Урока по истории России Тема : «Древняя Русь». Уроки это в древней руси
Что такое урок в Древней Руси? Понятие уроки в Древней Руси
Что такое урок в Древней Руси? Это понятие тесно связано с именем Ольги (ок. 920 969) – вдовы киевского князя Игоря, убитого в г. Искоростене древлянами.
Киевский князь Игорь Рюрикович
Чтобы полностью раскрыть понятие «уроки» в Древней Руси, нужно начать рассматривать историю с истоков, с самого начала, то есть с гибели князя Игоря. Он оказался на престоле после смерти варяга Олега Вещего. Удивительно, что этот князь ничем себя не проявил. Несколько походов в Византию окончились неудачно. Кроме пролонгации торгового договора с греками, уже подписанного Олегом в 911 г., карьера правителя ничем не примечательна. Остается только эпизод бесславной кончины.
Поступок Игоря может показаться странным. Заключается он в том, что, завершив ежегодный сбор дани в землях подданных ему древлян, его дружинники остаются недовольны ее размером. И тогда князь возвращается в древлянскую столицу г. Искоростень (Коростень) с целью повторного побора. А взбунтовавшееся население убивает его.
Княгиня Ольга – первая женщина на престоле
Власть переходит к вдове князя. В стране, где правили воины, слабая женщина должна была доказать своему народу и противникам, что может быть равной мужу. Начинает она с мести. В летописях упоминаются 4 поступка, вошедших в историю ее правления.
Это своеобразные загадки древлянам, связанные с похоронным ритуалом. Последней расправой над древлянами было уничтожение их столицы. Совершив военный поход на Искоростень вместе с сыном Святославом во главе большого отряда, княгиня спалила деревянный город.
Что называли «уроки» в Древней Руси? После подавления древлян Ольга начала деятельность по устранению причин бунта и недостатков государственного строя, это значение и получило понятие, которое дошло до наших времен.
Экономическая и политическая ситуация в начале Х века в Древней Руси
До правления Киевской княгини Русь оставалась в варяжском ведении. Ее правители Рюриковичи совершали далекие походы, строили крепости. Из древних источников понятно, что варяги не имели своей государственности и не могли принести этот опыт на Русь. Они активно осваивали реки и торговые пути, а также роднились с местной знатью.
С появлением водных торговых узлов начинается рост городов, возникает инфраструктура. Это явилось мощным толчком к развитию социально экономических отношений и определенного порядка. Власть уже в древности стала законодателем и организатором экономики. Князья берут под свой контроль водный путь. Образуется государство под названием Киевская Русь.
Попытки управления и централизации: что означает "уроки" в Древней Руси
Зарождавшаяся элита получала средства для реализации своих амбиций по захвату Византии, узаконив дань с завоеванных племен и Новгорода: 300 гривен ежегодно ради сохранения мира. Описанное в учебниках полюдье, то есть сбор дани Киевскими князьями деньгами и натуральными продуктами, не заканчивалось проматыванием собранного добра. Весной суда с данью из Новгорода, Смоленска, Чернигова и др. собирались в Киеве. А в июне флот с товарами шел в Константинополь. Об этом говорят средневековые договоры с Византией, где большая часть статей посвящена правовому регулированию торговли.
Князь и его дружина были единственным органом власти, скреплявшим славянские племенные земли. Они же являлись сборщиками дани и судебными исполнителями. Дружина получала часть средств через полюдье, часть от пошлин и от военных походов. Население должно было обеспечивать их во время исполнения ими служебного долга. В Древней Руси сложился особый механизм управления: нефеодально вассальный тип отношений. Основная часть населения общинники (свободные крестьяне), другая часть дружина. Ввиду отсутствия земельной собственности, князь получал доходы от населения, то есть дань.
Налогообложение в IX Х веках
Ежегодно с ноября по апрель княжеская дружина получала доход 2 мя способами:
повоз – обязательная доставка к княжескому двору продуктов сельского хозяйства и промыслов;
полюдье – объезд земель дружиной и сбор денег, продовольствия, товаров.
Исполнителями налоговой программы были младшие дружинники.
Система налогообложения была прямой и не предусматривала нормы и четкий порядок. Налоги были нерегулярными, а иногда сверх нормы, что вызывало недовольство и бунт. Только в середине Х века впервые появляется упорядоченная процедура, объясняющая, что такое урок в Древней Руси.
Существовал ряд косвенных налогов в виде торговых пошлин и судебных штрафов:
мыт взимался за провоз товаров через горные границы и водные;
вес и мера соответственно за взвешивание и измерение товаров;
торговая бралась с торговцев на рынках;
гостиная взималась за устройство складов;
вира штраф за убийство холопа.
Реформы княгини Ольги
Смерть Игоря толкает Ольгу на первый государственный акт. Вводятся погосты и уроки. Это в Древней Руси обозначило старт хозяйственной деятельности. До нее главным направлением сложившегося государства была завоевательная политика, а не внутреннее управление. «Уроки» значение в Древней Руси, их определение и важность для страны подробно расписаны в летописи Нестора. Ольга не грабила земли, а гибко управляла: "идет Вольга с дружиною, уставляющи уставы и уроки". Ее реформы носили мирный характер.
Княгиней были проведены преобразования по:
установлению размера дани;
назначению даньщиков ответственных лиц по сбору дани;
определению опорных пунктов специальных мест для сборов.
Уроки и погосты в Древней Руси
Чтобы в полной мере понять, что такое урок в Древней Руси, нужно изучить статью 8 современного НК РФ. По сути, эта реформа была первой попыткой на пути к единодержавию и правовому государству. Нововведение потребовало новых условий и отношений. Уставы и уроки заключались в нормировании повинностей и издании правовых актов для руководства власти. Становища и погосты свидетельствуют о межевании границ и назначении ответственных лиц, а поскольку сбор дани проводился зимой, нужны были теплые помещения и запас провианта. Удаленность погостов требовала управления на местах. Таким образом, был предпринят комплекс мер по мирному обустройству внутреннего хозяйства.
Прежде всего, княгиня разделила земли на волости, центрами которых сделала погосты – крупные торговые села, стоявшие по берегам рек.
Так что такое уроки в Древней Руси? Определение дается в «Русской Правде», где говорится о важных чиновниках тиунах. Они собирали с племен дань и вершили суд. Обычно истину устанавливали через свидетелей. Если их не оказывалось, тиуны прибегали к помощи языческих ясновидцев. Виновный платил штраф, а в случае неповиновения местной власти на помощь призывалось ополчение. Верховной властью княгини осуществлялся контроль, когда она могла внезапно появиться с инспекцией, и горе было виноватому или ленивому тиуну.
Происхождение слова «урок»
Значение слова «уроки» в Древней Руси имеет смысл договора, сделки, взаимовыгодных отношений. Этимология термина поможет более детально разобраться в том, что это такое. Слово уводит в праславянский язык и происходит от однокоренного "речь / рещь", когда язык формировался в языческих условиях и в процессе ритуальных действий. Слово «реку» выражает определенное мировоззрение и связывается с колдовством, а впоследствии с принятием христианства, с Богом и его правилами, установленными на Земле.
Русский глагол «урочить» близкий по звучанию с «пророчить» имеет смысл «околдовать, назначить», урок – «колдовство при помощи слов». При воздействии примесных звуков появилось несколько производных от «реку»: рок, изречь, пророк, порицать, нарекать, зарок, урок. Тогда слово «урок» приобретает более четкие формы и определяется как «правило, налог или платеж». Впоследствии значение сужается и носит переносный смысл: «нечто поучительное», откуда мы имеем сочетание «школьное занятие», «учебный час».
Что такое урок в Древней Руси: вывод
Развитие новых товарно денежных отношений базировалось на уроке – фиксированном размере налога. Повторный сбор с плательщика при этой системе был невозможен. Реформы упрочили центральную власть, создали твердую организацию налогообложения, определили административные границы, расширили аппарат управления. Были разграничены собственные и государственные владения и доходы.Ольга активно вела не только внутреннюю политику, но и духовно росла, осуществляя внешнюю политику. Приняв христианство, будучи правительницей языческого государства, она совершает 2 ой акт – духовный. Она придала стране государственно культурные очертания, которым в большой степени способствовала разработка урока. Православие в Древней Руси набирало силу и самосознание.
autogear.ru
Урока по истории России Тема : «Древняя Русь»
План урока по истории России
Тема: «Древняя Русь»
Форма урока: урок-игра
Класс: 6
Цель:
Образовательная: повторить и закрепить у обучающихся знания исторических фактов, имен, терминов, способствовать расширению исторической эрудиции, развитию интереса к предмету;
Развивающая: продолжить формирование умения оперировать историческими знаниями, развития логического мышления, коммуникативного умения при работе в группе или команде;
Воспитательная: продолжить формирование уважительного отношения к культурному наследию прошлого; укреплять дружбу и взаимопомощь обучающихся на основе общего дела и сопереживания за свою команду.
Учебное оборудование:
1. Раздаточный материал для конкурсов;
2. Жетоны;
3. Записи на доске.
Продолжительность: 45 минут
Ход урока
I. Организационный этап.
Класс делится на четыре команды, выбирают капитанов, придумывают название и девиз, выбирается жюри в составе двух человек. Приветствие обучащихся. Проверка готовности обучающихся к уроку и проверка подготовленности классного помещения к уроку. Организация внимания.
II. Основная часть.
План проведения игры
Вступительное слово ведущего. Объявление правил игры.
Знакомство команд. Представление членов жюри.
Командные конкурсы.
Подведение итогов.
Вступительное слово учителя (ведущего): сообщение темы игры, цели, план.
Урок-игра состоит из восьми конкурсов. Перед выполнением конкурсного задания объясняются правила, требования к содержанию ответа. Итоги заданий отражаются в бланке ответов к заданиям. По ходу игры каждая команда за победу в конкурсе и за правильные ответы получает жетоны. В игре победу одерживает та команда, которая набрала наибольшее количество жетонов. По окончанию конкурсной игры капитаны команд по мере активности участников озвучивают оценки за урок.
Знакомство команд. Команды объявляют свои названия и девиз, определяют капитанов. Представление членов жюри. Жюри предлагаются ответы к конкурсным заданиям.
Урок-игра «Древняя Русь»
1. «Лингвистический конструктор»
2. «Тест»
3. «Найдите соответствие букв и цифр»
4. «Допиши словечко»
5. «Разгадай путаницу»
6. «Отгадай загадки»
Конкурс № 1 «Лингвистический конструктор»
Используя все предложенные слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Напишите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды
(богов, природы, вера, силы, во множество, олицетворяющих)
Конкурс № 2 «Тест»
Выберите правильный ответ
1. Первое русское государство называлось:
А. Ладожская Русь
Б. Киевская Русь
В. Новгородская Русь
Г. Варяжская Русь
2. Согласно летописи, варяги были приглашены для управления славянскими племенами в:
А. 860 году
Б. 862 году
В. 879 году
Г. 882 году
3. Двумя центрами Древнерусского государства были:
А. Владимир и Киев
Б. Киев и Новгород
В. Псков и Ладога
Г. Рязань и Чернигов
4. Славяне называли варягами:
А. скандинавов
Б. кельтов
В. германцев
Г. франков
5. Родоначальник первой русской княжеской династии:
А. Рюрик
Б. Синеус
В. Трувор
Г. Олег
6. От рук печенегов погиб киевский князь:
А. Игорь
Б. Аскольд
В.Святослав
Г. Олег
7. Знаменитая летопись монаха Нестора называлась:
А. «Повесть временных лет»
Б. «Русская правда»
В. «Происхождение славян»
Г. «Откуда есть пошла русская земля»
8. Первая административно-налоговая реформа: изменение системы сбора дани – введение «уроков», «погостов», вместо «полюдья» - было результатом деятельности:
А. князя Святослава
Б. княгини Ольги
В. князя Олега
Г. князя Игоря
9. В каком веке Русь приняла христианство?
А. VIII веке
Б. IX веке
В. X веке
Г. XI веке
10. «Руссой правдой» называется:
А. древнейший договор Руси с Византией
Б. первая русская летопись
В. древнейший свод законов Руси
Г. литературное произведение Древней Руси
Конкурс № 3 «Найдите соответствие букв и цифр»
1. Соотнесите предметы импорта-зкспорта Руси и Византии
А) экспорт в Византию
Б) импорт из Византии
1) меха
2) драгоценности
3) вина
4) мед
5) воск
6) ткани
2. Соотнесите имена князей и их прозвища
А) Олег
1) Мудрый
Б) Ярослав
2) Окаянный
В) Владимир
3) Вещий
Г) Святополк
4) Святой
3. Соотнесите понятия и определения:
А) Договор
1) Фиксированный размер дани
Б) Уроки
2) Соглашение двух или более лиц, устанавливающее права и обязанности
В) Погост
3) Преобразование, изменение каких-либо сторон общественной жизни
Г) Дань
4) Центр сельской общины, платившей дань; введен княгиней Ольгой в середине X века
Д) Реформа
5) Натуральная или денежная форма налога, взимаемая с населения
Конкурс № 4 «Допиши словечко»
Командам предлагается текст, который необходимо прочитать и вставить недостающие имена, понятия.
1. В VI веке в Центральной части Восточной Европы жили ______________. 2. Они делились на три ветви: западных, южных и ______________. 3. Рядом со славянами жили другие народы: на севере - воинственные и грозные ____________, которые поселились за Балтийским морем, грабили встречные корабли. 4. На юге жили племена, которые не имели постоянного места жительства - _____________. 5. И те, и другие совершали набеги на восточнославянские земли и собирали _____________. 6. Долго славянские племена не могли решить, кто же из них будет княжить и начались _______________. Тогда решили славяне, что надо искать князя со стороны и послали послов к варяжскому племени. 7. Первым князем стал ___________ и произошло это в 862 году. 8. После его смерти стал править его дядя Олег, так как сын _____________ был ещё мал. 9. Князь Олег, как и Рюрик стал править в городе _____________ 10. Олегу понравился богатый город _____________ и 882 году он хитростью завладел им. 11. Погиб Олег от укуса ____________12. После него стал княжить Игорь, который из-за своей жадности погиб от мечей _______________12. За его смерть отомстила жена – княгиня ______________, она же крестилась и приняла _________________13. Ольга стала христианкой, но по-прежнему на Руси главным верованием оставалось ________________.
Конкурс № 5 «Разгадайте путаницу»
Переставьте буквы, и у вас получится слово
1. Тюркские племена, ставшие угрозой для южных границ Руси в X века – «НИГЕЕПЕЧ»
2. Несколько монархов из одного и того же рода (семьи), сменявших друг друга на престоле по праву наследования – «ТАСЯНИИД»
3. Мировая религия, ставшая государственной на Руси – «ТРОВСИНИТСАХ»
4. Киевский князь, получивший прозвища Святой и Красное солнышко – «ЛИВИМРАД»
5. Процесс обмена товарами, услугами, ценностями и деньгами – «ЛОВЯТГОР»
6. Мелкое ручное производство промышленных изделий – «ЛЕМОРЕС»
7. Ближайшие княжеские слуги, важнейший отряд княжеского войска – «НУРАДИЖ»
8. Единая политическая организация общества, распространяющая власть на территорию страны и ее население; издает законы – «САВУТДОРСАГ»
Конкурс № 6 «Отгадай загадки»
Бог грома и молнии у древних славян. (Перун)
Основатели славянского письма. (Кирилл и Мефодий)
Год принятия христианства на Руси. (988 год)
Имя первого князя на Руси. (Рюрик)
Произведения устной поэзии о русских богатырях и народных героях. (Былины)
6. Имена первых святых на Руси. (Борис и Глеб)
7. Бог солнца в древней Руси. (Ярило)
8. Основатель Киева. (Кий)
9. Назовите дату образования Древнерусского государства. (882 год)
10. Торжественное обещание, обязательство в древней Руси. (Обет)
Кем был открыты первые школы на Руси? (Ярославом Мудрым)
Бог ветра у восточных славян (Стрибог)
Сбор мёда диких пчел. (Бортничество)
Воинственный кочевой народ, совершавший набеги на древнюю Русь. (Печенеги)
Дух – покровитель леса. (Леший)
Какой князь объединил Киевскую и Новгородскую Русь? (Олег)
Правившая на Руси династия берёт начало от ……… (Рюрика)
Основная денежная единица в древней Руси. (Гривна)
Наследственное земельное владение, передаваемое от отца к сыну. (Вотчина)
Она установила уроки и погосты, первой приняла крещение. (Ольга)
Этот центр Руси был первым разорён Батыем. (Рязань)
В древней Руси сбор дани с подвластных земель. (Полюдье)
Этот князь получил своё прозвище потому, что имел много сыновей. (Всеволод Большое гнездо)
Кто из монгольских правителей потерпел поражение на поле Куликовом? (Мамай)
В этот год Рюрик был призван на Новгородский престол. (862 год)
Грамота, выдаваемая монголами на великое княжение. (Ярлык)
Как звали братьев Рюрика, пришедших с ним на Русь согласно летописи. (Синеус и Трувор)
Сборщики дани Золотой Орды. (Баскаки)
Когда произошла Невская битва? (15 июля 1242 года)
Описание событий по годам. (Летопись)
gigabaza.ru
Сформировать представления учащихся о особенностях культуры Древней Руси
скачать Урок истории в 6 классе по теме «Культура Древней Руси» Тема урока. Культура Древней Руси. Цель урока: Сформировать представления учащихся о особенностях культуры Древней Руси.
Понимание значения влияния культуры исторического наследия предков.
Развивать интерес у учащихся к произведениям искусства прошлого Руси, способность к мыслительной деятельности, преобразовать информацию из одной формы в другую, уметь анализировать, сравнивать факты и делать выводы. Задачи урока: развитие информационной компетентности, навыков сравнительного анализа, формирования УУД - умения самостоятельно делать выводы, работать в группе, духовно-нравственное воспитание учащихся. Оборудование: видеопроектор, интерактивная доска, компьютер, учебник. Изучаемые понятия: культура, патриотизм, миниатюра, летопись, житие, былины, зодчество, фреска, мозаика, зернь, скань. План урока.
Организационный момент.
Изучение нового материала:
Главные особенности русской культуры в изучаемый период.
Устное народное творчество.
Письменность и грамотность.
Литература.
Зодчество и изобразительная культура.
Ремесло.
Закрепление изученного материала.
Ход урока.
Вступительное слово учителя: начать урок мне хотелось бы с эпиграфа: «О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская, многими красотами прославлена ты…Всем ты преисполнена, земля Русская…»
Учитель: О чем мы сегодня будем говорить?
- Сегодня у нас удивительная тема урока. (На интерактивной доске появляется название темы урока).
- Что такое культура? Как вы понимаете значение этого слова? (Культура – совокупность созданных обществом материальных и нематериальных ценностей).
- Что вы понимаете под словами материальная и нематериальная культура?
Цель нашего урока: сформировать представления об особенностях культуры Древней Руси. В течение урока мы будем составлять кластер «Культура Руси», в который будем записывать особенности развития Древнерусской культуры.
Изучение нового материала:
Главные особенности русской культуры в изучаемый период.
Учитель. - Древнерусская культура появилась не на пустом месте. Задание 1. Что стало основой древнерусской культуры?
по группам: читать стр. 55 2. Какое влияние на русскую культуру оказала Византия?
Работа 3.Что было главным мотивом древнерусского искусства?
с текстом
Вывод: Древнерусская культура впитала в себя наследие восточных славян и проживавших в составе Руси и окружающих ее народов.
Устное народное творчество.
Задание: - Вспомните, что такое устное народное творчество? (Пословицы, поговорки, сказки, песни, заговоры).
- Что такое былины? (Былины – это поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей).
- Какие герои былин вам известны?
Учитель Любимыми былинными героями стали крестьянский сын, бесстрашный и могучий воин Илья Муромец, рассудительный и справедливый Добрыня Никитич, веселый и сметливый Алеша Попович. Задание: - Кого прославляли западноевропейские хроники?
- Кто был фольклорным героем западноевропейской жизни?
- Чем отличается западноевропейский эпос от русских былин?
Возможные Основная идея былин – освобождение, рыцарских хроник – завоевание,
ответы крещение иноверцев.
учащихся. Задание: - В чем сходство и отличия русских былин и западноевропейского эпоса?
Возможный И здесь и там фольклорным героям приходится бороться с
ответ иноплеменниками и иноверцами
учащихся. Идея религиозной войны полностью отсутствует в русском эпосе. Задание: -Как вы думаете, только ли ратные подвиги богатырей воспевал народ?
Возможный Но и нелегкий труд пахаря-земледельца, который воплотился в образе
ответ Микулы Селяниновича.
учащихся.
Вернемся к нашему кластеру какую составляющую Древнерусской культуры нам нужно вписать? (Устное народное творчество: былины, поговорки, сказки,песни, пословицы)
3. Письменность и грамотность.
Учитель - Как вы думаете, была ли письменность у славян до принятия христианства?
- Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий), как она называлась?
Задание: стр. 57 1.Докажите, используя текст учебника, что крещение Руси дало мощный толчок развитию письменности, грамотности?
Как вы думаете, трудно ли было писать кириллицей?
Сколько букв в современном алфавите(33), а гласных (10).
Учитель Первые книги были рукописными и очень дорогими. Почему? Вы ответите на этот вопрос предварительно просмотрев фильм.
Работа
со словарем стр. 63 - Что такое миниатюра?
(Миниатюра (от лат. minium — красные краски, применявшиеся в оформлении рукописных книг) — в изобразительном искусстве живописные, скульптурные и графические произведения малых форм, а также искусство их создания.).
Учитель Книги переписывались для княжеских дворцов, боярских семей. Центрами книжности становятся монастыри. Учитель - Мы выяснили, что книги были очень дороги
Как вы думаете, на Руси в древности как люди обменивались информацией? Писали ли они друг другу письма?
Вместо пергамента пользовались березовой корой – берестой.
Вернемся к кластеру? Какую еще составляющую культуры Руси нам нужно вписать? (Письменность) кто создал, как называлась?
4. Литература.
Учитель В XI в. На Руси появились письменные познавательные произведения, т.е. зарождается древнерусская литература.
- Как назывались первые литературные произведения? (Летописи).
- О чем они рассказывают?
Учитель - Назовите первую сохранившуюся летопись. (Повесть временных лет). Создана в 1113 г. Монахом Киево-Печерского монастыря Нестором.
На экране –
Киево-Печерский Нестор пришел в монастырь 17-летним юношей в 1073 г. В первых строках
монастырь своей летописи он поставил вопрос: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить?
Задание
по документам: У вас на партах лежат документы – отрывки из летописи «повесть временных лет». Ваша задача определить о чем идет в отрывках речь и доказать это. Учитель:
Работа с текстом
учебника Еще наряду с летописями писали такие произведения как житие и слова, что это за произведения вы найдете на страницах 58-59.
1 ряд отвечает на вопрос что такое житие, 2 ряд слова, а 3 ряд сделает вывод о том какие литературные произведения существовали в Древней Руси.
Вернемся к кластеру. Куда и какую составляющую культуры нам нужно вписать? (Литература: летопись, житие, слова).
Вывод: Через все произведения красной нитью проходит идея величия Руси, ее особой роли в христианском мире.
Зодчество и изобразительная культура и ремесло.
Изучение следующих составляющих культуры Древней Руси я предлагаю изучить из двух источников фильма и материала учебника и ответить на вопросы:
1 ряд: Зодчество (фильм, учебник на страницах 59-60)
2 ряд: Изобразительное искусство (фильм, учебник на страницах 60-62)
3 ряд: Ремесло (фильм, учебник на странице 62)
После изучения каждая группа выберет представителя и расскажет о какой либо составляющей культуры. Показ изображений
Зодчество: Деревянное зодчество
Каменное строительство
Десятинная церковь
Софийский собор Киево – Печерский монастырь
Изобразительное фрески
искусство: мозаики
иконы
Ремесло: виды ремесел
Ну и опять возвращаемся к нашему кластеру. Что мы допишем?
Зодчество
Изобразительное искусство: фреска, мозаика, икона
Ремесло
Закрепление Кластер наш составлен. Пришло завершить нам уроки ответить на вопросы.