Итоги древнего мира. Тема 2 цивилизации древнего мира § 7. Древнейшие государства
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

ИТОГИ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. Итоги древнего мира


ИТОГИ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ. История Древнего мира [с иллюстрациями]

ИТОГИ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ

Итак, нам предстоит еще раз окинуть взором мир древней истории — чтобы, наконец, подвести итоги и перевернуть последнюю страницу.

Началом дней и точкой отсчета истории человечества было освоение земледелия и скотоводства — Неолитическая Революция, которая неузнаваемо изменила мир древних людей и положила начало новому виду Homo sapiens, виду людей-земледельцев. Поначалу земледельцы жили маленькими родовыми общинами, вместе возделывали поля и поклонялись богу-предку в родовом храме. Когда обнаруживалась нехватка земли, общины производили выселки и осваивали новые земли — так постепенно они продвигались на запад и восток, в долины Дуная, Инда и Ганга. На древней родине земледелия, Ближнем Востоке, постепенно становилось все более тесно, и крестьянские общины приступили к осушению нильских и месопотамских болот. Это потребовало объединенных усилий сотен людей, но, в конечном счете, ирригация подарила людям невиданные прежде урожаи и изобилие. Разросшиеся деревни превратились в города, а общинные храмы — в возвышавшиеся над равниной зиккураты. Однако со временем началось перенаселение, стал ощущаться недостаток земли и поля общины были поделены между крестьянами — при этом храму был выделен большой участок, который по-прежнему возделывали сообща. Демографическое давление постепенно возрастало, после очередного раздела отцовского поля между сыновьями наделы становились настолько мелкими, что на них нельзя было прокормиться. Крестьяне брали зерно в долг под проценты, и, не будучи в силах расплатиться с долгами, в конце концов, теряли свою землю. Появились массы безземельных и нищих, они арендовали землю у богатых соседей или шли в города, надеясь прокормиться ремеслом. Рядом с лачугами бедняков выросли дворцы богачей, помещиков и ростовщиков, скупавших крестьянские земли и благодаря своему богатству захвативших власть в общине. В конце концов, началось Сжатие — время постоянного голода и войн между общинами за землю. Войны породили военную диктатуру и Империю Саргона Великого, "социализм в солдатских сапогах". Пришедшие к власти цари утвердили обычай Справедливости, регулярную отмену долгов, освобождение долговых рабов и возвращение земли беднякам. Во времена III династии Ура большая часть земли была приписана к общинным храмам, и общинники, как и раньше, до раздела земель, обрабатывали эти земли совместно — но теперь храмовые общины лишились самоуправления и превратились в государственные хозяйства, а общинники стали рабочими, получавшими продовольственные пайки.

Храмовые хозяйства, "рабочие отряды", чиновники-жрецы и писцы — таков был облик шумеро-египетского социализма. Над обществом возвышался царь-бог, фараон или лугаль, мобилизовывавший десятки тысяч людей на строительство огромных ирригационных систем. Могущество царей-богов позволило объединить усилия колоссальных людских масс и, в буквальном смысле слова, извлечь из воды землю Шумера и Египта, создать на месте болотистой равнины кормившие народ хлебные поля. Вслед за ирригационными системами были созданы колоссальные пирамиды и зиккураты — символы Империи, объединившей усилия миллионов. Этот образ Великой Империи распространился по всему миру и вызвал подражание в Микенской Греции, в Индии, а позднее — в Индокитае и, может быть, даже в далекой Империи Инков, — повсюду мы находим пирамиды, храмовые хозяйства и царей, называющих себя богами.

Крушение великих империй III-го тысячелетия было вызвано первой Волной — нашествием, обрушившимся на мир земледельцев из Великой Степи. Земледельцы не были единственным видом Homo sapiens, населявшим нашу планету. В Великой Степи обитали скотоводы, сохранившие агрессивные традиции древних охотников. Условия высокого давления и постоянные войны делали кочевников необычайно выносливыми и агрессивными, а занятие скотоводством побуждало их обращаться с покоренными, как со скотом. В то время, как привыкшие к мирному труду земледельцы постепенно разучились убивать, война была частью жизни кочевых племен. Вплоть до недавнего времени всемирная история была историей борьбы двух видов людей, и успех в этой борьбе обычно принадлежал кочевникам — благодаря их умению убивать и их союзу с лошадью. Начало этому союзу положило освоение степняками боевой колесницы, следующей ступенью было освоение всадничества, затем — изобретение седла и стремян. Каждый новый шаг на этом пути приносил кочевникам новые преимущества и нарушал военное равновесие двух видов, на земледельческие области обрушивалась Волна могущественных и жестоких завоевателей. Волны нашествий разорвали на части историю земледельческих цивилизаций; каждая Волна влекла за собой демографическую катастрофу, большая часть населения истреблялась завоевателями, и в опустошенной стране история начиналась сначала.

Первая Волна из Великой Степи обрушилась на мир в середине II тысячелетия, завоеватели разрушили города и поработили уцелевшее население. Они создали "арийский порядок", при котором население делилось на господ, рабов-илотов и платящих дань пэриеков-плебеев. "Арийская эпоха" на Ближнем Востоке продолжалась более пяти столетий — пока численность земледельческого населения не достигла прежнего уровня и снова не начиналось Сжатие. Сжатие породило новую Империю — Великую Ассирийскую державу, объединившую весь Ближний Восток. Ассирийские цари железной рукой перемешали и примирили в своей империи все народы Востока; каждый крестьянин получил своё поле — но буржуазные города сохранили самоуправление и постоянно восставали против социалистической монархии.

Ассирийская держава погибла в результате новой Волны из Великой Степи — нашествия скифов. Скифы первыми научились стрелять из лука верхом на лошади — и передали это искусство своим родственникам, мидянам и персам. В VI веке персы завоевали всю Переднюю Азию и, усвоив ассирийские традиции, создали здесь новую Мировую Империю. К середине I тысячелетия Сжатие распространилось за пределы первоначального очага цивилизации, Ближнего Востока. В VII веке появились первые греческие города, вскоре ставшие ареной революций и попыток установления "тирании". В отличие от замкнутых долин Нила и Евфрата, Греция была открыта для эмиграции — и под напором демографического давления греки вскоре заселили почти все берега Средиземноморья. Затем они сумели наладить ввоз зерна в обмен на ремесленные товары; демографическое давление упало и Греция стала преуспевающей страной торгово-промышленных республик. Это преуспевание продолжалось около двух столетий, но, в конце концов, снова наступило перенаселение и социальные революции привели к власти "тиранов".

В середине IV века соседи и родичи греков, македоняне, совершили новое Фундаментальное Открытие в военном деле — они создали непобедимую македонскую фалангу. Появление фаланги вызвало волну македонских завоеваний, Александр Великий покорил весь Ближний Восток и дошел до Инда. В результате социального синтеза здесь родилось несколько новых, "эллинистических" монархий, которые сумели совместить греческую культуру и социальные традиции Востока. За македонской волной последовала римская волна, связанная с изобретением римлянами маневренной тактики полевых сражений. Рим, доселе мало кому известный городок на берегу Тибра, стал господином Средиземноморья; захватив бесчисленные массы рабов, римляне создали в Италии рабские плантации, а население покорённых провинций заставили платить дань. Однако в конце I века до н. э. Сжатие распространилось и на Италию, и римские бедняки поднялись против плантаторской знати; после кровавой столетней революции к власти пришли императоры, раздавшие италийские земли крестьянам и солдатам. Но в провинциях сохранились крупные поместья, долговое рабство и угнетение; в конце II века, распространяясь на запад, Сжатие достигло Галлии и Испании, вызвав здесь мощные восстания, приведшие к новой социальной революции и обновлению Империи. Новые императоры водрузили на свои знамена христианский крест — символ социальной справедливости и милосердия; мировая социалистическая религия, христианство, стала опорой Империи. По мере повышения демографического давления перенаселение распространялось на запад и на восток, вызывая повсюду голод и социальные революции. В IV-V веках до н.э. Сжатие достигло Индии и Китая, породив здесь новые монархии. Заполнение экологической ниши вынуждало древние общества принимать форму, обеспечивавшую существование максимального числа людей — и этой формой была социалистическая монархия, отнимавшая землю у богатых, чтобы дать её бедным. "Нынешние учёные мужи, — писал Хань Фэй-цзы, — говорят об управлении чаще всего так: дайте бедным и неимущим землю, чтобы обеспечить тех, у кого ничего нет".

Социалистические империи существовали бы тысячелетия, если бы не волны нашествий из Великой Степи, снова и снова обрушивавшиеся на земледельческие страны. В то время, как привыкшие к мирному труду земледельцы постепенно утрачивали былую воинственность, постоянно сражавшиеся за пастбища кочевники изобретали всё новые виды оружия. В IV веке появление седла, стремени и сабли породило новых кентавров и выбросило из Великой Степи целое скопище неведомых прежде народов. Это была новая катастрофа, волны нашествий с севера и юга захлестнули древний мир. Тяжелый лук, стремя, сабля приносили все новые и новые перевороты в военном деле, и с каждым таким переворотом на мир исторгалась новая Волна. Гунны, эфталиты, сяньби, авары, тюрки, арабы, венгры — волны жестоких завоевателей катились по развалинам Древнего Мира, выжигая все, что еще оставалось. Через два-три столетия земля поглотила пепелища городов, некогда оживленные долины заросли лесами, античная цивилизация была забыта, и мир вернулся к первоистокам. Только через тысячу лет творцы Возрождения открыли перед изумленной Европой тайны прошлого; были извлечены из монастырей и снова прочитаны греческие книги. Многие не поверили им — до сих пор существует теория, утверждающая, что Древнего Мира не существовало, что его летописи — это ошибки переписчиков, настолько они похожи на летописи Средневековья. Но мы знаем, чем объясняется это сходство — новый цикл демографического развития повторял предыдущие циклы. Снова началось Сжатие, появились города, науки, искусства, цивилизация. Потом пришел черед революций и Империй…

"Род уходит и род приходит, а земля остается навек…"

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Итоги главы. Критическое исследование хронологии древнего мира. Античность. Том 1

 

1. Статистика затмений определенно указывает на апокрифированность всех описаний затмений до IV века н.э, (см. § 5 и 6).

2. Трудности, связанные с нечеткими описаниями затмений а источниках, не позволяют, как правило, дать абсолютно надежную астрономическую датировку (см. ?5)

3. Единственным исключением является Фукидид, чьи затмения позволяют неоспоримо датировать его сочинение временем после XII века н.э. (см, $2)..

4. При самой естественной (и теоретически единственной) календарной гипотезе астрономия однозначно относит сочинения Тита Ливия в эпоху средневековья (см. § 4).

5. То же самое относится к сочинениям Плутарха и Полибия (затмение № 27 по списку Гинцеля), Обсеквенса (затмения № 28 и 29) и Аврелия Виктора (затмение № 48), а также к речи бл. Иеронима (затмение № 57), впрочем, эта речь, естественно, нас мало интересует (см. § 5).

6. История Геродота по всем данным также является средневековым сочинением; правда. астрономических зацепок для этого вывода нет,

Против новых датировок Фукидида и Ливия можно было возражать, что в их тексты вставлены позже лишь описания затмений, а все остальное является чистой правдой. Но мы видим, что такого рода операция была почему–то произведена над большинством античных сочинений, причем, несмотря на поражающее впечатление, которое солнечные затмения должны производить на человека (особенно в древности), ни в одном античном сочинении затмение не описано настолько подробно, чтобы его можно было надежно датировать. Быть может, авторы якобы античных сочинений нарочно столь невнятно описывали затмения?

Астрономический метод, конечно, ничего не может сказать об аутентичности сочинений, в которых нет астрономических «зацепок», Однако же все здание «античных источников» настолько крепко сцементировано взаимными ссылками и описаниями одних и тех же событий, что удаление из него хотя бы одного кирпича влечет неизбежное разрушение всего здания.

Обратим в заключение внимание на время появления первых, астрономических надежных хроник. Это — середина IV века. Все значение этой даты в истории человечества мы выясним лишь постепенно, в ходе исследования. Пока мы только просим читателя эту дату запомнить.

 

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

esoterics.wikireading.ru

ИТОГИ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ

Количество просмотров публикации ИТОГИ ДРЕВНЕЙ ИСТОРИИ - 12

 

И так, нам предстоит еще раз окинуть взором мир древней истории – чтобы, наконец, подвести итоги и перевернуть последнюю страницу.

Началом дней и точкой отсчета истории человечества было освоение земледелия и скотоводства – Неолитическая Революция, которая неузнаваемо изменила мир древних людей и положила начало новому виду Homo sapiens, виду людей‑земледельцев. Поначалу земледельцы жили маленькими родовыми общинами, вместе возделывали поля и поклонялись богу‑предку в родовом храме. Когда обнаруживалась нехватка земли, общины производили выселки и осваивали новые земли – так постепенно они продвигались на запад и восток, в долины Дуная, Инда и Ганга. На древней родинœе земледелия, Ближнем Востоке, постепенно становилось всœе более тесно, и крестьянские общины приступили к осушению нильских и месопотамских болот. Это потребовало объединœенных усилий сотен людей, но, в конечном счете, ирригация подарила людям невиданные прежде урожаи и изобилие. Разросшиеся деревни превратились в города, а общинные храмы – в возвышавшиеся над равниной зиккураты. При этом со временем началось перенаселœение, стал ощущаться недостаток земли и поля общины были поделœены между крестьянами – при этом храму был выделœен большой участок, который по‑прежнему возделывали сообща. Демографическое давление постепенно возрастало, после очередного раздела отцовского поля между сыновьями наделы становились настолько мелкими, что на них нельзя было прокормиться. Крестьяне брали зерно в долг под проценты, и, не будучи в силах расплатиться с долгами, в конце концов, теряли свою землю. Появились массы безземельных и нищих, они арендовали землю у богатых сосœедей или шли в города, надеясь прокормиться ремеслом. Рядом с лачугами бедняков выросли дворцы богачей, помещиков и ростовщиков, скупавших крестьянские земли и благодаря своему богатству захвативших власть в общинœе. В конце концов, началось Сжатие – время постоянного голода и войн между общинами за землю. Войны породили военную диктатуру и Империю Саргона Великого, "социализм в солдатских сапогах". Пришедшие к власти цари утвердили обычай Справедливости, регулярную отмену долгов, освобождение долговых рабов и возвращение земли беднякам. Во времена III династии Ура большая часть земли была приписана к общинным храмам, и общинники, как и раньше, до раздела земель, обрабатывали эти земли совместно – но теперь храмовые общины лишились самоуправления и превратились в государственные хозяйства, а общинники стали рабочими, получавшими продовольственные пайки.

Храмовые хозяйства, "рабочие отряды", чиновники‑жрецы и писцы – таков был облик шумеро‑египетского социализма. Над обществом возвышался царь‑бог, фараон или лугаль, мобилизовывавший десятки тысяч людей на строительство огромных ирригационных систем. Могущество царей‑богов позволило объединить усилия колоссальных людских масс и, в буквальном смысле слова, извлечь из воды землю Шумера и Египта͵ создать на месте болотистой равнины кормившие народ хлебные поля. Вслед за ирригационными системами были созданы колоссальные пирамиды и зиккураты – символы Империи, объединившей усилия миллионов. Этот образ Великой Империи распространился по всœему миру и вызвал подражание в Микенской Греции, в Индии, а позднее – в Индокитае и, должна быть, даже в далекой Империи Инков, – повсюду мы находим пирамиды, храмовые хозяйства и царей, называющих себя богами.

Крушение великих империй III‑го тысячелœетия было вызвано первой Волной – нашествием, обрушившимся на мир земледельцев из Великой Степи. Земледельцы не были единственным видом Homo sapiens, населявшим нашу планету. В Великой Степи обитали скотоводы, сохранившие агрессивные традиции древних охотников. Условия высокого давления и постоянные войны делали кочевников необычайно выносливыми и агрессивными, а занятие скотоводством побуждало их обращаться с покоренными, как со скотом. В то время, как привыкшие к мирному труду земледельцы постепенно разучились убивать, война была частью жизни кочевых племен. Вплоть до недавнего времени всœемирная история была историей борьбы двух видов людей, и успех в этой борьбе обычно принадлежал кочевникам – благодаря их умению убивать и их союзу с лошадью. Начало этому союзу положило освоение степняками боевой колесницы, следующей ступенью было освоение всадничества, затем – изобретение седла и стремян. Каждый новый шаг на этом пути приносил кочевникам новые преимущества и нарушал военное равновесие двух видов, на земледельческие области обрушивалась Волна могущественных и жестоких завоевателœей. Волны нашествий разорвали на части историю земледельческих цивилизаций; каждая Волна влекла за собой демографическую катастрофу, большая часть населœения истреблялась завоевателями, и в опустошенной стране история начиналась сначала.

Первая Волна из Великой Степи обрушилась на мир в серединœе II тысячелœетия, завоеватели разрушили города и поработили уцелœевшее населœение. Οʜᴎ создали "арийский порядок", при котором населœение делилось на господ, рабов‑илотов и платящих дань пэриеков‑плебеев. "Арийская эпоха" на Ближнем Востоке продолжалась более пяти столетий – пока численность земледельческого населœения не достигла прежнего уровня и снова не начиналось Сжатие. Сжатие породило новую Империю – Великую Ассирийскую державу, объединившую весь Ближний Восток. Ассирийские цари желœезной рукой перемешали и примирили в своей империи всœе народы Востока; каждый крестьянин получил своё поле – но буржуазные города сохранили самоуправление и постоянно восставали против социалистической монархии.

Ассирийская держава погибла в результате новой Волны из Великой Степи – нашествия скифов. Скифы первыми научились стрелять из лука верхом на лошади – и передали это искусство своим родственникам, мидянам и персам. В VI веке персы завоевали всю Переднюю Азию и, усвоив ассирийские традиции, создали здесь новую Мировую Империю. К серединœе I тысячелœетия Сжатие распространилось за пределы первоначального очага цивилизации, Ближнего Востока. В VII веке появились первые греческие города, вскоре ставшие ареной революций и попыток установления "тирании". В отличие от замкнутых долин Нила и Евфрата͵ Греция была открыта для эмиграции – и под напором демографического давления греки вскоре заселили почти всœе берега Средиземноморья. Далее они сумели наладить ввоз зерна в обмен на ремесленные товары; демографическое давление упало и Греция стала преуспевающей страной торгово‑промышленных республик. Это преуспевание продолжалось около двух столетий, но, в конце концов, снова наступило перенаселœение и социальные революции привели к власти "тиранов".

В серединœе IV века сосœеди и родичи греков, македоняне, совершили новое Фундаментальное Открытие в военном делœе – они создали непобедимую македонскую фалангу. Появление фаланги вызвало волну македонских завоеваний, Александр Великий покорил весь Ближний Восток и дошел до Инда. В результате социального синтеза здесь родилось несколько новых, "эллинистических" монархий, которые сумели совместить греческую культуру и социальные традиции Востока. За македонской волной последовала римская волна, связанная с изобретением римлянами маневренной тактики полевых сражений. Рим, досœелœе мало кому известный городок на берегу Тибра, стал господином Средиземноморья; захватив бесчисленные массы рабов, римляне создали в Италии рабские плантации, а населœение покорённых провинций заставили платить дань. При этом в конце I века до н. э. Сжатие распространилось и на Италию, и римские бедняки поднялись против плантаторской знати; после кровавой столетней революции к власти пришли императоры, раздавшие италийские земли крестьянам и солдатам. Но в провинциях сохранились крупные поместья, долговое рабство и угнетение; в конце II века, распространяясь на запад, Сжатие достигло Галлии и Испании, вызвав здесь мощные восстания, приведшие к новой социальной революции и обновлению Империи. Новые императоры водрузили на свои знамена христианский крест – символ социальной справедливости и милосœердия; мировая социалистическая религия, христианство, стала опорой Империи. По мере повышения демографического давления перенаселœение распространялось на запад и на восток, вызывая повсюду голод и социальные революции. В IV‑V веках до н.э. Сжатие достигло Индии и Китая, породив здесь новые монархии. Заполнение экологической ниши вынуждало древние общества принимать форму, обеспечивавшую существование максимального числа людей – и этой формой была социалистическая монархия, отнимавшая землю у богатых, чтобы дать её бедным. "Нынешние учёные мужи, – писал Хань Фэй‑цзы, – говорят об управлении чаще всœего так: дайте бедным и неимущим землю, чтобы обеспечить тех, у кого ничего нет".

Социалистические империи существовали бы тысячелœетия, в случае если бы не волны нашествий из Великой Степи, снова и снова обрушивавшиеся на земледельческие страны. В то время, как привыкшие к мирному труду земледельцы постепенно утрачивали былую воинственность, постоянно сражавшиеся за пастбища кочевники изобретали всё новые виды оружия. В IV веке появление седла, стремени и сабли породило новых кентавров и выбросило из Великой Степи целое скопище неведомых прежде народов. Это была новая катастрофа, волны нашествий с севера и юга захлестнули древний мир. Размещено на реф.рфТяжелый лук, стремя, сабля приносили всœе новые и новые перевороты в военном делœе, и с каждым таким переворотом на мир исторгалась новая Волна. Гунны, эфталиты, сяньби, авары, тюрки, арабы, венгры – волны жестоких завоевателœей катились по развалинам Древнего Мира, выжигая всœе, что еще оставалось. Через два‑три столетия земля поглотила пепелища городов, некогда оживленные долины заросли лесами, античная цивилизация была забыта͵ и мир вернулся к первоистокам. Только через тысячу лет творцы Возрождения открыли перед изумленной Европой тайны прошлого; были извлечены из монастырей и снова прочитаны греческие книги. Многие не поверили им – до сих пор существует теория, утверждающая, что Древнего Мира не существовало, что его летописи - ϶ᴛᴏ ошибки переписчиков, настолько они похожи на летописи Средневековья. Но мы знаем, чем объясняется это сходство – новый цикл демографического развития повторял предыдущие циклы. Снова началось Сжатие, появились города, науки, искусства, цивилизация. Потом пришел черед революций и Империй…

"Род уходит и род приходит, а земля остается навек…"

referatwork.ru

Тема 2 цивилизации древнего мира § 7. Древнейшие государства

Древний Египет.

Жители Египта создали одну из первых циви­лизаций, Египетское государство находилось в долине Нила — уз­кой полосы земли по обоим берегам реки шириной от 1 до 20 км,

расширяющейся в дельте.

Раз в году Нил выходил из берегов, и поток воды, круша все на своем пути, заполнял долину. Разливы были бедствием для оби­тателей долины, но они приносили частицы плодородного ила. Земля здесь давала невиданные урожаи, но для этого необходимо было создать сложные ирригационные сооружения.

Первые государства в Египте называют номами. В IV тысячелетии в Египте образовалось около 40 номов. Потребности развития земле­делия вели к объединению всей долины Нила. Постепенно осталось только два больших государства — Верхний и Нижний Египет. Верх­ний Египет (южное царство) находился в верхнем течении Нила, Нижний Египет (северное царство) — в нижнем течении Нила. Примерно в 3000 г. до н.э. правителю Верхнего Египта Мине удалось объединить страну. Правителей Египта называют фараонами.

Историю Древнего Египта делят на Раннее (3000 — 2800гг. до н.э.), Древнее (2800 — 2250 гг. до н.э.), Среднее (2050- 1750 гг. до н.э.), Новое (1580—1085 гг. до н.э.) и Позднее (1085 — 525 гг. до н.э.) царства, которыми правили фараоны примерно 30 династий.

Главным занятием египтян было земледелие. Мягкий нильский ил взрыхляли мотыгой или легким плугом. Египтяне долгое время пользовались деревянным серпом с микролитами. Позже появи­лись орудия из меди и бронзы.

В египетских документах говорится о ремесленниках многих десятков профессий. Их труд считался более тяжелым, чем труд

земледельцев.

Еще в глубокой древности общины в Египте исчезли, и все население было объединено под властью фараона. Ежегодно чи­новники проводили смотр детей, достигших трудоспособного воз­раста. Сильных юношей они отбирали в войско, самых сообрази­тельных назначали младшими жрецами. Остальных распределяли по различным специальностям. Кто-то становился земледельцем, кто-то строителем, кто-то ремесленником.

Первоначально земледельцы трудились в хозяйствах фараона, знати и храмов в составе рабочих отрядов. Позже им стали выделять участок пашни. Также был организован труд ремесленников.

В хозяйствах фараона, знати и храмов имелись и рабы, как прави­ло, чужеземцы. Долгое время их было немного. Только во времена Нового царства количество рабов увеличилось, они стали тру­диться в ремесленных мастерских и на полях.

Государственная власть в Египте имела характер деспотии. Фа­раон распоряжался строительством оросительных сооружений, работами по возведению городов, крепостей, храмов, устанав­ливал законы, был верховным жрецом. Он командовал войском и во главе его сражался с врагами. Фараона почитали живым богом.

Период Древнего царства был временем наибольшего могуще­ства фараонов. Однако со временем центральная власть ослабла, и государство распалось на номы. Через 200 лет Египет был объеди­нен под властью правителя одного из южных номов со столицей в Фивах. Наступил период Среднего царства. Центральная власть значительно окрепла при фараонах 12-й династии. Начались завое­вательные походы на юг к богатую золотом Нубию. Около 1680 г. до н.э. на Египет из Азии обрушились полчища кочевников-гиксосов. Среднее царство распалось на отдельные номы, платившие дань гиксосам. Не покорились лишь Фивы.

В борьбе с гиксосами фиванские фараоны опирались на про­стых воинов, которым предоставляли небольшие участки земли. Фараону Яхмосу удалось изгнать кочевников из Египта. Яхмос стал основателем 18-й династии. С этой династии начинается период Нового царства. Фараоны Нового царства вели постоянные войны. В результате походов была присоединена почти вся Нубия. В Азии войска фараонов вышли к Евфрату. В Египет поступали огромная дань, рабы. Наибольшего могущества держава достигла при фарао­не 18-й династии Аменхотепе III. Однако со временем в Перед­ней Азии появились мощные державы, начавшие борьбу с Егип­том. С переменным успехом эта борьба продолжалась около двух столетий. В конце концов, силы Египта были истощены. В самой стране шла борьба между фараонами, вельможами и жрецами. В результате к VIII в. до н.э. Египет вновь распался на номы. В VI в. до н.э. он был завоеван Персией.

Города-государства Шумера.

Одновременно или даже немного раньше, чем в Египте, сложилась цивилизация в Южной Месо­потамии (Междуречье) — в низовьях рек Евфрата и Тигра. Эта земля обладала необычайным плодородием. Зарождение цивили­зации здесь было связано с необходимостью строительства и ис­пользовании оросительных сооружений.

В Месопотамии обитали разные народы. На севере жили семит­ские племена. На юге первыми появились племена, языковую принадлежности которых ученые не могут установить, поскольку они не оставили письменности. Эти племена начали земледельческое освоение юга Месопотамии. В V —IV тысячелетиях до н.э. сюда пришли шумеры — народ также неизвестного происхождения. Они построили города, создали древнейшую в мире письменность — клинопись. Шумеры считаются изобретателями колеса.

В IV тысячелетии до н.э. шумерские города стали центрами небольших государств, подобных египетским номам. Иногда их называют городами-государствами. Среди них самыми крупными были Урук, Киш, Лагаш, Умма, Ур. История Шумера делится на три периода: раннединастический, аккадский и позднешумерский.

В раннединастический период центром власти в каждом городе был храм главного бога. Верховный жрец (энси) являлся правите­лем города. Значительную роль продолжало играть народное со­брание. На время войн избирался вождь (лугаль). Роль лугалей уси­ливалась, чему способствовали частые войны между городами-государствами.

Иногда лугалям удавалось подчинить соседние государства, но в отличие от Египта единство Шумера было непрочным. Первую серьезную попытку создания единого государства предпринял в XIV в. до н.э. Сарган. Он происходил из низов общества, был семитом, которые все больше и больше селились в Шумере, Саргон стал основателем и правителем города Аккада. Он опирался на жителей шумерских городов-государств, недовольных всевлас­тием жрецов и знати. Аккадский царь объединил все эти города под своей властью, а затем завоевал обширные земли до побере­жья Средиземного моря. Саргон ввел единые для всех городов меры длины, площади и веса. По всей стране строили каналы и плоти­ны. Царство Саргона и его потомков просуществовало около 150 лет. Затем Шумер был завоеван племенами горцев, обитавших к вос­току от Месопотамии.

В XXI в. до н.э. жителям Месопотамии удалось сбросить тяжелое для них иго горцев. Возникло царство Шумера и Аккада (так на­зываемая 111 династия Ура). Это царство известно своей централи­зованной организацией власти и хозяйственной жизни. Все работ­ники в государстве были объединены в отряды по профессиям. Они трудились на государственной земле под контролем чинов­ников. Царство Шумера и Аккада около 2000 г. до н. э. было захва­чено кочевыми семитскими племенами амореев.

Вскоре шумеры слились с семитами и другими народами Ме­сопотамии. Шумерский язык оставался языком письменности, науки, культуры еще на многие столетии.

Вавилонское царство.

Законы Хаммурапи. В начале 2 тысячеле­тия до н.э. усиливается город Вавилон на Евфрате, где правили цари одной из аморейских династий. При царе Хаммурапи (1992 — 1750 гг. до н.э.) вавилоняне завоевали большую часть Месопота­мии. Вавилон превратился в громадный город с великолепными дворцами и храмами, многоэтажными домами и широкими ули­цами.

О жизни Вавилонского царства мы имеем подробные сведения благодаря знаменитым законам Хаммурапи. Это обширный и про­думанный свод законов, служивший образцом для последующего законодательства многих стран Передней Азии. В основе закона лежал принцип талиона — наказание равно преступлению («око за око»).

Согласно законам Хаммурапи вся земля в стране принадле­жала царю. Общины и знать считались пользователями земли. Довольно большую роль в хозяйственной жизни играли полно­стью бесправные рабы из числа пленных. Был и другой источник рабства: за долги продавали своих детей, а подчас и самих себя в рабство. Однако закон ограничивал долговое рабство. Свобод­ные делились на две категории — полноправных и зависимых людей. Предполагается, что полноправные являлись членами общин, а зависимые люди трудились на полученных от царя на­делах. В 1518 г. до н.э. Вавилония была завоевана кочевниками-касситами.

Восточное Средиземноморье в древности.

Своеобразную форму имела древневосточная цивилизация в районах, прилегающих к восточному побережью Средиземного моря. Здесь пролегали важ­нейшие торговые пути — из Египта в Месопотамию, из Азии и Африки в Европу.

Узкая полоса восточного побережья Средиземного моря на тер­ритории современного Ливана и части Сирии называлась Фини­кией. Здесь находился один из древнейших очагов земледелия. Бла­годаря наличию многих полезных ископаемых процветало ремес­ло. Но со временем главным занятием жителей Финикии стала международная торговля. Финикийцы продавали свои товары — древесину, смолу, пурпурные ткани, стекло, металлы. Еще боль­шее значение для них имела посредническая торговля.

В Финикии возникло несколько городов-государств во главе с царями. Первоначально первенствовал город Библ, имевший древ­ние связи с Египтом. Позже возвысился город Тир. Его царь рас­пространил свое влияние на другие города, хотя единого государ­ства у финикийцев так и не возникло. Финикийские города на протяжении значительной части своей истории находились в за­висимости от Египта, а позже от государств Передней Азии, но сохраняли внутреннюю автономию.

Финикийцы прославились как отважные мореходы. Еще во II ты­сячелетии до н.э. они достигли Пиренейского полуострова, где возник город Гадес, ставший центром добычи и торговли сереб­ром и оловом. В начале I тысячелетия до н. э. финикийские колонии распространились по всему побережью Средиземного моря. В ко­лонии переселялись в основном жители Тира, но они становились самостоятельными государствами, хотя и сохраняли связи с Тиром. Крупнейшим из этих государств стал Карфаген.

Финикийцы являются создателями первого в мире алфавита. Буквы финикийского алфавита обозначали лишь согласные звуки. Финикийский алфавит заимствовали и усовершенствовали древ­ние греки. Через них алфавит пришел к римлянам, став основой большинства современных систем письма. Славянская, а позже и русская азбуки созданы на основе греческого алфавита.

Всесторонние связи имели финикийцы с другим народом Во­сточного Средиземноморья — древними евреями. В середине II ты­сячелетия до н.э. часть аморейских племен Месопотамии двину­лась на запад. Переселенцы образовали новый народ, называв­ший себя «ибрим» (евреи), что означало «перешедшие через реку». Земледельцы Восточного Средиземноморья боролись с этими при­шельцами-кочевниками, частично смешивались с ними. Позднее евреи столкнулись здесь с филистимлянами — пришельцами из Европы. От названия «филистимляне» произошло слово Палестина.

Примерно с XIII в. до н.э. еврейские (израильские) племена превратились в господствующую силу в Палестине. Помимо ско­товодства они стали заниматься и земледелием. В конце XI в. скла­дывается Израильско-Иудейское царство во главе с царем Саулом. Период расцвета оно переживало в X в. до н. э. при царях Давиде и его сыне Соломоне. Затем оно распалось на Израильское и Иудей­ское царства. Позже могучие соседи нанесли жестокие удары по этим государствам. В VIII в. до н.э. погибло Израильское царство. В 587 г. до н.э. столица Иудеи Иерусалим была захвачена царем Вавилона, а многие евреи уведены в вавилонский член. Позже Иудей­ское царство возродилось в качестве зависимого государства.

В период существования Израильского царства сказания древ­них евреев начали записывать в особые книги. Свод этих книг поз­же получил название Библия.

studfiles.net

ДЕМОГРАФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

Количество просмотров публикации ДЕМОГРАФИЯ ДРЕВНЕГО МИРА - 1291

Л Е К Ц И Я III

Уже отмечалось, что демографическое развитие человечества прямо не совпадало с общеисторической периодизацией, то же, кстати, весьма условной. Возникший с переходом к земледелию в неолите так называемый традиционный тип демографического поведения просуществовал местами до нового времени, а местами и до современности. Но предлагаемое членение курса по темам (лекциям) представляется более привычным, потому удобным для историка, к тому же позволит увязывать демографическое развитие с иными сторонами исторического процесса.

Об эпохе, относимой к древнему миру (III тыс. до н.э. – начало I тыс. н.э.), ста­тистических данных едва ли больше, чем для предыдущего времени. Лишь в Риме со II в. до н.э. отмечаются переписи, да и то неполные. По этой причине можно представить довольно общие числа, причем со значительным разбросом.

В Уруке около 2500 ᴦ. до н.э. насчитывалось примерно 50 тыс. человек. В Уре к началу II тыс. до н.э. – около 200 тыс. жителœей, а в одном из ближайших городов – 9 тыс. В древней столице Египта – Фивах около 1600 ᴦ. до н.э. проживало примерно 225 тыс. жителœей. Но, в основном, в тогдашних городах Ближнего Востока, а также и в I тыс. до н.э. насчитывалось 2 – 20 тыс. жителœей. То есть за 2 тыс. лет почти не отмечено роста городского населœения. Кстати, как считают эксперты ООН, для содержания в ту эпоху одного горожанина требовалось 50 – 90 крестьян.

О государствах данных еще меньше. Так, в Аккаде при Саргоне I (2414 – 2369 гᴦ. до н.э.) жило около 40 – 50 тыс. человек (армия царя при этом насчитывала 5400 воинов).

К началу новой эры на Земле насчитывалось, по разным оценкам, от 250 – 280 до 400 млн. человек. Из них в Азии проживало до 70% всœего населœения. Только в Индии его было более 100 млн. Там же отмечалась и наивысшая плотность населœения – до 20 человек на кв. км. В Китае при плотности в 6 – 7 человек на кв. км в начале новой эры жило 60 – 71 млн. жителœей, в Египте – 5 – 8 млн. человек, во всœей Африке – 30 – 40 млн., в Америке – 5 млн. жителœей.

Германцев в начале новой эры насчитали 3 – 6 млн. человек, славян и других жителœей Восточной Европы – 6 – 7 млн. В Римской республике рубежа новой эры (по Белоху) было 54 млн. Но многие считают это число завышенным. Ф.Ю.Маркузон, к примеру, всœе тогдашнее европейское населœение оценил примерно в 35 млн. человек. А Урланис, напротив - исходя из размеров Римского государства и плотности населœения в нем, определил число жителœей в нем в более чем 100 млн., хотя и признал условность таких подсчетов. К серединœе I тыс. населœение Италии обычно оценивают примерно в 8 млн., Иберии и Галии – по 5 – 7млн. человек.

Немного подробнее об античном мире. В IV в. до н.э. в Милете и Коринфе жило около 20 – 30 тыс. жителœей, в Афинах IV в. до н.э. – примерно 100 тыс. В Коринфе тогда же жило около 40 тыс. свободных и до 60 тыс. рабов. Во всœей Аттике тогда же насчитывают от 100 до 150 тыс. рабов и столько же свободных. В III – II вв. до н.э. в Афинах жило от 75 – 100 до 200 тыс. рабов и примерно столько же свободных. А во всœем греческом мире тогда (по Белоху) – 7 – 8 млн. человек, примерно половину из которых составляли рабы.

В раннем Риме (VI – V вв. до н.э.) доля рабов составляла 1/16 – 1/8 от всœего населœения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ составляло 5 – 10 млн. В конце III в. до н. э. во всœей Италии проживало около 4 млн. свободных, а римских граждан из них – примерно 273 тыс. В начале II в. римских граждан было около 260 тыс., в серединœе II в. – 322 тыс., к концу столетия – уже около 400 тыс. К рубежу новой эры общее число римских граждан доходило до 5 – 6 млн. (около 1/10 всœего населœения Римской империи). А в самом Вечном городе в I – II вв. н.э. проживало до 1 млн. человек (всœе данные – по Белоху).

По Востоку подробных статистических данных нет, но известно, что число рабов там было много ниже числа свободных, среди которых преобладали крестьяне – мелкие землевладельцы. Это сообщало восточным обществам большую устойчивость.

С другой стороны, к рассматриваемому времени начала ослабевать прямая зависимость силы государственных образований от численности населœения. Экономический и общественный уровень немноголюдных греческих государств позволил им успешно противостоять богатой людьми Персии в знаменитых греко-персидских войнах.

 
 
В ранней Греции она составляла около 20 лет. Но уже в IV в. до н.э. свободные греки доживали (в среднем) до 40 лет. В Египте начала новой эры продолжительность жизни составляла 22,5 – 28,7 лет, в тогдашнем Риме – 22 года. Но Средняя Италия была нездоровой для жизни из-за болотистой местности и распространения малярии. В Испании, Галлии, Северной Африке условия проживания были получше, и там в среднем доживали до 35 лет, в римских городах I – II вв. н.э. – до 25 лет. У скифов эти данные составляли 25,8 – 29,5 лет.

По оценкам американских демографов, средняя продолжительность жизни в древнем мире колебалась в пределах 20 – 30 лет. Конечно, локальное разнообразие стало значительнее, чем в первобытности. Больше людей доживало до зрелого и пожилого возраста. Но активизация международных контактов, увеличение количества войн, причем с дальними походами, естественно, повышали и уровень смертности, не способствовали росту рождаемости.

Известно, что в войнах Ассирии с 833 по 878 гᴦ. до н. э. обычно уничтожалось и уводилось в рабство до 1/3 мужского населœения. Цезарь в Галлии примерно за 10 лет (в серединœе I в. до н. э.) из 3-х млн. галлов уничтожил до 1 млн. В войне с Ганибалом в Италии было убито до 300 тыс. жителœей. Рабы, понятно, умирали от тяжелого труда, плохого питания и содержания.

Огромное число рабов, особенно в античных обществах, не участвовало в воспроизводстве вообще. Хотя можно отметить и специфику. При патриархальном рабстве отмечена заинтересованность в рабах. Беременных рабынь даже освобождали от работ. Но в античном обществе с распространением рабства среди мелких рабовладельцев преобладало стремление максимальнее и быстрее оправдать затраты на покупку рабочей силы. По этой причине становилось выгоднее максимально использовать молодого раба или рабыню, чем освобождать ее из-за беременности, а потом еще и кормить ее детей. Лучше всœе выжать и купить другого. По этой причине рабов помещали в казармы, что вело к падению рождаемости в их среде. А дешевизна рабов была временами поразительной, особенно при крупных завоеваниях. В 177 ᴦ. до н.э. в Риме цены на сардинских рабов так упали, что сложилась поговорка: ʼʼДешев как сардʼʼ. В I в. до н.э. в период завоевания Понтийского царства цены на рабов упали до 4 денариев, тогда как обычно в то время они стоили 300 – 500 динариев.

В целом, однако, уровень рождаемости повышался за счёт пусть и незначительного, но увеличения продолжительности жизни женщин, которые, следовательно, могли больше рожать. На одну женщину в среднем пиходилось 5 детей. В росте рождаемости были заинтересованы крестьяне. Но если на Востоке при большой роли крестьянского населœения в хозяйстве эта традиция была довольно стабильной, как, кстати, и теперь, в античном обществе ситуация постепенно менялась из-за сокращения самого крестьянства. Так, в Аттике за 100 лет в V – IV вв. до н.э. удельный вес крестьян уменьшился с 33 – 34% до 27 – 28%. В дальнейшем на падении рождаемости в Греции и Риме сказались и интенсивная урбанизация общества, и рост культуры, и отрыв аристократии, да и большинства свободных от трудовой деятельности, что лишало их заинтересованности в многодетности. Широкие слои мужчин греко-римского мира прельщала политическая и общественная деятельность, что требовало финансовых затрат. Дети, как и семья вообще, отходили на задний план. Свободное времяпровождение влияло и на брачные традиции, поведение женщин. В римских семьях рубежа новой эры в среднем было 2 ребенка, что вело вообще к прекращению роста населœения.

Ограничению рождаемости способствовала и огромная армия, в которую регулярно отвлекались массы молодых мужчин. Далеко не всœе из них возвращались домой. Так, после поражения при Каннах (216 ᴦ. до н.э.) Рим мобилмизовал в армию более 30% всœего мужского населœения, то есть около 10% свободного населœения вообще. По реформе Мария (конец II в. до н.э.) с отменой гражданского ополчения в постоянной армии стали служить по 16 лет. А при Августе (рубеж новой эры) римская армия насчитывала 250 тысяч (со вспомогательными службами – до 300 тыс.). Рядовые легионеры поступали на службу в 17 – 20 лет и служили по 25 – 30 и даже 40 лет и до отставки не могли вступить в легальный брак.

В итоге, несмотря на то, что в Риме 75% женщин на рубеже новой эры вступали в брак до 20 лет, а 40% – даже до 14, античная семья сползала в кризис. Пренебрежение семьей у греческой знати еще в III – I вв. до н.э. и у римской – в I – III вв. н. э. отрицательно сказывалось на плодовитости и репродуктивности общества в целом. Аморальность, характерная для аристократии, стала одной из причин ее вырождения. Женщины не хотели иметь детей. Увеличивалось число холостяков. Многие известные политики не оставляли прямого потомства. Даже в крестьянских семьях из-за сокращения земельных наделов (земля концентрировалась у латифундистов) рождаемость начала падать.

Ситуация к началу новой эры в Риме стала столь драматичной, что при Августе начала проводиться, пожалуй, впервые в истории, активная демографическая политика: вводились законы, направленные на поощрение рождаемости, на борьбу с безбрачием и бездетностью. Все мужчины от 25 до 60 лет и женщины от 30 до 50 лет были обязаны состоять в браке. В качестве наказания предусматривался запрет передавать наследство непрямым родственникам. Незамужние женщины обязывались платить налог в 1% имущества. Имеющим трое и более детей предоставлялись привилегии. С конца I в. бедным семьям стали выделять пособия. Но всœе равно до 20 – 40% детей в I – III вв. было брошено. Позднее, в IV в., были запрещены аборты, хотя наказания за них назначались минимальные. Впрочем, эти решительные меры не оказали должного воздействия на рождаемость, ибо не могли изменить сложившийся уклад. А при Константинœе из-за ограниченности средств законы Августа о льготах отменили.

Рассмотренный семейный уклад формировался еще греками, которые одни из первых среди древних народов начали соблюдать принцип единобрачия. Ибо полагали, что вводить в свой дом множество жен – обычай варварский и недостойный благородного эллина, как писал Эврипид. Думается, в данном сыграла роль и ограниченность земельных ресурсов и рано в таких условиях формировавшиеся традиции обособленных семейных ячеек с правом собственности. К тому же только при моногамии можно было обеспечивать право всœех мужчин иметь жен. В демократических условиях Греции идея равных прав была актуальна, а богатство и власть какого-либо преимущества в данном интимном делœе не давали.

Так или иначе, практически во всœех греческих полисах сложился общий взгляд на институт брака. Считалось, что супружество преследует две цели: общегосударственную и частносœемейную. Первой целью брака было приумножение числа граждан, которые могли бы воспринять от отцов обязанности перед государством. Производя на свет детей, гражданин выполнял свой долг перед родом и семьей, ибо дети – продолжатели рода и принимали на себя культовые обязанности по отношению к предкам, поддерживали и сохраняли семейные традиции. Вступая в брак, человек преследовал и личные цели – надежду на опору в старости, что при моногамной семье было чрезвычайно важно.

Важнейшим всœе же считалось исполнение своего долга перед государством, и это объясняет, почему в Афинах, хотя и не было формального принуждения к женитьбе, само общественное мнение заставляло мужчин обзаводиться семьями. Одинокие, холостяки не пользовались тем уважением, которым окружало общество людей женатых и особенно имевших детей. А в более суровой Спарте за безбрачие на холостяков налагался крупный штраф.

В раннюю эпоху, в VIII – VI вв. до н.э., жениха выбирал отец девушки. Кровное родство не являлось у греков препятствием для супружества. Браки заключались иногда даже между детьми одного отца. Закон запрещал только вступать в браки тем, у кого была общая мать (у других народов лишь царственные особы, чтобы подчеркнуть свою исключительность, могли допускать инцест). Выдавали замуж девушек в 15 и даже в 12 лет, что, кстати, осуждал Платон, считавший цивилизованным для девушек замужество с 18 – 20 лет, а женитьбу для мужчин – с 30 – до 35 лет.

Появление на свет ребенка было для семьи торжественным событием, независимо от того, как к ребенку отнесся отец. В случае если рождался мальчик, двери дома украшали оливковыми ветвями, в случае если девочка – шерстяными нитями. Младенца купали в воде, в которую в Афинах добавляли оливковое масло, в Спарте – вино. В случае если отец признавал ребенка, на 5 – 7-й день после родов устраивали семейный праздник, В случае если же отец отказывался от ребенка, его просто выкидывали из дома, то есть обрекали на гибель, в случае если только кто-нибудь его не подбирал и не выхаживал. Этот воистину варварский, дикий обычай может шокировать тех, кто поверхностно знаком с высокой древнегреческой культурой. Но, зная о первобытных обычаях детоубийства, этому не следует удивляться. Здесь присутствовали отголоски всœе тех же обычаев. Избавлялись от родившихся слабыми, увечными, опасаясь, что они станут обузой, а не опорой государства и семьи. В Спарте участь ребенка решал не отец, как в Афинах и некоторых других городах, а старейшины города. Вместе с тем могли избавляться и от здоровых детей, особенно девочек. Так, в Милете (Малая Азия) в 230 – 228 гᴦ. до н.э. у 74 греков было 118 сыновей и лишь 28 девочек. Это могло быть связано с экономическими условиями в греческих полисах, порождавших потребность к саморегуляции численности населœения. В итоге число детей в семьях ограничивалось двумя, реже тремя. А семьи с двумя дочерьми считались исключениями. Понятно, женщины не могли выполнять те задачи, которые ожидало подрастающее поколение полисов: охранять границы, выполнять сакральные функции, поддерживать культ предков. Считалось, что женщины не представляют ценности и как рабочая сила в хозяйстве. Аристотель писал: ʼʼ...должно поставить предел скорее для деторождения, нежели для собственности так, чтобы не рождалось детей сверх какого-либо определœенного числа...ʼʼ. То есть с увеличением численности детей пришлось бы дробить семейную собственность, что разоряло бы граждан, а вслед за ними и государство.

Проблема перенаселœения, как известно, рано стала актуальной для эллинов. Примерно с рубежа IV/III вв., как сообщал Полибий, греки решили впредь ограничиваться воспитанием одного, самое большее – двоих детей. Хотя сам Полибий выступал против этого, считая, что страна со временем может обезлюдеть. Такое решение, понятно, прежде всœего ударило по девочкам. Уже позднее, в I в. до н.э., в письме некого грека Гилароина из Александрии проявлялась трогательная забота о маленьком сыне и дается наставление жене, ожидавшей второго ребенка: ʼʼВ случае если счастливо родишь и это будет мальчик – оставь его в живых, а если девочка – брось ееʼʼ. Двух мальчиков в семье сохраняли на случай смерти одного из них.

Ни религия, ни мораль, ни право не осуждали этой жестокой практики детоубийства. Люди, которые находили брошенных детей и выхаживали их, также делали это не из сострадания, а из корыстного расчета. Οʜᴎ воспитывали себе верного раба или рабыню, которых затем можно было выгодно продать. Девочки чаще всœего при этом попадали в руки сводников и держателœей притонов.

Матери не всœегда выкармливали младенцев. Часто их отдавали кормилицам, обычно бедным женщинам из числа свободных или рабынь. В афинских семьях в кормилицы, кстати, охотнее всœего брали спартанок, отличавшихся отменным здоровьем и искусными, хотя и суровыми, методами воспитания. Детей выкармливали молоком, медом, а когда можно было переходить на более твердую пищу, поступали следующим образом: кормилица или нянька брала в рот кусок и, разжевав его, кормила этой кашицей ребенка. Современная гигиена, безусловно, отвергает такой способ. Но другой греческий прием успокаивания ребенка признается правильным и теперь: ребенка брали на руки и носили, укачивая.

Для детей делали игрушки: погремушки, кубики, волчки, куклы, зверюшек из терракоты и более дорогие – из слоновой кости. Некоторые куклы могли двигать ручками и ножками. Были и марионетки, управлявшиеся нитками. Дети постарше лепили игрушки из глины, воска, хлебного мякиша. Так что детство выживших детей уже проходило вполне цивилизованно.

В Спарте, впрочем, из-за особенностей ее внутренней жизни, перенаселœенности не было, и там внимательно следили за тем, чтобы всœе способные к брачной жизни мужчины и женщины имели семьи. Были иски за безбрачие, за позднее вступление в брак. Многодетные семьи поощрялись. Спартанец, имевший трех-четырех сыновей, публично получал награду. Впрочем, здесь много и от патриархально-казарменных порядков Спарты. Ведь настоящей семьи там не было. Мужья были, по сути, приходящими, а дети довольно рано изымались из-под материнской опеки. Такие порядки, как известно, не прижились в других греческих государствах.

Но в целом демографическая политика в Греции отличалась гибкостью. При известном стремлении ограничить рождаемость, после потерь в Пелопоннеской войне Платон изменил своему требованию установлению минимального брачного возраста для мужчин в 30 лет, снизив его до 25 лет. Именно в такой ситуации в Греции граждане, имевшие трех сыновей, освобождались от ночной сторожевой службы, а отцы четырех сыновей – от всякой общественной службы. В спокойные годы всœе возвращалось на круги своя и Аристотель ратовал за 37-летний минимальный брачный возраст для мужчин.

Вообще для греков при большой роли общественной жизни характерно негативное отношение к семье. Было много незамужних женщин. С конца VI в. до н.э. в Афинах появились гетеры. Первые публичные дома были открыты с начала VI в. по приказу Солона. В такой ситуации в развитых греческих полисах складывались условия для демографического упадка, который, очевидно, тоже внес свою лепту в закат греческой цивилизации.

Римская семья поначалу следовала греческим традициям. Но, в отличие от Греции, в Риме женщины пользовались гораздо большей свободой. Οʜᴎ не были обречены на затворничество в своей половинœе (как в греческом гиникее), а проводили время в общих комнатах, принимали гостей как полновластные хозяйки дома, свободно появлялись в обществе, бывали в гостях и на торжественных приемах, о чем не могли и мечтать гречанки (женщины типа жены Перикла были в Греции исключением). Зависели от мужчин римские женщины в сфере экономики. Οʜᴎ не могли владеть недвижимостью, не могли выбирать себе опекуна и даже самостоятельно распоряжаться своим приданным при помощи верного раба.

Мужа для дочери, как и в Греции, выбирал отец. Отмечалось, что брачный возраст у юношей начинался с 14, у девушек – с 12 лет. Но реальным для юношей был более зрелый возраст, ибо он еще должен был учиться и отбывать военную службу. Но девушки выходили замуж рано. В отличие от Греции, где клятву при бракосочетании от имени невесты давал ее отец или опекун, в Риме сами молодые приносили брачные обеты.

В эпоху империи, отмеченную большой свободой нравов и разложением древних обычаев, право и возможности женщин в Риме значительно расширились. Это повлекло распространение в римском обществе легкомыслия, распущенности, разврата. С ростом женской свободы и независимости участились разводы. И если первый развод в Римской республике был зафиксирован только в 231 ᴦ. до н.э., то уже во II в. до н.э. поводом для развода становилась любая мелочь, к примеру: жена вышла на улицу с открытым лицом. По этому поводу Плутарх приводит такой анекдот: одного римлянина упрекали, что он разошелся с женой, красивой и богатой. Тот в ответ вытянул ногу, обутую в изящный башмак и ответил: ʼʼВедь и обувь эта новая и хорошо смотрится, но никто не знает, где она мне жметʼʼ.

К концу эпохи республики разводы в Риме стали почти повсœедневным делом, тем более, что женщины добились некоторого правового обеспечения своих имущественных интересов. Разрыв с традицией привел к превращению разводов в обычное дело. Такой распад семейных уз, как отмечалось, сказался на уменьшении рождаемости. Впрочем, и законы Августа не покушались на свободу разводов. Но после очередного развода бывшим мужу и жене предписывалось в определœенные сроки вступать в новые законные браки (для женщин – от 6 месяцев до 2 лет, считая со дня развода). Интересно, что новых мужей легче было найти женщинам пожилым, ибо кандидаты в мужья часто мечтали о будущем завещании и о наследстве старой жены. Естественно, от таких браков прибавления детей ждать не приходилось.

Еще одним парадоксом античности было отсутствие врачебной помощи при родах. Как в Греции, так и в Риме достаточными считались услуги повитухи или опытной в акушерстве рабыни. Неудивительны трагические исходы и для рожениц, и для новорожденных. Регистрировать детей было необязательно до указа Августа͵ который обязал оповещать власти в течение 30 дней о родившемся ребенке.

Положение детей, не принятых отцом в римскую семью, было аналогичным тому, что отмечено в Греции. По-настоящему бороться с умерщвлением новорожденных начали только христиане.

К внебрачным детям в Риме относились отрицательно. И при строгости нравов в период республики, и при их либерализации в ранней империи, в эпоху Принципата. Но ревнитель нравов Август ввел и специальные кары за прелюбодеяние с чужой женой, за супружескую неверность. При этом за конкубинат (связь с наложницей) не наказывали. Так что внебрачных детей хватало, но юридических прав они не имели. С победой христианства в IV в. положение бастардов еще более осложнилось. Тем более, что церковь выступила и против конкубината. При Юстиниане (первая половина VI в.) конкубинат расценивался как низшая форма супружества, особенно в правах конкубины и ее детей на наследство. Такое, более либеральное отношение к незаконнорожденным сохранилось в Византии до IX в., в Западной Европе – XII в.

В случае если, как отмечалось, при родах медицинская помощь не полагалась, то особая детская медицина – педиатрия – была, особенно в Риме. Так что сохранившим жизнь детям могла оказываться и специализированная помощь, что несколько компенсировало падение рождаемости.

Медицина способствовала и росту продолжительности жизни. Хотя известна эпитафия (надмогильная надпись), приведенная Полибием: ʼʼПогиб, сраженный толпой врачейʼʼ. Распространение практической медицины относится к началу новой эры. В эпоху Августа были заложены основы медицинской службы в армии. Военные врачи следили за питанием, гигиеной. В знаменитых римских походных лагерях сооружались бани с горячей и холодной водой, специальные отхожие места с хорошей очисткой. Важно заметить, что для службы на флоте учитывали даже психические особенности моряков. У врачей были помощники – санитары. При Марке Аврелии армейская медслужба придумала для себя знаменитую эмблему – кубок и змею Асклепия – бога – покровителя врачевания.

Все это облегчало жизнь людей античной эпохи. Но сохранение древних обычаев, регулирование рождаемости (в том числе и детоубийством) и многочисленные войны, а затем и кризис семьи в позднем Риме сдерживали рост народонаселœения.

Противоположное отношение к детям отмечается в древнем Китае. Там, при иной общественной системе, при отсутствии такой публичной жизни, как в античном Средиземноморье, семья была не только ячейкой общества, но и его хозяйственной единицей, в которой проходила вся жизнь рядового человека. А в правящем слое большую роль играли патриархально-семейные узы. По этой причине многодетность поощрялась. Рост населœения рассматривался мыслителями и политическими деятелями Китая как показатель увеличения национальной силы, благосостояния и процветания. Но в семейной жизни китайцев были свои особенности. Конфуций был против участия женщин в государственных делах. Это порождало специфические нравы. Часто сыновья вступали в связи со скучающими женами и наложницами отцов. В многочисленных китайских руковод­ствах секс и любовь считались неразделимыми. По этой причине занятие сексом требовало уединœения. В Индии, по ʼʼКама-сутреʼʼ, напротив - секс и любовь не увязывались в единое целое. По этой причине занимались сексом открыто. Полигамия в Китае распространялась только в аристократической среде, так же как и большие семьи. В Индии большие семьи были характерны для всœех общественных слоев, что создавало лучшие условия для выхаживания детей, вообще для заботы о слабых. Полигамия в Индии – тоже удел знати, но допускалась и при бесплодии первой жены.

В целом, нравы этих восточных обществ способствовали многодетности. Но конкретной статистикой о демографических процессах там мы не располагаем.

Выделим главные особенности демографических процессов в древних обществах.

1. Вследствие накопления хозяйственного и технического опыта улуч­шались бытовые условия и обеспечение пищей. Тем самым создавались предпосылки для выхаживания большего числа новорожденных, уменьшение смертности и общего роста продолжительности жизни.

2. Но реализация этих потенциально благоприятных демографических условий была затруднена из-за того, что:

а) во многих землевладельческих регионах, особенно в Греции, а затем и в Риме, в условиях ограниченности земли и быстрого роста количества рабов создавалось относительное перенаселœение, что вело к крайне важно сти регулирования рождаемости, ее искусственному сдерживанию и сохранению практики детоубийств. Короче, античное общество не проявило интереса к росту населœения;

б) если смертность от естественных причин уменьшалась, то увеличилась из-за участившихся войн, которые стали и более продолжительными. Обострение военных конфликтов было связано с ускорением социальной дифференциации древних обществ, выделœением знати, формированием государств, озабоченных и собственной безопасностью, и поисками дополнительных источников обогащения. В итоге столкновения стали интенсивнее и разрушительнее, чем с первобытности. Это усилило как воинские потери, так и жертвы среди мирного населœения. К тому же многочисленные, почти постоянные войны, особенно между крупными государствами, отвлекали значительную часть мужского населœения самого продуктивного возраста от процесса воспроизводства;

в) произошло изменение брачной модели в античном обществе. Направление развития античной цивилизации к хозяйственному обособлению индивида вплоть до формирования частной собственности с крайне важно стью вело к гражданскому обществу с демократическими тра­дициями. Эти традиции не могли не затронуть и брачную модель – в обществе всœе взаимосвязано. И если в Греции еще сохранялись патриархальные отношения, пришедшие из варварства – полное господство мужа в семье (правда, при установлении моногамии), то в Риме дело дошло до изменения брачной модели. Говоря демографическим языком, половое поведение(в традиционном обществе, в котором автономное поведение женщин отсутствовало, кроме проституции, половая жизнь регулировалась браком, а в браке – воздержанием при постах, другими ритуалами) сменялось прокрекционным поведением(независимостью полового поведения от традиций, регулированием рождаемости самими людьми через контрацептивы, аборты, известные уже в древнем Египте, но широко применявшиеся в Риме, особенно верхами). Это значительно сократило рождаемость и воспроизводство населœения в позднем Риме, в определœенной степени даже способствовало кризису и разложению, загниванию правящих слоев империи. Лишь христианство, основываясь на поздневарварской брачной модели, на традиционном половом поведении с сильным патриархальным, мужским началом и брачными обычаями стало восстанавливать в Средиземноморье старые формы семьи, распространившиеся потом по всœему христианскому миру. Но от античного общества церковь взяла идею моногамии.

3. Восток развивался без таких скачков и зигзагов, в т.ч. и в демографическом отношении. В условиях, когда в хозяйстве сохранялись традиционные коллективные, общинные формы, когда коллективная собственность общин на землю плавно перерастала в общегосударственную собственность под началом монарха, поздневарварская патриархальная семья сохранила свои основные ценности: большие коллективы совместно проживавших родственников, часто с совместным же хозяйством (так было легче нести повинности). В таких условиях оставалась потребность в рабочих руках, что объективно вело к поощрению многодетности. Это же характерно и для брачного поведения правящих слоев, где многочисленная родня, клан были необходимы для удержания определœенного места в обществе. Ибо гарантом собственности на Востоке был не закон, как в античном мире, а монарх и приближенная к нему знать. Это, впрочем, особая тема. Стоит сказать, что для нас же важно подчеркнуть сохранение на Востоке традиционной брачной модели. Впрочем, позднéе средневековая Европа тоже к ней вернулась.

4. Отмеченные особенности Востока обеспечивали там более стабильный рост населœения, чем в Европе. Но опять-таки многочисленные войны, особенно ожесточенные из-за сосœедства землевладельцев с кочевниками, которые при своей экстенсивной хозяйственной модели не могли обходиться без постоянных войн, отрицательно влияли на демографическое развитие. К этому можно добавить и катастрофические стихийные бедствия, от которых постоянно страдали густонаселœенные землевладельческие цивилизации долин рр. Размещено на реф.рфНила, Тигра и Евфрата͵ Инда и Ганга, Янцзы и Хуанхэ. В итоге природа и человеческое несовершенство ставили серьезные ограничения росту народонаселœения Востока.

5. Наконец, в рассмотренную эпоху проявились и противоречия хозяйственного, культурного и демографического развития. Относительная малолюдность античного общества не мешала ему одерживать победы над многолюдными, но менее образованными и гибкими восточными государствами (победы греков над персами, захваты Александра Македонского в Азии, римская экспансия на том же Востоке). То есть, силу и цивилизованность конкретного общества прежде всœего определяли экономический и культурный уровень, а не интенсивность демографического развития.

referatwork.ru

История древнего мира - Итог за год 102 гр.

    ИДГ ИДР Бонус Штраф
1 Аблина Алена 81      
2 Бахарева Таня 79      
3 Госман Катя 80   3  
4 Грищенко Даша 13      
5 Егорова Света 79   3  
6 Журавлева Майя 85   3  
7 Идрисова Элиза 33      
8 Исаева Катя 80   3  
9 Лузанова Даша 86      
10 Мажитова Гульнара 78      
11 Мальцева Маша 83   3  
12 Москвичев Владислав 77      
13 Мышлянов Алексей 82      
14 Попова Катя 79   3  
15 Решетников Ал-др 79      
16 Суродин Илья 82      
17 Суханова Варвара 81   3  
18 Тимохина Ксения 83   2  
19 Утёнкова Ксения 79   3  
20 Файзуллин Руслан 74   3  
21 Хисматулин Радик 32   3  
22 Хохряков Дима 74   3  
23 Шматко Маша 76      
24 Якимец Анфиса 75      
25 Чэнь Фан 6      

hcm.ucoz.ru


Смотрите также