Основные источники по истории Древнего Египта, интересное. Источники по истории древнего египта
Источники по истории древнего Египта.
Египтологи изучают подробности прошлых лет благодаря многочисленным источникам. Среди наиболее доступных архитектурные сооружения с изображениями и фрагментами письменности, предметы материальной культуры. Если условно разделить все типы источников, получится семь основных:1. Письменные труды.2. Памятники архитектуры и различные предметы (культа и бытовые).3. Устное народное творчество.4. Особенности формирования языка, например, заимствования и трансформация.5. Этнографические материалы, к которым относят обычаи и культы.6. Данные антропологических исследований, в том числе параметры мумий, изображений людей на фресках, рельефах.7. Повлиявшие на изменения ландшафта труды человека.Касательно истории и, естественно, культуры древнего Египта, колоссальное количество информации ученые получили благодаря именно письменным источникам. Как только удалось расшифровать особенности и главные секреты иероглифической письменности, египтологам открылись несметные сокровища данных. Важнейшим источником информации по додинастическому периоду стала летопись, созданная на камне (крупной плите), а записи со стен храма в Карнаке поведали об истории величественного царствования Тутмоса III. Жрец Манефон, написавший свой великолепный труд на греческом, пользовался оригинальными египетскими архивами и описал в подробностях историю государства с древнейших времен. Среди архивов настоящих документов самым древним подлинником является огромный комплект бумаг, обнаруженный в храме фараона Нефериркара, правившего в XXIV в. до н. э. В архиве обнаружили описи имущества, расписание храмового персонала, документы по выдаче продуктов питания и различных вещей со складов. Указы фараонов Древнего царства о выделении храмов и наделении их особыми привилегиями, перекрестно подтверждают вышеуказанную информацию. Благодаря подробным описаниям жизни всех слове населения и многочисленным изображениям быта вельмож, удалось составить списки профессий тех времен и разобраться в социальной иерархии населения. Известно, что занимавшие наиболее выгодные и высокие посты при дворе, различные вельможи благополучно управляли народом из главного города и на территории конкретных административных единиц, в так называемых номах. Обычно, в состав типичной семьи богачей входили супруга и дети, родные сестры и братья, более отдаленные родственники и просто многочисленные домочадцы. Высокопоставленных чиновников всегда обслуживали личные слуги, среди которых могли быть музыканты и певцы, танцовщицы, кравчие, бдительные телохранители и внимательные парикмахеры. Кроме привычных и распространенных бытовых профессий, значимой по тем временам была должность опахалоносца. Примечательно, кстати, что огромное хозяйство любого вельможи могло состоять из крупной, основной усадьбы и многочисленных других владений, таких как поселения и дворы. Подобное хозяйство запросто могло быть рассредоточено по всей стране и это совершенно не мешало чиновнику управлять поместьями. Согласно основным документальным источникам в древнем Египте уже существовали такие профессии, как надсмотрщик, административный учетчик, хранитель документов. При отсутствии на владельца, делами занимался управляющий, в то время как земледельцы, пастухи и даже рыболовы с птичниками были обычными наемными работниками. Привычные нам понятия огородника и садовника, пекаря и пивовара тоже зародились в глубокой древности, а предшественниками обувщиков тогда были сандальщики. Люди искусства осваивали творческие профессии и жили благодаря официально получаемым доходам. Воссоздать историю, подробности жизни и роста культуры в древнем Египте помог один из действительно богатейших архивов, найденных при раскопках столица Эхнатона. Более 350 документов на международном дипломатическом языке середины II тысячелетия до н.э. (аккадском) были написаны клинописью и довольно неплохо сохранились до наших дней.В гробнице одного из визирей фараона Тутмоса III, ученые обнаружили подробную инструкцию всех служебных обязанностей верховного советника. Кроме того, в документе приведены очень редкие и ценные данные о работе государственного центрального аппарата эпохи XVIII династии.
Кроме перечисленных источников, сохранились и иные документальные материалы, такие как лаконичные надписи на большинстве царских печатей, подробности переписи населения и регулярного обмера земель, подробный список заключенных из фиванской тюрьмы, уникальные юридические документы на оформление купли-продажи имущества, земель и рабов, а также секретные протоколы допросов и простые строительные надписи. Естественно, для египтологов многочисленные документальные и архитектурные данные, это прочная, неподдельная и надежная основа для детального восстановления всей египетской истории.
www.istmira.com
Источники и истоиография Древнего Египта
Источники по истории Древнего Египта
История Древнего Египта доступна к изучению благодаря обширным источникам, оставшимся после этой великой древней цивилизации.
Традиционно, источники по истории Египта делят на семь тематических групп:
письменные источники – к ним относятся исторические труды, художественные, научные и религиозные тексты, документы и др.
памятники материальной культуры: остатки сооружений городов, храмов, крепостей, погребальных гробниц, жилища, керамики, предметов культа.
памятники устного народного творчества: песни, сказки, пословицы, поговорки, легенды, эпические сказания.
данные языка (лингвистики): заимствования из других языков, различные временные пласты в языке.
этнографический материал: обычаи и нравы, культы, пережитки которых сохранились в более позднем времени, ритуалы.
данные антропологии: мумии, скелеты, изображения физического типа людей на древних фресках, рельефах.
изменения окружающей среды и природного ландшафта, вызванные деятельностью людей: остатки каналов, дамб, дорог.
Многочисленные письменные источники собственно египетского происхождения стали доступны после открытия выдающегося французского египтолога Жана-Франсуа Шампольона, который расшифровал египетскую иероглифическую письменность. Среди памятников египетской письменности можно упомянуть Палермский камень – летопись, которая охватывает додинастический период до царствования $V$ династии; «Анналы Тутмоса $III$», высеченные на стенах храма Амо-на-Ра в Фивах, которые освещают деятельность Тутмоса $III$ – важнейшие события царствования и военный походы; «история» жреца Манефона – труд, в котором описаны внешние и внутренние происшествия отдельных фараонов и их династий.
Деловые и юридические документы также относятся к письменным источникам. Они дошли до нас в виде отдельных документов или целых архивов, и представляют собой описи имущества, документы хозяйственного назначения, переписи населения, документы купли-продажи, стоительные договора, дипломатические документы, международные договора и проч.
Египетская художественная литература представлена собственно литературой и особым её видом – поучениями, которые можно отнести к дидактическому жанру. Поучения обычно разделяют на два вида: поучения фараонов (например, фараона-основателя $XII$ династии Аменемхета $I$, которое содержит советы по управлению страной) и поучения частных лиц («Поучение Ахтоя», «Поучение Аменемопе»). Особая разновидность дидактической литературы – пророчества – описания будущих бедствий, которые накроют страну в случае уничтожения привычного строя жизни. К собственно художественным произведениям литературы относят повести, рассказы, сказки, сказания, в которых вымышленные мотивы переплетаются и красочно раскрывают быт, образ жизни египтян.
Произведения религиозного характера содержат подробные сведения о религии и обрядах. Древнейший памятник такого типа – «Тексты пирамид» - надписи богословского характера, которые нанесены на стены внутренних помещений пирамид фараонов $V—VIII$ династий ($XXIV— XXII$ вв. до н. э.).
Отдельную группу источников представляют данные античных авторов о Египте. Так, Геродот Галикарнасский в своей «Истории» ($V$ в до н.э.) дает широкий обзор египетской географии, истории и культуре. В трактате Плутарха «Об Исиде и Осирисе» ($I$ – началу $II$ в. н. э.) содержатся сведения о религии Древнего Египта.
Огромное количество памятников материальной культуры (керамика, посуда, предметы быта и культуры, орудия труда, статуи, фрески и др.) дает представление о повседневной жизни древних египтян, их верованиям и предпочтениям. Также большую ценность представляют большие археологические комплексы: гробницы-пирамиды, города, храмы, крепости, порты, некрополи. Так, среди них всемирно известная гробница фараона Тутанхамона, мумии фараонов Нового царства в скалах Дейр-эль-Бахри, некрополи Мемфиса, Фив, Абидоса.
Обильную информацию также дают раскопки древнеегипетских городов (Энхаб (конец $IV$— начало $III$ тысячелетия до н. э.), Иллахуна, Ахетатон, Танис, Гасуу), и храмов - заупокойный храм при пирамиде Джосера, храмы бога Ра в Абусире и Бубастисе, храм Амона-Ра в Фивах (в Луксоре и Карнаке).
Замечание 1
Этими материалами не исчерпываются источники по истории Древнего Египта. Существенную информацию предоставляют источники соседних с Египтом стран — Нубия, Палестина, Сирия. К примеру, на территории Нубии и в Восточном Средиземноморье, которые входили в состав египетской империи, сохранилось большое количество собственно египетских надписей и памятников материальной культуры, а также местных надписей и памятников, в которых отчетливо прослеживается египетское влияние.
Историография Древнего Египта
Интерес к истории Древнего Египта возник у европейцев еще в эпоху Возрождения, а первые попытки в дешифровке иероглифов были предприняты еще в $XVII$ веке. Египетские походы Наполеона и заинтересованность в иероглифическом письме заложили фундамент для основательного изучения египетской пиктографии.
Ключевыми фигурами в расшифровке значений фонетических знаков демотического текста Розеттского камня на рубеже $XVIII–XIX$ вв. стали шведский востоковед Иоганн Давид Окерблад и британский ученый Томас Юнг, а также французский исследователь Жан-Франсуа Шампольон ($1790–1832$ гг.), который установил соотношение между иероглификой и демотикой. Шампольон также открыл структуру древнеегипетской письменности, определил с помощью коптского языка большое число значений отдельных древнеегипетских слов, составил грамматику древнеегипетского языка и таким образом открыл возможность чтения любого написанного на нем текста.
Замечание 2
В середине $XIX$ века важным этапом в изучении истории Египта стали экспедиция в Египет и Судан египтолога Карла-Рихарда Лепсиуса ($1840$-е гг.), создание музея Булак (в будущем - Каирского музея) и Службы древностей Египта Огюстом Мариеттом ($1821–1881$ гг.), деятельность археолога, исследователя культуры и религии, политической истории Египта Гастона Масперо ($1846–1916$ гг.). Начало немецкой египтологии положил Генрих Бругш ($1827–1894$ гг.).
На рубеже $XIX–XX$ вв. сложились основы изучения древнеегипетского языка учеными, так называемой берлинской школы – Адольф Эрман ($1854–1937$ гг.), Курт Зетэ ($1869–1934$ гг.), Герман Грапов ($1885–1967$ гг.) и Георг Меллер ($1876–1921$ гг.), которые создали многотомный «Словарь египетского языка» (Лейпциг, $1926-1931$ гг.).
Знаковыми археологическими открытиями $XIX$ – начала $XX$ веков стали обнаруженные Жаком де Морганом, Дж. Квибеллом и Уильямом Мэттью Флиндерсом Питри памятники истории Египта до рубежа $IV–III$ тыс. до н. э., а также гробница Тутанхамона – единственное неразграбленное царское погребение, – найденная Говардом Картером в $1922$ г.
В России интерес к Древнему Египту проявился сразу после расшифровки Шампольоном письмен Розеттского камня. Так, в $1830$-е гг. после путешествия по Египту опубликовал свои наблюдения, в том числе попытки чтения некоторых царских имен, описания и датировки памятников, Авраам Сергеевич Норов.
Замечание 3
Основателем российской научной египтологии считается Владимир Семенович Голенищев ($1856–1947$ гг.). Он издал ряд папирусов Эрмитажа, внес вклад в изучение древнеегипетского языка. Однако, Голенищев не занимался преподаванием и не оставил в стране своих прямых учеников. Создание российской школы египтологии стало делом Бориса Александровича Тураева ($1868–1920$ гг.), профессора Санкт-Петербургского университета. Тураев стал автором двухтомной «Истории Древнего Востока» – первого в отечественной науке опыта обобщения материала по древним цивилизациям Египта, Передней Азии и Ирана, а также под его руководством выходили труды по египетской религии, коптским и эфиопским христианским текстам.
Ученик Тураева и в советское время главный продолжатель его дела - Василий Васильевич Струве ($1889–1965$ гг.), изучал историю Египта Позднего времени и социально-экономический строй Древнего Египта. В $1933$ г. сделал вывод о господстве в Египте и на Древнем Востоке в целом рабовладельческого способа производства.
Значимые работы по культуре Древнего Египта принадлежат Юрию Яковлевичу Перепелкину ($1903–1982$ гг.), Евгению Степановичу Богословскому ($1941–1990$ гг.) Олегу Дмитриевичу Берлеву ($1933–2000$ гг.). Труды этих ученых на основе анализа всех доступных источников установили важнейшие черты египетского общества, представили мировоззрение древних египтян. В настоящее время данная работа в области религии и мировоззрения египтян $III$ тыс. до н. э. продолжается Андреем Олеговичем Большаковым.
spravochnick.ru
Основные источники по истории Древнего Египта, интересное
Основные источники по истории Древнего Египта
Историю и культуру Древнего Египта на протяжении почти 4 тыс. лет изучают на основе многочисленных и разнообразных источников, сохранившихся до настоящего времени в виде памятников письменности, обычаев, духовной жизни, предметов материальной культуры, языка.
Можно выделить семь больших типов источников: 1. Письменные источники: исторические труды, художественная литература, научные и религиозные тексты, документы, инструкции и др. 2. Памятники материальной культуры: остатки городов, крепостей, храмов, гробниц, жилища, керамика, статуи, различные
предметы культа и др. 3. Памятники устного народного творчества (фольклор): песни, сказки, пословицы,
поговорки, легенды, эпические сказания. 4. Данные языка: заимствования из других языков, различные временные пласты в языке и т. д. 5. Этнографические материалы: обычаи и нравы, культы, сохранившиеся из далеких времен в более позднее время. 6. Данные антропологии: мумии, скелеты, изображения физического типа людей на древних фресках или рельефах. 7. Изменения географической среды и природного ландшафта, вызванные деятельностью людей: остатки каналов, дамб, дорог и др.
Богатейшую информацию об истории и культуре Древнего Египта содержат многочисленные письменные источники. С тех пор как выдающийся французский египтолог Ж.Ф. Шампольон расшифровал секреты иероглифической письменности, ученые нашли, перевели и прокомментировали огромное количество различных письменных памятников. Для историка представляют интерес прежде всего исторические сочинения древних египтян, понимание ими собственной истории. Сохранились остатки древнейшей летописи на большой плите, хранящейся сейчас в Палермо (Сицилия) и получившей название Палермского камня. Летопись дает краткое перечисление царствующих фараонов начиная с додинастического периода до V династии, упоминает
наиболее крупные походы, катастрофические разливы Нила.
Памятником исторического характера являются «Анналы Тутмоса III» (XVIII династия), записанные на стенах храма Амона-Ра в Карнаке (город Фивы). Придворный писец не только перечислил важнейшие события царствования и военные походы Тутмоса III, но и развил определенную концепцию истории его царствования:
он рассматривает Египет как страну, находящуюся под особым покровительством богов, как центр тогдашнего
мира. «Анналы Тутмоса III» написаны хорошим литературным слогом, оснащены яркими сравнениями, имеют продуманную композицию.
Одним из лучших образцов исторической мысли древних египтян является сочинение жреца Манефона
(Мер-не-Тхути), написанное в IV—III вв. до н. э. Манефон был знаком с принципами греческой историографии и написал свой труд на греческом языке, но он работал в русле прежде всего египетской исторической традиции, был египетским жрецом, пользовался местными архивами и изложил историю Древнего Египта с древнейших времен. «История» Манефона сохранилась в небольших отрывках, но даже они свидетельствуют о ее больших достоинствах. Труд Манефона содержит не сухой перечень событий, в нем дано связное изложение внутренней и внешней политики отдельных фараонов и их династий. Как жрец Манефон считает волю богов определяющим началом всех исторических событий, но довольно редко ссылается на их вмешательство. Заслугой Манефона было объединение по признаку родства или особенностям внутренней политики нескольких сотен фараонов в 30 династий, которые им в свою очередь были разделены на три декады по 10 династий. Эта классификация послужила основой для современной периодизации истории Древнего Египта и выделения ее важнейших периодов, в частности периодов Древнего, Среднего, Нового и Позднего царств.
Рекомендуем ознакомится: http://studopedia.ru
worldunique.ru
Периодизация истории древнего Египта. Источники по истории древнего Египта.
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 50Следующая ⇒
Под историей Древнего Египта подразумевается история египетской цивилизации со времени зарождения в Египте раннеклассового общества и государственности, которое произошло во второй половине IV тысячелетия до н. э., до падения независимости египетского государства в конце VI в. до н. э., когда Египет был включен в состав Персидской державы. История Др.Египта, продолжавшаяся около трех тысячелетий, подразделяется на следующие 11 периодов: 1.Первый додинастический период ( нач. IV тыс. до н. э.). Начало разложения родовых отношений. 2.Второй додинастический, или герзейский, период ( сер. IV тыс. до н. э.). Появление социальной дифференциации, создание элементов ирригационной системы. 3.Раннее царство. Правление « нулевой», I—II общеегипетских династий. Образование единого общеегипетского государства (ХХХШ—XXIX вв. до н. э.). 4.Централизация Египта в эпоху Древнего царства. Правление III—VI династий (XXVIII—XXIII вв. до н. э.). 5.I Переход. период (VII—X династии, XXIII—XXI вв. до н. э.). Распад единого египетского гос-ва на отдельные номы. 6.Возрождение централиз-го египетского гос-ва в эпоху Сред.царства. Правление XI— XIII династий (середина XXI—XVIII в. до н. э.). 7.II Переход.период (XIV—XVII 30 династии, к.XVIII—сер. XVI в. до н. э.). Ослабление Египта. Народные восстания. Захват Египта гиксосами. 8.Расцвет египетской цивилизации в эпоху Нового царств. Правление XVIII— XX династий (XVI—XI вв. до н. э.). Созд-е египетской империи. 9.III Переход.период (XXI династия, XI—X вв. до н. э.). Упадок Египта. 10.Позднее царство. Египет под властью иноземных династий (XXII—XXV династии, XI—VIII вв. до н. э.). Возрождение Египта при саисской (XXVI) династии (VII—VI вв. до н. э.). 11.Завоевание Египта Персией и включение его в состав Персид.державы (XXVII—XXX династии, кон. VI—IV в. до н. э.).
Историю и культуру Др.Египта на протяжении почти 4 тыс. лет изучают на основе многочисленных и разнообразных источников, сохранившихся до настоящего времени в виде памятников письменности, обычаев, духовной жизни, предметов материальной культуры, языка. Можно выделить семь больших типов источников: 1.Письменные источники: исторические труды, художественная литература, науч. и религиоз. тексты, документы, инструкции и др. 2.Памятники мат-ой культ-ы: остатки городов, крепостей, храмов, гробниц, жилища, керамика, статуи, различные предметы культа и др. 3.Памятники устн.народ. творчества (фольклор): песни, сказки, пословицы и т.д. 4.Данные языка: заимствования из других языков, различные временные пласты в языке и т. д. 5.Этнографические материалы: обычаи и нравы, культы. 6.Данные антропологии: мумии, скелеты и т.п. 7.Изменения географической среды и природного ландшафта, вызванные деятельностью людей: остатки каналов, дамб, дорог и др. Богатейшую информацию об истории и культуре Др.Египта содержат многочисленные письменные источники. С тех пор как выдающийся французский египтолог Ж.Ф. Шампольон расшифровал секреты иероглифической письменности, ученые нашли, перевели и прокомментировали огромное количество различных письменных памятников. Сохранились остатки древнейш. летописи на больш. плите, хранящейся сейчас в Палермо (Сицилия) и получившей название Палермского камня. Летопись дает краткое перечисление царствующих фараонов начиная с додинастического периода до V династии, упоминает 17 наиболее крупные походы, катастрофические разливы Нила. Памятником исторического характера являются «Анналы Тутмоса III» (XVIII династия), записанные на стенах храма Амона-Ра в Карнаке (город Фивы). Одним из лучших образцов историч. мысли древних египтян является сочинение жреца Манефона (Мер-не-Тхути), написанное в IV—III вв. до н. э.. «История» Манефона сохранилась в небольших отрывках, но содержит не сухой перечень событий, в нем дано связное изложение внутренней и внешней политики отдельных фараонов и их династий. Заслугой Манефона было объединение по признаку родства или особенностям внутренней политики нескольких сотен фараонов в 30 династий, которые им в свою очередь были разделены на три декады по 10 династий. Эта классификация послужила основой для современной периодизации истории Древнего Египта и выделения ее важнейших периодов, в частности периодов Древнего, Среднего, Нового и Позднего царств.