Китайская древняя цивилизация. Тема 7. Культура восточных цивилизаций. Древний Китай
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древняя китайская цивилизация Шань Инь. Китайская древняя цивилизация


О древней китайской цивилизации - Мир Китая

Взято отсюда: http://elena-elk.narod.ru/Ancient-civilizations/China.html (и там оно с картинками)А там перед тем говорили о других цивилизациях, можно сюда посмотреть http://elena-elk.narod.ru/Ancient-civilizations/study.htmlПереместимся теперь еще восточнее и поговорим о четвертой древнейшей цивилизации Земли, откуда как раз рис с шелком и распространились по миру. О Китае.Весь Китай делится на две большие части: западную, покрытую высочайшими горами мира – Гималаями, Куньлунем и Тянь-Шанем, и восточную, где основная часть территории – низменности и приморские районы.Практически все реки Китая текут на восток и образуют замечательный мягкий климат, пригодный для земледелия. Осень Китая теплая и сухая, а летом дуют муссоны с океана, принося огромное количество осадков. Как и в предыдущих трех местах, здесь почва была наносной и содержала речной ил. Как я уже упоминала, зарождение китайской цивилизации произошло в нижней долине Желтой реки (Хуанхэ), которая несколько тысяч лет назад протекала значительно южнее – на 450 километров, чем сейчас. Длина Хуанхэ – 4 тыс. км и вся ее долина стала местом развития цивилизации. Она несколько раз меняла свое русло, стирая города и племена с лица земли. В китайской литературе встречается поэтическое название Хуанхэ – «река, надрывающая сердце».В Китае огромное количество ископаемых и весьма разнообразная флора и фауна. В древнейшие времена почти вся территория была покрыта лесом. Это было главным отличием Китая от Месопотамии и Египта и, возможно, послужило причиной того, что древние китайцы начали заселение реки не с устья, как обычно, а с середины. Однако условия для земледелия там были самые тяжелые из всех четырех цивилизаций. Дело в том, что в Китае значительны сезонные колебания климата и зимой редко, но выпадал снег. Летом же регион страдал от сильной жары. Лес тоже стал достаточно неожиданной проблемой – бурные наводнения вырывали деревья, которые оседали на дно и постепенно повышали его уровень – именно поэтому Хуанхэ так часто меняла свое русло и именно поэтому разливы были столь катастрофичны. Разумеется, для регулировки подобных разливов требовались очень серьезные усилия всех племен хань – китайцев. Как и везде, ирригационные работы потребовали объединения племен, развития орудий труда и создания государства. К тому же нужен был злак, который это все выдерживает, к тому же – вспомним – он должен быть высокобелковым злаком. Вначале на севере Китая выращивались просо, ячмень и пшеница, но позже главной культурой стал рис, завезенный с юга и идеально подходивший для обильных осадков.Я поясню почему. Рис не требователен к почве, но требует грунта, хорошо удерживающего воду. Урожай можно получить даже на песке. Рисовые поля бывают трех типов, называющихся чеки, суходольные и лиманные. Чеки занимают примерно 90% рисовых полей, и суть выращивания риса там такова, что рис растет при постоянном затоплении почти до самого созревания. Потом воду спускают. Суходольный рис вначале был основным и выращивался в местах с большим количеством естественных осадков. Лиманный способ выращивания означает, что рис растет в поймах рек во время паводков, которые происходят тут не только весной, но и летом, во время дождей. Условия выращивания риса потребовали развития агротехники. Ведь глубину затопления риса надо было все время менять. Китайцы первыми в мире ввели систему смены полей, деля участок на три части. Две части засевались, а третья «отдыхала» (это называется стоять под па’ром («'» означает ударение)). Высокая агротехника в свою очередь расширила возможности сельского хозяйства. Китайцы стали выращивать цитрусовые деревья, которые оказались весьма капризными и неустойчивыми по отношению к действию вредителей (как только вы начинаете концентрированно выращивать что бы то ни было, ждите, что на такую роскошную приманку явятся все мыслимые хищники на свете – насекомые или млекопитающие). И пришлось им первыми в мире заняться борьбой с вредителями. Лягушка, охотившаяся на этих самых вредителей, стала священным животным.Выращивание хризантем потребовало внесения органических удобрений, и тут китайцы снова оказались первыми.Наконец, к 1-му веку до н.э. выращивание чая достигло промышленных масштабов, и он перестал быть редким лекарством.К тому же в Китае очень оригинально решили проблему с одеждой. Обычно люди выращивали растения, из которых производили волокно. В Китае же с древнейших времен выводили гусениц тутового шелкопряда. Для этого выращивается тутовое дерево, чьими листьями кормят гусениц, куколку потом убивали паром, кокон увлажняли солью и сушили. После чего просто разматывали на деревянную раму. Как вы все, наверное, знаете, шелк и чай стали главными продуктами экспорта в более позднем Китае – уже к X веку до н.э. за китайский шелк дрались все европейские страны. Вы думаете, это было просто? Великий шелковый путь связал воедино весь континент и позволил начать обмен культурами и знаниями. Но его еще следовало проложить. И позже обеспечить стоянками, проводниками…На переход от Аравийского полуострова до Китая, по словам арабов, были нужны 200 дней перехода. Но так быстро никто не ходил – торговцы должны были останавливаться по пути в самых разных городах и везде торговать, плюс через пустыню Гоби зимой никто не ходил, плюс… еще сто причин. В результате караван доходил до места за 3-4 года пути. И потом снова назад. Да, конечно, это приносило баснословную прибыль. Но цена была соответствующей.Сложный способ выработки ткани потребовал сложного производства, и пришлось придумывать ткацкий станок, работающий на водяном колесе.Попутно китайцы стали делать ткань из асбеста, которая не горела в огне и была хорошим материалом для фитилей на лампах.Но мы уже слегка забежали вперед.Считается, что история Китая насчитывает 7 тысячелетий, т.е. зародилась в V-м тысячелетии до н.э. Треть ее занимает эпоха древнекитайской цивилизации, начало которой теряется в III-II тысячелетии до н.э., а конец приходится на крушении империи Хань (220 г. н.э.). Китай тоже оказался в изоляции, и его культура оказалась тоже весьма своеобразной. Даже жесткая необходимость прокладывать торговый путь за шелком не смогла найти короткого пути в Китай, и путешественники огибали его с севера, идя через одну из самых опасных пустынь на Земле – Гоби. Морской путь был открыт, и древние хроники много говорят о великом китайском флоте, но, тем не менее, даже с Индом связь древнего Китая не найдена.Интересно, что для общин выделялось девять частей земли. Восемь выдавались семьям, а девятая была общей. Позже она отошла правителю Китая.Так же, как и в остальных местах мира, Китай проходит путь от кости и камня к меди и бронзе, и случается это несколько позже, чем в Месопотамии. В Китае тоже была прекрасная глина – каолин. Вдобавок к хорошим технологическим свойствам она еще была белого цвета и, после изобретения гончарного круга, керамика получила широчайшее распространение. В XX веке в Яншао (город в провинции Хэнань, уезда Мяньчи) была найдена расписная керамика, которую датировали V-IV тысячелетиями до нашей эры. Но государства, разумеется, появились несколько позже.

Если верить китайским историкам (а причины не верить им тоже есть, но об этом позже), то в начале XXI в. до н.э. Юй – основатель династии Ся заодно основал и первое государство, мало чем отличавшееся пока от обычного города. Кстати, причиной основания послужило катастрофический разлив Хуанхэ, после которого «сто черноголовых семейств», составлявшие два народа, договорились о совместной ирригации. В XVII в.до н.э. племя Шан победило племя Ся и основало нечто, что можно с большим основанием назвать - первое государство. Назвали они сами себя по имени своего племени – Шан, а соседи называли его Инь (ничего не напоминает?). Столиц в государстве было две – сначала Шан, потом Инь, возможно, поэтому и такое расхождение в названиях. Скорее всего, после этого жизнь в Китае развивалась бы по типу Месопотамии, если бы не было вторжения варварских племен. Государство Шан Инь существовало относительно недолго, поскольку рядом оказалось весьма воинственное племя Чжоу, состоявшее из смеси собственно китайцев и варваров, сокрушивших династию Шан и основавших собственную, просуществовавшую до III в. до н.э. Однако, государство Шан дает нам любопытное пересечение. Известно, что колесницы зародились от индоевропейцев, известно, что они добрались до Хуанхэ. Наконец, известно, что военная мощь Шан определялась именно наличием колесниц. Чжоу же решающее сражение провели на болотах, где колесницы увязли в грязи. Чжоу стали первым феодальным государством мира, но не будем углубляться в историю более современных китайских династий, вернемся к древности.Интересно, что в Китае образовалась существенно другое мировоззрение и религия, нежели в Египте, Месопотамии или даже Индии. Во-первых, жрецы не приобрели подавляющего влияния на общество, во-вторых, в жизненных ситуациях доминировало рациональное рассмотрение (возможно, из-за этого медицина Китая получила столь существенное развитие еще в III тысячелетии до н.э.?) В-третьих, этика всегда имела приоритет над всеми сторонами жизни, в том числе над жрецами. Китайцы не пытались изменить природу под себя, как это сделали западные коллеги, а провозгласили необходимость жить с ней в согласии.Если в Индии народ в силу представлений о карме и реинкарнации приобрел несколько пассивную позицию, в трех остальных цивилизациях личные качества ценились высоко, и социальная позиция была активной. При этом в западной части континента она обеспокоила жрецов, которые ее подавили угрозами кар со стороны богов, в Китае же каждый был «кузнецом своего счастья», что послужило причиной быстрого развития страны..Кстати, уже к 500-м годам до н.э. Китай вел разработки подземных жил. Они добывали уголь из шахт глубиной до 50 м(!), природный газ, соль. Газ можно было жечь, и первые газопроводы делались из бамбука на расстояние «дня пути» от источника.Как вы все должны понимать, такая упорядоченность требовала многого. Например, дорог, чья протяженность к III веку до н.э. достигла 6.5 тыс. км. Ирригационные каналы, как и в Месопотамии, давно уже использовались не только для защиты от наводнений и орошения полей, но и как транспортные магистрали. В V в.до н.э. реки Хуанхэ и Янцзы соединили каналом длиной более 400 км. Еще через два века через горную цепь был прорыт 200-километровый канал, соединивший север и юг страны. Еще через двести лет началось строительство «Великого Канала» длиной в 2000 км. Кстати, ширина достигала 30 м, а глубина – 9. Я уже не говорю о Великой китайской стене…Разумеется, все это не могло функционировать без своей письменности.В отличие от Индии, Китай весьма беспокоился о своей истории и начал ее записывать еще на гадальных костях и панцирях черепах в глубокой древности – еще в до-иньский период, в XIV-XI вв. до н.э. Позже в качестве «бумаги» пошли бамбуковые планки (и именно тогда появился обычай писать сверху вниз) и шелк, а потом уже и рисовая бумага. Китай оставил после себя огромное количество письменных источников, позволяющих восстанавливать не только историю самого Китая, но и соседних стран. Империя Чжоу заимствовала письменность и продолжила ее. К XI веку на бронзовых сосудах начали писать стихи.Первый китайский университет был создан на 1200 лет раньше европейского – во II в. до н.э. в г. Лоян. Училось там сначала 50 человек, а через сто лет – уже 3000 человек.

Последнее, пожалуй, о чем я скажу, – это почему нельзя доверять китайским историкам. Ну, во-первых, в какой-то момент китайские династии менялись так быстро, что время правления некоторых императоров исчислялось месяцами, и каждый из них пытался быстро оставить свой след и свою интерпретацию истории. А, во-вторых, был такой император Цинь Шихуанди, который в 221 г. до н.э. объединил Китай. Он тоже очень беспокоился об истории своего государства и поэтому объявил, что право на существование имеют только книги по истории династии Цинь, а также по медицине, сельскому хозяйству и гаданию. А остальные надобно сжечь. В результате история Китая была переписана в угоду Шихуанди, а о том, что было в оригиналах, остается только гадать на тех самых оставшихся книгах. При этом была изменена датировка событий на более древнюю, что породило значительную путаницу в исследованиях. Конечно, какие-то книги остались несожженными, но их было мало. А запрет на создание библиотек и требование на сожжение держался больше 50-и лет. И позже, во времена уже следующей – Ханьской династии – императоры все еще запрещали создание библиотек. А потом передумали и отменили запрет. И еще через несколько десятков лет император У-ди ввел систему государственных экзаменов на замещение должностей административных чиновников и учредил государственную библиотеку. По всей стране ездили люди и собирали уцелевшие книги. В 26 г.до н.э. император Чен-ди издал указ о розыске ранее спрятанных книг, и был составлен первый каталог книг Китая и один из первых каталогов в мире. Но было уже поздно…

Итак, подведем итоги.Человеческих цивилизаций зародилось сразу четыре, и случилось это в районе 5-4 тысячелетия до нашей эры. Зарождались они в плодородных местах рядом с широко разливающимся реками в теплом климате. Что и определило места зарождения. Это Месопотамия, Египет, Индия и Китай. И только потом появилось все остальное. В число безусловных плюсов Евразии вошла ее вытянутость вдоль широты, что позволило использовать уже одомашненные культуры и скот во всех похожих климатических областях. Надо сказать, что есть данные о том, что все четыре цивилизации общались друг с другом. Так, например, отдельные слова Шумера и Египта звучат одинаково, хотя языки у них разные и пишутся слова совершенно по-разному. В том же Шумере были найдены амулеты, раковины и жемчужины, которые, безусловно, принадлежали Индии. Там же находили индийскую слоновую кость.О связях с Китаем мало известно, но проникновение культур, возделывание и обработку которых знали только в Китае, тоже говорит само за себя.Остаются два НО! Зарождение ЦИВИЛИЗАЦИИ не означает, что именно в этих местах были первые люди. Известно, что на Аравийском полуострове или – уж тем более! – в Африке люди появились раньше. Но именно цивилизации возникли там, где я упомянула.Наконец, последнее – не следует считать, что развитие цивилизаций определялось только географией и геологией. Это, безусловно, причина, и одна из важнейших, но не единственная

world-china.livejournal.com

Тема 7. Культура восточных цивилизаций. Древний Китай

МегаПредмет 

Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса - ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека

Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

1. Особенности культуры Древнего Китая.

2. Религиозная-мифологическая система.

1.Одной из древнейших цивилизаций мира является китайская. Во временном интервале ее можно определять конец III – начало ІІ тыс. до н.э. – 220 г. н. э. (вре­меня крушения империи Хань).

Древнекитайская цивилизация имеет ряд специфических осо­бенностей отраз­ившихся на особенностях развития ее культуры:

– во-первых, это достаточно сложные природные условия повли­явшие на сравнительно позднее (если иметь в виду Шумер, Аккад, Египет, а также время появления первых земледельческих общин в долине реки Хуанхэ, приблизительно 5 тыс. лет до н. э.) возник­новение здесь цивилизации.

– Древний Китай развивался в отрыве от других цивилизаций практически до 2 в. н. э., не имея прямых контактов со странами за­падного мира.

– древнекитайская цивилизация имела не ирригационный тип в отличие от древнеегипетской, древнеиндийской и месопотамской ци­вилизаций. Поливное земледе­лие начинает развиваться в этом регионе лишь с середины I тыс. до н. э.

– культура древнего Китая относится к традиционным типам культур. Древне­китайское государство – это типичная восточная дес­потия. Глава государства с V в. до н. э. являлся наследственным мо­нархом, он же выполнял обязанности первого жреца и единствен­ного земле­владельца. В Китае жречество как отдельный социальный инсти­тут отсутствовало, религиозные действия производились гла­вами се­мейств, чиновниками царями-ванами. Вся земля являлась цар­ской собственностью. Кроме этого все было под­чинено строгой соци­аль­ной иерархии, вне которой находились рабы.

Китайский традиционализм имел в Китае форму ритуализма. Все отношения между китайцами издавна были додчинены сложно­му ритуалу, имеющему мировоззренческое значение. И, как отмече­но в книге “Цзо чжуань”, “ритуал основан на постоянном движении неба, порядке явлений на земле, и поведении народа”, “ритуал – это устои в отношениях верхов и низов, основа и уток неба и земли. Он дает жизнь народу”.

Светский ритуал – взаимоотношения между вышестоящими и нижестоящими на социальной лестнице был тесно связан с религи­озным ритуалом отношений живыъ к умершим, к духам предков, явлений природы, земли, неба. В Китае как нигде получает развитие культ предков. Вся жизнь живых являлась как бы отчетом перед ду­хами предков (им приносились жертвы, первоначально даже чело­веческие).

– идея автохтонности китайской цивилизации, подразумевающая создание дан­ной цивилизации исключительно китайским народом. Хотя эта идея имеет некоторую условность. Так, скульптурные изо­бражения животных, выполненные в бронзе, повторя­ют черты, про­слеживающиеся в алтайско-скифской культуре. Это же касается и конных колесниц, заимствованных, как считается, у индоевропейцев.

– идея китаецентризма.

В V тыс. до н.э. в бассейне Хуанхэ сложилась неолитическая культура расписной керамики Яншао. Традиционно Яншао считалась древнейшей из культур, предшеству­ющих китайской цивилизации. Вместе с тем на северо-востоке Китая, в Ляонине, в недавнем прош­лом была открыта, по мнению археологов, еще более древняя куль­тура – Хуншань.

2.Для древнекитайской мифологии характе­рен целый ряд отличительных особенностей в сравнении с другими системами. Прежде всего, это такая черта как эвгемеризация (истори­зация мифологических персонажей, рас­смотрение их как реальных деятелей глубокой древности). Большую роль в мифологии играли тотемистические представ­ления. В качестве наиболее распространенных тотемистических обра­зов высту­пает ласточка, змея, которая постепенно превращается в дра­кона, ставшего символом государя. Основная часть мифологических источников относится к ран­нему периоду. Характерна также относительная неразвитость космогонических представле­ний.

В этой группе наибольшее распространение получают мифы о хаосе – как представлении о первоначальном состоянии мира. Роль упорядоченного хаоса отводится двум космическим силам – небесной Ян и земной Инь. Из легких частиц возникает небо, из тяжелых – земля.

Существуют также и мифы об упорядочении хаоса. Внутри космического яйца – хаоса – зарождается сверхъестественный человек Пань-гу. Он раскалывает яйцо на две части – небо и землю. Из частей умершего Пань-гу возникают: ветер и облака – из вдоха, Гром – из голоса, Солнце – из левого глаза, Луна – из правого глаза, 4 стороны света – из туловища с руками и ногами, реки – из крови, дороги – из жил, созвездья – из волос на голове и усов, люди – из ползающих по телу Пант-гу паразитов, которых разве­ял по миру ветер.

Получает распространение также цикл мифов о прародительнице Нюй-ва. Она изображалась в виде получеловека и змеи или же дракона и считалась создательницей всех вещей и людей. Согласно одному из мифов, людей она вылепила из глины.

У китайцев, как и у других народов, сохранились мифы о потопе. Особенность в этом сюжете состоит в том, что у китайцев потоп не выступает в качестве наказания за грехи, а является обобщенным представлением о водяном хаосе. Первоначально в борьбу с потопом вступает Гунь («большая рыба»), пытавшийся победить потоп с по­мощью саморастущей земли. Побеждает стихию его сын Юй (функ­ция земледелия).

Широкое распространение получают мифы о культурном герое Фу-си. Ему при­писывается изобретение рыболовных сетей, он научил людей охоте, рыболовству, приготовлению пищи. К началу новой эры Фу-си фигурирует в паре с Нюй-ва. Кроме Фу-си упоминаются такие культурные герои, как Суй-жэнь – изобретатель огня, Шэнь-нун – по­ложивший начало земледелию, функции культурного героя приписываются и Хуан-ди, с ним связывается изобрете­ние пись­мен­ности. Однако необходимо отметить, что фун­кции и дея­ния культурных героев могут изменяться. Всем героям приписывается изготов­ление глиняных сосудов, музы­кальных инструментов. Имеют­ся и божества стихий и явлений природы. В качестве наиболее рас­пространенного выступает бог грома – Лэй-чун, вероятно, отец перво­предка Фу-си.

Постепенно разрозненные мифологические образы отдельных племен склады­ваются в единую систему, во многом это связано с раз­витием натурфилософских представлений, в частности, пятирич­ной системы. Складывается пятиричная модель мира, основой которой выступают 5 стихий – 4 стороны света и середина, центр. Почитание 5 божеств ди, которые отож­дествлялись с 5 царями древности, 5 цвета­ми, 4 сторонами света и центром приобретает статус официальных культов.

Религиозные воззрения претерпевают эволюцию в эпоху Цинь и Хань, время цен­трализованной империи. Религиозные традиции фор­мируются под воздействием двух факторов: наследие архаических шаманских обрядов и верований; тенденции к рационализации древней религии и мифологии, прежде всего под влиянием таких школ, как конфуцианство и дао­сизм.

Несмотря на эклектизм в китайской религии присутствует единое представление о потустороннем мире как продолжении жизни земной. Это проявляется в том, что у богов по образцу земной империи также существует штат чиновников и правителей. К богам обращаются посредством отправления им письменных посланий. В соответствии с этими представлениями у человека имеется две души: одна остается в теле после смерти и попадает в подземное царство Желтого источника, а другая возносится на небо.

Обитель душ, достигших бессмертия, связывается с тремя мифическими островами в Восточном море или горой Куньлунь, расположенной на западной окраине мира.

В соответствии с данными археологических раскопок, производившихся в 1974 г. в провинции Хунань, имеется возможность реконструировать представления о загробном мире (на основании изображения на шелковом полотенце). В соответствии с данным источником, подземный мир населен рыбами, змеями, рогатыми зверями, атлантами, поддерживающими землю. Небесное царство находится между солнцем и луной, где восседает богиня Нюй-ва. Душа усопшей знатной женщины возносится на небо с помо­щью драконов, протянутых с небес лент и других фантас­ти­ческих существ.

Китайскую мифологию и религию пронизывает символизм. Так, каждой стороне света соответствует свое существо и цвет: зеленому дракону – восток, красной птице – юг, белому тигру – запад, черепахе, обвитой змеей – север.

В религии значительную роль играли шаманы, являвшиеся посредниками между живыми и мертвыми. Правда, постепенно шаманская практика приобретает оппози­ционный характер и связывается с попытками оспорить существующую власть. В эпохи Цинь и Хань значительное место начинает отводиться разного рода магам, гадателям, всем тем, кто претендовал на право гармонизации в сфере мироздания, а также земной и загробной жизни. Большую популярность приобретают поиски средств достижения состояния бессмертного небожителя (Шэнь­сянь), освободившегося от бренной телесной оболочки.

К рубежу нашей эры в религии Ханской империи первостепенное значение при­обрели жертвоприношения Небу и Земле, совершавшиеся соответственно у южной и северной ворот столицы.

Вообще же формы официальной религии в императорском Китае создавались пра­вительством больше по мере появления практической надобности, они не имели особой догматичности и могли рационализироваться. Основная же тенденция заключалась в совмещении божественного и природного, что нашло отражение в совмещении астро­номического и религиозного календаря в отношении официальных праздников им­перии.

Государство подчиняло религиозные запросы политике, давая санкцию на покло­нение одним божествам, и запрещая некоторые локальные. Имперские власти взяли на себя также «миссию» исправления народной религии. В официальных источниках встре­чаются упоминания о так называемых «непристойных культах», т. е. о тех, которые с позиции верховных властей подлегали запрету и искоренению. К таковым относились кровавые жертвоприношения, экстатические общения людей с богами. Т. е. те элементы архаической религии, которые представлявшие угрозу нормам цивилизации. В тоже время следует отметить, что в Китае это происходит не в плане догматической рели­гиозной нетерпимости, а отвергаются лишь крайности культовой практики, мешав­шие осуществлению мироустроительной миссии императора, установлению этической ди­станции между человеком и богами.

megapredmet.ru

Древняя китайская цивилизация Шан

 

"Великий город Шан" - именно так именуется этот древнейший китайский город-государство в сохранившихся письменных источниках. Он возник во II тыс. до н.э., когда на смену эпохи родового строя, появившейся в V. тыс. до н.э., пришли ранние города. Их появлению во многом способствовал переход на искусственное орошение, позволивший китайскому обществу шагнуть вперед.

Городов было несколько, но наиболее известна история города Шан. Его существование доказывают не только археологические находки, но и письменные источники. Однако сохранилось таких источников довольно мало, поэтому проследить историю этого города-государства довольно сложно. Кроме того, многие сведения были запутаны еще древнекитайскими историками, и взгляды современных китайских и европейских ученых на историю Китая могут существенно отличаться.

Много информации об истории Шан дают многочисленные гадальные кости, найденные при раскопках. Обычно они изготавливались из панцирей черепах. На костях среди прочего записывались вопросы к оракулу и ответы на них. Вопросы могли касаться самых разных сторон жизни - например, ван мог спросить о ходе предстоящей войны, или поинтересоваться, насколько урожайным будет следующий год.

Свое название город получил по названию одного из племен, составляющих его население, численность которого равнялась примерно 150 - 200 тысячам человек. Появлению города предшествовало трагическое событие - очередной разлив реки Хуанхе, на берегах которой селились древние китайцы. Капризный нрав этой реки, полностью зависящий от местного климата, много раз причинял китайцам большие несчастья. Местность в те времена была лесистой, а сезонные колебания температуры довольно значительными. Летом стояла жара, большая влажность, нередкими были и наводнения, вырывавшие деревья с корнями. Из-за этого река Хуанхе часто выходила из берегов, принося большой урон, и даже меняла свое русло, уничтожая целые поселения. И в этот раз наводнение была настолько сильным, что оставшимся в живых представителям разных племен для того, чтобы выжить, пришлось объединиться.

Столица государства несколько раз перемещалась. Названия также менялись - сначала она называлась Шан, потом Инь. Кстати, соседи называли государство именно Инь. В некоторых источниках можно встретить название Шан (Шань)-Инь.

О том, как протекала жизнь в городе Шан, свидетельствуют археологические находки.

Шанцы имели полноценную письменность. Верховное божество именовалось Шанди и отожествлялось с умершими предками правителей, которые обитали на небе. Правитель шанцев обожествлялся и считался богоподобным. Также шанцы поклонялись различным силам природы. Они верили в жизнь после смерти и поэтому людей хоронили вместе со всеми предметами обихода, а рабов хоронили заживо вместе с умершим хозяином.

Большинство населения жили в землянках и полуземлянках. Но для правителей строились дворцовые комплексы и храмы.

Основными занятиями шанцев были традиционные земледелие, скотоводство, охота и собирательство. Шанцы развивали рыболовство и рыбачили в пресных водах. Именно в этот период возникло шелководство.

Археологические находки доказывают, что в этот период произошел большой скачок в металлургии бронзы. Династию Шан даже называют Бронзовой династией, так как они очень хорошо владели технологией обработки бронзы. Шанцы выливали большое количество бронзовых изделий, сосудов и оружия.

Правителя шанцев называли ваном. Он одновременно выступал в роли верховного жреца, а также, выражаясь современным языком, верховного главнокомандующего. Самым выдающимся ваном Шана был правитель по имени Тан. Он правил около 30 лет, запомнился как добродетельный и прилежный руководитель. Под его руководством страна процветала. Однако после его смерти начался процесс упадка. Представители королевской знати враждовали между собой, ослабляя страну. Последний правитель Чжоу Шан был очень жестоким человеком. Он не заботился о развитии государства, игнорировал признаки упадка страны.

В центре государства находился округ, управляемый непосредственно ваном. Вокруг него располагались обширные владения его приближенных и родственников. В каждом из этих регионов были свои законы и обычаи. Они подчинялись царю, но при этом считали себя независимыми вождями. Дальше была территория кочевых племен, постоянно нападавших на владения Шан. Одно из таких нападений и положило конец этому государству - на рубеже I - II тыс. до н.э. оно было завоевано племенем чжоусцев. Это стало началом формирования могущественной державы Чжоу, которая существовала до III тыс. до н.э.

В заключение стоит отметить, что Шанскую цивилизацию отличала высоко развитая государственность, религиозная система, искусство и культура.

Вы можете сохранить статью или поделиться ею, нажав на одну из кнопочек ниже

facty.by

Древняя китайская цивилизация Шань Инь

                Содержание   Введение.......................................................................................................... 2 1. Возникновение государства Шан (Инь)..................................................... 2 2. Иньский оракул........................................................................................... 5 3. Сельское хозяйство..................................................................................... 6 4. Развитие ремесел....................................................................................... 11 5. Строительство и торговля........................................................................ 12 Заключение.................................................................................................... 13 Список литературы....................................................................................... 13

         Введение Безбрежные пустыни Гоби, высочайшие горы Земли - Гималаи и океан         тысячелетиями делали недоступными для европейцев восточные районы         Азиатского материка. Древнейшие государства рождались и умирали здесь, в         изоляции от всего остального мира. Эта изоляция продолжалась вплоть до         начала нашего века: по обычаям Китая, Японии, Тибета иностранцы не смели         посещать эти страны, а купцам разрешалось проводить суда только в         специально выделенные для них гавани. Редкому европейскому путешественнику удавалось прорваться в эти страны, полные загадок и удивительных изобретений. История Китая насчитывает по крайней мере семь тысячелетий, начиная с периода развитого неолита. Почти треть ее занимает эпоха древнекитайской цивилизации. Ее начало относят к рубежу III-II тысячелетий до н.э. Концом ее считают крушение империи Хань (220 г.н.э.). Во II тыс. до н. э. на территории центральных равнин Китая начинало складываться протогосударство, которое в то время представляло собой по сути племенной союз, объединенный удачливым и умным вождем. Этот период принято называть эпохой Шань-Инь - по имени клана, который главенствовал в ту пору. Поднялись первые города древнего мира, возникла письменность и была изобретена техника бронзового литья. 1. Возникновение государства Шан (Инь) Во второй половине II тысячелетия до н.э. в Китае на обширной территории - от Ганьсу до Шаньдуна и от Хэбэя до Хунани и Цзянси - по берегам рек (в специфических экологических условиях Северного Китая земледелие было возможно лишь по речным поймам) возникают разрозненные раннегородские поселения - носители бронзовой индустрии, в которых создаются предпосылки для образования протогосударственных структур. Такие обнесенные стенами “города” (размером примерно до 6 кв. км) строились по определенному плану, с комплексом монументальных строений дворцового типа, с ремесленными кварталами, бронзолитейными мастерскими. Они найдены в пределах Центральной равнины (в Хэнани и на юге Хэбэя - вплоть до р. Хуайхэ и Шаньдуна). Граница их распространения на юге выходит за пределы бассейна Янцзы, где в районе южнее оз. Дунтинху (Хунань) и оз. Поянху (Цзянси) обнаружены города такого рода.   В Северном Китае Шанское “городское общество”, очевидно выделившееся из Иньского союза племен как наиболее устойчивая его часть, в последние века II тысячелетия до н.э. встало во главе довольно крупного, этнически неоднородного и нестабильного объединения. Его правитель назывался “ваном”, он обладал высшей военной властью и выполнял функции верховного жреца. Основные источники сведений о царстве Шан (Инь) — данные по итогам археологических раскопок остатков последней столицы этого государственного     образования, города Шан, найденных в районе города Аньян, недалеко от       селения Сяотунь. Особенный интерес представляют найденные здесь кости с надписями. Достоверно установлено, что надписи эти являются не чем иным, как гадательными записями — вопросы иньских царей, адресованные оракулам, и ответы последних. Надписи вырезаны на костях самых разных животных (быков, оленей), на панцирях черепах и могут быть отнесены к периоду XIV — XII вв. до н. э., к тому же времени, к которому относится и вскрытое в районе Аньяна большое городское поселение (занимающее вместе с прилегающими к нему территориями его округи площадь более 20 кв. км) с остатками тесных полуземлянок и землянок и фундаментами средних и крупных строений с бронзовыми основаниями колонн. Из ритуально-магических текстов, каковыми они являются, можно извлечь очень немногое для характеристики общественного строя.   Исследование этих надписей затруднено тем, что фонетические реконструкции древнекитайского языка не идут далее середины I тысячелетия до н.э., но даже и они сомнительны. На основании данных, полученных после прочтения этих надписей, ученые делают вывод, что вся территория царства Шан (Инь) разделялась на пять огромных районов, которые носили следующие названия: Западные земли, Южные земли, Восточные земли, Северные земли и Шан. Район Шан считался основным, поэтому в надписях он определялся как Центральный Шан. Царство Шан (Инь) занимало территорию современной провинции Хэнань, а также части прилегающих провинций. Вокруг находился ряд полузависимых, в том числе и китайских по языку, племен. С Западными землями соседствовали племена цян, чжоу, куфан, гуйфан; с Северными — племена туфан и люйфан; с Южными землями — цаофан и другие. По соседству с Восточными землями обитало племя жэньфан. Язык иньских надписей являлся языком южноазиатского типа.    Под Аньяном было открыто множество могил, резко различающихся по размеру и инвентарю погребений - от неглубоких ям, лишенных оружия и бронзовой утвари, до огромных крестообразных подземных усыпальниц более чем десятиметровой глубины. Последние (их немногим более десятка, площадь самой крупной из них - 380 кв.м) представляли собой монументальные конструкции, напоминающие усеченные пирамиды, обращенные основанием вверх, с широкими подъездными дорогами, спускающимися посредине каждой из четырех сторон этих гробниц к погребальной камере, заполненной драгоценной утварью, оружием из бронзы, украшениями из нефрита и золота. Для сооружения каждой из них требовалось, по подсчетам ученых, не менее 7000 человеко-дней. В больших могилах - захоронениях почивших ванов, как можно полагать, - найдены сотни скелетов сопогребенных людей, а рядом - целые поля захоронений обезглавленных военнопленных со связанными за спиной руками и ямы с их отрубленными головами, исчисляющимися тысячами. Отдельно были погребены военные колесницы с лошадьми и возничими. Надписей о жертвоприношении людей (до 1500 человек одновременно) в настоящее время на гадательных костях обнаружено около двух тысяч, в них общее число таких жертв достигает 14197. Пленных приносили в жертву богам и предкам; с обрядом массовых человеческих жертвоприношений был связан широко распространенный у шанцев культ гор и рек (в гадательных надписях упоминаются десятки имен их богов), а также, очевидно, и ритуал “священного брака”, входивший в культ плодородия. Сотни захоронений людей, в том числе и заживо погребенных, обнаружены археологами в фундаментах и других частях строений дворцового и храмового типа. Аньянские мелкие и средние могилы, принадлежащие собственно шанцам (со специфическим трупоположением, инвентарем и бронзовым оружием), отличаются антропологической однородностью - в противоположность расовой неоднородности черепов обезглавленных скелетов из шанских больших могил, где представлены и восточные монголоиды, и континентальные монголоиды, и переходные к австралоидам южномонголоидные популяции; эти жертвы предназначались для кровавого ритуала человеческих жертвоприношений, ради чего шанцы предпринимали походы (своего рода “охоту за головами”) на расстояние нескольких сотен километров. В шанском обществе, где регулярно совершались обряды, требовавшие массовых жертвоприношений, война являлась общественной нормой. Главной целью военных походов был захват добычи: помимо пленных - зерна и скота, также требовавшихся для принесения в жертву богам и предкам. 2. Иньский оракулСудя по содержанию гадательных надписей, под г. Аньян находился культовый центр, где происходили гадания шанского и других коллективов и хранился архив так называемого “иньского оракула”. Название “иньский оракул” идет от позднейшей древнекитайской письменной традиции, в гадательных текстах знак инь отсутствует. Это может быть объяснено тем, что обращающиеся к оракулу, естественно, не вопрошали о нем самом. Тот факт, что надпись, содержащая этноним инь (единственная пока), найдена в бассейне р. Вэйхэ - далеко за пределами Аньянского культового центра, может служить подкреплением высказанной гипотезы. Инь как название оракульного центра, вероятно, совпадало с самоназванием союза племен, располагавшегося в поздненеолитическое время в бассейне Хуанхэ.  Вопросы к оракулу касаются многих городов (и), общинных объединений и племен (фен). Но особо выделяются шанские поселения: “город (или города) Шан” (Шан и), “Главный (или Великий) город Шан (Да и Шан)”, “центральный Шан” (Чжун Шан), а также просто Шан  как топоним и этноним. Это наводит на мысль, что местоположение оракула, почитаемого как священный культовый центр, именуемый Инь, не являлось ни резиденцией вана Шан, ни политическим центром того союзного объединения, во главе которого стоял шанский ван как главный военный предводитель.  Шанское общество жило в условиях развивающегося бронзового века (прочная оседлость, города, отделение ремесла от земледелия). Природные условия Среднекитайской равнины - района расселения шанцев - в III-II тысячелетиях до н.э. были исключительно благоприятными для земледелия, чему способствовали лёссово-илистые почвы речных пойм, регулярные дожди и субтропический климат. 3. Сельское хозяйство Много изделий из меди и бронзы обнаружено при раскопках в Сяотуне иньского города, столицы царства Шан (Инь): домашняя утварь и жертвенные сосуды, оружие, представленное мечами, секирами, алебардами, наконечниками стрел и копий. Найдены бронзовые орудия — это топоры, ножи, вилы, иглы, шилья и долота. Очевидно, что в период Шан (Инь) был достигнут достаточно большой прогресс в развитии производительных сил. Если, конечно, учесть, что в дошаньский период сосуды производились, главным образом, из глины, а хозяйственные орудия и оружие — из камня и кости. Большое разнообразие форм, более искусная выделка изделий, богатая роспись сосудов свидетельствуют о высоком уровне зарождающейся цивилизации Шан (Инь) в обозреваемое нами время. Постепенно на смену примитивным формам хозяйствования — рыболовству и охоте — приходят скотоводство и земледелие. Последнее стало играть особенно значимую роль. Для обозначения понятий, относимых к земледелию, в надписях на костях использовался ряд знаков: “пашня”, “поле”, “просо”, “пшеница”, “межа” и другие. Знак “поле” (тянь) изображался в виде соединенных вместе четырех квадратов, прямоугольника, разделенного на несколько частей, или же в виде  неравного пятиугольника, шестиугольника. В Северном Китае из основных зерновых культур распространено было просо, которое требовало относительно мало влаги. Культивировались также ячмень,  пшеница, гаолян (сорго) и, возможно, рис, выращиваемый в то время в       бассейне реки Хуанхэ. Хотя нет полной ясности, была ли шанцами освоена культура риса.  Надписи на костях свидетельствуют о существовании во время Шан (Инь) садово-огородных культур, о разведении шелковичных червей (шелкопряда), о выращивании тутовых деревьев. Согласно легендам, шелкопряда разводили в Китае с самых древних времен. Шелковые коконы найдены при археологических раскопках одной из неолитических стоянок в селении Синьцунь провинции Шаньси. Часто в надписях на костях встречаются знаки-изображения шелковичного червя. Гусеницы шелкопряда были у жителей царства Шан (Инь) в большом почитании. Их духам совершались жертвоприношения. В гадательных надписях часто встречаются знаки, которые изображают шелковые нити, платья и так далее. О том, как дальше развивалось земледелие, свидетельствует более высокая, чем прежде, техника обработки земли. Некоторые современные китайские ученые высказывают предположения, что уже тогда применялось орошение, хотя еще примитивное технически и в небольших размерах. Этот вывод подтверждают как надписи на костях, так и древние предания, сообщение о зарождении     искусственного орошения уже в доиньский период. В надписях на костях встречаются иероглифы, которые выражают идею орошения. Один из них изображал поле и потоки воды, которые, скорее всего, следует прочитать как оросительные каналы. При раскопках шанского городища под Аньяном была обнаружена система меридиональных дренажных каналов 40-70 см шириной, около 120 см глубиной при максимальной длине 60 м. Основной принцип практиковавшихся гидротехнических мероприятий заключался в регулировании стока рек с помощью водоотводных протоков. Таким образом, теория возникновения китайской цивилизации как земледельческой речной цивилизации, основанной на искусственном орошении, не подтверждается источниками. При обработке земли уже применялись орудия из металлов, о чем       свидетельствуют найденные в окрестностях Лояна и около Аньяна медные       лопаты. Прочтение многочисленных знаков в надписях на костях дает возможность предположить, что древние жители царства Шан (Инь) при обработке земли использовали тягловый скот. Так, знак “у” изображал вола, стоящего возле земледельческого орудия. Знак “ли” (т. е. плуг, пахарь) означает, кроме вола, еще и лошадь. В гадательных надписях встречаются сочетания двух иероглифов, которые обозначают плуг и быка. Как свидетельствуют китайские легенды, в древности существовала “спаренная вспашка”, представляющая собой двоих человек, распахивающих землю вместе. По-видимому, это была более эффективная форма разрыхления земли. При этом крюкообразная бороздовая палка (ее изображения встречаются в гадательных надписях) использовалась как пахотное тягловое орудие, приводимое в действие физической силой двух людей, один из которых толкал его перед собой, а другой волоком тянул его за веревку, пятясь задом или впрягаясь в эту примитивную соху. Рыболовство и охота теперь не играли существенной роли в хозяйстве иньцев,  но еще сохраняли какое-то значение, о чем говорят все те же надписи на костях. Скотоводство занимало в иньском обществе довольно значительное место. Что это было именно так, подтверждает то количество животных, которое приносилось в жертву духам. Иногда оно исчислялось десятками, в иных же случаях (особо торжественных) — сотнями. К примеру, в двух надписях  говорится о принесении в жертву трехсот быков, в одной надписи приводятся числа: 100 овец и 300 быков. Археологические раскопки в селении Сяотунь, уже упоминавшемся выше, дали очень много костей, оставшихся от домашнего скота — овец, свиней, собак, быков, буйволов, коз. Все эти животные упоминаются в надписях на костях иньского времени. В них же, кроме того, есть свидетельства о приручении слона и оленя. Иероглифические изображения позволяют сделать заключение, какие именно животные были дикими, а какие — уже одомашненными. Бык, например, показывался со вставленной в рога деревянной перекладиной (одной или двумя). Иероглифы, обозначавшие собаку и лошадь, изображали веревку и путы. Характерные изображения диких животных состояли преимущественно из знаков стрелы и животного. Слонов, очевидно, иньцы использовали в хозяйстве и во время войн с другими племенами. Кости слонов подвергались гравировке и росписи. Слоновьи кости найдены при раскопках в Сяотуне. Надписи на костях упоминают, что слонов как дань присылали иньским царям зависимые от них племена. Сяотуньские раскопки показывают, что для транспортных целей иньцы использовали лошадь. Обычно в царские повозки или военные колесницы впрягали четверку лошадей. Надписи на гадательных костях говорят о паре запряженных лошадей. Работы на полях вана производились по велению оракула и в назначаемые оракулом сроки под наблюдением вана или лично подвластных ему доверенных лиц и надзирателей - сяочэней, я и др. Сяочэни, по мнению ряда историков, являлись "рабами - потомками пленных", "отроками, рожденными в рабстве" или "потомками рабов категории чэнь". Работы на полях вана выполнялись, по-видимому, казенными орудиями, о чем могут свидетельствовать находки под Аньяном складов нескольких тысяч каменных серпов и других земледельческих орудий рядом с храмом предков вана, где, вероятнее всего, и находились ванские храмовые поля. В ритуальных трапезах с закланием 300-400 быков и более, вплоть до тысячи голов, участвовало все взрослое население, исчислявшееся тысячами человек. Ван, как верховный жрец, выступал подателем мясной пищи народа, компенсировавшей в определенные периоды белковое голодание земледельческого коллектива. В массовых жертвоприношениях на первый взгляд, казалось бы, безрассудно расточались важнейшие материальные блага общества (домашние животные, бронзовая утварь и оружие, колесницы с лошадьми, раковины каури, золото и нефрит, продукты земледелия, охотничья добыча и военнопленные), однако они были не только ритуально значимы, считались жизненно важными, но и, видимо, должны были как-то одерживать имущественное расслоение и обогащение отдельных шанских родов и знатных семей. Ван выступал организатором производства. Он, в частности, возглавлял крупные земледельческие работы в правительском хозяйстве; участие в них "братского коллектива" (чжунжэнь) общинников считалось не повинностью, а общественно полезным трудом, частью ритуально-магического обряда, обеспечивавшего плодородие почвы на всех полях страны. Запасы продовольствия, которыми ван располагал, все еще, видимо, представлялись важным страховым, обменным, семенным и жертвенным фондом шанской общины. Из него же, очевидно, обеспечивался и управленческий персонал. Помимо общинников в ванском хозяйстве использовались и подневольные работники из военнопленных. Надписи свидетельствуют об использовании этого контингента в земледелии и скотоводстве. Среди ученых ведутся споры о социальном значении терминов для групп людей, занимавшихся полевыми работами под главенством вана. Одни считают упоминавшихся выше чжунов рабами, другие - свободными. Возможно, однако, что знак чжун не был однозначен и мог использоваться не только как социальный термин, но и как обозначение всех мужчин возрастной группы “производственников”. Вместе с тем, очевидно, чжуны имели отношение не только к хозяйству вана, а чэни, сяочэни, дочэни и другие категории чэней были рабочим персоналом только или главным образом хозяйства вана. Среди чэней, видимо, были лица разных статусов: и подневольные работники типа рабов, и надзиратели (сяочэни), которые при известных обстоятельствах могли быть поставлены и над общинниками (чжунами) как их начальники (например, на период выполнения ими полевых работ на дом вана), и личная стража вана (дочэни). Как подчиненные непосредственно вану и представителям шанской администрации, чэни, в отличие от чжунов, находились вне общинного сектора. К тому же чэни скорее всего были преимущественно нешанцы по происхождению. Есть данные, свидетельствующие о том, что их "усыновляли", причем иногда целыми семьями. Наиболее вероятно, что чжуны представали в двояком качестве: они принадлежали прежде всего к коллективу своей общины, но имели известное отношение и к хозяйству вана, т.е. выступали как непосредственные производители одновременно и на своем общинном поле, и на поле вана, однако едва ли будет правильно определять эти два вида работ чжунжэнь как соответственно необходимый труд и труд прибавочный. Надписи фиксируют случаи, когда пахота производилась одновременно сотнями и тысячами людей. “Три тысячи людей привлечь ли к полевым работам?” - задается вопрос оракулу. Обработка земли осуществлялась несложными орудиями: примитивной землеройной палкой, сажальным колом, двузубой мотыгой.   4. Развитие ремесел Именно в иньское время ремесло получило дальнейшее развитие. О том свидетельствуют, прежде всего, раскопки иньской столицы, от которой сохранились остатки жилых построек и дворца. Сооружения строились из дерева, только фундамент был из камня. При раскопках дворца были обнаружены различные мастерские иньских ремесленников. Там, где когда-то находилась мастерская умельцев - бронзолитейщиков, остались обломки бронзы, разбитые формы для литья, шлак и пепел. Судя по остаткам заготовок и другой утвари, можно предположить, что мастера производили бронзовое оружие, доспехи, шлемы, орудия производства, сосуды, различную кухонную утварь. Также были обнаружены и мастерские резчиков по кости. Они выделывали наконечники для стрел, шпильки для волос и многое другое. Археологи нашли мастерские ремесленников, выделывавших орудия из камня: ножи, топоры, наконечники для стрел и копья. В рассматриваемый нами период значительного развития достигло гончарное  производство. Гончары, позаимствовав технологию производства бронзы, стали строить более совершенные печи для обжига. Раскопки дали много образцов различных горшков, кубков, чаш, тазов и пр. Для изготовления этой утвари использовалась глина различных сортов, в том числе и белая каолиновая. Гончарный круг в это время уже был достаточно известен иньским мастерам, хотя сосуды производились также и ручным способом. Глиняные изделия обжигались, украшались орнаментом,  иногда покрывались глазурью. Следует упомянуть о развитии шелководства в иньское время.  Высокий уровень ремесла иньских мастеров, наличие множества ремесленных отраслей говорят нам о том, что ремесленное производство прошло уже немалый путь в своем развитии. 5. Строительство и торговля Получило развитие монументальное зодчество, и в частности градостроительство; руководство последним было одной из важных функций вана, который должен был для этого соответственно располагать достаточно большими материальными и людскими ресурсами. Из надписей известно о существовании специальной категории вангунов (“ремесленников вана”), а также гунчэней, дичэней, догунов (храмовых и общинных ремесленников). Видимо, первоначально шанцы были хранителями секретов бронзолитейного искусства. Знак шан означает “торговля, торговать”, хотя, вероятно, это не первоначальное значение данного знака, а производное от изображения каких-то изделий шанцев, скорее всего бронзовых (в знаке шан один из элементов является изображением тревожного сосуда), и, возможно, связано с особыми функциями шанцев в “обществе гадательных костей” как посредников в межобщинном и межплеменном обмене; эти функции могли способствовать их возвышению среди других раннегородских обществ Великой Китайской равнины. В целом торговля была развита слабо и носила меновой характер, но все же имелись товаро - деньги - раковины каури. Хождение имели как естественные каури, так и их бронзовые имитации, что для шанцев как монополистов в области бронзового литья могло служить особым источником обогащения. Не только в эту эпоху, но и позднее, в чжоуском Китае, специфика товарно-денежных отношений заключалась в том, что государственная распределительная система товарообмена сочеталась с отдельными элементами рыночной системы. Существовал и международный обмен, о чем говорят хотя бы каури, прибывавшие с морского побережья; из бассейна Янцзы поступали олово и медь, из Синьцзяна - золото и яшма, а в обмен шли изделия шаниньского мира, прежде всего бронзовые, на севере они доходили до Сибири. Основной формой международного обмена был захват - самый примитивный, хищнический способ международных связей. Заключение О шан-иньской цивилизации мы знаем на сегодняшний день несравненно больше, чем обо всех остальных центрах раннегородской культуры на территории Китая II тысячелетия до н.э., безусловно стадиально с ней сопоставимых. Поэтому представление о ней помогает восстановить общую картину возникновения и первых шагов развития в древнем Китае классового общества и государства.           Список литературы1.     Варенов Д.В. Древнекитайское оружие эпохи Шань Инь. Новосибирск, 1998. 2.     Васильев Л. Древний Китай. М., 1995. Т. 1 3.     Малявин В.В. Китайская цивилизацияю М., 1979 4.     Фицджеральд С.П. Китай. Краткая история культуры. СПб, 1998 5.     Хрестоматия по истории Древнего Мира. М., 1950. Т. 1               

www.coolreferat.com


Смотрите также