Хоровая лирика древней греции. Д. Дилите. Греческая литература. Песни (мелика). Хоровая лирика / Античная литература
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

16. Основные виды и жанры древнегреческой лирики VII-VI вв. До н.Э. Понятие о мелике. Хоровая лирика древней греции


Ранняя греческая лирика | Статья в журнале «Молодой ученый»

 

Греческая лирика — изумительнейшее и интереснейшее явление всеобщей литературы. Лирическая поэзия, перед которой возникла задача выразить мысли и чувства человека, отражающаяся с музыкальным сопровождением, воспроизводившим прекрасные звуки лиры, красоту и богатство внутреннего мира человека.

В VIII–VII вв. до н. э. древнегреческие общины потерпели крупные изменения. На их территории стали появляться города-государства — полисы, куда съезжались торговцы и ремесленники, чтобы увеличить свои богатства. Господство крупных землевладельцев тяжело сказывалось на жизни бедных земледельцев Древней Греции. Большое количество людей, разоряясь и лишаясь средств к существованию, шли в кабальную зависимость к аристократам или присоединялись к бедноте. Ремесленники и торговцы желали политической власти, а земледельцы и бедняки считали их зачинщиками своей бедноты.

Конфликты того времени привели к массе переворотов в общинах Древней Греции, что послужило изменениям в древнегреческом родовом строе. В античной литературе бурные конфликты подтолкнули к рождению и распространению лирики.

Во времена эллинизма рождается сам термин «лирика», что обозначает сольные и хоровые песни, исполнявшиеся под звуки лиры (музыкальный струнный щипковый инструмент). В древности песни и стихотворения не имели различий, так как на тот период все стихотворчество было песенным фольклорным созданием.

В лирике главную роль играет душевный мир человека античного времени, его чувства, которые отражают различные реалии его жизни.

Основу древнегреческой лирики составляла культовая и обрядовая фольклорная песня.По исполнению в состав лирики входили монодии — музыкальное исполнение одним человеком и песни хоровые. Поэзия с многообразными стихотворными размерами и воспроизводимая под звуки лиры называлась мелической песней (с греч. обозначает melos — песня).

Лирику античности делят на главные виды: элегия и ямб. Эти жанры, которые возникли в Ионии, являются основными жанрами лирики. Они имеют близкое отношение к фольклорным обрядовым песням, их содержание обогащает и возвышает фольклор: народные произведения перерастают в индивидуальную лирику, в которой отражаются политическая борьба эпохи, противоречия и взгляды мирового видения.

Деление греческой лирики на вокальную и декламационную имело не узкоформальное значение. Эти виды поэзии достаточно четко разграничивались и по содержанию: размышления на общественные личные темы, публицистическая полемика; в сольной мелике находит преимущественное выражение мир личных чувств и переживаний человека; хоровая лирика же связана главным образом с обрядом, и для нее особое значение сохраняет миф как часть священной истории народа.

Элегическая лирика свое начало берет с причитаний. К примеру на русском языке оно звучит так:

«Между дурными людьми никогда не ищи себе друга.

Гавань плохая они. Мимо свой путь направляй»

(Феогнид; пер. В. В. Вересаева)

Однако элегия — жанр не только пессимистичного типа. В ней содержались размышления на различные тематики: нам известны военные (поэзия Тиртея), политические (отрывки Солона, Феогнида), любовные элегии (произведения Мимнерма), а также в форме призыва. Элегический жанр лирики можно было услышать на многих пирах и праздниках. Песни исполнялись чаще всего под аккомпанемент фригийской флейты. По характеру строения стихов элегии самое главное отличие заключалось в постоянном чередовании гексаметра со стихом другого строя, пентаметром, образующее строфу из двух стихов, элегический дистих, что значится под элегическим двустишием.

Абсолютно отличного происхождения от элегии был ямб. На празднествах плодородия, где в основном играло разгулье, брань, раздор и сквернословие, исполнялись песни сатиричного типа, которые были нацелены обличить некоторых граждан, иногда и целые коллективы в содеянном. Люди верили, что ямбы оказывают магические действия на плодородность земли. К тому же песни ямбического характера служили и фольклорным средством общественного порицания.

«Все эти особенности народного ямба, сатирический и обличительный характер, заостренная издевка над отдельным человеком, сохранились в литературном ямбическом жанре, но и он вышел за фольклорные рамки, перешел в орудие выражения собственных чувств и настроений, в средство личной полемики по общественным и частным вопросам. Внешним признаком ямбической поэзии определяют пользование именно стихотворными размерами, ямбами (—) или трохеями (хореями: —). Ямбическая поэзия получила свое название от стихотворного размера, который, по античной классификации, служил ее основным признаком. Ямбическим размером была трехмерная стопа, состоящая из двух слогов и имевшая в античном стихосложении две разновидности: ямб — сочетание краткого и долгого слога (U -), трохей — сочетание долгого и краткого слога (- U). Из стихов ямбического жанра чаще всего употребительным является триметр («трехмерник»), который состоит из трех метрических единиц («метров»), по две стопы в каждой:

— —| — —| -»

Одним из популярных авторов древнегреческой ямбической лирики считался поэт Архилох.

«Что в голову забрал ты, батюшка Ликамб {a}?

Кто разума лишил тебя?

Умен ты был когда-то. Нынче ж в городе

Ты служишь всем посмешищем».

а — Отец девушки Необулы; он отказал поэту в руке своей дочери, за что Архилох и бичует его своими ямбами.

Кроме него ямбические стихотворения писали Симонид Аморгский, Гиппонакт Эфесский (VI в. до н. э.) и др.

Авторами элегий и ямбов становились совершенно не профессиональные певцы, типа аэдов и рапсодов, а люди практической политики, видные деятели эпохи. Это можно считать образцово для политической роли лирики.

Следующий немаловажный жанр лирики — мелика (песенная лирика). Она была сильнее связана с музыкальным сопровождением, чем ямб и элегия, постепенно превращавшиеся в чисто литературный жанр и терявшие исконную связь с музыкой. В отличие от ямба и элегии, где повторялись или попарно чередовались стихи или двустишия в одном размере (ямбы, дактили), мелические стихотворения были построены в основном на чередовании строф, сложных и чрезвычайно разнообразных по своим поэтическим размерам.

Стихотворения мелического жанра древнегреческой лирики VII–VI вв. до н. э. принято делить на сольные (монодические) и хоровые.

Сольная мелика особенно развилась на острове Лесбос, родине двух крупных древнегреческих поэтов — Алкея и Сапфо. Третьим прославленным представителем сольной мелики был Анакреонт.

«Богу равным кажется мне по счастью

Человек, который так близко-близко

Пред тобой сидит, твой звучащий нежно

Слушает голос

И прелестный смех. У меня при этом

Перестало сразу бы сердце биться:

Лишь тебя увижу, уж я не в силах

Вымолвить слова.

Но немеет тотчас язык, под кожей

Быстро легкий жар пробегает, смотрят,

Ничего не видя, глаза, в ушах же —

Звон непрерывный.

Потом жарким я обливаюсь, дрожью

Члены все охвачены, зеленее

Становлюсь травы, и вот-вот как будто

С жизнью прощусь я.

Но терпи, терпи: чересчур далёко

Все зашло…» []

Хоровая, меликабыла тесна связана с культом и обрядом.В Древней Греции использовалась обычно в торжественных случаях, потому она отличалась пышным приподнятым стилем. К хоровой лирике относятся гимны богам (дифирамбы — в культе Диониса, пеаны — в культе Аполлона и др.), парфении (песни девушек), эпиникии — песни, прославляющие победителя на спортивных состязаниях, которые имели у греков общественное значение, так как победы атлетов составляли славу города, общины. Победитель воспевался в лирических эпиникиях не только как личность, но и в еще большей степени как представитель общины.

Хоровая лирика достигла расцвета прежде всего в Спарте, поэтому в ней воспевались идеалы спартанской доблести с ее гордой и суровой моралью: вся жизнь человека посвящена исполнению долга перед отечеством.

Из известных нам представителей древнегреческой хоровой мелики первый по времени — Алкман (вторая половина VII в. до н. э.). От него сохранились лишь небольшие цитаты и один большой отрывок из парфения. В небольших фрагментах дошло до нас и творчествоСтесихора — автора лирических поэм с мифологическим сюжетом:

«Песнь всенародную в честь харит

Надо петь лепокудрых,

Фригийский напев применяя,

Нежный напев, —

При наступленье весны»

Пер. Г. Церетели

Самый крупный представитель торжественной хоровой мелики — Пиндар(518–442 гг. или 438 г. до н. э.). Кроме Пиндара из мелических поэтов большой популярностью у греков пользовалисьСимонид Кеосскийи Вакхилид, которым, как и Пиндару, принадлежат стихотворения чуть ли не всех видов древнегреческой лирики.

 

Литература:

 

  1.              Борухович В. Г. История Древнегреческой литературы — МГУ, 1982. с.4–12, 96–101
  2.              Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. — М.: Сов. Энцикл., 1962–1978, с. 345
  3.              Радциг С. И. История древнегреческой литературы — М.: Высш. школа, 1982. с. 111–112
  4.              Тронский И. М. История античной литературы — Л.,1946. с. 73–73
  5.              Федоров Н. А. Греческая лирика. — М., 1963.
  6.              Ярхо В. Н., Полонская К. П. Античная лирика — М.,1967. с. 11

moluch.ru

Торжественная хоровая лирика Греции. Творчество Пиндара.

Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

Узнать стоимость работы

Пиндар – 6 -5 в. Эпиникии (в Древней Греции хоровая песня в честь победителя на спортивных состязаниях священных игр, исполнявшаяся обычно на родине победителя во время всенародного чествования при его возвращении.)

Оды Пиндара принято считать своеобразным эталоном загадочности. Сложность поэзии Пиндара отчасти обусловлена необычным порядком слов: Пиндар жертвовал простотой синтаксиса, чтобы выстроить желательную последовательность образов. Пиндар размышляет о могуществе богов и непознаваемости их замыслов, вспоминает мифических героев — предков победителя, призывает к всестороннему развитию заложенных в человеке возможностей; победа достигается благосклонностью судьбы, врождённой доблестью победителя и его собственными усилиями (от которых благосклонность судьбы зависит не в последнюю очередь).

И рождение и смерть Пиндара были чудесны. Когда он, новорожденный, лежал в колыбели, пчелы слетелись к его устам и наполнили их медом — в знак того, что речь его будет сладкой как мед. Когда он умирал, ему явилась во сне Персефона и сказала: «Ты воспел всех богов, кроме меня, но скоро воспоешь и меня». Прошло десять дней, Пиндар умер; прошло ещё десять дней, он явился во сне своей родственнице и продиктовал гимн в честь Персефоны.

Пиндар

Самый знаменитый из всех классических лириков, родился около Фив между 552/1 и 518/7 гг., умер в 448/7 г. (год смерти точно неизвестен, может быть, поэт умер в 432/1 г.). Он получил хорошее образование, учился у виднейших музыкантов и поэтов. Свое обучение Пиндар продолжал в Афинах. Первое известие 6 его поэтической деятельности относится к 501 г.

Во время персидских войн он, по Полибию, поддерживал сторону персов. Факт этот, однако, вряд ли достоверен, так как противоречит патриотизму поэта. Пиндар много путешествовал.

В античном мире он пользовался небывалой славой, так что его цитирует уже Геродот, не говоря о последующих.

В цельном виде до нас дошло 4 книги эпиникиев Пиндара, называемых по роду воспеваемых состязаний олимпийскими (1-я кн.), пифийскими (2-я кн.), немейскими (3-я) и истмийскими (4-я). Так расположили их александрийские ученые. Каждую книгу можно делить по видам воспеваемого состязания: сначала - оды в честь победителей на конных состязаниях, потом - на кулачных, потом - в честь атлетов. Всего имеем 45 од.

Кроме четырех книг эпиникиев от Пиндара сохранилось еще более 300 фрагментов других произведений. Здесь мы находим почти все виды греческой хоровой .лирики: похоронные френы и восторженные дифирамбы, торжественные пеаны или гипорхемы (посвященные Аполлону), парфении (девичьи хоры), просодии (песни во время шествий), застольные сколии. Едва ли Пиндар был особенно выдающимся мастером малых или веселых жанров. Спецификой его творчества являются крупные и торжественные произведения, в которые он, впрочем, вкладывал идеи и приемы не только строго религиозного гимна, но и всякого рода личных высказываний и оценок, начиная от моральных сентенций и кончая интимно-личным психологизмом.

Что касается содержания эпиникиев Пиндара, то все они являются восхвалением победителей на состязаниях, главным образом правителей, но также и разных граждан. Все эти оды писались по заказу, за плату, поэтому в них больше всего говорится о сиракузянах и эгинетах, славных своим богатством. Тем не менее оды эти не содержат никакой лести. Они воспевают фактических, а не фиктивных победителей, а любовь к играм и наградам была у грекрв общенародным чувством. Не чужды Пиндару разные наставления и советы, свидетельствующие о том, что он сознает себя ровней со своими царственными друзьями.

Содержание эпиникиев Пиндара - это область высокого благородства и возвышенной, торжественной величавости. Это o- поэзия великого общенационального порядка и строгих дорийских устоев жизни. Но тут нет ровно никакой суровости и тем более нет никакого фанатизма. Восхваляются слава, богатство, здоровье, сила, удача, жизненная энергия. В соединении и гармонии двух начал, общенародного величественного духа порядка и крепости, с одной стороны, и благородного, неущемленного обладания жизненными и материальными ценностями - с другой, весь секрет и содержание творчества Пиндара. С этой точки зрения Пиндар является, может быть, наилучшим выразителем классического идеала вообще.

Религия Пиндара занимает среднее, ровное положение между традицией и старинными верованиями, с одной стороны, и завоеваниями новейшей мысли и культуры - с другой. Его воззрения на богов возвыщенны, строги и просты и проникнуты общенациональным сознанием, духом коллективности, широты. В этих чувствах нет никакой экзальтации, нервозности, нет никакого сектантства. Все это он взял из старой религии. С другой стороны, из нового религиозного сознания он усвоил результаты критической мысли в области мифологии. Поэт избегает касаться тем, могущих шокировать нравственное чувство. Он, например, уже не станет излагать отношения Зевса и Геры, но скорее излагает мифы менее известные, но зато более чистые. "О богах следует думать только хорошее, так ошибки будет меньше". По поводу сказания о том, что Геракл сражался один с тремя богами, Пиндар говорит:

"Отбросьте, уста, это слово! Хулить богов - враждебная мудрость, а хвастаться некстати равносильно безумию. Не болтай же теперь такой вздор! Войну и всякий бой оставь вне удела бессмертных!"

Наконец, в вопросе о богах Пиндар доходит даже до отвлеченного представления о божественной силе, что, несомненно, было влиянием современного ему развития философской мысли. В одном фрагменте мы читаем: "Бог - это все". С этим соединяется у Пиндара заимствование у орфиков и пифагорейцев учение о бессмертии души, о загробных наказаниях и наградах, о перевоплощениях. Души, сохранившие себя чистыми от преступления после троекратного возвращения на землю, допускаются на Острова блаженных.

Любимой темой Пиндара является судьба человека. Пиндар (Пифийская VIII) выразительно говорит об эфемерности человеческой жизни:

"Эфемерные существа, что - мы, что - не мы? Тени призрак - люди. Но когда богоданный блеск снизойдет, яркий свет осеняет людей и - сладок их век". Кратковременность жизненных благ покрывается действиями богов и даже родством с ними. "Боги и люди - дети одной матери. Безмерно различие в могуществе и силе. Но мы можем приближаться к ним, совершенствуя душу и тело". Эфемерность человеческой жизни, таким образом, тонет в дарах богов, в юности, силе, богатстве, могуществе, славе, где личность неотделима от общенационального счастливого, сильного и красивого существования. Тут и умеренность, тут и энергичное дерзание.

С религией связана, конечно, и мифология, которой Пиндар посвящает значительную часть своих эпиникиев. В этой мифологии Пиндар всегда проявляет свежее, живое воображение и творчество.

Пиндар рассказывает, например, как Евадна прятала своего новорожденного сына в тростнике, и дает нам возможность как бы видеть крошечное тельце" ребенка среди влажных и душистых фиалок (Олимп. VI).  Изображая извержение Этны, он говорит: "...От нее, из ее недр, извергается священные потоки не допускающего к себе огня; и эти реки днем дымятся клубами желтого дыма; но в мраке ночей извивающееся красными языками пламя с шумом несет камни глубоко в морскую бездну" (Пиф. I).

Большое место Пиндар отводит патриотическим темам. В одном фрагменте выражена его глубокая любовь к Фивам. Но он был против симпатии Фив к персам; тут он был на стороне Афин, подчиняя, таким образом, местные интересы общегреческим. Политический элемент, однако, очень слаб в стихотворениях Пиндара. Пиндар не касается никаких злободневных вопросов, не вмешивается во взаимные распри государств и защищает законность и порядок вообще.

С мировоззрением Пиндара тесно связаны его стиль и язык. Напрасно в старину считали Пиндара условным, витиеватым, отвлеченным, скучным и сухим. Гораздо более правым является Гораций, сравнивающий речь Пиндара с бурным горным потоком, который мчит камни и разрушает утесы. Недооценка Пиндара вытекала из рационалистического формализма прежних исследователей и любителей античности, а также из игнорирования музыкальной стороны произведений Пиндара. Сам Пиндар сравнивает себя с орлом, а свою фантазию с той силой, которая гонит волну вслед за волной. И действительно, его стиль менее всего плавный и устойчивый, менее всего гладкий и спокойный. Наоборот, в нем много порывистости. Тут перед нами проносится масса образов, идеей и настроений, так что сам поэт часто не успевает их оформлять. Даже нельзя сказать, что Пиндар является чистым лириком, так как главную роль у него играла не столько сама поэтическая фантазия, сколько музыка, к сожалению, для нас утраченная. Эта порывистость и каскадность кажется нам, не знающим музыки Пиндара, почти непонятной. Кроме того, эти переходы часто совершенно неожиданны, смелы и граничат с перерывом всякой связи. Нагроможденность образов у Пиндара настолько велика, что подчас не знаешь, какими мотивами она вызывается. В этом стиле даже какая-то своеобразная нервозность. Когда Пиндар находится под влиянием музыки, он сам сравнивает себя "со сталью, которая визжит под бруском" (если начать ее точить).

Пиндар пишет эпическим языком с примесью эолийского и дорийского диалектов. В иных случаях, если того требовали музыка и содержание оды, преобладал дорийский диалект.

Замечательным разнообразием отличается метрика Пиндара, доходящая до того, что каждая из 45 од имеет свой собственный стихотворный размер.

students-library.com

16. Основные виды и жанры древнегреческой лирики VII-VI вв. До н.Э. Понятие о мелике.

Термин «лирика» не принадлежит рассматриваемой нами эпохе; он создался уже позже, во времена александрийских филологов, заменив собою более ранний термин «мелика» (от melos — «песня»), и применялся по отношению к тем видам песен, которые исполнялись под аккомпанемент струнного инструмента, в первую очередь семиструнной лиры, изобретение которой миф приписывает богу Гермесу. В настоящее время, когда говорят о греческой лирике, употребляют этот термин в более широком значении, охватывающем и такие жанры, которые у древних не признавались «лирическими», например элегии, сопровождавшиеся звуками флейты.

Сохранность произведений мелических поэтов наихудшая. В силу того, что нам неизвестен и недоступен песенный (мелический) характер исполнения этого вида лирики, знакомство с меликой наиболее затруднено. Мелическая поэзия развивалась в формах хоровой и сольной мелики. Это была песенная поэзия, эмоционально-художественное воздействие кот.опред.соединением слов, ритма стихов и мотива в пении. Хоровая мелика ведет свое происхождение от культовой поэзии, от гимнов в честь богов.Центром мелики были дорические области Греции. Сольная мелика особенно развилась на острове Лесбос, родине двух крупных поэтов—Алтая и Сапфо. Хоровая лирика достигла расцвета прежде всего в Спарте, поэтому в ней воспевались идеалы спартанской доблести: вся жизнь человека посвящена выполнению патриотического долга.

Небходимо различать: 1) элегию, 2) ямб и 3) мелику, или лирику в тесном смысле слова; эта последняя в свою очередь имеет многочисленные подразделения в зависимости от содержания или культового задания песни, но основным является ее разделение на две категории — монодическую лирику, исполняемую отдельным певцом, и хоровую лирику. Различие между всеми этими видами обусловлено было тем, что они возникали из различных типов фольклорной песни, получали свое литературное развитие в разных областях Греции и в различной классовой обстановке, и каждый жанр имел свою тематику, свои стилистические и стиховые особенности и сохранял даже диалект той области, в которой он впервые литературно оформился. Жанры развивались самостоятельно и очень редко скрещивались между собой.

Элегия и ямб — важнейшие лирические жанры, созданные в Ионии. И тот и другой жанр связан с фольклорными обрядовыми песнями;

Элегия—это, как правило, стихотворение наставительного содержания, не имевшее в Греции обязательного скорбного характера. Элегия может содержать в себе просто размышление на самые разнообразные темы: мы знаем военные, политические, любовные элегии. Элегии пелись на пирах и народных сходках. Внешним признаком элегии, который отличал ее от всех других жанров, является особый стиховой строй, регулярное чередование гексаметра со стихом несколько иной структуры, пентаметром, образующее строфу из двух стихов, элегический дистих (элегическое двустишие). Это мелодическое построение, вероятно, было уже свойственно старинной заплачке, и литературная элегия переняла его, вместе с аккомпанементом флейты. Следы былого траурного характера элегии сохранились также в использовании элегического размера для стихотворных надписей на надгробных плитах

Совершенно иного происхождения был ямб. На земледельческих праздниках плодородия (стр. 20), для которых были характерны разгул, перебранка и сквернословие, раздавались насмешливые и обличительные песни, направленные против отдельных лиц или целых групп. Песни эти назывались ямбами

Все эти черты народного ямба, сатирический и обличительный характер, персонально заостренная издевка, сохранились в литературном ямбическом жанре, но и он вышел за фольклорные рамки, превратился в орудие выражения личных чувств и настроений

Внешним признаком ямбического жанра опять-таки служит пользование особенными стихотворными размерами, ямбами ( — ) или трохеями (хореями: — ). Из ямбических стихов наиболее употребительным является триметр («трехмерник»)

Авторами элегий и ямбов в ряде случаев были не профессиональные певцы, типа аэдов и рапсодов, а люди практической политики, видные деятели эпохи. Это показательно для политической роли лирики.

____ примеры поэтов - Архилох: личная жизнь, боевые приключения, отношение к друзьям и врагам, сатирическая, любовная тема. ТИРТЕЙ - “воинственные элегии” и маршевой песни - “эмбатерия”. Солон - личная ответственность каждого человека перед государством, способного своими поступками содействовать его процветанию или гибели, тема возмездия, карающего весь город. ФЕОГНИД - субъективно-личные, и социально-определенные взгляды. Политическая направленность.

studfiles.net

Д. Дилите. Греческая литература. Песни (мелика). Хоровая лирика / Античная литература

 

Из книги Д. Дилите

Античная литератураПер. с литовского Н.К. Малинаускене

ISBN 5-87245-102-4ГЛК, 2003. Обложка, 487 стр. Цена 150 р.

Подробнее о книге

 

Греческая литература. Лирика

ПЕСНИ (МЕЛИКА)
Хоровая лирика

 

Осмысляя образ жизни греков, Аристотель пришел к выводу, что человек есть «существо общественное». Граждане одного полиса хотя бы в лицо знали одни других, собравшись на народное собрание, они обсуждали государственные дела, плечом к плечу стояли в боевом строю и вместе проводили празднества, которые обычно были всенародными. Празднества не обходились без песен. Греки очень любили музицировать и петь и имели множество детских, девичьих, мужских и женских хоров. Богов они прославляли гимнами, пеанами, дифирамбами, а в честь людей пели энкомии, эпиникии, френы и т. п.

Жители Спарты не слишком увлекались искусствами, но песни и танцы любили. Нужно подчеркнуть, что именно отсюда до нас дошли самые ранние тексты хоровой лирики. Это песнопения в честь богов.

 

Одним из зачинателей хоровой лирики считается живший в Спарте в VII в. до н. э. певец Алкман. В это время с Крита в Спарту переселился Фалет, принесший с собой в Грецию критские танцевальные песни, там жил и создатель пеанов и дифирамбов в героическом стиле Ксенокрит. Из их сочинений ничего не сохранилось. Алкман сочинял песни и руководил мужским, женским и девичьим хорами. Он написал пять книг песен. От них остались фрагменты, среди которых выделяется отрывок примерно из ста строк из песни для хора девушек, посвященной, по-видимому, Артемиде. По этому фрагменту видно, что Алкман использовал два содержательных элемента, ставших в позднейшей хоровой лирике самыми важными: мифологические детали и обобщение размышлений над жизненным опытом, выраженное в сентенциях.

Муж пускай Многословом зовется, жена — Вседовольной!

(Frg. 26)

Считается, что Алкман заложил основу и для формы хоровой лирики: сочинил строфу, состоящую из трех частей (строфы, антистрофы и эпода). Такими симметричными строфами впоследствии писали все представители хоровой лирики.

Для них была работа не только в Спарте, но и по всей Греции, потому что богов нужно было почитать везде. В Сицилии в VII—VI вв. до н. э. жил Стесихор, написавший двадцать шесть книг песнопений. От них сохранились только фрагменты, показывающие, что поэт любил торжественный стиль, а материал заимствовал из эпических поэм. Считается, что его лирические рассказы представляли собой что среднее между эпосом и трагедией. Их названия: «Гибель Трои», «Возвращения», «Орестея», «Европея», «Эрифила», «Кербер» и т. д.

Уже в античности была окутана легендами жизнь поэта Ивика, происходившего из Регия в Южной Италии. Теперь очень известен ставший знаменитым благодаря Ф. Шиллеру рассказ о том, что Ивик был убит разбойниками, но этого никто не видел, кроме пролетавших журавлей. Умирающий поэт попросил журавлей отомстить злодеям. Через некоторое время они сидели в театре, и над зрителями пролетела стая журавлей. Один из убийц толкнул другого: «Смотри, мстители за Иви-ка!» Оба весело рассмеялись, но у людей, знавших, что поэт был убит, такое поведение вызвало подозрение, и убийцы были наказаны. Достоверно известно, что Ивик написал семь книг. Сохранились только фрагменты. Они показывают, что поэт писал и на любовную тему, которая была не характерна для его предшественников.

 

Симонид (557—468 гг. до н. э.), создатель жанра эпиникия, был человеком беспокойного ума и образа жизни. Он жил в Афинах, Фессалии, Сицилии, общался со множеством знаменитостей, участвовал в многочисленных поэтических состязаниях. Он также был способным коммерсантом, как доверенное лицо тиранов Сицилии исполнял дипломатические обязанности. Сам он обладал удивительной памятью и других учил искусству запоминания, предложил новшества для орфографии греческого языка, усовершенствовал некоторые музыкальные инструменты.

Опираясь на принципы религиозных песнопений, он создал новый жанр — песни в честь победителей спортивных состязаний (эпиникии). Из гимнов, пеанов, дифирамбов Симонид перенял строфу в форме триады и опыт использования мифов. Элементы мифов связывали атлета с легендарными героями далекого прошлого, придавали песням возвышенный характер. Позднейшие филологи разделили эпиникии Симонида на книги, прославляющие бегунов, кулачных бойцов и атлетов других видов спорта. Эти книги не сохранились, не известно, сколько их было.

Симонид также усовершенствовал форму энкомиев, но особенно он прославился как автор грустных траурных песнопений — френов.

В конце античности Квинтилиан в обзоре всей литературы скажет, что Симониду лучше, чем всем Другим поэтам, удалось выразить чувство скорби (X, I 64). Простыми словами поэт говорил о несчастье, свалившемся на человека, стараясь утешить мыслями, что даже дети богов страдают, что даже сами боги не борются с необходимостью. Сохранился плач Данаиды, заключенной с младенцем Персеем в ящик, в котором страх матери, оказавшейся в смертельной опасности, противопоставлен беззаботности младенца:

В темном ковчеге лила, трепеща, Даная слезы.Сына руками обвив, говорила: «Сын мой, бедный сын!Сладко ты спишь, младенец невинный,И не знаешь, что я терплю в медных заклепахТесного гроба, в могильнойМгле беспросветной! Спишь и не слышишь, дитя, во сне,Как воет ветер, как над нами хлещет влага,Перекатывая грузными громадами валы, вторя громам;                                 Ты же над пурпурной тканьюМилое личико поднял и спишь, не зная страха...»

(Frg. 13, АЛ, с. 184, пер. Вяч. Иванова)

Дидактические элементы, незамысловато выраженные рассуждения о мощи богов (Frg. 10; 57), o том, как трудно человеку достичь совершенства (Frg. 4), о том, что и счастливый человек не может знать своего завтрашнего дня (Frg. 6), создали Симониду авторитет популярного поэта и философа [4, 50—75].

Симонид славился и эпиграммами. Двустишие, сочиненное им, было начертано на могиле трехсот спартанцев, погибших в Фермопильском ущелье в 480 г. до н. э.:

Путник, пойди возвести нашим гражданам в Лакедемоне,Что, их заветы блюдя, здесь мы костьми полегли.

(Frg. 92, АЛ, с. 178, пер. Л. Блуменау)

 

Самым знаменитым автором хоровых песен в античности был Пиндар (518—442 гг. до н. э.). Он писал гимны, пеаны, эпиникии, дифирамбы, энкомии, френы и т. д. Всего им было создано около четырех тысяч песен, из которых до наших дней дошло только сорок пять эпиникиев. Во времена Пиндара было четыре общегреческих спортивных состязания: Олимпийские, Пифийские, Немейские и Истмийские. По мнению греков, их победители выигрывали не только потому, что у них были самые быстрые ноги, самые крепкие руки или самые резвые кони, но и потому, что им помогали боги. Победителя торжественно встречали в родном городе, одаряли и всю жизнь почитали как избранника бога. Во время встречи в его честь хоры пели песни (оды), которые по заказу сочиняли поэты.

Сохранившиеся песни Пиндара посвящены победителям всех четырех состязаний, поэтому они сгруппированы в четыре книги по названиям соревнований: первая — Олимпийские оды, вторая — Пифийские, третья — Немейские и четвертая — Истмийские.

Автор античной песни был и поэт, и композитор: он сочинял не только слова, но и музыку. Мелодии сольных песен (Сапфо, Алкея, Анакреонта), по-видимому, были проще, так как повторялась строфа одного и того же метра, а метр хоровых песен установить невозможно, поскольку едва ли не каждая строчка имела свой собственный ритм и сложную мелодию. Поэтому мы, люди нового времени, должны признаться, что мы не в состоянии воспринять хоровую лирику должным образом, потому что нам не доступен ее ритм. Мы не знаем, в каком метре ее нужно читать. При переводе или прочтении в другом метре появляются дополнительные семантические акценты.

Из текстов песен Пиндара можно понять, что это был большой поэт, которого не стесняли рамки заказа. Из мифологии, как из неиссякаемого источника, он черпал сравнения и аллюзии, прославляя победителя и его родину, постоянно задумываясь о мощи и милости богов, о едином комплексе хороших качеств человека (ἀρετή), о характере и способах его возникновения.

Воспевая победителя, одаренного милостью богов, поэт изображает его как единое целое физических и духовных качеств. Красивое, атлетичное тело героев его од слито с благородной душой [10, 148—164]. Поэт верит в гармоничные отношения между индивидами (Οl. 10, 11—12; Pyth. 4, 120— 130), между отдельной личностью и обществом (Οl. 5, 13— 19; Pyth. 1, 70; Nem. 5. 47), между человеком и божеством (Ol. 9, 110; Pyth. 1, 48—50; 3; 99—97). Смертные должны мудро осознавать свое место в мире:

Есть племя людей,Есть племя богов,Дыхание в нас — от единой матери,Но сила нам отпущена разная:Человек — ничто,А медное небо — незыблемая обительВо веки веков.Но нечто естьВозносящее и нас до небожителей, —Будь то мощный дух,Будь то сила естества, —Хоть и неведомо нам, до какой межиНачертан путь наш дневной и ночнойРоком.

(Nem. 6, 1—13)

Человек имеет нечто общее с богами, но его гордость, высокомерие должны иметь границы, потому что смертному подходит только то, что смертно, потому что человеку не подобает равняться с Зевсом (Isthm. 2, 14). Совершенный человек всегда придерживается меры, не преступая никакой границы:

Всему своя мера:Должный срок — превыше всего!

(Οl. 13, 47—48)

Если удается выиграть важное сражение или обрести богатство, не следует из-за этого чваниться, забывая, что людям все дает Зевс (Isthm. 3, 1—6).

Провозглашая мировую гармонию, Пиндар прославляет идеал калокагатии, ставший в V в. до н. э. основой греческой культуры [12, 100—110]. Человек с красивым, атлетическим телом, веселый, понимающий свое место в мире и не преступающий отведенных ему границ, — это красивый и добрый человек. Слово «калокагатия» появилось в VI в. до н. э. в языке мудрецов Бианта и Солона (Dem. Phal. 10, 3). Пиндар этого слова, может быть, кажущегося ему прозаическим, не употребляет, но он певец именно такого сплава красоты и доброты, такой гармонии.

У Пиндара можно найти и больше связей с идеями философов. Во II олимпийской оде поэт впервые в греческой литературе подчеркивает мысль, что непорядочных людей после смерти ждет наказание, а души добрых и честных людей живут на залитых солнцем полях блаженных. Идея метемпсихоза в лирике Пиндара появилась, видимо, под влиянием философии пифагореизма.

Большинство сохранившихся од Пиндара написано симметрическими триадами, складывающимися из строфы, антистрофы и эпода, а общая схема всей оды также имеет три части: сначала прославляется победитель состязаний, его город, затем следуют рассуждения более общего характера, переплетенные с мифами, и в конце поэт опять возвращается к воспеваемой личности [fg, 339]. Пиндар не анализирует и не описывает, он рисует крупными мазками, и образам его лирики, основанным на ассоциациях, становится тесно: поскольку поэт часто пропускает союзы, звучные фразы как бы обрушиваются друг на друга. Его язык красноречив, а метафоры и сравнения — смелы. Гораций (Carm. IV 2, 5—8) метко сравнивает оды Пиндара с величественной горной рекой, кипящей вихрями и водоворотами. Такому Пиндару старались подражать Г. Державин, Дж. Мильтон, А. Теннисон, К. М. Виланд, И. В. Гете, А. Шенье.

 

Вакхилида (505—450 гг. до н.э.) часто считали тенью Пиндара. До нас дошли только крупицы его наследия. Структура эпиникиев этого поэта похожа на пиндаровскую, но он не был безликим эпигоном. Он отличался от Пиндара стремлением к украшениям, талантом рассказчика. Иногда Вакхилид старался избавиться от строгого следования образцам, заменяя мифологический рассказ историческим: например, в эпиникий, посвященный правителю Сиракуз Гиерону, он вплетает рассказ о Крезе (Frg. 3). Кроме эпиникиев, поэт сочинял пеаны, гимны, парфении, энкомии, танцевальные песни, дифирамбы. Один из них написан как разговор Тесея с народом (Frg. 13). Такое сочинение уже не чистый дифирамб, это драматическое произведение. На его примере можно предполагать, как развивалась греческая драма. Этот жанр стремительно вошел в греческую культуру, и оттесненная им хоровая лирика постепенно исчезла.

 

 
ЛИТЕРАТУРА

1. Bethe Ε. Die Griechische Dichtung. Potsdam, 1924.

2. Bowra С. M. Greek Lyric Poetry. Oxford, 1936.

3. Jenkyns R. Three Classical Poets. Cambridge, 1982.

4. Komornicka A. M. Simonides z Keos. Poeta i medrzec. Wrociaw, 1986.

5. Nestle W. Geschichte der griechischen Literatur. Berlin, 1942.

6. Page D. Sapho and Alcaeus. Oxford, 1955.

7. Smyth H. W. Greek Melic Poets. New York, 1963.

8. Wilamowitz-Moellendorff U. Kleine Schriften. Klassische griechische Poesie. Berlin, 1971, Bd. I.

9. Гаспаров Μ. Л. Поэзия Пиндара // Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980, с. 361—383.

10. Гринбаум Н. С. Художественный мир античной поэзии. Творческий поиск Пиндара. М., 1990.

11. Доватур А. И. Феогнид и его время. Л., 1989.

12. Лосев А. Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. Μ., 1965.

13. Ранняя греческая лирика (Миф, культура, мировоззрение, стиль). СПб., 1999.

 

 

www.mgl.ru

2.1 Виды греческой лирики. Древнегреческая лирика

Похожие главы из других работ:

Введение в литературоведение

1. Интерпретация художественного произведения, её виды

Интерпретации художественного текста - это истолкование художественного текста. Согласно Полю Рикеру, понятие интерпретации получает определенное значение: интерпретация - это работа мышления, которая состоит в расшифровке смысла...

Виды иносказательности в романе "Сон в красном тереме"

Глава 1.Виды иносказательности в китайской художественной литературе

Классификации иносказательности были изучены многими литературоведами. Стандартной классификации иносказательности в литературоведении не существует. Проанализировав научную работу В.А. Скиба, Л.В. Чернец «Образ художественный» Скиба В.А....

Жанр детектива в английской неоромантической литературе

1.3 Виды детективов

Детектив закрытого типа Поджанр, обычно наиболее строго соответствующий канонам классического детектива. Сюжет строится на расследовании преступления, совершённого в уединённом месте, где присутствует строго ограниченный набор персонажей...

Злодеи в русских и башкирских народных сказках

Глава 2. Виды злодеев

...

Изобразительные средства языка в газетных заголовках

§ 1. Заголовок. Виды и функции

Классификация заголовков Заглавие - это имя текста. Существует две типологии газетных заголовков. В первой классификации заглавия различаются в зависимости от того, один или несколько элементов смысловой схемы текста выражает заголовок...

Использование инверсии в сонетах Шекспира

1.1 Понятие инверсии, ее виды и основные случаи употребления

В английском языке различают два типа порядка слов - прямой и обратный. В разговорной и письменной речи наиболее употребляемым является прямой порядок слов. Что же касается обратного порядка слов, или грамматической инверсии...

История и жанры античной литературы

Назовите основные периоды развития греческой литературы. Определите специфику каждого из периодов

В соответствии с принятой в советской историографии периодизацией греческой истории, история греческой литературы может быть разделена на следующие основные периоды: I. Архаический (литература «ранней Греции») - до начала V в. до н.э...

История и жанры античной литературы

Охарактеризуйте основные разновидности греческой лирики классического периода. Назовите наиболее ярких представителей разных направлений. Расскажите о творчестве одного из поэтов

В развитии древнегреческой литературы замечена закономерность: некоторые исторические эпохи характеризуются преобладанием определенных жанров. Архаический период, «гомеровская Греция» - время героического эпоса. VII-VI вв. до н.э...

Лексическая репрезентация концепта "сон" в поэтической картине мира Ф. Сологуба

1.3 Виды концептов

...

Лингвометодический потенциал сказок и проблемы редактирования сказочных текстов

2.1 Виды и жанры русских сказок

Русский сказочный репертуар очень богат. На это указывают все исследователи, занимавшиеся проблемой сказочного эпоса и его состава. Каждый из исследователей предлагает свои критерии классификации русской народной сказки...

Особенности (традиции и новаторство) в фантастических повестях М.А. Булгакова

1.3 Виды и способы создания фантастического в тексте

При анализе фантастического жанра невозможно исключить чудесное и необычное -- жанры, с которыми чередуется фантастическое. Однако не будем забывать, что, как сказал Луи Вакс...

Система текущих библиографических пособий по гуманитарным и социальным наукам

1. ВИДЫ ТЕКУЩИХ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

Текущая библиография выполняет функцию регулярного информирования о вновь появляющихся документах и тем самым обеспечивает потребителям возможность постоянно следить за документальным потоком в своей области...

Трансформации классической рифмы А.С. Пушкина в творчестве В. Маяковского

1.2 Виды рифм

В настоящее время существуют многочисленные классификации рифм, в основу которых положены разные признаки этих повторяющихся созвучий. Прежде всего, отметим, что «достаточной» рифмой считают повтор ударного гласного звука...

Философская лирика Заболоцкого

2.1. Философичность лирики Н.А. Заболоцкого

Николай Алексеевич Заболоцкий принадлежит к первому поколению русских писателей, вступивших в литературу уже после революции. Вся его жизнь - это подвиг ради поэзии. Когда заходит разговор о поэтическом мастерстве...

Элементы фантастики в повестях М.А. Булгакова

1.3 Виды и способы создания фантастического в тексте

При анализе фантастического жанра невозможно исключить чудесное и необычное -- жанры, с которыми чередуется фантастическое. Однако не будем забывать, что, как сказал Луи Вакс...

litra.bobrodobro.ru

Греческая лирика и ее формы — Мегаобучалка

Греческая лирика. Элегия, ямб.

 

 

Само слово "лирика" не принадлежит античной эпохе, оно появилось во времена александрийских филологов, заменив собою более ранний термин «мелика» (от "мелос" — «песня»). Лирикой назывались те песни, которые исполнялись под аккомпанемент лиры (или других струнных инструментов). Когда сейчас говорят о греческой лирике, то включают в это понятие еще несколько сходных жанров, например, элегию - песню под звуки флейты.

 

Следуя античной классификации, различают: 1) элегию, 2) ямб и 3) мелику, или лирику в тесном смысле слова; мелика бывает монодическая (сольная), и хоровая. Различия всех жанров вроде бы кажутся чисто внешними, но на самом деле имеют глубокое историческое основание. Эти виды лирики возникали из различных типов фольклорной песни, получали свое литературное развитие в разных областях Греции и в различной классовой обстановке, каждый жанр имел свою тематику, свои стилистические и стиховые особенности и сохранял даже диалект той области, в которой он впервые литературно оформился. Жанры развивались самостоятельно и очень редко скрещивались между собой.

 

Элегия и ямб созданы в Ионии, они являются наиболее простыми видами лирики и слабее, чем другие виды, связаны с музыкой.

 

Элегией в Малой Азии назывался плач, причитание над умершим; исполнялся родственниками умершего или профессиональными плакальщиками в сопровождении флейты. Хоть элегии и вышли из плачей, но обязательного скорбного характера они не имеют. Обычно это лирическое стихотворение наставительного содержания, заключающее в себе побуждения и призывы к важному и серьезному действию, размышления, афоризмы и т. п. Элегии пелись на пирах и народных сходках. Формальным признакоми элегии является размер - в данном случае это элегический дистих, сочетание гексаметра и пентаметра (простейшая строфическая форма). Скорее всего, это мелодическое построение было свойственно старинному плачу, а литературная элегия переняла его, так же как и аккомпанемент флейты. Следы былого траурного характера элегии сохранились и в использовании элегического размера для стихотворных надписей на надгробных плитах («эпиграмма», т. е. «надпись»), но по содержанию литературная элегия вышла далеко за рамки плачей.

Представители жанра: Каллин (VII в. до н.э., Малая Азия), Тиртей (VII в. до н.э., Спарта), Солон (VII-VI в. до н.э., Афины), Феогнид (VI в. до н.э., Мегара).

 

Ямб генетически связан с земледельческой культовой поэзией. Типа как в советское время студенты ездили в колхоз и пели там матерные частушки, так и в Древней Греции. Для земледельческих праздникаов плодородия были характерны разгул, перебранка и сквернословие, раздавались насмешливые и обличительные песни, направленные против отдельных лиц или целых групп. Песни эти назывались ямбами; они служили также и фольклорным средством общественного порицания. Все эти черты народного ямба (сатирический и обличительный характер, персонально заостренная издевка) сохранились в литературном ямбическом жанре. Постепенно ямб стал орудием выражения личных чувств и средством полемики по общественным вопросам.

Внешним признаком ямбического жанра опять-таки служит стихотворный размер: ямб или хорей.

Представители жанра: Архилох (VII в. до н.э., о. Парос), Гиппонакт (VI в. до н.э., Малая Азия), Семонид Аморгский (VII-VI в. до н.э., о. Аморг).

ле́гия (др.-греч. ἐλεγεία) — жанр лирической поэзии; в ранней античной поэзии — стихотворение, написанное элегическим дистихом, независимо от содержания; позднее (Каллимах, Овидий) — стихотворение с характером задумчивой грусти. В новоевропейской поэзии элегия сохраняет устойчивые черты: интимность, мотивы разочарования, несчастливой любви, одиночества, бренности земного бытия, определяет риторичность в изображении эмоций; классический жанр сентиментализма и романтизма («Признание» Евгения Баратынского)

. Элегия в античной литературе

Первоначально в древнегреческой поэзии элегия обозначала стихотворение, написанное строфой определенного размера, а именно двустишием — гекзаметр-пентаметр. Cлово έ̓λεγος, означало у греков печальную песнь под аккомпанемент флейты. Элегия образовалась из эпоса около начала олимпиад у ионийского племени в Малой Азии, у которого возник и процветал также эпос.

Имея общий характер лирического размышления, элегия у древних греков была весьма разнообразной по содержанию, например, печальной и обличительной у Архилоха и Симонида, философской у Солона или Теогнида, воинственной у Каллина и Тиртея, политической у Мимнерма. Один из лучших греческих авторов элегии — Каллимах.

У римлян элегия стала более определённой по характеру, но и более свободной по форме. Сильно возросло значение любовных элегий. Знаменитые римские авторы элегий — Проперций, Тибулл, Овидий, Катулл (их переводили на русский язык Фет, Батюшков и др.).

 

Греческая лирика и ее формы.

Название “лирика” - греческое, происходит от названия струнного инструмента

“лира” и предполагает исполнение песен под аккомпанемент лиры, как это и

видно в песнях Алкея, Сапфо, Анакреонта и др. Но это название утвердилось

лишь в эпоху эллинизма, обычно же лирическая песня у греков называлась

“мелос”, и это слово распространилось на весь жанр. Поэт должен был в себе

совмещать и автора слов, и композитора, и хормейстера.

Связь с музыкой постепенно в зависимости от характера песен становилась менее

тесной и даже совсем порывалась. Эпическая поэзия, которая первоначально

исполнялась аэдами в пении, в дальнейшем только декламировалась рапсодами.

Равным образом и некоторые виды лирики, как ямб и элегия, рано оторвались от

музыкального аккомпанемента и превратились в чисто литературные жанры. Зато

другие формы греческой лирики эту связь с музыкой сохраняли по крайней мере до

эпохи эллинизма2. Эти формы называются

специальным словом “мелос”, т.е. песня, или “мелика” - мелическая поэзия. В

зависимости от того, как поется песня, различают лирику одноголосную -

“монодийную” и хоровую. Монодийная лирика выражала чисто индивидуальные

настроения и отличалась простотой, хоровая приурочивалась к событиям

общественной жизни и получала вследствие этого особенно торжественный характер.

Простейшими формами лирики являются элегия и ямб, рано оторвавшиеся от музыки и

ставшие чисто литературными жанрами.

Элегия и ямб.

Термином “элегия” в современном литературоведении называется стихотворение

грустного характера, написанное любым размером. В древности же под этим

названием разумелось стихотворение, написанное независимо от содержания в

форме так называемых “элегических двустиший”, состоящих из соединения

гексаметра с пентаметром. Гексаметр - шестистопный дактилический стих, такой

же, как и в эпических поэмах. Пентаметр - пятистопный стих.

Грустный характер элегия приобрела лишь в поздней литературе, особенно у

римских поэтов Тибулла, Проперция (I в. до н.э.) и др. Древнейшие же элегии,

наоборот, проникнуты чувством бодрости и нередко содержали военные призывы,

политические наставления, политическую агитацию и т.п. Жанр элегии во многих

отношениях близок к гомеровскому эпосу. Она пользуется тем же ионийским

диалектом, теми же формулами и образами. Сами греки долгое время не отличали

ее от эпоса.

Одновременно с элегией появилась и другая лирическая форма - “ямб”.

Первоначально ямбический стих служил для выражения насмешки и шутки. Само

слово “ямб” связывали с мифом о богине Деметре. Когда она в глубокой печали

об исчезновении своей дочери Персефоны пришла ко двору элевсинского царя

Келея, только грубая шутка служанки Ямбы заставила ее рассмеяться. Название

ямба было перенесено на соответствующий сатирический жанр. Но впоследствии

ямбический стих, наиболее близкий к ритму обыкновенной разговорной речи, стал

применяться и в стихотворениях иного содержания, особенно же в диалогических

частях драмы.

megaobuchalka.ru

Лекция: Древнегреческая лирика

Формирование представления об эпохе и о поэтах-лириках Древней Греции. История появления жанра лирики в древнегреческой литературе и классификация ее видов. Элегия и ямб в античной поэзии. Монодическая лирика. Хоровая песня и ее связь с культом и обрядом. Краткое сожержание материала:

Размещено на

2

Введение

лирика древнегреческий поэзия

Цели:

- образовательная: сформировать представление об эпохе и о поэтах-лириках Древней Греции;

- развивающая: активизировать познавательную деятельность учащихся, дать им возможность оценить свой уровень знаний о Древнегреческой литературе;

- воспитательная: воспитать интерес к литературе; развивать интерес учащихся к культурному наследию Древнего мира.

План лекции

Сегодняшняя лекция посвящена теме «Древнегреческой лирики». Основной задачей этого занятия является формирование представления об эпохе и о поэтах-лириках Древней Греции. Надеюсь, моя лекция вызовет у вас интерес к изучению культурного наследия Древнего мира.

2.1 Виды греческой лирики

VII-VI вв. до н. э. - это время начавшегося в VIII в. до н. э. распространения и выражения мировосприятия греков, сформировавшегося в течение "темных веков", время больших перемен. Греки энергично преобразовывали окружающий и свой собственный мир: за несколько столетий, прошедших после наплыва дорийцев, число жителей изрядно выросло. В VIII в. до н. э. они начали активно колонизировать побережье Черного моря, южные области Италии и Сицилию, а также некоторые местности Северной Африки. В VII в. до н. э. началось, а в VI в. особенно усилилось движение в самой Греции: здесь создавались демократические города-государства. Это был сложный, иногда даже весьма драматический процесс.

В большинстве полисов он происходил так: все граждане стремились иметь такие же права, как и аристократы. У последних права не отнимались, но все становились равноправными. Обычно это происходило не сразу. Лидером возмутившихся граждан чаще всего был аристократ, который становился правителем, называемым тираном.

Тирания была недолговечной, после свержения тиранов утверждалась демократия. Во время этих перемен, в VII-VI вв. до н. э., появился новый жанр - лирика.

Термин «лирика» появился во времена александрийских филологов, заменив собою более ранний термин «мелика» (от melos - «песня»), и применялся по отношению к тем видам песен, которые исполнялись под аккомпанемент струнного инструмента, в первую очередь семиструнной лиры, изобретение которой миф приписывает богу Гермесу.

В античности термин "лирика" фиксировал только внешние признаки жанра. Возникая из культовой и обрядовой фольклорной песни, греческая лирика в течение долгого времени сохраняла тесную связь песенного содержания с традиционным ритмико-мелодическим типом песни и характером ее исполнения.

Следуя античной классификации, необходимо различать:

1) элегию,

2) ямб,

3) мелику, или лирику в тесном смысле слова; эта последняя в свою очередь имеет многочисленные подразделения в зависимости от содержания или культового задания песни, но основным является ее разделение на две категории - монодическую лирику, исполняемую отдельным певцом, и хоровую лирикуо. Различие между всеми этими видами обусловлено было тем, что они возникали из различных типов фольклорной песни, получали свое литературное развитие в разных областях Греции и в различной классовой обстановке, и каждый жанр имел свою тематику, свои стилистические и стиховые особенности и сохранял даже диалект той области, в которой он впервые литературно оформился.

Жанры развивались самостоятельно и очень редко скрещивались между собой и здесь важны две вещи:

Ш во-первых, стихотворение формировалось как литературное произведение, имеющее определенный объем и форму;

Ш во-вторых, появилась поэзия индивида, в которой преобладает раскрытие душевных переживаний поэта.

Греческая лирика очень пострадала от позднеантичного школьного отбора и, хотя от неё сохранились только случайные отрывки, она не может не зачаровывать глубиной и разнообразием чувств.

Первое произведение античной лирики относится к VII веку: в апреле 648 года до н.э. было затмение солнца, упоминаемое у Архилоха.

Расцвет античной лирики относится к VI веку до н.э.

Вывод:

Жанр лирики в древнегреческой литературе появляется в VII в. до н.э. Конец VII - начало VI в.в. до нашей эры дает нам уже богато развитую, разнообразную по жанрам лирическую поэзию. Термин лирика (от слова лира) возникает много позже расцвета лирической поэзии, в III - II в.в. до н.э.. Буквально он обозначал такое стихотворение или род поэзии, которое исполнялось под аккомпанемент музыкального инструмента (лиры, кифа-ры, флейты и др.). Сами греки использовали слово “мелика” - от греческо-го “мелос”, т.е. песня.

Следуя античной классификации, необходимо различать следующие жанры лирической поэзии:

1) Декламация:

1. Элегия (Каллин Эфесский, Тиртей, Мимнерм, Феогид, Солон)

2. Ямб (Архилох, Гиппонакт, Семонид Аморгский)

2) Собственно мелика:

1. Хоровая мелика (Пиндар, Вакхилид)

2. Сольная мелика (монодийная) (Алкей, Сапфо, Анакреонт)

Как любой вид искусства, древнегреческая лирика зарождалась и развивалась в условиях исторических изменений. Менялся общественный строй, экономика, усилилась классовая борьба. В это время зарождаются колонии. Происходит переоценка роли личности в обществе и истории. И если ранее в поэтических произведениях на первый план выступало повествование событий, то теперь поэты заговорили о своих личных переживаниях, о восприятии окружающего мира изнутри.

2.2 Элегия и ямб

Элегия и ямб - важнейшие лирические жанры, созданные в Ионии. И тот и другой жанр связан с фольклорными обрядовыми песнями; однако новое содержание, порожденное социальной революцией VII - VI вв. до н.э., не только тематически обогащает фольклорные жанры, но и поднимает их на высшую ступень: народная песня превращается в индивидуальную лирику, в которой находят свое выражение противоречия эпохи, ее политическая борьба и мировоззренческие проблемы.

Темы греческой элегии - различны. Одним из первых элегиков считают Тиртея (VII в. до н. э.), писавшего элегии патриотического содержания, в которых он призывал храбро сражаться за родину.

Существует легенда о том, как во время II Мессенской войны (671 г. до н.э.) спартанцы обратились к афинянам с просьбой прислать вождя. Афиняне в насмешку послали хромого учителя Тиртея. Разочарованным спартанцам не пришлось долго сердиться и упрекать афинян: своими стихами Тиртей так поднял дух воинов, что те тотчас победили. Благодарные спартанцы предложили Тиртею поселиться у них. В своих элегиях Тиртей призывал молодежь сражаться в первых рядах. Поэту близка эстетическая установка Гомера: погибнуть молодым - красиво, а старику - нет. Отвратительно и стыдно, когда молодые остаются живыми, а гибнут седовласые.

Представителем любовной элегии был Мимнерм (около 600 г. до н.э.), который предпочитал смерть старости и отсутствию наслаждений и который называл любовь «золотой Афродитой». Он мечтал, чтобы человек жил всего 60 лет, но без болезней и забот. Творчество Мимнерма привлекает беззаботной радостью жизни, цветением юности. Поэта чаруют только зелень молодых весенних листьев, только пьянящий аромат цветов. Он категорически отказывается от зрелости лета и осени. Когда пронеслась мимолетная юность, поэт готов скорее умереть, чем жить, страдая от забот и болезней.

Совершенно иначе думает обращающийся только к прошлому Феогнид (VI-V вв. до н. э.) из Мегар. Мир ему кажется несправедливым, потому что в нем господствуют дурные люди. Феогнид, как богатый мегарский аристократ был втянут в политическую борьбу, защищая интересы своего сословия. Когда победу одержали демократы, он удалился из родного полиса, а возвратившись, не получил имущества обратно. Поэтому поэт не доволен демократическим строем, когда власть, по его мнению...

www.tnu.in.ua