Древние колыбельные. Колыбельная - это... Русская народная колыбельная песня
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Русские народные колыбельные песни. Древние колыбельные


Колыбельная песня — Славянская культура

Колыбельная песня

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые, колыбельная может быть записана на носитель информации, может петься родными для больного и в прочих случаях. В пионерлагерях детских лагерях общелагерная колыбельная является старейшим по происхождению песенным сигналом. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса. 

Колыбельная песня

В большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание.

В данном жанре сохранились элементы заговора - оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее.

Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

С чего начинается любое воспитание? Конечно же, с матери! И первое что слышит и ощущает ребёнок, только что появившись на свет, это ласковый голос мамы, и её тёплые руки. А когда приходит пора спать, мама баюкает и напевает колыбельные.

Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, потом он начинает их петь своим детям. Они появились давно, и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений.

Наши предки заметили, что при монотонном покачивании малыш быстро затихает, успокаивается и засыпает. Для того, чтобы малыш быстрее засыпал, была придумана специальная кроватка для укачивания - колыбелька (зыбка), а песни, под которые малыш засыпал, назвали колыбельными. Название колыбели происходит от глагола «колыбать» (колыхать, качать).

Колыбель - зыбку (ящик, изготовленный из луба) подвешивали к гибкому шесту на потолке, снизу прикреплялась веревка, которая позволяла взрослым качать эту колыбель с находящимся в ней ребенком, не отвлекаясь от повседневной домашней работы.

Устройство колыбели для новорожденного традиционно на Руси обыгрывалось множеством таинств и мистических обрядов. Прежде, чем впервые положить в новую колыбельку младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота. Считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов, поэтому коту доверяют баюкать ребеночка. Теперь понятно, почему народные колыбельные песни наполнены образами кота.

Баю-баюшки-баю, Баю, Сашеньку, баю! Приди котик ночевать, Мою детоньку качать. Уж как я тебе, коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога И кувшин молока.

Главные мотивы колыбельных песен - пожелание сна, здоровья, хорошей жизни, заговоры-обереги. Наши предки считали, что колыбельная обладает особой магией. Неспроста в колыбельку укладывали различные ритуальные вещи, выполняющие охранительную функцию: коготь медведя, ломоть хлеба, железный предмет, зерна ячменя, ржи.

Структура колыбельной песни формировалась на протяжении многих веков. Что-то уходило, что-то оставалось. Для новорожденного малыша текст колыбельной был не главным. Ведь малыш в раннем детстве еще был не в состоянии понять слова, он воспринимает только звуки, интонации. Поэтому в колыбельной важным является ровный ритм, однообразная, спокойная напевность. К тому же в текст таких песен должны входить слова с большим количеством шипящих и свистщих звуков, как бы усыпляющих малыша. Например: "Шла наша Дрема, зашла наша Дрема..." или "Шиш вы, куры, не шумите, мою детку не будите..."

Колыбельные песни состоят практически из существительных и глаголов, так ребенок реально может воспринимать предмет и его движение.

Колыбель при раскачивании совершает плавные и ритмичные движения по направлениям «вверх - вниз», «вправо - влево», «назад - вперед». Подобно ритму раскачивающейся колыбели происходит и звуковое «раскачивание» во время исполнения колыбельной песни. Голос совершает движение то вверх, то вниз: «кач-кач-кач», «баю-баю-бай», «люли-люли-люли» и т.п. Колыбельные песни исполнялись одновременно с раскачиванием люльки - в такт друг другу. Кроме этого размеренность колыбельных песен совпадает частотой пульса и дыханием, оказывая на ребенка успокаивающее и усыпляющее действие.

Для колыбельной песни характерен не только покачивающий ритм, но и монотонная мелодия. Все колыбельные песни создавались на повторяющемся мотиве, на который пели «лю-ли», «люшеньки-люли». Поэтому колыбельку до сих пор называют «люлькой», а ребенка - «лялей», «лялечкой», детей «лелеют». Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады - Лели. Славянская Леля - это Богиня Весны, первых ростков, цветов. Древние славяне считали, что именно Леля заботится о будущем урожае, о материнстве и о малышах.

колыбельная песня фольклор

Ай, люли-люленьки. Прилетели гуленьки, Сели гули на кровать. Сели гули на кровать, Стали гули ворковать, Стал наш Юра засыпать.

Птицы в древнеславянском мировоззрении - это вестники Бога. Именно они помогают заботиться о растущем малыше.

Еще в колыбельных песнях популярны слова «баю-баюшки-баю», которые возникли от устаревшего глагола «баять», т.е. «говорить», «рассказывать». Отсюда же произошло слова «баян» - «сказитель», «рассказчик» и «байка» - «сказка». О чем же рассказывалось в колыбельных песнях?

В колыбельных песнях часто упоминается кот, который приятно мурлычет, воркующие голуби - гули. А в старинных колыбельных есть еще образы как бы живых существ: Сон, Дрема, Угомон. В каждой из них обращение по имени к ребёнку и обязательно в уменьшительно-ласкательной форме - Машенька, Васенька, Сашенька. Колыбельная песенка все время старается создать образ покоя и тишины.

А бабай, бабай, бабай, Ты, собачка, не лай, И гудочек не гуди, Нашу Маню не буди…

Часто, напевая колыбельную, мать рассказывала ребёнку о прошедшем дне, о случившихся событиях, о том, каким вырастет ребенок, и чем будет заниматься.

Вырастешь большой, Недосуг будет спать, Надо работу работать, Пахать, боронить, В лес по ягоды бродить, По коровушку ходить.

А когда уж совсем устанет, рассердится, она и попугать может: «Баю-баюшки-баю, колотушек надаю, колотушек двадцать пять, будет лучше Ваня спать».

Технике исполнения колыбельных песен учили с детства. "Байкать" девочки начинали своих младших братьев и сестер с 5 лет. Таких нянь называли "байкалы", "байкальшицы", "баюкалки".

Древние придавали большое значение колыбельным песням, ведь для них это было не просто пение, а некое таинство, волшебство, через которое поддерживается связь малыша со всем окружающим миром. Предки считали, что малышу одиноко и неуютно в мире взрослых, а колыбельная была показателем, что все в порядке, мамочка рядом и очень любит его. С этой же целью в колыбельной очень много ласковых слов, через них взрослые выражают свою нежность к малышу: дорогулечка, золотая золотиночка, жумчужная жумчужиночка, деточка-крохотулечка.

Колыбельные песни пелись многие столетия всем детям вне зависимости от знатности, богатства. У каждого народа есть свои колыбельные песни со своими «секретами»: своя философия и свой взгляд на жизнь. У Сибирских народов через колыбельные передавались нравственные идеалы от одного поколения к другому. Согласно древним традициям татар, казахов, для каждого малыша создавалась своя колыбельная песня и всю жизнь служила ему оберегом, защищающего малыша от сглаза, проблем, бед, болезней. У ненецкого народа создавались песни как для мальчиков, так и для девочек со своим смыслом и особым руководством к действию. В колыбельной для девочки говорилось «будешь мне помощницей», а песня для мальчика содержала программу на будущее «ты хозяин и оленевод». Однако основное содержание народных колыбельных песен - любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем.

Таким образом, народные колыбельные песни - это величайшее завоевание народной педагогики, наполненные народной мудростью, пробуждающие в ребенке чувство родной земли, родного языка и материнской любви.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Спи, дитя мое, усни! Сладкий сон к себе мани: В няньки я тебе взяла: Ветер, солнце и орла. Улетел орел домой; Солнце скрылось под водой; Ветер, после трех ночей, Мчится к матери своей. Ветра спрашивает мать: «Где изволил пропадать? Али звезды воевал? Али волны всё гонял?» «Не гонял я волн морских, Звезд не трогал золотых; Я дитя оберегал, Колыбелочку качал!»

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Дремлют стрелки на часах, Сны по крышам ходят. Гаснут лампочки в домах, Вечер спать уходит. Хочет вечер отдохнуть, Подремать немножко. Ну и нам пора уснуть, Ночь глядит в окошко. Шелестят по мостовой Тихо-тихо шины. В гаражи к себе домой Едут спать машины. За витриной прилегли Мягкие игрушки, А к малышке забрели Сказки под подушки. Баю-бай, баю-бай Спи, малышка, засыпай...

СПЯТ УСТАЛЫЕ ИГРУШКИ

Спят усталые игрушки, книжки спят, Одеяла и подушки ждут ребят. Даже сказка спать ложится, Чтобы ночью нам присниться. Ты ей пожелай: "Баю-бай!" Обязательно по дому в этот час Тихо-тихо ходит Дрема возле нас. За окошком все темнее, Утро ночи мудренее, Глазки закрывай! Баю-бай! В сказке можно покачаться на луне И по радуге промчаться на коне. Со слоненком подружиться И поймать перо жар-птицы Глазки закрывай! Баю-бай! Баю-бай, должны все люди ночью спать. Баю-баю, завтра будет день опять. За день мы устали очень, Скажем всем: "Спокойной ночи!" Глазки закрывай! Баю-бай!

БАЮ, БАЮШКИ, БАЮ

Баю, баюшки, баю, Не ложися на краю. Придёт серенький волчок И ухватит за бочок. Унесёт во лесок, Под ракитовый кусток. К нам, волчок, не ходи, Мою детку не буди.

СПИ, МОЯ РАДОСТЬ, УСНИ!

Спи, моя радость, усни! В доме погасли огни; Пчелки затихли в саду, Рыбки уснули в пруду. Месяц на небе блестит, Месяц в окошко глядит... Глазки скорее сомкни, Спи, моя радость, усни! Усни, усни! В доме все стихло давно, В погребе, в кухне темно, Дверь ни одна не скрипит, Мышка за печкою спит. Кто-то вздохнул за стеной... Что нам за дело, родной? Глазки скорее сомкни, Спи, моя радость, усни! Усни, усни! Сладко мой птенчик живет: Нет ни тревог, ни забот, Вдоволь игрушек, сластей, Вдоволь веселых затей. Все-то добыть поспешишь, Только б не плакал малыш! Пусть бы так было все дни! Спи, моя радость, усни! Усни, усни!

Литература

1. Ветухов А., Народные колыбельные песни, «Этнографическое обозрение», 1892, № 1--4; 2. Шейн П.В., Великорусе в своих песнях-обрядах и т. д., т. I, СПБ., 1898; 3. Карский Е.Ф., Белоруссы, т. III, вып. I, М., 1916: 4. Капицын О.И., Детский фольклор, Л., 1928; 5. Элиаш Н.М., До вивчання колискових пісень, «Бюллетень Етнографічноi комісi ВУАН», 1930, № 14; 6. Гагенторн Н., Колыбельная песня как отражение быта русской деревни, «Художественный фольклор», 1930, № VI--VII. 

Похожие статьи:

Музыка → Октай (Тува) – Старообрядческий духовный стих

Музыка → Сергей Калугин – Nigredo (1994)

Музыка → Музыкальный эпос русского севера

Музыка → Русский духовный стих

Праздники → В глухой пермской глубинке состоялся этнофестиваль

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Колыбельные песни » Перуница

Колыбельные песниДетский фольклор – это особенная область народного творчества, особый мир детства. В течении многих веков прибаутки, потешки, приговорки, сказки, считалки, загадки любовно и мудро воспитывают, поучают ребенка, их родные мотивы приобщают его к культуре своего народа, его знаниям и традициям.

Хорошо, когда этот чудесный мир окружает ребенка с первых дней его жизни, с песенками, сказками он засыпает и просыпается, с пестушкам, потешками, прибаутками купается и играет, они развлекают малыша и, в то же время, развивают нравственно, физически и духовно. И самое главное, эти произведения народного творчества являются своеобразным инструментом настройки генетической памяти, которая позволяет в последствии индивидууму существовать в этносоциуме, позволяет быть истинным славянским человеком. Как предельно точно отмечает Юрий Нечипоренко: «"русскость" в смысле культуры - определенная возделанность души, это возделывание совершено в истории (оно выражается в судьбе народа) и имеет результатом сплав генетических предрасположенностей, определенные черты "коллективного бессознательного"» (18). На наш взгляд эта удивительная «возделанность» души присуща любому из славянских народов, конечно же, со своими неповторимыми особенностями.

Народные педагоги, наши предки, хорошо понимали важное значение детского возраста, и максимально использовали его возможности для закладки фундаментальных основ народных знаний об окружающем мире, роли славянина в нем, причем активной роли. Во всевозможных колыбельных, потешках, присказках, поговорках, сказках содержатся уроки для их слушателя, психологические и бытовые, заговоры на крепкое здоровье ребеночка, его красоту, ум, счастливую судьбу. Они формируют нравственные привычки, отношение к важнейшим аспектам народной духовной жизни, воспитывают настоящий славянский дух. Игры физически развивают, закаляют ребенка, готовят его к взрослой жизни соответственно половому предназначению, учат общению, коллективному взаимодействию.

Детский фольклор, ориентированный на общие закономерности возрастного развития детей, имеет чёткое функциональное назначение каждого жанра. То есть, каждый жанр детского фольклора по-своему способствует сохранению душевного, психического и физического здоровья ребёнка, развитию его личности, установлению разнообразных отношений в сообществе взрослых и детей.

Много существует литературы на эту, актуальную в наше время, тему. Но интересно рассмотреть детский народный фольклор с точки зрения пробуждения генетической памяти ребенка, ее настройки.

Рассмотрены жанры детского фольклора, окружающие ребенка с рождения до 3 лет – это колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, первые сказки.

Часто в колыбельных используются слова “лю-ли”, “люшеньки-люли”, колыбельку до сих пор называют “люлькой”, ребенка - “лялей”, “лялечкой”, детей “лелеют”. Происходят все эти ласковые слова от дочери богини Лады – Лели. Славянская Леля – это Богиня Весны, первых ростков, цветов, юной женственности. Древние славяне считали, именно Леля заботится о едва проклюнувшихся всходах – будущем урожае. Леля, как и Рожаница–Мать Лада, заботится о домашнем уюте, о материнстве, о малышах.

Заметим, что во всех народных колыбельных песнях ребенка называют по имени. Поэтому любая народная колыбельная песня – это обращение мамы, бабушки к заботливой, оберегающей ребеночка богини Лели.

Люшеньки-люли, Спи, дитя, усни, До утреннней зари, До свежей росы.

Ай, люли-люленьки. Прилетели гуленьки. Сели гули на кровать Стали гули ворковать Стали гули ворковать, Стал наш Юра засыпать.

Птицы в древнеславянском мировозрении – это вестники Бога. Именно они помогают заботиться о растущем малыше.

Баю-баюшки-баю, Баю, Сашеньку, баю! Приди котик ночевать, Мою детоньку качать, Качать, прибаюкивать Уж как я тебе, коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога И кувшин молока.

Кот у славян – олицетворение вредоносной силы, относится к нижнему миру славянского мироздания, берет на себя вред, направленный на дом и его жильцов, теперь понятно, почему коту доверяют баюкать ребеночка.

Наши предки обязательно благодарили нижний мир за помощь (изначально, это жертвы предкам).

ЛАДушки, ЛАДушки, Где были? – У Бабушки.

Что ели? - Кашку. Что пили? - Бражку.

Кашку поели. Бражку попили.

Полетели, полетели На головку сели, Ладушки запели.

Упоминание о Богине ЛАДЕ – Богине лета, любви и красоты, счастливой судьбы и материнства. Вспоминая, что “ЛАДом”, “ЛАДой” нежно называли любимого супруга: мужа или жену, возможно, предположить, что ЛАДушки – это ласковое обращение к людям.

Согласно устной славянской традиции, существовал Бог-творец, создавший мироздание, который носил имена Сварог, Прабог, Пращур (предок), Прадедо, Прадо. А Земля носила имя Прабабы, Прабы. От Прадедо с Прабабой пошли боги и люди. В “Слове о полку Игоревом” люди-славяне так и упоминаются “Сварожьи внуки” (3, 8).

Таким образом, “Где были (люди)?” У своей Бабушки – Прабабы – Земли-Кормилицы. Там они ели и пили, но не простую, а ритуальную еду.

Зерно появляется в результате “союза” всех четырех почитаемых славянами стихий: Ветра, Земли, Огня и Воды. Поэтому каша, сладкая (сваренная на меду) каша, заправленная ягодами, являлась древнейшей ритуальной едой. Она несет мощную идею плодородия, победы над смертью, вечного возвращения жизни. Мед – один из символов “живой воды” у самых разных народов, и ягоды также связаны с идеей “неисчислимого” плодородия (14, 65). Бражка – напиток, который пился славянами во время ритуалов и подносился Богам.

Вся эта символика “прочитывалась” древними славянами так же легко, как мы читаем книгу. И так же легко эта символика, как и все, что ребенок слышит в самом раннем детстве от мамы, бабушки, откладывается где-то в нашем подсознаниии. Причем при последних словах ручки ребенка разводят и кладут на голову. Так происходит кодирование ребенка (постановка психологического якоря) на принятие всех этих важнейших для славян знаний о мире и о правилах (законах) существования славянина в нем.

Народный фольклор - колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, сказки, песни — это вхождение, тропинка в опыт предыдущих поколений с его глубоким пониманием психологии и физиологии детского возраста, естественных потребностей ребёнка, условий развития ребенка.

Детский устный народный фольклор, имеет мощнейшее всеобъемлющее значение, влияющее на развитие человека. Интересно рассмотреть его с помощью традиционного славянского мировоззрения, иначе говоря, в трехмерности славянского мироустройства: Мир Прави (мир Богов), Мир Яви (мир людей), Мир Нави (мир предков).

С одной стороны значение детского фольклора – в эстетическом, музыкальном, умственном воспитании, в развитии творческого мышления, памяти, становлении уравновешенной психики (ценности среднего мира для человека, дающие возможность успешно и творчески существовать и взаимодействовать в мире людей). С другой стороны – в тончайшем формировании духовности, нравственности человека, народности его души, его мировоззрения (ценности верхнего мира для человека, дающие возможность духовного роста). С третьей стороны – в настройке генетической памяти человека, в связи с этим: включения механизмов защиты ребенка, пробуждения силы рода и получения всех генетических ресурсов, т.е. формирования мощной связи со своим естественным традиционным эгрегором (ценности нижнего мира для человека для человека, дающие возможность черпать силы для осуществления своих целей, ощущать защиту и поддержку предков).

Мир Нави:Преемственно-энергетическиеЗащита предков, знания и сила Рода, возможность передачи этих знаний. т.е. формирование мощной связи со своим естественным традиционным эгрегором, получение его поддержки.

Мир Яви:Личностные психофизиологическиеВозможность нормального, успешного развития личности (интеллектуального, нравственного, творческого, психологического, физического) в генетически предрасположенных границах.

Мир Прави:Духовно-сакральныеФормирование духовных структур человека, народности его души, его мировоззрения, постепенное поступенчатое посвящение в тайные традиционные знания народа.

Колыбельные песни - это особенные песни, которые складывались специально для того, чтобы петь самым маленьким. Мама поет про "гуленек", которые прилетели, сели на кровать, стали ворковать, про котиков, которые "серые, а хвостики белые", про баюшки и заюшки, про то, что "спят твои соседи, белые медведи", а малыш слушает, он еще не понимает слов, но понимает мелодичность и интонацию маминого голоса, понимает, что его любят, мама рядом и все хорошо. А слова входят в его сознание, и через некоторое время он будет узнавать, где у котика хвостик, и где у зайки глазки...Начинать петь колыбельные малышу можно уже во время беременности. Начиная с пятого месяца беременности малыш слышит, различает и запоминает звуки. Новорожденный малыш, услышав песенки, которые мама пела ему до рождения, узнает их и успокаивается.

Колыбельные - это огромный потенциал, для развития ребенка с самых первых дней жизни, это ласковый голос мамы или бабушки, её теплые руки.

Баю - баю - баюшки

Баю - баю - баюшки,Да прискакали заюшкиЛюли - люли - люлюшки,Да прилетели гулюшки.Стали гули гулевать Да стал мой милый засыпать.

***Гулененьки

Люли, люли люленькиПрилетели гуленьки,Сели гули на кровать,Стали гули ворковать,Стали гули ворковать,Стали Дашеньку качать,Стали Дашеньку качать, Стала Даша засыпать.

***

Колыбельные про котов

А котики серые,А хвостики белые,По улицам бегали,По улицам бегали, Сон да дрему сбирали,Сон да дрему сбирали, Приди котик ночевать,Да приди дитятко качать.А уж я тебе, коту,За работу заплачу.Дам кувшин молокаДа дам кусок пирога.Ешь-то, котик, не крошиДа больше у меня не проси.

***

Вы коты, коты, коты,У вас желтые хвосты.Вы коты, коты, коты,Принесите дремоты.

***

Котик серенькийСоломку сбирал,Под головку складал, Да и Ваню качал.

***У кота ли

У кота ли, у кота Колыбелька золота.У дитяти моегоЕсть покраше его.

У кота ли, у котаПериночка пухова,У дитяти моегоЕсть помягче его.

У кота ли, у котаИзголовье высоко.У дитяти моегоЕсть повыше его.

У кота ли, у котаОдеяльце шелково.У дитяти моего Есть получше его. Да покраше его, Да помягче его, Да почище его.

***Уж ты, котинька-котокУж ты, котинька-коток,Кудреватенький лобок,Приди, котя, ночевать,Нашу Лидочку качать.Я тебе ли то, коту.За работу заплачу,Дам кувшинчик молокаДа кусочек пирога,Белей папынькиВ обе лапыньки.

*** Ветер, солнце и орел

Баю-баюшки, баюМою милую лю-люВ няньки я к себе взялаВетра, солнце и орла.Улетел орел домойСолнце скрылось под горой,После ветер трех ночейВернулся к матушке своей.Ветра спрашивала матьГде изволил пропадать?Волны на море гонял,Золоты звезды считал?Я на море волн не гонял,Золотых звезд не считалМалых деточек улюлюкивал!

***Со вечера дождик

Со вечера дождик Землю поливает, Землю поливает, Траву прибивает.

Траву прибивает,Брат сестру качает,Брат сестру качает,Ее величает.

Ее величаетРасти поскорее,Расти поскорее,Да будь поумнее.

Да будь поумнее,Собой хорошее, Собой хорошее, Лицом побелее.

Лицом побелее, Косой подлиннее, Косой подлиннее,Нравом веселее.

Нравом веселее,Вырастешь большая,Вырастешь большая,Отдадут тя замуж.

Отдадут тя замужВо чужу деревню,Во чужу деревню,В дальнюю сторонку.

Со вечера дождикЗемлю поливает,Землю поливаетБрат сестру качает.

***Спи, сыночек мой, усни

Спи, сыночек мой, усни Люли, люшеньки, люли Скоро ноченька пройдет,Красно солнышко взойдет. Свежи росушки падут,В поле цветушки взрастут,Сад весенний расцветет,Вольна пташка запоет.Люли, люшеньки, люли,Ты, сыночек, крепко спи.

***Сидит Дрема

Сидит Дрема,Сидит Дрема,Сидит Дрема, сама дремлет, Сидит Дрема, сама дремлет.

Взгляни Дрема,Взгляни Дрема,Взгляни Дрема на народ,Взгляни Дрема на народ

Бери Дрема,Бери Дрема, Бери Дрема кого хошь, Бери Дрема кого хошь.

Сидит Дрема,Сидит Дрема,Сидит Дрема, сама дремлет, Сидит Дрема, сама дремлет.

***Бука

Бай-бай, бай-бай,Поди, бука, на сарай,Поди, бука, на сарай,Коням сена надавай.Кони сена не едят,Все на буку глядят,Баю-баюшки, бай-бай!Поди, бука, на сарай,Мою детку не пугай!Я за веником схожу,Тебя, бука, прогоню,Поди, бука, куда хошь,Мою детку не тревожь.

***Серенький волчокБаю-баю-баю-баюНе ложись, дитя, на краю,С краю свалишься,Мамы схватишься.Придет серенький волчок,Схватит детку за бочок,Схватит детку за бочокИ потащит во лесок.И потащит во лесокЗа малиновый кусток.Кустик затрясется,Детка засмеется.***

Бай - бай - бай

Баю-баю-баю-бай,Поскорей ты засыпай,Лю-лю-лю-лю,Бай бай бай бай.Спи-ко, детка, до поры,Не поднимай-ко головы,Когда будет пора,Мы разбудим тебя.Баю-баю-бай-бай,На дорожке горностай,Горностая пугнем,Детке шубочку сошьем.Лю лю, лю лю, баиньки,Да в огороде заиньки,Зайки травку едят,Детям спать велят.Баю баю бай бай,Под окошком попугай,Кричит: «Детку нам отдай!».А мы детку не дадим,Пригодится нам самимПригодится нам самим,Попугая угоним.Ой качи, качи, качи,В головах-то калачи,В ручках яблочки,В ножках прянички.По бокам конфеточки,Золотые веточки, Да люли бай, люли байЛю, лю, лю...Баю баю баюшок,В огороде петушок,Петя громко поет,Детям спать не дает.Ой, люлю, люлю, люлю, люлю,Живет барин на краю,Живет барин на краю,Он не беден, не богатОн не беден, не богат,У него много ребят,У него много ребят,Все по лавочкам сидят.Все по лавочкам сидят,Кашу масляну едят,Кашу масляну едят,Ой, люлю, люлю, люлю...Каша масляная,Ложка крашеная,Масло льется, ложка гнетсяДуша радуется.Баю, баю, баю, бай,Поскорее вырастай,Во лесок ты пойдешь,Папе ягод наберешь.Спи-ко, детонька, в добре,На соломке, на ковре,Лю лю лю, лю лю люБай, бай, бай, бай.Спи-ко, дитятко,Угомон тебя возьми,Угомон-то возьмет,Дитя вырастет.Боле вырасти,Ума вынести, Лю лю лю, лю лю люБай, бай, бай, бай.А ты вырастешь большой,Будешь в золоте ходить,Будешь в золоте ходить,„В руках золото носитьТы находишься,Ты накосишьсяЛю лю лю, лю люлю, Бай, бай, бай, бай.Баю бай, да побай,Спи-тко, детка, усыпай,Ляг-то камышком,Встань-ко перышком.*** Ветер горы облетает

Ветер горы облетает, баю-бай, Над горами солнце тает, баю-бай,Листья шепчутся устало, баю-бай,Гулко яблоко упало, баю-бай,Подломился стебель мяты, баю-бай,Желтым яблоком примятый, баю-бай,Месяц солнце провожает, баю бай,По цветам один гуляет, баю-бай.

www.perunica.ru

Колыбельные — Славянская культура

Сохраню для себя. Авось кому ещё пригодится. Текст колыбельной песни «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…»

Баю-баюшки-баю,Не ложися на краю:Придет серенький волчок, Тебя схватит за бочокИ утащит во лесок,Под ракитовый кусток;Там птички поют,Тебе спать не дадут.

Текст колыбельной песни «Уж как сон ходил по лавке»Уж как сон ходил по лавкеДрема по полу брелаДрема по полу брелаК Маше нашей забрелаК ней в кроватку забрела,На подушку прилегла.На подушку прилегла,Машу ручкой обняла.

Текст колыбельной песни "Месяц взошел... "Баю-баюшки-баю! Во лазоревом краю Солнце село, Скрылось прочь, День угас, настала ночь.

Тишина в лугах, в лесах, Звезды ходят в небесах, И дудит им во рожок Тихий месяц-пастушок.

Он дудит, дудит, играет, Складно песню напевает, Да негромкая она, Только звездам и слышна.

Только звездам, только ночке В синей сини над селом... А для нашего сыночка Сами песню мы споем.

Мы сыночка покачаем Под припевочку свою: В ней начало: "Баю-баю!" А конец: "Баю-баю!"

Текст колыбельной песни «Ночь пришла, темноту привела…»Ночь пришла, Темноту привела, Задремал петушок, Запел сверчок. Вышла маменька, Закрыла ставеньку. Засыпай, Баю-бай.

Текст колыбельной песни «А баиньки-баиньки, купим сыну валенки…»А баиньки-баиньки, Купим сыну валенки, Наденем на ноженьки, Пустим по дороженьке, Будет наш сынок ходить, Новы валенки носить.

Текст колыбельной песни «Баю-баю, баю-бай… Спи мой ... засыпай…»Баю-баю, баю-бай, Спи мой ... засыпай, Гуленьки-гуленьки, Сели к ... в люленьку, Стали люленьку качать, Стали ... величать: Спи, дитя, усни. Сладко спи, ребенок мой, Глазки поскорей закрой Баю-баю, птенчик спать! БУдет мать тебя качать, Папа сон оберегать.

Текст колыбельной песни «Ходит сон у окон…»Ходит сонУ окон,Бродит дремаВозле дома.И глядят –Все ли спят?Раздень меня, разуй меня,Уложи меня, укрой меня,А засну я сам.

Текст колыбельной песни «Баю-баюшки-бай-бай! Поди, бука, под сарай…»Баю-баюшки-бай-бай!Поди, бука, под сарай,Мого Ваню не пугай.Я за веником схожу,Тебя, бука, прогоню.Поди, бука, куда хошь,Мого Ваню не тревожь!

Текст колыбельной песни «О бай-бай-бай! Ты, собаченька, не лай…»О бай-бай-бай!Ты, собаченька, не лай,Нашу Машу не пугай.Бай-бай-бай-бай,Ты собаченька не лай.Петушок, не кричи,У нас Машу не буди!

Текст колыбельной песни «Баю-бай, баю-бай! Ты, собачка, не лай…»Баю-бай, баю-бай, Ты, собачка, не лай, Белолапа, не скули, Мою Таню не буди.

Текст колыбельной песни «Ай, качи, качи, качи, прилетели к нам грачи…»Ай, качи, качи, качи,Прилетели к нам грачи, Прилетели, поглядели,На ворота наши сели.Ворота-то скрип, скрип,А Николка спит, спит.А-а-а-а-а-а-а-а,А Николка спит, спит.

Текст колыбельной песни «Уж ты, котинька-коток, уж ты, серенький бочок..»Уж ты, котинька-коток,Уж ты, серенький бочок,Приди, котя, ночевать,Мого детку покачать.Уж как я тебе, коту,За работу заплачу:Дам кувшин молокаДа кусок пирога.

Текст колыбельной песни «Ой, люли-люлюшеньки, баиньки-баюшеньки...»Ой, люли-люлюшеньки, Баиньки-баюшеньки... Сладко спи по ночам, Да расти по часам.

Текст колыбельной песни "Доброй ночи!" (из украинской классики)

Доброй ночи, доброй ночи!

Вот и день погас.

Все на всете отдыхает,

Скоро утро засияет,

Спите! В добрый час!

Все уснуло, даже горе,

Все ушло во мглу;

Сон летает над подушкой,

Старый сторож с колотушкой

Бродит по селу.

Текст колыбельной песни У колыбели (из эстонской классики)

Солнце, вниз катясь, сказало:

"Хватит знать!"

И, закрыв глаза устало,

Завалилось спать.

Баю-баю, мальчик мой,

Спи, сынок,

Голубок, -

За ночь вырастешь большой.

Липа листьями играет:

"Не игра!

Если солнце не сияет,

Спать и мне пора".

Баю-баю, мальчик мой,

Спи, сынок,

Голубок, -

За ночь вырастешь большой.

Соловей поет в лесочке:

"Лирилю!

Коль притихли все листочки,

То и я посплю".

Баю-баю, мальчик мой,

Спи, сынок,

Голубок, -

За ночь вырастешь большой.

"Одному

Что скакать мне по опушке -

Дай-ка я вздремну".

Баю-баю, мальчик мой,

Спи, сынок,

Голубок, -

За ночь вырастешь большой.

Вот ружье охотник прячет:

"Дудки, мол"

Коль косой уже не скачет,

Спать и я пошел".

Баю-баю, мальчик мой,

Спи, сынок,

Голубок, -

За ночь вырастешь большой.

Месяц из-за тучи темной

Смотрит, изумлен:

На замок весь мир огромный

Запер крепкий сон.

Баю-баю, мальчик мой,

Спи, сынок,

Голубок, -

За ночь вырастешь большой.

Текст колыбельной песни В колыбели (из эстонской классики)

Баю-баю, мой малыш,

Сладко спи, родной!

Буду я, пока ты спишь,

Твой беречь покой.

Буду песенкой своей

Горе отгонять,

От печалей и скорбей

Зорко охранять.

Злого времени рука

Сон похитит твой.

А сейчас усни пока,

Баю-бай, родной!

Текст колыбельной песни "Спи, усни, мой медвежонок!" (из латышской народной поэзии)

Спи, усни, мой медвежонок,

Мой косматый, косолапый.

Батька твой ушел за медом,

Мать пошла лущить овес.

Скоро батька будет с медом,

Мать - с овсяным кисельком.

Кто постельку, колыбельку

Для волчонка, медвежонка

Из ветвей сплетет еловых,

Из еловых, из сосновых,

Из березовых ветвей?

Кто подвесит медвежонку,

Медвежонку, олененку

Зыбку легкую на ветки,

Кто им песенку споет?

Будет нянькой вольный ветер,

Ветер песенку споет.

Стал медведем медвежонок,

Стал оленем олененок,

Оба стали мужиками,

А никто их не лелеял,

Не лелеял, не баюкал,

Не баюкал, не качал.

Текст колыбельной песни "Колыбельная дочери" (из татарской классики)

Элли-бэлли, озорница,

Пусть тебе спокойно спится,

Звездочка моя, певунья,

Птица счастья, песня-птица!

Час придет - и эта песня

Полетит над всей страною,

В синем-синем поднебесье

Станет звездочка звездою.

Элли-бэлли, спи, дочурка,

За день очень ты устала,

Дремлет сад, где ты играла.

Спишь ли, звездочка моя?

Элли-бэлли-бэлли-бэу,

Элли-бэлли-бэлли-бэу...

Текст колыбельной песни "Баю-баюшки-баю" (из русской народной поэзии)

Баю-баюшки-баю,

Ушел отец за рыбою,

Мать ушла пеленки мыть,

Дедушка - дрова рубить.

Брат ушел царю служить,

Он ушел молодой,

А вернется с бородой.

А баю-баю-баю,

Баю ягодку мою,

Да спи, мой маленький,

Без каченьица,

Без укладываньица...

Зыбка новенькая,

Сторублевенькая,

Баю-баюшки, бай-бай,

Спи во зыбочке младень,

Стоит сотенки рублей.

Баю-баюшки, бай-бай,

Да сто рублей не денежки.

Пятьсот - не живот.

Баю-баюшки, бай-бай.

Спи, дитя, подоле

Да расти поболе.

Текст колыбельной песни "Баиньки-баиньки" (из русской народной поэзии)

Баиньки, баиньки,

Спи, покуда маленький.

Будет время - подрастешь,

На работу пойдешь,

Станешь лес рубить,

Рыбку в озере ловить,

Дрова возить матушке,

Избу чинить батюшке.

Станешь всем помогать,

Будет некогда поспать!

Текст колыбельной песни "Баю-баю, спи, дружок" (из русской народной поэзии)

Баю-баю, спи, дружок,

Повернись на правый бок.

Только ты один не спишь,

Закрывай глаза, малыш!

Лунный лучик-озорник

Сквозь окошечко проник,

Примостился на подушке,

Шепчет песенку на ушко.

Текст колыбельной песни " Я сейчас начну считать " (из русской народной поэзии)

Я сейчас начну считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Только кончу я считать,

Все давайте спать! спать!

По дорогам ходит сон, -

Раз, два, три, четыре, пять.

Всем приказывает он:

Спать. Спать. Спать. Спать.

Сон по улице пойдет,

А ему навстречу кот.

Кот усами шевелит.

Раз, два, три, четыре, пять.

Спать. Спать. Спать. Спать.

Навестить идет он кукол.

Ттолько в комнату вступил -

Сразу кукол убаюкал

И медведя усыпил.

Раз, два, три, четыре, пять.

Спать. Спать. Спать. Спать.

И к тебе приходит сон,

И, зевая, шепчет он:

- Спят деревья. Спят кусты.

Поскорей усни и ты. -

Раз, два, три, четыре, пять.

Спать. Спать. Спать. Спать.

Сосчитаю я опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Спать.

Текст колыбельной песни " Котик-котик, коток " (из русской народной поэзии)

Котик-котик, коток,

Котик, серенький хвосток!

Прийди, котик, ночевать,

Нашу Машеньку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Шубку новую сошью,

Да сапожки закажу,

Дам кусок пирога,

Да кувшин молока.

Текст колыбельной песни " Баю-бай, баю-бай, ты собачка… " (из русской народной поэзии)

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Ты, собачка, не лай,

Нашу Машу не пугай.

И в дудочек не гуди,

До утра не разбуди.

А прийди к нам ночевать -

Нашу Машеньку качать.

Баю-бай, баю-бай,

Ты,собачка, не лай.

Белолапа, не скули,

Нашу Машу не буди.

Ночка темная, не спится,

Наша Машенька боится.

Ты, собачка, не лай,

Ты мне Машу не пугай!

Текст колыбельной песни " Ай, люли-люли прилетели журавли… " (из русской народной поэзии)

Ай, люли-люли-люли,

Прилетели журавли,

Прилетели журавли -

Сказку Маше принесли.

Журавли-то мохноноги

Не нашли пути-дороги.

Они сели на ворота,

А ворота скрип-скрип.

Не будите у нас Машу,

У нас Маша спит-спит.

Текст колыбельной песни " Люли-люли прилетели гули… " (из русской народной поэзии)

Люли-люли-люли,

Прилетели гули.

Сели на воротцах

В красных чеботцах.

Стали гули говорить,

Чем нам Машу накормить?

Сахарком и медком,

Сладким пряником.

Сладким пряником -

Коноплянником.

Коровку подоим -

Молочком напоим.

Стали гули ворковать -

Стала Маша засыпать.

Текст колыбельной песни " Баюшки-баюшки, скакали горностаюшки" (из русской народной поэзии)

Баюшки-баюшки,

Скакали горностаюшки.

Прискакали к колыбели

И на Машу поглядели.

И сказал горностай:

`Поскорее подрастай!

Я к себе тебя снесу,

Покажу тебе в лесу

И волчонка, и зайчонка,

И в болоте лягушонка,

И на елке кукушонка,

И под елкою лису`.

Текст колыбельной песни " Баю-баю, за рекой" (из русской народной поэзии)

Баю-баю, за рекой

Солнце скрылось на покой,

А у Машиных ворот

Зайки водят хоровод.

Заиньки-заиньки,

Не пора ли баиньки?

Вам под осинку,

Маше на перинку.

Текст колыбельной песни " Баю-бай, баю-бай, и у ночи будет край" (из русской народной поэзии)

Баю-бай, баю-бай,

И у ночи будет край.

А покуда детвора

Спит в кроватках до утра.

Спит корова, спит бычок,

В огороде спит жучок.

И котенок рядом с кошкой

Спит за печкою в лукошке.

На лужайке спит трава,

На деревьях спит листва,

Спит осока у реки,

Спят сомы и окуньки.

Баю-бай, крадется Дрема,

Он разносит сны по дому.

И к тебе пришел, Малыш,

Ты уже так сладко спишь.

Текст колыбельной песни " Баю-бабшки-баю, живет мельник" (из русской народной поэзии)

Баю-бабшки-баю,

Живет мельник на краю.

Он не беден, не богат,

Полна горница ребят.

Все по лавочкам сидят,

Кашу маслену едят.

Каша масленая,

Ложка крашеная.

Ложка гнется,

Рот смеется,

Душа радуется.

Текст колыбельной песни " Баю-баюшки-баю, не ложися на краю" (из русской народной поэзии)

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Прийдет серенький волчок

И ухватит за бочек.

И потащит во лесок

Под осиновый кусток.

Ты к нам, волчик, не ходи,

Нашу Машу не буди.

Текст колыбельной песни " Баю-баю-баиньки, купим Маше валенки" (из русской народной поэзии)

Баю-баю-баиньки,

Купим Маше валенки.

Оденем на ножки,

Пустим по дорожке.

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожке не ложись!

Наша Машенька пойдет,

Через киску упадет.

Текст колыбельной песни " Баю-баю, спи, дружок" (из русской народной поэзии)

Баю-баю, спи, дружок,

Повернись на правый бок.

Только ты один не спишь,

Закрывай глаза, малыш!

Лунный лучик-озорник

Сквозь окошечко проник,

Примостился на подушке,

Шепчет песенку на ушко.

Ночь пришла, темно вокруг.

Рыбка спит и спит петух.

Спит коровка, спит щенок.

Засыпай и ты, сынок.

Баю-баюшки-бай-бай,

Маша, Маша, засыпай.

Крепче глазки закрывай,

Поскорее засыпай.

Глазки-глазки закрывай,

Баю-баю-баю-бай.

3374 просмотра0 комментариев

slavyanskaya-kultura.ru

Колыбельные песни – древние и современные

Как современные мамы укладывают детей спать

Первый вопрос касался собственного детства нынешних родителей. Выяснилась очень важная вещь: почти никому из мам в их собственном детстве колыбельных не пели (по крайней мере, этот факт никак не запечатлелся в их сознании). Мало кому достались чудесные бабушки или прабабушки, напевавшие внукам старинные песни. Зато многие мамы с самого раннего возраста посещали ясли (в Советском Союзе отпуск по уходу за ребенком предоставлялся до одного года), и хорошо, если ясли не были круглосуточными…Затем мы поинтересовались тем, как мамы укладывают спать детей. Было выявлено три основных стратегии. Первую можно условно назвать «молчаливо-шипящей»: ребенок лежит в постели, а мама либо сразу уходит, либо молча сидит или лежит рядом. Единственный звук, который она издает – тихое шипение: шшшш… шшшш… Вторая стратегия – песенная: мама что-то поет (что именно – обсудим чуть позже). Интересно, что почти все «поющие мамы» (а это чуть меньше половины от общего числа) после достижения ребенком возраста 1,5-2 года превращались в «молчаливых мам». Третью стратегию мы назвали «суррогатной»: практиковавшие ее мамы устранялись от укачивания ребенка, предлагая ему разнообразные заменители (музыкальные записи, электронные колыбели, работающий телевизор). В последней части нашего опроса мы спрашивали, знакомы ли родители с книжками, которые содержат тексты колыбельных, пользовались ли ими когда-нибудь и как это происходило. Две мамы из трех признавались, что эти книги им не нужны, они их не покупали. Остальные с колыбельными книгами знакомы, но вот по прямому назначению (чтобы петь) их использовали единицы. В основном, мамы просто читали эти книги детям перед сном.

Комментарий психолога

Мы решили перепроверить полученные результаты и проанализировали связанные с колыбельными темы на многочисленных родительских интернет-форумах. Вывод не изменился: колыбельные песни отсутствуют в большинстве современных российских семей. Сами родители объясняют это по-разному: кто-то не любит свой голос, кому-то сам ребенок запрещает петь, кто-то не может придумать мелодию или не знает ни одного текста (что не удивительно, если вспомнить, что мало кто из родителей слышал колыбельные в своем собственном детстве).Прокомментировать результаты нашего мини-исследования мы попросили Анну Смирнову, психолога прогимназии № 701 Санкт-Петербурга. Много лет Анна Владимировна ежедневно наблюдает за десятками детей, «ведя» каждого из них от младшей группы до 4 класса и консультируя их родителей.

‒ Анна Владимировна, объясните, как влияет отсутствие колыбельных на развитие ребенка? И влияет ли вообще?‒ Общепризнано, что основа нормального развития ребенка – полноценное общение с родителями. И здесь важно не столько количество совместно проведенного времени, сколько его качество. По моим наблюдениям, сейчас общение между родителями и детьми отличается двумя особенностями. Во-первых, оно стало очень схематичным, «телеграфным». Часто родители утверждают, что у них нет времени играть с ребенком, разговаривать с ним. Особенно актуальна эта проблема в мегаполисах, с их постоянными стрессами и невротизирующим темпом жизни. Во-вторых, общение родителей с ребенком приобретает, скажем так, «материально-приземленный» характер. Маме некогда отвечать на вопросы, некогда обнимать, петь, читать, гулять, и она как бы «откупается» от ребенка с помощью гигантского количества игрушек и мультфильмов: иди, поиграй, посмотри, займи себя сам. Поэтому меня не удивляет исчезновение колыбельных, оно вполне соответствует общей тенденции – сокращению вербальных контактов между взрослыми и детьми. Это приводит к значительному ухудшению развития речи у детей. Я ежегодно тестирую всех детей нашей прогимназии и ясно вижу, что дети говорят все хуже. Прежде всего, слабо развита связная речь (т.е. умение составить рассказ по простой картинке) и беден словарный запас. И эти перемены настолько серьезны, что логопеды, например, собираются пересматривать нормы речевого развития детей: то, что в конце ХХ века было нормой для большинства детей, сейчас доступно немногим. Очень часто к нам в садик приходят трехлетки, не владеющие фразовой речью. Каждый год все больше детей нуждаются в постоянной работе с логопедом. Очень выросло количество детей с алалией (этот диагноз обозначает полное или частичное отсутствие речи при сохранности интеллекта). И хотя в нашей прогимназии уделяется особое внимание развитию речи, мы проводим специальные занятия (причем многие из них в детской библиотеке) – результаты все равно далеки от идеала. Дошкольник воспитывается семьей, а садик может быть лишь дополнением к тому, что дают дома.Связано ли падение речевой культуры с тем, что мамы перестают петь колыбельные? Конечно, было бы очень интересно провести подобное исследование: сравнить уровни развития речи у детей, которым пели колыбельные, и у тех, кто засыпал в тишине или под звуки телевизора. На мой личный взгляд, это все звенья одной цепи. Ведь колыбельные – это самая первая попытка общения взрослого и ребенка, непосредственный разговор мамы с младенцем. Слышать мамин голос малышу жизненно необходимо, это помогает ему освоиться в окружающем мире, совершить переход от внутриутробной жизни (в которой он тоже слышал этот голос) к независимому существованию.Мне кажется, привычка петь колыбельные – первый шаг к установлению тесного вербального контакта между ребенком и мамой. Очень важно, чтобы ребенок слышал мамино пение, красивые слова, привыкал к постоянному разговариванию с мамой. Да и самой маме необходимо сделать такой контакт привычкой, ведь именно от нее зависит, как, когда и сколько она будет общаться с ребенком. Можно сказать, что колыбельные – это семейная традиция, которая помогает ребенку вырасти психологически здоровой и полноценной личностью.

Что говорят фольклористы

Беседуя с «поющими» родителями, мы обнаружили, что в современном колыбельном репертуаре первое место занимают песни из мультфильмов: «Спят усталые игрушки» Зои Петровой, «Колыбельная Умки» Юрия Яковлева и «Спи, моя радость, усни» Софии Свириденко. Такой выбор не удивителен, если вспомнить, что большинство мам колыбельные услышали не в младенчестве и не от собственных родителей.На втором по популярности месте находятся любые «взрослые» песни, которые знают и любят родители. Тут все зависит от субъективных предпочтений. Кто-то поет ребенку Высоцкого, кто-то – «Ой мороз, мороз», а кто-то напевает «Пинк Флойд». Реже всего родители поют те самые, «настоящие», аутентичные, фольклорные колыбельные. Почему?В поисках ответа на этот вопрос мы обратились к профессору Валентину Головину, фольклористу и исследователю детской литературы, заведующему кафедрой литературы и детского чтения Санкт-Петербургского института культуры и искусств, признанному специалисту по народным и литературным колыбельным песням.

‒ Валентин Вадимович, одна из мам призналась нам, что когда она поет русские народные колыбельные, то чувствует себя ряженой. Вы можете как-то прокомментировать это высказывание? В чем тут дело?– Народные колыбельные абсолютно органичны для человека, обладающего традиционным сознанием. Я не буду сейчас рассказывать о том, что это такое; характеристики традиционного сознания – предмет жарких научных споров. Для начала можно почитать любопытнейшую беседу на эту тему в «Русском журнале». Таким сознанием обладали русские крестьяне до революции – именно их песни мы и пытаемся петь детям. Но современный горожанин обладает абсолютно другим, зачастую прямо противоположным мировоззрением: такие ценности как индивидуализм, личная свобода, вера в прогресс никак не вписываются в традиционную картину мира. Отсюда и возникает ощущение чужеродности колыбельных. Мария Владимировна Осорина в своей замечательной книге «Секретный мир ребенка в пространстве мира взрослых» показала, как народные колыбельные задают основные координаты мироустройства, закладывают основы мировоззрения человека. И эти основы очень далеки от ценностей, которые разделяет современная мама. Я вполне понимаю молодых родителей, которые не всегда могут даже правильно произнести названия предметов крестьянского обихода, наполняющих фольклорные колыбельные – не то что объяснить их практическое назначение.‒ Многих родителей шокирует обилие угроз, запугиваний в народных колыбельных. Классический пример: «Не ложися на краю, придет серенький волчок и ухватит за бочок». Чем это можно объяснить?– Вы привели еще самый безобидный пример. А ведь кроме таких запугиваний, нередко встречаются и так называемые «смертные колыбельные». Вот, например:

Спи-засыпай,«Баю-баюшки-баю» Иллюстрация Юрия ВаснецоваНа погост поспевай,Баю-бай,Мамка приде,Блинок принесе.Тато приде,Гробок принесе.Дитятко!Не будите-тко,Да не воротите его,Дитя мое рожденное,Дите благословленное,Бог тебя дал,Да Христос послал.Спи, вороти –Мне недосуг!Сегодня усни,А завтра помри!На погост повезут,Вечну память пропоютИ к сырой земле предадут.

Думаю, что современной маме никогда не придет в голову петь любимому малышу такую «чудную» песенку… Но давайте разберемся. Это для нас с вами, прогрессистов, владеющих грамотой и учившихся в школе, а то и в университете, младенец – самостоятельное существо. Для крестьянина младенец – существо переходное, и задача всего младенческого фольклора – помочь ему завершить этот переход, перейти от небытия к земному бытию. Ведь усыпление – лишь одна, далеко не единственная функция колыбельной. Колыбельная охраняет малыша, отпугивает от него злых духов. То, что нам кажется угрозой и запугиванием, на самом деле – оберег. Это как с именами, которыми нарекали детей – черти не схватят Некраса и Немила, ведь уже в именах сказано, какие они ужасные! Так и «смертная» колыбельная не призывает смерть, а обманывает ее. Колыбельная охраняет не только младенца; в первую очередь, пропевание этих жутких текстов утверждает в сознании матери мысль о том, что все магические ритуалы выполнены.– То есть получается, что колыбельная сопровождает не только переход от бодрствования к сну, но и более глобальный переход – от небытия к бытию?Иллюстрация из книги «Как у наших у ворот»– Совершенно верно. Все колыбельные наполнены этой переходной семантикой. Задумайтесь: почему в песнях постоянно звучит имя ребенка (Машенька, Ванечка), причем чаще всего с притяжательным местоимением «мой»? Это ведь усиление охранного смысла: «мой» значит «не чужой». Колыбельная, как любой заговор или оберег, потеряет свой смысл, если у нее не будет конкретного адресата. А знаете, почему колыбельные просто кишат котами? Всевозможными котиками, коточками, кошечками? Есть даже специальный колыбельный кот, «Кот-баюн». Все потому же: кошка – животное перехода, своего рода заменитель ребенка в песне. Ведь даже наши современники в новую квартиру запускают сначала кота. Что уж говорить про деревенских жителей! Они в зыбку (так называли колыбель) сначала клали кота или кошку, и лишь затем – младенца. В некоторых регионах России считали, что именно в кошках и котах живут духи дома, они охраняют дом.– А как долго продолжался этот «переходный» период? В каком возрасте мама переставала петь ребенку колыбельные?– Фольклористы многократно фиксировали, что колыбельные пели ребенку до тех пор, пока кормили грудью. А этот период обычно продолжался три поста – ведь крестьяне меряли жизнь именно постами. Три поста – это два Великих и один Успенский, или два Успенских и один Великий. В общей сложности получается примерно полтора-два года. Отлучение от груди, как правило, совпадало с переносом ребенка из зыбки на постель, лавку, пол, полать, то есть с отказом от колыбельных. «Я и титьку и зыбку снесла Буке на болото», – традиционное объяснение ребенку его нового статуса. Правда, это не значит, что ребенок после двух лет не слышал колыбельных. Ведь прекращение грудного вскармливания вело к новой беременности, а значит – к появлению нового младенца. Но не стоит думать, что крестьянская мать сутки напролет проводила рядом с младенцем. Мы часто идеализируем жизнь русской деревни, забывая о том, насколько она была тяжела. Гораздо чаще, чем мать, колыбельные песни исполняли девки, сестры и бабки. Мать работала: в поле, по дому, скотиной занималась… Зафиксированы случаи, когда колыбельные пели даже старшие братья! Мать обычно пела зимой, за прялкой. И, кстати, очень характерно, что нынешние матери используют «шипящую стратегию». Ведь и колыбельные тоже наполнены шипящими звуками, своеобразными командами на усыпление: баюшки, дружок, лужок, вырастешь, скосишь, сметешь…

Подведем итоги

Итак, психологи говорят, что в пении колыбельных есть важный смысл – эмоциональное общение с ребенком. Фольклористы, со своей стороны, объясняют, почему сегодняшним мамам так сложно петь аутентичные народные песни. Что же делать, что петь? Мы попробовали обобщить опыт современных семей, в которых пение перед сном стало традицией.Литературные колыбельные. Русская поэзия чрезвычайно богата колыбельными, начиная с «Казачьей колыбельной» Михаила Лермонтова и заканчивая «Колыбельной Дракоши» Андрея Усачева. Эти тексты гораздо легче воспринимаются родителями и интересны детям. Колыбельные можно выбирать «по сезону», например, летом петь о лете, под Новый год – о Рождестве. Ребенку постарше можно предложить самому выбрать стихотворение, которое ему нравится. Мелодию можно придумать самостоятельно или вместе с малышом, так он почувствует себя настоящим композитором.Колыбельные народов мира. Многие мамы хорошо владеют иностранными языками, и петь английскую или немецкую колыбельную им проще, чем русскую. Несколько лет назад на анимационной студии «Метроном» под руководством Арсена Готлиба и Елизаветы Скворцовой был создан цикл мультфильмов «Колыбельные мира», получивший множество призов на различных фестивалях. Просмотрев эти коротенькие мультики перед сном, мама и ребенок получат не только прекрасный повод отправляться в постель, но и прикоснутся к мировой культуре.

Колыбельные мира АфриканскаяКолыбельные мира РусскаяКолыбельные мира Французская

Личные колыбельные. Ребенок очень любит слушать рассказы про себя самого. Так почему бы не использовать этот прием для колыбельной? Песня-импровизация перед сном может быть рассказом обо всем, что присутствовало в дне ребенка: спят машинки, куклы спят, садик спит, и Миша спит… Спи, малыш мой, засыпай, баю-баю-баю-бай…

Подготовила Анна Рапопорт

www.papmambook.ru

Русские народные колыбельные песни — Щи.ру

Русская колыбельная – тихий, с плавными рифмами мелодичный напев. Это древнейший жанр устного творчества, еще называемый в народе байками, который использовался с незапамятных времен для того чтобы укачать ребенка и подготовить его ко сну, также в нем сохранились элементы оберега-заговора, защищавшего малыша от таинственных злых сил. Наши предки верили, что если малышу приснится что-то плохое, то в реальной жизни это событие никогда уже не повторится.

Может поэтому в этих усыпляющих напевах и присутствовали различные «серые волчки» и прочие пугающие герои. Затем магический смысл в них был постепенно утерян, оставив доброе пожелание на будущее, материнскую любовь и заботу.

Колыбельные отличаются красивой стихотворной формой, мелодичным и размеренным мотивом, успокаивающим, монотонным ритмом под плавное качание детской колыбельки. В этом тихом и спокойном напеве сосредоточенны все думы матери о будущем её ребенка, любование им, упоминаются все понятные и приятные для него образы и герои: «серенький коток», «красненькая рубашечка», «журавлик». Центральный образ этой своеобразной материнской поэзии - её дитя, его жизнь и будущее, великая сила материнской любви и заботы, желание уберечь его от бед и ошибок, дать ему правильные наставления, которые помогут ему стать хорошим человеком.

Ой, люли-люлюшеньки,Баиньки-баюшеньки...Сладко спи по ночам,Да расти по часам.

 

А баиньки-баиньки,Купим сыну валенки,Наденем на ноженьки,Пустим по дороженьке,Будет наш сынок ходить,Новы валенки носить.

 

Баю-баюшки-баю,Не ложися на краю:Придет серенький волчок,Тебя схватит за бочокИ утащит во лесок,Под ракитовый кусток;Там птички поют,Тебе спать не дадут.

 

Уж ты, котинька-коток,Уж ты, серенький бочок,Приди, котя, ночевать,Мого детку покачать.Уж как я тебе, коту,За работу заплачу:Дам кувшин молокаДа кусок пирога.

 

А вы зайцы-заюшкиА и где вы бегалиА и где вы прыгалиА и что вы делалиА мы бегали в лесуБили волка по носуЗапрягали комараСпи, сестренка, спать пора!

 

Люли, люли, люленьки,Где вы, где вы, гуленьки?Прилетайте на кровать,Начинайте ворковать.

 

Люли, люли, люленьки,Прилетели гуленьки.Сели в изголовьице -Спи-ка на здоровьице.Стали гули ворковать -Стала доча (иль сыночек) засыпать.

 

Ходит Сон у окон,Ходит Дрёма возле дома.И глядят, и глядят,Все ли, все ли дети спят.Ходит Сон по лавочкеВ шёлковой рубашечке.А Сониха по другой,Сарафанец голубой.

 

Баиньки, баиньки,Спи, покуда маленький.Будет время - подрастешь,На работу пойдешь,Станешь лес рубить,Рыбку в озере ловить,Дрова возить матушке,Избу чинить батюшке.Станешь всем помогать,Будет некогда поспать!

 

Ночь пришла,Темноту привела,Задремал петушок,Запел сверчок.Вышла маменька,Закрыла ставеньку.Засыпай,Баю-бай.

schci.ru

Колыбельные песни для детей

 

Колыбельные песни для детей называют первым учебником жизни для ребенка. Почему? Можно ли заменить народные колыбельные песни для детей  современными колыбельными песнями из кинофильмов, мультфильмов или детскими песенками с аудиодисков? Неизвестное о хорошо известном – народные колыбельные песни как молитвы-заговоры, защита и оберег для малыша, как начало всех начал и всего человеческого в ребенке. О том, зачем нужны колыбельные, почему малышу нужны именно настоящие народные колыбельные, мы и поговорим в этой статье.

Пока я писала эту статью, я поняла, что раньше я видела колыбельные только как маленький кусочек жизни человека – весьма прозаический кусочек — существующий с целью облегчить засыпание ребенка. А на самом деле колыбельные песни для детей – это целый мир жизни Человека как Творения Вселенной. В колыбельных песнях отражена четкая целостная картина мира, жизни и предназначения Человека, которую малыш  усваивал с первых дней жизни. Уверена, что и Вы узнаете о таких знакомых нам колыбельных много нового и очень неожиданного! И захотите научиться петь настоящие колыбельные песни – лучшие «обереги» и лучшие «развивалки» для малыша!

kolybelnye dlia detei-1

Колыбельные песни для детей… Много ли мы их знаем? Колыбельные из фильмов и мультиков, песню из передачи «Спокойной ночи, малыши», колыбельную Моцарта вспомнят многие. А вот народные колыбельные – знаем ли мы их? А ведь они существовали веками, и, наверное, не зря? Значит, они были нужны? А нужны ли народные колыбельные нам в 21 веке или их вполне могут заменить современные песни или классические колыбельные известных композиторов? Озадачившись этим вопросом, я и взялась за подготовку этой статьи. И открыла для себя совсем другой мир колыбельных, который раньше был мне неизвестен.

Колыбельные (от слова «колыбель») по-другому называли «байками» (от древнерусского слова «баять» т.е. говорить, сказывать). Вот потому в них и пели «баю-бай». Когда именно они возникли, не знает, наверное, никто. Но всегда во все времена именно колыбельная была первым учебником жизни для ребенка, задающим ему ориентиры  жизни, нравственные ценности.

Представим, что мы перенеслись на несколько веков назад. Тогда, как и сейчас, мамы, бабушки, сестры и другие женщины баюкали младенцев. Но пели они колыбельные совсем по-другому. Чем же отличались старинные традиционные колыбельные песни для детей  от тех современных колыбельных, к которым мы так привыкли? Что мы услышим в их древней колыбельной песне? И что мы потеряли в современных песнях?

Первое отличие — слова старинных колыбельных для детей. Они резко отличаются от слов многих современных колыбельных.

Пока малыш засыпал, слушая колыбельные напевы, перед ним проходил целый мир разных образов его будущей жизни  –  счастье и радость, трудности и умение преодолевать препятствия, будущая семья и будущая профессия, взаимоотношения людей и их труд, нравственные устои и обычаи. Когда наши предки пели колыбельную для детей, они обязательно проговаривали  вслух в ее тексте счастливое будущее ребенка, «программируя» его радостную успешную жизнь и защищая этим его от невзгод. Фактически древняя колыбельная для детей может рассматриваться как заговор, как молитва матери, бабушки к силам природы, к Богу, к ангелам с просьбой защитить малыша. И только мама (голос которой ребенок слышал еще до рождения, дыхание которой он чувствовал) или бабушка младенца могли спеть истинную колыбельную-молитву, колыбельную-оберег, защищающую ребенка. Поскольку народные колыбельные песни для детей по сути были молитвой о благополучии малыша, в них часто встречались обращения к Богу, Богородице, ангелам, животным с просьбами уберечь ребенка от болезней и несчастий, помочь ему в жизни, послать сладкий крепкий сон.

Баю-баюшки-баю,Баю крошечку мою,Баю зореньку мою.Ты, соловушка.Сизая головушка.Прилетай к нам в садок,Под высокий теремок,На сиреневый кусток –По кусточку попорхать,Спелых ягод поклевать.Будешь песни свистать,

Будет моя крошка спать.

Очень важно, что колыбельные песни для детей поются малышам в состоянии полудремы, т.е. перехода от бодрствования к сну. С психологической точки зрения,  ребенок находится в это время в особом состоянии – его тело расслаблено, глаза закрываются, он сосредоточен на голосе взрослого. Удивительный факт, но народная колыбельная песня поется в особом ритме дыхания, соотнесенном с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка. Это состояние подобно тому, которое возникает у человека при гипнотическом внушении. Это состояние открытости души миру. И именно в этом состоянии малыша ему поют о доброте и миролюбии; о том, что он защищен; о его замечательных качествах характера; о том, что у него хорошо сложится жизнь; что его оберегают и животные, и растения, и близкие люди, и природа и что все ему готовы помочь. И в открытом состоянии он впитывает эти представления о мире вокруг него.

Kolybelnaia pesnia dlia malchika-1

Фактически малыш получает в колыбельных первый свод нравственных устоев и первое знание общечеловеческих ценностей. Рождается Человек с Человеческими ценностями. Вот чему учила народная «колыбельная педагогика», утерянная нами: «ближних бойся осуждать», «будем рано разбужать, на работку посылать, на работу на таку – на веселую страду» (обратите внимание – нет уныния по поводу «страды», а есть оптимизм и желание жить и не бояться трудностей!), «а еще, сынишка, знай – стыдно, коли ты лентяй, засыпай-ка, засыпай, баю-бай, баю-бай».

Вспоминает Миайлова Евдокия Петровна (р.1923 г. ) – Онежский район Архангельской области: «Дедушка часто сам внуков укачивал…: «Слушайся,  детонька, дедушку! Спи, глазки закрывай! Ляг на бочок и слушай. Будешь расти не по дням, а по часам. Вырастешь и будешь таланью — участью во Илью-то Муромца, храбростью-смелостью в Алешу Поповича, а мужеством в Святогора богатыря, а уж мудростью – в мудрого царя Владимира Красно Солнышко, а в поездочку – в Ивана богатыря. Спи, и всё сбудется. Не минуется тебя». Вот такие представления о будущем характере мальчика закладывались в колыбельные песни.

Вот что рассказывает о колыбельных песнях для детей и их тайнах удивительный человек, знаток  фольклора, профессор Наталья Николаевна Гилярова. Смотреть всем!!! Такие видеоролики – это уникальные сокровища, которые надо знать, беречь и использовать в своей жизни!!! Девизом этого ролика я бы назвала встречающиеся в нем слова святителя Николая Сербского «Слово – начало всего в человеческой жизни»! Почему колыбельная – это начало всего, вы и узнаете из этого видео.

Интересно, что для мальчиков и девочек пелись разные колыбельные песни. Да и как они могли быть одинаковыми? Ведь мальчиков в будущем хотели видеть физически крепкими, смелыми, честными, выносливыми. А девочку – доброй, скромной, трудолюбивой, красивой. В колыбельных для детей призывали – заклинали к ребенку богатство и счастье в его будущей жизни.

Баю-баюшки-бай-бай,

Путь тебе приснится рай.

Спи-ка, милая. Засни.

Сладкий сон к тебе приди.

Таня вырастет большой,

Будет очень хорошой,

Будет в золоте ходить,

Маму жемчугом дарить.

Баю-баюшки-бай-бай,

Глазки, Маша, закрывай.

Я тебя качаю, тебя величаю.

Будь счастлива, будь умна.

При народе будь скромна.

Колыбельная для девочки.

Спи да усни, золотиночка моя.

Золотиночка моя, жемчужиночка моя.

Вырастешь большая, будешь в гости ходить.

Тятя приедет, калачей привезет.

Мама приедет, конфетки даст.

Колыбельная  песня для девочки

Пошел котик на торжок,

Купил Наде пирожок.

На, Надюша, поиграй.

Назад котику отдай.

Пошел котик во лесок.

Принес Наде поясок.

На, Надюша, поноси,

Назад котику снеси.

kolybelnaia pesnia dlia devochki-1

kolybelnaia pesnia dlia devochki-2

Колыбельная для мальчика.

Баюшки-баю!

Спи по ночам, расти по часам!

Вырастешь велик, будешь в золоте ходить.

Нянюшкам, мамушкам обновки дарить.

Красным девушкам – по ленточке.

Колыбельная песня  для мальчика.

Баю-бай, баю-бай,

Рыбка-сёмга. Приплывай!

Рыбка-сёмга, приплывай,

Алексейку поджидай.

Алексейка подрастет.

С тятей (с папой) на море пойдет.

Станет рыбку он ловить,

Станет маму он кормить.

Колыбельная для мальчика.

Баю-баю-лЮли.

Прилетели гули.

Сели гули в кружок,

Дали Коле пирожок.

У нас Коля маленьки,

Пирожочку раденький.

Kolybelnaia pesnia dlia malchika-2

Люльку, в которой качали младенца, старались сделать красивой. О люлечке тоже пели в колыбельной, стараясь как можно богаче ее описать и привлечь этим достаток в жизнь ребенка в будущем. Вспоминает Костромишина Мария Михайловна (р.1924 г.), г. Великий Устюг, Вологодская область:

 «У нас в семье детей много было. И люлька в доме старая была, красивая такая, переходила от одного к одному. Как сейчас помню эту люльку, на боках у ней размалёвано-разрисовано: и деревца райские, и птички царские, и всякие там цветочки лазоревые, а в головах-то – красно солнышко в лучах, а в ногах-то – ясен месяц в звёздах. Красивая люлька была, много лет ей было, хороший мастер делал и разукрашивал. И положок чудный, красивый на нее навешивали.

Я как своего внучка положу спать, так и байкаю ему про ту люлечку:

rodnaya-tropinka.ru

это... Русская народная колыбельная песня

Для многих людей колыбельная - это песня из детства, которая пробуждает теплые воспоминания. Их поют в основном мамы или бабушки. Когда за окном наступает темнота, за стенкой слышно монотонное звучание часов, когда остальные члены семьи вполголоса разговаривают на кухне, тогда остается с малышом самая дорогая в мире женщина. Она нежно и ласково убаюкивает ребеночка, тихо напевая при этом простые мелодии. Умиротворяющее пение запоминается на всю жизнь. Почему же колыбельная - это неотъемлемая часть в воспитании малыша? Почему эти песни так важны не только для деток, но и их родителей?

В чем особенность и секрет колыбельных?

колыбельная это

Научные, педагогические и медицинские исследователи неоднократно доказывают, что в колыбельных песнях заложена огромная сила. Текст, который лежит в их основе, передает традиции из поколения в поколение, пробуждая тем самым генетическую память. Здесь имеются ввиду аутентичные народные традиционные тексты. Они практически закладывают первое представление об окружающем мире, передают традиции родного края и семьи. Хорошие авторские колыбельные для малышей - это настоящий кладезь, представляющий собой целый пласт культуры. Он включает в себя и тексты, и музыку, что помогает разностороннему развитию (речевому, интеллектуальному, духовному).

Когда начинать петь?

колыбельная баю бай

Если вы хотите, чтобы ваш ребенок стал успешным, когда вырастет, то нужно петь ему колыбельные. Ученые после ряда экспериментов доказали, что те, кто засыпал под такие песни, многого добивались в жизни. Психически эти люди также были наиболее устойчивыми. Колыбельная - это передача нежности, заботы и любви. Тихий материнский напев дает малышу незаменимое ощущение уверенности, надежности и защиты. Начинать их петь следует еще в период беременности. Вы сможете чувствовать реакцию малыша с той поры, когда начнутся первые шевеления. Родившемуся на свет ребенку будут уже знакомы мелодии, спетые в процессе беременности, и он будет быстрее успокаиваться. Затем можно вносить изменения. Немалое значение для психики детей имеет смысл, заложенный в тексте колыбельных. Он влияет на подсознание. Поэтому колыбельная - это один из источников познания мира. Однако не стоит перегружать ребенка сложным текстом. Вполне достаточно избирать бытовые или сказочные сюжеты.

Влияние колыбельных на отношения мамы с новорожденным

колыбельные для малышей

Петь на ночь ребенку очень важно и самой маме. В процессе пения у нее снимаются послеродовые стрессы, улучшается настроение, устанавливается мощная эмоциональная связь. Бывали такие случаи, когда мамы хотели оставить свое чадо в роддоме. Однако после того, как им давали возможность приложить ребенка к груди и предлагали спеть колыбельные для малышей, у них пропадали такие мысли. Так как в эти моменты пробуждалось материнское чувство.

Перед исполнением песни очень важно настроиться самой маме. Не нужно думать во время пения о каких-то неудачах и различного рода трудностях. Нужно забыть о всяких тревогах и переживаниях. Необходимо перестроиться на спокойный ритм, постараться освободить голову от любых неприятных мыслей. Когда мама поет на ровном дыхании, то начинает гармонично себя ощущать. Только в таком состоянии она может передать сыну или дочке покой и защиту.

Как нужно петь?

русские колыбельные

Колыбельная - это удивительная песня. Ее можно не только спокойно спеть, но и прошептать (если кто-то стесняется своего вокала). Многие родители ошибочно думают, что если им "медведь на ухо наступил", то петь не нужно вовсе. Это неправильно. Ребенок не является членом приемной комиссии в музыкальную академию. Поэтому можно плавно и протяжно шептать на выдохе. Ведь вокальные данные здесь не столь важны. Самое главное - это передать ребенку чувства, заложенные в словах и ритме. Это своеобразная молитва, поэтому нежелательно заменять ее записью. Использовать профессиональные мелодии, безусловно, можно. Они, в свою очередь, помогают расширять репертуар, обогащают ориентиры на слова и музыку. Но они не должны полностью вытеснять голос.

Как раньше сочинялись колыбельные?

В народной традиции они сочинялись в семьях мамами, бабушками либо другими домочадцами. Все, что окружает ребенка (быт, уклад и проч.), вмещает в себя колыбельная.

  • "Баю бай (2 раза), Миша (или любое другое имя), глазки закрывай".

Или, например, такая:

  • "Баю колыбаю, отец пошел за водою, мать ушла цыплят кормить, сестра пошла кота дразнить, дедушка - дрова рубить, а бабушка - щи варить..."

Раньше в традициях любой семьи все было предельно ясно и просто. У каждого были свои определенные обязанности. Поэтому не возникало споров относительно того, кому рубить дрова, косить сено или месить тесто. Мужественно воспитывать мальчиков также раньше помогала колыбельная. Слова содержали материнское благословение и напутствие в жизни. Так, например:

  • С виду будешь богатырь ты, А казак душой.Провожать тебя я выйду - Ты махнешь рукой...Сам узнаешь, будет время,Бранное житье;Смело вденешь ногу в стремяИ возьмешь ружье.Я седельце боевоеШелком разошью...Спи, дитя мое родное,Баюшки-баю.

    (М. Лермонтов)

Старинные русские колыбельные

что такое колыбельная

Невозможно даже представить, что ребенок уснет под энергичное и громкое пение. Колыбельная может звучать только мягко, нежно и ласково. Часто используются в ней уменьшительно-ласкательные слова. Такие как: котенька, гуленьки, люленьки, баюшки и т. д. Соответствующие мелодические и ритмические рисунки вместе с такими словами убаюкивают и укачивают. Раньше не было такого многообразия детских кроваток и колясок. Была деревянная люлька, внешне напоминающая корыто, или плетеная, наподобие большой корзины. Привязывалась она к гибкой жерди (которая была дополнена веревкой с петлей) у потолка. Мама, няня, сестра или кто-то другой засовывали ногу в петлю и качали колыбель, напевая при этом. Существовало поверье, что в новую люльку (ее еще называли зыбкой) сначала надо посадить кота. Люди верили, что они отгоняют злых духов и всякую нечистую силу, а также дружат с домовым. Именно поэтому очень часто встречаются русские колыбельные, в которых главным героем является котик.

Котя - главный персонаж колыбельных

колыбельная слова

  • Котя, рыженький бочок,Самый миленький коток,Приди, котя, ночевать,Нашего Сашеньку качать.А я тебе, коту,Очень щедро заплачу,Дам кусочек пирогаИ стаканчик молока.
  • Баю-баюшки, баю,Сидит котик на краю,Лижет свою мордочку,Тешит мою деточку.

гули и котя

  • Баю-баюшки, баю.Спать укладываю,И наказываю:Киса, кашки свари,Потом Мишу покорми,Киса, кашу поешь,Потом Мишеньку утешь.

А вот еще одна колыбельная.

  • Баю-бай, баю-бай,Котя, Дашу не размай,Если Дашеньку размаешь,То и спать укладешь.

Что дают колыбельные малышам?

Такие песни помогают быстрому убаюкиванию, мягкому и спокойному погружению в сон. Благодаря им ребенок лучше и быстрее овладевает речью. А это, соответственно, способствует развитию мышления. Тексты и мелодии колыбельных содержат скрытые инструкции, которые непосредственно связаны с психологией. Их уникальность заключается в том, что они обучают совершенно незаметно, на уровне подсознания. Слушая колыбельные, ребенок получает четкую картину окружающего мира, роли в жизни человека.

Итак, что такое колыбельная? Это удивительное средство, которое поможет вашему маленькому сокровищу расти уравновешенным, спокойным и успешным человеком. Никакие аудиозаписи не смогут заменить голос мамы. Не следует переживать за качество пения. Важно, чтобы песня шла от души, была ласковой и нежной.

fb.ru


Смотрите также