Религиозные представления древнего китая. Презентация по основам религиоведения : "Pелигиозные представления Древнего Китая"
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Религиозно-мифологическиепредставления китайцев. Религиозные представления древнего китая


Религиозные представления в Древнем Китае. — КиберПедия

китаец выше всего ценил материальную оболочку, т. е. свою жизнь. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете или спасения от страданий. В Китае тоже есть высшее божественное начало – Небо- высшая верховная всеобщность, абстрактная и холодная, строгая и безразличная к человеку. Ее нельзя любить, с ней нельзя слиться, ей невозможно подражать, как и нет смысла ею восхищаться. Небо всегда было центральной категорией верховной всеобщности.В Китае место мифов заняли легенды о мудрых и справедливых правителях. Легендарные мудрецы в сознании древних китайцев их первопредки и первоправители, заменили многочисленных почитаемых богов. Не религия как таковая, но прежде всего этика формировала облик китайской традиционной культуры. Все это сказалось на характере китайских религий, начиная с древнекитайской.

 

Основные понятия и категории религий Китая.

К традиционной религии Китая сами китайцы обычно относят «три учения» (сань цзяо) конфуцианство (жу цзяо «учение просвещенных»), даосизм (дао цзяо «учение Дао-Пути») и буддизм (фо цзяо «учение Будды. Со временем «три учения» так перемешались, что китайцы стали говорить: «три учения суть одно». Конфуцианство сложилось мнение, что конфуцианство вообще не есть религия. Это, философская система, а с другой стороны, кодекс государственной и частной морали. Это мнение, конечно, неправильно. В числе конфуцианских книг есть такие, которые несомненно содержат в себе представления о сверхъестественном, о духах, учение о потустороннем мире и т. д. Даосизм Даосские жрецы разделялись на монашествующих и семейных. Во главе даосской иерархии стоял верховный жрец, или патриарх. Буддизм китайцы называют учением Фо. Впервые он появился в Китае в I в. н. э. ввиде хинаяны, однако он долго не удержался. Вторичное появление буддизма, уже в форме махаяны, относится к началу V в., и с 5в буддизм укоренился в Китае,

Даосизм.

В основе учения даосизма лежит принцип дао, который буквально переводится как "путь", "дорога" (второе его значение — "метод" и "высший принцип"). Дао – начало всех начал, «нерожденное, которое порождает все сущее». Досизм учит ,что жить в соответствии с Дао – это покорно следовать потоку жизни, не сопротивляясь ему. Другим принципом даосизма является у вэй, который зачастую определяется словом "пассивность" или понятием "плыть по течению". С ним тесно увязывается принцип дэ, т.е. добродетель, но не в смысле высокой моральной чистоты, а в смысле качеств, проявляющихся в повседневной жизни, когда принцип дао осуществляется на практике. Характер событий в мире определяется силами ян и инь. Мужское начало — ясность мысли, активность и возвышенность — считается присущим силам ян, тогда как женское начало — все слабое, темное и пассивное в жизни — приписывается действию сил инь. Основатель – Лао Цзы. Начиная со II в. н.э. о Лао-цзы появилось много легенд. В одной из них, в частности, утверждается, что он был зачат лучом света, что мать носила его во чреве 72 года и на свет Божий он появился у нее через левую подмышку. Лао-цзы родился с седыми волосами, а долго жил благодаря помощи магических сил. Важнейшим текстом даосизма считается «Дао дэ цзин», где «Дао» означает «путь», «метод», а «дэ» - «благодать», «благую мощь». Его авторство приписывают Лао-цзы. В книге предложена модель мира, в которой над всеми богами царит таинственная сила Дао. Например, секрет долголетия заключается в том, чтобы следовать Дао. Дао - всеобщее начало и правило, управляющее вселенной, природой и человеческим обществом. Дао присуща мощь (дэ), посредством которой она и проявляет себя.

 

Конфуцианство.

Конфуцианство Самоназвание Жу цзя (Школа ученых книжников). — китайское учение, приписываемое Конфуцию (551—479 до н. э.). Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа (цзюнь-цзы), человеколюбия и правил ритуала.Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с (Императором) — «сыном неба». Благородный муж — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали.. Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. Конфуций был решительным противником управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. «Если руководить народом посредством законов и3 поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать стыда. После смерти Конфуция его ученики и последователи образовали множество направлений, которых было не менее восьми. Главными же духовными наследниками конфуциz считаются два мыслителя — Мэн-цзы и Сюнь-цзы, которые предложили две противоположные друг другу, а потому впоследствии признанные ортодоксальной, и неортодоксальной интерпретации конфуцианства. Постепенное нарастание влияния буддизма и даосизма вызвало стремление к восстановлению престижа конфуцианства. Первым Создателем неоконфуцианства, kвилсz Ван Тун (кон. 6 - нач. 7 в.),

 

Религии Японии.

синтоизм, даосизм, буддизм. Синтоизм - это древнейшая японская религия. название происходит от слова "синто" - "путь богов". В основе лежит поклонение всевозможным ками - сверхъестеств существам. Ками делятся на Фуку-но-ками ("добрые духи") и Магацу-ками ("злые духи"). Задача синтоиста - призвать побольше добрых духов и помириться со злыми. добрые духи могут становиться злыми, если к ним обращаться недолжным образом. поэт приносят ками жертвы. все происходящее в мире объясняется волей ками, буддизм разбивается на множество учений и школ. Основой японского буддизма считается учение Махаяны ("Большой колесницы). В Махаяне считается, что Спасение человека может достигаться не только его собственными усилиями, но и помощью уже достигших Просветления существ - будд и бодхисаттв. Соответственно, раздел между буддийскими школами происходит из-за различных взглядов на то, какие именно будды и бодхисаттвы лучше всего могут помочь человеку. Одной из буддийских школ является Миккё. ее последователи считаются обладателями невероятных способностей - летать, творить чудеса, сражаться с демонами. Даосизм. Основой учения Дао считается труд китайского философа Лао Цзы "Дао дэ дзин". Мироздание с точки зрения даосизма существует за счет Дао ("Пути"), движущего и управляющего всем сущим. Следование законам Дао - это путь жизни и блаженства Даосам - мудрецам, постигшим Дао, приписывалась вечная жизнь и разнообразные магические умения. Считалось, что они, как ямабуси, живут отшельниками в горах. Разнообразные истории о великих даосах и о рецептах бессмертия очень популярны в Японии. Во многом именно на этих легендах основывается искусство Оммёдо ("Путь гармонии Инь и Ян") - японское искусство призвания и управления демонами, предсказания судьбы, астрологии, магического исцеления и так далее.

 

Краткий обзор и основные понятия религий Индии.

В Индии представлены все три мировые религии - ислам, христианство и буддизм, а также индуизм, сикхизм, джайнизм, иудаизм, зороастризм,. Наиболее распространен индуизм 83%, 11% - ислам. индуизм существует в виде двух течений: вишнуизма - верховное божество Вишну и шиваизма - верховное божество Шива. Индуизм также проповедует бессмертие человеческой души и три основных постулата, следуя которым можно добиться полного слияния с повсюду существующим “святым духом” - мудрость, вера и действие. Основа индуизма - учение о перевоплощении душ (сансара), происходящем в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение. Индусы считают, что Вселенная создана Брахмой.

Ислам проник в северо-западную Индию во времена арабский завоеваний Аллах — по-арабски Бог, Творeц, Создатель и Устроитель всего сущего. Помимо него, никто не обладает этими качествами. Согласно канонам ислама, Аллах вечен, не был рожден и не родил. Джайни́зм — древняя дхармическая религия(рел пути благочестия), появившаяся в Индии приблизительно в VI веке до н. э. Основателем учения считается Джина Махавира. Джайнизм проповедует ненанесение вреда всем живым существам в этом мире. Будди́зм (санскр. «Учение Просветлённого») — религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около VI века до н. э. в южной Азии. Основателем учения был Сиддхартха Гаутама.(Будда) В основе буддизма лежит учение о Четырёх Благородных Истинах: о страдании, о причинах страдания, о прекращении страдания, об истинных путях к прекращению страдания. Сикхизм — религия, основанная в Пенджабе, гуру Нанаком Священное писание — Гуру Грантх Сахиб. Сикхи верят в Единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно. Бог рассматривается в двух аспектах — как Ниргун (Абсолют) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей). Зороастри́зм, также маздеи́зм— одна из древнейших религий, берущая начало в откровении пророка Спитамы Заратуштры полученном им от Бога — Ахура Мазды. В основе учения Заратуштры — свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний.

 

cyberpedia.su

Религиозно-мифологические представления китайцев

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] || http://yanko.lib.ru

Когда европейские миссионеры начали обращаться к китайцам с христианской проповедью, они не смогли обнаружить в китайском языке термина, адекватного европейскому понятию «бог». В представлениях древних китайцев, создателем всего сущего было Небо, порождающее все многообразие жизни от связи с Землей. В средневековой мифологии Небо представлялось как место пребывания огромного количества божеств. Один из космогонических мифов рассказывает об отделении неба от земли по мере роста божества Пань-гу,при этом Космос уподобляется человеческому телу.

Широко были распространены предания о культурных героях: так Фуси научил людей приготовлению пищи на огне, охоте и рыболовству, Хуанди придумал колесницы, дороги и календарь, Суйжэнь добыл огонь, Шэньнун устроил рынок и научил людей земледелию. Как часто бывает в мифологии, одно и то же изобретение часто приписывается разным богам.

Вначале разрозненные образы древнекитайской мифологии постепенно складывались в единую систему с огромным количеством мифов, многие из которых до сих

116

пор живы в сознании китайцев. Боги войны и драконы, феи и боги счастья, боги удачи и боги богатства, бывшие ранее то полководцами, то чиновниками, боги — хранители жизни и домашние божества, боги-умельцыибоги-бессмертные— пантеон китайских богов был поистине неисчерпаемым. Древние мифологические представления в восприятии китайца тесно переплетались с мифологиейдаосизма ибуддизма, с этическими установкамиконфуцианства, как учений, ставших основными религиями Китая.

Конфуцианство

Конфуцианство стало государственной религией Китая, а ее основатель древний китайский мыслитель Конфуций, живший на рубежеVI—Vвв. до н. э.(552—479гг.) был даже причислен к лику святых. Как философ Конфуций не задавался вопросами о смысле жизни и тайнах природы: он искал путь к процветанию общества, утверждая, что человек должен научиться следовать правилам гуманности, человеколюбия. Конфуций и поныне считается духовным отцом китайцев. Его учение пользуется признанием, а имя — почитанием. Сам он не написал никаких книг, а лишь прокомментировал классические произведения Древнего Китая. Вскоре после смерти Конфуция ученики изложили его взгляды в небольшой книге «Лунь юй» («Суждения и беседы»). Книга строится своеобразно: ученики задают вопросы, Конфуций отвечает. «Лунь юй» является, по сути дела, сборником мудрых мыслей и наставлений. Основное содержание поучений Конфуция составляют суждения о пяти простых великих добродетелях: мудрости, гуманности, верности, почитании старших и мужестве. Они находятся в соответствии с законами природы и являются важнейшими условиями разумного порядка в совместной жизни людей.

Конфуций сравнивал государство с семьей, а правителя с отцом. Главное — найти путь к свободному процветанию общества, его благоденствию и спокойствию, что предполагает соблюдение ряда принципов, важнейшими из которых являются пять великих добродетелей. Человек, следующий этим правилам, — идеальный гражданин (цзюнь-цзы).Конфуций предлагает начать моральное совер-

117

шенствование с самого себя, затем построить должные отношения в семье, а потом и в государстве. Примером справедливости и ответственности должен быть правитель, на необходимость его нравственного авторитета постоянно указывал Конфуций. Правитель, по Конфуцию, должен иметь возле себя ученого, мудреца, который стал бы его помощником и советчиком.

Главным правилом жизни конфуцианство считает соблюдение правил и обрядов (ли).

Конфуций требовал строгого соблюдения древних обычаев, в частности культа предков: т. е. совершения обрядов и жертв в юс честь. По религиозным верованиям китайцев, главнейшей обязанностью является также сыновняя почтительность (сяо). Центральным понятием учения Конфуция является также принципжень — гуманности, человеколюбия. В книгах современных исследователей приводятся разнообразнейшие интерпретации этого принципа добродетели, и не случайно! Ведь в европейской цивилизации принцип гуманизма как основы человеческого поведения появляется лишь в эпоху Возрождения, а Конфуций говорит о нем за

studfiles.net

ТЕМА 3. РЕЛИГИОЗНЫЕ СИСТЕМЫ ДРЕВНЕГО КИТАЯ — КиберПедия

 

1. Формирование религиозных представлений в Китае.

2. Даосизм и его основные категории

3. Конфуцианство: социально этические нормы и религиозный культ.

Источники:

1. Дао-Дэ цзин [Текст]: пер. В. В. Малявин. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 559 с.

2. И цзин «Канон перемен» [Текст] / сост. А. Е. Лукьянов; пер. с кит. Ю. К. Щуцкий. – М.: Восточная литература РАН, 2005. – 246 с.

3. Китайские боги и мифы [Текст]. – М.: Арт Родник, 2003. – 64 с.

4. Лао-цзы Дао дэ цзин [Текст]: [пер. с кит.] / Лао-цзы. – СПб: Азбука-классика, 2002. – 182 c.

5. Переломов, Л. С. Конфуций. «Лунь юй» [Текст]: [пер. с кит.] / Л. С. Переломов. – М.: Наука; Восточная литература РАН, 2000. – 590 c.

6. Религии Китая: хрестоматия [Текст] / М. Е. Ермаков; сост. Е. А. Торчинов; ред. Е. А. Торчинов. – СПб.: Евразия, 2001. – 512с.

7. Торчинов, Е. А. Даосизм. «Дао-Дэ цзин» [Текст] / Е. А. Торчинов. –– 2-е изд. – СПб., Азбука-Классика: Петербургское Востоковедение, 2004. – 256 с.

 

Литература:

1. Ван Цзянь Даосизм как образ жизни [Текст] // Вестник Бурятского государственного университета. – 2011. – Вып. 6. Философия, социология, политология, культурология. – С. 77-81.

2. Васильев, Л. С. Культы, религии, традиции в Китае [Текст] / Л. С. Васильев. – 2-е изд. – М.: Восточная литература РАН, 2001. – 488 c.

3. Васильев, Л. С. История религий Востока [Текст]: учеб. пособие для вузов / Л. С. Васильев. – 4-е изд. – М.; Ростов н/Д: Университет 1999. – 426 с.

4. Вонг, Е. Даосизм [Текст]: [пер. с англ. Ю. Бушуевой] / Е. Вонг. – М.: Гранд : ФАИР-ПРЕСС, 2001. – 347 с.

5. Кочергин, И. В. Регионоведение. Китай [Текст]: учебник / И. В. Кочергин. – М.: Восточная книга, 2013. – 537 с.

6. Кузнецова, Е. В. Источники формирования китайского менталитета [Текст] / Е. В. Кузнецова // Вестник Кемеровского государственного университета: журнал теоретических и прикладных исследований. – 2014. – № 1(57). – Т. 1. – С. 187-190.

7. Лебедев, В. Ю. Религиоведение [Текст]: учебник для бакалавров / В. Ю. Лебедев, В. Ю. Викторов – М. Юрайт, 2013. – 492 с.

8. Лобазова, О. Ф Религиоведение [Электронный ресурс]: учебник / О. Ф. Лобазова. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К, 2012. – 488 с.

9. Лукьянов, А. Е. Лао Цзы и Конфуций. Философия Дао [Текст] / А. Е. Лукьянов. – М.: Наука. Восточная литература РАН, 2001. – 384 с.

10. Малявин, В. В. Конфуций [Текст] / В. В. Малявин. – М.: Молодая гвардия, 2001. – 357 c.

11. Мартынов, А. С. Конфуцианство: классический период [Текст] / А. С. Мартынов. – СПб.: Азбука-Классика; Петербургское Востоковедение, 2006. – 384 с.

12. Торчинов, Е. А. Даосизм: Опыт историко-религиоведческого описания [Текст] / Е. А. Торчинов. – СПб: Андреев и сыновья, 1993. – 311 c.

13. Торчинов, Е. А. Даосские практики [Текст] / Е. А. Торчинов. – СПб.: Азбука-Классика; Петербургское Востоковедение, 2004 – 256 с.

14. Фицджеральд, С. П. Китай. Краткая история культуры [Текст]: пер. Р. В. Котенко. / С. П. Фицджеральд. – СПб.: Евразия, 1998. – 455 c.

15. Шагинов, И. Ю. Религии мира. Религии Дальнего Востока [Текст] / И. Ю. Шагинов. – М.: Мир книги, 2007. – 191 с.

Методические рекомендации

Религиозные представления Древнего Китая отличаются удивительной устойчивостью и рационализмом. Для начала необходимо отметить основные отличительные черты китайской религиозной системы. Потом последовательно проследить основные этапы формирования религиозных представлений в Китае. Обратить внимание на мировоззрение китайцев, представление о собственной стране и ее роли в мире, формировании культа предков. Значение «Книги перемен». Роль Неба (Тянь) в китайской мифологии, происхождение мира, людей и т. д. Оформление основных философско-религиозных понятий: Дао, Инь и Ян, концепция усин (пять первоэлементов).

В VI веке до н.э. формируются основные доктрины китайской культуры, оказавшие существенное влияние на мышление и стереотипы поведения китайцев Важнейшей такой концепцией является даосизм. В центре доктрины – учение о великом Дао. Опираясь на тексты «Дао дэ цзин», студентам необходимо выделить основные характеристики Дао. С опорой на источник, необходимо также охарактеризовать такие понятия как Дэ, У-вэй, (образ идеального правителя как иллюстрация концепции недеяния). Особое внимание следует обратить на космогонические представления в даосизме: прочтите 42 фрагмент и поставьте вместо цифр философские категории, о которых идет в нем речь. Анализируя даосские практики, особо следует остановиться на достижении бессмертия. Здесь студенту необходимо осветить два основных метода: внутренняя и внешняя алхимия. Внешняя алхимия включает в себя работу с физическими материями. Через представление о человеке как скоплении духов-монад – формирование идеи бессмертия. Внутренняя алхимия предполагала создание «небесного зародыша». Какие условия необходимо соблюдать и выполнять, чтобы в человеке сформировался «небесный зародыш». Как, исходя из данной концепции, можно трактовать чудесное рождение Лао цзы? Подводя итог, следует остановиться на влиянии даосских околонаучных и эзотерических практик на культуру и традиции современного Китая.

Практически в одно время с даосизмом формируется и основная доктрина конфуцианства. Несмотря на то, что это, по сути – морально-этическое учение, оно постепенно трансформировалось в религиозный культ. Студентам, рассматривая конфуцианство, необходимо обратить внимание на важнейшие социально-этические категории: жэнь, ли, сяо, чжен мин, цзюнь-цзы – как они способствовали формированию и поддержанию культа предков. Как в рамках конфуцианства трактовались такие понятия как Дао и Дэ.

В заключение семинара следует подвести итог и обобщить основные характеристики китайского религиозного мировоззрения. Оцените влияние конфуцианства и даосизма на культуру и традиции современного Китая.

ТЕМА 4. ЗОРОАСТРИЗМ

1. Истоки вероучения и священные тексты.

2. Особенности вероучения и культа. Роль огня и обряды очищения.

3. Историческое развитие зороастризма. Митраизм и манихейство. Парсизм.

 

Источники:

1. Авеста в русских переводах (1861-1996) [Текст]: предисл. И. В. Рак; сост. И. В. Рак; ред. И. В. Рак. – 2-е изд., испр. – СПб.: Нева: Летний Сад, 1998. – 480 c.

 

Литература:

1. Бойс, М. Зороастрийцы. Верования и обычаи [Текст]: [пер. И. М. Стеблин-Каменский] / М. Бойс. – 3-е изд., перераб. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 1994. – 281 c.

2. Все религии мира [Текст] / ред. Е. В. Кузьмина. – М.: АСТ: Полиграфиздат; СПб.: Сова, 2010. – 351 с.

3. Грановская, Р. М. Психология веры [Текст] / Р. М. Грановская. – 2-е изд., перераб. – СПб.: Питер, 2010. – 480 с.

4. Дубровская, О. Н. Древние религии мира [Текст] / О. Н. Дубровская. – М.: Рипол Классик, 2003. – 447 с.

5. Лебедев, В. Ю. Религиоведение [Текст]: учебник для бакалавров / В. Ю. Лебедев, В. Ю. Викторов. – М.: Юрайт, 2013. – 492 с.

6. Лобазова, О. Ф. Религиоведение [Электронный ресурс]: учебник / О. Ф. Лобазова. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К, 2012. – 488 с.

7. Рак, И. В. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана [Текст] / И. В. Рак. – СПб.: Нева; М.: Летний Сад, 1998. – 559 с.

8. Торчинов, Е. А. Религии мира. Опыт запредельного [Текст] / Е. А. Торчинов. – СПб: Центр «Петербуржское востоковедение», 2005. – 544 с.

9. Уотерхаус, Д. В. Катехизис зороастризма. Древняя религия магов [Текст] / Д. В. Уотерхаус. – М.: Сфера, 2002. – 448 с.

10. Хисматулин, А. А. Смерть и похоронный обряд в исламе и зороастризме [Текст] / А. А. Хисматулин, В. Ю. Крюкова. – СПб.: Петербургское Востоковедение, 1997. – 266 c.

Методические рекомендации

Религиозная система древних иранцев складывалась в стороне от главных центров ближневосточной цивилизации и по характеру заметно отличалась от религиозных представлений Месопотамии. Рассматривая древнеиранские верования, обратите внимание на прародину иранцев. Это поможет объяснить некоторое сходство их религиозных представлений с ведической религией Индии. При анализе священного текста – Авесты – необходимо провести параллели с Ведами. Обратите внимание на сходство структуры священных текстов Ирана и Индии, сходство божественных персонажей (ахуры, дэвы, хаома и др.). Также сравните социальную структуру иранского и индийского обществ.

Обращаясь непосредственно к зороастризму, следует обратить внимание на личность Зороастра (Заратуштры). В чем заключается основная суть учения Зороастра. Роль божеств Ахура-Мазды, Ангри-Майнью, Митры. Мифология зороастризма, космогонические представления, роль Йимы (первого человека), идея человеческой греховности. Эсхатология и пришествие мессии. Проследите влияние идей зороастризма на другие религии, например христианство и ислам. Культовая практика зороастрийцев – ее специфика и связь с природно-климатическими условиями и хозяйственной деятельностью. Идея чистоты, роль огня, особенности богослужения. Ритуальное очищение, отношение к покойникам, практика захоронений.

Рассматривая историческое развитие зороастризма, обратите внимание на параллельное существование двух периодизаций. В основу одной положен государственный принцип, другая опирается на образы верховных (наиболее популярных) божеств. Особое внимание обратить нужно на митраизм, как религиозное течение, оказавшее влияние на римскую культуру и на христианскую идеологию. Как менялись положение религиозного учения на разных этапах развития зороастризма. Какой статус имела религия в разные периоды истории Ирана, каково ее состояние на сегодняшний день.

Подводя итог, следует остановиться на основных характеристиках зороастризма, его специфике, а также на его влиянии на мировые религии.

 

ТЕМА 5. ИУДАИЗМ

1. Возникновение иудаизма. Священные книги.

2. Особенности вероучения и культа.

3. Основные этапы исторического развития иудаизма. Современный иудаизм.

 

Источники:

1. Агада: Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей [Текст]: пер. С. Г. Фруг. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 512 с.

2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета [Текст]. – М.: Библейские общества, 1996. – 1376 с.

3. Талмуд. Электронная еврейская энциклопедия. – Режим доступа: http://www.eleven.co.il/article/14021 (дата обращения: 10.11.14).

 

Литература:

1. Беленький, М. С. Что такое Талмуд [Текст] / М. С. Беленький. – М.: Изд-во АН СССР, 1963. – 144 c.

2. Вук, Г. Это Б-О-Г мой. Еврейский образ жизни [Текст]: [пер. с англ.] / Г. Вук. – Иерусалим: Шамир, 2002. – 477 с.

3. Грант, М. История древнего Израиля [Текст]: [пер. с англ.] / М. Грант. – М.: Терра-Книжный клуб, 1998. – 336 c.

4. Дубнов, С. М. Краткая история евреев [Текст] / С. М. Дубнов. – Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 574 c.

5. Грушевой, А. Г. Иудеи и иудаизм в истории Римской республики и Римской империи [Текст] / А. Г. Грушевой. – СПб., 2008. – 503 с.

6. Жудинова, Е. В. Религии мира. Иудаизм [Текст] / Е. В. Жудинова. – М.: Мир книги, 2006. – 192 с.

7. Лайтман, М. Кабала. Тайное еврейское учение. (Основные положения в доступном пересказе) [Текст]. – Ч. 1-3 / М. Лайтман. – Новосибирск, 1993. – 166 c.

8. Лебедев, В. Ю. Религиоведение [Текст]: учебник для бакалавров / В. Ю. Лебедев, В. Ю. Викторов – М.: Юрайт, 2013. – 492 с.

9. Лобазова, О. Ф. Религиоведение [Электронный ресурс]: учебник / О. Ф. Лобазова. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Дашков и К, 2012. – 488 с.

10. Мировоззрение талмудистов. Свод религиозно-нравственных поучений в выдержках из главнейших книг раввинской письменности [Текст]. – Репр. воспр. изд. 1874-1876 гг. – М.: Ладомир, 1994. – 648 c.

11. Носенко, Т. В. Иерусалим. Три религии. Три мира [Текст] / Т. В. Носенко. – М.: Ридерз Дайджест, 2006. – 506 с.

12. Пилкингтон, С. М. Иудаизм [Текст]: [пер. с англ.] / С. М. Пилкингтон. – М.: ФАИР-ПРЕСС: Информпресс+, 1999. – 400 c.

13. Ракитянский, Н. М. Иудейский менталитет. Политико-психологическое эссе [Текст] / Н. М. Ракитянский // Вестник МГУ. Серия 12, Политические науки. – 2013. – № 4. – С. 57-83.

14. Синило, Г. В. Древние литературы Ближнего Востока и мир Танаха (Ветхого Завета) [Текст]: учеб. пособие / Г. В. Синило. – М.: Флинта: Московский психолого-соц. ин-т, 2008. – 845 с.

15. Телушкин, Р. Й. Еврейский мир. Важнейшие знания о еврейском народе, его истории и религии [Текст]: перевод / Р. Й. Телушкин. – М.; Иерусалим: Мосты культуры: Гешарим, 2002. – 56 с.

16. Учение. Пятикнижие Моисеево [Текст] / предисл. И. Ш. Шифман; пер. И. Ш. Шифман. – М.: Республика, 1993. – 335 с.

17. Штереншис, М. Евреи: история нации [Текст] / М. Штереншис. – Герцлия: Исрадон, 2008. – 600 с.

 

Методические рекомендации

Иудаизм является древнейшей монотеистической религией, имеющей замкнутый этнический характер. Несмотря на это она легла в основу двух мировых религий – христианства и ислама. Формирование иудейской религиозной доктрины тесно связано с историей еврейского народа.

Обращаясь к анализу священных книг, следует обратить внимание на обстоятельства, при которых появлялись письменные тексты Танаха и Талмуда. Обратите внимание на соотношение и роль этих текстов в культовой практике. Поскольку Танах подробно будет анализироваться в следующем блоке, в рамках данного семинарского занятия при его анализе необходимо остановиться на основных моментах: структура книги, время и условия ее создания, роль в еврейской культуре. Основное внимание следует уделить анализу Талмуда, его структуре и содержанию, а также его связи с Танахом. Кроме того, в XII-XIII веках н. э. в еврейской религиозной традиции появляется еще один текст – Каббала. Обратите внимание на мистический характер данного текста и дайте его основные характеристика.

Рассматривая второй вопрос, связанный с вероучением и культовой практикой иудаизма, следует обратить внимание на основные идеи иудаизма: концепция богоизбранности, жесткий национальный характер религии, монотеизм, идея мессии, представления о загробной жизни и др. Традиционность религиозного вероучения привела к строгому соблюдению изложенных в Танахе и Талмуде запретов и ограничений (кашрут, мицвот), а также выполнению предписаний (цедака, обряд обрезания, Шабат). Почитание Торы нашло применение не только в богослужении (устройство синагоги, Древо жизни, тефиллин), но и в быту (мезуза, ермолка, талит). Стена плача и ее культовое значение. Обратите внимание на еврейский календарь и его особенности. Опишите наиболее значимые календарные праздники, а также на праздники жизненного цикла.

Рассматривая основные этапы развития иудаизма, следует охарактеризовать каждый период. Однако нужно иметь в виду, что существует несколько принятых периодизаций, которые в целом совпадают по хронологии, но имеют некоторые отличия. Одна периодизации в основе имеет историю еврейского государства: государство первого храма, государство второго храма, период диаспор, современный иудаизм. Другая – особенности религии: библейский, эллинистический, талмудический и современный иудаизм. Анализируя современное состояние иудаизма, обратите внимание на основные течения: ортодоксальный, реформаторский, консервативный иудаизм и др. Какова роль сионизма в современном еврейском обществе.

Завершая семинарское занятие, следует обратить внимание на роль религии в истории и культуре еврейского народа, отметить влияние иудаизма н а мировоззрение современных евреев и на характер внешней политики, проводимой Израилем на Ближнем Востоке.

Первый раздел заканчивается знакомством с иудаизмом, что позволяет подготовить студентов историков к работе с Библией, первая часть которой является Священным Писанием для иудеев.

cyberpedia.su

Религия и мифология в Китае

– многосоставный комплекс идей, образов, верований, обрядов и ритуалов, развитый и рационализированный в «трёх учениях» (сань цзяо) –  конфуцианстве, даосизме, буддизме, преобразованный в синкретизме народных культов и сект, художественно переосмысленный в традиционных формах искусства и литературы. Это отражено в первоначальной семантике терминов, вошедших в совр. понятия цзун-цзяо («религия»), шэнь-хуа («мифология»), чуань-шо («легенды, предания, мифы»): цзун – «жертвоприношение предкам», цзяо – «(веро)учение»; шэнь – «дух, божество, святость», хуа – «речь»; чуань/чжуань – «предание, апокриф», шо – «толкование».   О древнейшем состоянии религиозно-мифологич. представлений в Китае до появления в сер. 2 тыс. до н.э. самой ранней эпиграфики – надписей на гадательных костях (цзя гу вэнь) пока можно судить только по добытым археологами за последнее столетие культовым, ритуальным и бытовым предметам в сопоставлении с более поздней устной и письм. традицией. Подобную реконструкцию в 1920-е гг. начал первооткрыватель неолитической культуры Яншао (5–3 тыс. до н.э.) Ю.Г. Андерсон, а в России осуществил В.В. Евсюков, продемонстрировавший на материалах расписной керамики Яншао истоки космогонич. мифа об отделении неба от земли, образа мирового древа и деления пространства по четырём странам света, двоичного строения души (хунь, по), лунарного мифа и лунного календаря. Благодаря археологич. открытиям в КНР во 2-й пол. 20 в. установлен факт окрашивания в палеолите (ок. 20 тыс. до н.э.) трупов в красный цвет, символизирующий веру в возрождение и воскрешение, развившуюся затем в алхимич. культ киновари (дань) как «философского камня», дарующего долголетие и бессмертие, а также уточнены даты кит. неолита (11 тыс. до н.э.) и выявлены исходные формы религиозно-мифологических представлений (политеизм, полидемонизм), связанных с погребальной обрядностью, культом мертвых и плодородия, тотемизмом и анимизмом, сакрализацией животных («четыре божественных духовных [существа]»: единорог, феникс, черепаха, дракон (см. Лун)) и природных объектов (зап. рай – гора Куньлунь, вост. – остров Пэнлай), обожествлением солнца, неба и земли. Согласно Вэнь И-до (1899–1946), синтетический тотем периода формирования китайской культуры – дракон (лун) стал её гл. зооморфным символом вплоть до конца империи в нач. 20 в. Эту гипотезу подтвердили обнаруженные в кон. 20 в. изображения дракона из нефрита (мужское начало), раковин (женское начало) и на керамике 6–4-тысячелетней давности, выявившие в нём черты самого древнего и распространенного домашнего животного – свиньи. Тогда же этот универсальный образ приобрёл и свою космич. ипостась: в 1988 в пров. Хэнань было найдено захоронение 4 тыс. до н.э. с изображением небесных символов вокруг скелета – вост. Дракона, зап. Тигрицы и центрального созвездия Ковша (Доу, Большая Медведица; см. Бэй-доу).   Религиозно-мифологич. верования эпохи Шан-Инь, отражённые в мантической эпиграфике, сконцентрированы вокруг обожествления усопших правителей-первопредков (ди) во главе с ураническим Шан-ди, наделённым антропо-зооморфными чертами и идентифицируемым как с центр. образом архаического ритуального искусства – маской тао-те («пожирающее чудище»), так и с изображением вождя в головном уборе из перьев на нефритовых изделиях неолитич. культуры Лянчжу (4–3 тыс. до н.э.). Отсюда вырос наиболее характерный для кит. цивилизации культ предков, освященный конфуцианством и связанный со сложной дифференциацией относительно автономных духов и душ (ци, цзин, шэнь, гуй, хунь, по, лин; см. Душа, дух и духи).   В эпоху Чжоу верховной божеств. силой было признано безличное и пантеистичное Небо (тянь  [1]), давшее начало всему сущему, создавшее людей с населяемым ими пространством – Поднебесную (тянь ся) и их нравств. ценностями, направляющее ход истории посредством добродетельных государей – «сыновей Неба» (тянь цзы), за чьими действиями оно наблюдает глазами народа. Если власть становится аморальной, Небо восстанавливает вселенский порядок, сменяя правителя, согласно «небесному предопределению» (тянь мин). Поклонение Небу в дальнейшем стало главным гос. культом, осуществлявшимся прежде всего в виде императорского жертвоприношения на круглом, подобном Небу (в отличие от квадратной Земли), алтаре, расположенном в спец. ритуальном месте – на юге столицы (совр. Храм Неба – Тянь тань в Пекине).Производно сформировался и культ императора, при Цинь-ши хуан-ди наделенного титулом «божественный правитель-первопредок» (хуан-ди).   С созданием полноценных письм. памятников в сер. 1 тыс. до н.э. религиозно-мифологич. воззрения нашли отражение в конфуцианизированных канонах «Шу цзин», «Ши цзин», «И цзин», классич. даосских трактатах «Чжуан-цзы», «Ле-цзы», философско-энциклопедич. сводах «Люй-ши чунь цю», «Хуайнань-цзы», «Лунь хэн» Ван Чуна, стихах Цюй Юаня и поэтич. антологии «Чу цы», особенно в мифологич. энциклопедии «Шань хай цзин» («Канон гор и морей»). Для всех этих текстов характерны противоречивые трансформации (даже в рамках одного и того же произведения) религиозно-мифологич. образов в лит.-художественные, поэтич., историч. (эвгемеризация) и философские. Напр., Хунь-дунь/тунь выступает и как первозданный (водный) хаос, напоминающий взболтанное куриное яйцо, и как лишённое семи отверстий человеч. головы божество центра, и как собакообразное с медвежьими лапами животное или четырёхкрылый красный мешок с шестью ногами без лица и глаз, и как мятежный и злой царевич мифич. древности. П.М. Гране связал его с легендой о направленной в «небо» стрельбе государя У-и (12 в. до н.э.) в кожаный мешок с кровью, а В. Эберхард, Д. Бодде, Э.М. Яншина – со столь же изменчивым образом Пань-гу/ху  (Свернувшаяся [в кольцо] древность/ Тыква под плошкой), с одной стороны, в антропоморфном виде представляющим единственный китайский миф о творении мира (из его тела, а людей – из паразитов на нём), с другой – выступающим чудищем с «головой дракона и телом змеи» или круглым червем, превратившимся в пятицветного пса, и действующим в мифические времена в качестве варвара, ставшего культурным героем, изобретателем плуга и ткацкого станка. Наиб. аутентичные источники излагают древнекитайские религиозно-мифологические представления крайне фрагментарно, без какого-либо подобия целостному эпосу или связному вероучению. Более того, масштабность и историческая глубина мифов обратно пропорциональны времени их записи, что Б. Карлгрен возвёл к фундаментальному различию между «свободными» (достоверными) текстами эпохи Чжоу и «систематизирующими» (идеологически деформированными) текстами конца Чжоу и эпохи Хань. Но более архаич. мифы могли записываться и позже, а противоречия в их образах могут объясняться происхождением из разных регионов и позднейшей унификацией конфуцианцами и даосами.   В послеханьские времена с добавлением буддийского компонента этот конгломерат стал ещё и объектом связанной с нар. верованиями беллетризации, начало чему положил Гань Бао в «Соу шэнь цзи» («Записки о поисках духов»), за которым последовали «Сюй Соу шэнь цзи» («Продолжение Записок о поисках духов»), приписываемое Тао Юань-мину, и др. вплоть до «Фэн шэнь янь-и» («Повествование о возведении в духи») Сюй Чжун-линя (16 в.), «Ляо Чжай чжи и» («Странные истории из Кабинета Неудачника», рус. пер., 2000) Пу Сун-лина, «Синь Ци Се» («Новые [записи] Ци Се», рус. пер., 1977) Юань Мэя и «Юэ-вэй цао-тан би-цзи» («Заметки из хижины “Великое в малом”», рус. пер., 1974) Цзи Юня (1724–1805). Первую в мире книгу о древнекитайских мифах создал в России С.М. Георгиевский. В Китае их начали изучать знаменитые писатели Лу Синь и Мао Дунь и видный историк Гу Цзе-ган (1893–1980), а Юань Кэ провёл итоговую систематизацию в популярном изложении (рус. пер. 1965, 1987) и спец. словаре (1985). На Западе подобный словарь выпустил Э.Т. Вернер (1932), а в России вышел обобщающий мировые достижения том «Мифология. Религия» энциклопедии «Духовная культура Китая» (т. 2, 2007). Изобразительные аспекты древнекитайской мифологии отражены в работах А. Доре, К. Финстербуш , Б.Л. Рифтина и А.П. Терентьева-Катанского.   Литература: Бодде Д. Мифы древнего Китая // Мифологии древнего мира. М., 1977; Рифтин Б.Л. От мифа к роману. М., 1979; Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984; Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987; Евсюков В.В. Мифология китайского неолита. Новосиб., 1988; Гань Бао. Записки о поисках духов (Соу шэнь цзи) / Пер. Л.Н.Меньшикова. СПб., 1994; Баранов И.Г. Верования, обычаи китайцев. М., 1999; Де Грот Я.Я.М. Демонология древнего Китая. СПб., 2000; он же. Война с демонами и обряды экзорцизма в древнем Китае. СПб., 2001; Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 2001; Всё о Китае / Сост. Г.И.Царева. Т. I, II. М., 2003; Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / Пер. Э.М. Яншиной. М., 2004; Терентьев-Катанский А.П. Иллюстрации к китайскому бестиарию. СПб., 2004; Масперо А. Религии Китая. СПб., 2004; Биррел А. Китайские мифы. М., 2005; Вернер Э. Мифы и легенды Китая. М., 2007.   Ст. опубл. под названием «Китайские религия и мифология древние»: Большая российская энциклопедия. Т. 14. М., с. 172-173.

www.synologia.ru

Презентация по основам религиоведения : "Pелигиозные представления Древнего Китая"

Религиозные представления Древнего Китая

Цель темы: раскрыть особенности взаимодействия и мирного сосуществования различных религий в Китае.

План темы:

lI Древнейшие верования китайцев.

lII Конфуцианство.

lIII Даосизм

Древнейшие верования китайцев

lПоклонение множеству Богов

lКульт Шан-ди (первопредок и верховное божество). Практиковалось жертвоприношение.

lНач. I тыс. до н.э. – культ Неба (Тянь). Небо – источник гармонии и мирового порядка, а человек должен жить в согласии с природой. Данное верование оказало значительное влияние на формирование национальных религий – даосизма и конфуцианства.

Конфуцианство

lВозникло в VI-V вв.до н.э. как философское течение, а через столетия трансформировалось в религию.

lОсновоположник религии – Конфуций (Кун-фу-цзы), проповедник

lНач. I тыс.л. Н.э. Коонфуция обожествляют.

lVI в конфуцианство преобразовалось в религию. Особенность конфуцианства – моральная направленность учения.(выдержки) Присутствует создание храмов, жертвоприношения и возвышение императора.

l«Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - выше этого нет ничего»

                                              Конфуций

Даосизм

lЭто религиозно-философская система

lОснователь – Лао-цзы, китайский мудрец, живший в VI веке до н.э.

lСвященный трактат «Дао де дзин» (Трактат о пути и добродетели)

lДао – это основной закон существования мира и оно не от кого не зависит. Дао не только первопричина и исходный пункт, но и его конечная цель.

lДао – это путь по которому проходит все человечество.

lДаосы- последователи даосизма, призывают людей учиться у природы и у других.

Просмотр содержимого презентации «религиозные представления Древнего Китая»

kopilkaurokov.ru