Древняя бактрия. Сказочные сокровища древней Бактрии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Греко-Бактрийское царство. Древняя бактрия


Бактрия

Бактрия (др.-греч. Βακτριανή от др.-перс. Baxtri-; перс. بلخ‎, тадж. Балх, узб. Балх) — историческая область в Большом Иране между горной цепью Гиндукуш и хребтами Памира. Столицей страны был город Бактры (правильнее м.р. — Бактр). На востоке она граничила со страной паропамисадов и Гандхарой. Бактрийцы говорили на бактрийском — иранском языке индо-иранской подгруппы индоевропейской языковой семьи. Современные пуштуны и таджики - прямые потомки древних бактрийцев.

baktria

1. География

Бактрия представляет собой равнинную страну в среднем течении Амударьи. Границами Бактрии на севере являются отроги Памира, на юге — Гиндукуш. Сердцем Бактрии был обширный оазис в пустынной дельте одной из рек, стекающих с отрогов Гиндукуша. Центром оазиса был город Бактры (или Бактр/Балх), давший название всей стране. Западно-европейские ученые, Бактрией называют географический регион, северной границей которого была река Амударья. Бактрию отличало выгодное географическое положение на перекрестке путей с севера на юг (из Великой степи в Индию и к побережью Океана) и с запада на восток (из стран Средиземноморья в Китай). Такое положение, наряду со сказочным плодородием края (Страбон: «…в Бактрии зерна размером с наши колосья»), позволило занять Бактрии видное место в истории с незапамятных времен. Согласно исследованиям Н. И. Вавилова, Бактрия является родиной многих культурных растений, в том числе — пшеницы.

1.1. Бактрия в контексте современного политического деления Средней Азии

В настоящее время регион Бактрии не является целиком частью какого-либо одного государства. Река Амударья, когда-то бывшая основной транспортной артерией Бактрии, в настоящее время является частью политических границ, делящиий когда-то единую территорию Бактрии. Южная или Левобережная Бактрия под названием Афганский Туркестан с середины XIX в. является неотъемлемой частью Афганистана (провинции Тахар, Кундуз, Балх, Джаузджан, частично Фарьяб, Саманган и Баглан). Территории Северной (Правобережной) Бактрии являются частью Узбекистана — Сурхандарьинская область и Таджикистана — юго-западная часть Хатлонской области и несколько районов центрального региона Таджикистана к югу от г. Душанбе, на территории которого также расположено одно из греко-бактрийских городищ.

2. История

Известно о существовании Бактрийско-Маргианского археологического комплекса — одной из цивилизаций бронзового века, которая существовала на территории восточного Туркменистана, южного Узбекистана, северного Афганистана и западного Таджикистана с XXIII по XVIII вв. до н. э. — в одно время с Индской цивилизацией в Пакистане и Древневавилонским царством в Междуречье. В благодатных землях горной страны, окружённой иранской пустыней, по одной из концепций, в VII веке до н. э. проповедовал пророк Заратустра (Зороастр), там же у него появились первые последователи. Священный язык, на котором была написана «Авеста», каноническая книга зороастризма, иногда называют древнебактрийским.

2.1. Империя Ахеменидов

В состав Ахеменидской империи Бактрия входила со времен Кира Великого и считалась одной из самых богатых и сильных сатрапий. Множество ценной информации о ахеменидской Бактрии содержится в трудах древнегреческого географа Ктесия, долгие годы служившего врачом при дворе царя Артаксеркса. В эпоху Ахеменидов в Бактрии возникло одно из первых греческих поселений — сюда были переселены с западных границ империи Бранхиды — жрецы храма Аполлона в Дидимах (Милет), перешедшие на сторону персидских захватчиков.

2.2. Александр Македонский

Сильная сатрапия, имевшая важное стратегическое значение, Бактрия во время походов Александра Македонского стала центром антимакедонского движения. Бесс, один из прежних ахеменидских сатрапов, в 330 г. до н. э. обосновался в Бактрии, приняв тронное имя Артаксеркс V. Однако уже в течение 329 г. Бактрия была завоевана македонскими войсками. Но Александр, как новый владыка Азии, искал примирения с бактрийскими вельможами, создавая надежный фундамент новой империи. Тут же, в Бактрии, Александр влюбился в Роксану, дочь Оксиарта, одного из крупнейших вельмож, и вскоре женился на ней (329 г. до н. э.).

В процессе присоединения Бактрии к новой империи, Александром было основано несколько военных поселений (от 8 (по Страбону) до 12 (по Юстину)). Однако Бактрия, для жителей запада, македонян и греков, казалась глухой провинцией, что в сочетании с неудовлетворительными условиями существования, особенно не устраивавшим греков (которым Александр не разрешал вести привычный образ жизни, то есть вместо полисов новые «города» представляли собой военные поселения). Это привело к тому что еще при жизни Александра (327 г. до н. э.) и сразу после смерти (323 г. до н. э.) колонисты восставали и изъявляли желание возвратиться на родину. Первый раз восстание закончилось усмирением колонистов — поводом к восстанию был ложный слух о смерти Александра. Второе восстание кончилось убийством 20.000 (по Диодору) греческих наемников из новых поселений, собравшихся вместе и начавших движение на запад, домой.

В административном отношении Бактрия сохранила статус сатрапии, во главе которой был поставлен Оксиарт, один из крупнейших вельмож и тесть Александра.

2.3. Междуцарствие 323—305 гг. до н. э.

Положение в этот период в Бактрии практически не известно. В то время как в западных областях империи Александра происходили многочисленные междоусобные войны, направленные на развал единого государства, в восточных сатрапиях продолжали управлять назначеннные еще Александром сатрапы, которых периодически меняли местами при каждом новом регенте, воцарявшиймся на западе.

2.4. Империя Селевкидов

После убийства в 311 г. законного наследника (сына Александра Македонского — Александра и его матери Роксаны) и «волны» царских провозглашений (306/5 г до н. э.) к 300 г. оформилась система новых эллинистических государств.Селевк I и его сын Антиох I) создали империю Селевкидов и основали целый ряд греческих городов на востоке Ирана, и на некоторое время греческий язык стал основным языком империи. Парадоксально, но греческое влияние более ощущалось в удалённой Бактрии, нежели в гораздо более близких к Греции территориях. Причиной тому было большое количество ссыльных греков, которых персидские цари стремились выслать в самые отдалённые земли огромной империи.

Царство Селевкидов было самым большим из эллинистических государств. Его первоначальным ядром была Вавилония, которая досталась Селевку при распределении между диадохами наследства Александра Македонского. В последующие годы Селевк, который принимал самое активное участие в кровопролитных событиях конца IV — начала III веков, значительно расширил пределы своих владений.

2.5. Греко-бактрийцы

Селевкиды столкнулись с рядом проблем, к тому же им постоянно приходилось отражать нападения Птолемея II. В конце концов они были вынуждены дать Диодоту, сатрапу Бактрии независимость (ок. 255 до н. э.) и возможность захватить Согдиану. Диодот стал основателем Греко-бактрийского царства. Он и его преемники сумели сохранить свою независимость, которая особо активно оспаривалась Антиохом III (последний в конечном счёте был завоёван римлянами в 190 до н. э.).

Греко-бактрийцы набирали мощь и сумели расширить свои владения и включили в них земли Индии:

«Часть Бактрии лежит вдоль пределов Арии к северу, большая же её часть находится над Арией и к востоку от неё. Там есть все за исключением масла. Те греки, что дали Бактрии свободу, стали так могучи на её плодородных землях, что владеть стали не одной лишь Арианой, но и Индией, как писал Аполлодор из Артемии: и больше племён подчинили они, чем Александр…»

(Страбон, XI. xi. 1)

2.6. Индо-греки

Бактрийский царь Евтидем и его сын Деметрий пересекли Гиндукуш с целью завоевать восточный Иран и долину реки Инд. На некоторое время они получили огромные земли, казалось, великая Греческая империя возродилась далеко на востоке. Но эта империя быстро распалась, разрываемая внутренними раздорами и бесконечными просягательствами на трон. Когда Деметрий ушёл в самую глубь Индии, один из его полководцев, Евкратид, объявил себя царём Бактрии. Этот шаг повлёк за собой появление целой вереницы подобных самозваных царьков и их борьбу друг против друга.

Большинство из таких царьков запечатлевали себя на монетах, которые в большом количестве находятся в Афганистане и Индии. Череда войн подрывала силу и авторитет греков в Бактрии. Преемники Деметрия и Евкратида отказались от чеканки монет по греческому образцу и создали новый стандарт, не заботясь о мнении греческого меньшинства. В Индии отторжение греческого шло ещё дальше. Царь Менандр Индийский, великий царь-завоеватель, к примеру, обратился в буддизм. Его преемники с трудом, но удерживали власть, но к 10 н. э. в Индии не осталось греческих правителей.

Будучи слабым государством, греко-бактрийская империя была сначала завоёвана саками, затем кушанами (кит. юэчжи), и в конце концов перестала существовать.

Тем не менее, удалённая от Греции, культура Бактрии все же продолжала носить на себе отпечаток греческих традиций. Смешение западных и восточных культурных традиций дало миру культуру Гандхары, пережившую империю на многие столетия.

2.7. Китай

В 126 до н. э. Бактрию (называемую Да Ся в Китае) посетил китайский путешественник Чжан Цянь. В I веке до н. э. Сыма Цянь использовал его записи в «Ши-цзи» («Исторические Записки»). В них описывается урбанистическое общество, насчитывающее до миллиона человек, окружающее свои города стенами и управляемое мелкими князьками. Да Ся описана как богатая страна с развитой торговлей.

Ко времени визита Чжан Цяня Да Ся уже не имела единого царя, а находилась под властью кочевых юэчжи, осевших на севере страны, за рекой Окс. Потому в его описании мы видим развитое некогда, но переживающее упадок ныне общество.

comunicom.ru

Греко-Бактрийское царство

История

Прежде чем приступить к описанию истории Греко-Бактрии стоит сказать следующее. Сведения о странах, лежавших на восточной окраине эллинистического мира (современные Афганистан, Средняя Азия, Пакистан и северо-западные районы Индии), весьма скудны и отрывочны. Далеко расположенные от цивилизаций с развитой письменной исторической традицией, эти страны лишь изредка попадали в поле зрения как греко-латинских историков и географов, так и придворных историографов китайских императоров. Собственная же историческая традиция в этих странах если и была, то нам пока неизвестна. Поэтому особенно велика ценность прямых исторических свидетельств, поставляемых археологией, — будь то хозяйственные документы или монетные находки (см. статью «Монеты с изображением царей»), памятники искусства или предметы вооружения, остатки ирригационных сооружений или развалины древних зданий. Все это в особенности приходится учитывать, рассматривая историю Греко-Бактрийского царства.

Селевкидское царство, оказавшееся наследником восточных владений Александра, стало уменьшаться в размерах уже через несколько десятилетий после своего возникновения. Особенно ощутимой для Селевкидов была потеря двух самых дальних восточных областей — Бактрии (современный Северный Афганистан и частично правобережье р. Амударьи) и Парфии (горы Копетдаг и примыкающие к ним долины Юго-Западной Туркмении и Северо-Восточного Ирана). Они были утрачены в середине III в. до н. э. во время междоусобиц между двумя селевкидскими царевичами — Селевком и Антиохом.

Карта Греко-Бактрии II век до н.э.

Карта Греко-Бактрии II в. до н.э.

В середине III в. до н.э. (между 256 и 245 гг. до н.э., примерно около 250 г. до н.э.) одновременно с Парфией от Селевкидов «отложился и Диодот (см. статью Таблица царей Греко-бактрии), наместник (епарх) тысячи городов бактрийских, и приказал, чтобы его величали царем; следуя этому примеру, народы всего Востока отпали от македонян», — пишет римский историк Юстин. Ядро владений Диодота и его преемников составляла территория Северного Афганистана (столица Бактрии находилась около современного города Балха), однако точные границы царства определить трудно. Но он не сразу разорвал отношения с государством Селевкидов, и некоторое время признавал себя формально от него зависимым. Однако, по существу, Бактрия, а также другие среднеазиатские области, входившие в обширное наместничество Диодота, были окончательно потеряны для Селевкидов. Его сын Диодот II, опираясь на местную и знать и видя шаткие позиции Селевкидов (ввиду затянушихся Сирийских войн), уже открыто провозгласил себя царём. Примеру Диодота II последовал Евтидем, наместник Согдианы или, как полагают другие, Маргианы и Арейи (Арианы). Евтидем, по-видимому, стал в подчинённое положение к Диодоту. И Диодот и Евтидем были эллинами и опирались в первую очередь на эллинских воинов, но возможно, что они находили поддержку и у иранской знати, которая предпочитала их Селевкидам.

Примерно в 239 г. до н.э. став царем Диодор II заключаем союзный договр с парфянским царем Арсаком против Селевка II. Этим союзом им удается отстоять свою независимость от державы Селевкидов. В 230 (235) г. до н.э. либо 223 г. до н.э. Диодор II был отстранен от власти своим вассалом – Евтидемом I, который и основал новую династию правителей Бактрии. В это же время активизируются Селевкиды, пытавшиеся вернуть отпавшие области. Антиох III разбивает в 208 (209) г. до н.э. парвян и направляет свои войска в Бактрию. В первом же серьезном сражение на реке Герируд (Арий), 10 тысяч конницы бактрийцев терпят поражение от Антиоха III. Евтидем бежит в свою столицу Бактрию (Балх) и запирается там. Началась продолжительная осада, длившеяся 2 года. Осаду удалось снять только после того, как Евтидем послал гонца к Антиоху, со следующим сообщением: «положение наше становится небезопасным. На границе стоят огромные полчища кочевников (саки и массагеты), угрожая обоим: если только варвары перейдут границу, то страна наверняка будет завоевана ими». Вняв доводам Евтидема, Антиох снял осаду. В 206 г. до н.э. был заключен династический брак (сын Евтидема Деметрис женился на дочери Антиоха) и царь Бактрии признал себя зависимым от Селевкидов.

При преемниках Евтидема происходит постепенное перемещение центра Греко-бактрийского царства с севера на юг. Сын и преемник Евтидема Деметрис I восходит на престол около 200 г. до н.э. А в 187-184 гг. до н.э. он завоевывает Арейю, Арахосию, Дрангиану (будущий Сакастан), Паропамисады (Гиндукуш) и Северо-Западную Индию. Это было время наибольшего территориального расширения Греко-бактрийского царства. Одной из причин перехода через Гиндукуш, стала защита буддийского учения.

Карта Греко-Бактрии I век до н.э.

Карта Греко-Бактрии I в. до н.э.

В 171 г. до н.э. стратиг Евкратид поднимает мятеж против Деметрия, в результате чего захватывает власть в Бактриане, сам же Деметрий I остается в захваченной северо-западной Индии и основывается Индо-греческое царство. По другой же версии, уже приемники Деметрия обосновались в Индии и стали родоначальниками тамошних царств. Евкратид присвоил себе титул царя царей, вероятно потому, что в его владение входили не только правители отдельных областей Греко-бактрийского государства, но и местные царьки, существовавшие как в индийских, так и в других частях страны. При нём Греко-бактрийское царство теряет часть своих владений. Вскоре после воцарения Евкрадита от Бактрии отделилась Согдиана, вошедшая позднее в состав Хорезма. Примерно в это же время парфянский царь Митридат I захватил Маргиану. Около 162 г. Эвкратид двинулся на завоевание Индии, где власть была уже у наследников Деметрия, и захватил значительную часть их владений. Но вскоре он теряет все свои завоеванияв Индии, что в итоге и приводит к мятежу в его собственных владениях. Конец же жизни великого «царя царей» был плачевным. Он был убит своим сыном Гелиоклом в 160 г.до н.э., который надругался над его трупом. Возможно, по мнению многих эллинов, это стало для Эвкратида справедливым наказанием за войну между эллинами, которую тот начал.

По всей видимости, Гелиокл не сразу пришел к власти после убийства отца. Начало его правления относят к 155 г. до н.э. Во время его правления Греко-бактрия все больше разрывается внутренними противоречиями и в конце концов падает под ударами кочевников — юэчжи. Происходит это в 145 г. до н.э, либо между 140 и 130 гг. до н.э. Но видимо, это был не одномоментный удар, а серия набегов. Впоследствии, среди юэжчи выделилось племя тохаров, по имени которых и область Бактрии стала называтся Тохаристаном.

Сам Гелиокол с остатками своей армии перешел Гиндукуш и отвоевал часть земель у Индо-греческого царства, обосновавшись в Арахозии. Так закончился эллинистический период Бактрии, но между тем на севере Индии продолжали править потомки Евтидема и Евкрадита.

Общество и хозяйство

Греко-бактрийское царство сохраняло четкое обособление греков от местного населения с сохранением всех эллинистических институтов и традиций в социальной жизни, греческого языка и большинства других элементов культуры. Здесь имеются в виду люди, сохранявшие греческий образ жизни и греческую культуру, но при этом могли не обязательно быть потомками только греков. Один из греко-бактрийских городов Александрия Оксианская, раскапывавшийся французскими археологами в Северном Афганистане (городище Ай-ханум у впадения р. Кокча в Амударью), — это типично эллинистический город с характерными для него акрополем и агорой, регулярной планировкой и общественными зданиями, пропилеями и портиками, колоннадами и фортификационными сооружениями, надежно охранявшими обитателей этого островка греческой культуры среди «варварского» окружения. Этот город был основан в последней четверти IV в. до н.э., а прекратил существование в конце II или в I в. до н.э.

Чисто греческий облик столь же характерен и для монетной чеканки греко-бактрийских царей — от титулатуры и имен царей до весовой системы. Именно здесь, в Бактрии, были отчеканены самые крупные в истории античного мира золотые (достоинством в 20 статеров — около 160 г.) и серебряные (достоинством в 20 драхм — более 80 г) монеты. Портреты греко-бактрийских царей на монетах считаются одной из непревзойденных художественных вершин античного медальерного искусства. На оборотной стороне монет изображались греческие божества, покровительствующие царю, прототипом для которых служили лучшие каноны эллинистического времени.

На территории Бактрии существовали различные типы хозяйства: наряду с ирригационным земледелием в наиболее плодородных частях страны значительное развитие получило и скотоводство, особенно коневодство. В Бактрии и Согдиане в небольшом количестге добывалось золото.

Основную массу эксплуатируемого населения составляли, по-видимому, свободные крестьяне и рабы. Над ними стояла бактрийская и согдийская знать, сохранившая свои привилегии и под греко-македонским владычеством, но устранённая от управления государством. Ещё выше стоял узкий слой завоевателей — греков и македонян, — состоявший из придворной знати, воинов, жителей эллинистических городов. Именно они, несмотря на свою малочисленность, распоряжались судьбами Греко-Бактрийского царства. Попытки царей сблизиться с местной знатью неоднократно парализовались греко-македонской военной «кастой», не желавшей делиться властью с «варварами-азиатами».

Армия греко-бактрийских царей, помимо греко-македонского ядра, состояла из конницы, вербовавшейся из представителей местной знати, и вооруженной луками пехоты, в которой служили рядовые свободные люди. Кроме того, применялись колесницы и боевые слоны. Несмотря на малочисленность слоя греко-македонских завоевателей, эллинизация восточных областей Ирана и Средней Азии продолжалась и после низвержения владычества Селевкидов. Греко-бактрийские цари по примеру других эллинистических монархов основывают новые города или преобразовывают в полисы местные поселения. Известны города, названные в честь царей Эвтидема, Деметрия, Эвкратида. Города способствовали развитию рабовладения и разложению примитивных общественных отношений. Они были важны для царей и как стратегическая и как социальная опора их власти. Они были вместе с тем и торговыми центрами. Бактрия лежала на скрещении торговых путей, которые шли отсюда в Иран, Индию и Китай. Из Индии везли благовония, пряности и ткани, из Китая — шелк, железо никель и меха. Греко-бактрийские монеты находились в обращении далеко за пределами самого царства; они встречаются, в частности, на территории Восточной Европы.

Расскажи друзьям:

Оцени:

Загрузка...

civilka.ru

Золото Бактрии | Древние народы, цивилизации и племена

Некоторые древние государства существовали долгие века и даже тысячелетия, оставив след в истории всех окрестных народов и оказав колоссальное влияние на развитие человечества. Другие же, как падающая звезда, вспыхнули очень ярко, но ненадолго. Именно таким было Греко-Бактрийское царство, просуществовавшее чуть больше столетия.

Журнал: Загадки истории №38, сентябрь 2017 годаРубрика: Исчезнувшие цивилизацииАвтор: Ирина Стрекалова

Советские археологи сделали сенсационное открытие на родине Заратустры!

Фото: бактрийский кладВ 1964 году мир облетела сенсационная новость: в Северном Афганистане, на самой границе с Таджикистаном, у слияния рек Пянджа и Кокчи, французские археологи во главе с профессором Страсбургско-го университета Даниэлем Шлюмберже обнаружили древнегреческий город! Это удивительное открытие заставило мир вспомнить о том, что ещё в III-II веках до нашей эры на месте одной из областей Средней Азии, завоёванной Александром Македонским, после распада его великой империи возникло Греко-Бактрийское царство.

Исторический феномен

Город, найденный Шлюмберже, был типичным эллинистическим поселением, в котором имелись общественные здания и храмы, украшенные колоннами с коринфскими капителями. Были здесь стадион, огромный гимнасий, в состав которого входили помещения для спортивных упражнений и школьных занятий, а также театр, где ставили Эсхила и Аристофана.На стенах некоторых построек сохранились греческие надписи, причём одна из них содержала изречение Дельфийского оракула. Археологи удивлялись тому, что, несмотря на удалённость от Греции, эллины так долго проявляли удивительную жизнестойкость, сохраняя свои язык, образ жизни и культуру.Греко-Бактрийское царство (или просто Бактрия) просуществовало недолго, с 250 по 125 годы до нашей эры, но за этот срок стало одним из удивительных феноменов истории Древнего мира. В период расцвета оно охватывало большой ареал, включавший южные районы нынешних среднеазиатских республик, весь Афганистан и значительную часть Индии.Бактрия была страной, обладавшей развитой системой сельского хозяйства и имевшей ряд довольно больших по тому времени городов, среди которых выделялись Бактра (позднее — Балх) и Мараканда (Самарканд). Населял страну ираноязычный народ саков, хотя верхушка была греко-македонской. Соседями Бактрии были Парфия и Индия.Найденные местные монеты позволили установить имена свыше 30 бактрийских царей. Судя по именам, все они были греками — Диодот, Эвтидем, Антимах, Менандр. Монеты имеют греческие надписи и отличаются исключительным мастерством исполнения. Некоторые монеты, которые чеканились в Бактрии, оказались самыми крупными монетами в истории Древнего мира. Среди них есть золотые, весом около 120 граммов, и серебряные, весом более 80 граммов. Взаимные влияния с соседями были неизбежны, так что, например, царь Антимах чеканил ещё и квадратные монеты по индийскому образцу.Ещё один правитель, Деметрий, перейдя Гиндукуш, сумел завоевать часть областей, ранее входивших в состав великой индийской державы Маурьев. Этот удачливый государь изображал себя на монетах в парадном шлеме, выполненном в виде головы слона. Учитывая интересы своих новых подданных, наряду с греческими надписями на монетах он помещал перевод на санскрит.Последним бактрийским царём был Менандр, правивший около 150-125 годов до нашей эры. Во время своих военных кампаний он заинтересовался учением Будды и, согласно индийским источникам, даже принял буддизм. Около Пешавара найдены реликварий с его именем и монеты с буддийским символом — Колесом закона (Дхар-мачакрой).

Угасший оазис

Бактрия была заселена людьми ещё в глубокой древности. В III тысячелетиях до нашей эры здесь располагался обширный, густо заселённыи оазис с укреплёнными крепостями и поселениями земледельцев. В Бактрии зародилась зороастрийская религия, связанная с обожествлением священного огня. Да и сам Зороастр (Заратустра), вероятно, был родом из Бактрии. На это недвусмысленно намекает одна из сохранившихся частей Авесты — священного писания огнепоклонников. Полностью Авеста до нас не дошла. Согласно преданию, её уничтожил Александр Македонский. Когда он во время похода в Индию занял город Истахр, то приказал перевести на греческий язык медицинские, философские и астрологические разделы Авесты, а оригинальные тексты, написанные золотыми буквами на 12 тысячах воловьих шкур, — сжечь.В истории древних цивилизаций Бактрия интересна ещё тем, что она была первым эллинистическим государством, установившим непосредственные контакты с Китаем, который до этого был совершенно грекам неизвестен. Во II веке до нашей эры китайский путешественник Чжан Цянь посетил страны Средней Азии и оставил дошедшие до нас описания Бактрии и прилегающих к ней районов. Примерно в это же время начал функционировать Великий шёлковый путь, проходивший через Бактрию и связывавший столицу китайской империи со странами греко-римского мира. Что касается соседней Парфии, то хотя она была иранским, а не эллинистическим государством, её цари относились терпимо к греческим поселениям, находившимся на подвластной им территории, и использовали многие достижения греческой культуры. Влияние эллинизма отчётливо усматривается в дошедших до нас образцах искусства не только самой Бактрии, но также Парфии и даже Индии.В конце II века до нашей эры Греко-Бактрийское царство пало под ударами кочевых среднеазиатских племён — тохаров, и греки, переставшие играть ведущие роли, постепенно ассимилировались с местным населением.

Пропавшие сокровища

В начале 1970-х годов к раскопкам в Северном Афганистане, вблизи города Шибарган, подключились советские археологи. Исследования привели к замечательным открытиям древнейших культур IV-III тысячелетий до нашей эры. А 15 ноября 1978 года руководитель археологической экспедиции Виктор Сарианиди, обративший внимание на холм под названием Тиллятепе («золотой холм»), при прокладке первых шурфов обнаружил несколько золотых украшений. Когда археологи вскрыли первое погребение, их глазам предстала фантастическая картина: груда золотых украшений целиком скрывала останки, видимо, царские! В ходе раскопок учёным удалось исследовать шесть захоронений. Как оказалось — бактрийских цариц, причём не тронутых грабителями (седьмая могила так и осталась нераскопанной — помешали начавшиеся боевые действия талибов). Всего в гробницах насчитали более 20 тысяч золотых изделий.Клад, найденный Сарианиди, пресса назвала крупнейшим в XX столетии со времён открытия гробницы Тутан-хамона, а самого археолога стали величать «русским Шли-маном». Учёные же вспомнили о предании Геродота. По словам греческого историка, в Бактрии существовали богатые россыпи золотого песка. Почти без труда, буквально за несколько часов, здесь можно было добыть столько золота, что увезти его под силу было только каравану верблюдов.В могилах древних цариц лежали золотые короны, отделанные жемчугом и бирюзой, с орнаментом в виде цветов; крупные золотые браслеты, украшенные оскаленными мордами хищников или фигурами скачущих антилоп; тяжёлые золотые перстни; золотая и серебряная посуда, произведения медальерного искусства. Кроме этих вещей, там находилось золотое оружие с орнаментом «скифского звериного стиля». Кинжалы в золотых ножнах с отчеканенными на них крылатыми грифонами. А также изображения Александра Македонского, пряжки, вазы, чаши, перстни, монеты, статуэтки, пуговицы, диадемы, серьги, ожерелья и браслеты, пояса и гребни. Вещи не только местные, но и персидские, греческие, римские, скифские, китайские, индийские. Такого археология ещё не знала.При всём этом археологов озадачивало явное несоответствие между богатством погребальных приношений и чрезвычайно простым устройством могил: обычные прямоугольные ямы на глубине около метра перекрывались деревянным настилом и плетёными циновками, поверх которых насыпалась земля. Такое погребение можно было соорудить за один-два часа. Создавалось впечатление, что захоронения производились тайно, возможно, ночью. Однако, очевидно, именно благодаря этому обстоятельству могилам удалось избежать разграбления. Они не привлекали к себе внимания охотников за сокровищами.Сарианиди успел сделать лишь предварительную инвентаризацию «золота Бактрии». Несколько месяцев спустя советские войска вошли в Афганистан, началась война и стало не до археологии. Сокровища были сданы в Кабульский музей. Дальнейшая их судьба пока неизвестна.

  • < Назад
  • Вперёд >

bagira.guru

БАКТРИЯ | Энциклопедия Кругосвет

БАКТРИЯ, историческая область в среднем и верхнем течении Окса (Амударьи), из которой в 3 в. до н.э. по Средней Азии и Индии распространились многие элементы греческой культуры. Получила свое название (староперсидское Бахтри) от р.Бактр (ныне – р.Балхаб), притока Амударьи. На западе эта область граничила с Арианой, на севере – с Согдианой, на юго-западе – с Арахозией, на юго-востоке – с Гиндукушем. Ее территория на левом берегу Амударьи в общих чертах совпадает с нынешней афганской провинцией Балх, на правобережье охватывает южные районы Таджикистана и Узбекистана. Главный город Бактрии назывался Бактр (на месте которого находится современный Балх, расположенный примерно в 30 км от Мазари-Шарифа). Массивные руины Бактра достигают 11 км в периметре. Некоторые исследователи считают Бактрию родиной Зороастра, или Заратуштры (даты его жизни не определены; возможно, 7 в. до н.э.), и центром раннего зороастризма. Расположенная на плодородном плато, омываемом великими историческими реками и орошаемом мощной ирригационной системой, Бактрия обладала не только богатыми сельскохозяйственными землями; в ее пределах сходились торговые пути, по которым через перевалы Памира перевозился шелк и другие товары из Китая.

Бактрийские племена были, по-видимому, покорены мидийцами и, несомненно, персидским царем Киром Великим в 540 до н.э. Бактрия стала сатрапией его империи и платила дань. При персидских царях Ксерксе (правил в 486–465 до н.э.) и Артаксерксе I (правил в 465–424 до н.э.) в Бактрии вспыхивали восстания. Позднее страна была завоевана Александром Великим, а после его смерти стала частью государства Селевкидов. В этот период в Бактрии основывались греческие города и распространялась эллинистическая культура. Около 255 до н.э. наместник провинции грек Диодот провозгласил себя царем и основал независимое Греко-Бактрийское царство, которое просуществовало целые сто лет. Его правители успешно отразили попытки Селевкидов вернуть себе господство над Бактрией и расширили свои владения на севере, в Согдиане, и на юге, в долине Инда. Благодаря этому культура эллинов проникла в сердце Азии, а их искусство оказало влияние на буддийское искусство Индии. Греко-Бактрийское царство перестало существовать после того, как, раздираемое борьбой за царский трон, было захвачено нахлынувшими из глубин Центральной Азии кочевниками тохарами (юэчжами).

Проверь себя!Ответь на вопросы викторины «История в фактах»

Как звали девушку, которая пробыла королевой Англии всего 9 дней?

www.krugosvet.ru

Сказочные сокровища древней Бактрии. 100 великих тайн Древнего мира

Сказочные сокровища древней Бактрии

В 1978 г. на севере Афганистана археологическая экспедиция обнаружила нетронутое древнее захоронение, возраст которого ученые оценивали в 2000 лет. На плоской равнине, среди хлопковых полей, археологи вели раскопки в плоском круглом холме высотой три и радиусом около ста метров. Афганские крестьяне называли эту возвышенность Тилья-тепе – золотой холм. Сначала экспедиция наткнулась на развалины храма огнепоклонников, существовавшего примерно три тысячи лет назад. Потом в мышиной норе в толще глинобитной стены археологи с удивлением увидели горсть мелких золотых монеток. Дальнейшие поиски вскоре дали обнадеживающий результат: в кургане обнаружили шесть могил. В одном из захоронений находился скелет женщины. С первого взгляда было ясно, что похоронена не простая женщина, а жена какого-то правителя: скелет, слегка прикрытый истлевшим узорным шелком, оказался буквально усыпанным золотыми украшениями. Засунутая в рот монета напоминала о древнегреческом погребальном обряде: греки оставляли монеты усопшим, чтобы они могли заплатить Харону, перевозчику через Лету – подземную реку забвения.

Археологи глазам своим не верили: в конце XX в. не разграбленные древние гробницы – такая же большая редкость, как дождь в пустыне. Ученые предположили: могила только потому сохранилась в неприкосновенности, что царицу похоронили тайно и устроили в другом месте мнимое захоронение.

Нарядную одежду вельможной покойницы украшала золотая брошь в виде крылатой Афродиты, а скипетр, положенный рядом с телом, указывал на исключительно высокое положение похороненной в Тилья-тепе женщины. Но почему останки царицы положили в простой деревянный гроб и спрятали в захолустье? Очевидно, для того, чтобы развалины заброшенной деревни послужили надежной маскировкой места последнего упокоения царицы и уберегли могилу от наглых мародеров.

Сказочные сокровища Тилья-тепе состояли из 20 тысяч отдельных предметов. Среди найденных изделий были тяжелые золотые пояса, чаши с чеканными узорами, кинжалы в богато украшенных ножнах. Датировать находки оказалось довольно просто – по найденным в раскопках римским монетам, отчеканенным при сыне императора Августа Тиберии, вступившем на римский престол в 14 г. н.э.

Бактрийская монета с изображением Афины

Гораздо сложнее было определить происхождение большинства золотых изделий. Они отличались поразительным разнообразием и имели характерные черты разных культур: индийской, персидской, древнегреческой и древнеримской, а также культур кочевых степных народов. Очень странно выглядел в четырех тысячах километров от Афин типичный греческий узор на вазе – играющие дельфины!

Однако у историков вскоре нашелся ответ на вопрос, как попали греческие дельфины в далекие степи: вместе с войсками Александра Македонского. Александр с детства мечтал о военном походе на Персидское царство. К завоеванию Персии готовился еще отец Александра Филипп II, но в 336 г. до н.э., в разгар подготовки к войне, он был убит.

Молодой Александр сначала «навел порядок» на северной границе Македонии и в Греции. В 334 г. он отправился в Малую Азию во главе 37тысячного войска. После триумфального покорения Египта Александр двинулся на Персидское царство.

Александр победил персидского царя Дария и захватил сказочно богатую добычу. Следующей целью похода была Бактрия – «страна тысячи городов». Два года воевали греки в Бактрии. Легенда гласит, что одного из могущественных князей Бактрии завоеватель пощадил только благодаря заступничеству дочери князя – Роксаны. Александр с первого взгляда влюбился в красавицу княжну. Вместо того чтобы отсечь князю голову, он своим тяжелым мечом отрезал два куска от каравая хлеба – себе и пленной княжне Роксане. Таким был македонский ритуал бракосочетания. В парадном зале одной из крепостей в Бактрии Александр принимал свадебные дары от покоренных князей и пировал со своими полководцами...

Ясновидящий прорицатель предсказал Александру Великому в завоеванной Персии: «О великий повелитель! Ты умрешь молодым, а твоя империя развалится, как и этот дворец».

Через пять лет Александр умер. После смерти завоевателя Роксану и ее сына убили.

Гигантская империя Александра Македонского действительно распалась, но в разных концах ее обширной территории сохранилось значительное влияние греческой культуры. Это особенно заметно в Бактрии, где греческое владычество продолжалось 200 лет после смерти Александра. Со временем греческая богиня Афродита стала восприниматься как крылатая бактрийская богиня. Именно ее изображение нашли археологи в могиле царицы в Тилья-тепе. На перстне-печатке царственной покойницы выгравирована богиня Афина, а изображенный на других золотых украшениях веселый божок верхом на сказочном звере похож на греческого бога виноделия и плодородия Диониса.

Через 200 лет после распада империи Александра Великого в «страну тысячи городов» Бактрию вторглись кочевые племена из Северного Китая. Мирную Бактрию захватила дикая орда Кушан.

Новые властители покоренной Бактрии попали под неотразимое очарование греко-персидской культуры, восприняли ее, сохранив при этом свои степные традиции, и создали оригинальную смешанную культуру царства Кушан.

Бывшие кочевники, осевшие в завоеванной Бактрии, научились строить города. Кушанский город-крепость Топрак-кале был важным торговым центром на одном из шелковых путей, которые вели из Китая и Индии через Персию в Рим.

Археологи планировали многолетние исследования кушанских могил, но в декабре 1979 г. СССР ввел в Афганистан свои войска. Бои приблизились к месту раскопок, и археологи, упаковав находки в ящики, перевезли их в Кабул. Позднее ученые пытались спасти сокровища Тилья-тепе. Они обращались в ООН, предлагали временно передать драгоценные находки в Советский Союз или в нейтральную страну... В 1989 г. СССР вывел свои войска из Афганистана, но гражданская война продолжалась. Через три года во время обстрела и штурма Кабула Национальный музей серьезно пострадал, а ящики с золотыми украшениями перенесли в президентский дворец, который потом тоже взяли штурмом. Золото из могилы кушанской царицы затерялось в военной неразберихе...

Предусмотрительные археологи сделали копии самых ценных находок. Только благодаря им можно составить некоторое представление о сказочном сокровище, найденном археологами на территории древней Бактрии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Урок "Древняя Бактрия" - история, уроки

Конспект урока Всемирной истории в 6 классе по теме: "Древняя Бактрия" »

Древняя Бактрия

Цель׃ Определить отличительные особенности страны и составить общее представление о Древней Бактрии.

ОР׃ (Ожидаемый результат)

  1. Определить особенности страны.

  2. Сравнить Древнею Бактрию с Древним Казахстаном (5-3 век до нашей эры.)

  3. Новые слова׃ сатрапия, дувалы, Бактра, талант.

  4. Даты׃ III век до н.э.

  5. Имена׃ Диодот

  6. Карта - схема в тетради.

Погружение׃

По рисункам определить особенности Бактрии.

  

Осмысление

Заполнить диаграмму Венна.

Работа диаграммой Венна.

1.

Древняя Бактрия

Древний

Казахстан

В течение 1 минуты группа пишет на листочке особенности Бактрии, больший балл получает группа, написавшая как можно больше особенностей.

  • Нарисовать герб Древний Бактрии и презентовать его

  • Раскрутить дату III век до нашей эры. (Перечисли как можно больше событий соответствующих этой дате из истории разных стран)

Больший балл получает группа назвавшая большее количество фактов.

Рефлексия׃

  1. Эссе «Будущие Бактрии». Презентация.

Контроль знаний׃

1.На территории, каких современных государств находится Древняя Бактрия (Таджикистан, Афганистан)

2. Хозяйство Бактрии (земледелие, скотоводства)

3. Главный источник сведений о Бактрии («Авеста»)

4. Провинция (сатрапия)

5. Минерал, залежами которого богата Бактрия (лазурит)

6. Царя Бактрии называли повелителям тысячи…. (городов)

7. Высокое укрепление вокруг города (дувал)

8. Столица страны («Бактра»)

9. Когда Бактрия стала независимой от персов (3 век до нашей эры)

10. Правитель, при котором Бактрия достигла независимости (Диодот)

Домашние задание׃

Определить современное государство на месте Бактрии и его основные черты (энциклопедия, Интернет.)

Древняя Бактрия

Историческая область на территории Средней Азии, расположенная по верхнему течению реки Амударьи. Располагалась в северных и центральных областях современного Афганистана, южных регионах Узбекистана и Таджикистана. Получила свое название от реки Бактр (совр. Балхаб) - приток Амударьи.

В древности Бактрия имела границы с государствами: Согдианой (север), Арахозией (юго-запад), Арианой (запад) и горами Гиндукуш (юго-восток).

Столицей области был город Бактр (совр. Балх), находящийся сегодня в афганской провинции Балх, что в 30 км от Мазари-Шерифа.

Современные таджики и пуштуны – прямые потомки древних бактрийцев.По свидетельству некоторых исследователей, Бактрия является родиной Заратуштры и центром древнего зороастризма.

Исторически Бактрия располагалась на плодородном предгорном плато, которое омывалось великими реками и орошалось мощной системой ирригации, что и определило ее судьбу, как сельскохозяйственной державы. Так же на его территории сходились важнейшие торговые пути, по которым  шли караваны с товарами из Китая через перевалы Памира в Европу и Азию, что дало мощьный толчек развитию торговли.

Бактрия входила в состав Ахменидской империи со времен Кира Великого, в это время (540 г. до н.э.) она являлась персидской сатрапией и исправно платила дань, однако всегда была местом взрывоопасным. Особенно наглядно это видно из хроник царствования Ксеркса (годы правления 486-465 до н.э.) и Артаксеркса I(465-424 до н.э.), при которых страну постоянно сотрясали восстания, бунты  и мятежи.В 329 г до н.э. Бактрия была завоевана армией Александра Македонского, здесь было основано несколько военных поселений, сотрапом Бактрии был назначен тесть Александра – Оксиарт (отец Роксаны).

Вскоре после смерти Александра, Бактрия перешла под власть воцарившихся Селевкидов, в этот период на территории государства распространилась эллинистическая культура, строились греческие города. Около 255 года до н.э.,  сатрап Бактрии  грек Диодот провозгласил себя царем и объявил об образовании независимого Греко-Бактрийского государства, которое в дальнейшем просуществовало почти 100 лет. Его дальнейшие правители не только отстояли свою независимось, с успехом отражая попытки Селевкидов вернуть власть, но и расширили владения, на севере за счет земель Согдианы и на юге – земель в долине реки Инд.

Благодаря этому греческая культура проникла далеко в центры Азии и Индии. Греко-Бактрийское царство перестало существовать с приходом из степей Центральной Азии кочевников тохаров. В этот период государство переименовывают в Тохаристан.

Позже в I-IV вв. Бактрия вошла в состав Кушанского царства, которое и стало официальным наследником Греко-Бактрийского государства.К IV вв. н.э. территория Бактрии вошла в состав державы Сасанидов, в VIII в. ее захватывает арабский халифат, с XII века земли некогда великого государства растворяются в неоглядных просторах империи Чингиз-хана.

kopilkaurokov.ru

Древняя Бактрия – симбиоз культур | San'at

Sanat • 01/04/2001 • Выпуск №2 • 1258

Находясь на пересечении жизненно важных артерий Евразии, Средняя Азия на протяжении веков входила в разные периоды в состав различных государственных образований. Почти все мировые религии, великие и малоизвестные этносы, языковые группы, разноплеменные памятники искусства оставили свой след на этой земле. В результате многовековых контактов возникали своеобразные формы симбиоза как в хозяйственно-бытовом укладе, так и в культурно-духовной жизни народов, населявших этот регион. Смешение различных культурных традиций на территории Средней Азии отмечается уже на самых ранних периодах развития государственности. Свое наиболее интересное выражение они получили в Бактрии, исторической области,охватывающей северный Афганистан, южный Таджикистан и территорию Сурхандарьинской области Узбекистана.

Проблема бактрийской культуры изучается вот уже более 100 лет. За это время в ходе археологических изысканий накоплен значительный фактологический материал, позволяющий делать широкие культурологические обобщения о феномене развития искусства Бактрии – древнейшего очага цивилизации на юге Узбекистана. Еще в доантичный период Бактрия становится “не только местом восприятия, но и центром передачи прогрессивных культурных достижений в соседние области (бассейн Кашкадарьи, долина Зарафшана, низовья Аму-Дарьи)” и в масштабах среднеазиатского региона эволюционизирует из “периферического” очага культуры в “центральный” (1, с.52). Искусство Бактрии ахеменидского периода отмечено синтезом местных и древнеиранских традиций, о чем свидетельствуют предметы Амударьинского клада и сокровища храма Окса (2, с.9).

Однако свои классические черты процесс симбиоза культур на территории Бактрии обретает в античный период, когда местное искусство знакомится вначале с традициями искусства греко-римского мира, привнесенными походами Александра Македонского, а позже – с традициями индобуддийского искусства, что стало возможным благодаря вхождению в состав кушанского государственного образования индийских областей и широкому распространению в нем буддизма. Эти влияния наложили свой отпечаток на памятники искусства древней Бактрии, ставшие ярким свидетельством взаимодействия различных культурных традиций. В целом можно говорить о формировании в культуре и искусстве античной Бактрии эллинистическо – индобуддийско – бактрийского симбиоза, внутри которого следует выделить ряд компонентов, отражающих характер преобладающей культурной традиции.

Бактрийско-эллинистический компонент. С конца IV в. до н.э. Бактрия вошла в состав современного государства, с середины III в. до н.э. на ее территории было образовано Греко-Бактрийское царство. Традиции эллинской культуры и искусства внесли свежую струю в развитие культуры этого региона. Восток с его стремлением к сложному религиозному символизму, регламентированному канону, глобальности тем, среди которых ведущее место занимает тема прославления и обожествления царской власти, сталкивается с совершенно новыми тенденциями искусства, в которых главное место занимают гуманистические идеалы.

Синтез традиций местного бактрийского и эллинского искусства в разной мере прослеживается во всех видах искусства Греко-Бактрийского государства – в архитектуре, керамике, нумизматике и терракоте. Так, если в архитектуре планировка зданий сохраняет местную традицию, то дополнение их различными элементами архитектурного декора типично для греческого зодчества – это базы колонн, капители, украшенные акантами, волютами, антефиксы, получившие своеобразную местную интерпретацию. Типично греческие формы посуды – амфоры, кубки, фиалы на несколько веков становятся определяющими для местного гончарного производства. Но наиболее яркое следование эллинским традициям дает нумизматический материал, ставший отражением “масштабности всего греко-бактрийского искусства”. На аверсах монет чеканились необычайно реалистичные изображения местных правителей, на реверсах – греческие божества-покровители и герои – Зевс, Аполлон, Дионис, Геракл, Посейдон, Тихе, Диоскуры и другие, изображения которых сохранялись на монетах еще на протяжении нескольких веков.

В начале второй половины II в. до н. э. Греко-Бактрийское царство пало под ударами кочевых юэчжийских племен, которые некоторое время спустя создали обширное Кушанское государство, объединившее области юго-восточной части Средней Азии, Афганистан и Северную Индию. Этот территориальный состав предопределил последующее взаимовлияние эллинизированных, индобуддийских и бактрийских традиций. Однако в кушанском искусстве симбиоз этих трех составляющих прослеживается не сразу. Кочевникам-юэчжам понадобилось около ста лет, чтобы вернуть блеск былым очагам цивилизации. На первых этапах становления Кушанского государства именно традиции кочевой культуры стали тем импульсом, который позволил искусству вновь подняться на высокий уровень.

Раннекушанское искусство представлено необычайно реалистичной скульптурой Халчаяна (I.в.до н.э. – I в.н.э.) – синтезом искусства степных племен и традиций эллинизма. Это один из показательных в истории искусства Средней Азии примеров взаимодействия кочевой и оседлой культур. Так, изображение всадника, сидящего на коне и стреляющего на ходу из лука, обернувшись назад, – прием, типичный для культур степного круга. На представителях правящей династии мы видим и типичную для кочевников одежду. Сидящий на коне правитель одет в заправленные в сапоги штаны, короткий кафтан, островерхую шапку (уборы конической формы характерны для скифов). Эта мода сохраняется и в эпоху великих Кушан. С другой стороны, портретная достоверность персонажей и ярко выраженный психологизм, присутствие типично греческих образов – Афины на колеснице, фигур эротов в свесах гирлянд, фризом оформлявших стены дворцового помещения, сатира, и других, зримо свидетельствуют о сохранении влияния эллинизма. И хотя прошло много десятилетий после греческого правления в Бактрии, эллинистическая культура по-прежнему играла значительную роль в материальной, художественной и духовной культуре.

Постоянные контакты степного мира и оседлого являлись тем генератором идей, который способствовал развитию искусства. Оседлое население Бактрии оказалось восприимчиво к иновлияниям. Кочевники самодостаточны. Но если они переходят к оседлости, то воспринимают культуру городских цивилизаций – это наглядно подтверждает динамика развития раннекушанского искусства.

Эллинистическо-индобуддийский компонент. В то время, когда на территории Бактрии происходили сложные исторические изменения, – разгром юэчжами Греко-Бактрийского царства, становление кушанской государственности, – на территории северо-западной Индии, также испытавшей период политической нестабильности, связанной с нашествиями кочевых племен, искусство имело более сбалансированные условия для развития. Проживавшие в Индии в первых веках до н.э. греческие колонисты способствовали распространению здесь достижений греческой культуры. И именно эллинистические традиции сохранили свое определяющее формообразующее начало в искусстве I – II вв., когда северо-западная Индия вошла в состав Кушанского государства.

Об этом зримо свидетельствует великолепное искусство Гандхары, крупнейшего на территории Индии эллинизированного центра, который оказал определяющее влияние на дальнейшее развитие художественной традиции в кушанскую эпоху, ретранслируя эллинистические черты через образы буддийской иконографии. Именно в Гандхаре сформировался образ Будды, в котором органично синтезированы формальные черты греческой и индийской пластики (иконография лика, с одной стороны индианизированного, с другой – ориентированного на классические каноны греческой скульптуры, ниспадающие волнами драпировки одеяния) с содержательной основой буддизма (отрешенность, бесстрастность, проповедуемые буддизмом). Этот канон был выработан лишь ко II в. н.э. (4, с. 44). Одновременно с каноном Будды разрабатывался и канон изображения бодхисаттв. Именно на эти образцы ориентирована буддийская скульптура Дальверзина, ставшая ярким отражением бактрийско-индобуддийского симбиоза.

Бактрийско-индобуддийский компонент. Произведения искусства кушанского периода свидетельствуют о постепенном усилении влияния восточных элементов. Многочисленные находки на Дальверзинтепа демонстрируют все более свободную интерпретацию элементов классических ордеров, постепенное нарастание династической темы, идеализацию образов.

Постепенный возврат к иератизму художественных образов происходит во многом благодаря усилению религиозной догматики и влиянию буддизма, распространившегося в Средней Азии и ставшего государственной религией в эпоху великих Кушан. Если эллинизм внес в культуру Бактрии черты психологизма, живописности, пластичности, а искусство степи – динамизм, экспрессивность, то буддизм сообщает ему черты бесстрастности, отстраненности от мирских проблем. Художники уже не ищут выражения своего, авторского, индивидуального начала, подчиняя изображение трафарету. Распространение буддизма в кушанскую эпоху одновременно донесло и новый отзвук эллинистических традиций, проникших сюда вместе с греко-индийским искусством. Пример тому – уникальная скульптура буддийских храмов Дальверзина (I – III вв. н.э.). Гениям и деватам, а также светским персонажам присущи классические, правильные черты лица. Еще один пример – Айртамский фриз (II в. н. э.) – выдающееся создание буддийской школы ваяния, – входивший в оформление крупного буддийского комплекса на городище Айртам. Фриз представлял собой свободную интерпретацию мотивов, встречающихся в греко-римском зодчестве – крупные листья аканта, из которых выступают полуфигуры с дарственными предметами или музыкальными инструментами в руках – погрудные изображения персонажей буддийской мифологии – гандхарвов и деват.

В этом же комплексе был обнаружен фрагмент скульптуры, выполненной в чисто индийской манере (II в. н.э.). Это айртамский горельеф – уникальный исторический памятник, в котором четко прослеживается смешение господствующих культур. В нем представлено бактрийское письмо, появившееся в кушанское время на основе греческого алфавита, и чисто индийская иконография.

ххх

 

Влияние индо-буддийских культурных традиций в кушанском искусстве в большей степени проявилось в монументальных видах искусства, представляющих его официальный стиль. Однако, судя по коропластике, широким массам ближе были образы и стиль, сохранившиеся еще с греко-бактрийского времени – в неофициальном, непрокламативном искусстве продолжали преобладать черты эллинистическо-бактрийского симбиоза, с постепенным преобладанием последних. Об этом свидетельствуют многочисленные образы великой бактрийской богини, датируемые III в. до н.э. – III в. н.э. (известно, что в Бактрии женские терракотовые статуэтки появляются лишь в III – II вв. до н.э. и рассматриваются как несомненное влияние эллинистической пластики. Это скульптурные статуэтки, иногда обнаженные (более ранние образцы), иногда – в эллинизированных одеждах типа ниспадающей складками туники и накинутого плаща-гиматия. О широком распространении эллинских культов в кушанскую эпоху свидетельствуют и терракотовые фигурки Сатиров и Силенов, – классических образцов греческой мифологии.

Что касается индо-буддийских персонажей, то в отличие от монументального искусства, где образы будд, бодхисаттв, деват, гандхарвов были чрезвычайно популярны, в коропластике их единицы. Это изображения Будды, сидящего со сложенными в жесте “мудра” руками, а также фигурки джайнов – юных приверженцев буддизма, изображенных в виде стоящих молодых людей с ожерельями на шее и браслетами на руках. Впрочем, и в этом виде искусства эллинистическая пластика постепенно уступает место сугубо восточным канонам изображения – фигурки схематизируются, облачаются в местные одежды, для них все более характерен азиатский тип лица, стилизация деталей. В позднекушанской коропластике великие бактрийские богини облачены в чисто местные одеяния (5, с. 110) и передают типичный для бактрийского искусства архаизирующий стиль. Постепенный переход от реалистической трактовки к усилению отвлеченности, абстрактности образа станет определяющим для кушанского искусства, и второй, имперский, период его развития уже характеризуется полным переходом от индивидуализации образов, реальной достоверности к максимальной обобщенности фигур и лиц.

Симбиоз различных художественных традиций, столь зримо представленный в искусстве античной Бактрии, вместе с тем пробуждает интерес к более четкому выявлению собственно бактрийского художественного канона. В разные периоды он проявляется по-разному: в архитектуре и скульптуре продиктован использованием местного материала – глины, использованием сугубо местных планировочно-композиционных решений и опять же местных тем. Говоря о формальных особенностях изобразительного искусства (скульптуры, живописи, терракоты), следует особо подчеркнуть стремление к архаизирующему стилю. В синтезе с привнесенным влиянием вырабатывался неповторимый облик искусства античной Бактрии. В целом античное искусство Бактрии характеризуется единством бактрийско-эллинистическо-индобуддийского взаимодействия, о чем наглядно свидетельствует приведенная в статье таблица. Это стремление к симбиозу различных культурных традиций является характерной чертой развития искусства древнего Узбекистана, оно сохранится и в последующих его этапах.

Автор: Эльмира Гюль

sanat.orexca.com


Смотрите также