8. ЗАКОНЫ И СУД В ДРЕВНЕМ ВАВИЛОНЕ. Суд в древнем вавилоне
ЗАКОНЫ И СУД В ДРЕВНЕМ ВАВИЛОНЕ : Из истории человеческого общества. Том 8 (Детская энциклопедия
В
1901—1902 гг. французские археологи раскапывали развалины древнего города Сузы,
который на протяжении ряда веков был столицей могущественного государства
Элам, восточного соседа древней Вавилонии. Неожиданно лопата одного из
рабочих ударилась о какой-то камень. С большими предосторожностями, чтобы не
попортить интересный предмет, удалили слой земли и извлекли сначала один, а
затем два других куска каменного столба. Ученым сразу бросились в глаза надписи
и изображения, вырезанные искусным резчиком на гладко отшлифованной поверхности
черного камня. С трудом удалось составить и тщательно склеить драгоценные для
науки обломки и почти полностью восстановить, если не считать нескольких трещин
и выбоин, закругленный базальтовый столб в 2 м высотой.
На
лицевой стороне наверху были вырезаны две рельефные мужские фигуры с внушительными
окладистыми бородами в длинных,
ниспадающих
до пят одеждах. Один из этих старцев восседал на троне. Его голова была
увенчана высоким остроконечным тюрбаном, а в правой, протянутой вперед руке он
держал коротенький жезл и большой круглый браслет. Другой стоял перед троном в
почтительной позе.
Под
изображением шла длинная надпись причудливыми клинообразными знаками.
Земледельцы.
С ассирийского рельефа.
Находка
была перевезена в Париж и выставлена в одном из залов Луврского музея. В Московском
государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина хранится ее
точный гипсовый слепок. Вавилонские клинописные тексты на поверхности столба
впервые прочитал и перевел на французский язык выдающийся ученый В. Шейль.
Затем последовали переводы на другие языки, в том числе и на русский.
Оказалось,
что на столбе записаны законы вавилонского царя Хаммурапи, правившего с 1792 по
1750 г. до н. э. А фигуры изображали царя Хаммурапи и бога солнца Шамаша. Бог
как бы утверждал законы, изданные царем, и разрешал ему творить от имени богов
суд и расправу над всеми своими подданными.
Вавилон
был одним из крупнейших городов древнего Востока, возникших еще в III тысячелетии
до н. э. в долине рек Тигра и Евфрата. В XVIII в. до н. э. Вавилон стал
столицей большого рабовладельческого государства, правители которого подчинили
себе многие соседние области. Хаммурапи был шестым царем Вавилона. Имя его
стало известно европейским ученым еще до находки каменного столба.
Ко
времени царствования Хаммурапи Междуречье было раздроблено на ряд независимых
и враждовавших между собой небольших государств. Хаммурапи, совершив ряд
удачных военных походов, объединил под своей властью все эти государства — от
Персидского залива до Ассирии включительно. На северо-западе он завладел
богатым и цветущим городом Мари, через который шел путь к Средиземному морю. В
это время древневавилонское царство достигло своего наивысшего могущества.
Стремясь
укрепить рабовладельческое государство, Хаммурапи установил законы, охранявшие
интересы рабовладельцев. Их было 282, и вместе они составили свод законов. Во
вступлении к этому своду Хаммурапи заявлял, что законами он защищал слабого от
сильного. Правда ли это?
Перенесемся
на 37 столетий назад и представим себе площадь древнего Вавилона перед храмом
верховного бога Мардука. У ворот храма на высокой кирпичной площадке поставлено
кресло, украшенное золотом и слоновой костью. На нем важно восседает царский
судья. Справа и слева от него на скамьях расселись жрецы и старейшины. Один за
другим подходят жалобщики, ответчики и свидетели.
Вот
бедный старик жалуется, что его сын умер в доме ростовщика 1, где отрабатывал
долг своего отца: «Ростовщик бил моего сына, морил его голодом и заставлял
работать по ночам. А мой сын не раб. Он вавилонянин родом, а не чужеземец. Он
только три года должен был провести в доме ростовщика. На четвертый год по
закону царя его должны были отпустить на свободу. Кто вернет мне моего сына,
которому оставался всего год до окончания срока подневольной работы?»
Базальтовый
столб, на котором записаны законы вавилонского царя Хаммурапи, правившего с
1792 по 1750 г. до н. э.
По
законам Хаммурапи не уплатившего долг бедняка или его семью на три года обращали
в рабство.
Ростовщик
приводит свидетелей. Они заявляют, что осмотрели тело убитого и не нашли на
нем ран. Только на спине обнаружены следы плети, но бить должника хозяин имел
право. Ростовщик клянется, что сын должника умер от болезни. Судья признает
богатого ростовщика невиновным. Он знает, что богач по обыкновению пришлет
ему щедрые подарки.
Далее
судят строителя, который построил кирпичный дом так непрочно, что стена
обвалилась и задавила хозяйского сына. «Ты лишил по своей небрежности благородного
человека его сына. За это и ты потеряешь своего сына. Око за око, зуб за зуб,
человека за человека. Отдай любого из своих сыновей», — говорит судья. «Но мои
дети ни в чем не виноваты!» — «Тогда иди сам на казнь!» И несчастный отец
вынужден отдать на казнь своего младшего сына.
Наконец,
приводят бледного испуганного старика. Соседи видели, что он лепил из воска
фигуру человека, и обвиняют старика в колдовстве. Наверное, ночью он бросает
фигурки в огонь и зловещим голосом произносит заклинание: «Я не воск сокрушаю,
а врага своего сжигаю, я уничтожаю его сердце, я сжигаю его печень». Тщетно
скульптор-самоучка уверяет, что лепил фигурки без злого умысла. Озлобленные
соседи не верят ему. Судья и свидетели идут к берегу Евфрата. Обвиняемого
связывают и бросают в воду. Он камнем идет ко дну. Полумертвого старика извлекают
из воды и присуждают к смертной казни — сама божественная река изобличила его. Все
убеждены, что если бы он был невиновен, то обязательно всплыл бы хоть на
минуту. Бедный старик становится жертвой невежества и суеверия.
Солнце
склоняется к закату. Судебное заседание на нынешний день закончено, и судья
удаляется домой. Толпа расходится.
Молодой
раб, покидая площадь, жалуется своему попутчику: «Все могут обращаться в суд,
кроме нас, рабов. Недавно мой господин забил до смерти моего старого дядю. Я
пришел было к судье, но он даже не стал меня слушать, узнав, что господин убил
своего, а не чужого раба. Если бы он убил чужого, то отдал бы раба за раба или
заплатил стоимость его хозяину. А раз он убил своего собственного раба, то
кому же он будет возмещать убытки, не себе же самому? Раб, сказал судья, такая
же собственность, как бык, и хозяин может делать с ним что угодно. Закон в
такие дела не вмешивается...»
Так
законы царя Хаммурапи защищали жизнь и имущество рабовладельцев и укрепляли их
власть над рабами и беднотой.
www.ahmerov.com
8. ЗАКОНЫ И СУД В ДРЕВНЕМ ВАВИЛОНЕ.. Вавилон
Похожие главы из других работ:
Декоративное пано для настенной росписи
4.2 Основные законы композиции
Основными законами композиции следует назвать такие: закон цельности, закон контрастов, закон новизны, закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу. Закон целостности. Целостность как явление, объединяющее элементы...
Знания и техника в Древнем Египте
7. Косметика в Древнем Египте
С начала всех времен женщины желали выглядеть более привлекательно и обворожительно. Нынешним девушкам доступен довольно широкий арсенал самых различных косметических средств. Но ведь так было не всегда. Что делали женщины, допустим...
История прически и косметики Древнего Египта
Косметика в древнем Египте
прическа косметика древний египет Косметика широко применялась в Древнем Египте. В пирамидах хранились туалетные коробочки с полным набором пузырьков, баночек, тарелочек, туалетных ложечек, горшочков. Все женщины белились, румянились...
Категория трагическое в античном театре и музыке
2.4. Театр в Древнем Риме
В Древнем Риме зародышем драматических представлений стали сельские празднества с исполнявшимися на них фесценниками. Но их нельзя считать непосредственным источником художественной драмы, так как уже с начала III века до н.э...
Культура Древнего Египта
Религия в Древнем Египте.
Огромное место в жизни египетского государства играла религия. И здесь особенно важны два момента: сложение египетского пантеона и заупокойный культ. Сложение египетского пантеона богов - сложный процесс...
Культура как мера развития человека
Законы функционирования культуры
1.Закон единства и своеобразия культуры. Культура - совокупное коллективное достояние человечества. Все культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны. 2.Закон преемственности в развитии культуры...
Объемно-пространственная композиция
1.3 Законы композиции
В нашем исследовании мы назовем два основным закона композиции : закон единства и закон равновесия. Закон единства. Обратимся вновь к такой характеристики композиции как гармония...
Организация российских юных разведчиков
Торжественное обещание и законы разведчиков
Члены ОРЮР стремятся жить согласно разведческим законам и даваемому ими Торжественному Обещанию. Законы разведчиков: 1. Разведчик (-ца) верен Богу, предан родине, родителям и начальникам. 2. Разведчик (-ца) честен и правдив. 3...
Основные принципы и законы современной риторики
Задание 1. Сформулируйте основные принципы и законы современной риторики
...
Основные принципы и законы современной риторики
Законы современной общей риторики
Законы современной общей риторики способствуют эффективности речи и успеху речевого общения в различных ситуациях: и в процессе непосредственного взаимодействия с тем, кому речь адресована; и в ситуации публичного выступления...
Особенности зрелищ в Древнем Риме в рамках праздничного действа
2.1 Праздники в Древнем Риме
Древнеримские праздники составляли одну из важнейших ролей в жизни римлян. Они отмечали более 50 праздников в году. Многие их традиции сохранявшиеся веками дошли и до наших дней. Как уже упоминалось...
Особенности режиссуры театрализованного вечера
2.2 Законы композиционного построения тематического театрализованного вечера
Определенность и ясность выбранной темы тематического вечера неразрывно связаны с идеей, постановкой проблемы, требующей ответа на вопрос "что я хочу сказать зрителям?" Какое отношение у него (зрителя) сформируется от увиденного и услышанного...
Охрана культурного наследия в Западной Европе
Глава 1 Основные законы об охране памятников в Западной Европе
...
Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского
3. Законы культурно-исторического движения
Каждый культурно-исторический тип рождается, живет, расцветает и умирает совершенно самостоятельно. Но при этом развитие культурно-исторических типов подчиняется нескольким общим законам. Первые два закона, выделенные Данилевским...
Технологии организации творческих коллективов
3. Стадии и законы движения (развития) коллектива самодеятельного творчества
Любой коллектив в своем развитии проходит определенные стадии, которые характеризуют его качественные стороны. А.Г. Ковалев выделяет три стадии работы коллектива: Стадия первичного синтеза. Стадия дифференциации. Стадия синтеза...
cult.bobrodobro.ru
Законы и суд в древнем Вавилоне
В 1901—1902 гг. французские археологи раскапывали развалины древнего города Сузы, который на протяжении ряда веков был столицей могущественного государства Элам, восточного соседа древней Вавилонии. Неожиданно лопата одного из рабочих ударилась о какой-то камень. С большими предосторожностями, чтобы не попортить интересный предмет, удалили слой земли и извлекли сначала один, а затем два других куска каменного столба. Ученым сразу бросились в глаза надписи и изображения, вырезанные искусным резчиком на гладко отшлифованной поверхности черного камня. С трудом удалось составить и тщательно склеить драгоценные для науки обломки и почти полностью восстановить, если не считать нескольких трещин и выбоин, закругленный базальтовый столб в 2 м высотой.
На лицевой стороне наверху были вырезаны две рельефные мужские фигуры с внушительными окладистыми бородами в длинных, ниспадающих до пят одеждах. Один из этих старцев восседал на троне. Его голова была увенчана высоким остроконечным тюрбаном, а в правой, протянутой вперед руке он держал коротенький жезл и большой круглый браслет. Другой стоял перед троном в почтительной позе.
Под изображением шла длинная надпись причудливыми клинообразными знаками.
Находка была перевезена в Париж и выставлена в одном из залов Луврского музея. Вавилонские клинописные тексты на поверхности столба впервые прочитал и перевел на французский язык выдающийся ученый В. Шейль. Затем последовали переводы на другие языки, в том числе и на русский.
Оказалось, что на столбе записаны законы вавилонского царя Хаммурапи, правившего с 1792 по 1750 г. до н. э. А фигуры изображали царя Хаммурапи и бога солнца Шамаша. Бог как бы утверждал законы, изданные царем, и разрешал ему творить от имени богов суд и расправу над всеми своими подданными.
Вавилон был одним из крупнейших городов древнего Востока, возникших еще в III тысячелетии до н. э. в долине рек Тигра и Евфрата. В XVIII в. до н. э. Вавилон стал столицей большого рабовладельческого государства, правители которого подчинили себе многие соседние области. Хаммурапи был шестым царем Вавилона. Имя его стало известно европейским ученым еще до находки каменного столба.Ко времени царствования Хаммурапи Междуречье было раздроблено на ряд независимых и враждовавших между собой небольших государств. Хаммурапи, совершив ряд удачных военных походов, объединил под своей властью все эти государства — от Персидского залива до Ассирии включительно. На северо-западе он завладел богатым и цветущим городом Мари, через который шел путь к Средиземному морю. В это время древневавилонское царство достигло своего наивысшего могущества.
Стремясь укрепить рабовладельческое государство, Хаммурапи установил законы, охранявшие интересы рабовладельцев. Их было 282, и вместе они составили свод законов. Во вступлении к этому своду Хаммурапи заявлял, что законами он защищал слабого от сильного. Правда ли это?
Перенесемся на 37 столетий назад и представим себе площадь древнего Вавилона перед храмом верховного бога Мардука. У ворот храма на высокой кирпичной площадке поставлено кресло, украшенное золотом и слоновой костью. На нем важно восседает царский судья. Справа и слева от него на скамьях расселись жрецы и старейшины. Один за другим подходят жалобщики, ответчики и свидетели.
Вот бедный старик жалуется, что его сын умер в доме ростовщика где отрабатывал долг своего отца: «Ростовщик бил моего сына, морил его голодом и заставлял работать по ночам. А мой сын не раб. Он вавилонянин родом, а не чужеземец. Он только три года должен был провести в доме ростовщика. На четвертый год по закону царя его должны были отпустить на свободу. Кто вернет мне моего сына, которому оставался всего год до окончания срока подневольной работы?»
Законы царя Хаммурапи
По законам Хаммурапи не уплатившего долг бедняка или его семью на три года обращали в рабство.
Ростовщик приводит свидетелей. Они заявляют, что осмотрели тело убитого и не нашли на нем ран. Только на спине обнаружены следы плети, но бить должника хозяин имел право. Ростовщик клянется, что сын должника умер от болезни. Судья признает богатого ростовщика невиновным. Он знает, что богач по обыкновению пришлет ему щедрые подарки.
Далее судят строителя, который построил кирпичный дом так непрочно, что стена обвалилась и задавила хозяйского сына. «Ты лишил по своей небрежности благородного человека его сына. За это и ты потеряешь своего сына. Око за око, зуб за зуб, человека за человека. Отдай любого из своих сыновей», —говорит судья. «Но мои дети ни в чем не виноваты!»— «Тогда иди сам на казнь!» И несчастный отец вынужден отдать на казнь своего младшего сына.
Наконец, приводят бледного испуганного старика. Соседи видели, что он лепил из воска фигуру человека, и обвиняют старика в колдовстве. Наверное, ночью он бросает фигурки в огонь и зловещим голосом произносит заклинание: «Я не воск сокрушаю, а врага своего сжигаю, я уничтожаю его сердце, я сжигаю его печень». Тщетно скульптор-самоучка уверяет, что лепил фигурки без злого умысла. Озлобленные соседи не верят ему. Судья и свидетели идут к берегу Евфрата. Обвиняемого связывают и бросают в воду. Он камнем идет ко дну. Полумертвого старика извлекают из воды и присуждают к смертной казни — сама божественная река изобличила его. Все убеждены, что если бы он был невиновен, то обязательно всплыл бы хоть на минуту. Бедный старик становится жертвой невежества и суеверия.
Солнце склоняется к закату. Судебное заседание на нынешний день закончено, и судья удаляется домой. Толпа расходится.
Молодой раб, покидая площадь, жалуется своему попутчику: «Все могут обращаться в суд, кроме нас, рабов. Недавно мой господин забил до смерти моего старого дядю. Я пришел было к судье, но он даже не стал меня слушать, узнав, что господин убил своего, а не чужого раба. Если бы он убил чужого, то отдал бы раба за раба или заплатил стоимость его хозяину. А раз он убил своего собственного раба, то кому же он будет возмещать убытки, не себе над самому? Раб, сказал судья, такая же собственность, как бык, и хозяин может делать с ним что угодно. Закон в такие дела не вмешивается...»
Так законы царя Хаммурапи защищали жизнь и имущество рабовладельцев и укрепляли их власть над рабами и беднотой.
allofhistori.blogspot.com
20. Судебная власть в Вавилоне. История государства и права зарубежных стран. Шпаргалки
20. Судебная власть в Вавилоне
В Вавилонском обществе до Хаммурапи ведущее место в отправлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов. Царские суды при Хаммурапи были введены во всех больших городах, они рассматривали главным образом дела царских людей. Но царь не выступал ни высшей кассационной, ни апелляционной инстанцией. Он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора. Ему приносили жалобы на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии. Жалобы передавались царем для решения соответствующим административным или судебным органам: общинным или царским. Здесь вообще не было судебных инстанций, всякое судебное решение было, в принципе, окончательным. Царские наместники почти повсеместно могли осуществлять вызов в суд, арест и розыск преступников.
Наряду с профессиональными царскими судьями существовали особые судебные должности глашатаев, полицейских или судебных исполнителей, судебных гонцов и писцов. Не потеряли полностью судебных полномочий и храмы. Им принадлежала важная роль в принятии клятв, в засвидетельствовании законности сделок, в процедуре ордалий – «божьего суда», который считался важным средством установления истины.
В Вавилоне судебные решения связывались с представлениями о справедливости. Богиня справедливости Китту считалась дочерью всемогущего бога солнца Шамаша, ей посвящались специальные храмы. Однако вавилонские судьи нередко злоупотребляли своим положением. Об этом свидетельствует, в частности, ст. 5 Законов Хаммурапи, предусматривающая наказание для судьи, изменившего свое решение после того, как оно было записано в специальном документе на глиняной табличке с печатью. Характерно, что такой провинившийся судья должен был быть «поднят со своего судейского кресла» и лишен права отправлять правосудие не царем, а общинным собранием.
В нововавилонском обществе в храмовый совет, осуществлявший судебные функции, включались представители народных собраний городов, на территории которых находились святилища.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
law.wikireading.ru
Законы и суд в древнем Вавилоне
СОДЕРЖАНИЕ
Издательство
Для чего нам нужна наука история — С. Д. Сказкин.13
ДРЕВНИЙ МИР
Первобытнообщинный строй
Древнейшие страницы истории — В. М. Вахта 19
Верования первобытного человека — А.С.Амальрик.29
Древний Восток
Что такое древний Восток — Ф. П. Коровкин.31
Законы и суд в древнем Вавилоне — Д. Г. Редер.35
Библиотека царя Ашшурбанапала — М. А. Дандамаев.37
Город Вавилон — Д. Г. Редер.41
Как была разгадана тайна египетских иероглифов — Д. Г. Редер.43
Великие пирамиды — Д. Г. Редер.46
Древнеегипетский гимн богу солнца Атону — Д. Г. Редер.49
Гробница Тутанхамона — Д. Г. Редер . 49
Первое восстание бедноты и рабов — Д. Г. Редер.50
Дорога в океан — А. И. Немировский. 52
Первый алфавит — М. А. Дандамаев. 54
Древняя Индия в период расцвета — Г. Ф. Ильин 56
Древнейшие города Индии — Д. Г. Редер. 59
Строители Великой стены — Л. В. Симоновская. 60
Наша Родина в древности
В древнем царстве Урарту — К. М. Моисеева. 64
В древнем Хорезме — Ю. А. Рапопорт. 66
Древняя Ольвия — А. К. Коровина . 70
Скифские курганы — А. И. Мелюкова. 73
Античный мир
Что такое античный мир — А. Г. Бокщанин.75
О чем рассказывают остродонные амфоры — Л. А. Ельницкий. 77
Заговорившие таблички — С.Я. Лурье. 78
Семь чудес света — Д. Г. Редер. 80
В рудниках Лавриона — А. К. Бергер. 82
Афины в период расцвета — О. А. Ротберг 83
Александр Македонский .— А. Г. Бокщанин 87
Пергам — Б. И. Бродский. 90
Александрийская библиотека — А. К. Бергер 90
Ипатия — К. М. Моисеева. 92
Одна из нерешенных загадок мировой истории — С. Л. Утченко. 92
Надписи на золотых пластинах — А. И. Немировский. 93
Патриции и плебеи — А. И. Немировский.94
Поход Ганнибала — С. Л. Утченко . 96
Борьба за землю в древнем Риме — А. И. Немировский.99
Погребенный и оживший город — В. И. Кузищин 102
Борьба рабов против рабовладельцев — И. Л. Маяк 102
Начало империи — А. Г. Бокщанин . 106
Падение «Вечного города» — А. Г. Бокщанин.109
Подводная археология — В. И. Кузищин. 112
Религии древнего мира
Религия древних греков — Н. Н. Пикус . 113
Умирающие и воскресающие боги — Д.Г.Редер.114
Что такое Библия — А. Г. Бокщанин и Д. Г. Редер.116
Как возникло христианство — А. Г. Бокщанин.118
СРЕДНИЕ ВЕКА
Что такое средние века — С. Д. Сказкии. 125
Зарубежные страны в средние века
Древние германцы — А. Д. Эпштейн . 127
Деревня и замок — Н. И. Запорожец. 130
В школе раннего средневековья — И. Ю. Перская.134
Как возник ислам — Е. А. Беляев . 136
Великий шелковый путь — А. М. Филиппов 139
Феодальный город и ремесло — В. И. Рутенбург.142
Духовно-рыцарские ордена — С. Д. Сказкин 146
Детские крестовые походы — М. А. Заборов 147
Инквизиция — Г. И. Трайнина.149
Оружие и военное снаряжение в средние века — А. Д. Эпштейн.152
Сословная монархия — С. Д. Сказкин .153
Крестьянские восстания в средневековой Европе — С. Д. Сказкин.154
Жанна д'Арк — героиня французского народа — Н. И. Запорожец.157
Рыцарский турнир — А. Д. Эпштейн . 161
Битва на Косовом поле — В. Г. Карасев 161
Георгий Кастриоти Скандербег — И. С. Достян 162
Ян Гус и Ян Жижка — Б. Т. Рубцов .163
Роджер Бэкон — Г. И. Трайнина.167
Эразм Роттердамский — И. Н. Осиновский . 167
Грюнвальдская битва — А. Э. Штекли . 168
Люди и идеи Возрождения — С. Д. Сказкин 169
Дубровник — В. В. Титова.171
Первые печатные книги в Европе — С. С. Щукина.172
Реформация в Европе — А. Д. Эпштейн. 174
В средневековом университете — А. Д. Эпштейн.180
Кальвин и Сервет — И. Н. Осиновский . 180
Средневековые студенты — А. Д. Эпштейн . 183
«Утопия» Томаса Мора — И. Ю. Перская. 184
Томмазо Кампанелла — А. Э. Штекли. 186
Первые газеты — С. С. Щукина.187
Иезуиты — Г. И. Трайнина.188
Из истории нидерландской революции — А. Д. Эпштейн.190
Западная Европа после географических открытий — Ю. М. Сапрыкин. 195
Крестьяне и самураи феодальной Японии Г. И. Подпалова.197
Флотоводец Ли Сун Син — герой корейского народа — И. И. Хван.199
Древние и средневековые государства Черной Африки — Ю. М. Кобищанов и Н. Б. Кочакова.201
Древние государства Америки и испанские завоеватели — А. М. Зорина.206
Наша Родина в средние века
Древние славяне — П. Н. Третьяков . 211
Как археологи убедились в достоверности рассказа летописца — Г. В. Фотеев.214
В древнем Киеве — Я. Н. Щапов.215
Кирилл и Мефодий — просветители славянства — В. Б. Кобрин.217
О чем рассказывает «Русская правда» — М. Н. Тихомиров.218
Киевская Русь и Византия — А. П. Каждан 220
Летописцы древней Руси — Б. А. Рыбаков 223
«Господин Великий Новгород» — М. Н. Тихомиров.227
Берестяные грамоты — В. Л. Янин.231
Борьба русского народа против иноземных рыцарей — В. Т. Пашуто.232
Расцвет феодальной Грузии в XII веке — A. П. Новосельцев.235
Татаро-монгольские завоеватели — Л. Н. Пушкарев.237
Древний Изяславль — О. В. Овсянников. 240
От Москвы сосновой к Москве белокаменной — B.Б. Кобрин.241
Имена и фамилии в древней Руси — В. Б. Кобрин 243
Как изучали историю Куликовской битвы — Л. Н. Пушкарев.244
Оборона Москвы в 1382 году — А. М. Сахаров 246
Из истории средневекового Самарканда — И. И. Умняков.246
Москва в XV—XVI веках — В. Б. Кобрин .248
Первопечатник Иван Федоров — М. Н. Тихомиров.253
Опричнина Ивана Грозного — М. Е. Бычкова.255
Загадочные приписки — В. И. Корецкий. 259
Русские крестьяне в XVI веке — В. И. Корецкий.260
Иван Исаевич Болотников — В. И. Корецкий 262
Разгром интервентов под Москвой в 1612 году — Л. А. Дербов.264
Земский собор 1642 года — А. М. Сахаров . 268
Из истории почты в России — А. И. Гуковский.268
Московское восстание 1648 года — Е. И. Коренева.269
Воссоединение Украины с Россией — В. Е. IIIутой.273
Степан Разин — С. П. Злобин.276
Древнерусская одежда — Г. П. Латышева.280
Скоморохи — А. М. Яновский.281
Местнические споры — В. И. Корецкий 281
НОВОЕ ВРЕМЯ
Что такое новое время — А.В.Ефимов. 285
Зарубежные страны от английской революции до Парижской коммуны
Из истории английской революции — А. Я. Гуревич.287
«Король-солнце» и несчастный народ Франции — А. Е. Рогинская.292
Вьетнам накануне прихода колонизаторов — С. А. Арутюнов.295
Международная работорговля в XVI—XIX веках — А. С. Завадье.296
Промышленный переворот в Англии — В. А. Классен.299
Декларация независимости 4 июля 1776 года — А. В. Ефимов.302
Жан Мелье и его «Завещание» — В. П. Волгин 306
Великая энциклопедия — Н. М. Ланда . 308
Как пала Бастилия — А. Е. Рогинская .311
«Неподкупный» и его соратники — А. З. Манфред.313
Черный консул — К. Э. Кирова.316
Революционная армия — В. А. Дивин .317
Бабёф и движение «во имя равенства» — В. М. Далин.319
«Марсельеза» — А. С. Завадье.321
«Свободе надо служить грудью и помыслами» — О. И. Рахманин.322
Наполеон Бонапарт — по книге Е. В. Тарле «Наполеон».322
Греческая война за независимость (1821 —1829) — Г. Л. Арш.326
Война за независимость испанских колоний в Америке (1810—1826) — А. М. Зорина. 329
Яванское восстание под руководством Дипонегары— Е. И. Гневушева.332
Народно-освободительная война в Алжире под руководством Абд-аль-Кадира (1830—1847) — Н. Г. Xмелева.334
Суэцкий канал — М. В. Терехова.337
Детский труд на фабриках Англии — А. С. 3авадье.338
За народную хартию — З. Л. Серебрянский 340
Шарль Фурье — Н. М. Ланда.343
«Манифест Коммунистической партии» — первый программный документ коммунистов — Р. П. Конюшая.345
Великая дружба — Л. Н. Видгоп и Я. Л. Сухотин.349
Париж в июньские дни 1848 года — А. И. Молок.353
Вечный узник (О. Бланки, 1805—1881) —К. Э. Кирова.355
Революция и национально-освободительная война в Венгрии в 1848—1849 годах — Е. И. Яхнина и М. Н. Алейников.356
Народно-освободительное восстание в Индии в 1857—1859 годах — А. М. Осипов .360
Тайпины — В. П. Илюшечкии . 363
Джон Браун — В. П. Мурат.365
Война в США между Севером и Югом — Р.Ф. Иванов.368
Авраам Линкольн — великий гражданин США — С. М. Петров.371
I Интернационал — А. С. Завадье . 374
Гарибальди и его «тысяча» — А. С. Завадье 378
«Железом и кровью» (объединение Германии) — И. И. Васин.381
Наша Родина от начала XVIII века до падения крепостного права
Петр I и его время — В. А. Прокофьев. 385
Полтавская победа — Л. Г. Бескровный 388
Создание военно-мор флота — Т. К. Крылова.392
Основание Петербурга — Т. К.Крылова. 395
Мануфактуры петровского времени — Н. И. Павленко.397
Школы начала XVIII века — Н. А. Бакланова.400
Первая русская печатная газета — А. И. Стражев.402
Основание Московского университета — М. Т. Белявский.404
Чего хотели Пугачев и пугачевцы — Л. А. Дербов.406
Герой башкирского народа Салават Юлаев — М. Д. Курмичева.411
«Путешествие из Петербурга в Москву» — Л. И. Насонкина.412
Военное искусство А. В. Суворова — А. В. Фадеев.417
Отечественная война 1812 года — Б. И. Краснобаев.421
Русская армия 1812 года — Г. А. Митрофанова 424
Декабристы о войне 1812 года — Б. И. Краснобаев.429
«Русская правда» декабриста П. И. Пестеля — М. В. Нечкина.430
Восстание на Сенатской площади — М. В. Нечкина.432
Присоединение Восточной Армении к России — А. П. Новосельцев.435
«Кавказа гордые сыны» — А. В. Фадеев . 437
Оборона Севастополя — А. В. Фадеев. 439
Подвиг брига «Меркурий» — Г. С. Горшков. 441
А. И. Герцен и его «Колокол» — З. П. Базилева.441
Москва в 1826 году — Л. И. Насонкина . 444
«Современник». Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов — С. А. Рейсер.445
«Свисток» — С. А. Рейсер.448.
Зарубежные страны от Парижской коммуны до первой мировой войны
Парижская коммуна и ее герои — Е. И. Яхнина.449
История праздника Первого мая — З. Л. Серебрянский.456
«Интернационал» и его авторы — З. Л. Серебрянский.459
Впасть монополий — А.П. Яковлев. 459
Борьба африканских народов против колонизаторов — С. Р. Смирнов.464
Борьба филиппинцев за свободу— Мануэл Крус.467
«Революция Мэйдзи» в Японии — И. Г. Поздняков.470
Политика «большой дубинки» — Б. М. Мерин 472
Хосе Марти — национальный герой Кубы — Б. М. Мерин.475
Крестьянское восстание 1907 года в Румынии —В. Н. Виноградов.476
Суд над Тилаком и бомбейская забастовка 1908 года — А. И. Чичеров.478
Сунь Ят-сен — И. И. Васин.479
Как учились в старом Китае — В. З. Клепиков 481
Наша Родина от падения крепостного права до первой мировой войны
«Положения 19 февраля» 1861 года — Э. А. Павлюченко.482
Ярмарки в России — Л. В. Кошман . 485
Восстание 1863—1864 годов в Польше, Белоруссии и Литве — И. С. Миллер. 486
В пореформенной деревне — К. В. Гусев . 490
Из истории Донбасса — И. С. Пешкин . 492
«Хождение в народ» — Н. М. Пирумова . 494
Казнь народовольцев — Э. А. Павлюченко 496
Петр Алексеев — Л. И. Островер.498
Дети-забастовщики — Т. Г. Снытко . 501
Русские и болгары в войне 1877—1878 годов — А. А. Улунян.501
Группа «Освобождение труда» — Э. А. Павлюченко.504
Начало революционной деятельности В. И. Ленина — З. А. Левина.507
Ленинский «Союз борьбы» — Г. А. Конюхов 509
За тюремной решеткой (Из «Воспоминаний об Ильиче» А. И. Елизаровой-Ульяновой) . 512
Ленинская «Искра» — М. И. Кузнецов . 513
Из воспоминаний агента «Искры» (Из книги Е. Д. Стасовой «Страницы жизни и борьбы» 516
II съезд Российской социал-демократической рабочей партии — Р. И. Маркова.517
Гордый «Варяг» — П. Я. Букшпан.519
Ходынская катастрофа — А. И. Гуковский. 520
Первая русская революция 1905—1907 годов
«Кровавое воскресенье» — В. П. Наумов . 521
Три политических лагеря в революции — В. П. Наумов.523
Большевики в революции — В. П. Наумов 524
Первые Советы — В. П. Наумов.526
Всероссийская октябрьская политическая стачка — В. П. Наумов.528
Революционное движение во флоте — В. П. Наумов.529
Крестьянское движение — В. П. Наумов . 533
Декабрьское вооруженное восстание в Москве — М. И. Кузнецов.535
Народы Прибалтики в революции — Я. П. Крастынь.538
Историческое значение революции — В. П. Наумов.540
«Пули вместо хлеба.»— И. М. Пушкарева . 541
«Мы — хозяева города» — И. М. Пушкарева . 541
Убийство Н. Э. Баумана — А. И. Гуковский 542
Героическая Пресня — Д. А. Колесниченко 543
Новороссийская республика — И. М. Пушкарева 543
Последний подвиг И. В. Бабушкина — Р. П. Немировская.544
С оружием в Россию (эпизод из боевой работы партии)—Д. А. Колесниченко.544
Годы реакции и новый революционный подъем
В годы реакции — М. Я. Гефтер.545
Крах помещичьего закона — М. Я. Гефтер. 548
Большевистская «Правда» — Ю. Н. Шебалдин 551
На трибуне «Черной думы» — Ю. Н. Шебалдин 553
Первая мировая война и свержение царизма в России
Как была развязана первая мировая война (июльский кризис 1914 г.) — А. С. Завадье . 554
Четыре года кровавой бойни — Л. М. Минаев 558
II Интернационал и его крах — Б. М. Мерин 563
Подвиг Карла Либкнехта—З. Л. Серебрянский.565
Борьба большевиков против войны —Ю, Н. Шебалдин.569
Восстание 1916 года в Средней Азии и Казахстане — Н. В. Мансветов.571
Свершение царизма в России — А. Я. Грунт 574
Справочный отдел Как работают историки
От документа к познанию прошлого — Л. Н. Пушкарев.579
Работают археологи — А. Л. Монгайт . 581
Ученые воспроизводят облик древнего человека — М. М. Герасимов.584
Что хранят наши архивы — Т. Г. Снытко . 586
О чем рассказывают музеи — А. М. Разгон и И. Н. Осиновский.589
Науки, которые помогают историку— С. М. Каштанов.597
О чем рассказывают печати несохранившихся документов — В. Л. Янин.598
Из истории монет
Древние монеты — Ю. С. Крушкол.601
Средневековые монеты Западной Европы — И. Н. Осиновский и Н. С. Соболева.602
Русские монеты — А.С. Мельникова . 604
Из истории гербов
Средневековые гербы Западной Европы — А. Д. Эпштейн.606
Гербы русских областей и городов — А. А. Уроносов.607
Почтовые марки России — М. Т. Милькин и А. Н. Судаков.609
Эры и летосчисления — Я. И. Шур.610
Краткая хронология всемирной истории —М. В. Терехова.612
Что читать по истории — Р. И. Инглези и Б. А. Каменецкий.621
На обороте: Первобытные земледельцы (художник Р. Ж. Авотин)
Древний Вавилон (художник Р. Ж. Авотин) 48—49
На обороте: Древний Египет (художник Р. Ж. Авотин)
Древняя Индия (художник В. А. Брюн) 56— 57
На обороте: Древний Китай (художник А . М. Гуревич)
Семь чудес света (художник Л. М. Голъдберг) 80—81
Древняя Греция (художник И. Н. Шалито) 96 — 97
На обороте: Древний Рим (художник И. Н. Шалито)
Средневековое вооружение (художник
Л. М. Гольдберг).152 — 153
Въезд Изабеллы Баварской в Париж в 1389 г. (миниатюра из хроники того времени).168—169
На обороте: Итальянское Возрождение (художник О. М. Туркус)
Средневековая Африка (художник А . М. Гуревич) .200—201
На обороте: Средневековая Америка (художник А. М. Гуревич)
Торг древних славян (картина С. В. Иванова) .216—217
На обороте: Сбор дани (картина Н. К. Рериха)
Софийский собор в Киеве (художник
Д. А. Лисичкин) .240—241
На обороте: Москва XII в. (художник О. М. Туркус)
Средневековый Самарканд (художник
Д. А. Лисичкин).248 — 249
На обороте: Поединок Пересвета с Челубеем (картина М. И. Авилова)
Спасский Крестец (картина А. М. Васнецова).264—265
На обороте: Минин на Нижегородской площади (картина К. Е. Маковского)
Листы из русских книг XVI в. (копии) . . 272—273
На обороте: Воссоединение Украины с Россией (картина М. Г. Дерегуса)
Русская одежда XVI —XVII вв. (художник Л. М. Гольдберг) .280 — 281
На обороте: Изделия русского ремесла
XVI—XVII вв. (художник Л. М. Гольдберг)
Санкюлот (гравюра времени французской
революции).312—313
На обороте: Головные уборы, знамя времени французской революции, поход французских женщин на Версаль (гравюра того времени).
Штурм Бастилии 14 июля 1789г. (гравюра того времени). Восстание 10 августа 1792г. (гравюра того времени).
Смерть Марата (картина Давида). Марсельеза (скульптура Рюда). 4 стр. 320—321
Петр I (картина В. А. Серова) .392—393
На обороте: Суда, одежда, предметы военного и гражданского быта петровского времени (художник Л. М. Голъдберг)
Русская армия 1812 г. (художник
Л. М. Голъдберг).424—425
«Не замай, дай подойти!» (картина В. В. Верещагина) .428 — 429
На обороте: На большой дороге. Отступление (картина В. В. Верещагина)
Наполеон перед Москвой. В ожидании бояр (картина В. В. Верещагина) . . . .432—433
На обороте: Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. (художник К. И. Кольман)
Севастопольская оборона (фрагменты панорамы Ф. А. Рубо).440—441
На обороте: Арест пропагандиста (картина И. Е. Репина)
Расстрел коммунаров (картина Пиккио) 456—457
На обороте: Карта Парижской коммуны 18 марта —28 мая 1871 г.
К. Маркс и Ф. Энгельс в типографии «Новой
Рейнской газеты» (картина Е. Сапиро) 464—465
На обороте: Карта колониального раздела Африки в XIX — начале XX в.
На старом уральском заводе (картина Б. В.
Иогансона).512—513
На обороте: Первая листовка (картина Ф. Я. Голубкова)
Расстрел (картина С. В. Иванова) . 520 — 521
На обороте: Карта Декабрьского вооруженного восстания в Москве
9 Января (картина К. Е. Маковского) . . 528 — 529
На обороте: Героическая Пресня 1905 г. (фрагменты диорамы Г. Дешалыта)
На миру (картина С. А. Коровина.) . 544—545
На обороте: Шахтерка (картина Н. А. Касаткина)
Карикатуры и открытки на тему войны и падения самодержавия в России.576—577
На обороте: Первый декрет Советской власти (картина А. И. Сегала)
Древние монеты. Средневековые монеты Западной Европы. Русские монеты. 4 стр.600-601
Средневековые гербы Западной Европы, гербы русских городов, почтовые марки России. 4 стр.608 — 609
koledj.ru
История человеческого общества. Первобытно общинный строй. Античный мир. Средние века. Дополнительные материалы
В 1901—1902 гг. французские археологи раскапывали развалины древнего города Сузы, который на протяжении веков был столицей могущественного государства Элам, восточного соседа древней Вавилонии. Здесь они обнаружили расколотый на части столб из черного базальта 2 м высотой.
На лицевой стороне столба наверху были вырезаны две рельефные мужские фигуры. Один из изображенных восседал на троне, другой стоял перед ним в почтительной позе. Под изображением шла длинная надпись причудливыми клинообразными знаками.
Находка была перевезена в Париж и выставлена в одном из залов Луврского музея. В Московском государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина хранится ее точный гипсовый слепок. Вавилонские клинописные тексты на поверхности столба впервые прочитал и перевел на французский язык выдающийся ученый В. Шейль. Затем последовали переводы на другие языки, в том числе и на русский.
Оказалось, что на столбе записаны законы вавилонского царя Хаммурапи, правившего с 1792 по 1750 г. до н. э. А фигуры изображали царя Хаммурапи и бога солнца Шамаша. Бог как бы утверждал законы, изданные царем, и вручал ему судейский жезл и кольцо.
Вавилон был одним из крупнейших городов Древнего Востока, возникших еще в III тысячелетии до н. э. в долине рек Тигра и Евфрата. В XVIII в. до н. э. Вавилон стал столицей большого рабовладельческого государства, правители которого подчинили себе многие соседние области. Хаммурапи был шестым царем Вавилона. Имя его стало известно европейским ученым еще до находки каменного столба.
Ко времени царствования Хаммурапи Междуречье было раздроблено на ряд независимых и враждовавших между собой небольших государств. Хаммурапи, совершив ряд удачных военных походов, объединил под своей властью все эти государства — от Персидского залива до Ассирии включительно. На северо-западе он завладел богатым и цветущим городом Мари, через который шел путь к Средиземному морю. В это время древневавилонское царство достигло своего наивысшего могущества.
Верхняя часть столба Хаммурапи.
Стремясь укрепить рабовладельческое государство, Хаммурапи установил законы, охранявшие интересы рабовладельцев. Их было 282, и вместе они составили свод законов. Во вступлении к этому своду Хаммурапи заявил, что законами он защищал слабого от сильного. Правда ли это?
Перенесемся на 37 столетий назад и представим себе площадь древнего Вавилона перед храмом верховного бога Мардука. У ворот храма на высокой кирпичной площадке поставлено кресло, украшенное золотом и слоновой костью. На нем важно восседает царский судья. Справа и слева от него на скамьях расселись жрецы и старейшины. Один за другим подходят каждый со своим делом жалобщики» ответчики и свидетели.
Вот бедный старик жалуется, что его сын умер в доме ростовщика, где отрабатывал долг своего отца: «Ростовщик бил моего сына, морил его голодом и заставлял работать по ночам. А мой сын не раб. Он вавилонянин родом, а не чужеземец. Он только три года должен был провести в доме ростовщика. На четвертый год по закону царя его должны были отпустить на свободу. Кто вернет мне моего сына, которому оставался всего год до окончания срока подневольной работы?»
Ростовщик приводит свидетелей. Они заявляют, что осмотрели тело убитого и не нашли на нем ран. Только на спине обнаружены следы плети, но бить должника хозяин имел право. Ростовщик клянется, что сын должника умер от болезни. Судья признает богатого ростовщика невиновным. Он знает, что богач, по обыкновению, пришлет ему щедрые подарки.
Далее судят строителя, который построил кирпичный дом так непрочно, что стена обвалилась и задавила хозяйского сына. «Ты лишил по своей небрежности благородного человека его сына. За это и ты потеряешь своего сына. Око за око, зуб за зуб, человека за человека. Отдай любого из своих сыновей»,— говорит судья. «Но мои дети ни в чем не виноваты!» — «Тогда иди сам на казнь!»
Наконец, приводят бледного, испуганного старика. Соседи видели, что он лепил из воска фигуру человека, и обвиняют старика в колдовстве. Наверное, ночью он бросает фигурки в огонь и зловещим голосом произносит заклинание: «Я не воск сокрушаю, а врага своего сжигаю, я уничтожаю его сердце, я сжигаю его печень». Тщетно скульптор-самоучка уверяет, что лепил фигурки без злого умысла. Озлобленные соседи не верят ему. Судья и свидетели идут к берегу Евфрата. Обвиняемого связывают и бросают в воду. Он камнем идет ко дну. Полумертвого старика извлекают из воды и присуждают к смертной казни — сама божественная река изобличила его. Все убеждены, что если бы он был невиновен, то обязательно всплыл бы хоть на минуту. Бедный старик становится жертвой невежества и суеверия.
Молодой раб, покидая площадь, жалуется своему попутчику: «Все могут обращаться в суд, кроме нас, рабов. Недавно мой господин забил до смерти моего старого дядю. Я пришел было к судье, но он даже не стал меня слушать, узнав, что господин убил своего, а не чужого раба». По законам царя Хаммурапи, раб считался такой же собственностью, как домашнее животное, и хозяин не нес ответственности даже за убийство раба.
world.clow.ru
Государство и право древнего Вавилона — КиберПедия
Законы Ману (Древняя Индия)
Государство и право древнего Китая
5)Гос строй Афин (демократия древнего мира)
История гос в древнем Риме
Законы 12 таблиц в древнем Риме
Государство и право древнего Египта.
Основные этапы в истории Древнего Египта
Общественный строй. Роль сельской общины.
Восточная деспотия. Деспотия как специфическая форма правления. Главные ведомства. Роль жречества в управлении государством.
Основные черты права
1.Историю Древнего Египта принято делить на несколько этапов. Современная египтология в истории Древнего Египта выявляет следующие этапы:
Возникновение государства (4000-3000 до н.э.)Раннее царство ( 3120 - 2649 до н.э.)Древнее царство (2700—2400 гг. до н. э.)Среднее царство (2400 - 1600 г. до н. э)Новое царство (1575—1087 гг. до н. э.).Позднее царство (VII в. - VI в. до н. э.)
2. Общественный строй. Роль сельской общиныВ период рабовладельческого строя все жители Древнего Египта делились на три основных класса: рабовладельцы, рабы и крестьяне.
Рабовладельцы имели земли, рабов, орудия труда, стада скота, золото. Рабы ничего не имели и сами принадлежали рабовладельцам. Крестьяне могли иметь небольшие наделы земли, орудия труда, немного скота.
Царские хемуу - царские хемуу в эпоху Среднего царства охватывают почти все эксплуатируемое коренное население Египта и противопоставляются работникам, ввозимым в страну извне.
Основной рабочей силой в государстве были крестьяне-общинники. Они объединялись в «рабочие отряды», использовавшиеся не только для работ в сельском хозяйстве, но и на строительстве различных сооружений, при прокладке дорог, рытье каналов. Управлял «рабочими отрядами» фараон через своих чиновников.
3. Восточная деспотия - такая форма социально-политического устройства, при которой глава государства, обладающий всей полнотой власти, обожествляется, управление осуществляется с помощью бюрократического аппарата, а свободное население страны обременено различными государственными повинностями, называется восточной деспотией.
Главные ведомства -военное, ведомство общественных работ, финансово-податное, судебное.
Роль жречества -особую роль в египетском обществе играли жрецы. Они были окружены всеобщим почитанием, поскольку считалось, что жрецы обладают знаниями о загробном мире. Наиболее важные из этих знаний были записаны в «Книге мертвых», священной для египтян. Кроме того, значение жрецов увеличивалось в связи с тем, что они владели искусством врачевания, возведения сложных архитектурных сооружений, умели вычислять площади земельных участков. Жрецы служили опорой царской власти, прославляя фараонов; последние, в свою очередь, освобождали храмовые хозяйства от налогов и отработок на государство.
Основные черты права
Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Есть сведения о составлении кодификаций, однако ни одна из них не дошла до настоящего времени.
Обязательства. Древнеегипетское право знало ряд договоров. Среди них договор займа, найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества.Право собственности. В Египте существовало несколько видов земельных владений. Были земли государственные, храмовые, частные и общинные. Довольно рано возникло крупное землевладение. В качестве крупных землевладельцев выступали храмы и царские вельможи.Брачно-семейные отношения. Брак заключался на основе договора, от имени мужа и жены. Договор определял и правовой режим имущества, принесенного женой в виде приданого: оно оставалось собственностью жены. Допускалась также передача жене всего имущества семьи.Уголовное право и процесс. Египетскому праву был известен довольно широкий круг деяний, признаваемых преступлениями. Наиболее тяжкими считались посягательства на государственный и общественный строй (таковыми считались измены, заговоры, мятежи, разглашение государственных тайн).
2)Государство и право древнего Вавилона:
Образование государства в Вавилонии. основные черты государственного строя.
2.Законы Царя Хаммурапи:
а)Общая характеристика
б)Социальная структура и правовое положение основных групп населения
в) имущественные отношения
г) преступления и наказания
д) судебный процесс
Образование государства в Вавилонии. основные черты государственного строя.
Вавилонское государство располагалось в Азиатском Междуречье (между реками Тигр и Евфрат). Первые государства на этой территории возникли в начале 3-го тыс. до н. э. Это были небольшие города-государства, в общественном и государственном строе которых длительное врем сохранялись пережитки родоплеменной организации. Древнейшим населением страны, заложившим основы цивилизации в Междуречье, были шумеры. От этого народа получило свое название государство Шумер, история которого насчитывает семь веков.
К северу от шумеров в Междуречье проживали аккадцы, которые захватили территорию Шумера и создали мощное Шумеро-Аккадское царство.
Около 2000 г. до н. э. Междуречье было захвачено кочевника-ми-амореями, победившими Шумеро-Аккадское царство и широко расселившимися на его территории.
Одним из их опорных пунктов стал Вавилон, бывший крупным поселением уже в последние века существования Шумера.
При шестом царе, Хаммурапи,Вавилон стал столицей огромного государства, включавшего большую часть Междуречья.
Новый подъем Вавилон переживает в VII—VI вв. до н. э. Период с 626 по 539 г. до н. э. определяется как время существования Ново-Вавилонского, или Халдейского, царства. При Навуходоносоре II Ново-Вавилонское царство превратилось в могущественную державу.
Это было время роста крупного землевладения, расцвета рабовладельческих отношений.
Большое развитие получили ремесло и торговля, осуществлялось строительство грандиозных храмовых, оборонительных и ирригационных сооружений. Опорой сильной царской власти служило жречество, бывшее выразителем интересов торгово-рабовладельческой верхушки общества. После смерти Навуходоносора Вавилоном завладел персидский царь Кир.
2.Законы Царя Хаммурапи:
а)Общая характеристика
б)Социальная структура и правовое положение основных групп населения
в) имущественные отношения
г) преступления и наказания
д) судебный процесс
а)Общая характеристика
Правление царя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н. э.) ознаменовано созданием сборников законов.
Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Наверху, на лицевой стороне столба изображен царь, стоящий перед богом Солнца Шамашшем — покровителем суда. Под рельефом начертан текст законов, заполняющий обе стороны столба.
Текст распадается на три части. Первой частью является обширное введение.
Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства.
После введения размещены статьи законов, которые в свою очередь заканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывает 282 статьи.
При составлении сборника в его основу были положены старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство.
б)Социальная структура и правовое положение основных групп населения
Как всякое рабовладельческое государство, Древний Вавилон знал деление общества прежде всего на свободных и рабов. Рабы («вардум») составляли низший общественный слой. Рабами становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными свободные . Рабы рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина. Право собственности на рабов переходило в семье из поколения в поколение. Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Они не могли быть собственниками. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, но считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Законы Хаммурапи не ограничивали власть господина над рабом.
Свободное население Вавилона, в свою очередь, делилось на полноправных и неполноправных. олноправные свободные граждане «авилум» (человек, муж) составляли основную массу населения. В большинстве своем они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства.
Полноправным гражданам противостояли «мушкену» (покорные). Вопрос 6 «мушкену» в сословной структуре вавилонского общества не решен однозначно. По одной из версий «мушкену» — это жители покоренных Хаммура-пи городов и областей, по другой — вольноотпущенники.
Наряду с сословиями законы Хаммурапи указывают также профессиональные занятия населения. Первое место занимают придворные служащие, из которых законы называют царского телохранителя и высшее жречество. Из других государственных служащих законы упоминают «редум», «баирум», «декум», «лубуттум». Функции этих лиц не совсем ясны, вероятно, это различного рода военнослужащие. Довольно высокое положение в обществе занимало чиновничество, к нему предъявлялись большие требования, но власть наделяла их землей, которая могла переходить по наследству или обращаться в пенсию. Низшие ступени профессионально-служебной лестницы занимали крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики. Низко ценился труд врачей, ветеринаров.
в) имущественные отношения
Право собственности. Во времена правления Хаммурапи частная собственность достигла высокого уровня развития. В Вавилоне существовали различные виды земельной собственности: были земли царские, храмовые, общинные, частные. И царским и храмовым хозяйством управлял царь, и это был важнейший источник дохода. Царская земля раздавалась в пользование издольщикам. Значение царского хозяйства было велико в области торговли и обмена. Царствование Хаммурапи отмечено интенсивным развитием частной собственности на землю, чему в немалой степени способствовало расширение сети каналов. Частное землевладение было различным по своему объему. Крупные землевладельцы использовали труд рабов и наемных рабочих, мелкие — сами обрабатывали свою землю. Развитие частной собственности на землю вело к сокращению общинных земель, упадку общины. Земли могли свободно продаваться, сдаваться в аренду, передаваться по наследству, о каких-либо ограничениях со стороны общины источники не упоминают.
Особый правовой режим существовал в отношении имущества воинов (имущество «илку»), о чем говорилось выше.
г) преступления и наказания
Среди преступлений против личности законы называют неосторожное убийство (об умышленном ничего не говорится). К таким преступлениям относятся, например, действия строителя, построившего дом, который обвалился и причинил смерть хозяину, врача, причинившего смерть человеку в результате операции. Довольно подробно в законах говорится о различного рода членовредительствах: о повреждении глаза, зуба, кости. Во всех случаях при определении наказания действовал принцип талиона: виновного постигала та же участь, что и потерпевшего. В случае причинения побоев с преступника взимался определенный штраф. К имущественным преступлениям, указанным в законах, следует отнести кражу скота, рабов. Укрывательство рабов, снятие с них клейма законы определяли как преступные действия.
Отличным от кражи преступлением законы называли грабеж. Все имущественные преступления наказывались очень сурово. Это была либо смертная казнь, либо членовредительство (отрубание руки, например), либо огромный штраф, многократно превышающий стоимость украденного, заплатить который мог далеко не каждый. В случае неуплаты такого штрафа должника казнили.
Среди преступлений, подрывающих устои семьи, законы называют прелюбодеяние (причем только со стороны жены), кровосмешение (например, связь матери с сыном, отца с дочерью и между другими близкими родственниками). Названы преступлениями действия, подрывающие отцовскую власть (сын, ударивший своего отца, лишался руки).
д) судебный процесс
Процесс был одинаков как по уголовным, так и по гражданским делам. Дело начиналось с заявления потерпевшей стороны. В качестве средств доказывания служили свидетельские показания, клятвы, ордалии (законы упоминают испытание водой). Нормы процессуального права требовали от судей лично «исследовать дело». Судья не мог изменить свое решение. Если он это делал, то платил штраф в 12-кратном размере суммы иска и лишался своего места без права судить когда-либо.
Законы Ману (Древняя Индия)
а)Общая характеристика законов. Правовое положение основных групп населения.
В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам - сборникам религиозно-правовых предписаний. Нормы поведения одновременно наполнены религиозным, моральным и правовым содержанием. Появление дхармашастр связано с социально-классовым расслоением. Первое упоминание о законах Ману относится к 9-му веку до н.э.
Объем - 12 глав, 2685 стихов (стих на санскрите - шлока). Полное название - Manavadharmasastra (sastra - откровение; dharma - разум, идея, закон, право, нравственность, религия пр.). Поэтому часто данный памятник именуется “Откровения царевича Ману”. Из такого названия очевидно прослеживается глубинная связь права и религии, особенно характерная для древнеиндийского общества.
Законам Ману принадлежит особое место среди дхармашастр. Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации. Собственно праву посвящены главным образом VIII и IX главы. Делается попытка систематизировать нормы права, при этом смешиваются частные правонарушения и преступления.
На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры + неприкасаемые).
В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права, норму права нельзя отделить от религиозной и моральной нормы. Указывается наследственно-профессиональный характер варн.
Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др. Среди гарантий исполнения договора - поручительство и залог или заклад. Детально разрабатывается, но еще не совсем юридически грамотен договор займа, что свидетельствует о расцвете ростовщичества. Найм - рабы и наемные работники упоминаются вместе, а сам наемный труд презирается, что создает тяжелые условия найма.
Законы Ману дают описание индийских варн: брахманы-члены жреческих родов, кшатрии-военная аристократия, вайшья-рядовые общинники,шудры-неравноправные члены общества.
Брахманы занимали особо положение в жизни общества, их так же называли "авадхья"-неприкосновенные.
Шудры брали свое положение из своего происхождения-чужаки, принятые в общину.Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании, не проходили обряда посвящения-"второго рождения". Шудры считались "единождорожденными".
Для каждой варны в законах Ману был сформулирован свой закон образа жизни (дхарма)
Гос. управление оставалось в ведении двух первых варн.Вайшьи занимались земледелием, шудры были в услужении у трех первых варн.(лолнубы)Переход из одной варны в другую был полностью запрещен. Со временем варны претерпели изменения и перешли в касты.Число каст достигало 15.
Одним из вжнейших компонентов социального, общественного и экономического строя в Маурийский период являлась община. В общины объединялись свободные земледельцы. Самой распространенной формой общины была сельская.
б)Имущественные отношения.
Законы свидетельствуют о глубоком имущественном расслоении индийского общества. Несмотря на сохранение общинных и патриархальных отношений в индийском обществе, получила значительное развитие частная собственность. Объектами частной собственности были: рабы, скот, зерно, домашний инвентарь. Частная собственность на землю не получила распространение в Древней Индии, но законы Ману свидетельствовали об имущественной дифференциации в общине и появлении индивидуальных земельных владений.
В гл.10, ст.115 перечисляются семь законных способов приобретения имущества:
наследование, получение в качестве дара или находки, покупка, завоевание, ростовщичество, исполнение работы, получение приношений. Если первые три способа были доступны для всех каст, то четвертый только для кшатриев, пятый и шестой для вайшьев, а седьмой рассматривался как исключительная привилегия брахманов.+ можно добавить давность владения(10 лет) Только при законном подтверждении человек из владельца превращался в собственника.
Виды договоров:
ДОГОВОР ЗАЙМА. Весьма детально разработан. Свидетельствует о расцвете ростовщичества. Но сохраняются элементы самоуправства, расправа кредитора над должником, который имел фактически неограниченную власть над должником. Допускались: хитрость, принуждение путем захвата, сила. Санкция самоуправства кредитора со стороны государства нашла отражение в параграфе, предписывающем царю штрафовать должника, жалующегося на кредитора, добивающегося уплаты долга по произволу.
ДОГОВОР ЛИЧНОГО НАЙМА. Рабы и наемные работники упоминаются вместе и характеризуются одинаково в специальной главе артхашастр, касающейся рабов и работников. Наемный труд презирался; услужение характеризуется как собачий образ жизни.
Условия личного найма были крайне тяжелы. Наемник, не выполнивший работу, подвергался штрафу. Нормы оплаты работника были установлены (1/10 урожая), но он, как правило, отказывался от личной свободы, становясь рабом за содержание.
КУПЛИ-ПРОДАЖИ. Существовал ряд ограничений на возможность заниматься торговлей представителям высших варн. Существовали ограничения на торговлю людьми, которая была наиб. предосудительной и влекла за собой изгнание из касты.
Договор купли-продажи был нестабилен и мог быть расторгнут в течение 10 дней после заключения сделки без всяких причин.
общие положения о договоре:
–договор недействителен, если он заключен человеком в невменяемом или нетрезвом состоянии, страдающим от болезни, ребенком, стариком, а также не уполномоченным лицом (гл.8, ст.163). Недействительны договоры, заключенные рабами. Если этот договор заключен в пользу хозяина раба, то от него не следовало отказываться
–предусматривается добровольное согласие сторон при заключении договора. Соглашение, заключенное с помощью обмана или насилия недействительно.
–если должник не располагал имуществом, необходимым для уплаты долга, то он обязан был отработать долг (гл.8, ст.177). У должника высшей варны было право “отдавать постепенно” (т.е. предоставлялась отсрочка).
в)Преступления и наказания.
Среди преступлений, называемых законами Ману, на первом месте стоят государственные.В качестве примера можно назвать службу врагам царя, саботаж городского имущества.
Также можно выделить преступления против собственности и против личности.
Среди имущественных преступлений большое внимание уделяется краже, при этом царь призывается к обузданию воров. Мерны наказания зависели от ряда причин:время совершения преступления, захват с полчиным, и т.д. Обычно воров казнили, если застукали "на месте".Отрубали руки и сажали на кол(преступление-ночью). При первой краж отрезали 2 пальца, рецедевисты прощались с рукой и ногами, а "ветеранов" убивали.
Законы Ману осуждали насилие больше других преступлений. Убийство, телесные повреждения карались крайне строго.Однако убийство при защите себя, женщин, или брахманов не наказывалось.
Законы Ману определяли наказание как силу, которая правит людьми и охраняет их, предписывая применить его с учетом всех обстоятельств совершения преступления.Несправедливое наказание "лишает неба в другом мире."
г)Суд и процесс.
Суд в древней Индии состоял из царского суда и суда брахманов. Состав царского суда: царь, 2 брахмана (знатоки законов). Стоит отметить, что судопроизводство было официальной и обязательной ежедневной функцией царя. Если по каким-то причинам царь не мог отправлять правосудие, то тогда работал суд брахманов, состоявший из 3-х членов: специалистов по Ригведе (логике), Агорведе (этимологии) и Самоведе (ритуалу). Право брахманского суда регулируется 12-ой главой законов Ману.
Вообще в индийском обществе господствовала не имущественная, а интеллектуальная дифференциация. Брахманами были самые лучшие знатоки Вед. Таким образом, если приговор выносился хотя бы одним таким знатоком, то это решение было уже невозможно отменить даже если за это высказалось бы более 1 млн. чел.
Судоговорение было неформальным, расспрос являлся основным методом решения судебных вопросов. Четкого различия между гражданским и уголовным процессом нет. Судебные дела возбуждались заинтересованными лицами. Процесс носил состязательный характер. Стороны должны были убедить суд в своей правоте, представив для этого соответствующие доказательства. Дети, рабы, люди с дурной славой - не свидетели. Женщины могут свидетельствовать только против женщин; относительно “дваждырождённых” - только “дваждырождённые”. Если свидетели давали разные показания, то большинством голосов.