Китай древняя. Где находился Китай в древности?
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древний Китай. Китай древняя


Где находился Китай в древности? :: SYL.ru

Из история известно, что Китай в древности был одним из сильнейших государств мира. Множество археологических изысканий, проведенных на обширной территории, где находился Китай несколько тысячелетий назад, подтверждают это. Так, в 1974 году при проведении раскопок гробницы хуанди Цинь Ши обнаружены тысячи терракотовых скульптур древнекитайских воинов. Экипировка и вооружение стали очередным доказательством мощи Древнего Китая.

История Древнего мира: где находился Китай?

Северо-восточнее Индии, за Гималаями, на юго-востоке азиатского континента, расположился огромный Китай. Издревле китайцы говорят, что их страна находится между четырех морей: Песчаным, Скалистым, Восточным и Южным. Песчаным морем считают пустыню Гоби, а Скалистым – горы Тибета. Оттуда текут Янцзы и Хуанхэ, две великие реки, и несут свои воды к Тихому океану через весь Китай. Сами китайцы реку Янцзы называют Синей, а Хуанхэ - Желтой.

Во всех историях древнего мира реальные факты тесно переплетены с легендами и преданиями. И поэтому история Древнего Китая, насчитывающая более восьми тысячелетий, выглядит весьма таинственной и загадочной.

где находился китайАртефакты, найденные на месте бывшего поселения Аньян в долине реки Хуанхэ говорят об образовании одного из первых государств в 1700-х годах до нашей эры. На территории, где находился Китай, в долине Янцзы, археологи также находили разную утварь этого же периода.

Образование Срединного государства

Полноводность реки Хуанхэ, плодородность почвы её долины - это основные и наиважнейшие факторы, которые способствовали приходу сюда людей. Археологи, которые вели раскопки на местности, где находился Древний Китай в те времена, и ученые, изучающие тот период, располагают множеством вещественных и письменных доказательств освоения этой территории.

По мере заселения плодородных долин начались и первые столкновения между общинами. Каждый род стремился закрепить за собой более выгодные места. Эти частые войны между родами привели к тому, что одни подпали под власть других. Появились начальные племенные образования. В жесточайшей конкуренции старейшины родов выходили в вожди племен. По мере укрепления и слияния племен вожди превращались в полноправных правителей.

Так и племенные вожди Шань-Инь стали единолично править на Центральной равнине, как с незапамятных времен называли долину Хуанхэ. Сами обитатели долины Желтой реки назвали свою страну «Срединным государством».

Срединное царство

В 1122 году до нашей эры государство Шань-Инь завоевало могущественное северное племя Чжоу. Предводители Чжоу, став властелинами центральной равнины, стали называть себя царями (ванами). Первым царем был У-ван. Чтоб окончательно укрепить свою власть над завоёванной территорией, он разделил земли на уделы и раздал своим верным соратникам, присвоив им разные титулы, близкие к европейским герцогам, князьям, баронам.

После четырех веков относительно спокойной жизни наметился распад государства Чжоу. Начались раздоры между правящей знатью, междоусобная борьба. Большие и маленькие войны, разрушающие единство одного из культурных центров на территории, где находился Китай в старину, длились с 770 года до н. э. вплоть до 403 года до н. э.

 где находился древний китай

403 год до н.э. официально принято считать годом окончательного распада Срединного государства и образования семи новых царств. Эти новые страны вели кровопролитные войны друг с другом. Поэтому годы с 403 г. по 221 г. до н. э. вошли в историю Китая как лихолетье «Воюющих царств».

Победителем в этой долгой смертельной схватке стало царство Цинь. Считают, что победу обеспечила новая, передовая по тем временам, организация воинских подразделений. Оборону держали отряды, сформированные из пожилых воинов, атаковали противника войска, сформированные из молодых мужчин. Считается, что к тому времени правителю царства Цинь Чжэн-вану было 13 лет. Стало быть, у подростка были умные, деятельные и преданные наставники.

Эпоха великих реформ

древний мир где находился китай

История Китая связана с проведением больших и малых реформ. Так, период правления Чжэн-вана вошел в историю как начало эпохи великих преобразований. Чжэн-ван став императором (хуанди), принял имя Цинь Ши-хуанди. Он уничтожил удельных князей, разделил страну на области, а области на уезды. Управляющими уездов и областей назначались и смещались лично хуанди.

Археологами обнаружено множество свидетельств о проведении молодым императором общей унификации. Письменные знаки (иероглифы) стали едиными. Император издал обязательные для всех законы, привел в порядок меры длины и веса. При нем торговые взаиморасчеты стали производиться медными монетами, брусками золота и серебра. Стала единой и ширина колеи для повозок. Это при нем началось строительство северного вала для защиты от набегов кочевых племен.

Срединное государство не было единственным в Древнем Китае. Почти параллельно с ним в долине реки Янцзы формировалось Южное государство.

www.syl.ru

Культура Древнего Китая | Легендарный Китай

Культура Древнего Китая

 культура древнего КитаяКультура Древнего Китая берет свое начало в глубине веков. Китайские надписи, сделанные в глубокой древности помогают увидеть более четкую картину возникновения иероглифической письменности Китая, его культуры и обычаев.

Благодаря дошедшим до нашего времени источникам, в большинстве своем — произведения литературной классики древнего Китая, мы можем наблюдать процесс зарождения и дальнейшего становления религии, философии и появление первых древнейших социально-политических систем. Процесс этот наблюдается в продолжение тысячелетия.

История Культуры Китая

Религии Древнего Китая, как и у многих народов того времени, зарождались с фетишизма, древних форм культа предков, культа природы, тотемизма и была неразрывна с магией. Достаточно широко был распространен культ земли и гор. Он относился к рельефу местности и к хозяйственному быту времен, когда предки современных китайцев вели кочевую жизнь и постоянно передвигались от одного ландшафта к другому, лето проводили в горных местностях, а зимой находились в степях.

Длительный период времени в Китае просуществовала форма гаданий, связанная с землей (геомантия). Китайцы также наделяли божественной силой и властью луну, солнце, звезды и планеты, деревья и реки. Обожествляли они и предков, культ этот сохранялся достаточно длительное время.

По мнению Мао Цзэ-дуна, существует четыре вида власти — политическая власть, власть рода, религиозная власть и власть мужа (у женщин) — вместе они являются отражением феодально-патриархальной идеологии и самыми страшными узами, которые опутывают китайский народ, особенно крестьянство.

Религиозные верования древности просуществовали в продолжение рабовладельческого и феодального этапа развития и отчасти сохранились до недавнего времени.

Различные верования в Китае начали оформляться еще в древности.Искусство древнего Китая  Наибольшую значимость имела религиозно-философская идеология  оформившаяся в VI—V вв. до н. э. и позже, послужившая основой для более поздних религий. В культуре Китая значимость имели философские воззрения Конфуция, в основе которых были древние школы писцов и гадателей.

Также распространена была и идеология Лао-цзы, от конфуцианства она отличалась ярко обозначенным умозрительным характером. Позже философская система Лао-цзы послужила основой для даосизма. Дао — путь или основа мира. Даосская религия окутала образ Лао-цзы туманом легенд и различных сказаний. Философия Лао-цзы в некоторых моментах была прогрессивней конфуцианства.

Куда больший интерес вызывает стихийно-материалистическая философия, появившаяся в I в. н. э. Представителем этой философии являлся Ван Чуна, утверждавший: «небо есть тело, подобное земле», выступив против традиционных религиозно — философских взглядов общества того времени.

Однако позже она получила развитие в философских трудах III—V вв., указывавших на зыбкость духа. Но дальнейшего распространения она не получила из-за классовой рабовладельческой идеологии, связанной с древней религией, господствовавшей в стране.

Древняя китайская культура развивалась медленно, на это указывает тот факт, что в продолжение тысячелетий просуществовала древней и очень сложная система иероглифической письменности — китайская грамота, превратившая мудрость древних в монополию жрецов и аристократического общества. Даосская религия и Конфуцианство оставили след во всей китайской культуре и оставили неизменными многие разновидности древнего культа в продолжение тысячелетий.

Потребности жизни повлекли появление зачатков целого спектра наук. Значительно развивалась математика,а в особенности геометрия. Необходимость в подсчёте времени и в составлении календаря стала причиной зарождения древней астрономии. Началом астрономических наблюдений является период Шан-Инь. 

Астрономы Древнего Китая научились наблюдать за движение светил, вычислять и даже предсказывать лунные и солнечные затмения, появление комет. Созвездия Полярной звезды, были распределены астрономами по лунным домам и таким образом была создана карта звёздного неба. Наблюдая за положением созвездий, с помощью водяных часов, астрономы Китая могли вычислить время.

Культура древнего китаяБлагодаря наблюдениям астрономов была создана календарная система, которая просуществовала без изменения в продолжение длительного периода времени. Лунный календарь основывался на лунном летосчисление. Необходимость в расширении государства и административном делении страны вызвала появление географии. В период правления Чжоу чиновники уже составляли отчёты состояния отдельных регионов, в частности их волновало больше доходность земель и взимание налогов. Подобный отчёт стал одной из глав книги Шу-цзина.

В главе, составленной примерно в VIII в. до н. э., содержится географическое описание Китая, поделенного на 9 областей. Здесь описаны реки, горы, земли и налоги с каждой области. Подобное, но уже более позднее описание содержится в книге, написанной Чжоу-ли.

Развитие земледелия привело к накоплению и систематизации агрономических знаний и наблюдений. В ханьский период они оформились в агрономические трактаты. Эти трактаты сохранили древние теории земледелия, хозяйства, чередования посевов, системы грядковых культур, применения удобрений.

Более существенные сдвиги в в социально-политическом, духовном и экономическом развитии Китая начали происходить с середины I тыс. до н.э. — период наступления железного века и значительных изменений в земледелии, ремеслах и торговле. В период «воюющих царств» начинают стремительно развиваться ткацкие, столярные, лаковые, керамические, ювелирные ремесла.

Значимость приобрела международная торговля — ее расцвет объясняется открытием шелкового пути, берущего свое начало от ханьской столицы Чанани, далее проходящего через Азию и на римский Восток. Главным предметом китайского экспорта был шелк, отсюда и название.

Помимо шелка по пути экспортировали железо, драгоценные металлы, никель, прочие ремесленные изделия. В Китай же ввозили драгоценные камни, благовония, пряности. Эта эпоха создания мощных крепостных стен, ограждающих царства от кочевых народов и друг от друга. В более позднее время они станут частью Великой Китайской стены, которую построят в период империи Цинь, – сооружения протяженностью в 4 000 километров.

Были успешные достижения и в медицине Древнего Китая. Традиционная медицина Китая представляла человека как микрокосмос, отражающий гармонию космических ритмов и сил: женского и мужского начала(инь и ян), пяти стихий и жизненной энергии – ци.

Художественная культура Древнего Китая основывалась на духовных ценностях даосизма и конфуцианства. Единение с природой, устремление к духовному совершенству, нахождение гармонии в каждом природном явлении – сформировали неповторимое эстетическое сознание. Идея гармонии человека и природы наблюдается во всем китайском искусстве, начиная с каллиграфии и кончая живописью, которая является наивысшим достижением искусства Древнего Китая, а особенно живопись на свитках.

Даже китайская письменность (иероглифы) объединяла в себе этику и эстетику: по своеобразному написанию иероглифов можно понять состояние души их автора. Стилизованным формам письменности(каллиграфические надписи) в китайской культуре придавалось магическое значение. Они находились в каждом жилище. Иероглиф — идеальная модель художественного произведения, сочетающая в себе строгость и простоту формы с символичностью и глубиной содержания.

Несмотря на значительные достижения Китая в сфере естественных и точных наук, научно-технические знания считались опасными и отвлекающими от совершенствования духа. Человеку намного важнее были нравственно-эстетические достижения. Знания, опосредованные культурой, ее системой ценностей, традициями помогают человеку стать лучше и достичь гармоничных отношений с людьми. Культура Древнего Китая — это самобытность людей, из поколения в поколение, формирующая различные формы искусства и национальные особенности, присущие только жителям Поднебесной. Все древнекитайское искусство буквально дышит мудрыми поучениями и глубоким смыслом.

 Интересно! Китайские Драконы

azialand.ru

Древний Китай

Реферат «Древний Китай»

На востоке континентальной Азии, на юг от пустыни Гоби и горных хребтов Куньлунь и Хинган, омываемых водами Тихого океана, находится страна, которая с древних времен удивляла попавших туда иностранцев и своим величием, и не похожими ни на что традициями, и многолюдностью, и достижениями науки и, особенно, техники. Страна эта называется Китаем. История Китая насчитывает уже около 7 тыс. лет. Однако в древности под Китаем понимали не совсем то, что в наше время. Территория Древнего Китая была несколько меньше современного и включала в себя долины великих рек Хуанхэ и Янцзы и лишь некоторые соседние территории. Причем первоначально Китаем следует считать, вероятно, только долину Желтой реки, как переводится с китайского название Хуанхэ. Как и во всех других странах древности, в Древнем Китае очень многое определялось географическим и климатическим своеобразием региона. Китай был отрезан от других очагов древнейших цивилизаций горными хребтами и обширными пустынями, которые простирались на тысячи километров. Хотя и здесь первые поселения возникли в долинах великих рек — Хуанхэ и Янцзы, своеобразие местного климата и наличие природных ресурсов обусловило тот факт, что Китай развивался по достаточно своеобразному пути. Согласно современным данным, не позднее V тысячелетия до н. э. в среднем течении Хуанхэ складывается неолитическая археологическая культура Хуншань, с которой ведут отсчет древнекитайской истории китайские археологи. Однако изучение культуры Хуншань далеко от своего завершения. На сегодняшний день прямой предшественницей древнекитайской цивилизации считается культура Яншао. В середине III тысячелетия до н. э. культуру Яншао сменила ее преемница культура Луншань, носители которой впервые в Китае начали использовать гончарный круг. Отсутствие письменных памятников не дает возможности определить этническую принадлежность населения долины Хуанхэ к V—III тысячелетиям до н. э. Тем не менее, китайские историки, опираясь на древние легенды и предания, считают, что уже в III тысячелетии до н. э. в долине Хуанхэ жили прямые предки современных китайцев. Традиционная китайская историография начинает повествование с пяти предков, родоначальников китайского народа (у ди) — Хуанди, Чжуансюя, Ку, Яо и Шуня. Эти пять предков обучили людей, бывших до этого дикарями, нормам цивилизации, земледелию, ремеслам, они же установили форму правления, порядок жертвоприношений, правила нравственности и должного поведения. Их правление рассматривается как золотой век. Рождение Хуанди произошло около 2704 года до н. э., и время правления — с 2698 по 2598 год до н. э. Имя Хуанди связывается с нанесением поражения «варварам» в большом сражении где-то в современной провинции Шаньси, которая дала возможность подчинить все племена на равнине Хуанхэ. После предков около 2205 или около 2100 годов до н. э. к власти в Китае пришла первая правящая династия — Ся. Династия насчитывает семнадцать владык, наиболее известны правители Юй, Ци, Фа, Цзе. Последний влюбился в красивую, но злую женщину, был деспотом, уничтожал целые роды, чем вызвал оскорбление Неба, что проявилось в восстании народа, передавшего власть добродетельному Чэн Тану, основателю новой династии Инь. Именно с Инь связаны наиболее ранние достоверные исторические сведения о Древнем Китае и его жителях. Датируется период Инь, или, как его называли сами жители тогдашнего Китая, Шан, примерно 1600—1027 годами до н. э. Дом Инь ведет происхождение от легендарного императора Ку. Четырнадцатый правитель Чэн Тан сверг недобродетельного Цзе, последнего императора династии Ся, и стал основателем новой китайской правящей династии — Инь. Изучение периода Инь отличается разнообразием подходов. В целом, Инь считается клановым обществом или раннегосударственным образованием, сложившимся и развивавшимся независимо от других центров современных ей древневосточных цивилизаций. В археологическом отношении прямыми предшественницами Инь считаются сложившиеся еще в V тысячелетии до н. э. в бассейне Хуанхэ на базе местного палеолита и мезолита неолитические культуры Хуншао и расписной керамики Яншао, сменившиеся в середине III тысячелетия до н. э. поздненеолитической культурой черной керамики Луншань. По расовому типу шанцы в массе своей были монголоидами, включая правителей, хотя среди многочисленных изображений человека (в основном на бронзе) встречаются различные расовые типы, включая европеоидов. Некоторые данные (характерные индоевропейские особенности производства металлов, использование колесниц и лошадей) дали возможность предположить, что индоевропейские племена тохаров могли сыграть посредническую роль в проникновении в Китай элементов городской цивилизации. Хотя инвентарь населения почти не изменился со времен Луншаньской культуры, технологически Инь принадлежит к бронзовому веку. Согласно господствующей в современной синологии точке зрения, технология производства бронзы, видимо, имеет местную основу. Значительное развитие получило ремесло, в особенности бронзолитей-ное, керамическое и косторезное. Кроме того, существовали и другие ремесла — обработка камня, раковин, золота и дерева, изготовление оружия и военного снаряжения, ткачество и шелкопрядение. Высокий уровень ремесла был достигнут только в дворцовых мастерских. Быт простых земледельцев мало изменился со времен неолита, будь то строения, орудия труда, хозяйственные поделки, одежда, украшения и т. п. Больших успехов достигло строительное дело, что подтверждается обнаруженными в Чжэнчжоуском городище остатками глиняной городской стены и фундаментами жилых построек, а также следами «дворцов» в последней иньской столице близ Аньяна. Простые шанцы жили в хижинах-полуземлянках. Основой хозяйства являлось земледелие, значительную роль играло также животноводство, дополнявшееся промыслами, охотой и рыболовством. Наличие значительного числа надписей с гаданиями о дожде дает основание делать вывод о существовании неполивного земледелия, целиком зависевшего от естественных осадков. В земледелии господствовал ручной труд с использованием преимущественно деревянных орудий (мотыги, серпы и т. п.) с каменными вкладышами или рабочими частями. Шанцам были хорошо известны зерновые культуры — просо, пшеница, ячмень (ближневосточные по происхождению), чумиза, бобы, фасоль, конопля, рис. Выращивались также садово-огородные культуры, тутовые деревья, уже разводились шелковичные черви (шелкопряд). В пищу употребляли грибы, ягоды, коренья и травы. Из домашних животных, судя по надписям, преобладали свинья и собака, но встречались также коровы и лошади, овцы и козы, куры, утки и гуси. Во главе государства стоял правитель. Основными непосредственными производителями в земледелии были полноправные общинники (чжун, чжун-жэнь — масса, множество людей). Земли делились, вероятно, на общинные, с которых кормились все члены рода, и общественные, забота о содержании которых была функцией правителя. Эти поля обрабатывались инвентарем, получаемым из дворцовых ремесленных мастерских. Степени зависимости и различные категории чжун-жэнь не известны — считается, что все общинники находились на положении государственно-зависимых — по приказу вана или представителей знати, начальников областей их посылали на земледельческие работы, использовали на охоте и в армии. Чужеземцы из числа пленников (в основном это западные соседи — племена цян), которых приносили в жертву, могли использоваться на тяжелых вспомогательных работах, например, по расчистке земли для пашни. Столица находилась под непосредственным управлением правителя и центральной администрации. Здесь находились дворцы, мастерские, амбары, казармы, «большие поля». Власть правителя была, по-видимому, ограничена советом знати, в который входили земельный надсмотрщик, земельный староста, главный садовник, главный пастух и другие. Правитель возглавлял коллегию жрецов, гражданскую и военную администрации. О политической истории государства Шан мы знаем очень мало. Последним шанским правителем был Чжоу Син. В 1027 году до н. э. его одолел представитель дома Чжоу У-ван. На этом период Инь заканчивается и начинается новый период — Чжоу. После падения династии Инь в самом конце II тысячелетия до н. э. к власти в Китае приходит династия Чжоу. Хотя традиционная китайская историография рассматривает эту династию как третью из «трех династий» древнего Китая, после Ся и Инь и датирует ее XII—III веками до н. э., современные ученые считают ее второй исторически подтвержденной династией и первой, которую можно считать несомненно китайской (хуася) с точки зрения этнической принадлежности. В настоящее время Чжоу датируют примерно 1027—256 годами до н. э. Принято делить эту эпоху на два периода: Западное Чжоу (1027 — 771 годы до н. э.) и Восточное Чжоу (770—255 или 250 годы до н. э.). Начальный период Восточного Чжоу носит также название Чуньцю («Весны и осени», 722—481 годы до н. э.), а период замыкающий — Чжаньго («Борющиеся царства», 403 — 221 годы до н. э.). Первым китайским правителем из династии Чжоу, а у чжоусцев он назывался «ван», был У-ван, правивший в 1027 — 1025 годы до н. э., которому удалось объединить весь Северный Китай. Последним ваном Западного Чжоу стал Пинван (770—720 годы до н. э.). При нем наблюдается упадок власти ванов. Государство Чжоу было крупнее территориально и более многочисленно, чем государство Инь, оно имело более сложную социально-политическую организацию с администрацией на трех уровнях (местный, региональный и центральный) с большим количеством специальных служб. В государстве была также многоступенчатая иерархически организованная административно-политическая структура, основанная на клановых и внеклановых патронажно-клиентных связях — система, санкционирующая и легитимизирующая все ступени власти, обеспечивавшая ощутимые привилегии для верхов и, в первую очередь, престижный уровень потребления за счет ренты-налога с производителей и дани с зависимых соседей. Для контроля за территорией, заселенной различными племенами, которая не примыкала к столицам государства, но считалась находившейся под непосредственным политическим контролем чжоусцев и их административного аппарата, была использована иньская система уделов. Все земли делились на уделы, предоставлявшиеся в наследственное владение и управление родственникам и приближенным правителя. Пожалование удела предусматривало предоставление новому владельцу исключительного права господства над всей управляемой территорией и над обитавшим там или переселенным туда населением. Естественно, все уделы были тесно связаны с центром, зависели от его помощи и военной поддержки в случае нужды. Система уделов в условиях растянутых коммуникаций, непрочных связей, разноплеменного населения и слабости центра неизбежно вела к политической раздробленности. Одной из важных причин, приведших к такому результату, была необходимость создания уделов-вотчин и служебных кормлений для администраторов высших рангов, приближенных и родственников чжоуских правителей. Одновременно шел процесс внутренней консолидации уделов, особенно сравнительно отдаленных от столиц и потому более независимых от центра. Правители их в 4—6-м поколениях уже чувствовали себя полными хозяевами в своих уделах. Их подданные единодушно воспринимали своего удельного правителя как естественного и единственно возможного вождя. Внутренние связи в уделах усиливались за счет разраставшихся семейно-клановых уз. В VIII веке до н. э. в Китае начинается период Чуньцю, когда власть чжоуских ванов постепенно становится номинальной и многие правители объявляют себя ванами. Хотя чжоуский дом по-прежнему считается единственным обладателем мандата Неба, выделяются сильные княжества-гегемоны, стремящиеся подчинить себе более слабые владения. Эти княжества назывались У ба («Пять гегемонов»), причем четыре из них были из «варварских» нехуасяских царств. Из них только Цинь признавало номинальную власть чжоуского вана. Они образуют лигу, оказывая друг другу поддержку, и по существу диктуют свои условия царскому дому Чжоу. На территории этих царств шел процесс формирования культурно-генетической общности хуася, в ходе которого к середине I тысячелетия до н. э. образуется устойчивый этнокультурно-политический комплекс срединных царств (чжунго) и возникает представление о их превосходстве над остальной периферией «варваров четырех стран света». Идея культурного приоритета чжунго жэнь (людей срединных царств) становится важным компонентом самосознания древних китайцев. Другие государства, возникшие на местной этнической основе, отличные от срединных по языку и культуре, не уступавшие им ни по размерам, ни по уровню развития, ортодоксальная чжоуская традиция рассматривала как «варваров». Господствующее положение в царствах периода Чуньцю принадлежало наследственной аристократии, связанной чаще всего родством с царскими домами. Она потомственно занимала высшие посты в государственном управлении, владела боевыми бронзовыми колесницами, составлявшими основу войска. В противовес ей правители стремились формировать свои армии из пехотных подразделений. Начиная с VI века до н. э. повсеместно отмечается, с одной стороны, борьба знатных родов за захват власти в своих царствах, а с другой — наступление правителей на потомственные привилегии иерархической аристократии. Весь VII век, а за ним и VI век до н. э. проходят в борьбе княжеств-гегемонов, причем царский дом играет роль наблюдателя. По существу, владение Чжоу превращается в рядовой удел, как и все остальные княжества, хотя правитель его продолжает носить титул вана. В VI веке до н. э. это уже не являлось привилегией только чжоуского дома: правители полуварварского южного владения Чу присвоили себе этот титул. В данном факте сказалось полное бессилие чжоуской монархии. В период Чжаньго (V—III века до н. э.) выдвинулись семь сильнейших царств, боровшихся между собой за господство в стране. Чжоуский ван заискивал перед могущественными домами джу хоу. Посылка жертвенного мяса одному из князей расценивалась, как знак особого расположения чжоуского вана — Сына Неба — к гегемону — ба, как признание силы ведущего в этот момент царства. Это было также время быстрого экономического, социального и культурного развития страны. Войны между царствами в период Чжаньго закончились образованием централизованной империи Цинь. Распространение железных орудий позволило выйти за пределы речных пойм, расширить площадь обрабатываемых земель. Начало 2-й половины I тысячелетия до н. э. характеризуется деятельностью по созданию гидротехнических сооружений в бассейнах Хуанхэ, Хуайхэ и верховьях Янцзы. Социально-экономическое развитие этого периода определяется ростом обмена как внутри княжеств, так и между отдельными княжествами, в сферу обмена втягиваются и соседние нехуасянские «варварские» племена. Распространяется монетная форма денег. Рост торговли способствует отделению города от деревни и развитию городов — административно-политических и торговых центров; с другой стороны, приводит к выделению особого социального слоя — купечества. Наряду с купечеством, значительную роль стали играть ученые, которые предлагают свои услуги князьям в качестве министров, чиновников. Так создается слой бюрократии, также вытесняющий в политическом и экономическом отношениях наследственную чжоускую аристократию. В период Чжаньго положение крестьянства, как его нам рисуют китайские источники, было незавидным. Патриархально-рабовладельческая эксплуатация проникает в общину, разъедает ее изнутри. Крестьяне, сидевшие на княжеских или общинных землях, обязаны были, кроме налога — ренты князю, отдавать часть урожая в пользу «духов» земли, на весенние и осенние жертвоприношения и так далее. Мощный стимул получает также и частное рабовладение. Период Чжаньго характеризовался резким обострением социальных противоречий; социальная борьба идет по многим линиям: между общинниками, рабами и их владельцами, внутри господствующей элиты. Частые упоминания источников о «смутах» свидетельствовали о том, что борьба эта велась на протяжении большого отрезка времени. Развитие товарно-денежных отношений, возникновение общекитайских религиозно-философских идеологий, осознание этнического единства «хуася» привело к объединительным тенденциям. Постепенно началось укрупнение нескольких сильных царств за счет насильственного присоединения их соседей. В междоусобной борьбе победило царство Цинь, которое до этого не занимало важного места в иерархии китайских государств периода Чжаньго и не выделялось развитыми экономическими отношениями. Однако правителям Цинь удалось создать многочисленную и боеспособную армию, а также умело использовать дипломатическую деятельность и политические союзы для ослабления своих основных противников. Один за другим противники Цинь терпят военное поражение и их царства с середины III века до н. э. постепенно присоединяются к территории Цинь. В 221 году до н. э. правитель Цинь принял титул Цинь Шихуанди — «Первый император династии Цинь». Цинь Шихуанди провел широкие преобразования в стране с целью преодолеть местный сепаратизм и создать централизованное государство. Прежде всего была создана стройная система административного деления территории страны, причем особое внимание уделялось тому, чтобы новые административные границы не соответствовали старым границам между царствами или этнографическим границам. Начальники крупных административных единиц назначались лично императором и подчинялись исключительно ему. Основой этой административной системы стали общины, которые в своей внутренней жизни пользовались широкими правами самоуправления. Должность руководителя такой самоуправляющейся общины была выборной, но была предусмотрена и жесткая система ответственности, которая поддерживалась круговой порукой. Также непосредственно императору подчинялся и разветвленный бюрократический аппарат, который должен был следить за исполнением императорских распоряжений. Отдельные ведомства занимались узкими вопросами: военными, финансово-фискальными, судебными. Фискальная сила государственного аппарата поддерживалась существованием крупного, практически всеохватывающего архива. Личный надзор за действием чиновничьего аппарата, да и в целом за жизнью всей страны, осуществлялся через доверенных императорских лиц — инспекторов. Остальные реформы также были направлены на преодоление прежней раздробленности. Была введена единая законодательная система, которая отличалась непомерной жестокостью в наказаниях. В основу этой системы лег принцип ответственности за преступления виноватого (естественно в случае его бегства, его родичей или даже относительно близких людей). Уничтожались и преследовались все религиозные культы, которые были или даже могли бы быть связаны с местным сепаратизмом. Так, Цинь Шихуанди приказал унифицировать китайскую письменность и уничтожить ее местные варианты, а заодно и неугодные ему произведения мудрецов древности. Проведенная унификация системы мер и весов в государстве, а также унификация денежной единицы, способствовали созданию единого торгового механизма в стране, а также усилило влияние товарно-денежных отношений. В целом государство поощряло торговлю. Однако надо отметить, что полностью местный сепаратизм искоренить не удалось. Цинь Шихуанди удалось нанести серьезные поражения внешним врагам в наступательных войнах. Была значительно расширена территория государства на юге, где обитали неродственные китайцам народы. Впервые за долгое время китайские армии перешли в наступление на кочевые племена севера. Племена сюнну (хунну) были отброшены на несколько дней пути от реки Хуанхэ. Однако угроза с севера продолжала оставаться. Для защиты от северных варваров Цинь Шихуанди приказывает построить оборонительную стену, которую мы знаем теперь как Великую Китайскую стену. Небольшие участки стены на наиболее опасных направлениях уже строились до правления династии Цинь, но теперь стояла задача создать непрерывное оборонительное сооружение, которое в будущем протянется на 4 тыс. км. Для столь грандиозного строительства начали активно переселять людей в северные районы. Кроме того, сюда переселялись военные поселенцы и направлялось огромное количество преступников, так как даже мелкие правонарушения жестоко карались законодательством Цинь Шихуанди. В результате строительство Великой Китайской стены было воспринято народом как страшное бедствие, а со временем возникло множество легенд, что внутри стены находятся многочисленные погребения ее строителей. Большие материальные ресурсы были брошены и на строительство гробницы Цинь Шихуанди, для чего была удалена внутренность целой горы. Гробница была устроена как настоящая страна, где были горы из редких камней, текли реки из ртути, а на небе сверкали звезды из драгоценных камней. Покой императора должны были охранять несколько тысяч терракотовых воинов, прообразами которых, видимо, послужили солдаты личной гвардии императора. В 210 году до н. э. Цинь Шихуанди умер и был похоронен в своей гробнице. Но его империя ненадолго пережила его. Жестокое правление императора еще при его жизни вызывало недовольство в народе, но страх, видимо, преобладал. После смерти Цинь Шихуанди недовольство стало постепенно, но все быстрее приобретать зримые черты. Кое-где ожил и местный патриотизм. В 209—207 годы до н. э. произошло широкое народное восстание, которое началось в одном из бывших царств. Подавить его не удалось. Войска часто оказывались на стороне народа, а скоро схожие выступления начались и в других районах. Власть династии Цинь рухнула. Однако надо отметить, что 14-летний период правления Цинь во многом стал примером для подражания для последующих китайских династий: идея единой нации, единая централизованная держава, разветвленный бюрократический аппарат, а иногда и доля деспотизма, как отличительная черта правления могущественного правителя. На некоторое время после падения Цинь в 207 году до н. э. предводители разных отрядов повстанцев боролись между собой. В 202 году до н. э. один из них провозгласил себя императором под именем Гао-цзу (202—195 годы до н. э.). Возникла новая династия — Хань, которая стала вершиной политического развития Древнего Китая. Гао-цзу не сумел полностью воссоздать централизованную административную систему управления. Часть территорий перешла под фактический контроль местных военных предводителей, которые признавали власть императора. Значительно более успешную политику Гао-цзу проводил в сфере экономики. Опыт свержения династии Цинь показал, что надо считаться с интересами народа. Кроме того, опустошение людских и материальных ресурсов в период внутренней войны требовало восстановления экономики страны. Гао-цзу отменил рабское состояние тех китайцев, которые были вынуждены продать себя под угрозой нищенства и голода и разрешил им вернуться на прежнее местожительство. Этим он обеспечил приток рабочих рук в деревню. Были даны многочисленные временные льготы крестьянским семьям, налоги были уменьшены в 5 — 8 раз. Действенность политики Гао-цзу и его ближайших потомков в сельскохозяйственной и экономической сфере доказывает резкий взлет численности китайского населения. По подсчетам современных ученых она выросла до 60 млн. человек — приблизительно половина населения земного шара в то время. Наивысшего расцвета империя Хань достигла во время правления императора У-ди (140—87 годы до н. э.). Ему удалось добиться резкого ослабления влияния местной аристократии на императорскую власть. Земельные владения аристократии уменьшились. У-ди вновь вернулся к политике создания всеобъемлющего чиновничьего аппарата для укрепления и контроля за жизнедеятельностью страны. Опираясь на принципы конфуцианства, которому У-ди фактически придал статус общегосударственной идеологии была создана система подготовки будущих чиновников. Практически стать чиновником мог теперь только человек, который закончил учебное заведение в столице и сдал экзамены. Характерно, что поступление в подобные учебные заведения не ограничивали социальные и сословные рамки. Но так как бедняки не могли заплатить за обучение, то можно говорить о чисто экономических препятствиях на пути получения образования. Императоры династии Хань вели активную внешнюю политику. Вначале эта деятельность во многом была вынужденной: в конце III века до н. э. племена сюнну оказались объединены под властью наследственного правителя с титулом шаньюй. Создание государства сюнну дало им возможность проводить успешные войны с Китаем, и первые императоры ханьской династии только с трудом отбивали нападения воинственных кочевников. Ханьские правители вели активную дипломатическую деятельность. Посольства отправлялись в Среднюю и Центральную Азию, где китайцам удалось установить дипломатические контакты с местными государствами. Одновременно китайская армия начала проникновение в пустынные западные области. Здесь создавались военные форпосты и система поселений для обеспечения жизнедеятельности нового торгового пути для китайских товаров, особым спросом среди которых пользовался шелк. Этот путь нам известен как Великий шелковый путь, который прошел до границ Римской империи и который функционировал более тысячи лет. Великий шелковый путь пробил изоляцию китайской цивилизации и начался активный обмен достижениями: материальными и культурными. Так, например, в Китае появляется даже новая религия — буддизм. Неоднократно предпринимались и попытки найти прямой путь в Индию, о которой также стало известно по сообщениям дипломатов. Попытки проникнуть в Индию на южном направлении не дали результата, но привели к многочисленным войнам, в ходе которых в 109 году до н. э. войска Хань захватили Корею. В результате войн императора У-ди империя Хань на треть увеличила свою территорию. Однако скоро сказались и очень значительные отрицательные итоги этой политики. Все силы страны оказались направлены для ведения постоянных войн. Увеличились налоги на армию. Многочисленные мобилизации забирали из деревень самых трудоспособных работников. В результате в сельском хозяйстве, важнейшей отрасли экономики того времени, начался кризис и разорение крестьянских семей. Постепенно начали сокращаться посевные площади. В некоторых регионах вновь оживилась практика продажи себя или своих детей в рабство за долги или из-за голода. Количество рабов-китайцев постоянно росло, приближаясь к.количеству рабов-чужеземцев. В условиях крестьянского разорения начался процесс обезземеливания крестьян. Община отступала под натиском крупных земельных собственников, которые разными путями накапливали бывшие общинные земли, чему благоприятствовала возможность свободной купли-продажи земли в Китае. Теперь крестьяне вынуждены были только арендовать землю крупных землевладельцев. В результате уже в самом конце своего правления У-ди признал, что страна не выдерживает столь активных завоевательных войн и приостановил их. Однако простой отказ от ведения войн уже не мог разрешить всех проблем в стране. Попытки реформ провалились, встретив сопротивление разбогатевшей верхушки собственников и бюрократического аппарата. Сначала изредка начали возникать стихийные народные выступления, о возможности которых уже успели позабыть верхи Ханьской империи. В 18 году н. э. началось широкое народное восстание на востоке страны. Оно получило название — восстание «краснобровых». Восставшие создали боеспособную армию, которая одержала ряд побед над правительственными войсками. Вскоре и в других районах страны возникли новые очаги вооруженных выступлений. Император погиб и в 25 году н. э. один из предводителей восстания объявил себя императором Гуан У-ди (25—57 годы н. э.). Новая династия получила название Восточная Хань, так как столица была перенесена на восток, в город Лоян. Гуан У-ди провел широкие преобразования, направленные на оживление экономики и сельского хозяйства. Прежде всего, как и двумя столетиями ранее, из рабства было освобождено подавляющее большинство китайцев по происхождению. Кроме того, были ограничены возможности делать из свободного китайца раба. Вновь резко был снижен пресс налогов и различного рода государственных повинностей. Особенное внимание было уделено освоению земель на юге Китая, в бассейне Янцзы и южнее, которые относительно недавно вошли в состав империи. Государство поощряет здесь создание оросительных систем. Одновременно широкие государственные мероприятия проходят и в районах старого земледелия. Все эти мероприятия дали свои результаты и вновь укрепили Ханьскую империю. И вновь потомки Гуан У-ди, стабилизировав внутреннее положение, переходят к активной внешней политике. Вновь главным объектом интересов стали территории на Великом шелковом пути. Активизации китайской политики здесь способствовало и начало междоусобиц в стане давнего противника — племен сюнну. Используя внутренние противоречия сюнну, китайцам удалось в 70-е годы. I века нанести несколько поражений своим противникам и вновь возобновить контроль над отрезком Великого шелкового пути до Синьцзяна. Большая часть племени сюнну после этого откочевала в степи современного Казахстана, чтобы, восстановив силы, через несколько веков ворваться разрушительным вихрем уже в пределы распадающейся Римской империи. В Европе они стали известны под названием «гунны». Вновь были налажены политические и торговые отношения со странами Средней Азии. В 98 году н. э. было даже отправлено специальное посольство в Рим для установления прямых контактов. Однако противодействие посредников в торговле уже практически на границах Римской империи сорвало посольскую миссию. Тем не менее артисты и фокусники из Римской империи появлялись при дворах китайских императоров. В Китае часто бывали купцы из многих азиатских стран. Однако войны на западных рубежах не ослабевали. Империя Хань стала проводить активную политику на заселение здешних земель китайцами и на переселение покоренных варваров в различные регионы Китая, в основном на север. Но на место переселенных варваров приходили новые племена из глубины азиатского континента. Война вновь превратилась в бесконечную. И вновь повторился процесс кризиса в стране. Вновь все большее влияние стали сосредоточивать в своих руках крупные земельные собственники, которые практически стали новой аристократией и получили название «сильные дома». Они создают хозяйство, в котором трудились зависимые от них крестьяне. Вскоре «сильные дома» стали бороться уже за влияние на императорскую власть. Борьба группировок вокруг трона еще сильнее ослабила власть императоров. Народное недовольство возглавили даосские тайные секты, которые были близки к народу, но, кроме того, обладали хорошей внутренней организацией. Поэтому народное восстание в 184 году вспыхнуло сразу в нескольких достаточно отдаленных пунктах. Оно было подготовлено и руководилось Чжан Цзяо. Символом восстания стали головные желтые (цвет справедливости и власти) повязки. Восстание вошло в историю как восстание «желтых повязок». Императорская армия и ополчения «сильных домов» нанесли несколько чувствительных ударов по восставшим. Погиб Чжан Цзяо, что лишило восстание единого руководства. Но стихийные выступления повсеместно продолжались и подавить восстание власти были не в силах. Кроме того, росло могущество «сильных домов», которые теперь в открытую вступили в борьбу за власть в стране. В 192 году последний император Хань погиб в результате заговора.

www.coolreferat.com


Смотрите также