История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Литература по теме. История древней греции литература


Литература по теме. Древняя Греция

Литература по теме

Андреев Ю. B. Цена свободы и гармонии. СПб., 1998.

Античная Греция. М., 1983. Т. 1—2.

Античная литература / Под ред. А. А. Тахо-Годи. М., 1973.

Арский Ф. Н. В стране мифов. М., 1968.

Белох Ю. История Греции. М., 1897—1899. Т. 1—2.

Бикерман Э. Хронология Древнего мира. М., 1975.

Боннар А. Греческая цивилизация. Ростов-на-Дону, 1994. Т. 1—2.

Бузольт Г. Греческие государственные и правовые древности. Харьков, 1894.

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. М., 1995.

Дюрант В. Жизнь Греции. М., 1997.

Зелинский Ф. Ф. История античной культуры. СПб., 1995.

Зограф А. Н. Античные монеты. М.—Л., 1951.

Историография античной истории / Под ред. В. И. Кузищина. М., 1980.

История греческой литературы. М., 1946—1960. Т. 1—3.

История Древнего мира / Под ред. И. М. Дьяконова. М., 1989. Т. 1—3.

История Древней Греции/Под ред. В. А. Авдиева. М., 1972.

История Древней Греции / Под ред. В. И. Кузищина. М., 1996.

История Европы. М., 1988. Т. 1: Древняя Европа.

Источниковедение Древней Греции (эпоха эллинизма). М., 1982.

Йегер В. Пайдейя: Воспитание античного грека. М., 1997—2001. Т. 1—2.

Кругликова И. Т. Античная археология. М., 1984.

Кузищин В. И. Античное классическое рабство как экономическая система. М., 1990.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

Латышев В. В. Очерк греческих древностей. СПб., 1997. Т. 1—2.

Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1963—1994. Т. 1—8.

Лурье С. Я. История Греции. СПб., 1993.

Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. М., 1971.

Мейер Эд. Экономическое развитие Древнего мира. СПб., 1907.

Немировский А. И. Нить Ариадны. (Из истории классической археологии). Воронеж, 1989.

ПёльманР. Очерк греческой истории и источниковедения. СПб., 1999.

Радциг С. И. Введение в классическую филологию. М., 1965.

Радциг С. И. История древнегреческой литературы. М., 1982.

Тронский И. М. История античной литературы. М., 1988.

Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. М., 1978.

Фюстель де Куланж Н. Древняя гражданская община. М., 1903.

Bockh A. Staatshaushaltung der Athener. Berlin, 1886.

Cambridge Ancient History. Cambridge, 1970– (издание продолжается).

Finky M. The Ancient Economy. Berkeley, 1973.

Gernet L. Anthropologie de la Grece antique. P., 1968.

Grote G. History of Greece. L., 1846, 1856. Vol. 1—12.

Gschnitzer F. Griechische Sozialgeschichte von der mykenischen zum Ausgang der klassischen Zeit. Wiesbaden, 1981.

Heichelheim F. An Ancient Economic History. Leiden, 1958.

Meiggs R., Lewis D. A Selection of Greek Historical Inscriptions to the End of the End of the Peloponnesian War. Oxford, 1989.

Vogt J. Ancient Slavery and the Ideal of Man. Cambridge, 1975.

Westermann W. The Slave Systems of Ancient Greek and Roman Antiquity. Phila, 1955.

WolffF. Prolegomena ad Homerum. Halle, 1795.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Список литературы на тему "Древняя Греция

Список литературы

Генератор кроссвордов

Генератор титульных листов

Таблица истинности ONLINE

Прочие ONLINE сервисы

 

Список литературы

1. Андреев, Ю. В. Мужские союзы в дорийских городах-государствах (Спарта и Крит) / Ю.В. Андреев. - М.: Алетейя, 2004. - 336 c.2. Андреев, Ю. В. Раннегреческий полис (гомеровский период) / Ю.В. Андреев. - М.: Издательство Ленинградского университета, 2009. - 144 c.3. Античные статуи. - М.: By Nicolaes Visscher, 2015. - 202 c.4. Бернгард, М. Л. Олимпия / М.Л. Бернгард. - М.: Аркады, 2001. - 462 c.5. Герцберг, Г.Ф. История Греции / Г.Ф. Герцберг. - М.: Н. Фену и Ко, 2000. - 664 c.6. Древняя Греция. - М.: Александр ПРИНТ, 1995. - 640 c.7. Древняя Греция. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 2016. - 230 c.8. Ксенофонт Анабасис. Греческая история / Ксенофонт. - М.: АСТ, Астрель, Neoclassic, 2011. - 640 c.9. Меланченко, И. В. Афинская демократия / И.В. Меланченко. - Москва: Наука, 2007. - 240 c.10. Нерсесянц, В. С. Политические учения древней Греции / В.С. Нерсесянц. - Москва: ИЛ, 2003. - 264 c.11. Перкис, Джон Греческая цивилизация / Джон Перкис. - М.: ФАИР-Пресс, 2000. - 272 c.12. Попов, А. А. Краткий очерк по истории античности / А.А. Попов. - М.: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (СПб ГУКИ), 2007. - 196 c.13. Роберт, фон Пельман Очерк греческой истории и источниковедения / Роберт фон Пельман. - М.: Алетейя, 1999. - 480 c.14. Сивкина, Н. Ю. Последний конфликт в независимой Греции. Союзническая война 220-217 гг. до н.э. / Н.Ю. Сивкина. - М.: Гуманитарная Академия, 2007. - 384 c.15. Уильямс, Д. Древняя Греция / Д. Уильямс. - М.: Мир книги, 2007. - 128 c.
Внимание: данные, отмеченные красным цветом, являются недостоверными! Книги, использованные при создании данного списка литературы:

В нашем каталоге

Околостуденческое

Это интересно...

Наши контакты

spisok-literaturi.ru

Часть первая Архаический период

Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция

   1. Миф и его природа. 2. Боги. 3. Мифологические герои. 4. Фольклор.    От античности до нас дошло множество неповторимых художественных шедевров. Это – произведения литературы и памятники архитектуры, подобные Парфенону, храму Зевса и другим сооружениям, возведенным на афинском Акрополе. Это – редкие по красоте изделия греческих мастеров, среди которых всемирно прославленные вазы, равно как и другие образцы материальной культуры. Это, наконец, открытые археологами уже в XX в. творения далекого прошлого вроде фрагментов грандиозного Кносского дворца на Крите.

1. Миф и его природа

   ПОНЯТИЕ О МИФЕ. Но, наверно, в не меньшей степени не перестают удивлять нас плоды эллинской художественной фантазии. Это – богатейшая, уникальная для истории мировых цивилизаций сокровищница дошедших до нас мифов.   Миф по-гречески означает «повествование, предание». Понятие «миф» могло обнимать всю поэтическую деятельность, все художественные творения, рожденные на ранней архаической стадии народной фантазии. «Античная мифология, – пишет А.Ф. Лосев, – является отражением человеческой жизни, ее потребностей и стремлений, ее отношения к настоящему, прошедшему и будущему, ее идеалов и вообще всех ее материальных и духовных сил». Мифы вобрали широчайший круг проблем, касающихся бытия: происхождение мира и человека, благ цивилизации, культурных ценностей, рождения и смерти. В мифах раскрывалась и сама человеческая природа.    МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ. Мифологии посвящены библиотеки научных трудов. Маститые ученые бьются над многими загадками происхождения мифов и их бытования. Сегодня очевидно: мифология отражает определенный длительный, уходящий в далекое прошлое исторический лап, первобытно-общинную формацию. Мифотворчество было одним из важнейших этапов человеческой цивилизации.   Древний эллин не выделял себя из окружающей природы. Сначала он фетишизировал физические предметы и силы, не проникая за их пределы. Затем наступила стадия анимизма: он их одушевлял, наделял чертами и способностями, присущими человеку.   Само состояние мира, рельеф местности, очертания гор и прибрежной полосы, небесные светила, породы животных и виды растений – все это воспринималось как результат неких событий, случившихся в отдаленном прошлом. Событий, воспроизведенных в мифе. Между мифом и современной жизнью существовал огромный временной промежуток.   Миф был для архаичного человека совершенно реальным. В нем аккумулировался практический опыт многих поколений, мудрость предков, воплощавших непререкаемый авторитет. Древние эллины не проводили разграничения между естественным и сверхестественным. У них были слабо выделены абстрактные понятия. Мир воспринимался в чувственно-конкретном эмоциональном воплощении. Окружающие предметы виделись не только сами по себе, но как своеобразные метафоры и символы.    МИФОЛОГИЯ И ЛИТЕРАТУРА. Мифология – это особая символическая система, с помощью которой познавался и осваивался мир. Она послужила исходным фундаментом для последующего развития науки и культуры. Стала арсеналом поэтической образности, подлинным кладезем сюжетов, своеобразным языком поэзии. Образы и сюжеты мифологии, как нам придется многократно убеждаться в процессе изучения мировой литературы, животворили творчество гениев поэзии от Данте и Ронсара до Гете. Шиллера, Байрона, Пушкина, Лермонтова и многих других.   Мифы создавались в дописьменную эпоху, а потому эти сказания, легенды в течение длительного времени бытовали в устном исполнении, нередко трансформируясь и меняясь. Они никогда не были записаны как единая книга, а воспроизводились, пересказывались уже позднее разными поэтами, драматургами, историками; это греки Гомер, Гесиод, Эсхил, Софокл, Еврипид, римляне Вергилий и Овидий, представивший поистине сокровищницу мифов в своей книге «Метаморфозы».   Мифы бытовали в самых разных частях европейской континентальной Греции, в Аттике, Беотии, Фессалии, Македонии и других областях, на островах Эгейского моря, на Крите, на побережье Малой Азии. В этих регионах складывались отдельные циклы мифов, которые позднее стали сливаться в единую общегреческую систему.    МИФ КАК СПОСОБ ПОЗНАНИЯ МИРА. В мифах ярко выразилась неиссякаемая потребность человека в творчестве, его жажда познания окружающего мира и самого себя. Рождение и смерть, смена времен года, приливы и отливы моря, грозы и дожди, цветение и увядание растений, появление плодов, наступление ночи и рождение нового дня, перепады погоды – все эти явления наивно приписывались действию неких высших, сверхъестественных сил. Они представали в виде конкретных, зримых и чувственных образов, персонифицировались, т. е. имели облик живых существ, которые воспринимались как вполне реальные.   Если человек не всегда мог объяснить природное явление, а тем более на него повлиять, скажем, на поразившую крестьянское поле засуху или затопивший его ливень, неожиданную эпидемию или землетрясение, – он стремился преодолеть враждебные ему силы в своем воображении, фантазии. «Первобытное человечество в лице грека, – справедливо заметил Белинский, – во всей полноте кипящих сил, во всем разгаре свежего живого, юного чувства… объясняло явление физического мира влиянием высших таинственных сил». В мифах, как правило, действуют боги, титаны, герои, наделенные сверхчеловеческой мощью, разумом, проницательностью.   Кажется, сама греческая природа предопределила особую красочность мифологии; долины и горные хребты, причудливые бухты, искрящееся голубое море со множеством мелких островов, слепящее южное солнце, вечнозеленая растительность, теплый климат. Земля была населена сказочными существами: в горах таились горные нимфы – ореады, в лесах – дриады, в реках – наяды. Каждая пещера, гора, остров, море имели свое божество. Греки верили, что живые силы управляют ростом растений, деревьев, злаков, что они таятся в каждом камне, воде и металле. Природа и общество не противостояли друг другу, а были как бы слиты, окружающие предметы обретали человеческие чувства и желания.    УНИКАЛЬНОСТЬ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ. Греческая мифология была по-своему уникальна, что выделяло ее на фоне сказочно-мифологических систем других народов. В отличие от многих сказок, в которых значительную роль играют чудесные предметы, колдовство, добрые или злые волшебники, в древнегреческих мифах герои, пусть легендарные, сталкивались в основном с себе подобными существами. Действие происходило в определенных местностях, что позволяло воссоздавать реальные пейзажи. Сама религиозность греков не была жесткой и догматичной: это предполагало вольную трактовку сюжетов, свободную интерпретацию взаимоотношений героев и богов. В разных частях Греции, в разных местностях существовали свои культы и свои наиболее почитаемые божества.    АНТРОПОМОРФИЗМ БОГОВ. В отличие от восточных религий, боги в греческой мифологии – антропоморфны. Они обладали не только человеческой внешностью, но и психологической характеристикой. А поскольку и боги, и герои были вылеплены по человеческому подобию, ситуации, коллизии, сюжеты мифов насыщались глубоко жизненным содержанием.   Обожествлялись как предметы, так и понятия, чувства. В «Илиаде» и «Одиссее» поступки героев и их психическое состояние объясняются вмешательством богов. А.Ф. Лосев заметил по этому поводу: «Если все личное у Гомера всерьез подчинено надличному, то, конечно, и мотивировка всех личных поступков должна идти «извне»». Под «надличным», под гем, что «извне», имеются в виду действия божественных сил.   Бог для первобытного человека воплощал грозную силу. Он мог покарать, поразить. Он вызывал к себе особое чувство, сочетанние страха и уважения. Эллин постоянно ощущал незримое присутствие бога. Это была непременная черта архаичного мироощущения.    МИФОЛОГИЯ КАК ЧАСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Народная фантазия древних греков, творившая мифы, питалась реальной жизнью. В мифах нередко заключались наблюдения над окружающим миром, над человеком и его поведением. Это и сделало греческую мифологию частью человеческой культуры. И проявляется это в нашей повседневной речи, в выражениях, ставших крылатыми. Мы употребляем словосочетания: «сизифов труд», имея в виду тяжелую, лишенную смысла работу, которую осуществлял в загробном мире Сизиф, втаскивая на гору огромные камни, которые затем с грохотом устремлялись вниз. Мы охотно говорим о титанических усилиях, гигантских размерах. Гиганты и титаны – огромные великаны, дети земли, которые сражались с богами. Мы пользуемся выражением «гомерический смех», означающим высшую степень веселья.   Мифы связаны с разнообразными культами, верованиями. И вместе с тем, в них отражаются народная мудрость и здравый смысл. Так, у древних греков существовал обычай жертвоприношения богам, при этом пропадало немало столь нужного людям мяса. Тогда титан Прометей изыскал способ помочь людям. Заколов жертвенного быка, он разделил его таким образом, что образовались две неравные груды. В одной находились кости, требуха, в другой – куски свежего мяса. Обе груды Прометей предварительно накрыл шкурами и предложил их Зевсу на выбор. Верховный олимпиец польстился на ту, что была побольше. Этот «прецедент», описанный в мифе, закрепил столь удобное правило: после ритуала жертвоприношения греки стали оставлять богам несъедобные части, а себе то, что могло пойти в пишу. Вообще миф в сказочно-фантастической форме отразил некоторые этапы в жизни древнейшего общества, семьи: черты патриархата и матриархата, процесс овладения огнем, жертвоприношение и т. д. Воспоминания о первобытном людоедстве находим и в мифе о циклопе Полифеме, сыне Посейдона, который убил нескольких спутников Одиссея и пожрал их.   Первоначально сведения о древнейших греческих государствах, о Крите и Микенах люди черпали в мифах и сказаниях. Когда были произведены археологические раскопки, то выяснилось, что многие полученные из мифов сведения достоверны. Вполне возможно, что такие персонажи гомеровского эпоса, как Приам, Гектор, Этеокл. действующие также в мифах, были реальными историческими липами.

2. Боги

   Греческая мифология была населена сонмом разнообразных существ. Среди них – сатиры, горные и лесные демоны, необузданные, резвые спутники бога Диониса, интересовавшиеся только вином и женщинами. Были и те, кого именовали кентаврами: полулюди – полукони. В прудах и озерах обитали наяды, божества, олицетворяющие силы природы. Существовали сирены, существа с женской головой и птичьим телом, отличавшиеся чарующими голосами. Известны женщины-воительницы амазонки, терпевшие мужчин исключительно для продолжения рода. Были и горгоны, мифические женоподобные чудовища. От одного их взгляда любые предметы могли превратиться в камень.    БОГИ И ЛЮДИ. Но главными персонажами греческой мифологии были боги и герои. Созданные по человеческому подобию, боги были красивы, могли принимать любой облик, но главное – отличались бессмертием. Подобно людям, они могли быть великодушны, щедры, но также и коварны, беспощадны. Однако, при всем своем всевластии и бессмертии, боги также зависели от судьбы. Греческие богини судьбы Мойры были дочерьми Зевса и Фемиды и иногда изображались в виде старух. Неумолимо определяли они срок жизни людей и богов. Даже Зевс обязан был подчиняться Мойрам. В «Илиаде» Зевс, наблюдая с Олимпа поединок Ахилла и Гектора, чтобы определить исход борьбы, бросает жребий на весы. Именно от них зависит решение. Чаша Гектора тянет книзу, а это означает, что он должен уйти в землю. И Зевс обязан примириться с гибелью Гектора, которому симпатизирует.   Боги и герои общались с людьми, вступали в любовные отношения; некоторые греческие древние аристократические роды числили в своих предках богов и доказывали божественность происхождения. Да и сами боги по внешности напоминали родовитых аристократов. Их нравы походили на нравы нашей знати. Боги могли соперничать, завидовать, ревновать, хитрить. Однако человеческие эмоции проявлялись у богов с особой интенсивностью. Боги совершали подвиги, но им были знакомы также неудачи, горе. Гибнет возлюбленный Афродиты юноша Адонис. У Деметры бог смерти Аид похищает дочь Персефону. Вше большие испытания выпадают на долю героев.    «ОЛИМПИЙЦЫ». Греческие боги составляли как бы несколько категорий с точки зрения значимости. Двенадцать главных верховных богов «олимпийцев» обитали на заснеженной горе Олимп, самой высокой в Греции, достигавшей почти трех тысяч метров. Там же находился дворец верховного бога Зевса, жилища других богов. Само понятие Олимп было аналогично понятию «небо». Греки верили в существование трех поколений богов, причем в итоге младшее свергло власть старших. Так в мифологии по-своему нашло отражение соперничество между отдельными родами и племенами за верховенство. Боги закрепили между собой главные сферы жизни.    ЗЕВС. Верховный бог греков Зевс, отец богов и людей, был подобен царю в человеческом обществе. Его считали сыном Крона, бога времени и земледелия, а потому называли иногда Кронидом или Кронионом. Его матерью была богиня Рея. Отцу Зевса было предсказано, что он будет свергнут одним из своих детей. Поэтому он стал проглатывать детей. Благодаря помощи своей матери Реи Зевс избежал гибели. Когда Зевс возмужал, он лишил Крона власти и заставил вернуть проглоченных им детей. Зевс разделил со своими братьями власть над миром: он получил в удел небо, Посейдон – море, а Аид – подземное царство. Зевс одолел всех врагов, прежде всего Тифона – чудовище с сотней драконьих голов, а также гигантов – огромных, вызывающих ужас змееногих великанов.   От первой своей супруги Метиды Зевс родил Афину. Были у него и другие многочисленные дети от богинь и смертных. Вообще Зевс считался весьма любвеобильным, что возбуждало ревность его главной жены Геры и зачастую приводило к серьезным семейным «разборкам». Зевс был грозным богом: громовержцем, тучегонителем. Он разъезжал но небу в золотой колеснице. Изображался сидящим на тропе с орлом, со скипетром и пучком молний как непременными атрибутами власти. С высот Олимпа Зевс рассылал людям свои дары, утверждал на земле порядок и законы.    ДРУГИЕ ОБИТАТЕЛИ ОЛИМПА. Супруга Зевса Гера была верховной греческой богиней, царицей богов. Она покровительствовала браку, супружеской любви и ролам; ее изображали женщиной редкой красоты в роскошном пышном наряде, сидящей на золотом троне рядом с мужем. Ревнивая Гера преследовала своих соперниц (например, Ио) и их детей (Геракла).   Брат Зевса Посейдон был богом моря, всех источников и вод, а также владельцем земных недр и их богатств. В морской пучине находился его дворец, сам Посейдон повелевал волнами и морями. Если Посейдон взмахивал своим трезубцем, начиналась буря. Он мог также вызвать землетрясение.   Богом подземного мири и царства смерти являлся Анд, брат Зевса, глубоко под землей он владел царством, куда не проникают лучи солнца и которое выглядело сумрачно-холодным и страшным. Из царства смерти не было возврата. Трехглавый пес Цербер (Кербер) сторожил выход из обители мертвых, не выпуская никого назад. Мрачный старик Харон. сын бога вечной тьмы и богини ночи, перевозящий души умерших в загробное царство, ни одну из них не возвращал на землю. Сам бог Аид сидел на золотом троне вместе со своей женой Персефоной, дочерью богини плодородия Деметры. Персефона была похищена Аидом, стала его женой и владычицей подземного царства. Его служанки – неумолимые богини мщения Эринии, были экипированы бичами и змеями и повсеместно неистово преследовали преступников. Там же находился и бог смерти Танат, в черном плаще, с черными крыльями, который посещал ложе умирающего, чтобы срезать мечом прядь волос и отторгнуть душу…

thelib.ru

Предисловие. Борис Александрович Гиленсон.История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция. История древней Евразии

   Знакомство с историей мировой литературы при подготовке будущего педагога-словесника начинается с литературы Древней Греции. Трудно переоценить значение этого курса, обладающего как научной ценностью, так и эстетической и воспитательной значимостью. Он не только приобщает студента к шедеврам мировой словесности, погружает в мир, исполненный красоты и гармонии. Он – своеобразный подступ к познанию многих важнейших гуманитарных дисциплин. И это не случайно. На долю Древней Греции выпала уникальная историческая роль. Она стала колыбелью европейской цивилизации. Древнегреческая литература не только художественно совершенна, одушевлена общечеловеческим пафосом, неизменно увлекательна и одновременно актуальна. Она по-своему «синтетична»: вбирает в себя элементы мифологии и фольклора, философии и эстетики, педагогики и этики, а также и других дисциплин.   По данному курсу имеются учебники и учебные пособия, выходившие в разное время, написанные такими крупнейшими специалистами, как С.И. Радциг, А.Ф. Лосев, И.М. Тронский, А.А. Тахо-Годи, В.Г. Ворухович, Н.А. Чистякова, Н.А. Вулих и другие. Их ценность и значимость – неоспоримы. В настоящем пособии мы опираемся на труды предшественников. Учтен также и обширный объем научных разысканий, накопленный учеными-античниками, авторами специальных исследований и монографий.   Вместе с гем, в пособии, адресованном как студентам филологам, так и старшеклассникам гуманитарных лицеев оттенены и расширены некоторые концептуальные и методические моменты. введены новые материалы.   Эти новые аспекты и подходы сводятся к следующему.   Настоящий курс читается обычно в первом семестре параллельно с такими курсами, как «Устное народное творчество» (УНТ), «Древнерусская литература», «Введение в литературоведение», «Введение в языкознание». Это позволяет с самого начала прочертить межпредметные связи, помочь формированию у студентов-первокурсников, вчерашних школьников, представлений о литературном процессе и его закономерностях. Многие разделы и темы курса (греческая мифология, происхождение театра, трагедии и комедии и др.) тесно связаны с курсом УНТ; теоретические разделы стиховедения, происхождение письменности, а также литературных жанров, образные средства языка рассматриваются в курсе «Теория литературы», читаемом как на 1-м, так и на 5-м курсах. То же относится к курсу «Теория языка». Исторические, культурологические, философские, педагогические аспекты настоящего курса частично освещаются в лекциях по культурологии, истории философии, истории педагогики, риторике, этике, эстетике.   Учитывая недостаточную историческую подготовку студентов-филологов, в наше пособие, в отличие от уже имеющихся, включается в скромном объеме исторический материал, необходимый для понимания литературного процесса. В текст пособия «интегрируются» сжатые характеристики таких событий, как греко-персидские войны, Пелопоннесская война, политическая борьба в Греции в V–IV вв. до н. э. и т. д., биографии «знаковых» политических деятелей Солона, Перикла, Александра Македонского и др.   Своеобразие греческой литературы можно адекватно понять и оценить, лишь исходя из знания ее реальной жизненной основы. В пособии имеется раздел «Греческий образ жизни», в котором освещаются бытовой уклад, семейные отношения, положение женщины, специфика античного рабства, рассматриваются различные аспекты жизни древнегреческого социума. Важно, что студенты получают представление о природе древнегреческой демократии, общественно-политической структуре эллинского общества.   Структура пособия обусловлена тем, что курс носит во многом «синтетический» характер: он имплицитно связан с целым рядом гуманитарных дисциплин (культурология, история мировой культуры, эстетика, история педагогики, история театра и др.). Это объясняет целесообразность включения материала, характеризующего шедевры греческой архитектуры и скульптуры, живописи, ваяния, дающего представление об особенностях образовательной и воспитательной системы, ориентирующего на изучение ранних философских теорий, этических и эстетических воззрений Платона, Аристотеля и других корифеев древнегреческой философской мысли. Становление греческой драматургии нельзя понять вне происхождения и развития театра, равно как и особенностей актерской игры.   В пособии предпринята попытка «актуализировать» материал греческой литературы, не замыкая его исключительно на далекое прошлое. Подчеркнуто общечеловеческое значение прославленных героев античной литературы (Гектор. Андромаха, Пенелопа, Эдип, Антигона, Медея, Федра, Одиссей и др.). Прослеживается, каким образом сюжеты, мотивы и образы древнегреческих мифов обретают «второе дыхание» на протяжении истории мировой литературы (у Данте, Шекспира, Гете, Байрона, Шелли, Джойса, Борхеса, Гарема Маркеса и др.). Все это позволит оценить наследие древнегреческой литературы как живое, неизменно актуальное. «Выходы» в последующие литературные эпохи помогут понять значение античности для развития европейской цивилизации, культуры и литературы.   Пособие намечает экскурсы за пределы сугубо филологической, литературоведческой проблематики. Подчеркивается непреходящая ценность греческой демократии, ее коренных принципов, ее живого опыта для истории и современности. Акцентируется огромный нравственно-воспитательный потенциал курса. Важно донести до студентов то, что в греческом обществе, которое, конечно, отнюдь не следует идеализировать, был высок престиж знаний, талантов, на первый план выдвигались духовные ценности, а воспитание и образование граждан являлось приоритетной заботой государства. Раб считался несчастным не потому, что был обречен на несвободу и тяжелый труд, а прежде всего потому, что, в отличие от свободных граждан, был лишен доступа к источникам знаний. Неизменно жизненным остается и то, что в греческом обществе на первый план выдвигалось воспитание гражданина, человека, преданного ро~ дине, нравственного, приверженного понятиям чести, долга и справедливости.   Если в названных выше учебниках подооная тематика представлена весьма скупо, то в настоящем учебном пособии широко освещаются вопросы литературных связей, имеющих глубокие исторические корни. Это и обогащает знания студентов русской литературы XVIII–XX веков, и открывает перед преподавателем возможность приобщить их к проблематике сравнительного литературоведения. Речь идет о переводчиках древнегреческой литературы (Ломоносове, Гнедиче, Жуковском, Вересаеве, Шервииском, Апте и др.), о рецепции ее в России и восприятии русскими писателями (Державиным, Пушкиным, Толстым, Брюсовым и др.).   Предложенные концептуальные и методические положения дают возможность уже на начальном этапе филологического обучения ввести студента в широкий круг проблем истории мировой литературы, включить древнегреческих авторов в контекст культурологических дисциплин. Каждая часть снабжена библиографией художественных текстов и литературы и содержит указания на возможности межпредметных связей.   Знакомство с древнегреческой литературой не завершится на первом курсе. Студенты-словесники будут постоянно к ней возвращаться. «Античный след» будет неизменно возникать при изучении мировой литературы самых разных эпох вплоть до современности, при овладении такими теоретическими дисциплинами, как «Поэтика», «Теория литературы». Без античности не могут быть поняты ни Возрождение и классицизм, ни Просвещение и романтизм, ни литература XIX–XX веков, русская и зарубежная.   Б. А. Гиленсон,   доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.

oldevrasia.ru