толстое древко (ратовище) без дефектов древесины. Могло использоваться также для прорубания дороги в кустарнике. Древко часто оковывали, снабжали рукоятью из нашитого куска кожи, подток мог выполняться в форме лопатки, топорика.

Копье простое

Не имеет отдельно изготовленного наконечника, острие формируется непосредственно из древка путём его заострения и отверждения. Так изготавливались бамбуковые копья Азии, Африки с остриём, сформированным, срезанным наискось стволом бамбука, и копья из выпрямленных ветвей, прямых стволов молодых деревьев, очищенных от веток. Верхушка ствола заострялась и обжигалась на костре, что придавало ей остроту и прочность. Иногда острие пропитывалось смолами. Русский вариант названия – колье, дреколье.

Копье рыцарское

Боевое подразделение рыцарского войска. В него входил рыцарь и то количество вооружённых воинов и слуг, которое он мог содержать на свои деньги. Как минимум, в состав копья должны были входить оруженосец, паж, несколько воинов (два конных стрелка и копейщик) и крепостных крестьян в должности слуг. В зависимости от знатности рыцаря, количество оруженосцев, пажей, воинов и прислуги увеличивалось.

Копье составное (сложное)

Состоит из древка (ратовища, искепища) с пятой и боевой части – наконечника, иногда также щитка, рукояти, груза (баланса), оковки пяты – подтока, оковки для сцепления с фокром, декоративных элементов (флажка, перьев). Острие может иметь или не иметь хвостовик, трубку (тулею, втулку) и крепиться врасщеп с обмоткой, оковкой или при помощи трубки, насаженной на древко. Трубка наконечника может быть короткой или достигать длины более метра, препятствуя срубанию наконечника. У многих копий при соединении пера и тулеи выделывали шарообразное украшение – яблоко. Древко, в зависимости от назначения, может иметь разную длину и сечение, утолщения, оковки.

Копье трех граней

Китайское копье с треугольным в верхней части древком, покрытым металлическими накладками.

Копье троянское

Отличается зубчиками по обеим сторонам наконечника. Открыто в Гиссарлике. Имеет сходство с кремнёвыми зубчатыми копьями Скандинавии.

Копье турнирное

Копье (Европа), применявшееся на рыцарских турнирах. Делится на корончатый наконечник и древко с нодусом. Длина турнирного копья 3700 мм, толщина древка 90 мм. В течение нескольких сотен лет трансформировалось из обычного боевого копья для первого нападения (тоже утяжелявшегося) в очень длинное (до 5 м) тяжёлое копье с тупым наконечником, иногда в виде шара. Назначение – таранный удар, позволяющий выбить соперника из седла, нанеся ему при этом минимально возможные телесные повреждения.

До конца XIII в. в поединке использовалось боевое облегчённое копье, его удерживали рукой горизонтально на уровне холки лошади, направляя в живот противника. Наконечники имели форму листа, пирамиды, шила. Древко изготавливали из прочной и лёгкой древесины ясеня. С начала XIV в. турнирное копье стало утяжеляться, получило рукоять и щиток, обрело специфический баланс, обеспечивающийся щитком и противовесом на конце копья. Теперь его зажимали под мышкой с небольшим уклоном наконечника вверх, так как удар следовало наносить в середину шлема. К рукояти копье плавно переходило в коническое утолщение, защищавшее кисть.

Часто рукоять закрывалась составляющим единое целое с копьём круглым щитом, прикрывающим не только правую руку, но и грудь рыцаря с правой стороны. Центр тяжести копья, даже не имевшего противовеса, из-за щитка сдвинулся назад. Такое копье имело большую толщину и массу, вследствие чего удержать его в руке и точно направить было невозможно без дополнительных приспособлений – крюка на кирасе и специальной оковки.

В XV в. крюк турнирного доспеха покрывался мягким деревом или свинцом, а древко турнирного копья позади рукояти оковывалось шипастыми пластинками, впивавшимися в мягкий материал. В результате, копье и кираса прочно скреплялись по типу современной застёжки «велькро», фактически составляя единое целое, и копье от удара не проскальзывало в руке рыцаря.

Во избежание чудовищной отдачи, которая могла при этом выбить из седла рыцаря, нанёсшего удачный удар, конструкция некоторых подобных копий предполагала, что оно сломается рядом с наконечником в момент нанесения удара. При этом силы удара все равно было достаточно, чтобы выбить противника из седла или заставить сработать счётчики ударов на его шлеме или кирасе, подтверждая попадание.

Копье яростного огня

Древковое огневое оружие Китая. Копье, к которому вместо наконечника прикреплён хоцян – большая, высверленная изнутри бамбуковая трубка, набитая порохом особого состава. При поджигании он не взрывался, а фонтанировал огнём.

Копье-металка

Метательное механическое оружие толчкового действия, дощечка или петля, приспособленная для метания копий и дротиков. Как сделать такую копьеметалку в домашних условиях можно прочитать здесь.

Похожие статьи:

sekach.ru

Легенды о копье Всевластья

Древняя реликвия христиан — черный наконечник копья, чей «возраст» исчисляется тысячелетиями, — ныне хранится в Венском музее, в бывшем дворце Габсбургов Хофбурге. По легенде, именно этим копьем проткнули тело Спасителя, распятого на кресте, и запятнали Его кровью. На протяжении многих веков считалось, что обладание этим копьем дарует власть над миром.

Первым территориальным захватом, осуществленным Гитлером после прихода к власти, стало насильственное присоединение к Германии Австрии. Да, уже тогда в воспаленном мозгу фюрера созрела идея мощной геополитической экспансии, которая должна была привести к созданию могучего Третьего рейха. Однако существовали и другие — скрытые, но едва ли не более весомые — причины, по которым бывший ефрейтор так рвался в Австрию.

Дело в том, что у Гитлера была одна заветная мечта: он стремился стать владельцем одной из главных реликвий христианства,хранившейся в венском музее Хофбург, в бывшем дворце Габсбургов. Нет, фюрер не собирался ограничиваться завоеванием Польши, Франции, России и уж тем более не собирался становиться банальным коллекционером.

В своем воображении этот несостоявшийся художник являлся хозяином всего мира — ни много ни мало. Но для этого Гитлеру нужно было завладеть невзрачным черным куском древнего металла...

Евангелие Рабулы, 586 г. Распятие. Над головой солдата надписано его имя: ΛΟΓΙΝΟС.

История эта началась в 1909 году, когда молодой живописец Адольф Гитлер впервые побывал в Зале сокровищ Венского музея. Перед ним в одной из витрин на алом бархате чернело копье Оттона III — императора Священной Римской империи.

Точнее, не само копье, а его наконечник. В тот день будущий убийца миллионов кожей, нервами ощутил некие незримые волны всесокрушающей мощи, исходившие от древней реликвии. И Гитлер словно сошел с ума: ежедневно, как на работу, он являлся в музей и часами безмолвно простаивал перед заветной витриной. Но его воображение не стояло на месте.

Художник видел, как он бережно поднимает с бархата священный предмет, крепко сжимает его в своих руках, чтобы уже никогда и никому не отдать... Будущий фюрер искренне верил, что в этом случае мощь копья вольется в него самого и поможет поставить этот мир на колени. А пока ему оставалось лишь молиться на копье Оттона и мечтать...

Надо сказать, что с психикой у Гитлера было далеко не все в порядке. Естественно, что при таком положении вещей столь глубокое увлечение конкретным предметом просто не могло не перерасти в открытую манию. Так и произошло в 1917 году, после того как молодой Адольф Гитлер провел вместе с тремя приятелями (одним из них был Альфред Розенберг) спиритический сеанс и пообщался с духом некоего немецкого князя. Потусторонний собеседник заявил: новым предводителем Германии сможет стать только тот, в чьих руках окажется копье Оттона...

Через полтора десятилетия бывший ефрейтор и убежденный мистик, а теперь глава Новой Германии и «ариец № 1» решил, что настало время прибрать древнюю реликвию к рукам.

На дворе стоял 1935 год, рейх еще только начал крепнуть, однако уже алчно поглядывал на «братскую» Австрию. Гитлер успел открыть так называемый Центр нацистской религии, которому впоследствии предстояло стать «Ватиканом СС»; один из главных залов сего заведения назывался Комнатой Копья и предназначался для хранения копии копья Оттона III.

Однако фюреру нужен был оригинал реликвии... Так что спустя три года он дал «добро» на вторжение в Австрию, однако сделал особое распоряжение: для сохранности копья следовало принять особые меры и не позволить властям противника вывезти раритет из страны.

В марте 1938 года нацисты вторглись в суверенную альпийскую республику, и ее президент Миклас прежде всего распорядился эвакуировать исторические ценности из дворца Габсбургов. Чтобы не допустить попадания раритетов в руки захватчиков, полицейские подразделения были направлены к Хофбургу. Однако местные эсэсовцы заставили отступить стражей порядка: копье Оттона должно было любой ценой достаться Гитлеру...

Наконец, после стольких лет мечтаний, древний черный наконечник лег на ладонь человека, подмявшего под себя Германию и мечтавшего о покорении мира. Для этого фюрер, плюнув на многочисленные государственные, партийные и военные дела, лично явился в Зал сокровищ, который до этого момента усиленно охранялся отборными частями 8-го армейского корпуса немецкой армии.

13 октября 1938 года копье Оттона с особыми почестями и предосторожностями на специальном бронепоезде доставили в Нюрнберг, где поместили в церкви Святой Екатерины. В Германию, нужно сказать, реликвия путешествовала в достойной компании: нацисты прежде всего вывезли из Хофбурга лоскут скатерти, покрывавшей стол во время Тайной вечери, кошель святого Этъена, зуб Иоанна Крестителя и другие христианские реликвии. Теперь Гитлер был уверен, что у него имеется все необходимое для перекраивания карты Европы и создания «Нового Рима».

Чудесное обретение копья в Антиохии. Благодаря этой находке рыцари Первого крестового похода в 1098 году одержали победу над атабеком Мосула.

Что заставляло германского лидера мечтать об обладании пусть и древним, но вполне стандартным наконечником копья? Почему он верил, что от покоившегося на алом бархате черного металла исходит неземная сила? Было ли такое отношение к копью Оттона лишь результатом болезненного состояния высокопоставленного мистика? Вовсе нет. Эта древняя реликвия действительно имеет право претендовать на звание одной из самых больших загадок прошлого.

Предыстория копья Оттона III насчитывает тысячи лет, причем все это время повторялась странная, необъяснимая ситуация: человек, сумевший завладеть черным наконечником, вскоре завоевывал мир...

Если верить историческим свидетельствам, удивительное копье было изготовлено еще по приказу третьего первосвященника Иудеи Финееса. Сей почтенный деятель прославился тем, что обладал незаурядными способностями в области магии и каббалистики, причем постоянно работал над развитием своего дара.

Так что наконечник загадочного копья ковался с соблюдением сакрально-мистических ритуалов и должен был символизировать магические силы крови иудеев как избранного народа. Надо сказать, что этот оскорбительный для «чистых арийцев» момент Гитлер как-то предпочел опустить, а то и вовсе постарался забыть о нем.

Как бы там ни было, но факт остается фактом: с момента своего возникновения копье триумфально шествовало по миру. Человек, завладевший им, становился удивительно удачливым. История наконечника, написанная кровью, повествует о гибели целых государств и рождении новых могущественных империй. Так, в разные времена им владели самые, пожалуй, знаменитые личности в мировой истории.

Легендарный военачальник Иисус Навин с копьем в руках атаковал надежнейшие стены Иерихона, и те внезапно пали, хотя осада этого города считалась, честно говоря, авантюрой. Затем черный наконечник служил Ироду Великому — тому самому, который, согласно легенде, приказал уничтожить всех младенцев мужского пола в Иудее. Века сменялись веками, а загадочное копье, покрытое славой, продолжало свой путь по миру.

Никто уже не сомневался, что оно способно наделять своего владельца сверхчеловеческими возможностями и давать ему право вершить судьбы государств. Только вот будет ли очередной хозяин реликвии творить великое Добро или столь же внушительное Зло, не мог сказать никто.

Со временем у черного наконечника появилось имя — Копье Всевластия. Оно успело побывать в руках римского императора Константина Великого, который вскоре провозгласил христианство официальной религией. Затем Копье Всевластия в разное время принадлежало многим властителям. Непобедимые орды Аттилы пали под натиском войск короля остготов Теодориха, практически не расстававшегося с этим древним оружием.

Предводитель франков Карл Мартелл, «унаследовавший» Копье Всевластия, не дал арабам вторгнуться в Западную Европу, разбив их наголову. Постоянно (даже во время сна!) держал около себя черный наконечник объединитель и властитель всей Европы Карл Великий, на чьем счету были победы в 47 военных походах. Очередным владельцем Копья Всевластия затем стал Оттон III Великий, император «Священной Римской империи германской нации».

Фридрих Барбаросса и еще 40 других германских императоров не давали Копью Всевластия уйти на заслуженный отдых, а его славе — померкнуть и затеряться среди многочисленных древних легенд. Наводило оно ужас на противника и в крестовых походах, предпринятых Фридрихом II.

Следует сказать, что именно это древнее оружие вдохновило крестоносцев на создание одного из самых грозных и могущественных рыцарских орденов — Тевтонского ордена; кстати, потеряв связь с черным наконечником, он стал приходить в упадок, и рыцари веками мечтали вернуть святыню в руки своего главы.

Побывало Копье Всевластия также в руках представителей первой династии французских королей — Меровингов, которых ряд историков считает прямыми потомками Иисуса Христа. А Наполеон Бонапарт вообще не расставался с реликвией ни днем ни ночью. Однако надо же было такому случиться, что у корсиканца древний раритет украли аккурат перед началом похода на Москву (если верить мистикам), в противном случае карта мира в настоящий момент имела бы совсем другой вид.

Почему же властители и завоеватели всех мастей и народов прилагали столько усилий ради обладания старинным копьем? Почему таинственный кусок металла оказался так прочно связан с понятиями «власть» и «победа»? Почему орудие убийства окружено таким почетом в христианском мире и считается одной из главных реликвий христианства? Для того чтобы ответить на эти вопросы, стоит вначале привести еще одно название древнего наконечника, ставшее в наше время наиболее распространенным, — Копье Лонгина...

В историю христианства под именем Лонгин вошел не кто иной, как Гай Кассий, капитан стражи, который был наделен особыми полномочиями при осуществлении государственных церемоний, правосудия и казней. Именно этот человек наблюдал за ходом казни Христа на Голгофе, и он же, проверяя, жив ли распятый, уколол копьем обмякшее тело, чтобы узнать, скончался ли казненный. Тогда заструившаяся кровь показала, что казнимый все еще жив...

Так вот, черный наконечник, который проткнул тело Спасителя, несущий на себе следы его запекшейся крови, — это и есть то самое Копье Всевластия. Понятно, что в течение тысячелетий не раз возникала путаница, неведомо откуда выплывали подделки.

Так что в наши дни на звание Копья Лонгина претендуют сразу три наконечника: помимо Копья Оттона из австрийского музея, это его двойник, хранящийся в Ватикане, а также краковская реликвия. Тем не менее, большинство исследователей безапелляционно заявляют, что истинным является все же копье, хранившееся во дворце Габсбургов.

Есть еще один артефакт. Так называемое Армянское копье. Эта реликвия находится в Армении, в сокровищнице Эчмиадзина (новое название Вагаршапат). Там оно хранится с XIII века; до этого находилось в Гегардаванке (Армения), куда было привезено, как считается, апостолом Фаддеем. (Гегардаванк дословно переводится как «Монастырь копья».)

1) Зарисовка ватиканского копья 2) Венская реликвия в нынешнем виде с золотыми накладками 3) Венское копьё со снятыми золотыми накладками 4) Краковское копьё, официально признанное копией венского, но при этом несколько отличающееся от него по форме 5) Армянское копьё

Но возвратимся к Гитлеру. Видимо, даже древнему наконечнику, видевшему на своем долгом веку много крови, новый владелец пришелся не по вкусу. Сначала Гитлер действительно победоносно шествовал по Европе, но затем удача стала потихоньку отворачиваться от него. Однако фюрер не терял надежды «приручить» реликвию. Когда в небе над Нюрнбергом появились английские бомбардировщики, начавшие буквально перепахивать город, под старой крепостью специально для Копья Всевластия оборудовали бронированный бункер.

И все же в октябре 1944 года одна из бомб попала в подземное хранилище священных ценностей. Тогда же началась агония Третьего рейха... А Гитлер кинулся спасать не страну, не нацию, а воплощение своей мечты, которое считал залогом достижения мирового господства.

Чтобы сохранить Копье Лонгина и другие предметы мистического поклонения, их решили тайно вывезти из разрушенного бункера и укрыть в специальной камере в скале. А чтобы сбить противника с толку, одновременно с этой операцией осуществлялась аналогичная, якобы засекреченная (на деле, слухи о «спасении копья» старательно и аккуратно распространялись). Некий ценный груз из подземелья Нюрнбергской крепости якобы перевозили к австрийскому озеру Целль, неподалеку от Зальцбурга. Там таинственные ящики утопили в водах озера. Но...

Несмотря на истинно немецкую аккуратность и дотошность при подготовке основной операции и операции «прикрытие» исполнители приказа допустили роковую ошибку.

По понятным причинам Копье Лонгина в списке вывозимых предметов не фигурировало. Древний наконечник внесли в него под одним из наименее известных его имен — «копье святого Маврикия». Однако в экспозиции хранился также меч святого Маврикия.

Его-то мало сведущие в истории солдаты и отправили в скальную камеру, тщательно завернув в стекловату и упаковав в футляр из чистой меди... А Копье Лонгина тем временем было брошено без присмотра в разбитом бункере среди третьесортных экспонатов! И тут реликвия, похоже, окончательно вышла из себя. Разгром фашистских войск стал настолько очевидным, что счет шел уже на дни.

30 апреля 1945 года американцы обнаружили как изувеченное подземелье, так и оставшиеся в нем ценности. Среди прочих на разбитых витринах покоился также невзрачный черный наконечник копья, который янки назвали «какой-то железякой». Не только солдаты, но и высший офицерский состав, конгрессмены и сенаторы не заинтересовались неказистой на вид реликвией.

Может, на том бы и закончилась история Копья Лонгина и оно стало бы числиться утраченным, если бы не некий американский генерал, в те дни находившийся далеко от Нюрнберга. Он серьезно увлекался историей, мифологией, древними мистериями и был в этих вопросах подлинным знатоком.

Так что, краем уха услыхав о находке «непонятной железяки», он сразу же примчался в Нюрнберг и восстановил статус-кво. Спустя пару месяцев генерал Кларк по распоряжению Эйзенхауэре торжественно передал реликвию бургомистру Вены. Кстати, как только Гитлер узнал о пропаже Копья Всевластия, он покончил с собой.

...Но Копье Лонгина, вполне возможно, вовсе не хранится под витринным стеклом во дворце Хофбург. Ведь с 1945 года гуляют упорные слухи, что американцы решили не расставаться с древним залогом власти и поэтому подсунули хозяевам реликвии прекрасно выполненную копию (на ее-то создание и потребовались месяцы, в течение которых копье находилось у янки). А сам оригинал и по сей день находится в США, помогая ковать новую — уже финансовую — империю...

Вы можете прочитать другие новости на эту тему:

paranormal-news.ru

Копье Лонгина или тайна Копья Судьбы

Копье Лонгина, Копье Судьбы

Где находится оригинал Копья Лонгина?

Древняя христианская реликвия — наконечник копья, «возраст» которого исчисляется тысячелетиями, — хранится сейчас в Венском музее (?), в бывшем дворце Габсбургов Хофбурге. Как гласит легенда, именно этим копьем проткнули тело Спасителя, распятое на кресте, и запятнали его кровью. На протяжении многих столетий считали, что обладание этим копьем дарует власть над миром.

Первый территориальный захват, который осуществил Адольф Гитлер после прихода к власти, было насильственное присоединение Австрии к Германии. Да, уже тогда в воспаленном мозгу Гитлера созрела идея мощной геополитической экспансии, которая должна была привести к созданию Третьего рейха.

Но имелись и другие — скрытые, но едва ли не более весомые — причины, по которым Гитлер так рвался в Австрию. Все потому, что у бывшего ефрейтора была одна заветная мечта: он стремился завладеть одной из главных реликвий христиан, которая хранилась в венском музее Хофбург, в бывшем дворце Габсбургов. Нет, Гитлер не собирался ограничиваться завоеванием Польши, Франции, России и уж тем более не хотел быть банальным коллекционером. В своем воображении этот несостоявшийся художник являлся, ни много ни мало… хозяином всего мира. Но для этой цели фюреру надо было завладеть невзрачным черным куском древнего металла…

Эта история берет свое начало в 1909 году, когда молодой живописец Адольф Шикльгрубер в первый раз побывал в Зале сокровищ Венского музея. Перед ним в одной из витрин на алом бархате чернело копье Отгона III — императора Священной Римской империи. Точнее, не само копье, а его наконечник. Тем днем будущий убийца миллионов людей, кожей, нервами ощутил некие незримые волны всесокрушающей мощи, исходившие от древней реликвии. И Шикльгрубер словно сошел с ума: ежедневно, как на работу, он являлся в музей и часами безмолвно простаивал перед заветной витриной.

Но его воображение не стояло на месте. Художник видел, как он бережно поднимает с бархата священный предмет, крепко сжимает его в своих руках, чтобы уже никогда и никому не отдать… Гитлер искренне верил, что в этом случае мощь копья вольется в него самого и поможет поставить этот мир на колени. А пока ему оставалось только молиться на копье Отгона и мечтать…

Надо отметить, что с психикой у будущего фюрера было далеко не все в порядке. Естественно, что при таком положении вещей настолько глубокое увлечение конкретным предметом просто не могло не перерасти в открытую манию. Так и случилось в 1917 году, после того как молодой Адольф провел вместе с тремя приятелями (одним из них был Альфред Розенберг) спиритический сеанс и пообщался с духом некоего немецкого князя. Потусторонний собеседник заявил: новым предводителем Германии сможет стать только тот, в чьих руках окажется Копье Лонгина (копье Судьбы, копье Всевластия, копье Оттона)…

Спустя полтора десятилетия бывший ефрейтор и убежденный мистик, а теперь глава Новой Германии и «ариец № 1» решил, что наступило время прибрать древнюю реликвию к рукам. Был 1935 год, рейх еще лишь начал крепнуть, однако уже алчно поглядывал на «братскую» Австрию. Гитлер успел открыть так называемый Центр нацистской религии, которому впоследствии предстояло стать «Ватиканом СС»; один из главных залов сего заведения назывался Комнатой Копья и предназначался для хранения копии копья Оттона III.

Но Гитлеру нужен был оригинал реликвии… Так что через три года он дал «добро» на вторжение в Австрию, однако сделал особое распоряжение: для сохранности копья следовало принять особые меры и не позволить властям противника вывезти раритет из страны.

1938 год, март – нацисты напали на суверенную альпийскую республику, и ее президент Миклас в первую очередь распорядился эвакуировать исторические ценности из дворца Габсбургов. Чтобы не допустить попадания раритетов в руки захватчиков, полицейские подразделения были направлены к Хофбургу. Но местные эсэсовцы заставили отступить стражей порядка: Копье Лонгина должно было любой ценой достаться Гитлеру…

В конце концов, после стольких лет мечтаний, древний черный наконечник оказался в руках человека, подмявшего под себя Германию и мечтавшего покорить мир. Для этого Гитлер, плюнув на многочисленные государственные, партийные и военные дела, лично явился в Зал сокровищ, который до этого момента усиленно охранялся отборными частями 8-го армейского корпуса немецкой армии.

1938 год, 13 октября — Копье Лонгина с особыми почестями и предосторожностями на специальном бронепоезде было доставлено в Нюрнберг, где его поместили в церкви Святой Екатерины. В Германию, нужно сказать, реликвия путешествовала в достойной компании: нацисты прежде всего вывезли из Хофбурга лоскут скатерти, покрывавшей стол во время Тайной вечери, кошель святого Этьена, зуб Иоанна Крестителя и другие христианские реликвии. Теперь фюрер был уверен, что у него имеется все необходимое для перекраивания карты Европы и создания «Нового Рима».

Что заставляло Гитлера мечтать об обладании пусть и древним, но вполне стандартным наконечником копья? Почему он верил, что от покоившегося на алом бархате черного металла исходит неземная сила? Было ли такое отношение к копью Лонгина только результатом болезненного состояния высокопоставленного мистика? Вовсе нет. Эта древняя реликвия действительно имеет право претендовать на звание одной из самых больших загадок прошлого.

Предыстория копья Оттона III насчитывает тысячи лет, при этом на протяжении всего времени повторялась странная, необъяснимая ситуация: человек, который владел черным наконечником, вскоре завоевывал мир…

Если верить в исторические свидетельства, загадочное копье было изготовлено еще по приказу третьего первосвященника Иудеи Финееса. Сей почтенный деятель прославился тем, что обладал незаурядными способностями в области магии и каббалистики, причем постоянно работая над развитием своего дара. Так что наконечник таинственного копья ковался с соблюдением сакрально-мистических ритуалов и должен был символизировать магические силы крови иудеев как избранного народа. Надо сказать, что этот оскорбительный для «чистых арийцев» момент Гитлер как-то предпочел опустить, а то и вовсе постарался позабыть о нем.

Как бы там ни было, но факт остается фактом: со времени своего возникновения копье с триумфом шествовало по миру. Человек, который владел им, становился удивительно удачлив. История наконечника, написанная кровью, повествует о гибели целых государств и рождении новых могущественных империй. Так, в разные времена его владельцами были самые, пожалуй, знаменитые личности в истории мира. Легендарный военачальник Иисус Навин с копьем Судьбы в руках атаковал надежнейшие стены Иерихона, и те внезапно пали, хотя осада этого города считалась, по правде говоря, чистейшей авантюрой.

После черный наконечник служил Ироду Великому — тому самому, который, согласно легенде, приказал уничтожить всех младенцев мужского пола в Иудее. Века сменялись веками, а загадочное копье, покрытое славой, продолжало свой путь по миру. Ни у кого уже не возникало сомнений, что оно способно наделять своего владельца сверхчеловеческими возможностями и давать ему право вершить судьбы государств. Только вот будет ли очередной хозяин реликвии творить великое Добро или столь же внушительное Зло, не мог сказать никто.

Со временем у черного наконечника появилось имя — Копье Всевластия. Оно успело побывать в руках императора Рима Константина Великого, который в скором времени провозгласил христианство официальной религией. Затем Копье Всевластия в разные времена принадлежало многим властителям. Непобедимые орды Аттилы пали под натиском войск короля остготов Теодориха, практически не расстававшегося с этим древним оружием.

Предводитель франков Карл Мартелл, «унаследовавший» Копье Всевластия, не дал арабам вторгнуться в Западную Европу, разбив их наголову. Всегда (даже во время сна!) держал около себя черный наконечник объединитель и властитель всей Европы Карл Великий, на чьем счету были победы в 47 военных походах. Очередным владельцем Копья Всевластия затем стал Отгон III Великий, император «Священной Римской империи германской нации». Фридрих Барбаросса и еще 40 других германских императоров не давали Копью Всевластия уйти на заслуженный отдых, а его славе — померкнуть и затеряться среди многочисленных древних легенд.

Наводило оно ужас на противника и в крестовых походах, предпринятых Фридрихом II. Надо отметить, что именно это древнее копье вдохновило крестоносцев на создание одного из самых грозных и могущественных рыцарских орденов — Тевтонского ордена; заметим, потеряв связь с легендарным копьем, он стал приходить в упадок, и рыцари веками мечтали вернуть святыню в руки своего главы.

Побывало Копье Судьбы также в руках представителей первой династии французских королей — Меровингов, которых ряд историков считает прямыми потомками Иисуса Христа. А Наполеон Бонапарт вообще не расставался с Копьем Лонгина ни днем ни ночью. Но надо же было такому произойти, что у Наполеона древний артефакт украли аккурат перед началом похода на Москву (если доверять мистикам), в противном случае карта мира в настоящий момент имела бы совсем иной вид.

Почему же властители и завоеватели всех мастей и народов прилагали столько усилий ради обладания древним копьем? Почему мистический кусок металла оказался так прочно связан с понятиями «власть» и «победа»? Почему орудие убийства окружено таким почетом в христианском мире и считается одной из главных реликвий христианства? Название древнего наконечника, наиболее известно в наше время под названием, — Копье Лонгина…

В историю христианства под именем Лонгин вошел не кто иной, как Гай Кассий, капитан стражи, который был наделен особыми полномочиями при осуществлении государственных церемоний, правосудия и казней. Именно этот человек наблюдал за ходом казни Христа на Голгофе, и он же, проверяя, жив ли распятый, нанес укол копьем в обмякшее тело, чтобы узнать, скончался ли казненный. Тогда заструившаяся кровь показала, что Христос все еще живой… Так вот. Черный наконечник, который проткнул тело Спасителя, несущий на себе следы его запекшейся крови, — это и есть то самое Копье Судьбы.

Понятно, что в течение тысячелетий не раз возникала путаница, неведомо откуда выплывали подделки. Так что в наши дни на звание Копья Лонгина претендуют сразу три наконечника: помимо Копья Отгона из австрийского музея, это его двойник, хранящийся в Ватикане, а также краковская реликвия. Тем не менее, большинство исследователей безапелляционно заявляют, что истинным является все же копье, хранившееся во дворце Габсбургов.

Но опять о Гитлере. Как видно, даже древнему наконечнику, который видел на своем долгом веку множество крови, новый владелец пришелся не по вкусу. В начале фюрер действительно победоносно шествовал по Европе, но затем удача начала постепенно отворачиваться от него. Однако Гитлер не терял надежды «приручить» реликвию. Когда в небе над Нюрнбергом показались английские бомбардировщики, ставшие буквально перепахивать город, под старой крепостью специально для Копья Всевластия оборудовали бронированный бункер. И все же в октябре 1944 года одна из бомб попала в подземное хранилище священных ценностей. Тогда же началась агония Третьего рейха… А фюрер кинулся спасать не страну, или нацию, а воплощение своей мечты, которое считал залогом достижения мирового господства.

Для того чтобы сохранить Копье Лонгина и другие предметы мистического поклонения, их было решено тайно вывезти из разрушенного бункера и укрыть в специальной камере в скале. А чтобы сбить противника с толку, одновременно с этой операцией осуществлялась аналогичная, якобы засекреченная (на деле, слухи о «спасении копья» старательно и аккуратно распространялись). Некий ценный груз из подземелья Нюрнбергской крепости якобы перевозился к австрийскому озеру Целль, неподалеку от Зальцбурга. Там таинственные ящики были утоплены в водах озера. Но…

Несмотря на истинно немецкую аккуратность и дотошность при подготовке основной операции и операции «прикрытие», исполнителями была допущена роковая ошибка.

По понятной причине Копье Лонгина в списке вывозимых предметов не фигурировало. Древний артефакт внесли в него под одним из наименее известных его имен — «копье святого Маврикия». Однако в экспозиции хранился также меч святого Маврикия. Его-то мало сведущие в истории солдаты и отправили в скальную камеру, тщательно завернув в стекловату и упаковав в футляр из чистой меди… А Копье Лонгина тем временем бросили без присмотра в разбитом бункере среди третьесортных экспонатов! И тут древняя реликвия, как видно, окончательно вышла из себя. Разгром фашистских войск стал настолько очевидным, что счет шел уже на дни.

1945 год, 30 апреля — американцы нашли как изувеченное подземелье, так и оставшиеся в нем ценности. Среди прочих на разбитых витринах покоился также невзрачный черный наконечник копья, который янки назвали «какой-то железякой». Не только солдаты, но и высший офицерский состав, конгрессмены и сенаторы не заинтересовались неказистой на вид реликвией. Может, на том бы и закончилась история Копья Лонгина и оно стало бы числиться утраченным, если бы не некий американский генерал, в те дни находившийся далеко от Нюрнберга. Он серьезно увлекался историей, мифологией, древними мистериями и был в этих вопросах подлинным знатоком.

Так что, краем уха услыхав о находке «непонятной железяки», он сразу же примчался в Нюрнберг и восстановил статус-кво. Через пару месяцев генерал Кларк по распоряжению Эйзенхауэра торжественно передал Копье Лонгина бургомистру Вены. Кстати, как только Гитлер узнал о пропаже Копья Всевластия, он покончил с собой.

…Но Копье Лонгина, вполне возможно, вовсе не хранится под витринным стеклом во дворце Хофбург. Ведь с 1945 года гуляют упорные слухи, что американцы решили не расставаться с древним залогом Всевластия и поэтому подсунули хозяевам реликвии отлично изготовленную копию (на ее-то создание и потребовались месяцы, в течение которых копье находилось у американцев). А сам оригинал и по сей день находится в Америке, помогая ковать новую — уже финансовую — империю…

 

 

Оксана Очкурова, Яна Батий

ред. shtorm777.ru

ПОХОЖИЕ ЗАПИСИ

shtorm777.ru

Копьё Википедия

Копьё (устар. ланец) — метательное, колющее или колюще-рубящее древковое холодное оружие.

Копья бывают двух видов: метательные и для ближнего боя. Обычное копьё состоит из деревянного древка и металлического наконечника, форма которого может быть самой разнообразной.

История копья[ | код]

Hasta

Пилумы (pila, ед. ч. pilum) — метательные орудия, применявшиеся древнеримскими воинами.

Прототип копья недавно был обнаружен при наблюдении за современными обезьянами. Самки шимпанзе в некоторых стаях при охоте на мелких животных систематически использовали острые палки.

Простейшее копьё первобытного человека представляло собой прямую обструганную и заточенную палку из твердого дерева длиной примерно в рост человека. Как правило, острие для твердости обжигалось. Древнейшими известными современному человеку образчиками считаются 8 копий из Шёнингена (Германия) возрастом 300 тыс. лет. В Эфиопии в локации Гадемотта (Gademotta) обнаружены копья с каменными наконечниками возрастом 280 тыс. лет[1]. Возрастом 115—128 тыс. лет датируется копьё из Лерингена (de:Lanze von Lehringen) в Германии[2].

Острога (часто на Руси называемая просто «кол») не имела перевеса к острию и не металась. Обычно она удерживалась двумя руками, так как для достаточной эффективности удара (а при обжиге наконечник приобретал твердость, но утрачивал остроту) на неё надо было наваливаться всем весом.

Подобного устройства копья употреблялись всеми народами до эпохи меди включительно. Колья (или бамбуковые палки с косым срезом) могли выступать в качестве оружия крестьян вплоть до периода средневековья.

Копья стали оснащаться наконечниками из камня или кости в эпоху среднего палеолита. Они разделились на метательные и рукопашные.

Метательные копья долгое время решительно преобладали, так как допускали двоякое применение, — ведь ими можно было и наносить удары. Потому, даже и в век металла, вплоть до перехода к тактике боя в сомкнутых порядках, а у некоторых народов и после, копья оставались универсальными. Характерными примерами в этом плане могут служить древнегерманская фрамея с наконечником из мягкого железа и раннесредневековый франкский ангон.

A lancer of Tigre colour.jpg

Если копье предназначалось как для броска, так и для удара, воин обычно носил два копья, — чтобы, метнув одно, не остаться безоружным. Либо же он ограничивался одним, но снабжал его кожаным ремнем длиной несколько метров, за который копье после броска можно было притянуть обратно.

Однако при переходе к тактике боя в строю стало ясно, что для метания требуется одно копье, а для ближнего боя, — другое. Дело было не в длине или весе, а в балансе. Метательное копье имело центр тяжести, смещённый к наконечнику, а оружие удобнее всего держать вблизи центра тяжести, так что двухметровое копье, приспособленное для метания при использовании в строю, почти не выдавалось бы за линию щитов, зато цепляло бы по ногам три ряда сзади.

Довольно поздно, всего несколько тысяч лет назад, уже при переходе к оседлости кроме метательных и рукопашных, появились копья и ещё одного вида — загонные, в наиболее простом варианте представлявшие собой обычный кол, но довольно толстый (как раз, чтобы охватить рукой) и длинный (до 2 м). Назначением таких копий было отражение нападающего зверя. Загонное копье или, как его чаще называли, рогатину упирали тупым концом в землю, наступали на него ногой и выставляли вперед острие.

Разновидности копий[ | код]

Македонская фаланга

Копья пехоты[ | код]

Против пехоты[

ru-wiki.ru


Смотрите также