Колбяг в древней руси. Колбяги: самый таинственный народ в Древней Руси 
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Кто такие колбяги. Колбяг в древней руси


Колбяги - это... Что такое Колбяги?

Колбяги (др.-рус. кълбягъ, др.-исл. kylfingar, эст. kylfingid, венг. kölpények, визант. Κουλπίγγων) — народ или социальная группа, проживавшие в X — XII веках на территории Северо-Западной Руси и Карелии на границах новгородских владений. Их этническая принадлежность и область расселения точно не установлены.

Древнерусские источники

Колбяги упоминаются рядом с варягами в первом законодательном своде Древней Руси, «Русской правде».

Структура слова, близкая к варягам, и их правовой статус указывают на колбягов как людей, имеющих родину за пределами Киевской Руси. В этимологическом словаре М. Фасмера колбяги идентифицируются с колбежичами, которых можно было встретить на территории Псковской губернии. По Фасмеру название происходит от др.-сканд. kylfingr (от kylfa — дубина).

По писцовым книгам конца XV века известен погост «Климецкой в Колбегах», в бассейне реки Сясь.[1]. Таким образом, можно предположить, что колбяги жили в Новгородской области.

Скандинавские и византийские источники

Колбяги под именем кюльфингов упоминаются в исландской «Саге об Эгиле Скаллагримссоне», в главе про походы Торольва Квельдульвссона в Финнмарк (область на севере Норвегии), где пришлые кюльфинги действовали как викинги, то есть смешивали торговлю с грабежом. В скандинавском сочинении XII века земля кюльфингов отождествляется с Гардарики (Русью): «земля кюльфингров, которую мы называем царством Гардарик» (terra kylvingorum, quam vocamus regnum Gardorum).[2] В византийских грамотах-хрисовулах[3]XI века в перечислении отрядов наёмников на военной службе империи рядом с варягами (варангами) указаны кулпинги (Κουλπίγγων). Хотя более подробные сведения о кулпингах в Византии отсутствуют, историки не сомневаются, что речь идёт о колбягах-кюльфингах.[4]

Идентификация колбягов

Как и в случае с варягами, не вполне ясно, кого именовали в средневековых источниках колбягами. Возможно, что «колбяги» — это собирательное название народов севера (финны, карелы и др.), живших в Новгородской и пограничных с ней землях, так же как варягами назывались скандинавы вообще и, возможно (в более широком смысле), — народы Балтийского побережья.

Д. А. Мачинский определил колбягов-кюльфингов как этносоциальную группу, сплавившуюся из пришлых скандинавов, местных приладожских финнов, потомков полиэтничной руси в Новгородских землях и занятую сельским хозяйством, промыслами, сбором дани, торговлей и службой в византийских и русских войсках.[5]

Примечания

  1. ↑ К.А. Неволин. «О пятинах и погостах новгородских», С.-П., 1853г., стр. 164
  2. ↑ Мельникова, 1986, с. 209— 210;«Antiquités Russes d'après les monuments historiques des Islandais». Tome II. Copenhague, 1852, р. 401 ;См. также статью Письменные известия о карелах (X-XVI в).
  3. ↑ См. статью Варяги
  4. ↑ Предположение, что под кулпингами понимаются печенеги, не получило поддержки («Колбяги», словарь М. Фасмера). Византийский император Константин Багрянородный назвал «кулпеи» одно из 8 печенежских племён (Конст. Багр., Adm. Imp. 37).
  5. ↑ Мачинский Д. А., Мачинская А. Д. Северная Русь, Русский север и Старая Ладога в VIII—XI вв. // Культура Русского Севера. Л., 1988. С. 52—54. См. также статью Письменные известия о карелах (X—XVI в).

dic.academic.ru

Кто такие колбяги: a_pereswet

Есть в русской истории довольно загадочные персонажи. Колбяги.Точнее говоря, в русской истории их практически нет. Летописи их не помнят, в каких-либо иных источниках они также не отмечены. Разве что один раз упомянут Климецкой погост «в Колбегах» по реке Сясь, что течёт от Валдая до Ладожского озера. Но это уже писцовые книги XV века – то есть времени, когда от реальных колбягов остались лишь древние топонимы.Впрочем, есть ещё один источник, где говорится о колбягах. И говорится в весьма обязывающем контексте. Ибо уголовно-процессуальный кодекс – штука именно что обязывающая. А «Правда Русская» для своего XI века как раз и была чем-то вроде УПК – сводом уголовных и процессуальных норм, призванных определять, находить, судить и карать преступников.И стоят там колбяги равно на той же правовой ступени, что и варяги:аже будеть варягъ или колбягъ, то полная видока вывести и идета на ротоу.

Иными словами, для русского права XI века что варяг, что колбяг были равны. Что, в общем, если строго внимать начальным летописным сводам, довольно странно. Потому как именно варяги в них записаны практически в основатели русского государства:

В лѣто 6370. И изгнаша варягы за море, и не даша имъ дани, и почаша сами в собѣ володѣти. И не бѣ в нихъ правды, и въста родъ на род, и быша усобицѣ в них, и воевати сами на ся почаша. И ркоша: «Поищемъ сами в собѣ князя, иже бы володѣлъ нами и рядилъ по ряду, по праву.» Идоша за море к варягом, к руси. Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си. Ркоша руси чюдь, словенѣ, кривичи и вся: «Земля наша велика и обилна, а наряда въ ней нѣтъ. Да поидете княжить и володѣть нами». И изъбрашася трие брата с роды своими, и пояша по собѣ всю русь, и придоша къ словѣномъ пѣрвѣе. … И от тѣхъ варягъ прозвася Руская земля. … И по тѣмь городомъ суть находницѣ варязи; пѣрвии населници в Новѣгородѣ словенѣ, и в Полотьскѣ кривичи, Ростовѣ меряне, Бѣлѣозерѣ весь, Муромѣ мурома. И тѣми всѣми обладаше Рюрикъ.

То есть, по логике вещей, колбяги должны иметь не меньше заслуг в начальной русской истории, раз уж имеют равные права с варягами. Но если про вторых в летописях рассказов и баек написано много, как это мы видим в данной главе, то про первых – ничего. Ноль. А как мы помним, обе этих социальных группы, согласно правовому уложению, для русского общества не просто равны. Равноудалены. А значит, и в формировании русского общества принимали одинаковое участие. Такое, что остались вне его. В лучшем случае, знакомыми иностранцами. Вроде поляков в советские времена на строительстве газопровода «Уренгой – Помары – Ужгород» или таджикских «ревшанов» на стройках новейшего времени. И не стоило бы о них вообще говорить, если б из других источников мы не знали, что колбяги далеко не «ревшанами» были:

Þórólfr fór víða um mörkina. En er hann sótti austr á fjallit, spurði hann, at Kylfingar váru austan komnir ok fóru þar at finnkaupum, en sums staðar með ránum. Þórólfr setti til Finna at njósna um ferð Kylfinga, en hann fór eftir at leita þeira ok hitti í einu bóli þrjá tigu manna ok drap alla, svá at engi komst undan, en síðan hitti hann saman fimmtán eða tuttugu. Alls drápu þeir nær hundraði manna ok tóku þar ógrynni fjár ok kómu aftr um várit við svá búit. Fór Þórólfr þá til bús síns á Sandnes ok sat þar lengi. Um várit lét hann gera langskip mikit ok á drekahöfuð, lét þat búa sem bezt, hafði þat norðan með sér.

То есть, в переводе с языка этой «Саги об Эгиле», -

- Торольв разъезжал по всему Финнмарку, а когда он был в горах на востоке, он услышал, что сюда пришли с востока колбяги и занимались торговлей с лопарями, а кое-где — грабежами. Торольв поручил лопарям разведать, куда направились колбяги, а сам двинулся вслед. В одном селении он застал три десятка колбягов и убил их всех, так что ни один из них не спасся. Позже он встретил еще человек пятнадцать или двадцать. Всего они убили около ста человек и взяли уйму добра. Весной они вернулись обратно.

Что можно заключить из этой цитаты? Что – первое – колбяги, по сути, занимались тем же промыслом, что сами доблестные скандинавы: торговали и грабили. Тем же, каким, согласно арабским источникам, занимались не менее доблестные русы. А следовательно, по своему фактическому статусу доминировали на этих пространствах, наподобие руссам и скандинавам. И сразу становится очень интересно: что же это за третья доминирующая сила существовала здесь в образе колбягов? Народ какой? Тогда почему мы о нём ничего не знаем? Быть одной из трёх сил в общем-то пустынном регионе, где все друг у друга на глазах, - это как-то не вяжется лишь с одним, да и то беглым упоминанием в судебнике и несколькими словами в сагах. Второе интересное обстоятельство: колбяги приходили в Финнмарк нынешнюю не с Запада, а с Востока. Это поле возможностей для существования некоей местной доминанты сужает ещё больше. Конечно, «восток» для тогдашних скандинавов – это вообще вся Austrhalfa – «Восточная часть», включая Эстланд, Русь-Гардарики, загадочную Бьярмию и даже Йорсалахейм, то есть Палестину. Но едва ли неведомые колбяги приходили грабить лопарей из далёкой Палестины. А в сочетании с «Правдой Русскою» локализация их становится ультимативной – Русь. Впрочем, Е.А.Мельникова приводит пример прямого отождествления «земли колбягов» с Гардами:земля кюльфингров, которую мы называем царством Гардарик (terra kylvingorum, quam vocamus regnum Gardorum).

Да, но ведь на Руси нет и не было какой-то альтернативной доминанты, кроме русов! Во всяком случае, то, что мы знаем по комплексу доступных источников. Здесь русы, что называется, правили бал и просто правили: покоряли славянские племена, торговали с Востоком славянскими рабами, налагали дань на финские племена, на тех же лопарей, по поводу которых всё время дискутировали со скандинавами… Кто тут ещё мог злодействовать? Ведь не забудем: брать добычу на чьих-то подданных – это вступать в конфронтацию с их сюзереном. То есть в данном случае – с русскими князьями, шведскими и норвежскими конунгами. В лучшем случае – это если брать добычу на неких пока ещё независимых племенах – вступать с этими конунгами в конкуренцию. В общем, и в том, и в другом случае это требует немало наглости. А наглость по тем временам – как и по нынешним, впрочем, - безнаказанной остаётся только тогда, когда подкреплена силой.А следов этой силы, силы колбягов, - нет!На Руси нет. А вот в византийских грамотах-хрисовулах, как уже отмечалось, среди отрядов наёмников на службе Империи наряду с варягами-варангами указаны и некие Κουλπίγγων: …рос, варангов, кульпингов, инглингов, франков, немицев, булгар, саракин, алан, обезов, «бессмертных» и всех остальных…

Итак, в Норвегии, в Финляндии, в Византии и на Руси их знают… и в то же время их нет!Может быть, что-то даст анализ их этнонима, исходя из древнесеверного языка? «Kylfingr» из саги явно имеют его корни! Действительно, находим ряд родственных форм:kolf-r, kylf-a, kylf-ing-ar –

Которые, в общем, сводятся к «родственному» же кусту понятий: лупить, тузить, жердь, палка, верзила, дубина, верхняя часть штевня, булава.

Весьма похоже на подобные смыслообразования вокруг некоего «профессионального» слова: væringr – варяг – «клятвенник», *rōþeR – русинг – «гребец», kylfingr – колбяг – «человек с дубинкою»…Может быть, в этом всё и объяснение «наличия отсутствия» кобягов в истории? «Не бойтесь человека с ружьём» - заповедывал в одной из советских революционных пьес вождь всех трудящихся. И ведь прав был! В его время историю определяли люди с пушками, пулемётами и бронепоездами. А многое ли в ней, в истории могли оставить люди с дубинками, когда вокруг них в боевые агрессиные государства сплачивались люди с мечами, секирами и доспехами?На эту мысль меня навела одна из светлых голов среди моих собеседников и критиков в сети - Альберт Петров.

Скорее всего, «ошкуривали» туземцев, -

- определяет он их роль. – - Т.е. это некто, занимающий ту же экологическую нишу, что и скандинавы-варяги, но не они.

Значит, снова приходим к разговору о доминанте, отвечаю я. Ею были скандинавы. Но тут не они - скандинавы колбягов от себя отличают. Ею были русские. Нет, русские их тоже отделают от своих даже юридически. А кто ещё был доминантен в Финляндии?Возможно же, что это не национальная, а профессионально-социальная общность. Вроде ранних русов. Например, не «системные», а самостоятельные бандюганы. Тоже казаки - какие-нибудь типа запорожских.Ответ здесь можно попытаться, как и в случае с варягами, отрыть в хронологии, -

- предлагает А.Петров. –

- Колбяги появляются после выделения русов, как киевской группировки, так? С этого момента свежие скандинавы - варяги. Но есть ещё какая-то публика на Верхней Волге (Тимирево, Сарское и т.д.). Они отличаются от скандинавов тем, что достаточно значительно к тому времени должны были ассимилироваться с туземцами, но не со славянской средой, как киевская русь, а скорее с финской.Эти верхневолжские ребята и занимались в первую очередь поставками мехов (и рабов) на Восток по Волге. И появление их заготовительной экспедиции в Финнмарке более чем понятно.

Можно только издать знак восклицания!Ведь действительно, согласно археологическим данным по Северной Фенноскандии, - - восточноевропейское влияние в регионе становится ощутимым с первой половины XI в.

И это понятно, ибо ранее скандинавские, русские и скандинаво-русские находники «трясли» более южные территории, населённые преимущественно славянами. Откуда арабы и получали последних в качестве рабов. После же закрепления какой-то группы или каких-то групп находников на этих территориях уже в качестве правящей силы, государственной верхушки, в качестве уже постоянной и регулярной военной силы – перед всеми прежними участниками лихих полуразбойных «русей» на Восток вставал выбор. Или вливаться в русь, которая уже Русь, или выбираться из зоны её влияния и контроля, коли есть охота пожить ещё свободным промысловиком-добытчиком. Судя по дальнейшей русской, да и не только русской истории, такой выбор вставал часто и вставал естественно. И решали его во все эпохи так же естественно: одни шли в «под-данные», другие – в «вольные казаки». И судя по некоторым следам боевых действий, что вела «государственная» русь против «вольной», сарско-тимирёвско-гнёздовской и так далее, о чём мы уже говорили, многие русинги вовсе не желали «огосударствляться». А куда им было деваться? Только быть выдавленными на границы ареала контроля свежего Русского государства. Кому-то – в наёмники к хазарскому кагану или византийскому императору. Кому-то – в викинги. А кому-то – в свободный поиск в северные леса, с дубинкою наперевес…И главное – всё потрясающе «цепляется» по времени! 860-960 годы, когда русы только обустраиваются на будущей Руси, укрепляются в немногих её городских центрах, покоряют туземные племена, облагают их данью. А вокруг – вольная чересполосица таких же русов, только «вольных», самостоятельно русящих по рекам, отлавливающих и продающих туземцев и только балующих заезжих ибн-фадланов рассказами про ложе с самоцветами и сорок девушек и четыреста богатырей у их царя. Вот только столиц у этих русов как минимум три, и – - И нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен -

- а где-то ещё у них остров имеется. Затем наступает эпоха 960-1000 годов, когда сперва Ольга, а затем Владимир начинают на этих зыбких ещё территориях настоящее государство обустраивать. Сарские и гнёздовские «вики» утесняют, возле них и в альтернативу и грозу им возводятся княжьи города и погосты, «приватизируются» земли и на них появляется в виде полномочного и небеспомощного хозяина либо великокняжеский сын, либо наместник. И появляются в летописях «живые» варяги, а во дворцах окрестных властителей – гвардия из русов и варягов, не имеющих отношения к самой Руси. Тогда же, надо полагать, в Приладожье и Прионежье появляются и первые кульфинги-колбяги, начинающие, по словам видного их исследователя Д.А.Мачинского, сплавляться – - из пришлых скандинавов, из приладожских (и иных) финнов, из потомков полиэтничной волховско-сясьской «руси» и занятую сельским хозяйством, промыслами, сбором дани, торговлей и службой в византийских и русских войсках».

Наконец, Ярослав дожигает Псков и прочие оставшиеся вне киевского контроля центры «вольных» русов, государство Русское простирает мозолистую от обращения с мечом длань на широкие территории, где доживают свой исторический век обломки и осколки прежней русской вольницы. Как и положено государству, включает их в уголовно-процессуальный кодекс, но уже в качестве чужаков. Однако «бизнесу» их не мешает, коль скоро они творят его на норвежских или ничьих территориях. Где колбяги и сталкиваются с эмиссарами норвежского конунга и попадают в герои саг.И история их как самостоятельной общественной группы заказнчивается. Не потому, что Торольв уложил сотню из них. Тот и соврать мог, недорого взять, на то и сага. А потому, что места им на земле не осталось. Разве что уйти в казаки.Да вот только до появления казаков они и не дожили…

a-pereswet.livejournal.com

Колбяги: что нужно знать о самом таинственном народе Древней Руси

Кто они такие?

Историки, этнографы и лингвисты сломали немало копий в спорах о происхождении и быте колбягов. Например, известный немецкий языковед Макс Фасмер (1886-1962 гг.) высказал мнение, что этноним «колбяги» – это производное от древнескандинавского слова kylfingar. Причем kylfa означает «дубина, кол или разновидность копья». В таком случае выходит, что речь идет о неких людях с дубинами – воинах или бандитах.

Первый из известных историкам законодательных кодексов нашей страны – датированная XI веком «Русская Правда» – содержит несколько любопытных фактов о колбягах, которые упоминаются там наравне с варягами. В частности, говорится, что за укрывательство беглых холопов представители этих двух народов должны выплатить штраф в размере трех гривен в пользу господина, которому принадлежат скрывающиеся люди. Данная мера, очевидно, должна была пресечь побеги челяди, пытавшейся спрятаться среди живших вольно варягов и колбягов, присоединившись к ним. В дополнении к статье «О муже кроваве», которое было внесено в «Русскую Правду» в середине XII века, упоминаются колбяги-язычники, которые «крещения не имея», как и варяги.

Сведения об этом загадочном племени можно найти не только в древнерусских памятниках письменности. В исландском народном сказании XIV века «Сага об Эгиле», содержащем описание похода Торольва Квельдульвссона на территорию Финнмарка (область на севере Норвегии),  повествуется о том, что колбяги (kylfingar) плохо обращались с местными жителями, обложив их данью, а скандинавский герой истребил всех отрицательных персонажей, завоевав себе воинскую славу.

Насколько можно верить таким легендам – вопрос спорный. Однако напрашивается вывод, что колбяги были сильным племенем, ведь иначе жители соседних территорий просто не стали бы платить им дань. К тому же в скандинавской саге земля, на которой жили поверженные героем представители племени kylfingar, названа царством Гардарик, а так викинги часто именовали Русь.

След колбягов можно встретить и в документах Византийской империи. При перечислении отрядов, нанятых на военную службу, они указаны вместе с варягами и другими «лихими людьми», готовыми за деньги сражаться на стороне Константинополя.

Происхождение колбягов, живших на севере Руси, вызывает жаркие споры. Одни ученые считают, что этот народ возник в результате смешения и ассимиляции различных финно-угорских и скандинавских племен, другие причисляют колбягов к братьям-славянам. Есть и оригинальные версии об их тюркском или литовском происхождении.

russian7.ru

Колбяги: самый загадочный народ Древней Руси

В Древней Руси было немало народов, которые со временем исчезли, растворившись в других этносах: чудь, меря, чухонь, весь и т.п. Загадочное племя колбягов стоит особняком в этом ряду, поскольку некоторые исследователи считают, что это даже не народ, а некая социальная группа, существовавшая на северо-западе нашей страны в XI-XII веках. И все же о них упоминается в нескольких памятниках древней письменности, а ряд археологов полагают, что именно колбяги создали приладожскую курганную культуру.

Кто они такие?

Историки, этнографы и лингвисты сломали немало копий в спорах о происхождении и быте колбягов. Например, известный немецкий языковед Макс Фасмер (1886-1962 гг.) высказал мнение, что этноним «колбяги» – это производное от древнескандинавского слова kylfingar. Причем kylfa означает «дубина, кол или разновидность копья». В таком случае выходит, что речь идет о неких людях с дубинами – воинах или бандитах.

Первый из известных историкам законодательных кодексов нашей страны – датированная XI веком «Русская Правда» – содержит несколько любопытных фактов о колбягах, которые упоминаются там наравне с варягами. В частности, говорится, что за укрывательство беглых холопов представители этих двух народов должны выплатить штраф в размере трех гривен в пользу господина, которому принадлежат скрывающиеся люди. Данная мера, очевидно, должна была пресечь побеги челяди, пытавшейся спрятаться среди живших вольно варягов и колбягов, присоединившись к ним. В дополнении к статье «О муже кроваве», которое было внесено в «Русскую Правду» в середине XII века, упоминаются колбяги-язычники, которые «крещения не имея», как и варяги.

Сведения об этом загадочном племени можно найти не только в древнерусских памятниках письменности. В исландском народном сказании XIV века «Сага об Эгиле», содержащем описание похода Торольва Квельдульвссона на территорию Финнмарка (область на севере Норвегии), повествуется о том, что колбяги (kylfingar) плохо обращались с местными жителями, обложив их данью, а скандинавский герой истребил всех отрицательных персонажей, завоевав себе воинскую славу.

Насколько можно верить таким легендам – вопрос спорный. Однако напрашивается вывод, что колбяги были сильным племенем, ведь иначе жители соседних территорий просто не стали бы платить им дань. К тому же в скандинавской саге земля, на которой жили поверженные героем представители племени kylfingar, названа царством Гардарик, а так викинги часто именовали Русь.

След колбягов можно встретить и в документах Византийской империи. При перечислении отрядов, нанятых на военную службу, они указаны вместе с варягами и другими «лихими людьми», готовыми за деньги сражаться на стороне Константинополя.

Происхождение колбягов, живших на севере Руси, вызывает жаркие споры. Одни ученые считают, что этот народ возник в результате смешения и ассимиляции различных финно-угорских и скандинавских племен, другие причисляют колбягов к братьям-славянам. Есть и оригинальные версии об их тюркском или литовском происхождении.

Финно-скандинавская версия Наиболее авторитетным экспертом в данной области весь научный мир признает отечественного археолога Дмитрия Мачинского (1937-2012 гг.). Посвятив немало времени изучению колбягов, исследователь пришел к выводу, что они представляли собой этносоциальную группу, состоявшую из потомков приладожских финнов, пришлых скандинавов, а также различных неславянских племен Русского Севера, таких как водь, чудь и чухонь. По мнению Д.А. Мачинского, эти люди жили в новгородских землях и занимались различными промыслами, охотой, сельским хозяйством, торговлей, а также ратной службой в войсках Византии и Древней Руси. Именно они создали так называемую приладожскую курганную культуру.

Дело в том, что на территории северо-западного региона нашей страны археологи обнаружили немало захоронений, сочетающих в себе скандинавские и финно-угорские элементы погребальных обрядов. Ученые полагают, что эти курганы соорудили именно колбяги. Как выяснили историки, на побережье Ладоги издавна обитали норманны и местные финно-угорские народы, затем туда пришли скандинавы, наладившие торговлю пушниной и другими товарами с племенем саамов, мерянами и весью. Со временем потомки всех этих людей и стали именоваться колбягами.

В курганах приладожской культуры ученые находят много оружия и украшений, характерных для скандинавских захоронений. Мечи, боевые топоры, копья и доспехи сопровождали в загробной жизни мужчин, женщин же погребали вместе с браслетами, бусами, зооморфными пряжками и подвесками. Такие курганы возводили наподобие домов, в них помещали кухонную утварь, предметы быта: котлы, сковороды, очажные лопаты, керамические сосуды и т.п. Часто вместе со знатными покойниками закапывали и клады, состоящие из драгоценных камней, золотых и серебряных монет.

Археологи думают, что центральным поселением колбягов был город Алаборг, о котором говорится в скандинавских сагах о Хрольве Пешеходе и Хальвдане Эйстейнссоне. Он располагался, по мнению ученых, на берегу реки Сясь возле деревни Городище. Существование Алаборга датируется 750-920 годами. Вероятно, затем колбяги перебрались в район притоков Вихмеси и Сязнеги.

Славянская версия Одним из виднейших сторонников славянского происхождения колбягов был известный российский историк Василий Татищев (1686-1750 гг.), который считал их жителями Колобжега – одного из поморских городов. Некоторые специалисты признают колбягов, которых скандинавы называли людьми с дубинами и кольями, социальной группой славян Русского Севера. Они могли быть эдакими представителями местной вольницы, подобными казакам. Свободные люди, не признававшие власть ни официального Новгорода, ни стольного Киева и жившие на побережье Ладоги вместе с финно-угорскими племенами. Они вполне могли совершать набеги на соседей, поэтому в саге об Эгиле Скаллагримссоне колбяги выступают как враги, поверженные доблестным викингом. Да и записаться в армию Византии в качестве наемников, чтобы получать деньги за ратное мастерство – чем не заработок для вольных людей Русского Севера?

Данная версия легко объясняет внезапное и полное исчезновение колбягов, о которых в источниках XIII века уже нет никаких упоминаний. Просто укрепившаяся к тому времени власть Новгородской республики прикрыла эту вольницу. А сами колбяги вынуждены были перейти на службу или работу в местных артелях.

Почему тогда «Русская Правда» причисляет колбягов к чужакам, подобным варягам? Вероятно, потому, что они жили обособленно от представителей племени русов, сохраняя языческую веру, обычаи и традиции.

Кем же были загадочные колбяги? Это один из вопросов, на которые ученые еще ищут ответы.

Ссылка.

sozero.livejournal.com

самый таинственный народ в Древней Руси — Рамблер/новости

В Древней Руси было немало народов, которые со временем исчезли, растворившись в общем этносе: чудь, меря, чухонь, весь и другие. Загадочное племя колбягов стоит особняком в этом ряду, поскольку некоторые исследователи считают, что это даже не народ, а некая социальная группа, существовавшая на северо-западе нашей страны в XI-XII веках. И все же, о них упоминается в нескольких памятниках древней письменности, а ряд археологов считают, что именно колбяги создали приладожскую курганную культуру.

Кто они такие?

Историки, этнографы и лингвисты сломали немало копий в спорах о происхождении и быте колбягов. Например, известный немецкий языковед Макс Фасмер (1886-1962 гг.) высказал мнение, что этноним «колбяги» — это производное от древнескандинавского слова kylfingar. Причем, kylfa означает «дубина, кол или разновидность копья». В таком случае, выходит, что речь идет о неких людях с дубинами — воинах или бандитах. Первый из известных историкам законодательных кодексов нашей страны — датированная XI веком «Русская Правда» — содержит несколько любопытных примечаний о колбягах, которые упоминаются там наравне с варягами. В частности, говорится, что за укрывательство беглых холопов представители этих двух народов должны выплатить штраф в размере трех гривен в пользу господина, которому принадлежат скрывающиеся люди. Данная мера, очевидно, должна была пресечь побеги, совершаемые челядью. Холопы пытались спрятаться среди живших вольно варягов и колбягов, присоединившись к ним. В дополнении к статье «О муже кроваве», которое было внесено в «Русскую Правду» в середине XII века, упоминаются колбяги-язычники, которые «крещения не имея», как и варяги. Сведения об этом загадочном племени можно найти не только в древнерусских памятниках письменности. Исландское народное сказание «Сага об Эгиле Скаллагримссоне», датированное XIV веком, содержит описание похода Торольва Квельдульвссона на территорию Финнмарка (так называется историческая область, расположенная на севере Норвегии). В сказании говорится, что колбяги (kylfingar) поступали плохо с местными жителями — они обложили их данью, а скандинавский герой из вышеупомянутой саги истребил всех отрицательных персонажей, тем самым завоевав себе воинскую славу. Насколько можно верить таким легендам — вопрос спорный. Однако напрашивается вывод, что колбяги были сильным племенем, ведь иначе жители соседних стран просто не стали бы платить им дань. К тому же, в скандинавской саге земля, на которой жили поверженные героем представители племени kylfingar, названа царством Гардарик (Gardorum), а так викинги часто именовали Русь. Упоминаются колбяги и в документах Византийской империи. При перечислении отрядов, нанятых на военную службу, они указаны вместе с варягами и другими «лихими людьми», готовыми за деньги сражаться на стороне Константинополя. Происхождение колбягов, живших на севере Руси, вызывает жаркие споры. Одни ученые считают, что этот народ возник в результате смешении и ассимиляции различных финно-угорских и скандинавских племен, другие причисляют колбягов к братьям-славянам. Хотя раздаются и оригинальные версии об их тюркском или литовском происхождении.

Финно-скандинавская версия

Наиболее авторитетным экспертом в данной области весь научный мир признает отечественного археолога Дмитрия Мачинского (1937-2012 гг.). Посвятив немало времени изучению колбягов, исследователь пришел к выводу, что они представляли собой этносоциальную группу, состоявшую из потомков приладожских финнов, пришлых скандинавов, а также различных неславянских племен Русского Севера, таких как водь, чудь и чухонь. По мнению Д. А. Мачинского, эти люди жили в новгородских землях и занимались различными промыслами, охотой, сельским хозяйством, торговлей, а также ратной службой в войсках Византии и Древней Руси. Именно они создали так называемую приладожскую курганную культуру. Дело в том, что на территории северо-западного региона нашей страны археологи обнаружили немало захоронений, сочетающих в себе скандинавские и финно-угорские элементы погребальных обрядов. Ученые полагают, что эти курганы соорудили именно колбяги. Как выяснили историки, на побережье Ладоги издавна обитали норманны и местные финно-угорские народы, затем на эти земли пришли скандинавы, наладившие торговлю пушниной и другими товарами с племенем саамов, мерянами и весью. Со временем потомки всех этих людей и стали именоваться колбягами. В курганах приладожской культуры ученые находят много оружия и украшений, характерных для скандинавских захоронений. Мечи, боевые топоры, копья и доспехи сопровождают мужчин в загробной жизни, а женщин погребали вместе с браслетами, бусами, зооморфными пряжками и подвесками. Такие курганы возводили наподобие домов, в них помещали кухонную утварь, предметы быта: котлы, сковороды, очажные лопаты, керамические сосуды и т.п. Часто вместе со знатными покойниками закапывали и клады, состоящие из драгоценных камней, золотых и серебряных монет. Археологи считают, что центральным поселением колбягов был город Алаборг, упоминаемый в скандинавских сагах о Хрольве Пешеходе и Хальвдане Эйстейнссоне. Он располагался, по мнению ученых, на берегу реки Сясь возле деревни Городище. Существование Алаборга датируется 750-920 годами. Вероятно, затем колбяги перебрались в район притоков Вихмеси и Сязниги.

Славянская версия

Одним из виднейших сторонников славянского происхождения колбягов был известный российский историк Василий Татищев (1686-1750 гг.), который считал их жителями Колобжега — одного из поморских городов. Некоторые специалисты признают колбягов, которых скандинавы называли людьми с дубинами и кольями, социальной группой славян Русского Севера. Они могли быть эдакими представителями местной вольницы, подобными казакам. Свободные люди, не признававшие власть ни официального Новгорода, ни стольного Киева, жили на побережье Ладоги вместе с представителями финно-угорских племен. Они вполне могли совершать набеги на соседей, поэтому сага об Эгиле Скаллагримссоне упоминает колбягов как врагов, поверженных доблестным викингом. Да и записаться в армию Византии в качестве наемников, чтобы получать деньги за ратные умения — чем не заработок для вольных людей Русского Севера? Данная версия легко объясняет внезапное и полное исчезновение колбягов, о которых в источниках XIII века уже нет никаких упоминаний. Просто укрепившаяся к тому времени власть Новгородской республики прикрыла эту вольницу. А сами колбяги вынуждены были перейти на службу или работу в местных артелях. Почему тогда «Русская Правда» причисляет колбягов к чужакам, подобным варягам? Вероятно, потому что они жили обособленно от представителей племени русов, сохраняя языческую веру, обычаи и традиции.

Кем же были загадочные колбяги? Это один из вопросов, на которые ученые еще ищут ответы.

Читайте также

news.rambler.ru

что нужно знать о самом таинственном народе Древней Руси

Кто они такие?

Историки, этнографы и лингвисты сломали немало копий в спорах о происхождении и быте колбягов. Например, известный немецкий языковед Макс Фасмер (1886-1962 гг.) высказал мнение, что этноним «колбяги» – это производное от древнескандинавского слова kylfingar. Причем kylfa означает «дубина, кол или разновидность копья». В таком случае выходит, что речь идет о неких людях с дубинами – воинах или бандитах.

Первый из известных историкам законодательных кодексов нашей страны – датированная XI веком «Русская Правда» – содержит несколько любопытных фактов о колбягах, которые упоминаются там наравне с варягами. В частности, говорится, что за укрывательство беглых холопов представители этих двух народов должны выплатить штраф в размере трех гривен в пользу господина, которому принадлежат скрывающиеся люди. Данная мера, очевидно, должна была пресечь побеги челяди, пытавшейся спрятаться среди живших вольно варягов и колбягов, присоединившись к ним. В дополнении к статье «О муже кроваве», которое было внесено в «Русскую Правду» в середине XII века, упоминаются колбяги-язычники, которые «крещения не имея», как и варяги.

Сведения об этом загадочном племени можно найти не только в древнерусских памятниках письменности. В исландском народном сказании XIV века «Сага об Эгиле», содержащем описание похода Торольва Квельдульвссона на территорию Финнмарка (область на севере Норвегии),  повествуется о том, что колбяги (kylfingar) плохо обращались с местными жителями, обложив их данью, а скандинавский герой истребил всех отрицательных персонажей, завоевав себе воинскую славу.

Насколько можно верить таким легендам – вопрос спорный. Однако напрашивается вывод, что колбяги были сильным племенем, ведь иначе жители соседних территорий просто не стали бы платить им дань. К тому же в скандинавской саге земля, на которой жили поверженные героем представители племени kylfingar, названа царством Гардарик, а так викинги часто именовали Русь.

След колбягов можно встретить и в документах Византийской империи. При перечислении отрядов, нанятых на военную службу, они указаны вместе с варягами и другими «лихими людьми», готовыми за деньги сражаться на стороне Константинополя.

Происхождение колбягов, живших на севере Руси, вызывает жаркие споры. Одни ученые считают, что этот народ возник в результате смешения и ассимиляции различных финно-угорских и скандинавских племен, другие причисляют колбягов к братьям-славянам. Есть и оригинальные версии об их тюркском или литовском происхождении.

app.russian7.ru

самый загадочный народ в Древней Руси

Кто они такие?

Историки, этнографы и лингвисты сломали немало копий в спорах о происхождении и быте колбягов. Например, известный немецкий языковед Макс Фасмер (1886-1962 гг.) высказал мнение, что этноним «колбяги» – это производное от древнескандинавского слова kylfingar. Причем, kylfa означает «дубина, кол или разновидность копья». В таком случае, выходит, что речь идет о неких людях с дубинами – воинах или бандитах.Первый из известных историкам законодательных кодексов нашей страны – датированная XI веком «Русская Правда» – содержит несколько любопытных примечаний о колбягах, которые упоминаются там наравне с варягами. В частности, говорится, что за укрывательство беглых холопов представители этих двух народов должны выплатить штраф в размере трех гривен в пользу господина, которому принадлежат скрывающиеся люди. Данная мера, очевидно, должна была пресечь побеги, совершаемые челядью. Холопы пытались спрятаться среди живших вольно варягов и колбягов, присоединившись к ним.В дополнении к статье «О муже кроваве», которое было внесено в «Русскую Правду» в середине XII века, упоминаются колбяги-язычники, которые «крещения не имея», как и варяги.Сведения об этом загадочном племени можно найти не только в древнерусских памятниках письменности. Исландское народное сказание «Сага об Эгиле Скаллагримссоне», датированное XIV веком, содержит описание похода Торольва Квельдульвссона на территорию Финнмарка (так называется историческая область, расположенная на севере Норвегии). В сказании говорится, что колбяги (kylfingar) поступали плохо с местными жителями – они обложили их данью, а скандинавский герой из вышеупомянутой саги истребил всех отрицательных персонажей, тем самым завоевав себе воинскую славу.Насколько можно верить таким легендам – вопрос спорный. Однако напрашивается вывод, что колбяги были сильным племенем, ведь иначе жители соседних стран просто не стали бы платить им дань. К тому же, в скандинавской саге земля, на которой жили поверженные героем представители племени kylfingar, названа царством Гардарик (Gardorum), а так викинги часто именовали Русь.Упоминаются колбяги и в документах Византийской империи. При перечислении отрядов, нанятых на военную службу, они указаны вместе с варягами и другими «лихими людьми», готовыми за деньги сражаться на стороне Константинополя.Происхождение колбягов, живших на севере Руси, вызывает жаркие споры. Одни ученые считают, что этот народ возник в результате смешении и ассимиляции различных финно-угорских и скандинавских племен, другие причисляют колбягов к братьям-славянам. Хотя раздаются и оригинальные версии об их тюркском или литовском происхождении.

app.russian7.ru