Церкви москвы древние. Древние вотчинные церкви Москвы (ч. 1): древнерусское зодчество, шатровые храмы, узорочье
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Древние вотчинные церкви Москвы (ч. 2): в основном, нарышкинское барокко. Церкви москвы древние


Православные храмы Москвы ➔ История, архитектура ✮ Россия 2018

Оглавление

Точное количество храмов в Москве сразу назвать невозможно. В состав Московской епархии Русской православной церкви официально входит около тысячи храмов и часовен. Но в это число не включены недействующие церкви, многие из которых являются прекрасными памятниками архитектуры. На Красной площади вы встретите великолепный храм Василия Блаженного и камерный Казанский собор, а в Кремле на Соборной площади посетителя ждут сразу шесть древних храмов, каждый из которых обладает уникальной историей и архитектурным решением. Самый же древний храм Москвы — Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, построенный в начале XV века.

Спасо-Андроников монастырь

Спасо-Андроников монастырьМоскву недаром называли златоглавой. Даже сейчас с любой высокой точки внимательный глаз может увидеть характерные купола. В городе расположено также более двадцати монастырей, на территории которых тоже есть интересные храмы. Особо интересны своей архитектурой Новодевичий и Высоко-Петровский монастыри (образцы барокко) и Марфо-Мариинская обитель (модерн). В этой статье мы постараемся кратко обрисовать список культовых сооружений, которые сыграли значительную роль в становлении Москвы как центра культурной и политической жизни. Их посещение будет интересным для ценителей как архитектуры, так и русской истории.

Соборная площадь в Кремле

1864_image2_s1864_image2_s

В Московском Кремле за долгую историю его существования было построено множество храмов и монастырей. Многие из них позже перестраивались, часть по разным причинам не сохранилась. Но главные соборы Кремля – Успенский, Архангельский, Благовещенский и Ризоположенский ‒ продолжают восхищать гостей и жителей столицы своей величавой красотой. Окружая Соборную площадь Кремля, они создают завораживающий ансамбль. А колокольня Ивана Великого, самая высокая точка старой Москвы (81 метр), доступна для посещения и как смотровая площадка.

Храмовое строительство на Соборной площади было начато при князе Иване Калите (1325 ‒ 1340). В период его правления Москва стала политическим и религиозным центром объединения русских земель. Соборы, которые можно видеть на площади сегодня, были построены во время правления Ивана III (1462 ‒ 1505). Тогда для масштабного строительства в Кремле были приглашены итальянские зодчие. Успенский собор строил Аристотель Фиорованти, Архангельский – Алевиз Новый. Эти мастера внесли весомый вклад в совершенствование строительной техники на Руси. Одновременно они обогатили художественный язык русской архитектуры итальянскими декоративными элементами – например, использованием раковин в закомарах.

Успенский собор стал храмом, где сперва венчали русских правителей на царство, а c XVIII в. короновали императоров. Архангельский собор стал усыпальницей московских князей. При Иване III на Соборной площади были также построены Благовещенский собор – домовая церковь государей, и Ризоположенский собор, служивший домовой церковью московских митрополитов и патриархов. Колокольня Ивана Великого достраивалась вплоть до начала XVIII в.

Храмы неподалеку от Кремля

В Москве церкви есть в любом районе, но особенно плотно они размещены в центре города. Многие из храмов будет удобно осмотреть во время прогулки по окрестностям Кремля.

Собор Василия БлаженногоСобор Василия БлаженногоБлижайший из них – Собор Василия Блаженного (Красная пл., д. 2), который также носит название храм Покрова Пресвятой Богородицы. Он находится совсем рядом с Кремлем и является, возможно, самым узнаваемым в мире собором Москвы. Недаром он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это не просто храм, а своего рода памятник. Он был построен в 1555 ‒ 1561 гг. царем Иваном Грозным в честь взятия татарской столицы Казани. Собор увенчан девятью куполами, что соответствует числу внутренних церквей, объединенных в один грандиозный собор. это уникальное архитектурное решения для православных храмов. Правда, именно поэтому, входя в собор Василия Блаженного, не ожидайте увидеть огромный роскошный зал, соответствующий его красочной внешности. Внутри собора — извилистые коридоры и небольшие молельные залы-церкви, определенным образом украшенные и посвященные праздникам, связанным с победой в войне с Казанским ханством. Основной придел храма посвящен празднику Покрова, поскольку именно в день Покрова Божьей Матери была одержана решающая победа. Собор интересен также своим внутренним убранством, в котором сохранились яркие фресковые росписи XVII в.

Фото shutterstock.com

Фото shutterstock.comКроме собора Василия Блаженного, на Красной площади расположен также Казанский собор (ул. Никольская, 3). Первый храм на этом месте был построен в XVII в., позже он несколько раз перестраивался. В 1990-е гг. церковь была отстроена заново в формах XVII века.

Похожая судьба и у легендарного храма Христа Спасителя (ул. Волхонка, д. 15-17), который является кафедральным собором Русской православной церкви. Рождественские и Пасхальные богослужения в нем проводит сам Патриарх. Существующее ныне здание было построено в конце 1990-х гг., однако история храма уходит корнями в начало XIX в. После Отечественной войны 1812 года было решено построить храм-монумент в память о русских воинах, погибших в борьбе с армией Наполеона. Сооружение храма по проекту К. Тона было одним из самых долгих строительств XIX в.: он был заложен в 1839 г., а освящен только в 1883-м. Но это было только начало долгой истории храма. В советское время, в эпоху Сталина, храм Христа Спасителя был взорван (1931 г.) в рамках борьбы с религиями. На его месте планировалось возвести грандиозный Дворец Советов. Этому монументальному проекту не суждено было сбыться, а в котловане на месте храма был открыт бассейн. В 1990-е гг. было принято решение восстановить храм, воссоздав в основных чертах архитектурное решение XIX в. В финансировании строительства, как и в XIX в., принимали участие как Русская православная церковь и государственные фонды, так и многочисленные частные жертвователи. Проектом руководили архитектор М. Посохин и скульптор З. Церетели. В 2000 г. храм был полностью достроен и торжественно освящен.

1866_image4_s1866_image4_sБольшое количество церквей находится в районе Китай-города: «падающая» Церковь Всех Святых на Кулишках (1687 ‒ 1689, Славянская пл., д. 2), Церковь Троицы в Никитниках (1628 ‒ 1653, Никитников пер., д. 3), Знаменский собор (XVII век, ул. Варварка, д. 8, стр. 1).

В пределах Бульварного кольца можно увидеть небольшую изящную церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649 ‒ 1652, ул. Малая Дмитровка, д. 4, стр. 2).

Стоит увидеть и Смоленский собор Новодевичьего монастыря (Новодевичий проезд, д. 1), ансамбль которого включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Многие сооружения монастыря были построены в конце XVII в. из красного кирпича с белым декором в стиле московского барокко (например, колокольня и надвратная церковь). А Смоленский собор – редкий сохранившийся образец храма XVI в. Заложен он был в начале XVI в. князем Василием III в честь взятия Смоленска, когда этот древний русский город был освобожден от литовцев. Это событие дало посвящение главному храму: он посвящен легендарной чудотворной иконе, написанной, по преданию, самим евангелистом Лукой – Смоленской иконе Божией матери. Список с нее помещен в Смоленском соборе.

Древнейшие храмы Москвы

Московская церковь великомученика Георгия на Варварке

Московская церковь великомученика Георгия на ВарваркеИстория развития культового зодчества Москвы тесно связана с историей города. В 1147 г. Москва впервые упоминается в письменном источнике – Ипатьевской летописи. Поэтому 1147 год принято считать датой основания города. О первых церквях Москвы нам практически ничего не известно. Как и другие здания, церкви в то время строили из дерева, и они были уязвимы для пожаров. Так, из ансамбля отстроенного после пожара 1686 г. в стиле московского барокко Богоявленского монастыря (Богоявленский пер, д. 2, стр. 4) до наших дней сохранился только Храм Богоявления Господня.

 

1865_image3_s1865_image3_s

Одним из древнейших сохранившихся монастырских храмов является жемчужина основанного в 1357 г. на левом берегу реки Яузы Спасо-Андроникова монастыря — Спасский собор (Андроньевская пл., д. 10). В росписи храма в XV веке принимал участие местный инок Андрей Рублев – знаменитый иконописец, автор иконы «Троица», хранящейся в Третьяковской галерее.

А в основанном в XIV в. Высоко-Петровском монастыре (улица Петровка, д. 28 стр. 2) интересен построенный при царе Петре Первом Сергиевский храм. Он обладает нехарактерным для средневековых русских церквей светлым главным залом (трапезной). История этого места тесно связана с родом Нарышкиных, к которому принадлежала мать Петра Первого, поэтому стилистика так называемого «нарышкинского барокко» приобретает здесь особый смысл. Обратите внимание и на камерную Толгскую церковь: ее алтарь расписан фресками, что в русской традиции встречается довольно редко. А в целом в этом монастыре можно увидеть и сравнить церковные сооружения от XVI до XIX веков.

Среди ранних московских храмов выделим также церковь Вознесения в Коломенском (пр. Андропова, д. 39, стр. 1). Эта церковь была построена в 1530 ‒ 1532 гг. в честь рождения у царя Василия III долгожданного наследника – сына Ивана, будущего Ивана Грозного. Вероятно, в ее строительстве принимал участие итальянский архитектор. Интересно, что церковь увенчана не куполами, а шатром. Завершение церквей шатрами было запрещено в XVII в., и церковь в Коломенском – один из редких образцов постройки такого типа.

Архитектурные стили московских церквей

Храм св. Николая в ХамовникахХрам св. Николая в ХамовникахВ XVII в. каменное зодчество становится распространенным. В церквях этого времени по-разному варьируются одни и те же популярные архитектурные мотивы. Московские церкви XVII в. получают богатое декоративное убранство: скульптурные наличники окон разных форм, цветные росписи стен храмов, «пена кокошников», роскошные иконостасы. Сложившийся стиль называют «узорочьем». В нем выполнены церковь Троицы в Никитниках (1628 ‒ 1653, Никитников пер., д. 3), церковь Николы в Хамовниках (1679 ‒ 1682, ул. Л. Толстого, д. 2) и др. Исключителен по своей нарядности храмовый архитектурный ансамбль Крутицкое подворье (ул.Крутицкая, д. 11-13). В течение нескольких веков Крутицкое подворье было резиденцией епископов южных районов России. Для декора стен здесь активно использовались поливные изразцы и каменная резьба. Основная часть комплекса была построена в XVII в.

Архитектура храма. Фото shutterstock.comАрхитектура храма. Фото shutterstock.comОтдельным направлением в московской храмовой архитектуре конца XVII в. стало «нарышкинское барокко», которое иногда называют также «московским барокко». Этот стиль имеет ряд общих черт с традициями европейского барокко. Он тоже тяготеет к обилию скульптурного декора, выразительной пластике, эффекту подвижности архитектурных форм. Но в отличие от европейской архитектуры, где основным материалом являлся камень, церкви московского барокко построены из кирпича. Их легко узнать по запоминающемуся сочетанию цветов: красные стены с белым скульптурным декором. К этому стилю относятся красивейшие церковь Покрова в Филях (1690 ‒ 1693, ул.Новозаводская, д. 6) и храм Воскресения Христова в Кадашах (1-й Кадашевский пер., д. 7).

В XVIII в. господствуют классические барочные элементы. В Москве ярким примером барокко является церковь Климента папы Римского (1762 ‒ 1769, ул. Пятницкая, д. 26, стр. 1). А в конце столетия начинает развиваться классицизм. Одна из ранних церквей этого стиля в Москве – церковь Филиппа Митрополита (1777 ‒ 1788, арх. М. Казаков1867_image5_s1867_image5_s, ул. Гиляровского, д. 35). Принципы классицизма преобладают и в XIX в. Новый облик Москвы во многом формируется во время активной застройки города после пожара 1812 г. Одна из церквей этого времени – «Большое Вознесение» у Никитских ворот (ул. Большая Никитская, д. 36). Церковь стала знаменита благодаря тому, что здесь поэт А. Пушкин венчался с Н. Гончаровой.

Интересным памятником начала ХХ века является Марфо-Мариинская обитель (ул. Большая Ордынка, д. 34), главный храм которой – редкий пример стиля модерн в культовом зодчестве.

© 2016-2018 moscovery.com

Автор статьи:Анна Скляревская

Оцените насколько полезной для Вас была эта статья.

ru.moscovery.com

Древние храмы Московской области — Глобус России — энциклопедия путешественника

Боровск. Настенные картины Поехать в Калязин? Это очень просто!

Древними в русской архитектуре условно считаются храмы, построенные до XVI века включительно. В эту подборку включены древние храмы Московской области, в которых сохранилось что-то от первоначального облика (то есть сюда не вошли храмы, от которых, например, остались только подклеты, либо полностью перестроенные).

Таких храмов в Московской области сохранилось немало — 31.

Список древних храмов Московской области, которые были полностью перестроены или от которых сохранились только подклеты — здесь.

Для большей простоты, например, планирования поездок по этим местам есть схема расположения древних храмов на карте области.

Карта древних храмов Московской области

  1. Воскресенский собор, г.Волоколамск, Кремль. XV в.volok02
  2. Церковь Рождества Богородицы, г.Волоколамск, Возмище, XVI в., 1537rbvozm1
  3. Богоявленская церковь в трапезной, Волоколамский район, с.Теряево, Иосифо-Волоцкий монастырь. XVI в., 1530iosvol06
  4. Успенский собор, г.Дмитров, Кремль, Историческая пл. XVI в., 1533dmitrov03
  5. Собор Бориса и Глеба, г.Дмитров, Большевистская ул., Борисоглебский монастырь.  XVI в., 1537dmitr11
  6. Никольский собор, Дмитровский район, п.Луговой, Николо-Пешношский монастырь. I четверть XVI в.nikpesh03
  7. Богоявленская церковь в колокольне, Дмитровский район, п.Луговой, Николо-Пешношский монастырь. I половина XVI в.nikpesh5
  8. Церковь Рождества Богородицы, Дмитровский район, с.Пустынь, Медведева пустынь. XVI в., 1547medpust1
  9. Троицкий собор, г.Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра. XV в., 1422tsl04
  10. Духовская церковь, г.Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра. XV в., 1476tsl07
  11. Успенский собор, г.Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра. XVI в., 1585tsl02
  12. Введенская церковь, г.Сергиев Посад, просп.Красной Армии, бывш.Пятницкий монастырь. XVI в., 1547tsl20
  13. Успенский собор «на Городке», г.Звенигород, ул.Городок. XIV в., 1400uspgorzv1
  14. Собор Рождества Богородицы, г.Звенигород, Саввин-Сторожевский монастырь. XV в., 1405rzhdsav1
  15. Церковь Рождества Христова, Истринский район, с.Юркино. Нач. XVI в.jurk01
  16. Успенская церковь, г.Клин, ул.Папивина, 16а. Середина XVI в.uspenklin3
  17. Успенская церковь, г.Коломна, ул.Лажечникова, Кремль, Брусенский монастырь, 12. XVI в., 1552kolom005
  18. Церковь Иоанна Предтечи на Городище, г.Коломна, Городищенская ул., 106а. 60-70-е гг. XIV в.kolom001
  19. Ильинская церковь, Коломенский район, с.Прусы. XVI в., 1578iliiprus02
  20. Церковь Рождества Христова, Ленинский район, с.Беседы. Кон. XVI в.hriroj01
  21. Преображенская церковь, Ленинский район, с.Остров. II половина XVI в.preobr01
  22. Собор Михаила Архангела, Лотошинский район, с.Микулино. XVI в., 1550mikul04
  23. Старо-Никольский собор, г.Можайск, ул.Бородинская, 8. XIV-XV в.mozhajsk08
  24. Церковь Иоакима и Анны, г.Можайск, ул.Крупской, 3. XIV-XV вв.ioakim1
  25. Собор Рождества Богородицы, г.Можайск, ул.Герасимова, 1, Лужецкий монастырь. XVI в., 1542bvm028
  26. Никольская церковь, Наро-Фоминский район, с.Каменское. II половина XIV в.kamen04
  27. Преображенская (Троицкая) церковь, Одинцовский район, с.Большие Вяземы. Конец XVI в.bolvyaz12
  28. Введенский собор, г.Серпухов, Октябрьская ул., Владычный монастырь, 40. Конец XVI в.serpuh24
  29. Трапезная палата с Георгиевской церковью, г.Серпухов, Октябрьская ул., 40, Владычный монастырь. XVI в., 1599serpuh26
  30. Воскресенская церковь, Ступинский район, с.Городня, XVI в., 1578voskgor1
  31. Покровская церковь, Ступинский район, с.Чиркино. I половина XVI в.,stupreg07

Похожие записи

Закладка Постоянная ссылка.

globeofrussia.ru

древнерусское зодчество, шатровые храмы, узорочье: kuba

Москва, включившая в себя за последние три века множество окрестных сел, сейчас может похвастаться неплохим набором древних (возведенных до нач. XVIII в) и интересных храмов, очень разных по архитектуре и времени постройки – ведь строили их многочисленные владельцы ближайших к столице вотчин и имений на протяжении нескольких веков. Обзор не претендует на полноту, но почти все упомянутые ниже постройки мы посмотрели этой зимой и ранней весной во время коротких вылазок из дома. Даже среди москвичей немногие знакомы со всеми этими памятниками, а уж гости столицы добираются сюда нечасто – ведь большинство построек находятся за пределами исторического центра, часто неблизко от метро. С другой стороны, все объекты легкодоступны - мы сами во время этих прогулок зачастую предпочитали передвигаться общественным транспортом, который нынче в Москве быстр, комфортен и приятен, особенно, в выходной день.

Как известно, старейшим уцелевшим сооружением Москвы является также не самый центральный Спасский собор Спасо-Андронникова монастыря, а вот следом за ним по старшинству идет прелестная церковь Трифона в Напрудном (1492 г), почти современная соборам Московского Кремля и выстроенная, по преданию, сокольничим царя Ивана III. По легенде, однажды пропал любимый сокол царя, и главного сокольничего должны были за это казнить. Но внезапно в день святого Трифона сокол вернулся. И этому отрадному факту сокольничий оказался обязан жизнью, а Москва (вернее, в то время подмосковная вотчина Напрудное) - появлением на ее территории небольшой церкви св. Трифона, отличающейся редким крещатым сводом. Она была сильно перестроена в XIX в, но в советское время позднейшие пристройки убрали - и сейчас мы можем наблюдать вполне достоверный образец архитектуры Московского княжества конца XV в.

XVI век представлен в Москве несколькими монастырскими соборами, а вот вотчинных храмов этого периода осталось не так много. Среди них церковь Живоначальной Троицы в селе Хорошево (1598 г), выстроенная владевшим в то  время этими землями Борисом Годуновым, - прекрасный храм с 4 рядами закомар-кокошников, украшенных редкими для того времени полихромными майоликами (восстановленными уже в ХХ в). К сожалению, в XIX в к церкви пристроили несуразную трапезную и колокольню, которые несколько испортили ее вид.

К царским вотчинам, сохранившим постройки XVI в относится также известное всем Коломенское, но о нем я, во-первых, уже неднократно рассказывала на страницах этого ЖЖ, а во-вторых, пожалуй, еще раз в ближайшее время напишу в отдельном посте.Церковь Трифона в Напрудном (1492 г) - одна из древнейших сохранившихся построек Москвы.

Псковского типа звонница, похоже, более поздняя, а вот килевидный портал более древний.

На стенах сохранились графитти - XVI или XVII вв по виду.

Троицкая церковь в Хорошево (1598 г) несколько искажена пристройкой в XIX в слишком громоздкой трапезной и колокольни. Полихромные майолики - редкое для того времени украшение - ыли специально привезены из-за границы. К сожалению, это не оригинальные образцы.Церковь Живоначальной Троицы в селе Хорошево (1598 г) выстроена на средства владельца этих мест царя Бориса Годунова.

Изящный шатровый храм Покрова Богородицы был выстроен в 30-е гг XVIIв в далеком тогда от Москвы селе Медведково, вошедшем в черту города не так давно - в 1960 г. Это и сейчас отдаленный район - и добираться сюда довольно долго. Церковь построил в 1634-35 гг в своей родовой вотчине небезызвестный князь Дмитрий Пожарский в память о безвременно умершем сыне Федоре. В верхний храм мне здесь попасть ни разу не удалось, а вот нижний легко можно осмтотреть - тем более, что он не закрывался в годы советской власти.

На другом конце Москвы в бывшем старинном селе Вешняково - вотчине Шереметьевых, в 1644-1646 гг был возведен еще один шатровый храм - Успенская церковь. Ее приделы, выстроенные на несколько лет позже, уже попали под никоновский запрет и были увенчаны луковичными главками. Колокольня кон. XVII в завешена барочным шпилем в 1734 г.

К интереснейшим храмовым постройкам Москвы принадлежит также необыкновенная церковь Троицы Живоначальной в бывшем патриарше-митрополичьем владении Троицком-Голенищево, выстроенная в 1644-1646 гг зодчим Антипой Константиновым по заказу митрополита Филарета. Это редкий сохранившийся пример многошатровых храмов, возведение которых было запрещено патриархом Никоном через несколько лет по окончании работ. Внутри можно увидеть удивительный интерьер с обходной галерее, а также тябловый иконостас, столь редко встречающийся в Москве (тябла, кстати, довольно старые, судя по росписи). Вряд ли он старше XIX в - в 1812 году церковь была разорена французами, погибли росписи и прежний иконостас. К сожалению, и этот храм не избежал позднейших переделок: в 1860-х годах была пристроена трапезная и переделана колокольня.Шатровых храм Покрова Богородицы в Медведково выстроен в вотчине князя Дмитрия Пожарского в 1634-1635 гг. Его шатер, кстати, также украшен майоликами - возможно, тоже иностранного производства. Ну или более поздними -  в 60-х гг XVII в технологию их изготовления привез в Россию литвин или белорус Степан Полубес.

Иконостас XIX в в нижнем храме Покровской церкви.

Интерьер нижней церкви.

Росписи XIX в оттуда же.

Успенская церковь в Вешняках строилась Ф. И. Шереметьевым в его родовой вотчине в 1644-1646 гг, но вот ее приделы появились лет через 10 и уже были увенчаны куполами на барабанах...

по распоряжению, кстати, самого патриарха Никона, почему-то не любившего шатры настолько, что их возведение было при нем просто-напросто запрещено. Колокольня кон. XVII в на древнерусское зодчество не похожа - ее барочный купол и шпиль возведены в 1734 г. (Здесь я была несколько лет назад и летом, так что не удивляйтесь резкой смене пейзажа.)

Прекрасный трехшатровый храм Троицы в Троице-Голенищево (1644-1646 гг) выстроен по заказу митрополита Филарета зодчим Антипой Константиновым.

Вид на центральный шатер изнутри.

Старых икон здесь почти нет, а вот тябла иконостаса, вполне возможно, дошли до нас из XIX в.

Небольшое центральное пространство окружено замысловатой обходной галереей.Церковь Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищево (164-1646 гг) - редкий для Москвы пример многошатрового храма. Ей повезло чуть больше - проект оказался полностью реализован до вступления в силу запрета на строительство шатровых церквей.

Ярким образцом русского узорочья можно считать выстроенную в 1677-1692 гг в селе Останкино (в то время вотчина князей Черкасских) пятиглавую церковь Живоначальной Троицы, покрытую великолепным резным кирпичным декором и изразцами. Церковь несколько видоизменялась следующими куда более известными владельцами имения - Шереметьевыми, но в ходе реставрации 1878-1880 гг ей был возвращен максимально аутентичный вид. Сейчас храм принадлежит к лучшим образцам московского узорочья. Здесь интересен также интерьер с иконостасом XVIII в и росписями XIX в Кстати, добраться до Останкино пока еще можно на монорельсе, который вроде как грозятся в скором времени закрыть из-за убыточности.

К тому же стилю относится и куда более скромная церковь Илии Пророка (1689-1690 гг) в бывшей вотчине Чудского монастыря, а ныне московском районе Черкизово – неплохой образец зодчества XVII в, сильно испорченный пристройкой трапезной и колокольни в XIX в.Если ехать в Останкино на монорельсе, древнюю архитектуру вполне можно разбавить видами Останкинской башни и ВДНХ.Отсюда же видны крепкие тылы рабочего и колхозницы. Ну а сам монорельс выглядит вот так - жаль, что его, похоже, вот-вот закроют из-за нерентабельности.

Из окна поезда также открываются чудесные виды на Останкинский пруд и музеефицированную усадьбу Шереметьевых Останкино (сер. XVIII в), о которой я как-то писала отдельно.

Церковь Троицы Живоначальной (1677-1692 гг) - типичное русское узорочье: с выносными крыльцами, множеством декоративных элементов, шатровой колокольней....

... и великолепным резным кирпичным декором стен и окон.

Почем опиум для народа?

Царские врата и иконостас XVIII-XIX вв.

Под иконостасом изображения философов и мудрецов.

Приходская церковь Илии Пророка (1689-1690 гг) в бывшей вотчине Чудского монастыря селе Черкизово.Церковь Живоначальной Троицы (1677-1692 гг) - единственное, что осталось в Отсанкино от прежних владельцев имения князей Черкасских.

Впрочем, больше всего импонирует другой архитектурный стиль, вошедший в моду в кон. XVII в – изящное, пышное и и как-будто устремленное ввысь нарышкинское барокко. Его образцов в Москве сохранилось довольно много (что неудивительно - это исконно московский стиль), потому о них имеет смысл рассказать отдельно.

kuba.livejournal.com

Малоизвестные церкви Москвы | ВАО Москва

Не такие знаменитые, как Храм Василия Блаженного, но, тем не менее, удивительные по красоте московские храмы и церкви. Отличные места для фотопрогулок!

1. Марфо-Мариинская обитель

f6jeoxtutlkОбщина сестер милосердия, по своему уставу приближающаяся к монастырю. Основана великой княгиней Елизаветой Фёдоровной в 1909 году. Обитель построена архитектором Шусевым неорусском стиле и отсылает одновременно к средневековым русским храмам Новгорода и Пскова и модерну начала века. Резные притворы и стилизованные старорусские орнаменты соседствуют с совершенно модерновыми ангелами — и вообще вид у этого собора какой-то освежающе современный. Позже Щусев, как известно, спроектировал Казанский вокзал и Мавзолей.

Адрес: ул. Большая Ордынка, д. 34

2. Храм Святого Мартина Исповедника

lop9r4vetoiВеликолепный, один из красивейших в столице, храм, освященный во имя св. Мартина Исповедника, находится на Большой Алексеевской (в советское время — Б.Коммунистической) улице, близ Таганки. Столь редкое для Москвы его посвящение объясняется тем, что он был основан в честь дня венчания на престол великого князя Василия III, отца будущего первого русского царя Ивана Грозного. Его восшествие на престол состоялось в праздник св. Мартина, 14 (27) апреля 1503 года.Построенный в стиле классицизма, Храм святителя Мартина Исповедника представляет собой признанный шедевр русского зодчества.

Адрес: ул. Станиславского, 2

3. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

fs1yix8y9poЦерковь Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, построенная в вотчине князей Нарышкиных, – одна из лучших представительниц московского барокко. Все внешнее убранство церкви – белокаменное. Резные белые детали четко выделяются на кирпичных стенах. Вся церковь покрыта, словно пеной, изящными узорчатыми украшениями. Широкие наличники с колонками на окнах, колонки на углах четверика и восьмериков, резные фронтоны («петушиные гребешки»), завершающие каждую грань ярусов, – все это создает ощущение воздушности и легкости стройного здания, словно стремящегося ввысь.

Адрес: ул. Новозаводская, 6 Филёвская ул., Москва

4. Храм Никиты Мученика

va7ykxyowk8Одна из древнейших московских церквей, основанная великим князем Василием III, отцом Ивана Грозного. од ее сводами молились А.С. Пушкин, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, Ф.С. Рокотов, М.И. Цветаева.

Адрес: Ст. Басманная, 16.

5. Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках

fzpulentt8gБыла построена в 1679-1682гг. в ткацкой (хамовной) слободе, поставлявшей белое (хамовное) полотно для царского двора. Главной святыней храма является чудотворная икона Божией Матери «Споручница грешных». Среди известных прихожан храма был Лев Толстой, который жил неподалёку и упоминал церковь в своих произведениях.

Адрес: ул. Льва Толстого, д. 2

6. «Малый Иерусалим» на ул. Хачатуряна

c6xeyxxsp7m«Малый Иерусалим» — уникальный религиозный комплекс на севере города. Состоит из сунитской, шиитской мечетей; синагоги; православного храма и часовни. Будут построены буддийский дацан, моленная одной из «малых» христианских Церквей. Самый большой храм — мечеть, которая из-за столпотворения в дни религиозных праздников доставляет немало проблем жителям окрестных районов. При мечети есть магазин, кафе и даже салон красоты. Православный храм Николая Чудотворца выполнен в византийском стиле, рядом с ним есть небольшая часовня. По другую сторону речки от них находится синагога, рядом с ней — менора (семисвечник), который подсвечивается по ночам.

Адрес: Улица Хачатуряна, д.8 (

7. Храм Григория Неокесарийского

xky8pewwn-wОдна из самых красивых в Москве церквей, во имя Святого Григория Неокесарийского, находится в Замоскворечье, на улице Большая Полянка. Архитекторами нового храма были русские царские зодчие Иван Кузнечик и крепостной из Костромы Карп Губа. 9 тысяч знаменитых поливных изразцов в стиле «павлинье око», давших храму его всемосковскую славу, сделал великий мастер Степан Полубес. Храм св. Григория Неокесарийского был закрыт в конце 1935 года. Иконы его передали в Третьяковскую галерею, а еще раньше, в 1930 году Моссовет хотел снести старинную шатровую колокольню храма для расширения тротуара. Чудом ее отстояли — только в самом нижнем ярусе пробили сквозной проход. К 1965 г. храм, отданный под различные учреждения, обветшал и был хорошо отреставрирован. Его поставили на государственную охрану как памятник истории и культуры.

Адрес: л. Б. Полянка, 29а, м. «Полянка»

8. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии

zskair56rbuСобор, построенный в неоготическом стиле, является самым большим Римско-католическим храмом в России, а также является одним из двух католических храмов, действующих в Москве. В стенах его можно услышать органную и другую духовную музыку в её аутентичной обстановке (в храмовой акустике).

Адрес: М.Грузинская, 27/13

 

www.vao-moscow.ru

Самые красивые церкви Москвы | ANDRIVE.RU

1. Внутри Андроникова монастыря спрятан самый древний московский храм (за пределами Кремля) — Спасский собор XV в. Во-первых, он сам по себе очень хорош, во-вторых, в нем сохранились фрагменты фресок Андрея Рублева. Андрей Рублев был монахом этого монастыря, где-то здесь его похоронили, а в 1960 году в монастыре открыли Музей древнерусской культуры и искусства, с иконами XIII—XVII вв.Сейчас в монастыре остается музей, а в Спасском соборе возобновлены службы. Кроме того, монастырь стоит на высоком берегу Яузы, так что гулять хорошо не только внутри, но и вокруг.

Спасский-собор-Спасо-Андроникова-монастыря

Адрес: Андроньевская пл., д. 10

2. У Донского монастыря богатая история, но праздному зеваке он интересен прежде всего благодаря своему обширному кладбищу со старинными захоронениями. Тут издревле хоронили представителей самых звучных российских фамилий (Вяземских, Трубецких, Долгоруких и пр.), здесь похоронены Одоевский, Ключевский, Карамзин и многие другие. Кроме того, в монастырский некрополь переносили захоронения с других кладбищ города — так сюда попала самая старая могила в некрополе, надгробный памятник боярину Федору Бяконту XIV века. Много здесь и захоронений деятелей Белого движения — Семенова, Краснова, Шкуро; в 2005-м сюда перевезли прах Деникина. Есть и очень причудливые могилы — например масонские.

Донской монастырь

Адрес: Донская пл., д. 1

3. Одно из лучших в городе мест для прогулок: что внутри, в красивейшем монастырском саду, что снаружи, вокруг пруда. Здесь нет ни одного ларька, а есть только неспешно прогуливающиеся граждане, с колясками и без, и дети, которые кормят уток. Уткам здесь даже установлено что-то вроде памятника. Особенно хорошо у Новодевичьего на закате. Дополнительное развлечение — рассматривать просьбы о помощи, которые москвичи оставляют на башне царевны Софьи: от «Софья, помоги вернуть мужа» до «Софьюшка, помоги сдать диссертацию».

Новодевичий монастырь

Адрес: Новодевичий пр., д. 1

4. Один из самых удивительных соборов города: построен в 1913 году Алексеем Щусевым на деньги великой княгини Елизаветы Федоровны в неорусском стиле и отсылает одновременно к средневековым русским храмам Новгорода и Пскова и модерну начала века. Резные притворы и стилизованные старорусские орнаменты соседствуют с совершенно модерновыми ангелами — и вообще вид у этого собора какой-то освежающе современный. Позже Щусев, как известно, спроектировал Казанский вокзал и Мавзолей.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы в Марфо-Мариинской обители сестер милосердия

Адрес: ул. Большая Ордынка, д. 34

5. Официальное название — Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, основан в IV веке. Управляется главным патриотом — архимандритом Тихоном Шевкуновым. В монастыре сконцентрированы почти все мыслимые церковные активности — крупнейшее в России православное издательство, огромный книжный магазин, семинария и даже центр изучения Туринской плащаницы (точная копия плащаницы в натуральную величину висит в храме).Для невоцерковленного человека Сретенский интересен двумя вещами. Во-первых, тут невероятный мужской хор. А во-вторых, в самом монастыре неожиданно зелено: вся внутренняя часть стены увита виноградом, который перекидывается на улицу, в монастырском саду растут гортензии, имеется красивый искусственный пруд, а по краям дорожек высажена туя, ремонтантные розы и березки.

sretenskiy_monastur_1

Адрес: ул. Б. Лубянка, д. 19, стр. 1

6. Пожалуй, самый красивый собор Кремля, в котором до революции совершались все важнейшие государственные церемонии, как известно, построил итальянец Аристотель Фьорованти в 1475—1479 гг., по образцу Успенского собора во Владимире. В его росписи принимал участие Дионисий и иконописцы его артели. В XVII веке собор расписали заново, но некоторые фрески Дионисия сохранились (полуфигуры преподобных на алтарной преграде). Кроме того, в Успенском соборе находится одна приписываемая Дионисию икона — московского митрополита Алексия с житием. Кроме того, несколько икон сохранились от Успенского собора, стоявшего на этом же месте до нынешнего. Остальные фрески, которыми собор расписан с пола до потолка, тоже стоят того, чтобы ради них стоять в очереди касс Кремля и смешиваться с туристами.

Московский_Кремль._Успенский_собор2

Адрес: Кремль

Рейтинг этого места

[Голосов: 4 Рейтинг: 3.8]

andrive.ru

Древние храмы в Москве (славянские места силы), Русь-матушка

Места силы в Москве. Когда-то, в древние времена здесь славяне поклонялись сначала природным ведическим богам, затем православным святым, а уже в советское время там разместились культовые сооружения атеистов.

В Москве исследователи выделяют семь духовных "вершин". В ту эпоху, когда наши пращуры поклонялись своим древним богам, подобные места назывались капищами. Согласно исследованиям археологов, Москва была буквально насыщена древними ведическими капищами. Места силы в Москве очень древние. Причем существовали они практически до времен Смуты и прихода к власти династии Романовых. Например, царь Алексей Михайлович писал воеводе Шуйскому в 1649 году, сетуя на огромные ведические гуляния 22 декабря (праздник Карачун), что праздновавшие славили Коляду, Усеня и «плугу», повсюду играли скоморохи. В числе районов, охваченных весельем, были им указаны: Кремль, Китай, Белый и Земляной города, то есть практически вся территория Москвы тех лет.

Такая живучесть традиции объяснялась тем, что Москва была основана на месте, где святилищ было больше, чем обычно, это был единый священный комплекс площадью около 8 квадратных километров, построенный как изображение законов мирового коловращения.

Но, при чем тут легендарные семь холмов? Всем хорошо известно, что Москва стоит на семи холмах. Впрочем, не она одна. Рим, Константинополь (Стамбул), тоже стоят на семи холмах. Историки многих стран упорно ищут эти легендарные холмы, возвышенности или хоть что-то похожее на них, но тщетно. Поэтому и появилась теория о семи духовных, а не физических возвышенностях. Действительно, святой город Рим, изначально пишущийся как Ром (Roma – итал.), от древнего названия святого капища РОМОВА, должен был стоять на святом месте. Костантинополь, как известно, — Второй Рим, а Москва — Третий.

Названия этих духовных вершин у разных народов различны, но наиболее вероятно, что они выражены именами богов. Каким богам поклонялись в древней Москве славяне? Точно известно семь божеств: Род, Велес, Купала, Ярило, Макошь, Перун и Троян. При изучении родоверческих книги, был обнаружен интересный список древних московских капищ, посвященных старым славянским богам. Места капищ или места Силы при смене любых верований и религий обязательно занимаются знаковым сооружением нового культа, зачастую сохраняя внешние признаки и даже измененное название предтечи.

По форме капище бога Перуна в то время напоминало восьмиугольник, отражая символ Перуна «огневик», «коло» — восьмилучевую звезду. Ориентированное по сторонам света, оно разбивало внутреннее пространство на девять святилищ, в которых совершались поклонения светлым богам. Восемь святилищ располагались вокруг девятого, посвященного богу Перуну. Алтарь этого капища находился в центре города на Алатырь-камне, расположенном на Красной площади у ее перехода на Васильев (Велесов) спуск. Этот огромный ледниковый валун послужил потом основанием Троицкой церкви, стоявшей на этом месте. Затем система устройства и внешний вид капища Перуна были использованы Постником и Бармой при возведении девятикупольного храма Покрова Пресвятой Богородицы что на Рву, также называемого собором Василия Блаженного. Это первый сакральный холм — холм Перуна. Чье капище было вторым по важности после Перуна?

Второй духовной ценностью, чтимой на Руси, было то, что мы называем «судьба», или «доля». Холм Макоши — капище хозяев своей судьбы, который можно было бы назвать «сакральная пара». Сакральную пару составляют обычно два капища: мужское и женское, находящиеся на противоположных сторонах реки. Если река делает изгиб, то образуется высокий «обнимающий» берег и «обнимаемый» заливной луг. Боровицкий холм и Замоскворечье замечательно подходят под определение пары.

На холме существовало мужское капище Яриле — богу Солнца, богу жизни.

А за рекой должно было бы находиться место почитания женского божества — Макоши-судьбы. Чтобы обнаружить место капища Макоши, необходимо понять, кто в пришедшем христианстве заменил ее культ. Это Параскева Пятница! Название улицы Пятницкая указывает нам на женское божество, коему поклонялись здесь исстари. Действительно, на улице стояла церковь Параскевы Пятницы, имеющая условный статус «прощной». А по этнографическим свидетельствам, «прощами» назывались места поклонения Макоши. Стояла она на том месте, где сейчас вестибюль станции метро «Новокузнецкая». — Значит, капище Яриле было напротив, на Боровицком холме. Ярило у славян отвечал за жизнь. По преданию, на месте святилища была заложена деревянная церковь Иоанна Предтечи что на Бору. Летописец утверждал, что сей храм «первая на Москве церковь быть». Строительство христианского храма мало что изменило, ибо рядом по-прежнему находился Велесов камень, которому по праздникам стекались москвичи. В 1509 году в этом храме был устроен придел святого мученика Уара. Москвичи называли его по старинке Яром, подразумевая Ярилу. Но 2 октября 1846 года император Николай Павлович, будучи в Кремле, сделал замечание, что церковь Святого Уара портит вид из окон Кремлевского дворца. Когда вельможа А. Н. Муравьев обратился к церковному владыке с просьбой сохранить храм, тот ответил весьма многозначительно: «Простите, что я поклоняюсь иконам, а не рассевшимся камням Василия Темного». Следует заметить, что камнем Василия Темного митрополит Филарет именовал именно камень Велеса. Храм Уара был разобран, а камень Велеса убран в одну ночь. Очевидно, что капище Яриле было на Бору, то есть в Кремле, на Боровицком холме. Но какие жизнь и судьба без воли, особо почитаемой на Руси? Какой бог отвечал за нее?

Да, божество воли, свободы и власти особенно сильно было почитаемо у северных народов. Так сложилось, что местонахождение капища Велеса оказалось известно наиболее точно и, что удивительно, подтверждено археологическими раскопками. Это знаменитый Красный холм, или, как его еще называли в древности, Болванова гора. Примечательно, что старое название Верхнерадищевской улицы, расположенной в этом месте, — Болвановка. Этим словом христиане именовали изваяний ведических божеств на капище, поэтому наличие подобного топонима можно рассматривать как факт, указывающий на существование в этих местах ведического культа. Как правило, в том месте, где располагалось капище, горели священные костры — чигасы. Следовательно, точное месторасположение капища — это церковь или монастырь, построенные на месте капища, имеющие в своем названии слово «чигас». И точно, во дворе дома на Котельнической набережной когда-то стоял Спасо-Чигасов монастырь. Впервые в летописи он упоминается как каменный в 1483 году. Рядом с ним стояла церковь Никиты Угодника, про которую в летописи в 1533 году сказано: «...взошла туча велика страшна... и за Яузою у церкви святаго мученика Никиты прошибе стену...» Когда на месте церкви Никиты в 1997 году проводили раскопки, то обнаружили несколько глиняных статуэток всадника верхом на волке и мужчины с волчьей головой и бубном в руках. Статуэтки не имеют аналогов и датированы археологами XIV веком, т. е. тем временем, когда Красный холм только начинал заселяться горожанами. Эти находки явно говорят, чье капище находилось в этом месте, ведь волк — тотемное животное бога Велеса. Недаром слова «власть» и «воля» фонетически созвучны слову «волк». Правда, некоторые исследователи соотносят Велеса с волом, но это ошибочное сопоставление, так как во множестве летописных славяно-балтийских источников Велес абсолютно точно интерпретируется именно с волком.

А как же отец всех славянских богов — Род? Безусловно, в Москве существовало и его капище. Род — общеславянский бог, создатель всего живого и сущего. Род — это почитание предков, обращение к иному миру, к Нави. В старой Москве есть интересное место, сохранившее свое своеобразие и поныне. К западу от Кремля раскинулся район Чертолье, в который входили Чертольские улицы, ручей Черторый, Волхонка, Власьева слобода и два Власьевских переулка. Сивцев Вражек тоже относился к Чертолью. Вражками на московском говоре называли овраги; в данном случае это овраг-ручья Черторыя. Поскольку Сивцев Вражек и другие выше перечисленные названия Чертолья восходят к изначальным стихиям, к единению всех богов, то именно Род почитался в данной местности. Причем названия улиц Чертолья произошли вовсе не от «чёрта», как можно подумать, а от «черты», отделяющей Навь и Явь. Навь — мир пращуров, предков, тех, кто хранит традиции Рода, а Явь — мир живых. Скорее всего, капище находилось на дне оврага, по которому тек ручей Черторый. Наиболее вероятно—в том месте, где сейчас Сивцев Вражек пересекается с Большим и Малым Власьевскими переулками. Раньше здесь находилось урочище Козье Болото. В этом названии — тоже ведические корни, ведь козел был символом и воплощением рождающей силы земли. Это — Смоленская площадь.

Где находилось капище особо любимого в Москве Купалы? Купала — это всегда обряды, связанные с водой, огнем и травами. При этом основная часть купальских обрядов проводится ночью. В купальскую, самую короткую ночь в году оживают обитатели Нави. Пропадает грань между духами и людьми. В наш мир приходят ведуны и ведуньи, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие. В праздник Купалы, по народным поверьям, вода может «дружить» с огнем, а их союз считается природной силой. Символом такого соединения являются костры по берегам рек, которые зажигались в ночь на Купалу. Но многочисленные этнографические исследования говорят, что Купала — это более позднее имя другого древнего бога — Марены. Образ Марены связывается со смертью, отсюда и сезонные аграрные обряды — в честь умирания и воскресения природы. Так вот, на роль капища Марены может претендовать еще одна точка Чертолья — место впадения ручья Черторыя в Москва-реку. Так сказать, другой конец Навьего оврага — Сивцева Вражка. Очень примечательна судьба этого места, которое называют проклятым — оно известно тем, что здесь, испокон веков строились храмы, но у всех была недолгая и печальная судьба. Два заглохших в древности монастыря, взорванный первый храм Христа Спасителя, Дворец советов, «уплывший» на пойменных водах, плавательный бассейн «Москва» — все эти объекты «нехорошее место» словно сбрасывало с себя, стремясь остаться свободным... Так вот, капище Купалы-Марены, духа магии, располагалось на месте нынешней Кропоткинской площади.

Кто был седьмым в пантеоне древних богов славян? Это Троян, Триглав или Трибог. У историка Герборда это божество властвует над тремя мирами — небом, землей и подземным миром. Троян, Триглав — в мифологии славян трехглавое божество, символизирующее триединство всего в этом мире. День — ночь — сутки. Зима — лето — год. Солнце — луна — небо. Мужчина — женщина — семья. Навь — Явь — Правь. Праздник Трояна не имеет жесткой привязки к дате календаря и совпадает с появлением цветов на дубе, а происходит это приблизительно 22 мая. Дуб — священное дерево Трояна, а дубовая роща обязательна на месте его капищ. Такое место было и в Москве. Это - Зарядье, место, где недавно располагалась гостиница «Россия».

mylove.ru

в основном, нарышкинское барокко: kuba

Из нарышкинских храмов Москвы наиболее известна церковь Покрова в Филях, выстроенная в 1690-1694 гг дядей Петра I Львом Нарышкиным. Руководил строительством самый, наверное, известный архитектор нарышкинского стиля (по другой версии, строительный подрядчик) Яков Бухвостов.В верхней церкви, сохранившей подлинное убранство кон. XVII - нач. XVIII вв, до 2017 года располагался филиал музея им. Андрея Рублева, где можно было увидеть иконостас кон. XVII в, паникадило, иконы и прочие предметы церковного искусства и обихода того времени. После передачи всего храма РПЦ в 2017 г музейный статус за объектом вроде бы сохранили. Вот информация с официального сайта: В связи с уникальной сохранностью интерьеров верхнего храма церкви Покрова в Филях присвоен статус музейного древлехранилища. Нижняя Покровская церковь открыта ежедневно с 8 до 19 часов. Верхний холодный Спасский храм открыт для посещений как церковный музей в теплое время года (с 1 мая по 31 октября) с 12 до 18 часов.Нижний храм сохранил интерьер XIX в, не представляющий большой художественной ценности, - там службы проходят давнои регулярно.

Мало чем уступает филевской великолепная Троицкая церковь (1698-1702 гг) в еще одном имении вышеупомянутого Льва Кирилловича Нарышкина - Троице-Лыково. Ее строительством также руководил Яков Бухвостов - и это похоже на правду: пропорции и декор храма весьма схожи с церковью в Филях. Храм этот не так давно открыли после реставрации – вроде бы даже сохранили золоченый иконостас XVIII в, но вид у него слишком уж зареставрированный. У церкви чудесная открытая обходная галерея и богатейший декор, который можно долго рассматривать, обходя храм по кругу.

Церковь Покрова в Филях (1690-1694 гг) - один из лучших примеров нарышкинского барокко. Выстроена известным зодчим кон. XVII в Яковом Бухвостовым.Ее богатые архитектурные детали.

Интерьер нижней (действующей) церкви I пол. XIX в.

Верхний храм, до 2017 г открытый как музей церковного интерьера кон. XVII в, сохранил ряд ценных предметов и утвари того времени. Росписи купола церкви (Троица новозаветная) и паникадило.

Резной иконостас кон. XVII в и венчающее его Распятие.

Некоторые иконы кон. XVII в из иконостаса храма.

Считается, что эти иконы на вратах иконостаса - портреты молодых царей Петра и Иоанна.

Богоматерь и св. Варвара - иконы кон. XVII в, копирующие европейскую манеру живописи.

Резная кафедра и напрестольная сень.

Рядом с церковью - неплохой парк.

Роскошная Троицкая церковь в Троице-Лыково (1698-1702 гг).

резной декор колонок.

Фиги и виноград.Яков Бухвостов, судя по всему, строил также церковь Бориса и Глеба в бывшем селе Зюзино (1688-1704 гг), в этот раз для другого именитого заказчика - сподвижника Петра I боярина П.И. Прозоровского. Храм этот не столь богато украшен, как филевская и лыковская церкви, но пропорции его не менее удачны, а архитектура заслуживает всяческих похвал.

Создание великолепного Казанского храма в селе Узкое (1698 г) приписывают известному зодчему кон.XVII в О.Д. Старцеву. А заказчиком стал еще один родственник Петра I - боярин Тихон Стрешнев. Современный храму великолепный иконостас, к сожалению, пропал после прекращения богослужений в 1930-х гг. Архитектурный стиль церкви назвать сложно - это точно барокко, несущее в себе как черты нарышкинского стиля, так и украинского барокко, и даже русского узорочьяХрам Бориса и Глеба (1688-1704 гг) в вотчине боярина П.И. Прозоровского в Зюзино. У всех бухвостовских церквей очень узнаваемый силуэт, сложные объемы и великолепные пропорции. А вообще, их интересно рассматривать, обходя по кругу.Казанский храм в селе Узкое (1698 г) больше напоминает украинское барокко. Его строительство приписывают архитектору о.Д. Старцеву.

Современный район Москвы Коньково в конце XVII в занимало село Серино - вотчина богатого вельможи Семена Толочанова. По его указу и была возведена в 1690-1694 гг церковь Сергия Радонежского, которую нынче принято именовать храмом Троицы в Коньково (в память о несохранившейся соседней церкви Троицы). Это типичное нарышкинское барокко, несколько искаженное пристроенными в нач. XIX в трапезной и колокольней.

В 1693 г в селе Тропарево (ныне одноименный район Москвы) был возведен каменных храм Михаила Архангела, сочетающий формы традиционного русского церковного зодчества с некоторыми элементами нарышкинского барокко (форма барабанов и куполов, оформление окон). Сохранились также трапезная и колокольня XVII в. Имя зодчего, к сожалению, до нас не дошло. Неизвестно даже, строилась ли церковь как вотчинная, приходская или монастырская.Троицкая (бывшая Сергиевская) церковь в Коньково (1690-1694 гг). Это также нарышкинское барокко - но не столь сложное и талантливое, как показанные ранее образцы. К тому же, портят вид трапезная и колокольня нач. XIX в.

Церковь Михаила Архангела в Тропарево (1693-1694 гг) - это традиционное русское узорочье, несущее лишь отдельные элементы нарышкинского стиля ка дань моде: барабаны и главки с куполами, декор наличников и порталов. Видимо, строили ее все-таки по заказу церковных деятелей, которые были не столь прогрессивны и свободны в своем выборе.

Интересны стилизованные закомары (возможно, это переделка XIX в) и шатровая колокольня с трапезной кон. XVII в.Коечно, это далеко не все вотчинные храмы XVII в на территории Москвы. За кадром остались церкви в Кунцево, Захарьино, Куркино, Кожевниках, Качалово и т.д. Отдельный рассказ был в этом ЖЖ о сильно перестроенной церкви Покрова XVII века в усадьбе Покровское-Стрешнево. Есть также редкие примеры петровского барокко в Братцево и Перово. По мере попадания туда буду потихоньку заполнять пробелы.Ну а усадебных храмов середины - конца XVIII в (тоже барокко, местами очень талантливое) на территории Москвы просто море разливанное. Даже не знаю, возможно ли столь же подробно рассказать о них в серии постов, и сколько это может занять времени и сил. Потому в следующий вернемся к старому доброму географическому принципу описания достопримечаиельностей отдельных районов и города. На очереди пока три рассказа: о Коломенском (очередные музейные экспозиции, храмы и соседнее Дьяково), Лефортово (петровское, елизаветинское и екатериннское) и Кузьминки-Люблино (усадьбы и парки).

kuba.livejournal.com


Смотрите также