Древние рисунки на скалах. Наскальные рисунки в ущелье Сутул
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Загадочные петроглифы Сахары. Древние рисунки на скалах


Загадочные петроглифы Сахары | Журнал РЕПИН.инфо

Петроглифы Сахары - картины каменного века, сделанные первобытными людьми в горной части пустыни на скалах. Фантастические изображения древних духов, диких животных, сцены охоты, свадебных ритуалов, танцев стали главным источником знаний о ее первобытном населении. Некоторые изображения настолько напоминают инопланетян в скафандрах, что невольно напрашивается вывод – в древности Землю посещали представители иных миров.

В доисторические времена люди не владели письменностью и использовали другие средства общения с будущими поколениями. По всему миру стали появляться рисунки, высеченные на скалах. Иногда их разделяли тысячелетия, но рисунки появлялись в одних и тех же местах, на одних и тех же скалах. Исследователи заметили одну странность - определенные образы снабжены одинаковыми атрибутами. Например, боги обязательно оснащены лучами. Такое впечатление, что все племена видели одно и то же.

Петроглифы Сахары находятся в труднодоступных скалах Египта, Намибии, Судана, Ливии, Алжира. В Намибии есть рисунки, где 2 человека сидят в позе лотоса, а один – стоит на коленях на земле. Справа же находятся странное изображение в форме паука, похожее на технический аппарат. В Египте есть участок местности, где огромные камни, отколовшиеся от скал, лежат в хаотическом беспорядке и на них высечено более 600 изображений, о возрасте которых ученые спорят до сих пор. Среди этих петроглифов есть созданные 10 000 лет назад а, может, даже больше.

Особенно удивительными являются рисунки в Ливии, на границе с Алжиром. Здесь находятся два наиболее известных «музея» петроглифов в горных массивах Акакус и вади Махтандуш (вади ― временный пересыхающий водоток, долина в пустыне). Самые древние рисунки можно отнести к эпохе охотников, это изображения хищников - львов, пантер, диких кошек. Есть также изображения слонов, носорогов, крокодилов.

Специалисты были поражены, когда, миновав выжженный солнцем мертвый мир пустыни, они увидели на скалах послания древних. Причем рисунки были настолько реалистичными, что, казалось, быки и носороги способны умчаться вдаль.

Много на скалах бытовых сцен: мужчины идут на рубку леса с топорами, женщины готовят пищу у соломенных хижин, дети в покрывалах сидят на земле, одна девушка стрижет волосы другой. Одежда женщин состоит из набедренных повязок и множества украшений — бус на шее, подвесок на груди, вышитых поясов, браслетов на руках, коленях, щиколотках. В хижинах видны предметы домашнего обихода — корзины, сосуды из обожжённой глины.

В Акакусе запечатлен разгневанный слон, причем очень талантливо: уши растопырены, бивни выставлены, хобот вытянут вперёд. Напротив него замер в боевой стойке носорог, но видно, что он пребывает в нерешительности.

В долине Махтандуш наскальные рисунки особенно хорошо сохранились. Это можно объяснить как нависающими скальными козырьками, так и техникой исполнения. Они выполнены красками, изготовленными из «красящего камня». Краски делали, скорее всего, так: камни растирали в порошок и смешивали с вяжущим веществом.

Вначале первобытные художники использовали лишь один цвет, затем к белой краске стали добавлять красную охру, а спустя некоторое время появился голубовато-серый фон. Достаточно разнообразны и сюжеты. На скалах прекрасно сохранилось изображение стаи львов. Они крадутся по равнине. Есть картины с изображением воинов с копьями и дубинами. На одной из них человек сидит верхом на жирафе. Возможно, первобытные люди пытались приручать этих животных?

На вершине скал у обрывистого берега обнаружены двухметровые изображения танцующих на задних лапах существ: полулюдей-полуживотных. У них глубоко посаженные глаза, острые уши, хвосты и полоски шерсти вдоль хребта. Кто это? Некоторые видят в них танцующих кошек, некоторые - вставших на дыбы козлов. Проводники утверждали, что это — джинны.

На другой картине маленькие человечки нападают на огромного слона. Что интересно, у многих охотников надо лбом возвышаются головы зверей. Как уверяют местные проводники, так древние люди маскировались, пытаясь приблизиться к преследуемым животным. Есть и изображения людей с надетой на макушку головой зверя и приделанным сзади хвостом. Видимо, это- колдуны, кружащиеся в магическом танце.

На плато Тосилианжер в 1957 году археологическая экспедиция во главе с Анри Локком обнаружила огромную картинную галерею каменного века, возраст которой- не менее 8 тысяч лет. Пятнадцать тысяч рисунков украшали скалы. Это - сцены охоты на жирафов, слонов и буйволов, плывущие лодки, загадочные обряды.

Но некоторые картины повергли ученых в шок. Это - изображения не то людей, не то фантастических существ. Люди как будто одеты в скафандры со шлемами на голове, причем голова кажется в 3 раза больше туловища. В центре шлема - двойной овал, а снизу, в области шеи - воротник с горизонтальными складками. Самая большая фигура имеет высоту 8 метров и ее назвали – «Великий бог марсиан».

Такое впечатление, что на древних людей оказало чудовищное влияние какое-то событие, произошедшее на планете много тысячелетий назад. Впрочем, скептики считают, что на голове «космонавта» не шлем, а круглая ритуальная маска, а тело его не до конца прорисовано, что придаёт ему сходство со скафандром. Но вот как объяснить тот факт, что похожие изображения обнаружены и на других континентах?

Прошло несколько лет после находки, и Анри Локк получил по почте пакет. Раскрыв его, ученый был поражен: внутри было несколько фото с «великим богом марсиан», но это не были наскальные рисунки в Сахаре. Первое фото - скульптуры, найденной на японском острове Хонсю. Те же гермошлем и скафандр. Возраст скульптуры 8 тысяч лет, то есть столько же, сколько и рисункам на плато Тосилианжер. На другой фотографии вновь было похожее изображение, но на этот раз с острова Пасхи. Таким образом, на гигантских расстояниях друг от друга, приблизительно в одно и то же время древние люди высекали на скалах изображения, похожие на людей в скафандрах!

Самые поздние петроглифы ливийской Сахары нанесены в пятом веке нашей эры, во время «эпохи верблюдов». На них наряду с верблюдами, есть изображения лошадей и повозок.

repin.info

Наскальные рисунки в ущелье Сутул

Наскальные рисунки в ущелье Сутул

Изображения расположены на известковых скалах юрского периода по левой стороне ручья Сутул. Ручей является притоком реки Уруп, впадающим в неё в 15 км ниже станицы Преградной (Карачаево-Черкесия). В восточной части обрыва располагается и основное количество рисунков. Далее их становится меньше, а местами все уничтожено осыпями. У основания скалы находится терраса, вероятно, искусственного происхождения. Рисунки нанесены охрой разных оттенков, углем. Они многослойные и, вероятно, наносились на протяжении длительного периода. Следует отметить, что древней наскальной живописи на Северном Кавказе вообще обнаружено мало, чаще встречаются петроглифы. Здесь представлены пешие и конные люди, собаки, фантастические существа, различные знаки и символы. Существуют одиночные изображения и композиции, объединенные по определённым принципам.

Самая восточная группа изображений концентрируется вокруг кругов с расходящимися от центра лучами. Это конные и пешие люди, а также два свирепых пса, охраняющих всё это снаружи. Окружности — это солярные знаки, но особого рода. С небольшими особенностями они встречаются во многих индоевропейских культурах. В индуизме, джайнизме и буддизме известно колесо Сансары. Это круговорот превращений души, из которого очень трудно выбраться. Попадание в подобную ситуацию в некоторых индийских культах приравнивается к смерти. Но особую роль этот символ играл в мировоззрении ираноязычных племён на Кавказе. У аланов круг с крестообразно расходящимися лучами считался солнцем мёртвых. В осетинском эпосе о нартах колесо Балсага несёт смерть и разрушение, а в период летнего солнцестояния перебивает «хребет» лету и оно идёт на спад. В древних представлениях индоевропейцев собака считалась связующим звеном между мирами живых и мёртвых. Эту роль в греческой мифологии выполнял Цербер. Но именно у аланов вход в преисподнюю охраняли два злобных пса. Таким образом, в данном сюжете отражены представления иранских племён о потустороннем мире. Предполагается, что это были аланы. 

Следующая смысловая группа радикально отличается от предыдущей. Солярные знаки здесь имеют совсем иной вид. Это круги с точками внутри. До сих пор в Осетии выпекают такие пироги. А точки считаются звёздами. Солярный знак, расположенный над человеческой фигурой свидетельствует о том, что здесь изображено солнечное божество. Рядом, в странном головном уборе, так же находится высшее существо. Оно отличается богатырским телосложением и превосходит размерами окружающих конников. Но затмевает всех расположенный на переднем плане огромный всадник с булавой или топором в руке. Это бог — громовержец, покровитель военной аристократии.  Отдельно следует поговорить об абстрактных знаках, изображённых на скале. Так расположенный здесь в правом верхнем углу символ вполне может быть соединёнными сирийскими буквами М и Х. Несториане, после их отлучения от православия и изгнания из Византии направились на Восток, и значительная часть их оказалась в Великой степи. В захоронениях иногда находят вещи с надписями на аланском языке, выполненные сирийскими письменами. Нельзя исключать и версию с руническими символами.

Особняком стоит очень странный рисунок. К сожалению, значительная его часть уже разрушена. Но по аналогии с изображением на гробнице аланского правителя Дургулеля Великого можно предположить, что это чудовище из потустороннего мира. Оно уничтожает всё на своём пути. Мир так устроен, что если есть созидательные силы, то должны существовать и разрушительные. В Авесте он наречён Vayu, а скифы звали Vayka-sura. Быть может тот же корень имеет и славянское Вий.

Если обобщить всё сказанное, то перед нами священная «книга» аланов, созданная на скале. Об этом свидетельствуют изображения характерных для для данной общности солярных знаков и мифических существ. Причём, здесь отражено мировоззрение именно военной аристократии. Концентрация власти в её руках требовала изменений во всех сферах жизни, в том числе и в духовной. Наиболее активно эти процессы протекали в 8 — 9 веках. Отголоски этой героической эпохи сохранились в эпосе о нартах.

Источник

 

dostoyanieplaneti.ru

Рисунки - Мир наскальной живописи

Вблизи деревни Шишкино, в Иркутской области, на отвесных скалах, тянущихся на три с половиной километра вдоль правого берега реки Лены, располагается уникальный комплекс из семисот петроглифов, появившихся в период, начиная с позднего неолита (около десяти-пятнадцати тысяч лет назад) и заканчивая современным нам XIX веком.

Этот удивительный музей, настоящий комплекс под открытым небом, включающий в себя огромное количество интересных объектов, следует посетить всем, кто неравнодушен к истории России в целом и Сибири в частности. Находится Томская писаница, первый на территории Сибири музей-памятник наскального искусства, в Кемеровской области, в Яшкинском районе.

В долине реки Июс, в восемнадцати километрах от села Копьево, на севере Хакасии находится уникальный археологический памятник, принадлежащий Окуневской культуре скотоводов, живших на территории республики в период бронзового века (II тыс. до нашей эры).

На северном отроге горы Медвежка, в трёх километрах северо-восточнее посёлка Северка, в окрестностях Екатеринбурга находится уникальный археологический памятник времён неолита. Гранитные скалы матрацевидной формы, площадью пять на пятнадцать метров, содержащие древние наскальные рисунки, были открыты совсем недавно – в 1985-м году, во время школьной экспедиции под руководством учителя В.Н. Пронина.

В шести километрах от села Троицкого, расположенного в Боградском районе Хакасии, находится небольшой горный хребет Бояры, чья тянущаяся вдоль Енисея юго-западная часть покрыта уникальными наскальными рисунками, датирующимися XI-III вв. до н.э. – временем расцвета тагарской и сменившей её на рубеже тысячелетий таштыкской археологической культуры.

Азия манит путешественников множеством загадок и своей необычной культурой, которая порой просто не понятна рядовому европейцу. Загадочности этой части света добавляют петроглифы, которые можно обнаружить в любой части Азии.

Древние жители Американского континента оставили очень много памяток культуры, среди которых можно найти многочисленные наскальные рисунки. Некоторым из петроглифов, по оценкам ученных уже более 10 000 лет. Данные изображения были выполнены на известняковых валунах, твердой скальной породе и прочих импровизированных полотнах.

Африка считается колыбелью человечества, ведь именно на этом материке был найден скелет нашего предка (если верить теории Дарвина). Черный континент богат наскальной живописью, которую также оставили наши предки. Древние люди Африки жили, охотились, проводили свои обряды, как и подобает человеку.

Изобразительное искусство существует столько лет, столько по Земле ступает нога человека. Оно неразрывно связано с бытом и жизнью людей, как в ту далекую эпоху, так и сегодня. Древние художники хотели сохранить и передать важную информацию будущим поколениям, поэтому выбрали наиболее простую и понятную форму – рисунок.

С глубокой древности и по сегодняшний день прослеживается прочная связь искусства и человека. Подтверждением тому, служат многочисленные наскальные рисунки, которые есть по всему свету. Даже в ту далекую эпоху, человек требовал моральной и духовной пищи, помимо физической. Стремление к прекрасному выливалось в самой причудливой наскальной живописи, которую по сей день находят ученые.

worldrockart.ru

Наскальные «фрески» эпохи палеолита. Часть вторая

Начало здесь 001Люди и рыба. Рисунок в рентгеновском стиле. Национальный парк Какаду, АвстралияГоворя о наскальных фресках, следует заметить, что художники нередко совмещали роспись с гравировкой – например, с помощью резцов создавались контуры будущего полихромного изображения.

Для живописи чаще всего применялись минеральные красители. Кроме охр (желтая, красная и коричневая краски) использовались окиси марганца (черная и темно-бурая краски), лимонит и гематит (различные оттенки желто-красного цвета), каолин (белая краска) и древесный уголь. Связующим веществом служила вода, реже жир.

Современные австралийские аборигены для получения пигмента растирают в порошок комья красящего минерального вещества и, замещав его на воде, получают краску для росписи. Вполне возможно, что именно так создавали краски и художники палеолита.

Наскальные рисунки австралийских аборигенов существенно отличаются от европейской палеолитической живописи, в первую очередь своеобразным рентгеновским стилем – «Мими». На них мы видим невидимое – скелет и внутренние органы животных и людей.

002

Рисунок на скале в стиле «Мими». Национальный парк Какаду, Австралия

Заселение Австралии происходило приблизительно от 50 до 30 тысяч лет назад (предки австралийцев пришли из Юго-Восточной Азии), поэтому наидревнейшим наскальным изображениям более сорока тысяч лет.

Первые наскальные изображения были «открыты» европейцами в 1841 году.

003Таинственные вонджины – духи-покровители водных источников. Наскальная живопись в Кимберли, Западная Австралия004

Вонджины. Кимберли, Австралия. Наскальная роспись

Знаменитая Пещера рук (Cueva de las Manos) находится в Аргентине. Ее своды были расписаны 13 000 – 9 000 лет до н.э. Кроме изображения множества рук, которые выполнены в технике трафарета, в пещере имеются стилизированные изображения человека, животных и орнаменты.005

Пещера рук (Cueva de las Manos), Аргентина

006

Изображения животных из Пещеры рук, Аргентина

Тассилин-Адджер («Плато рек») – один из крупнейших памятников наскального искусства Сахары. Впервые рисунки на плато были замечены в 1909 году. Самые ранние изображения выполнены в натуралистическом стиле и датируются шестым тысячелетием до нашей эры (то есть были созданы в финале палеолита – начале мезолита; однако это неточная датировка).007

Тассилин-Адджер («Плато рек»)

008

Сцена охоты

В основном изображались сцены охоты и животные: слоны, носороги, жирафы, страусы, антилопы и другие представители местной фауны. Для изображений характерна высокая реалистичность. Изображения «круглоголовых» людей – охотников – появились на стенах пещер значительно позже.009

Наскальная живопись из Сахары

010

"Танец". Круглоголовые люди из Тассилин-Адджер

artmarshals.livejournal.com