История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Русский орнамент: рисунок. Украинский орнамент. Картинки орнаменты древней руси


Русские орнаменты и узоры | Традиционная русская одежда. Русские орнаменты и узоры.

Орловский спис — одна из самых древних и старинных вышивок, которая известна на сегодняшний день. Корни этой вышивки уходят глубоко в древность, в те времена, когда на территории Орловщины жило племя язычников вятичей. Обережная суть древних образов долго сохранялась в обрядовых действах и сопутствующих им предметах. Родиной данного вида вышивки считаются несколько сел и деревень под Орлом, где более чем две сотни лет назад и был впервые замечен этот вид шитья, корни которого пытаются искать и в славянском браном ткачестве, и в узорах Смоленских и Полтавских мастериц, и в золотной вышивке монастырей.

Название «браное ткачество» дано по способу выполнения. С помощью специальных дощечек-бральниц отсчитывали определенное количество нитей основы и тем самым получался на холсте мелкий узор. Так и орловский спис шьют точным счетом по ниткам полотна, четкими мелкими стежками, которые и образуют «бранки» – узоры, заполняющие плавные произвольные линии замкнутого контура.

Отличительное качество , главная особенность техники «Орловский спис» — плавное переливание одной формы в другую, своеобразная текучесть. Есть даже легенда о том, что для получения этой текучести, мастерицы зимою запоминали и воспроизводили узоры с морозных окон. Необычайно гармонично данная вышивка смотрится на одежде.

Орловская вышивка является сочетанием тончайших деталей. При этом, каждая даже самая мелкая деталь, имеет свое значение и передаётся из поколения в поколение. Самые старые узоры вышитые этим стилем отличаются от того, что мы сейчас понимаем под этим названием. Ведь, считается, что сначала вышивались только геометрические фигуры. Однако, со временем каждый мастер вносил что-то свое и, с годами, орловским списом стали вышивать целые картины.

Самыми популярными сюжетами этой старинной вышивки являются «Лягушка», «Древо», «Древо Жизни», «Птица-Пава», а позже возник и «Двуглавый орел».

В настоящее время традиция данного вида вышивки жива благодаря таким мастерам, как Воропаева Зоя Владимировна.

Зоя Владимировна родом из Орла, из семьи художников-педагогов Владимира Николаевича и Валентины Константиновны Воропаевых. С раннего детства Зоя обучалась в студиях изобразительного и декоративно-прикладного искусства, которыми руководили родители. В студии познакомилась с такими технологиями декоративно-прикладного искусства, как керамика, ковроткачество. Так же изучала и традиционную вышивку Орловский спис. Зоя Владимировна награждена многочисленными медалями и дипломами за участие в выставках, а так же, являясь руководителем образцового коллектива «Студия декоративно-прикладного искусства», обучает детей в центре дополнительного образования Дворца пионеров, принимает участие в подготовке семинаров и проведении занятий по изобразительному искусству.

Работы Зои Владимировны в технике Орловский спис находятся в частных коллекциях Орла, Серпухова, Брянска, Москвы, Нью-Йорка, в экспозиции музейного комплекса «Царицыно».

«Орловский спис — это космос, который можно прочитать» — говорит Зоя Владимировна.

rusorn.ru

Традиционные орнаменты из старинного сборника узоров для вышивания крестом

Русский орнамент по праву считается одним из самых интересных явлений в мировой художественной культуре. Он представляет собой уникальный мир художественных образов.

О том, что русская народная вышивка основывалась на символичности, знают многие. Орнамент, украшавший одежду наших предков, чаще был не просто узором, а нес какой-то смысл. Растительные, геометрические, зооморфные и другие мотивы украшали жилище человека, культовые и бытовые предметы, одежду, рукописные книги. Узоры, нанесенные на предмет, несли в себе основы мироздания.

На протяжении веков русский орнамент видоизменялся, трансформировался, но неизменно поражал воображение современников своей поэтикой и красотой линий и красок.

Все приведенные ниже схемы с русскими и украинскими узорами для вышивки крестом взяты из альбома «Сборник Великих и Малороссийских узоров для вышивания. 1877 год».

Эти схемы очень интересны, несмотря на то, что изданию уже более 100 лет.

На схемах представлены традиционные русские орнаменты, жанровые сценки, символы, характерные для русской народной вышивки крестом: олени, птицы, лошади.

вышивка крестом

вышивка крестиком

тематическая неделя

схема вышивки крестом

схема вышивки

схемы

русские традиции

русский стиль

узор

www.livemaster.ru

Русский орнамент: рисунок. Украинский орнамент

Как любое древнее народное искусство, орнамент имеет свои корни. Это мастерство передает истинную душу народа. Проводит историческую линию, которая раскрывает национальный менталитет. Итак, что же такое настоящее орнаментное искусство?

Что такое орнамент

Со словом "орнамент" мы сталкиваемся достаточно часто и обычно думаем, что прекрасно понимаем его смысл. Но, оказывается, все не так просто. Конечно же, орнамент – рисунок, выполненный особым способом на какой-либо поверхности. Но откуда к нам пришло само слово? Оказывается, оно происходит от латинского ornamentum, что означает «украшение». Такая роспись широко использовалась в древней Руси для украшения одежды, оружия, бытовых принадлежностей, тканей. Ближе всего к этому термину все же подходит исконно русское слово «узор». По сравнению с ним орнамент-рисунок звучит почти по-научному, но именно такое словосочетание наилучшим образом отображает суть дела. В принципе, роспись и является многократным повторением одного рисунка в особой последовательности.

орнамент рисунок

Интересно и другое: на Западе орнамент-рисунок не считали отдельным художественным произведением, скорее его относили лишь к стилизации. Между тем в России вплоть до середины 19 века такие узоры носили не просто характер украшений, но и имели особый мистический смысл.

Например, считалось, что те или иные орнаменты-рисунки на одежде способны защитить от злых духов и плохих событий – голода, врагов, ранений в бою или смерти... Поэтому такие узоры выполняли с особой тщательностью и точностью. Даже если мастерицы не совсем понимали значение создаваемых ими картин, они детально повторяли то, что передали по наследству их предшественницы.

Конечно же, рисунки, орнаменты, узоры – неотъемлемая часть древней русской культуры, на них воспитывалось множество поколений россиян. Начало этого искусства уходит корнями в глубокую древность, настолько давнюю, что точно сказать, когда именно зародилось это мастерство, просто невозможно.

Значение орнаментов

Рисунки, орнаменты, узоры, особенно те, что пришли к нам из старины, рассказывают о мировоззрении, традициях людей давних эпох. При этом делалось все, чтобы древнее искусство не было чисто механическим повтором инструкций. Вот почему еще в начале прошлого века существовала традиция так называемых считок. Она заключалась в том, что юные мастерицы приносили свои работы к старейшей рукодельнице села на специальные посиделки. Здесь девушки подробно рассказывали о том, что обозначают их вышивки, сдавая, таким образом, особый «экзамен».

рисунки орнаменты узоры

Интересно, что геометрический орнамент-рисунок тех времен мог иметь совсем неожиданный для современного человека смысл. В частности, одним из самых распространенных символов была свастика! Именно она считалась знаком развития, плодородия, символом природных циклов.

Сегодня сплошные «гитлеризмы» на древних орнаментах могут многих просто шокировать. Но энергетический потенциал этого знака очень высок. Так что, как говорится, из песни слов не выкинешь!

Орнаменты и рисунки на посуде. Хохлома

В давние времена в районе Нижней Волги появилась традиция расписывать замысловатыми узорами деревянную посуду. Сначала мастера вытачивали миски, кружки и ложки из ольхи. Затем посуду обрабатывали специальным образом, расписывали орнаментом и производили закаливание в печи. Так появилась знаменитая русская хохлома. Ее «изюминка» заключается в том, что при закаливании утварь и узоры на ней приобретали особый золотой блеск, который придавал деревянным изделиям необычный праздничный и дорогой облик.

украинский орнамент рисунки

В наше время хохлома, особенно выполненная мастерицами в российской глубинке, очень ценится на мировом рынке. Покупатели из дальних стран по достоинству хвалят шедевры российского прикладного искусства.

Украинский орнамент, рисунки и узоры

Традиции украинского орнамента также уходят корнями в глубокую древность. Обычно в качестве основы использовали стены домов, посуду и другие предметы. При этом орнамент содержал языческие символы, имеющие особое сакральное значение. В этом смысле особый интерес приобрели обереги – расписываемые специальными защитными узорами, точный смысл которых знали лишь немногие.

орнаменты и рисунки на посуде

Со временем, однако, узорами стали расписываться не только защитные поделки, но и другие предметы.

Символика украинского орнамента

Основным символами на таких украшениях были изображения солнца и воды. И это неслучайно. Солнце считалось символом мужчины. Вода, как мать всему живому – женщины. Именно эти две составляющие способны подарить миру новую жизнь. Вот почему дарение такого украшения считалось пожеланием найти свою половинку или укрепить уже имеющуюся семью рождением ребенка.

Если говорить про украинский орнамент, рисунки всегда делались очень символическими. Важное значение имело и изображение птиц. Эти изображения символизировали душу человека. А вот голуби или соколы в украинских орнаментах обозначают влюбленных, готовых создать пару.

Петриковская роспись

Петриковская роспись является одним из наиболее известных и распространенных видов украинского орнаментного искусства. Ее название произошло от села Петриковка Днепропетровской области, где были и есть самые талантливые мастера этого дела. Они до сих пор хранят старинные секреты.

геометрический орнамент рисунок

«Петриковка», как называют этот вид искусства, является примером декоративно-орнаментальной народной живописи. Когда-то давно так расписывали только стены домов, но со временем, отдавая дань новой моде и желанию заказчиков, мастера стали разукрашивать самые различные бытовые принадлежности, по сути, превращая их в предметы декора. Так, петриковскую роспись можно найти на сундуках, народных музыкальных инструментах, рушниках и блузах. Более того, расписывали даже сеялки и сани!

Нужно сказать, что петриковская роспись, как никакой другой вид декоративного искусства, отразила и течения последнего времени. Ее стали широко использовать в боди-арте. Это направление распространилось в виде особой художественной школы со своими мастерами и традициями.

Кроме того, сейчас удалось восстановить технологию росписи фарфора, стекла, а также многих других, на первый взгляд, не подходящих для орнаментов предметов.

Напоследок хочется отметить, что русские и украинские орнаменты хотя и имеют ряд особенностей, в целом отражают единую душу славянского народа – независимо от страны проживания мастеров.

fb.ru

Рукописный орнамент на Руси — Журнал по дизайну и культуре

Орнамент — декоративная композиция, составленная из элементов растительных, геометрических форм или их сочетаний, часто стилизованных, повторяющихся в определенном ритме.

По характеру орнамента, его цвету и рисунку можно понять, какому народу он принадлежит. Орнаменты, украшающие русскую рукописную книгу, тесным образом связаны с ее историей. Открыв книгу и увидев украшающий ее орнамент, можно достаточно точно назвать век, когда она была написана, а иногда и город, из которого она происходит. Что представляла из себя Русь в конце IX начале X века. Это было раздробленное языческое государство. Оно нуждалось в объединяющих началах: языке, письменности и морально-этической общности. Принятие единой религии христианства сыграло в этом вопросе решающую роль. В конце X века, киевский князь Владимир, опираясь на военные успехи, заставил византийского императора Василия II отдать ему в жены сестру Анну. После того как христианство стало единой религией, было найдено объединяющее начало для разноверующих племен Руси.

Орнамент старовизантийского типа.

Орнамент старовизантийского типа.

Приняв христианство, Русь получила от Византии новое для себя религиозное искусство в отработанном веками и доведенном до определенного совершенства виде. Естественно, что начало древнерусского искусства книги — это пора ученичества. Нужно было овладеть новым изобразительным языком, усвоить его законы и уже затем свободно выражать свои мысли, чувства, эстетические пристрастия. Русские рукописи XI — XII веков, следуя традициям Византии и восточной Болгарии (откуда Русь получила славянскую письменность), украшались заставками, заставками-рамками и инициалами (крупными заглавными буквами) только старовизантийского типа. Этот орнамент встречается в двух вариантах. Одни роскошные композиции, выполненные темперой с золотом в манере, подражали перегородчатой византийской эмали. Характерной особенностью этой разновидности орнамента было использование строгих прямоугольных форм, иногда напоминавших сводчатые арки, с заполнением их стилизованными растительными и геометрическими мотивами (с обязательным использованием так называемого византийского цветка, обычно заключенного в круг). Второй вариант декора старовизантийского орнамента — более графичен и прост. Чаще всего он выполнялся одной киноварью. Это либо белые силуэты на красном фоне, либо стилизованные растительные формы, построенные так, что могли восприниматься и как красный рисунок на белом фоне, и, наоборот, как белый на красном. Обе разновидности часто сопровождались изображением птиц, зверей и даже людей. В этом орнаменте силуэты людей и зверей нередко образовывали заглавные буквы. Другим излюбленным мотивом орнаментов были всевозможные плетенки из ремней, лент и жгутов, причем их можно видеть как на простейших бытовых предметах, так и на изысканных архитектурных сооружениях, ювелирных изделиях. В разное время в разных странах соединение этих орнаментальных мотивов в одну композицию дало новый, так называемый тератологический орнамент (от греческого слова «терас» чудовище). В нем, хитроумные переплетения ремней незаметно переходили в изображения сказочных чудовищ, зверей, птиц или человека.

Заставка тератологического орнамента.

Заставка тератологического орнамента.

От всего рукописного наследия Руси XI -XII веков до нашего времени дошло лишь около 100 рукописей. Основная масса памятников письменности Киевской Руси, где начиналось формирование искусства книжной миниатюры и орнамента, а также княжеств среднерусских территорий погибла во времена татарского нашествия. Но вот Новгород и Псков не испытали этого вторжения. В Новгороде, например, от XIII — XIV веков сохранилось более 900 рукописей. В этих художественных центрах не прекращалась местная художественная традиция, и ослабли византийские влияния (западные крестоносцы в 1204 году захватывают Константинополь). Именно в Новгороде в конце XIII и XIV веков были созданы лучшие декоративные образцы самобытного тератологического орнамента, распространившегося затем в Москве, Пскове и других землях Древней Руси. На смену тератологии в украшениях книг приходят два новых типа орнамента: плетеный орнамент балканского типа и, несколько позднее, русский неовизантийский.

Заставка. Орнамент нововизантийского типа. Начало XVI века.

Заставка. Орнамент нововизантийского типа. Начало XVI века.

Книжное искусство Руси и прежде оживлялось влиянием балканской культуры, но особенно усилилось это воздействие после вторжения турок на Балканы, когда большинство книжных людей из южнославянских стран переселилось на Русь. Среди них были те, кто оказал заметное влияние не только на развитие книгописного искусства, но и самой русской литературы: болгарин Григорий Цамблак и серб Пахомий Логофет. Балканский орнамент, прочно завоевавший симпатии русских книгописцев XV — XVI веков, представляет собой переплетение окружностей, восьмерок, прямоугольников и квадратов со скругленными или острыми углами. В заставках эти фигуры пересекаются, строго подчиняясь повторам и симметрии. Пересечения образуют новые фигуры. В результате возникает орнамент с ярко выраженным ритмом и сложным рисунком. К концу XV века в придворных мастерских Москвы вырабатывается вариант роскошного балканского орнамента со щедрой многоцветной раскраской и обильным использованием золота.

 Заставка и орнамент балканскго типа. Русская рукопись XV век.

Заставка и орнамент балканскго типа. Русская рукопись XV век.

Ко времени появления в русской книге XV — XVI веков неовизантийского орнамента, Москва уже укрепилась как столица формирующегося Русского централизованного государства. После Куликовской битвы в 1380 году, поверив в возможность окончательного освобождения, Русь стремится восстановить утраченные памятники культуры. Из Византии поступают и переводятся на славянский язык многие образцы греко-византийской литературы. С приездом в Москву Софьи Палеолог византийки, воспитывавшейся в Италии, ставшей женой русского великого князя, значительно изменились обычаи и ритуалы при дворе Ивана III, усилился интерес к искусствам. Вскоре после падения Византии, Русь ощущает себя новым христианским центром и утверждает идею: Москва третий Рим. В этих условиях, обращение вновь в изобразительном искусстве к византийским мотивам было совершенно естественным. Но византийский материал лишь исходный компонент, быстро изменившийся до неузнаваемости в композициях в сочетании с тонкотравным орнаментом русского, итальянского, французского происхождения. Такая многонациональная пестрота мотивов в неовизантийском орнаменте говорит о хорошем знании русскими художниками книг европейского происхождения, особенно во времена Ивана Грозного.

Заставка. Чернофонный орнамент неовизантийского типа. XVI век.

Заставка. Чернофонный орнамент неовизантийского типа. XVI век.

Мастера различных художественных центров Руси перенесли в новый орнамент свои излюбленные сочетания цветов. Художники северных русских монастырей часто заменяли золотой фон торжественным черным. Так в русской рукописной книге сложился яркий своеобразный орнамент, который лишь условно носит название неовизантийский. Но вскоре и этот орнамент претерпел изменения. Связано это было с изобретением книгопечатания. В большинстве своем печатные книги украшались гравюрами, где белый растительный орнамент на черном фоне был выразителен и красив. Особой популярностью у западноевропейских издателей пользовались гравюры большого прописного алфавита, сочиненного вестфальским художником Израэлем ван Микенемом.

Инициал Т из большого прописного алфавита Израэля ван Микенема.

Инициал Т из большого прописного алфавита Израэля ван Микенема.

Не обошли его вниманием и русские мастера. Они использовали этот алфавит не как буквы, а как элементы орнаментальных украшений: рисовали в зеркальном изображении, соединяли отдельные детали в единую композицию, демонстрируя при этом не слепое копирование, а подлинное творчество. В книгописных мастерских Москвы и Троице-Сергиева монастыря появляются новые орнаментальные украшения необыкновенно красивое сочетание изящных форм многоцветного неовизантииского орнамента с включенным в него небольшим, резко очерченным полем — клеймом. Орнамент этих клейм напоминает черненую работу по металлу, а сеть золотых линий, иногда дополняющая его, лишь усиливает подобное сходство. В орнаментальных украшениях XVI века вновь, как и прежде, обнаруживается и общечеловеческая связь культур, и проявление национальных художественных вкусов и приемов декорирования.

В искусстве народов мира наблюдается интересное явление: часто, в манеру декоративного исполнения графических работ проникали элементы, связанные с приемами обработки наиболее распространенных в данной местности материалов. Таким материалом в прикладном искусстве Руси с ее огромными лесными пространствами, естественно, всегда было дерево. Материал красивый, легко доступный и поддающийся обработке простыми орудиями. Увлечение им оставило след и в искусстве книги: в XVI веке в рукописях был распространен орнамент, живо напоминающий деревянную раскрашенную резьбу на прялках, резных шкатулках, в декоре архитектуры. Это, как правило, круги, вписанные в прямоугольники, нарисованные и раскрашенные так, словно перед нами цветной эскиз для исполнения деревянной резьбы.

Заставка. Орнамент с мотивом деревянной резьбы.

Заставка. Орнамент с мотивом деревянной резьбы.

Русское книгопечатание, начавшееся в 1564 году, было делом государственным и осуществлялось по желанию государя Ивана IV. Уже первые издания на Руси отличались большой полиграфической красотой и уступали по художественному оформлению лишь дорогим заказным или подносным рукописным книгам. Рядовые рукописные книги часто проигрывали не только по скорости изготовления, но и по красоте украшений печатным книгам. Четкость шрифта и украшений, отличное выполнение инициалов и киноварной вязи заголовков, изящество чернофонных гравюр заставок все это сразу же сделало печатные издания образцами для подражания при изготовлении рукописных книг. С появлением печатных книг рукописное искусство не перестало существовать, и оформлялись рукописи по-прежнему с большим разнообразием и изобретательностью, но теперь рукописная книга как бы шла вслед за печатной. На смену неторопливому полууставу, рукописному шрифту (письму), где каждая буква рисовалась словно печатная, все чаще и чаще приходит скоропись, а основным характерным орнаментом в рукописных книгах XVII столетия становится старопечатный. Это либо точные копии гравированных украшений печатных книг, либо свободные композиции растительного орнамента, как правило, на черном фоне и с имитацией гравированного штриха. Иногда такие орнаменты пестро раскрашивались в народном вкусе. Казалось, пройдет еще немного времени, и печатная книга не только потеснит, но и окончательно заменит рукописную, что в общем и можно наблюдать в XVIII веке.

Заставка. Орнамент старопечатного типа. Конец XVI века.

Заставка. Орнамент старопечатного типа. Конец XVI века.

Но, в общественной жизни России XVII века произошло событие, неожиданно продлившее рукописную традицию вплоть до начала XX века. В русской церкви начался раскол, образовалось старообрядчество церковная оппозиция, противостоящая нововведениям патриарха Никона. Официальная церковь и власть стали преследовать старообрядцев. Типографиям запрещено печатать для них книги, а напечатанные после Никона издания, которые можно было легко купить, старообрядцы не признавали. Они вынуждены переписывать для себя древние рукописи и дониконовские издания. От преследования властей старообрядцам приходилось уходить в глухие, малодоступные уголки России.

Но и старообрядцы не были едины: одни из них вообще не признавали священников и жили под началом старцев-наставников в основном по берегам и рекам Беломорья. Они получили название поморцев; другие признавали священников, поставленных из своей среды, и расселились более свободно по территории средней России, по преимуществу в глухих местах. Между ними существовало неприятие друг друга, что сказалось на облике рукописных книг. Характер украшений был как бы визитной карточкой, говорившей, какой старообрядческой среде принадлежит книга.

Заставка. Орнаментальная композиция из элементов неовизантийского и старопечатного типа. XVI век.

Заставка. Орнаментальная композиция из элементов неовизантийского и старопечатного типа. XVI век.

Поморцы украшали свои книги орнаментами только поморского типа. В основу композиций легли приемы и формы старопечатного орнамента, иногда с элементами барокко и образами народного орнамента стилизованных растительных форм. Красивые сочетания красного, черного, зеленого с золотом создавали ощущение яркости и в то же время строгости. Рисунок четок и почти скульптурно подчеркивает объемы. Излюбленный прием изображение маленьких изящных птичек на заставках и рамках поморского орнамента. Оформители поморских рукописных книг предпочитали целиком орнаментированные листы и заставки-рамки в начале разделов и глав; вместо концовок живописный букет цветов. Инициалы были крупные, с пышными растительными отростками почти во весь лист.

Заставка. Старообрядческий орнамент поморского типа. Конец XVIII века.

Заставка. Старообрядческий орнамент поморского типа. Конец XVIII века.

Книги старообрядцев, приемлющих священство, украшены только орнаментом так называемого гуслицкого типа. Это условное название он получил по имени подмосковной речки Гуслицы, по глухим, болотистым берегам которой разбросано много старообрядческих сел и деревень, чьи обитатели занимались переписыванием и украшением книг. Качество переписки и орнаментации было столь высоким, что выработанный здесь характерный орнамент стал общим и обязательным для украшения книг старообрядцами этого согласия, где бы они ни жили. Гуслицкий орнамент состоит из стилизованных растительных форм с яркой радостной раскраской и специфическим рисунком. Он интересен прежде всего тем, что не содержит подражаний ни одному из рукописных книжных орнаментов. Травы, цветы и птицы вот его мотивы. И весь фантастический мир этого своеобразного растительного орнамента близок народному искусству средней полосы России.

Инициал К. Старообрядческий орнамент гуслицкого типа. Конец XVIII века.

Инициал К. Старообрядческий орнамент гуслицкого типа. Конец XVIII века.

Поморский и гуслицкий орнаменты завершили традицию украшения русской рукописной книги, просуществовав без изменения более двухсот лет. Орнамент русских рукописных книг всего лишь небольшая составная часть древнерусского изобразительного искусства. Достаточно внимательно проследить его путь, чтобы понять, что даже в сложных исторических условиях оно развивалось в едином потоке общеевропейской культуры.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи«Из истории русского орнамента» Ю.Неволина, М. 1987 г.

Читайте также:

www.5arts.info