История древней индии культура. Хараппская культура Древней Индии
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История и культура Древней Индии. История древней индии культура


Хараппская культура Древней Индии. История культуры

Хараппская культура Древней Индии

Культура Индии очень самобытна, поскольку шла своими путями. В ней есть неповторимость и своеобразность, отличающиея индийскую культуру от культур других стран.

Истоки культуры Индии уходят далеко, в третье тысячелетие до новой эры, когда на территории полуострова Индостан в долине реки Инд появилась хараппская цивилизация.

Вообще развитие культуры Древней Индии можно поделить на несколько этапов, которые соответствуют и историческому развитию Индийского государства:

1) Древнейшая Индия. Здесь можно выделить два периода:

а) хараппская культура;

б) ведическая культура;

2) Магадхо-Маурийская эпоха;

3) Кушано-Гуптская эпоха.

Рассмотрим каждую эпоху более подробно.

Хараппская культура

Различные археологические находки свидетельствуют о высоком уровне культуры живших там народов. Было обнаружено, что уже в третьем тысячелетии до новой эры здесь были высокоразвитые поселения городского типа с очень грамотной расстановкой и архитектурой зданий. К примеру, для удобства прохода телег и перемещения углы домов на перекрестках делали закругленными. Дома в основном строились из кирпича, были двухэтажными. Важным достижением хараппской культуры была городская канализационная система. В домах того времени уже были своеобразные ванные комнаты для омовения. Существовали городские бани, воздух в которых подогревался, здесь имелись бассейны.

Помимо высокого уровня архитектурных навыков, во времена хараппской культуры большое развитие получили многие виды различных ремесел, таких как обработка металла, работа с камнем, медью, бронзой. Об этом свидетельствуют найденные орудия труда, ювелирные украшения, оружие, различные декоративные изделия.

В Хараппе была развита и письменность. В основном она представляла собой рисуночное письмо, в котором насчитывалось около четырехсот пиктографов. Стали появляться и слоговые знаки.

Уже в начале второго тысячелетия до новой эры ученые фиксируют упадок культуры Хараппа, которая вскоре и вовсе исчезла в результате природной катастрофы. По мнению большинства геологов, такой природной катастрофой было сильнейшее землетрясение, повлекшее за собой и другие катаклизмы.

Несмотря на свой крах, хараппская культура послужила некой отправной точкой для всего дальнейшего развития культуры Древней Индии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

История и культура Древней Индии.

Любые студенческие работы ДОРОГО, КАЧЕСТВЕННО

100 руб. бонус за первый заказ. Всего 3 вопроса:

Узнать стоимость работы

Древнейшие памятники индийской литературы – Веды – многие столетия не записывались, а передавались из уст в уста. Поэтому людям приходилось заучивать наизусть огромное количество священных текстов, язык которых со временем становился все менее понятным. Это привело к тому, что в Индии очень рано стали развиваться науки о языке. В V-IV вв. до н.э. была создана грамматика языка санскрит.

Кроме «Махабхараты» и «Рамаяны» очень популярным среди индусов был сборник рассказов «Панчатантра» – истории о перерождениях Будды. Эти рассказы были известны и за пределами Индии. Они оказали влияние на литературные произведения многих народов, в том числе – на сказки «Тысяча и одна ночь».

• Памятники архитектуры времен царя Ашоки не сохранились, потому что царские дворцы строились из дерева. До наших дней дошли лишь колонны Ашоки, на которых были записаны его указы и послания подданным.

Древние буддийские храмы и монастыри и сегодня поражают своими огромными размерами и своеобразной архитектурой. Наиболее оригинальны ступы – сооружения, предназначенные для хранения святынь.

• Лучше всего известны достижения индийцев в области математики и астрономии.

Выдающимся вкладом в мировую науку было создание индийскими математиками десятичной системы исчисления с применением ноля, которой мы пользуемся и в наши дни.

Всем известные «арабские» цифры на самом деле позаимствованы (с некоторыми изменениями) арабами у индийцев; сами арабы называли эти цифры «индийскими». Древние индийские математики знали такие действия, как извлечение квадратных и кубических корней, решение уравнений с двумя неизвестными и другие.

Астроном Ариабхата (V в.) на многие столетия опередил европейскую науку. Он знал, что Земля – шар и вращается вокруг своей оси, что видимые планеты находятся на разных, и к тому же огромных расстояниях от Земли; утверждал, что Земля движется в космосе и т.д.

Многие достижения индийцев при посредничестве арабов стали известны Европе и всему миру.

Древнейшие культы Индии

Древние арии не знали письменности, но они устно пересказывали свою историю, передавали религиозные представления от поколения к поколению. Эти истории, мифы назывались Ведами – «Книгами Знаний», которые хранились в памяти народа. Старейшей Книгой Знаний является «Ригведа» – собрание более 1000 священных гимнов на языке санскрит.

На ведийскую религию влияли неарийские культы и традиции, и это привело к формированию индуизма – одного из древнейших вероучений в мире. Существует много священных книг этой религии, в том числе «Махабхарата» и «Рамаяна» – две великие поэмы о деяниях богов и их борьбе со злом. Самая важная книга индуизма – «Бхагавадгита» («Песнь повелителя»).

Троица богов индуизма – Брахма, Вишну и Шива – представляли собой космические силы творения, сохранения и уничтожения.

• Брахма как творец изображался с цветком лотоса в четырех руках вместе со своей женой Сарасвати, богиней искусств.

• Вишну был символом порядка и гармонии природы, его изображали спящим на змее вечности. Жена Вишну Шри – богиня любви.

Вишну мог перевоплощаться то в героя Раму, то – в Кришну, который обычно выглядел как ребенок или юноша.

• Шива, известный как Великий Бог, часто изображался в виде йога. С его шеи свисала гирлянда черепов, в руке он держал трезубец, у его ног протекал Ганг. Танцующий Шива изображался многоруким, что символизировало силы Вселенной. Жена Шивы Парвати была страшной богиней, требующей жертв.

Буддизм родом из Индии

По преданию, около 2500 лет назад жил индийский принц Сиддхарта Гаутама. Видя тяжелую жизнь и страдания простых людей, он покинул дворец и стал скитаться по стране, проводя много времени в размышлениях и молитвах.

Однажды, когда он сидел и размышлял под фиговым деревом, он осознал истину, на него снизошло просветление. Под эти именем – Просветленный или Будда – он стал известен как основоположник и учитель новой религии – буддизма.

Буддизм осуждает войны и любое насилие, учит уважать все живое на Земле. Но, кроме этого, буддизм предлагает отказаться от всех человеческих желаний и достичь полного освобождения от всего земного. Это должно привести человека к состоянию неземного блаженства – нирваны.

В буддизме было пять главных предписаний: не наносить вреда живым существам, быть правдивым, не воровать, избегать чувственных наслаждений, не пить спиртного.

Людей, которые много страдали, привлекало учение о том, что все страдания происходят от желаний. Надо избавиться от желаний, – учил буддизм, – быть добрым и благочестивым, и тогда перед каждым человеком, богатым и бедным, откроется путь к истине, путь к нирване.

Буддизм стал самой влиятельной и популярной религией древней Индии.

Варны и касты Индии

Важнейшей традицией Индии, которая влияет на жизнь людей и культуру страны вплоть до сегодняшнего дня, стало деление общества на варны и касты. Его ввели арии во второй половине I тысячелетия до н.э.

Варны – это замкнутые группы различных по социальному положению людей, принадлежность к которым определялась рождением.

Высшей была варна брахманов, к которой принадлежали жрецы и ученые, правящие страной. К варне кшатрия принадлежала военная знать. К варне вайшья относились свободные крестьяне и торговцы.

Этим трем варнам противостояла варна шудр – неполноправного населения, к которому относились обедневшие земледельцы, вынужденные заниматься ремеслом, наниматься на разные работы.

Помимо деления на варны, каждый человек относился еще и к определенной касте. Касты – это замкнутые группы представителей одной профессии. которые жили в одном районе.

Существовали касты гончаров, кузнецов, писцов, музыкантов, слуг и другие. Высшими были касты жрецов, учителей и воинов, а низшей – каста «неприкасаемых». «Неприкасаемые» занимались забоем скота, уборкой трупов и нечистот и другими «нечистыми» занятиями.

Перейти из одной в другую касту, из одной в другую варну было практически невозможно.

Сегодня в Индии существует около 12 000 каст.

students-library.com

История и культура Древней Индии

Введение

Одна из центральных проблем понимания древнего мира — осмысление многообразия и уникальности древних культур, отдаленных от нынешних, временем и пространством. Все они, взятые вместе и представляющие некое цивилизованное целое, своим многообразием и уникальностью в значительной степени повлияли на формирование характера современной цивилизации. Именно в этой роли, своими достижениями, базой для создания нынешнего научно- технического мира, их культурное единство и обретает значимость.

С другой стороны, если считать цивилизацию, нравственным, интеллектуальным и техническим оснащением культуры, как способа преодоления этносом исторического пространства на одной и той же географической территории, то здесь на первый план выходит своеобразие культур и их способность сосуществовать, не проникая друг в друга. Более того, состояние современного общества перестает быть обязательным, становятся возможными иные культурные варианты. Древние культуры Востока и Запада около 500 лет до н. э. пережили коренной исторический поворот — появление человека современного типа. Пришел конец мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью, началась борьба рационального опыта с мифом, вырабатывались основные понятия и категории, которыми мы пользуемся по настоящее время, закалывались основы мировых религий. В Индии в настоящее время возникли Упанишады, жид Будда, в Китае получили развитие мощные философские школы, в Иране учил Заратустра, в Палестине выступали пророки, в Греции — это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, трагиков, Архимеда.

Именно тогда перед человеком открылись и собственная беспомощность и величие окружающего мира; для жизни понадобились новые способы и инструменты ее организации. Человек ищет новые ответы на вопросы ранее принятые на веру, пересматривает свои решения, обычаи и нормы. Новый человек способен слушать и понимать то, о чем ранее он не задумывался, и благодаря этому открывать в себе все новые возможности.

Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии. Достижениями древних индийцев в самых различных областях — литературе, искусстве, науки, философии вошли в золотой фонд мировой цивилизации, оказали немалое воздействие на дальнейшее развитие культуры не только в самой Индии, но и ряда других стран. Особенно значительным было индийское влияние в Юго-Восточной, Центральной Азии и на дальнем востоке.

Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм (ему сейчас следует более 80 % населения Индии), Корни этой религии уходят в глубокую древность.

В Древней Индии очень высокого развития достигла философия. Наиболее известная школа древнеиндийских материалистов была локаята. Локаятики выступали против основных положений религиозно-философских школ, против религиозного «освобождения» и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской философии было атомистическое учение школы вайнишика. Школа санкхья отразила многие достижения в науке, одним из крупнейших древнеиндийских философов был Начартжуна, выступивший с концепцией всеобщий относительности или «всеобщей относительности» или «всеобщей пустоты», а также заложивший основы школы логики в Индии. К концу древности наибольшим влиянием пользовалась идеалистическая школа веданта, но не малую роль играли рационалистические концепции.

Древнеиндийское искусство теснейшим образом было связано с религией и философией. Кроме того, оно было всегда обращено к низшей касте-крестьянам, с целью донести до них законы кармы, требования дхармы и т. д. В поэзии, прозе, драме, музыке индийский художник отождествлял себя с природой во всех ее настроениях, откликался на связь человека и вселенной. И, наконец, значительное влияние на развитие индийского искусства оказал религиозный предрассудок, направленный против изваяний богов. Веды были против изображения божества и образ Будды появился в скульптуре и живописи лишь в поздний период развития буддизма.

Историю древнеиндийской литературы принято подразделять на несколько этапов: ведийский, эпический, период классической санскритской литературы. Для первых двух этапов характерно преобладание устной традиции передачи текста. Подлинными энциклопедиями индийской жизни являются две великие эпические поэмы Древней Индии-«Махабхарата» и «Рамаяна». В них запечатлены все стороны жизни древних индийцев. Эпос вобрал в себя материал, который, складываясь устно- поэтической традиции, приобретал дидактический характер, включал в себя религиозно-философские произведения и идеи. В последующие эпохи многие видные художники Индии, в числе которых был и знаменитый Калидас, черпали свое вдохновение из этих сокровищ мудрости своего народа.

Эпоха Гуптов была временем развития древнеиндийского театра. Появились даже специальные трактаты по драматургии. Определялись задачи театра, техника игры актеров. Индийская театральная традиция предшествовала греческой.

В эпоху классической санскритской литературы особую популярность приобрел сборник рассказов и притч «Панчатантра», основанная на фольклоре. Он был переведен на многие языки, достаточно рано с ним познакомились и в России.

Из литературы относимой к буддийской традиции ярко выделяется творчество поэта и драматурга Пшвагхоша (1—2 век н. э.). Написанная им поэма «Буддхачарита» была первым искусственным эпосом, появившимся в индийской литературе.

Высокого уровня достигла в Древней Индии теория литературного творчества, в том числе и поэзия. Подробно разрабатывались правила стихосложения, трактаты по теории метрике и поэтике. Появляется несколько школ «поэтической науки», ведутся споры о жанрах, о цели литературы и о художественном языке.

Концепция божественного характера речи повлияла на развитие науки о языке. Считалось, что речь лежит в основе науке и искусств. В грамматике Панини «Восьмикнижие» анализ языкового материала проведен столь глубоко и основательно, что современные ученные находят сходство между теорией древних индийцев и современной лингвистикой.

3. Архитектура, скульптура, живопись Древней Индии.

Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы в Кушано-гуптскую эпоху. Высокими художественными достоинствами отличались памятники как религиозного, так и светского характера.

В эпоху древности большинство сооружений возводилось из дерева, а потому не сохранилось. Дворец царя Чендрагупты был построен из дерева и до наших дней сохранились лишь остатки каменных колонн. На начале нашей эры в строительстве начинает широко применяться камень. Религиозная архитектура этого периода представлены пещерными комплексами, храмами и ступами (каменными сооружениями, в которых хранились реликвии Будды). Из пещерных комплексов наиболее интересны комплексы в городе Карле и в Эллоре. Пещерный храм в Карле имеет почти 14 м в высоту, 14 м в ширину и около 38 м в длину. Здесь находится большое число скульптур и ступ. В Гуптскую эпоху началось строительство пещерного комплекса в Эллоре, которое продолжалось в течении нескольких веков. К шедеврам индийской архитектуры относятся также индуистский храм в Санчи и буддийская ступа, находящаяся там же.

В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры, из которых наиболее крупными были гандхарская, матхурская и школа Амаравати. Большинство сохранившихся скульптур так же носило религиозный характер. Скульптурное искусство достигло такой высоты, что существовал ряд специальный руководств по правила их создания. Были разработаны приемы иконографии, разные у разных религиозных традиций. Существовали буддийская, джанийская и индуистская иконография.

В гандхарской школе сочетались три традиции: буддийская, греко-римская и среднеазиатская. Именно здесь были созданы первые изображения Будды, причем как бога; эти скульптуры изображали и статуи бодхисатв. В матхурской школе, рассвет которой совпадет с Кушанской эпохой, особое значение получает светская Среда наряду с чисто религиозными архитектурными композициями. Здесь так же рано появились изображения Будды. Матхурская школа испытала на себе воздействие более раннего по времени маурийского искусства, а некоторые скульптуры говорят о хараппском влиянии (фигуры богинь матери, местных божеств и т. д.). По сравнению с другими скульптурными школами, школа Амаравати впитала в себя традиции юга страны и буддийские каноны. Они сохранились и в более поздних скульптурах, повлияв на искусство Юго-Восточной Азии и Шри-Ланки.

Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты. В этом буддийском комплексе состоящим из 29 пещер живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Здесь разнообразные сюжеты из жизни Будды, мифологические темы, сцены из повседневной жизни, дворцовая тематика. Все рисунки отлично сохранились, т. к. индийцы хорошо знали секреты стойких красок, искусство укрепления грунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например, всегда изображались белыми. Традиции Аджанты повлияли на искусство Шри-Ланки и различных районов Индии.

4. Математика, астрономия, медицина Древней Индии.

Открытия древних индийцев в области точных наук повлияли на развитие арабской и ирано-персидской науке. Почетное место в истории математики занимает ученый Арьяпхата, живший в V- начале VI века н. э.

Ученый знал значение «пи», предложил оригинальное решение линейного уравнения. Кроме того именно в Древней Индии впервые система счисления стала десятичной (т. е. с нуля). Эта система легла в основу современной нумерации и арифметики. Более развита была алгебра; о понятие «цифра», «синус», «корень» впервые появились именно в древней Индии.

Древнеиндийские трактаты по астрономии свидетельствуют об очень высоком развитии этой науки. Независимо от античной науки индийский ученый Арьяпхата высказал идею о вращении Земли вокруг своей оси, за что был гневно осужден жрецами. Введение десятичной системы способствовала точным астрономическим расчетам, хотя обсерваторий и телескопа у древних индийцев не было.

До сих пор в Индии большим почетом пользуется аюрведа-наука о долголетии. Она зародилась еще в глубокой древности. Древнеиндийские врачи изучали свойства трав, влияние климата на здоровье человека. Большое внимание уделялось личной гигиене и диете. На высоком уровне находилась и хирургия; известно о трехсот операциях, которые были способны сделать древнеиндийские врачи; кроме того упоминается о 120 хирургических инструментах. Популярная сегодня тибетская медицина основана на древнеиндийской науке аюрведа.

Древнеиндийские медики считали, что в основе человеческого организма лежат три главных жизненных сока: ветер, желчь и флегма - их отождествляли с принципами движения, огня и размягчения. Индийская медицина особе внимание уделяла влиянию на человеческий организм природных условий, а также — наследственности. Существовали и трактаты по врачебной этике.

: Гармония     :.

Индийский храмовый танец – это своего рода духовная практика не менее древняя, чем йога. Танцевальные позиции порой повторяют самые сложные асаны, но в отличие от йоги, часами пребывающего в одной и той, же позе, танцор чередует динамику и статику, быстрые движения и позы полного покоя. Индийский танец воплощает собой форму «динамической медитации», задача которой в достижении гармонии между телом и эмоциями. При правильном и самозабвенном исполнении он рассматривается как способ достижения «мокши» – освобождения от бесконечной цепи перерождений.

Танец – это также и способ мировоззрения. Именно он наиболее полно и наглядно выражает индуистские представления о мире.

Древний миф рассказывает, что бог Шива создал вселенную, танцуя под звук колокольчика. Когда же мир состарится, гласит предание, бог сожжет его в огне своего последнего разрушительного танца. Более того, вселенная – это не что иное, как космический танец, который танцует Шива, именуемый Натараджа – Владыка танца.

В индийских мифах, так же как и в фильмах, все танцуют. Танцуют апсары – небесные танцовщицы, развлекая божественных жителей индуистского Олимпа, танцуют Кришна и его возлюбленная Радха, Шива и его супруга Парвати.

Однажды, рассказывает легенда, Шива и Парвати нашли необыкновенной красоты горную долину, наполовину затопленную водой. Достав свой трезубец, Шива со всей силы метнул его в скалу. Через образовавшееся в скале отверстие вода начала уходить из долины. Открывшийся пейзаж оказался настолько прекрасным, что, забыв обо всем, боги начали танцевать от неожиданно охватившей их радости. Иначе и невозможно: индийские танцы танцуют только от радости и в зрителе они тоже должны вызывать радость.

Древний трактат «Натьяшастра», написанный мудрецом Бхаратой, рассказывает о существовании девяти «рас» – девяти видах ответных эмоций, которые призван разбудить индийский танец. Эти чувства самые что ни на есть земные и человеческие. Самой главной, «всеохватывающей» расой является эротическая. Один из танцев Кришны так и называется «Чувства возлюбленных» («Наяки-наяки бхава»).

Индийский танец – зрелище праздничное и захватывающее, но за легкостью исполнения стоят годы тренировок и неукоснительное следование древним канонам. От пяти до девяти лет уходит только на разучивание танцевальных движений, не отработав которые, нельзя приступать к самому танцу. Основа основ храмового танца Индии – 108 поз Шивы. Каждая поза, адава или карана, предполагает определенное положение рук и ног и состоит из трех элементов: стханака (начальная позиция), чари – движение, которое подразделяется на движение ног по земле – бху чари и движение ног в воздухе – акаша чари и нритта хаста (жесты рук).

Классификация движений индийского танца подобна сложной математической системе: две караны образуют матрику, три караны складываются в мандалу, а шесть–восемь матрик – это уже ангахара. Однако на этом сложности не заканчиваются. Помимо адав танцевальный канон насчитывает еще 24 движения для головы, 24 разновидности движений для одной руки, 27 жестов для двух рук, 5 типов прыжков, 10 разновидностей шагов, 8 поворотов, 26 движений для глаз и век, 6 для бровей, 4 для шеи и около 100 движений для пальцев. Наверняка многоруким и многоногим индийским небожителям храмовый танец дается легче, чем простым смертным.

Неудивительно, что каждая поза и жест имеют свои названия: «Грация павлина», «Прыжок оленя», «Полет Гаруды» и т.п. Более того, жесты индийского танца, или мудры, обладают смысловым значением, которые танцовщица должна знать буквально «как свои пять пальцев». С помощью мудр танцовщица может изобразить не только предмет или животное (светильник, бутон цветка, оружие, каплю воды, слона, рыбу), но и абстрактные понятия – красоту, разлуку, смерть, медитацию, радость, гнев или даже отдельную сцену – беседу влюбленных, расставание, ссору.

Для посвященных язык жестов превращается в красочный рассказ со своим сюжетом и героями, в повествование о легендарных событиях Рамаяны и Махабхараты.

В трактате «Натьяшастра» человеческое тело и его возможности становятся предметом скрупулезного анализа. Бхарата делит человеческое тело на анги, пратьянги и упанги – главные части (голова, руки, ноги), второстепенные (живот, шея) и более мелкие составляющие второстепенных частей (пальцы, уши и т.д.). Задача танцовщицы – научиться управлять ангами, пратьянгами и упангами одновременно и выполнять синхронно разнонаправленные движения.

Статичные позы по степени сложности напоминают боевые стойки, а для их удержания в течение нескольких тактов нужна не только растяжка йогина, но и натренированные мышцы. Танцевальные позиции предполагают идеально ровную спину, ноги, руки, ладони и ступни ног должны быть жесткими и напряженными. Любая комбинация движений выполняется трижды, при этом музыкальный ритм с каждым разом убыстряется. Последняя по счету комбинация исполняется очень быстро. Каждое движение должно быть отточено, а мимика выразительна.

Несмотря на годы тренировки, суть индийского храмового танца заключается в самозабвенном погружении в стихию музыки и движения. Техническая сторона отходит на второй план перед его непосредственным содержанием: радостью от выражения своих эмоций, от легкости владения собственным телом, от возможности приблизиться к Владыке танца.

Заключение

Обобщая все эти факты следует заметить, что почитание знаний- это отличительная черта индо-буддийской культуры. Учиться в Индию приезжали специалисты из многих стран. В ряде городов Индии функционировали университеты, в которых изучались религиозно- философские тексты, астрономия, астрология, математика, медицина и санскрит. Но характерно то, что в евклидовой геометрии в индийской науке не появилось. И это не случайно. Индо-буддийская культурная традиция не отличалась особым рационализмом. индийских ученых не интересовала логика научных знаний, их больше волновали тайны вселенной и практические вопросы калькуляции, составление календаря и измерения пространственных форм. В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, «страной мудрецов».

Список литературы

1. Авдеев В. И. «История Древнего Востока», 1948 г.

2. Древние цивилизации — М.,1989

3. Введение в культурологию — М., 1995

4. Культурология — Ростов на Дону, 1995

5. Бонгард — Левин Т. М. «Древнеиндийская цивилизация», — М., 1993.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.popal.ru

www.coolreferat.com

Религия и культура древней Индии

ранняя индийская цивилизация, известная под названием. Индийской, была создана древним местным населением. Северной. Индии в III тыс. до н.э ее городские центры. Хараппа и. Мохенджо-Даро поддерживали порт зкы с. Месопотамией, странами. Центральной и. Средней. Азии. Жители городов достигли высокого мастерства в различных ремеслах, особенно в изобразительном искусстве малых форм, памятники которого (статуэтки, играл юры на печатях) поражают изысканностью и изяществом. В городах действовали совершенные системы водопровода и канализации, в те времена было чрезвычайной редкостьюкістю.

Настоящего расцвета древнеиндийская цивилизация достигла в эпоху культуры"Ригведы"- времени создания сборника религиозных гимнов, магических заклинаний и ритуальных предписаний, созданных жрецами арийских пл лемен, возникших в. Индии во II тыс. до н е после так называемого. Великого переселения народов. Именно тогда, в конце. П - начале I тыс до н.э., сложился брахманизм как своеобразный синтез верований индоар иив (ведизма) и религиозных представлений предыдущего местного доарийского населения. Северной. Индия. Північної Індії.

"Ригведа"стала теоретической основой формирования оригинальной духовно-мировоззренческой системы брахманизма, а затем индуизма - идейной основы индийской культуры

В эпоху"Ригведы"начал складываться и такой чисто индийский феномен, как сословно-кастовая система. В"Ригведе"впервые было теоретически обосновано морально-правовые мотивы разделения индийского общества на а четыре основных состояния. Впоследствии было произведено разветвленную систему регламентации жизни и поведения человека в зависимости от состояния, к которому она принадлежала. Согласно ей законным считался брак лишь в пределах одни ой варны. Это касалось и выбора профессии, бытовых отношений (запрет есть в присутствии представителей других варн) и т.д.. Результатом длительного развития таких взаимоотношений между людьми, под. Илен по происхождению, профессии, стал следующий разделение варн на большое количество мелких каст. Окончательно кастовая система разделения индийского общества сложилась в период раннего средневековья. С незна ачнимы изменениями она сохранилась остротыами вона збереглася дотепер.

Своеобразной реакцией древнеиндийского общества, которое выступало против неравенства каст, на эти социальные основы брахманизма был буддизм (учение. Будды -. Сиддхартхи. Гаутамы, или. Шакья. Муни, который, по леген ндою, проповедовал свое учение в VI века до н.э). Согласно ему настоящей целью жизни человека является достижение нирваны (успокоение, угасание), т.е. полного преодоления земных желаний и чувств, освобождение от земных соблазнов и достижения абсолютного покоя и блаженства в духовном единении с. Буддаддою.

Весомую роль в буддизме сыграла запрет наносить вред живым существам. Этот тезис включила в свое вероучение такая неортодоксальная индийская религия, как джайнизм, вышедший из недр брахманизма. Он, как и буддизм, являлся своеобразной антитезой брахманизма, приобретя вид философско-этической системы, которая не признавала кастовой неравенства, отказалась от чествования божеств и сосредоточилась на социально-мораль них аспектах поведения людей. Однако полное запрещение наносить вред животным было заимствовано индуизмом, возникший вследствие трансформации брахманизма в новых исторических условиях. Особенно развитым бу в культ священных животных (обезьян, короврів).

целом понятие"индуизм"означает весь традиционный индийский образ жизни: сумму жизненных принципов, социальных норм и эстетических ценностей, верований и обрядов, мифов индейцев

Особенность индуизма как всеохватывающей системы жизни. Древней. Индии отразилась и в своеобразном трактовке заимствованных от брахманизма догматов о дхарму, карму и перевоплощение частности высокой из у всех разрешенных"священным законом"дхармы наслаждений древние индейцы считали половую. Отсюда и распространенные эротические изображения на стенах храмов, и бессмертная"Кама. Сутра"Кама. Сутра".

Наслаждение в древних индийцев вызвали также многочисленные праздники, сопровождавшиеся весельем, типичные мелодичные напевы, сохранившиеся до нашего времени, разнообразные развлечения (бои петухов, купания, выступления пр рофесийних музыкантов, танцовщиц, драматических актеров) и чрезвычайно распространены азартные игры. Так,. Индия является родиной игры в шахматы. Вырезанные из кости шахматы изображали индийских царей, воинов, слонеів.

По своеобразием религиозной системы в культуре. Древней. Индии тесно связана и оригинальность многочисленных направлений философской мысли. Особенно распространенными и общеизвестными были философские учения что признавали и рационально обосновывали авторитет священной основы индуизма -. Вед.

Веды - в переводе с санскрита"знание"(отсюда происходит и украинское слово"ведать") - древнейшие памятники древнеиндийской словесности созданные на рубеже II-I тыс. до н.э., самыми известными из которых являются. Ригвед да (сборник религиозных гимнов) и. Атхарведа (сборник заклинаний). Как священные тексты брахманизма веди считались божественными, шрути ("услышанное"), поэтому веками не фиксировались на письме, а передавались ус но. По содержанию веди составляют пеструю совокупность поэтически ритуальных приказов, морально-философских и общественно-хозяйственных наставлений, фольклорно-философско-мифологических сказаний и является бесценным ист. Элом информации о материального и интеллектуального жизни. Древней. Индиктуального життя. Стародавньої Індії.

Философские взгляды играли важную роль не только в истории и культуре. Индии, но и в развитии мировой науки. С ними, в частности, непосредственно связаны достижения разных отраслей древнеиндийской наук ки: математики, химии, астрономии, медицины и естествознания. Общеизвестно, что индийские ученые еще в далеком прошлом опередили некоторые открытия, сделанные европейскими исследователями лишь в сутки. От рождении или в. Новое время. Так, еще до нашей эры составлялись таблицы биномиальных коэффициентов, которые в. Европе впоследствии получили название"треугольников. Паскаля"Выдающимся достижением древнеиндийской науки было создание десятичной системы счета, которой сейчас пользуется весь мир и сегодня повсеместно находят своих сторонников религиозно-философские концепции. Индии вызывают большой интерес методы йоги, идеи индийского мистицизма и трансцендентальной медитациильної медитації.

Художественная культура древнеиндийского общества была неразрывно связана с традиционными для него религиозными и философскими системами. Древнейшая эпическая поэма. Индии -"Махабхарата", автором которой, зг достойно традиции, считается легендарный мудрец и поэт. Вьяса. Начало складывания этой поэмы относится ко второй половине II тыс. до н е. Впоследствии в нее вошло множество мифов, легенд, сказок и дидактических (п овчальних) рассказов из устного народного творчества. Основную часть"Махабхараты"было завершено в IV-V вв нло завершено в IV-V ст. н. е.

Не менее выдающимся эпической поэмой является"Рамаяна"Составлен между VI-II века до н.э этот грандиозный эпос не только повествует о войнах и подвиги легендарного героя. Рамы, но и ярко изображает духовную жизнь и бытовые ут. Древней. Индии. Религиозно-мифологическим содержанием традиционных для древнеиндийского общества верований и философских взглядов пронизаны и известная драма"Шакун-тала"знаменитого индийского пое и. Калидасы (IV в н е), произведения других выдающихся поэтов и писателейдатних поетів і письменників.

Идеи, характерные для религиозных верований древних индийцев, определили своеобразие архитектуры, скульптуры, живописи. Значительное влияние на строительный и изобразительное искусство оказали индуизм, буддизм и джайнизм. И поражают высокохудожественные, созданные из металла или камня гигантские статуи. Будды,. Брахмы,. Вишну,. Шивви.

Ярким примером художественно-образного восприятия мира через духовную призму верований этих религий есть фрески пещерных храмов. Аджанты и барельефные композиции вырубленных в скалах храмов. Эллоры

В отдельных деталях памятников ощущается и влияние искусства других древних цивилизаций -. Месопотамии,. Египта,. Персии и. Китая. И это неудивительно, ведь. Индия находилась на. Великом шелковом пути, яки им не только двигались караваны с товарами, но и происходил живой культурный обмин.

Индия сыграла заметную культуротворческим роль, распространив, в частности, цивилизующее влияние буддизма на другие восточные страны

uchebnikirus.com