Верования древних египтян. Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Разработка темы "Религиозные верования Древнего Египта". Верования древних египтян


РЕЛИГИОЗНЫЕ ВЕРОВАНИЯ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН

1. Поклонение животным и солнцу.

Природа, окружавшая египтян, и вся их жизнь отражались в их религии, но отражались искажённо.

В то время когда египтяне занимались охотой и жили первобытнообщинным строем, они обычно представляли себе богов в виде зверей и птиц. Злых богов они изображали в виде опасных хищников. Позднее египтяне изображали богов в виде людей, но часто со звериными или птичьими головами.

С развитием у египтян земледелия они стали поклоняться солнцу - источнику тепла: тепло было необходимо для произрастания растений. Бога солнца называли Ра. Не умея объяснить причин восхода и захода солнца, они думали, что Ра каждый день проезжает на золотой лодке по небу с востока на запад и вечером уходит в пустыню.

Появление среди египтян неравенства и образование у них государства также отразились в их религии. Египтяне считали Ра главным богом, который управляет другими богами, как фараон управляет Египтом. Они и называли его «царь богов».

2. Поклонение Нилу.

dreaneegipetskie-bogiОтразились в религии и разливы Нила. Египтяне не бывали в верховьях реки и не знали действительных причин разливов. Они думали, что где-то в пещере сидит бог Нила и льёт из кувшина воду. От того, сколько он выльет воды, зависит их жизнь. Если подъём воды в реке будет незначительным, то поля, оставшись без орошения, превратятся в пустыню и в Египте начнётся голод.

Египтяне почитали Нил не меньше, чем почитали солнце. Они молили его прийти на поля.. Когда начинался разлив, в Египте был праздник, люди благодарили и прославляли Нил за то, что он услышал их мольбы и спас им жизнь. (Песня, прославлявшая Нил - см ниже.)

3. Сказания о воскресшем боге.

С запада и с востока к долине Нила подступают пустыни. Каждое лето перед разливом 50 дней подряд дует из пустыни горячий ветер - суховей. Он несёт жгучий, раскалённый песок. Люди и животные изнывают от духоты, слепнут от пыли. Растения вянут, под песком не видно зелени. Природа как будто умирает. Но вот прекращается суховей и начинает дуть освежающий ветерок с моря. Вся природа вновь оживает, как бы воскресает.

Отсюда ВОЗРШКЛО сказание об умершем и воскресшем боге природы. По этому сказанию, злой бог суховея - Сет пришёл из пустыни со своими 50 слугами. Он убил бога Осириса, помогавшего произрастать посевам. Однако так же, как воскресает природа, будто бы воскрес и Осирис.

 4. Сказание о суде Осириса.

По верованиям египтян, воскресший Осирис стал царём и судьёй в царстве мёртвых. Он судил умерших людей. Если человек не нарушал при жизни воли богов, его сердце было лёгким. Тогда он оставался жить в царстве Осириса. Там было много воды, а пшеница была в рост человека. Грешников Осирис сурово наказывал: их пожирало страшное чудовище.Сказание о суде Осириса

5. Погребения в Египте.

Древние египтяне верили, что душа умершего вернётся в тело, если удастся его сохранить. Чтобы предохранить тело от разложения, искусные мастера вынимали из него мозг и внутренности, мочили его в соляном растворе и пеленали в белые ткани, пропитанные смолами. В жарком и сухом климате Египта такое тело не разлагалось, а высыхало., Эти высохшие тела называются мумиями. Сделать мумию стоило очень дорого, это было доступно только богатым рабовладельцам.

Для погребения рабовладельцев строили каменные гробницы, иногда в несколько комнат. На стенах гробницы рисовали поля с высокой, густой пшеницей и мастерские, в которых работали ремесленники. В гробницу клали сделанные из дерева или глины фигурки повара, пивоваров, носильщиков, надсмотрщика за рабами. Египтяне думали, что картины превратятся в настоящие поля и мастерские, а фигурки -в рабов, которые будут работать на умершего. Богачи хотели и после смерти остаться рабовладельцами.

В могилу крестьянина клали вместе с телом вырезанное из доски изображение человека. Оно должно было заменить мумию. Кроме того, возле покойника ставили горшок с пищей.

У рабов не было даже своих могил; умерших рабов зарывали в общей яме.

Погребения, обнаруженные археологами, показывают, как велики были различия в положении людей в Египте после установления в нём рабовладельческого строя,

ИЗ ПЕСНИ, ПРОСЛАВЛЯЮЩЕЙ НИЛ.

  • Слава тебе, Нил,
  • Идущий, чтоб Египет оживить.
  • Если медлит он, жизнь кончена,
  • Если гневен он, гроза по всей стране,
  • Великий и малый беднеют.
  • А восходит он - и ликует земля
  • И всё живое от радости.
  • Приносящий хлеба, обильный пищей.
  • Творящий всё прекрасное,
  • Ликуют тебе юноши и дети твои
  • И приветствуют тебя, как царя.
  • < ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО
  • -> КАК ЖИЛИ КРЕСТЬЯНЕ, РЕМЕСЛЕННИКИ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ >

hist-world.com

Верования древних египтян: особенности, формирование, каста жрецов

 

Современные ученые приходят к единому мнению, что многочисленные божества египтян являются посредниками Высшего Существа – Бога. Предмет спора о веровании древних египтян долгое время интересовал и продолжает интересовать различных ученых, ведь египтяне знамениты тем, что поклонялись большому множеству богов, каждый из которых олицетворял определенные явления в их жизни.

Богом древней столицы Мемфиса считался Птах, который особо почитался в Египте, так как именно его считали творцом всех других богов и богинь, и мира, в котором жили египтяне. Со временем культ бога Амона, которого называли «душой солнца» слился с культом Ра – бога солнца, тепла и света - и возникший бог Амон-Ра стал главным божеством в Древнем Египте.

Египтяне верили, что утром Ра выплывал на небо в солнечной лодке и весь день двигался по нему, то есть представлял собой движение солнца, а к вечеру его лодка оказывалась за горизонтом, где он сражался со злым змеем Апопом – и побеждая его за ночь, следующим утром снова выплывал на небо.

Богиней неба была Нут, а богом земли Геб, оба они были детьми Птаха. Верование египтян единственное, в котором богом земли считается мужчина, а не женщина, все остальные народы видели землю, как богиню-мать. Богом мудрости считали Тота, и его культ был особо почитаемый египтянами. Считалось, что именно он научил людей письму и счету и наградил их многими знаниями. Также Тот был проводником душ в царство мертвых.

Особенность и формирование верований египтян

Особенностью вероисповедания египтян можно назвать то, что изображения их богов всегда были связаны с животными – Геб был представлен в виде человека с головой змеи, Нут была в образе коровы, а Тота изображали в виде обезьяны или человека с головой птицы ибис. Также каждый бог имел собственное священное животное.

Формирование верований египтян было напрямую связано со сменами правящих династий, которые желали усилить монотеизм. Ключевой переворот религии египтян произошел в эпоху одного из самых таинственных правителей Осириса в 4200 году до н.э. Супружеская пара Осириса и Исиды были особо почитаемыми богами для древних египтян. С ними связана самая известная легенда, которая заложила основы в религиозные взгляды египтян.

Доброму царю Осирису позавидовал его брат Сет, и решил его уничтожить. Злой Сет разрубил тело брата на куски и разбросал по всему Египту. А любящая жена Исида отыскала все останки Осириса и извлекла из них жизненную силу, из которой у нее и родился сын Гор. Когда Гор вырос и возмужал, он победил Сета, и смог вернуть к жизни отца.

Тогда Осирис стал правителем подземного царства, именно он взвешивал души людей на специальных весах, определяя, какими они были при жизни. Эти функции Осириса и определили новый виток развития верования египтян. Появилось четко понятие «суда над мертвыми» и вера в то, что жизнь после смерти продолжается. Этим и объяснятся ритуал мумифицирования умерших и то, что их семьи обеспечивали их предметами обихода и после смерти. Пирамиды Древнего Египта использовались, как место погребения для мунифицированных знатных особ.

Каста жрецов

В честь богов древние египтяне строили многочисленные храмы, внутри которых находились просторные дворы, статуи почитаемых богов и множество надписей и рисунков, посвященных богам и фараонам. Среди египтян была особая каста людей, которые проходили специальное обучение, знали о религии все, служили богам и исполняли священные обряды. Этих людей называли жрецами.

У них было множество функций и они пользовались почтением среди других людей. Они создавали календари, вели астрономические наблюдения, занимались развитием медицины и математики, обладали огромной властью и богатством, и зачастую были приближенными фараонов.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Могущество Древнего Египта: армия, завоевания, культура Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspДревняя Финикия - страна мореплавателей

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Разработка темы "Религиозные верования Древнего Египта".

Религиозные верования Древнего Египта

1. Время возникновения.

Заселение долины Нила восходит к глубокой древности. Очень рано, вероятно в середине IV тысячелетия до н. э., здесь возникли государственные образования, объединившиеся затем в два царства: одно из них было расположено в Нижнем Египте, в Дельте, другое — в Верхнем Египте. На рубеже IV—III тысячелетий в результате длительной междоусобной борьбы они слились в одно государство [4].

2. Космогония (представление о возникновении мира, его устройстве, законах, завершении существования).

Солнце родилось от союза земли и неба (образы Геба (бога земли) и Нут (богини неба) как родителей бога солнца Ра). Каждое утро Нут производит на свет солнце и каждый вечер прячет его на ночь в своем чреве. Богословские системы, предлагавшие другую версию сотворения мира, возникли, вероятно, в одно и то же время в нескольких крупнейших культовых центрах: Гелиополе, Гермополе и Мемфисе. Каждый из этих центров объявлял создателем мира своего главного бога, который был, в свою очередь, отцом других богов, объединявшихся вокруг него. Рассмотрим некоторые версии возникновения мира [4].

Согласно гелиопольской версии, сначала существовал бог Нун — первобытный водный хаос. Из него появился бог Атум (позднее превратившийся в бога Ра), который понимался в образе некоего холма, выступающего из водного хаоса, своего рода первичной тверди. Бог Атум-Ра создает из себя первую пару богов — Шу (воздух) и его жену Тефнут (влажность). От них покидаются бог земли Геб и богиня неба Нут, которые в свою очередь порождают Осириса и Исиду, Сета и Нефтиду. Эти древнейшие божества объединяются в семью важнейших и изначальных богов — божественную девятку, так называемую Эннеаду, от которой и происходят все другие египетские боги и люди.

По версии мемфисской школы жрецов, прародителем и изначальным божеством был бог Птах, создавший мир богов и людей своим божественным словом.

Общей для всех космогонических концепций была идея о том, что сотворению мира предшествовал хаос воды, погруженной в вечную тьму. Начало выхода из хаоса связывалось с возникновением света, воплощением которого являлось солнце. Представление о водном просторе, из которого появляется поначалу небольшой холм, тесно связано с египетскими реалиями: оно почти в точности соответствует ежегодному разливу Нила, илистые воды которого покрывали всю долину, а затем, отступая, постепенно открывали землю, готовую к пахоте. В этом смысле акт сотворения мира как бы повторялся ежегодно.

Любопытно, что при множестве космогонических сюжетов, чрезвычайно мало места уделено созданию человека. В основном египтяне ограничивались убеждением, что человек обязан своим существованием богам, которые ждут от него за это благодарности, понимаемой очень просто: человек должен поклоняться богам, строить и содержать храмы, регулярно совершать жертвоприношения [4].

Важная особенность египтян — их представление о самих себе. Они считали, что человек — существо составное. Даже у последнего бедняка есть, кроме смертного тела, бессмертный «двойник». Если же человек имеет власть, силу и богатство, то у него ещё есть «проявления», «призраки», «имена», «силы», «тени»... И всё это не просто свойства, а вполне реальные существа. Чем человек могущественнее, тем больше у него бессмертных «спутников». И больше всего их, конечно, у царя.

Вера в то, что царь есть сын бога, живое божество, господствовала с самого начала и до самого конца политической истории Египта, вплоть до победы христианства.

Центром религиозного представления о загробной жизни Египта являлась идея загробного Суда Осириса, часто изображаемого на стене гробниц. 

Осирис восседает на троне и к нему подводят покойного. Тот и Атум производят взвешивание сердца покойного, отягощенного грехами. В другой чаше весов находится фигурка Маат (богини правды и справедливости). Рядом на полу сидит чудовище, готовое расправиться с покойным, если результат взвешивания будет неблагоприятным для умершего. 

Сердце его по весу не должно превышать вес статуэтки богини правды, и в этом случае он попадает в свиту Осириса, то есть будет жить на "полях блаженных", как называли древние египтяне свой рай.

Древние египтяне разделяли с индийцами веру в переселение душ. Тела праведных находили покой в могилах, жизнь в смерти, радость в восточной родине солнца, и только души нечистых, еще не совсем погибшие, подвергались переселениям, продолжавшимся вероятно до тех пор, пока они, таким образом очистившись, могли быть допущены к богу солнца [3].

3. Главные божества (боги) и их функции.

В то время когда египтяне занимались охотой и жили первобытнообщинным строем, они обычно представляли себе богов в виде зверей и птиц. Злых богов они изображали в виде опасных хищников. Позднее египтяне изображали богов в виде людей, но часто со звериными или птичьими головами. Египетские боги изображались, во-первых, в виде животных и неодушевленных предметов (фетишей), во-вторых, в облике людей с головой того или иного животного, в-третьих, мужчинами или женщинами.

С развитием у египтян земледелия они стали поклоняться солнцу - источнику тепла: тепло было необходимо для произрастания растений. Бога солнца называли Ра. Не умея объяснить причин восхода и захода солнца, они думали, что Ра каждый день проезжает на золотой лодке по небу с востока на запад и вечером уходит в пустыню.

Появление среди египтян неравенства и образование у них государства также отразились в их религии. Египтяне считали Ра главным богом, который управляет другими богами, как фараон управляет Египтом. Они и называли его «царь богов».

Отразились в религии и разливы Нила. Египтяне не бывали в верховьях реки и не знали действительных причин разливов. Они думали, что где-то в пещере сидит бог Нила и льёт из кувшина воду. От того, сколько он выльет воды, зависит их жизнь. Если подъём воды в реке будет незначительным, то поля, оставшись без орошения, превратятся в пустыню и в Египте начнётся голод [8].

Египтяне поклонялись многочисленным божествам. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе и каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые во всей стране.

Наиболее чтимыми верховными божествами были: бог солнца Ра, странствующий в небесной ладье по дневному небосклону, с центром в городе Гелиополе; бог-творец Птах, по слову которого были созданы боги и весь мир, центром его культа был город Мемфис. С выдвижением Фив бог Амон включает ряд функций бога Ра и становится одним из самых главных богов Египта. Амон-Ра считался создателем мира, покровителем царской власти, военного могущества Египта.

Популярным божеством древнеегипетского пантеона был также Осирис, олицетворявший умирающую и воскресающую природу, владыка загробного мира, покровитель царской власти. Его сестра и супруга Исида понималась как богиня-мать, покровительница супружеской любви и материнства. Сын Осириса и Исиды бог Хор олицетворял небо и свет, считался защитником фараона, его земным воплощением. Богом мудрости и счета был Тот, богиня Сохмет воплощала могущественную силу, богиня Хатхор считалась богиней неба, любви и веселья. Нил почитался под именем Хапи.

В египетском пантеоне были представлены божества, олицетворявшие абстрактные понятия, например бог познания Сиа, богиня справедливости и правосудия Маат [7].

Единства в понимании происхождения мира, в согласовании функций разных богов, их природы не было до конца существования Древнего Египта.

4. Главные религиозные праздники.

На время разлива Нила приходились большие праздники, в частности, праздник Опет, посвященный культу главного фиванского бога Амона-Ра. Праздник продолжался 27 дней. 

Каждый год перед очередным разливом Нила и, соответственно, возрождением природы после периода засухи и зноя, совершались мистерии Осириса. Во время них воспроизводились самые важные эпизоды мифа о нем, о его смерти и возрождении.

Праздник Долины отмечался ежегодно в Фивах. Начинался он в новолуние десятого месяца по египетскому календаря и длился десять дней. Праздник продолжался и простые люди приносили жертвенные дары своим умершим родственникам. Во время празднования мир живых составлял единое целое с миром мёртвых [5]. 

5.Основные этические нормы и традиции.

В основе древнеегипетской культуры — страх человека перед неуправляемыми силами природы. В контексте такого мировосприятия фараон воспринимался как хранитель мирового порядка, сила, способная создать необходимое для жизни равновесие. Главный «герой» культуры — великая река Нил, а главная идея — вечность, выраженная, прежде всего, в архитектуре. 

Храм считался обителью небесных святил, в честь которых организовывались торжества, и совершались жертвоприношения. В каждом доме имелся алтарь, перед которым произносили молитвы богам-покровителям и поклонялись предкам [5].

Верования египтян выразились в действующих культах:

  • культ правящего фараона,

  • культ священных животных,

  • культ природных явлений и стихий,

  • культ социальных явлений – войны, мир, победы, поражения, институт семьи, ремесла, торговля – все это имело своих богов-покровителей,

  • культ загробной жизни [6].

6. Основная религиозная литература.

Книга мёртвых - иллюстрированное руководство о том, как путешествуя через темный и опасный мир, возродиться после смерти и где найти гарантии этого возрождения. Это папирус длиной в 4 метра, на котором имеется набор заклинаний, заклятий, молитв, гимнов и ритуалов, которые были написаны священниками за долгую историю Египта.

В Книге мертвых и во всех ее копиях, как правило, существует четыре раздела – это, как защитить тело в могиле, как путешествовать в преисподнюю, как предстать на суд божий, как существовать в загробном мире после того, как были приняты богами [1]. 

7. Произведения искусства, в которых представлены (отражены) религиозные верования.

Египтяне считали, что искусство — это продление жизни на земле, бессмертие. Поэтому работу художника, архитектора или скульптора почитали как священное действо. В первую очередь в искусстве Древнего Египта отразилась забота древних египтян о вечной жизни и потустороннем мире. Это – гробницы, саркофаги, заупокойные и ритуальные статуи.

Древние египтяне верили, что для благополучного существования духовного человека в загробном мире необходима сохранность его «материальной оболочки». Отсюда капитальные каменные сооружения - гробницы и появление портретных статуй покойного и его приближенных (заместитель мумии). 

Еще одна важная составляющая египетского искусства: культ фараона – богоравного властителя Египта. Это было необходимо для укрепления власти и единства государства. В искусстве культ фараона отразился в грандиозной монументальности архитектуры и создании многочисленных статуй, колоссов, сфинксов, рельефов и росписей.

Произведение живописи посвящены жрецам, религиозным обрядам, прославлению умерших и высших мистических существ. Живопись Древнего Египта служила для украшения гробниц и религиозных строений, а также зданий, где жили знатные горожане. 

На протяжении существования Древнего Египта, музыка аккомпанировала культовым обрядам, а вокал и игра на лютне имели особое значение – играть на них могли только верховные жрецы. 

Скульптура как и все египетское искусство имела ритуальное значение. В пирамидах, в специальном помещении обязательно помещали статую умершего на случай, если что-то случится с мумией [2].

Используемая литература:

  1. Египетская книга Мертвых // Земля. Хроники Жизни [Сайт]. URL: http://earth-chronicles.ru/news/2013-02-06-38978

  2. Искусство Древнего Египта // Искусству [Сайт]. URL: http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/2_1_iskusstvo_drevnego_egipta.html

  3. Коростовцев М. Религия Древнего Египта // Электронная библиотека Гумер - Религоведение [Сайт]. URL: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Relig/korost/index.php

  4. Липинская Ядвига, Марциняк Марек. Мифология Древнего Египта. Перевод с польского Э. Я. Гессен; Перевод и редактирование древне египетских текстов О. И. Павловой; комментарии О. И. Павловой и Н. А. Померанцевой.— М.: Искус ство, 1983.—223 с, ил.

  5. Обряды и культы // Египтопедия: всё о Древнем Египте [Сайт]. URL: http://egyptopedia.info/articles/religiya/obryady-i-kulty.

  6. Религия Древнего Египта // Русская историческая библиотека [Сайт]. URL: http://rushist.com/index.php/ancient-egypt/2234-religiya-drevnego-egipta-kratko.

  7. Религия древних Египтян // История Древнего мира [Сайт]. URL: http://www.mystic-chel.ru/east/egypt/480.html.

  8. Религиозные верования древних египтян // История мира [Сайт]. URL: http://hist-world.com/istoriya-drevnego-mira/294-religioznye-verovaniya-drevnikh-egiptyan.html

infourok.ru

Верования древних египтян | История Древнего мира. Реферат, доклад, сообщение, кратко, презентация, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Своих многочисленных бо­гов египтяне представляли в виде животных и птиц, в виде людей со звериными и птичьими головами. Бы­ли и боги, имевшие человеческий облик.

Почитание животных осталось в Египте с первобытных времён, когда главную роль в жизни людей играла охота. Египтяне больше всего почитали крокодилов, кошек, обезьян, баранов, змей, коршунов. Особое место занимал священный бык Апис. При храме в Мем­фисе содержался живой бык, которого жрецы объявляли Аписом. Он был обя­зательно чёрным с белой отметиной на лбу. Ему давали лучший корм, за ним тщательно ухаживали. Когда бык уми­рал, вся страна погружалась в траур. Из тела быка делали мумию и торжественно хоронили. Затем жре­цы подыскивали нового Аписа. Апис считался душой бога Птаха. По преданию, Птах сотворил весь мир, богов и людей, называя их имена.

Представления египтян о богах за тысячи лет, конечно, ме­нялись. Своего главного солнечного бога Ра египтяне изобра­жали в виде сокола или человека с головой сокола. Днём бог солнца проплывал на солнечной ладье по небесному Нилу, но­чью плыл по подземному Нилу через страну мёртвых. Так егип­тяне объясняли смену дня и ночи. После того как город Фивы стал столицей Египта, местный бог Амон был отождествлён с богом Ра. Объединённое божество Амон-Pa представало в виде человека в двойной царской короне. Амон-Pa считался царём богов. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Апис. Древнеегипетская скульптура

Египтяне думали, что в природе всё является живым — и не­бо, и земля, и солнце, и река. Они особенно почитали тех богов, от которых зависел урожай, — Амона-Ра (солнце), Хапи (Нил), Осириса (бога плодородия). Его изображали человеком в высо­кой короне с телом зелёного цвета.

Вопросы по этому материалу:
  • Каких богов и почему особо почитали египтяне?

doklad-referat.ru

Религия Древнего Египта | Рефераты KM.RU

Религия Древнего Египта

Примерно с 3000 г. до н. э. египетская официальная религия признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью которых находилось все: от явлений природы, подобно воздуху (бог Шу), до явлений культуры, подобных письменности (богиня Саф). Многие боги были представлены в виде животных или полулюдей-полуживотных. Хорошо организованная и могущественная жреческая каста создавала семейные группы различных божеств, многие из которых, вероятно, были первоначально местными богами. Бог-творец Птах (согласно мемфисской теологии) был, например, объединен в богиней войны Сехмет, а бог-целитель Имхотеп вошел в триаду отец-мать-сын.

Обычно египтяне придавали наибольшее значение богам, связанным с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор), и богам, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис). В период Древнего Царства солнечный бог Ра был главным богом. Ра должен был принести бессмертие всему государству через фараона, своего сына. Солнце казалось египтянам, как и многим другим древним народам, явно бессмертным, ибо оно "умирало" каждый вечер, странствовало под землей и "заново рождалось" каждое утро. Солнце также имело значение для успехов сельского хозяйства в районе Нила. Таким образом, поскольку фараон отождествлялся с солнцем-богом, нерушимость и процветание государства были обеспечены. Кроме того, Ра был оплотом нравственного порядка всего сущего, Маат (Истина, Правосудие, Согласие) была его дочерью. Это создавало свод жизненных правил для масс и дополнительную возможность угождать богу-солнцу в интересах государства и своих собственных. Эта религия не была индивидуалистически ориентированной; кроме царской семьи, никто не мог надеяться на загробную жизнь и мало кто верил, что Ра способен обратить внимание или оказать услугу обычному человеку.

Египетские религиозные храмы были не только местами исполнения религиозного культа: они в такой же мере были центрами социальной, интеллектуальной, культурной и экономической жизни. В эпоху Среднего Царства и в период царствования египетских императоров храмы в качестве главенствующей архитектурной формы превзошли пирамиды. Большой храм в Карнаке по занимаемой им территории превосходил любое из известных культовых зданий. Как и в пирамидах, абсолютная величина храмов воплощала несокрушимость, символически выражая бессмертие фараона, государства и, наконец, самой души.

Жрецы составляли только небольшую часть обширного персонала, обслуживающего храм, включающего охранников, писцов, певцов, служителей жертвенников, уборщиков, чтецов, пророков и музыкантов. В период расцвета храмовой архитектуры, около 1500 г. до н. э. храмы обычно окружались несколькими массивными сооружениями, а вдоль широкой аллеи, которая вела на их территорию, стояли рядами сфинксы, выполнявшие роль стражей. Все могли входить в открытый двор, но только немногие жрецы высшего ранга могли проникать во внутреннее святилище, где в раке, хранящейся в лодке, находилась статуя бога. Ежедневные церемонии в храмах включали в себя воскуривание жрецами благовоний на территории храма, затем пробуждение, умывание, умащивание благовониями и одевание статуи божества, жертвоприношение жареной пищи, затем повторное опечатывание святилища до следующей церемонии. Вдобавок к этим ежедневным храмовым церемониям во всем Египте регулярно проводились праздники и фестивали, посвященные различным божествам. Фестиваль часто устраивался в связи с завершением какого-либо сельскохозяйственного цикла. Статуя божества могла быть вынесена из святилища и торжественно пронесена по городу, а возможно, ей приходилось и наблюдать за празднеством. Иногда исполнялись пьесы, описывающие отдельные события из жизни божества.

Боги Древнего Египта

Странные обычаи древних народов, связанные с поклонением разным животным, многочисленные ритуалы, посвященные им, заставляют задуматься о причинах их возникновения. Как бы ни был силен лев - царь зверей, человек всегда может победить его. И если не в единоборстве, то благодаря другим своим качествам, каких нет у зверей. А мощь быка бессильна перед выдержкой, хладнокровием и ловкостью тореадора. Почему же тогда повелители древней Ассирии, Крита, древнего Египта считали за честь запечатлеть себя в скульптуре сфинкса с телом льва, быка? Или включить в число своих титулов такое имя, как "могучий бык"?

Древние народы поклонялись животным не за их силу. Ведь среди них были и совсем безобидные и слабые, как ягненок или рыбы. Они видели в них образ или символ очень важных небесных явлений. Поскольку вся жизнь человека целиком зависела от Солнца, то и причину такого отношения людей к животным надо искать не на земле, а на небе. Культ Солнца был самым распространенным на Земле. За его движением по небесной сфере тщательно следили сведущие в таких делах жрецы и заранее оповещали народ о наступлении очередных солнечных циклов. От них зависела жизнь людей, начало посевных работ, время сбора урожая и многое другое.

К числу самых древних астрономических знаний относятся знания о кажущемся при наблюдении с Земли годовом движении Солнца на фоне созвездий. Этот эффект имеет большое значение для астрономов. Путь, по которому Солнце как бы перемещается по небу, получил название эклиптики. Эклиптика проходит по двенадцати так называемым зодиакальным созвездиям, или просто зодиаку. В каждом из двенадцати созвездий Солнце ежегодно пребывает в течение месяца: январь - в Козероге, февраль - в Водолее, март - в Рыбах, апрель - в Овне, май - в Тельце, июнь - в Близнецах, июль - в Раке, август - во Льве, сентябрь - в Деве, октябрь - в Весах, ноябрь - в Скорпионе и декабрь - в Стрельце. Но так было в эпоху Рыб, которая началась примерно две тысячи лет назад и закончилась в XX веке. Теперь Земля вступила в эпоху Водолея, которая также будет длиться около двух тысячелетий. В течение этого периода Солнце ежегодно будет пребывать в каждом из двенадцати созвездий уже в другом порядке: январь - в Стрельце, февраль - в Козероге, март - в Водолее, апрель - в Рыбах… и так далее. В названиях созвездий и скрывается тайна возникновения культов и ритуалов, связанных с поклонением животным. А точнее - существам, которые дали название созвездиям зодиака. Среди них мы различаем сухопутных (Телец, Овен, Лев) и водных животных (Рыбы, Рак), насекомого Скорпиона, людей Водолея, Деву и Близнецов и даже сфинксов: Стрельца в виде кентавра, человеколошади, и Козерога, у которого передняя часть козлиная, а задняя похожа на рыбий хвост. И только одно созвездие зодиака не имеет отношения к живым существам - Весы. Они везде весы. Даже на небе. Это знак космического равновесия.

Названия созвездиям даны в незапамятные времена. Правда, у разных народов они имели и другие названия, но сам принцип зодиака сохранился, а смысловое содержание было близко.

Могилы и похоронные обряды

Древние Египтяне верили, что мертвым могут понадобиться такие предметы, какими они пользовались при жизни, отчасти потому, что люди, по их представлениям, состояли из тела и души, поэтому продолжение жизни после смерти должно было касаться и тела. Это должно было означать, что тело следовало хорошо подготовить для оживления и что для него должны были быть приготовлены полезные и ценные вещи. Отсюда необходимость мумифицирования и снабжение могил всеми необходимыми вещами, способными сохранить тело в безопасности. Сохранение тела и обеспечение его предметами первой необходимости соответствовали, таким образом, религиозным верованиям в то, что жизнь не кончается. (Некоторые из древних могильных надписей убеждали умерших, что смерть в конце концов - всего лишь иллюзия: "Не умершим ты ушел; ты ушел живым".)

Сначала тела сохранял сухой климат пустыни, но постепенно развивалась техника, которая обеспечивала поразительно сложную консервацию. Полное мумифицирование органов и заполнение впадин тканью, пропитанной нашатырем, специями и маслом. Натрий, специи и масло прикладывались также снаружи, и тело заворачивалось в холст. Внутренние органы сохранялись с четырех кувшинах, как говорилось, охраняемых четырьмя сыновьями Гора. Сердце не вынималось, подобно другим органам, потому что оно было местопребыванием духовного начала; поэтому его клали на чашу весов с зале Суда, чтобы вынести приговор умершему. Но около 1500 года до н. э. полная мумификация стала доступна не только для членов семьи фараона, хотя она все еще оставалась недостижимой для низших классов.

Первая пирамида, построенная около 2700 года до н. э., была ступенчатой пирамидой в Сахаре, предназначенной для царя Джосера - это самое древнее каменное сооружение, построенное человеком. Идея ступенчатой формы, вероятно, связана с подъемом к солнцу и к небесам. У фараонов обычно были самые большие могилы и пирамиды, потому что они обладали достаточной властью и богатством, чтобы их строить, и потому, что народ с достаточной готовностью расходовал такие силы во имя бога-царя. Трудно подсчитать объем трудов и средств, которые уходили на строительство пирамид. Греческий историк Геродот оценил, что для возведения единственной пирамиды Хуфу в Гизе 100000 рабочих работали 20 лет. Те, кто мог себе это позволить, делали вклады, чтобы оплатить убранство могилы и услуги жрецов, которые после следили бы за хорошим самочувствием духов умершего. Эти жрецы проводили постоянные церемонии в молельне склепа. Эти услуги, разумеется, не были доступны для бедных, но поскольку идея бессмертия демократизировалась, они надеялись на то же самое. Большинство бедняков подвергалось минимальной мумификации, и многие из них хоронились в ямах.

Внутри могил находились рисунки и барельефы сцен загробной жизни, обычно изображающие чествование умершего знатными особами или то, как о нем заботятся слуги, или то, как он объезжает свои многочисленные земли и владения. Эти изображения служили нескольким целям. Создавая необходимое эстетическое обрамление, они одновременно были своеобразными магическими "дублерами" для умершего. Если бы жрецам не удалось исполнить погребальный обряд до конца, все, что могло пригодиться, в отношении слуг, еды, предметов обихода, социального статуса, было изображено для нужд умершего. Более того, чтобы положение умершего в загробной жизни было более значимым, его потомки должны были с большей готовностью приглядывать за могилой и поминать умершего. Бессмертию, как форме вечной памяти среди родственников и друзей, придавалось особое значение.

Кроме различных вариантов бессмертия, представленных в захоронениях, существовали особые египетские праздники, проводившиеся в больших семьях с чествованием статуй предков. Во время Фестиваля долины Фив семьи открывали могилы и приносили еду своим предкам. Семьи, не желающие предоставить умершим решать свои проблемы в одиночестве, часто следили за исполнением ритуальных обрядов у могил. Поощрялось получение семьями доступа к умершему по особым случаям или в перерывах между праздниками, поскольку считалось, что их потомки также будут приглядывать за их могилами. Ограбление или разрушение могилы воспринималось как сокрушительный удар, так как вследствие его умерший лишался поддержки в загробной жизни и памяти живущих. Такой дух мог в конце концов заколдовать кладбище или какого-нибудь человека, а мог попросту исчезнуть и навсегда утратить существование.

Еще более важной, чем могила или физическая сохранность, была забота о душе, которая обеспечивалась точным соблюдением всего погребального ритуала. Если он проводился с нарушениями, это могло отразиться на вечном состоянии умершего. Главной процедурой этой похоронной церемонии было открывание рта умершего и прикосновение к нему с помощью заостренного плотницкого топорика. В это время Ба (душа) выходит через рот, и считалось, что это должно возродить все телесные способности для новой жизни. Верили также, что в ином мире это будет способствовать соединению Ба и Ка.

Другая часть погребальной церемонии была связана с почитанием Осириса. Имя Осириса могло быть присоединено к имени умершего или умерший мог быть изображен с чертами Осириса в надежде, что это дает ему некоторые преимущества на предстоящем суде.

Фараон и народ

Сначала только фараоны и члены их семей считались достойными вечной жизни. Поскольку считалось, что царь имеет божественное происхождение, вполне естественным было верование в то, что после смерти своего человеческого тела он вернется в свой настоящий дом - к богам. Но в этом заключается и более широкий смысл. Бог-царь был связующей нитью между небом и землей, и его власть была основой и стабильности общества и существующего природного порядка. В определенном смысле ему необходимо было быть вечным, потому что он выступал как гарант неизменного солнечного света, плодородия земли и всего того, что несло империи процветание. Постепенно фараон стал отождествляться с деятельностью всех важнейших богов. Если Ра, солнечный бог, обеспечивал регулярное появление и действие солнца день за днем, то фараон должен был быть богом растительности и отвечал за регулярные циклы посева, роста, умирания и возрождения.

Чем дальше развивалась эта теология, тем больше возвышался фараон от просто божественного правителя до воплощения жизненной силы, стоящей за постоянным обновлением жизни. Со временем, когда установилась связь между Осирисом и фараоном, значение всего погребального обряда изменилось и демократизировалось. Осирис, бог растительности, превратился в бога мертвых и стал воплощать цикл смертей и повторных рождений, свойственный всем людям, а не только царю. Царь стал не столько привилегированным носителем бессмертия, сколько самим его принципом. Он превратился в универсальную модель процесса, который теоретически был доступен каждому.

Подобно всем другим религиям, религия Древнего Египта демонстрировала несообразности и противоречия. Можно сделать вывод, что по крайней мере у некоторых египтян сложилась полностью спиритуализированное представление о загробной жизни, для которого мумифицирование, могилы и погребальные обряды не составляли необходимости. Хотя существовали спиритуалистические идеи, в большинстве своем традиции и ритуалы оставались неизменными. Это рождало некоторые верования, не всегда совместимые друг с другом. С одной стороны, была идея, согласно которой ты в буквальном смысле "можешь все взять с собой". С другой, существовало представление, что есть иной, нематериальный мир, куда направляется умерший. Как говорил Уильям Дж. Марнейн, "орбита потустороннего мира мертвых не рассматривалась как барьер, препятствующий обитанию в могилах или участию в празднествах живых". Существует несколько возможных объяснений этого явления. Исполнение многочисленных функций, в особенности в сфере погребальных обрядов, было предоставлено жрецам. Возможно, большинство людей тогда, как и ныне, не размышляли постоянно о семейных верованиях. Возможно, они сознавали эти несообразности, но не хотели отказываться от традиционных обычаев "на месте", поскольку все равно вынуждены были их исполнять.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://egypt.km.ru/

Дата добавления: 30.03.2004

www.km.ru

"Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательные:

На основе имеющихся у учащихся знаний о власти фараона в Древнем Египте, жизни египетских вельмож, жилище, одежде и быте древних египтян, а также о зарождение религиозных представлений у древних людей, раскрыть и дополнить существенные признаки понятий “миф”, “многобожие”, “жрец”, “фараон”, “культ”, раскрыть сущность традиции обожествления фараона, показать роль и значение религиозных представлений и обрядов в жизни древних египтян. Рассказать учащимся об особенностях мировоззрения древневосточного человека, о его представлении о “картине мире”. Развить знания о мифе, как наиболее ранней форме духовной культуры человечества, показать, что миф являлся для древних людей своеобразным способом постижения мира и оправданием существующего образа жизни людей, регулятором их поведения.

Развивающие:

Способствовать развитию у учащихся способов анализа социальной структуры и умения сравнивать ее с социальной структурой первобытного общества. Продолжить работу над формированием умения анализировать различные “модели” религиозных представлений не только разных временных эпох (первобытное общество и Древний Восток), но и одной эпохи (Древний Восток и Античный мир). Продолжить формирование умения составления таблиц и схем.

Воспитательные:

Способствовать формированию интереса учащихся к культурному наследию древних стран, в частности стран Древнего Востока, подвести их к пониманию существования универсальных моральных норм и принципов в религиозном наследии древнейших культур. На примере понимания древним человеком неразрывной связи человека с природой подвести учащихся к осознанию необходимости бережного отношения к ней, как основного условия сохранения нашей цивилизации.

Литература к уроку:

  1. Атлас истории Древнего мира: 5 кл., - М., 1998.
  2. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира: 5 кл. М., 1998.
  3. Книга для чтения по истории Древнего мира. / Сост. А. И. Немировский. – М., 1996.
  4. Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. – М., 1976.
  5. Манфред Л. Египетский символизм. – М., 1998.
  6. Мифы Древнего Востока – любое издание.
  7. Монтэ П. Египет Рамсесов. – М., 1989
  8. Рак И. В. Мифы Древнего Египта. – СПб., 1993.
  9. Тураев Б. А. История Древнего Востока. – СПб., 2001.
  10. Эра царствующих богов. / Под ред. В. Мартова. – М., 1998.

Домашнее задание:

См. задания для учащихся.

План урока:

  1. Зарождение религиозных представлений в Древнем Египте.
  2. Внешность жрецов в Древнем Египте.
  3. Обязанности жрецов в Древнем Египте.
  4. Обожествление царя и заупокойный культ фараона.

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма урока: лекция

ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ И ПОНЯТИЯ

III тыс. до н. э. – строительство Великих пирамид.

XIV век до н. э. – религиозная реформа Эхнатона. Объявление Атона верховным богом Древнего Египта.

Миф – представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов; общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов и т. д.

Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества, содержащая элементы религии, а также наука о мифах.

Религия – одна из форм отражения действительности в фантастических образах, представлениях, понятиях. Главным, определяющим признаком религии является вера в реальность сверхъестественного.

Культ – Один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Преклонение перед кем- или чем-либо.

Жрец – служитель культа.

Оракул – 1. У народов Древнего Востока, древних греков и римлян – жрец, который испрашивал “волю бога” по тому или иному вопросу. 2. Ответ, прорицание, якобы даваемое богом, или его статуей.

Пятичленная титулатура – Официальное, полное имя фараона, состоящая из пяти частей: 1) имя правителя как воплощение бога Гора, 2) имя фараона как воплощение двух владычиц – богини Верхнего Египта Нехбет и богини Нижнего Египта Уаджет, 3) имя фараона как “Золотого Гора”, 4) Царь Верхнего и Нижнего Египта, 5.)сын бога Ра.

Фараон – титул египетских царей.

ТЕКСТ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.

Зарождение религиозных представлений в Древнем Египте.

На протяжении тысячелетий египтяне жили в отдельных, мало связанных друг с другом областях – номах. В каждом номе почитали своих богов. Но подчас это были воплощения одних и тех же сил природы с разными именами. Так, богом земли в одних номах был Акер, в других Геб. Представления о боге с одним именем в разных номах были также противоречивы. Если в мифах Гелиополя бог Сет – злейший противник солнечных богов и убийца бога Осириса, то в Гераклеополе – он помощник бога Амона – Ра.

Египетские боги и богини часто выступают в образе того или иного животного, что является пережитком первобытной эпохи, подобное представление о богах очень удивляло греков, попадавших в Древний Египет. Греческий историк Плутарх, объясняя почитание египтянами бегемота и крокодила, писал, что они испытывали страх перед этим животным.

Современные исследования доказали, что почитание животных у всех народов древнее, чем почитание богов в образе человека. Таким образом, египетская религия сохранила черты глубочайшей древности.

В египетских мифах нашло отражение складывание сословного общества и деспотического государства. Некоторые боги становились покровителями царей при жизни и охранителями нетленной мумии.

Помимо этого, мифы в форме пророчеств донесли до нашего времени страх общественных верхов перед возмущением угнетенных низов.

Большую услугу в понимании египетских мифов оказывают изображения богов на рельефах в гробницах и храмах, статуи и статуэтки. Сохранившиеся изображения богов – это окаменевшие мифы. Застывший язык формы и жестов, несмотря на всю свою условность, настолько универсален, что не нуждается в специальном переводе. Боги представлены в своем животно – человеческом облике и с атрибутами своей власти. Создатели этих произведений таким образом донесли своеобразие духовной жизни древних египтян.

Внешность жрецов в Древнем Египте.

Жреческое сословие в Египте всегда находилось в тесном единении с государством. Жрецы составляли отдельную, относительно замкнутую корпорацию, вся их жизнь была подчинена, даже в мелочах, нормам старинного устава. Этим уставом жрецам разрешалось носить только полотняную одежду и лишь плетеную из библуса обувь – сандалии. Сандалии прикреплялись к ноге посредством двух ремней – широкого, охватывавшего подъем ноги, и узкого, прикрепленного к носку сандалии. Узкий ремень пропускался между большим и вторым пальцами ног и пристегивался к широкому. Иногда эти ремни связывались наглухо, и тогда сандалию можно было одевать на ногу как башмак или туфлю. В остальном же одежда жрецов была различна и зависела от положения, занимаемого каждым отдельным лицом в жреческой иерархии. Роскошь, которая начала распространяться в Египте, коснулась и этого сословия. Вместо обычного в старину передника, как единственной одежды теперь и жрецы стали носить прозрачные ткани, хлынувшие из Азии, оставляя передник лишь для некоторых совершенно исключительных случаев. Вообще же передник – это древнейшая и первоначально единственная одежда, которая затем стала традиционной одеждой коренных жителей Нильской долины.

Ткань и размеры передника были разными, в зависимости от сословия и звания носящего. Так одежда знатных людей состояла из большого продолговатого куска ткани, который плотно оборачивали вокруг поясницы и верхней части ног и придерживали поясом. Жрецы и ученые поверх этого передника облачались иногда в еще один, из более дорогой ткани, сложенный в красивые складки, спадавшие либо спереди, либо сзади. Помимо передника, представители знатных сословий надевали верхнее платье: узкий плащ, наброшенный на плечи, выделенную шкуру животных. Жрецы могли надевать шкуры не всех животных, этот элемент одежды был также регламентирован, так шкуру леопарда, наброшенную на правое плечо, носили жрецы Анубиса – Имиута. Помимо шкуры леопарда жрецам было позволено носить шкуры тигров и пантер, которые изначально считались необходимой принадлежностью одежды высших сословий, и до окончательного падения древнеегипетского государства служили знаками отличия высших жреческих должностей как одеяние, освященное древностью.

Вообще в Древнем Египте шкура животного являлась важнейшим символом внешнего превращения, с помощью которого человек хотел указать, а затем и получить в конечном счете изменение внутреннее. Шкура же при этом – символ переходной стадии. Важнейший ритуал выхода для дальнейшей жизни после смерти исполнял так называемый заместитель жреца, и в качестве одежды служителя культа он носил шкуру пантеры. Богато украшенные шкуры животных служили одеяниям верховным жрецам, которые при некоторых церемониях надевали кроме шкуры еще длинные вышитые пояса и другие украшения – например браслеты. Так мужские украшения состояли из широких колец или обручей, которые одевались на руки выше локтя, на запястья и на ноги вокруг щиколотки. Эти обручи изготовлялись из различных металлов, и были или круглыми без всяких украшений, или плоскими с узором из цветной эмали. Их всегда тщательно подгоняли к той части тела, для которой они предназначались. Кроме обручей мужчины носили перстни разной формы – металлические с неподвижным или вращающимся гнездом из глазурованной каменной массы в форме какого – либо иероглифического знака. Носили как одно, так и несколько колец. Национальным украшением египтян, общим для обоих полов и всех сословий, за исключением самых низших, был широкий воротник, закрывавший плечи и верхнюю часть груди. В эпоху Нового царства возросли и объем этого предмета одежды, и его ценность. Делались такие воротники сообразно со средствами каждого: или из куска подклеенного и расписанного полотна, или из сетки крупной вязки, по ячейкам которой нашивались рядами и в симметричном порядке символические фигурки разного цвета и формы, бусы и т. п. Воротники изготовляли и из благородных металлов (даже иероглиф, обозначающий "золото" имеет форму такого воротника с украшениями из разноцветной эмали). Золото (небу) имело в Древнем Египте не только экономическую ценность, но и культовое значение. Золото считалось металлом богов, особенно это относилось к сияющему богу Солнца. Богиня неба Хатхор имела прозвище "золотая" или просто "золото". Помимо этого, неизменность благородных металлов является символом дальнейшей жизни после смерти. Даже мастерские по изготовлению гробов и помещений для захоронений назывались "золотыми домами".

В таком же одеянии исполняли жреческие обязанности и фараоны, "служебные костюмы" остальных жрецов были очень разнообразны. Они видоизменялись не только для каждой отдельной ступени жреческой иерархии, но и в пределах этих ступеней варьировались для разных церемоний. Некоторые разряды жрецов отличались особыми, только им одним присвоенными знаками. Так главные жрецы в храме Пта носили особым образом заплетенные головные косы, писцы или толкователи священных писем – два пера и письменный прибор, сфрагисты, прикладывавшие печати к жертвенным животным, – перстень с символом человеческой жертвы, жрецы – судьи носили на шее амулет из ляписа – лазури с надписью "истина". Ляпис – лазурь – синий с золотыми крапинками драгоценный камень – неправильно называемый сапфиром. Напоминая своим видом усыпанный звездами небосвод, он был священным камнем древних египтян. Его синий цвет указывает на небесное происхождение (синий цвет был цветом богов, особенно Амона).

Так же верховные жрецы некоторых божеств имели и другие отличительные признаки своего высокого сана. Верховные служители бога Птаха носили особый, так называемый "ливийский" парик ибес, украшенный сбоку заплетенным локоном, их белое одеяние украшалось особым золотым ожерельем: с узкого воротника на цепочках спускалась металлическая полоска, закрывающая верхнюю часть груди, поднимающаяся на плечах вверх и заканчивающаяся с двух сторон головами шакалов, снабженных руками в позе адорации. В папирусе Харрис есть упоминание о том, что Рамсес III лично распорядился выдать необходимое количество золота для изготовления такого ожерелья, когда его сын Хаэмуас вступил в должность верховного жреца в Мемфисе.

Хотя Геродот в своих сочинениях писал, что в Египте ни одна женщина не может быть жрицей не мужского, ни женского божества, но уже в Египте Древнего царства можно найти упоминания о женщинах – жрицах носивших титул "служанка бога" (хемет – нечер). Как и других жрецов, жриц можно было узнать по костюму, однако, в Новом царстве он уже практически не отличался от повседневного одеяния знатных женщин (но необходимо учитывать, что фактически именно эти знатные женщины и составляли коллектив жриц). Со времен Древнего царства "служанки бога" носили прямую набедренную повязку, но со времен Нового царства наблюдается тенденция к отходу от этой традиционной одежды, костюм жриц становится "более женственным". В Древнем Египте требовалось, чтобы женщины закрывали свое тело полнее, чем мужчины и только не ранее конца Древнего Царства, когда египетская культура начинает попадать под влияние азиатской, в женском костюме появились отклонения от старинного обычая. Так древнейшая одежда египтянок состояла из тканного платья, которое плотно прилегая к телу, закрывало его от груди до ступней ног и держалось на помочах. Иногда платье закрывало и плечи – тогда оно ткалось с воротниками и узкими рукавами. В период Нового царства знатные женщины (= жрицы) стали носить и тонкие прозрачные материи, из которых изготовлялись накидки. Таким образом, в эпоху Нового царства костюм знатной женщины состоял из широкой сорочки, короткой юбки (= набедренная повязка) и большого четырехугольного с закругленными краями плаща, который накидывался сверху и, несмотря на свою простую форму, мог быть задрапирован самым причудливым образом. В источниках существуют упоминания о верхней одежде "калазирисе", которая оборачивалась вокруг тела наподобие передника и была особенно распространена в позднее время у женщин.

Нельзя забывать и о том, что влияние религиозного культа иногда отражалось на национальной и культовой одежде. Так Плутарх рассказывает, что жители городов Бузириса и Ликополиса не разрешали поклонникам Солнца носить золотых украшений. Так же женщины носили все те же украшения, что и мужчины. Жрицы всегда были украшены драгоценностями, широким ожерельем усех, многочисленными подвесками и браслетами, на голове "служанки бога" носили пышные парики.

Общей особенностью жречества Древнего Египта (независимо от пола, титула и божества, которому служил жрец) было то, что оно презирало традиционное гофрированное платье, не носило одеяний из шерстяных тканей, общий покрой одежды был довольно простым, основным цветом одеяний был белый, а наиболее предпочтительный материал, из которого она изготовлялась – лен. Белому цвету жрецы отдавали предпочтение неслучайно, согласно представлениям египтян, белый цвет в своей чистоте стал выражением полноты неземной власти, обозначением освященных вещей, как "белые стены" (т. е. Мемфис). Также говорится о "белых сандалиях", использующихся в культовых отправлениях. Белый цвет был цветом чистоты и святости, даже глазной зрачок египтянин называл "белым", так же белый цвет считался цветом радости и использовался в тех или иных религиозных праздниках.

Обычаями регламентировался не только костюм жрецов, такими же жесткими были и правила личной гигиены жреческого сословия. Так уже Геродот писал: "… в отличие от других стран, в Египте жрецы стригутся… каждые три дня сбривают волосы на своем теле, чтобы при богослужении у них не появилось вшей или других паразитов…". Во всем Египте жрецы совершали обряд обрезания, выбривали все волосы на теле, включая брови и ресницы. Дважды днем и дважды ночью жрецы были обязаны совершать священные омовения или очищения. Без этого обряда, как считалось, эффективность культовых актов ставилась по сомнение. Даже над входом в храм часто было написано: "Вступающий в храм, будь чист!". Стоящие перед воротами храма емкости с водой должны были дать возможность выполнить это предписание.

Как видно из этого обзора, внешний облик жреческого сословия в Древнем Египте был строго регламентирован, что позволяло безошибочно выделять жрецов из общей массы населения, но вместе с тем можно отметить, что в период Нового царства наблюдается отход от многих традиционных канонов в костюме, что во многом объясняется влиянием азиатской культуры, костюм же жриц становится практически полностью идентичным повседневной одежде знатных женщин. Но вместе с тем необходимо отметить, что ни одной лишней детали в костюмах жрецов не было, все имело свой магический смысл и было понятно любому египтянину. В костюмах были как общие "предписания" для всех жрецов Древнего Египта, так и те, которые зависели от того, какому богу служит этот жрец и от его статуса в иерархии жреческого коллектива.

Обязанности жрецов в Древнем Египте.

Каждый храм представлял собой подобие маленького города, где за храмовой оградой жили чиновники, стражники и земледельцы, они зависели от храма, но не были его служителями, это понятие распространялось лишь на жрецов.

Жрецы составляли определенный коллектив, который традиционно принято называть клиром, главной целью которого было "обслуживание" того или иного божества. Численность, влиятельность и богатство каждого клира зависели от котировки конкретного божества. Так во времена Нового царства клир фиванского Амона – Ра представлял собой могущественную, богатейшую корпорацию, клиры же других божеств, например мемфиского Пта и гелиопольского Ра, далеко уступали ему, не говоря уже о клирах провинциальных божеств.

Из источников, относящихся еще к эпохе Древнего Царства, мы узнаем, что весь храмовый персонал в расписании служб был разделен на две большие группы: хему нечер и хентиу ше . К хему нечер относились те, кто непосредственно участвовали в богослужении, т. е. фактически сами жрецы, и соответственно эта группа занимала более значимое положение среди храмового персонала. В коллектив хентиу ше входили те, чьими обязанностями было снабжение храма провизией и всеми другими необходимыми материальными благами. Титул хентиу ше распространялся на храмовых крестьян, садовников, т.е. на всех, кто принадлежал данному храмовому хозяйству. Иногда представители этой группы допускались в священные помещения храма, но только для того, чтобы заниматься уборкой, чисткой и укрепление храма и находящихся в нем статуй царя. Как жрецы, так и служители, исполнявшие свои обязанности, были сгруппированы в специальные "команды" или "отряды", которые выполняли свои функции согласно храмовому расписанию служб и работ. Во главе каждого такого подразделения стоял "смотритель жрецов", у которого был личный помощник.

Во главе любого храмового коллектива стоял верховный жрец, но при этом каждый крупный храм того или иного божества имел свои особенности, выраженные как в специфике культа божества, так и в жреческом уставе и титулах верховных жрецов. Наравне со жрецами в храмовом коллективе были и жрицы, правда, устав женского жречества был куда более "гибким", чем мужского. Участие женщины в том или ином ритуале часто зависело от ее семейного и социального положения. Дочери жрецов иногда наследовали должности своих отцов, жены сановников также часто служили в одном из местных храмов, но, тем не менее, многое зависело и от самой женщины, ее желания участвовать в культе.

Следует учитывать и то, что только духовенство (как женское, так и мужское) высшего ранга проводило весь день в священных трудах. Люди остальных профессий и младшие жрецы, живущие на землях храма, обязаны были находиться в храме для исполнения религиозных обязанностей лишь один месяц из четырех. Во время пребывания в храме они вели аскетический образ жизни, совершали обряд омовения и давали обед воздержания. По истечении этого срока они возвращались домой, к своим повседневным обязанностям на следующие три месяца. Профессиональные же певицы и музыкантши вообще постоянно жили в своих семьях, потому что их присутствие в храме требовалось только в определенные дни, да и то на несколько часов. Постоянно в храме для обеспечения ежедневного культа должны были находиться носители высших жреческих, мужских и женских, титулов.

Клир не был чем – то постоянным и неизменным. Жрецы далеко не всегда служили всю жизнь одному и тому же богу. Так, например Сети, верховный жрец Сетха, был в то же время и держателем свитка на церемониях Уаджет – "владычицы Обеих земель". Небуненеф, которого Рамсес II назначил верховным жрецом Амона, никогда до этого не принадлежал к служителям этого бога. Он был великим жрецом Онуриса в Тине и Хатхор в Дендере, но все свои должности жрецы занимали последовательно.

Говоря о жреческом сословии необходимо сказать несколько слов об их образовании. К сожалению, на основе дошедших до нас источников трудно воссоздать полную картину получения "жреческого образования", но можно утверждать, что при храмах существовали специальные "школы", в которых готовили будущих жрецов и жриц. Так, например, жрец Бакенхонсу учился четыре года в писцовой школе при храме Мут, а в храмах существовали даже специальные жрецы – ит нечер, которые были непосредственными "педагогами" в жреческой школе при своем храме. В резиденции Супруги бога располагалась особая школа, в которой будущие жрицы Карнака и Луксора обучались письму и музыке, священному танцу, правилам богослужения, а иногда и медицине. Аналогичная школа для жриц, называвшаяся "Место чистое женщин", существовала и в Мемфисе, при храме бога Птаха. Ученицы этой школы были известны своим благочестием и образованностью как в самом Египте, так и за его пределами. Были и те школы, которые готовили профессиональных жриц – певиц. Видимо, женщина, обладавшая сильным красивым голосом, сама выбирала храм, в котором становилась жрицей – певицей. В этом храме она получала необходимое музыкальное образование, училась игре на музыкальных инструментах, самым популярным из которых была арфа.

Вообще же те, кто готовился посвятить свою жизнь служению богам и богиням, должны были научиться читать, писать, Знать образы богов, их эпитеты и атрибуты, все связанные с ними мифы и все, относящиеся к ним обряды. По окончании обучения они держали экзамен. Тот, кто признавался достойным войти в жреческий коллектив снимал свои мирские одежды, его купали, брили наголо, умащали благовониями, и лишь затем, в священном жреческом одеянии, он вступал в "небесный горизонт" и наконец приближался к богу в его святая святых.

Таким образом, мы видим, что храмовый коллектив имел довольно сложную организацию, в которую входили как те, кто выполнял чисто хозяйственные функции – обеспечивал храм продуктами, следил за чистотой и т. д., так и те, кто непосредственно выполнял культовые обряды. Каждый член коллектива имел определенный титул, который определял круг его обязанностей, над всем жречеством храма стоял верховный жрец, который мог назначаться только фараоном, а его жена, как правило, являлась верховной жрицей того же храма. В Древнем Египте были как мужчины – жрецы, так и женщины – жрицы, и те и другие должны были носить определенную одежду, которая не только свидетельствовала об их жреческом сане, но и могла даже указать на их титул, особенно это характерно для костюма высших жреческих должностей. До того, как поступить в услужение бога, и жрецы и жрицы обучались в специальных "школах" при храмах, где и получали необходимые знания; интересен и тот факт, что в этих же школах обучались и принцы и принцессы Египта.

Однако помимо этих обязанностей, направленных главным образом на соблюдение культа того или иного божества, жрецы так же входили в состав храмовых судов, находившихся при всех крупных храмах Древнего Египта. Совмещение таких разных по своей сути процедур как отправление культа и судопроизводство может быть объяснено прежде всего тем, что на протяжении всей истории Древнего Востока право было неразрывно связано с религией и религиозной моралью. Т. е. Любая правовая норма имела религиозное обоснование, при этом любое правонарушение являлось одновременно нарушением нормы морали и религии.

Важной особенностью деятельности храмового суда была процедура испрашивания божественного оракула – т. е. мнения бога по тому или иному вопросу. Как правило, этой процедурой руководил верховный жрец того храма, где проходило судебное заседание. Жрец задавал вопрос, обращаясь к статуе бога, находившейся в храме, и получал ответ “да” или “нет”, в виде соответствующего движения руки статуи. Понятно, что рукой двигала не сама статуя, а движение было вызвано специальным механизмом, который приводили в движение жрецы, находившиеся в соседнем помещении и остававшиеся невидимыми для всех, присутствующих на судебном процессе. Подобная процедура получения оракула и ее секрет хранились в строгой тайне и простые египтяне были уверены, что ответ дается самим богом, воплощенным в виде той или иной статуи. Также, становится понятным, что накануне публичного испрашивания оракула, жрецы, входившие в состав храмового суда, уже принимали то или иное решение по рассматриваемому делу, чтобы определить какой ответ “даст бог”.

Обожествление царя и заупокойный культ фараона.

Согласно представлениям древних египтян, власть фараона имела два аспекта, которые не могли рассматриваться в отрыве друг от друга, - роль фараона в земной жизни и его роль в религии. Веря, что фараон – это бог, народ Египта считал, что находится под началом бога, а не человека. Для египтян фараон был богом и царем и при жизни, и после смерти.

Подобное обожествление царя нашло свое отражение и было закреплено в его пятичленной титулатуре: на первом месте стояло имя правителя как воплощение бога Хора, обязательно включающее имя бога, на втором месте стояло имя фараона как воплощение “двух владычиц” - богини Верхнего Египта Нехбет и богини Нижнего Египта Уаджет, третий член титулатуры состоял из имени фараона как “Золотого Гора”, четвертый член титулатуры начинался словами “Царь Верхнего и Нижнего Египта”, за ним следовало личное имя правителя, на пятом месте стояло второе личное имя фараона, предварявшееся словами “сын Ра.”. Как мы видим, в титулатуре фараона отражалась не только его божественность, и фактически закреплялось многобожие, существовавшее в Древнем Египте. Огромное количество богов, которым поклонялись египтяне, выполняли самые различные функции – управляли солнцем, посылали редкие спасительные дожди, ведали разливами Нила, и даже оберегали и помогали царю в управлении государством. Имена главных таких богов – помощников, а скорее защитников, зафиксированные в царской титулатуре также служили некими оберегами или талисманами царствующему фараону.

Возникновение легенды, согласно которой фараон не просто объявлялся “сыном Ра”, т. е. сыном верховного бога, а “был рожден” от самого бога, представшего перед царицей в образе фараона – ее мужа, относится к эпохе Древнего царства. Свое отражение она нашла в сказании “Фараон Хуфу и чародеи”, в котором рассказывается о том, как жена жреца бога Ра, зачала от бога Ра троих детей, которые, согласно предсказаниям бога будут затем править всей страной, а старший из них станет известным верховным жрецом.

Однако в XIV в. до н. э., эта легенда, просуществовавшая довольно долго в своем первозданном виде, претерпела некоторые изменения. Фараон Аменхотеп IV провел религиозную реформу, суть которой была в том, что верховным богом Египта объявлялся не Амон – Ра, а бог Атон, фараон даже изменил свое имя, став Эхнатоном. Согласно этой реформе, все живое на земле произошло не от бога Ра, а было создано богом Атоном – первым царем на земле, потомками которого являются и все царствующие в Египте фараоны. Однако уже следующий после Эхнатона правитель Египта – Тутанхамон вернулся к прежним представлениям, о главенстве бога Амона – Ра.

Итак, согласно религиозным представлениям древних египтян, фараон по своему происхождению был сыном верховного бога Амона – Ра, а потому и сам являлся богом. Продолжавшийся на протяжении всей жизни правителя его культ как божества, соблюдался и после его смерти.

Независимо от того, каким царством суждено было править фараону в иной жизни, земные правители уносили с собой в могилу несметные богатства. Сокровища гробниц неизбежно влекли к себе воров, что еще больше сгущало туман тайн, окружавших места захоронения фараонов, так как, далеко не все грабители могли найти выход из гробниц, состоящих из многочисленных ходов и ловушек, образующих настоящий лабиринт.

Поскольку усыпальницы фараона строились на века, их стены были облицованы самыми твердыми камнями, чаще всего черным гранитом, добываемом в районе Асуана. В гробницах, строящихся еще при жизни фараона, уже во время строительства устанавливался саркофаг, где должно было покоиться тело фараона.

Сам обряд захоронения выглядел следующим образом: при мерцающем свете масляной лампады жрецы, произнеся последнюю молитву, опускали гроб в саркофаг, а рядом ставили канопу (4 сосуда) с внутренними органами фараона, которые должны были также пригодиться усопшему в загробной жизни. Затем жрецы совершали несколько операций, призванных обезопасить захоронение от возможных грабителей. Для этого, как только последний жрец покидал гробницу, рабочие замуровывали вход в главную галере: массивные каменные глыбы, приготовленные заранее, с большой платформы, находящейся здесь же, были опущены на пол и приведены в движение. Скатившись вниз по пологому полу коридора, они заваливали узкий вход в смежную с усыпальницей комнату. Затем рабочие покидали гробницу по узкому запасному туннелю, который потом также был замурован.

СХЕМЫ К УРОКУ.

ТИТУЛАТУРА ФАРАОНА

ЗАРОЖДЕНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БОГАХ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

ОБЯЗАННОСТИ ВЕРХОВНЫХ ЖРЕЦОВ

СХЕМА ИСПРАШИВАНИЯ БОЖЕСТВЕННОГО ОРАКУЛА

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

Тесты:

1. Великие пирамиды были построены в

А.) II тысячелетии до н. э. Б.) III тысячелетии до н. э. В.) I тысячелетии до н. э.

2. Оракул – это

А.) Ответ даваемый богом или его статуей. Б.) элемент жреческого костюма В.) бог правосудия в Древнем Египте.

3. Жрецы в Древнем Египте могли использовать в своем одеянии

А.) шкуры любых животных Б.) шкуры некоторых животных В.) не могли использовать шкуры животных

4. Эхнатон провел религиозную реформу в

А.) XVI веке до н. э. Б.) XV веке до н. э. В.) XIV веке до н. э.

5. Согласно реформе Эхнатона, фараон считался сыном бога

А.) Атона Б.) Тота В.) Амона – Ра Г.) Анубиса

6. Полное имя фараона состояло из

А.) трех частей Б.) четырех частей В.) пяти частей.

Вопросы и задания для учащихся.

  1. Представьте себе, что вы попали в Древний Египет. По дороге навстречу вам идут несколько человек. По каким внешним признакам вы могли бы узнать в одном из них жреца?
  2. Недавно археологи, работающие в Египте, обнаружили папирус, но большая его часть была испорчена. Однако ученые смогли расшифровать фразу, в которой фараон называется сыном бога Атона. Как ученые смогли определить век, когда был написан этот папирус? О каком фараоне мог бы рассказать этот документ?
  3. Однажды будущий фараон Тутмос после охоты заночевал в пустыне недалеко от великих пирамид Гизы. Во сне он увидел Сфинкса, который обращаясь к принцу сказал: “…Смотри на меня, сын мой Тутмос…Засыпан я песком….обещай мне, что ты откапаешь меня… И тогда я признаю в тебе своего сына и подарю тебе престол Египта…”. Какие религиозные представления древних египтян нашли свое отражение в этой древней легенде.
  4. Зная, каким образом жрецы в Древнем Египте получали божественный оракул, определите, что влияло на то решение, которое принимал храмовый суд: мнение жрецов – судей или воля бога, к статуе которого жрецы обращались за оракулом. Объясните почему.
  5. Соедините соответствующие части схемы:

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Верования древних египтян : Шкільна бібліотека

Баннерный обмен ABN

Верования древних египтян

1. Боги. У древних египтян было множество богов и богинь. В каждой местности поклонялись своим богам, однако были и божества, единые для всей страны. Особо почитался в Египте бог древней столицы Мемфиса - Птах. Египтяне верили, что он сотворил других богов и весь мир. Бог солнца Ра дарил земле и людям свет, тепло, жизнь. Со временем культ бога Ра слился с культом бога Амона. Амон-Ра был главным богом Египетского государства, царем богов. Бога Ра изображали в виде человека с головой, увенчанной золотым диском, или в виде огромного рыжего кота. По представлению египтян, утром бог Ра выплывал на солнечной лодке и весь день двигался по небу. К вечеру лодка Ра спускалась за горизонт, в подземное царство, где он сражался с духами тьмы и побеждал страшного змея Апопа, который хотел проглотить солнце. Вырвавшись из подземного царства. Ра снова выплывал на своей лодке на небо. Наступал новый день. Бог земли Геб и богиня неба Нут считались детьми Птаха. Из всех древних народов только у египтян богом земли был мужчина. Другие народы, как правило, представляли землю в виде богини-матери. Геб изображался в виде человека с головой змеи, а Нут - в образе женщины или небесной коровы, усеянной звездами. Утром, когда лодка Ра появлялась на небе, Нут проглатывала своих детей - ими были звезды. Это очень сердило Геба. Особо почитали египтяне бога мудрости Тота. Тот был писцом богов и научил людей письму, счету, разным знаниям. Он же был проводником душ в царство мертвых. Изображали Тота в виде человека с головой птицы ибис или в виде обезьяны. Каждый бог имел свое священное животное. Священный бык Амона-Ра, которого звали Апис, жил в специальном храме. Символом бога Ра был жук, скатывающий передними лапками шарики из навоза и пыли. Его называли скарабей. Когда священные животные умирали, их тела превращали в мумии и хоронили с большими почестями. За убийство священного животного могла последовать жестокая кара и даже смертная казнь. 2. Осирис и Исида. Эта супружеская пара была в числе самых почитаемых богов Египта. В мифе рассказывается, что у богини Нут и бога Геба родились близнецы Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Осирис был первым царем Египта, а Исида - первой царицей. Они мудро правили страной, заботились о ее жителях. Осирис научил людей выращивать пшеницу и ячмень, строить дома, выплавлять руду, делать посуду. Но завидовал Осирису его брат, бог пустыни Сет. Сет изготовил красивый саркофаг и принес его в дом Осириса, где собрались гости. Сет сказал, что хотел бы узнать, кому этот гроб будет по росту. Гости стали "примерять" его. Когда в него улегся Осирис, Сет быстро закрыл крышку саркофага и бросил его в Нил. Исида нашла у берега тело мертвого Осириса и горько зарыдала над ним. Но злой Сет снова похитил тело Осириса, разрубил его на куски разбросал по всему Египту. Долго искала Исида останки Осириса. Из них она извлекла жизненную силу, и у нее родился сын Гор. Гор стал солнечным богом и считался покровителем фараонов. Его изображали с головой сокола. Когда Гор вырос, он вступил в борьбу с Сетом. Поначалу он потерпел поражение, и Сет вырвал у него глаз - всевидящее око Гора. Но, собравшись с силами, Гор победил Сета и вернул волшебный глаз. Он дал проглотить его своему мертвому отцу Осирису, и тот ожил. Осирис не остался на земле, он стал правителем подземного царства, судьей в мире мертвых. Осирис взвешивал сердца умерших на особых веcax. На одну их чашу клали сердце, на другую - перо богини Маат. Если чаша с сердцем опускалась вниз, значит, человек при жизни был злым, сделал много плохого. В наказание Осирис приказывал отдать его чудовищу с телом льва и пастью крокодила. Если чаша оставалась на месте, значит, человек хорошо вел себя в земной жизни. Осирис поселял его на полях блаженства. Здесь человека ждала вечная приятная жизнь. Исида, супруга Осириса, покровительствовала людям в земном мире. Но одновременно она и главная из богинь, владычица небесная. 3. Храмы и жрецы. В честь богов и фараонов воздвигали храмы. Храм, как правило, состоял из многих сооружений. Ворота в храм были обрамлены высокими выступающими стенами - пилонами, покрытыми каменными рельефами. Рельефы изображали деяния богов и фараонов. Внутри храма находились просторные дворы со статуями богов, с высокими сужающимися кверху (обычно четырехгранными) каменными столбами - обелисками. На обелисках высекались надписи, прославлявшие богов и фараонов. Некоторые храмы украшали аллеи сфинксов. Колонны в камне изображали стволы пальм или связки папируса. Самым таинственным помещением был алтарь бога или богини. Здесь помещали статую-божество. В алтарь могли входить только жрецы и жрицы. Молящиеся находились на площади перед храмом. Во время богослужения жрецы выносили из святилища статую бога (или богини), которому приносили жертвы - зерно, вино, украшения. Жрецы составляли особый разряд людей, чьим главным делом было служение богам и совершенствование священных обрядов. Они проходили специальное обучение и должны были знать о религии все. Жрецы вели астрономические наблюдения и даже создали календарь. Египетские жрецы много сделали для развития математики, медицины и других наук. Не зря в Древнем мире их считали мудрецами, хранителями древнейших знаний человечества. В храмах накапливались большие богатства. Жрецы обладали огромной властью и влиянием на народ. Иногда они пытались соперничать с фараонами. Случалось, что некоторые наиболее дерзкие и удачливые жрецы сами становились правителями Египта. 4. Реформы царя Эхнатона. На рубеже 15 - 14 веков до н. э. в Египте царствовал фараон, который посчитал, что жрецы бога Амона обладают слишком большой властью. Он решил положить этому конец. Но не только "могущество жрецов внушало беспокойство царю. Он был первым из правителей, задумавшимся над тем, почему люди поклоняются многим богам. Глубоко размышляя, читая священные книги, фараон пришел убеждению, что бог един. Он повелел подданным молиться единому богу Атону. Символом его был провозглашен золотой диск солнца. Лучи солнечного диска Атона достигали |земли. Каждый луч солнца заканчивался ладошкой, ласково гладившей людей. Фараон сменил свое имя и в честь бога Атона стал называться Эхнатоном, что означало "угодный Атону". Фараон перенес столицу страны в специально построенный город Ахетатон - "Горизонт Атона". Так в Египте был установлен культ единого бога. Вера в единого бога называется монотеизмом. Статуи Эхнатона не похожи на застывшие торжественные статуи фараонов предшествующих времен. Эхнатон приказал изображать себя без прикрас, со всеми присущими ему недостатками. Изображения Эхнатона, Нефертити и их дочерей отличаются естественностью. После преждевременной смерти Эхнатона жрецы отменили все введенные им новшества. Столица Ахетатон была заброшена и занесена песками.

категория: рефераты / рефераты по истории древнего мира / Верования древних египтян

tvory.com.ua


Смотрите также