Китайская цивилизация зародилась около 3500 лет до н.э. и по праву считается одной из самых древних земных цивилизаций.
Первое китайское государство - государство Шан-Инь - возникло в конце XIV в. до н.э. в долине реки Хуанхэ. Археологи выяснили, что древние китайцы уже в то время пользовались лунным календарем и умели писать. Они, кроме всего прочего, в отличие от многих других народов, смогли собрать многочисленную и хорошо вооруженную армию. Профессиональные воины прекрасно владели копьями, луками, а также боевыми колесницами.
Закат этой цивилизация произошел в XI в. до н.э., когда она была захвачена государством Чжоу. В это время древние китайцы осваивают новые земли, ремесла, а также много занимаются философией - именно с XI до III вв. до н.э. в Китае появляются знаменитые философские школы даосизм и конфуцианство.
Какова была культура Китая?
Конфуций, гравюра 1770 года
В Китае родились одни из самых мудрых и древних философских и религиозных учений - конфуцианство и диаосизм.
Конфуций был китайским мудрецом, который жил в 551-479 гг. до н.э. Он учил свой народ, что настоящий человек, прежде всего, с уважением относится к другим людям: почитает старших в семье, заботится о них, уделяет внимание младшим, всегда справедлив ко всем и почтителен. Конфуций утверждал, что настоящее богатство человека - это не золото, а знания, которые он приобрел. Если каждый перестанет думать только о собственной выгоде и пользе, то общество очень скоро станет по-настоящему гуманным.
Даосизм возник позже конфуцианства - во II в., и создателем этого учения был философ Лао-Цзы. Он написал знаменитый трактат "Дао Дэ Цзин", в котором сказал, что по-настоящему счастливым человек может быть только тогда, когда будет следовать определенным жизненным законам и никогда не действовать наперекор "судьбе" - естественному течению жизни. Лао-Цзы утверждал, что иногда лучше ничего не делать, чем делать слишком энергично.
Поделиться ссылкой
sitekid.ru
Древняя цивилизация на тысячелетия - Китай | history-thema.com История
Могучая река Хуанхэ, протекающая на востоке Евразии, имеет желтый оттенок вод из-за обилия рыхлой взвеси. Поэтому ее название так и переводится «желтая река». Впадая в море, она окрашивает в желтый цвет и участок морской акватории возле своего устья, отчего море тоже называется Желтым. Река несет с высоких гор Тибета массу минералов и органических остатков, которые откладываются в ее долине, становясь плодородным удобрением для почвы. Мягкий субтропический климат имеет муссонный характер: основная масса осадков выпадает в летнее время под влиянием приходящего с Тихого океана влажного воздуха, совпадая с периодом интенсивного роста растений. Поэтому с древнейших — еще первобытных, времен основным занятием местных жителей было земледелие. Люди научились сажать культурные растения не только на полях вблизи реки, но и прокладывать от нее оросительные каналы на более удаленные территории.
Хуанхэ
Плодородные земли бассейна Хуанхэ во все времена притягивали человеческие племена. Нередко разные племена сражались между собой за право жить и возделывать землю в столь благодатном краю. Во II тысячелетии до н.э. пришлое племя шан изгнало из долины Хуанхэ племя ся (цян) и приняло себе новое название — инь. Возделывание земли при технических средствах того времени в условиях постоянной угрозы со стороны других племен, которые тоже не прочь были завладеть богатыми территориями, требовало полного коллективизма и сплоченности, строгой дисциплины и безоговорочного повиновения племенным вождям. В конце концов те превратились в единоличных правителей. Подданные стали считать их «сыновьями Неба», имеющими божественное происхождение. На территории Центральной равнины, окружавшей реку Хуанхэ, сложилось государство, которое его жители называли Чжун Го — «срединное государство». В мировую историографию же оно вошло под названием Шан-Инь. Оно существовало долго: с 1766 по 1122 гг. до н.э. Но в итоге разделило судьбу своих предшественников: в 1122 г. другое племя — чжоу, установило над ним свою власть. Государство чжоу существовало с 1122 по 247 гг. до н.э., возглавляемое ванами — царями. Первым из них был У-ван. Своим соратникам царь раздавал земли и наделял их различными титулами. Постепенно Чжоуское царство, в котором были сильны родоплеменные различия и противоречия, распалось на несколько уделов. Этот период сами жители Срединного государства прозвали временем «Весны и Осени», который длился с 770 по 403 гг. до н.э.
Период «Весны и Осени» сменился периодом «Воюющих царств»: почти два столетия, с 403 по 221 г. до н.э. правители семи царств вели ожесточенные войны за власть над плодородным краем. Современник описывал эти события так: «В сражениях за овладение городами убитые перполняли города, а в битвах за земли поля сражений сплошь устилались телами убитых». В 260 г. до н.э., как гласит древний источник, воины царства Цинь закопали живьем под Чанпином 400 тыс. сдавшихся в плен воинов царства Чжао. Войско Цинь использовало весьма
уникальную тактику: в атаку шли молодые воины — дерзкие и полные сил, а обороняли позиции пожилые, умудренные опытом. Поэтому натиск цинских войск отличался неукротимой отчаянностью, но даже если противнику удавалось разгромить атакующую молодежь, нанести им полное поражение и овладеть их крепостями не удавалось: ведь там сидели грозные ветераны, к тому же, воздержанием от участия в атаке сохранившие силы для оборонительных боев. В конце концов царство Цинь вышло окончательным победителем и покорило все царства своих соперников. Его правителю Чжэн-вану тогда было всего 13 лет, и вместо него руководил государством регент Люй Бувэй. Однако когда Чжэн-ван достиг 20-летнего возраста, он изгнал Люй Бувэя и взял всю полноту власти в свои руки. Себе он взял имя-титул Цинь Шихуанди, то есть, первый император Цинь. К 40 годам ему удалось подчинить своей власти все жившие на равнинных землях по Хуанхэ племена.
Цинь Шихуанди установил абсолютную единоличную власть. Все удельные правители были низложены, и вместо них император назначил своих наместников, которые в любое время могли быть смещены по его воле. На смену составлявшим империю царствам пришли административные области, которые, в свою очередь, делились на уезды. Была введена единая денежная система: вместо прежних использовавшихся в качестве расчета панцирей черепах, раковин, красивых минералов в оборот были повсеместно введены золотые и медные монеты. Цинь Шихуанди издал единый для всей империи свод законов, регулирующих все стороны государственной жизни: вплоть до установления стандартов строительства дорожных колей для повозок. Были введены единые для всей страны письменные знаки, меры веса и длины, обрядовая утварь и оружие тоже стали изготовляться по единому образцу. Государство зорко следило за соблюдением законов. За мятежи назначалась смертная казнь, а семьи отвечали за поведение каждого своего члена. Убийство главы семьи, разрушавшего ее своим поведением, приказано было не считать преступлением. Народ, еще не расставшийся с родоплеменным прошлым, с трудом втягивался в условия тоталитарной государственности, и казни мятежников и ослушников происходили постоянно. Однажды в городе Саньяне было казнено свыше 460 человек. Цинь Шихуанди постоянно воевал с соседними правителями, погубив сотни тысяч своих воинов. Однажды он услышал предсказание, что его державу погубит жившее на севере племя хусцев. Для защиты император решил возвести мощный крепостной вал, отправив на его сооружение в том числе судей, выносивших несправедливые решения. В течение многих поколений жители Китая, обороняясь от вторжений, пристраивали к стене, начавшей возводиться при Цинь Шихуанди, дополнительные валы и башни. Так возникла Великая Китайская стена, протянувшаяся не менее чем на 8 тыс. километров, два тысячелетия стерегшая от врагов богатые долины одной из древнейших цивилизаций планеты.
Требуя от всех подданных, включая и простолюдинов, и советников, беспрекословного повиновения и соблюдения законов, сам Цинь Шихуанди вел себя как самовластный тиран, не считая себя должным соблюдать какие-то ограничения. Завоевав владения какого-нибудь князя, он приказывал возвести себе такой же дворец, как у поверженного противника. К дворцам императора прокладывались дороги, огороженные валами. Император думал и о своей жизни после смерти, к которой готовился заблаговременно. В течение 37 лет 720 тыс. человек строили ему роскошную усыпальницу на горе Ли. В горе выкопали огромную яму, на дне которой били три ключа. Воду ключей отвели, а отверстия залили медью. Дно и стены могилы выложили лакированными камнями и яшмой. На полу поставили модели священных гор, наполненные ртутью подобия морей и рек с плавающими по ним серебряными и золотыми птицами, а потолок выполнили в виде неба с разными светилами. Когда Цинь Шихуанди умер, вместе с ним в могилу положили несколько сот девушек, в том числе его 10 сестер, над могилой насыпали курган, который засадили деревьями и кустарниками.
Вскоре после смерти Цинь Шихуанди в стране началась внутренняя усобица. Победу одержал начальник области Лю Бан, ставший основателем династии Ранеей (Западной) Хань, правившей в 206 г. до н.э. — 25 г. н.э. Лю Бан отменил жестокие законы империи Цинь, прежде всего, устанавливавшие коллективную ответственность за преступления одного лица. Договор Лю Бана с цинскими старейшинами гласил: «За убийство — смерть убийце, за ранение или разбой — соответствующее наказание». После окончания внутренних войн часть армии была распущена, отставным воинам было разрешено заниматься сельским хозяйствам и ремеслом. Часть невольников в государстве была освобождена. Первые правители династии Хань основные усилия прилагали к восстановлению понесшего сильный урон в результате междуусобиц сельского хозяйства. Чжао Го, «уполномоченный по изысканию зерна», впервые в китайской истории применил трехпольный севооборот. Он же стал изобретателем парной сохи, в которую впрягали двух быков, управляемых двумя пахарями. Прокладывались новые ирригационные каналы, возводились дамбы на реках. Подданные Хань, кроме чиновников, получили возможность заниматься добычей полезных ископаемых; император Вэнь-ди разрешил свободную добычу соли и железа. Государство учреждало железоделательные мастерские.
Возросший уровень экономического благосостояния государства Хань, увеличение доходов казны побудили императора Лю Чэ (140 — 87 гг. до н.э.) заняться расширением пределов державы. Он принял императорское имя У-ди — «Царь-Воин». Однако оказалось, что государство все-таки не готово к войнам. Возможно, армия за долгие годы мира просто разучилась эффективно воевать. Мобилизация ресурсов страны на военные нужды привела к исощению казны, а отвлечение большого числа трудоспособных мужчин на войну привело к упадку сельского хозяйства. Разорение привело к тому, что народ стал обращать оружие против государственной власти. После смерти У-ди в самой столице империи — городе Чанъань, начались мятежи. В 9 г. н.э. правителем себя провозгласил государственный сановник Ван Ман. Он попытался осуществить ряд преобразований, направленных на укрепление своей единоличной власти, однако это вызвало масштабные восстания по всей стране: восстание Краснобровых (его участники, чтобы отличаться от воинов Ван Мана, красили брови в красный цвет), восстание Жителей зеленых лесов. В 23 г. Ван Ман был убит. 5 августа 25 г. победившие Краснобровые возвели на престол представителя династии Хань Лю Сю. С его правления начинается эпоха Восточной или Поздней династии Хань, правившей до 220 г. Столица империи была перенесена из Чанъаня на восток — в город Лоян.
Правление Восточной Хань ознаменовалась новыми техническими достижениями, невероятными для того времени: изобретением работающей на природном газе гидравлической воздуходувки для выплавки чугуна и выпаривания соли, изготовлением бумаги из древесной коры, оческов конопли, тряпок, старых рыболовных снастей. Восточная Хань была воинственной династией. Ее правители стремились обложить данью соседние народы, в частности, воевали из-за этого с Северным Вьетнамом. Постоянные войны велись с кочевыми племенами хуннов в Центральной Азии. В конце II — начале III вв. внутренние смуты вновь стали терзать могущественную державу. В 184 г. страну потрясло восстание Желтых повязок, поднятое сельскими жителями. Вели между собой сражения партии чиновников и крупных землевладельцев, выясняя, кто должен быть правящей прослойкой в государстве. Последний правитель восточной ханьской династии Сянь-ди был взят в заложники своими военачальниками Дун Чжо и Цао Цао. После этого прежде единое государство распалось на три самостоятельных царства: Вэй, имевшее столицей Лоян, У со столицей в Цзянькане и Шу, столицей которого был город Чэнду. С 220 по 280 г. длился период Троецарствия. Царства постоянно воевали между собой, их сотрясали внутренние смуты. В 263 г. войска Вэй уничтожили царство Шу, и через два года ее правители взяли себе имя династии Западная Цзинь. В 280 г. Западная Цзинь покорила царство У. Однако новое объединение Китая не принесло внутреннего спокойствия. Уже через десять лет восемь князей подняли восстание, а затем с севера и запада на Центральную равнину стали вторгаться кочевники. В 316 г. Западной Цзини пришлось перенести свою столицу на юг, но в 318 г. ее правитель Минь-ди был свергнут. У власти укрепилась династия Восточная Цзинь, сделавшая своей столицей Цзянькан (современный Нанкин). Правление ее закончилось в 420 г., когда власть захватил военачальник Лю Юй, основаший династию Сун. На севере Китая закрепились правители из народа сяньби некитайского происхождения. Между Северным и Южным Китаем постоянно шло противостояние, с которым китайская цивилизация перешагнула рубеж Средневековья.
Великая Китайская стена
В последующие сотни и тысячи лет Китай ждали новые периоды как единства и благополучия, так и кровавых войн и смут. Уникальность китайской цивилизации в том, что она, единожды возникнув из культуры первобытных земледельцев в плодородной долине реки Хуанхэ, сохранялась в первозданном виде вплоть до XIX в., а окончательно осознавший свое этническое единство в период правления династии Хань и перенявший от нее свое самоназвание китайский народ не только живет и в наши дни, но и является самым многочисленным народом планеты. Постоянство китайской цивилизации держалось на традиционно консервативном менталитете китайцев, убежденности в необходимости неукоснительно выполнять общественный долг и строго подчиняться старшим и опытным. Даже поднимая мятежи и восстания, китайцы не стремились что-то менять в традиционном укладе жизни, а просто свергнуть плохо исполняющего свой долг, несправедливого правителя, заменив его на достойного. Постоянство социальной и культурной системы, свойственное китайской цивилизации, послужило тому, что в ней хорошо сохранялись различные культурные и технические достижения. Многими из них мы пользуемся и по сей день. В Китае — древнем и средневековом, изобрели бумагу, порох, самовар, фарфор, стали получать шелк, и совершили еще огромное множество используемых и в наше время открытий. И в наше время в Китае сильны выработавшиеся еще в древнейшие времена, порожденные необходимостью коллективного труда и защиты от алчных врагов традиции. Общественное дело для китайца стоит на первом месте, младшие строго повинуются старшим, граждане — своему государству. В обществе царят субординация и взаимоподдержка. Привычка неукоснительно соблюдать закон является настолько важной частью менталитета китайца, что в Китае даже за мало значительные, с нашей точки зрения, преступления предусмотрены суровые наказания, а в Сингапуре, где китайцы тоже составляют большинство населения, самый низкий уровень преступности в мире.
Список литературы....................................................................................... 13
Введение
Безбрежные пустыни Гоби, высочайшие горы Земли - Гималаи и океан тысячелетиями делали недоступными для европейцев восточные районы Азиатского материка. Древнейшие государства рождались и умирали здесь, в изоляции от всего остального мира. Эта изоляция продолжалась вплоть до начала нашего века: по обычаям Китая, Японии, Тибета иностранцы не смели посещать эти страны, а купцам разрешалось проводить суда только в специально выделенные для них гавани. Редкому европейскому путешественнику удавалось прорваться в эти страны, полные загадок и удивительных изобретений.
История Китая насчитывает по крайней мере семь тысячелетий, начиная с периода развитого неолита. Почти треть ее занимает эпоха древнекитайской цивилизации. Ее начало относят к рубежу III-II тысячелетий до н.э. Концом ее считают крушение империи Хань (220 г.н.э.).
Во II тыс. до н. э. на территории центральных равнин Китая начинало складываться протогосударство, которое в то время представляло собой по сути племенной союз, объединенный удачливым и умным вождем. Этот период принято называть эпохой Шань-Инь - по имени клана, который главенствовал в ту пору. Поднялись первые города древнего мира, возникла письменность и была изобретена техника бронзового литья.
1. Возникновение государства Шан (Инь)
Во второй половине II тысячелетия до н.э. в Китае на обширной территории - от Ганьсу до Шаньдуна и от Хэбэя до Хунани и Цзянси - по берегам рек (в специфических экологических условиях Северного Китая земледелие было возможно лишь по речным поймам) возникают разрозненные раннегородские поселения - носители бронзовой индустрии, в которых создаются предпосылки для образования протогосударственных структур. Такие обнесенные стенами “города” (размером примерно до 6 кв. км) строились по определенному плану, с комплексом монументальных строений дворцового типа, с ремесленными кварталами, бронзолитейными мастерскими. Они найдены в пределах Центральной равнины (в Хэнани и на юге Хэбэя - вплоть до р. Хуайхэ и Шаньдуна). Граница их распространения на юге выходит за пределы бассейна Янцзы, где в районе южнее оз. Дунтинху (Хунань) и оз. Поянху (Цзянси) обнаружены города такого рода.
В Северном Китае Шанское “городское общество”, очевидно выделившееся из Иньского союза племен как наиболее устойчивая его часть, в последние века II тысячелетия до н.э. встало во главе довольно крупного, этнически неоднородного и нестабильного объединения. Его правитель назывался “ваном”, он обладал высшей военной властью и выполнял функции верховного жреца.
Основные источники сведений о царстве Шан (Инь) — данные по итогам археологических раскопок остатков последней столицы этого государственного образования, города Шан, найденных в районе города Аньян, недалеко от селения Сяотунь. Особенный интерес представляют найденные здесь кости с надписями. Достоверно установлено, что надписи эти являются не чем иным, как гадательными записями — вопросы иньских царей, адресованные оракулам, и ответы последних. Надписи вырезаны на костях самых разных животных (быков, оленей), на панцирях черепах и могут быть отнесены к периоду XIV — XII вв. до н. э., к тому же времени, к которому относится и вскрытое в районе Аньяна большое городское поселение (занимающее вместе с прилегающими к нему территориями его округи площадь более 20 кв. км) с остатками тесных полуземлянок и землянок и фундаментами средних и крупных строений с бронзовыми основаниями колонн.
Из ритуально-магических текстов, каковыми они являются, можно извлечь очень немногое для характеристики общественного строя. Исследование этих надписей затруднено тем, что фонетические реконструкции древнекитайского языка не идут далее середины I тысячелетия до н.э., но даже и они сомнительны.
На основании данных, полученных после прочтения этих надписей, ученые делают вывод, что вся территория царства Шан (Инь) разделялась на пять огромных районов, которые носили следующие названия: Западные земли, Южные земли, Восточные земли, Северные земли и Шан. Район Шан считался основным, поэтому в надписях он определялся как Центральный Шан.
Царство Шан (Инь) занимало территорию современной провинции Хэнань, а также части прилегающих провинций. Вокруг находился ряд полузависимых, в том числе и китайских по языку, племен. С Западными землями соседствовали племена цян, чжоу, куфан, гуйфан; с Северными — племена туфан и люйфан; с Южными землями — цаофан и другие. По соседству с Восточными землями обитало племя жэньфан. Язык иньских надписей являлся языком южноазиатского типа.
Под Аньяном было открыто множество могил, резко различающихся по размеру и инвентарю погребений - от неглубоких ям, лишенных оружия и бронзовой утвари, до огромных крестообразных подземных усыпальниц более чем десятиметровой глубины. Последние (их немногим более десятка, площадь самой крупной из них - 380 кв.м) представляли собой монументальные конструкции, напоминающие усеченные пирамиды, обращенные основанием вверх, с широкими подъездными дорогами, спускающимися посредине каждой из четырех сторон этих гробниц к погребальной камере, заполненной драгоценной утварью, оружием из бронзы, украшениями из нефрита и золота. Для сооружения каждой из них требовалось, по подсчетам ученых, не менее 7000 человеко-дней. В больших могилах - захоронениях почивших ванов, как можно полагать, - найдены сотни скелетов сопогребенных людей, а рядом - целые поля захоронений обезглавленных военнопленных со связанными за спиной руками и ямы с их отрубленными головами, исчисляющимися тысячами. Отдельно были погребены военные колесницы с лошадьми и возничими. Надписей о жертвоприношении людей (до 1500 человек одновременно) в настоящее время на гадательных костях обнаружено около двух тысяч, в них общее число таких жертв достигает 14197. Пленных приносили в жертву богам и предкам; с обрядом массовых человеческих жертвоприношений был связан широко распространенный у шанцев культ гор и рек (в гадательных надписях упоминаются десятки имен их богов), а также, очевидно, и ритуал “священного брака”, входивший в культ плодородия. Сотни захоронений людей, в том числе и заживо погребенных, обнаружены археологами в фундаментах и других частях строений дворцового и храмового типа. Аньянские мелкие и средние могилы, принадлежащие собственно шанцам (со специфическим трупоположением, инвентарем и бронзовым оружием), отличаются антропологической однородностью - в противоположность расовой неоднородности черепов обезглавленных скелетов из шанских больших могил, где представлены и восточные монголоиды, и континентальные монголоиды, и переходные к австралоидам южномонголоидные популяции; эти жертвы предназначались для кровавого ритуала человеческих жертвоприношений, ради чего шанцы предпринимали походы (своего рода “охоту за головами”) на расстояние нескольких сотен километров. В шанском обществе, где регулярно совершались обряды, требовавшие массовых жертвоприношений, война являлась общественной нормой. Главной целью военных походов был захват добычи: помимо пленных - зерна и скота, также требовавшихся для принесения в жертву богам и предкам.
2. Иньский оракул
Судя по содержанию гадательных надписей, под г. Аньян находился культовый центр, где происходили гадания шанского и других коллективов и хранился архив так называемого “иньского оракула”. Название “иньский оракул” идет от позднейшей древнекитайской письменной традиции, в гадательных текстах знак инь отсутствует. Это может быть объяснено тем, что обращающиеся к оракулу, естественно, не вопрошали о нем самом. Тот факт, что надпись, содержащая этноним инь (единственная пока), найдена в бассейне р. Вэйхэ - далеко за пределами Аньянского культового центра, может служить подкреплением высказанной гипотезы. Инь как название оракульного центра, вероятно, совпадало с самоназванием союза племен, располагавшегося в поздненеолитическое время в бассейне Хуанхэ.
Вопросы к оракулу касаются многих городов (и ), общинных объединений и племен (фен ). Но особо выделяются шанские поселения: “город (или города) Шан” (Шан и), “ Главный (или Великий) город Шан (Да и Шан )”, “центральный Шан” (Чжун Шан), а также просто Шан как топоним и этноним. Это наводит на мысль, что местоположение оракула, почитаемого как священный культовый центр, именуемый Инь, не являлось ни резиденцией вана Шан, ни политическим центром того союзного объединения, во главе которого стоял шанский ван как главный военный предводитель.
Шанское общество жило в условиях развивающегося бронзового века (прочная оседлость, города, отделение ремесла от земледелия). Природные условия Среднекитайской равнины - района расселения шанцев - в III-II тысячелетиях до н.э. были исключительно благоприятными для земледелия, чему способствовали лёссово-илистые почвы речных пойм, регулярные дожди и субтропический климат.
3. Сельское хозяйство
Много изделий из меди и бронзы обнаружено при раскопках в Сяотуне иньского города, столицы царства Шан (Инь): домашняя утварь и жертвенные сосуды, оружие, представленное мечами, секирами, алебардами, наконечниками стрел и копий. Найдены бронзовые орудия — это топоры, ножи, вилы, иглы, шилья и долота. Очевидно, что в период Шан (Инь) был достигнут достаточно большой прогресс в развитии производительных сил. Если, конечно, учесть, что в дошаньский период сосуды производились, главным образом, из глины, а хозяйственные орудия и оружие — из камня и кости.
mirznanii.com
Китайская цивилизация - одна из старейших в мире.
Китайская цивилизация — одна из старейших в мире. Её возраст может составлять 5000 лет, в то время как имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет.
Приход к власти Цинь Ши-Хуанди. Строительство Великой китайской стены
На значительной территории, которая сейчас является государством Китай, сами китайцы долгое время населяли лишь небольшой регион в среднем течении реки Хуанхэ. Лишь в I тысячелетии до н. э. и в начале нашей эры они широко расселились за пределами этой территории. Северо-восточную часть Китая населяли маньчжуро-тунгусские племена; северо-запад и запад - тюркские и монгольские, юго-запад - сино-тибетские и т. д. Во II тысячелетии до н. э. особенно усилилось племя шан на Хуанхэ. В XVII в. до н. э. некто Чэн Тан основал, возможно, первое государство Китая, которое получило название по имени племени - Шан. Соседи называли эту страну Инь.
Именно к этому времени, что естественно, относятся и первые шаги в области ирригации. Вскоре и другие ваны (вожди) племен превращаются в царей. В 1122 г. до н. э. государство Шан было покорено представителями племенного объединения Чжоу. Династия Чжоу правила на значительной части современной территории Китая удивительно долго - до III в. до н. э. Впрочем, власть царей над фактически самостоятельными государственными образованиями была номинальной, все попытки централизации были, в общем, неудачны. История государства Чжоу закончилась длительным периодом "враждующих царств".
Междоусобная война достигла своего апогея в IV и в начале III в. до н. э. Несогласованная работа по сооружению плотин вызывала стихийные бедствия, война мешала торговле и просто не давала китайцам спокойно жить и работать. Все это вместе с потребностью защищаться от натиска кочевников приводило население к мысли о необходимости объединения. В процессе объединения главную роль сыграло царство Цинь, охватывавшее поначалу западные районы Китая и распространявшее свое влияние на юг до реки Янцзы. В IV в. до н. э. в Цинь были проведены важные реформы, инициатором которых стал крупный сановник Шан Ян. Опираясь на служилую аристократию и торгово-ростовщические круги, этот реформатор нанес удар устоям патриархальной семьи и сельской общине. Шан Ян разрешил открытую торговлю общинными наделами, был усилен налоговый гнет. Приблизительно в это время бронзовые орудия полностью заменяются железными, в армии на смену колесницам приходит регулярная конница. Благодаря реформам Шан Яна армия царства Цинь стала самой сильной среди китайских государств. В течение первой половины III в. до н. э. циньским царям удалось разгромить всех своих соперников, династия Чжоу утратила власть. Окончательное объединение царств произошло при Ин Чжэне (246-210 гг. до н. э.) В 221 г. до н. э. этот правитель принял титул императора (Хуанди) и стал именоваться Цинь Ши-хуанди ("Первый император Цинь"). Он провел ряд успешных войн на севере с кочевниками гуннами, а на юге со страной Юэ.
Читать полностью
www.archivarium.ru
Доклад - Китайская цивилизация - История
Самой многонаселенной и одной из самых древних стран является Китай. Китайская цивилизация возникла в долине реки Хуанхэ. Здесь, на «великой китайской равнине» около 5-го тысячелетия до н. э. появились земледельческие общины культуры Яншао. Постепенно была освоена также долина реки Янцзы, где с 4-го тысячелетия до н. э. выращивали рис, а к середине следующего тысячелетия стали разводить крупный рогатый скот, кур, овец, коз, а также буйволов для пахоты и перевозки грузов. Территория Южного Китая, гористой страны, была богата медью, оловом, свинцом, ценными породами камня.
У китайцев богатая мифология. По китайским легендам, во вселенском хаосе сначала появился великан по имени Паньгу. Огромным топором он разделил первозданный хаос. Через 18 тыс. лет чистая часть постепенно поднялась вверх и образовала небо, мутная часть постепенно опустилась вниз и образовала землю. Так зародился наш мир.
Историю Китая, подобно истории Древнего Египта, можно представить как череду династических правлений. Древнейшую, полулегендарную династию Ся сменила династия Шан (XVIII–XII вв. до н. э.), с которой принято начинать китайскую государственность.
Следует учесть, что сами китайцы, как и большинство народов, начинают свою историю со значительно более древней эпохи. «Первым богдыханом, еще полумифической личностью, летописи называют мудрого Фу Сишы. Он царствовал за 3468 лет до Рождества Христова. Ему приписывают установление религиозных обрядов, изобретение письменных знаков и 60-летнего астрономического цикла. Он организовал первоначальное устройство гражданской жизни. Желая внушить большее доверие к изданным законам, Фу Сишы сказал, что он списал их со спины дракона, явившегося ему из глубокого озера. Этим он хотел показать, что его законы даны божеством, а потому неповиновение им есть грех перед божеством. Ему же приписывается изобретение двух музыкальных инструментов: кин, род 27-струнной лиры, и ссе – гитара о 36 струнах. Письменный памятник его называется И-Кинг – книга превращений; в ней излагается начало и происхождение всего видимого и превращения существ животного и растительного царств сообразно с временами года. Вслед за Фу Сишы после нескольких богдыханов вступил на престол воинственный Хоан Ти, при котором был изобретен компас. Китайские летописи говорят, что Хоан Ти с успехом пользовался им во время своих походов. При нем государство было разделено на 10 областей и введена децимальная система веса и меры. В военных, а также торговых целях, он повсюду в государстве провел дороги и улучшил способы водяного сообщения. Для поднятия нравственного уровня народа он учредил жертвоприношения Всевышнему духу»[23].
В течение длительного процесса развития сформировался «народ хуася» – так в древности называли себя представители национальности хань[24]. Долгое время китайцы считали свою страну прародиной большинства мировых культурных достижений, а все остальные народы презирали как варварские. Люди археологической культуры Хэмуду в южной части Китая 7 тыс. лет назад выращивали рис. Они изобрели технику соединения паз-шип и каркасно-столбовую конструкцию строительства деревянных домов, которые дошли до наших дней. Западные страны не имели контактов с Китаем вплоть до II в. до н. э. Китай был изолирован в географическом отношении: от остального мира его отрезали пустыни и степи Центральной Азии, а также огромные горные массивы и морские пространства.
Уже в эпоху Шан-Инь в Китае развивается орошаемое земледелие, шелководство, технику которого удалось держать в строжайшем секрете почти 2,5 тыс. лет, мясное скотоводство, рыболовство, ремесло. Китайские мастера работали с камнем (любимый – нефрит), бронзой, золотом. В эту эпоху из рисунчатого письма возникла китайская иероглифическая письменность: известно около 30 тыс. различных знаков. Китайские иероглифы служат символом преемственности и развития китайской цивилизации. Царскую власть ограничивал совет родовых старейшин. Царь также был военачальником и жрецом. Основную массу населения составляли свободные общинники, но значительные земельные богатства и рабы сосредоточивались в руках знати. В патриархальной семье господствовал муж. Многоженство дополнялось узаконенным наложничеством (конкубинат).
В эпоху Чжоу (XII–VIII вв. до н. э.) цари начинают обожествляться (стали именоваться сын Неба, заместитель Неба). Создаются управления для руководства финансами, вооруженными силами, общественными работами, царским хозяйством, судебное ведомство, ведомство культа царских предков. Так возникает централизованное государство.
После распада Чжоу и периода «Борющихся царств» возвышается династия Цинь. В III в. до н. э. при Цинь Шихуанди расширившееся за счет Маньчжурии и Монголии китайское государство разделяется на 36 областей, создается большой чиновничий аппарат, расширяется ирригационная система, строятся дороги, вводятся единая система мер и весов, упрощенное иероглифическое письмо, начинается строительство Великой китайской стены для защиты от набегов кочевников с Севера[25].
Великие дела, как это часто бывало в истории, сопровождались великими злодеяниями. Усилился экономический гнет населения. Были похоронены заживо 460 ученых-конфуцианцев, которые напоминали о прежних, более спокойных царствованиях. Заодно были сожжены и все исторические книги.
Уже к VIII в. до н. э. понятие «человек» в традиционном китайском мировоззрении постепенно стало превосходить понятие «божество», зародилось начальное гуманистическое мышление. Мыслителем, взгляды которого уже на протяжении 2,5 тыс. лет находятся в центре внимания китайского народа, стал мудрец Кун-Цзы (около 551–479 гг. до н. э.), которого на Западе принято называть Конфуцием, а его учение конфуцианством. В соответствии с одним из главных положений конфуцианства, учением о чжэн мин (о выправлении имен), каждый человек должен помнить свое место в обществе. Достойный человек должен быть гуманным (человеколюбивым, справедливым, бескорыстным, скромным, сдержанным и т. д.) и сознавать свою ответственность перед предками, семьей, государством, то есть выше всего ставить чувство долга. Конфуций призывал стремиться к трем правильным отношениям: государя к подданным, отцов к детям, мужей к женам. Основным принципом конфуцианской нравственности являлось полнейшее отсутствие крайностей и увлечений, стремление к середине, к умеренности и сдержанности[26]. Конфуций унаследовал и развил более ранние гуманистические идеи, сделал китайскую культуру глубоко гуманистической. Так считают современные китайцы.
Конфуцианство в отличие от буддизма ориентировало человека на активную посюстороннюю жизнь, в которой высшими ценностями были знания, мудрость, упорный труд и совершенствование в своем мастерстве во славу предков.
Учение Конфуция полностью соответствовало уже сложившемуся народному духу. Он был принципиальным противником коренного обновления жизни, фундаментальных реформ. «Не дай нам бог жить в эпоху великих перемен», – говорят китайцы вслед за своим духовным учителем. Поскольку для китайца главное в жизни – польза, целесообразность, соблюдение сложившихся правил, то и правители, по мнению философа, должны были управлять соответствующим образом. «Будьте всегда прилежны в делах и внимательны, старайтесь отличить ложь от правды и истину от вероятия. Будьте справедливы, бескорыстны, верны самому себе. Правосудие не ведает лицеприятия. Бескорыстие – путь к справедливости: корыстолюбец не может быть справедливым; всякое приношение и всякий дар от низших, под каким бы предлогом они ни были сделаны, есть гнусная кража. Будьте всем доступны. Не показывайте никому мрачного лица, будьте со всеми приветливы, обходительны и ласковы. Решением дела не спешите; обсуждайте его со всех сторон. Ежегодно собирайте четыре раза народ и объясняйте ему его обязанности. Если простой народ не знает, что он должен делать, то виноват ли он, если не исполнит того, что должен? Можно ли взыскивать за нарушение закона с того, кто не ведает о существовании закона? Не отвлекайте простой народ от полевых работ, заставляя трудиться над исправлением дорог и мостов. Всему свое время!»[27]
Другую религиозно-философскую систему создал Лаоцзы. Про него впоследствии рассказывали, что, странствуя в колеснице, запряженной черным быком, он «оплодотворил спящую мать Шакья-Муни, отчего родился Будда в год создания Дао Дэцзин (древнейшего произведения даосской религиозной философии)».
Слово «дао» (или «тао») означало «путь» или «основу мира». Лаоцзы прославился всеведением, молчанием, уединением и созерцанием. Как и Конфуций, он проповедовал смирение, «великое послушание», обожествлял царскую власть. «Кто царь, тот соединяется с небом; кто соединен с небом, тот будет подобен дао, которое существует от вечности. Тело его погибнет (умрет, когда настанет время), но (дух его) никогда не уничтожится». Мудрец видел болезни общества, высказывался против богатства, против отягощения народа налогами и повинностями, против войн[28].
Конфуцианство и даосизм наложили свой отпечаток на китайскую цивилизацию, способствовали консервации многих форм древней культуры и традиций на протяжении тысячелетий.
www.ronl.ru
Древняя китайская цивилизация Шань (Инь)
Большое разнообразие форм, более искусная выделка изделий, богатая роспись сосудов свидетельствуют о высоком уровне зарождающейся цивилизации Шан (Инь) в обозреваемое нами время. Постепенно на смену примитивным формам хозяйствования — рыболовству и охоте — приходят скотоводство и земледелие. Последнее стало играть особенно значимую роль.
Для обозначения понятий, относимых к земледелию, в надписях на костях использовался ряд знаков: “пашня”, “поле”, “просо”, “пшеница”, “межа” и другие. Знак “поле” (тянь ) изображался в виде соединенных вместе четырех квадратов, прямоугольника, разделенного на несколько частей, или же в виде неравного пятиугольника, шестиугольника.
В Северном Китае из основных зерновых культур распространено было просо, которое требовало относительно мало влаги. Культивировались также ячмень, пшеница, гаолян (сорго) и, возможно, рис, выращиваемый в то время в бассейне реки Хуанхэ. Хотя нет полной ясности, была ли шанцами освоена культура риса.
Надписи на костях свидетельствуют о существовании во время Шан (Инь) садово-огородных культур, о разведении шелковичных червей (шелкопряда), о выращивании тутовых деревьев. Согласно легендам, шелкопряда разводили в Китае с самых древних времен. Шелковые коконы найдены при археологических раскопках одной из неолитических стоянок в селении Синьцунь провинции Шаньси. Часто в надписях на костях встречаются знаки-изображения шелковичного червя. Гусеницы шелкопряда были у жителей царства Шан (Инь) в большом почитании. Их духам совершались жертвоприношения. В гадательных надписях часто встречаются знаки, которые изображают шелковые нити, платья и так далее.
О том, как дальше развивалось земледелие, свидетельствует более высокая, чем прежде, техника обработки земли. Некоторые современные китайские ученые высказывают предположения, что уже тогда применялось орошение, хотя еще примитивное технически и в небольших размерах. Этот вывод подтверждают как надписи на костях, так и древние предания, сообщение о зарождении искусственного орошения уже в доиньский период. В надписях на костях встречаются иероглифы, которые выражают идею орошения. Один из них изображал поле и потоки воды, которые, скорее всего, следует прочитать как оросительные каналы. При раскопках шанского городища под Аньяном была обнаружена система меридиональных дренажных каналов 40-70 см шириной, около 120 см глубиной при максимальной длине 60 м. Основной принцип практиковавшихся гидротехнических мероприятий заключался в регулировании стока рек с помощью водоотводных протоков. Таким образом, теория возникновения китайской цивилизации как земледельческой речной цивилизации, основанной на искусственном орошении, не подтверждается источниками.
При обработке земли уже применялись орудия из металлов, о чем свидетельствуют найденные в окрестностях Лояна и около Аньяна медные лопаты. Прочтение многочисленных знаков в надписях на костях дает возможность предположить, что древние жители царства Шан (Инь) при обработке земли использовали тягловый скот. Так, знак “у” изображал вола, стоящего возле земледельческого орудия. Знак “ли” (т. е. плуг, пахарь) означает, кроме вола, еще и лошадь. В гадательных надписях встречаются сочетания двух иероглифов, которые обозначают плуг и быка.
Как свидетельствуют китайские легенды, в древности существовала “спаренная вспашка”, представляющая собой двоих человек, распахивающих землю вместе. По-видимому, это была более эффективная форма разрыхления земли. При этом крюкообразная бороздовая палка (ее изображения встречаются в гадательных надписях) использовалась как пахотное тягловое орудие, приводимое в действие физической силой двух людей, один из которых толкал его перед собой, а другой волоком тянул его за веревку, пятясь задом или впрягаясь в эту примитивную соху.
Рыболовство и охота теперь не играли существенной роли в хозяйстве иньцев, но еще сохраняли какое-то значение, о чем говорят все те же надписи на костях. Скотоводство занимало в иньском обществе довольно значительное место. Что это было именно так, подтверждает то количество животных, которое приносилось в жертву духам. Иногда оно исчислялось десятками, в иных же случаях (особо торжественных) — сотнями. К примеру, в двух надписях говорится о принесении в жертву трехсот быков, в одной надписи приводятся числа: 100 овец и 300 быков.
Археологические раскопки в селении Сяотунь, уже упоминавшемся выше, дали очень много костей, оставшихся от домашнего скота — овец, свиней, собак, быков, буйволов, коз. Все эти животные упоминаются в надписях на костях иньского времени. В них же, кроме того, есть свидетельства о приручении слона и оленя. Иероглифические изображения позволяют сделать заключение, какие именно животные были дикими, а какие — уже одомашненными. Бык, например, показывался со вставленной в рога деревянной перекладиной (одной или двумя). Иероглифы, обозначавшие собаку и лошадь, изображали веревку и путы. Характерные изображения диких животных состояли преимущественно из знаков стрелы и животного.
Слонов, очевидно, иньцы использовали в хозяйстве и во время войн с другими племенами. Кости слонов подвергались гравировке и росписи. Слоновьи кости найдены при раскопках в Сяотуне. Надписи на костях упоминают, что слонов как дань присылали иньским царям зависимые от них племена. Сяотуньские раскопки показывают, что для транспортных целей иньцы использовали лошадь. Обычно в царские повозки или военные колесницы впрягали четверку лошадей. Надписи на гадательных костях говорят о паре запряженных лошадей.
Работы на полях вана производились по велению оракула и в назначаемые оракулом сроки под наблюдением вана или лично подвластных ему доверенных лиц и надзирателей - сяочэней, я и др. Сяочэни, по мнению ряда историков, являлись "рабами - потомками пленных", "отроками, рожденными в рабстве" или "потомками рабов категории чэнь". Работы на полях вана выполнялись, по-видимому, казенными орудиями, о чем могут свидетельствовать находки под Аньяном складов нескольких тысяч каменных серпов и других земледельческих орудий рядом с храмом предков вана, где, вероятнее всего, и находились ванские храмовые поля.
В ритуальных трапезах с закланием 300-400 быков и более, вплоть до тысячи голов, участвовало все взрослое население, исчислявшееся тысячами человек. Ван, как верховный жрец, выступал подателем мясной пищи народа, компенсировавшей в определенные периоды белковое голодание земледельческого коллектива. В массовых жертвоприношениях на первый взгляд, казалось бы, безрассудно расточались важнейшие материальные блага общества (домашние животные, бронзовая утварь и оружие, колесницы с лошадьми, раковины каури, золото и нефрит, продукты земледелия, охотничья добыча и военнопленные), однако они были не только ритуально значимы, считались жизненно важными, но и, видимо, должны были как-то одерживать имущественное расслоение и обогащение отдельных шанских родов и знатных семей.
Ван выступал организатором производства. Он, в частности, возглавлял крупные земледельческие работы в правительском хозяйстве; участие в них "братского коллектива" (чжунжэнь) общинников считалось не повинностью, а общественно полезным трудом, частью ритуально-магического обряда, обеспечивавшего плодородие почвы на всех полях страны. Запасы продовольствия, которыми ван располагал, все еще, видимо, представлялись важным страховым, обменным, семенным и жертвенным фондом шанской общины. Из него же, очевидно, обеспечивался и управленческий персонал. Помимо общинников в ванском хозяйстве использовались и подневольные работники из военнопленных. Надписи свидетельствуют об использовании этого контингента в земледелии и скотоводстве.
Среди ученых ведутся споры о социальном значении терминов для групп людей, занимавшихся полевыми работами под главенством вана. Одни считают упоминавшихся выше чжунов рабами, другие - свободными. Возможно, однако, что знак чжун не был однозначен и мог использоваться не только как социальный термин, но и как обозначение всех мужчин возрастной группы “производственников ”. Вместе с тем, очевидно, чжуны имели отношение не только к хозяйству вана, а чэни, сяочэни, дочэни и другие категории чэней были рабочим персоналом только или главным образом хозяйства вана. Среди чэней, видимо, были лица разных статусов: и подневольные работники типа рабов, и надзиратели (сяочэни), которые при известных обстоятельствах могли быть поставлены и над общинниками (чжунами) как их начальники (например, на период выполнения ими полевых работ на дом вана), и личная стража вана (дочэни). Как подчиненные непосредственно вану и представителям шанской администрации, чэни, в отличие от чжунов, находились вне общинного сектора. К тому же чэни скорее всего были преимущественно нешанцы по происхождению. Есть данные, свидетельствующие о том, что их "усыновляли", причем иногда целыми семьями. Наиболее вероятно, что чжуны представали в двояком качестве: они принадлежали прежде всего к коллективу своей общины, но имели известное отношение и к хозяйству вана, т.е. выступали как непосредственные производители одновременно и на своем общинном поле, и на поле вана, однако едва ли будет правильно определять эти два вида работ чжунжэнь как соответственно необходимый труд и труд прибавочный. Надписи фиксируют случаи, когда пахота производилась одновременно сотнями и тысячами людей. “Три тысячи людей привлечь ли к полевым работам?” - задается вопрос оракулу. Обработка земли осуществлялась несложными орудиями: примитивной землеройной палкой, сажальным колом, двузубой мотыгой.
mirznanii.com
1.6. Китайская цивилизация. Проклятия древних цивилизаций. Что сбывается, что должно произойти
1.6. Китайская цивилизация
Весь Китай делится на две большие части: западную, покрытую высочайшими горами мира — Гималаями, Куньлунем и Тянь-Шанем, и восточную, где основная часть территории — низменности и приморские районы. Практически все реки Китая текут на восток и образуют замечательный мягкий климат, пригодный для земледелия. Осень Китая — теплая и сухая, а летом дуют муссоны с океана, принося огромное количество осадков. Как и в предыдущих трех местах, здесь почва была наносной и содержала речной ил.
Зарождение китайской цивилизации произошло в нижней долине Желтой реки (Хуанхэ), которая несколько тысяч лет назад протекала значительно южнее — на 450 километров, чем сейчас. Длина Хуанхэ — 4 тыс. км и вся ее долина стала местом развития цивилизации. Она несколько раз меняла свое русло, стирая города и племена с лица земли. В китайской литературе встречается поэтическое название Хуанхэ — «Река, надрывающая сердце».
Современное англоязычное название Китая — China, — вероятнее всего, произошло от императорской династии Цинь (Qin, произносится «чин»). При правлении именно этой династии страна стала единой. «Объединителем» был император Ши Хуан-ди (260–210 до н. э.), нерушимый императорский период продлился вплоть до 1912 года.
В Китае — огромное количество ископаемых и весьма разнообразная флора и фауна. В древнейшие времена почти вся территория была покрыта лесом. Это было главным отличием Китая от Месопотамии и Египта и, возможно, послужило причиной того, что древние китайцы начали заселение реки не с устья, как обычно, а с середины. Однако условия для земледелия там были самые тяжелые из всех четырех цивилизаций. Дело в том, что в Китае значительны сезонные колебания климата, и зимой редко, но выпадал снег. Летом же регион страдал от сильной жары. Лес тоже стал достаточно неожиданной проблемой — бурные наводнения вырывали деревья, которые оседали на дно и постепенно повышали его уровень — именно поэтому Хуанхэ так часто меняла свое русло и именно поэтому разливы были столь катастрофичны. Разумеется, для регулировки подобных разливов требовались очень серьезные усилия всех племен хань — китайцев. Как и везде, ирригационные работы потребовали объединения племен, развития орудий труда и создания государства.
К тому же в Китае очень оригинально решили проблему с одеждой. Обычно люди выращивали растения, из которых производили волокно. В Китае же с древнейших времен выводили гусениц тутового шелкопряда. Для этого выращивается тутовое дерево, чьими листьями кормят гусениц, куколку потом убивали паром, кокон увлажняли солью и сушили. После чего просто разматывали на деревянную раму. Как вы все, наверное, знаете, шелк и чай стали главными продуктами экспорта в более позднем Китае — уже к X веку до н. э. за китайский шелк дрались все европейские страны. Вы думаете, это было просто? Великий шелковый путь связал воедино весь континент и позволил начать обмен культурами и знаниями. Но его еще следовало проложить. И позже обеспечить стоянками, проводниками…
Китай зачастую называют одной из самых древних цивилизаций в мире. Некоторые из исторических достопримечательностей, созданные на заре китайской цивилизации, ученые датируют 6000 годом до н. э.
Считается, что история Китая насчитывает 7 тысячелетий, т. е. зародилась в V-м тысячелетии до н. э. Треть ее занимает эпоха древнекитайской цивилизации, начало которой теряется в III–II тысячелетии до н. э., а конец приходится на крушение империи Хань (220 г. н. э.). Китай тоже оказался в изоляции, и его культура оказалась тоже весьма своеобразной. Даже жесткая необходимость прокладывать торговый путь за шелком не смогла найти короткого пути в Китай, и путешественники огибали его с севера, идя через одну из самых опасных пустынь на Земле — Гоби. Морской путь был открыт, и древние хроники много говорят о великом китайском флоте, но, тем не менее, даже с Индом связь древнего Китая не найдена.
Интересно, что для общин выделялось девять частей земли. Восемь выдавались семьям, а девятая была общей. Позже она отошла правителю Китая.
Так же, как и в остальных местах мира, Китай проходит путь от кости и камня к меди и бронзе, и случается это несколько позже, чем в Месопотамии.
В Китае тоже была прекрасная глина — каолин. Вдобавок к хорошим технологическим свойствам она еще была белого цвета и, после изобретения гончарного круга, керамика получила широчайшее распространение. В XX веке в Яншао (город в провинции Хэнань, уезда Мяньчи) была найдена расписная керамика, которую датировали V–IV тысячелетиями до нашей эры. Но государства, разумеется, появились несколько позже.
Китай зачастую называют одной из самых древних цивилизаций в мире. Некоторые из исторических достопримечательностей, созданные на заре китайской цивилизации, ученые датируют 6000 годом до н. э.
Интересно, что в Китае образовалась существенно другое мировоззрение и религия, нежели в Египте, Месопотамии или даже Индии. Во-первых, жрецы не приобрели подавляющего влияния на общество, во-вторых, в жизненных ситуациях доминировало рациональное рассмотрение (возможно, из-за этого медицина Китая получила столь существенное развитие еще в III тысячелетии до н. э.?) В-третьих, этика всегда имела приоритет над всеми сторонами жизни, в том числе над жрецами. Китайцы не пытались изменить природу под себя, как это сделали западные коллеги, а провозгласили необходимость жить с ней в согласии.
Китайские воздушные змеи («бумажные птицы», «Эолова арфа») были изобретены около 3000 лет назад. Изначально их использовали не в развлекательных целях, а военных. Змеи запускали в воздух для устрашения врага в бою. Марко Поло (1254–1324) в своих дневниках отмечал, что с помощью воздушных змеев моряки прогнозировали успешность рейса.
Кстати, уже к 500-м годам до н. э. Китай вел разработки подземных жил. Они добывали уголь из шахт глубиной до 50 м(!), природный газ, соль. Газ можно было жечь, и первые газопроводы делались из бамбука на расстояние «дня пути» от источника.
Как вы все должны понимать, такая упорядоченность требовала многого. Например, дорог, чья протяженность к III веку до н. э. достигла 6.5 тысяч км. Ирригационные каналы, как и в Месопотамии, давно уже использовались не только для защиты от наводнений и орошения полей, но и как транспортные магистрали. В V в. до н. э. реки Хуанхэ и Янцзы соединили каналом длиной более 400 км. Еще через два века через горную цепь был прорыт 200-километровый канал, соединивший север и юг страны. Еще через двести лет началось строительство «Великого Канала» длиной в 2000 км. Кстати, ширина достигала 30 метров, а глубина — 9 метров, не говоря уже о Великой китайской стене…
Разумеется, все это не могло функционировать без своей письменности.
В отличие от Индии, Китай весьма беспокоился о своей истории и начал ее записывать еще на гадальных костях и панцирях черепах в глубокой древности — еще в доиньский период, в XIV–XI вв. до н. э. Позже в качестве «бумаги» пошли бамбуковые планки (и именно тогда появился обычай писать сверху вниз) и шелк, а потом уже и рисовая бумага. Китай оставил после себя огромное количество письменных источников, позволяющих восстанавливать не только историю самого Китая, но и соседних стран. Империя Чжоу заимствовала письменность и продолжила ее. К XI веку на бронзовых сосудах начали писать стихи.
Первый китайский университет был создан на 1200 лет раньше европейского — во II в. до н. э. в г. Лоян. Училось там сначала 50 человек, а через сто лет — уже 3000 человек.
Последнее, пожалуй, о чем следует сказать, — это почему нельзя доверять китайским историкам. Ну, во-первых, в какой-то момент китайские династии менялись так быстро, что время правления некоторых императоров исчислялось месяцами, и каждый из них пытался быстро оставить свой след и свою интерпретацию истории. А, во-вторых, был такой император Цинь Шихуанди, который в 221 г. до н. э. объединил Китай. Он тоже очень беспокоился об истории своего государства и поэтому объявил, что право на существование имеют только книги по истории династии Цинь, а также по медицине, сельскому хозяйству и гаданию. А остальные надобно сжечь. В результате история Китая была переписана в угоду Шихуанди, а о том, что было в оригиналах, остается только гадать на тех самых оставшихся книгах. При этом была изменена датировка событий на более древнюю, что породило значительную путаницу в исследованиях. Конечно, какие-то книги остались несожженными, но их было мало. А запрет на создание библиотек и требование на сожжение держался больше пятидесяти лет. И позже, во времена уже следующей — Ханьской династии, — императоры все еще запрещали создание библиотек. А потом передумали и отменили запрет. И еще через несколько десятков лет император У-ди ввел систему государственных экзаменов на замещение должностей административных чиновников и учредил государственную библиотеку. По всей стране ездили люди и собирали уцелевшие книги. В 26 г. до н. э. император Чен-ди издал указ о розыске ранее спрятанных книг, и был составлен первый каталог книг Китая и один из первых каталогов в мире. Но было уже поздно…
Итак, подведем итоги. Человеческих цивилизаций зародилось сразу четыре, и случилось это в районе 5–4 тысячелетия до нашей эры. Зарождались они в плодородных местах рядом с широко разливающимся реками в теплом климате. Что и определило места зарождения. Это Месопотамия, Египет, Индия и Китай. И только потом появилось все остальное. В число безусловных плюсов Евразии вошла ее вытянутость вдоль широты, что позволило использовать уже одомашненные культуры и скот во всех похожих климатических областях. Надо сказать, что есть данные о том, что все четыре цивилизации общались друг с другом. Так, например, отдельные слова Шумера и Египта звучат одинаково, хотя языки у них — разные, и пишутся слова совершенно по-разному. В том же Шумере были найдены амулеты, раковины и жемчужины, которые, безусловно, принадлежали Индии. Там же находили индийскую слоновую кость.
О связях с Китаем мало известно, но проникновение культур, возделывание и обработку которых знали только в Китае, тоже говорит само за себя.
Остаются два но! Зарождение цивилизации не означает, что именно в этих местах были первые люди. Известно, что на Аравийском полуострове или — уж тем более! — в Африке люди появились раньше. Наконец, последнее — не следует считать, что развитие цивилизаций определялось только географией и геологией. Это, безусловно, причина, и одна из важнейших, но не единственная.