Каллиграфия древнего китая. Краткий путеводитель по стилям китайской каллиграфии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искусство китайской каллиграфии. Каллиграфия древнего китая


Китайская Каллиграфия. Искусство Каллиграфии. | Легендарный Китай

Китайская Каллиграфия

Китайская каллиграфияКитайская каллиграфия занимает достойное место в области традиционного искусства Поднебесной, это не только средство общения, но и средство выражения внутреннего мира человека.

Китайская каллиграфия занимает достойное место в области традиционного искусства страны, это не только средство общения, но и средство выражения внутреннего мира человека в эстетическом смысле.

В Древнем Китае уделяли большое внимание каллиграфии. Владение каллиграфией было очень важно для кандидатов, сдающих императорский экзамен.

Дети высокопоставленных чиновников учились и старались писать хорошо, даже императоры были хороши в каллиграфии, например, император Цянь лун династии Цин (1644 — 1911) оставил нам множество примеров своего искусства на стеллах в храмах и дворцах.

Китайское письмо относится к словесно-слоговым. В нем иероглифы передают слова (как правило, односложные) или же грамматически значимые части слова. Иероглифы в своей основе происходят от рисунков, которые со временем подверглись скорописному упрощению. Для овладения китайской письменностью требуется знание 5000 иероглифов. Их комбинация дает около 20 000 слов.

Иероглифы можно разделить на четыре основные группы:Китайская каллиграфия

  • Пиктограммы — знаки-рисунки, являющиеся первоначальной разновидностью письменности. Они существуют с середины второго тысячелетия до н. э.
  • Идеограммы — символы, которые отображают идею или элемент реальности. Они тесно связаны с пиктограммами.
  • Идеофонограммы состоят из двух частей, одна из которых передает значение слова, тогда как вторая указывает на его звучание.
  • Заимствованные иероглифы — иероглифы, имеющие самостоятельное значение и при этом также используемые для записи других слов (как правило, с отвлеченным значением).

Начертания иероглифов складываются из стандартных черт, числом от 1 до 28.

В китайской традиции бумага, кисть, тушь и тушечница называются «четырьмя драгоценностями, что находятся в покоях культурного человека». Для каждой из письменных принадлежностей существовал особый канон. 

Если кисть начинает колебаться, остается черная метка, поэтому скорость, сила и ловкость являются основой произведений изобразительного искусства. При написании иероглифов многие каллиграфы забывают все заботы и даже самих себя, объединив все мысли в красоте своего искусства.

Китайская каллиграфия — это философия. Таким образом, каллиграфию можно сравнить с цигун, это также помогает улучшить форму и характер человека, и содействовать благополучию.

Каллиграфия, как зеркало — молчаливое отражение души. Сегодня различные современные способы написания иероглифов были заменены на оригинальные, люди все еще любят древнюю форму каллиграфии и практикуют ее неустанно. Во время проведения традиционных праздников, благоприятные куплеты и каллиграфические надписи — всегда незаменимое украшение каждого дома.

История Китайской каллиграфии

китайская каллиграфия

Китайская Каллиграфия — особое явление в культуре Китая, которое представляет собой скорее искусство, чем просто способ передачи информации. Каллиграфия пережила более 2000 лет, и насчитывает пять основных способов написания различными методами. Даже сегодня, каллиграфия по-прежнему часто практикуется в качестве хобби.

Китайская письменность является одним из самых значимых элементов в четырех традиционных искусствах Китая, а именно в игре на лютне, шахматах, каллиграфии и живописи.

При объединении китайского народа династии Цинь (221 до н.э. — 206 до н.э.), премьер-министр Ли Си активно продвигал единую форму записи, основываясь на надписях на бронзовых изделиях. Это первый пример, известный как «печать символов» (Zhuanshu).

В династии Восточная Хань (25 — 220), люди упростили древнюю каллиграфию, которая имела много штрихов и создали официальный алфавит. Новая китайская каллиграфия оказалась гораздо аккуратнее и деликатнее, чем прежде. При написании горизонтальной линии, надо позволить кисти идти против точки направления и сосредоточиться на стабильном штрихе.

Такой алфавит имел свои закономерности. В Китае он был разработан с конца династии Хань и является самым популярным и влиятельным стилем Китайской письменности сегодня. 

Каллиграфическая письменность процветала больше всего во время династии Тан (618 — 907), когда Yan Zhenqing и Liu Gongquan последовательно организовали школы своих собственных стилей, известных за их силу и четкость.

Современный Музей Каллиграфии

Музей Каллиграфии расположен в Сокольническом парке в Москве. В музее

Современный музей каллиграфиикаллиграфии представлены произведения искусства каллиграфов из 40 стран. В их числе уникальные образцы письма, также среди экспонатов присутствуют мировые шедевры, написанные известными каллиграфами.

В музее каллиграфии представлены изысканные экспонаты европейского и славянского письма, работы арабской и еврейской школ каллиграфии, строгие черты японской каллиграфии, примеры китайской письменности древности,которые раскрывают историю возникновения искусства каллиграфии; также зарубежные и отечественные книги по каллиграфии; редкие рукописные издания, выпущенные единичными тиражами; письменные приборы настоящего и прошлого.

Четыре Драгоценности
Кисти для Каллиграфии

кисти для каллиграфииСамая ранняя кисть, которая была найдена — является реликтом периода Воюющих царств (476 до н.э. — 221 до н.э.). С тех пор кисть много раз изменяла свою форму.

Кисть должна была иметь острый кончик, аккуратные и не растрепанные волоски, округлую форму по бокам и большую упругость. Изготовление правильной кисти проходило в 70 этапов, и в зависимости от стиля письма или живописи имелось более 200 разновидностей кисти. Кисти изготовлялись из волосков козла или зайца; такие кисти хорошо впитывали жидкость и удерживали достаточное количество чернил.

Рукоятка кисти может быть выполнена из бамбука, слоновой кости, нефрита, хрусталя, золота, серебра, фарфора, сандала, рога быка и т.д.  Многие художники для создания вдохновения украшают рукоятки кистей художественными узорами.

Тушь для Каллиграфии

Хорошие чернила должны быть однородными и иметь блеск. С изобретениемкаллиграфия

бумаги, они были улучшены. 

В рецептуру туши входили такие ингредиенты, как смолянистая сажа сосны, свиной жир, растительные масла и даже ароматические вещества, которые не только придавали легкий аромат картине, но и не позволяли туши тускнеть в течение многих веков.

Тушь тщательно перемешивали, сушили и формировали в виде небольших продолговатых брикетов, нередко на них наносился выпуклый узор или надпись (например, «золото не меняется»).

Перед использованием тушь растирали в тушечнице, которой не следовало быть ни слишком гладкой (тогда тушь трудно растереть), ни слишком шероховатой (тогда тушь крошится, и на бумаге остаются ее мелкие частички).

В древние времена императора Цяньлуна династии Цин (1644 — 1911) уделялось большое внимание производству чернил и были даже эксперты для оценки качества чернил.

Бумага для Каллиграфии

Также тщательно подбирали и бумагу, чтобы тушь по ней не растекалась. Изготовленная из смеси измельченной древесной коры и рисовой соломы, бумага была абсолютно белой, тонкой и прочной. Изготовления бумаги является одним из «четырех великих изобретений», которые привнес древний китайский народ.

До создания бумаги, наши предки использовали узлы в шнурах для записи событий. Затем вырезали на костях, слоновой кости, раковинах черепах и бронзе. В течение очень многих лет они писали на кусочках бамбука. В начале династии Хань богатые люди писали на белом шелке, но это было вне досягаемости для большинства людей,так как ткань была очень драгоценна.

Цай Луня сделал ценный вклад в историю. Именно его исследования привели к созданию бумаги. Впоследствии, многие сорта бумаги были произведены различного качества и интенсивности использования. Сегодня Xuan бумага первоначально сделанная в провинции Аньхой также сияет своим обаянием.

Чернильный камень

набор для каллиграфииЧернильный камень в Древнем Китае считался самым важным из «четырех сокровищ», так как хороший чернильный камень был главным условием достижения желаемого вида чернил.

Хороший чернильный камень был весьма ценным и дорогостоящим приобретением. У чернильного камня шероховатая поверхность, дабы при соприкосновении с ней чернильной палочки образовывался порошок для изготовления чернил. Сразу производили небольшое количество чернил, так как они быстро испарялись.

При изготовлении чернильного камня использовались самые различные материалы: керамика, фарфор, кирпич и природный камень. Конечно же последний вид материала распространен был больше всего.

В ходе развития китайской каллиграфии возникло множество стилей. Одним из самых необычных из них был «травяной стиль»: выписанные им знаки напоминали траву, колеблющуюся под ветром. В ряде направлений даосизма каллиграфия понималась как способ выражения особого, запредельного состояния сознания. Впоследствии каллиграфия утратила явный мистицизм, однако магическое начало, связанное с экстатическим переживанием самого акта «обретения тушью формы», живо до сих пор.

Китайская Каллиграфия очень значима в культуре Китая и является скорее особым искусством, нежели просто способом передачи информации. Во многом это было обусловлено изначальной магической функцией иероглифов, которые выступали в качестве посредников в общении человека и Неба.

Интересно! Узелковое письмо — Макраме

azialand.ru

История китайской каллиграфии. « Школа живописи У-Cин

Го Хуа, джуань, живопись У-син, кайшу, каллиграфия, Китай, китайская живопись, китайская каллиграфия, лишу, синшу, цаошуКаллиграфия в Китае всегда считалась важнейшим искусством. В древности создавались иерархические списки “важных искусств” и в них каллиграфия стабильно была на первом месте. Каллиграфия в Китае родилась раньше живописи. Ведь изначально написание иероглифов было магической техникой, которой владели лишь жрецы-шаманы древнего царства Шан-инь (III тысячелетие до н.э.). В те времена они знали, как вызвать дождь написанием соответствующего иероглифа. Иероглифы тех времён действительно напоминают магические знаки, они совсем не похожи на современную нам китайскую письменность. Этот почерк называется “Гу Вэнь”. Меня они завораживают своей первобытной мистической красотой. С тех пор до нас дошла самая мистическая книга Китая – “И-цзин” или “Канон перемен”. Иероглифы почерком “Гу Вэнь”. Эпоха Шан-Инь (III тысячелетие до н.э.):Го Хуа, джуань, живопись У-син, кайшу, каллиграфия, Китай, китайская живопись, китайская каллиграфия, лишу, синшу, цаошу

Иероглиф “Лошадь”, почерк “Гу Вэнь”. Эпоха Шань-Инь (III тысячелетие до н.э.):Го Хуа, джуань, живопись У-син, кайшу, каллиграфия, Китай, китайская живопись, китайская каллиграфия, лишу, синшу, цаошу Иероглиф “Лошадь”, почерк “Гу Вэнь”. Эпоха Чжоу (II тысячелетие до н.э.):Го Хуа, джуань, живопись У-син, кайшу, каллиграфия, Китай, китайская живопись, китайская каллиграфия, лишу, синшу, цаошу
Чуть позже иероглифы стали выполнять функцию письменности, которой владели лишь правители, дворяне и первые чиновники древних царств, непрерывно сражавшихся друг с другом. Знание иероглифов и умение их написать стало выдавать в человеке принадлежность к правящей элите. Именно этими иероглифами написаны самые известные нам китайские философские трактаты: Дао Дэ Цзин философа Лао Цзы, притчи Чжуан Цзы, трактат Лунь Юй Конфуция. В те времена не было кисти и бумаги, поэтому иероглифы вырезались на бамбуковых дощечках. Этот почерк называется “сяо джуань”. Эти древние иероглифы сейчас используют лишь для надписей на печатях. Важным событием в истории китайской каллиграфии стал приход к власти Цинь Ши Хуанди (III век до н.э.) – первого императора Китая, который первым объединил весь Китай в одну империю. Империя требовала большого бюрократического аппарата и каллиграфия стала делом чиновника. Тогда же была проведена первая реформа по стандартизации и унификации иероглифов Китая.

Иероглиф “Лошадь”, почерк “Да Чжуань”. Эпоха Сражающихся царств (VI век до н.э.):Го Хуа, джуань, живопись У-син, кайшу, каллиграфия, Китай, китайская живопись, китайская каллиграфия, лишу, синшу, цаошуИероглиф “Лошадь”, почерк “Сяо Чжуань”. Эпоха Цинь (III век до н.э.):Го Хуа, джуань, живопись У-син, кайшу, каллиграфия, Китай, китайская живопись, китайская каллиграфия, лишу, синшу, цаошу

Со временем Китай превратился в конфуцианскую империю, в которой всё должно было быть подчинено строгому закону. Именно тогда, в эпоху династии Хань (II до н.э. – II век н.э.), на рубеже нашей эры, родился дошедший до нас закон написания книг (в китайском слово “каллиграфия” дословно переводится именно так). В эпоху Хань (II до н.э. – II век н.э.) была изобретена бумага. Теперь иероглифы начали писать кистью при помощи туши. Тогда и был изобретён почерк “Ли шу” – связующее звено между современной нам каллиграфией и древним почерком “Джуань”.

Иероглиф “Лошадь” почерк “Ли Шу”:Го Хуа, джуань, живопись У-син, кайшу, каллиграфия, Китай, китайская живопись, китайская каллиграфия, лишу, синшу, цаошу

Уже в эпоху Хань (II до н.э. – II век н.э.) начал зарождаться уставный почерк “Кай Шу”, при помощи которого мы сейчас учим китайскую каллиграфию. Иероглифы в этом стиле сведены к 8 -10 базовым чертам. Именно с изучения этих черт, вот уже 2000 лет, начинается обучение новичков каллиграфии. С него же начнём и мы на курсе китайской каллиграфии в Школе живописи У-син. Этот почерк стал особо популярен в государственном делопроизводстве Китая в эпохи Тан и Сун. Далее “Кай Шу” был принят за норму в работе с официальными документами Китая. В то же время в Китай проникают идеи буддизма. Написание иероглифов стилем Кай Шу становится одной из практик китайского Чань буддизма.Дело в том, что в стиле Кай шу невозможно выразить индивидуальность, единственное, что ты можешь – просто безупречно, без привязок и вовлечения создавать заданные уставом формы. Эта идея была крайне близка китайским Чаньским и позже японским Дзен-монахам и практика каллиграфии была интегрирована в быт буддистского монаха.

Иероглиф “Лошадь” – почерк “Кайшу” до реформы Мао Цзэдуна:Го Хуа, джуань, живопись У-син, кайшу, каллиграфия, Китай, китайская живопись, китайская каллиграфия, лишу, синшу, цаошу

Китайская цивилизация достигла апогея своего величия во времена династий Тан и Сун (VIII – XII века). В те годы китайское искусство поднялось на невероятные высоты. Эпоха Династий Тан и Сун, связана с таким явлением в Китайской культуре, как “неоконфуцианство” – философское течение, которое попыталось подвести общий знаменатель под разными частями китайской культуры. Именно тогда живопись, каллиграфия, поэзия и искусство создания печатей объединяются в единое целое.

Неоконфуцианство объединило не только живопись и каллиграфию. Были попытки объединить воедино и более масштабные части китайской культуры, такие как даосизм, конфуциаонство и буддизм. Неоконфуцианство также создало образ “Сюнь цзы” китайского джентльмена, человека, который может всё. Этому образу стремилась соответствовать вся китайская элита, не исключая императора. В число благодетелей Сюнь цзы были так же включены владение живописью, каллиграфией и стихосложением. Объединив живопись и каллиграфию воедино, мастера эпохи Тан Сун существенно обогатили оба вида искусства. Каллиграфы стремились привнести в ранее академичную живопись понятие каллиграфического приёма и начали писать картины лишь оттенками туши, они создавали объекты на рисунках при помощи быстрого движения кистью. Приём рисования ствола бамбука был построен по аналогии с приёмом написания базовых каллиграфических черт: вертикали и горизонтали.

В то же время и каллиграфию многие начали воспринимать в качестве творчества. Именно тогда настал золотой век китайской скорописи и полускорописи. Эти 2 стиля позволяли каллиграфу выразить свою индивидуальность через творчество написания иероглифов. Скоропись и полускоропись у каждого автора была своя, и часто с трудом напоминала исходный иероглиф, поэтому автору скорописной надписи приходилось часто на тыльной стороне работы подписывать пояснение. Особенно, если речь шла о “бешеной” скорописи, где целый столбец иероглифов мог быть написан одним движением, одной линией.

Иероглиф “Лошадь” – полускоропись:Го Хуа, джуань, живопись У-син, кайшу, каллиграфия, Китай, китайская живопись, китайская каллиграфия, лишу, синшу, цаошу Иероглиф “Лошадь” – скоропись:Го Хуа, джуань, живопись У-син, кайшу, каллиграфия, Китай, китайская живопись, китайская каллиграфия, лишу, синшу, цаошу

В течение последующего тысячелетия никаких серьёзных перемен и инноваций в китайской каллиграфии не произошло. Перемены пришли вместе с XX веком и эпохой революций. Революция принесла и реформу китайской письменности эпохи Мао Цзэдуна, которая упростила многие иероглифы, в том числе, и иероглиф “Лошадь”, на примере которого мы с вами изучали эволюцию китайской каллиграфии. Реформа китайского языка, проведённая в середине XX века была крайне глубока. Китайцы отказались от традиционного способа написания книг сверху вниз, справа налево и перешли на строчное написание слева направо с применением европейской пунктуации.

При этом, такие страны, как Тайвань и Гонконг, эту реформу не приняли и пишут до сих пор китайскими традиционными иероглифами.

Иероглиф “Лошадь”. “Кайшу” после реформы Мао Цзэдуна:Го Хуа, джуань, живопись У-син, кайшу, каллиграфия, Китай, китайская живопись, китайская каллиграфия, лишу, синшу, цаошу

Именно реформированный в XX веке стиль “Кайшу” стал основой для современных печатных китайских иероглифов. Однако до сих пор умение писать иероглифы красиво кистью и тушью крайне высоко ценится в Китае.

Метки:

Го Хуа    джуань    живопись У-син    кайшу    каллиграфия    Китай    китайская живопись    китайская каллиграфия    лишу    синшу    цаошу

usinart.ru

ПОРАЗИТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО, ИЛИ О КИТАЙСКОЙ КАЛЛИГРАФИИ

Источник: http://www.liveinternet.ru/users/3251944/post288861448/автор: Привалова

Поразительное письмо, или О китайской каллиграфии

Казалось бы, что привлекательного в китайских иероглифах? Чем могут привлечь зрителя ряды непонятных знаков? Я видела фотографии китайской выставки, где толпа зрителей неотрывно смотрела на такую картину...

Для нас, русских, это искусство загадочно и таинственно... Оно давно интересовало меня... Как всегда, я ринулась на поиски, смотрела сотни репродукций, читала статьи - искусствоведческие и биографические - и мне все больше и больше нравилась красота китайских иероглифов... Оказалось, это целая философия!

«На небе и земле, в горах и реках существуют формы квадратные и круглые, возвышенные и текущие. В солнце, луне и небесных светилах существуют градусы широты и долготы, и поворота света. В облаках, в заре, траве и деревьях существуют формы, широко расстилающиеся как холст, формы роста и изобилия. В предметах культуры и одеяниях существуют формы скромности приветствия и обращения. Если стараться удовлетворить этому, то письмо будет поразительно».

Чжан Ди, каллиграф Ханьской династии.

Шэнь Пэн, китайский художник-каллиграф, эксперт-искусствовед, поэт, родился в сентябре 1931г. в городе Jiangyin, провинция Цзянсу. Почетный председатель Китайской ассоциации каллиграфов, Национального комитета НПКСК, Всекитайской федерации изобразительных искусств, ответственный редактор и консультант художественного совета.

В Народном Дворце культуры Пекина неоднократно устраиваются выставки каллиграфических работ художника, которые побеждали в конкурсах Китайской федерации искусствоведения.

Критики отмечают в творчестве художника изысканный стиль и глубокое настроение...

Кроме миллионов иероглифов, художник пишет статьи и доклады, эссе. Опубликовал около 500 стихотворений. Является редактором "Полного собрания сочинений китайского искусства каллиграфии (серия 4 "Song Yuan").

Неоднократно бывал в США, Франции, Японии, Швеции, странах бывшего Советского Союза, Сингапуре, Италии, Корее, Малайзии, Канаде, Перу, Перу, Венесуэле, Тринидаде и Тобаго, Bentley и других странах, а также в регионах Китая: Гонконге, Макао и Тайване. Организация Объединенных Наций включила статью о творчестве художника в книгу по искусству "Мир во всем мире", где публикуются данные о знаменитых людях искусства.

Мне очень понравилась статья искусствоведа Натальи Сергеевой "Каллиграфия. Искусство совершенства":

«Горизонтальная линия похожа на облака, распространяющиеся на тысячи ли; точка дянь создает впечатление падающего с высокой скалы камня; линия пе, сильно отклоняющаяся влево, как бы падающая сверху вниз, по форме напоминает лезвие меча или рог носорога; вертикальная прямая чжи – как старый стебель винограда, прямой и исполненный силы...» Так звучат древние правила каллиграфии, изложенные китайским каллиграфом Вай Фу-Жэнем в его труде «Би-чэнь-ту», в котором он рассматривал семь основных элементов каллиграфии (шесть линий и точка). Их еще называли «семь тайн»...

По большому счету, каллиграфия – это нечто среднее между рисунком и письмом. Изображенные на листах бумаги или шелка иероглифы выполняют функцию картины – доставляют эстетическое наслаждение и несут определенный смысл. Чтобы понять, в чем же фишка каллиграфии как искусства, начнем издалека. Дело в том, что во всех первобытных культурах понятия «писать» и «изображать» были идентичными. Информацию передавали не буквы и слова, а картинки. В дальнейшем рисунки схематизировались, становились не изображением предметов, а упрощенными знаками, обозначающими эти предметы. У китайцев такими знаками стали иероглифы, представляющие собой совокупностью письма и живописи, слова и рисунка, понятия и его обозначения. А так как в Древнем Китае написанное ценилось куда больше произнесенного, то искусство написания слов трудолюбивые и терпеливые китайцы довели до совершенства и возвели в культ. Так в мире появилось одно из самых изящных искусств – каллиграфия. Из Китая каллиграфия пришла в Японию – примерно в V веке н.э. в процессе внедрения в Страну восходящего солнца китайской письменности. Долгое время китайский в Японии считался чем-то вроде литературного языка, и японцы честно писали по-китайски. Потом одумались и стали применять китайские иероглифы по-новому, адаптируя их к требованиям родного японского.

И в Японии, и в Китае каллиграфия считалась одним из видов изящных искусств, которым, наравне с поэзией и живописью, должен был владеть каждый культурный житель вышеозначенных стран. Красиво написанный иероглиф или строка из стихотворения свидетельствовали о красоте мысли и духа. По качеству почерка угадывался не только уровень образования пишущего, но и его характер и нравственные качества. И если потерять голову от портрета незнакомки – это такая европейская романтика, то влюбиться по почерку – это уже восточная реальность.

Рисунок и знак

В Древнем Китае каллиграфия появилась и успешно развивалась гораздо раньше живописи. Поэтому неудивительно, что, когда китайская живопись возникла, наконец, как отдельное искусство, она оказалась очень каллиграфичной: создавалась на том же материале (кисть, тушь, бумага, шелк и т.д.) и по тем же правилам написания. Этим, кстати, и объясняется своеобразие восточного рисунка: тонкого, полупрозрачного, построенного на сочетании различных линий, каждая из которых на самом-то деле написана в совершенно определенной манере. Восточные люди умеют читать сложный язык линий и штрихов. Простой пример: вот на листе бумаги изображен бамбук. Мы с вами кроме бамбука ничего на этом рисунке не разглядим. А особо продвинутый человек, постигший суть искусства каллиграфии, увидит, что ствол бамбука написан стилем чжуань, колена – стилем ли-шу, ветви – стилем цао-шу, листья – стилем це-шу. И в этом сочетании линий и приемов особо продвинутый человек вдруг почувствует то, что хотел передать художник – ветер, который шевелит бамбук...

Среди общих правил живописи и каллиграфии первое и самое важное – это гармония духа и рождение движения. В каллиграфии вообще это очень важно – ощущение движения. Мы можем не прочитать знаков и символов чужой культуры, но плавное движение кисти, все ее нажимы и повороты от нас ускользнуть не могут. Таким образом, каллиграфия – это не только искусство идеального написания слов, но и искусство идеального духа. А вы как думали? Восточные люди легких путей не ищут.

Культовые фетиши

Вместе с самим искусством каллиграфии китайцы возвели в культ и, так сказать, орудия труда, «четыре драгоценности ученого» – бумагу, кисть, тушь и тушечницу. Если верить новейшим археологическим исследованиям, древние гадательные надписи на панцирях черепах и бычьих лопатках, относящиеся к эпохе Шан (XVI-XI вв. до н.э.), первоначально наносились при помощи кисти и лишь затем вырезались по кости ножом. Таким образом, история китайской кисти насчитывает по меньшей мере три тысячи лет.

С бумагой история примерно такая же. Две тысячи лет назад древние греки и римляне мучились с египетским папирусом, а хитрые китайцы уже наловчились изготавливать бумагу из подручного материала – волокон бамбука, некоторых трав и старого тряпья. Кистью и тушью для письма в Китае пользовались уже в I веке до н.э. (в то время как в Европе китайская тушь стала применяться только в XVII веке). Твердая тушь изготавливалась на основе сажи, которая получалась путем сжигания смолы хвойных деревьев с добавлением специального клея. В особо качественные туши добавлялись мускус и гвоздика – для аромата. Как и подобает культовым фетишам, письменные принадлежности почитались как самые дорогие вещи, требующие особого отношения.

Имя Бога

Кроме Японии и Китая, каллиграфия (буквально – «прекрасное письмо») являлась, и является по сей день, одним из направлений исламского искусства. Как известно, в арабских странах запрещено изображать людей и животных. Поэтому все, что остается несчастным мусульманским художникам – это плести вязь орнаментов и букв. Согласно изречениям Пророка, каллиграф, которому удастся переписать красивым почерком Божье Слово (Коран), попадет в рай. Самыми искусными каллиграфами считались писцы Оттоманской Турции. Поговорка тех времен гласила: «Коран был открыт в Мекке, прочтен в Египте и написан в Стамбуле». Турки создали изящный придворный декоративный шрифт «дивани» и придумали стиль «мусанна» (арабское слово, означающее «двойной»), где одна половина текста является зеркальным отражением другой. Еще более изобретательной была разновидность арабского письма, которую можно назвать изобразительной каллиграфией, когда текст (обычно стих из Корана или мудрое изречение) расписан в форме птицы, животного, дерева, лодки, мечети или минарета. И хотя основы каллиграфии преподавались в начальной школе и духовном училище (медресе), подлинными виртуозами своего дела становились единицы. Известный восточный афоризм гласил: «Красота человека – в красоте его письма».

В век Интернета и компьютеров слово не поспевает за мыслью.

Поэтому слово не пишут красивым почерком, согласно определенным правилам и в определенном состоянии души. Слово набирают на клавиатуре. Начав писать что-то «по старинке», то есть от руки, современный человек удивляется тому, что, оказывается, совершенно забыл, какой у него почерк. К вечной взаимосвязи «дух-сердце-рука-бумага» присоединились множество посредников – компьютеры, принтеры… Стоит ли удивляться тому, что от нас постепенно ускользает истинный смысл некоторых понятий? Тех самых, которые требуют неспешности, сосредоточения... Собственно, мы уже ничего не можем с этим поделать – таковы правила. Правда, иногда нам напоминают о необходимой неспешности отголоски чужой (но никак не чуждой) культуры. И можно целых два месяца приходить хоть каждый день в музей ИЗО и бродить из зала в зал, пытаясь понять, почувствовать и увидеть в иероглифах и драконов, и журавлей в облаках, и тот самый мифический ветер, качающий бамбук...

Еще можно прочитать и посмотреть:

Малькольм Кауч. «Творческая каллиграфия. Искусство красивого письма». Иллюстрированный альбом «Живопись и каллиграфия Китая», который помимо иллюстраций содержит еще и статью с кратким описанием истории жанров, а также некоторые предания из жизни знаменитых каллиграфов. Для желающих не просто приобщиться к экзотике, а углубиться в историю вопроса – С. Н. Соколов-Ремизов. «Литература. Каллиграфия. Живопись». Еще у этого автора есть книга для тех, кто решил углубиться в историю вопроса так, что дальше некуда. Называется она «Живопись и каллиграфия Китая и Японии на стыке тысячелетий в аспекте футурологических предположений. Между прошлым и будущим».

Помимо специальных изданий, конечно же, необходимо ознакомиться с восточной поэзией и прозой. Басе, Ли Бо, Цао Чжи, Пу Суньлинь и, наконец, японской писательницы Мурасаки Сикибу, автора вершины классической японской прозы «Гэндзи-моногатари» и «Дневника Мурасаки Сикибу».

(Все иллюстрации из китайской энциклопедии каллиграфии)

***

Читая многочисленные биографии художников-каллиграфов, всегда удивлялась их упорству и долготерпению: все китайские художники прошли долгий путь в искусстве... И я вспомнила, как давным-давно, когда училась еще в 1 классе, мы закончили изучать букварь и перешли на "Родную речь"... Мне на всю жизнь запомнился рассказ о китайском мальчике, который стал великим ученым в результате упорного труда...

Немного порадовалась, ведь друзья мои на Лиру тоже называют меня упорной...

Когда-то жил близ Фучжоу маленький мальчик по имени Юн Су. Отец его умер, остался он один с матерью. В доме у них было бедно и пусто. Иной раз нельзя было найти даже горсточки рису.

Пришло время Юн Су учиться, а у него не было ни бумаги, ни туши, ни кисточки для письма. Однако Юн Су твёрдо решил: "Буду учиться!" И стал придумывать, как обмануть нужду.

Наутро он пришёл к богатому соседу и сказал:

- Я слышал, вы ищете работника в дом. Возьмите меня! Лет мне немного, это правда, да ведь я многого и не прошу: позвольте мне изредка лишь смотреть, как учатся ваши сыновья, и я буду доволен.

Богач обрадовался: пришёл бесплатный работник! И согласился.

С утра до вечера трудился Юн Су в доме богача. Всю грязную и тяжёлую работу оставляли ему. Но зато Юн Су мог изредка заглядывать в книги, по которым учились дети хозяина. А иногда удавалось прослушать и целый урок: придёт учитель - а Юн Су спрячется в угол и слушает. Так и учился.

Через год начал уже сам разбирать слова. Но вот беда - писать не умел! Не на чем было. Задумался Юн Су: как тут быть? И придумал.

Жил Юн Су со своей матерью в маленьком домике на самом берегу моря. Волны целый день ровняли тонкий морской песок. И вот юн Су взял длинную палку и пришёл на берег моря. Быстро нарисовал на песке слово. Накатилась волна - и всё смыла. Нарисовал опять - и опять всё смыла другая волна. Так он мог бесконечно писать без кисточки и бумаги.

Но теперь стало ему не хватать книг.

Однажды Юн Су подошёл к своему богатому хозяину и сказал:

- Я работал на вас бесплатно - теперь хочу просить о плате. Однако если вы разрешите мне читать ваши книги, я согласен работать у вас так же ещё год.

Хозяину жаль было терять такого выгодного работника, и он разрешил.

Теперь у Юн Су были книги. Очень часто ему приходилось работать дотемна, а учиться только ночью. Он был так беден, что не мог купить даже масла для лампы.

Однако Юн Су не сдавался. Когда светила луна, он читал и писал при лунном свете. А когда луны не было, Юн Су набирал в траве светлячков и клал их в бумажные фонарики. При слабом свете живых светлячков упорный Юн Су продолжал читать по ночам.

Прошло много лет. Юн Су добился своего - он стал великим учёным.

И до сих пор люди вспоминают упорство маленького бедняка Юн Су.

world-china.livejournal.com

Каллиграфия. Китайский секрет успокоения сердца.

Каллиграфия. Китайский секрет успокоения сердца.

Спонтанная встреча с китайской каллиграфией.  Или любовь с первого прикосновения.

   Китайцы называют каллиграфию «Шуфа».  Каллиграфия для Китая гораздо больше, чем письмо. Это настоящее искусство, метод совершенствования, меняющий мировоззрение.

знакомство-с-китайской-каллиграфией

 К каждому, кто начинает изучать китайский язык обязательно приходит  страх. Страх Иероглифов. В голове поселяется чудовищный монстр, потихоньку нашептывающий на ухо начинающего китаиста :« А ты знаешь вообще сколько иероглифов в китайском языке? Их же столько, сколько и слов. Ты никогда, никогда, никогда их не выучишь». Все черты кажутся похожими друг на друга, знаки путаются в голове и устраивают отчаянные пляски. А ты по прежнему продолжаешь зубрить, прописывать, стараться прочитать. И о чудо! Казалось бы- чем дальше, тем больше иероглифов оседает в твоей памяти и тем труднее будет процесс познания.  Но происходит невероятное, « следы от птичьих лапок»  выстраиваются  в вашем уставшем уме в определенной последовательности. Вы начинаете видеть логику, появляются ассоциации. Становится ужасно интересно разгадывать происхождение каждого нового иероглифа. Вот  иероглиф «добро», а состоит он из «матери» и  «ребенка» , а в знаке «мужчина» сошлись «сила» и «поле». Сидя над прописями вы постепенно переступаете шаг разделяющий любовь и ненависть.

Дальше- дело случая. Кто-то погружается в изучение культуры Китая с головой. А кто-то, похожий на меня, начинает работать и писать иероглифы с помощью авто заполнения. Отправившись в гости к моей подруге- китаянке, владеющей собственной чайной, я рассчитывала на обычную болтовню о жизни, чайной посуде, самом чае, но получила в тот день чуточку больше.  Субботним вечером она занималась каллиграфией. Сидя за столом в дальнем конце комнаты,  выводила кисточкой иероглифы.  Так я встретилась с каллиграфией.  Как вы поняли, до знатока мне так же далеко, как до возможности пьяному китайскому поэту поймать луну в воде. Но опыт знакомства с древним китайским искусством для меня был настолько ярок и нов, что я не могу им не поделиться. А может быть вам будет интересно вместе со мной учиться первым шагам владения кисточкой.

кисть-для-каллиграфии

 

В тот вечер в маленькой чайной на Маленьдао собралась интересная компания. Я, не умеющая ни рисовать ни писать иероглифы, даже шариковой ручкой.  Владелица чайной – практикующая каллиграфию уже несколько лет. Китаец, работающий дизайнером и пишущий картины маслом, которого я, по обоюдному согласию, стала звать Александром. Александр решил освоить новые горизонты и изучить искусство китайской живописи Гохуа. И учитель . Признанный мастер каллиграфии и живописи, выпускающий собственные книги и имеющий за плечами солидный опыт преподавания.

Я со стороны с интересом наблюдала  за разговором учителя с подругой, за печальным Александром, которому довелось быть раскритикованным лаоши за «отсутствие чувства» и попытки рисовать тушью, словно маслом.

Учитель показал пару черт и за столик в центре внимания, не взирая на мои отчаянные крики « что вы, у же ничего не умею», посадили меня. Сказали хочешь пробовать- пробуй. И тут понеслось.  Сладкий запах туши. Кончик кисточки, на котором не должно быть не много и не мало воды. Тонкая  и мягкая бумага.  Уверенные  и плавные движения руки учителя и неверные отметины от кисточки в моих трясущихся руках.

Конечно же, меня все похвалили. Конечно же, это было проявление знаменитой китайской вежливости. Но безграмотного лаовая зацепило.  Захотелось узнать и попробовать больше, захотелось учиться. И что самое интересное, толчком к появлению желания стал вовсе не результат, не красивые картины и не живые и гармоничные иероглифы рождающиеся из под ворсинок кисточки учителя, но ощущение от процесса. Хотя, об этом позже.

Как появилась каллиграфия.

Чередования силы давления на кисточку при написании иероглифа, заостренные  концы черт, объясняются происхождением первых иероглифов. Древние китайцы начали писать иероглифы не на бумаге, но на твердых предметах- камнях и панцирях черепах.  Иероглифы буквально не писали, а вырезали. При нанесении записи приходилось применять силу и проворачивать острие в начале, конце и изгибе черт. Самые старые записи на панцирях черепах, имеют 4000 летнюю историю.  В то время иероглифы мало напоминали свою современную форму, но основные принципы написания уже прослеживались.

цзягувен-первые-иероглифы

В 221 г. до н.э, когда император Цинь Шихуан объединил под своим правлением весь Китай,  к каллиграфии уже относились, как к искусству.

На протяжении правления последующих династий, каллиграфия непрерывно развивалась, формировались новые стили письма: чжуаньшу—  «письмо печатей» самый древний стиль письма, лишу – официальное письмо, кайшу— уставное письмо, синшу— ходовое письмо и цаошу— скоропись.

Своего расцвета каллиграфия достигла в пору династии Хань, до нас дошли великолепные примеры работ каллиграфов  на бумаге, правда авторство большинства из них определить нельзя, ведь тогда очень редко использовали именные печати.  Живший при династии Хань каллиграф Лян Ху писал исключительно на стенах ресторанов.  Посетители собирались вокруг и следили за работой мастера. Только за то, чтобы насладиться просмотром процесса появления иероглифов из под его кисти, люди готовы были платить.

Одним из самых знаменитых каллиграфов всех времен в Китае стал матер по имени Ван Сичжи, живший во времена династии Цзинь . «Бог каллиграфии», оригинальные работы которого, впрочем, не сохранились, но дошли в более поздних копиях. Согласно легенде, Ван Сичжи научился в совершенстве владеть движениями своего запястья,  наблюдая за тем, как гуси двигают шеей, поворачивая головы. У Ван Сичжи было целых семь сыновей, которые тоже стали каллиграфами,  особых высот достиг сын по имени Ван Сячжи. В 2010 году на одном из аукционов в Китае, копию работы Ван Сичжи эпохи Тан, продали за 48 миллионов долларов.

ван-сичжи-и-гуси

 

Большинство каллиграфов в современном Китаю черпают вдохновение и выдвигают в качестве примеров для подражания работы ранних династий- вплоть до династии Цинь. Связано это с тем, что после династии Тан в развитии каллиграфии наметился заметный спад, продолжавшийся и во времена Мин и Цин.

Первые Шаги.

Что нужно для каллиграфии. Во первых нужно время.  Один вы занимаетесь, или пришли на занятие, вам нужно внутренне успокоится и почувствовать, что вы никуда не спешите. Забыть о всем что  отвлекает,  процесс вам сам поможет переключится.

набор-для-каллиграфии

Из принадлежностей вам потребуется набор « четыре сокровища кабинета ученого» : кисть, бумага, тушечница и тушь.  Кисти для каллиграфии различаются по размеру и материалу, из которого они изготовлены. Для ворса берут шерсть кролика, колонка, конский или бараний волос, могут в кисти быть и смешанные волоски.  Самые простые рукоятки кистей изготавливаются из дерева, но могут быт выполнены и из бамбука, нефрита, золота, серебра или бычьего рога.  Часто дорогие кисти для каллиграфии украшают искусной резьбой. Традиционно для каллиграфии используют рисовую бумагу, но когда вы только учитесь дорогая и качественная бумага вовсе ни к чему. Подойдет дешевая тонкая бумага для тренировок, коричневого цвета.

Тушь и тушечница.  И снова- для тренировок все самое простое. Эстетствовать и покупать подарочные камни для растирания туши, например такие, как продаются в деревнях Уюань, мы станем потом. Как только прославимся и станем достопочтенными мастерами))

Первое на что стоит обратить внимание: как ученик сидит за столом. Тут не обойтись без подсказок учителя или опытного друга- каллиграфа. Высота стола не должна приносить неудобств, спина прямая, тело расслаблено, никаких зажимов. Дыхание, а это тоже очень важно: ровное и спокойное.  Положение кисточки в руках:

как-держать-кисть-в-руках-видео

Когда вы пишете иероглифы, задействуется не только кисть руки и пальцы, но и запястье, и мышцы всей руки в целом, вплоть до плечевого сустава. Если же каллиграф работает над большим полотном, в движение приходит все тело.

Начинать практиковать каллиграфию нужно с освоения основных черт, из которых и выстраивается иероглиф целиком. Всего можно выделить восемь основных черт, все из них мы можем увидеть в иероглифе «永» (бесконечность) :

основыне-черты-каллиграфии

1.         点 (дянь, diǎn)  точка

2.         横 (хэн, héng)  горизонтальная черта

3.         竖  (шу, shù)  вертикальная черта

4.         钩 (гоу, gōu)  крючок

5.         提 (ти, tí)  восходящая черта

6.         弯 (вань, wān)  изогнутая откидная влево

7.         撇 (пе, piě)  откидная влево

8.         捺 (на, nà)  откидная вправо

 

основыне-черты-каллиграфии-порядок

 

Практиковать черты нужно последовательно и достаточно долго, для того, чтобы овладеть ими в полной мере, и перейти к написанию различных сочетаний основных черт , а позже к иероглифам. Конечно, здорово, если вы сможете посещать курсы каллиграфии. Но если нет- тоже не беда. Есть множество онлайн уроков, или видео-уроков на дисках. Замечательно, если у вас есть специальные прописи для начинающих. Можно купить специальные «бесконечные» прописи, пишут на которых водой, после высыхания которой, не остается и следа.

прописи-для-каллиграфии

Красота каллиграфии. Не результат, но процесс.

 

Мне бы хотелось поговорить о том, что происходит с человеком, который занимается каллиграфией, о том, какие качества он в себе развивает . О том, как каллиграфия может воздействовать на человека.

Богатая история, неоспоримая культурная ценность,  легенды о древних каллиграфах, да и просто- удивительная красота каллиграфии, это все, конечно, «интересно». Но меня захватило другое. Ощущение от процесса.

Проблема современного человека в невозможности сосредоточиться на настоящем моменте.Каллиграфия, как медитация, создает такие условия, в которых это ощущение становится доступным. Активное действие при внутреннем бездействии. Ваше тело и мозг заняты процессом. Одно неверное движение- и вот уже иероглиф испорчен. Нужно отдаться движениям кисти на бумаге полностью. Хоть мы и любуемся хорошей каллиграфией, как картиной, создание иероглифов полностью отличается от привычной западному человеку живописи. След от быстросохнущей туши никак нельзя скорректировать. Либо получится, либо нет.

Занятие каллиграфией, как лакмусовая бумага, обнажает все черты характера человека. Приходят мысли о сравнении, сомнения- получается ли достаточно хорошо, удается ли тебе. Но подобные мысли- где-то рядом, приходят и уходят, а вы и кисточка в самом центре внимания.

Начать заниматься каллиграфией может каждый. Стоит только захотеть.  На мой взгляд, не так уж важно будет у вас получатся, станут ли ваши иероглифы гармоничными и уверенными, главное попробовать прочувствовать внутреннее состояние, которое каллиграфия может дать человеку.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Pinterest

Похожее в блоге

Похожее

hiddenchina.org

Китайская каллиграфия: стили, инвентарь и обучение

/

/

Искусство китайской каллиграфии

Китайская каллиграфия – это искусное красивое написание иероглифов, которые состоят из стандартных черт, от одной до 28.

Китайская каллиграфия заняла почетное место в области искусства Китая.

При написании иероглифов требуется усидчивость, нужно чувствовать кисть и знать, куда поплывет тушь.

Стили китайской каллиграфии

Для достойной оценки искусства китайской письменности нужно иметь хотя бы общее представление о его основании и развитии с течением времени.

Ещё с Ханьской эпохи (с 206 г. до н. э. по 220 г. н. э.) китайская письменность упростилась и преобразовалась, тогда зародился стиль лишу. После Ханьской династии были придуманы ещё три стиля: цаошу, кайшу и синшу. На данный момент китайская каллиграфия насчитывает много стилей, из которых можно выделить пять основных: чжуаньшу, лишу, синшу, кайшу и цаошу.

Чжуаньшу

Официальный стиль во времена династии Цинь, который распространился в регионы, завоеванные этой династией. Все черты этого письма тонкие, а концы заострены.

Есть два главных варианта чжуаньшу: большой чжуань (дачжуань) и малый чжуань (сяочжуань).

Саму печать изготавливают преимущественно из древесины, а для нанесения иероглифов используют кисть и тушь.

Китайская каллиграфия чжуаньшу

Лишу

Развивался благодаря одному из вариантов чжаньшу в годы правления династии Хань.

Отличительная черта этого стиля – расширяющийся «хвост» черт.

Стиль изначально использовали для стенографических записей.

Китайская каллиграфия лишу

Синшу

Его ещё называют «бегущий стиль», так как при письме кисть практически не отрывается от бумаги. Своему рождению этот стиль обязан кайшу. Создал его Лю Дэшэн. И в настоящее время это самый молодой стиль китайской каллиграфии.

Синшу пишется быстро и как бы небрежно, но его манера отличается своей энергичностью и выразительностью. Синшу по достоинству оценен как художественный стиль китайской традиционной письменности.

Китайская каллиграфия синшу

Кайшу

Стиль пользующийся большей популярностью из всех остальных стилей и первый, которому обучают иностранцев.

Кайшу был создан между правлением династии Хань и Троецарствием. Основателем стиля принято считать Чжун Яо.

Иероглиф «кай» переводится как «образец». Иероглифы этого стиля отличаются квадратной формой за счёт ровных и прямых черт.

Китайская каллиграфия кайшу

Цаошу

Также называют «травяной стиль», образовавшийся из стиля лишу. Однако, чтобы его читать, нужно обладать определёнными навыками, просто знать лишу недостаточно, необходимо обучиться цаошу.

Этот стиль схож со стилем синшу тем, что иероглифы пишут так же не отрывая кисть от поверхности. Цаошу никогда не был особо распространён, так как его округлые знаки трудны для прочтения.

Китайская каллиграфия цаошу

Китайская каллиграфия очень интересна и многообразна, поэтому учиться ей лучше у опытных наставников в центре китайской культуры и языка «Тайшань», одновременно изучая и разговорный китайский язык, оттачивая произношение. Множество программ обучения дают возможность выучить китайскую письменность и язык любому желающему.

Драгоценности ученого

Именно так называют инструменты для китайской каллиграфии – кисть, бумага, тушь и тушечница. Эти четыре предмета необходимы каждому образованному человеку, живущему в Китае. При помощи этих принадлежностей возможно добиться особой выразительности китайской каллиграфии.

Кисть

Возможности кисти намного богаче, чем возможности шариковых и перьевых ручек относительно графической части.

Кисти, которые применяются в настоящее время, бывают трёх типов, в зависимости от материалов, из которых они изготовлены: янхао, ланхао и цзыхао.

  • Янхао – кисти, изготовленные из козьей шерсти. Такие кисти очень мягкие и гибкие.
  • Ланхао ещё носят насвание кисти «волчьего волоса», хотя на самом деле материал для их изготовления – шерсть маленького зверька, который называется колонок. Эти кисти обладают большей жесткостью, нежели янхао, и используются для написания тонких линий.
  • Цзыхао носят название «фиолетовый волос», изготавливают их из кроличьей шерсти. Четкость линий – характерная черта этих кистей.

В особых случаях, для того, чтобы придать свойствам кисти сбалансированность, используют комбинированную кисть, изготовленную из шерсти двух животных. Такие кисти называют цзяньхзо. Опытные каллиграфы имеют в своём распоряжении несколько кистей различных типов.

Кисти для китайской каллиграфии

Тушечница

Тушечница – обязательный атрибут для каллиграфа, изготавливается преимущественно из камня, что делает её долговечной. Нередко тушечница передавалась от поколения к поколению. Камень должен быть из мелкозернистой породы, такой, чтобы не повредил кисть, но при этом твёрдый для того, чтобы растереть тушь.

Тушечница для китайской каллиграфии

Тушь

Тушь изготавливают с применением сажи на основе клея.

К выбору туши стоит подойти основательно, ведь именно от неё зависит качество написания. Хорошая тушь должна быть ярко-черного цвета без каких-либо примесей.

Тушь для китайской каллиграфии

Бумага

Многие считают изобретателем, открывшим столь необходимую вещь Цай Луня, который жил во время правлении династии Восточная Хань.

Сюаньчжи – особый сорт бамбуковой бумаги, именно его применяют для китайской каллиграфии. Эта бумага производится вручную, она очень мягкая и гибкая, благодаря чему высоко ценится каллиграфами. Её свойства полностью отвечают требованиям китайской живописи.

Не у всех есть возможность приобрести особую бамбуковую бумагу, в таком случае на первых порах подойдёт бумага, с похожими абсорбирующими свойствами. Часто новички в первое время использую газетную бумагу.

Бумага для китайской каллиграфии

Где и как обучиться китайской каллиграфии

Китайская каллиграфия – занятие интересное и увлекательное, но непростое. Именитые каллиграфы оттачивали своё мастерство годами.

Возможно ли самостоятельно постичь мастерство китайской письменности? Если и возможно, то очень трудно, долго и кропотливо. Всевозможные учебники для самостоятельного изучения хороши, но они не способны отвечать на возникшие вопросы.

Можно нанять репетитора, но нужно быть уверенным в опытности и компетентности.

Пожалуй, единственным верным решением станет занятие в центре китайской культуры и языка. Там вам подберут и удобный график посещения, и дадут все необходимые знания, ответят на возникшие вопросы и помогут отточить ваши графические способности.

Назад

taishan-nsk.ru

Краткий путеводитель по стилям китайской каллиграфии

1 250

Как разобраться в стилях китайской каллиграфии и научиться различать их? Это не так сложно, как может показаться непосвященному зрителю на первый взгляд. В нашей статье мы попробуем коротко рассказать об основных стилях и сопроводить этот рассказ конкретными примерами.

Китайская письменность насчитывает довольно большое количество стилей, китайские источники говорят обычно примерно о десяти, но этот набор не учитывает ставшие классикой авторские почерки и многообразие древних письменностей. У нас же речь пойдет о пяти основных стилях китайской каллиграфии: первые три до сих пор широко употребляются в повседневной жизни, а два последних в наше время уже вышли из широкого обихода, но продолжают жить в каллиграфическом искусстве.

Обратите внимание, что в название большинства стилей включен иероглиф шу (shū: традиционный  – 書 либо упрощенный – 书), который переводится как “письмо, письменность, книга, каллиграфия”.

Итак:

  1. Кайшу (楷書, 楷书, kǎishū) – образцовое или регулярное письмо, устав. Это основной стиль современной китайской письменности, стандарт которого сохраняет статус официального более 1300 лет. 6359_320Образец в стиле кайшу, почерк оу – назван по имени классика каллиграфии Оуян Сюня ( 欧阳询, Ōuyáng Xún, 557 – 641гг)

    Типографские и компьютерные шрифты, главным образом, используют иероглифы этого стиля.

Основные характеристики кайшу – стандартность (унифицированность), строгий порядок черт, отчетливость в прописывании каждого элемента иероглифа, пластика графики черт за счет варьирования толщины линий и скорости написания элементов.

Иероглиф компонуется в квадрат. Тем, кто сталкивался с изучением китайского языка и каллиграфии знакомы прописи по типу иероглифа «рис» 米 – это и есть базовая структура компоновки иероглифа в стиле кайшу.

44158066_1Прописи по типу иероглифа “рис” 米 с образцами в стиле кайшу

 

  1. Синшу (行書, 行书, хíngshū) – «ходовое» или «бегущее» письмо. Само название стиля записывается иероглифом состоящим из 2х ключей: «шаг левой ногой» 彳 и «шаг правой ногой» 亍. Ван Сичжи - фрагмент "Предисловия к беседке орхидей", стил синшу (王羲之蘭亭序)Ван Сичжи – фрагмент “Предисловия к беседке орхидей”, стиль синшу (王羲之蘭亭序)Иероглиф "летать" 飞 , написанный стилем синшуИероглиф “летать” 飞 , написанный стилем синшу

Основные характеристики: комбинация базовых черт пишется с минимальным отрывом кисти от бумаги. Плавный, изящный, летящий иероглиф хорошо читается. Привычная в кайшу последовательность черт иногда нарушается в пользу слитности, непрерывности  письма, но общая логика написания и вариаций толщины линий сохраняется. Иероглиф в стиле синшу может быть слегка вытянут, чаще по вертикали. Это  наиболее употребляемый стиль в частной повседневной письменной речи, в эпистолярном жанре.

 

 

 

 

 

  1. Цаошу (草書, 草书, cǎoshū )– «травяное письмо». Чжи Юньмин (Zhu Yunming (1460 – 1526)) - поэма написанная стилем цаошуЧжи Юньмин (Zhu Yunming (1460 – 1526)) – поэма написанная стилем цаошу

    Стиль цаошу – главный скорописный стиль. Иероглиф упрощается, часть элементов иероглифа пропускается, оставшиеся значительно утрируются. Текст пишется еще более цельно и стремительно, чем в синшу. Зачастую несколько иероглифов сплетаются в единую вязь. Это наиболее трудный стиль, как в написании, так и в различении.

    Autobiography - fragment, (自敘帖 ), calligraphy by Huai Su (懷素), cursive script, Tang dynasty, 8th centuryФрагмент автобиографии Хуай Су (Huai Su (懷素)), стиль цаошу, династия Тан, 8 в.н.э.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Танцующие, летящие иероглифы подобны вдохновенному абстрактному полотну. Для того, чтобы прочитать написанное стилем цаошу необходим не только практический опыт письма кистью, но и немалый культурный багаж – знание классических философских и поэтических текстов.

     

     

     

  2. Чжуаньшу (篆書, 篆书, zhuànshū) – «письмо (древней) печати» – в этом стиле выполнены древнейшие гадательные письмена на костях животных и панцирях черепах (цзягувэнь甲骨文), надписи на ритуальных бронзовых сосудах (цзиньвэнь 金文, jīnwén или дачжуань大篆). 101239_1285469104204древнейшие гадательные письмена на костях животных и панцирях черепах (цзягувэнь甲骨文)01300000242285122348749230467_sцзиньвэнь 金文 или дачжуань大篆
016_30k9235каллиграфия в стиле сяочжуань 小篆– «малая печать»Дэн Шижу - Deng Shiru(邓石如)- каллиграфия в стиле чжуаньшуДэн Шижу – Deng Shiru(邓石如)- каллиграфия в стиле чжуаньшу

 

 

 

В 221-206 гг.до н.э. правитель Цинь объединил страну и провозгласил создание первого централизованного государства в Китае, объявив себя императором – Циньши-хуанди. Вступив на престол, он провел реформу письменности, упростил и унифицировал написание и ввел единый по стране стиль письма сяочжуань 小篆– «малая печать». В отличие от предыдущих вариаций стиля чжуань иероглифы стиля сяочжуань отличаются бОльшей соразмерностью и симметричностью, а идеографические знаки преобладают над пиктографическими.

В целом, чжуаньшу характеризуется использованием наименьшего количества черт: в нем отсутствуют точка, крючок и ломаная. Все линии имеют одинаковую толщину, выполняются с равномерным нажимом,  а иероглифы вытянуты по вертикали. Этот стиль наиболее пиктографичен, а потому важен для понимания эволюции и символического содержания иероглифа.

Ци Байши, печать в стиле чжуаньшу: по всей Поднебесной много моих картин, но большинство из них - подделкиЦи Байши (齊白石), печать в стиле чжуаньшу: по всей Поднебесной много моих картин, но большинство из них – подделки

 

 

 

 

 

 

 

До сегодняшнего дня чжуаньшу традиционно используется для создания печатей, необходимых в оформлении каллиграфии и живописи.

 

 

 

 

  1. Лишу (隸書, 隶书, lìshū) – «деловое» или «конторское письмо» – этот стиль сформировался в период правления династии Хань (25-220гг). Потребность вести объёмную деловую документацию и архивы способствовала возникновению более простого и унифицированного в начертании письма, чем чжуаньшу (включая сяочжуань). Кроме того, в этот период начинают использовать кисть и, чуть позже, бумагу (прежде иероглифы вырезались, гравировались). образец каллиграфии в стиле лишуобразец каллиграфии в стиле лишу
1a4236069410n385199187t21«цаньтоу-яньвэй» (蚕头燕尾) – «голова шелковичного червя – хвост дикого гуся»

Иероглифы в стиле лишу обычно немного вытянуты по горизонтали. С использованием кисти каллиграфы начинают варьировать толщину линий при письме. Для лишу характерна  черта «цаньтоу-яньвэй» (蚕头燕尾  cán tóu yàn wěi) – «голова шелковичного червя – хвост дикого гуся» – так обычно стилизовали акцентированную горизонталь в составе иероглифа.

Сегодня лишу не используется в повседневном письме – это декоративный стиль, с которым работают профессиональные каллиграфы и дизайнеры.

Основные стили каллиграфии (столбцы справа налево): первые два - чжуаньшу - дачжуань, сяочжуань, далее - лишу, синшу, кайшу и крайний левый - цаошу.Основные стили каллиграфии (столбцы справа налево): первые два – чжуаньшу – дачжуань, сяочжуань, далее – лишу, синшу, кайшу и крайний левый – цаошу.

 

www.zhengongfu.org

Каллиграфия в Китае. | Дневник Непоседы

Каллиграфия в Китае появилась раньше живописи. Специальными иероглифами жрецы проводили магические обряды. Они походи на загадочные знаки и совсем не похожи на иероглифы современного мира. Прежде чем появились перья, письменные знаки высекались на камне, на глине выдавливались палочкой. Из тростника начали изготавливаться первые перья. В Средневековье используется гусиное перо. Намного позже в 18 веке гусиное перо было заменено на перо из стали.Затем этим искусством овладели правители и чиновники высшего класса древнего Китая. Умение эти красноречиво говорили о положении в обществе и принадлежности к элите. Когда к власти пришел Цинь Ши Хуанди, он объединил все земли Китая. Была проведена первая реформа, определяющая стандарты иероглифов.

KME_2267

Что такое каллиграфия.

Каллиграфия – это целая философия, способствующая улучшению характера человека и благополучию человека. Как в зеркале в этом искусстве отражается душа человека, выражается внутренний мир человека. Каллиграфия – это средство общения с миром. «Красивый почерк», так в переводе с греческого языка означает слово каллиграфия. Красиво писать стало искусством и стало относится к изобразительному искусству. Современная каллиграфия разнообразна: от рукописных надписей до высокого искусства. В поздравительных открытках, приглашениях часто используются приемы каллиграфия. В официальных документах могут применяться легко понятные приемы. В арсенале большое количество приемов письма. Завитки, крючки и плавные хвостики, крючки, чередование твердых и мягких штрихов, ломаные и плавные линии, угловатость, выписывание букв двойными или тройными, параллельные линии другого цвета. Все эти приемы используются каллиграфами. Современное направление представлено граффити.В Древнем Китае большое внимание уделялось искусству каллиграфии. Дети богатый чиновников обязаны были владеть этим искусством. Они сдавали специальный императорский экзамен по каллиграфии. Императоры Китая оставили во дворцах и храмах в наследие прекрасные образцы каллиграфического письма.

Китайские иероглифы.

Китайское письмо словесно-слоговое. Каждый иероглиф передает односложное слово или его значимую часть. Поэтому, чтобы овладеть этим искусством, необходимо было знать 500 иероглифов. Комбинация иероглифов дает 50000 слов.Иероглифы делятся на четыре группы:

  • Пиктограммы – это знаки, напоминающие рисунки
  • Идеограммы – символы, отображающие основную идею или элемент реальности
  • Идеофонограммы – состоят из двух частей значения и звучания
  • Заимствованные иероглифы — иероглифы самостоятельного значения.

Для написания одного иероглифа нужно от 1 до 28 стандартных черт. Скорость, сила и ловкость – качества необходимые для того, чтобы овладеть этим искусством. Иероглифы спонтанно рождаются в момент письма. В это время каллиграфы забывают обо всем, что происходит вокруг и их мысли направлены на красоту создаваемого произведения.

Принадлежности для каллиграфии.

В китайской традиции бумагу, тушь, тушечницу и кисть называют «четырьмя драгоценностями, что находятся в покоях культурного человека». Их берегли, хранили в специальных шкатулках и передавали по наследству.Особое внимание в каллиграфии уделяется кисти. Их всегда было несколько. Они отличались по размеру и объему. У кисти кончик должен быть острый. Сама она должна быть округлой формы и упругой. Эти качества характеризуют прекрасную кисть. Чтобы кисть стало такой, ее изготовление состоит из 70 сложных этапов. Существует более 200 видов кистей. Для нее подбираются волоски козла или зайца. Волоски этих животных хорошо впитывают жидкость и могут удерживать большое количество чернил. Особой роскошью поражает рукоятка кисти. Она изготавливалась из особых материалов. Из бамбука, фарфора, слоновой кости, золота и серебро, нефрита. Благодаря их прочности и красоте на них наносилась художественные узоры или резьба.

KME_2268 Однородность и блеск являются показателем хорошего качества чернил. Смолянистая сажа сосны и свиной жир, входящие в состав туши делаю каллиграфию яркой и сохраняют ее на долгие годы. Ароматические вещества и растительные масла придают картине легкий аромат. Такой состав перемешивали и сушили в виде брикетов продолговатой формы. Перед работой сухую тушь растирали в тушечнице.На качественной бумаге тушь не должна растекаться. Бумага появилась благодаря исследованиям Цай Луня сановника династии Хань. За это изобретение император ему пожаловал высокий титул министра и богатства. До этого времени простые люди писали на кусочках бамбука, вырезали на слоновой кости, на раковинах. Богатые люди могли позволить себе писать на белом шелке. Это было дорогое удовольствие. Как утверждает история, изготовление бумаги стало одним из «четырех великих изобретений» древнего китайского народа. Из смеси древесной коры и рисовой соломы получалась тонкая, белая и прочная бумага.В современной каллиграфии для работы используются самые разнообразные материалы. Бумага, перья, тушь, акварель, гуашь, чернила, пастель, уголь, баллончик с краской для исполнения граффити.

KME_2269

Стили каллиграфического искусства.

Существует несколько стилей каллиграфического искусства.

  • Чжуаньшу – официальный стиль письма в царстве Цинь, самый древний из стилей. Его называют « иероглифы печати».
  • Лишу – вариант Чжуаньшу, появился в глубокой древности.
  • Синшу – «бегущий стиль». Черты соединяются друг с другом и кист редко отрывается от бумаги.
  • Цаошу – «травяной стиль». Его знаки напоминают колеблющуюся траву под ветром. Нужны специфические навыки письма.
  • Кайшу – самый известный стиль. С этого стиля начинают обучение искусству каллиграфии.
  • Као – стилизованная подпись для императоров, политик и сегунов.

До сих пор умение писать каллиграфическим почерком ценится в Китае. Красиво, создавая свой неповторимый текст, как произведение искусства.

dnevnik-neposedi.com


Смотрите также