Философия древней греции доклад. Курсовая работа: Философия Древней Греции 5
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Шпаргалка: Философия Древней Греции. Философия древней греции доклад


Доклад: Философия Древней Греции 5

Введение

Философия Древней Греции занимает особое место в истории философской мысли по многообразию течений, школ и учений, идей и творческих личностей, богатству стилей и языка, влиянию на последующее развитие философской культуры человечества. Её зарождение стало возможным благодаря наличию городской демократии и интеллектуальной свободе, отделению труда умственного от физического. В древнегреческой философии отчетливо сформировались два основных типа философского мышления и мировоздания (идеализм и материализм).

Греческая философия начала формироваться в VI-V века до н.э. В её развитии принято выделять несколько важнейших периодов. Первый - это становление, или рождение, древнегреческой философии. На первом плане в это время находилась природа, поэтому данный период называют иногда натурфилософским, созерцательным. Это была ранняя философия, где человек еще не выделялся в качестве отдельного объекта исследования. Второй период - расцвет древнегреческой философии (V - IV века до н.э.). В это время начался поворот философии от темы природы к теме человека и общества. То была классическая философия, в рамках которой сложились оригинальные образцы древней философской культуры. Третий период( III в. до н.э.-IV в. н.э.) - это закат и даже упадок древнегреческой философии который был вызван завоеванием Греции Древним Римом. На первый план здесь выдвинулась гносеологическая и этническая, а со временем и религиозная проблематика в форме раннего христианства.

1. Становление философии Древней Греции

Первые элементы философского мышления проявились уже в произведениях древнегреческих историков - Гомера, Геродота, Гесиоида. Самой первой философской школой Древней Греции принято считать Милетскут. В которой чаще всего звучало имя мудреца Фалеса, который был известен также как географ, астроном, математик. Фалес обычно признается первым древнегреческим философом. На первом месте стоял вопрос о поиске гармонии в этом мире. Это была натурфилософия или философия природы.

Возможно вы искали - Реферат: Философия управления системы Кенкияк-кумколь

Фалес исходил из предположения о том, что все существующее в мире возникло из воды. »Все из воды и все в воду», так звучал основой тезис философа. Вода в философской концепции Фалеса является как бы основополагающим принципом.

В число милестких философов входил также Анаксимандр, ученик и последователь Фалеса, автор философской прозы. Он ставил и решал вопросы о основе мира.

Их комбинации дают в итоге землю (сухое и холодное), воду(влажное и холодное), воздух (влажное и горячее) и огонь (сухое и горячее).Он полагал, что жизнь зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня.

В рамках ранней греческой философии заметную роль играла школа, связанная с именем Гераклита. Он связывал все сущее с огнем, который рассматривался как наиболее изменчивое из всех стихий мира - воды, земли и других. Мир был, есть и всегда будет представлять из себя живой огонь. Для греческого философа огонь не только исток, но и символ динамичности и незавершенности всего сущего. Огонь разумная нравственная сила.

Душа человека тоже огненная, сухая (огненная) душа - мудрейшая и наилучшая. Гераклит выдвинул также идею Логоса. В его понимании логос - это некий объективный и неуничтожимый закон мироздания. Быть мудрым - означает жить по Логосу.

Похожий материал - Реферат: Смысл жизни по мнению известных философов

Гераклит в простейшей форме изложил основы диалектики как учения о развитии всего сущего. Он полагал, что все в этом мире взаимосвязано, и это делает мир гармоничным. Во-вторых, все в мироздании противоречиво. Столкновение и борьба этих начал является главным законом мироздания. В-третьих, все изменчиво, даже солнце каждый день светит по новому. Окружающий мир это река в которую невозможно войти дважды. Логос открывает свои тайны лишь тем, кто умеет размышлять о нем.

Еще один выдающийся философ – Пифагор. Он основал собственную философскую школу и поставил вопрос о числовой структуре мироздания. Пифагор учил, что основой мира является число: `Число владеет вещами`. Особую роль пифагорейцы отводили единице, двойке, тройке и четверке. Сумма этих чисел дает число `десять`, которое философы считали идеальным.

В школе элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон) было обращено внимание на проблему бытия и его движения. Идею неподвижности мира высказывал также и Ксенофан. По его мнению, в окружающем человека Космосе пребывает Бог. Богокосмос един, вечен и неизменен.

Значительное место в ранней греческой философии заняло творчество атомистов (Левкипп, Демокрит).

Демокрит считал, что единичные вещи тленны и распадаются. Сам же человек, как утверждал Демокрит, произошел естественным путем, без участия Творца.

Очень интересно - Реферат: Ф. Ницше По ту сторону добра и зла

Заключение

Древнегреческая философия стала одной из самых ярких страниц в истории мировой философской мысли по своему идейному содержанию, разнообразию течений школ, типов мышления и идей. Здесь философия по-настоящему стала сама собой. По сути дела, греческая философия явилась мировоззрением освобождающейся личности, которая выделяла себя из Космоса и осознавала свою самостоятельность и ценность

К-во Просмотров: 70

Бесплатно скачать Доклад: Философия Древней Греции 5

cwetochki.ru

Шпаргалка - Философия Древней Греции

     Греческая философия  в  VII — VI веках до н.э.  иявилась по сути

своей первой попыткой рационального постижения окружающегомира.

     В развитии философии  древней  Греции  выделяют четыре  основных

этапа:

     I   VII-V века до н.э. — досократовская философия

     II  V-IV века до н.э. — классический этап

     Выдающиеся философы    классического   этапа:  Сократ,   Платон,

     Аристотель.  В общественной жизни этот этап характеризуется  как

     высший подъем

афинской демократии

     III IV-II века до н.э.- эллинистический этап.

     ( Упадок Греческих городов и установление господстваМакедонии )

     IV  I век до н.э. — V, VI века н.э. — Римскаяфилософия.

     ----------------------------------------------------------------

     Греческая культура VII — V вв. до н.э. — это культураобщества, в

котором ведущая  роль  принадлежит  рабскому  труду,  хотя вотдельных

отраслях, требовавших  высокой   квалификации  производителей,   как,

например, художественное ремесло, широко применялсясвободный труд.

     МИРОВОЗЗРЕНИЕ

     Мировоззрение широких масс греческого  общества рассматриваемого

периода в основном сохранило те представления, которые имелиместо еще

во втором тысячелетии до н.э. Природа по-прежнемупредставлялась  греку

населенной  и  управляемой  различными существами,  окоторых народная

фантазия слагала красочные поэтические мифы. Эти  существа в  основном

можно объединить в три цикла:  верховные олимпийскиебоги-небожители с

Зевсом во главе,  многочисленные второстепенные божества гор,  лесов,

ручьев и т.п. и, наконец, герои-родоначальники, покровителиобщины.

     Согласно эллинским представлениям,  власть олимпийскихбогов была

ни изначальной, ни беспредельной. Предшественникамолимпийцев считались

старшие поколения богов,  свергнутые их  потомками. Греки думали,  что

первоначально существовали Хаос и Земля (Гея),  подземныймир Тартар и

Эрос- жизненное начало, любовь. Гея- Земля породила звездноенебо Уран,

который   стал  первоначальным  властителем  мира  и супругом  богини

Земли Геи. Уран и Гея родили второе поколение богов-Титанов.

     Захватившие власть над миром олимпийские боги разделиливселенную

между собой следующим образом.  Верховным богом стал Зевс- властитель

неба,   небесных  явлений  и  особенно  грома  и  молнии.Посейдон  был

властителем  влаги,  орошающей  землю,  властителем  моря, ветров   и

землетрясений. Аид,  или  Плутон,  был владыкой преисподней-подземного

мира, где влачили жалкое существование тени умерших.

     Супруга Зевса-  Гера  считалась  покровительницей брака.  Гестия

являлась богиней домашнего очага,  наименование которого онаи  носила

(Гестия по-гречески- очаг ).

     С возникновением  нового  классового  общества  и  установлением

полисов   ряд   богов,   особенно  Аполлон,  становятся покровителями

государств..  Значение Аполлона еще более выросло в связи соснованием

большого  числа  новых  городов.  В  результате  культ Аполлона  стал

оттеснять на второй план культ Зевса;  особенно  он  был  популярен в

среде греческих аристократов.

     Помимо главных  богов,   олицетворявших   наиболее  значительные

явления природы,  а также жизни человека и его общественныхотношений,

весь  окружающий  грека  мир  представлялся  ему  обильно  заселенным

многочисленными божественными существами.

     О происхождении  людей  у  эллинов  существовал  миф,   согласно

которому один из титанов- Прометей слепил из глины первогочеловека, а

Афина наделила его жизнью.  Прометей был  покровителем  и наставником

человеческого    рода    в    первые    времена   его  существования.

Благодетельствуя людям,  Прометей похитил с неба и принес имогонь. За

это он был жестоко наказан Зевсом,  приказавшим пригвоздитьПрометея к

скале,  где орел каждый день терзал его печень,  пока его неосвободил

Геракл ( сын Зевса и земной женщины ).

     Местом почитания эллинских богов были  храмы,  алтари, священные

рощи,   ручьи,   реки.  Культовые  обряды  у  греков  были связаны  с

общественной   и   частной   жизнью. Почитание   богов  сопровождалось

принесением  в жертву животных на алтарях перед храмами имолитвенными

обращениями  к  богам. Особенными  обрядами  сопровождались   рождение

ребенка, свадьба и похороны.

     НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ

     Религиозно- мифологическое объяснение  происхождения и  развития

мира и  окружающей древних греков действительностипостепенно вступало

в конфликт с накоплявшимся предметным  опытом. Медленно, но  неуклонно

делала первые     шаги     наука,     пока     еще    наивная,     но

стихийно-материалистическая в своей  естественной непосредственности.

Новые идеи  возникли в наиболее экономически и социальноразвитой в то

время малоазийской Ионии.

     Во второй  половине  VII  в.  до  н.э.  в  Милете всреде купцов,

ремесленников и   прочих   деловых    людей    зародилась   эллинская

философия.Основоположником древнегреческой  философии считается Фалес

(ок. 625-547 гг.  до н.э.  ),  а его продолжателями  были Анаксимандр

(ок.610-546 гг.   до   н.э.)   и   Анаксимен   (ок.  585-525  гг.  до

н.э.).Милетские философы были стихийными материалистами.

     Фалес первоначалом всего считал воду,  находящуюся вбеспрерывном

движении, превращения которой создают все вещи, в конечномсчете снова

превращающиеся в воду.Богам не было места в этом круговоротесостояний

вечной воды.Землю он представлял в виде плоского диска, плавающего на

первоначальной воде.Фалеса      также     считали    основоположником

древнегреческой математики,  астрономии   и   ряда  других   наук   о

природе.Ему приписывают   и   ряд   конкретных  научных вычислений.Он

умел предсказывать солнечные затмения и мог дать физическоеобъяснение

этого процесса.Во  время  пребывания  в  Египте  Фалесвпервые измерил

высоту пирамид,  измерив их тень в то время  дня,  когда длинна  тени

равна высоте отбрасывающих ее предметов.

     Анаксимандр, идя по пути дальнейшего обобщения  опыта, пришел  к

мысли, что первичной материей является апейрон:неопределенная, вечная

и беспредельная материя,  находящаяся в постоянномдвижении.Из  нее  в

процессе движения  выделяются  присущие ейпротивоположности- теплое и

холодное, влажное и сухое.Их  взаимодействие  приводит  к рождению  и

гибели всех  вещей  и  явлений,  которые по необходимостивозникают из

апейрона и  в  него  возвращаются.Анаксимандра  считают  составителем

первой географической   карты  и  первой  схемы  небесного свода  для

ориентировки по звездам,  он представлял  землю  в  виде вращающегося

цилиндра, парящего в воздухе.

     Анаксимен полагал,  что  первоначало   всего   воздух,  который,

разряжаясь или   сгущаясь,   порождает   все   многообразие вещей.Все

возникает и возвращается в вечно движущийся  воздух,  в том  числе  и

боги, которые подобно   всем   другим   вещам,  являются определенными

состояниями воздуха.

     Материалистическая философия возникла в средепрогрессивных групп

молодого класса рабовладельцев в  борьбе  с религиозно-мифологической

идеологией, унаследованной от прошлого.Представителирабовладельческой

аристократии, борясь   с   этой   идеологией,   противопоставили   ей

философский идеализм.Его  первым  проповедником  в  ДревнейГреции был

Пифагор (ок.580-500 гг.  до н.э.) с острова Самоса.После установления

на острове  Самосе  тирании Пифагор эмигрировал в ЮжнуюИталию в город

Кротон, где во второй половине VI в.  до н.э.основал изпредставителей

местной аристократии    реакционный   религиозно-политический   союз,

известный под названием «пифагорейского».

     Согласно философии пифагорейцев,  не качество,  аколичество,  не

вещество, а форма определяет  сущность  вещей.Все  можно сосчитать  и

таким образом  установить  количественные особенности изакономерности

природы.Мир состоит    в     количественных,     всегда    неизменных

противоположностей: конечное и бесконечное,  чет и нечет…Сочетание

их осуществляется в гармонии, которая свойственна миру.

     В борьбе с идеалистической философией Пифагорасовершенствовалась

материалистическая философия милетской школы.В концеVI-начале V в. до

н.э. как   стихийно-диалектический   материалист  выступил крупнейший

философ этого периода Гераклит Эфесский (ок.  530-470 гг. до  н.э.).В

его трудах нашли завершения искания Фалеса, Анаксимандра иАнаксимена.

     По своему происхождению и политическим  убеждениям Гераклит  был

сторонником аристократии.Он  резко  обрушивался  на «чернь».С победой

рабовладельческой демократии на его  родине  связано пессимистическое

отношение Гераклита  к окружающей егодействительности.Выступая против

победившей демократии он хотел показать ее преходящий характер.Однако

в своих   философских  построениях  он  вышел  далеко  за рамки  этой

цели.Согласно Гераклиту высшим законом природы являетсявечный процесс

движения и  изменения.Стихия,  из  которой все возникает, это- огонь,

представляющий то закономерно загорающийся,  то закономернопотухающий

процесс горения.Все  в  природе состоит изпротивоположностей в борьбе

рождающихся из  огня  переходящих  друг  в  друга  и возвращается   в

огонь.Гераклит первым   пришел   к  мысли  о диалектическом  развитии

материального мира    как    о    необходимой    присущей     материи

закономерности.Закономерную необходимость  Гераклит  выразилгреческим

словом " логос ",  в философском смыслеобозначающем  «закон».Известно

приписываемое Гераклиту   изречение:   «Панта рей»-  все  течет,  все

изменяется ,    которым    кратко    сформулирована   сущность    его

философии.Диалектическое единство противоположностейформулируется как

постоянно возникающая  гармония  взаимно  дополняющих  друг друга   и

борющихся противоположностей.Процесс саморазвития огня несоздал никто

из богов или людей,  он был,  есть и всегда  будет.Гераклит высмеивал

религиозно-мифологическое мировоззрение своихсоотечественников.

     Против материалистической  диалектики  Гераклита  начали   вести

борьбу философ    Ксенофан    (ок.580-490   гг.   до  н.э.)   и   его

ученики.Изгнанный из  родного  малоазийского  города Колофона   (близ

Эфеса), Ксенофан  поселился  в  Италии,  где  вел жизньстранствующего

певца-распода.В своих  песнях  он  выступал   против  антропоморфного

политеизма эллинской  религии.Ксенофан  утверждал,  что  нетоснований

приписывать богам человеческий облик и что если бы быки и кони  могли

создавать изображения  богов,  то  они  бы  представили  их по своему

подобию.

     Таковы были  первые  шаги древнегреческой философии, возникшей и

развивающейся    в    борьбе    со    старым   религиозно-философским

мировоззрением.

     V в.  до н.э. был временем дальнейшего развитиягреческой науки и

философии,  которые  по-прежнему  оставались  тесно связанными.В этот

период  дальнейшего  развития  античного   общества   и  государства,

происходившего   в  условиях  ожесточенной  классовой  и политической

борьбы, возникают также политические теории и публицистика.

     В V  в.  до  н.э.  материалистическая  философия вДревней Греции

развивалась исключительно        плодотворно.

     Наиболее выдающийся философ классического этапафилософии Древней

Греции был Платон (427-347 гг.  до н.э.  ) Платон  был представителем

афинской рабовладельческой  аристократии.В возрасте 20 летслучайность

пересекает дороги  жизней  Платона  и  Сократа.Таким образом   Сократ

становится учителем    Аристотеля.После    того    как   Сократ   был

осужден, Платон покидает Афины и не надолго переселяется вМегару, после

чего снова  возвращается  в родной город и активно принимаетучастие в

его политической жизни.Платон впервые создает академию.

     До нашего  времени  дошла  информация  о  35 философских  трудах

Платона, большинство из которых были изложены в формедиалога.

     Вершиной и  основой  всего  он считал идеи.Материальныймир- лишь

производная, тень мира идей.Лишь  идеи  могут  быть вечными.Идеи- есть

истинное бытие,  а реальные вещи- это бытие кажущиеся.Вышевсех других

идей Платон   ставил   идею   красоты    и   добра.Платон    признает

движение, диалектику,  которая  является результатомконфликта бытия и

небытия, т.е. идеи и материи.

     Чувственное познание,  предметом  которого  являетсяматериальный

мир, выступает  у  Платона  как   вторичное,  несущественное.Истинное

познание- это познание, проникающее в мир идей- познаниеразумное.

     Душа вспоминает идеи,  с которыми она встречалась и которые  она

познала в то время, когда еще не соединилась с телом, душабессмертна.

     Другой выдающийся ученый этого периода- Аристотель (384-322  гг.

до н.э.).Он   оставил  после  себя  150  трудов,  которые позже  были

систематизированы и разделены на 4 основные группы:

     1) Онтология (наука о сущем)

        " Метафизика "

     2) Труды по общей философии, проблемах природы иестествознания.

        " Физика ", " О небе ", "Метеорология "

     3) Политические, эстетические трактаты.

        " Политика ", " Риторика ",«Поэтика „

     4) Работы по логике и методологии.

        “ Органон „

     Основой всякого  бытия  Аристотель  считает  первую  материю.Она

образует потенциальную  предпосылку  существования.И  хотя она основа

бытия, ее нельзя отождествлять  с  бытием  или  считать его  основной

частью.Далее следуют земля, воздух и огонь, которыепредставляют собой

промежуточную ступень  между  первой  материей  и  миром, который  мы

чувственно воспринимаем.Все реальные вещи являютсясоединением материи

и образов или форм,  следовательно: действительное бытиеесть единство

материи и  формы.По  Аристотелю- движение- это переход отвозможного к

действительности т.е.  движение универсально.Основа всякого  явления-

некая причина.

     Аристотель так-же   затрагивал   темы    логики,   противоречия,

космологии, вопросы общества и государства, мораль и др. атакже очень

высоко ценил искусство.

     Представитель рабовладельческой   демократии  философ   Эмпедокл

(ок.483-423 гг.  до н.э.  из сицилийского  города Акраганта  выдвинул

положение   о   том,  что  все  состоит  из  качественно различных  и

количественно делимых элементов или,  как он  их  называет, “  корней

».Этими  "  корнями  "  являются:  огонь, воздух,  вода  и  земля.Его

современник Анаксогор (500-428 гг.  до н.э.) из Клазомен,долгое время

живший  в  Афинах  и друг Перикла,  считал,  что всесуществующие тела

состоят из мельчайших, подобных им частиц.

     Таким образом  Эмпедокл,  а  в  особенности Анаксагор,  пытались

изучить структуру материи.

     Наивысшего развития  механистический  материализм  вклассический

период достиг в учении Левкиппа (ок.  500-440 гг. до н.э.)из Милета И

Демокрита (460-370 гг. до н.э.) из Адберы.Оба философа былиидеологами

рабовладельческой демократии и выдающимися учеными своеговремени.

     Левкипп заложил   основы   атомистической   теории,  которую   в

дальнейшем успешно разрабатывал Демокрит.По этой теории всесостоит из

пустоты и движущихся атомов,  бесконечно малых, неделимыхматериальных

частиц,  различных по форме и размерам.Земля представлялась Демокриту

плоским   диском,  носящимся  в  воздухе,  вокруг  которого вращаются

светила.Вся органическая и  психическая  жизнь  объясняется им  чисто

материальными процессами.

     Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита оказалогромное и

плодотворное влияние на научно-философскую мысль последующихвремен.

     Усложнение общественных  отношений  в  связи  с быстрымразвитием

рабовладения и социальным расслоением свободных заставилозначительную

часть философов, начиная с середины V в. до н.э., обратитьвнимание на

изучение  деятельности  человека.Накопление  разнообразных знаний,  с

другой  стороны,  требовало их систематизации.Вплотную этимивопросами

занялись философы-софисты  (  так  назывались странствующие  учителя,

обучавшие  за  плату  красноречию  и  другим наукам).Появление  их  в

значительной   мере   было   связано    с    политическим   развитием

демократических  полисов,  с  тем,  чтобы граждане должныбыли владеть

ораторским искусством.

     Наиболее известным  среди софистов был Протагор (ок. 480-411 гг.

до н.э.) из  Абдеры.Он  выдвинул  положение  об относительности  всех

явлений  и  восприятий  и  их неизбежнойсубъективности.Высказанное им

сомнение в существовании богов было  причиной  осуждения Протагора  в

Афинах  за  безбожие  и  привело софиста к гибели.Спасаясьбегством из

Афин, он утонул во время кораблекрушения.

     Софисты не  представляли  собой какого-либо единогонаправления в

греческой  философской  мысли.Для  их  философских  построений   было

характерно отрицание общеобязательного в познании.

     Если софисты пришли к заключению, что датьположительный ответ на

поставленный   ими   вопрос   о  критерии  истины невозможно,  то  их

современник -  идеолог  афинских  олигархических  и аристократических

кругов  философ-идеалист  Сократ  (471-399  гг.  до  н.э.) считал это

возможным и даже полагал,  что критерий истины он нашел.Он учил,  что

истина познается в споре.Известен «сократический»метод ведения спора,

в котором мудрец  при  помощи  наводящих  вопросов незаметно  внушает

спорящим  свою  идею.Для  установления общих понятий Сократисходил из

исследования ряда частных случаев.Целью человека,  помнению  Сократа,

должна быть добродетель, которую нужно осознать.

     Сократ учил устно.Его философия дошла  до  нас  в изложении  его

учеников, главным образом, Ксенофонта и Платона.

     Философия в  период эллинизма частично измениласодержание и свои

основные цели.Эти изменения были обусловлены социально-экономическими

и политическими процессами в развивавшемся эллинистическомобществе.Их

вызвал  и  самый  факт  отделения  от   философии   ряда  специальных

наук.Философы  периода  эллинизма главное внимание обратилина решение

проблем этики и морали, проблемы поведения отдельногочеловека в мире.

Две  старые  авторитетные школы Платона и Аристотеля постепеннотеряли

свое лицо и авторитет.

     Параллельно с упадком старых старых философских школклассической

Греции  в  период  эллинизма  возникали  и   развивались  две   новые

философские  системы-  стоиков  и  эпикурейцев.Основателем стоической

философии был уроженец острова Капра, Зенон (ок. 336-264 гг.до н.э.).

Стоицизм  был  до  известной  степени  синтезом  греческих ивосточных

воззрений.Создавая свою философию,  Зенон  в  особенности использовал

учения     Гераклита, Аристотеля, учение     киников    и   вавилонские

религиозно-философские  представления.Стоицизм  был  не только  самой

распространенной,  но  и самой долговечной эллинистическойфилософской

школой.Это было идеалистическое учение.Стоики все называлителом, в том

числе мысль,  слово,  огонь.Душа, по мнению стоиков, былаособого рода

легким телом- теплым дыханием.

     Для философских школ, возникших и развившихся в периодэллинизма,

характерно признание за рабами их  человеческого достоинства  и  даже

возможности наличия у них высших моральных качеств имудрости.

www.ronl.ru

Курсовая работа - Философия Древней Греции 5

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОУ ВПО

«УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И КУЛЬТУРОЛОГИИ

Тема Доклада: Философия Древней Греции

Преподаватель: доц. Гвоздецкий А.В..

Студент: Елсуков Н.Д.

Группа: РРМ-09

г. Екатеринбург

2010

Введение

Философия Древней Греции занимает особое место в истории философской мысли по многообразию течений, школ и учений, идей и творческих личностей, богатству стилей и языка, влиянию на последующее развитие философской культуры человечества. Её зарождение стало возможным благодаря наличию городской демократии и интеллектуальной свободе, отделению труда умственного от физического. В древнегреческой философии отчетливо сформировались два основных типа философского мышления и мировоздания (идеализм и материализм).

Греческая философия начала формироваться в VI-V века до н.э. В её развитии принято выделять несколько важнейших периодов. Первый — это становление, или рождение, древнегреческой философии. На первом плане в это время находилась природа, поэтому данный период называют иногда натурфилософским, созерцательным. Это была ранняя философия, где человек еще не выделялся в качестве отдельного объекта исследования. Второй период — расцвет древнегреческой философии (V — IV века до н.э.). В это время начался поворот философии от темы природы к теме человека и общества. То была классическая философия, в рамках которой сложились оригинальные образцы древней философской культуры. Третий период( III в. до н.э.-IV в. н.э.) — это закат и даже упадок древнегреческой философии который был вызван завоеванием Греции Древним Римом. На первый план здесь выдвинулась гносеологическая и этническая, а со временем и религиозная проблематика в форме раннего христианства.

1. Становление философии Древней Греции

Первые элементы философского мышления проявились уже в произведениях древнегреческих историков — Гомера, Геродота, Гесиоида. Самой первой философской школой Древней Греции принято считать Милетскут. В которой чаще всего звучало имя мудреца Фалеса, который был известен также как географ, астроном, математик. Фалес обычно признается первым древнегреческим философом. На первом месте стоял вопрос о поиске гармонии в этом мире. Это была натурфилософия или философия природы.

Фалес исходил из предположения о том, что все существующее в мире возникло из воды. »Все из воды и все в воду», так звучал основой тезис философа. Вода в философской концепции Фалеса является как бы основополагающим принципом.

В число милестких философов входил также Анаксимандр, ученик и последователь Фалеса, автор философской прозы. Он ставил и решал вопросы о основе мира.

Их комбинации дают в итоге землю (сухое и холодное), воду(влажное и холодное), воздух (влажное и горячее) и огонь (сухое и горячее).Он полагал, что жизнь зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня.

В рамках ранней греческой философии заметную роль играла школа, связанная с именем Гераклита. Он связывал все сущее с огнем, который рассматривался как наиболее изменчивое из всех стихий мира — воды, земли и других. Мир был, есть и всегда будет представлять из себя живой огонь. Для греческого философа огонь не только исток, но и символ динамичности и незавершенности всего сущего. Огонь разумная нравственная сила.

Душа человека тоже огненная, сухая (огненная) душа — мудрейшая и наилучшая. Гераклит выдвинул также идею Логоса. В его понимании логос — это некий объективный и неуничтожимый закон мироздания. Быть мудрым — означает жить по Логосу.

Гераклит в простейшей форме изложил основы диалектики как учения о развитии всего сущего. Он полагал, что все в этом мире взаимосвязано, и это делает мир гармоничным. Во-вторых, все в мироздании противоречиво. Столкновение и борьба этих начал является главным законом мироздания. В-третьих, все изменчиво, даже солнце каждый день светит по новому. Окружающий мир это река в которую невозможно войти дважды. Логос открывает свои тайны лишь тем, кто умеет размышлять о нем.

Еще один выдающийся философ – Пифагор. Он основал собственную философскую школу и поставил вопрос о числовой структуре мироздания. Пифагор учил, что основой мира является число: `Число владеет вещами`. Особую роль пифагорейцы отводили единице, двойке, тройке и четверке. Сумма этих чисел дает число `десять`, которое философы считали идеальным.

В школе элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон) было обращено внимание на проблему бытия и его движения. Идею неподвижности мира высказывал также и Ксенофан. По его мнению, в окружающем человека Космосе пребывает Бог. Богокосмос един, вечен и неизменен.

Значительное место в ранней греческой философии заняло творчество атомистов (Левкипп, Демокрит).

Демокрит считал, что единичные вещи тленны и распадаются. Сам же человек, как утверждал Демокрит, произошел естественным путем, без участия Творца.

Заключение

Древнегреческая философия стала одной из самых ярких страниц в истории мировой философской мысли по своему идейному содержанию, разнообразию течений школ, типов мышления и идей. Здесь философия по-настоящему стала сама собой. По сути дела, греческая философия явилась мировоззрением освобождающейся личности, которая выделяла себя из Космоса и осознавала свою самостоятельность и ценность

www.ronl.ru