Колыбельные древние. Пожелание смерти в колыбельных: о загадке русского детского фольклора (фрагменты)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Настоящие колыбельные, пришедшие к нам из глубины веков. Колыбельные древние


Древние секреты народных колыбельных песен, тайны

Народные колыбельные песни как традиционный и очень весомый фольклорный жанр – это то, что объединяет всю нацию в некотором едином “пра-океане”, едином потоке и ритме дыхания, в общих народных чаяниях. Эти песни пелись многие столетия всем детям вне зависимости от знатности, богатства (бедные няньки пели колыбельные песни своим богатым воспитанникам) и темперамента.

У бедных крестьян не было возможности уделять много времени обучению и воспитанию ребенка, но те редкие минуты общения с малышом, когда мать укачивала его, использовались ею в полной мере. И колыбельные песни в связи с этим обстоятельством приобретали весьма важное значение для детей. Именно та песня, которую человек чаще всего слышит в раннем детстве, определяет его дальнейший жизненный путь. Не удивительно, что очень скоро этот жанр вышел из народа. С XVIII в. народная колыбельная – получает широкое распространение в профессиональной вокальной музыке (Ф. Шуберт, И. Брамс, А. Алябьев, М. Глинка, П. Чайковский и др.). С XIX в. этот жанр получил распространение и в музыке инструментальной (Ф. Шопен, И. Брамс, Э. Григ, К. Дебюсси, А. Рубинштейн, М. Равель, И. Стравинский, П. Чайковский и др.)

Название «колыбельная песня» произошло от слов «колыбель», «колебать» (качать). В народном обиходе было и другое название колыбельных песен – «байки», которое произошло от древнерусского глагола – « байкать» (баюкать, качать, усыплять) или «баять» (говорить, сказывать, шептать). Взрослых (бабушек, дедушек, матерей, нянечек, детей-подростков), исполняющих эти песни в северных русских говорах назвали «баяльщик».

Примечателен тот факт, что мастерством исполнения народных колыбельных песен, вбирающих в себя мелодический «интонационный и эмоциональный словарь» весьма дорожили. Мать обучала дочерей, играющих куклами, правильно «байкать». В крестьянской семье девочки с 6-7- лет уже присматривали за младшими братьями и сестрами, а иногда и нанимались нянями в другие семьи. Пение колыбельных – это особое искусство, которым в старину овладевали с детства.

Если рассматривать «действие» колыбельных, то они, скорее всего это происходило у авторов подсознательно, дают установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание. Отсюда светлые, радостные образы в колыбельных песнях (малинка, солнечный сад, рай, райское место, золотая (серебряная) колыбель (у славян), алая колыбель (у сибирских татар), Христос, Богородица, Бог (у русских), белая колыбель (у казахов), беленький жеребенок, алая колыбелька, соловушка, спелая земляника, зайчонок, передающие позитивное восприятие мира.

Мать, исполняя колыбельную, сначала создает у себя светлый внутренний образ прекрасного, а затем уже на этой волне поет колыбельную. Когда маленький человечек появляется на свет, его жизнь представляется достаточно сильной экстремальной ситуацией. Все мы, взрослые и дети, переживаем стрессовые ситуации каждый день и привыкаем к ним настолько, что даже не замечаем полученного мини сотрясения психики. Колыбельная песня с ее постоянным ритмом, четким мелодическим рисунком способствует максимальной релаксации и матери, и ребенка.

 

Тайны славянских колыбельных песен

Древние колыбельные песни возникли в эпоху языческого олицетворения отвлеченных понятий, окружающих предметов. Мать 'заговаривала' ребенка от всех скорбей и напастей, обращаясь к мифологическим персонажам, носителям сна – Сну, Дреме, Угомону. Эти персонажи представлялись живыми существами, которых можно приглашать в дом. По мнению русского исследователя фольклора А. Ветухова Сон в колыбельных песнях представлялся усталым путником, ищущим себе покоя и места для отдыха, но во всякой избе, а там, где есть малютка. Это друг и покровитель детей: своими чарами он убаюкивает их. Некоторые фольклористы-исследователи (В.П. Аникин, В.Е. Гусев, Н.И. Толстой) считают, что связь с магическими действиями явственнее всего проступает в обыкновении многократно повторять припев «баю, баю, баюшки», либо «люли, люлюшки» в самых разнообразных сочетаниях.

В настоящее время народные колыбельные песни почти забыты. Многие современные дети выросли без них. В учебниках для педагогических институтов отмечалось даже указание на то, что укачивание признается ненужным и вредным: «укачивание, убаюкивание ребенка заменяется вырабатывающим ритм жизненных процессов (сон, еда, и пр.) порядком… Колыбельная песня соответственно не поддерживается бытовой необходимость». Можно увидеть потрясающие душу примеры успешного внедрения в жизнь подобной установки. Самое «безобидное», к чему может привести замена колыбельных песен телевизором, компьютерными «стрелялками», а то и вовсе безразличное 'запихивание в кровать' — развитие у ребенка «синдрома дефицита внимания». Этот 'диагноз' знаком, к сожалению, родителям примерно 15–20 процентов детей. Синдром выражается в неспособности сосредотачиваться. Дети, страдающие СДВ, не могут нормально учиться. У них неизбежно возникают проблемы в отношениях со сверстниками. Во взрослом возрасте люди с СДВ часто страдают маниакально-депрессивными расстройствами, склонны к насилию, злоупотреблению алкоголем и наркотиками. Не стоит думать, что это страшилка. Синдром дефицита внимания поддается коррекции.

 

Требуется много внимания, много терпения и понимания, чтобы 'расторможенный' малыш стал спокойнее. И колыбельные, и ласка, и любовь - то самое, необходимое лекарство.Эстетическая функция колыбельных заключается в том, что ребенок с первых дней жизни приобщается к прекрасному – народная поэзия и народная музыка, сливаясь воедино, несут в себе красоту, учат сопереживать, пусть пока еще простейшим образом, чувствам, выраженным в искусстве. Эти эстетические впечатления, полученные ребенком в детстве, остаются незабываемыми на всю жизнь.Богатейшая сокровищница материнского фольклора, народная культура и народная педагогика предлагают нам «творить» своего ребенка. Пойте ему колыбельные песни, которые помогут ему стать сильным, умным, красивым, удачливым, вдохновляя его на творчество и радостное восприятие жизни.

В поющей книге "Колыбельные для всей семьи" собрано много русских народных песен  в исполнении профессиональной певицы Наталии Фаустовой. Красивые и нежные мелодии помогут вам уложить ребенка на ночь, расслабиться и настроиться на позитивный лад.

Сладких снов!

dreamsong.ru

о загадке русского детского фольклора (фрагменты) » Перуница

'Пожелание
"Безусловно справедливо утверждение Г.А. Барташевич, что "в основе колыбельной поэзии лежит первобытный рационализм". Более ста лет вызывает споры учёных мотив пожелания смерти ребенку в некоторых колыбельных песнях. В 70-х годах 19 века реакционная публицистика использовала этот мотив, чтобы доказать отсутствие нравственного начала у русского крестьянства. Против этого резко выступил Н. Л-ий (очевидно, Левицкий). /.../

И дальше он объясняет "отсутствие" переживаний у крестьянина: "Ему просто некогда страдать и убиваться, завтра же могут голодать остальные дети, если он сейчас не оставит всё и не возьмётся за работу." /../ Анализ колыбельных песен привёл его к выводу: "Что народ любит и ценит детей - это уже доказывается тем, что он посвятил им целую особую поэзию" (Харьковский сборник, 1888, с.189-190).

Теми же причинами объясняли появление данного мотива О.И. Капица, Е.В. Гиппиус, Э.В. Померанцева, Г.Г. Шаповалова. Н.М. Элиаш видела в мотиве пожелания смерти ребенку "отзвуки древних представлений, древних поверий об искупительной силе детского страдания и смерти". Генетическим родством с заговором объясняет этот мотив В.П. Аникин. Он утверждает, что таким образом матери боролись за жизнь и здоровье своих детей, старались как бы обмануть злые силы. АН. Мартынова, ставя под сомнение утверждение С.М. Соловьёва, что на Руси не было обычая убивать слабых, увечных и "лишних" детей, полагает, что именно таким и незаконнорожденным детям матери желали смерти, что продиктованы "эти песни были гуманными чувствами, желанием избавить ребенка от мук болезни и голода". Она утверждает: "Анализ текстов показывает, что пожелание смерти выражено вполне определённо, почти всегда устойчивыми традиционными формулами, и не может быть истолковано как иносказание".

Исследовательница за основу берет близость колыбельной песни к заговору. Следовательно, и под "традиционными формулами" имеет в виду заговорные формулы. Для колыбельной более характерна импровизированность, а не формульность. Приведенные её примеры ("Бай да люли, хоть сегодня помри", "Бай, бай, бай, хоть сегодня умирай", "Спи-ко, Тоня, на два дни, а на третьем на дровни") даже стилистически далеки от заговоров. В них нет даже императивной формы, характерной для заговорной лексики, не говоря уже о более тонких отличиях. Во многих песнях этой группы зримы игровое начало, юмористическая и даже сатирическая направленность."

Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.:Просвещение,1987. с.22-24. --

Колыбельная песня отражает и другое настроение матери. Раздраженная криком непокойного*/*=неспокойного, устаревшее выражение - д.д./ ребенка, мать сулит ему колотушки:

Баю-баюшки, баю,Колотушек надаю,Колотушек двадцать пять,Будет Ваня лучше спать.

В тяжелых условиях крестьянской жизни, когда женщина обременена заботами и работой, нередко грудной ребенок даёт мало радости, особенно если дети часты и их много, как это бывает нередко в крестьянских семьях.

Спи, дитя моё мило,Будет к осени друго,К именинам третьё,

жалуется крестьянка и продолжает:

Седни Ванюшка помрет, Завтра похороны,Будем Ваню хоронить,В большой колокол звонить.

/Записано Калинниковым в Архангельской губ., Онежском уезде. 1912 г./

Картинно изображаются похороны ребенка в следующей песне:

Бай, бай да люли,Хоть сегодня умри. Сколочу тебе гробок Из дубовых досок.Завтра мороз,Снесут на погост.Бабушка-старушка,Отрежь полотенце,Накрыть младенца.Мы поплачем, повоем,В могилу зароем.

/Бессонов П. Детские песни. 1868./

Нужно отметить ещё колыбельные песни, в которыхотразилось религиозное настроение матери: на ребенка призывается благословение бога, ангелов и святых, а пожелание смерти облекается в иную форму, спрашивается: "Нет ли местечка в раю?" (для ребенка).

/.../

Пугать шаловливого, непослушного ребенка - это приём мало, быть может, педагогический, но у всех народов издавна вошедший в обычай. Пугают ребенка в русском крестьянском быту и "серым волком", и "букой" и другими страшными для ребенка существами:

Придет серерький волчок,Схватит Катю за бочок,Утащит её в лесок,Закопает в песок,Станут Катеньку искатьПо болотам, по мохам,Всё по ракитовым кустам.

/Добряков Г. Колыбельные песни. // Вестник Европы, 1914, №8. с.145-156./

Приводим для параллели моравско-силезскую колыбельную:

Баю, дитятко,Качаю тебя,Чтоб ты спало,Не плакалоИ матушкеПокой дало.Бросим тебя в пруд,В Дунай реку,Хватай его водяной.

Капица О.И. Детский фольклор. Л.: "Прибой",1928. с.41-42, 48-49.--

43. Баю, бай да люли, Хоть теперь умри,Завтра у матери кисель да блины, -То поминки твои.Сделаем гробок Из семидесяти досок,Выкопаем могилкуНа плешивой горе,На плешивой горе,На господской стороне.В лес по ягоды пойдём,К тебе, дитятко, зайдём.

44.Баю, бай,Хоть завтра помирай.Пирогов напечём,Поминать пойдём,К тебе дитятко, зайдём.

45.Ой, люли, люли, люли,Ты сегодня умри,Завтра похороны,На погост понесём,Пирогов напекём,Со малиной,Со гречневым крупам,Будем Шуру поминать,Себе брюхо набивать.

46.Баюшки, баю!Колотушек надаю.Бай да люли!Хоть ныне умри.У нас гречиха на току,Я блинов напеку,Я тебя, дитятку,На погост поволоку.Завтра мороз,А тебя на погост,Я соломы насеку,Я блинов напеку.Пойду дитятку поминать,Попу брюхо набивать.

47. Баюшки, баю!Не ложися на краю.Заутро мороз,А тебя на погост!Дедушка придёт,Гробок принесёт,Бабушка придёт,Холстинки принесёт,Матушка придёт,Голосочек проведёт,Батюшка придёт,На погост отнесёт.Баюшки, баю,Колотушек надаю!

Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М.:Просвещение,1987. с.163-164.

На мой вгляд, "пожелание смерти" больше похоже на угрозу, принуждение к послушанию. Угрожать "серым волком" это почти тоже, что говорить "ты завтра умрёшь". Это сейчас для нас волк - забавное существо из мультиков.

Но сам феномен, несомненно, удивительный. Сочетание в колыбельной смерти и жизнерадостности поминок, успокоения (баюшки-баю) и угрозы, шутки и серьёзности - всё это просто не может не удивлять. Тут без серьёзных исследований не обойтись. Для меня пока что это просто загадка без явных отгадок :)

www.perunica.ru

Настоящие русские колыбельные песни, как их пели

История колыбельных песен насчитывает не одно тысячелетие. Задолго до принятия на Руси христианства матери пели своим детям песни, укладывая их спать. Но в те незапамятные времена они вкладывали гораздо большее значение в такое времяпрепровождение, нежели сейчас. Попробуем разобраться, что же такое настоящие русские колыбельные, как их пели и есть ли они сегодня.

Настоящие колыбельные для малышей

Колыбельная песня всегда представляла собой особый пласт культуры и фольклора народа. Она выполняла важную воспитательную функцию. Посредством колыбельных ребенку сообщались знания об этом мире, о Вселенной, о жизни народа и его будущей судьбе. Из слов и песенных образов складывались картины быта.

 

Зыбаю, зыбаю…

Ушел отец за рыбою,Мать ушла пеленки мыть,Дедушка – дрова рубить.Брат ушел царю служить,Он ушел молодой,А вернется с бородой.

Малыш усваивал, каким он должен стать. Ему внушалось, что главное – семья. Он получал необходимую силу и знания, чтобы в будущем встретить свою половинку и создать теплый семейный очаг, наполненный любовью.

Поэтому первое отличие современной колыбельной от древней – слова и их смысл. Настоящие русские колыбельные уносят в будущую жизнь. Ребенок засыпает, а перед ним проносится целый мир с его радостями и горестями, трудностями и возможностями их преодолеть. Мать повествует о взрослых обязанностях, умениях и навыках, которые предстоит освоить.

Напевая текст, мама программирует ребенка на счастливое будущее. Колыбельная песня становится защитой на всю жизнь.

Баюшки-баю!

Спи по ночам,

Расти по часам!

Вырастешь велик,

Будешь в золоте ходить,

Нянюшке, мамочке

Обновочки дарить,

Красным девицам

По ленточке.

Нянюшки, мамушки,

Качайте дитя!

 

Поскольку в колыбельных говорилось о будущей судьбе, существовали отличия в пении девочкам и мальчикам. И тех и других готовили к выполнению своих ролей, предъявляя разные требования к ним в дальнейшем. Мальчикам нужно расти сильными и смелыми, защищать близких. А девочка должна заботиться о доме, муже, воспитывать детей. Все это находило отражение в воспитании и в песнях.

Настоящие русские колыбельные пелись в момент полудремы, когда малыш как бы находится между двумя мирами. И это не с проста. Современные психологи комментируют этот факт следующим образом: в это время открыто наше подсознание, и человек наиболее внушаем, его тело расслаблено, он сосредоточен на голосе поющего. Это состояние сродни гипнозу.

Мама пела колыбельную песню на особом дыхании, которое соотносится с ритмом дыхания малыша. И даже их сердца бьются в этот момент в унисон. Напетые в таком состоянии ее слова о спокойствии, любви и будущем счастье звучали наиболее убедительно.

Еще одна особенность, отличающая настоящие колыбельные – мелодия и звучание. Ведь помимо воспитания, формирования представлений о мире и жизни, у них есть важная функция – убаюкать малыша. Тихое, плавное звучание, идущая по кругу мелодия прекрасно справляется с этой задачей.

Современные колыбельные имеют красивое звучание. Дети часто слушают их с удовольствием. Но засыпают не всегда.

Помочь малышу уснуть посредством красивых колыбельных может диск «Колыбельные для всей семьи». Он записан мамой и профессиональной певицей Наталией Фаустовой. На нем гармонично уживаются традиционные убаюкивательные песни и лучшие современные представители этого жанра.

dreamsong.ru

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора.

Ф. Рисс. Колыбельная песня. 1886.

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора.Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания.В большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установкуна работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание.

В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые, может петься родными для больного и в прочих случаях.Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания человека. А. Бугро. Колыбельная.

В данном жанре сохранились элементы заговора-оберега.Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое,страшное, то наяву это уже не повторится.Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей.Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.

the-watchful-motherThe Watchful MotherКолыбель (кроватка для грудных детей)  сама по себе была мощным языческим оберегом,православные священники боролись и добивались, чтобы ребёнка в первый разв колыбель клали с особой молитвой:«Молитва, дитя в колыбель класти», которая была внесена в старинные Требники,и только после крещения,потому что колыбельные возникли в древнее время,  до введения христианства на Руси,а церковь изживала и заменялаязыческие обряды на христианские.

File:LePrinceBerceauRusse.jpgРусская колыбель.1765.Jean-Baptiste Le Prince (1734 - 1781)

Большинство народов европейской части России и Сибири верило, что в подвешенной (приподнятой над полом)колыбели ребёнок находится под покровом небесных сил.Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.Баю-баюшки, баю,Не ложися на краю,Придёт серенький волчок,И ухватит за бочок,И утащит во лесок,Под ракитовый кустокТам пташки поюттебе спать не дадут.

laila50.livejournal.com

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ | Славянские традиции

КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ

Детский фольклор, как средство народной педагогики.Детский фольклор – это особенная область народного творчества, особый мир детства. В течении многих веков прибаутки, потешки, приговорки, сказки, считалки, загадки любовно и мудро воспитывают, поучают ребенка, их родные мотивы приобщают его к культуре своего народа, его знаниям и традициям.

Хорошо, когда этот чудесный мир окружает ребенка с первых дней его жизни, с песенками, сказками он засыпает и просыпается, с пестушкам, потешками, прибаутками купается и играет, они развлекают малыша и, в то же время, развивают нравственно, физически и духовно. И самое главное, эти произведения народного творчества являются своеобразным инструментом настройки генетической памяти, которая позволяет в последствии индивидууму существовать в этносоциуме, позволяет быть истинным славянским человеком. Как предельно точно отмечает Юрий Нечипоренко: «"русскость" в смысле культуры - определенная возделанность души, это возделывание совершено в истории (оно выражается в судьбе народа) и имеет результатом сплав генетических предрасположенностей, определенные черты "коллективного бессознательного"» (18). На наш взгляд эта удивительная «возделанность» души присуща любому из славянских народов, конечно же, со своими неповторимыми особенностями.

Народные педагоги, наши предки, хорошо понимали важное значение детского возраста, и максимально использовали его возможности для закладки фундаментальных основ народных знаний об окружающем мире, роли славянина в нем, причем активной роли. Во всевозможных колыбельных, потешках, присказках, поговорках, сказках содержатся уроки для их слушателя, психологические и бытовые, заговоры на крепкое здоровье ребеночка, его красоту, ум, счастливую судьбу. Они формируют нравственные привычки, отношение к важнейшим аспектам народной духовной жизни, воспитывают настоящий славянский дух. Игры физически развивают, закаляют ребенка, готовят его к взрослой жизни соответственно половому предназначению, учат общению, коллективному взаимодействию.

Детский фольклор, ориентированный на общие закономерности возрастного развития детей, имеет чёткое функциональное назначение каждого жанра. То есть, каждый жанр детского фольклора по-своему способствует сохранению душевного, психического и физического здоровья ребёнка, развитию его личности, установлению разнообразных отношений в сообществе взрослых и детей.

Много существует литературы на эту, актуальную в наше время, тему. Но интересно рассмотреть детский народный фольклор с точки зрения пробуждения генетической памяти ребенка, ее настройки.

Рассмотрены жанры детского фольклора, окружающие ребенка с рождения до 3 лет – это колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, первые сказки.

Например, колыбельные песни.

Часто в колыбельных используются слова “лю-ли”, “люшеньки-люли”, колыбельку до сих пор называют “люлькой”, ребенка - “лялей”, “лялечкой”, детей “лелеют”. Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады – Лели. Славянская Леля – это Богиня Весны, первых ростков, цветов, юной женственности. Древние славяне считали, именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах – будущем урожае. Леля, как и Рожаница–Мать Лада, заботится о домашнем уюте, о материнстве, о малышах.

Заметим, что во всех народных колыбельных песнях ребенка называют по имени. Поэтому любая народная колыбельная песня – это обращение мамы, бабушки к заботливой, оберегающей ребеночка богини Лели.

Люшеньки-люли,Спи, дитя, усни,До утреннней зари,До свежей росы.

Ай, люли-люленьки.Прилетели гуленьки.Сели гули на кроватьСтали гули ворковатьСтали гули ворковать,Стал наш Юра засыпать.

Птицы в древнеславянском мировозрении – это вестники Бога. Именно они помогают заботиться о растущем малыше.

Баю-баюшки-баю,Баю, Сашеньку, баю!Приди котик ночевать,Мою детоньку качать,Качать, прибаюкиватьУж как я тебе, коту,За работу заплачу:Дам кусок пирогаИ кувшин молока.Кот у славян – олицетворение вредоносной силы, относится к нижнему миру славянского мироздания, берет на себя вред, направленный на дом и его жильцов, теперь понятно, почему коту доверяют баюкать ребеночка.

Наши предки обязательно благодарили нижний мир за помощь (изначально, это жертвы предкам).

ЛАДушки, ЛАДушки,

Где были? –

У Бабушки.

Что ели? - Кашку.

Что пили? - Бражку.

Кашку поели.

Бражку попили.

Полетели, полетели

На головку сели,

Ладушки запели.

Упоминание о Богине ЛАДЕ – Богине лета, любви и красоты, счастливой судьбы и материнства. Вспоминая, что “ЛАДом”, “ЛАДой” нежно называли любимого супруга: мужа или жену, возможно, предположить, что ЛАДушки – это ласковое обращение к людям.

Согласно устной славянской традиции, существовал Бог-творец, создавший мироздание, который носил имена Сварог, Прабог, Пращур (предок), Прадедо, Прадо. А Земля носила имя Прабабы, Прабы. От Прадедо с Прабабой пошли боги и люди. В “Слове о полку Игоревом” люди-славяне так и упоминаются “Сварожьи внуки” (3, 8).

Таким образом, “Где были (люди)?” У своей Бабушки – Прабабы – Земли-Кормилицы. Там они ели и пили, но не простую, а ритуальную еду.

Зерно появляется в результате “союза” всех четырех почитаемых славянами стихий: Ветра, Земли, Огня и Воды. Поэтому каша, сладкая (сваренная на меду) каша, заправленная ягодами, являлась древнейшей ритуальной едой. Она несет мощную идею плодородия, победы над смертью, вечного возвращения жизни. Мед – один из символов “живой воды” у самых разных народов, и ягоды также связаны с идеей “неисчислимого” плодородия (14, 65). Бражка – напиток, который пился славянами во время ритуалов и подносился Богам.

Вся эта символика “прочитывалась” древними славянами так же легко, как мы читаем книгу. И так же легко эта символика, как и все, что ребенок слышит в самом раннем детстве от мамы, бабушки, откладывается где-то в нашем подсознаниии. Причем при последних словах ручки ребенка разводят и кладут на голову. Так происходит кодирование ребенка (постановка психологического якоря) на принятие всех этих важнейших для славян знаний о мире и о правилах (законах) существования славянина в нем.

Народный фольклор - колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, сказки, песни — это вхождение, тропинка в опыт предыдущих поколений с его глубоким пониманием психологии и физиологии детского возраста, естественных потребностей ребёнка, условий развития ребенка.

Детский устный народный фольклор, имеет мощнейшее всеобъемлющее значение, влияющее на развитие человека. Интересно рассмотреть его с помощью традиционного славянского мировоззрения, иначе говоря, в трехмерности славянского мироустройства: Мир Прави (мир Богов), Мир Яви (мир людей), Мир Нави (мир предков).

С одной стороны значение детского фольклора – в эстетическом, музыкальном, умственном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становлении уравновешенной психики (ценности среднего мира для человека, дающие возможность успешно и творчески существовать и взаимодействовать в мире людей). С другой стороны – в тончайшем формировании духовности, нравственности человека, народности его души, его мировоззрения (ценности верхнего мира для человека, дающие возможность духовного роста). С третьей стороны – в настройке генетической памяти человека, в связи с этим: включения механизмов защиты ребенка, пробуждения силы рода и получения всех генетических ресурсов, т.е. формирования мощной связи со своим естественным традиционным эгрегором (ценности нижнего мира для человека для человека, дающие возможность черпать силы для осуществления своих целей, ощущать защиту и поддержку предков).

Генетические ресурсы

с точки зрения традиционного славянского миропонимания

Мир Нави:Преемственно-энергетическиеЗащита предков,знания и сила Рода, возможность передачи этих знаний.т.е. формирование мощной связи со своим естественным традиционным эгрегором, получение его поддержки.

Мир Яви:Личностные психофизиологическиеВозможность нормального, успешного развития личности (интеллектуального, нравственного, творческого, психологического, физического) в генетически предрасположенных границах.

Мир Прави:Духовно-сакральныеФормирование духовных структур человека, народности его души, его мировоззрения,постепенное поступенчатое посвящение в тайные традиционные знания народа.

Колыбельные песни - это особенные песни, которые складывались специально для того, чтобы петь самым маленьким. Мама поет про "гуленек", которые прилетели, сели на кровать, стали ворковать, про котиков, которые "серые, а хвостики белые", про баюшки и заюшки, про то, что "спят твои соседи, белые медведи", а малыш слушает, он еще не понимает слов, но понимает мелодичность и интонацию маминого голоса, понимает, что его любят, мама рядом и все хорошо. А слова входят в его сознание, и через некоторое время он будет узнавать, где у котика хвостик, и где у зайки глазки...Начинать петь колыбельные малышу можно уже во время беременности. Начиная с пятого месяца беременности малыш слышит, различает и запоминает звуки. Новорожденный малыш, услышав песенки, которые мама пела ему до рождения, узнает их и успокаивается.Колыбельные - это огромный потенциал, для развития ребенка с самых первых дней жизни, это ласковый голос мамы или бабушки, её теплые руки.

Тексты колыбельных

Баю - баю - баюшки

Баю - баю - баюшки,Да прискакали заюшкиЛюли - люли - люлюшки,Да прилетели гулюшки.Стали гули гулеватьДа стал мой милый засыпать.

***Гулененьки

Люли, люли люленькиПрилетели гуленьки,Сели гули на кровать,Стали гули ворковать,Стали гули ворковать,Стали Дашеньку качать,Стали Дашеньку качать,Стала Даша засыпать.

***

Колыбельные про котов

А котики серые,А хвостики белые,По улицам бегали,По улицам бегали,Сон да дрему сбирали,Сон да дрему сбирали,Приди котик ночевать,Да приди дитятко качать.А уж я тебе, коту,За работу заплачу.Дам кувшин молокаДа дам кусок пирога.Ешь-то, котик, не крошиДа больше у меня не проси.

***

Вы коты, коты, коты,У вас желтые хвосты.Вы коты, коты, коты,Принесите дремоты.

***

Котик серенькийСоломку сбирал,Под головку складал,Да и Ваню качал.

***У кота ли

У кота ли, у котаКолыбелька золота.У дитяти моегоЕсть покраше его.

У кота ли, у котаПериночка пухова,У дитяти моегоЕсть помягче его.

У кота ли, у котаИзголовье высоко.У дитяти моегоЕсть повыше его.

У кота ли, у котаОдеяльце шелково.У дитяти моегоЕсть получше его.Да покраше его,Да помягче его,Да почище его.

***Уж ты, котинька-коток

Уж ты, котинька-коток,Кудреватенький лобок,Приди, котя, ночевать,Нашу Лидочку качать.Я тебе ли то, коту.За работу заплачу,Дам кувшинчик молокаДа кусочек пирога,Белей папынькиВ обе лапыньки.

***Ветер, солнце и орел

Баю-баюшки, баюМою милую лю-люВ няньки я к себе взялаВетра, солнце и орла.Улетел орел домойСолнце скрылось под горой,После ветер трех ночейВернулся к матушке своей.Ветра спрашивала матьГде изволил пропадать?Волны на море гонял,Золоты звезды считал?Я на море волн не гонял,Золотых звезд не считалМалых деточек улюлюкивал!

***Со вечера дождик

Со вечера дождикЗемлю поливает,Землю поливает,Траву прибивает.

Траву прибивает,Брат сестру качает,Брат сестру качает,Ее величает.

Ее величаетРасти поскорее,Расти поскорее,Да будь поумнее.

Да будь поумнее,Собой хорошее,Собой хорошее,Лицом побелее.

Лицом побелее,Косой подлиннее,Косой подлиннее,Нравом веселее.

Нравом веселее,Вырастешь большая,Вырастешь большая,Отдадут тя замуж.

Отдадут тя замужВо чужу деревню,Во чужу деревню,В дальнюю сторонку.

Со вечера дождикЗемлю поливает,Землю поливаетБрат сестру качает.

***Спи, сыночек мой, усни

Спи, сыночек мой, усниЛюли, люшеньки, люлиСкоро ноченька пройдет,Красно солнышко взойдет.Свежи росушки падут,В поле цветушки взрастут,Сад весенний расцветет,Вольна пташка запоет.Люли, люшеньки, люли,Ты, сыночек, крепко спи.

***Сидит Дрема

Сидит Дрема,Сидит Дрема,Сидит Дрема, сама дремлет,Сидит Дрема, сама дремлет.

Взгляни Дрема,Взгляни Дрема,Взгляни Дрема на народ,Взгляни Дрема на народ

Бери Дрема,Бери Дрема,Бери Дрема кого хошь,Бери Дрема кого хошь.

Сидит Дрема,Сидит Дрема,Сидит Дрема, сама дремлет,Сидит Дрема, сама дремлет.

***Бука

Бай-бай, бай-бай,Поди, бука, на сарай,Поди, бука, на сарай,Коням сена надавай.Кони сена не едят,Все на буку глядят,Баю-баюшки, бай-бай!Поди, бука, на сарай,Мою детку не пугай!Я за веником схожу,Тебя, бука, прогоню,Поди, бука, куда хошь,Мою детку не тревожь.

***Серенький волчокБаю-баю-баю-баюНе ложись, дитя, на краю,С краю свалишься,Мамы схватишься.Придет серенький волчок,Схватит детку за бочок,Схватит детку за бочокИ потащит во лесок.И потащит во лесокЗа малиновый кусток.Кустик затрясется,Детка засмеется.***

Бай - бай - бай

Баю-баю-баю-бай,Поскорей ты засыпай,Лю-лю-лю-лю,Бай бай бай бай.Спи-ко, детка, до поры,Не поднимай-ко головы,Когда будет пора,Мы разбудим тебя.Баю-баю-бай-бай,На дорожке горностай,Горностая пугнем,Детке шубочку сошьем.Лю лю, лю лю, баиньки,Да в огороде заиньки,Зайки травку едят,Детям спать велят.Баю баю бай бай,Под окошком попугай,Кричит: «Детку нам отдай!».А мы детку не дадим,Пригодится нам самимПригодится нам самим,Попугая угоним.Ой качи, качи, качи,В головах-то калачи,В ручках яблочки,В ножках прянички.По бокам конфеточки,Золотые веточки,Да люли бай, люли байЛю, лю, лю...Баю баю баюшок,В огороде петушок,Петя громко поет,Детям спать не дает.Ой, люлю, люлю, люлю, люлю,Живет барин на краю,Живет барин на краю,Он не беден, не богатОн не беден, не богат,У него много ребят,У него много ребят,Все по лавочкам сидят.Все по лавочкам сидят,Кашу масляну едят,Кашу масляну едят,Ой, люлю, люлю, люлю...Каша масляная,Ложка крашеная,Масло льется, ложка гнетсяДуша радуется.Баю, баю, баю, бай,Поскорее вырастай,Во лесок ты пойдешь,Папе ягод наберешь.Спи-ко, детонька, в добре,На соломке, на ковре,Лю лю лю, лю лю люБай, бай, бай, бай.Спи-ко, дитятко,Угомон тебя возьми,Угомон-то возьмет,Дитя вырастет.Боле вырасти,Ума вынести,Лю лю лю, лю лю люБай, бай, бай, бай.А ты вырастешь большой,Будешь в золоте ходить,Будешь в золоте ходить,„В руках золото носитьТы находишься,Ты накосишьсяЛю лю лю, лю люлю,Бай, бай, бай, бай.Баю бай, да побай,Спи-тко, детка, усыпай,Ляг-то камышком,Встань-ко перышком.***Ветер горы облетает

Ветер горы облетает, баю-бай,Над горами солнце тает, баю-бай,Листья шепчутся устало, баю-бай,Гулко яблоко упало, баю-бай,Подломился стебель мяты, баю-бай,Желтым яблоком примятый, баю-бай,Месяц солнце провожает, баю бай,По цветам один гуляет, баю-бай.

www.rutraditions.ru

Значение колыбельной песни. Оберег на всю жизнь

Младенчество испокон веков считалось самым важным периодом в развитии человека: что ребенок впитает с материнским молоком, то и будет определять индивидуальность его личности в будущем.

Поэтому ребенка, появившегося на свет, старались окружить атмосферой любви и заботы, нашедшей отражение в «поэзии пестования»: пестушках, потешках, песенках.

Значение колыбельной песни сложно переоценить: обладая огромной силой внушения, она становится малышу главным ориентиром в построении картины окружающего мира.

Значение колыбельной песни. Оберег на всю жизнь.

Расулу Гамзатову принадлежат прекрасные строки:

«Песня матери – главная песня в мире; начало всех человеческих песен».

Возвращаясь к истокам

Еще в древности было подмечено, что монотонное покачивание успокаивает младенца, он быстрее засыпает. Так появилась колыбель (люлька) — специальная кроватка для укачивания.

А слово «колыбельная» произошло уже от глагола «колыбать» (колебать, колыхать, зыбать, качать).

Колыбельная песня являлась универсальным снотворным для детей и взрослых во все времена.

У многих народов существовал обычай:

при рождении ребенка мать сочиняла для него свою колыбельную, которая становилась оберегом на всю жизнь.

Песня, как руки матери, ограждала новорожденного от болезней и любых неприятностей.

Колыбельная — заговор

Колыбельные очень схожи по особому типу исполнения, структуре и магическим элементам с заговорами и молитвами, отмечают специалисты.

Интересный факт:

проверка древнего заговора от сглаза с помощью специальной компьютерной программы «Словодел» показала, что он вызывает у детей состояние эйфории, сонливости, наслаждения и глубокого покоя. То есть, такие же чувства, что и колыбельная.

Это открытие дает основание полагать, что в колыбельной песне заложен более глубокий смысл, чем принято считать в наши дни:

•  заклинание на сон и рост ребенку в текущий момент, на здоровье и богатство — в будущем;

•  знахарский заговор на здоровье, если он болен;

•  заговор-оберег от чужого вредного воздействия.

Современные колыбельные песни утратили магические элементы и приобрели характер доброго напутствия-пожелания на текущий и будущий моменты.

Колыбельные во все века учили детей радостно воспринимать реальность, давали уверенность в жизни, осознание своей значимости и незаменимости в семье.

«Дитя растет не от еды, а от радости», - справедливо гласит народная пословица.

Народ любил и дорожил колыбельными песнями, передавая их от поколения к поколению. Едва подрастающая дочурка начинала забавляться с куклами, как матушка тут же приступала к обучению «баить» (усыплять, качать, баюкать) правильно. Так соблюдалась преемственность поколений и традиций.

Смысловой код колыбельных песен

Многие тексты песен пришли к нам из язычества и содержат образы Буки, Дремы, серого волчка, кота.Древние люди верили, что человек окружен враждебными силами, что если дитя увидит во сне плохое и страшное, то это наяву уже не произойдет. Поэтому тексты многих колыбельных содержат пугающие эпизоды: «…придет серенький волчок и укусит за бочок».

Согласно со словарем В.Даля выражения в колыбельных означают:

•  «баить» — рассказывать,

•  «баю баю» — уговаривать, шептать, знахарить, заговаривать на грядущий сон, чтобы малыш уснул и рос здоровым и крепким,

•  «убаюкать» — заговорить от сглаза и порчи.

Баюшки над младенцем именно распевались — произносились в определенном ритме и обладали особыми метром, звукочастотностью и рифмой.

Древние люди знали, что слово, произнесенное необычно, со значимостью, несет в себе гораздо больший смысл и вес, по сравнению с обыденной речью.

Удивительные, добрые и ласковые прибаутки окружали малыша при кормлении, купании, пеленании, развивая его понятливость и закладывая основы гармоничной личности:

Животик. «Как наш каравашек?» - воспрошала мать, мягко поглаживая животик ребенка по солнцу, утишая и успокаивая внезапную боль. Живот не зря сравнивался с караваем хлеба, дающим силу и жизнь. «Земля на зернышке стоит, — продолжала баить матушка, — а небушко и корни наши — на каравашеке. Вырастешь, зернышко вырастишь, да хлебушек сотворишь. Господу и людям добрым угодишь».

Ножки назывались мишутками, по аналогии с медведем: «хозяин в дому — как медведь во бору», крепок да силен. Любая мать хотела поскорее увидеть своего малыша сильным и вставшим на ноги. Легонько выпрямляя ножки ребенка, матушка накладывала на ступни, а затем и на ладошки, крест: проводила пальцами сверху вниз вертикально, а потом слева направо горизонтально. Крест должен был оградить новорожденного от любых напастей:

крестная сила, испокон веков считалась спасительной, а крестное знамение — мощнейшим оберегом. Крестом было принято осенять хлебные посевы, хозяйственные угодья, дом и ворота, притолоку, двери, дверные косяки.

Ручки малыша сравнивались с крылышками: «Ой, люли-люли-люли, прилетели гули». При этих словах малыш учился подымать ручки, как крылышки неоперившийся птенчик.

Укладывание спать сопровождалось обязательным обрядом — колыбельными песнями под ритмическое покачивание колыбели.

Колыбельные знакомят малыша с родными людьми, домашними животными (коровушка, собачка, коток), далеким лесом и миром зверей (медведем, лисицей, волком, зайцем), дают представление об опасности.

Через колыбельную приходит понятие, что время сна — свято и обязательно. Сон дает отдых и возможность встать пораньше, чтобы встретить утреннюю зорьку, услышать лай собачки и крик петуха.

Посредством баюшек мать прививала крохе ответные чувства любви к себе, к близким, ко всему окружающему миру. А также уважение к старшему поколению:

«Почитай отца и мать,Ближних бойся осуждать».

Если вдруг разыгравшийся малыш на мать замахивался, она его предупреждала:

«Баю-баюшки-баю, колотушек надаю!..»

Малыша старались оградить от всего безобразного, пьяных и озлобленных лиц. Если вдруг в семье происходила ссора, ребенка стремились унести и гулять с ним, пока не стихнут бранные речи и громкие слова.

Слушая мамины баюшки, ребенок учился адекватно воспринимать мир, понимал, что он любим, что мама рядом, а значит все хорошо. Слова входили в его сознание, а через время он уже сам начинал понимать, где глазки у зайки, а хвостик у котика…

Колыбельная всегда выступала сильнейшим оберегом, основанным на магическом союзе энергии любви, слов и мелодии.

В конце статьи хочу присоединиться к советам специалистов и психологов:

Творите Вашего ребенка, как творят волшебники и маги.

Пойте ему колыбельные песни, наполненные любовью и нежностью.

Они обязательно помогут малышам стать сильными, умными, красивыми и удачливыми.

А Вам Ваши мамы пели колыбельные в детстве?

Ваши дети засыпают под колыбельные песни или "под телевизор"?

Буду рада, если поделитесь опытом и прокомментируете статью.

Источники: М.В. Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», Иллюстрированная энциклопедия «Русские дети. Основы народной педагогики», СПб, 2006.

Елена Вальве для проекта Сонная кантата

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. Любое использование материала возможно только с активной ссылкой на сайтSna-kantata.ru!

Наукой доказано: колыбельные полезны не только младенцам, но и будущим мамам, а также всем взрослым. Об уникальных психотерапевтических эффектах читайте в следующей статье.

Это нужно знать:

sna-kantata.ru

Колыбельная песня

 Колыбельная песня

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые, колыбельная может быть записана на носитель информации, может петься родными для больного и в прочих случаях. В пионерлагерях детских лагерях общелагерная колыбельная является старейшим по происхождению песенным сигналом. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса. 

Колыбельная песня

В большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание.

В данном жанре сохранились элементы заговора - оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.

Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

С чего начинается любое воспитание? Конечно же, с матери! И первое что слышит и ощущает ребёнок, только что появившись на свет, это ласковый голос мамы, и её тёплые руки. А когда приходит пора спать, мама баюкает и напевает колыбельные.

Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, потом он начинает их петь своим детям. Они появились давно, и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений.

Наши предки заметили, что при монотонном покачивании малыш быстро затихает, успокаивается и засыпает. Для того, чтобы малыш быстрее засыпал, была придумана специальная кроватка для укачивания - колыбелька (зыбка), а песни, под которые малыш засыпал, назвали колыбельными. Название колыбели происходит от глагола «колыбать» (колыхать, качать).

Колыбель - зыбку (ящик, изготовленный из луба) подвешивали к гибкому шесту на потолке, снизу прикреплялась веревка, которая позволяла взрослым качать эту колыбель с находящимся в ней ребенком, не отвлекаясь от повседневной домашней работы.

Устройство колыбели для новорожденного традиционно на Руси обыгрывалось множеством таинств и мистических обрядов. Прежде, чем впервые положить в новую колыбельку младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота. Считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов, поэтому коту доверяют баюкать ребеночка. Теперь понятно, почему народные колыбельные песни наполнены образами кота.

Баю-баюшки-баю, Баю, Сашеньку, баю! Приди котик ночевать, Мою детоньку качать. Уж как я тебе, коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога И кувшин молока.

Главные мотивы колыбельных песен - пожелание сна, здоровья, хорошей жизни, заговоры-обереги. Наши предки считали, что колыбельная обладает особой магией. Неспроста в колыбельку укладывали различные ритуальные вещи, выполняющие охранительную функцию: коготь медведя, ломоть хлеба, железный предмет, зерна ячменя, ржи.

Структура колыбельной песни формировалась на протяжении многих веков. Что-то уходило, что-то оставалось. Для новорожденного малыша текст колыбельной был не главным. Ведь малыш в раннем детстве еще был не в состоянии понять слова, он воспринимает только звуки, интонации. Поэтому в колыбельной важным является ровный ритм, однообразная, спокойная напевность. К тому же в текст таких песен должны входить слова с большим количеством шипящих и свистщих звуков, как бы усыпляющих малыша. Например: "Шла наша Дрема, зашла наша Дрема..." или "Шиш вы, куры, не шумите, мою детку не будите..."

Колыбельные песни состоят практически из существительных и глаголов, так ребенок реально может воспринимать предмет и его движение.

Колыбель при раскачивании совершает плавные и ритмичные движения по направлениям «вверх - вниз», «вправо - влево», «назад - вперед». Подобно ритму раскачивающейся колыбели происходит и звуковое «раскачивание» во время исполнения колыбельной песни. Голос совершает движение то вверх, то вниз: «кач-кач-кач», «баю-баю-бай», «люли-люли-люли» и т.п. Колыбельные песни исполнялись одновременно с раскачиванием люльки - в такт друг другу. Кроме этого размеренность колыбельных песен совпадает частотой пульса и дыханием, оказывая на ребенка успокаивающее и усыпляющее действие.

Для колыбельной песни характерен не только покачивающий ритм, но и монотонная мелодия. Все колыбельные песни создавались на повторяющемся мотиве, на который пели «лю-ли», «люшеньки-люли». Поэтому колыбельку до сих пор называют «люлькой», а ребенка - «лялей», «лялечкой», детей «лелеют». Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады - Лели. Славянская Леля - это Богиня Весны, первых ростков, цветов. Древние славяне считали, что именно Леля заботится о будущем урожае, о материнстве и о малышах.

колыбельная песня фольклор

Ай, люли-люленьки. Прилетели гуленьки, Сели гули на кровать. Сели гули на кровать, Стали гули ворковать, Стал наш Юра засыпать.

Птицы в древнеславянском мировоззрении - это вестники Бога. Именно они помогают заботиться о растущем малыше.

Еще в колыбельных песнях популярны слова «баю-баюшки-баю», которые возникли от устаревшего глагола «баять», т.е. «говорить», «рассказывать». Отсюда же произошло слова «баян» - «сказитель», «рассказчик» и «байка» - «сказка». О чем же рассказывалось в колыбельных песнях?

В колыбельных песнях часто упоминается кот, который приятно мурлычет, воркующие голуби - гули. А в старинных колыбельных есть еще образы как бы живых существ: Сон, Дрема, Угомон. В каждой из них обращение по имени к ребёнку и обязательно в уменьшительно-ласкательной форме - Машенька, Васенька, Сашенька. Колыбельная песенка все время старается создать образ покоя и тишины.

А бабай, бабай, бабай, Ты, собачка, не лай, И гудочек не гуди, Нашу Маню не буди…

Часто, напевая колыбельную, мать рассказывала ребёнку о прошедшем дне, о случившихся событиях, о том, каким вырастет ребенок, и чем будет заниматься.

Вырастешь большой, Недосуг будет спать, Надо работу работать, Пахать, боронить, В лес по ягоды бродить, По коровушку ходить.

А когда уж совсем устанет, рассердится, она и попугать может: «Баю-баюшки-баю, колотушек надаю, колотушек двадцать пять, будет лучше Ваня спать».

Технике исполнения колыбельных песен учили с детства. "Байкать" девочки начинали своих младших братьев и сестер с 5 лет. Таких нянь называли "байкалы", "байкальшицы", "баюкалки".

Древние придавали большое значение колыбельным песням, ведь для них это было не просто пение, а некое таинство, волшебство, через которое поддерживается связь малыша со всем окружающим миром. Предки считали, что малышу одиноко и неуютно в мире взрослых, а колыбельная была показателем, что все в порядке, мамочка рядом и очень любит его. С этой же целью в колыбельной очень много ласковых слов, через них взрослые выражают свою нежность к малышу: дорогулечка, золотая золотиночка, жумчужная жумчужиночка, деточка-крохотулечка.

Колыбельные песни пелись многие столетия всем детям вне зависимости от знатности, богатства. У каждого народа есть свои колыбельные песни со своими «секретами»: своя философия и свой взгляд на жизнь. У Сибирских народов через колыбельные передавались нравственные идеалы от одного поколения к другому. Согласно древним традициям татар, казахов, для каждого малыша создавалась своя колыбельная песня и всю жизнь служила ему оберегом, защищающего малыша от сглаза, проблем, бед, болезней. У ненецкого народа создавались песни как для мальчиков, так и для девочек со своим смыслом и особым руководством к действию. В колыбельной для девочки говорилось «будешь мне помощницей», а песня для мальчика содержала программу на будущее «ты хозяин и оленевод». Однако основное содержание народных колыбельных песен - любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем.

Таким образом, народные колыбельные песни - это величайшее завоевание народной педагогики, наполненные народной мудростью, пробуждающие в ребенке чувство родной земли, родного языка и материнской любви.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Спи, дитя мое, усни! Сладкий сон к себе мани: В няньки я тебе взяла: Ветер, солнце и орла. Улетел орел домой; Солнце скрылось под водой; Ветер, после трех ночей, Мчится к матери своей. Ветра спрашивает мать: «Где изволил пропадать? Али звезды воевал? Али волны всё гонял?» «Не гонял я волн морских, Звезд не трогал золотых; Я дитя оберегал, Колыбелочку качал!»

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Дремлют стрелки на часах, Сны по крышам ходят. Гаснут лампочки в домах, Вечер спать уходит. Хочет вечер отдохнуть, Подремать немножко. Ну и нам пора уснуть, Ночь глядит в окошко. Шелестят по мостовой Тихо-тихо шины. В гаражи к себе домой Едут спать машины. За витриной прилегли Мягкие игрушки, А к малышке забрели Сказки под подушки. Баю-бай, баю-бай Спи, малышка, засыпай...

СПЯТ УСТАЛЫЕ ИГРУШКИ

Спят усталые игрушки, книжки спят, Одеяла и подушки ждут ребят. Даже сказка спать ложится, Чтобы ночью нам присниться. Ты ей пожелай: "Баю-бай!" Обязательно по дому в этот час Тихо-тихо ходит Дрема возле нас. За окошком все темнее, Утро ночи мудренее, Глазки закрывай! Баю-бай! В сказке можно покачаться на луне И по радуге промчаться на коне. Со слоненком подружиться И поймать перо жар-птицы Глазки закрывай! Баю-бай! Баю-бай, должны все люди ночью спать. Баю-баю, завтра будет день опять. За день мы устали очень, Скажем всем: "Спокойной ночи!" Глазки закрывай! Баю-бай!

БАЮ, БАЮШКИ, БАЮ

Баю, баюшки, баю, Не ложися на краю. Придёт серенький волчок И ухватит за бочок. Унесёт во лесок, Под ракитовый кусток. К нам, волчок, не ходи, Мою детку не буди.

СПИ, МОЯ РАДОСТЬ, УСНИ!

Спи, моя радость, усни! В доме погасли огни; Пчелки затихли в саду, Рыбки уснули в пруду. Месяц на небе блестит, Месяц в окошко глядит... Глазки скорее сомкни, Спи, моя радость, усни! Усни, усни! В доме все стихло давно, В погребе, в кухне темно, Дверь ни одна не скрипит, Мышка за печкою спит. Кто-то вздохнул за стеной... Что нам за дело, родной? Глазки скорее сомкни, Спи, моя радость, усни! Усни, усни! Сладко мой птенчик живет: Нет ни тревог, ни забот, Вдоволь игрушек, сластей, Вдоволь веселых затей. Все-то добыть поспешишь, Только б не плакал малыш! Пусть бы так было все дни! Спи, моя радость, усни! Усни, усни!

Литература

1. Ветухов А., Народные колыбельные песни, «Этнографическое обозрение», 1892, № 1--4; 2. Шейн П.В., Великорусе в своих песнях-обрядах и т. д., т. I, СПБ., 1898; 3. Карский Е.Ф., Белоруссы, т. III, вып. I, М., 1916: 4. Капицын О.И., Детский фольклор, Л., 1928; 5. Элиаш Н.М., До вивчання колискових пісень, «Бюллетень Етнографічноi комісi ВУАН», 1930, № 14; 6. Гагенторн Н., Колыбельная песня как отражение быта русской деревни, «Художественный фольклор», 1930, № VI--VII.

Настя Реброва

Источник

welemudr.mirtesen.ru


Смотрите также