Врачи древней греции. В заботах о здоровье: медицина в Греции
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

1. Медицина в истории Древней Греции. Врачи древней греции


1. Медицина в истории Древней Греции. Медицина Древней Греции

Похожие главы из других работ:

Алкоголь и его воздействия на организм

1. Немного истории

Вопреки заблуждению большинства, исторически пьянство не являлось отличительной чертой русского народа. Водкой ещё задолго до нашей эры у пращуров называли особый напиток - травяной настой на воде...

История развития онкологии: проблемы и перспективы

2.2 Развитие онкологии в Древней Греции

Представление Гиппократа За два тысячелетия до изобретения микроскопа диагноз рака представлял собой сочетание тщательного наблюдения и гипотез, поскольку тогда еще не было средств для доказательства наличия болезни...

Кто пчеле рад, тот будет богат

Из истории

Пчёлы - древнейшие обитатели нашей планеты. Ученые считают, что пчела на Земле появилась на 50-60 тыс. лет ранее человека. В Испании, в горах рядом с Валенсии был обнаружен наскальный рисунок безвестного художника древности...

Лечебная физическая культура

1.2 ЛФК в Древней Греции и в Древнем Риме

Древнегреческий философ Платон (около 428-347 гг. до н. э) называл движение "целительной частью медицины", а писатель и историк Плутарх (127 г) - "кладовой жизни"...

Медицина в древности

1.1 Медицина Древней Индии

До сих пор в Индии большим почетом пользуется аюрведа - наука о долголетии. Она зародилась еще в глубокой древности. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека...

Медицина в древности

1.4 Медицина Древней Греции

Медицина древности. Гиппократ Одним из выдающихся врачей Древней Греции был Гиппократ. Его учение объединяет все медицинские представления, сложившиеся в Греции к началу IV в. до н.э...

Медицина в древности

1.6 Медицина Древней Руси

Народная медицина на Руси с глубокой древности была частью языческой культуры. До нашего времени дошли передаваемые в устной форме заговоры, обращенные к языческим божествам, способным прогнать болезнь...

Медицина в древности

2. Подробные сведения о древней медицине

...

Медицина в древности

2.3 Медицина в Древней Германии

История медицины в Германии имеет глубокие корни. Для борьбы против множества болезней древние германские племена использовали лекарственные растения и травы. Набранный ими опыт развивался из поколения в поколение в народной медицине...

Медицина Древней Греции

2. Врачебное искусство в мифологии Древней Греции

Начало греческой мифологии таится в тысячелетней истории народов бассейна Эгейского моря. Сконцентрировав в себе легенды, народную мудрость, а порой и подлинные события, греческая языческая религия достигла наивысшего расцвета ко II тыс. до н...

Медицина Древней Греции

3. Медицинские школы Древней Греции

Врачевание в Древней Элладе долгое время оставалось семейной традицией. К началу классического периода рамки семейных школ расширились: в них стали принимать учеников -- не членов данного рода. Так сложились передовые врачебные школы...

Медицина Древней Индии

1. Источники по истории и врачеванию древней Индии

Существует множество источников по исследованию истории развития жизни, культуры, религиозных взглядов, медицины, культуры, хозяйства в Древней Индии...

Особенности медицинской практики в Древней Греции

1. Некоторые аспекты врачевания в Древней Греции

О врачевании в Древней Греции мы можем судить из поэмы "Илиада" и "Одиссея" Гомера, "Гиппократова сборника" Демокрита, археологических раскопок, отдельных сведений и сочинений историков и поэтов...

Особенности медицинской практики в Древней Греции

2. Формирование практической медицины в Древней Греции

...

Перспективы использования лекарственных растений в качестве биологически активных добавок

Немного истории

С самых древних времен люди понимали, какую огромную роль в сохранении и восстановлении здоровья играет питание. Рецепты с описанием того, чем и при каких недугах нужно питаться, были обнаружены на многочисленных глиняных табличках...

med.bobrodobro.ru

Врачевание в Древней Греции | Русский след

Своё начало древнегреческая медицина, как и вся греческая культура, берёт ещё Минойской цивилизации, возникшей в середине бронзового века (2700—1400 гг. до н. э.) с центром в Кноссе на острове Крит, в Эгейском море. Первые достоверные сведения о медицине древней Эллады датированы XII веком до н.э. (период Троянской войны). Главными средствами врачевания в храмах древней Греции были приёмы народной медицины, водолечение, массаж, лечебное голодание, лечили мёдом, молоком, виноградным вином, гимнастическими упражнениями, а также методами психологического воздействия — театральными представлениями, исцеляющим душу искусством, музыкой, лечебным сном и толкованием сновидений.

Клятва врачей древней Греции, написанная «отцом современной медицины» Гиппократом, начинается словами: «Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство…».  Почему эллины клялись Аполлоном?

Первыми богами эллинов были Боги-титаны из Гипербореи. Дочь титанов-гипербореев Коя и Фебы — богиня материнства титанида ЛЕТО (латинизированное имя – Латона, в микенских текстах: «ra-to» — Лада) была матерью гипербореца солнечного бога врачевателя Аполлона и Артемиды — богини охоты. Богиня Лато родила Аполлона на острове Делос, где впоследствии возникло святилище Аполлона гиперборейского, именно ему гиперборейцы ежегодно присылали в святилище свои дары. Храм Аполлона в Дельфах, построенный в 366 — 339 г.г. до н.э., был главным святилищем Древней Эллады. 

Сын гиперборейца Аполлона и Корониды — бог врачевания Асклепий (греч. Ασχλήπιος; лат. Эскулапий — Aesculapius,), был воспитан кентавром Хироном (др.-греч. Χείρων — «рука»), сыном Кроноса и Филиры, который научил его искусству врачевания и охоты.

Первым жрецом в храме Аполлона в Дельфах был гипербореец со славяно-русским именем Олен[ь]. На ведическом санскрите (х)Елхен — helhn — олень и лось. Имя известно и в славянской мифологии — Лель. Олен[ь] стал родоначальником всех древнегреческих племён Эллады. От славяно-русского имени Олен[ь] происходит имя народа — эллины (олень или лань) и название страны — Эллада.

Первая известная медицинская школа древней Греции была открыта в Книде в 700 году до н. э.  Книдская медицинская школа и Кротонская медицинская школа достигли своего расцвета в VI веке до н.э. Главной медицинской школой древней Греции стала Косская медицинская школа, на острове Косс, первые сведения о ней относятся к 584 году до н.э. Расцвет Косcкой школы неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого, который вошёл в историю, как Гиппократ. Гиппократ по праву считается «отцом современной медицины».  «Гиппократова» медицина практиковалась группой профессиональных терапевтов, связанных друг с другом строгим этическим кодексом — «клятвой Гиппократа».

  На Пелопоннесе,  в 150 км от Афин, в городе Эпидавр, находилось в 5 веке до н.э. величайшие святилище бога Асклепия, Асклепион (др.-греч. Ἀσκληπιεῖον лат. Aesculapium). 

На территории Асклепиона в Эпидавре были построены баня, Абатон, где больные лежа принимали лечебные грязи, бассейн с минеральными водами из источника, библиотека, гимнасий и стадион и даже театр, построенный Поликлетом Младшим. В Аслепейоне были построены спортивные сооружения, стадий — 192 метра — стадион, гимнасий — зал для занятия гимнастикой и театр, построенный Поликлетом младшим. В театре помещалось до 20 тысяч зрителей. Театр посвящался богам —  темы для представлений способствовали исцелению больных. Театр Эпидавра, как бы впечатан в гору, он существует до сих пор с великолепной акустикой.

Выбирая место строительства Асклепийона — святилища бога-врачевателя Асклепия в древней Греции, врачеватели искали рядом с будущим храмом минеральные источники, обладающие  лечебными  действиями, целебные грязи, и кипарисные рощи.

В подземелье Асклепиона в Эпидавре располагались три больших бассейна, наполненных водой из целебных источников. Вода источника использовалась в качестве основного целебного средства, и потому источник считался священным. Асклепион и  Храм Асклепия строили в окружении кипарисной рощи, источающей целебный воздух. Рядом с древнегреческим Асклепейоном всегда находилась река, озеро, море, где больные, пришедшие на лечение,могли принять омовение. Храм Асклепия в Эпидавре и называют главной здравницей древнего мира.

Центральное место в Асклепионе в Эпидавре занимал храм Асклепия (IV век до н. э.), украшенный многочисленными колоннами, и статуями в честь бога Асклепия, Гигиеи, Махаона, Гипноса и других  богов-врачевателей Артемиды, Афродиты, Фемиды и Аполлона, мраморные стелы, на которых высекали тексты, описывающие удачные исцеления.

Почитались в Асклепионе: Гера — покровительница семьи и замужних женщин.Артемида  — богиня луны и охоты, покровительница амазонок и защитница женского целомудрия.Гермес — бог торговли, воровства, предсказатель будущего и перевозчик душ в царство Аида (Hermes-Psychopompos)Афродита — богиня красоты и любви.Гестия — богиня домашнего очага.Гипнос — бог сна, сын богини Ночи и брат Танатаса, бога смерти. Гипнос мог усыпить подлетев к уху человека.

В Асклепионе в Эпидавре находилась громадная скульптура бога-врачевателя Асклепия, сделанная  из золота и слоновой кости скульптором Фрасимедом Паросским.  Бог врачевания Асклепий, сын Аполлона гиперборейского, был изображён сидящим на троне в окружении священных животных — золотой змеи, поднимающейся к левой руке Асклепия, и собаки, лежащей справа у его ног. На территории святилища стоял большой жертвенник для приношений и круглый храм Фолос с источником целебной воды, воздвигнутый в IV веке до н. э.,  выдающимся древнегреческим зодчим  Поликлетом Младшим. Путь к храму и источнику шёл по длинным коридорам, наполненным змеями, где больного лечили стрессом.

Исцелённые больные, в благодарность за излечение, приносили в храм Асклепия «вотивы», или вотивные — «дары по обету», на которых были изображены исцелённые  органы.

Во время  археологических раскопок в Эпидавре,  найдено большое количество изображений исцеленных частей тела, сделанных из мрамора, золота, серебра рук, ног, сердец, глаз, принесённых в храм, в качестве платы за услуги врачевателя.

Древнегреческие врачи использовали довольно большой набор медицинских инструментов и приспособлений. Среди них — ножницы, скальпели, ложки, кисти, ушные ложечки и зонды, зубные щетки, губки, бинты, банки для мазей, клистиры.

Большое значение греки придавали этическим правилам, внешнему виду лекаря и его поведению в обществе. Врач не должен начинать приём больного с обсуждения платы за лечение — это не этично. Иногда, врачу следовало лечить больного даром, ибо добрая память важнее материального вознаграждения. 

  «У врача будет больше авторитет, если он хорошо выглядит и упитан соответственно своей природе, ибо те, кто сами не могут позаботиться о своем теле, считаются не способными проявлять надлежащую заботу о других», — читаем мы в одном из древних медицинских трактатов.

К святилищу бога-врачевателя Асклепия — к Аслепейону вела дорога длинной около 1 км. За больными, идущими по дороге в Аслепейон наблюдали целители, и по походке и движениям больного человека, врачи ставили диагноз. Некоторых больных в святилище-Аслепейон не пускали, так как больной не имел права умереть в присутствии бога-врачевателя Асклепия. Не пускали  в Аслепейон и беременных женщин, так как роды не всегда проходили успешно. Система «я могу вылечить или не могу вылечить» очень характерна для древнего мира. В Месопотамии врач подходя к больному, осматривал его и говорил: «Эту болезнь я могу вылечить, эту — не могу вылечить»  Также поступали в древней Греции, осматривая походку больного, идущего по пути в Асклепейон.

Больные проводили первую ночь в храме Асклепия, где была его скульптура, и потом рассказывали свои сны жрецам храма, и жрецы Асклепия использовали эти сведения для лечения. Врачевание в храме Асклепия было природным и естественным, и выражалось в форме религиозного культа, и  стихийного материализма древних греков. С помощью природных факторов, воздействующих на больного, древнегреческий врач пытался разбудить в больном внутренние силы организма, способные победить болезнь и помочь больному излечиться.

 

Медицинские школы Древней Греции. Спортивные единоборства в античные времена.

ru-sled.ru

Врачевание в Древней Греции | Керкинитида Евпатория история с древних времен, до наших дней Отдых и лечение в Евпатории

Асклепион1

Своё начало греческая медицина берет еще в крито-микенской эпохе, но первые достоверные сведения о медицине Эллады датированы XII веком до н.э. (период Троянской войны). Главными средствами врачевания в храмах древней Греции были приёмы народной медицины, водолечение, массаж, лечебное голодание, лечили мёдом, молоком, виноградным вином, гимнастическими упражнениями, а также методами психологического воздействия — театральными представлениями, исцеляющим душу искусством, музыкой, лечебным сном и толкованием сновидений.

Выбирая место строительства Асклепийона — святилища бога-врачевателя Асклепия в древней Греции, врачеватели искали рядом с будущим храмом Минеральные источники, обладающие  лечебными  действиями, целебные грязи, и кипарисные рощи…

Kos_Asklepeion

На Пелопоннесе,  в 150 км от Афин, в городе Эпидавр, находилось в 5 в . до н.э. величайшие святилище бога Асклепия, Асклепион (др.-греч. Ἀσκληπιεῖον лат. Aesculapium). 

На территории Асклепиона в Эпидавре были построены баня, Абатон, где больные лежа принимали грязи,  библиотека, гимнасий и стадион и даже театр, построенный Поликлетом Младшим. В Аслепейоне были построены спортивные сооружения, стадий — 192 метра — стадион, гимнасий — зал для занятия гимнастикой и театр, построенный Поликлетом младшим. В театре помещалось до 20 тысяч зрителей. Театр посвящался богам —  темы для представлений способствовали исцелению больных. Театр Эпидавра, как бы впечатан в гору, он существует до сих пор с великолепной акустикой.

Театр Эпидавра

В подземелье Асклепиона в Эпидавре располагались три больших бассейна, наполненных водой из целебных источников. Вода источника использовалась в качестве основного целебного средства, и потому источник считался священным. Асклепион и  Храм Асклепия строили в окружении кипарисной рощи, источающей целебный воздух. Рядом с древнегреческим Асклепейоном всегда находилась река, озеро, море, где больные, пришедшие на лечение,могли принять омовение.

Центральное место в Асклепионе в Эпидавре занимал храм Асклепия (IV век до н. э.), украшенный многочисленными колоннами, и статуями в честь Асклепия, Гигиеи, Махаона, Гипноса и других  богов-врачевателей Артемиды, Афродиты, Фемиды и Аполлона, мраморные стелы, на которых высекались тексты, описывающие удачные исцеления. Почитались в Асклепионе: Гера — покровительница семьи и замужних женщин.Артемида  — богиня луны и охоты, покровительница амазонок и защитница женского целомудрия.Гермес — бог торговли, воровства, предсказатель будущего и перевозчик душ в царство Аида (Hermes-Psychopompos)Афродита — богиня красоты и любви.Гестия — богиня домашнего очага.Гипнос — бог сна, сын богини Ночи и брат Танатаса, бога смерти. Гипнос мог усыпить подлетев к уху человека.

асклепий

В Асклепионе в Эпидавре находилась громадная скульптура бога-врачевателя Асклепия, сделанная  из золота и слоновой кости скульптором Фрасимедом Паросским.  Бог врачевания Асклепий был изображён сидящим на троне в окружении священных животных — золотой змеи, поднимающейся к левой руке Асклепия, и собаки, лежащей справа у его ног. На территории святилища стоял большой жертвенник для приношений и круглый храм Фолос с источником целебной воды, воздвигнутый в IV веке до н. э.,  выдающимся древнегреческим зодчим  Поликлетом Младшим. Путь к храму и источнику шёл по длинным коридорам, наполненным змеями, где больного лечили стрессом. уши

Исцелённые больные, в благодарность за излечение, приносили в храм Асклепия «вотивы», на которых были изображены исцелённые  органы. Во время  археологических раскопок в Эпидавре,  найдено большое количество изображений исцеленных частей тела, сделанных из мрамора, золота, серебра рук, ног, сердец, глаз, принесённых в храм, в качестве платы за услуги врачевателя. мед.инструменты

Врачи использовали довольно большой набор медицинских инструментов и приспособлений. Среди них — ножницы, зубные щетки, губки, бинты, банки для мазей, скальпели, ложки, кисти, ушные ложечки и зонды, клистиры.

Большое значение греки придавали этическим правилам, внешнему виду лекаря и его поведению в обществе. Врач не должен начинать приём больного с обсуждения платы за лечение — это не этично. Иногда, врачу следовало лечить больного даром, ибо добрая память важнее материального вознаграждения. «У врача будет больше авторитет, если он хорошо выглядит и упитан соответственно своей природе, ибо те, кто сами не могут позаботиться о своем теле, считаются не способными проявлять надлежащую заботу о других», — читаем мы в одном из древних медицинских трактатов.

К  святилищу Аслепейону вела дорога длинной около 1 км. За больными, идущими по дороге в Аслепейон наблюдали целители, и по походке и движениям больного человека, врачи ставили диагноз. Некоторых больных в святилище-Аслепейон не пускали, так как больной не имел права умереть в присутствии бога-врачевателя Асклепия. Не пускали  в Аслепейон и беременных женщин, так как роды не всегда проходили успешно. Система «я могу вылечить или не могу вылечить» очень характерна для древнего мира. В Месопотамии врач подходя к больному, осматривал его и говорил: «Эту болезнь я могу вылечить, эту — не могу вылечить»  Также поступали в древней Греции, осматривая походку больного, идущего по пути в Асклепейон.Больные проводили первую ночь в храме Асклепия, где была его скульптура, и потом рассказывали свои сны жрецам и жрецы использовали эти сведения для лечения. Врачевание в храме Асклепия было естественным, выраженном в форме религиозного культа, и  стихийного материализма древних греков.

 

Статьи по теме:

You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

www.evpatori.ru

медицина в Греции. (Винничук Л.)

Винничук Л.

Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима

Я врачеванье открыл; целителем я именуюсь В мире, и всех на земле мне трав покорствуют свойства...

Овидий. Метаморфозы, I, 523—524

 

Историю возникновения медицины у древних народов вкратце изложил уже в 1488 г. в своей «Речи о значении медицины» краковский доктор Ян Урсын, стараясь при этом отделить истину от мифа. Изобретение врачебного искусства греки приписывали богам: Аполлону, Асклепию, Артемиде. Апполон считался богом-покровителем многих искусств; по верованиям греков, он обладал и даром исцеления, и в некоторых его святилищах в Греции даже лечили больных — при помощи музыки. Зато имя Асклепий (у римлян — Эскулап) целиком было связано с медициной, ведь его считали сыном Аполлона. Более того, вся семья Асклепия помогала страждущим, облегчала их телесные муки: женой Асклепия была Эпионе — «болеутолительница», дочерями Гигиея — богиня здоровья и Панацея — «всецелительница». Сыновьями бога врачевания были Махаон и Подалирий — легендарные лекари в стане греков во время осады Трои; у Гомера они выступают прежде всего как хирурги, пользовавшие раненых. Аполлон, рассказывалось в мифах, не только сам раскрыл сыну тайны врачебного искусства, но и отдал его в обучение к кентавру Хирону, знавшему, как лечить людей травами и иными зельями. Получив такое образование, сам Асклепий умел уже и лечить, и воскрешать умерших. Именно это стало причиной смерти самого Асклепия: боясь, что лекарское искусство изменит весь порядок мироздания, верховный громовержец Зевс лишил мудрого врача земной жизни и взял его на небо, обратив в созвездие Змееносца, — ведь змея как символ постоянно возрождающейся жизненной силы была священным животным, посвященным богу врачевания. В течение многих столетий змея оставалась и остается поныне символом медицины и особенно фармацевтической науки.

Уже в древности трудно было отделить подлинную историю медицины от легенд и мифов. У Гомера Асклепий, фессалийский царь, еще не воспринимается как божество, а его сын Махаон — «славной рати врач, Асклепия мудрого сын», один из греческих героев под Троей. Возможно, прав был доктор медицины Ян Урсын, полагая, что как раз за мудрость и дарования исцелителя греки причислили царя Асклепия к сонму общеэллинских богов. Сами древние авторы всегда отмечали, что Махаон и его брат Подалирий умели только оказывать помощь раненым, останавливать кровь, делать перевязку, описания же их действий указывают на прекрасное знание анатомии, существовавшее у греков гомеровской эпохи, т. е. в те времена, когда не было еще никакой известной медицинской школы.

 

Врач из плотного запона стрелу извлечь поспешает; Но, когда он повлек, закривились шипы у пернатой. ... Язвину врач осмотрел, нанесенную горькой стрелою; Выжал кровь и, искусный, ее врачевствами осыпал, Силу которых отцу его Хирон открыл дружелюбный.

Гомер. Илиада, IV, 213—214, 217—219

 

Но и другие герои под Троей, не занимавшиеся лекарским ремеслом профессионально, умели, однако, применять нужные простые лекарства, как это случалось с Ахиллом или Патроклом. И все же систематических знаний о человеке и его болезнях еще не было. Все врачебные меры и применявшиеся лекарства были обязаны своим возникновением случаю, вековой практике народной медицины. Лечение натуральными, дарованными самой природой средствами, издавна распространенное среди пастухов и земледельцев, положило начало искусству врачевания.

Лишь в конце VI в. до н. э. стали появляться легенды, в которых идеализировались, обожествлялись те, кому удавалось возвратить здоровье своим пациентам. И первое место среди этих мудрых врачей, оставшихся в человеческой памяти, занимал Асклепий. Ему были посвящены в Греции многочисленные святилища-больницы, так называемые асклепионы, где жрецы-лекари, асклепиады, поддерживали культ великого бога-исцелителя. Самый прославленный в Греции асклепион находился в Эпидавре; каждые пять лет там проходили большие религиозные празднества в честь Асклепия. Известны также асклепионы в Пергаме и на острове Кос, где и возникла знаменитая медицинская школа. В асклепионах применяли метод лечения, называвшийся «энкоймесис»: больных укладывали спать, и считалось, что выздоровление должно прийти во время сна. Если выздоровление не наступало, но больные видели вещие сны, то они пересказывали их жрецам, а те, «знавшие волю Асклепия и исполнявшие ее», толковали эти сны на свой лад, давая пациентам соответствующие медицинские советы.

Хорошее знание жрецами человеческого тела и духа нередко помогало им исцелять больных, явившихся за советом к асклепиадам. Молитвы, очищения, всякого рода культовые церемонии были всего лишь неизбежными аксессуарами «чудесного» исцеления в асклепионах. Те, кто уже в древности сомневался в «чудотворстве» жрецов бога Асклепия и обвинял их в обмане и шарлатанстве, забывали, что асклепиады прибегали к религиозному внушению, дабы заставить больного поверить в содействие богов и тем самым в возможность выздоровления. Кроме того, врачи при асклепионах широко применяли и многие надежные средства, характерные и для экспериментальной медицины. Исцеление сном или во время сна также приносило вполне реальные плоды, когда речь шла о болезнях нервно-психических; не исключено, что это мог быть не естественный сон, а сон, вызванный гипнозом, который был также хорошо известен в древности.

Нервнобольных лечили, очевидно, и другими способами, например шоком, специально вызывая у пациента страх, гнев и т. п. Ведь уже древние лекари знали, что бывают случаи, когда под влиянием сильного потрясения — внезапного страха или даже неожиданной радости (скажем, при встрече с кем-либо близким, кого уже не надеялись увидеть в живых) — больные, которые не могли ходить, обретали вдруг силу в ногах. Примером такого исцеления служил древним сын лидийского царя Креза, немой, но внезапно заговоривший: когда на войне неприятельский солдат, не узнав царя, уже занес над ним меч, юноша воскликнул: «Это царь Крез! Не убивай его!» И с этой минуты дар речи вернулся к нему навсегда, до конца его дней.

Интересный и необычайно ценный документ — вотивные таблички, оставленные древними греками в асклепионах. На табличках они выражали свою благодарность богу-врачевателю за исцеление и рассказывали, как оно произошло. Так, некто Никанор сильно хромал и едва мог ходить. Пока он сидел в храме Асклепия и еще не спал, какой-то мальчик вырвал у него костыль и убежал с ним. Несчастный Никанор вынужден был устремиться за ним, побежал — и таким образом выздоровел. В другой табличке говорится о некоем человеке из Вифинии, страдавшем подагрой. Когда он добрался до святилища Асклепия и еще не успел уснуть, гусь ущипнул его за ногу до крови — и нога сразу же перестала болеть. Есть все основания полагать, что многие из таких «случайностей», принесших исцеление, были сознательно подстроены жрецами, хорошо знавшими пользу шоковой терапии. Еще один пациент, Агестрат, жаловался на головную боль и бессонницу. Однако в храме Асклепия ему удалось уснуть, и он увидел во сне, что бог избавил его от головной боли и, выставив его нагим, придал ему позу кулачного бойца. Проснувшись, он почувствовал себя совершенно здоровым и благополучно вернулся домой, а позднее, во время Немейских игр, стал даже победителем в универсальной борьбе — панкратии. В случае с Агестратом мы, вероятно, имеем дело с применением гипноза, причем больному внушалось, что он должен совершить то или иное физическое упражнение.

Расцвет врачебной деятельности жрецов в асклепионах пришелся на V в. до н. э. На рубеже V—IV вв. до н. э. получило известность святилище Асклепия на острове Кос, где, как уже говорилось, сформировалась знаменитая медицинская школа, связанная с именем Гиппократа, «отца медицины», работавшего не только на острове Кос, но и в Афинах, в Фессалии. Как указывает Плиний Старший, также оставивший потомкам очерк истории древней медицины, это был поворотный пункт, в развитии врачебного искусства в Греции (см.: Естественная история, XXIX, 4).

Врачи на острове Кос основывали свою деятельность на определенных этических принципах, известных и сегодня как «клятва Гиппократа». Врач в древности был обязан служить больному всеми своими знаниями и умениями и по всей совести. Он не имел права давать больному никакого яда и никаких средств беременным женщинам для изгнания плода. Врач должен был также соблюдать профессиональную тайну, не злоупотреблять своим положением для того, чтобы соблазнять женщин, и т. п. Вся история школы на Косе связана с Гиппократом, поэтому под его именем вышли там многочисленные сочинения по медицине, сохранившиеся до наших дней в составе сборника «Корпус Гиппократа», который включал в себя труды и самого Гиппократа, и других врачей. Некоторые из этих трактатов были написаны даже врачами с острова Книд, соперничавшими с косской школой.

Метод Гиппократа состоял главным образом в том, чтобы стремиться ставить диагноз и лечить больного исходя из совокупности всех условий его жизни и основываясь на продолжительном наблюдении за течением болезни. Знаменитый врач боролся со всевозможными предрассудками, касавшимися не только методов лечения, но и причин заболеваний. Греки часто приписывали возникновение того или иного недуга действию тайных сил. Так, припадки эпилепсии считались кознями злых демонов и т. п. Исследуя образ жизни больного, Гиппократ и врачи его школы придавали особое значение климатическим условиям его обитания, природной среде, от которой, по их мнению, во многом зависело состояние здоровья человека. Их взгляды на этот счет изложены в приписываемом Гиппократу трактате «О воздухе, водах и почвах». Также одним из первых Гиппократ положил начало клинической медицине: больные должны были лежать и принимать лекарства под постоянным наблюдением врача (Плиний Старший, Естественная история, XXIX, 4).

Методы лечения постоянно обновлялись и уже не сводились только к назначению лекарств. Геродик из Селибрии во Фракии стал применять ятролиптику, массажную терапию, определил некоторые принципы диететики и, наконец, ввел в практику лечебную гимнастику. В IV в. до н. э. Диокл из Кариста решительно отстаивал идею зависимости состояния здоровья человека от гигиены тела, от диеты и — более того — от умения правильно чередовать работу и отдых. В III в. до н. э. в Александрии жил известный врач Герофил из Калхедона, посвятивший себя самым разным областям медицины и оставивший после себя трактаты «Об анатомии», «О глазах» и руководство для акушеров. Его современник Эрасистрат из Кеоса, вошедший в историю как придворный лекарь Селевка I, заложил основы теории кровообращения, исследовал систему кровеносных сосудов, обогатил знания древних медиков об анатомии сердца, ввел различение нервов, управляющих чувствами, и нервов, управляющих движениями (сухожилия). Есть сведения, что и Герофил, и Эрасистрат занимались вивисекторскими опытами на преступниках, которых им доставляли по распоряжению властей. Если вспомнить о том, что обезболивающих средств античная эпоха не знала, то известие это способно вселить ужас, тем более что в древней медицине давно уже распространены были опыты на животных, особенно на обезьянах. О таких опытах знал еще Аристотель, а во времена более поздние их часто применял знаменитый врач Гален (II в. н. э.).

Мы знаем и многие другие имена врачей той поры. Следует упомянуть еще о Филине с острова Кос, ученике Герофила. В середине III в. до н. э. он основал эмпирическую школу, представители которой выбирали тот или иной метод лечения больного в зависимости от того, что покажут их наблюдения за действием определенных лекарств. Один из представителей этой школы, Гераклид Тарентский, стал также практиковать секцию — вскрытие трупов.

Своего рода промежуточную позицию между эмпирической школой Филина и догматической — Герофила из Калхедона попытались занять врачи, принадлежавшие к так называемой методической школе, основанной в I в. до н. э. Асклепиадом из Прусы, города в Вифинии. Сам он, не будучи врачом по образованию — он был учителем риторики, — лечил больных изобретенными им самим натуральными методами, советуя соблюдать диету, совершать далекие прогулки, массажи, купаться в холодной воде и вообще заниматься гидротерапией, против чего многие врачи того времени энергично возражали. Плиний Старший, Апулей и другие античные авторы рассказывают о применявшихся им удивительных методах, которые, видимо, должны были воздействовать на психику больного, внушить ему веру в выздоровление.

Так, он стал давать пациентам вино, а затем холодную воду, охотно прописывал ванны и другие средства, очень популярные среди больных. Удовольствие пациентам доставляли и такие его рекомендации, как совет подвешивать постель на веревках, дабы раскачивание ложа навевало сон на больного и облегчало его страдания. Подобными мерами Асклепиад, по словам Плиния, снискал себе большую славу, особенно после того, как, встретив однажды похоронную процессию, спас человека от погребального костра, вернув его к жизни, — вероятно, этот человек находился в летаргическом сне и Асклепиад как опытный лекарь сразу распознал это состояние (Апулей. Флориды, XIX). При лечении некоторых болезней он отказался от применявшихся прежде методов, весьма мучительных для пациентов: он считал, например, что старые врачи чрезмерно увлекались вызыванием у больного искусственной рвоты. Он также утверждал, что питье лекарств вообще вредит желудку, и, рассказывая об этом, Плиний Старший склонен с ним согласиться (Естественная история, XXVI, 16—17).

Многое из того, что сказано здесь о греческой медицине, может быть в полной мере отнесено и к медицине римской, ведь сами римляне долго пользовались средствами и рекомендациями народной медицины, лечились травами и другими знахарскими снадобьями, прибегали к помощи магии и т. д. С наукой же врачевания на ее тогдашнем уровне развития римлян познакомили греки, и именно они являлись в Римской империи представителями этой области знания.

Хотя с течением лет в древней медицине усиливалась специализация, об отдельных ее отраслях нам известно мало. Зачатками педиатрии были советы и указания акушерам — и это была единственная отрасль медицины, находившаяся в руках женщин. Собственно врачи не имели доступа к женщинам, поэтому те так часто умирали, особенно во время родов. Мы помним рассказ Гая Юлия Гигина о том, как молодая афинянка по имени Агнодика начала изучать медицину у Герофила в Александрии, но вынуждена была при этом носить мужскую одежду. Хуже того, ей пришлось остричь себе волосы, что для греческой девушки считалось символом бесчестья, так как короткой стрижкой выделялись женщины, чье поведение греки рассматривали как предосудительное и безнравственное. Когда Агнодика приобрела достаточные познания и опыт в лекарском искусстве, она сама явилась лечить одну заболевшую женщину. Та, думая, что перед ней врач-мужчина, отказалась допустить его к себе, и только когда Агнодика, сняв с себя одежду, показала ей, кто она, больная позволила ей осмотреть себя и приступить к лечению. Вскоре больная поправилась, но тайна Агнодики стала известна другим врачам, и те подали на нее жалобу. Однако женщины города дружно атаковали судей, называя их врагами женщин, и тогда судьи уступили и даже вынесли специальное решение, позволявшее женщинам изучать медицину и заниматься врачеванием. Вместе с тем история античной медицины не сохранила больше ни одного имени женщины-врача.

Искусство врачевания росло, применялись все новые методы лечения, но независимо от этого сохранялись и народная медицина, траволечение, знахарство и даже традиционная вера, будто вода некоторых священных источников обладает целительной силой. Вера эта могла основываться на каких-нибудь реальных фактах, но не на медицинском изучении целебных свойств воды. Особенно знаменит был источник в Патрах у святилища Деметры. Он был обнесен каменной оградой; со стороны храма к источнику вел каменистый спуск. Этот же священный источник был и местом для гаданий, связанных с различными заболеваниями. На тонкой бечевке подвешивали зеркальце и опускали его в источник, так, чтобы край зеркальца лишь слегка касался поверхности воды. Тем временем больные разжигали курильницы с благовониями, возносили молитвы богине Деметре, после чего, взглянув в зеркальце, должны были найти в нем ответ, выздоровеют они или нет. Что именно должно было показать им зеркальце — мы не знаем.

Начало таким культовым очищениям в священных источниках положил, вероятно, обычай паломников, явившихся из далеких краев, омывать свое тело от грязи и пыли, прежде чем войти в святилище. Со временем гигиеническая процедура стала восприниматься как символический обряд очищения. Если вблизи храма не было реки, озера или источника, то строили искусственные водоемы — бассейны или небольшие водосборники, выложенные камнем. В Египте, а затем и в Риме из обряда омовения произошел обычай окропления себя «святой» водой — этот символический акт сохранился, как известно, и в христианском ритуале. В Египте был даже сконструирован специальный автомат, с помощью которого храмовый служка подавал входящим паломникам — разумеется, за плату — воду для омовения. Аппарат этот был построен Героном Александрийским, прославленным математиком, физиком и инженером II—I вв. до н. э., и приводился в действие опущенной в его отверстие монетой; при этом извергалось некоторое количество воды, достаточное для символического окропления человека священной влагой. По-видимому, обычай омовения при входе в храм, как и аппарат Герона, приносил жрецам немалый доход.

Как вера в целительную силу воды священных источников, так и вера в магию, в заговоры и заклятия, в знахарские снадобья продолжали существовать в народе независимо от успехов профессиональной медицины, от роста знаний и опыта древних врачей — впрочем, что же здесь удивительного, если подобные суеверия благополучно дожили и до наших просвещенных времен?

Источник: Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В. К. Ронина. — М.: Высш. шк., 1988 — 496 с.: ил.

labyrinthos.ru


Смотрите также