История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

без ярлыка. Ярлык это в древней руси


Ярлыки ханские - это... Что такое Ярлыки ханские?

 Ярлыки ханские

Ярлык в монгольских ханствах — письменное повеление хана, грамота ханская или информация о конкретном воплощении законов Ясы.

Ярлыки имели большое значение на Руси в XIII—XV веках во время Татаро-монгольского ига.

Ярлыки русским князьям и духовенству были полностью уничтожены приблизительно в XV—XVI веках. Духовенству ярлыки выписывались на освобождение от ханских податей и повинностей. Информация о ярлыках до нас дошла через летописи.

Общая характеристика

Материал — бумага.

Лист (иногда несколько листов) приблизительно 20 см в ширину и до 1,5 м в длину. Писались чёрными чернилами, отдельные фрагменты выделяли красными и золотыми.

Язык ярлыков

Ярлыки писались на монгольском языке и, предположительно, сразу же делались аутентичные переводы на языки получателя. А так же составлялись самими «просителями».

Научные издания текста ярлыков:

  • Памятники русского права. Памятники права периода образования русского централизованного государства XIV—XV вв./ Под.ред. Л. В. Черепнина. — М., 1955;
  • Плигузов А. И. Древнейший список краткого собрания ярлыков, данных ордынскими ханами русским митрополитам. // Русский феодальный архив XIV-пер. трети XVI в. — вып. III — М., 1987.

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Ярмагаев, Емельян
  • Ярмарка Казюкаса

Смотреть что такое "Ярлыки ханские" в других словарях:

  • ЯРЛЫКИ ХАНСКИЕ — (от тюрк, ярл эк повеление, приказ) письменные документы, обычно исходившие от монголо татарских ханов. Под Я. х. могли пониматься дипломатич. ноты и тексты межгос. договоров. Однако наиболее часто Я. х. являлись иммунитетными льготными грамотами …   Советская историческая энциклопедия

  • Ярлыки ханские —         письменные документы, исходившие от монголо татарских ханов. Я. х. называлась дипломатическая документация, а также документы внутригосударственного управления в Золотой Орде (См. Золотая Орда) и в возникших после её распада Крымском,… …   Большая советская энциклопедия

  • Ханские ярлыки — данные ханами Золотой орды русскому духовенству жалованные грамоты, которыми ограждались неприкосновенность православной веры и целость прав русского духовенства от каких либо посягательств. Сохранилось таких X. ярлыков 7, из коих 4 принадлежат… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • СССР. Феодальный строй —         В 1 й половине 1 го тыс. н. э. у народов Северного Причерноморья, Кавказа и Средней Азии рабовладельческий строй находился в состоянии упадка. На смену ему шла новая общественно экономическая формация Феодализм. Феодальные отношения,… …   Большая советская энциклопедия

  • Отношения Великого княжества Литовского с Золотой Ордой и Крымским ханством — Отношения Великого княжества Литовского и Золотой Орды, а затем одного из её правопреемников Крымского ханства возникли в середине XIII века, с момента образования обоих государств, и рассматриваются до образования Речи Посполитой в 1569 году.… …   Википедия

  • Митрополичьи вотчины в древней Руси — М. вотчины для содержания митрополита возникают тотчас по принятии русскими христианства. С. перенесением М. кафедры сначала во Владимир, затем в Москву начинаются приобретения земельных владений митрополита на северо востоке России. Особенно… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Березин, Илья Николаевич — (19 июля 1818 22 марта 1896 года в Петербурге) ориенталист, профессор, тайный советник. Некролог В Петербурге, 22 марта, скончался известный ориенталист и старейший профессор восточного отделения при Петербургском университете, тайный советник… …   Большая биографическая энциклопедия

  • монголо-татарское иго — на Руси (1243 1480), традиционное название системы эксплуатации русских земель монголо татарскими завоевателями. Установлено в результате нашествия Батыя. После Куликовской битвы (1380) носило номинальный характер. Окончательно свергнуто… …   Энциклопедический словарь

  • Монголо-татарское иго — Политическая карта Восточной Европы в 1340 1389 годах Монголо татарское иго  название ордынской военно политической диктатуры, системы политической и даннической зависимости русских княжеств от монголо татарских ханов (до начала …   Википедия

  • Территориально-политическая экспансия России —  История России …   Википедия

dic.academic.ru

Помогите пожалуйста) Огромное спасибо за ответы)

2 - в) Макошь 3 - б )Олег 4 Полюдье а) сбор дани с вассальных владений; 5 г) дружина 6 -2. Юрию Долгорукому 7- 4. Козельск 8- 4.Ермака Тимофеевич 9-3. запрет на выход крестьян от помещиков и вотчинников в Юрьев день 10-Б) призвание варягов; 11 -б ) Ольга 12 - г) " Повесть временных лет " 13 - б ) закупами 14 -г ) Полюдье 15 - б) призвание варягов 1 События -участники А) создание «Повести временных лет» 2 ) Нестор Б) объединение Новгорода и Киева 3 ) Олег В) начало правления варягов на Руси 1 ) Рюрик 2 а ) Рюрик в) Олег г ) Ольга б) Святослав д ) Владимир 3 Бо́ртничество (от слова «борть» — дупло дерева) — старейшая форма пчеловодства, при которой пчёлы живут в дуплах деревьев. Дупла могли быть естественными или по нескольку дупел выдалбливали в толстых деревьях на высоте от 4 до 15 м. Дупла могут также выдалбливаться в колодах, которые затем вешаются на стволах деревьев. Внутри дупел для укрепления сот создавались т. н. кресты, или снозы. Для отбора мёда использовались узкие длинные отверстия — должеи. Люди, занимающиеся бортничеством, именуются бортниками, или бортевиками. <a rel="nofollow" href="https://ru.wikipedia.org/wiki/Бортевое_пчеловодство" target="_blank">https://ru.wikipedia.org/wiki/Бортевое_пчеловодство</a> Ве́че — народное собрание в древней и средневековой Руси — и во всех народах славянского происхождения, до образования государственной власти раннефеодального общества — для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой демократии на территории славянских государств. Участниками веча могли быть «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени, рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в зависимости от социального статуса. <a rel="nofollow" href="https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Вече&amp;stable=1" target="_blank">https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Вече&amp;stable=1</a> Ярлык — в татарских ханствах, письменное повеление хана, грамота ханская или информация о конкретном воплощении законов Ясы. <a rel="nofollow" href="https://ru.wikipedia.org/wiki/Ярлык" target="_blank">https://ru.wikipedia.org/wiki/Ярлык</a> Поме́стье — разновидность земельного владения, предоставлявшегося за воинскую или государственную службу в России в конце XV — начале XVIII веков. Предоставлялось на условиях военной или какой-либо другой государственной службы первоначально в пожизненное владение. <a rel="nofollow" href="https://ru.wikipedia.org/wiki/Поместье" target="_blank">https://ru.wikipedia.org/wiki/Поместье</a> Баска́к (тюркск.) — представитель монгольского хана в завоёванных землях, сборщики налогов. <a rel="nofollow" href="https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Баскак&amp;stable=1" target="_blank">https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Баскак&amp;stable=1</a> 4 Крещение Руси- 988 Ледовое побоище ( битва на Чудском озере ) - 5 апреля 1242г.; Куликовская битва-- 8 сентября 1380 г.; Первое упоминание о Москве- 1147 г Великое стояние на Угре и падение монголо -татарского ига -1480 2 О ком речь а ) Ярослав Мудрый б ) Святослав Игоревич, сын княгини Ольги. в) Александр Невский

touch.otvet.mail.ru

Письмо («ярлык») хана Ахмата Ивану III

После нескольких победоносных походов монголов во главе с Батыем на Русь, в 40-е гг. XIII в. на нижней Волге возникло их государство – улус Джучидов, более известный под названием Золотая Орда. В 1242 г. на Русь впервые приехали послы Батыя и потребовали, чтобы русские князья явились к его двору с изъявлением покорности.

Вплоть до XIV в. в русские города Руси посылались ханские наместники – баскаки – во главе вооруженных отрядов. Они собирали дань и следили, чтобы население сохраняло покорность ордынским ханам. Правители Золотой Орды управляли и передачей по наследству княжеств. Русские князья должны были получать в Орде ярлыки – специальные грамоты на власть в своих владениях. Поездки в ордынскую столицу Сарай нередко сопровождались унижениями для русских князей, а порой и смертью. Такие же грамоты-ярлыки должны были получать и митрополиты – главы Русской церкви.  Ордынские послы присутствовали на церемониях посажения на великокняжеский стол во Владимире обладателя ярлыка. Ханы Золотой Орды стремились регулировать политич. отношения между подвластными им русскими княжествами, чтобы не допустить чрезмерного усиления того или иного князя. Порой прямо разжигали соперничество и распри между князьями и извлекали из этого прямые выгоды. 

Например, в кон. 1240-х гг. наиболее авторитетный из рус. князей Александр Невский получил от монголов права на опустошённый Киев, которым он до тех пор не владел, а полагавшийся ему по наследству куда более богатый и населенный г. Владимир достался его младшему брату Андрею. После антиордынского восстания в Твери в 1327 г., которое поддержал князь тверской и одновременно великий князь владимирский Александр Михайлович, хан Узбек даже разделил Владимирское великое княжество на две части. Опасаясь усиления московского князя Ивана Калиты, Узбек передал Нижний Новгород суздальским князьям. В 1360 г. ярлык на великое княжение Владимирское был отобран у московских князей и передан князьям нижегородского дома; одновременно была восстановлена самостоятельность Галицкого и Ростовского княжеств, ранее попавших в зависимость от Москвы. Особенно ярко такую политику проводил темник Мамай (он не был потомком Чингис-хана и не имел права на ханский титул). В 1371 г. он выдал ярлык на Владимирское великое княжество, которым владел московский князь Дмитрий Иванович Донской, Михаилу Тверскому, в том же году выдал его вновь Дмитрию, не отобрав при этом у Михаила, а в 1375 г. вторично выдал ярлык Михаилу. 

Тяжёлым бременем для всех слоёв рус. населения были ежегодные платежи Орде – так называемый ордынский выход. В результате проведённых монголами в 50-70-е гг. XIII в. в Северо-Восточной Руси и Новгородской республике переписей (они назывались «число») взимание ордынского выхода стало повсеместным и регулярным явлением. Кроме того, иногда на Руси дополнительно собирали внеочередные экстраординарные платежи – ханские «запросы». Согласно Рогожскому летописцу, в 1384 г. каждая русская деревня в ходе экстраординарного сбора выплатила Орде по «полтине» (в то время: примерная стоимость ок. 600 кг зерна или 10 баранов). В дополнение к этому необходимо было принимать, кормить и содержать многочисленных ордынских послов с их свитами, приезжавших на Русь с разными целями, а также послов, следивших за сбором и отправлением дани в Орду. Всего исследователи выделяют около 15 видов поборов и повинностей, лежавших на русских землях. 

Ещё одной тяжёлой повинностью населения русских княжеств была обязанность поставлять воинов в монгольские войска, участвовать в их военных походах. Во 2-й половине XIII в. русские полки действовали в военных операциях монголов в Венгрии, Польше, на Северном Кавказе, у границ Византии. Впрочем, подобная практика существовала недолго. С конца XIII в. больше нет свидетельств участия русских в отдалённых походах ордынских ханов. 

Монголо-татарское иго имело тяжелые последствия для развития русских земель. Разорение в результате войн, тяжёлое податное бремя привели к упадку хозяйства. Резко уменьшилась численность городского населения, исчезли многие виды ремёсел (возможно, из-за увода в плен искусных мастеров). До конца XIII в. на Руси не было построено ни одного города; резко сократились масштабы каменного строительства. Население было вынуждено массово покидать плодородные степные и лесостепные земли Южной Руси и уйти в более холодные лесные зоны Владимирской земли или на запад, в галицкие горы. Вместе с тем на бывших далеких окраинах Русской земли сформировались новые княжества – Белозерское, Костромское, Галицко-Дмитровское, Городецкое, Нижегородское, Тверское, Московское, которые впоследствии сыграли важную политическую и экономическую роль. 

Попытки вернуть независимость от Орды, отказ уплачивать дань приводили к многочисленным карательным набегам. Подсчитано, что ордынцы в среднем один раз в 6–7 лет нападали на русские земли, держа их население в постоянном напряжении. 

Несмотря на установление монголо-татарского ига, свою роль сохранила Русская церковь. Монгольские законы предписывали покровительствовать религиозным институтам на завоёванных территориях как «молебникам» за монгольских ханов. Эта политика, в целом, не изменилась и после признания в 1-й пол. XIV в. официальной религией Золотой Орды ислама. Церковные деятели сыграли важную роль в поддержании культурного  единства русских земель и княжеств, участвовали в экономическом и культурном подъеме, начавшемся в кон. XIV в. 

В 1370–80-е гг. русские войска (их основу составляли московские полки) одержали первые победы над ордынцами (в 1378 г. на реке Воже и спустя 2 года – на Куликовом поле). Однако разорение Москвы Тохтамышем в 1382 г. вновь поставило Русь в зависимость от Орды. Лишь почти век спустя, в 1472 г. правнук Дмитрия Донского Иван III прекратил выплачивать дань Большой Орде – крупнейшему из государств, возникших на обломках распавшейся Золотой Орды. Ордынский хан долго копил силы для ответного карательного похода. В 1480 г. он попытался восстановить прежнюю зависимость и выступил с большим войском в поход на Русь. В октябре армия Ахмата была остановлена русскими полками на реке Угре. Ни одна из сторон так и не решилась на генеральное сражение. Татарам не дали перейти реку, и, простояв месяц, хан ушел в степи. В следующем году он погиб, в Орде в очередной раз началась борьба за власть. События 1480 г., так называемое Стояние на Угре, принято считать концом татаро-монгольского ига.Сохранилось очень немного документов по истории монголо-татарского ига. Сведения о нем содержатся главным образом в русских летописях и памятниках церковной литературы (житиях святых, проповедях и др.). Не сохранилось ни одного подлинного ханского ярлыка. Имеется русский перевод (в составе позднейших сборников) шести ярлыков ордынских правителей русским митрополитам (к ним был добавлен ярлык хана Узбека митрополиту Петру, который является сделанной на Руси позднейшей подделкой). Тексты княжеских ярлыков не сохранились вовсе. Имеются лишь три послания (также на русском языке) ордынских правителей русским князьям: Мамая – Дмитрию Донскому, Едигея – Василию I и Ахмата – Ивану III. Статус этих документов (иногда их также, не вполне точно, называют ярлыками) давно вызывал и вызывает споры исследователей. Существует точка зрения, что это – сделанные на Руси подделки. Более вероятно, однако, что основе этих посланий все же лежали подлинные ордынские акты, хотя подвергшиеся не прямому переводу, а более творческой переработке. В частности, послание Ахмата (сохранилось в единственной рукописи 1-й пол. XVII в.), по мнению А.А. Горского, объединяет содержание сразу трех его ярлыков (конца 1472 г., 1476 г. и 1480 г., после ухода с Угры). Так, слова «Меж дорог яз один город наехал, тако ж так не стало» могут относиться к разорению Алексина татарами (в 1480 г. ни один московский город не пострадал). После похода 1480 г. вспоминать об этом эпизоде было явно не к месту. С другой стороны, фраза «А нынечя есми от берега пошол, потому что у меня люди без одож, а кони без попон» явно указывает на отступление Ахмата с Угры осенью 1480 г. Есть в послании и точные указания на временное покорение Ахматом Крымского ханства в 1476 г. Указанный в послании размер требуемой дани явно идет речь сначала об общем объеме платежа (60 000 алтын – примерно 1800 руб.) скорее соответствует долгу за один год, что лучше отвечает ситуации 1472 г.

doc.histrf.ru

без ярлыка - это... Что такое без ярлыка?

  • Особенности розничной продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней — продажа изделий, изготовленных из драгоценных металлов (золото, серебро, платина, палладий) и их сплавов с использованием различных видов художественной обработки, со вставками из драгоценных (бриллианты, сапфиры, рубины, изумруды, александриты и …   Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия

  • Черноголовка — У этого термина существуют и другие значения, см. Черноголовка (значения). Город Черноголовка Флаг Герб …   Википедия

  • Illidiance — Основная информация …   Википедия

  • Полемика вокруг СДВГ — Метилфенидат (риталин), таблетка 20 мг (Ciba/Novartis), препарат, часто прописываемый для лечения СДВГ Этиология, диагностика и лечение …   Википедия

  • Суздальские и Суздальско-Нижегородские князья — удельные князья, свое имя получили от главных центров в их княжестве Суздаля и Нижнего Новгорода. Относительно времени основании Суздаля (ныне уездного города Владимирской губернии) летописи не дают никаких указаний; во всяком случае, он одно из… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Тверские великие и удельные князья — — могущественный и многочисленный княжеский род древней Руси, в течение почти двух с половиною столетий стоявший во главе великого княжества Тверского, от названия которого и получил свое собирательное имя. О времени основания центрального… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Таможенные нарушения — I представляют собою действия, направленные к уклонению от взноса в казну Т. пошлины или от исполнения тех формальностей, которые установлены для удобнейшего наблюдения за правильным поступлением этой пошлины в казну. Постановления о Т.… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Единая Россия — У этого термина существуют и другие значения, см. Единая Россия (значения). Запрос «ЕР» перенаправляется сюда; см. также другие значения. «Единая Россия» …   Википедия

  • ВАСИЛИЙ I ДИМИТРИЕВИЧ — (30.12.1371, Москва 27.02.1425, там же), вел. кн. Московский и Владимирский, старший сын блгв. вел. кн. Димитрия Иоанновича Донскогои вел. кнг. св. Евдокии. В февр. 1378 г. 6 летний В. Д. вместе с отцом и 3 летним братом Юрием присутствовал на… …   Православная энциклопедия

  • Международные почтовые отправления — (англ. international mail)  это отправления письменной корреспонденции, проходящие обработку в местах международного почтового обмена. Международное почтовое отправление (далее МП0) включает в себя письма, в том числе с объявленной ценностью, а… …   Википедия

  • Таможенные аспекты международных почтовых отправлений — (далее МПО) включают порядок прохождения таких отправлений через таможню, их таможенное оформление, таможенную стоимость, таможенный контроль и т. д. Содержание 1 Сопроводительные документы …   Википедия

  • universal_ru_en.academic.ru