Мистика Древнего Рима. Тайны, легенды, предания, стр. 1. Загадки древнего рима
Загадки по истории древнего мира. Тема: Древний Рим
Загадки по истории древнего мира. Тема: ДРЕВНИЙ РИМ Они царю всегда служили, Его повсюду сторожили. Прутья всегда с собой несли. Топор, чтоб голову снести. Царю охраной они были И жестокими прослыли. (Ликтор) Кто Рим когда-то основал? И этот город охранял? Образовали тот народ, Который до сих пор живет? А в древности потомков их Назвали все … (Патриции) Из латинских поселений. Они в Риме стали жить. Как патриции ж не стали Они родом дорожить. (Плебеи) Римом кто мог управлять? И делами заправлять? Старший рода заседал И совет тот созывал Для решенья важных дел: Иль войну начать хотел, Иль царя он избирал, Или мир он заключал? Как назвали тот совет? Ну, конечно же … (Сенат) Изгнав последнего царя, Римляне все дружно порешили, Что им не нужен больше царь, И консула правителем провозгласили. Скажите же вы побыстрей, Как управляли Римом все? Как управленье то назвать, Которое есть и сейчас? (Республика) Плебеи дружно возмутились, Что управлять нельзя им Римом, Хоть войско славно их числом. Рим наказать они решили, Покинув войско дружно все. Патриции им тотчас уступили- И стал он защищать плебеев всех. Вы назовите, кто же он такой, И опишите он какой? (Народный трибун) Римская армия непобедима, Потому что неуязвима. За многие годы борьбы Воин не жаждал лучшей судьбы, Чем походы совершать, Добычу брать и ликовать, Что Рим границы расширяет. И каждый воин знал, что он Не должен в бою подвести … (Легион) Потомки Ромула и Рема Решили всех соседей захватить И все народы близ Рима Под власть свою объединить. И только греки все хотели Отпор достойный Риму дать. Они царя Эпира пригласили Противником римлянам стать. И трижды он хотел в бою У римлян выиграть победу. Ему ж написано так видно на роду, Что проиграл он битву ту. Назови того царя, Что всех покинул, рок браня. (Пирр) Он молод и талантлив был И смельчаком для всех прослыл. И с Римом храбро воевал – То карфагенский … (Ганнибал) Его прозвали император В те дни, когда он в Рим въезжал. Другие царства побеждал. И храбростью и силой Он право зваться так снискал. Как римляне тот въезд назвали, Когда все консулу кричали: «Наш повелитель! Наш герой! Наш император, вот какой!» (Триумф) Римляне греков «освободили», А после в слуг своих превратили. Когда же греки оружие взяли, Они их сурово наказали. Их города и селенья пожгли, Даже не внемля детской мольбе. Самый богатый же город они Стерли с лица родной земли, Жителей всех в рабство продав И никого жалеть не желав. Назови ж
educontest.net
Загадки древнего Рима и необъяснимые небесные.
Ezomir.
Явления. Людей во все времена притягивали загадочные и необъяснимы явления. Лишь в том случае, если речь идет о загадках древнего мира, то, в первую очередь, вспоминают пирамиды Египта, Атлантиду, стоунхендж или великую китайскую стену. О древнем Риме говорят значительно реже.
Это связано с тем, что в представлении большинства людей древнеримская цивилизация изучена достаточно хорошо, и поэтому лишена ореола таинственности, ведь существует множество письменных и археологических памятников, позволяющих установить убедительную картину жизни древних римлян.На самом деле это не так. Древний Рим имеет достаточно много загадок и тайн, которые до сих пор неразгаданных. Мы рассмотрим некоторые из них.* этруски - это самая большая загадка древнеримской истории. Кто они, откуда произошли, как расшифровать их письменность - эти вопросы до сих пор требуют ответа. Образцы их изделий, остатки этрусских городов дошли до нашего времени, но ученые пока не дают точного ответа на поставленные вопросы, существуют только различные теории.
Этрусски.* происхождение самих римлян и время основания Рима также остается загадкой. У ученых пока нет достоверных сведений по этим вопросам, зато теорий несколько. Одни ученые объясняют появление римлян с бегством Энея из троя в период троянской войны, другие связывают это с кельтами, третьи - с этрусками, четвертые считают, что древний Рим и, соответственно, римляне как нация возникли в результате слияния племен латинов.
Происхождение римлян.* религия римлян также представляет для ученых большую загадку. Известные боги древних римлян - Юпитер, Нептун, марс, минерва и др. Они являются полными аналогами древнегреческих богов - зевса, Посейдона, ареса и Афины. Это связано с тем, что греческая культура в какой-то период оказала очень сильное влияние на древнеримскую. Первоначально религия древних римлян от греческой очень сильно отличалась.Более поздняя религия римской империи загадок полна. В это время появилось множество разнообразных религий, верований и культов. Параллельно с "Классическими Богами" стали существовать непонятные таинственные божества, пришедшие из малой Азии и Египта - исида, адонис, великая мать, митра, серапис, и, конечно же, Иисус Христос. Разные слои римского общества имели свои предпочтения относительно богов, совершали таинственные приношения и обряды.
Римские боги.* политическая система древнего Рима также является загадочным моментом истории этого государства, которое имело множество разнообразных и противоречивых институтов власти. Здесь по очереди правили цари, народ, олигархи (сенат), императоры.
Сенат древнего Рима.* в чем кроется причина непобедимости армии Рима, почему римляне подчинили и долгое время удерживали огромные территории в составе римской империи? Как объяснить тайну бесследного исчезновения нескольких римских легионов?
Армия Рима.Наряду с этими загадками существует еще одна - многочисленные небесные явления, наблюдаемые жителями древнего Рима и описываемые в трудах древнеримских авторов Юлия обсекуэнса, Тита Лавия, Цицерона, Плиния старшего, дио кассия. Они даже классифицировали эти загадочные объекты по форме: имеющие форму янтарных дисков получили название "Дискоиды", имеющие бочкообразную или круглую форму - питеи, небесные тела в форме рога - сератьи, в виде горящего факела - лампады.При описании непонятных небесных объектов авторы пытались найти аналогию, сравнивая их со знакомыми и известными понятиями, такими как луна, солнце, бревна, бочки, круглые щиты и т. п. в трудах древнеримских авторов имеется множество упоминаний о непонятных явлениях в небе.В 461 г. до н. э. возникло в небе зарево, затем людей очень напугало появление странных призраков, которые имели необычные голоса и внешние формы. Описание напоминает современных гуманоидов, о которых рассказывают южноамериканские крестьяне. Древние историки описывают, что появление странных пришельцев сопровождалось дождем из плоти, падающем с неба подобно снежным хлопьям. "Мясной Дождь" можно объяснить затягиванием людей и животных в гравитационное поле нло, возможно это действительно были пришельцы?Иногда появление небесных тел древние авторы связывали с предстоящими историческими событиями и считали, что это боги дают людям предупреждение небесными явлениями.Плутарх описывает случай, произошедший в 73 г. до н. э. вблизи дарданелл, где встретились два войска - римское под командованием полководца Лукулла и боспорское со главе с царем Митридатом. Перед самым сражением небо внезапно разверзлось и большое тело, похожее на бочку, устремилось вниз и упало между двумя армиями, которые после этого мирно разошлись.Год убийства Юлия Цезаря в Риме древние римские историки связывают с непрестанными небесными чудесными знамениями. Так, Плутарх описывает блики света в небесах, оглушительные ночные звуки, а также множество огненных людей, устремляющихся ввысь. Юлий угодник три солнца и факел на Западе описывает. Может быть, это были космические корабли, наблюдавшие за Римом в тяжелый период?Когда в 218 г. до н. э. знаменитый полководец Ганнибал, перешедши через Альпы, чтобы затем в течение шестнадцати лет грабить и опустошать Италию, в небе были также замечены необычные объекты. Ливий их как призрачные мерцающие корабли описывает. В этот период поблизости амитернаума во многих местах очевидцы видели необычных людей в сияющих одеждах, которые держались на расстоянии.Когда в 41 г. до н. э. Клеопатра встретилась с Марком Антонием, над местом их встречи на небе появилось три солнца, затем они слились воедино. Спустя десять лет произошли трагические события - потерпев сокрушительное поражение, Антоний закололся, а Клеопатра добровольно приняла яд змеи. Дионий сицилийский описывает, что всего за несколько месяцев до этих событий в Египте, где очень давно не было дождя, с неба полились не только вода, но и кровь, видны были кометы, сверкали в небе доспехи.Не существует научных данных, подтверждающих описанные древнеримскими историками феномены. Но вряд ли древние авторы стали бы уделять внимание обычным явлениям природы, таким как метеориты, галооблака и т. п.Плутарх описывает необычный случай, когда в апполонии римлянами был обнаружен странный спящий гуманоид. По описанию, он выглядел как сатир, которых изображают художники и скульпторы. Гуманоида доставили к греческому императору сулле, приставили к нему переводчиков, но они не дождались от сатира ничего вразумительного: он с трудом издавал странные хриплые звуки, подобные ржанию лошади и блеянию козы. Император пришел в ужас и велел убрать сатира подальше с глаз.О присутствии пришельцев говорят и некоторые материальные предметы, оставленные ими, и, к большому сожалению, нынче утраченные. В различных документах, дошедших до нас с древних времен, упоминается о необычном источнике света, который древние называли "Негасимыми Лампадами". Эти вечные светильники могли гореть сотри лет и не требовать топлива.У Нумы помпилия, римского императора, жившего в VII веке до н. э., был такой светильник, выполненный в виде шара, который висел в храме. Плутарх описывает еще один такой же светильник, расположенный над входными дверьми храма Юпитера - Амона. Жрецы говорили, что лампа появилась по воле богов и горит в течение многих столетий.Необъяснимый случай произошел в Риме в 1485 году, когда вблизи храма Санта Мария был вскрыт мавзолей. В саркофаге находилась юная девушка, которая выглядела как живая, следы тления ее практически не коснулись, хотя похоронена она была не менее 1500 лет назад. На стене склепа, рядом с саркофагом, висела лампа, выполненная их металла, горевшая голубоватым светом. Похожий светильник был обнаружен в другой гробнице поблизости Рима в 1401 году.В старинный летописях и преданиях Китая, Индии, южной Америки, Африки также встречаются упоминания о похожих негасимых лампах. Возможно, это одно из свидетельств присутствия инопланетян на нашей планете.Существуют теории, согласно которым олимпийские боги были пришельцами с других планет. Они имели очень высокий уровень развития по отношению к землянам того времени, поэтому люди считали их богами. Боги держали людей на расстоянии, сохраняя свое преимущество. Безусловно, они были самой разумной, технологически наиболее развитой гуманоидной расой. Иногда они с людьми знаниями и некоторыми технологическими разработками делились.Ученые считают, что невозможно было построить такие уникальные сооружения, как египетские пирамиды, на том уровне развития, на котором тогда находилось человечество. Может быть, людям помогали инопланетяне? Ученые, которые исследуют египетские гробницы и пирамиды, давно заметили отсутствие следов копоти на стенах вырубленных в скалах гробниц. Лишь в том случае, если бы при работе строителей использовались факелы или масляные лампы, стены обязательно были бы закопчены.По свидетельству немецкого инженера - электрика Р. хаббека, он в составе группы из пяти человек в 1979 году проводил в городе дендеры исследования храма богини хатхор. На стенах узких и длинных культовых помещений находятся очень интересные и необычные рельефы.На одном из них, особенно заинтересовавшем исследователей, изображены фигуры людей, находящихся рядом с гигантскими колбами, которые внешне похожи на лампы накаливания, знакомые каждому современному человеку. Внутри этих ламп изображены линии, напоминающие змей. Может быть, это нити накаливания? На рельефе можно увидеть и своеобразный кабель, ведущий от лампы к ящику, который напоминает современный распределительный щиток. Рядом со щитком - фигура демона, в руках его два ножа, расположенных лезвиями вверх. Наверное, это предупреждение для древних людей о том, что работать с электричеством очень опасно.
Таким образом, если нло существуют, то они появились значительно раньше, чем мы о них узнали, и сама история является тому подтверждением.
science.ru-land.com
Загадки Древнего Рима и необъяснимые небесные явления — Альтернативный взгляд Salik.biz
Людей во все времена притягивали загадочные и необъяснимы явления. Если речь идет о загадках Древнего мира, то, в первую очередь, вспоминают пирамиды Египта, Атлантиду, Стоунхендж или Великую Китайскую стену. О древнем Риме говорят значительно реже.
Это связано с тем, что в представлении большинства людей древнеримская цивилизация изучена достаточно хорошо, и поэтому лишена ореола таинственности, ведь существует множество письменных и археологических памятников, позволяющих установить убедительную картину жизни древних римлян.
На самом деле это не так. Древний Рим имеет достаточно много загадок и тайн, которые до сих пор неразгаданных. Рассмотрим некоторые из них.
• Этруски – это самая большая загадка древнеримской истории. Кто они, откуда произошли, как расшифровать их письменность – эти вопросы до сих пор требуют ответа. Образцы их изделий, остатки этрусских городов дошли до нашего времени, но ученые пока не дают точного ответа на поставленные вопросы, существуют только различные теории.
• Происхождение самих римлян и время основания Рима также остается загадкой. У ученых пока нет достоверных сведений по этим вопросам, зато теорий несколько. Одни ученые объясняют появление римлян с бегством Энея из Троя в период Троянской войны, другие связывают это с кельтами, третьи – с этрусками, четвертые считают, что древний Рим и, соответственно, римляне как нация возникли в результате слияния племен латинов.
• Религия римлян также представляет для ученых большую загадку. Известные боги древних римлян – Юпитер, Нептун, Марс, Минерва и др. Они являются полными аналогами древнегреческих богов – Зевса, Посейдона, Ареса и Афины. Это связано с тем, что греческая культура в какой-то период оказала очень сильное влияние на древнеримскую. Первоначально религия древних римлян от греческой очень сильно отличалась.
Более поздняя религия Римской империи полна загадок. В это время появилось множество разнообразных религий, верований и культов. Параллельно с “классическими богами” стали существовать непонятные таинственные божества, пришедшие из Малой Азии и Египта – Исида, Адонис, Великая Мать, Митра, Серапис, и, конечно же, Иисус Христос. Разные слои римского общества имели свои предпочтения относительно богов, совершали таинственные приношения и обряды.
• Политическая система Древнего Рима также является загадочным моментом истории этого государства, которое имело множество разнообразных и противоречивых институтов власти. Здесь по очереди правили цари, народ, олигархи (сенат), императоры.
• В чем кроется причина непобедимости армии Рима, почему римляне подчинили и долгое время удерживали огромные территории в составе римской империи? Как объяснить тайну бесследного исчезновения нескольких римских легионов?
Наряду с этими загадками существует еще одна – многочисленные небесные явления, наблюдаемые жителями Древнего Рима и описываемые в трудах древнеримских авторов Юлия Обсекуэнса, Тита Лавия, Цицерона, Плиния Старшего, Дио Кассия. Они даже классифицировали эти загадочные объекты по форме: имеющие форму янтарных дисков получили название “дискоиды”, имеющие бочкообразную или круглую форму — питеи, небесные тела в форме рога — сератьи, в виде горящего факела – лампады.
При описании непонятных небесных объектов авторы пытались найти аналогию, сравнивая их со знакомыми и известными понятиями, такими как луна, солнце, бревна, бочки, круглые щиты и т.п. В трудах древнеримских авторов имеется множество упоминаний о непонятных явлениях в небе.
В 461 г. до н. э. возникло в небе зарево, затем людей очень напугало появление странных призраков, которые имели необычные голоса и внешние формы. Описание напоминает современных гуманоидов, о которых рассказывают южноамериканские крестьяне. Древние историки описывают, что появление странных пришельцев сопровождалось дождем из плоти, падающем с неба подобно снежным хлопьям. “Мясной дождь” можно объяснить затягиванием людей и животных в гравитационное поле НЛО, возможно это действительно были пришельцы?
Иногда появление небесных тел древние авторы связывали с предстоящими историческими событиями и считали, что это боги дают людям предупреждение небесными явлениями.
Плутарх описывает случай, произошедший в 73 г. до н. э. вблизи Дарданелл, где встретились два войска – римское под командованием полководца Лукулла и боспорское со главе с царем Митридатом. Перед самым сражением небо внезапно разверзлось и большое тело, похожее на бочку, устремилось вниз и упало между двумя армиями, которые после этого мирно разошлись.
Год убийства Юлия Цезаря в Риме древние римские историки связывают с непрестанными небесными чудесными знамениями. Так, Плутарх описывает блики света в небесах, оглушительные ночные звуки, а также множество огненных людей, устремляющихся ввысь. Юлий Угодник описывает три солнца и факел на западе. Может быть, это были космические корабли, наблюдавшие за Римом в тяжелый период?
Когда в 218 г. до н.э. знаменитый полководец Ганнибал, перешедши через Альпы, чтобы затем в течение шестнадцати лет грабить и опустошать Италию, в небе были также замечены необычные объекты. Ливий описывает их как призрачные мерцающие корабли. В этот период поблизости Амитернаума во многих местах очевидцы видели необычных людей в сияющих одеждах, которые держались на расстоянии.
Когда в 41 г. до н. э. Клеопатра встретилась с Марком Антонием, над местом их встречи на небе появилось три солнца, затем они слились воедино. Спустя десять лет произошли трагические события – потерпев сокрушительное поражение, Антоний закололся, а Клеопатра добровольно приняла яд змеи. Дионий Сицилийский описывает, что всего за несколько месяцев до этих событий в Египте, где очень давно не было дождя, с неба полились не только вода, но и кровь, видны были кометы, сверкали в небе доспехи.
Не существует научных данных, подтверждающих описанные древнеримскими историками феномены. Но вряд ли древние авторы стали бы уделять внимание обычным явлениям природы, таким как метеориты, галооблака и т.п.
Плутарх описывает необычный случай, когда в Апполонии римлянами был обнаружен странный спящий гуманоид. По описанию, он выглядел как сатир, которых изображают художники и скульпторы. Гуманоида доставили к греческому императору Сулле, приставили к нему переводчиков, но они не дождались от сатира ничего вразумительного: он с трудом издавал странные хриплые звуки, подобные ржанию лошади и блеянию козы. Император пришел в ужас и велел убрать сатира подальше с глаз.
О присутствии пришельцев говорят и некоторые материальные предметы, оставленные ими, и, к большому сожалению, нынче утраченные. В различных документах, дошедших до нас с древних времен, упоминается о необычном источнике света, который древние называли “негасимыми лампадами”. Эти вечные светильники могли гореть сотри лет и не требовать топлива.
У Нумы Помпилия, римского императора, жившего в VII веке до н.э., был такой светильник, выполненный в виде шара, который висел в храме. Плутарх описывает еще один такой же светильник, расположенный над входными дверьми храма Юпитера-Амона. Жрецы говорили, что лампа появилась по воле богов и горит в течение многих столетий.
Необъяснимый случай произошел в Риме в 1485 году, когда вблизи храма Санта Мария был вскрыт мавзолей. В саркофаге находилась юная девушка, которая выглядела как живая, следы тления ее практически не коснулись, хотя похоронена она была не менее 1500 лет назад. На стене склепа, рядом с саркофагом, висела лампа, выполненная их металла, горевшая голубоватым светом. Похожий светильник был обнаружен в другой гробнице поблизости Рима в 1401 году.
В старинный летописях и преданиях Китая, Индии, Южной Америки, Африки также встречаются упоминания о похожих негасимых лампах. Возможно, это одно из свидетельств присутствия инопланетян на нашей планете.
Существуют теории, согласно которым Олимпийские боги были пришельцами с других планет. Они имели очень высокий уровень развития по отношению к землянам того времени, поэтому люди считали их богами. Боги держали людей на расстоянии, сохраняя свое преимущество. Безусловно, они были самой разумной, технологически наиболее развитой гуманоидной расой. Иногда они делились с людьми знаниями и некоторыми технологическими разработками.
Ученые считают, что невозможно было построить такие уникальные сооружения, как египетские пирамиды, на том уровне развития, на котором тогда находилось человечество. Может быть, людям помогали инопланетяне? Ученые, которые исследуют египетские гробницы и пирамиды, давно заметили отсутствие следов копоти на стенах вырубленных в скалах гробниц. Если бы при работе строителей использовались факелы или масляные лампы, стены обязательно были бы закопчены.
По свидетельству немецкого инженера-электрика Р.Хаббека, он в составе группы из пяти человек в 1979 году проводил в городе Дендеры исследования храма богини Хатхор. На стенах узких и длинных культовых помещений находятся очень интересные и необычные рельефы.
На одном из них, особенно заинтересовавшем исследователей, изображены фигуры людей, находящихся рядом с гигантскими колбами, которые внешне похожи на лампы накаливания, знакомые каждому современному человеку. Внутри этих ламп изображены линии, напоминающие змей. Может быть, это нити накаливания? На рельефе можно увидеть и своеобразный кабель, ведущий от лампы к ящику, который напоминает современный распределительный щиток. Рядом со щитком – фигура демона, в руках его два ножа, расположенных лезвиями вверх. Наверное, это предупреждение для древних людей о том, что работать с электричеством очень опасно.
Таким образом, если НЛО существуют, то они появились значительно раньше, чем мы о них узнали, и сама история является тому подтверждением.
salik.biz
Рим. Загадки истории. - Александр Чачава
Рим в ноябре великолепен. Одна из лучших поездок в 2016 году. Нам повезло с погодой, было относительно мало народу, удалось найти отличных гидов с глубоким знанием истории Рима, которые знатно поработали со мной над организацией содержательной части. Ну а с вкусной едой и хорошими отелями в Риме никогда проблем не было. Поездку заказал мой сын на свой день рождения, он увлекается историей Древнего Рима, много читает, знает уже больше меня об этом и захотел такой себе подарок.
Остановились мы не в историческом центре, а на вилле Боргези. Отель в парке в тихом районе. Что-то в этом есть, хотя я больше люблю в самом историческом центре останавливаться, когда можно выйти в 6 утра на улицу и посмотреть на площадь фонтана Треви без людей.
Зато в этом отеле нам приносили в качестве комплимента свежие цветы, шампанское, разные вкусняшки. И завтраки были очень приличные, настоящие яйца Бенедикта и много вкусных фруктов.
Посещение Рима мы начинаем с Капитолийского холма, в какой-то степени сакральное место. Точнее, в этот раз мы долго стояли у инсул, это у подножия холма со стороны дороги, в сторону Витториано. Рассказываю сыну, что 5-ти этажные многоквартирные инсулы, так похожие на хрущевки, которые встречаются недалеко от нашего дома, были построены 2100 лет назад для сдачи внаем.
"- Нет, не как airbnb, мобильных приложений в Риме тогда еще не было."Шучу, сын знает историю Рима лучше меня уже.
Уровень развития Римской республики меня поражает совершенно. Во время прогулки с гидом мы пытались воссоздать облик Древнего Рима с помощью накладывания специальных трафаретов. Китайцы бы снесли все развалины и восстановили бы как было тогда, но итальянцы так не могут, и правильно. Скорее бы уже на движке Unigine появилась бы географически точная модель Рима 1 в до н.э!
Вот мы на вершине Капитолия, прямо мэрия, резиденция главы города находится в этом месте примерно 2500 лет. Таксист, который нас подвез, шутит: "Вы к Вирджинии собрались?!" Это 37-летняя красотка, которая занимает в этом здании кресло мэра Рима, над ней очень любят пошутить итальянские мужчины, впрочем делают это по-доброму и любя. Справа и слева музеи, там много всего интересного. Для меня эти музеи - это лучший вид на форум из задней подземной галереи, табулариума (самая первая фотография), что под мэрией, а также табулы там же.
Табулы - это самое удивительное свидетельство величия Рима. Квиритское право, а именно Законы 12-ти таблиц кажутся мне совершенно уместными и в сегодняшнем обществе. Не случайно Римское право дошло до наших дней и по сути явлется основополагающим скелетом всей юриспунденции.
451 год до н.э. Советую почитать.Таблица VIII 1а. Кто злую песню распевает (имеется ввиду наказание за клевету, вплоть до смертной казни)....21. Пусть будет предан богам подземным, [т. е. проклятию], тот патрон, который причиняет вред [своему] клиенту.22. Если [кто-либо] участвовал [при совершении сделки] в качестве свидетеля или весовщика, [а затем] отказывается это засвидетельствовать, то пусть [он будет признан] бесчестным и утратит право быть свидетелем.
Таблица X8. А также золота с покойником пусть не кладут. Но если у умершего зубы были скреплены золотом, то не возбраняется похоронить или сжечь его с этим золотом.
Злые языки утверждают, что "суммарный интеллект всех людей в мире вещь постоянная". Я не согласен с этим утверждением, хотя в Риме можно найти отличное подтверждение этих слов.
На фото вверху два выхода канализации античного Рима. Излишне уточнять, что в домах римских вельмож были теплые полы, горячее водоснабжение и канализации. Так вот, даже канализации в Древнем Риме были сделаны со вкусом. Выходные решетки канализации делали в виде разных фигур, как на фото ниже. Фигурные "решетки" позволяли воде стекать в реку, а более крупные отходы потом убирались. Река не загрязнялась, а отходы можно было использовать, как удобрения, например. Клоака Максима или Большая Клоака начала создаваться в Риме в 616 году до н.э. Даже сегодня эта система приносит Риму пользу, выполняя роль ливневой канализации.
Помните "Римские каникулы"? Именно в эти "Уста истины" совал руку Грегори Пек и его спасала Одри Хепберн. Сейчас легенда из кинофильма, что "Уста истины" римского оракула откусят руку лжецу жива как никогда, к этому канализационному люку стоит гигантская очередь.
А в церкви, у входа в которую расположены "уста", ни души. Хотя снаружи сотни человек толкутся, как в токийском метро. Кажется глупостью? Вовсе нет, Большая клоака - одно из величайших творений царя Луция Тарквиния (616-579 до н.э.) А еще он построил храм Юпитера Капитолийского, колыбель римской цивилизации, при нем начали развиваться искусства, он расширил сенат, построил водопровод и даже большой цирк. Я бы тоже поклонился великому гению, который умер 2596 лет назад, пусть для этого надо было засунуть руку в канализационный люк... Но времени стоять в очереди не было.
Каждый квадратный метр древнего форума скрывает десятки известных и сотни неизвестных историкам сюжетов. Весталки и их святилища, регия и черный камень, храмы и ораторские трибуны, базилики и комиции, золотой мильный камень Цезаря и триумфальные арки. Центр религиозной, общественной, политической и деловой жизни города на протяжении 1000 лет, будь неладен вестгот Аларих, который в 410 году н.э. все тут разнес в ответ на невыполненное обещание римлян выплатить дань.Вид с Палатина.
Насколько прекрасен форум, настолько неубедителен Витториано на заднем плане на верхней фотографии и на переднем на нижней. Слишком помпезно, внутри ничего интересного, имперское безвкусие Виктора Эммануила 2-го, объединителя Италии. Вон он на коне посередине.
Внизу виднеется гигантская базилика Максенция и Константина, построенная в 308-312 гг н.э., когда Константин еще был не вполне христианин. Постройка базилики закончилась за 20 лет до эдикта все того же Константина о разрушении языческих храмов. Как же переменчивы тоталитарные правители...
Мне интересна базилика своими размерами. Высота пролета 40 метров, площадь нефа - 4000 кв. метров! Вся была украшена мрамором и мозаиками, там же стояла 12-ти метровая статуя Константина, проводились соревнования по борьбе, деловые встречи, жизнь кипела, в общем.Пытаемся представить, как все было.
Подойти вплотную к арке Тита мешают снующие с фотоаппаратами братья-евреи. Если присмотреться, внутри арки видно изображение семисвечника, той самой Меноры. Если вы не знаете историю Меноры, вы ничего не знаете об Израиле, почитайте."И сделай светильник из золота чистого; чеканный да сделан будет светильник; бедро его и стебель его, чашечки его, завязи его и цветы его должны быть из него" - исх25:31-40, Библия.
Первый раз иудеи утеряли Менору в 169 г. до н.э., Антиох 4-ый Эпифан увез ее в Сирию. Через 6 лет в ходе восстания маккиавеев иудеям удалось вернуть власть и "очистить Храм". Менора была опять зажжена. Евреи начали праздновать Хануку в честь этого события, один из главных праздников в Израиле до сих пор.
Скорее всего за всю историю Меноры это физически были разные семисвечники, но которым придавалось сакральное значение той самой Меноры. Семисвечник состоял из 36 килограммов золота, и народ готов был поверить, что это тот самый!
Второй раз Менора была увезена Титом в Рим в 70 г н.э. В память о той победе была воздвигнута триумфальная арка, но она простояла только несколько лет. История умалчивает что с ней сталось, но уже после смерти Тита построили другую арку, на фотографии ниже, восхваляющую победу в Иерусалиме. На ней изображена та самая Менора, которую несут пленные иудеи. Менора не сохранилась до наших дней, историки подозревают, что она была украдена вандалами в 455 году, во время второго разграбления Рима, еще более жестокого, чем вестготами 45 лет до этого. Они увезли бы ее в Карфаген, но несколько кораблей на обратном пути затонуло. Впрочем, в Израиле есть версии, что оригинальная Менора была спрятана, а украден был просто один из семисвечников. Еще одна история про Чашу Грааля, в общем.
Единственное, что можно сказать с уверенностью, это единственное древнее изображение Меноры, сохранившееся до наших дней. Не случайно на гербе Израиля изображена именно эта самая Менора с арки Тита.
Мне очень нравится песня Арии "Коллизей":Боги прокляли спятивший РимГород брошенных женщин и калек.Здесь глотают отравленный дым,Режут лезвием вены
В этой песне масса исторических неточностей. Почти все неверно, кроме первого абзаца, который я здесь привожу. Песню можно послушать по ссылке.
Во-первых, Колизей это совсем не Колизей. На этом месте до 72 г н.э. располагался золотой дом Нерона. Спятивший Рим времен Калигулы и Нерона был очень странным городом. Тот самый пожар в 64 году, предположительно, Нерон затеял, чтобы освободить гигантскую территорию под свою резиденцию, самую большую резиденцию за всю историю монархов, не считая Запретного дворца в Пекине, почти 120 гектаров. Есть много версий о пожаре, в том числе и те, которые говорят о невиновности Нерона, сам Нерон обвинил христиан. Но постройка дворца говорит сама за себя, в результате пожара сгорело более 60% города. Нерон умер в 68 году в результате восстания и дворец не был достроен. Зато успели построить гигантскую 36-метровую статую Нерона, Колосс Нерона. Я делаю фотографию, стоя на месте как раз этого колосса (вверху).
После Нерона в результате непродолжительной гражданской войны к власти пришел Веспансиан, основатель новой династии Флавиев. Веспансиан был опытным чиновником, при Калигуле был претором Рима и заведовал дорогами. Так, во время дождей Калигула наткнулся на большую лужу на дороге и приказал бросить в нее Веспансиана. Веспансиана от более сурового наказания спасло рвение в подавлении заговора против Калигулы. Но во времена Нерона Веспансиан умудрился сотворить такое, что его уже ничего не могло спасти от опалы. Он заснул на спектакле Нерона и был выслан на границы империи подавлять восстания в Иудеи и Александрии. Как хорошо, что я не бывал на спектаклях Нерона... Известно, что Нерон считал себя величайшим актером, а никаким не императором, даже одна из последних фраз, когда он с помощью слуг пытался покончить с собой: "Какой великий актер погибает..."
Веспансиан не вел новых войн, только закончил текущие, пытался пополнить пустую казну и стабилизировать ситуацию в Риме, постоил множество общественных зданий, обновил храм Юпитера на Капитолии, символ Рима, самый большой храм Мира (на первой фотографии на первом плане), наконец гигантский амфитеатр Флавия на 80 тыс человек. Прямо у амфитеатра стоял колосс, лицо которого перебили с Нерона на бога Солнца. Но поскольку потом лица колосса перебивали еще не раз, это место стали называть просто "У колосса" (Colosseo). Колосс не сохранился до наших дней, зато сохранилась одноименная станция римского метро. В какой-то момент по названию места также начали называть и амфитеатр Флавия - Колизей. Император Веспансиан хотел войти в историю строителем и рачительным хозяином, при нем и его сыновьях ситуация в Риме значительно улучшилась. А амфитеатр должен был стать символом того, что отнятые Нероном у народа земли для дворца возвращаются народу гигантским объектом для забав. Абсолютно популистский, но чрезвычайно сильный шаг. Легенда гласит, что умирая, Веспансиан сказал фразу: "Кажется, я уже становлюсь богом". Он подразумевал, что его после смерти обожествлят. Как же ему там на небесах должно быть обидно, что в наши дни, если его и вспоминают, то только благодаря самой известной его фразе: "Деньги не пахнут." Пытаясь пополнить пустую казну, он вводил много налогов, в том числе на посещение общественных туалетов, это вызвало насмешки, а он вот так прокомментировал свое решение.
Амфитеатр был торжественно открыт уже сыном Веспасиана, императором Титом (тем самым с аркой). Игры длились 100 дней подряд, причем с утра до вечера. Только диких животных было убито 5000 за эти дни. Вопреки расхожему мнению, гладиаторов погибало не так много. В 70-80-е годы н.э. гладиаторские бои уже не были этрусской забавой, когда дрались рабы или приговоренные к смерти преступники. В 80-тысячном амфитеатре нужно было устраивать шоу. К тому времени гладиатор был уже профессией, хорошо оплачиваемой и привлекавшей даже знатных молодых людей. Самые популярные гладиаторы имели свои фан-клубы и отличные шоу, их ни в коем случае нельзя было убивать. Если рабы и попадали на арену в конце 1-го века, то скорее как пушечное мясо, крови народ тоже требовал. В песне Арии на арену выходил раб, вождь, племя которого захватили, на песок выходил Цезарь. Цезарь вообще умер за 100 лет до начала строительства амфитеатра Флавия, войн с племенами уже не было более 10 лет, какой вождь, вы чего? Ария что-то напутала в тексте песни, хотя песня отличная.
К сожалению, очень мало информации дошло до наших дней о самих шоу. Известно, что из Колизея делали большой бассейн для морских боев, строили крепости для имитации взятия Карфагена, сажали лес для "боев с галлами". Зрители приходили на трибуны прямо с утра, у каждого районе города было расписание и свои трибуны, так что с периодичностью раз в 3 дня любой мужчина города мог совершенно бесплатно пойти на трибуны. Женщин не допускали. На трибуны шли прямо с утра, беря с собой вино и еду, проводили там целый день, наблюдая за представлениями, которые сменяли одно другим. От выставочных боев тупыми мечами, до драк диких животных и целых массовых театрализованных постановок. Жаль, на ютьюбе не выкладывали эти события, очень интересно посмотреть, как это было на самом деле. Но когда я смотрю на подземную инфраструктуру Колизея, я понимаю, что это должно было быть очень круто.
Вообще, 100 дней игр, на которые каждый день на целый день приходила треть взрослого свободного мужского населения города, более 50-ти праздников в году, некоторые давали по несколько выходных. Да, рабочая неделя 7-ми дневная и 8-ой день выходной, но вместе с праздниками римляне работали меньше всех в мире, да еще и 6-ти часовой рабочий день. Все понятно, почему Рим пал... Какую страну просрали... Зато, наверное, было весело не только императорам с их оргиями, пирами и интригами, но даже простым гражданам.
Тем не менее своего наивысшего расцвета империя достигла в период с 96 до 180 года, в период правления так называемых "пяти хороших императоров" подряд. Мне нравится имератор Траян, второй из пяти. Именно при нем империя достигла максимальной географической экспансии, дальше уже велись только оборонительные войны, завоевывать уже стало просто нечего. С Траяном связан забавный момент, во время своей финансовой реформы он взял под контроль обменную деятельность. Ранее в Риме были распространены уличные менялы, которые раскладывали монеты прямо на небольших мобильных прилавках/лавках, по латыни banca (лавка-скамейка, отсюда пошло футбольное сесть на банку, т.е. выпасть из основного состава клуба). Легионеры Траяна проводили рейды против менял, изымали монеты и ломали эти лавки, если обнаруживали. Сломанная лавка на латыни звучит как banca rota. Так появились первые банкроты.
Траян в результате финансовой реформы ввел алиментарную систему, при которой дети из малоимущих семей получали пособие, стимулировались инвестиции в сельское хозяйство Италии, чтобы не так зависеть от поставок хлеба из Египта, эти поставки тоже были стабилизированы. К новой гавани для барж с хлебов мог пришвартоваться Титаник. Нищим раздавали хлеб, тогда появилась фраза "Хлеба и зрелищ". Захват Дакии принес Риму 165 тонн золота и 300 тонн серебра, это позволило на 1 год освободить население Рима от всех налогов. Триумф Траяна длился 123 дня, в играх участвовало 19 000 гладиаторов. Дакию Траян захватывал силами 200-тысячного корпуса из 16 легионов и вспомогательных отрядов. Всего римская армия достигла при Траяне своего максимума в числе и боевой эффективности - 30 легионов.
Вот карта Римской империи. Удержать такую махину было не под силу никому. Тем более, что Траян исчерпал возможности по завоеваниям на Западе, упершись в Атлантический океан. Он и сам был из Испании, кстати. И вектор завоеваний поздней империи пришелся на восток, густонаселенные районы древних стран. Баланс в численности населения качнулся в сторону востока, по некоторым оценкам только в Малой Азии проживало 15 млн из 65 млн населения империи. Неслучайно столицу пришлось переносить восточнее, в Константинополь. Захваченные земли имели не менее богатую культуру и историю, чем Рим, при этом сильно отличались по менталитету от греков и римлян. Неслучайно большинство восстаний было именно в восточных регионах, а самой pain in the ass была Иудея. Некоторые императоры пытались даже ее стереть с лица земли и расселить евреев, многое получалось.
Рим разрушили эти восстания, наряду с внутренними противоречиями и борьбой за власть. А кочевники/дикие племена только довершили начатое. У Алариха было всего 40 тыс диких необученных бойцов, 3 легиона обычно разносили такое войско в пух и прах. Но в 410 году Рим уже не мог выставить 3 верных и обученных легиона...
Кстати, феномен "5-ти хороших императоров" легко объясняет Макиавелли. Власть в этот период передавалась не по наследству, а в результате "усыновления", когда предыдущий император подбирал среди своим более молодых соратников следующего достойного правителя и "усыновлял" его, назначая преемником. В таком случае монархия работает гораздо лучше. Интересно, Путин читал труды Макиавелли на эту тему?..
Мы гуляем по средневековому Риму, по еврейскому кварталу и Трастевере, Риголе и Понте. Средневековый Рим тоже прекрасен, при этом здесь совсем нет туристов, только местные. Самые вкусные траттории и ресторанчики в этой части города. А все миллионы туристов в треугольнике: Капитолий-Колизей-Фонтан Треви.
25 000 шагов, в итоге семья бунтует и мы садимся обедать, а потом на такси.
В Риме, как и в остальной Европе, чувствуется напряженность относительно террористов. Все вузы и туристические объекты, места скопления людей и просто важные перекрестки охраняют бравые солдаты на военных внедорожниках. Вокруг Ватикана вообще настоящие баррикады построили.
А мы идем на экскурсию на древнейшее капище этрусских жрецов - Ватикум. Правда, позднее другие жрецы на этом же месте построили свое капище и теперь в многочисленных музеях выставляют свои аргентинские святыни.
Все началось с того, что этрусские прорицатели на холме Ватикум занимались пророчествами. Во времена Древнего Рима эта местность не была заселена, холм считался святым. Видимо, что-то вроде богорощи или богохолма, у язычников есть такие обычаи поклоняться природе. Впрочем, император Клавдий устраивал здесь цирковые представления. В 4-ом веке здесь появилась базилика Константина, на месте предполагаемой казни св. Петра. Римляне часто устраивали публичные казни в цирке.
Вплоть до 1929 года Папская область была вполне себе средневековым государством, с площадью до половины Аппенин, но Муссолини в итоге загнал ее в границы Ватикана.
Туристы в основном приезжают в Ватикан для посещения музеев, их почти два десятка на территории государства. Начиная с довольно кстати интересного музея транспортных средств Папы и заканчивая картинными галереями с кучей шедевров.
В порядке общей очереди в Ватикан попасть непросто. Лучше всего купить билет заранее по Интернету на определенное время.
Обсуждаем Папу Урбана 8-го, ужасного коррупционера начала 17-го века. Еще с 16-го века в Риме начали начали использовать фиговые листки на причинных местах, но именно Урбан 8-ой (некоторые источники указывают еще на следующего Папу Иннокентия 10-го) приказал отрубить все письки перед тем, как накладывать фиговые листки. До этого почти 2000 лет эти статуи стояли как положено, в чем мать родила. Есть довольно известный кадр, большой ящик с этими самыми отрубленными письками, видимо нашли в недрах Ватикана. Чего не выбросили, непонятно, но сейчас уже обратно не прикрепишь, непонятно где чья...
Внутренний двор Ватикана, парковка чиновников этого мини-государства. Подробнее о том, как там все устроено, смотрите в сериале "Молодой Папа".
Ниже кадр из кинофильма про вторую мировую войну прямо. Это я выглядываю во все окна музеев и пытаюсь найти что-нибудь интересное. Да, встретиться с Папой не так уж и сложно, надо написать официальный запрос, получить рекомендацию вашего духовника и через 9-18 месяцев вас допустят до групповой аудиенции. Если запрос интересный и стоящий, возможны исключения и все будет быстрее, в исключительных случаях это будет личная аудиенция. Если вы хотите что-то подарить Папе, тоже необходимо согласовать со службой протокола. Если вы не католик, но у вас есть рекомендация католика, то аудиенция также возможна, надо четче формулировать цель. Запросы на аудиенцию направляйте по адресу: Sua Santità Papa Benedetto XVI PP, Via del Pellegrino 00120 Citta del Vaticano.
Наш гид Александра рассказывает об истории формирования музеев в Ватикане. Эти музеи посещает более 5,5 млн человек в год, это довольно много, нам пришлось прийти в музеи в 16:00, когда группы уже схлынули. Да, это меньше, чем Лувр (8,5 млн), но больше, чем Эрмитаж (2,5 млн).
Внизу известная картина Рафаэля Санти, он нарисовал всех великих ученых. В середине идут Платон и Аристотель, но лестнице сидит Диоген, ну и так далее. Есть и несколько загадок, например задумчивый чувак на переднем плане это Гераклит Эфесский или Микеланджело, в углу справа Апеллес или сам Рафаэль? Отличная картина, как и многие другие кисти Рафаэля.
Сикстинская капелла мне не очень понятна. Ну, круто отрисовано, именно тут происходит конклав, это все понятно. Но чего-то не вштыривает... То ли дело "Пьета"! Для меня гений Микеланджело это именно эта скульптура, а не капелла.
В Сан-Пьетро, где и расположена "Пьета", можно играть в футбол, такой он большой. Собор в текущем виде строили почти весь 16-ый век, причем поучаствовали многие известные архитекторы того времени, включая Микеланджело.
А вот площадь Сан-Пьетро делал Бернини, мне кажется площадь более гениальна, чем собор. Особым образом расположенные колонны, а обелиск выполняет роль гномона, как в солнечных часах. Кстати обелиск привез Калигула из Гелиополя, он стоит тут уже 2000 лет, самый старый постоянно стоящий на одном месте обелиск. В эпоху Возрождения его вроде как переносили, но сейчас он стоит там же, где и во времена Нерона, Нерон организовал тут цирк, где и казнили Петра. Многое тут изменилось, а обелиск так и стоит.
На фотографии ниже представители самой старой армии в мире, Швейцарской гвардии Ватикана, с 1506 года без изменений. Когда-то швейцарцы считались лучшими наемниками в Европе. Теперь эта армия насчитывает 110 человек, все граждане Швейцарии. Публичную службу гвардейцы несут с традиционным оружием, но где-то в глубине есть и склад с огнестрельным оружием, вдруг что. Зарплата рядового не облагается налогами и составляет 1300 евро в месяц, не густо.
Один из дней у нас разгрузочный, мы гуляем по парку и виллы Боргези, по другим районам Рима и почти не касаемся истории.
Правда, в Риме история касается тебя, даже если ты ее не касаешься. Разговариваем с Егором про Аппиеву дорогу, точнее про то, как Рим умудрялся управлять такой гигантской территорией. Государство было связано хорошими дорогами, фельдегерская служба работала как часы (во времена Республики всадники были фельдегерями), законы были четко прописаны, также как и иерархия и обязанности разных служб. Государственное устройство Рима заслуживает отдельного исследования, но самое главное - это феноменально шикарные по тем временам дороги, мощеные камнем, поддерживаемые в хорошем состоянии. Гитлер не начал мировую войну, пока не построил систему автобанов, Рузвельт создал систему хайвеев, я считаю именно это ключевым вкладом в процветание США. При этом ему не помешало, что денег на строительстве дорог наворовали прилично, бюджет превысил начальный в 4 раза.
Чтобы не устать раньше времени, берем гольфкар, на гольфкаре гулять по парку эффективнее и легче, у нас еще много points of interest в самом городе.
На пинакотеки и прочие музеи нас уже не хватает, в Риме много очень интересных музеев остались нами не охваченные ни в этот, ни в прошлые приезды.
Фонтан Треви наряду с Колизеем, наверное, самые загруженные туристами места в Риме. Их стоит избегать, потому что за массовым туристом приходят сувенирные лавки с китайским барахлом, которые вывешивают это барахло на фасады своих лавок и тем самым портят облик города. Вас постоянно дергают черные продавцы селфи-палок, от которых можно укрыться в любой пиццерии и поесть весьма среднюю по качеству пиццу за двойную цену.
Нам очень нравится Пантеон всех богов, построенный в 27 г до н.э. Купол пантеона 44 метра, кессонированный потолок, единая оболочка! Пару лет назад я был внутри купола великолепного собора св. Павла Кристофера Рена, построенный в конце 17-го века. Там на самом деле 2 купола и один поддерживает другой, иначе очень сложно было по технологиям того времени сделать такой большой купол. А тут 2000 лет, вообще мистика!
В Пантеон надо приходить строго в полдень и смотреть на сноп света, падающий с круглого отверствия посередине, окулюса (небесное всевидящее око). Не так забавно, как в храм гроба Господня в Иерусалиме над кувуклией, но зато такой концентрированный сноп света, что кажется, его можно потрогать. А во времена языческих богов в центре стояли статуи и сноп света падал поочередно на каждую статую, в зависимости от времени года, как бы дань уважения богам. Христиане хотели разрушить храм, но его подарили Папе и переделали в христианский, чем и спасли.
Как же римляне построили купол? Они не стали заморачиваться с постройкой купола, как Кристофер Рен, а построили стены, полностью заполнили их землей с горкой. И потом уже клали купол на эту гору как бы. Я боюсь представить, как потом эту землю выгребали. Злые языки утверждают, что на дне были разбросаны несколько мешков золотых монет. Когда об этом объявили, жители сами все раскопали. Я не очень в это верю.
Купол тяжелый, поэтому толщина стен Пантеона - 6 метров.
Что может быть прекраснее, чем отдохнуть у фонтана на пьяцца Навона?!
Площадь Навона - на самом деле место греческих состязаний, иногда это тоже называли цирком. Поэтому она такая вытянутая. История подкидывает необычные сюжеты, например обратите внимание на церковь св. Агнессы на площади Навона. Церковь, как гласят справочники, была построена на месте мученичества христианки Агнессы. Также исторические документы гласят, что на этом месте были расположены знаменитые римские бордели, куда и отправили Агнессу. А в средние века здесь проходили карнавалы. В 17-ом веке в особенно жаркие дни фонтаны намеренно переполнялись и площадь заливали водой.
В Рим хочется возвращаться снова и снова. Он скрывает еще так много интересных историй!
Все, мы пошли на шопинг, всем спасибо. КОНЕЦ!
chachava.livejournal.com
Цезарь и причина его гибели
Две тысячи пятьдесят девять лет назад в марте месяце был убит легендарная личность Древнего Рима – Юлий Цезарь. С ним пала великая Римская республика. Почему, учитывая все риски, цезарь в тот день отправился в римский сенат без охраны? Почему, зная, что часть представителей сената настроена против его единоличной власти из-за взаимоотношений с египетской царицей Клеопатрой, ему не была оказана поддержка?
Гибель Цезаря объясняют приверженностью к риску историки Барри Стросс, Брайс Корнелла и Эдит М.Вумар по книге «Смерть Цезаря: рассказ о самом известном в истории убийстве» (авторы: Саймон и Шустер).
Цезарь старел и продолжал борьбу с одержимостью эпилепсией. Возможно, он переживал этот недуг более остро с возрастом и пытался доказать противникам его власти, что имеет неоспоримое преимущество.
В Англии найдены руины римской виллы III века.
Чтение «Юлия Цезаря» У.Шекспира стало источником вдохновения для Шустера при написании истории об обстоятельствах убийства военачальника. Штраус искал причины гибели полководца в переписке между Цицероном и заговорщиками.
Убийство Цезаря: картинки
Письма дали Строссу глубокое понимание и переживание ситуации. Он исследовал исторические документы и выяснил, что реальные причины значительно отличались от описанных Шекспиром. Например, Штраус утверждает, что заговорщиков было три, а не два как в поэме. Он считает, что ученые, за редким исключением, недооценивали мотивы убийства. Шекспир писал, что между Брутом и Цезарем, связанных крепкой дружбой и любви к Республике, произошла ссора. Штраус считает, что реально Брут никогда не был единомышленником Цезаря.
«Он восхвалял республику, но также он о думал о себе и своей карьере. Он видел, что движет Цезарем, и это была одна из вещей, которую он не воспринял в Цезаре», — пишет Штраус.
Как египетская пирамида оказалась в центре Рима?
В то время как Стросс изображает исторические фигуры как реальных живых людей, со сложностью их характеров и противоречиями. Кроме того, он считает, что их намерения отличались от принятых ранее в истории. Они были римлянами насквозь, и их выбор отражал значение римского общества и культуры в истории мира.
Для Штрауса написание книги о древнем Риме и Юлее Цезаря было делом личного выбора. В детстве его отец рассказывал, как отец маршировал, чтобы освободить Рим с армией США в июне 1944 года, рассказывает он. Рим приобрел для него особое значение как город.
Убийство Цезаря Древний Рим: картинки
При написании книги Штраус проводил много времени в Риме. Он рассказывает, что осмотрел все подземные сооружения под фундаментом, все останки руин. Много времен он провел в музее Ватикана, держал в руках монеты Древнего Рима. Ученый путешествовал во Францию и Турцию из Рима, чтобы пройти по стопам Цезаря и понять значение его фразы: «Пришел, увидел, победил». Ощутить, что значило для него завоевание Галлии.
Штраус считает, что Цезарь столкнулся с теми же сложными проблемами в обществе, как переходный период и необходимость введения реформ. Историю Цезаря он представляет как источник информации для современных политических лидеров, в котором можно почерпнуть урок.
Источник: Cornell University
Новости Древний Рим, 2015
drevniy-egipet.ru
Катакомбы Рима: загадки и легенды подземелий
Гробницы, или катакомбы Рима не так известны путешественникам и не растиражированы многочисленными туристическими справочниками и путеводителями, как Колизей или памятники Ватикана.
Но это одно из тех мест в вечном городе, в котором становится не по себе, а особо впечатлительные люди практически выбегают из подземных хитроумно переплетенных тоннелей обратно к итальянскому солнцу, а потом еще долго тихо сидят в ближайшем ресторанчике с чашкой ристретто, переживая собственные впечатления.
Отчасти из-за подобного поведения многих экскурсантов, отчасти для удобства работающих археологов и самых посетителей, коридоры подземных галерей, полных захоронений, разбили на несколько самостоятельно доступных к осмотру комплексов.
Greger Ravik / flickr.com
Есть городская легенда, рассказывающая о том, что разделение переплетений таинственных ходов было сделано из-за потерявшихся в галереях туристов, которые спустились в древний город мертвых и не поднялись обратно к улицам, полным живых.
Насколько это соответствует реальности, сложно сказать. Однако, в районе вокзала Termini рядом с аркой Porta Maggiore, тоже не входящей в список известных памятников города, есть небольшой бар, в котором собираются местные и куда похаживают работники вокзала и депо.
Помимо того, что это одно из немногих мест в Евросоюзе, где нет помещения для некурящих. Здесь еще все стены увешаны старыми фотографиями времен Муссолини, а угостив компанию пожилых посетителей, можно услышать историю о том, как в 1996 году или в 1994 – здесь мнения расходятся, трое туристов спустились под землю и больше их никто не видел.
Можно считать косвенным подтверждением легенды то, что в 90-х комплекс под Termini был полностью закрыт для посещений постановлением археологической комиссии по сакральным ценностям при Папе, в ведении которой и находится все, что так или иначе связано с катакомбами.
Что и как можно увидеть?
Катакомбы Рима, или, как они названы в туристических брошюрах на русском языке – гробницы, подразделяются на:
Христианские.
Иудейские.
Синкретические.
Дохристианские.
Купить билет, спуститься и осмотреть сегодня можно 6 комплексов, в которых доступно 64 галереи на разных уровнях и с очень продуманной системой освещения, усиливающей и без того зашкаливающие эмоции посетителей.
Herb Neufeld / flickr.com
Посетить можно экскурсии в катакомбы:
Святой Присциллы;
Святого Себастьяна;
Святого Каллиста;
Святой Домитиллы;
Святой Агнессы;
часть комплекса иудейских гробниц.
Это лишь ничтожно малая часть того, что уже открыто – общая официально озвученная протяженность подземного лабиринта мертвых превышает 175 километров. Что же касается количества мертвых, то только в катакомбах Каллиста свыше 170 тысяч захоронений, занявших четыре этажа галерей. Вход в остальные подземелья возможен лишь с разрешения Ватикана и никак иначе, но и в разрешенных для посещений местах можно провести не мало времени.
Катакомбы Святой Присциллы
Этот подземный комплекс находится под улицей Salaria, имеет три этажа галерей и знаменит уникальной комнатой-часовней, расписанной в стиле, позднее ставшим для всего мира византийским. Визуально древняя часовня невероятно напоминает остатки росписей в русских церквях, разрушенных за годы советской власти.
afmedia.ru
Такие же обрывочные фрагменты, оставшиеся от изображённых сцен, тот же голубь, в качестве символа Святого Духа. И даже предмет особой гордости этих гробниц – одно из самых ранних известных изображений Девы Марии с младенцем – весьма схож с традиционным изображением Богоматери.
Гораздо более интересно не помещение с греческой росписью и греческими же надписями, кстати, великолепно освещенное, настолько, что видно каждую трещинку в красках, более интересны галереи и переходы, появившиеся задолго до того, как будущая раннехристианская мученица родилась.
Согласно положениям по закреплению земель в Римском праве, территориями можно было владеть не только на поверхности, но и в подземельях. Именно эти римские катакомбы принадлежали очень знатному и древнему роду Глабриев, периодически возникающему в истории управления империей. Самой заметной фигурой в этом роду стал Акилий Глабрий, по версиям одних историков – отец Присциллы, по другим источникам – дядя.
Учитывая нравы, нормы бытового поведения и традиции римской знати, ведущей свои родословные столетиями, Акилий вполне мог быть одновременно и дядей, и отцом Присциллы.
Акилий Глабрий был видной фигурой в политике того времени, еще в молодости отличился при карфагенских войнах и полностью соответствовал всем представлениям о том, каким должен быть римский консул, кем он и являлся.
Но в 190 году, перед войной с Сирией, оттянувшей силы Рима от Карфагена, Глабрия внезапно смещают с должности консула и заменяют Корнелием Сципионом, гораздо менее подходящим для этого звания, как с точки зрения происхождения и древности рода, так и со стороны личных качеств.
Корнелий либо страдал паранойей, либо у него были какие-то опасения, но без сопровождения легата, которым был его брат Публий Сципион, новый консул не входил даже в покои императора.
А Акилий Глабрий был фактически сослан умирать. Его направили в самое безнадежное место из всех, где шли сражения – к городам Фессалии. Какие цели были у императора – неизвестно, но Глабрий совершил невозможное, и триумфально вернулся в Рим.
За этими фактами, которые есть в каждом учебнике, таится невероятно красивая история любви, без которой не было бы девушки Присциллы, разорванной львами под ликующие вопли толпы на арене Колизея. Кстати, на смерть представительницы одного из древнейших родов Рима пришло поглазеть рекордное количество зрителей, трибуны не смогли вместить всех, это документально подтверждено римскими хрониками.
tyt.by
В один из дней в атриуме своего родового поместья, консул увидел ухаживающую за чахнущим лавром рабыню-еврейку. Увидел и совершил нечто, что сотрясло все приближенное к императору правящее сообщество патрициев. Глабрий освободил девушку и женился на ней. Разумеется, с должностью консула пришлось попрощаться.
Пока бывший консул штурмовал фессалийские крепости, юную Присциллу растила его новоиспеченная супруга, которая была христианкой. Знал об этом Глабрий или нет – загадка. Но, скорее всего, верования его мало интересовали.
Где-то в стенах первого уровня коридоров катакомб замурованы вместе бывший консул и его супруга, совместное захоронение было прямым прижизненным распоряжением Глабрия, в котором оговаривалось и то, как именно будет проходить технически подзахоронение одного из супругов к другому, и какие средства на это будут затрачены.
Но план, расписанный до мелочей, не потребовался, они скончались одновременно, как сейчас бы сказали – при невыясненных обстоятельствах, и теперь обречены любить друг друга вечно в самом загадочном и красивом коридоре всего комплекса захоронений.
Экскурсоводы, работающие в катакомбах Присциллы, клянутся всеми святыми, что не раз видели в нижнем уровне эту пару, а вот саму Святую Присциллу – никогда.
Коридор, в котором где-то скрыто захоронение влюбленных, заметно отличается от всего остального оформления этих катакомб. Нижняя часть стены, примерно до метра, выложена кладкой, это видно, так как штукатурка, лежащая на ней, во многих местах просто отвалилась. Вдоль стен находятся длинные скамьи, не полые внутри, это подтверждено ультразвуковым исследованием.
restbee.ru
Над камнями кладки — элегантный бордюр. Выше, на светлом, скорее всего когда-то белом фоне — роспись со сценами из повседневной римской жизни. Изображения очень интересны и не несут никаких религиозных сюжетов, ни классических римских, ни христианских.
Присцилла была казнена по личной инициативе императора Домициана, собственноручно прописавшего «сценарий» казни и прибывшего на нее со свитой, в одном из своих лучших нарядов. Официальная версия причин гибели наследницы рода Глабриев — ее стойкость в вере, активное проповедничество, богослужения в семейных родовых катакомбах и все остальное.
Но в то время было огромное количество проповедников и верующих, занимающихся тем же, чем и Присцилла. Почему-то императора разозлила именно эта женщина. С момента ее мученической смерти, древний род начал угасать, в отличие от родового захоронения.
В римских катакомбах Святой Присциллы хоронили вплоть до V века, здесь похоронены первые римские папы и многие раннехристианские святые и мученики. Отсюда было вывезено и перезахоронено 32 повозки со святыми мощами и именно здесь находится самое раннее из всех известных изображение евхаристии, то есть сюжета пира Христа, к которому обращались многие живописцы, включая Леонардо.
Сегодня эти катакомбы самые посещаемые и популярные из всех доступных, хотя в каждой из «разрешенных» Ватиканом гробниц есть свои истории, не менее интересные, чем у катакомб Присциллы.
Синкретические
Самые таинственные и мистические из всех и самые «закрытые» с 90х годов. В 70х годах появилась версия, что этот комплекс римских катакомб, который удалось открыть случайно, был местом сбора гностиков, или же – неопифагорейцев.
То есть членов почти что сказочной мистической секты с философским уклоном, действительно существовавшей не одно столетие, и с одной стороны – являющейся продолжением и развитием философских идей Пифагора, с другой – тайным союзом влиятельных людей.
Последователями этого учения были многие известные в веках люди, в том числе – Цицерон. Многие из исследователей тайных обществ и сект, считают неопифагорейцев прародителями масонов, другие вполне серьезно утверждают, что именно из гностиков возникло общество иллюминатов, про которое Дэн Браун написал один из своих романов, экранизированный под названием «Ангелы и демоны» с Томом Хенксом и Юэном Мак Грегором в главных ролях.
Само сообщество никогда не мешало никому, кроме христиан. Именно после принятия христианства, как государственной религии, неопифагорийцы были объявлены сектой и «угрозой вере и государству». Они подверглись не просто гонениям, а полному уничтожению.
Есть легенда, рассказывающая о том, что последние из них, те, кто не успел скрыться из Рима, заживо замуровали себя в катакомбах, а проходы к этим залам были надежно скрыты четырьмя Хранителями.
Если следовать городской легенде об исчезнувших туристах, то вход в катакомбы с замурованными неопифагорийцами должен быть где-то у вокзала Termini. Точного адреса нет ни в одном путеводителе или справочнике. Но любопытные вполне могут его поискать, использовав новости из газет прошлого века, и ориентируясь на то, что об этих катакомбах напечатано в научной литературе.
В 1917 году во время работ по прокладке рельс для дополнительных путей, близ Termini провалилась часть уже существующего полотна дороги, ведущей к депо, и под римским солнцем оказались колонны и апсид. Парадоксально, но на апсиде, оказавшемся центральным, была изображена сцена того, как само солнце, в лице, предположительно, Аполлона, приветствует поэтессу Сапфо.
protraveler.ru
Работы были немедленно заморожены, начались раскопки. Во время войны римские катакомбы были объектом повышенного интереса самого Муссолини, что пошло на пользу гробницам, поскольку средства на изучение не были ограничены. К 50 годам огромный подземный зал, глубиной в 12 м в самом «высоком» месте и в 7 м – в самом низком, с площадью 17 на 9 м, был полностью раскопан, укреплен, засыпан сверху слоем грунта и был оборудован вход в него.
От этого помещения расходились лучи коридоров в строгой геометрической пропорции, явно рукотворных, в них работа археологов и продолжилась.
Как вспоминают те, кому удалось побывать в катакомбах до их закрытия – сочетание громадности зала и мертвенного неонового освещения создавало гнетущее впечатление, несмотря на позитивную стенную роспись. Свисающая местами с гипсовых лепных фрагментов плесень добавляла угнетающих эмоций, а контрастно маленькие темные дыры в коридоры пугали.
Достаточно часто впечатлительным посетителям становилось плохо, когда из какого-либо отверстия выходил один из работающих в катакомбах ученых.
В 2015 году, ведущий археолог Ватикана, председатель комиссии по археологическому надзору Ватикана, Лучилла Лабьянка дала долгую пресс-конференцию, затронув большое количество вопросов, в том числе и об этих катакомбах, рассказав о том, что реставрационные работы близятся к завершению и скоро помещение древнего храма станет доступно для осмотра всеми желающими.
Но на данный момент, пройдя несколько метров по очень хорошему тротуару с фонарями вдоль насыпи от платформ вокзала к депо, можно наткнуться на небольшое кирпичное строение без опознавательных знаков с неприметной дверью и звонком.
На его сигнал из недр кирпичной коробки появятся двое улыбчивых мужчин в форме без опознавательных знаков и объяснят, что войти можно, лишь обладая специальным пропуском из комиссии по археологическому надзору с двумя печатями. Именно – с двумя.
Дохристианские
Пока все ученые, исследователи-любители, которых в Риме очень много и туристы увлечены не заканчивающими тайнами катакомб христианских, уникальностью иудейских и загадкой синкретических, мало кто, кроме римских диггеров, интересуется дохристианскими или языческими римскими катакомбами.
В общем-то, вся информация из научных публикаций о них, это только то, что они есть. Между тем, языческие катакомбы протянулись минимум на 60 км в направлении Черветери.
Выяснилось это, разумеется, случайно. При очередных исследовательских изысканиях близ самого огромного из некрополей, оставленных этрусками, некрополя Бандитачча, был обнаружен проход в катакомбы, аналогичные римским. Это произошло накануне объявления территории города и его могильников охраняемой зоной Юнеско в 2004 году.
Изучать каменные гробницы древнейшего народа Италии близ Черветери начал еще в 1911 году Менгарелли. Поскольку частично его раскопки финансировал Лувр, то многие экспонаты из некрополей оказались именно там, но в Национальном Музее Этрусков в Риме остался самый уникальный предмет – двухместный «супружеский» саркофаг.
В вопросе римских катакомб работа Менгарелли интересна тем, что, закладывая фундамент всего, известного сейчас об этрусках, ученый высказал гипотезу, что в их захоронениях должен находиться вход в подземные бесконечные лабиринты мертвых, которые соединяют наземные кладбища, как дороги соединяют города. Но вход, подтверждающий его теорию, Менгарелли так и не нашел.
Если верить слухам в среде диггеров, то римские катакомбы соединяются напрямую с Черветери, в Риме попасть в них можно неподалеку от станции метро в 13м районе Рима — Trastevere. А именно там когда-то жили этруски, от которых сейчас осталось лишь название этого района.
Berit Watkin / flickr.com
Как говорят, между этими «наземными точками», есть великий зал, по размерам в разы превосходящий грандиозностью и храм под Termini, и недавно найденный «Золотой дом» и все, что смогли открыть в римских катакомбах.
В центре помещения высокий плоский алтарь. Поклонники культуры Этрурии, точнее, ее магической стороны, считают, что возможно именно тут совершались те грандиозные ритуалы магии крови, о которых даже сейчас принято говорить в полголоса.
Итальянцы в принципе люди очень суеверные, но все, что касается этрусков, рассказывается из поколения в поколение шепотом, наверное, так же рассказывали страшные истории, которые записал и издал Гоголь. И на это есть причины, поскольку многие верят, что этруски – прямые предки итальянских цыган, которых боятся до сих пор почти, как в средние века.
Как бы там ни было, но если этруски пользовались катакомбами под Trastevere, кстати, это этрусское слово, то история римских катакомб намного древнее и загадочнее, чем она представляется сейчас.
Видео: тайны катакомб Ватикана.
В дополнение
В Риме очень много исследователей его истории, не имеющих никакого отношения к официальным научным кругам. Самым известным из таких подвижников является Карло Павина.
Сеньор Павина – владелец небольшого фотоателье и автор четырех «толстых» книг о подземном мире вечного города, в которых изложены очень интересные мысли о римских катакомбах.
Улыбчивый итальянец непонятного возраста, любящий посидеть и потравить городские байки в ресторанчике своих соседей, не просто любитель старины и патриот района Trastevere, исправно пополняющий своими находками местный музей, или писатель-альтернативщик. Карло Павина дипломированный археолог, пишущий и рассказывающий о том, что довелось видеть самому.
Например, о затопленной части катакомб под Колизеем, или же о катакомбах с древними гробницами под Ватиканом. Римские катакомбы под святым городом сейчас активно раскапываются, возможно, скоро в Ватикане появится еще один музей, попасть в который можно будет, не выходя из метро.
Катакомбы — основная тема, будоражащая независимых исследователей всех возрастов, как образованных, так и самоучек. Самая же интересная на сегодняшний день тема, это найденная рядом с галереей, в которой предположительно был захоронен Святой Климент, пещера, где явно поклонялись древнему персидскому божеству Митре.
Viator.com / flickr.com
Доподлинно известно, что кровавые жертвы этому богу приносили легионеры, чьи казармы стояли близ холма Colle Oppio. Делали они это минимум до конца II века. Если святилище их кровавого бога было в римских катакомбах на соседнем уровне с захоронениями христиан, то не знать о христианах в подземелье воины, выполнявшие функции полицейских, просто не могли.
Тогда становится очень спорным исторический постулат, рассказывающий, что христиане скрывались в подземных лабиринтах от преследований властей.
Таких любопытных загадок римские катакомбы таят очень много, так же много, как различных легенд, оживающих при спуске в галереи, не всегда ужасающих и кровавых, не всегда мистичных и не обязательно связанных с историей христианства.
Катакомбы – это огромный мир, который древнее Ромула и Рема, древнее основанного ими вечного города. Мир, лишь на крохотную часть приоткрывающийся тем, кто хочет его увидеть и хоть немного попробовать понять.
Кто такой римлянин – две с половиной тысячи лет назад и в эпоху расцвета Римской империи, в период распада великого государства и в Средние века, в эпоху Возрождения и в наше время?
Есть ли что-то общее у жителей Вечного города перечисленных выше исторических эпох? Можно ли говорить о так называемом «римском характере»? Сохранились ли хоть какие-то традиции у ныне живущих в столице Италии от времен основателей Вечного города?
Однозначно ответить на эти вопросы невозможно.
Современные жители Рима темпераментны и радушны, обидчивы и восторженны, предприимчивы и не очень дисциплинированны и пунктуальны, ревностные хранители своих памятников культуры и ценители красоты и гармонии. Они любят детей и животных. А еще римляне обожают исторические тайны родного города и щедро потчуют ими приезжих.
Говорят, каждый житель Вечного города рождается поэтом, художником, певцом, музыкантом. Вот только не всегда они раскрывают свои таланты.
С древних времен Рим являлся пристанищем для многих племен и народностей. Этруски, рамны, тиции, люцеры и другие стали первопоселенцами этого города.
В античные века Рим гордо именовался «Caput mundi» – главой мира. Сюда свозили рабов из всех концов Европы, Северной Африки, Ближнего Востока. Некоторые из невольников, за особые заслуги, становились вольными жителями Вечного города.
Тысячи изгнанников, переселенцев, военнопленных, торговцев из разных стран обосновывались в Риме. Они вбирали местную культуру, традиции, верования и привносили свое, национальное, в духовную копилку величайшего государства античных времен.
Знаменитый древнеримский поэт Марк Валерий Марциал писал о съехавшихся в Вечный город на открытие Колизея людях разных племен:
Вот и родопский идет земледелец с Орфеева Тема.
Вот появился сармат, вскормленный кровью коней;
Тот, кто воду берет из истоков, им найденных, Нила;
Кто на пределах земли у Океана живет;
Поторопился араб, поспешили явиться сабеи,
И киликийцев родным здесь благовоньем кропят.
Вот и сикамбры пришли с волосами, завитыми в узел,
И эфиопы с иной, мелкой завивкой волос.
В XVIII–XIX веках европейские историки назвали Древний Рим «котлом, в котором переваривался весь античный мир».
Величайшую империю и ее столицу народы той эпохи ненавидели и восторгались, преклонялись и пытались сокрушить, воспевали и проклинали.
Все эти чувства порождали множество легенд, преданий, слухов, нераскрытых тайн, связанных с Вечным городом, с его историей, богами, знаменитыми и безвестными горожанами.
И сами жители Рима на протяжении более двух с половиной тысяч лет создали не меньше рассказов о тайнах своего города.
«Кто видел Италию и особенно Рим, тот никогда больше не будет несчастным», – с восторгом писал великий немецкий поэт и мыслитель Иоганн Вольфганг Гёте. Он считал, что путешествие по Италии было прекраснейшим периодом его жизни. Гёте много повидал европейских столиц и селений, но этот город был ему особенно близок.
Рим в наше время невозможно представить себе без туристов и паломников к его святыням. Большинство из них не только очаровываются Вечным городом, но и пытаются разгадать его тайны.
Выдающийся французский писатель Стендаль не раз бывал в Риме в начале XIX века и оставил о нем обширное и подробное воспоминание: «… По-моему, Рим красивее во время грозы. Яркое, спокойное солнце весеннего дня ему не подходит. Эта почва, кажется, специально создана для архитектуры. Нет здесь, конечно, чудесного моря, как в Неаполе, недостает некоторой сладострастной мягкости, но Рим – город могил; счастье, которое можно здесь себе представить, – это мрачное счастье страстей, а не мягкое наслаждение, как на побережье Позиппо…
Что может быть оригинальнее вида из Мальтийской приории, высящейся на западной вершине Авентинского холма, спускающегося к Тибру крутым обрывом! Какое глубокое впечатление производит с такой высоты гробница Цецилии Метеллы, Аппиева дорога и римская Кампанья! Что можно предпочесть виду, открывающемуся на другую, северную часть города…»
В XIX веке начался массовый наплыв в Рим русских. Актеры и художники, ученые и литераторы, купцы и просто желающие увидеть «священные камни глубокой старины».
Николай Васильевич Гоголь в неоконченной повести «Рим» писал об этом городе: «Галереи и галереи – и конца им нет: и там, и в той церкви хранится какое-нибудь чудо кисти; и там, на дряхлеющей стене, еще дивит готовый исчезнуть фресок; и там, на вознесенных мраморах и столбах, набранных из древних языческих храмов, блещет неувядаемой кистью плафон».
У нашего современника, поэта и историка Сергея Дмитриева есть строки:
Рим был и есть, иного не дано,
К нему приводят все дороги.
И мне однажды было суждено
Застыть в поклоне на его пороге.
Отсюда правили империей веков,
Раскинувшейся на полмира,
И нет на свете стран и языков,
Где бы не знали царственного Рима.
Земля дрожит, как будто до сих пор
Шагают маршем Рима легионы,
И строят всюду – времени в укор —
Театры, акведуки, стадионы.
Рим был и есть без всякого сомненья,
И у меня кружится голова
От лёгкого к плите прикосновенья…
Если собрать отзывы о столице Италии лишь только знаменитых людей, то получится многотомная ода, созданная на разных языках мира. Но немало слышал великий город в свой адрес и проклятий, и недобрых пророчеств. И с ними связано множество еще неоткрытых тайн.
«Найдите в Риме хоть одного раба, который не проклинал бы наш город», – писал неизвестный автор в начале новой эры.
Делали это не только невольники. Галльские жрецы произносили особые заклинания: «Рухни, каменная громада… Да сотрясется, Рим, под тобой земля!.. Да поглотят тебя пожары. Да покинут тебя твои боги, и мор выкосит все живое, и пыль веков навечно покроет твои улицы…».
Недобрые пожелания отчасти оказались пророческими. Все испытал Рим: и пожары, и нашествия врагов, и эпидемии… Но – выстоял и снова расцвел.
«Кто же ты?»
Обычный маршрут тех, кто впервые посетил Рим: обнесенная колоннадой площадь перед собором Святого Петра и сам собор; знаменитый фонтан Треви; площадь Пьяцца дель Пополо, украшенная храмами; Пьяцца Венеция; памятник Виктору Эммануилу II; колонна Траяна; Испанская лестница, ведущая на холм к церкви Санта-Тринита дель Монти; многочисленные католические храмы разных веков и, конечно же, римские катакомбы, Колизей, Форум, Пантеон, Аппиева дорога…