История древнего мира виппер. История древнего мира Р. Ю. Виппер. История средних веков (стр. 48 из 48)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

История древнего мира Р. Ю. Виппер. История средних веков (стр. 12 из 48). История древнего мира виппер


Р. Ю. Виппер. История Древнего Мира

Годер Г.История Древнего мира Р_т 5 кл. 2 ттТетрадь предназначена для выполнения учащимися разнообразных тренировочных заданий. — Просвещение, (формат: Мягкая глянцевая, 80 стр.) Подробнее...2017275бумажная книга
Джейн БингемИстория Древнего МираЭта прекрасно иллюстрированная энциклопедия откроет для вас удивительный мир далекого прошлого - от появления на Ближнем Востоке первых земл — Ридерз Дайджест, (формат: Твердая бумажная, 992 стр.) Подробнее...2008979бумажная книга
Владимир Олегович НикишинИстория древнего мира. Древний рим. Учебное пособие для академического бакалавриатаИстория Древнего Рима представляет собой заключительный, финальный этап древней истории Средиземноморья. Цель освоения данной дисциплины заключается в формировании у студентов целостного… — ЮРАЙТ, Бакалавр. Академический курс. Модуль. электронная книга Подробнее...2016659электронная книга
Никишин В.О.История древнего мира. Древний рим. Учебное пособие для академического бакалавриатаИстория Древнего Рима представляет собой заключительный, финальный этап древней истории Средиземноморья. Цель освоения данной дисциплины заключается в формировании у студентов целостного… — ЮРАЙТ, (формат: Твердая бумажная, 992 стр.) Бакалавр. Академический курс. Модуль Подробнее...20171301бумажная книга
Сьюзен Уайс БауэрИстория Древнего мира. От истоков Цивилизации до падения РимаИстория Древнего мира – от самых ранних, научно документированных событий и до падения Римской империи. В этой книге Сьюзен Бауэр выдвигает и доказывает интереснейшую теорию взаимодействия и… — АСТ, Страницы истории (АСТ) электронная книга Подробнее...2007249электронная книга
Бауэр Сьюзен УайсИстория Древнего мира. От истоков цивилизации до падения РимаИстория Древнего мира - от самых ранних, научно документированных событий и до падения Римской империи. В этой книге Сьюзен Бауэр выдвигает и доказывает интереснейшую теорию взаимодействия и… — АСТ, История в одном томе Подробнее...20151114бумажная книга
Бауэр С.История Древнего мира: от истоков цивилизации до падения РимаИстория Древнего мира – от самых ранних, научно документированных событий и до падения Римской империи. В этой книге Сьюзен Бауэр выдвигает и доказывает интереснейшую теорию взаимодействия и… — АСТ, История в одном томе Подробнее...2015780бумажная книга
Сьюзен Уайс БауэрИстория Древнего мира. От истоков цивилизации до падения РимаИстория Древнего мира–от самых ранних, научно документированных событий и до падения Римской империи. В этой книге Сьюзен Бауэр выдвигает и доказывает интереснейшую теорию взаимодействия и… — (формат: 212x138мм, 992 стр.) История в одном томе Подробнее...2015557бумажная книга
Бауэр С.История Древнего мира: от истоков цивилизации до падения РимаИстория Древнего мира – от самых ранних, научно документированных событий и до падения Римской империи. В этой книге Сьюзен Бауэр выдвигает и доказывает интереснейшую теорию взаимодействия и… — Издательство «АСТ», (формат: 212x138мм, 992 стр.) История в одном томе Подробнее...2017782бумажная книга
Бауэр С.История Древнего мира : от истоков цивилизации до падения РимаИстория Древнего мира – от самых ранних, научно документирован-ных событий и до падения Римской империи. . В этой книге Сьюзен Бауэр выдвигает и доказывает интереснейшую теорию взаимодействия и… — АСТ, (формат: Твердая глянцевая, 988 стр.) Подробнее...2014587бумажная книга
Бауэр С.История Древнего мира. От истоков цивилизации до падения РимаИстория Древнего мира - от самых ранних, научно документированных событий и до падения Римской империи. В этой книге Сьюзен Бауэр выдвигает и доказывает интереснейшую теорию взаимодействия и… — АСТ, (формат: Твердая бумажная, 992 стр.) Подробнее...2015861бумажная книга
Сьюзен Уайс БауэрИстория Древнего мира. От истоков цивилизации до падения РимаИстория Древнего мира - от самых ранних, научно документированных событий и до падения Римской империи. В этой книге Сьюзен Бауэр выдвигает и доказывает интереснейшую теорию взаимодействия и… — АСТ, (формат: Твердая бумажная, 992 стр.) История в одном томе Подробнее...2015555бумажная книга
Сьюзен БауэрИстория Древнего мира. От истоков цивилизации до падения РимаИстория Древнего мира - от самых ранних, научно документированных событий и до падения Римской империи. В этой книге Сьюзен Бауэр выдвигает — АСТ, (формат: Твердая бумажная, 992 стр.) Подробнее...2015489бумажная книга
История Древнего мира. 5 класс (CDpc)Электронное издание для средней школы "1 С:Образовательная коллекция. История Древнего мира, 5 кл." содержит обширные учебные материалы с большим количеством иллюстраций, исторические источники… — 1С, (формат: Твердая бумажная, 992 стр.) Образовательная коллекция Подробнее...2005134бумажная книга
Годер Георгий ИзраилевичИстория Древнего мира. 5 класс. Рабочая тетрадь. В 2-х частях. Часть 2Тетрадь создана к учебнику "Всеобщая история. История Древнего мира" авторов А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицчой, переработанному в соответствии с ФГОС основного общего образования… — Просвещение, История Подробнее...2018328бумажная книга

dic.academic.ru

История древнего мира Р. Ю. Виппер. История средних веков

Ок. 3100–3000 г.

до н. э.

Объединение Верхнего и Нижнего Египта.

Ок. 2800–2700 г.

Строительство самых больших пирамид Хуфу (Хеопса) и Хафра (Хефрена).

Ок. 1750 г.

Вторжение гиксосов.

1504–1450 гг.

Тутмос III; совершил 17 завоевательных походов в Азию и достиг четвертого порога Нила.

1372–1354 гг.

Правление Эхнатона. Установление культа Атона – солнечного диска.

1301–1235 гг.

Рамсес II. Противоборство с Хеттской державой; строительство храмов.

671 г.

Завоевание Египта Ассирией.

525 г.

Завоевание Египта Персидской державой.

332 г.

Завоевание Египта Александром Македонским.

Передняя Азия

1792–1750 гг. до н. э.

Правление царя Хаммурапи в Вавилоне. Составление законов.

Х в.

Правление царей Давида и Соломона в древнееврейском царстве. Строительство храма в Иерусалиме.

IX в.

Распад древнееврейского царства на Израиль и Иудею.

722–705 гг.

Правление Саргона II в Ассирии.

722 г.

Разгром Израильского царства ассирийцами.

VII в.

Расцвет Ассирийской державы.

669–627 гг.

Правление Ашшурбанипала. Составление ниневийской библиотеки.

612 г.

Падение столицы Ассирии Ниневии.

605–562 гг.

Правление Навуходоносора II в Вавилоне.

587 г.

Захват Иерусалима вавилонянами и начало вавилонского плена.

539 г.

Захват Вавилона персидским царем Киром.

Древняя Греция

XIII в. до н. э. (1240–1230 гг.)

Троянская война.

XI– IX вв.

Гомеровский период.

VIII– VI вв.

Великая греческая колонизация.

776 г.

Первая Олимпиада. .

VIII –VII вв.

Завоевание Спартой Мессении.

621 г.

Законы Драконта в Афинах.

594 г.

Реформы Солона в Афинах.

560–527 гг. (с перерывами)

Тирания Писистрага в Афинах.

510 г.

Изгнание Гиппия из Афин.

509–500 гг.

Реформы Клисфена в Афинах.

500–449 гг.

Греко-персидские войны.

490 г.

Бигва при Марафоне.

480 г.

Битва при Саламине.

479 г.

Битвы при Платеях и при Микале.

478–477 гг.

Организация Афинского морского союза.

462 г.

Реформы Эфиальта в Афинах.

446-429 гг.

Правление Перикла в Афинах.

431–404 гг.

Пелопоннесская война.

411 г.

Олигархический переворот в Афинах.

406–367 гг.

Тирания Дионисия Старшего в Сиракузах.

404–403 гг.

Тирания тридцати в Афинах.

401–400 гг.

Отступление 10 000 греков.

379 г.

Демократический переворот в Фивах.

338 г.

Битва при Херонее. Победа македонского царя Филиппа над коалицией греческих городов.

336–323 гг.

Правление Александра Македонского.

333 г.

Битва при Иссе.

327–325 гг.

Поход Александра Македонского на Индию.

168 г.

Битва при Пидне. Превращение Македонии в римскую провинцию.

146 г.

Разрушение Коринфа. Завоевание Греции Римом.

Древний Рим

754–753 гг.

Традиционная дата основания города Рима.

до н. э.

VIII– VI вв.

Царский период римской истории.

510г.

Изгнание из Рима царя Тарквиния Гордого.

264–241 гг.

Первая Пуническая война.

218–201 гг.

Вторая Пуническая война.

216г.

Битва при Каннах.

202г.

Битва при Заме.

149–146 гг.

Третья Пуническая война.

133г.

Трибунат Тиберия Гракха.

138–132 гг.

Восстание рабов в Сицилии.

123–122 гг.

Реформы Гая Гракха.

107–104 гг.

Военно-политические реформы Мария.

102 или 100–44 гг.

Гай Юлий Цезарь.

82–79 гг.

Диктатура Суллы.

74–71 гг.

Восстание рабов под предводительством Спартака.

63–62 гг.

Заговор Каталины.

58–50 гг.

Война Юлия Цезаря в Галлии.

49–45 гг.

Гражданская война между Юлием Цезарем и его противниками.

48г.

Битва при Фарсале. Гибель Гнея Помпея.

42г.

Битва при Филиппах.

30г.

Захват Октавианом Александрии. Гибель Марка Антония и Клеопатры. Установление Империи в Риме.

30 г. до н. э. – 14 г. н. э.

Единоличное правление Октавиана Августа.

9г.

Битва в Тевтобургском лесу.

54–68 гг.

Принципат Нерона.

64г.

Пожар Рима.

70г.

Взятие и разрушение Иерусалима римскими войсками.

79г.

Извержение Везувия. Гибель городов Геркуланума и Помпеи.

98– 117гг.

Правление императора Траяна.

284–305 гг.

Правление императора Диоклетиана.

306–337 гг.

Правление императора Константина.

313 г.

Миланский эдикт о веротерпимости.

325 г.

Никейский собор. Превращение христианства в государственную религию.

330 г.

Провозглашение столицей Империи Константинополя.

379–395 гг.

Правление Феодосия I.

395 г.

Разделение империи на Западную и Восточную.

410 г.

Взятие и разгром Рима готами.

455 г.

Разгром Рима вандалами.

476 г.

Низложение Ромула Августула. Традиционная дата падения Римской империи.

mirznanii.com

История древнего мира Р. Ю. Виппер. История средних веков

Будучи окружен злыми бесами и привидениями, человек старается оборониться от них. Самое верное средство – приготовить изображение злого духа, возможно более похожее на него, и повесить эту куклу перед домом, чтобы ее видом отгонять самого беса, или, еще лучше, торжественно и с проклятиями сжечь изображение. Вавилоняне придавали бесам безобразные черты: оскаленные зубы, рога и щетину, хвосты и когти и т. д. Из этого составилась фигура черта, которая потом перешла к европейцам.

Но сквозь мрачные мысли пробивалась некоторая надежда на избавление. Ежегодно празднуется возвращение из подземного мира умершего молодого бога, которого перед тем с великим плачем провожали в могилу. Так может спастись и человек от вечной смерти. Бог весны и весеннего солнца, Мардук, "милосерд" и "любит воскрешать мертвых". Есть "живая вода" в тайном месте; кто изопьет ее или окропится ею, вернется к жизни и получит бессмертие. На западе далеко, куда заходит солнце, есть "острова блаженных", где нет печали и смерти. Сказание передает, как могучий царь Гильгамеш искал пути к ним. Его друг погиб, его самого поразила тяжкая проказа; но он не хочет умирать; он собирается освободить друга из пасти смерти и узнать тайну бессмертия. Отправляясь на запад, он надеется отыскать своего предка, любимца богов, которого они взяли живым в земной рай. Он проходит страшные ущелья, встречает у входа к горе громадных людей-скорпионов, идет внутри горы в полном мраке и на выходе открывает чудный сад, среди которого стоит божественное дерево со сверкающими, как самоцветные камни, плодами. Наконец он добирается до великого моря смерти, через которое ходит лишь солнце и нет переправы. Но Гильгамеш отыскивает лодочника и после тяжких усилий добирается до другого берега. Здесь он рассказывает своему бессмертному предку страдания. Тот погружает Гильгамеша в волшебный сон и велит отвезти к источнику жизни: больной исцеляется от своей проказы, видит чудесное древо жизни, дающее человеку бессмертие. Затем Гильгамеш отправляется в обратный путь и берет с собою дерево, чтобы насадить из него на своей родине целый лес. Хотя он сам и возвращается домой, но на дороге теряет чудесное дерево.

Эти рассказы вавилонян о странствованиях по неизведанным странам на западе, о земном рае и райском дереве, о переправе через море или реку смерти, о беседе с тенью умершего предка и о целебной живой воде широко распространились не только у соседних народов, они перешли также далеко на запад, к грекам.

Священная наука вавилонян. Лучшую защиту против злых духов, кружащих около человека, вавилоняне думали найти в великих светлых богах, которые царят на небесах и показываются в светилах: солнце, месяце и пяти ярких видимых простым глазом планетах (их латинские названия – Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн). К этим семи высшим силам обращались с молитвами и просьбами; их волю, их указания людям старались прочитать в движении светил.

Вавилонские жрецы подробно занялись изучением небесных явлений, и у них получилась очень сложная и трудная наука. Они составили календарь, который заимствовали потом европейские народы. В вавилонском календаре соединен счет времени по видимому движению солнца и по движению луны. За год приняли срок, в который солнце проходит по большому поясу неба (эклиптике). Год разделили на 12 частей по 30 дней в каждой согласно сроку оборота луны (до сих пор у европейцев луна и тот срок, в который она проходит свой круг, обозначаются одним и тем же словом месяц). На годовом небесном круге солнца эти 12 частей отметили большими созвездиями (Телец, Близнецы, Рак, Лев и т. д.). Далее каждому из великих семи богов был посвящен особый день, и таким образом получили еще подразделение месяца на четыре недели. Вавилонская семидневная неделя перешла потом ко всем европейским народам и у некоторых сохранила даже свои старинные названия дней от светил (лучше всего это видно на французском и английском языках: начиная с воскресенья идут день солнца, луны, Марса, Меркурия, Юпитера, Венеры, Сатурна).

Из всех небесных явлений человека особенно поражают затмения. Когда на чистом небе затягивался черной пеленой ясный лик бога-светила, люди были уверены, что предстоит что-нибудь страшное или важное. Вавилоняне старались заметить те сроки, в которые повторяются солнечные и лунные затмения, и научились их предсказывать.

Они точно измерили глазами видимое небо и вычислили, что солнце (во время равноденствия) на небесном полукруге от восхода до заката укладывается поперечником своего кружка 180 раз (3x60). Они стали делить вообще всякий полукруг на 180, а всякий круг – на 360 частей (2x180 или 6x60). Число 60 стало одним из священных волшебных чисел: оно было принято у вавилонян за основу счета, как у нас 100. Час делили на 60 минут, минуту – на 60 секунд. Эти деления круга и часа также перешли к нам.

При всей точности вычислений вавилонских жрецов их представления о мироздании были неверны; они думали, что солнце каждый день действительно катится через все небо и ночью проходит под землею, что все светила кружатся около земли, которая неподвижно стоит в середине мира. Числа и меры не служили для них простыми отметками: в мировом порядке и в земной жизни должны повторяться волшебные числа три, семь, двенадцать, шестьдесят. Мир состоит из двух великих частей: небесного царства и его точного снимка, царства земного. Каждое образует три слоя, один над другим: воду, твердь и воздух. По твердому поясу неба или по плотине небесной движутся солнце и другие светила.

Далее вавилоняне верили, что небо – великая раскрытая книга, по которой ученый может читать все, что есть и будет на земле. Если небесный мир совершенно так же устроен и разделен, как земной, то события, происходящие в нем, должны с буквальной точностью повторяться на земле. Нужно только внимательно замечать все, что происходит на небе, и находить во всех знамениях настоящий их смысл. Появление над небосклоном одной планеты может означать урожай, восход другой – нападение врага. Есть счастливые и есть зловещие светила, бывает благополучное и бывает грозное их расположение. Заволакивание месяца тучами, яркие зори и т. п., все это – знамения, за которыми идут неминуемо счастие или беда. Судьба каждого человека определена заранее на небе: при рождении, напр., царского сына замечали положение светил и предсказывали его жизнь. Вавилонские предсказатели взбирались каждый день на высокие башни богов, наблюдали, записывали и гадали. Эти выкладки и гадания по движению небесных светил перешли потом к грекам и от них к другим европейским народам; под именем астрологии они просуществовали еще 2000 лет вне Вавилона, и лишь за 200 лет до наших дней они были покинуты в Европе*.

* Научные знания нанесли сильный удар астрологии, но в конце XX века астрология вновь получила широкое распространение.

Книги. Наука вавилонян началась очень рано, накоплялась и хранилась очень долго. Судя по тем записям, которые теперь находят европейцы в этой стране, большая часть знаний и наблюдений перешли к ним от более старинного народа сумеров, жившего по Евфрату (стр. 53–54). Этот народ придумал азбуку; на его языке были в первый раз записаны гадания, порядок небесных явлений и календарь; для того чтобы познакомиться с ними, позднейшие вавилоняне должны были изучать чужой старинный язык, составить к нему объяснения, грамматики и словари. Самый путь к науке был таким образом очень сложен и труден.

Вавилонский способ письма был не похож на египетский: для обыкновенного письма брали не бумагу, а тонкие дощечки, и по сырой еще глине надавливали острым резцом, получались бороздки вроде гвоздиков или клиньев, почему этот способ называют теперь клинописью. Вероятно, так же, как у египтян, письмо вавилонян началось с рисунков: в некоторых знаках можно узнать звезду, пчелу и т. д. Но при их способе быстро водить по мягкой глине очертания рисунка выходили неясными; вследствие этого перестали придавать значение верности фигур. Оттого вавилонянам было нетрудно перейти к обозначению знаками слогов и звуков.

Высохшие написанные дощечки можно было очень долго хранить. Целая книга имела вид стопки положенных друг на друга кирпичиков. Разрывая холмы и мусор на месте старых городов Двуречья, европейцы недавно нашли целую кирпичную библиотеку*. Она принадлежала царю соседней с Вавилоном Ассирии. Ассирияне усвоили науку и искусства Вавилона; царь ассирийский Ассурбанипал положил много стараний на то, чтобы собрать старинные и новые книги, в которых записаны были сказания, молитвы, наблюдения над небом, гадания. Большею частью это были переводы с более древнего языка; к ним приложены толкования, пособия, словари и т. д.

* Библиотека Ашшурбанипала (правил в 669 – ок. 635 г. до н. э.) находилась в его дворце в Ниневии. Его отец Асархаддон предполагал сделать Ашшурбанипала верховным жрецом, поэтому он изучал все науки того времени, сохранив любовь к ним до конца жизни. Первые находки глиняных табличек сделал англичанин Джордж Смит в 60-х годах XIX в., а раскопал библиотеку в 1887 г. Ормузд Рассам. Сохранилось около 30 000 табличек и фрагментов. Это была первая в мире систематически подобранная библиотека, где таблички были разложены в определенном порядке и имелся каталог.

mirznanii.com

Аннотация. История древнего мира - Виппер Р. Ю.

Похожие разделы в других книгах:    Категория Гуманитарные дисциплины      Книга Различие и повторение - Ж. Делёз,  Раздел Аннотация      Книга О назначении человека - Николай Бердяев,  Раздел Аннотация      Книга Монархи Европы (судьба династий) - Н.В.Попов,  Раздел Аннотация      Книга Кризис и война: международные отношения в центре и на периферии мировой системы в 30-40-х годах з- под. ред. А.Д.Богатурова,  Раздел Аннотация      Книга Радость - Александр Лоуэн,  Раздел Аннотация    Категория Право      Книга Кримінальне право України. Загальна частина - Фріс П. Л.,  Раздел Аннотация      Книга Криминалистическая ситуалогия: Монография - Волчецкая Т.С.,  Раздел Аннотация      Книга Финансовое право - Востриков Г.Г.,  Раздел Аннотация      Книга Финансовое право - Востриков Г.Г.,  Раздел КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ КУРСА    Категория Финансы      Книга Жизнь, деятельность и деловые секреты величайшего в мире инвестора - Роберт Слейтер,  Раздел Аннотация      Книга Торговый хаос - Билл Вильямс,  Раздел Аннотация      Книга Дэй трейдер. Кровь, пот и слезы успеха - Льюис Дж. Борселино и Патриция Комминс,  Раздел Аннотация      Книга Практическое руководство по реинжирингу бизнес-процессов - Майк Робсон, Филип Уллах,  Раздел Аннотация      Книга Исследование взаимосвязи теорий циклов и волн Эллиота в режиме компьютерного моделирования - Чарльз Миллер,  Раздел Аннотация    Категория Маркетинг      Книга Амблер Тим - Практический маркетинг,  Раздел АННОТАЦИЯ      Книга Стратегический маркетинг - Ламбер Жан Жак,  Раздел Аннотация      Книга Маркетинговое консультирование - Гончарук В.А.,  Раздел Аннотация    Категория Менеджмент      Книга Система регуляторов социального действия российских государственных служащих - Захаров Н. Л.,  Раздел Аннотация      Книга Как выбирать своих людей - Рут Миншулл,  Раздел Аннотация      Книга Мировой опыт в управлении персоналом. Обзор зарубежных источников - П.В.Журавлев и др.,  Раздел Аннотация    Категория Социология      Книга Феноменологическая социология знания,  Раздел Аннотация    Категория Разное      Книга Язык и межкультурная коммуникация - Тер-Минасова С. Г.,  Раздел Аннотация      Книга Илиада - Гомер,  Раздел Аннотация    Категория Комментарии к нормативным актам      Книга Комментарии к кодексу РФ об административных правонарушениях - под редакцией Ю.М.Козлова,  Раздел Аннотация      Книга Комментарии к кодексу РФ об административных правонарушениях - под. редакцией Ю.М. Козлова,  Раздел Аннотация    Категория Управление персоналом      Книга УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ - Коллектив авторов.,  Раздел Аннотация    Категория Государственное право зарубежных стран      Книга Государственное право зарубежных стран - Арановский К.В.,  Раздел Аннотация      Книга Иностранное конституционное право – ред. В.В. Маклакова.,  Раздел Аннотация      Книга Закон Республики Башкортостан О местном самоуправлении в Республике Башкортостан.,  Раздел Аннотация      Книга КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН - В.Е.Чиркин.,  Раздел Аннотация      Книга Конституции зарубежных государств - В.В. Маклаков.,  Раздел Аннотация    Категория Аграрное право      Книга Собственность и иные вещные права на земельные участки в РФ - Тихомиров М.Ю.,  Раздел Аннотация      Книга ОЦЕНКА ЗЕМЛИ. Учебное пособие - Ф.П. Румянцев, Д.В. Хавин, В.В. Бобылев, В.В. Ноздрин.,  Раздел Аннотация      Книга ЗАВДАННЯ ДО ПРАКТИЧНИХ ЗАНЯТЬ З АГРАРНОГО ПРАВА для студентів 5 курсу - В.П.Жушман та ін.,  Раздел Аннотация    Категория Административное право      Книга Социально-правовые вопросы интенсификации регионального производства - Андреева М.И.,  Раздел Аннотация    Категория Судебные и правоохранительные органы      Книга Правоохранительные органы Российской Федерации - Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А., Шумилов Ю.И.,  Раздел Аннотация      Книга Коррупция в милиции Кабардино-Балкарской Республики и Саратовской области - Хачемизов Аслан Юрьевич.,  Раздел Аннотация      Книга П А М Я Т К А сотруднику милиции Российской Федерации о культуре поведения на службе и в быту - Ф.Э. Дзержинский.,  Раздел Аннотация    Категория Банковское право      Книга Банковское право - Эриашвили Н.Д.,  Раздел Аннотация      Книга Кредитные организации в России - ред. Е.А. Павлодский.,  Раздел Аннотация      Книга БОЛЬШОЙ БУХГАЛТЕРСКИЙ СЛОВАРЬ - ред. А.Н. Азрилияна.,  Раздел Аннотация      Книга Ипотека. Организация ипотечного кредитования - М.А. Абдуллаев и др.,  Раздел Аннотация    Категория Политэкономия, микро-, макроэкономика      Книга Сделано в Японии - Акио Морита,  Раздел Аннотация      Книга Региональная экономика и управление - Автор неизвестен,  Раздел Аннотация      Книга Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности - Сорос Дж.,  Раздел Аннотация      Книга Благосостояние для всех - Людвиг Эрхард,  Раздел Аннотация    Категория Гражданское право      Книга ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ - Государственная Дума.,  Раздел Аннотация      Книга ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ - Государственная Дума.,  Раздел Аннотация      Книга ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ - Государственная Дума.,  Раздел Аннотация      Книга КОММЕНТАРИЙ К ГРАЖДАНСКОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЧАСТИ ВТОРОЙ - О.Н. САДИКОВ.,  Раздел Аннотация    Категория Жилищное право      Книга Правовой режим недвижимого имущества - Гришаев С.П.,  Раздел Аннотация      Книга КЛАССИФИКАЦИЯ ИПОТЕЧНЫХ КРЕДИТОВ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ ИПОТЕЧНОГО ЖИЛИЩНОГО КРЕДИТОВАНИЯ - Е. ФИЛИППОВА.,  Раздел Аннотация      Книга ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ - А. СПЕКТОР.,  Раздел Аннотация      Книга ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Государственная Дума.,  Раздел Аннотация      Книга ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЖИЛИЩНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Г.В. БОЙЦОВ, М.Н. ДОЛГОВА.,  Раздел Аннотация    Категория История государства и права зарубежных стран      Книга ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ДРЕВНЕГО МИРА. ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ - В.В. Перфильев.,  Раздел Аннотация      Книга

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

История древнего мира Р. Ю. Виппер. История средних веков

При выполнении указанных условий учебник должен был отклониться неизбежно от наиболее обычной формы конспекта и приблизиться к форме хотя бы краткой книги для чтения. Едва ли нужно поэтому прибавлять, что составитель и не думал предназначать все содержание своего учебника для заучивания или подробного пересказа. Известные его отделы, конечно, достаточно дать прочитать и ограничиться общим отчетом о них. Но это дело уже преподавателя: как лучше распределить текст, что дополнить, на чем остановиться, о чем побеседовать, какой материал предоставить на долю некоторого размышления и т. п.

Составитель не считает нужным подробно объяснять программу учебника, надеясь, что главные линии изложения выступят сами собою при чтении или изучении книги. Курс древней истории дает возможность подвигаться по естественным географическим районам и рассматривать общественно-исторические явления в определенной обстановке физических условий. С другой стороны, этот порядок более или менее отвечает и задаче эволюционного изображения. Сначала – старинная Европа и вместе с тем наиболее ранний общественный тип. Затем – две большие культуры речных равнин Северной Африки и Передней Азии в виде географического и общественно-культурного контраста первой группе, но в то же время и в качестве следующей высшей ступени. Далее (при посредстве характеристики финикиян) – переход к району и культуре Средиземного моря. Следующая затем характеристика – старинной Греции – примыкает опять к изображению первого процесса, но служит для дальнейшего выяснения совершенно нового высшего типа: во-первых, городской общины; во-вторых, крайне подвижной и разносторонней культурной среды. Характеристика Рима – в пределах нового западного района – лишь немного возвращает назад в смысле эволюционного порядка изложения. Центр тяжести этого отдела лежит в изображении большого сложного общественно-политического союза, который потом объединяет весь Средиземноморский мир и подводит итоги всего предшествующего развития в его кругу. Следующий момент – разрушение этого огромного союза и движение культуры назад отчасти под давлением новых сил, которые, в свою очередь, впервые вступают на путь культурного развития. Составитель считал необходимым присоединить изображение этого процесса на всем его протяжении к курсу древней истории. Отсюда – состав двух заключительных глав учебника, из которых последняя содержит в себе материал, обыкновенно относимый к курсу Средних веков.

Еще одно частное замечание. Хронология, введенная в учебник, как это легко можно заметить, почти вся приблизительная; ее значение исключительно в том, чтобы помочь учащемуся установить последовательность эпох, облегчить ему распланировку материала. Ни в каком случае она не должна оказаться новой тягостью в виде объекта для заучивания. Хронологическая память составляет редкую специальную способность: в отношении же огромного большинства учащихся внушение хронологии – занятие совершенно бесплодное. Притом если мы считаем важным усвоение крупных и общих исторических моментов, исторических полос и общественно-культурных типов, то все эти точные и дробные даты утрачивают значение; важно только основное размещение, только главная очередь явлений. В этом смысле в учебнике только одна основная хронологическая дата: это – порядок его изложения.

ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ К ВОСЬМОМУ ИЗДАНИЮ

Составитель считал возможным внести в новое издание несколько добавлений, преимущественно по истории позднего Востока и городской Греции. Расширен отдел греческой мифологии. Введена более подробная характеристика персидской державы и обстоятельнее изложен ход греко-персидских войн. Это было сделано во внимание к замечаниям преподавателей, затруднявшихся согласовать данные учебника с требованиями официальной программы. С той же целью, рядом с приблизительной хронологией, поставленной в заголовках, введена другая, точная и дробная для отдельных событий или для определения жизни исторических деятелей. По мысли составителя, хронологические даты последнего рода не подлежат заучиванию: они пригодны для справок, а также для мысленного размещения материала внутри тех больших рамок, которые намечены в заголовках.

На некоторых особенностях своего плана составитель считает нужным остановиться.

1. Персидская держава отнесена не в главу о Востоке, а помещена в связи с одновременными событиями в Греции. Оправдывается это, во-первых, соображениями хронологическими: где только возможно, желательно не разъединять одновременные явления, а трактовать их параллельно. Другое основание, более важное, состоит в том, что на всем своем протяжении история персидского государства тесно сплетается с историей независимой Греции. Почти все внешние факты истории персов, о которых приходится говорить в учебнике, вместе с тем суть и факты греческой истории; зачем же отделять описательную характеристику персов от повествовательной?

2. Составитель не ввел в учебник судеб Греции и Македонии от Александра до завоевания их римлянами: история этого времени представляет слишком специальный интерес, чтобы быть пригодной для курса III и IV классов и не оказаться простым загромождением памяти. Составитель сомневается, чтобы фактически этот отдел проходился когда-либо в соответствующих классах.

3. По-прежнему в учебник не введена история царского периода Рима, а также детали борьбы патрициев с плебеями, вроде закона Канулея и т. п. После того критического анализа, которому наука подвергла традицию о римской старине, невозможно изображать "государственное и общественное устройство Рима в период царей" или "законодательство Сервия Туллия". В самом деле, неужели полезно сообщать учащимся ряд данных для того только, чтобы, непосредственно после этого или некоторое время спустя, они узнали, что такие-то рассказы лишены достоверности?

I. СТАРИННАЯ ЕВРОПА

Изучение старины. Историей мы называем науку о судьбах рода человеческого на земле. Науке этой легко собрать множество сведений о временах, ближайших к нашему. В обществе образованном заботятся о том, чтобы осталась память о прожитом, ведут записи о событиях и человеческих порядках. Но чем дальше назад в прошлые века, тем меньше встретим мы такой заботы, тем меньше записей.

За 3000 лет до нашей поры, т. е. за 1000 лет до Р. X.*, в Европе никто не составлял никаких заметок о событиях или образе жизни своих современников. Если мы хотим узнать что-нибудь об этом времени и о веках еще более старинных, нам нужно рыться в земле, поднимать засыпанные сверху слои ее, на которых жили люди несколько тысяч лет назад. Тогда перед нами открываются остатки жилищ и могил, орудий и оружия, утвари, платья, украшений, игрушек старинных людей, наконец останки их самих и тех животных и растений, которые служили им. По этим следам жизни можно представить себе, какова была природа, окружавшая человека, какое он вел хозяйство, как одевался, как работал и развлекал себя.

* Рождество Христово, или наша эра (новая эра), – современная система летосчисления, принятая в большинстве стран мира. За начальный момент отсчета принята дата рождения Иисуса Христа, вычисленная в 525 г. нашей эры (н. э.) римским монахом Дионисием Малым. При этом первый год после Р. X, – это первый год н. э., а первый год до Р. X. – это первый год до н. э.

Науку, изучающую эти остатки, мы называем археологией (т. е. наукой о старине). Она помогает истории, но не вполне. По остаткам почти вовсе нельзя судить о многих обычаях людей старины: напр., о том, как была устроена у них семья, какие они составляли между собой союзы, как разбирали споры, как и чему молились, как совершали празднества и т. п.

Чтобы составить себе понятие обо всем этом, надо обратиться к помощи другой науки, народоведения (этнологии), которая изучает быт современных нам народов разных частей света. Особенно важно узнать устройство и понятия тех из них, которые отстали в своем развитии, находятся в диком или варварском состоянии. Нетрудно заметить, что остатки старины в Европе очень похожи на предметы обихода нынешних дикарей и полудикарей Австралии, Америки, Африки; можно думать, что так же похожи между собою оказались бы понятия, устройство, обычаи тех и других. Можно заключить, что у старинных европейцев были те самые порядки и верования, какие встречаются у краснокожих Америки, у австралийцев и др.

Пещерные люди. Самые старинные поселения отстоят от нашего времени на многие десятки тысяч лет. Сначала в Европе был теплый и влажный климат. О людях этой поры мы почти ничего не знаем: в глубоких слоях земли находят груды заостренных камешков, похожих на орудия, но еще не открыли человеческих останков. Позднее громадные льды надолго закрыли больше половины Европы; остатки ледников до сих пор лежат на высоких гребнях Альп.

Когда лед отступил к северу, в наших странах еще несколько тысячелетий стояли холода. В эту пору в Европе водились крупные звери, которые теперь исчезли или стали очень редки: носорог, мамонт, т. е. слон с густой длинной шерстью и сильно загнутыми клыками, бизон, громадный древний бык, кабан, крупный (так наз. теперь северный) олень, пещерный лев и пещерный медведь.

О дикарях этого времени можно составить себе понятие. В глубоких засыпанных пещерах откапывают их скелеты, груды осколков, служивших им орудиями, отбросы, по которым видно, что они употребляли в пищу. Жизнь этих людей была окружена опасностями; средства их пропитания были очень скудны. Мужчины выходили на охоту, выстерегали зверя, загоняли и убивали дубиной, колом, острой костью или камнем. Они бросались на свежеубитую дичь, вырезывали кости и жадно высасывали из них теплый мозг. Женщины оставались около жилищ, собирали ягоды, дикорастущие плоды и семена, выкапывали из земли коренья. Сами пещеры, где укрывался человек от холода и непогоды, были небезопасны: иногда ему удавалось отбить жилище у зверя, но нередко и сам он должен был уступать место более страшному сопернику. Пещерный человек не знал одежды. От холода он укрывался содранной с животного шкурой; длинные волосы его развевались по ветру. Свое тело он натирал краской или накалывал на нем рисунки. В жизни его не было постоянства: истребивши дичь в соседнем лесу, он вынужден был бросать жилище и искать нового. Часто он подолгу голодал; зато, когда доставалась богатая добыча, он поедал ее с дикой жадностью, забывая сделать запас. Сон его был мутный и тяжелый. Он мало и отрывисто говорил; небесные явления не занимали его. Он не различал добрых и злых поступков, не помышлял о карающем божестве, не задавал себе вопроса, откуда происходит все окружающее, кто правит видимым ему миром. Он умел только шумно радоваться, когда была удача, и тяжело стонать, когда его постигало несчастье.

mirznanii.com

История древнего мира. Виппер Р.Ю.

История средних веков. Васильев А.А.  

М.: Республика, 1993.– 511 с.  

Предлагаемые книги русских ученых неоднократно издавались в России до 1917 года и пользовались широкой популярностью не только как учебники для российских гимназий, но и как увлекательное чтение по истории зарубежных стран. В них рассказывается о зарождении, расцвете и упадке очагов мировой цивилизации – Древнего Востока, античных Греции и Рима, периоде средневековья, когда закладывались современные нации и на международной арене впервые выступили многие народы, о жизни таких ярких личностей, как Перикл, Александр Македонский, Цезарь, Клеопатра, Юстиниан, Карл Великий, Фридрих Барбаросса, Ричард Львиное Сердце, трагических судьбах многих из них, о подвиге Жанны д'Арк, легендарном Вильгельме Телле, о восстаниях рабов и крестьян, опустошительных нашествиях "варваров", походах норманнов и крестоносцев, о возникновении христианства и утверждении католицизма и православия, рыцарских турнирах, культуре, быте и нравах тех времен.

Адресована не только учащимся и учителям, но и самым широким кругам читателей.

 

Формат: doc / zip  

Размер:  4,5 Мб

Скачать / Download файл    

Формат: pdf / zip (Только Виппер - История древнего мира.) 

Размер:  2,4 Мб

Скачать / Download файл    

ОТ РЕДАКЦИИ

Переиздавая гимназические учебники истории древнего мира и средних веков, редакция рассчитывает, что они привлекут ...

Отдохни - посмотри картинки,приколы и смешные статусы  

Разные афоризмы

Не стоит бегать от снайпера — умрешь уставшим.

Цитаты и Статусы со смыслом

Ищу зарплатодателя. Работодателей просьба не беспокоить!

Приколы из школьных сочинений

И собака ушла, с благодарностью виляя хвостом. Hе многие люди могли бы так сделать!

Фото приколы

Смотрим еще приколы и все для учебы (на новой странице)   

advice-me.ru

Виппер Р.Ю. История древнего мира

Р.Ю. ВИППЕР

История древнего мира

МОСКВА

ИЗДАТЕЛЬСТВО

"РЕСПУБЛИКА"

1993 ББК 63.3(0)

B5lВиппер Р. Ю.

В 51 История древнего мира/Р. Ю. Виппер. История средних веков/А. А. Васильев. – М.: Республика, 1993.– 511 с.: ил.

ISBN 5–250–02230–8
Предлагаемые книги русских ученых неоднократно издавались в России до 1917 года и пользовались широкой популярностью не только как учебники для российских гимназий, но и как увлекательное чтение по истории зарубежных стран. В них рассказывается о зарождении, расцвете и упадке очагов мировой цивилизации – Древнего Востока, античных Греции и Рима, периоде средневековья, когда закладывались современные нации и на международной арене впервые выступили многие народы, о жизни таких ярких личностей, как Перикл, Александр Македонский, Цезарь, Клеопатра, Юстиниан, Карл Великий, Фридрих Барбаросса, Ричард Львиное Сердце, трагических судьбах многих из них, о подвиге Жанны д'Арк, легендарном Вильгельме Телле, о восстаниях рабов и крестьян, опустошительных нашествиях "варваров", походах норманнов и крестоносцев, о возникновении христианства и утверждении католицизма и православия, рыцарских турнирах, культуре, быте и нравах тех времен.

Адресована не только учащимся и учителям, но и самым широким кругам читателей.В 25–94

ББК 63.3(0) ISBN 5–250–02230–8

 Издательство "Республика", 1993

От редакции

Переиздавая гимназические учебники истории древнего мира и средних веков, редакция рассчитывает, что они привлекут внимание не только преподавателей и школьников, но и тех, кто хочет расширить свои исторические познания, осмыслить прошлое, уроки потрясавших мир драматических катаклизмов. Ныне, когда так возрос интерес к истории, а учебной литературы крайне мало, полезно познакомить читателя с теми учебными пособиями, которые пользовались популярностью в начале столетия и выдержали не одно издание. Конечно, за прошедшее время историческая наука обогатилась рядом новых исследований и не со всеми авторскими суждениями можно согласиться, но оба учебника привлекают внимание богатым фактическим материалом, умением сконцентрировать внимание читателя на главном, на характеристике интереснейших исторических деятелей, сложных и противоречивых событий минувших эпох, литературным мастерством.

Учебник истории древнего мира профессора (впоследствии академика) Роберта Юрьевича Виппера (1859–1954 гг.), ученика известных историков С. М. Соловьева и П. Г. Виноградова, завершается разделом о "варварских" королевствах, что привело к некоторым повторениям с учебником истории средних веков профессора А. А. Васильева (1867–1953 гг.). Но это позволяет лучше понять причины падения рабовладельческой Римской империи и переход к феодализму: в учебнике Виппера акцент сделан на процессах, происходивших внутри империи, а в учебнике Васильева – в недрах "варварских обществ". Надо сказать, что периодизация истории средних веков у А. А. Васильева не совпадает с современной: средние века он заканчивает концом XV века (падение Константинополя, открытие Америки, формирование централизованных государств в Европе). Таким образом, не охватывается период Позднего Средневековья (XVI – первая половина XVII века). Это время относили тогда уже к Новой истории.

Текст учебника Р. Ю. Виппера печатается по изданию 1913 г., учебника А. А. Васильева – по изданию 1914 г. Исправлены лишь явные опечатки.

Кроме немногих иллюстраций, воспроизведенных по указанным изданиям, в книге помещены иллюстрации, подобранные редакцией. Она также снабдила книгу хронологической таблицей по истории древнего мира и выдержками из исторических источников: законодательных актов, фрагментов сочинений греческих и римских историков, средневековых хроник и т. д.

Подстрочные примечания к авторскому тексту, касающиеся отдельных неточностей, написания географических названий, имен, дат и т. п., даны редакцией.

Р.Ю. ВИППЕР

История

древнего мира

ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ АВТОРА К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ

Первый курс древней истории в средней школе в его современной постановке занимает особое, весьма трудное положение. Он должен ввести в науку, т. е. познакомить учащегося с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Между тем эту работу приходится исполнять на материале, который заключает в себе своеобразные, большею частью чуждые нам явления общественной и культурной жизни. Новую трудность вносит еще необходимость приспособиться к тому возрасту, в котором обыкновенно проходится этот отдел истории.

Составитель думает, что прежде всего желательно высвободить ранний курс истории от каких-либо посторонних ему самому задач. Надо заранее отказаться от мысли, что первый курс должен заложить в голову учащегося какой-то предварительный общий остов истории, который после заполнится плотью и кровью. Надо отдать побольше внимания содержанию курса и рассматривать его как вполне законченный и самостоятельный круг знания. Отсюда вытекает необходимость устранить из него все, что составляет внешнее загромождение, все слишком дробные рамки преемственности явлений, все обилие имен, цифр, событий, под которыми кроется мало реального содержания и которые вводятся только для того, чтобы закрепить в памяти подробную схему, внушить побольше опор для какой-то будущей картины. Ведь никто не будет спорить, что исторический материал в школе важен лишь в той мере, в какой он производит впечатление и дает основу для мысли, для сравнений и заключений. Надо постараться поэтому, чтобы изложение – все равно, письменное или устное – было выпукло, представляло простую и ясную систему, наиболее естественный порядок последовательности. Пусть ассоциации, внушенные преподавателем или книгой, заменят всякую необходимость повторений, новых систематических размещений и т. п. При отчетливом и последовательном распределении многое само собою запомнится. Что не запоминается, то, очевидно, не производит впечатления; но какая цена, если на пустом месте будет красоваться значок в виде даты, имени и пр.?

Для того чтобы достигнуть в учебнике указанной цели, мало одного отрицательного приема, т. е. устранения лишних данных, промежуточных ступеней и событий, способных давить память и придавать всему излагаемому процессу однообразный отпечаток. Необходимо также, по мнению составителя, выделить в изложении несколько крупнейших моментов, а ради этого раздвинуть картины и характеристики вширь, т. е. притянуть по возможности к немногим группам событий разнообразные явления. Такими группами в учебнике составитель старался сделать, помимо характеристики ранней культуры, общие изображения египетской и вавилонской жизни, гомеровского общества, Афин V в., Рима в начале больших завоеваний и в эпоху империи.

Но особенно важен выбор основных тем, которые могут быть поставлены в центр характеристик. Спрашивается, доступно ли в школе то, что мы изучаем в науке в качестве основных элементов исторической жизни, т. е. возможно ли ознакомить учащихся с главными типами общественных форм и главными моментами общественного развития? Составитель думает, что эта задача вполне достижима. Но необходимым условием ее выполнения должно быть возможно более конкретное описание явлений.

Отсюда вытекают в свою очередь ясные требования для формы изложения учебника. Необходимо устранить в нем все те определения, факты и оттенки, которые могут затруднять своею отвлеченностью или тяготить сухой схематичностью. К числу самых трудных вещей в историческом курсе принадлежат, без сомнения, изображения политических эволюции, детали законодательств и терминология политических форм. Обычное перечисление учреждений, причем они еще обозначаются неупотребительными у нас древними названиями (гегемония, булэ и пр.), не вызывает никаких представлений и, следовательно, едва ли прибавляет какое-либо знание. По-видимому, лучше постараться собрать такие данные, которые могут составить простую реальную картину. Вместо определения, формулы лучше поставить конкретное описание политической практики, схваченной на каком-либо учреждении, типичном для эпохи и места.

Конкретность и обстоятельность описаний поможет не только лучшему закреплению того или другого исторического момента в памяти и воображении. Составителю кажется, что только так подробные характеристики групп дадут учащемуся возможность делать заключения и выяснять себе связь фактов; он должен сам иметь в руках все элементы, нужные для суждения о той или другой затронутой теме. Если же вместо реальных данных стоит формула, она все равно не соединяет ничего в уме, ее можно усвоить только внешним образом, как новый отвлеченный факт.

Все той же цели конкретности должны, по мнению составителя, служить рисунки, поясняющие и дополняющие текст. Конечно, здесь неизбежно известное ограничение, чтобы не превращать книги в атлас; иллюстрации могут быть только толчками или привязками к дальнейшему ознакомлению с художественно-реальной стороной исторической жизни.

При выполнении указанных условий учебник должен был отклониться неизбежно от наиболее обычной формы конспекта и приблизиться к форме хотя бы краткой книги для чтения. Едва ли нужно поэтому прибавлять, что составитель и не думал предназначать все содержание своего учебника для заучивания или подробного пересказа. Известные его отделы, конечно, достаточно дать прочитать и ограничиться общим отчетом о них. Но это дело уже преподавателя: как лучше распределить текст, что дополнить, на чем остановиться, о чем побеседовать, какой материал предоставить на долю некоторого размышления и т. п.

Составитель не считает нужным подробно объяснять программу учебника, надеясь, что главные линии изложения выступят сами собою при чтении или изучении книги. Курс древней истории дает возможность подвигаться по естественным географическим районам и рассматривать общественно-исторические явления в определенной обстановке физических условий. С другой стороны, этот порядок более или менее отвечает и задаче эволюционного изображения. Сначала – старинная Европа и вместе с тем наиболее ранний общественный тип. Затем – две большие культуры речных равнин Северной Африки и Передней Азии в виде географического и общественно-культурного контраста первой группе, но в то же время и в качестве следующей высшей ступени. Далее (при посредстве характеристики финикиян) – переход к району и культуре Средиземного моря. Следующая затем характеристика – старинной Греции – примыкает опять к изображению первого процесса, но служит для дальнейшего выяснения совершенно нового высшего типа: во-первых, городской общины; во-вторых, крайне подвижной и разносторонней культурной среды. Характеристика Рима – в пределах нового западного района – лишь немного возвращает назад в смысле эволюционного порядка изложения. Центр тяжести этого отдела лежит в изображении большого сложного общественно-политического союза, который потом объединяет весь Средиземноморский мир и подводит итоги всего предшествующего развития в его кругу. Следующий момент – разрушение этого огромного союза и движение культуры назад отчасти под давлением новых сил, которые, в свою очередь, впервые вступают на путь культурного развития. Составитель считал необходимым присоединить изображение этого процесса на всем его протяжении к курсу древней истории. Отсюда – состав двух заключительных глав учебника, из которых последняя содержит в себе материал, обыкновенно относимый к курсу Средних веков.

Еще одно частное замечание. Хронология, введенная в учебник, как это легко можно заметить, почти вся приблизительная; ее значение исключительно в том, чтобы помочь учащемуся установить последовательность эпох, облегчить ему распланировку материала. Ни в каком случае она не должна оказаться новой тягостью в виде объекта для заучивания. Хронологическая память составляет редкую специальную способность: в отношении же огромного большинства учащихся внушение хронологии – занятие совершенно бесплодное. Притом если мы считаем важным усвоение крупных и общих исторических моментов, исторических полос и общественно-культурных типов, то все эти точные и дробные даты утрачивают значение; важно только основное размещение, только главная очередь явлений. В этом смысле в учебнике только одна основная хронологическая дата: это – порядок его изложения.ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ К ВОСЬМОМУ ИЗДАНИЮ

Составитель считал возможным внести в новое издание несколько добавлений, преимущественно по истории позднего Востока и городской Греции. Расширен отдел греческой мифологии. Введена более подробная характеристика персидской державы и обстоятельнее изложен ход греко-персидских войн. Это было сделано во внимание к замечаниям преподавателей, затруднявшихся согласовать данные учебника с требованиями официальной программы. С той же целью, рядом с приблизительной хронологией, поставленной в заголовках, введена другая, точная и дробная для отдельных событий или для определения жизни исторических деятелей. По мысли составителя, хронологические даты последнего рода не подлежат заучиванию: они пригодны для справок, а также для мысленного размещения материала внутри тех больших рамок, которые намечены в заголовках.

На некоторых особенностях своего плана составитель считает нужным остановиться.

1. Персидская держава отнесена не в главу о Востоке, а помещена в связи с одновременными событиями в Греции. Оправдывается это, во-первых, соображениями хронологическими: где только возможно, желательно не разъединять одновременные явления, а трактовать их параллельно. Другое основание, более важное, состоит в том, что на всем своем протяжении история персидского государства тесно сплетается с историей независимой Греции. Почти все внешние факты истории персов, о которых приходится говорить в учебнике, вместе с тем суть и факты греческой истории; зачем же отделять описательную характеристику персов от повествовательной?

2. Составитель не ввел в учебник судеб Греции и Македонии от Александра до завоевания их римлянами: история этого времени представляет слишком специальный интерес, чтобы быть пригодной для курса III и IV классов и не оказаться простым загромождением памяти. Составитель сомневается, чтобы фактически этот отдел проходился когда-либо в соответствующих классах.

3. По-прежнему в учебник не введена история царского периода Рима, а также детали борьбы патрициев с плебеями, вроде закона Канулея и т. п. После того критического анализа, которому наука подвергла традицию о римской старине, невозможно изображать "государственное и общественное устройство Рима в период царей" или "законодательство Сервия Туллия". В самом деле, неужели полезно сообщать учащимся ряд данных для того только, чтобы, непосредственно после этого или некоторое время спустя, они узнали, что такие-то рассказы лишены достоверности?

www.reforef.ru