КАТОН, МАРК ПОРЦИЙ (Marcus Porcius Cato). В римской истории наиболее знамениты два деятеля, носившие это имя. Катон Старший, он же Катон Цензор (234 – ок. 148 до н.э.), политик, полководец и писатель, больше всего известен строгостью нравов и приверженностью идее окончательного уничтожения Карфагена. Он приходится прадедом Катону Младшему, или Катону Утическому (95–46 до н.э.), аристократу, славившемуся стоическими добродетелями и ставшему в гражданской войне символом проигранного республиканского дела.
Катон Старший. Катон Старший родился в Тускуле в Альбанских горах к юго-востоку от Рима, где его семья владела поместьем. В должности военного трибуна он участвовал во 2-й Пунической войне, сражался, в частности, в битве при Метавре (207 до н.э.). В 204 до н.э. Катон стал квестором, т.е. чиновником по финансам, и в этом качестве сопровождал великого полководца Публия Корнелия Сципиона Африканского во время вторжения римлян в Африку. Щепетильность Катона в денежных вопросах раздражала Сципиона. Из этой поездки Катон привез в Рим Энния, которому суждено было стать великим поэтом.
При поддержке Луция Валерия Флакка, представителя древней римской знати, владевшего поместьем неподалеку от имения Катона, Катон перебрался в Рим, где поставил свои ораторские таланты на службу своему покровителю и в то же время стал собирать собственных приверженцев, чтобы начать восхождение по традиционным для римской знати ступеням власти. В 199 до н.э. он был избран эдилом, в 198 до н.э., будучи претором, управлял Сардинией, где боролся с ростовщичеством. В 195 до н.э. Катон стал консулом (величайший успех для homo novus, букв. «новый человек», т.е. «выскочка») и в этой должности отправился в Испанию, где ему пришлось подавлять восстание, с чем он превосходно справился. В качестве проконсула Катон остался в Испании еще на один год и организовал здесь новую провинцию Ближняя Испания. По возвращении он был удостоен триумфа, после чего успешно воевал в 191–189 до н.э. в Греции против царя Сирии Антиоха III, находясь под началом Мания Ацилия Глабриона.
В последующие годы Катон часто начинал судебное преследование различного рода проступков (у греков и римлян, не знавших института государственных обвинителей, это считалось долгом каждого гражданина). Так, некий полководец требовал триумф за сражения, которых, по мнению Катона, вовсе не было, другой, будучи проконсулом, проявил бессмысленную жестокость к жителям провинции. Катон был также основным критиком Сципиона Африканского и его брата Луция по вопросу о том, как они распорядились военной добычей. В своей критике Катон преуспел: Луций едва не был осужден, а сам Сципион удалился от дел.
В 184 до н.э. Катон был избран цензором вместе со своим политическим патроном Валерием Флакком. Конкуренция в тот раз была чрезвычайно жесткой, поскольку на должность претендовал целый ряд известных соискателей, и некоторые из них никак не желали уступить «выскочке», предки которого никогда не занимали в Риме высоких должностей. Катон (о его коллеге никто не упоминает) проявил себя в этой должности так, что заслужил прозвище Цензор. Он подверг список сенаторов беспощадному пересмотру, исключив из него семерых недостойных. Так же сурово пересмотрел он и сословие всадников. Был издан закон, ограничивший расходы на роскошь (римляне, как и греки, верили в действенность подобных постановлений). Кроме того, цензоры осуществили строительство целого ряда общественных зданий и проложили новые дороги, в которых ощущалась острая необходимость. В частности, огромная по тем временам сумма в 1000 талантов была израсходована на городскую канализацию.
Более всего Катон известен ролью, которую он сыграл в судьбе Карфагена. Побывав там в качестве посла в 153 до н.э., Катон был поражен растущим богатством города и потенциальной угрозой, которой мог вновь сделаться этот старинный враг Рима. Предположение, будто Катон и другие землевладельцы желали уничтожения Карфагена ради монополии в торговле вином и маслом, не слишком убедительно. Возможно, Катон опасался, как бы Карфаген не попал в руки энергичного царя Нумидии Масиниссы, который в таком случае сам сделался бы соперником Рима. Как бы то ни было, теперь Катон завершал каждое свое выступление в сенате словами: «Что до прочего, я полагаю, что Карфаген должен быть уничтожен» («Ceterum censeo Carthaginem esse delendam»). Считается, что именно по его инициативе римляне начали 3-ю Пуническую войну (149–146 до н.э.), завершившуюся разрушением Карфагена.
Биография Катона – это типичная биография римского аристократа его эпохи. Катон перебрался в Рим, потому что здесь перед ним открывалось более широкое поле деятельности, однако его сочинение Начала (не сохранилось) было посвящено скорее истории Италии, чем Рима. Нет никакой необходимости противопоставлять Катона Сципиону Африканскому, как делают некоторые авторы, которые изображают Катона реакционером и поклонником старины, возглавившим движение, враждебное Сципиону, прогрессивному обожателю греческой культуры. На самом деле Катон и сам смотрел в будущее, он проницательно усвоил все лучшее в греческой цивилизации, как ни претила ему тогдашняя греческая политика. После тридцати (а вовсе не в старости, как сообщают некоторые источники) Катон выучил греческий. Трактат О земледелии (сохранился), учебник по доходному ведению хозяйства, составлен по греческим образцам, и даже немногочисленные сохранившиеся фрагменты речей Катона (Цицерон имел более 150 его речей) обнаруживают, что он кое-что почерпнул из греческой риторики. Новое здание суда, базилика, которую возвел Катон, будучи цензором, опять же обнаруживает греческое влияние. Мы вполне можем положиться на мнение римлян следующих поколений, которые усматривали в Катоне достойный восхищения, но вполне знакомый тип римлянина.
romanpeace.ru
КАТОН, МАРК ПОРЦИЙ | Энциклопедия Кругосвет
Содержание статьи
КАТОН, МАРК ПОРЦИЙ (Marcus Porcius Cato). В римской истории наиболее знамениты два деятеля, носившие это имя. Катон Старший, он же Катон Цензор (234 – ок. 148 до н.э.), политик, полководец и писатель, больше всего известен строгостью нравов и приверженностью идее окончательного уничтожения Карфагена. Он приходится прадедом Катону Младшему, или Катону Утическому (95–46 до н.э.), аристократу, славившемуся стоическими добродетелями и ставшему в гражданской войне символом проигранного республиканского дела. См. также ДРЕВНИЙ РИМ.
Катон Старший.
Катон Старший родился в Тускуле в Альбанских горах к юго-востоку от Рима, где его семья владела поместьем. В должности военного трибуна он участвовал во 2-й Пунической войне, сражался, в частности, в битве при Метавре (207 до н.э.). В 204 до н.э. Катон стал квестором, т.е. чиновником по финансам, и в этом качестве сопровождал великого полководца Публия Корнелия Сципиона Африканского во время вторжения римлян в Африку. Щепетильность Катона в денежных вопросах раздражала Сципиона. Из этой поездки Катон привез в Рим Энния, которому суждено было стать великим поэтом.
При поддержке Луция Валерия Флакка, представителя древней римской знати, владевшего поместьем неподалеку от имения Катона, Катон перебрался в Рим, где поставил свои ораторские таланты на службу своему покровителю и в то же время стал собирать собственных приверженцев, чтобы начать восхождение по традиционным для римской знати ступеням власти. В 199 до н.э. он был избран эдилом, в 198 до н.э., будучи претором, управлял Сардинией, где боролся с ростовщичеством. В 195 до н.э. Катон стал консулом (величайший успех для homo novus, букв. «новый человек», т.е. «выскочка») и в этой должности отправился в Испанию, где ему пришлось подавлять восстание, с чем он превосходно справился. В качестве проконсула Катон остался в Испании еще на один год и организовал здесь новую провинцию Ближняя Испания. По возвращении он был удостоен триумфа, после чего успешно воевал в 191–189 до н.э. в Греции против царя Сирии Антиоха III, находясь под началом Мания Ацилия Глабриона.
В последующие годы Катон часто начинал судебное преследование различного рода проступков (у греков и римлян, не знавших института государственных обвинителей, это считалось долгом каждого гражданина). Так, некий полководец требовал триумф за сражения, которых, по мнению Катона, вовсе не было, другой, будучи проконсулом, проявил бессмысленную жестокость к жителям провинции. Катон был также основным критиком Сципиона Африканского и его брата Луция по вопросу о том, как они распорядились военной добычей. В своей критике Катон преуспел: Луций едва не был осужден, а сам Сципион удалился от дел.
В 184 до н.э. Катон был избран цензором вместе со своим политическим патроном Валерием Флакком. Конкуренция в тот раз была чрезвычайно жесткой, поскольку на должность претендовал целый ряд известных соискателей, и некоторые из них никак не желали уступить «выскочке», предки которого никогда не занимали в Риме высоких должностей. Катон (о его коллеге никто не упоминает) проявил себя в этой должности так, что заслужил прозвище Цензор. Он подверг список сенаторов беспощадному пересмотру, исключив из него семерых недостойных. Так же сурово пересмотрел он и сословие всадников. Был издан закон, ограничивший расходы на роскошь (римляне, как и греки, верили в действенность подобных постановлений). Кроме того, цензоры осуществили строительство целого ряда общественных зданий и проложили новые дороги, в которых ощущалась острая необходимость. В частности, огромная по тем временам сумма в 1000 талантов была израсходована на городскую канализацию.
Более всего Катон известен ролью, которую он сыграл в судьбе Карфагена. Побывав там в качестве посла в 153 до н.э., Катон был поражен растущим богатством города и потенциальной угрозой, которой мог вновь сделаться этот старинный враг Рима. Предположение, будто Катон и другие землевладельцы желали уничтожения Карфагена ради монополии в торговле вином и маслом, не слишком убедительно. Возможно, Катон опасался, как бы Карфаген не попал в руки энергичного царя Нумидии Масиниссы, который в таком случае сам сделался бы соперником Рима. Как бы то ни было, теперь Катон завершал каждое свое выступление в сенате словами: «Что до прочего, я полагаю, что Карфаген должен быть уничтожен» («Ceterum censeo Carthaginem esse delendam»). Считается, что именно по его инициативе римляне начали 3-ю Пуническую войну (149–146 до н.э.), завершившуюся разрушением Карфагена.
Биография Катона – это типичная биография римского аристократа его эпохи. Катон перебрался в Рим, потому что здесь перед ним открывалось более широкое поле деятельности, однако его сочинение Начала (не сохранилось) было посвящено скорее истории Италии, чем Рима. Нет никакой необходимости противопоставлять Катона Сципиону Африканскому, как делают некоторые авторы, которые изображают Катона реакционером и поклонником старины, возглавившим движение, враждебное Сципиону, прогрессивному обожателю греческой культуры. На самом деле Катон и сам смотрел в будущее, он проницательно усвоил все лучшее в греческой цивилизации, как ни претила ему тогдашняя греческая политика. После тридцати (а вовсе не в старости, как сообщают некоторые источники) Катон выучил греческий. Трактат О земледелии (сохранился), учебник по доходному ведению хозяйства, составлен по греческим образцам, и даже немногочисленные сохранившиеся фрагменты речей Катона (Цицерон имел более 150 его речей) обнаруживают, что он кое-что почерпнул из греческой риторики. Новое здание суда, базилика, которую возвел Катон, будучи цензором, опять же обнаруживает греческое влияние. Мы вполне можем положиться на мнение римлян следующих поколений, которые усматривали в Катоне достойный восхищения, но вполне знакомый тип римлянина.
Катон Утический.
Карьера правнука Катона Старшего, которого часто именуют Катоном Утическим – вызов историкам, ибо в эпоху уловок и компромиссов он сумел остаться безупречно честным человеком. Во всех своих поступках Катон руководствовался принципами стоической философии, раздражая этим коллег, которые полагали, что как практические политики, ответственные за ход дел, они не могут себе позволить такой роскоши. «Он говорит так, словно живет в государстве Платона, – жаловался его современник Цицерон, – а не среди подонков Ромула» (подразумевается римский электорат).
В 67–66 до н.э. Катон занимал должность военного трибуна в Македонии. Затем он был квестором (вероятно, в 64 до н.э.). В 63 до н.э. был раскрыт знаменитый заговор Катилины, направленный против римского государства. Попытка заговорщиков не удалась прежде всего благодаря отваге и энергии консула Цицерона. Во время дебатов о мере наказания сенаторов, уличенных в участии в заговоре, Юлий Цезарь выступал против смертной казни, завуалированно намекая на возможную месть. Но верх взял бескомпромиссный Катон, настаивавший на максимальной суровости, и заговорщики были казнены. Луций Лициний Мурена, избранный консулом на следующий 62 до н.э., был уличен в подкупе избирателей, и Катон пытался отстранить его по суду. Цицерон, который считал, что Мурена необходим государству как консул, в шутливой форме сумел убедить судей в несерьезности обвинений (эта его речь сохранилась). Своей принципиальной позицией Катон в какой-то мере способствовал появлению на свет «первого триумвирата» (союза Цезаря, Красса и Помпея), в 60 до н.э. фактически пришедшего к власти в Риме. В 59 до н.э. его как неизменного вождя оппозиции удалили из Рима, отправив присоединять Кипр. Вернувшись в 56 до н.э., Катон продолжал бороться с триумвиратом. Теперь он сменил тактику. Решив, что только Помпей может спасти Рим от диктатуры, он поддержал его на выборах в консулы на 52 до н.э. Самого Катона, выставившего свою кандитатуру на следующий срок, постигла неудача. Когда в 49 до н.э. Цезарь приступил к активным действиям по захвату власти, Катон тут же присоединился к противостоявшему ему Помпею. В 48 до н.э. Помпей был разбит, и Катону с остатками армии удалось переправиться в Африку, но в сражении при Тапсе (46 до н.э.) они были разбиты. Не желая смириться с поражением, Катон покончил с собой в городе Утике, чем и объясняется его прозвище. Цезарь сожалел, вероятно, искренне, что Катон не дал ему возможности выказать к нему милосердия. Цицерон написал сочинение Катон, которое превратило Катона в глазах будущих поколений в непреклонную фигуру – символ безнадежного дела республиканцев. Цезарь ответил ему полемическим Антикатоном (оба сочинения не сохранились).
www.krugosvet.ru
Катон Старший - Русская историческая библиотека
Во времена пунических войн, когда римляне ознакомились с греческой культурой, образ жизни, нравы, понятия их изменились очень сильно, и можно было опасаться, что если не будет противопоставлено крепкой преграды иноземному влиянию, то старинные обычаи и учреждения совершенно падут, простота, умеренность, способность выносить лишения, строгая нравственность исчезнут, заменившись порочными наслаждениями, привлекающими к себе молодость, которая научается им, учась знаниям цивилизованных, но изнеженных иноземцев, что Рим, разрушитель Карфагена, покоритель греческого мира, изнеможет, подвергшись тому же расслабляющему действию наслаждений, испортившись теми же пороками, которыми произведен нравственный и политический упадок греков. Потому естественно, что против приверженцев греческой образованности, нововводителей, выступила консервативная партия, старавшаяся охранить старинные нравы, возвеличившие Рим, преградить модному образованно с его любовью к изяществу и наслаждение доступ в обетованную землю. Эта партия, которую на первых порах возглавил знаменитый Марк Порций Катон Старший, стала бороться за старинную национальную исключительность против нового космополитизма. Любовь к греческим образованности, искусству, литературе, к разнообразным наслаждениям изящного греческого образа жизни проявилась первоначально в кругу высшей аристократии. Поэтому не удивительно, что борьбу против греческой культуры подняла демократическая партия. В своей оппозиции этому замкнутому кругу знатных и могущественных людей она стала защищать старинную римскую суровость, простоту, резкую национальную исключительность, стремясь устранить всякие иноземные влияния, и в особенности греческие.
Голова римского патриция из Отриколи, часто называемая «портретом Катона Старшего» (Рим, музей Торлония)
Во главе аристократической партии стояли Сципионы и Фламинины, люди высокого образования, проникнутые восторженной любовью к греческой цивилизации. Передовым бойцом партии простолюдинов был Марк Порций Катон (234–149 гг.), называемый, в отличие от своего внука Катона Утического, Катоном Старшим. Это был уроженец Тускула, человек незнатного происхождения, поднявшийся до сана консула благодаря отчасти собственной энергии, отчасти содействию своего соседа по имению, приверженца старины, честного вельможи Луция Валерия Флакка и других влиятельных аристократов. Совершив много славных подвигов в Африке, Испании, Македонии, Катон получил триумф и наконец, наперекор сопротивлению оптиматов, этот «новый», незнатный человек был избран цензором.
Марк Порций Катон Старший был чрезвычайно деятелен, имел железное здоровье и всю долгую свою жизнь неутомимо боролся против новых понятий и соединенной с ними, как ему казалось, нравственной порчи. На их приверженцев он нападал беспощадно, как на личных своих врагов. 85-летним стариком Катон Старший еще вел в народном собрании борьбу против новых понятий. Он говорил бойко, остроумно, очень хорошо знал законы, был храбрый воин, умевший и приказывать, и повиноваться, отличавшийся во всякой войне, или командуя легионами, или сражаясь копьем и мечом в рядах простых воинов. Строгий охранитель старинной римской дисциплины, неумолимый противник всех ослаблявших ее для приобретения любви народа и воинов, справедливый, деятельный правитель провинций, человек простого образа жизни, Катон Старший нападал на расточительность, поборы, несправедливости, эгоизм, алчность оптиматов, правивших провинциями, и откупщиков.
Он пользовался большим уважением, сильным влиянием, благодаря в особенности тому, что всю свою жизнь был образцовым римским землевладельцем и домохозяином, превосходно вел в своем имении сельское хозяйство, держал всех домашних в строгом порядке. Марк Порций Катон делал постройки дешево и хорошо, успешно занимался выгодными торговыми спекуляциями, ловко пользовался всякими случаями приобрести выгоду, жил скупо и скромно, любил по старому италийскому обычаю веселиться в кругу своих клиентов, и по образу своей жизни представлял резкий контраст расточительности, пышности, изяществу людей, бывших предметами его нападений.
Вместе с тем, Катон Старший сумел приобрести такие многосторонние знания, что написал превосходные трактаты о земледелии, на котором было основано величие Рима, и об истории италийских народов (Origines). В своем замечательном «Руководстве» для сына, кратко, без лишних тонкостей, ясно и с тем вместе глубокомысленно Катон изложил правила, которые соблюдать должен «хороший человек» (vir bonus) и нужные «хорошему человеку» ораторские, медицинские, сельскохозяйственные, военные, юридические сведения. Будучи уж стариком, Катон Старший изучил греческий язык, чтоб из книг самих греков брать оружие для борьбы против модного направления и передать своим соотечественникам на родном языке житейскую мудрость греческих мыслителей.
Всю свою энергию и нравственную строгость Марк Порций Катон вполне выказал, будучи цензором. Он действовал против нового направления так сурово, что его цензорство [184 г.] осталось памятным навсегда, и образовалась привычка прибавлять к его имени название Censorius – «Цензор». Его цензорская суровость была направлена против приверженцев новых понятий между оптиматами, и в особенности против Сципионов.
Катон Старший и после продолжал выказывать непреклонную суровость относительно новых понятий и их представителей. По его требованию были высланы из Рима представители греческой философии, академик Карнеад, перипатетик Критолай и стоик Диоген, которые были отправлены афинянами в Рим хлопотать по делу о принадлежности города Оропа к Аттике (155 г.) и стали читать лекции о философии и ораторском искусстве. Были закрыты и школы ораторского искусства, основанные в Риме греческими преподавателями. Катон вооружался против греческой медицины и греческих врачей, восхвалял старинное лечение болезней домашними снадобьями и симпатическими средствами, говорил, что он и его жена обязаны этой манере лечения своим долговечием и крепким здоровьем. Катон горячо требовал искоренения в Италии иноземных мистических культов с их сладострастными праздниками, вооружался против разврата, заносимого в Италию с Востока и из Греции, желал, чтобы прекращены были гладиаторские бои и бои со зверями, чтобы возобновилась любовь к старинным, народным развлечениям, деревенским фарсам в шутовских нарядах и веселым сельским пляскам. Катон Старший боролся против возраставшей роскоши, думал обуздать ее налогами на предметы её и запрещениями и, когда был цензором, подверг некоторых из важнейших оптиматов наказанию за то, что они своим примером портят нравы.
«Катон Старший» из Отриколи. Вид в профиль
В особенности нападал Марк Порций Катон на фамилию Сципионов. Он был истинным возбудителем обвинения против Сципиона Африканского Старшего и его брата Луция в утайке казенных денег. Будучи цензором, Катон исключил Луция Сципиона из сословия всадников, и вычеркнул из списка сенаторов Луция Квинкция Фламинина, брата освободителя Греции, обвиняя его в том, что он, являясь консулом, он собственноручно убил в стане под Плаценциею знатного пленника, желая доставить одному товарищу своего разврата, опоздавшему видеть гладиаторский бой, удовольствие посмотреть, как умирает человек от смертельной раны. Победителя Ганнибала, Сципиона Старшего, Катон обвинил в утайке казенных сумм. Он исключил из числа сенаторов еще шесть человек. Манилия, бывшего претора, Катон наказал за то, что тот обнимал жену при взрослой дочери.
Оптиматы негодуя на дерзость Катона Старшего, восстановили сословные права лиц, наказанных им. Сенат объявил убыточными для государства и отменил контракты, заключенные Катоном с подрядчиками государственных построек и откупщиками; по желанию оптиматов, трибуны обвинили его перед народным собранием в злоупотреблении цензорской властью, и народ наложил на него два таланта штрафа. Но Марк Порций Катон Старший оставался грозен оптиматам: они робели, когда покрытый рубцами ран воин, любимец поселян, возвышал в сенате или на форуме могущественный голос против отступников от старины, развратителей народа: простолюдинам нравился деревенский тон его речей.
Катон Старший не был проницательным государственным человеком, и характер его не имел нравственной возвышенности. Он нападал на результаты фактов, не понимая их причин, на мелочи, на поступки людей, лично ему ненавистных, превозносил старину, хвалился своими заслугами, поражал без разбора все новое. Катон не имел высоких нравственных стремлений, нередко увлекался личными мотивами вражды к людям, которых беспощадно преследовал, думая лишь о том, чтобы как можно язвительнее оскорблять их, и забывал тут всякую справедливость; единственное спасение государству он видел во всемогуществе сената и строгих полицейских мерах, без которых, по его мнению, Рим будет доведен до погибели новыми обычаями и возрастающею непочтительностью комиций к воле сената. Но он на несколько десятилетий задержал порчу общественной жизни, неутолимо нападая на увеличивавшуюся роскошь, на мотовство, поборы, пренебрежение к законам, защищая старые обычаи и законный порядок. Без сомнения, по его влиянию сенат постановил, что восточным царям воспрещается приезд в Рим. Катон находил, что эти изнеженные властелины и их царедворцы оказывают своим развратом и мотовством вредное влияние на нравы граждан.
Марк Порций Катон Старший был бойцом за интересы честного и зажиточного среднего сословия против надменной аристократии, всячески старался увеличить число свободных земледельцев в Италии, хлопотал о раздаче земли поселянам в опустевших местностях, об основании земледельческих колоний. Он постоянно думал о практической пользе и оказал своею долговременною политическою деятельностью большие услуги государству и обществу, так что римляне следующих поколений видели в нем образцового государственного человека старых времен.
Катон Старший умел дешево строить сооружения, нужные для государства, и строил их очень хорошо. Он руководил строительством здания с колоннадой на римском форуме, которое стало образцом для многих других таких зданий, называвшихся базиликами и служивших залами трибуналов – форма базилики введена была в римскую архитектуру Катоном. Он заботился и о сооружении плотин, мостов, каналов, водопроводов; он воспретил вельможам тратить на орошение своих садов воду, проведенную в Рим для питья населению. Катон говорил: кто ворует у частного человека, на того надевают цепи, а кто ворует у государства, на того надевают пурпур.
Но общественная и литературная деятельность не мешала Катону Старшему заботливо вести домашнее хозяйство; оно было даже главным его занятием. Он полагал, что быть хорошим домохозяином дело более важное, чем быть знаменитым сенатором. До нас дошел трактат Катона «О сельском хозяйстве», знакомящий нас с его домашним бытом и сельскими занятиями; картина быта, представляемая этим трудом Марка Порция Катона, характеризует собою образ жизни всего сословия римских землевладельцев старого времени. Катон Старший был суровый домохозяин, державший жену и детей в строгом подчинении себе. Он сам учил сына всем нужным, по его мнению, знаниям, не желая, чтобы сын учился у рабов, от которых мог бы приобрести дурные привычки. Катон учил сына ездить верхом, плавать, биться мечом, приучал выносить зной, стужу, всяческие лишения и труды; учил его чтению, знанию законов; он писал собственно для того, чтобы дать сыну руководства, которые доставили бы ему возможность идти отцовскою дорогой.
О женщинах Катон Старший говорит дурно; строго осуждает их за тщеславие, за щегольство. Они для него лишь необходимое зло, надобное для того, чтоб иметь детей. При выборе жены должно смотреть, говорить он, не столько на деньги, сколько на то, чтоб она была из хорошего семейства. За воспитанием детей Марк Порций Катон наблюдал строго, остерегался смущать невинность ребенка неприличием в поступках или словах. Он никогда не обнимал жену при дочери. К рабам своим Катон Старший был суров. Они не смели у него уйти из дома, не спросившись, чтоб говорить с посторонними о домашних делах; за проступки он наказывал их сам плетью. Из дома Катона была изгнана всякая роскошь: не было у него ни ковров, ни изящной мебели, или посуды; пища была простая и в умеренном количестве; обыкновенным питьем была вода, в которую иногда подбавлялся для вкуса уксус. Но Катон был не прочь угощать приятелей-соседей; за этими обедами он просиживал долго, на них было вино, был веселый разговор, – он любил тут шутить. С клиентами Катон Старший держал себя запросто, по-старинному, как старший родственник с младшими. Он любил, чтоб в его сабинском поместье собирались к нему поселяне, и развлекались играми, веселым разговором, летом в холодке, зимой у камина. Когда Марк Порций Катон женился в пожилых летах, он взял себе женой; дочь одного из своих клиентов. Он был заносчив и беспощаден в сношениях с оптиматами, презиравшими его за незнатность рода; но с простолюдинами был приветлив, они всегда имели доступ к нему и шли к нему доверчиво. При правильном образе жизни и способности неутомимо трудиться с утра до ночи, Катон Старший, даже и имея много политических занятий, находил время заботливо вести свои личные дела, и унего еще оставался досуг для приятельских бесед и литературной деятельности.
Главным занятием Марка Порция Катона Старшего было сельское хозяйство, в особенности возделывание оливковых плантаций, виноградников и овцеводство. Он при всяком удобном случае доказывал, что сельское хозяйство – самое лучшее занятие. Но он был человек расчетливый, потому не упускал из рук и других выгодных дел. Катон был участником в компаниях капиталистов, которые вели морскую торговлю, брали на откуп государственные налоги, брали подряды для войска и флота. Чтоб уменьшить риск, он всегда был участником нескольких кампаний, так что убыток по какому-нибудь одному делу был не тяжел ему, а общая прибыль от всех дел была громадна. Законы, воспрещавшее сенаторам торговые дела и участие в откупах, Катон Старший обходил, подставляя вместо себя в документах какого-нибудь латина или отпущенника.
С особенною охотой занимался он торговлею невольниками. Катон платил хорошую цену за сильных невольников, пригодных на полевую работу, и держал их, как рабочий скот, пока они состарятся и ослабеют; тогда он продавал их, чтоб не кормить. Римляне старинных обычаев, как Марк Порций Катон, не считали пленных, продаваемых в рабство, своими собратьями по человечеству, смотрели на них, как на рабочий скот, так и поступали с ними. Чтобы невольники не могли сговориться и поднять бунт, Катон Старший ссорил их между собою. Он дрессировал их, как собак или лошадей, и позволял им жить парами с невольницами, находя, что это самый дешевый способ увеличивать их число. Жестокость, какую часто проявлял Катон, доказывает, что он был чужд гуманного образования. Так, например, в Испании он хладнокровно разрушил 400 селений и велел убить выданных ему 600 дезертиров. Невольник, пользовавшийся доверием Катона, сделал без его дозволения покупку, и когда это раскрылось, так ужаснулся судьбы, какой подвергнет его господин, что сам лишил себя жизни.
Есть известие, что у Катона Старшего были зеленые (т. е. серые) глаза и рыжие волосы. Историк Друман так описывает его наружность: он был некрасив, но его вид соответствовал его характеру. Катон Старший был высокого роста, крепкого сложения; по фигуре его было видно, что он много работал и выносил много лишений. Взгляд у него был страшный, голос такой громкий, что слышался далеко даже в шуме битвы. Природа дала Марку Порцию Катону железное здоровье, и он закалил его работой и воздержностью. Женившись во второй раз стариком, он, подобно Масиниссе, прижил сына.
В борьбе против духа времени Катон Старший нередко впадал в противоречие с самим собою. Он прогнал ростовщиков из Сардинии, когда был правителем этой провинции, а сам принимал участие в выгодных спекуляциях ростовщиков. Катон проповедовал чистоту нравов, а сам имел наложницу и торговал детьми невольников, покупаемыми для грязного разврата. Он проповедовал честность, а сам занимался бесчестными спекуляциями. Потому, за Катоном Старшим остается та заслуга, что он указывал язвы общества; но он не исцелял их. Марк Порций Катон был только факел, освещавший бездну.
www.rushist.com
КАТОН Цензор - это... Что такое КАТОН Цензор?
КАТО́Н Цензор (Катон Старший) (полн. Марк Порций Катон Цензор, Marcus Porcius Cato Censorius; Cato Major) (ок. 234 до н. э., Тускул — 149 до н. э., Рим), полководец и политический деятель Древнего Рима, первый латинский писатель-прозаик. Родился в латинском городе Тускуле в семье римского всадника (см. ВСАДНИКИ). Воспитывался в сабинских поместьях отца, трудясь вместе с рабами. Начало военной службы Катона совпало с началом второй Пунической войны (см. ПУНИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ). Восемнадцати лет он сражался при Каннах (см. КАННЫ (Италия)), потом служил под началом Марцелла и Фабия (см. ФАБИЙ МАКСИМ Кунктатор), участвовал во взятии Сиракуз (см. СИРАКУЗЫ)и Тарента. В 204 был квестором Сципиона Африканского Старшего (см. СЦИПИОН Африканский-старший) в Сицилии, но рассорился со своим начальником, критикуя его изнеженный образ жизни и распущенность его войска. Эти обвинения поддержал в сенате бывший диктатор Фабий, жизненными правилами которого Катон всегда восхищался. После войны «новый человек» из Тускула начал восхождение по лестнице магистратур (см. МАГИСТРАТУРА), поддерживаемый знатными покровителями Валериями Флакками и, может быть, Марцеллами: в 199 он стал эдилом (см. ЭДИЛЫ), в 198 — претором. В качестве претора Катон был наместником Сардинии, где прославился как честный судья и гонитель ростовщиков. Из своей провинции вывез в Рим поэта Энния (см. ЭННИЙ Квинт), чей талант стал гордостью молодой римской литературы. В начале Сирийской войны (191) Катон служил в штабе консула (см. КОНСУЛ (должностное лицо)) Глабриона в Греции. Именно он совершил обходной маневр в Фермопилах, обеспечивший римлянам быструю победу. Он же первым принес весть об изгнании Антиоха III (см. АНТИОХ III Великий) из Греции в сенат (см. СЕНАТ в Древнем Риме), опередив на доли часа второго гонца. Особенно прославилась цензура Катона, которую он исполнял в паре со своим другом Валерием Флакком (184). «Новичок» добился этой должности, одолев 8 знатных соискателей, его предвыборным лозунгом был возврат к добрым отеческим нравам. Цензор Катон обрушил кары на запятнавших себя лиц из высших сословий, в результате многие из них были исключены из сената или всаднического сословия, в том числе — брат и племянник Сципиона Африканского. Он начал войну с роскошью, обложив дорогие товары высоким налогом. Договоры по откупам и подрядам он заключил по ценам, выгодным для казны, не устрашившись столкновения с могущественной корпорацией откупщиков. Сэкономленные на контрактах деньги пошли на украшение города, на форуме выросла первая в Риме базилика (см. БАЗИЛИКА) — Порциева. После славной цензуры сограждане поставили Катону статую, в сенате он стал самым авторитетным лидером незнатного сенатского большинства. Политика Катона была направлена против засилья знати в сенате и государстве (см. нобилитет (см. НОБИЛИТЕТ)). В первую очередь он боролся с влиятельнейшей группировкой Сципионов, вдохновил судебные преследования Сципиона Африканского и его брата и добился низвержения могущественных противников. При его поддержке, в интересах «новых людей», была установлена «лестница должностей», запрещены повторные консулаты (ок. 151), возбуждены судебные дела против хищных наместников провинций и учреждены постоянные уголовные комиссии для рассмотрения жалоб провинциалов (149). Катон приобрел много врагов, но выдающийся ораторский дар делал его неуязвимым. За 85 лет жизни Катон судился 44 раза и не проиграл ни одного дела. Эпиграмма гласила: Порций был злым, синеглазым и рыжим, ему Персефоной После смерти его доступ в Аид воспрещен. Обуздывая знать, Катон увеличивал достоинство сенатского сословия. После смерти Цензора благодарные сенаторы поставили его статую в курии, чтобы всегда иметь перед глазами облик лучшего сенатора. В области внешней политики Катон выступал против расплодившихся алчных командиров, возбуждавших ненужные войны ради личного обогащения и славы. В его речах звучал мотив установления строгого государственного контроля над военной добычей. Посетив в конце 150-х гг. Карфаген, престарелый участник Ганнибаловой войны начал свои упорные выступления против вновь начавшего набирать силу соперника Рима. Фраза Катона «я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен» вошла в поговорку. Умер Катон в самом начале 3-ей Пунической войны (см. ПУНИЧЕСКИЕ ВОЙНЫ)(149), успев воздать хвалу успехам Сципиона Африканского Младшего (см. СЦИПИОН Африканский-младший) — будущего разрушителя Карфагена. Катон Цензор был не только политиком, но и родоначальником латинской прозы. Самостоятельно выучив в зрелом возрасте греческий язык, он попробовал на склоне лет, после цензуры, состязаться с греками в области литературного творчества: написал энциклопедию для сына, сочинение о сельском хозяйстве (частично дошедшее до наших дней), трактаты по военному делу и медицине. В отличие от современных ему первых римских историков, писавших на греческом языке Катон написал отечественную историю по-латыни, изложив начала не только Рима, но и городов Италии. В «Началах» не упоминались имена знатных полководцев — героем истории был представлен сам римский народ. Катон стал также первым издавать свои речи, которыми впоследствии восхищался Цицерон (см. ЦИЦЕРОН). Плутарх (см. ПЛУТАРХ) писал о сократовской проникновенности его слова, вызывавшего слезы на глазах слушателей. Современные историки видят зачастую в Катоне гонителя греческих «наук», у римских авторов такие упреки не встречаются. По их свидетельствам, Катон недолюбливал греков, но учился у них. Главным же образом он был ревнителем становящейся отечественной культуры и латинского языка. Выпады Катона направлялись против грецизированной «массовой культуры», разлагавшей отеческие нравы. В этом он был солидарен с просвещенными филэллинами своего времени. Сын Катона женился на дочери образованного Эмилия Павла, его учеником, по свидетельству Цицерона, был Сципион Африканский Младший — сын Павла, утонченный поклонник греческой культуры и ревнитель отеческих традиций. Катон Старший был любимым героем и самого Цицерона — «нового человека», великого писателя, светоча культуры и патриота родной литературы.
dic.academic.ru
Катон Младший (Утический) - Русская историческая библиотека
Известный римский политик Катон Младший, называвшийся также Утическим (Cato Uticensis) по месту своей гибели в африканском городе Утике, был правнуком знаменитого Катона Старшего Цензора. Катон Младший родился в 95 г. до Р. Х., рано потерял отца и дядю, воспитывавшего его, и уже мальчиком проявил твердость характера перед диктатором Суллой. В 72 г. Катон отличился в войне с рабами Спартака, в 67 г. был военным трибуном в Македонии, где углубил своё образование занятиями с философом Афинодором Кордилионом. Вместе с ним Катон вернулся в Рим, занимался философией и юриспруденцией. Всеми способами стараясь приобретать практические знания, он за 5 талантов он купил книгу о финансах и в 65 г., когда получил квестуру, оказался хорошо к ней подготовленным. В должности квестора Катон проявил величайшую добросовестность и огромную энергию. В следующем году он совершил ещё одну поездку на Восток.
В 62 г., будучи народным трибуном, Катон Младший обвинил консула Мурену в коррупции и требовал казни участников заговора Катилины, чем навлек на себя нападки Гая Юлия Цезаря. Он старался подорвать популярность демагогов путём щедрых сенатских раздач хлеба; противился оказанию чрезмерных почестей вернувшемуся из восточного похода Помпею, но безуспешно, так как он имел против себя соединенную силу Цезаря и Помпея, а на своей стороне – лишь обремененную долгами, трусливую знать (нобилитет). Все его старания привели лишь к тому, что Помпей теснее примкнул к Цезарю: составился первый триумвират, и сенат, бывший выразителем убеждений и желаний Катона, оказался одиноким и бессильным. В 58 г. Катон по интригам приверженцев Цезаря был послан на остров Кипр, чтобы прогнать оттуда царя Птолемея, что он и исполнил, вернувшись с богатою добычею и получив от сената благодарность. Последующие годы пошли на тщетные усилия Катона добиться должностей для людей своей партии: так же неудачны были все его попытки противодействия триумвирам; он предлагал даже выдать Цезаря вероломно обманутым им германцам.
В 54 г. Катон Младший сделался претором, строго наблюдал за правильностью выборов, противодействовал монархическим притязанием Помпея, но когда тот стал сближаться с сенатом против Цезаря подал голос за избрание его в 52 г. единым консулом. В процессе по делу об убийстве сторонником аристократии Милоном демократа Клодия Катон был за оправдание первого.
Когда началась гражданская война, Катон был против уступок Цезарю. Когда тот со своими войсками занял Италию, Катон вместе с Помпеем бежал из Рима, надев с этого дня «траур по погибели отечества». Он должен был защищать Сицилию, но, не желая напрасного кровопролития, оставил ее и с одним легионом отправился к Помпею. Честный и неподкупный республиканец, Катон оказался в войске Помпее неудобным; он оставил его и переправился на Родос, заявив Помпею, что победа любой партии одинаково огорчила бы его. Помпей отнял у него начальство над флотом. В битве при Фарсале Катон не участвовал. Узнав о смерти Помпея в Египте, Катон Младший переправился в Африку, где войско хотело его выбрать главнокомандующим, но он отказался в пользу Сципиона. Сам он остановился в Утике, чтобы защищать ее от внутренних и внешних врагов.
8 апреля 46 года Катон узнал о том, что сторонники республики проиграли Цезарю битву при Тапсе. Он собрал бывших в Утике римлян, и они выразили желание продолжать борьбу, но вскоре в городе начались волнения и заговорили о выдаче сенаторов цезарианцам. За Катона хотели просить милости у Цезаря, но сам он отказался от неё, говоря, что не побежден и не преступник. Катон помог всем желавшим спастись бегством; при нем остались лишь сын его и два философа. Их он поручил проквестору Луцию Цезарю, рассуждал о стоических правилах и стал читать диалог Платона «Федон», после чего заснул. Проснувшись около полуночи, он послал вольноотпущенника посмотреть, все ли корабли вышли из гавани. Получив утвердительный ответ, он пронзил себя мечом. Рана была не смертельна; домашние сбежались при шуме падения тела. Врач наложил Катону повязку, но он сорвал ее и истек кровью.
Самоубийство Катона Младшего Утического. Неизвестный итальянский художник, 1630-е
Имя Катона стало предметом высокого уважения для современников и потомков, выражением понятия о твердом, доблестном республиканце. Его статуя, изображавшая его с мечом в руке, была поставлена поклонниками защитника республики на его могиле. Она была немым протестом против монархического правления, которому подчинил Цезарь по его смерти римское государство. Цезарь вообще был добр, чужд мстительности, но он с непримиримой ненавистью преследовал тень Катона. На похвалы Цицерона Катону он отвечал желчным памфлетом «Анти-Катон»: эта ненависть была выражением противоположности чувств между последним республиканцем и первым государем Рима; практические государственные люди обыкновенно имеют антипатию к идеалистам, которые, действительно, опасны для них и ведут против них борьбу в области понятий, над которой они бессильны. Защитник закона и республики был и после смерти сильным противником основателю деспотического правления в Риме.
В позднейшую эпоху древности и в средние века на Катона смотрели, как на идеал справедливого человека, а на философское самоубийство как на ободрение в борьбе за истинную свободу. В начале четырнадцатого столетия великий поэт Данте, под аллегорией путешествия по аду, чистилищу и небесным сферам, воспел жизнь человека глубоко развращенного, потом возвращающегося путем раскаяния к первобытной чистоте и возвышающегося наконец до созерцания божества. Данте представляет Катона стражем горы, на которой находится земной рай. Освобожденный Христом из преддверия ада вместе с патриархами, Катон назначен указывать стремящимся к добродетели душам путь христианского смирения. Лицо его сияет как солнце от блеска четырех звезд – главных добродетелей. По словам Данте, он «знает цену истинной свободы, потому что пожертвовал за нее жизнью». Благородный стоик Катон Утический последовал правилу своей философии, учившей, что нужно самому убить себя, если нет возможности жить свободно, и что долг и истинное величие человека состоят в том, чтобы умереть, как жил. Конечно, с христианской точки зрения, на самоубийство Катона надо смотреть иначе, чем смотрела на него древность. Но не нужно забывать, что Катон поступил согласно с древними римскими понятиями, ставившими отечество и свободу выше всего, и руководился таким же воззрением на жизнь, как и все благородные люди Рима и Греции. Сравнивая твердость и спокойствие, с которыми Катон защищал древнеримские формы правления, и его решимость умереть, с поведением Цицерона, мы поймем до какой степени Катон был нравственно выше своих современников.
Катона похоронили на берегу моря и позже поставили ему здесь памятник. И друзья, и недруги его отдают справедливость его твердости и постоянству; Цицерон хвалит его красноречие. Республике он пожертвовал всем, даже совестью (ограбив по поручению сената Кипр), и когда он понял, что ей пришел конец, он не хотел пережить ее. Из написанного им сохранилось лишь письмо к Цицерону (Cic. ad. Fam. XV, 5). Плутарх написал его биографию. От первой жены, Атилии, у него было двое детей: знаменитая Порция, супруга Марка Брута, схожая с отцом по привязанности к республике и чистоте нравственной, убившая себя после смерти мужа, и сын, Марк Порций Катон, помилованный Цезарем, но принявший потом сторону Брута и погибший при Филиппах.
Литература
Вартманн. Жизнь Катона Утического (Цюрих, 1859)
Герлах. Марк Порций Катон Младший (Базель, 1866).
rushist.com
8. Древний Рим. Учения Катона | Читать онлайн, без регистрации
8. Древний Рим. Учения Катона
Древний Рим достиг своего могущества благодаря высокоразвитому способу рабовладельческого производства. Как нам известно из истории, закат Римской империи связан с разрушением устоев рабовладельческого общества. Из-за кризиса рабовладельческой системы эксплуатации наступили сумерки в истории Римской империи, ее закат и падение. В огне классовой борьбы был ускорен распад Древнего Рима. В истории земельной собственности лежит «секрет» истории Римской империи. Поэтому большой научный интерес приобретает литература по аграрному вопросу в Древнем Риме. В трактатах римских ученых нашло свое отражение развитие сельского хозяйства Древнего Рима вплоть до периода кризиса рабовладения.
Марк Порций (234–149 гг. до н. э.), известный нам как Катон старший, стал автором исторически важного и очень интересного трактата по сельскому хозяйству, который носил объемное название «Земледелие». Из него мы можем и узнать о проблемах сельского хозяйства Древнего Рима, а также экономики в целом.
Земледелие и сельское хозяйство по Катону – это то единственно правильное занятие, которое неотвратимо несет пользу, выгоду и даже облагораживает человека, хотя Катона нельзя назвать ярым противником торговли. Он с недоверием относился к торговле и считал ее опасной и чреватой всякими бедствиями. Более того, Катон считал, что «дохода ради стоило бы отдавать деньги в рост, будь только это почетно».
Катон считал единственно верным мнение, что хозяин должен продавать, но не покупать. Ему принадлежит идея об объединении всех хозяйственных отраслей. Катон видит пользу в хозяйстве, которое занимается сбытом части произведенной продукции, в основном это пригородное хозяйство. Пригородное имение, считает он, хозяин должен «устроить и засадить так, чтобы оно было как можно прибыльнее». Честь и слава для Катона – это доходность его имения, его прибыльность. Средства производства не играют существенной роли в деле организации образцового имения. Для того чтобы «не израсходоваться на имении», он полагал, что «большого оборудования не надо, надо хорошее место».
В рабах Катон видел всего лишь орудие труда и средство производства, при этом уделяя особое внимание на четкую организацию их труда. Он считал, что рабов необходимо эксплуатировать с максимальной нагрузкой, т. к. это способствует напрямую росту производства. В идеальном имении Катона устанавливается система «уроков» с целью интенсификации труда рабов. Катон писал, что хозяину, явившемуся на свою усадьбу, «следует заняться расчетом уроков и дней». Он должен следить за тем, чтобы рабы были «всегда в работе», люди «не заленивались». Без внимания не оставлял Катон и умонастроение рабов. Оказывается, что если хозяин будет сам изредка работать, он «будет знать, что у рабов на уме, и они будут покладистее в работе». Хозяином или его управляющим – виликом, который «хорошо наказывает виноватого, смотря по проступку», – поддерживается жестокая дисциплина труда среди рабочих. Вилик – как раб, который должен со всей строгостью выполнять веления господина. С управлением имением самим хозяином Катон связывает доходность имения. Он приводил афоризм: «Хозяйский глаз – алмаз».
Работа Катона дает нам понять, что в те времена стали появляться издольщики. Это говорит о том, что в Древнем Риме стали зарождаться арендные отношения. Издольщик – это арендатор, который, по существу, ведет хозяйство и, получая половину дохода, материально заинтересован в его процветании. Также здесь встречаются указания, на каких условиях следует «сдавать с подряда» сбор маслин, приготовление масла, на каких условиях сдавать зимнее пастбище и т. д.
Экономическая история Древнего Рима, о которой мы можем узнать из трактата Катона «Земледелие», свидетельствует о том, что в Италии во II в. до н. э. сельское хозяйство было очень развито, что несомненно способствовало росту и могуществу Римской империи. В трактате содержатся 162 главы. Главы напоминают страницы записной книги, которую вел хозяин рабовладельческого имения. Прочитав его, мы можем узнать, как приобретать имение («не бросайся на покупку – не жалей труда своего на осмотр и не считай, что достаточно один раз обойти его кругом»). «Хорошее имение, – замечал Катон, – будет тебе нравиться больше и больше с каждым разом, как ты туда пойдешь… Ищи место с хорошим погодьем, где не бывает бурь, с хорошей землей, которая сама родит; покупай имение, если можно, у подножия горы, обращенной на юг, в здоровой местности, где много работников, есть хороший водоем, а поблизости богатый город, море или река, по которой ходят суда, или хорошая оживленная дорога».
Современники Катона утверждают, что более расчетливого человека, чем он, трудно было найти. Он слыл очень бережливым человеком. Ни один из его деревенских домов не был оштукатурен; он ни разу не заплатил за раба более 150 драхм, ибо ему были нужны рабы не для роскоши, а как работники в качестве крепких пастухов и конюхов. Чтобы не кормить стареющих рабов, он считал необходимым продавать их. Вообще он полагал, что ничто излишнее нельзя назвать дешевым, и если можно было купить ненужную вещь хотя бы за один асе (мелкая монета в Древнем Риме), он находил ее безмерно дорогой.
velib.com
КАТОН, МАРК ПОРЦИЙ | Энциклопедия Кругосвет
Содержание статьи
КАТОН, МАРК ПОРЦИЙ (Marcus Porcius Cato). В римской истории наиболее знамениты два деятеля, носившие это имя. Катон Старший, он же Катон Цензор (234 – ок. 148 до н.э.), политик, полководец и писатель, больше всего известен строгостью нравов и приверженностью идее окончательного уничтожения Карфагена. Он приходится прадедом Катону Младшему, или Катону Утическому (95–46 до н.э.), аристократу, славившемуся стоическими добродетелями и ставшему в гражданской войне символом проигранного республиканского дела. См. также ДРЕВНИЙ РИМ.
Катон Старший.
Катон Старший родился в Тускуле в Альбанских горах к юго-востоку от Рима, где его семья владела поместьем. В должности военного трибуна он участвовал во 2-й Пунической войне, сражался, в частности, в битве при Метавре (207 до н.э.). В 204 до н.э. Катон стал квестором, т.е. чиновником по финансам, и в этом качестве сопровождал великого полководца Публия Корнелия Сципиона Африканского во время вторжения римлян в Африку. Щепетильность Катона в денежных вопросах раздражала Сципиона. Из этой поездки Катон привез в Рим Энния, которому суждено было стать великим поэтом.
При поддержке Луция Валерия Флакка, представителя древней римской знати, владевшего поместьем неподалеку от имения Катона, Катон перебрался в Рим, где поставил свои ораторские таланты на службу своему покровителю и в то же время стал собирать собственных приверженцев, чтобы начать восхождение по традиционным для римской знати ступеням власти. В 199 до н.э. он был избран эдилом, в 198 до н.э., будучи претором, управлял Сардинией, где боролся с ростовщичеством. В 195 до н.э. Катон стал консулом (величайший успех для homo novus, букв. «новый человек», т.е. «выскочка») и в этой должности отправился в Испанию, где ему пришлось подавлять восстание, с чем он превосходно справился. В качестве проконсула Катон остался в Испании еще на один год и организовал здесь новую провинцию Ближняя Испания. По возвращении он был удостоен триумфа, после чего успешно воевал в 191–189 до н.э. в Греции против царя Сирии Антиоха III, находясь под началом Мания Ацилия Глабриона.
В последующие годы Катон часто начинал судебное преследование различного рода проступков (у греков и римлян, не знавших института государственных обвинителей, это считалось долгом каждого гражданина). Так, некий полководец требовал триумф за сражения, которых, по мнению Катона, вовсе не было, другой, будучи проконсулом, проявил бессмысленную жестокость к жителям провинции. Катон был также основным критиком Сципиона Африканского и его брата Луция по вопросу о том, как они распорядились военной добычей. В своей критике Катон преуспел: Луций едва не был осужден, а сам Сципион удалился от дел.
В 184 до н.э. Катон был избран цензором вместе со своим политическим патроном Валерием Флакком. Конкуренция в тот раз была чрезвычайно жесткой, поскольку на должность претендовал целый ряд известных соискателей, и некоторые из них никак не желали уступить «выскочке», предки которого никогда не занимали в Риме высоких должностей. Катон (о его коллеге никто не упоминает) проявил себя в этой должности так, что заслужил прозвище Цензор. Он подверг список сенаторов беспощадному пересмотру, исключив из него семерых недостойных. Так же сурово пересмотрел он и сословие всадников. Был издан закон, ограничивший расходы на роскошь (римляне, как и греки, верили в действенность подобных постановлений). Кроме того, цензоры осуществили строительство целого ряда общественных зданий и проложили новые дороги, в которых ощущалась острая необходимость. В частности, огромная по тем временам сумма в 1000 талантов была израсходована на городскую канализацию.
Более всего Катон известен ролью, которую он сыграл в судьбе Карфагена. Побывав там в качестве посла в 153 до н.э., Катон был поражен растущим богатством города и потенциальной угрозой, которой мог вновь сделаться этот старинный враг Рима. Предположение, будто Катон и другие землевладельцы желали уничтожения Карфагена ради монополии в торговле вином и маслом, не слишком убедительно. Возможно, Катон опасался, как бы Карфаген не попал в руки энергичного царя Нумидии Масиниссы, который в таком случае сам сделался бы соперником Рима. Как бы то ни было, теперь Катон завершал каждое свое выступление в сенате словами: «Что до прочего, я полагаю, что Карфаген должен быть уничтожен» («Ceterum censeo Carthaginem esse delendam»). Считается, что именно по его инициативе римляне начали 3-ю Пуническую войну (149–146 до н.э.), завершившуюся разрушением Карфагена.
Биография Катона – это типичная биография римского аристократа его эпохи. Катон перебрался в Рим, потому что здесь перед ним открывалось более широкое поле деятельности, однако его сочинение Начала (не сохранилось) было посвящено скорее истории Италии, чем Рима. Нет никакой необходимости противопоставлять Катона Сципиону Африканскому, как делают некоторые авторы, которые изображают Катона реакционером и поклонником старины, возглавившим движение, враждебное Сципиону, прогрессивному обожателю греческой культуры. На самом деле Катон и сам смотрел в будущее, он проницательно усвоил все лучшее в греческой цивилизации, как ни претила ему тогдашняя греческая политика. После тридцати (а вовсе не в старости, как сообщают некоторые источники) Катон выучил греческий. Трактат О земледелии (сохранился), учебник по доходному ведению хозяйства, составлен по греческим образцам, и даже немногочисленные сохранившиеся фрагменты речей Катона (Цицерон имел более 150 его речей) обнаруживают, что он кое-что почерпнул из греческой риторики. Новое здание суда, базилика, которую возвел Катон, будучи цензором, опять же обнаруживает греческое влияние. Мы вполне можем положиться на мнение римлян следующих поколений, которые усматривали в Катоне достойный восхищения, но вполне знакомый тип римлянина.
Катон Утический.
Карьера правнука Катона Старшего, которого часто именуют Катоном Утическим – вызов историкам, ибо в эпоху уловок и компромиссов он сумел остаться безупречно честным человеком. Во всех своих поступках Катон руководствовался принципами стоической философии, раздражая этим коллег, которые полагали, что как практические политики, ответственные за ход дел, они не могут себе позволить такой роскоши. «Он говорит так, словно живет в государстве Платона, – жаловался его современник Цицерон, – а не среди подонков Ромула» (подразумевается римский электорат).
В 67–66 до н.э. Катон занимал должность военного трибуна в Македонии. Затем он был квестором (вероятно, в 64 до н.э.). В 63 до н.э. был раскрыт знаменитый заговор Катилины, направленный против римского государства. Попытка заговорщиков не удалась прежде всего благодаря отваге и энергии консула Цицерона. Во время дебатов о мере наказания сенаторов, уличенных в участии в заговоре, Юлий Цезарь выступал против смертной казни, завуалированно намекая на возможную месть. Но верх взял бескомпромиссный Катон, настаивавший на максимальной суровости, и заговорщики были казнены. Луций Лициний Мурена, избранный консулом на следующий 62 до н.э., был уличен в подкупе избирателей, и Катон пытался отстранить его по суду. Цицерон, который считал, что Мурена необходим государству как консул, в шутливой форме сумел убедить судей в несерьезности обвинений (эта его речь сохранилась). Своей принципиальной позицией Катон в какой-то мере способствовал появлению на свет «первого триумвирата» (союза Цезаря, Красса и Помпея), в 60 до н.э. фактически пришедшего к власти в Риме. В 59 до н.э. его как неизменного вождя оппозиции удалили из Рима, отправив присоединять Кипр. Вернувшись в 56 до н.э., Катон продолжал бороться с триумвиратом. Теперь он сменил тактику. Решив, что только Помпей может спасти Рим от диктатуры, он поддержал его на выборах в консулы на 52 до н.э. Самого Катона, выставившего свою кандитатуру на следующий срок, постигла неудача. Когда в 49 до н.э. Цезарь приступил к активным действиям по захвату власти, Катон тут же присоединился к противостоявшему ему Помпею. В 48 до н.э. Помпей был разбит, и Катону с остатками армии удалось переправиться в Африку, но в сражении при Тапсе (46 до н.э.) они были разбиты. Не желая смириться с поражением, Катон покончил с собой в городе Утике, чем и объясняется его прозвище. Цезарь сожалел, вероятно, искренне, что Катон не дал ему возможности выказать к нему милосердия. Цицерон написал сочинение Катон, которое превратило Катона в глазах будущих поколений в непреклонную фигуру – символ безнадежного дела республиканцев. Цезарь ответил ему полемическим Антикатоном (оба сочинения не сохранились).