Ремесла древнего рима. Развитие сельского хозяйства, ремесел и торговли в Древнем Риме
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

63.Наука, техника и ремесла в Древнем Риме. Ремесла древнего рима


Ремесла - Древний Рим

Позади магазинов располагались мастерские, где ремесленники делали различные вещи из металла, глины, камня, стекла, дерева, слоновой кости, ткани, кожи. Гончарные мастерские в Галлии (современная Франция), Италии и Северной Африке производили огромное количество посуды из красной глины. Рисовальщики фресок, каменщики, мозаичники и плотники занимались отделкой помещений в частных домах или в общественных зданиях, часто строившихся по распоряжению императоров.

Во времена империи вошли в моду камеи (рельефные портреты на многослойных камнях) и мозаики (картины из кусочков цветного камня или стекла). Камеи, как правило, резали из сардоникса, поделочного камня с ленточно-полосатой структурой. На протяжении столетий, вплоть до установления империи, поколения римских ремесленников учились гончарному делу, живописи и скульптуре на образцах этрусского и греческого искусства. Они копировали греческие статуи и заимствовали технику изготовления барельефов на камне. Мастерство ремесленников передавалось от отца к сыну.

 

Пляшущий фавн

Этот бронзовый фавн, деревенский божок, стоял во внутреннем дворе дома в Помпеях. Как и многие другие римские статуи, он был скопирован с греческой скульптуры.

 

Изготовление мозаики

Молотками и зубилами художники-, мозаичники дробили песчаник и мрамор на мелкие разноцветные камешки. По шаблону или по рисунку, нанесенному на покрытую известковым раствором поверхность, они выкладывали изображение из камешков или разноцветных кусочков стекла - смальты. Потом панно чистили и тщательно полировали.

 

Отдыхающая императрица

Во времена империи скульптурные изображения известных людей обычно делали в мраморе и в натуральную величину. Это статуя Агриппины, жены императора Клавдия.

 

Пьющие голубки

Эта мозаика, сделанная из тысяч плиточек, украшала виллу императора Адриана. Римский художник скопировал греческий оригинал.

 

 

Резное стекло

Эта двухцветная ваза выполнена из двухслойного стекла. Темный слой помещен внутрь белого слоя, который затем вырезан мастером по рисунку.

 

Чаши для питья

Такие серебряные чаши делали в I в. до н.э. Здесь изображена сценка из трагедии греческого драматурга Софокла.

 

Выдувное стекло

Большим шагом вперед в изготовлении изделий из стекла стало освоение в I в. до н. э. выдувной техники. Видимо, впервые она появилась в Сирии, но затем быстро распространилась в западных областях империи. Из-за жары в стекольных мастерских работать было трудно, но новый метод позволял опытным стеклодувам делать разнообразные вещи. Иногда они комбинировали выдувку со старыми методами формования расплавленного стекла. Стекло стало дешевым и широко использовалось в быту. Стеклянная посуда и художественные изделия появились в домах рядовых граждан по всей империи.

08.07.2018

altpp.ru

Античная цивилизация. Рим : Ремесло

171

Глава XI

РЕМЕСЛО

Первоначально в Риме ремеслом занимались многие плебеи среднего достатка. Ремесленник обычно работал в мастерской или наблюдал за ее работой и участвовал в сбыте изделий. Мастерские были небольшими, и количество подсобной рабской силы в них было ограничено.

Более широко применялся рабский труд в рудниках и на тяжелых работах, связанных с общественным строительством, например храмов, или грандиозной «клоака максима» — подземного водостока, служившего для сбора почвенных вод.

С ростом рабовладения в Риме дешевый рабский труд постепенно начал вытеснять труд свободного производителя.

Со II в. до н. э. количество рабов в Риме сильно возросло и рабский труд широко внедрился во все отрасли ремесленного производства. Наряду с мелкими мастерскими возникают более крупные, в которых в основном трудились рабы и не только на подсобных, но и на более сложных работах.

Владельцами мастерских преимущественно были вольноотпущенники. Чаще это были люди среднего достатка, которые сами не участвовали в процессе труда. Наиболее успевающие из них достигали довольно высокого общественного положения. Владельцем мастерской мог стать и раб, плативший своему хозяину оброк.

Римский гражданин относился с презрением к ремеслу. Но многие из состоятельных граждан получали плату за аренду домов, помещений, участков земли, рудников, озер, пригодных для промыслов.

В поздний период империи разложение рабовладельческих отношений привело к преобладанию в производстве свободных ремесленников, которые, однако, были прикреплены к своей профессии. В силу закона профессия ремесленника стала не только обязательной, но и наследственной.

Ремесленники объединялись в различные коллегии; созданные в VI в. До н. э., они были профессиональными объединениями свободных ремесленников. Эти объединения ремесленников по признаку профессий не касались производственных интересов, они ограничивались общими культами. Со временем в профессиональные объединения стали входить ремесленники узких специальностей и прием в эти коллегии стал более ограниченным.

В позднее республиканское и раннее императорское время, когда в Руках отдельных богатых фамилий сосредоточивалось огромное количе

172

ство рабов, появились домашние коллегии, куда входили люди различных профессий как из числа рабов, так и вольноотпущенников. Члены этих коллегий пользовались рядом преимуществ: они участвовали в домашних празднествах, религиозные обрядах, трапезах, и каждый член коллегии, в том числе и раб, мог рассчитывать на погребение в фамильном склепе — колумбарии. Эти коллегии широко вошли в быт. Их появление было желательным и для высших кругов рабовладельческой знати: оно способствовало укреплению системы подчинения зависимых людей.

Во II—III вв. н. э. особенно широко были распространены коллегии «малых людей». В такие коллегии входили люди разных профессий, с небольшим достатком, позволявшим каждому члену объединения делать необходимые взносы. Членами коллегии «малых людей» были в основном вольноотпущенники из низких слоев, а также плебеи и рабы-ремесленники.

Руководящая роль в этих коллегиях принадлежала их патронам и другим лицам, занимавшим почетные должности. Ими были богатые вольноотпущенники и представители рабовладельческой знати. Почетной должности магистра мог добиться и раб. Но по существу высшие слои коллегий «малых людей» были обособлены от массы рядовых членов.

Коллегии «малых людей» были удобной формой муниципального устройства до тех пор, пока в период поздней империи разложение рабовладельческих отношений не привело к появлению новых форм общественной организации ремесленного населения. В это время законодательным порядком коллегии становятся непосредственным орудием закрепощения низших городских слоев общества.

Добыча и обработка металла были известны в древней Италии в самый ранний период истории государственных образований. Особенно высоко развились они в Этрурии, где бронзолитейное дело и обработка драгоценных металлов достигли чрезвычайно высокого уровня.

Сама Италия не богата ископаемыми металлами, но значительные залежи железной руды находились на острове Эфалия в Тирренском море.

Способ выплавки и обработки железа был таким же, как и в Греции. «Кузнецы перековывают куски металла отчасти на оружие, отчасти на кирки и серпы и прочие искусно приготовленные ими орудия»,— говорит один древний историк.

С развитием рабовладения в Риме металлургия достигла наиболее высокого уровня. Этому способствовали завоевание новых территорий, богатых залежами металла, и большой приток рабочей силы.

Особое значение в развитии римской металлургии имели испанские рудники. Испания богата ископаемыми. Нигде на земле, говорит Страбон, не находится столько золота, серебра, меди и железа в естественном состоянии.

О добыче золота в Испании Плиний говорил, что Астурия, Галеция и Лузитания ежегодно дают 20 000 фунтов золота, большую часть которого, однако, производит Астурия, и ни одна страна света не изобиловала золотом в течение столь многих столетий, как она.

173

Предварительная разведка ограничивалась снятием верхнего пласта земли и тщательного изучения содержания в нем признаков металла.

Устройство рудников было в основном таким же, как в Греции, в Лаврийских рудниках, но в римских рудниках Испании имелись некоторые технические улучшения. Штреки делались несколько шире, чаще применялись деревянные крепления и механические приспособления для подъема руды из шахты и, что особенно существенно, применялись водоотливные механизмы, устройство которых было основано на применении Архимедова винта. Водоотливный винт вращали один или два раба, которые, держась руками за горизонтальный брус, переступали на лопасти винта. Такой механизм позволял не только откачивать излишек воды в штольнях, но и отводить подземные потоки, осушая проходы для выборки породы.

О Галеции известно, что серебра в ней нет, а золота много. Добывали золото не в рудниках, а открытым способом, используя силу стремительных горных потоков, которые, подмывая берега, разрушают горные породы и отламывают большие глыбы, полные золотого песку. Занимающиеся добыванием золота люди собирают эти камни и разламывают глыбы, насыщенные золотым песком. После этого они промывают землю и полученное золото плавят в горнах.

О другом способе добычи золота подробно рассказывает Плиний, который говорит, что этот способ «превосходит работы самих гигантов. По этому способу при свете ламп подрывают горы, и в них на большом расстоянии устраивают штольни... Во избежание обвалов во многих местах ставят своды, поддерживающие гору. Встречающиеся твердые скалы преодолевают огнем и кислотами, или же чаще прорубают, так как от жары и дыма задыхаются рабочие; случается, что отсекают куски весом в 150 фунтов. Рабочие день и ночь на плечах выносят эти куски и в темноте передают их друг другу. Свет видят только те, которые работают в верхних рядах... По окончании работ столбы сводов подрубаются начиная с внутренних. Гора начинает проваливаться, и только сторож на ее вершине замечает это. Сторож криком и знаками вызывает рабочих и в то же время сам сбегает с горы. Осевшая гора падает с таким треском, который человеку трудно даже себе и представить. Победители среди невообразимого шума и ветра смотрят на руины природы. Но золота еще пет. Ибо когда рыли, то еще не знали, найдут ли его...»

Далее Плиний рассказывает, что развал горы размывают потоками воды из горных рек, для чего устраивают водопроводы через скалы и камни иногда на большое расстояние. Размытая земля стекает по желобам, а золото оседает в этих желобах на уступах из шероховатого терновика.

У Плиния имеются сведения и о выплавке золота. «Вырытое из земли толчется, промывается, обжигается и превращается в порошок. Остающийся осадок выбрасывается из плавильни, толчется и вторично расплавляется. Плавильники делаются из белой глиноподобной породы земли, так как никакая другая земля не может устоять перед напором воздуха, огня и раскаленного металла».

174

Техника обработки различных металлов у римлян не претерпела существенных изменений по сравнению с техникой, известной грекам. Можно говорить лишь о более широком применении некоторых отраслей производства, распространенных уже в эллинистическое время.

Это особенно относится к применению техники золочения серебряных и медных предметов путем амальгамирования. Эта техника нашла большое применение в позднее республиканское и раннее императорское время, когда роскошь проникла в быт богатых слоев рабовладельцев и стали в большом количестве употребляться дорогая серебряная посуда и многочисленные бытовые серебряные изделия.

При обработке металлов часто применялся токарный станок, прообразом которого послужил давно известный токарный станок для обработки дерева.

Римские мастера умели изготовлять сталь, в особенности славилась испанская сталь, но жидкой выплавки железа римляне не применяли, хотя у них были наблюдения о превращении железа в жидкое состояние. «Железо,— говорит Плиний,— при плавлении делается жидким и после этого ломается подобно губке».

Некоторые технические улучшения произошли и в кузнечном деле: было усовершенствовано устройство кузнечных мехов, изобретена гвоздильная доска, которой пользовались наряду со старой техникой ковки гвоздей. Шире пользовались слесарной техникой.

Железные изделия стали разнообразнее. Но в общем, на протяжении всего времени развития римской металлургии она оставалась на сравнительно низком уровне, довольно быстро развивалось лишь производство предметов роскоши и искусства.

Труд в мастерских был расчленен на многие специализированные процессы, выполнявшиеся разными людьми. Узкая специализация и расчленение труда в ремесле сохранились вплоть до позднего античного времени. В IV—V вв. н. э. в мастерской серебряных дел даже маленькие серебряные сосудики изготовлялись многими людьми.

Керамические изделия имели самое широкое применение во всем Средиземноморье, и римская культура унаследовала многие традиции, издавна существовавшие в самой Италии, но особенно развитые в Греции и в странах эллинистического Востока. Для изготовления посуды применялся ручной гончарный круг. Устройство гончарных обжигательных печей по существу не изменилось, но печи для выпуска массовой продукции часто достигали значительно больших размеров и допускали более высокий обжиг керамики. Широко применялись известные уже ранее приемы изготовления рельефной керамики при помощи форм и штампов.

Повсеместное распространение получило производство краснолаковой рельефной керамики. Она заменила собой расписную и чернолаковую греческую посуду.

Одним из самых крупных центров, изготовлявших рельефную краснолаковую посуду, был Аррециум в Италии. В окрестностях этого города обнаружено около двух десятков керамических мастерских с остатками их продукции. Арретинские мастера достигли совершенства в изготовле-

175

вии красной глазури, имеющей ровную окраску и блестящую поверхность, напоминающую блеск сургуча. Сосуды украшены рельефным орнаментом и фигурными изображениями, расположенными обычно горизонтальными поясами.

Способ изготовления краснолаковой керамики был перенесен из Италии в западные римские провинции. В I и II вв. и. э. особенно процветали мастерские Галлии. Производство краснолаковой посуды было не менее широким и в восточных римских провинциях, преимущественно в малоазийских центрах — Пергаме и на Самосе. Ее формы и орнаментация были близко связаны с эллинистическими греческими традициями. Красная глазурь не имеет ни плотности, ни блеска италийской.

Самая значительная область римского гончарного ремесла связана с производством строительных материалов: кирпича, черепицы, керамических труб для обогревания стен и полов и других изделий. Для формовки разнообразных строительных материалов употреблялись деревянные формы.

Обожженный кирпич впервые у римлян стал одним из строительных материалов. Его употребляли для сооружения не только жилых домов и больших общественных зданий, но и грандиозных оборонительных стен и башен, подземных каналов и виадуков, которые часто достигали большой протяженности.

Такие сооружения требовали большого количества строительного материала. Потребовалась особая организация этого производства. Работы выполнялись не только в обычных эргастериях рабами и ремесленниками, но в значительной части силами солдат. Об этом свидетельствуют штемпеля на кирпичах и на черепице с обозначением номера и наименования легиона.

Римский обожженный кирпич сравнительно плоский и обычно имеет квадратную форму. Применялись кирпичи половинного размера, имеющие треугольную форму. Размеры строительных кирпичей были различны в зависимости от их назначения.

В архитектуре римских терм (бань) применялись особые строительные материалы для устройства обогревательной системы полов и стен. В горячем отделении терм устраивались гипокаусты, пол настилали поверх многочисленных, невысоких столбиков, сложенных обычно из кирпичей квадратной или круглой формы. По подполью проходил горячий воздух.

С большой изобретательностью выполнены керамические приспособления, служившие для обогревания стен.

Один из видов таких кирпичей имеет форму большой плиты, на одной плоскости которой по углам расположены четыре налепа в виде выступов высотой 6—8 см. Из таких плит делали облицовку стены, укладывая плиты на ребро таким образом, чтобы выступы были обращены во внутреннюю часть стены. Благодаря выступам облицовка из плит оставалась на некотором расстоянии от стены, оставляя пространство для циркуляции горячего воздуха, обогревающего стены помещения.

176

Полые кирпичи или большие сосуды вкладывали в перекрытия сводов для облегчения конструкции и улучшения акустики. Чрезвычайно легкие полые кирпичи, употреблявшиеся, вероятно, тоже в кладке сводов, изготовлялись в Испании из особой глины. Такие кирпичи могли плавать на воде.

В римском строительстве и в инженерной технике употреблялось большое количество гончарных труб. Из них составляли подземные водопроводы, водостоки для крыш, применяли их в качестве дымоходов и в отопительной системе.

В зависимости от назначения размеры и форма труб были различными. Для соединения отрезка труб их концы делали разных диаметров: выходной конец оканчивался узкой муфтой, которая вставлялась в широкое отверстие смежной трубы. Места стыков обмазывали известковым раствором.

Большое разнообразие керамических строительных материалов у римлян было связано с потребностями инженерной техники, гражданского и военного строительства. Расцвет этой области гончарного ремесла, однако, почти не затронул производства кровельной черепицы. По сравнению с греческой черепицей римская выглядит скромно, формы ее однообразны, художественная орнаментация в основном исчезла, сохранившись отчасти в Восточных провинциях.

Примером обычного типа римской черепицы может служить черепица из завала кровли, найденного в Геркулануме. Здесь сохранились два рухнувших ската крыши, состоящие из плоских и полукруглых в сечении черепиц.

Когда римляне в I в. до н. э. проникли на Ближний Восток, они застали здесь развитое стеклоделие. Местные мастера делали драгоценные двухцветные сосуды, поверхность которых покрывали резными изображениями, напоминающими резные камеи. Они изготовляли стеклянную посуду, покрытую позолотой и украшенную гравировкой, а также тончайшие мозаичные предметы из многоцветных стеклянных нитей. Пучки этих нитей, рассеченные поперечно на многочисленные пластинки, сохраняли на каждой пластинке изображение цветка. Из таких пластинок при помощи формы мастер создавал пестрые мозаичные сосуды.

Все эти достижения были восприняты римлянами и использованы италийскими мастерами.

Но главное достижение римского стеклоделия пошло по другому пути, истоки которого тоже связаны с Восточным Средиземноморьем.

В Сирии мастера-стеклоделы изобрели способ варки прозрачного, бесцветного стекла. В I в. до н. э. была изобретена выдувная трубка. Применение ее открыло совершенно новые возможности широкого изготовления относительно дешевой, массовой продукции стеклянных изделий. Сирийские мастера уже в I в. н. э. перенесли свое искусство стеклоделия на почву Италии, а оттуда производство дутого стекла распространилось во все западные провинции и продолжало там развиваться до позднего античного времени.

Техника римского стеклоделия была разнообразной. Выдувание из трубки делалось с применением форм и без них. Формы позволяли яз-

177

Сирийский стеклянный сосуд конца II в. н. э.

Сирийский стеклянный сосуд конца II в. н. э.

готовлять дутые фигурные сосуды с рельефной орнаментацией, рельефными буквами и знаками. Сосуды, сделанные способом простого выдувания, чрезвычайно разнообразны, и большинство из них составляет наиболее массовую продукцию.

По мере развития стеклоделия усложнялись и приемы орнаментации сосудов: больше стали применять шлифовку и гравировку, создавая сплошные узоры на поверхности сосудов, украшали их накладными цветными нитями и напаями из темного стекла.

Изобретение прозрачного бесцветного стекла связано еще с одним большим достижением римского ремесла — с изготовлением оконных стекол.

В Италии оконные стекла применялись уже в I в. н. э. В дальнейшем эта область стеклоделия получила очень широкое развитие, особенно в западноримских провинциях, и продолжала развиваться в этих

178

Сукноваловая мастерская помпейская фреска

Сукноваловая мастерская помпейская фреска

областях вплоть до IV в. н. э. Здесь были раскопаны мастерские стеклянного производства с многочисленными остатками продукции.

Для изготовления оконных стекол употребляли деревянные формы. Их предварительно смачивали водой и затем выливали стеклянную массу, растягивая ее щипцами до краев. Края оконных стекол всегда округленные и слегка утолщены. Обычный размер оконного стекла равен 30—40 см. Но известны стекла значительно больших размеров. В Помпеях были найдены бронзовые оконные рамы с остатками стекла размером 1,0 X 0,70 и 54 X 0,72 м, толщиной стекла 0,013 м.

В Италии ремесла были особенно высоко развиты в Этрурии и Кампании. Ремесленники-ткачи делали шерстяные тонкие и грубые ткани, были также красильщики и сукновалы.

Сукновальные мастерские требовали громоздкого оборудования, которое не было доступно мелкому хозяйству. Центром этого производства в Кампании были Помпеи. Здесь было раскопано несколько больших сукновальных мастерских. О процессе работ дают подробные сведения росписи стен помпейских домов.

Для удаления жира из шерсти сукно замачивали в чанах-ступах. В больших мастерских было несколько таких ступ, отгороженных друг от друга невысокими перегородками. Ткань заливали мочой и засыпали особой глиной, способной впитывать жир. Особый ремесленник — фуллон — топтал и мял ногами ткань, опираясь при этом на перегородки, потом на особых столах ткань били вальками, затем тщательно промывали водой и сушили на жердях или веревках. После просушки ворсовали, пользуясь шкуркой ежа или растением типа чертополоха, а белые ткани окуривали серой, натягивая ткань на каркас полусферической формы. После окуривания ткань натирали специальной глиной, которая придавала крепость и блеск поверхности, и для окончательной отделки сложенные куски ткани клали под пресс.

179

Изображение пресса с двумя вертикальными винтами имеется на одной из помпейских фресок. Подлинный деревянный пресс был найден в Геркулануме. Он состоит из вертикально поставленной деревянной рамы, в центре которой укреплен один деревянный винт. Винт вращался при помощи сквозного стержня, надавливая на горизонтальные доски, между которыми зажималась ткань.

В пределах одной сукновальной мастерской работа делилась между разными лицами. Главным мастером был фуллон, труд которого был очень тяжелым, выполняли его свободные ремесленники. В мастерской работали и другие работники, в том числе женщины, которые выполняли более легкие процессы, связанные с окончательной отделкой ткани.

Значительным развитием отличалось столярно-плотницкое дело, были п столяры-краснодеревцы. Многочисленные деревянные изделия сохранились в Геркулануме обуглившимися от горячего пепла при извержении

Пресс для тканей. Реконструкция

Пресс для тканей. Реконструкция

180

Везувия в 49 г. н. э.: орудия труда, кровать, с приподнятой стенкой у головы, лари, небольшой шкафчик, отделанный резьбой, и другие предметы, сделанные преимущественно местными мастерами. В римское время еще больше, чем в эллинистическое, в столярном деле применяли фанеровку из накладного дерева дорогих сортов.

Еще большее значение имело плотницкое дело. Из деревянных балок делались межэтажные настилы и стропила для кровельных перекрытий. Плотники также сколачивали временную обшивку обеих сторон стен, возводившихся в основном из слоев щебня и известкового раствора. Особенное развитие плотницкое дело получило в богатых лесом северных провинциях.

Сохранились сведения о строительстве двух деревянных мостов. Один из них был построен Цезарем через Рейн, другой — значительно более грандиозный — был сооружен через Дунай по приказанию императора Траяна (начало II в. н. э.). Настил этого моста покоился на деревянных арках, опиравшихся на каменных быков.

Плотницкие работы широко внедрились в военную технику, связанную со строительством осадных машин: потребности военного дела во многом определяли развитие некоторых отраслей ремесел. Это относится, в частности, к развитию кожевенного дела. Для вооружения римских воинов требовались щиты и обувь, которые изготовлялись из кожи, из кожи делали и панцири.

Щиты изготовлялись из толстой кожи, натянутой на деревянный каркас. Обувь легионеров имела очень толстую подошву, подкованную гвоздями с широкими шляпками, к краям подошвы пришивали целые куски кожи, рассеченные внутри на узкие полосы. Такое устройство пропускало воздух и позволяло быстро и просто укреплять обувь на ноге. Изображение кожевенной мастерской сохранилось на одной из помпейских фресок.

Деталь моста через Дунай. Барельеф колонны Траяна

Деталь моста через Дунай. Барельеф колонны Траяна

181

Каменотесное дело связано прежде всего с добычей камня. Породы камня разнообразны, и не всякий камень пригоден для строительства. В непосредственной близости от Рима не было хорошего камня, и его приходилось привозить. Витрувий советует выдерживать выломанный камень на воздухе в течение двух лет, и те породы, которые дают трещины, употреблять на фундамент, а хорошо сохранившиеся использовать в надземной части построек.

Способы добычи камня и орудия, употреблявшиеся в каменоломнях, остались в основном такими же, какими были у греков. Особо следует сказать о способе добывания больших монолитов для вытесывания целого ствола колонны. О технике этих работ дают представление сохранившиеся следы неоконченной выемки монолитного блока в одной из каменоломен западной провинции. На выровненной поверхности скалы еще видны бороздки с углублениями для клиньев, расположенные на одинаковом расстоянии. Клинья употребляли металлические или деревянные. Дерево для клиньев брали твердое и сухое. Его забивали в углубления и длительно размачивали, в результате чего по линии борозды образовывалась трещина и выламывалась нужная часть монолита скалы. Техника обработки камня у римлян во многом оставалась старой.

Одним из основных строительных приемов был способ сооружения арки и полуциркульного свода из клинчатых каменных блоков, уложенных насухо. Сложность таких конструкций заключалась в необходимости тщательной отески клинчатых блоков, размеры и форма которых должны были точно совпадать. Иногда блоки вытесывали в каменоломнях из сплошного массива камня, что позволяло с меньшими потерями осуществлять лучшую пригонку боковых сторон блоков.

При выкладке арки или арочного свода пользовались временным деревянным каркасом, на который укладывали клинчатые блоки, начиная с двух нижних, опорных, камней и кончая одним, верхним, замковым,

Солдатские сандалии

Солдатские сандалии

182

который, распирая другие камни, удерживал всю сложную конструкцию свода.

Для кладки каменных облицовок стен камни отесывали в виде блоков, укладывали их насухо и соединяли скобами и железными скрепами, залитыми свинцом. Внутренняя часть стены заполнялась так называемым римским бетоном: ровными чередующимися слоями щебня и известкового раствора, образовывавшего крепкий монолит.

На протяжении периода империи широко применялась облицовка стен плитками из мрамора и других редких пород камня. Поверхность плиток тщательно полировалась, способствуя впечатлению парадности и роскоши.

Наиболее высокого и самобытного развития достигли те области ремесленного труда, которые были непосредственно связаны с достижениями монументального римского строительства и с насущными потребностями военной и инженерной техники.

Подготовлено по изданию:

Античная цивилизация / В. Д. Блаватский [и др.] ; отв. ред. В. Д. Блаватский ; АН СССР. Ин-т археологии. - М.: Наука, 1973. - 270 с.

www.sno.pro1.ru

63.Наука, техника и ремесла в Древнем Риме

Римская наука унаследовала ряд греческих изысканий, но в отличие от них (особенно математика и механика) имела в основном прикладной характер, поэтому всемирное распространение получили римская нумерация и юлианский календарь. В то же время её характерной чертой было изложение научных вопросов в литературно-занимательной форме. Особенного расцвета достигла юриспруденция и сельскохозяйственные науки, большое число трудов было посвящено архитектуре и градостроительной и военной технике. Крупнейшими представителями естествознания были Гай Плиний Секунд Старший, Марк Теренций Варрон и Луций Анней Сенека.

Главным техническим достижением римлян было создание цемента и бетона. Римляне научились использовать опалубку и строить бетонные сооружения; в качестве наполнителя использовали щебень. Во II в. н.э. в Риме был построен Пантеон, «Храм всех богов» с литым бетонным куполом диаметром 43 метра - позднее это сооружение стало образцом для архитекторов Нового времени. Римляне использовали цемент и бетон при строительстве дорог и мостов; римские дороги вызывали восхищение у историков последующих эпох. Мост через Дунай, построенный архитектором Аполлодором, был одним из чудес того времени - он имел в длину более километра. Вершиной римского строительного искусства стал храм Святой Софии в Константинополе, построенный Анфимием из Тралл; этот храм имел купол диаметром в 33 метра, установленный на пилонах 23-метровой высоты.

Самым знаменитым ученым и инженером римского времени был Марк Витрувий, живший в I веке до н.э. По просьбе императора Августа Витрувий написал «Десять книг об архитектуре» - обширный труд, рассказывавший о строительном ремесле и о различных машинах; в этом труде содержится первое описание водяной мельницы.

64.Культура, ремесла и техника в эпоху Средневековья

Духовное брожение и обновление, которое известно под названием Возрождения (Ренессанса) сыграло заметную роль и возродило интерес к античному миру. Первым его признаком явился расцвет искусств после долгих веков средневекового упадка, расцвет, возродивший художественную античную мудрость.

В Италии техническое возрождение началось в результате коллективного стремления к защите и самосохранению в борьбе против вторжений венгров и сарацинов. Укрепленные поселения разрослись, приняв в себя поток сельского населения, которое искало за оборонительными стенами убежища и свободы. Возросла стоимость земель, прилегавших к ним. Это первый признак организации общества. Внутри стен таких первоначальных селений, превратившихся в города, народились средневековые ремесленники, искусные и деятельные, для которых жизнь слилась с трудом, а труд приобрел благородную окраску, неизвестную античности.

Уже в Х веке стали подковывать тягловый скот, что позволило использовать в сельском хозяйстве лошадей и решило вопрос обработки каменистых почв; в результате оживилось земледелие. В XI веке древний шейный хомут в сбруе лошадей и быков заменили плечевым хомутом, который позволил в четыре раза увеличить силу тяги упряжки. Только в этом столетии началось совместное использование нескольких тягловых животных, обеспечившее такое увеличение энергии, какой до тех пор человечество не знало. Это позволило, в свою очередь, ввести новый тип плуга – колесного, более тяжелого, чем прежний, с более удобными лемехами, глубже проникающими в почву и лучше ее взрыхляющими. Искусство предстает в равной мере и лабораторией, и храмом, где постоянно пересекаются пути естественнонаучного познания и богопознания.

Алхимия, приобретшая в XIII – XIV вв. двойственный: с одной стороны – рациональный, почти химический, с другой – духовный, «физико-мистический» лик, обязана этой метаморфозе трансформирующим друг друга влияниям технохимии, собственно алхимии и неоплатонических умозрений, начавшихся еще во времена эллинизма.

Арабская химия – тот видимый источник, из которого черпали европейские алхимики начиная с XII – ХШ вв. Алхимические тексты VII – XI вв. до нас не дошли. В контексте католического предания алхимические термины, заимствованные у арабов, вновь обретают черты былой духовности, притягивая многообразные знания, это одно из объяснений возникновения европейской алхимии. Был и иной путь проникновения алхимии в Европу: знакомство с александрийскими текстами, сохранявшимися почти тысячу лет в библиотеках итальянских монастырей.

Появляются новые источники энергии для нужд ремесел и промышленности. В XI веке водяная мельница, которая была известна еще александрийцам в I веке до н.э., широко распространяется на Западе в различных формах в зависимости от местных условий (работающие на силе приливов – в Венеции, наливные – в речных районах). В тот же период получает распространение и ветряная мельница, появившаяся у арабов и пришедшая в Европу через Марокко и Испанию. Водяные и ветряные мельницы, которые уже в первоначальном виде в XI и XII веках обладали мощностью в 40...60 лошадиных сил, до конца XVIII века определяли характер технических сооружений.

В XI в. уже умеют изготавливать листовое стекло, совершенствуют технику литья металлов. В 1450 г. начата добыча меди и медное литье в Германии. Прибавим к этому знание реакции нейтрализации минеральных кислот, киновари, окислов железа («мертвая голова»), «царской водки», сурьмы и ее солей, осаждение серебра из азотнокислых серебряных растворов медью и ртутью, представление о твердой природе солей, начатки стехиометрии. Все это приходится главным образом на XII – XV вв., если не считать арабских «предвосхищений». Но и этот список тоже не полный. Существенная часть перечисленного своим рождением и жизнью обязана технохимикам-ремесленникам.

Результативные вклады ремесла, в конечном счете, не определяют эволюцию научного знания в средние века. Теоретические представления, складывающиеся в достаточно стройную систему в рамках донаучного мышления, обретают самостоятельный статус в пору зрелого средневековья.

В то время как схоластическая наука ограничивалась пассивным созерцанием мира, мореплаватели, архитекторы, строители, стекольщики, ткачи, литейщики, горняки, ремесленники всех специальностей овладевали богатствами природы и улучшали жизнь людей. На протяжении всего средневековья рядом с наукой, замкнутой в своей книжной культуре, происходило параллельное развитие техники, что отражалось в ином мировоззрении и было способно создать новое понимание культуры.

studfiles.net

Мастера-ремесленники в Древнем Риме

Римские ремесленники

В римских печах нельзя было плавить железо, поэтому раскаленное железо ковали.

В Риме и других городах империи было множество небольших ремесленных мастерских, в которых изготавливали все, начиная от посуды и обуви и заканчивая книгами и духами.

Мастерские

В городах ремесленные мастерские находились на первых этажах многоквартирных домов, инсул . Работали в них обычно не более 3-5 человек: сам ремесленник, хозяин мастерской, и его рабы. Нередко тут же рядом устраивали небольшую лавку, в которой продавали то, что изготавливали. Ремесленниками были преимущественно плебеи и вольноотпущенники.

Среди рабов, помогавших им, были опытные мастера, которые со временем выкупали себя из рабства. Постепенно ремесленники, жители различных областей римского государства, стали специализироваться в изготовлении одного какого-нибудь вида товаров. Например, этрусский город Арреций славился цветной керамикой с лепными изображениями, а Помпеи -шерстяными тканями и соусом гарум .

От отца к сыну

Сыновья ремесленников обычно с раннего детства начинали работать в мастерских. Помогая своим отцам, они постигали секреты ремесла и вырастали настоящими мастерами.

Римляне любили украшать полы своих домов мозаиками

Римляне любили украшать полы своих домов мозаиками

Стекольное производство

Стекло плавили и обрабатывали с незапамятных времен, но только в конце I в. до н. э. была изобретена выдувальная трубка, благодаря которой значительно упростился процесс его изготовления. Стекло перестало быть роскошью и превратилось в обычный материал, из которого делали чаши для вина, флаконы для хранения благовоний, бусы и тессеры - кубики для выкладывания мозаики.

Гончарное искусство

Как и греки, римляне делали из глины различные строительные материалы (кирпичи, черепицу, водопроводные трубы), посуду, светильники, статуэтки и погребальные урны. Римские мастера использовали гончарный круг, приводившийся в движение с помощью махового колеса, которое вращали ногами. Для того чтобы сделать глиняные предметы более прочными, их обжигали в печах

Металлообработка

Основными поставщиками металлов в Римской империи были провинции: в Испании добывали серебро, олово и свинец, в Галлии - железо, в Дакии - золото. Работали на металлургических рудниках рабы и преступники, которых ссылали туда в качестве наказания за особо тяжкие преступления. Римляне умели обрабатывать золото, серебро, свинец, медь, железо, а также смешивать эти металлы, получая из них различные сплавы. Например, на юге Италии, в Кампании, из бронзы, сплава меди с оловом, изготавливали светильники, зеркала и посуду.

Производство сукна

Вся древняя Италия, от раба до сенатора, одевалась в шерстяные ткани. Вначале их изготавливали дома, но уже в конце I в. до н. э. во многих городах стали появляться специальные мастерские. В них сукновалы (по-латински «фул-лоны») не только превращали шерсть в сукно, но стирали и чинили старую одежду, причем делали они это настолько хорошо, что любая ветхая одежда выходила из их рук, будто она совершенно новая. Кроме того, существовали мастерские по окраске тканей.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Ремесла. История Рима

Маркс и Энгельс не раз отмечали своеобразие римской экономики II— I вв. до н. э. Так, в «Капитале» читаем: «В Древнем Риме со времени по­следних лет существования республики, где мануфактура стояла гораздо ниже среднего уровня развития в античном мире, купеческий капитал, де­нежно-торговый капитал и ростовщический капитал достигли — в преде­лах античных форм — высшего пункта развития» (Соч. 2-е изд., т. 25, ч. II, с. 142).

Действительно, в промышленности Италии преобладало мелкое ре­месло. Прекрасной иллюстрацией этого являются Помпеи с их карлико­выми мастерскими. При этом значительное большинство ремесленников состояло из свободнорожденных и вольноотпущенников. Рабовладелец своих ремесленных рабов, если они не были заняты в домашнем хозяй­стве, чаще всего отпускал на оброк, предоставляя им добывать его как угодно. Богатые римляне предпочитали заниматься откупами, спекуля­циями, вкладывали деньги в сельское хозяйство, но только не в промыш­ленность. Ремесло считалось занятием не слишком почетным для рим­лянина.

Эта типичная черта римской экономики объясняется, во-первых, аграр­ным характером Италии, где большое количество рабов поглощалось сель­ским хозяйством; во-вторых, сказалось еще одно обстоятельство. Круп­ные сдвиги в италийской экономике падают на начало II в. Но тогда мел­кое свободное ремесло было еще очень сильно. Завоевания обогатили Рим и сделали, в сущности, ненужным для него развитие промышленности: на те деньги, которые римляне выкачивали из провинций, они покупали това­ры в тех же провинциях. Поэтому промышленность стабилизировалась на том уровне, на каком ее застал II в. — на уровне мелкого свободного ре­месла. Промышленность была не рентабельна, и капитал шел в те отрасли хозяйства, которые или давали высокий процент прибыли — торговля, откупа, или гарантировали верный и, по римским представлениям, непре­досудительный доход — сельское хозяйство.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Развитие сельского хозяйства, ремесел и торговли в Древнем Риме. Социально-экономическое развитие Древней Греции и Древнего Рима

Похожие главы из других работ:

Брак в Древнем Риме

1. Значение брака в Древнем Риме

Брак - семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению к друг другу и к детям. Брак в Древнем Риме считался священным таинством и опорой государства...

Воспитание и образование в Древней Греции и Древнем Риме

2. Воспитание и образование в древнем Риме

Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В т. н. эпоху царей (VIII - VI вв. до н. э.) уже сложились крепкие традиции семьи-дома как ячейки общества и воспитания [8,123]...

Древняя китайская цивилизация Шань (Инь)

4. Развитие ремесел

Именно в иньское время ремесло получило дальнейшее развитие. О том свидетельствуют, прежде всего, раскопки иньской столицы, от которой сохранились остатки жилых построек и дворца. Сооружения строились из дерева, только фундамент был из камня...

Мануфактурный период России

3. Развитие сельского хозяйства

В сельском хозяйстве таких крупных преобразований, как в промышленности, не проводилось, так как они неизбежно затронули бы монополию дворян-помещиков на владение крепостными, и дворянское государство не могло пойти на такую меру...

Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме

ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНИЕ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

...

Особенности управления и управленческой мысли в Древнем Риме

2.2 Право в Древнем Риме

В организации управления Древним Римом существовала одна особенность, которая во многом сформировала иной подход к управлению - это наличие права как четкой и разветвленной системы законов. Основываясь на праве...

Рабство в Древнем Риме

1. РАБСТВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ

1.1 Рабовладельческое общество в Риме Развитие рабовладения в Риме. Концентрация земель и образование латифундий. Со второй половины II в. до н.э. начинается период наивысшего развития рабовладельческого способа производства в римском обществе...

Рабство в Древнем Риме

2. РАБЫ В ДРЕВНЕМ РИМЕ

рабство рим стратификация...

Развитие туризма в Древнем Риме

2.1 Введение в путешествие в Древнем Риме

Оглядываясь назад, всматриваясь в историческую перспективу, мы легко поддаёмся иллюзии, что современная история человечества едва насчитывает две тысячи лет...

Развитие туризма в Древнем Риме

3.2 Гостиницы и индустрия гостеприимства в Древнем Риме

История развития гостиничного дела неразрывно связана с путешествиями. Путешествуя с разной целью и намерениями люди нуждались в приюте, питании и отдыхе. В связи с новыми завоеваниями и расширением территории Римской империи ее обычаи...

Формулярный процесс в Древнем Риме

1.1 Возникновение государственного суда в Древнем Риме

Римские граждане на определенном этапе своего исторического развития, подобно другим народам нашей планеты пережили такой период, когда не существовало государственного органа, вершившего правосудие над нарушившимися право общины...

Хозяйственный подъем Германии в конце XIX в.

2.5 Развитие сельского хозяйства

В отличие от промышленного сектора развитие сельского хозяйства в Германии в последней трети XIX века проходило более медленными темпами, которые уступали американским. В Германии сохранялось крупное юнкерское (помещичье) землевладение...

Ценности Древнего Рима

1.2 Как жили в древнем Риме

По легенде, Ромул, один из основателей Рима, жил в соломенной хижине на холме Палатин. Раскопки подтвердили, что римляне действительно когда-то жили в хижинах из тростника, обмазанных глиной. Они выращивали пшеницу и бобы, разводили скот...

Экономика Киевской Руси

3. Развитие сельского хозяйства, ремесла, торговли

...

Экономическая и социальная эволюция Киевской Руси в годы господства в степях половцев

2. Развитие княжеского сельского хозяйства и землевладения.

Упадок внешней торговли должен был сильно отразиться на материальном обеспечения князей. Мы уже знаем, что в Х и даже XI веке русский князь был самым крупным экспортером всякого сырья, набиравшегося им в виде дани...

hist.bobrodobro.ru

Ремесла. История Рима (с иллюстрациями)

Аграрный характер Рима и преобладание в раннюю эпоху натурально­го замкнутого хозяйства не исключали некоторого развития ремесел и тор­говли. Традиция рассказывает, что царь Нума учредил восемь ремеслен­ных союзов. Это были флейтисты, золотых дел мастера, плотники, кра­сильщики, сапожники, кожевники, медники и горшечники[118]. О каких-то союзах говорят и «Законы XII таблиц»:

«Закон предоставляет членам обществ вступать в какие угодно согла­шения друг с другом, лишь бы они не нарушали чего-либо из государствен­ного законодательства» (VIII, 27).

Если ремесленные союзы действительно существовали в эту раннюю эпоху (позднее они известны нам под именем «коллегий»), то их характер для нас не ясен. Но самый факт их существования говорил бы об отделе­нии ремесла от сельского хозяйства.

0 наличии профессиональных ремесленников уже в царскую эпоху свидетельствуют также довольно многочисленные изделия художествен­ного ремесла, найденные не столько в Риме[119], сколько в других городах Лация. Об этом же говорят остатки римских крепостных стен, городской канализации, храмов[120], терракотовых орнаментов, крупных ирригационных

сооружений (водоотливные туннели Альбанского озера и др.). Новейшие раскопки установили наличие в Риме 14 или 15 крупных зданий, которые едва ли могли быть построены без участия высококвалифицированных ремесленников. Возможно, конечно, что часть этих ремесленников была из греков[121] и этрусков, но это не меняет существа дела.

Характерно, что интенсивная строительная деятельность, которой от­мечен конец царского периода, ослабевает с началом Республики. Это под­тверждает положение, высказанное нами выше, что разрыв связей с Этру­рией и падение римского господства в Лации, происшедшие в конце VI в. или начале V в., привели к временному упадку Рима. Возможно, что изве­стную роль в этом смысле сыграло и крушение патриархальной монархии в ее последней фазе, когда она приобрела черты расточительной тирании. Изгнание богатого двора Тарквиниев уменьшило спрос на изделия худо­жественного ремесла, постройки, импортные вещи и т. п. Молодая рес­публика была гораздо скромнее и проще.

Однако, несмотря на этот временный упадок, развитие ремесла про­должалось и в течение следующих двух столетий — в IV в. значительно больше, чем в V в. Это видно хотя бы на примере постройки храмов, за­свидетельствованной традицией. Эти постройки падают главным образом на IV — начало III в. Восстановление города, разрушенного галлами (хотя, по-видимому, эти разрушения преувеличены традицией), предъявило ог­ромный спрос на рабочие руки. Одна постройка новых городских стен, продолжавшаяся больше 20 лет, стоила колоссального труда. На конец IV в. падают крупные сооружения Аппия Клавдия: водопровод и Аппиева дорога. Конечно, на всех этих постройках применялся главным образом неквалифицированный труд, но без участия искусных каменщиков и дру­гих ремесленников обойтись было невозможно.

Некоторые храмы, построенные в конце IV и начале III в., по свиде­тельству литературных источников, были украшены фресками (вероятно, в этрусском стиле). Таков, например, храм Благоденствия (Salus) на Квиринале, украшенный рисунками, исполненными предком анналиста Фабия Пиктора, первым римским живописцем, имя которого сохранилось до нас. В храме богини войны Беллоны Аппий Клавдий поместил щиты с пор­третами своих предков.

Высоким мастерством отмечены бронзовые изделия, найденные в пренестинских могилах. Они представлены великолепными зеркалами и ор­наментированными туалетными ящичками (cistae). На них с необычайным искусством выгравированы греческие мифологические сцены. По-видимо­му, эти изделия — пережитки старого этрусского ремесла, перешедшего в руки кампано-греческих ремесленников. На одном из самых чудесных ящичков есть надпись римского мастера: «Новий Плавтий сделал меня в Риме».

Частые войны двух первых столетий Республики требовали большого количества вооружения, нужного для войска: наступательного и оборони­тельного оружия, шлемов, лат, транспортных средств и т. п. Очевидно, эта потребность покрывалась почти исключительно производством местных мастерских; едва ли можно предположить массовый импорт подобных из­делий.

То же самое нужно сказать о сельскохозяйственных орудиях и домаш­ней утвари. Часть этих предметов изготовлялась дома, но некоторое коли­чество их, особенно металлические изделия и посуда, покупалось на рын­ке и, следовательно, было продуктом труда ремесленников-профессиона­лов.

В какой степени в ремесленных мастерских применялся в эту эпоху труд рабов? Ответить с полной определенностью на этот вопрос трудно. На больших строительных работах труд рабов-военнопленных применял­ся, вероятно, довольно широко. Так, есть основания думать, что при по­стройке римских стен в IV в. строительный материал (туф) добывали плен­ные из г. Вейи. Но в ремесленных мастерских на всем протяжении раннего периода, по-видимому, преобладал еще свободный труд. Союзы ремеслен­ников, о которых упоминалось выше, конечно, были союзами свободных мастеров. Реформы Аппия Клавдия, во всяком случае, свидетельствуют о наличии в Риме в конце IV в. сильной прослойки свободных ремесленни­ков и торговцев. Иначе было бы непонятно, в чьих интересах эти реформы были задуманы.

Таким образом, вопрос о рабском труде в ремесле решался, по-видимо­му, так же, как и в сельском хозяйстве: количественно и качественно труд рабов еще не стал преобладающим в эту эпоху. Но тенденции экономи­ческого развития неуклонно вели в сторону его роста.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru


Смотрите также