ДРЕВНЕЙШИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ИРАНА. История древнего ирана
ДРЕВНЕЙШИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ИРАНА. Всемирная история: В 6 томах. Том 1: Древний мир
ДРЕВНЕЙШИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ ИРАНА
Элам и эламиты. Иран принадлежит к числу стран, где возникли первые государства. Еще в начале IV тысячелетия до н. э. на юго-западе Ирана в Сузиане (совр. Хузистан) в долине небольших рек Карун и Керхе появились поливное земледелие и первые поселения городского типа. По всей вероятности, их жители были родственны дравидийским племенам, обитавшим к востоку от них в Белуджистане. Позднее обитателей Сузианы их соседи на западе (шумеры, вавилоняне и ассирийцы) стали называть эламитами (от «Эламту», согласно народной этимологии, «Горная страна»). Это обозначение было принято и в Библии, откуда оно и заимствовано в современной науке. Эламиты говорили на своем особом языке, не похожем ни на один из известных нам. Их соседями на территории Северо-Западного Ирана и в предгорьях Загроса были хурриты, маннеи, луллубеи и другие племена неиндоевропейского происхождения.
К середине IV тысячелетия до н. э. эламиты уже умели изготовлять керамическую посуду с помощью гончарного круга и начали сооружать памятники монументальной архитектуры. В районе Сузианы стали получать обильные урожаи ячменя, эммера и фруктов. Установились интенсивные торговые связи с соседней Месопотамией. К началу III тысячелетия в Эламе возникли раннегосударственные объединения, столицей одного из них стал г. Сузы. Основной формой социально-экономической организации являлись сельские общины, которые управлялись старейшинами, выбранными народным собранием. Однако с начала II тысячелетия до н. э. стали интенсивно развиваться частные хозяйства с использованием рабского труда, что привело к имущественной дифференциации и распаду сельских общин, разорению части свободных людей и появлению частновладельческих, а также царских и храмовых хозяйств.
Политическая история Элама на всем протяжении была тесно связана с историей Месопотамии. В XXIV–XXIII вв. до н. э. Элам был включен в состав государства Аккад в Двуречье, но в XVIII в. до н. э. эламиты на целое столетие подчинили себе эту страну и, как сказано в одной вавилонской надписи, «наложили руки на святилища Аккада, превратив Аккад в прах». Но с середины XIV до начала XIII в. Элам находился в зависимости от Вавилонии. В VIII в. до н. э., когда вавилоняне боролись за свою независимость от Ассирии, Элам стал на их сторону, но в последовавшей войне потерпел ряд поражений и сошел с политической карты в качестве самостоятельного государства.
Эламиты создали вполне самобытную культуру. В начале III тысячелетия до н. э. они изобрели пиктографическое (рисуночное) письмо, в котором на глиняных табличках изображали крупный рогатый скот, посуду и другие предметы. Это письмо применялось для документов хозяйственной отчетности и состояло приблизительно из 150 знаков, которыми обозначались целые понятия и слова. Оно находилось в употреблении на протяжении 400 лет, а во второй половине III тысячелетия до н. э. было изобретено линейное силлабическое письмо, состоявшее из сочетания различных геометрических линий для обозначения целых слогов. Оно состояло приблизительно из 80 знаков, и им можно было писать не только хозяйственные, но и религиозные и другие тексты. Материалами для письма служили камень, глина и металлические изделия.
В конце III тысячелетия эламиты заимствовали шумеро-аккадскую клинопись, которой они продолжали пользоваться до середины V в. до н. э. Первый известный нам клинописный текст на эламском языке относится ко времени около 2230 г. до н. э.: это договор между царем Аккада Нарам-Суэном и правителями нескольких эламских областей. Однако в первой половине II тысячелетия до н. э. эламиты для составления частноправовых документов (фиксировавших куплю-продажу, раздел и дарение имущества) употребляли вавилонский диалект аккадского языка, но позднее, приблизительно через пять веков, для этого стали использовать свой собственный язык.
Религия эламитов была политеистической. В одном тексте XXIII в. до н. э. упоминаются по именам 37 эламских божеств. Первоначально во главе эламского пантеона стояла «великая богиня» и «мать богов» Пинекир. К середине II тысячелетия до н. э. главенствующее положение в пантеоне занял Хумбан. Бог Солнца Наххунте считался создателем дня, а Иншушинак — покровителем столицы государства Суз и ее царей. Согласно верованиям эламитов, законы были установлены богами, и за их нарушение полагались жестокие наказания (например, за ложную клятву отрезали руку и язык). Самым крупным монументальным памятником эламской религии является зиккурат (культовая башня), построенный в XIII в. до н. э. в местности Дур-Унташ (совр. Чога-Замбил) в 30 км от Суз. У входа в это святилище стояли скульптурные изображения львов, быков, грифонов, статуи богов и царей, изваянные из золота и серебра. Зиккурат высотой в 12 м имел семь ворот и четыре этажа; длина сторон нижнего этажа равнялась 105 м.
Приход мидийских и персидских племен в Иран. Мидийцы и родственные им персы составляли часть огромного мира иранских племен, который простирался от Северного Причерноморья до территории современного Афганистана. Они говорили на различных диалектах иранских языков. Кроме мидийцев и персов эти племена включали скифов южнорусских степей, а также бактрийцев, согдийцев, хорезмийцев, саков и другие группы обитателей Средней Азии.
Часть иранских племен, которые впоследствии стали известны под именами мидийцев и персов, в XI в. до н. э. направилась из южнорусских степей через Кавказ на территорию Северо-Западного Ирана (в частности, в район совр. Хамадана). Они занимались как скотоводством (особенно разведением коней), так и земледелием, а также были знакомы с обработкой металлов. На территории Западного Ирана в то время существовали десятки мелких княжеств автохтонных этнических групп, которые играли в политическом отношении доминирующую роль. Однако начиная со второй половины VIII в. до н. э. иранцы уже составляли большинство населения этих земель — в будущем Мидийского царства (в районе совр. Хамадана и к западу от него). Проникновение иранцев в эти районы не носило характера завоевания: они повсеместно смешивались с местными обитателями, которые в результате продолжительного общения с пришельцами постепенно становились ираноязычными. С конца VII в. до н. э. начало складываться этнокультурное единство на основе слияния иранских и местных племен касситов, хурритов и других.
Персы впервые начинают присутствовать в ассирийских текстах второй половины IX в. Например, в 834 г. до н. э. упоминается получение ассирийцами подати с 27 «царей» области Парсуа, которая была расположена в горах Центрального Загроса. Как видно из ассирийских текстов, к тому времени персы уже отделились от родственных им мидийских племен. Но они еще не были объединены и находились под предводительством своих многочисленных вождей. В 714 г. до н. э. персы упоминаются как подданные ассирийского царя Саргона II. Затем они постепенно заняли часть исконной эламской территории на юго-западе Ирана. Новая область их обитания в ассирийских источниках называется Парсумаш (др. — перс. Parsa, Персида античных авторов, совр. пров. Фарс). В тот период персы находились на службе у эламских царей, а затем на короткий период стали данниками ассирийских правителей. Часть персов перешла на оседлый образ жизни, а остальные по-прежнему оставались кочевниками. В отличие от эламитов, у которых в течение нескольких тысячелетий женщина занимала высокое положение, у персов семья носила патриархальный характер с неограниченной властью отца семейства. Семьи объединялись в кланы, которыми управляли их старейшины. Кланы, в свою очередь, были объединены в племя. Во главе союза племен стояли цари.
Как можно судить по несколько более поздним источникам, персидский племенной союз возглавляли вожди из рода Ахеменидов. Около 650–600 гг. до н. э. их царем был Кир I, который считался потомком основателя династии легендарного Ахемена. В ассирийских текстах он назван владыкой Парсумаша.
Мидия. Начиная с IX в. до н. э. ассирийцы стали совершать походы на земли Западного Ирана с целью захвата добычи и доходили до центра плато. В течение VIII в. до н. э. мидийские области находились в зависимости от ассирийцев и платили им подати главным образом ремесленными изделиями и скотом. Например, в 744 г. до н. э. ассирийцы дошли до горы Бикни (совр. Демавенд близ Тегерана) и получили от мидийцев в качестве дани 9 т лазурита и 15 т различных бронзовых изделий.
Стремясь к оказанию сопротивления ассирийским нашествиям, ряд мидийских княжеств вступили в союз друг с другом. В 673 г. до н. э. они во главе с одним из своих вождей по имени Каштарити (у Геродота — Фраорт) подняли восстание против ассирийцев. В следующем году мидийцы смогли изгнать завоевателей из западной части своих владений и создали независимое государство — Мидию. В течение последующих десятилетий Мидия превратилась в крупную державу — в одном ряду с Эламом, Урарту, Ассирией и с княжеством Манна (к западу от Мидии).
В 625 г. до н. э. царем Мидии стал сын Каштарити Киаксар, окончательно объединивший все мидийские племена в единое государство со столицей в Экбатанах. Теперь мидийцы сосредоточили все свои усилия на борьбе против Ассирии, которая в то время находилась в войне с Вавилонией. В 614 г. мидийское войско во главе с Киаксаром развернуло наступление на коренную территорию Ассирии и вскоре захватило ее древнюю столицу Ашшур. В августе 612 г. мидийцы вместе с вавилонянами ворвались в главный город Ассирии Ниневию и сравняли ее с землей. В 609 г. до н. э. Ассирия перестала существовать как государство, в результате ее коренная территория и район области Харран на западе Месопотамии отошли Мидии.
Киаксар продолжал расширять границы своего государства. Ему удалось установить свою власть над родственными племенами персов, захватить Парфию и Гирканию, которые были расположены к юго-востоку от Каспийского моря, а также, возможно, и Армению. В начале VI в. до н. э. он покорил также Урарту и Манну, а кроме того Каппадокию на востоке Малой Азии. Вскоре после этого началась война за преобладание в Малой Азии между Мидией и Лидией, окончившаяся в 585 г. безрезультатно. Испугавшись наступившего 28 мая 585 г. до н. э. солнечного затмения, стороны заключили между собой договор, установив границу между своими государствами вдоль р. Галис.
В том же 585 г. мидийский престол унаследовал сын Киаксара Астиаг, которому суждено было стать последним мидийским царем. Ему предстояло вступить в войну с персидским царем Киром II, женатым на его дочери Мандане и находившемся в вассальной зависимости от своего тестя.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
Древнейшая цивилизация Ирана. Элам. История Древнего Востока
Древнейшая цивилизация Ирана. Элам
В IV–III тыс. до н. э. территория Ирана была достаточно плотно заселена родственными друг другу племенами, близкими по происхождению к своим восточным соседям – дравидам долины Инда. К государственности первыми из них перешли племена страны Элам, занимавшей юго-запад Ирана (это укоренившееся в науке имя ей дали месопотамцы в подражание эламскому самоназванию «Халтемпт» – «Страна Бога»). Крупнейшими центрами Элама были Сузы на западе, в долине реки Керхе, и Анчан на востоке (современный Тепе-Мальян в Фарсе).
Завершающий импульс государствообразованию эламитов дали шумеры, в IV тыс. до н. э. подчинившие Сузиану и основавшие в Сузах колонию, которая стала центром распространения культуры и политического опыта Месопотамии в Эламе. В это время эламиты овладели письмом, а с уходом шумеров создали собственное государство, быстро подчинившее почти все Иранское плато. Основными центрами государства стали его колонии, известные по эламским административным документам начала III тыс. до н. э. Внешние владения эламиты утратили уже через несколько веков, но собственное этнополитическое единство и государственность удержали на тысячелетия.
Элам представлял собой федерацию нескольких «стран»-княжеств, то объединявшуюся под властью династии одного из них, то вновь распадавшуюся. Откуда бы ни вышла правящая династия, столицей Элама обычно являлись Сузы – крупнейший город Элама, лежавший в наиболее плодородной части страны и контролировавший пути из Элама в Месопотамию. В фазах прочного объединения эламиты обычно покоряли обширные внутренние районы Ирана, а иногда и значительную часть Месопотамии; в фазах распада страна приходила в упадок, теряла все завоевания и прекращала активную внешнеполитическую деятельность.
Постоянными геополитическими противниками Элама были государства Месопотамии. Причем если могущественные месопотамские империи, такие как державы Аккада и Ура, Вавилония Хаммурапи, Новоассирийская и Нововавилонская державы, быстро добивались устойчивого преобладания над Эламом и часто оккупировали Сузиану, то в периоды хозяйственного и политического упадка Месопотамии перевес в этом противоборстве переходил к эламитам.
Для Элама были характерны архаические обычаи родоплеменной древности, в частности, соправительства-троевластия, браков с сестрами и левирата – наследования братом умершему брату с одновременной женитьбой на вдове покойного. Основными ячейками общества являлись большесемейные общины с коллективным землевладением и землепользованием. Однако постепенно они распадались на мелкие частные хозяйства. Особняком стояли царские и храмовые хозяйства. Месопотамские источники рисуют Элам страной демонов и злого колдовства, а его обитателей – жадными до месопотамских богатств грабителями-горцами.
К середине III тыс. до н. э. процессы государствообразования охватили всю территорию Ирана, и она оказалась покрытой десятками «номовых» царств и их объединений, поддерживавших тесные контакты друг с другом и в большинстве своем родственных по этносу и культуре (их народы, как правило, относились к эламо-дравидской общности). В совокупности все эти образования представляли особую региональную ойкумену, посредничавшую в контактах между аналогичными «соседними» ойкуменами – месопотамской и индской, и добившуюся экономического процветания благодаря этому посредничеству и высокому уровню производящего хозяйства. Эти три мира – месопотамский, иранский и индийский – и составляли непрерывный пояс цивилизованных обществ Азии в середине – 2-й половине III тыс. до н. э.
Из этнополитических образований Ирана той эпохи, помимо Элама, следует упомянуть Аратту в Центральном Иране, а также известную своими контактами с Шумером особую этнокультурную общность на севере Ирана, занимавшую Сиалк и Гиссар и оставившую памятники так назывемой астрабадской бронзы. Предположительно это были племена каспиев, от которых еще в глубокой древности получило свое название Каспийское море. Кроме того, в горах Загроса жили племенные объединения кутиев и луллубеев, в Юго-Восточном Иране возникло могущественное царство Варахше, контролировавшее все территории между Эламом и зоной Индской цивилизации, а на северо-востоке Ирана существовала обширная культурная область Анау – Намазги (страна Харали в месопотамских источниках). Территории, лежавшие далее на восток, входили в сферу культурных влияний дравидов Индской цивилизации, порой простиравших свою власть до Амударьи.
В XXIII в. до н. э. западная и южная части этой древнейшей иранской ойкумены (в том числе регион Загроса, Элам, Варахше и Аратта) подверглись военному натиску Аккадской державы и временами признавали верховное владычество ее царей, от Саргона до Нарамсуэна. Однако прочной власти над этими территориями аккадские цари так и не добились. Держава III династии Ура в XXI в. до н. э. ценой многократных военных походов установила временный контроль над западноцентральным Ираном и Эламом, однако вскоре Элам восстал против ее власти и после ожесточенной войны уничтожил Урскую державу: эламиты разгромили ее столицу Ур и угнали в плен последнего царя Ура Иббисуэна (2003 г. до н. э.).
Около 1775–1765 гг. до н. э. при царе Сивепалархухпаке Элам, вмешавшись в усобицы месопотамских царей, даже осуществлял верховное владычество почти над всей Месопотамией, в том числе над знаменитым Хаммурапи Вавилонским. В это время эламитов стали призывать на помощь друг против друга уже и сирийские князья. Объединенная эламо-месопотамская армия под командованием эламского династа Кутир-Лагамара совершила вылазку в Восточное Средиземноморье вплоть до Заиорданья (воспоминание об этом сохранились в Библии, Быт. 14). Однако этот высший взлет эламской мощи оказался эфемерным. В 1764 г. до н. э. Хаммурапи сверг эламское господство, в длительной войне разбил эламитов и их союзников и сам оккупировал Сузиану.
В XVIII–XVII вв. до н. э. древнейшая цивилизованная ойкумена Ирана перестала существовать в результате массового переселения индоевропейцев-ариев (индоиранцев) и вызванных их натиском цепных смещений самого аборигенного населения. Эта же цепь переселений погубила на своем излете Индскую цивилизацию. Тогда была полностью уничтожена североиранская культурная общность «астрабадской бронзы», бежали на восток носители культуры Намазги, запустели и другие старые центры. Сохранились только окраинные государства прежнего Ирана – загросские «номовые» княжества, Элам и Варахше. Вторая волна индоиранского расселения в регионе (сер. – 3-я четв. II тыс. до н. э.) привела к тому, что и из них уцелел только один Элам. Прочих неиндоевропейцев Ирана пришельцы-арии частично истребили, но в основном ассимилировали или оттеснили в труднодоступные и малоплодородные местности, где они в качестве племенных реликтов просуществовали еще много столетий. Так, еще в середине I тыс. до н. э. Белуджистан был заселен родственными дравидам аборигенами, известными греческим историкам как «азиатские эфиопы».
Элам в конце II тыс. до н. э. переживал новую пору расцвета, связанную с тем, что в стране на время было установлено единодержавие и единонаследие царей вместо привычного соправительства. В конце XIII в. до н. э. Элам совершал успешные набеги на Касситскую Вавилонию, а в середине XII в. до н. э. совершенно опустошил и частично оккупировал ее, одновременно нанеся победоносный удар Ассирии (при династии Шутрукидов, ок. 1205–1075 гг. до н. э., в том числе Шутрук-Наххунте, 1185–1145 гг. до н. э., Кутир-Наххунте III, 1145–1140 гг. до н. э. и Шилхак-Иншушинаке, 1140–1120 гг. до н. э.). В это время экспансия Элама достигла своего апогея, а сам он в наибольшей степени приблизился к обычному типу ближневосточной империи. Однако неожиданно воспрянувшие вавилоняне смогли при Навуходоносоре I разбить эламитов близ Дера (ок. 1115 г. до н. э.) и так разгромить Элам, что это государство на 300 лет исчезло из месопотамских источников.
К середине XI в. до н. э. Эламское царство распалось. Новое общеэламское царство, династия которого возводила себя к Шутрукидам, но при этом восстановила режим троевластия, было создано только около середины VIII в. до н. э. и никогда не могло полностью преодолеть раздробленность страны. Его внешнеполитическая история – история непрерывных войн с Ассирией, которые, несмотря на прочный антиассирийский союз Элама с Вавилонией, шли в целом неблагоприятно, а после разгрома Вавилона в 689 г. до н. э. – катастрофически для Элама. Внутренняя история изобиловала смутами, дворцовыми переворотами и соперничеством соправителей. В итоге около середины VII в. до н. э. ираноязычные племена персов захватили один из важнейших регионов страны – Анчан, а в 644 г. до н. э. Элам был временно аннексирован Ассирией.
Персидский данник из Элама. Рельеф (ок. 500 г. до н. э.)
В период ослабления и кризиса Ассирии около 624 г. до н. э. Эламское царство было восстановлено, однако вскоре оно признало верховную власть мидян, а в конце 590-х гг. до н. э. под ударами Навуходоносора II Вавилонского потеряло Сузиану, а в 549 г. до н. э. Кир Великий превратил его в сатрапию Персидской державы, что и подвело черту под трехтысячелетней историей эламской государственности. Тем не менее иранизация основной массы эламитов произошла не ранее I в. н. э., а их родной язык сохранялся вплоть до X в. н. э. Иранизированными потомками эламитов являются современные горцы Юго-Западного Ирана – бахтиары и луры.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
История Ирана
Многовековой период истории человечества, государств Древнего Востока некогда образовавшихся на территории Месопотамии и Междуречья – все это история Ирана. При этом современную историю принято делить на два основных временных периода: домусульманский, когда на этой территории VI веке до н.э., господствовали потомки грозных Ахеменидов, включивших в свою империю не только Древний Египет, но и часть территории Эфиопии, и мусульманский период.
Древняя история Ирана
Именно в домусульманский период, история Ирана просто переполнена различными значимыми событиями, а само государство бурно и динамично развивалось. Тут можно сказать про литературу, архитектуру и даже математику. Однако после множества междоусобиц, которые вели между собой наследники последних царей Персии, Древний Иран и его огромные территории попали под господство арабов, которые разгромив армию малолетнего Йездигерда III в 651 году, полностью поработили государство и начали насаждать среди его жителей ислам. При этом арабы довольно жестко расправлялись со всеми, кто старался сопротивляться их господству.
Столица Ирана
Тегеран является столицей и по совместительству самым крупным городом Ирана. В нем проживает более тринадцати миллионов жителей. Именно столица Ирана стала родоначальником, так называемого персидского диалекта, который впоследствии стал общим для всего Древнего Ирана. Изначально Тегеран был всего лишь небольшой деревушкой рядом с городом Рей. Но после того как тот был разрушен и разграблен монголами, жители устремились в нетронутую деревню. А тысячелетняя история этого города сделали Тегеран поводом для гордости Ирана. Насколько невероятная и поражающая архитектура Тегерана, настолько же потрясающими будут впечатления от него.
Население Ирана
По последним данным переписи 2006 года население Ирана составляет 78 868 720 человек. Большая часть персы и почти все они принадлежат к мусульманам – шиитам. В стране так же есть несколько больших этнических групп: азербайджанцы, курды, туркмены и прочие тюркские племена. На Юго-Востоке проживают белуджи. На Юго-Западе бахтиары и луры.
Государство Иран
С 1 апреля 1979 года государство Иран официально считается республикой. Формой государственного правления считается конституционная монархия. Полное название государства: Исламская республика Иран. Конституция и законы закрепляют за персами разительные преимущества в сравнении с другими народностями. Права меньшинства были признаны только у групп, не исповедовавших ислам. Согласно данной конституции правителем страны является шах. В Иране существует двухпалатный парламент: сенат – верхняя палата и меджлис – нижняя палата.
Политика Ирана
Конституция Ирана была создана более 60 лет назад и уже устарела по многим параметрам. С учетом этого политика Ирана и его законы все еще носят классовый характер и дают множество привилегий высшему классу. Обычные трудящиеся не могут быть выбраны ни в одну из палат парламента.
Язык Ирана
Официально язык Ирана считается персидский язык (фарси), относящийся к группе индоевропейских языков, что в значительной мере определяет такое понятие, как древняя культура Ирана. Со временем сформировался новоперсидский язык, который в основном состоит из арабских слов, использующих арабскую графику. Именно фарси служит иранцам для межэтнического общения. Персидский алфавит применяют для всех остальных языков в стране, не считая армянского и еврейского. В Иране присутствуют языки тюркской группы. Широко используется арабский – его изучение обязательно в школах.
travel247.ru
История древнего Ирана
Во втором тысячелетии до нашей эры индоиранская общность народов (которая, в свою очередь, являлась частью еще более широкой индоевропейской общности) стала разделяться на две ветви - иранскую и индийскую. О родстве этих ветвей говорит и сходство их самоназваний - иранцы и арии.
Разделение это было медленным. Долгое время и праиранцы и арии поклонялись одним и тем же богам, которые имели эпитеты дева-асура (как, например, Варуна). Существовал также значительный массив народов, находившихся "посередине", между праиранцами и ариями. Они жили не только на территории современных Афганистана и Пакистана, но даже и в Сирии, как правящая династия могущественного царства Митанни, поклонявшаяся Уруване (Варуне), Индре и Насатья (Насатьям/Ашвинам).
Однако, постепенно накапливались идеологические различия. В Индии понятие "асуры" из амбивалентного перешло в разряд негативного, демонического. Боги же стали именоваться исключительно "дева". Среди же праиранцев происходил обратный процесс, получивший свое завершение в религиозной реформе Заратуштры.
Время жизни великого пророка невозможно четко определить (оно датируется от 12 до 6 вв. до н. э.). Место жизни также спорно (от западного Ирана до нижней Волги). Все же, наиболее вероятной представляется Бактрия (Средняя Азия).
Суть реформы Заратуштры заключалась в создании первой в мире религии единого бога. Для этой цели он пожертвовал древними богами, и отныне слово "дэв" на языке его последователей стало обозначать "демон". В этот разряд попали и Индра и Ашвины.
Но здесь важно иметь в виду очень важное обстоятельство. Заратуштра был жрец. Боги военной аристократии (Индра) и простого народа (Ашвины) были ему достаточно чужды. Однако, то же самое нельзя сказать и о жреческих богах. Варуна, по мнению Ж. Дюмезиля, стал той основой, вокруг которого сложился образ могущественного Ахура Мазды.
Возможно, за предпочтением обществом Бога Земных Сил или Бога Грома стоял выбор одного из двух взаимоисключающих путей развития. Пример - кельты и римляне. После того, как среди кельтов власть перешла к друидам, они поклонялись Цернунну/Езусу и жили в иррациональном магическом мире, поддерживая контакты с подобными себе этрусками. Римляне же возвели в ранг главы пантеона Юпитера (который, хотя и был Богом Ясного Неба, но вобрал в себя многие стороны Бога Грома) и создали мощную военно-государственную машину. Компромисс между мистикой и рационализмом был труднодостижим. Неудивительно, что одной из целей религиозной реформы профессионального жреца Заратуштры, поддержанной мидийскими магами (наряду с установлением монотеизма) была дискредитация громовержцев.
Вторым крайне важным аспектом новой религии стал ее дуалистический характер. Конечно, элементы дуализма существуют во мировоззрениях. Присутствовали они и в древних мифологиях (То, что структуралисты называют "бинарными оппозициями: "добро - зло", "верх - низ". Однако не следует преувеличивать их значение). Но настоящая, глубоко разработанная дуалистическая доктрина была впервые разработана иранским пророком. Более того, все последующие концепции так или иначе связаны с зороастризмом, будь то добуддийская тибетская религия бон, манихейство, финно-угорские и самодийские мифологии и т.д. Христианство, де-юре стоящее на позициях монизма, де-факто все средневековья являлось дуалистическим мировоззрением. В чем же причина живучести доктрины дуализма?
В современном политическом языке существует понятие "однополюсная картина мира". Субъект международного права, выдвигающий претензии на то, чтобы являться единственным центром власти, автоматически обращает на себя огонь критики, пусть не всегда справедливой. Нечто сходное мы наблюдаем и в области древних идеологий. У тех, кого называют "язычники" все относительно просто - богов много, и источников власти много. Но вот вызревает представление о справедливом верховном боге и рождается монотеизм. Тут то и возникает проблема зла в мире. Если бог всемогущ и всеблаг, то он несет высшую ответственность, за все происходящее в мире.
Понимая проблему, теологи монотеизма говорили о непостижимости божественного провидения и персональной ответственности человека. Но искателей истины во все времена не удовлетворяли эти объяснения. И здесь брал свое слово дуализм, не только как концепция, но и как мироощущение. Он говорил о двух полюсах бытия, светлом и темном началах. Причем, если, например, у китайцев темное начало Инь было всего лишь неразумным, бездеятельным, то по Заратуштре зло активно и нацелено на захват власти над миром. И каждый человек (да и вообще живое существо от небожителя до муравья) выбирает, на чью сторону встать в гигантской битве двух полярных сил.
Другими достижениями зороастризма были концепции ангельских иерархий, фарна (ореола святости). Как уже отмечалось, Верховным (и первоначально единственным после реформы Заратуштры божеством) являлся Ахура Мазда. Но иранский пророк понимал положительную сторону политеизма, где множество богов отражало разнообразие мира. Поэтому в зороастризме появились семь амешаспентов, за каждым из которых была закреплена определенная функция. Условно они соответствуют христианским архангелам.
Кроме амешаспентов существовали и фраваши - души неродившихся еще людей и одновременно ангельское воинство.
Все мы видели изображения христианских святых с круглым светящимся нимбом вокруг головы. Но впервые этот нимб появился над головами священных иранских царей и героев. Он назывался "Фарн" и представлял собой самостоятельное божество, иногда изображаемое в образе барана.
Фарн (авестийск. “хварна”) означает “блеск”, “сияние”, “слава”, “божье благословение”. Хварна “...для царей Парадата и Кавиев - знак богоизбранности, царственной принадлежности, власти <...> для героев - залог их славы и победоносности, для “простых смертных” - изобилие, удача, богатство...” (И. Рак, «Зороастрийская мифология», 1998, 515). Один из вариантов хварны - нимб вокруг головы - пережил зороастрийский Иран и стал непременным атрибутом христианского святого. Другой, более древний, мыслился в облике барана. Бараньи рога служили частью короны шаханшаха, что уходит корнями еще в бронзовый век Луристана.
После смерти зороастрийского пророка, постепенно были реабилитированы и некоторые древние боги, получившие название язатов и образовавшие следующую после Амеша Спента иерархию.
Но при всех положительных духовных завоеваниях, реформа Заратуштры повела к новому расколу. На этот раз огромная область, населенная ираноязычными народами разделилась на Иран и Туран. Первые обитали на иранском нагорье (это, в основном, мидийцы, к которым возводят свое происхождение современные курды и персы). Вторые занимали необозримые пространства степей к северу от Кавказского хребта и Амударьи. К туранцам относились скифы, саки, сарматы, аланы, авары.
Туранцы сохранили почитание дэвов в качестве богов, и это было одной из причин долгой военно-идеологической конфронтации.
В 8 веке до н.э. возникло Мидийское царство. В следующем столетии, его царь Киаксар усмирил скифов, свирепствовавших тогда на Ближнем Востоке и создал огромную державу, простиравшуюся от Малой Азии до восточных границ нынешнего Афганистана. В союзе с Нововавилонским царством, мидийцы разгромили Ассирию, но на западе были остановлены лидийским царем. Отношения с Вавилоном также испортились, так как Мидия захватила Харран - священный город бога Луны, которому поклонялся правитель Вавилона. В этот момент восстал Кир - вассальный царек Парса.
Кир победил мидийского царя Астиага и завоевал все его земли. Затем, жрецы Вавилона без боя открыли ему этот неприступный город. Легендарный лидийский царь Крез также покорился новому владыке.
Однако на востоке Кир был разбит туранцами и погиб. Его наследовал Камбиз, осуществивший покорение Египта. Так возникла вторая после Ассирии мировая держава.
Вскоре Камбиз умер и в державе Ахеменидов (так называлась древнеперсидская династия) разгорелась междоусобная борьба. К власти пришел маг (жрец) Гаутама и это означало возвращение мидийцев к власти. Но родственнику Камбиза, Дарию 1 удалось организовать убийство Гаутамы и вернуть власть Ахеменидам.
Дарий провел реформы, упорядочившие огромную страну. В русле традиционного противостояния с Тураном, высадившись в Европе, во Фракии, он совершил поход против скифов. Вероятно, персидская армия обошла с запада на восток Черное море. Но скифы уклонились от битвы, и поход закончился неудачей.
На западе же персидские цари, начиная с Дария 1, столкнулись с возраставшим могуществом греков. Начались знаменитые греко-персидские войны, подорвавшие могущество Ахеменидов. А затем, в 4 веке до н.э. пришло время Александра Македонского и его головокружительного похода вглубь Азии, стершего с карты древнеперсидское царство.
Наступил период эллинизма и безвременья для народов Древнего Востока. Тем не менее, традиция зороастризма не умерла. На территории современной Туркмении образовалась Парфянская держава, которая, постепенно, отвоевала все иранские земли у наследников Александра Селевкидов. Парфяне, обладавшие тяжелой панцирной конницей, оказались достойными соперниками римлян, о чем, например, говорит гибель сорокатысячного римского войска во главе с Крассом (победителем Спартака) в битве при Каррах.
Держава Аршакидов (так именовалась парфянская династия) существовала с 3 века до н.э. по 3 век н.э. Первую половину этого срока она находилась под сильным влиянием античной культуры, в течении второй парфянские цари все более погружались в глубины зороастризма. Но, несмотря на все заслуги, Аршакиды были непопулярны, ибо считались "туранцами" (к чему происхождение династии, действительно давало основания).
В 3 веке н.э. Ардашир Бабаган, правитель древнего Парса, возводивший свою генеалогию к Ахеменидам, поднял мятеж против парфян, разбил их армию и уничтожил династию Аршакидов, восстановив могущество персов в державе.
Новая династия Сасанидов всецело пользовалась поддержкой могущественного зороастрийского жречества. Она вела постоянную борьбу с Римом и сменившей его Византией. Несмотря на некоторое преобладание персов, граница между двумя великими державами раннего средневековья, в целом, изменялись мало. В 6 веке Иран пережил революцию маздакитов, практиковавших уравнение имущество и общность жен (они опередили Маркса на полторы тысячи лет!). Справившись с последствиями социально-политческой катастрофы, персидские цари провели ряд реформ, превративших свое сословно-кастовое государство в неограниченную деспотию. Обладая властью над ресурсами страны, царь Хосров Парвиз с новой силой развернул наступление на позиции Византии, желая восстановить державу в границах империи Ахеменидов.
Персам удалось оккупировать Египет, Сирию и Малую Азию и подойти к Константинополю. Но новый византийский император Ираклий нанес мощный контрудар на севере через Армению. Персы были вынуждены подписать мир.
Истощение обеих держав было столь велико, что когда на Ближнем Востоке появилась новая сила - арабы, тем удалось захватить половину территории Византии и весь Иран. Для последнего арабское завоевание представляло подлинную катастрофу. Арабы принесли с собой мусульманскую религию. Мусульмане признавали право на существование за христианством и иудаизмом, последователи которых назывались "людьми писания".
Для язычников же, к которым мусульмане относили представителей всех остальных вероисповеданий, наступили тяжелые времена. Правда, вынужденные считаться с реальностью, новые правители стали называть людьми писания и зороастрийцев, которые еще в 10 веке н.э. составляли значительную часть населения. Но эта часть постоянно уменьшалась, особенно за счет представителей низших социальных слоев, для которых принятие ислама открывало широкие перспективы предпринимательства и служебного роста.
При этом продолжала существовать некоторая рознь между персами и арабами. Но персы нашли идеологический выход для своей новой культурной идентификации в рамках мусульманской религии. Они создали направление шиизм ("Шийе Али" - "Партия Али"), в котором особым почтением пользуется фигура Али (ДБМ) - трагически погибшего халифа и ближайшего друга пророка Мухаммада (ДБАР).
Конечно, элементы зороастризма оказывали влияние на политику местных правителей, особенно в эпоху нестабильности. Так возник знаменитый персидский эпос "Шахнаме", созданный Фирдоуси и его предшественниками для Саманидов, династии восточноиранского происхождения. Он стал одним из главных компонентов богатейшей культуры иранского средневековья.
В настоящее время в мире насчитывается около двухсот тысяч зороастрийцев, большая из которых живет в Индии, образуя особую касту парсов.
russian.irib.ir
История древнего Ирана
Во втором тысячелетии до нашей эры индоиранская общность народов (которая, в свою очередь, являлась частью еще более широкой индоевропейской общности) стала разделяться на две ветви - иранскую и индийскую. О родстве этих ветвей говорит и сходство их самоназваний - иранцы и арии.
Разделение это было медленным. Долгое время и праиранцы и арии поклонялись одним и тем же богам, которые имели эпитеты дева-асура (как, например, Варуна). Существовал также значительный массив народов, находившихся "посередине", между праиранцами и ариями. Они жили не только на территории современных Афганистана и Пакистана, но даже и в Сирии, как правящая династия могущественного царства Митанни, поклонявшаяся Уруване (Варуне), Индре и Насатья (Насатьям/Ашвинам).
Однако, постепенно накапливались идеологические различия. В Индии понятие "асуры" из амбивалентного перешло в разряд негативного, демонического. Боги же стали именоваться исключительно "дева". Среди же праиранцев происходил обратный процесс, получивший свое завершение в религиозной реформе Заратуштры.
Время жизни великого пророка невозможно четко определить (оно датируется от 12 до 6 вв. до н. э.). Место жизни также спорно (от западного Ирана до нижней Волги). Все же, наиболее вероятной представляется Бактрия (Средняя Азия).
Суть реформы Заратуштры заключалась в создании первой в мире религии единого бога. Для этой цели он пожертвовал древними богами, и отныне слово "дэв" на языке его последователей стало обозначать "демон". В этот разряд попали и Индра и Ашвины.
Но здесь важно иметь в виду очень важное обстоятельство. Заратуштра был жрец. Боги военной аристократии (Индра) и простого народа (Ашвины) были ему достаточно чужды. Однако, то же самое нельзя сказать и о жреческих богах. Варуна, по мнению Ж. Дюмезиля, стал той основой, вокруг которого сложился образ могущественного Ахура Мазды.
Возможно, за предпочтением обществом Бога Земных Сил или Бога Грома стоял выбор одного из двух взаимоисключающих путей развития. Пример - кельты и римляне. После того, как среди кельтов власть перешла к друидам, они поклонялись Цернунну/Езусу и жили в иррациональном магическом мире, поддерживая контакты с подобными себе этрусками. Римляне же возвели в ранг главы пантеона Юпитера (который, хотя и был Богом Ясного Неба, но вобрал в себя многие стороны Бога Грома) и создали мощную военно-государственную машину. Компромисс между мистикой и рационализмом был труднодостижим. Неудивительно, что одной из целей религиозной реформы профессионального жреца Заратуштры, поддержанной мидийскими магами (наряду с установлением монотеизма) была дискредитация громовержцев.
Вторым крайне важным аспектом новой религии стал ее дуалистический характер. Конечно, элементы дуализма существуют во мировоззрениях. Присутствовали они и в древних мифологиях (То, что структуралисты называют "бинарными оппозициями: "добро - зло", "верх - низ". Однако не следует преувеличивать их значение). Но настоящая, глубоко разработанная дуалистическая доктрина была впервые разработана иранским пророком. Более того, все последующие концепции так или иначе связаны с зороастризмом, будь то добуддийская тибетская религия бон, манихейство, финно-угорские и самодийские мифологии и т.д. Христианство, де-юре стоящее на позициях монизма, де-факто все средневековья являлось дуалистическим мировоззрением. В чем же причина живучести доктрины дуализма?
В современном политическом языке существует понятие "однополюсная картина мира". Субъект международного права, выдвигающий претензии на то, чтобы являться единственным центром власти, автоматически обращает на себя огонь критики, пусть не всегда справедливой. Нечто сходное мы наблюдаем и в области древних идеологий. У тех, кого называют "язычники" все относительно просто - богов много, и источников власти много. Но вот вызревает представление о справедливом верховном боге и рождается монотеизм. Тут то и возникает проблема зла в мире. Если бог всемогущ и всеблаг, то он несет высшую ответственность, за все происходящее в мире.
Понимая проблему, теологи монотеизма говорили о непостижимости божественного провидения и персональной ответственности человека. Но искателей истины во все времена не удовлетворяли эти объяснения. И здесь брал свое слово дуализм, не только как концепция, но и как мироощущение. Он говорил о двух полюсах бытия, светлом и темном началах. Причем, если, например, у китайцев темное начало Инь было всего лишь неразумным, бездеятельным, то по Заратуштре зло активно и нацелено на захват власти над миром. И каждый человек (да и вообще живое существо от небожителя до муравья) выбирает, на чью сторону встать в гигантской битве двух полярных сил.
Другими достижениями зороастризма были концепции ангельских иерархий, фарна (ореола святости). Как уже отмечалось, Верховным (и первоначально единственным после реформы Заратуштры божеством) являлся Ахура Мазда. Но иранский пророк понимал положительную сторону политеизма, где множество богов отражало разнообразие мира. Поэтому в зороастризме появились семь амешаспентов, за каждым из которых была закреплена определенная функция. Условно они соответствуют христианским архангелам.
Кроме амешаспентов существовали и фраваши - души неродившихся еще людей и одновременно ангельское воинство.
Все мы видели изображения христианских святых с круглым светящимся нимбом вокруг головы. Но впервые этот нимб появился над головами священных иранских царей и героев. Он назывался "Фарн" и представлял собой самостоятельное божество, иногда изображаемое в образе барана.
Фарн (авестийск. “хварна”) означает “блеск”, “сияние”, “слава”, “божье благословение”. Хварна “...для царей Парадата и Кавиев - знак богоизбранности, царственной принадлежности, власти <...> для героев - залог их славы и победоносности, для “простых смертных” - изобилие, удача, богатство...” (И. Рак, «Зороастрийская мифология», 1998, 515). Один из вариантов хварны - нимб вокруг головы - пережил зороастрийский Иран и стал непременным атрибутом христианского святого. Другой, более древний, мыслился в облике барана. Бараньи рога служили частью короны шаханшаха, что уходит корнями еще в бронзовый век Луристана.
После смерти зороастрийского пророка, постепенно были реабилитированы и некоторые древние боги, получившие название язатов и образовавшие следующую после Амеша Спента иерархию.
Но при всех положительных духовных завоеваниях, реформа Заратуштры повела к новому расколу. На этот раз огромная область, населенная ираноязычными народами разделилась на Иран и Туран. Первые обитали на иранском нагорье (это, в основном, мидийцы, к которым возводят свое происхождение современные курды и персы). Вторые занимали необозримые пространства степей к северу от Кавказского хребта и Амударьи. К туранцам относились скифы, саки, сарматы, аланы, авары.
Туранцы сохранили почитание дэвов в качестве богов, и это было одной из причин долгой военно-идеологической конфронтации.
В 8 веке до н.э. возникло Мидийское царство. В следующем столетии, его царь Киаксар усмирил скифов, свирепствовавших тогда на Ближнем Востоке и создал огромную державу, простиравшуюся от Малой Азии до восточных границ нынешнего Афганистана. В союзе с Нововавилонским царством, мидийцы разгромили Ассирию, но на западе были остановлены лидийским царем. Отношения с Вавилоном также испортились, так как Мидия захватила Харран - священный город бога Луны, которому поклонялся правитель Вавилона. В этот момент восстал Кир - вассальный царек Парса.
Кир победил мидийского царя Астиага и завоевал все его земли. Затем, жрецы Вавилона без боя открыли ему этот неприступный город. Легендарный лидийский царь Крез также покорился новому владыке.
Однако на востоке Кир был разбит туранцами и погиб. Его наследовал Камбиз, осуществивший покорение Египта. Так возникла вторая после Ассирии мировая держава.
Вскоре Камбиз умер и в державе Ахеменидов (так называлась древнеперсидская династия) разгорелась междоусобная борьба. К власти пришел маг (жрец) Гаутама и это означало возвращение мидийцев к власти. Но родственнику Камбиза, Дарию 1 удалось организовать убийство Гаутамы и вернуть власть Ахеменидам.
Дарий провел реформы, упорядочившие огромную страну. В русле традиционного противостояния с Тураном, высадившись в Европе, во Фракии, он совершил поход против скифов. Вероятно, персидская армия обошла с запада на восток Черное море. Но скифы уклонились от битвы, и поход закончился неудачей.
На западе же персидские цари, начиная с Дария 1, столкнулись с возраставшим могуществом греков. Начались знаменитые греко-персидские войны, подорвавшие могущество Ахеменидов. А затем, в 4 веке до н.э. пришло время Александра Македонского и его головокружительного похода вглубь Азии, стершего с карты древнеперсидское царство.
Наступил период эллинизма и безвременья для народов Древнего Востока. Тем не менее, традиция зороастризма не умерла. На территории современной Туркмении образовалась Парфянская держава, которая, постепенно, отвоевала все иранские земли у наследников Александра Селевкидов. Парфяне, обладавшие тяжелой панцирной конницей, оказались достойными соперниками римлян, о чем, например, говорит гибель сорокатысячного римского войска во главе с Крассом (победителем Спартака) в битве при Каррах.
Держава Аршакидов (так именовалась парфянская династия) существовала с 3 века до н.э. по 3 век н.э. Первую половину этого срока она находилась под сильным влиянием античной культуры, в течении второй парфянские цари все более погружались в глубины зороастризма. Но, несмотря на все заслуги, Аршакиды были непопулярны, ибо считались "туранцами" (к чему происхождение династии, действительно давало основания).
В 3 веке н.э. Ардашир Бабаган, правитель древнего Парса, возводивший свою генеалогию к Ахеменидам, поднял мятеж против парфян, разбил их армию и уничтожил династию Аршакидов, восстановив могущество персов в державе.
Новая династия Сасанидов всецело пользовалась поддержкой могущественного зороастрийского жречества. Она вела постоянную борьбу с Римом и сменившей его Византией. Несмотря на некоторое преобладание персов, граница между двумя великими державами раннего средневековья, в целом, изменялись мало. В 6 веке Иран пережил революцию маздакитов, практиковавших уравнение имущество и общность жен (они опередили Маркса на полторы тысячи лет!). Справившись с последствиями социально-политческой катастрофы, персидские цари провели ряд реформ, превративших свое сословно-кастовое государство в неограниченную деспотию. Обладая властью над ресурсами страны, царь Хосров Парвиз с новой силой развернул наступление на позиции Византии, желая восстановить державу в границах империи Ахеменидов.
Персам удалось оккупировать Египет, Сирию и Малую Азию и подойти к Константинополю. Но новый византийский император Ираклий нанес мощный контрудар на севере через Армению. Персы были вынуждены подписать мир.
Истощение обеих держав было столь велико, что когда на Ближнем Востоке появилась новая сила - арабы, тем удалось захватить половину территории Византии и весь Иран. Для последнего арабское завоевание представляло подлинную катастрофу. Арабы принесли с собой мусульманскую религию. Мусульмане признавали право на существование за христианством и иудаизмом, последователи которых назывались "людьми писания".
Для язычников же, к которым мусульмане относили представителей всех остальных вероисповеданий, наступили тяжелые времена. Правда, вынужденные считаться с реальностью, новые правители стали называть людьми писания и зороастрийцев, которые еще в 10 веке н.э. составляли значительную часть населения. Но эта часть постоянно уменьшалась, особенно за счет представителей низших социальных слоев, для которых принятие ислама открывало широкие перспективы предпринимательства и служебного роста.
При этом продолжала существовать некоторая рознь между персами и арабами. Но персы нашли идеологический выход для своей новой культурной идентификации в рамках мусульманской религии. Они создали направление шиизм ("Шийе Али" - "Партия Али"), в котором особым почтением пользуется фигура Али (ДБМ) - трагически погибшего халифа и ближайшего друга пророка Мухаммада (ДБАР).
Конечно, элементы зороастризма оказывали влияние на политику местных правителей, особенно в эпоху нестабильности. Так возник знаменитый персидский эпос "Шахнаме", созданный Фирдоуси и его предшественниками для Саманидов, династии восточноиранского происхождения. Он стал одним из главных компонентов богатейшей культуры иранского средневековья.
В настоящее время в мире насчитывается около двухсот тысяч зороастрийцев, большая из которых живет в Индии, образуя особую касту парсов.