Ингушетия: Исторические Параллели. История древние аланы
Кто такие аланы, и причем здесь осетины
"Предки" короля Артура
Согласно Флавию Арриану, аланы и сарматы были конными копьеносцами мощно и быстро атакующими врага. Он подчеркивает, что фаланга пехоты, снаряженная метательными снарядами – самое эффективное средство отбить атаку алан. Главное после этого, "не купиться" на знаменитый тактический ход всех степняков: «ложное отступление», которое они нередко превращали в победу. Когда пехота, с которой они только что стояли лицом к лицу, преследовала убегающего и расстроившего свои ряды врага, то последний поворачивал коней и опрокидывал пеших воинов. Очевидно, их манера ведения боя впоследствии оказала влияние на римский способ ведения войны. По крайней мере, рассказывая впоследствии о действиях своего войска, Арриан отмечал, что
«Римская конница держит свои копья и бьет врага на тот же манер, что и аланы и сарматы».
Это, равно как и соображения Арриана относительно боевых возможностей алан, подтверждает бытующее мнение, что на западе серьезно считались с военными достоинствами аланов.
Боевой дух у них был возведен в культ. Как пишут античные авторы, смерть в бою считалась не просто почетной, но радостной: «Счастливым покойником» у алан считался тот, кто погибал в бою, служа богу. Те же «несчастные», которым довелось дожить до старости и умереть в своей постели, презирались как трусы и становились позорным пятном в семье.Аланы оказали значительное влияние на развитие военного дела в Европе. С их наследием историки связывают целый комплекс как военно-технических, так и духовно-этических достижений, которые легли в основу средневекового рыцарства. Если верить исследованию Говарда Рейда,
военная культура аланов сыграла немалую роль в формировании легенды о короле Артура.
Он основывается на свидетельствах античных авторов, согласно которым император Марк Аврелий принял на службу 8 000 опытных всадников – аланов и сарматов. Большая часть из них была послана на Адрианов вал в Британии. Они сражались под знаменами в виде драконов, а поклонялись богу войны — обнаженному мечу, воткнутому в землю.
Идея поиска аланской основы в легенде об Артуре не нова. Так американские исследователи, Литтлтон и Малкор, проводят параллель между священным Граалем и священной чашей из нартского (осетинского) эпоса, Нартамонгой.
russian7.ru
Аланы кто они их внешность, одежда и история
Так выглядели аланы
В крахе Римской империи виноваты не гунны, как считалось. Своим падением она обязана восточному народу, имевшему необычный удлиненный череп, называемому аланами.
Это аланы в Европу принесли культ войны. И основы средневекового рыцарства заложены были ими.
Воинственный бородатый народ
История Великого города помнит много нашествий кочевников, но ее крах начался под копытами сарматских и гунновских коней. Несмотря на то, что сотрясался античный мир задолго до появления там аланов, последние стали причиной его краха.
Этот «негерманский» народ, отличался от предшественников тем, что смог в Западной Европе основать обширные поселения.
Аланы существовали на протяжении многих лет по соседству с империей, нанося ей время от времени «соседские» визиты. Они были непобедимыми воинами, о чем не раз вспоминали римские полководцы.
Где жил воинственный народ?
Обитали они по обоим берегам Дона, потому что, как считал великий географ тех лет Клавдий Птолемей, по реке проходила граница.
Живших на западном берегу он назвал аланами скифскими, а занимаемые ими земли – Европейской Сарматией. Жителей восточного берега называли по источникам Птолемея скифами, или аланами (по источникам Светония).
Присоединение к римской империи
Благодаря Константину Великому аланы вошли в качестве федератов в состав римской империи. Это произошло в 337 году. Их местом поселения стала Центральная Европа (ранее Паннония). Таким образом удалось опасного врага превратить в защитника имперских границ за достойное вознаграждение.
Длилось это правда недолго, поскольку воины были недовольны своей жизнью.
Объединение с вандалами
Аланы символика
Спустя сто лет аланы с германским племенем вандалов заключили союз. Два этих народа заслужили звание жестоких грабителей Рима, который ими разорялся на протяжении двух недель.
Оправиться после такого «нашествия» Вечный город не смог. Прошло более 20 лет пока германскому вождю Одоакрому удалось оформить его падение. Он же заставил отречься от престола последнего императора Рима.
Поэтому и сегодня остается нарицательным имя «Вандал».
«Аланская» мода
В пятом веке нашей эры римляне стали подражать варварам. Они, как бы это не казалось странным, одевались в широкие, сшитые на самарский лад, шаровары, отращивали бороды и усаживались на низкорослых, но чрезвычайно выносливых и быстрых лошадей. Все «аланское» было в моде и просто захлестнула Вечный город.
Но в особой почести были кони, не отличавшиеся, как уже говорилось, ростом и красотой, но славившиеся почти сверхъестественной выносливостью, и собаки.
Патриции Рима, насытившись материальными благами, предпочитали все примитивное, естественное и простое, приближающее их к народу, как казалось им. Утомленные шумным античным мегаполисом, они противопоставляли ему тихую варварскую деревеньку. Сами же племена варваров настолько идеализировались, что о куртуазных рыцарях слагали легенды и предания.
Перевоплощение
Видео: История непобедимых аланов
В книгах того времени римлянами воспевались достоинства как нравственные, так и физические. С аланами же происходил противоположный процесс. Они без стеснения использовали достижения крупнейшей цивилизации, отсутствовавшие на периферии, что постепенно привело к романтизации аланов, в отличие от римлян, которые «аланизировались».
Зачем воины деформировали черепа?
Однако некоторые аланские обычаи были римлянам не по душе. Они не приняли моду на удлиненный череп и распространенную у аланов искусственную его деформацию. Хотя для современных историков именно эта особенность облегчает работу по определению территорий проживания аланов.
Ученые находят захоронения с длинными черепами, благодаря которым легче проводить оценку мест обитания воинствующих людей.
По утверждению руководителя краеведческого музея Пятигорска, в ту давнюю эпоху до 70% аланов имели длинные черепа.
Как достигали необычной формы черепа?
Для изменения формы головы, деткам сразу после рождения, пока не окрепли черепные кости, очень туго бинтовали головы, используя повязку, изготовленную из кожи и украшенную бусами, разноцветными нитками, подвесками.
Снимали их только после того, как укрепятся кости.
Зачем был нужен удлиненный череп?
Одна версия утверждает, что деформирование черепа влияло на возможности мозга. Жрецы благодаря этому быстрее погружались в транс. Эту традицию переняла позже местная аристократия. Вскоре это стало модой.
Тактика ведения боя
По Флавию Аррину конные племена сарматов и аланов врага атаковали молниеносно, не давая ему опомнится. Самым эффективным, применяемым против атак аланов, средством были пехотные фланги, которые имели металлические снаряды.
Но, «степняки» часто использовали тактику ложного отступления, на которую нередко ловился противник, добиваясь таким образом победы. Когда у бегущих от наступающей пехоты аланов расстраивались ряды и победа наступающих была так близка, аланы вдруг коней разворачивали на 180 градусов, давя преследовавших пеших воинов.
Эту тактику позже переняли римляне. Это и понятно, поскольку аланы имели большие боевые возможности, не считаться с которыми на западе не могли. Аланы возвели боевой дух в некий культ.
Античные писатели объясняли, что в бою погибнуть было в то время почетно для аланов, даже радостно, поскольку считали, что погибшие служат богу. Тех же аланов, кто доживал до преклонных лет и умирал в своем жилище, презирали, считали трусами, которые позорили семьи.
Значение аланов в становлении военного европейского искусства
Влияние аланов очень сильное на развитие военного искусства в Европе, поскольку ими предоставлены были разработки духовно-этнические и военно-технические, ставшие началом рыцарства средних веков. Помимо этого, культура ведения боев повлияла на создание легенды о подвигах Артура.
Свидетелями этого выступают античные авторы, рассказывающие, что на военную службу во времена Говарда Рейда, нанято более восьми тысяч опытнейших аланских и сарматских всадников. Сражалась большая часть воинов в Британии на Адриановом валу под знаменами, напоминающими знаменитого дракона.
Легенды об Артуре
У различных исследователей она разная. Исследователи Малкон с Литтлтоном видят ее в священной чаше и Граале из осетинского эпоса (нартского) – Нартамонге.
Путь к независимости
Два воинствующих племени – аланы и вандалы, объединившись, являли собой большую угрозу. Дикость этих народов и большая агрессивность не позволяли заключить с империей договор. Они спокойной жизни в определенной территории, предпочитая заниматься грабежом на новых территориях.
В конце концов аланы добрались к 425 году до границ Восточной Испании. Здесь они захватили корабли, и отправились на них к Северной Африке. Предводителем аланов был Гейзерин. Они высадились в римских колониях, которые страдали в тот период от внутренних восстаний, направленных против действующего правительства, и от частых набегов берберов, поэтому были ослаблены. Аланы захватили значительные территории за считанные дни.
Земли, включая Карфаген, представляли лакомый кусочек для аланов.
Прибрав к рукам сильный флот, аланские воины частенько посещали Сицилию и берега Южной Италии.
У Рима другого выхода не было, и он признал в 442 году независимость аланов, а еще спустя 30 лет и свое поражение.
Аланская кровь
За период существования на обширной территории воинствующие люди оставили достаточно «длинный» след - от Предгорий Кавказа до Африки через Европу. Сегодня, проживающие в этих местах народы борются за право на родство со знаменитым племенем. Но, по мнению ученых, потомками их являются осетины. В современной Осетии даже существует движение, требующее возвращения стране исторического названия.
Все основания для этого у осетин имеются:
языковая общность;
территориальная;
эпос народный.
Против этого выступают жители Ингушетии, также считающие себя потомками воинствующего племени.
В отдельных старинных источниках утверждается, что аланы являются собирательным образом кочевников и охотников, проживавших севернее от Кавказа и Каспия. Вероятнее всего, осетины представляют лишь небольшую долю продолжателей аланов.
А их большая часть слилась с иными этническими группками, в числе которых:
Одна версия говорит, что распространенное кельтское мужское имя Алан, начало берет от «аланов». Они жили в Луарес с начала пятого века, смешиваясь с британцами.
Интересные материалы:
Астравидья - загадочное оружие, аналог древней ядерной бомбы? (6 фото) 10 главных государств-утопий в истории (11 фото)
nlo-mir.ru
АЛАНЫ | Энциклопедия Всемирная история
Народ, известный по памятникам древности и средневековья с I по XV в. н. э.
Реконструкция их истории затруднена отсутствием собственной письменной традиции, фрагментарностью иноязычных (греческих, латинских, закавказских, древнерусских, восточных) источников, удаленностью мест расселения А. от главных центров европейских и восточных цивилизаций. Древние А. относились к северной (кочевнической) группе восточно-иранских племен, наряду со скифами, саками, массагетами, сарматами. Этноним «А.», производный от иранского ãryāna («арийский»), представляет, по всей видимости, самоназвание, встречается, помимо латинских (Alani, Halani) и гречечких (Alanoi), также в китайских (эпохи Хань), армянских, среднеперсидских, арабских, и древнеславянских (русских, болгарских) источниках. Другое имя — асы (ясы древнерусских и венгерских источников), восходит к этнониму ãs- (с неясной этимологией), и через форму овсы/осы в грузинских текстах сохранилось в названии современных осетин (самоназвание ирон). Соотношение между названиями А. и «асы» не до конца выяснено: поздние авторы (Плано Карпини в 1245, Рубрук в 1253/4) используют их как синонимы, по другим сведениям («Армянская география» VII в., Кембриджский документ и «О церемониях византийского двора» Константина Багрянородного середины IX в.) они обозначали два родственных, но самостоятельных народа. Как отдельные группы А. (или прото-А.) иногда рассматриваются сарматские племена роксоланов, аорсов, языгов, а также древнекавказские двалы (твалы) и дигоры армянских и арабских источников. Относительно происхождения А. существуют две основные версии: сарматская (автохтонная) и переднеазиатская (миграционная), имеющие тенденцию к сближению. Впервые об А., по-видимому, сообщают китайские источники ханьской эпохи, фиксирующие в Арало-Каспийском регионе владение Яньцай, которое на рубеже нашей эры сменило название на Алань (т. е. А.). Предполагается, что первые А. передвинулись из Приаралья в междуречье Волги и Дона, объединили под своей властью многочисленные, преимущественно сарматские, племена, которым и передали своё имя. В археологии условно принято обозначать как «аланскую» позднесарматскую культуру II–IV вв. В широком значении слова термином А. обозначают различные, в том числе неиранские племена и народности, приобщившиеся к аланской культуре. Самые ранние упоминания об аланах в европейских (латинских) источниках содержатся в трагедии «Фиест» Сенеки (датировка колеблется от конца 40-х до начала 60-х), и поэме «Фарсалия» Лукана (65). Первые исторические события с участием А., «скифского народа», жившего у берегов Меотиды (Азовское м.) — их набеги 35 г. в Закавказье и 72 в Мидию и Армению, известны по сообщениям авторов второй половины I в. Иосифа Флавия («Иудейская война», «Иудейские древности»). В дальнейшем А. неоднократно упоминались многими греко- и латиноязычными авторами, этнографический очерк об А. оставил Аммиан Марцеллин в 31-й книге своей «Истории» (конец IV в.). Основным местом обитания А., номадов и конных воинов, в первые века нашей эры было пространство между Волгой, Доном и Кавказом, аланские выселки имелись в Крыму и на Дунае. Гуннским натиском (ок. 375) А. были сбиты со своих мест, и приняли вынужденное участие в Великом переселении народов на запад. В первой половине V в. в римской Галлии существовало два аланских федеративных образования: Гоара и Сангибана на р. Луаре с центром в Орлеане, и Самбиды на р. Роне. Аланы Сангибана сражались на стороне римлян в битве с Аттилой на Каталаунских полях (451) В течение двух-трех поколений западные А. растворились среди местного населения. Другая часть А. в 409 перешла в Испанию, на правах федератов владела в 411–418 Лузитанией и Карфагенской провинцией, была разгромлена вестготами, затем вместе с вандалами переправилась в Африку и образовала вандало-аланское королевство (429–534). Единая некогда история А. распадается на мало связанные фрагменты. В Средние века отдельные группы А. существовали на Дону (салтово-маяцкая археологическая культура, VIII–X вв.), в Крыму (I–XV вв.), в Венгрии (ясы, с XIII в.), на Балканах и нижнем Дунае (начало XIV в.), на службе у великих ханов (асуды-асы Китая династии Юань и Монголии, XIII–XVI вв.), и в других местах. Наибольшее значение с точки зрения перспективы имеет история кавказских А., занимавших в Средневековье северокавказскую равнину от среднего течения Кубани и ее притоков на западе до границ нынешнего Дагестана на востоке и Дарьяльского ущелья («Аланских ворот») на юге. Идентификация археол. следов присутствия А. на Кавказе является предметом спора ученых: большинство в качестве маркера принимают катакомбный обряд погребения. В первые века нашей эры А. совершается переход от кочевых форм хозяйствования к оседлому земледелию и скотоводству, возникают раннегородские поселения (Зилгинское городище и др.), примитивные формы политической организации. В дальнейшем у А. развивается своя государственность, устанавливаются и укрепляются торговые, политические, культурные, династические связи с Византией, Грузией (Картли), Абхазией, Хазарией (аланским сюзереном в VIII–IX вв.), Русью. «Золотым веком» Кавказской Алании считается XI–XII вв., когда Алания освобождается от хазарской зависимости и проводит силами своих правителей (Дургулель и др.) самостоятельную политику. Аланский царевич Сослан-Давид в 1189–1207 был мужем и соправителем знаменитой грузинской царицы Тамар. В X в. н. э. Алания принимает христианство из Византии, от этого времени сохранилось несколько древнейших на территории России храмов (три Зеленчукских, Сентинский, Шоанинский). Кавказская Алания была разгромлена монголами в XIII в. (походы 1222, 1238–1239), добита Тамерланом в 1395. Остатки А. частью растворились среди тюрко- и кавказоязычного населения, частью ушли в горы. Одна из групп горных А. дала начало современным осетинам, другие участвовали в этногенезе карачаевцев, балкарцев, вайнахов (ингушей). В настоящее время вокруг «аланского наследия» ведется жаркая полемика между представителями этих народов. Решению вопроса мешают малоисследованность и противоречивость источников Данные о языке А. скудны. Со времени Ю. Клапрота и В. Ф. Миллера под собственно аланским языком понимается язык ираноязычных А., предков осетин. Не считая ономастического материала, известны четыре коротких текста, три из которых выполнены греческой графикой (Зеленчуская надпись X–XII вв., две фразы у византийского автора XII в. Иоанна Цеца, маргиналии Петербургской литургической рукописи XIII в.) и один — латиницей (Ясский глоссарий 1422 г.). Все они объясняются из дигорского диалекта осетинского языка.
Представьте себе граждан Рима, которые начали подражать варварам. Нелепой кажется одна мысль о том, что римлянин, одетый в шаровары на сарматский лад, отрастил бороду и рассекает на низкорослой, но быстрой лошадке, стараясь соответствовать варварскому образу жизни. Как ни странно, для Рима V века нашей эры, это не было редкостью. Вечный город буквально «накрыла» мода на все «аланское». Перенимали все: воинское и конное снаряжение, оружие; в особенности ценились аланские собаки и кони. Последние не отличались ни красотой, ни ростом, но славились своей выносливостью, которой приписывали чуть ли не сверхъестественный характер.
Пресытившаяся материальными благами, запутавшаяся в путах софистики и схоластики, римская интеллигенция искала отдушину во всем простом, естественном, примитивном и, как им казалось, близком к природе. Варварская деревня противопоставлялась шумному Риму, античному мегаполису, а самих представителей варварских племен идеализировали настолько, что, отчасти, следы этой «моды» легли в основу последующих средневековых преданий о куртуазных рыцарях. Нравственные и физические преимущества варваров были излюбленной темой романов и повестей того времени.
Таким образом, в последние века Римской империи, дикарь занял первое место на пьедестале среди кумиров, а германец-варвар стал объектом обожания круга читателей тацитовской и плиниевской «Германии». Следующим шагом, стало подражание – римляне стремились выглядеть как варвары, вести себя как варвары и, по возможности, быть варварами. Так, великий Рим, в последний период своего существования, погрузился в процесс полной варваризации.
Для алан, как в целом и для остальных федератов, был характерен прямо противоположный процесс. Варвары предпочитали пользоваться достижениями крупной цивилизации, на периферии которой они оказались. В этот период произошел полный обмен ценностями –аланы романизировались, римляне «аланизировались».
russian7.ru
Аланы
Почти все аланы высоки ростом и красивы, с умеренно белокурыми волосами, они страшны сдержанно-грозным взглядом своих очей, очень подвижны, вследствие легкости вооружения, и во всем похожи на гуннов, только с более мягким и более культурным образом жизни.
О происхождении слова «аланы» существуют самые различные мнения. Некоторые ученые считают, что оно происходит от греческого глагола, означающего «странствовать» или «бродить». Кто-то приписывает ему происхождение от названия горного хребта на Алтае или от древнеиранского «елен» – олень. Однако в настоящее время в науке признана версия, что термин «алан» является производным от общего наименования древних ариев и иранцев – «aгya». В русских летописях аланы назвались словом «ясы». В Никоновской летописи сообщается о победном походе Ярослава на ясов в 1209 году. Считается, что в первоисточнике речь шла о тмутараканском князе Мстиславе Храбром. Позднее, в 1031 году русы и аланы уже выступают как союзники и предпринимают совместный поход в Закавказье. Самое раннее упоминание имени аланов принадлежит Сенеке. О них идет речь в его пьесе «Тhyestes», написанной в четвертом десятилетии I века н.э. Один из персонажей вопрошает: «Какая это область? Аргос? Спарта?.. Коринф?.. Или это Дунай, за которым скрываются свирепые аланы?»
Профессиональные воины
Кто же такие эти таинственные «свирепые»? Прародиной древнего народа принято считать Кавказ. Отсюда они, будучи прекрасными наездниками и стрелками, совершали набеги в Армению и Малую Азию, постепенно расширяя свои владения на север, к Дону. Будучи завербованными для войны с Персией царем Аврелианом, после его смерти они опустошили всю Малую Азию. Не удивительно, что след, тянувшийся за ними в истории, украшен устрашающими эпитетами.
Позднее эти искусные воины, в союзе с гуннами, вытеснили готов из местностей между Доном и Дунаем, а затем, в союзе с вандалами, вторглись в Галлию. Приблизительно в это время (400 год н. э.) четкий след аланов теряется. Те из них, что остались в местности близ Луары, были мало-помалу уничтожены. Аланы, перешедшие в Испанию, были разбиты королем Валией. В Италии они долгое время находились на привилегированном положении у императора Грациана. Позднее римляне, следуя традиции, старались обеспечить присутствие в своих войсках этих храбрых людей. Отдельный аланский полк римской армии существовал до 487 года.
Легенды
В 1922 году русский ученый М. И. Ростовцев писал: «В большинстве исследований, посвященных эпохе переселения народов, почти игнорируется роль, которую сыграли сарматы и особенно – аланы в завоевании Европы. Но мы не должны никогда забывать о том, что аланы длительное время проживали в Галлии, что они вторглись в Италию, а вместе с вандалами вошли в Испанию и покорили Африку...». Аланы оказали огромное влияние на развитие военного дела в Европе. Практически все германские племена, включая готов, освоили приемы конного боя благодаря контактам с ними. К аланской военной культуре восходят традиции средневекового европейского рыцарства, в том числе облачение и вооружение, боевая техника, нравственный кодекс и идеология военной элиты.
Легенды об аланах знакомы всем, ибо они – не что иное, как сказания о легендарном короле Артуре. Именно такого мнения в последнее время придерживаются многие историки. Судите сами. Согласно исследованиям известного ученого Говарда Рейда, император Марк Аврелий принял на службу 8000 опытных всадников (аланов). В 175 г. н. э. первые отряды высоких, прекрасных наездников, в украшенных изображениями дракона металлических доспехах, достигли Бретани.
Эти профессиональные воины поклонялись богу войны – обнаженному мечу, воткнутому в землю. Говард Рейд в своих исследованиях ссылается на то, что в иллюстрированной книге, написанной ирландскими монахами в 800 г. н. э. найдены изображения дракона – символа аланов. Как предполагает исследователь, шаманы древних воинов трансформировались в английском фольклоре в волшебника Мерлина, а походы воинственных племен легли в основу легенд о короле Артуре, у которого обнаруживается немало общих черт с аланцем Батрадзой.
Потомки
Этнические группы аланов жили на территории, простирающейся от Монголии и Китая до Германии, Франции, Испании и Португалии. Сегодня почти все народы на этом огромном пространстве имеют аланскую примесь. Такую же примесь имеет и население арабских стран – сюда аланы в большом количестве попадали в качестве рабов, начиная с X века. Особенно большая примесь аланской крови досталась алтайскому и карачаево-балкарскому народам. На постсоветском пространстве упоминание народа аланов вызывает ассоциации в первую очередь с Кавказом. Сегодня именно здесь живут их прямые потомки. Оставшиеся на Кавказе аланы поддерживали тесные связи с Византией, среди них распространилось христианство, хотя по-прежнему в значительной степени сохранялись языческие верования.
Алания была союзником Византии вплоть до вторжения монголов. Против монгольского ига они сражались вместе с половцами, коими и были благополучно преданы, а затем разбиты. Единственным сохранившимся документальным свидетельством существования аланов является так называемая Зеленчукская надпись, выполненная на большой каменной плите, которая была найдена в 1888 г. в верховьях реки Большой Зеленчук на территории Карачаево-Черкесии. Надпись выполнена греческими буквами на аланском языке.
Первоначально она была признана осетинской. Эта идея прочно утвердилась в науке, хотя до сих пор не предложено ни одной научно обоснованной версии прочтения надписи на осетинском языке. Сегодня это дает осетинам серьезные основания считать себя прямыми потомками аланов. Осознание этого родства повлияло на их национальное самосознание, поэтому так популярны у осетин имена Алан и Алана. В реальности же осетины не имеют к аланам практически никакого отношения, во всяком случае, генетического. Просто, будучи кочевниками, пришедшими из Ирана, они осели на этой земле и освоили культуру аланов. Исторически более верно причисление к аланам карачаевцев и балкарцев.
Упоминания о них как об аланах достаточно часто встречаются в исторических источниках, кроме того этноним «алан» сохранился и употребляется в обращении друг к другу только в карачаево-балкарском языке. Аланией назван Карачай на карте итальянского автора XVII в. Ламберти. Грузинский историк и географ XVIII в. Вахушти поместил Аланию к западу от Сванетии. Там же помещена Алания на русской карте грузинских царств Кахетии и Карталинии. Название «алан» сохранилось за карачаевцами еще дольше. Так, авторы конца XVIII – начала XIX вв. Потоцкий и Клапорт, говоря об аланах, подразумевают карачаевцев.
Некоторые авторы даже в XIX веке называли карачаевцев аланами. О культуре аланов известно немного. В поисках пастбищ они часто перекочевывали с места на место, поэтому не ставили даже примитивных хижин, используя повозки как жилища. На стоянках повозки ставились в круг. Возможно, это делалось в целях эффективной обороны. Одним из ключевых элементов, объединяющих древний народ, была религия, хотя она и носила довольно примитивный характер. Так, у аланов не было жертвенников и храмов и, по-видимому, не было священнослужителей. Они поклонялись обнаженному мечу, вонзенному в голую землю. Неясно, однако, мог ли для этой цели служить любой меч или годился только особый. Но в любом случае меч символизировал бога войны, называвшегося в Риме Марсом. Этот бог войны является единственным известным аланским божеством и, как вы помните, он оставил свой след в легендах о короле Артуре.
eair.kz
Аланы - кто они?
Не гунны положили конец Римской империи. Она пала под копытами аланской конницы. Восточный народ с длинными черепами принес в Европу новый культ войны, заложив основы для средневекового рыцарства.
Непобедимые воины
Римская империя за всю свою историю не раз сталкивалась с нашествием кочевых племен. Задолго до аланов границы античного мира сотрясались под копытами сарматов и гуннов. Но в отличие от своих предшественников аланы стали первым и последним «негерманским» народом, которым удалось основать значительные поселения в Западной Европе.
Долгое время они существовали рядом с империей, периодически нанося им соседские визиты. Многие римские полководцы рассказывали о них в своих воспоминаниях, описывая их как непобедимых воинов. Согласно римским источникам, аланы жили по обе стороны Дона, то есть в Азии и Европе, поскольку, по мнению географа Клавдия Птолемея, граница проходила по этой реке.
Тех, что населяли западный берег Дона, Птолемей называл скифскими аланами, а их территорию «Европейской Сарматией». Те, что жили на Востоке, именовались скифами в одних источниках (у Птолемея) и аланами в других (у Светония).
В 337 году Константин Великий принял аланов в состав Римской империи на правах федератов и поселил их в Паннонии (Центральная Европа). Из угрозы они разом превратились в защитников границ империи, за право поселения и жалование. Правда, ненадолго.
Спустя почти сотню лет, недовольные условиями жизни в Паннонии, аланы вступили в союз с германскими племенами вандалами. Именно эти два народа, выступая вместе, сыскали себе славу разорителей Рима после того, как в течение двух недель грабили Вечный город. Римская империя так и не смогла оправиться от этого удара. Спустя двадцать один год германский вождь Одоакр формально «оформил» падение Рима, заставив последнего из римских императоров отречься от престола. Имя вандалов, и по сей день, остается нарицательным.
Мода на «аланское»
Представьте себе граждан Рима, которые начали подражать варварам. Нелепой кажется одна мысль о том, что римлянин, одетый в шаровары на сарматский лад, отрастил бороду и рассекает на низкорослой, но быстрой лошади, стараясь соответствовать варварскому образу жизни. Для Рима V века нашей эры это не было редкостью.
Вечный город буквально «накрыла» мода на все «аланское». Перенимали все: воинское и конное снаряжение, оружие; в особенности ценились аланские собаки и кони. Последние не отличались ни красотой, ни ростом, но славились своей выносливостью, которой приписывали чуть ли не сверхъестественный характер.
Пресытившиеся материальными благами римские патриции искали отдушину во всем простом, естественном, примитивном и, как им казалось, близком к природе. Варварская деревня противопоставлялась шумному Риму, античному мегаполису, а самих представителей варварских племен идеализировали настолько, что следы этой «моды» легли в основу последующих средневековых преданий о куртуазных рыцарях. Нравственные и физические преимущества варваров были излюбленной темой романов и повестей того времени.
Для алан, как в целом и для остальных федератов, был характерен прямо противоположный процесс. Варвары предпочитали пользоваться достижениями крупной цивилизации, на периферии которой они оказались. В этот период произошел полный обмен ценностями –аланы романизировались, римляне «аланизировались».
Деформированные черепа
Но далеко не все обычаи аланов приходились по душе римлянам. Так, они обошли своим вниманием моду на удлиненную голову и искусственную деформацию черепа, которая была распространена среди аланов. Сегодня подобная особенность у аланов и сарматов существенно облегчают работу историкам, позволяя определить места распространения последних, благодаря встречающимся в захоронениях длинным черепам.
Так, удалось локализировать место обитания аланов на Луаре, в Западной Франции. По словам Сергея Савенко, директора Пятигорского краеведческого музея, до 70% черепов, относящихся к эпохе аланов, имеют удлиненную форму.
Чтобы достигнуть необычной формы головы, новорожденному, у которого еще не окрепли черепные кости, плотно их бинтовали ритуальной кожаной повязкой, украшенной бусами, нитями, подвесками. Носили ее до тех пор, пока кости не укреплялись. Удлинение черепа имело ритуальный характер. Есть версия, что деформация влияла на мозг и позволяла аланским жрецам быстрее в транс. Впоследствии, традицию перехватили представители местной аристократии, а потом это вошло в широкое употребление вместе с модой.
Предки короля Артура
Согласно Флавию Арриану, аланы и сарматы были конными копьеносцами мощно и быстро атакующими врага. Он подчеркивает, что фаланга пехоты, снаряженная метательными снарядами – самое эффективное средство отбить атаку алан. Главное после этого, не купиться на знаменитый тактический ход всех степняков: «ложное отступление», которое они нередко превращали в победу.
Когда пехота, с которой они только что стояли лицом к лицу, преследовала убегающего и расстроившего свои ряды врага, то последний поворачивал коней и опрокидывал пеших воинов. Очевидно, их манера ведения боя впоследствии оказала влияние на римский способ ведения войны.
По крайней мере, рассказывая впоследствии о действиях своего войска, Арриан отмечал, что «Римская конница держит свои копья и бьет врага на тот же манер, что и аланы и сарматы». Это, равно как и соображения Арриана относительно боевых возможностей алан, подтверждает бытующее мнение, что на западе серьезно считались с военными достоинствами аланов. Боевой дух у них был возведен в культ. Как пишут античные авторы, смерть в бою считалась не просто почетной, но радостной: «Счастливым покойником» у алан считался тот, кто погибал в бою, служа богу. Те же «несчастные», которым довелось дожить до старости и умереть в своей постели, презирались как трусы и становились позорным пятном в семье.
Аланы оказали значительное влияние на развитие военного дела в Европе. С их наследием историки связывают целый комплекс как военно-технических, так и духовно-этических достижений, которые легли в основу средневекового рыцарства. Если верить исследованию Говарда Рейда, военная культура аланов сыграла немалую роль в формировании легенды о короле Артура.
Он основывается на свидетельствах античных авторов, согласно которым император Марк Аврелий принял на службу 8 000 опытных всадников – аланов и сарматов. Большая часть из них была послана на Адрианов вал в Британии. Они сражались под знаменами в виде драконов, а поклонялись богу войны — обнаженному мечу, воткнутому в землю.
Идея поиска аланской основы в легенде об Артуре не нова. Так американские исследователи, Литтлтон и Малкор, проводят параллель между священным Граалем и священной чашей из нартского (осетинского) эпоса, Нартамонгой.
Королевство вандалов и аланов
Неудивительно, что отличающиеся подобной воинственностью аланы в союзе с не менее воинственным племенем вандалов, представляли собой страшную напасть. Отличаясь особой дикостью и агрессивностью, они не шли на договор с империей и не оседали в какой-то местности, предпочитая кочевой грабеж и захват все новых и новых территорий.
К 422-425 годам они подошли к Восточной Испании, завладели находящимися там кораблями, и под предводительством вождя Гейзериха высадились в Северной Африке. В то время африканские колонии Рима переживали не лучшие времена: они страдали от набегов берберов и внутренних мятежей против центрального правительства, в общем, представляли лакомый кусок для объединенного варварского войска вандалов и аланов.
Буквально за несколько лет они покорили огромные африканские территории, принадлежавшие Риму во главе с Карфагеном. К ним в руки перешел мощный флот, с помощью которого они неоднократно наведывались на побережья Сицилии и Южной Италии.
В 442 году, Рим был вынужден признать их полную независимость, а еще через тринадцать лет - свое полное поражение.
Аланская кровь
Аланы за все время своего существования успели побывать на многих территориях и во многих странах оставить свой след. Их миграция растянулась от Предкавказья, через большую часть Европы, и в Африку. Неудивительно, что сегодня множество народов, живущих на этих территориях, претендуют на то, чтобы считаться потомками этого знаменитого племени.
Пожалуй, наиболее вероятные потомки алан – современные осетины, которые считают себя приемниками великой Алании. Сегодня среди осетин даже есть движения, выступающие за возвращение Осетии ее якобы исторического названия. Стоит отметить, что у осетин есть основания претендовать на статус потомков аланов: общность территории, общность языка, который считается прямым потомком аланского, общность народного эпоса (Нартовского эпоса), где ядром якобы служит древний аланский цикл.
Основные противники данной позиции – ингуши, которые также выступают за свое право называться потомками великих аланов. По другой версии, аланы в античных источниках были собирательным названием для всех охотничьих и кочевых народов, находившихся к северу от Кавказа и Каспийского моря.
Согласно наиболее распространенному мнению, лишь часть аланов стали предками осетин, в то время как другие части слились или растворились в других этнических группах. Среди последних - берберы, франки и даже кельты.
Так, по одной из версий, кельтское имя Алан происходит от патронима «аланы», которые обосновались в начале V века в Луаре, где смешались с бретонцами.
history.mirtesen.ru
АЛАНЫ в I—IX вв. | Ингушетия: Исторические Параллели
АЛАНЫ в I—IX вв.
С начала нашей эры на древнеингушские кобанские племена начинает распространяться этноним аланы. Под этим названием они известны древним авторам.Традиционно в науке алан принято считать ираноязычным народом. На самом деле исторические аланы никакого отношения к иранцам не имеют. Аланские личные имена, этнонимы, названия местностей и городов, религия, сохранившиеся слова, данные исторических хроник свидетельствуют о нахоязычности алан.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЭТНОНИМА «АЛАН»Сторонники иранского происхождения этнонима «алан», считают что он произошел от древне-иранского слова «ариана» («арийский»), в настоящее время звучит как «ирон» — самоназвание осетин, говорящих на иронском диалекте осетинского языка. С исторической и лингвистической сторон эту версию трудно обосновать. Ни один древний автор не называл так алан.Во многих языках мира наблюдается взаимопереход понятий «скот», «богатство», «князь», «бог». Также и в ингушском языке слова, обозначающие эти понятия, возникли из слова «скот» — «хьаьлий», от которого произошли слова «богатство» — «хьал», «бог» — «хIал», «князь» — «аьла». Имена наиболее древнего верховного бога хурритов ХIалалу-Алалу и урартского верховного бога ХIалди-Алди образованы от слова «хIал» — «бог». Как отмечают исследователи, протетический звук «xI» («h») может выпадать. Так, имена богов ХIалалу и Х1алди зафиксированы в источниках и в форме Алалу и Алди. От слова «хIал» образованы и социальные термины «аьла» (инг.) — «князь», «эла» (чеч.) -«князь», «алау» (урарт.) — «господин», «алани» (хурр.) — «госпожа, владычица», «алдар» (осет. заимствованное из древнеингушского, буквально означает «скот; богатство имеющий» — «хIал дар») — «князь» и т.д.Слово «хIал» — «бог» в форме «ал» находится в составе имен большинства ингушских языческих богов средневековья: Даьла, Села, Гела, Балла, Алла, Рало, ХIало, Пал, Гушмали, Нукали, Кукали, Тушоли, Сусоли и т.д.Многие ингушские этнонимы образован