Домусульманская Аравия — это период, охватывающий историю Аравийского полуострова до появления ислама и создания Арабского халифата в VII веке. В исламской теологии культура доисламского периода обозначается термином «джахилия».
Палеолит
Доашельская индустрия Хадрамаута многослойной пещерной стоянки Аль-Гуза в Йемене, характеризуется инвентарём, характерным для олдувайских памятников[1]. На основании геоморфологических, стратиграфических палеомагнитных данных из нижнего культуросодержащего горизонта Н можно сделать вывод, что заселение Южной Аравии человеком произошло ок. 1,65—1,35 млн лет назад[2]. В эпоху раннего палеолита именно Аравия стала первым местом, откуда человечество начало шествие по планете[3][4].
В среднем палеолите Аравийского полуострова ключевую роль играли индустрии афро-аравийского нубийского технокомплекса с характерными для нубийской леваллуазской технологии признаками. Её создателями были люди современного физического типа, мигрировавшие из Африки[5].
Данные люминесцентной хронологии указывают, что ранее Аравийский полуостров был относительно жарче, количество дождевых осадков было выше, благодаря чему он представлял собой покрытую растительностью и пригодную для обитания землю. В это время уровень Красного моря упал и ширина его южной части составляла всего 4 км. Это на короткое время создало для людей возможность форсирования Баб-эль-Мандебского пролива, через который они достигли Аравии и основали ряд первых стоянок на Ближнем Востоке — таких, как Джебель Файя (en:Jebel Faya)[6][7]. Ранние мигранты перешли на территорию современных Йемена и Омана и дальше через Аравийский полуостров. Между Красным морем и Джебель-Файя (ОАЭ) — расстояние в 2000 км, где ныне располагается непригодная к жизни пустыня, однако в эпоху окончания очередного ледникового периода, Красное море было достаточно мелким, чтобы пересечь его вброд или на небольшом плоту, а Аравийский полуостров представлял собой не пустыню, а покрытую зеленью местность.
Вторая фаланга среднего пальца руки человека возрастом 90 тыс. лет была обнаружена в местонахождении Таас-эль-Гадха (Taas al-Ghadha) недалеко от оазиса Тайма или Тема на северо-западе Саудовской Аравии[8]. Трёхмерным сканирование подтвердило анатомическое соответствие пальца из пустыни Нефуд современному человеку, а не какому-либо другому гоминину[9].
С концом ледникового периода в Европе климат стал более жарким и засушливым и Аравия превратилась в пустыню, плохо приспособленную для жизни человека.
Расселение семитов
Некоторые авторы полагают, что Аравия была отечеством древних семитов[10], одной из ветвей которых были арабы. Другие считают, что семиты в V тысячелетии до н. э. мигрировали из африканского региона Сахары[11]. В любом случае они уже на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. обосновались в Аравии. Древние кочевники-арабы поклонялись богине Аллат, чтили звёзды и верили в талисманы (в глубокую древность уходит культ чёрного камня).
Древняя Аравия
В середине II тысячелетия до н. э. из южноарабской языковой и племенной общности началось выделение крупных племенных союзов: маинейского, катабанского, сабейского. Племена управлялись вождями — кабирами, во главе союзов племен со временем стали мукаррибы, совмещавшие в себе жреческие и церемониальные функции. Во время военных походов они приобретали титул малик (царь)[12]. На основе союза племен начали формироваться царства. В XIV веке до н. э. сформировалось царство Маин, от которого через западную Аравию к Египту и Ханаану протянулся Путь благовоний. На этом пути маинцы построили перевалочные пункты Мекку и Медину. Южным конкурентом Маина стало Сабейское царство, известно благодаря упомянутой в Ветхом Завете Царице Савской, современнице Соломона. Южноаравийская письменность, принятая в Маинском и Сабейском царстве c IX века до н. э., развилась на основе хананейского письма, что указывает на связи Йемена с древней Палестиной, закрепленную в библейской легенде о происхождении прародителя арабов Измаила от Авраама. Через гавани южной Аравии проходят морские караванные пути из Средиземноморских стран в Индию (Офир).
Сабейское царство благотворно влияло на прогресс в сопредельных регионах Африки. В VIII веке до н. э. на эфиопские земли прибыла крупная сабейская колония, стремительно отделившаяся от своей аравийской метрополии. С прибытием сабеев связана известная эфиопская легенда о «Соломоновой династии», представителями которой якобы являлись эфиопские цари. Согласно легенде, все они были потомками древнеизраильского царя Соломона и библейской царицы Савской, то есть, правительницы Сабейского царства. Эфиопы традиционно называли царицу Савскую эфиопской Македой или Билкис. Переселение аравийцев на плато Тигре привело к распространению в Эфиопии не только семитских языков, но и многочисленных навыков: каменного строительства методом сухой кладки и резьбы по камню, расписной керамики и ещё некоторых достижений цивилизации. Смешавшись с кушитами, обитавшими в регионе Тигре, аравийские переселенцы образовали агази — древнеэфиопскую народность, по имени которого современная территория Тигре стала известна как «страна Агази», а древнеэфиопский язык — как геэз.
В VI—IV веках до н. э. арабы выступали союзниками державы Ахеменидов. В созданной при царе Дарии I Бехистунской надписи Аравия упоминается среди других персидских сатрапий.
Античная Аравия
Во II веке до н. э. на северо-западе Аравии образовалось Набатейское царство со столицей в Петре, в котором арабы вытеснили древних идумеев. Помимо территории Иордании набатеи контролировали запад современной Саудовской Аравии (Мадаин-Салих), а также имели свои форпосты на Синае (Дахаб) и в южной Сирии (Эс-Сувейда). Набатейцы пользовались набатейским письмом, которое послужило основой для арабского алфавита. Спустя триста лет римляне захватили Набатейское царство и включили его в состав своей провинции Каменистая Аравия.
Синхронно набатейскому царству на юго-западе Аравии появляется Химьяр, пришедший на смену Сабейскому царству в 115 году до н. э.[13]. Столицей Химьяра стал Зафар. Со временем (при Зу-Нувасе) в нём сильные позиции занял иудаизм. В IV и VI веках эфиопское войско дважды разорило юго-западную Аравию. После второго похода эфиопский гарнизон во главе с эфиопским наместником Абрахой поднял мятеж и образовал самостоятельное провизантийское государство Химьяр с центром в Сане, которая стала центром распространения христианства в южной Аравии. По легенде в 570 году Абраха направил карательную экспедицию в тогда ещё языческую Мекку, которая закончилась провалом (Год Слона).
Аравия в VI веке
Ирано-византийское пограничье
Экспансия Химьяра в центральную Аравию привела к появлению Кинда. Геополитически ориентированные на Византию киндиты столкнулись с «персидскими арабами» под предводительством Лахмидов, кочевавших в низовьях Евфрата. По территории Аравии прошёл цивилизационный разлом между христианской Византией и зороастрийской Персией, в зоне которого полыхала ожесточенная межплеменная война. В VI веке на смену ослабевшим киндитам византийскую политику стали проводить Гассаниды, которые также потерпели поражение и к концу VI века Аравия была превращена в персидскую окраину.
См. также
Примечания
Литература
wikiredia.ru
АРАВИЯ | Энциклопедия Всемирная история
Историко-географическое понятие для обозначения цивилизаций, сложившихся на Аравийском полуострове.
Основной массив Аравийского п-ва занят пустынями, крупнейшими из которых являются Руб-аль-Хали на юго-востоке и в центре, Нафуд на северо-востоке и Рамлат ас-Сабатайн — на юге. Запад А. в значительной степени занят возвышенностями: Йеменским плато, Асиром и Хиджазом. Особенности рельефа обусловили развитие цивилизации на основной части Аравийского п-ва в оазисах. Крупнейшими и наиболее значимыми из аравийских оазисов были Петра на северо-западе, Тайма и Думат аль-Джандал на севере, аль-Ула (Дедан) на западе, Ха’ил в центре, Герра — на востоке и Кариат аль-Фау на юге. Эти оазисы явились центрами государственных образований наиболее могущественных племенных союзов: набатеи, самуд, кинда и др. В ином направлении протекало развитие цивилизации на юге Аравии, где вдоль речных долин на основе поливного земледелия и скотоводства складывались государства Саба, Катабан, Аксум, Маин, Химйар, Хадрамаут и ряд других маргинальных государственных образований. В совокупности они образовывают древнеюжноаравийскую цивилизацию, которую еще именуют сабейской, по наименованию государства Саба. Природные условия Государства Южн. А. концентрировались на юго-западе Аравийского полуострова. В настоящее время данную территорию занимает республика Йемен. Этот регион окаймлен прибрежной равниной Тихама, протянувшейся вдоль Красного моря на 400 км практически до широты Мекки и на 50 км в ширину. Западная прибрежная часть Тихамы практически не имеет природных запасов воды, температура достигает 55 °С при почти 100 % влажности. Восточная часть Тихамы, примыкающая к горному массиву, имеет лучшее естественное орошение, к тому же с гор в Тихаму стекает дождевая вода. Горные массивы Хаулан, Джебель Наби Шоб и Серат, тянущиеся к востоку от Тихамы, достигают в высоту 3760 м. Их разделяют ущелья и вади — сухие русла рек, заполняемые дождевой водой, которую приносят летние муссоны. Центральную часть Йемена занимает горное плато высотой до 2000 м. С юга от Аравийского моря его окаймляет прибрежная равнина, отделяемая от центральной пустынной части страны — пустынь Рамлат ас-Сабатайн и Руб аль-Хали — горным массивом. Эту часть Аравийского п-ова также пересекают многочисленные вади, наполняющиеся водой только в краткий период сезонных дождей. Крупнейшая вади Южн. А. — вади Хадрамаут, расположенная в восточной части Йемена. Влажные и жаркие прибрежные равнины соседствуют с высокими горными кряжами, за которыми тянутся бескрайние пустыни. Климат в Южн. А. всегда был засушлив. Однако засуха сменялась более влажными периодами. Последний такой период относится к 8000–5000 до н. э. В это время в Южн. А. встречались растения и животные, давно уже исчезнувшие из-за наступившей впоследствии засухи. Ныне сухие русла рек — вади Джауф и Хадрамаут — составляли единую реку, питаемую водами, которые стекали с гор на северо-западе региона. Эта река впадала затем в Индийский океан на юге. Природные условия Южн. А. в значительной степени обусловили образ жизни населения и, соответственно, направления развития древних южноаравийских обществ. В пустынных и полупустынных регионах вокруг небольших оазисов развивалось кочевое верблюдоводство. Наличие крупных оазисов вне пустынь, таких как Мариб, Наджран и Райбун, способствовало раннему развитию оседлой земледельческой цивилизации в Южн. А. Оазисы служили важнейшими перевалочными пунктами и в караванной торговле, в частности, благовониями — важной составляющей экономики древних государств Южн. А. В горных массивах развивалось террасное земледелие. В то же время горы и пустыни выполняли и разделительную функцию, в значительной степени обусловив своеобразие каждого из древних южноаравийских обществ. Догосударственный период Наличие воды и камня, легко поддававшегося обработке, явились теми условиями, которые позволили человеку начать освоение территории Южн. А. с самой отдаленной древности. Древнейшая палеолитическая стоянка датируется приблизительно I млн до н. э. В период неолита в распоряжении древнего человека появляются стрелы, что говорит о развитии навыков охоты. Происходит доместикация ряда животных и растений. К VII тысячелетию до н. э. относятся древнейшие образцы наскального изобразительного искусства. В III тысячелетии до н. э. в жизни древних обществ Южн. А. происходят существенные сдвиги. На территории будущего государства Саба начинает развиваться система искусственной ирригации, что дало мощный импульс в развитии земледелия во всей Юго-Зап. А. К концу II тысячелетия до н. э. на востоке и в центре Аравийского п-ова завершается процесс доместикации верблюда. В результате быстро активизируются контакты как внутри южноаравийских государств, так и с торговыми партнерами за пределами Аравийского п-ова. Наиболее изученной и масштабно представленной для бронзового века является недавно открытая археологическая культура Сабир. Ее носители занимали Тихаму и ограничивающие ее с востока и юга предгорья вплоть до современного Адена. Сабирцы говорили, вероятно, на языке кушитской группы. Их основными занятиями были ирригационное земледелие, скотоводство и рыболовство. Тесные связи соединяли Сабир с одновременными культурами Вост. Африки. Вполне оправданной для II тысячелетия до н. э. является идентификация территории, занятой носителями культуры Сабир, со страной Пунт, прославленной в египетских текстах как источник благовоний и диковинных животных. Позднее юго-запад Аравийского п-ова (область Ма‘афир) будет известен как библейская страна Офир, в которую царь Соломон снарядил морскую экспедицию. Упадок культуры Сабир приходится на рубеж II–I тысячелетий до н. э. Возможно, он был связан с приходом новых волн населения Южн. А. — племен, говоривших на семитских языках южноаравийской группы, материальная культура которой была тесно связана с Южн. Палестиной и Сев.-Зап. А. Датировка цивилизации древней Южной Аравии Для истории древней Южн. А. до сих пор не выработано абсолютной хронологии. Надписи — основные источники для датировки древней южноаравийской истории — для почти тысячелетнего периода дают только относительную и очень приблизительную хронологию. Монеты, появляющиеся в Южн. А. в IV в. до н. э., позволяют только уточнить последовательность правителей. Лишь со II в. до н. э. южноаравийская хронология вырисовывается более определенно: надписи датируются по определенной эре, последовательность правителей обретает ясность. Проследить точную хронологическую параллель возможно с I в. н. э., когда в античной географической литературе появляются детальные описания Южн. А. и упоминаются ее цари. Периодизация истории древней Южн. Аравии В целом история древней Южн. А. делится на 6 основных этапов. Около 1200–700 до н. э. — «прото-южноаравийский»: рождение государства Саба. Около 700–110 до н. э. — «период караванных царств»: доминирование Сабы и Катабана. Около110 до н. э.–300 н. э. — «период сражающихся царств»: попеременное доминирование Сабы и Химйара. Около 300–525 н. э. — объединение всей Южн. А. под властью Химйара. 525–571 — доминирование Аксума. 570–632 — преобладание сасанидского Ирана. Источники по истории древней Южной Аравии История древней Южн. А. фиксируется по результатам археологических раскопок, по данным эпиграфики — надписям на камне, металле, черенках пальмовых листьев, сведениям античных авторов, средневековых арабских географов и историков. Южноаравийский алфавит происходит, как и почти все современные системы письма, из финикийской письменности. В отличие от последней, южноаравийский алфавит содержит 29 знаков. Древнейшие южноаравийские надписи относятся к X — середине VIII в. до н. э. Позднейшая надпись относится к 559–560 н. э. Самые ранние надписи характеризуются монументальностью исполнения и геометричностью почерка. Со временем стилистика написания менялась, принимая весьма разнообразные формы. Несмотря на то, что в Южн. А. использовалась одна система письменности, население в древности говорило и писало на нескольких, весьма отличающихся друг от друга диалектах, относящихся к южноаравийской группе семитской языковой семьи. Основными такими наречиями были сабейский, минейский (язык населения Маина), катабанский и хадрамаутский диалекты. Они близко родственны между собой, их объединяет родство с арабским и эфиопским. Первым европейцем, описавшим южноаравийскую надпись, был К. Нибур, но он ее не скопировал. Эта честь принадлежит Ульриху Ясперу Зеетцену. Интересно, что почти одновременно с Зеетценом, 12 мая 1810 Генри Салт обнаружил первую южноаравийскую надпись в Эфиопии. В течение 30 лет эти и последовавшие за ними находки волновали умы европейских филологов, пока в 1841 Вильгельм Гезениус в Галле и Эмиль Редигер в Геттингене, опираясь на копии южноаравийского алфавита, оставленные в арабских средневековых рукописях, не расшифровали 2/3 его знаков. Лишь к концу XIX в. южноаравийский алфавит был расшифрован полностью. В 1868 А. де Лонгперье опубликовал первое изображение южноаравийской монеты. Только в 1970-е в результате археологических раскопок и покупок у антикваров начинается масштабное систематическое изучение монетного дела Южн. А. Древнейшая южноаравийская чеканка находилась под влиянием афинского монетного типа. Первые монеты в Южн. А. были отчеканены в Катабане в начале IV в. до н. э. На них изображена голова Афины, сова, оливковая ветвь, греческие буквы. Афинская и римская чеканка оказали влияние и на развитие монетного дела в Сабе. На их монетах выбивали знаки южноаравийского алфавита, сабейские монограммы. Чеканка Сабы и Хадрамаута следовала персидскому или малоазийскому стандарту. Римский монетный тип в I в. н. э. вытесняет афинские имитации из Хадрамаута. Со II в. до н. э. ведет свою историю монетное дело царства Химйар. Несмотря на то, что Южн. А. в IV–V вв. была объединена под властью Химйара, общенациональной монеты не чеканилось, в обращении оставались монеты позднего сабейского типа. «Открытие» Южн. Аравии Долгое время реальная Юж.н А. оставалась практически не известной в Европе. Скудость сведений античных авторов об этом регионе, удаленность от Средиземноморья, тяжелый климат, необходимость пересечь трудное для навигации Красное море или пустынный Аравийский п-ов, враждебность аравийских племен по отношению к прибывавшим европейцам обусловили то, что история государств этого региона была практически забыта. В X в. йеменский ученый-энциклопедист аль-Хамдани составил энциклопедию «аль-Икиль», один из томов которой посвящен истории Южн. А. Его можно считать первым историком, обратившимся к этому региону. Позднейшие европейские исследователи пользовались его книгой как путеводителем. Первым европейским путешественником, посетившим в 1500–1505 нынешнюю территорию Йемена, был итальянский мореплаватель Лодовико ди Вартема. В XVI в. Южн. А. становится объектом борьбы Португалии и Османской империи. Португальский мореплаватель Васко да Гама в 1507 сумел на время занять о-в Сокотра. Его попытки овладеть Аденом — важнейшим портом при выходе из Красного в Аравийское море — не увенчались успехом, и в 1538 Аден перешел под власть турецкого султана. Португальский священник Паэз посетил в 1589–1594 Хадрамаут, описал богатство Мариба и даже провел некоторое время в неволе в Сане. Он был одним из первых, кто прославил Йемен как родину превосходного кофе. В 1762–1763 датский ученый К. Нибур совершил несколько путешествий по Южн. А., положив начало ее научному изучению. Его книга «Описание А.» на протяжении целого столетия оставалась настольной для всех, кто обращался к истории и географии этого региона. 6 мая 1834 английские морские офицеры во главе с Дж. Р. Уэллстедом посетили Кану — главный порт древнего Хадрамаута. Знакомство с руинами Райбуна — крупнейшего земледельческого оазиса Хадрамаута — начинается с путешествия Адольфа фон Вреде, отчет о котором был опубликован в 1870. Притоку европейцев в Южн. А. способствовало и открытие в 1869 Суэцкого канала. Систематическое изучение надписей — главного источника по истории древней Южн. А. — было положено в 1870, когда французский исследователь Жозеф Галеви был отправлен французской Академией надписей и изящной словесности в Йемен для сбора материала к готовившемуся корпусу древних южноаравийских надписей. В 1882–1892 его работа по заданию той же Академии была продолжена австрийским ученым Эдуардом Глазером. Глазер составил и грамматику сабейского языка. Первые археологические раскопки в Южн. А. были проведены только в 1928 немецким исследователем Карлом Ратйенсом, который провел работы в святилище аль-Хукка в 23 км к северо-западу от Саны. Наибольший вклад в 1930—1960-е в изучение древней Южн. А. внесли географы Х. фон Виссманн (Австрия) и Джон Филби (Великобритания), филологи Гонзак Райкманс (Голландия) и Жаклин Пирренн (Бельгия). Систематическое и масштабное археологическое, лингвистическое, этнографическое изучение древней Южн. А. началось только в последней четверти XX в. (см. сабеистика). Первые государства на территории Южной Аравии Из южно-аравийских государств наибольший след в истории оставили Саба, Катабан, Маин, Химйар и Хадрамаут. Их развитие определялось географическим положением юго-запада Аравийского п-ова на побережье Красного и Аравийского морей, между прибрежными равнинами, окружающими их горами, возвышенностями и пустыней. Экономической основой складывания южноаравийской цивилизации явилось террасное земледелие, скотоводство (прежде всего, верблюдоводство), посредническая торговля по Пути благовоний — аравийскому аналогу Великого Шелкового пути. Религия древней Южной Аравии Внутренний мир жителей древней Южн. А. известен мало. Богатый урожай и здоровое потомство составляют большую часть просьб, обращенных к богам. Цари же и их слуги благодарили своих покровителей за благополучное возвращение из похода, богатую добычу, посрамление врагов. Функции большей части божеств остаются неясными. Южноаравийские божества обладали астральной природой, что следует из их имен: Шамс (солнце), Сахар (рассвет), Астар (Венера). В каждом царстве почитали свое династическое божество. Главным сабейским божеством, упоминаемым в древнейших надписях, был Альмака. Наиболее почитаемым божеством Маина являлся Вадд. В Хадрамауте династическим богом был Син, лунное божество, к имени которого добавляют эпитет Алим («Син ритуальных трапез») — по одной из главных особенностей его культа. Имя Син, по-видимому, родственно имени месопотамского бога луны Сина, хотя символом последнего был орел, что указывает, скорее, на связь с солнцем. Женским божеством солнца выступала Зат-Химйям, мужским — Шамс. В Катабане наиболее часто упоминаемым богом был Амм. Наиболее почитаемым южноаравийским святилищем являлся Аввам — храм Альмака в Марибе. Обожествление людей в древней Южн. А. имело место крайне редко и было, вероятно, заимствовано из римского Египта. Человеческие жертвоприношения не известны в Южн. А., кроме тех случаев, когда речь шла о военнопленных. Судя по распространенности магических знаков на наскальных граффити, магия занимала значительное место в религиозных представлениях жителей Южн. А. Вера в посмертное существование также была их характерной чертой. С IV в. н. э. на территории Южн. А. начинают распространяться иудаизм и христианство. К этому времени в надписях уже встречаются упоминания безымянного единого бога, что дает основание предполагать наличие монотеистических тенденций в религиозной жизни. К V в. упоминания об астральных божествах практически исчезают, хотя древние верования еще долгое время сохранялись, даже в период утверждения ислама. Последние сабейские надписи были оставлены в первой половине VI в. н. э. христианами или иудеями.
Домусульманская Аравия — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Домусульманская Аравия — это период, охватывающий историю Аравийского полуострова до появления ислама и создания Арабского халифата в VII веке. В исламской теологии культура доисламского периода обозначается термином «джахилия».
Палеолит
Доашельская индустрия Хадрамаута многослойной пещерной стоянки Аль-Гуза в Йемене, характеризуется инвентарём, характерным для олдувайских памятников[1]. На основании геоморфологических, стратиграфических палеомагнитных данных из нижнего культуросодержащего горизонта Н можно сделать вывод, что заселение Южной Аравии человеком произошло ок. 1,65—1,35 млн лет назад[2]. В эпоху раннего палеолита именно Аравия стала первым местом, откуда человечество начало шествие по планете[3][4].
Данные люминесцентной хронологии указывают, что 130 тысяч лет назад Аравийский полуостров был относительно жарче, количество дождевых осадков было выше, благодаря чему он представлял собой покрытую растительностью и пригодную для обитания землю. В это время уровень Красного моря упал и ширина его южной части составляла всего 4 км. Это на короткое время создало для людей возможность форсирования Баб-эль-Мандебского пролива, через который они достигли Аравии и основали ряд первых стоянок на Ближнем Востоке — таких, как Джебель Файя (en:Jebel Faya)[5][6]. Ранние мигранты, спасаясь от климатических изменений в Африке, перешли через «Врата Скорби» на территорию современных Йемена и Омана и дальше через Аравийский полуостров в поисках более благоприятных климатических условий. Между Красным морем и Джебель-Файя (ОАЭ) — расстояние в 2000 км, где ныне располагается непригодная к жизни пустыня, однако около 130 тысяч лет назад, в эпоху окончания очередного ледникового периода, Красное море было достаточно мелким, чтобы пересечь его вброд или на небольшом плоту, а Аравийский полуостров представлял собой не пустыню, а покрытую зеленью местность. С концом ледникового периода в Европе климат стал более жарким и засушливым и Аравия превратилась в пустыню, плохо приспособленную для жизни человека.
В эпоху верхнего палеолита/мезолита территорию Аравии населяли племена носителей гаплогруппы СК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 697 дней].
Расселение семитов
Некоторые авторы полагают, что Аравия была отечеством древних семитов[7], одной из ветвей которых были арабы. Другие считают, что семиты в V тысячелетии до н. э. мигрировали из африканского региона Сахары[8]. В любом случае они уже на рубеже IV—III тысячелетий до н. э. обосновались в Аравии. Древние кочевники-арабы поклонялись богине Аллат, чтили звёзды и верили в талисманы (в глубокую древность уходит культ чёрного камня).
Древняя Аравия
В середине II тысячелетия до н. э. из южноарабской языковой и племенной общности началось выделение крупных племенных союзов: маинейского, катабанского, сабейского. Племена управлялись вождями — кабирами, во главе союзов племен со временем стали мукаррибы, совмещавшие в себе жреческие и церемониальные функции. Во время военных походов они приобретали титул малик (царь)[9]. На основе союза племен начали формироваться царства. В XIV веке до н. э. сформировалось царство Маин, от которого через западную Аравию к Египту и Ханаану протянулся Путь благовоний. На этом пути маинцы построили перевалочные пункты Мекку и Медину. Южным конкурентом Маина стало Сабейское царство, известно благодаря упомянутой в Ветхом Завете Царице Савской, современнице Соломона. Южноаравийская письменность, принятая в Маинском и Сабейском царстве c IX века до н. э., развилась на основе хананейского письма, что указывает на связи Йемена с древней Палестиной, закрепленную в библейской легенде о происхождении прародителя арабов Измаила от Авраама. Через гавани южной Аравии проходят морские караванные пути из Средиземноморских стран в Индию (Офир).
Сабейское царство благотворно влияло на прогресс в сопредельных регионах Африки. В VIII веке до н. э. на эфиопские земли прибыла крупная сабейская колония, стремительно отделившаяся от своей аравийской метрополии. С прибытием сабеев связана известная эфиопская легенда о «Соломоновой династии», представителями которой якобы являлись эфиопские цари. Согласно легенде, все они были потомками древнеизраильского царя Соломона и библейской царицы Савской, то есть, правительницы Сабейского царства. Эфиопы традиционно называли царицу Савскую эфиопской Македой или Билкис. Переселение аравийцев на плато Тигре привело к распространению в Эфиопии не только семитских языков, но и многочисленных навыков: каменного строительства методом сухой кладки и резьбы по камню, расписной керамики и ещё некоторых достижений цивилизации. Смешавшись с кушитами, обитавшими в регионе Тигре, аравийские переселенцы образовали агази — древнеэфиопскую народность, по имени которого современная территория Тигре стала известна как «страна Агази», а древнеэфиопский язык — как геэз.
В VI—IV веках до н. э. арабы выступали союзниками державы Ахеменидов. В созданной при царе Дарии I Бехистунской надписи Аравия упоминается среди других персидских сатрапий.
Античная Аравия
Во II веке до н. э. на северо-западе Аравии образовалось Набатейское царство со столицей в Петре, в котором арабы вытеснили древних идумеев. Помимо территории Иордании набатеи контролировали запад современной Саудовской Аравии (Мадаин-Салих), а также имели свои форпосты на Синае (Дахаб) и в южной Сирии (Эс-Сувейда). Набатейцы пользовались набатейским письмом, которое послужило основой для арабского алфавита. Спустя триста лет римляне захватили Набатейское царство и включили его в состав своей провинции Каменистая Аравия.
Синхронно набатейскому царству на юго-западе Аравии появляется Химьяр, пришедший на смену Сабейскому царству в 115 году до н. э.[10]. Столицей Химьяра стал Зафар. Со временем (при Зу-Нувасе) в нём сильные позиции занял иудаизм. В IV и VI веках эфиопское войско дважды разорило юго-западную Аравию. После второго похода эфиопский гарнизон во главе с эфиопским наместником Абрахой поднял мятеж и образовал самостоятельное провизантийское государство Химьяр с центром в Сане, которая стала центром распространения христианства в южной Аравии. По легенде в 570 году Абраха направил карательную экспедицию в тогда ещё языческую Мекку, которая закончилась провалом (Год Слона).
Ирано-византийское пограничье
Экспансия химьяра в центральную Аравию привела к появлению Кинда. Геополитически ориентированные на Византию киндиты столкнулись с «персидскими арабами» под предводительством Лахмидов, кочевавших в низовьях Евфрата. По территории Аравии прошёл цивилизационный разлом между христианской Византией и зороастрийской Персией, в зоне которого полыхала ожесточенная межплеменная война. В VI веке на смену ослабевшим киндитам византийскую политику стали проводить Гассаниды, которые также потерпели поражение и к концу VI века Аравия была превращена в персидскую окраину.
См. также
Напишите отзыв о статье "Домусульманская Аравия"
Примечания
↑ Амирханов Х. А. Каменный век Южной Аравии / РАН. Ин-т археологии. – М.: Наука, 2006. – 693 с. – Библиогр.: с. 589–597.
↑ Амирханов Х. А., Деревянко А. П. Разведки памятников каменного века в Дагестане в 2003 г. // Древности Кавказа и Ближнего Востока. — Махачкала: Эпоха, 2005. — С. 33-40.
↑ [www.countries.ru/library/ancient/civ_arabia.htm Цивилизации Древней Южной Аравии]
↑ [lenta.ru/news/2012/01/27/arabia/ Аравийский полуостров признали первым плацдармом человеческой миграции]
↑ [elementy.ru/news/431505 Найдено новое подтверждение раннего выхода сапиенсов из Африки «южным путём»] — Элементы - новости науки
↑ [archive.archaeology.org/1105/trenches/homo_sapien_migration_africa_arabia.html From the Trenches - New Evidence for Mankind's Earliest Migrations] — Archaeology Magazine Archive
↑ [www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Eger/02.php Егер О. Всемирная история (том первый. Древний мир)]
↑ [www.wirade.ru/history/history_ancient_asia_02_middle_east.html Восточное Средиземноморье и Аравия]
↑ [www.mystic-chel.ru/east/arabia/516.html Южноаравийские государства в древности]
↑ [historic.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st045.shtml Аравия в III—I веках до н. э.]
Литература
Отрывок, характеризующий Домусульманская Аравия
Полицеймейстер, ездивший в это утро по приказанию графа сжигать барки и, по случаю этого поручения, выручивший большую сумму денег, находившуюся у него в эту минуту в кармане, увидав двинувшуюся к нему толпу людей, приказал кучеру остановиться. – Что за народ? – крикнул он на людей, разрозненно и робко приближавшихся к дрожкам. – Что за народ? Я вас спрашиваю? – повторил полицеймейстер, не получавший ответа. – Они, ваше благородие, – сказал приказный во фризовой шинели, – они, ваше высокородие, по объявлению сиятельнейшего графа, не щадя живота, желали послужить, а не то чтобы бунт какой, как сказано от сиятельнейшего графа… – Граф не уехал, он здесь, и об вас распоряжение будет, – сказал полицеймейстер. – Пошел! – сказал он кучеру. Толпа остановилась, скучиваясь около тех, которые слышали то, что сказало начальство, и глядя на отъезжающие дрожки. Полицеймейстер в это время испуганно оглянулся, что то сказал кучеру, и лошади его поехали быстрее. – Обман, ребята! Веди к самому! – крикнул голос высокого малого. – Не пущай, ребята! Пущай отчет подаст! Держи! – закричали голоса, и народ бегом бросился за дрожками. Толпа за полицеймейстером с шумным говором направилась на Лубянку. – Что ж, господа да купцы повыехали, а мы за то и пропадаем? Что ж, мы собаки, что ль! – слышалось чаще в толпе.
Вечером 1 го сентября, после своего свидания с Кутузовым, граф Растопчин, огорченный и оскорбленный тем, что его не пригласили на военный совет, что Кутузов не обращал никакого внимания на его предложение принять участие в защите столицы, и удивленный новым открывшимся ему в лагере взглядом, при котором вопрос о спокойствии столицы и о патриотическом ее настроении оказывался не только второстепенным, но совершенно ненужным и ничтожным, – огорченный, оскорбленный и удивленный всем этим, граф Растопчин вернулся в Москву. Поужинав, граф, не раздеваясь, прилег на канапе и в первом часу был разбужен курьером, который привез ему письмо от Кутузова. В письме говорилось, что так как войска отступают на Рязанскую дорогу за Москву, то не угодно ли графу выслать полицейских чиновников, для проведения войск через город. Известие это не было новостью для Растопчина. Не только со вчерашнего свиданья с Кутузовым на Поклонной горе, но и с самого Бородинского сражения, когда все приезжавшие в Москву генералы в один голос говорили, что нельзя дать еще сражения, и когда с разрешения графа каждую ночь уже вывозили казенное имущество и жители до половины повыехали, – граф Растопчин знал, что Москва будет оставлена; но тем не менее известие это, сообщенное в форме простой записки с приказанием от Кутузова и полученное ночью, во время первого сна, удивило и раздражило графа.
Впоследствии, объясняя свою деятельность за это время, граф Растопчин в своих записках несколько раз писал, что у него тогда было две важные цели: De maintenir la tranquillite a Moscou et d'en faire partir les habitants. [Сохранить спокойствие в Москве и выпроводить из нее жителей.] Если допустить эту двоякую цель, всякое действие Растопчина оказывается безукоризненным. Для чего не вывезена московская святыня, оружие, патроны, порох, запасы хлеба, для чего тысячи жителей обмануты тем, что Москву не сдадут, и разорены? – Для того, чтобы соблюсти спокойствие в столице, отвечает объяснение графа Растопчина. Для чего вывозились кипы ненужных бумаг из присутственных мест и шар Леппиха и другие предметы? – Для того, чтобы оставить город пустым, отвечает объяснение графа Растопчина. Стоит только допустить, что что нибудь угрожало народному спокойствию, и всякое действие становится оправданным.
Все ужасы террора основывались только на заботе о народном спокойствии.
На чем же основывался страх графа Растопчина о народном спокойствии в Москве в 1812 году? Какая причина была предполагать в городе склонность к возмущению? Жители уезжали, войска, отступая, наполняли Москву. Почему должен был вследствие этого бунтовать народ?
Не только в Москве, но во всей России при вступлении неприятеля не произошло ничего похожего на возмущение. 1 го, 2 го сентября более десяти тысяч людей оставалось в Москве, и, кроме толпы, собравшейся на дворе главнокомандующего и привлеченной им самим, – ничего не было. Очевидно, что еще менее надо было ожидать волнения в народе, ежели бы после Бородинского сражения, когда оставление Москвы стало очевидно, или, по крайней мере, вероятно, – ежели бы тогда вместо того, чтобы волновать народ раздачей оружия и афишами, Растопчин принял меры к вывозу всей святыни, пороху, зарядов и денег и прямо объявил бы народу, что город оставляется.
Растопчин, пылкий, сангвинический человек, всегда вращавшийся в высших кругах администрации, хотя в с патриотическим чувством, не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он думал управлять. С самого начала вступления неприятеля в Смоленск Растопчин в воображении своем составил для себя роль руководителя народного чувства – сердца России. Ему не только казалось (как это кажется каждому администратору), что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководил их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ёрническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху. Красивая роль руководителя народного чувства так понравилась Растопчину, он так сжился с нею, что необходимость выйти из этой роли, необходимость оставления Москвы без всякого героического эффекта застала его врасплох, и он вдруг потерял из под ног почву, на которой стоял, в решительно не знал, что ему делать. Он хотя и знал, но не верил всею душою до последней минуты в оставление Москвы и ничего не делал с этой целью. Жители выезжали против его желания. Ежели вывозили присутственные места, то только по требованию чиновников, с которыми неохотно соглашался граф. Сам же он был занят только тою ролью, которую он для себя сделал. Как это часто бывает с людьми, одаренными пылким воображением, он знал уже давно, что Москву оставят, но знал только по рассуждению, но всей душой не верил в это, не перенесся воображением в это новое положение.
Вся деятельность его, старательная и энергическая (насколько она была полезна и отражалась на народ – это другой вопрос), вся деятельность его была направлена только на то, чтобы возбудить в жителях то чувство, которое он сам испытывал, – патриотическую ненависть к французам и уверенность в себе.
Но когда событие принимало свои настоящие, исторические размеры, когда оказалось недостаточным только словами выражать свою ненависть к французам, когда нельзя было даже сражением выразить эту ненависть, когда уверенность в себе оказалась бесполезною по отношению к одному вопросу Москвы, когда все население, как один человек, бросая свои имущества, потекло вон из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства, – тогда роль, выбранная Растопчиным, оказалась вдруг бессмысленной. Он почувствовал себя вдруг одиноким, слабым и смешным, без почвы под ногами.
Получив, пробужденный от сна, холодную и повелительную записку от Кутузова, Растопчин почувствовал себя тем более раздраженным, чем более он чувствовал себя виновным. В Москве оставалось все то, что именно было поручено ему, все то казенное, что ему должно было вывезти. Вывезти все не было возможности.
«Кто же виноват в этом, кто допустил до этого? – думал он. – Разумеется, не я. У меня все было готово, я держал Москву вот как! И вот до чего они довели дело! Мерзавцы, изменники!» – думал он, не определяя хорошенько того, кто были эти мерзавцы и изменники, но чувствуя необходимость ненавидеть этих кого то изменников, которые были виноваты в том фальшивом и смешном положении, в котором он находился.
Всю эту ночь граф Растопчин отдавал приказания, за которыми со всех сторон Москвы приезжали к нему. Приближенные никогда не видали графа столь мрачным и раздраженным.
«Ваше сиятельство, из вотчинного департамента пришли, от директора за приказаниями… Из консистории, из сената, из университета, из воспитательного дома, викарный прислал… спрашивает… О пожарной команде как прикажете? Из острога смотритель… из желтого дома смотритель…» – всю ночь, не переставая, докладывали графу.
На все эта вопросы граф давал короткие и сердитые ответы, показывавшие, что приказания его теперь не нужны, что все старательно подготовленное им дело теперь испорчено кем то и что этот кто то будет нести всю ответственность за все то, что произойдет теперь.
– Ну, скажи ты этому болвану, – отвечал он на запрос от вотчинного департамента, – чтоб он оставался караулить свои бумаги. Ну что ты спрашиваешь вздор о пожарной команде? Есть лошади – пускай едут во Владимир. Не французам оставлять.
– Ваше сиятельство, приехал надзиратель из сумасшедшего дома, как прикажете?
– Как прикажу? Пускай едут все, вот и всё… А сумасшедших выпустить в городе. Когда у нас сумасшедшие армиями командуют, так этим и бог велел.
На вопрос о колодниках, которые сидели в яме, граф сердито крикнул на смотрителя:
– Что ж, тебе два батальона конвоя дать, которого нет? Пустить их, и всё!
– Ваше сиятельство, есть политические: Мешков, Верещагин.
wiki-org.ru
Города Саудовской Аравии: древние крепости
Некоторые города Саудовской Аравии являлись в древности крепостями. Часть из них сегодня представлчет крупные мегаполисы с многовековой историей.
Эр-Рияд
На протяжении многих лет из небольшого города-крепости Эр-Рияд превращался в динамично развивающийся мегаполис. Первые серьезные изменения начались во время нефтяного бума 1950-х годов, когда старые строения были снесены с целью освобождения места для коммерческой застройки. Сегодня Эр-Рияд является одним из самых быстрорастущих и процветающих городов в мире.
Столица и крупнейший город королевства, Эр-Рияд, разделен на 17 муниципалитетов. Каждый из них по-своему вносит свой вклад в яркий образ города, который пережил красочное прошлое, история его уникальна. В 1991 году город пострадал от иракских ракетных ударов во время войны в Персидском заливе, но вскоре после этого вернулся к нормальной жизни. За долгие годы мегаполис вырос как в культурном, так и в коммерческом отношении. Наряду с городскими районами Дахран, Даммам и Аль-Хобар, Эр-Рияд стал координационным центром для путешествий и торговли. Рядом с окраиной находится древний город Аи-Дахия.
Самая поразительная особенность Эр-Рияд — это его архитектура, которая является динамичным сопоставлением старого и нового — современные высотные башни бросают тень на здания, источающие очарование старого мира. В дополнение к эпицентру власти, город также является коммерческим центром. Это подтверждается многочисленными образовательными, финансовыми, сельскохозяйственными, культурными, техническими и общественными организациями.
Город Саудовской Аравии
Олайя
Оживленный район Olaya — это сердце и душа города. Этот коммерческий и жилой район предлагает места развлечения, рестораны и магазины все, что удовлетворит и бюджет состоятельного человека, и простого обывателя. Центр Королевство и Аль Файсалия (Al Faisaliyah) являются достопримечательностями этого района, в то время как Шератон (Sheraton), Ховард Джонсон Плаза (Howard Johnson Plaza), торговые центры Аль-Тамими и Хаиф (Haif) популярны в окрестностях.
Многочисленные магазины, оживленные рынки, рестораны, предлагающие блюда мировой кухни, и огромные торговые центры района Салахуддин и улицы Короля Фахда притягивают тысячи туристов. Многие отели района, в том числе четырех-звездочный отель Аль Мутлак (Al Mutlaq), предлагают удобное размещение для желающих познакомиться с городом. К другим достопримечательностям относится Фаль (Fal), места отдыха и развлечений Центр Молл и развлекательный центр Аль-Шула.
Город Саудовской Аравии Эр-Рияд
Аль-Батаа (Al-Bathaa)
Аль-Bathaa находится в центре города и относится к его старой части. В его основе лежит красивый замок XIX-го века Масмак, который является одной из главных достопримечательностей города. На западе Эр-Рияд находится Музей истории и археологии.
Каср аль-Ххукм или Дворец правосудия располагается в районе с одноименным названием. Именно здесь губернатор встречается с гражданами, выслушивает их жалобы и узнает о проблемах и вопросах, влияющих на регион. Архитектура дворца, как и других зданий в этом районе, представляет собой идеальное сочетание традиционного и современного стилей.
Дипломатический квартал
Дипломатический квартал или DQ, как это обычно известно, является обителью посольств иностранных государств, международных организаций, а также резиденций и торговых центров. Украшенный пышными садами и окруженный многочисленными спортивными сооружениями, DQ также является одним из самых зеленых районов города. Квартал особенно известен своей прекрасной архитектурой и считается эталоном для других исламских городов по всему миру.
В то время как район Аль-Хобар является самым предпочтительным из жилых районов для иностранцев, область Аль-Dira богата коммерческими рынками и традиционными зданиями, в числе которых – знаменитый Королевский дворец и здания Аль-Муикила.
Старые города Саудовской Аравии
Туристические города Саудовской Аравии
Саудовская Аравия предлагает как природные и исторические чудеса от горных курортов Таиф и величия древних гробниц Набатин до разноцветных коралловых рифов Красного моря.
Несмотря на то, что по Саудовской Аравии путешествовали на протяжении веков миллионы людей, и каждый год Королевство посещают туристы со всего мира, все же исторически большинство посетителей – мусульмане во время проведения паломничества.
Сегодняшний взгляд на туризм в Саудовской Аравии совершенно новый — в 2000 году) была создана Комиссия Саудовской по туризму и древностям (SCTA для развития туризма в Королевстве).
Хаиль Саудовская Аравия
Рияд
Столица Саудовской Аравии, Эр-Рияд, является географическим и культурным центром страны и ее крупнейшим городом. После окружения кирпичными стенами, современный Эр-Рияд, чье название происходит от арабского словосочетания «для сада» («роудхах») — это современный город с постоянно расширяющейся сетью современных дорог, высотных зданий, жилых пригородов и промышленных парков.
Несмотря на то, что город современный, Эр-Рияд также во многом сохраняет свою традиционную привлекательность. Исторический район Каср аль-Хокм хорошо сохранился и был отремонтирован, чтобы мог оставаться культурным, торговым и общественным центром города.
Одной из самых ярких достопримечательностей Каср аль-Хокм является историческая крепость Масмак (Masmak), которую отвоевали у короля Абдель Азиза в 1902 году — создание условий для основы современного Королевства Саудовская Аравия. Другим важным событием является Дворец Мурабба (Murabba), бывший дом короля Абдель Азиза, который был отреставрирован, и исторический центр в Эр-Рияде.
В двадцати милях от Эр-Рияда находится город-крепость Дириа (Diriyah), прародина семьи Аль-Сауд и первая столица саудовского государства.
Древние города Саудовской Аравии
Джидда
Второй по величине город королевства, Джидда, является игровым, коммерческим, современным центром, который считается одним из самых оживленных городов Саудовской Аравии. В Джидде более 300 садов, это родина одного из самых высоких фонтанов в мире.
Одна из красивейших особенностей Джидда – это Корниш, аллея, простирающаяся на километры вдоль Красного моря, перемежающаяся с парками, фонтанами и озерами. Соседние прибрежные города с захватывающими пейзажами Красного моря и коралловые рифы делают Джидду популярным местом для занятий водными видами спорта.
В городе также есть ряд прекрасно отреставрированных исторических зданий, в том числе Naseef House (Бейт Насиф), с более 100 номеров и широкой лестницей, чтобы верблюды могли пройти на первый этаж для разгрузки.
Джидда является основным портом Красного моря в Саудовской Аравии. На протяжении веков, в его большой порт прибывали суда, перевозящие грузы в порты по всему миру, а также суда привлечения паломников в хадж.
Город Саудовской Аравии: фото
Восточная провинция
Столица восточной провинции, Даммам — наряду с Дахран и Хубар — является главным центром судоходства, добычи нефти, торговли и промышленности и домом национальной нефтяной компании, Saudi Aramco. Это произошло в Дахран в 1936 году, когда знаменитое нахождение нефтяных скважин Dammam № 7 было обнаружено, доказывая, вне всякого сомнения, что Царство сидело на богатейших нефтяных месторождениях.
Dammam связан с Бахрейном резиденцией короля Фахда Саусевэй, шедевром инженерного искусства, который простирается 15,5 км по морю и мелиорированных земель.
Ггород Саудовской Аравии Даммам
Провинция Асир
Расположена в юго-западной части Саудовской Аравии, провинция Асир провинции обширная область крутых гор, пышной зелени и прохладного бриза.
Живописная региональная столица Абха (Abha) известна своими яркими домами, построенные в традиционном стиле. Жители красят свои дома каждый год обычно в рамках подготовки крелигиозным праздникам, к которым относятся Рамадан или хадж.
Национальный парк Асир, который охватывает 1100 тысяч гектаров, это настоящий рай для ботаников, зоологов и орнитологов, которые приезжают изучать местные растения и диких животных. Новые сорта и виды до сих пор обнаружены не были.
Город Саудовской Аравии Асир
Таиф
Горный курорт Таиф расположен 5600 метров над уровнем моря, в юго-западном регионе Саудовской Аравии. Приятный климат, роскошные парки, солнечное небо и экзотические дикие животные уже давно привлекают туристов в этот курортный город каждое лето.
Самый большой и известный общественный сад в Таифе, парк короля Фахда, включает в себя озеро, спортивные площадки, прогулочные дорожки, и мечеть. Посетители также могут зайти в дворец Шубра, бывшую летнюю резиденцию короля Абдель Азиза и самых известных исторических зданий в городе. В Таифе покупатели могут присмотреть себе традиционный Сук для ремесел, золото, серебро, специи, духи и другие безделушки.
Древняя Саудовская Аравия
Город Медина Саудовской Аравии и Мекка
Священный город Мекка — место рождения пророка Мухаммеда. Миллионы паломников со всего мира стремятся посетить Мекку каждый год, чтобы совершить хадж — паломничество, которое является важнейшим этапом в религиозной жизни мусульманина. Священная мечеть в Мекке — самая священная святыня ислама, Кааба, в которой мусульмане всего мира произносят свою молитву пять раз в день.
Мусульмане тянутся к Медине больше не из религиозного долга, а к Мекке — из любви и уважения к последнему пророку Бога, который создал первые исламские общины. Пророк Мухаммед провел последние годы его жизни в Медине, где его и многих его учеников похоронили. Город является родиной мечети Пророка.
И Мекка, и Медина открыты только для мусульманских посетителей.
Город Медина Саудовской Аравии
Город Саудовской Аравии Наджран
В древнем центре торговли Наджран, столице провинции Наджран, можно увидеть старые и новые здания, стоящие бок о бок, придавая городу особое очарование.
Посетители могут насладиться посещением нескольких музеев Наджрана, а также руин Аль-Ухдуд, бывшего коммерческого центра, который процветал с 500 г. до н.э. по 10 век. Аль-Ухдуд, резиденция бывшего губернатора, является замечательным примером местной архитектуры, с круглыми башнями с белыми валами. Рынок Наджран хорошо известен своими традиционными ремеслами, такие как красочные корзины, изделия из кожи и старых ювелирных изделий из серебра бедуинов.
Также стоит посетить плотины Аль-Мадик в провинции Наджран, второй по величине плотины в Саудовской Аравии. Плотина стала туристической достопримечательностью с парками на каждом конце и огромным разнообразием пальм, цветущих кустарников и цитрусовых деревьев.
Древние города мира
Град
Исторический оазис радует глаз своими экспансивными бульварами, парками, детскими площадками и освежающим климатом, регулярно привлекает огромное количество саудовских семей.
В древние времена Хаиль был привалом при караванном пути, простирающимся от Месопотамии, Персии и Средней Азии в Мекку и Медину, вдоль знаменитой Дарб Зубайда. В проложенный 12 веков назад и названный в честь жены Аббасидов халифа Харуна ар-Рашида (763-809) караванный путь были включены сотни колодцев и цистерн. Их развалины все еще можно увидеть в Хаиль сегодня.
Руины древнего города Саудовской Аравии
Аль-Джуф
Расположенный в северной части Саудовской Аравии Аль-Джуф славится своими древними руинами, которые свидетельствует о пребывании ассирийцев в данном регионе. Регион был важным перекрестком для трейдеров, направляющихся на Аравийский полуостров из Ирака и Сирии.
Аль-Джуф также имеет особое значение в истории ислама. После завоевания мусульманами в третьем году хиджры (переселение пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 г. н.э.), Аль-Джуф стал перевалочным пунктом для мусульманских армий, приступивших к распространению ислама.
drevniy-egipet.ru
Религия древней Южной Аравии. История Древнего Востока
Религия древней Южной Аравии
Основным источником знаний о религии древней Южной Аравии являются оставленные в храмах надписи, посвященные определенным божествам. Надписей, в которых говорилось бы о культовых ритуалах, очень мало. Молитв, плачей, панегириков, благословений, характерных для других древневосточных культур, не сохранилось вовсе. С другой стороны, имеются надписи, в которых упоминаются культовые паломничества и трапезы, жертвоприношения богам, с тем чтобы они ниспослали дождь в период засухи. Отчасти недостаток информации из эпиграфических источников дополняется изобразительным искусством.
Южноаравийские божества обладали астральной природой, что следует из их имен: Шамс (солнце), Руб (четверть Луны), Сахар (рассвет). Бог Астар (воплощение Венеры) сохранял свое имя в патеонах всех южноаравийских царств. В иерархии южноаравийских божеств он занимал первое место. Несмотря на то что его имя родственно имени месопотамской богини Иштар и ханаанейско Астарты, это божество мужского пола. Он являлся богом плодородия и дождя.
Надгробная плита с изображением усопшего
Руины храма Альмакаха в Марибе
В каждом царстве почитали свое династическое божество. Главным сабейским божеством, упоминаемым в древнейших надписях, был Альмаках. Люди считались его детьми, из которых первым и главнейшим был мукарриб. Именно мукаррибы поддерживали связь между миром богов и людьми, они руководили постройкой храмов и ритуальной охотой. В марибском оазисе Альмакаху были посвящены два храма.
Наиболее почитаемым божеством Маина был Вадд, имя которого означает «любовь». В храмовых надписях по всей территории Южной Аравии встречается формула «Вадд – отец». В Хадрамауте династическим богом был Син, к имени которого добавляли эпитет Алим по имени центра его культа в столице царства Шабве. В Шабве и Райбуне, крупнейшем земледельческом оазисе Хадрамаута, были возведены храмы, посвященные Сину. Это имя, должно быть, родственно имени месопотамского бога луны – Сина, хотя символом хадрамаутского божества был орел, что указывает, скорее, на связь его с солнцем. Женским божеством солнца была Зат-Химьям, мужским – Шамс. В Катабане наиболее почитался бог Амм.
Длительное время существовала гипотеза, согласно которой единый южноаравийский пантеон возглавляла триада богов, во главе которой стоял бог луны (отец). Богиня солнца считалась матерью, а бог Венеры Астар был их сыном. В настоящее время эта гипотеза подвергается сомнению.
Наиболее почитаемым южноаравийским святилищем был Аввам – храм Альмакаха в Марибе – овальной формы с обширным внутренним двором, окруженным 32 монолитными колоннами. Его изучение началось в 50-е гг. XX в., но назначение многих зданий вокруг храма до сих пор не прояснено. Это самое крупное святилище в Южной Аравии. Высота его стен достигала 13 м.
Человеческие жертвоприношения в Южной Аравии неизвестны, кроме тех случаев, когда речь шла о военнопленных. Судя по распространенности магических знаков на наскальных граффити, магия занимала важное место в религиозных представлениях Южной Аравии. Вера в посмертное существование также была их характерной чертой.
С IV в. н. э. на территории Южной Аравии начинают распространяться иудаизм и христианство. К этому времени в надписях уже встречаются упоминания некоего «единого бога», что дает основание предполагать наличие монотеистических тенденций в религиозной жизни. Первая монотеистическая надпись датируется серединой IV в. н. э. К V в. н. э. упоминания об астральных божествах практически исчезают, хотя древние верования еще долгое время сохранялись, даже в период утверждения ислама. Последние сабейские надписи были оставлены в 1-й половине VI в. н. э. христианами или иудеями.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Аравия Южная. История Древнего мира
Самым крупным полуостровом Азии является Аравийский полуостров. Когда-то давным-давно этот полуостров выглядел как волнистое плато, которое пересекалось руслами высохших рек. В основном в стране были сухие степи, которые во внутренних частях полуострова переходили в песчаные и каменистые пустыни. Поэтому земледелием можно было заниматься лишь в немногочисленных оазисах около источников и колодцев.
Интересно узнать: Аравия делилась на Каменистую (северо-западная часть страны), Пустынную (большая часть полуострова) и Счастливую (земледельческие области на юго-западе). В этих частях полуострова разной была не только природа, но и образ жизни населявших их жителей. В юго-западной части полуострова распространены тропические культуры, такие как аравийский кофе мокко, сахарный тростник, бананы, индиго. У источников в оазисах растут высокие финиковые пальмы, тамариксы, смоковницы, посевы пшеницы и фруктовые сады. Что касается пустынь, лесов там нет, встречаются лишь редкие деревья, стоящие отдельно — колючая с мелкими седыми листьями аравийская акация, различные тамариксы.
В степях жили немногочисленные племена кочевников — бадауин, откуда происходит слово «бедуин». Их образ жизни, как и образ жизни других кочевников, изменялся очень медленно. Бедуины кочевали по песчаным степям Аравийского полуострова со стадами мелкого рогатого скота и одногорбых верблюдов (дромадеров). Когда человек приручил верблюда неизвестно, однако изображение человека рядом с верблюдом дошло из Египта еще от времени VI династии, а верблюда с поклажей — от времени XVIII династии. С самого конца II тысячелетия до нашей эры дошли первые точные сведения об отрядах воинов на верблюдах. Однако и в начале I тысячелетия до нашей эры верблюд не использовался в Передней Азии для караванов в качестве вьючного животного. Эти животные были широко распространены к тому времени у арабов. Разведение верблюдов для аравийских кочевников играло очень важную роль, потому что, кроме того, что они были вьючным скотом, они еще и обеспечивали кочевников молоком и шерстью.
Вид из космоса
Земледелие было развито на очень примитивном уровне и занимались им, как было уже сказано, там, где это было возможно. В жизни бедуинов важное место занимала финиковая пальма. Ее использовали самыми различными способами.
Бедуины жили первобытнообщинным строем: вода, земля, пастбища принадлежали роду и племени. Племя — это была высшая форма социальной и экономической организации (кабила). Племена делились на роды (каум), а роды — на патриархальные семьи (ахль — шатер).
Вне рода человек считался ничем. Даже в настоящее время бедуин, называя себя, указывает сначала название своего племени и только после этого свое личное имя.
Интересно узнать: большую роль в жизни бедуинов играл обычай кровной мести, часто целые племена истребляли друг друга в кровавых войнах, так они мстили даже за неумышленные убийства.
Стела с изображением стилизованной головы мужчины. Южная Аравия, II в. н.э.
Во главе племени стоял шейх. Иногда во главе арабских племен стояли женщины.
В Южной Аравии было четыре известных государства: Минейское, Саба, Хадрамаут и Катабан.
Минейское государство процветало за счет торговли благовониями. В хозяйствах использовали труд захваченных и привозных рабов.
Государство Саба играло главную роль как торговый посредник между Индией, восточным побережьем Африки и государствами греко-римского и эллинистического мира.
История государства Хадрамаут практически неизвестна. Оно славилось производством благовоний.
Основой хозяйства государства Катабан было земледелие с высокой культурой искусственного орошения. Важнейшими культурами считались пшеница и финики. Родоплеменные отношения были несколько иные: наряду с царем значительную роль играл совет старейшин и народное собрание. Важнейшие вопросы решало собрание племен, в котором принимало участие все население, кроме арабов.
Что касается верований южных арабов, то в настоящее время известны имена более сотни богов, которым поклонялись арабы и южноаравийцы в то время. Многие божества были связаны с небесными светилами и явлениями. Солнце (Шамс) изображалось в виде богини.
Культура населения Южной Аравии была своеобразная и относительно высокая. Была развита письменность.
sitekid.ru
Древняя Аравия. Всемирное наследие ЮНЕСКО
Ирригационные системы афладж (Оман) существуют с XXV в. до н.э. Объект Всемирного наследия включает пять систем афладж (мн. число от араб. фаладж – «оросительный канал»). Эти уникальные по своему устройству многокилометровые дренажные тоннели собирали воды подземных источников и тянулись под небольшим наклоном от предгорий вниз, в долины. Такие оросительные системы давали возможность эффективно и равномерно делить воду между всеми нуждающимися в ней регионами Омана. К ирригационным системам афладж относились также многочисленные пожарные вышки, которые стояли вдоль оросительных каналов, а также мечети, солнечные часы и постройки, где торговали водой. До сих пор три тысячи подобных систем используются на территории страны.
Древний торговый путь «Тропа ладана» (Оман) сформировался еще в III тысячелетии до н.э. На протяжении многих веков торговля ладаном – ароматической смолой, была единственным источником доходов для многих поселений, затерянных в Аравийской пустыне. В средине века ладан являлся одним из важнейших товаров Востока, поскольку он широко применялся для окуривания во время религиозных обрядов. Эта драгоценная ароматическая смола настолько высоко ценилась в прежние времена, что ее стоимость оценивалась буквально на вес золота.
Археологические памятники Калат-аль-Бахрейн (Бахрейн) сконцентрированы в «телле» – огромном холме многовековых культурных напластований высотой 12 м. Его верхний слой – португальская крепость, по имени которой этот холм и получил свое название (кала – «крепость»). Здесь можно увидеть одновременно фортификационные сооружения разных эпох, дворцы и жилую застройку. Именно здесь находилась столица государства Димлун, которая была центром древней цивилизации этого региона. С III в. до н.э. до XVI в. в этом портовом городе торговали, строили дома и храмы.
Доисторические памятники Бата (Оман) расположены рядом с пальмовой рощей во внутренней части султаната. Вместе с близко расположенными памятниками Эль-Хутм и Эль-Айн они образуют наиболее целостный из всех существующих в мире комплекс поселений и некрополей III в. до н.э., рассказывающий о жизни народов, населявших в древности территорию современного Омана.
Старый укрепленный город Шибам (Йемен) – наиболее интересный пример доисламской архитектуры. Внутри крепостных стен XVI в. находится уникальный архитектурный комплекс – «глиняные небоскребы», дома очень плотной сотообразной застройки из сырцового кирпича, украшенные цветным рельефным узором, насчитывающие по 10-11 этажей. Они были построены только из обожженной глины, зубцы башен нередко лепили из гипса, покрытого сверху гашеной известью. Выразительные башенные сооружения, возвышающиеся над утесом, дали городу прозвище «Манхеттен в пустыне». Дома-небоскребы надстраивались по мере надобности в расширении. Такое компактное градостроительство обеспечивало защиту от частых нападений кочевников. Бывает, что в результате сильных дождей и паводков постройки рушатся, но жители их отстраивают заново.