Искусство древних славян. Искусство восточных славян (1 – пер. пол. 9 вв.)
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Искусство древних славян: краткий обзор. Искусство древних славян


Искусство древних славян: ювелирное дело, стеклоделие- "Радогост"

Справедливо отметить, что «искусство славян» – это достаточно широкое понятие, которое включает в себя целый спектр многообразных явлений, градируемых посредством локальных и временных характеристик. Иными словами, когда мы говорим «искусство славян», логично как-то ограничивать тему, указывая, как минимум, конкретный исторический период и регион. Тем не менее, в данном материале мы постараемся максимально кратко обозначить основные направления в искусстве древних славян, основываясь на материалах археологических и этнографических исследований различных эпох, включая раннее и позднее Средневековье.

Конечно, трудно представить себе искусство восточных славян (здесь мы акцентируем внимание на этом регионе, хотя подавляющее большинство выводов справедливо для всех без исключения территорий, некогда населенных нашим народом) без работы с деревом. Резьба по дереву и кости – одно из ключевых направлений искусства славян и, пожалуй, этот факт не станет открытием даже для школьника. Художественная обработка дерева на Руси была известна уже в V веке до нашей эры. К примеру, в Эрмитаже хранится деревянная ложка с рукояткой, выполненной в форме птичьей головы. Эту находку датируют III веком до нашей эры, а деревянного оленя (пример скульптурного искусства древних славян) – V-II векам до нашей эры. Разумеется, существует множество находок более поздних периодов, в частности, это предметы быта (ковши, ложки, гребни) X-XIII веков нашей эры. Подавляющее большинство подобных находок были украшены резными изображениями животных (оленей, коней, уток) и природных явлений (наиболее распространенный вариант – солнечный диск, либо солярный орнамент). Резьба по кости на Руси появилась на стыке эпох, приблизительно в X веке. В этом смысле наиболее знамениты холмогорская, хотьковская и тобольская резьба, получившие свои названия в соответствии с региональными топонимами.

Искусство восточных славян также включало в себя работу с металлами. На данный момент предполагается, что собственных металлодобывающих предприятий на Руси не было долгое время, поэтому большая часть металла закупалась в Западной Европе. Тем не менее, к примеру, височные кольца славяне выплавляли еще в XXV-XX веках до нашей эры (так называемая катакомбная культура). Качественный и количественный показатель находок говорит о том, что ближе к началу нашей эры металлические изделия (в первую очередь – из бронзы, позже – из серебра и золота) получали все большее распространение (примером могут служить унетицкая культура, 1700-1300 годы до нашей эры).

Декоративно прикладное искусство славян в плане работы с металлами включало в себя широкий спектр ювелирных изысков. Многочисленные находки эпохи раннего и позднего Средневековья указывают на популярность растительных и солярных орнаментов. В первую очередь мы говорим о ременных пряжках, хвостовиках, накладках и пуговицах из латуни. Аналогичные орнаменты включают в себя изделия, относящиеся к Черняховской (II-IV века нашей эры) и Трипольской (VI-III тысячелетия до нашей эры) культуры. Декоративно прикладное искусство восточных славян в этом смысле сохраняло свой оригинальный колорит на протяжении тысячелетий. Разумеется, имеет смысл говорить о некоторых заимствованиях, но как такое кузнечное и ювелирное искусство на Руси существовало с древнейших времен.

Декоративно прикладное искусство восточных славян также включает в себя работу со стеклом. Вероятно, стеклоделие на Руси появляется приблизительно в XI веке. В XIII веке эффектные стеклянные украшения (в частности – бусы и браслеты) встречаются повсеместно. Примером могут послужить находки из Крапивенского городища (фонды Шебекинского историко-художественного музея). Все это говорит о том, что декоративно прикладное искусство славян прошло немалый путь и к позднему Средневековью представляло собой четкую систему, со множеством направлений и характерных особенностей.

Воинское искусство славян – тема отдельного разговора. Разумеется, данное направление неразрывно связано с вопросом становления и развития кузнечного ремесла на Руси. При этом справедливо отметить, что воинское искусство славян исконно представляло собой абсолютно самобытную систему, хотя, к примеру, раннесредневековые оружейные находки имеют явно заимствованный характер (достаточно упомянуть мечи каролингского типа). Более того, великолепной демонстрацией данного тезиса может выступать тот факт, что князь Роман Галицкий использовал меч, скажем так, «европейского производства». С другой стороны, знаменитая находка изящного клинка XI века с надписью «Людота коваль» говорит о том, что в раннем Средневековья славяне явно могли ковать (и ковали) собственное оружие. Однако, воинское искусство славян включает в себя еще целый ряд любопытных аспектов, которым мы обязательно посвятим целый ряд материалов.

На данный момент важно понять, что искусство славян, в частности – декоративно прикладное искусство, представляет собой явление с глубокой и во многом уникальной историей. Что-то славяне создавали сами, что-то заимствовали из культур соседних народов, в итоге интерпретируя эти заимствования в соответствии с собственными представлениями об окружающем мире. Однако искусство наших предков всегда оставалось самобытным, неповторимым. Древность его не может быть подвержена сомнению, другой вопрос заключается в том, что с течением времени мы многое забыли, многое потеряли. Но это уже совсем другая история.

Купить обереги можно тут:

Цена:16900 руб.

Метал: золото

Вес: до 6,5 гр.

Цена:1800 руб.

Метал: серебро

Вес: до 6 гр.

Цена:6500 руб.

Метал: серебро с золотом

Вес: до 10 гр.

Цена:3000 руб.

Метал: серебро

Размер: 30 мм.

Смотрите так же:

radogost.ru

Искусство древних славян: краткий обзор

Valgucream - лечение вальгусной деформации за 1 курс

Справедливо отметить, что «искусство славян» – это достаточно широкое понятие, которое включает в себя целый спектр многообразных явлений, градируемых посредством локальных и временных характеристик. Иными словами, когда мы говорим «искусство славян», логично как-то ограничивать тему, указывая, как минимум, конкретный исторический период и регион. Тем не менее, в данном материале мы постараемся максимально кратко обозначить основные направления в искусстве древних славян, основываясь на материалах археологических и этнографических исследований различных эпох, включая раннее и позднее Средневековье.

Конечно, трудно представить себе искусство восточных славян (здесь мы акцентируем внимание на этом регионе, хотя подавляющее большинство выводов справедливо для всех без исключения территорий, некогда населенных нашим народом) без работы с деревом. Резьба по дереву и кости – одно из ключевых направлений искусства славян и, пожалуй, этот факт не станет открытием даже для школьника. Художественная обработка дерева на Руси была известна уже в V веке до нашей эры. К примеру, в Эрмитаже хранится деревянная ложка с рукояткой, выполненной в форме птичьей головы. Эту находку датируют III веком до нашей эры, а деревянного оленя (пример скульптурного искусства древних славян) – V-II векам до нашей эры. Разумеется, существует множество находок более поздних периодов, в частности, это предметы быта (ковши, ложки, гребни) X-XIII веков нашей эры. Подавляющее большинство подобных находок были украшены резными изображениями животных (оленей, коней, уток) и природных явлений (наиболее распространенный вариант – солнечный диск, либо солярный орнамент). Резьба по кости на Руси появилась на стыке эпох, приблизительно в X веке. В этом смысле наиболее знамениты холмогорская, хотьковская и тобольская резьба, получившие свои названия в соответствии с региональными топонимами.

Искусство восточных славян также включало в себя работу с металлами. На данный момент предполагается, что собственных металлодобывающих предприятий на Руси не было долгое время, поэтому большая часть металла закупалась в Западной Европе. Тем не менее, к примеру, височные кольца славяне выплавляли еще в XXV-XX веках до нашей эры (так называемая катакомбная культура). Качественный и количественный показатель находок говорит о том, что ближе к началу нашей эры металлические изделия (в первую очередь – из бронзы, позже – из серебра и золота) получали все большее распространение (примером могут служить унетицкая культура, 1700-1300 годы до нашей эры).

Декоративно прикладное искусство славян в плане работы с металлами включало в себя широкий спектр ювелирных изысков. Многочисленные находки эпохи раннего и позднего Средневековья указывают на популярность растительных и солярных орнаментов. В первую очередь мы говорим о ременных пряжках, хвостовиках, накладках и пуговицах из латуни. Аналогичные орнаменты включают в себя изделия, относящиеся к Черняховской (II-IV века нашей эры) и Трипольской (VI-III тысячелетия до нашей эры) культуры. Декоративно прикладное искусство восточных славян в этом смысле сохраняло свой оригинальный колорит на протяжении тысячелетий. Разумеется, имеет смысл говорить о некоторых заимствованиях, но как такое кузнечное и ювелирное искусство на Руси существовало с древнейших времен.

Декоративно прикладное искусство восточных славян также включает в себя работу со стеклом. Вероятно, стеклоделие на Руси появляется приблизительно в XI веке. В XIII веке эффектные стеклянные украшения (в частности – бусы и браслеты) встречаются повсеместно. Примером могут послужить находки из Крапивенского городища (фонды Шебекинского историко-художественного музея). Все это говорит о том, что декоративно прикладное искусство славян прошло немалый путь и к позднему Средневековью представляло собой четкую систему, со множеством направлений и характерных особенностей.

Воинское искусство славян – тема отдельного разговора. Разумеется, данное направление неразрывно связано с вопросом становления и развития кузнечного ремесла на Руси. При этом справедливо отметить, что воинское искусство славян исконно представляло собой абсолютно самобытную систему, хотя, к примеру, раннесредневековые оружейные находки имеют явно заимствованный характер (достаточно упомянуть мечи каролингского типа). Более того, великолепной демонстрацией данного тезиса может выступать тот факт, что князь Роман Галицкий использовал меч, скажем так, «европейского производства». С другой стороны, знаменитая находка изящного клинка XI века с надписью «Людота коваль» говорит о том, что в раннем Средневековья славяне явно могли ковать (и ковали) собственное оружие. Однако, воинское искусство славян включает в себя еще целый ряд любопытных аспектов, которым мы обязательно посвятим целый ряд материалов.

На данный момент важно понять, что искусство славян, в частности – декоративно прикладное искусство, представляет собой явление с глубокой и во многом уникальной историей. Что-то славяне создавали сами, что-то заимствовали из культур соседних народов, в итоге интерпретируя эти заимствования в соответствии с собственными представлениями об окружающем мире. Однако искусство наших предков всегда оставалось самобытным, неповторимым. Древность его не может быть подвержена сомнению, другой вопрос заключается в том, что с течением времени мы многое забыли, многое потеряли. Но это уже совсем другая история.

Источник

slavicnews.ru

Художественная культура славян

Культура Древней Руси

Культура - совокупность созданных обществом материальных и духовных ценностей. Принято в связи с этим говорить о материальной и духовной культуре. Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с развитием восточнославянского народа, становлением государства, укреплением связей с соседними странами. Культура выражает духовную сущность народа, его взгляды на мир, природу, человеческие отношения. Культура Руси складывается в те же века, что и зарождение государства. Особенность Руси в том, что она складывалась и развивалась на достаточно большой территории, где жили различные племена: поляне, северяне, радимичи, и многие др.

В связи с этим славянская культура имеет свои региональные черты - одни для Поднепровья, другие для Северо-Восточной Руси и т.д. Еще одной особенностью развития культуры Руси было влияние соседних народов.В пору уже своего государственного становления Русь испытывала сильное влияние соседней Византии, которая для своего времени была одним из наиболее культурных государств мира.

Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Причем влияние иноземных культурных традиции было сильнее в городах, которые являлись центрами культуры, ее наиболее передовых для своего времени черт, то сельское население было в основном хранителем старинных культурных традиций, связанных с глубинами исторической памяти народа. В селах и деревнях жизнь текла в замедленном темпе, они были более консервативны, труднее поддавались различным культурным новшествам.

Языческие духовные традиции, народные в своей основе, оказывали глубокое воздействие на все развитие русской культуры раннего средневековья. Как у любых язычников, у славян существовали жрецы - волхвы. В святилищах (капищах) приносились жертвы изображениям богов - идолам. Однако славянское язычество коренным образом отличалось от античного или скандинавского: ни один бог не являлся, по славянским представлениям, главным среди других, повелителем богов, как например Зевс в античной культуре.

 

Основными богами были:

Велес - божество в древнерусском языческом пантеоне, "скотий бог", покровитель сказителей и поэзии. Велес — один из величайших богов древнего мира. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом — вдох, после печали — радость. Это было не однообразное повторение одних и тех же циклов, а обучение основам жизни. Люди учились преодолевать трудности и ценить счастье.

Перун- главное божество восточных славян, бог грома и молнии. По воззрению славян, Перун в теплые дни весны являлся со своими молниями, оплодотворял землю дождями и выводил из-за рассеянных туч ясное солнце. Его творческой силой пробуждалась природа к жизни, и он как бы вновь созидал мир. Отсюда Перун-производитель, творец. В то же время Перун – божество грозное и карающее; его явление возбуждает страх и трепет. Русское предание наделяет Перуна палицей, плетью, луком и стрелами (в белорусских преданиях). Перун - изображался в образе Воина средних лет с чёрно-серебрянными волосами (подобно грозовой туче) и огненно-золотой клубящееся бородой.

Сварог - бог небесный, отец - Небо. Сварог, сварганить, сварить, свет, святость, свести, цвет. Эти слова объединены идеей сотворения жизни (рог, рок, рождение, речь, нарекать). Сварог - самый великий из русских богов. Это прародитель, пращур, давший ход жизни, давший людям знания и речь. Он сотворил весь космос - вселенную Сваргу. Сварог - во всем. Все в мире - есть Сварог, его часть.

Лада - славянская богиня любви и красоты. Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо. Все люди должна уметь ладить друг с другом. Жена называла любимого ладо, а он ее — ладушкой. «Лады», — говорят люди, когда решили какое-то важное дело, а в древности ладником называли уговор о приданом: лады — помолвка, ладило — сват, ладканя — свадебная песня.

Дажьбог- Солнце - сын Сварогов. Древнее божество Природы, солнечности, «белого света», податель благ. Полностью соответствует античному Аполлону и противопоставлялся христианскому богу-сыну. Дажьбог и Стрибог оба были небесными богами.

Макошь- Древняя богиня земли и плодородия. Дополнением к ней служат "вилы" - русалки, обеспечивающие орошение нив росою. Может быть приравнена к греческой Деметре («Земле-матери») и христианской матери божьей. Часто изображалась с турьим «рогом изобилия».

Семаргл-. Божество семян, ростков и корней растений. Охранитель побегов и зеленей. В более широком смысле - символ «вооружённого добра». Посредник между верховным божеством неба и землёй, его посланец. Имел прямое отношение к Макоши, как божество растительности, связанной с почвой.

Хорс- Божество солнечного светила. Представлял собою некое неотделимое дополнение к образу Дажьбога-Солнца. С именем Хорса связаны ритуальные «хороводы» и русское наречие «хорошо» - «солнечно».

    Праздники и обряды славян.

    Большим разнообразием отличались языческие обряды и празднества. В результате многовековых наблюдений славянами был создан свой календарь, в котором особенно ярко выделялись следующие праздники, связанные с земледельным циклом:

    1. Праздник первых ростков - 2 мая. Постепенно был заменен праздником Бориса и Глеба ("Бориса-Хлебника", "Боришь-день").

    2. Моления о дожде с 20 по 30 мая.

    3. Ярилин день - 4 июня.

    4. Моления о дожде с 11 по 20 июня.

    5. Праздник Купала (позднее Иван Купала) -- 24 июня.

    6. Моления о дожде с 4 по 6 июля.

    7. Отбор жертв для праздника Перуна 12 июля.

    8. Моления о дожде с 15 по 18 июля.

    9. Праздник Перуна (Ильин день) 20 июля.

    10. Начало жатвы - 24 июля. Моления о прекращении дождей.

    11. "Зажинки", окончание жатвы - 7 августа. Праздник "первых плодов" ("Спас" 6 августа).

    Многочисленные праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт древнего славянина. Многие их этих обрядов живы в народе и по сей день, особенно в северных областях России, именно там христианство приживалось дольше и труднее, на севере еще сохранились языческие традиции, что привлекает внимание со стороны этнографов.в первых числах каждого месяца. Вот некоторые праздники:

    РОДОВНИЦА (24 Кветеня)С заходом Солнца весь честной люд собирается на капище, дабы окликать родителей, угощать их душеньки медом сыченым, кушаньями сухими да нечетными - хлебом-солью! Молодежь на горке "боряхуся со мрунами",справляет тризну ,показывая свое искусство в рукоприкладстве. Хозяйки оставляют на ночь на столе кушанья ,чтобы "покойнички, наголодавшиеся за зиму",пришедшие повидать родичей, поели - "Не угостишь честь честью покойного родителя о Родовнице - самого на том свете никто не помянет, не угостит, не порадует".

    ЖИВИН ДЕНЬ (12 травеня)Утром на Живин день плачет Мать Сыра Земля росою, обладающей силой целебной. Рано по утру собирается молодежь,вместе с восходом идут к капищу, становясь в два ряда, лицом друг к другу, берутся за руки, образуя Живин мост. По этому Мосту из соединенных рук пускали идти маленькую девочку с венком на голове,всю убранную лентами разноцветными да перевязями цветочными.Пройдет по рукам одной пары девочка - забегает живое звено Моста вперед и снова становится в очередь.Так и доходило все шествие до самого озимого поля,где и спускали маленькую Живу наземь.Она срывала пучок зеленой ржи,готовящейся к этому времени выметывать колос.С сорваным колосом бежит Живена назад к капищу,а все,сбившись в кучу,следовали за ней по пятам и пели-голосили хором.Пройдя с песнею до капища,толпа расходилась,обрывая с девочки ленты и цветы на память о Живином дне.Разбрасываемые по капищу ржаные стебли подбираются молодыми парнями. Кому попался с выметшимся колосом - тому и жениться на Таусеня.

    РУСАЛЬИ (28 червеня) - девичий праздник.Для сбора участников игрища,накануне вечером,заранее избранной «большухой» рассылаются девчата – послы по всем красным девицам,зовут-позывают их собраться после обеда на капище возле реки.В урочный час сходятся гостейки званые-прошеные,становятся в кружок и рекут-поют слова заветные над испеченным вскладчину караваем.Кроме «большухи» выбираются всем скопом две девушки,которых обступают хороводом.Они стоят в середине,и по окончинии одной игры отдают всем поклоны,и снова становятся в круг,а на их место выбираются другие.После игрищ отправляются девицы в рощу – «березки завивать»,приготавливая столько венков,сколько у каждой завивающей близких-дорогих на свете есть: для родимых отца с матерью,для братьев с сестрами,для милых-любезных сердцу девичьему.По этим венкам гадали о судьбе,отправляя их плыть на сломенном плотике плыть по реке.

    Выбор веры.

    Контакты с соседними народами привели к проникновению монотеистических представлений в славянскую среду. Язычество уже не могло сопротивляться растущему влиянию монотеизма (единобожия), который исповедовали соседние державы: Византия, Хазарский каганат, Волжская Болгария. Перед Русью встал вопрос о выборе принципиально новой религии.

    Летопись рассказывает о выборе веры князем Владимиром, к которому приходили представители всех религий. Наиболее убедительными показались князю аргументы византийского священника. Отправленные в другие страны послы Владимира также нашли лучшей византийскую церковную службу. Было принято решение о крещении Руси по византийскому обряду. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни - центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). По возвращению в Киев Владимир приказал повергнуть и уничтожить статуи языческих богов. Всему населению Киева, в одинаковой степени богатым и бедным, предписывалось идти к реке для крещения. На Северо-востоке обращение населения в христианство завершилось лишь к концу XI в. Крещение не раз встречало сопротивление. Наиболее известное восстание произошло в Новгороде. Новгородцы согласились креститься лишь после того, как княжеские дружинники подожгли непокорный город.

    Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей высокой ответственности. Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело - все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. С христианством пришла письменность на славянском языке, стали создаваться рукописные книги. При монастырях возникали школы. Распространилась грамотность.

    Письменность

    Основой любой древней культуры является письменность. Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством, с церковными книгами и молитвами. Однако есть свидетельство о существовании славянской письменности задолго до христианизации Руси. Об этом говорит и свидетельство византийского дипломата и славянского просветителя Кирилла. Во время отбывания в Херсонесе в 60-е годы IX в. он познакомился с Евангелием, написанным славянскими буквами. Византийские монахи Кирилл и Мефодий распространяли христианство среди славянских народов юго-восточной Европы. Но главной азбуки не было. Талантливый лингвист, Кирилл взял за основу греческий алфавит, состоящий из 24 букв, дополнил его характерными для славянских языков шипящими (ж, щ, ш, ч) и несколькими другими буквам создал его.Славянский алфавит первоначально состоял из 43 букв, близких по написанию греческим. Каждая из них имела свое название: А - «аз», Б - «буки» (их сочетание образовало слово «азбука»), В - «веди», Г - «глаголь», Д - «добро» и так далее. Буквы на письме обозначали не только звуки, но и цифры. «А» - цифру 1, «В» - 2, «Р» - 100. На Руси только в XVIII в. арабские цифры вытеснили «буквенные».В честь своего создателя новая азбука получила название «кириллица». Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на Руси в ХI-ХII вв. Однако она была распространена в основном лишь в городской среде, особенно в кругу богатых горожан. В сельской местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь неграмотным. С XI в. в богатых семьях стали учить грамоте не только мальчиков, но и девочек. Ярким свидетельством широкого распространения грамотности в городах и пригородах являются берестяные грамоты. Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоемким. Материалом для них служил пергамен - кожа особой выделки. Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Средневековые чернила были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины.

    Для украшения рукописи заглавия в средние века писали особым, декоративным шрифтом - вязью. Буквы, вытянутые вверх, переплетались между собой (отсюда и название - вязь), образуя текст, похожий на ленту орнамента. Писали вязью не только на бумаге. Золотые и Серебряные сосуды, ткани часто покрывали нарядными надписями. Первую, заглавную букву в тексте - «инициал» - писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа. Обычно инициал был красным. С тех пор говорят - «писать с красной строки». Завершался раздел «концовкой» - небольшим рисунком, на пример, изображением двух птиц, похожих на павлинов.

    Литература.

    Общий подъем Руси в XI в., создание центров письменности, грамотности, определили развитие древнерусской литературы. Эта литература развивалась, складывалась вместе с развитием летописания, ростом общей образованности общества. У людей появилась потребность донести до читателей свои взгляды на жизнь, размышления о смысле власти и общества, роли религии, поделиться своим жизненным опытом. На этом общем благоприятном культурном фоне появлялись оригинально и независимо мыслящие писатели, средневековые публицисты, поэты.

    В связи с распространением христианства на Руси (главным образом, при монастырях) стали создаваться школы для "книжного учения". В Киеве при соборе Св. Софии была создана обширная библиотекаВажным видом чтения средневекового русского человека были жития святых. На Руси стала создаваться собственная житийная литература. Среди них - "Сказание о Борисе и Глебе", "Жития" княгини Ольги, игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия и др.Литература XII в. продолжает традиции русских сочинений XI в. Создаются новые церковные и светские произведения, отмеченные яркой формой, богатством мыслей, широкими обобщениями; возникают новые жанры литературы.

    На склоне лет Владимир Мономах пишет свое знаменитое «Поучение детям», ставшее одним из любимых чтений русских людей раннего средневековья.

    В своей «Притче о человеческой душе» (конец XII в.) епископ города Турова Кирилл, опираясь на христианское миропонимание, дает свое толкование смысла человеческого бытия, рассуждает о необходимости постоянной связи души и тела. В то же время он ставит в своей «Притче» вполне злободневные для русской действительности вопросы, размышляет о взаимоотношении церковной и светской власти, защищает национально-патриотическую идею единства Русской земли, которая была особенно важна в то время, как Владимиро-Суздальские князья начали осуществлять политику централизации накануне монголо-татарского нашествия.

    Фольклор

    Повседневная жизнь и яркие удивительные события отражались в устном народном творчестве. Песни, былины, загадки, пословицы дошли до нас через многие столетия, и нередко бывает трудно отделить раннюю основу фольклорного произведения от позднейших напластований.Исследователи народного творчества выделяют обрядовый фольклор, связанный с земледельческим календарем и уходящий корнями в древние языческие верования. Таковы песни и пляски, связанные с Масленицей, днем Ивана Купалы, рождественские коляды. К обрядовому фольклору относятся также свадебные песни и гадания.

    Однако народное творчество носило далеко не только обрядовый характер. Сохранилось множество загадок, заклинаний, заговоров на бытовые темы. На пирах пелись песни, рассказывались сказки и легенды. Вероятно, уже тогда сложились основные сюжеты русских народных сказок: о лисе и волке, о бабе-Яге, о змее, о скатерти-самобранке и т.п.

    Особое место в фольклоре занимает былинный эпос. Среди древнерусских былинных сюжетов выделяются былины об Илье Муромце, о Микуле Селяниновиче, о Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче.

    Фольклор оказал большое влияние на становление и развитие древнерусской литературы.

    Архитектура и строительство

    Недаром говорят, что архитектура - это душа народа, воплощенная в камне. К Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева.

    Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек - клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Эта традиция живет в народе и до настоящей поры.

    Первая каменная постройка на Руси появилась в конце X в. - знаменитая Десятинная церковь в Киеве, сооруженная по указанию князя Владимира Крестителя. К сожалению, она не сохранилась. Зато по сей день стоит знаменитая киевская София, возведенная несколькими десятилетиями позже.

    Во Владимиро-Суздальской земле и Москве строили из ослепительного белого известняка, добытого в каменоломнях, тщательно отесанного в аккуратные прямоугольные блоки. «Белый камень» мягок и легко поддается обработке. Вот почему стены владимирских храмов богато украшены скульптурными рельефами.

    В конце XV в. На Руси появился новый материал - кирпич. Он получил широкое распространение, так как был дешевле и доступнее камня.

    Софийский собор, созданный в пору утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что строительство - это тоже политика. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне - константинопольскому Софийскому собору.

    В XII в. традиции древнерусской архитектуры не утрачивают свою связь. По образному выражению одного искусствоведа, по всей Руси прошагали русские однокупольные храмы-богатыри, сменившие прежние пирамиды. Купол возносился вверх на мощном, массивном квадрате. Таким стал Дмитриевский собор во Владимире-на-Клязьме, собор святого Георгия в Юрьеве-Польском.

    Большого расцвета архитектура достигла в годы правления Андрея Боголюбского во Владимире-на-Клязьме. С его именем связаны постройка Успенского собора во Владимире, красиво расположенного на крутом берегу Клязьмы, белокаменного дворца в селе Боголюбове, «Золотых ворот» во Владимире - мощного белокаменного куба, увенчанного златоглавой церковью. При нем же было создано чудо русской архитектуры - храм Покрова на Перли. Брат Андрея - Всеволод III продолжал эту строительную деятельность. Его мастера оставили потомству замечательный Дмитриевский собор во Владимире - величественный и скромный.

    Ремесла

    Изучение материальной культуры Древней Руси основывается, главным образом, на археологических источниках. Археологам нередко встречаются различные сельскохозяйственные орудия: в южных лесостепных районах - рало, плуг, борона, в лесной полосе - двузубая соха, борона-суковатка.

    Наряду с земледелием и лесными промыслами у восточных славян развивались ремесла. Древнерусские ремесленники освоили сложнейшую технику обработки металла. Кузнецы изготовляли лопаты, топоры, лемехи, серпы, ножи, рыболовные крючки, сковороды, сложные замки и др.

    Но особенно успешно развивалось оружейное производство: производились мечи и боевые топоры, шлемы, щиты, наконечники стрел и копий. Русские мастера делали кольчуги из переплетенных железных колец. Это умение пришло с Востока, в Европе кольчуг плести не умели.

    Оружие нередко украшалось чернью или серебряным узором. Ювелирное производство развивалось и отдельно от оружейного. Работая в технике литья или ковки, мастера изготовляли кольца, браслеты, перстни, кресты, медные и серебряные блюда и кубки и т.п.

    Исключительно тонкой работы требовало украшение изделий сканным узором или зернью. Скань - изделие из золотой или серебряной проволоки, которая напаивалась на металлическую основу. Зернь - узор из мельчайших золотых или серебряных зерен, которые также напаивались на металлическую пластинку. На основе скани возникла и техника перегородчатой эмали, когда ячейки между сканными перегородками заполнялись цветной эмалью.

    Массовым было гончарное ремесло. Глиняная посуда, изготовленная с применением гончарного круга была очень разнообразна и использовалась повсеместно.

    Столь же широко распространенным было плотницкое ремесло. Основными инструментами древнерусского плотника были топор и тесло, с помощью которых возводились избы, крепостные стены и церкви, украшенные затейливой резьбой.

    Развивались и другие ремесла: кожевенное, сапожное, портновское, делившиеся, в свою очередь, на множество специальностей. Всего исследователи насчитывают в Киевской Руси до 70 ремесленных специальностей.

     

    Искусство

    С распространением культового каменного строительства развивалась монументальная живопись. Византийские и русские мастера украшали интерьеры храмов мозаиками и фресками. В киевском Софийском соборе втехнике мозаики были выполнены подкупольное изображение Христа-Пантократора (Вседержителя) и Богоматери, апостолов. Мозаика собора имеет 130 оттенков.

    Особенно широко применялись фресковые росписи. В Софийском соборе фресками были покрыты практически все стены, однако до наших дней сохранились лишь немногие. Часть фресок посвящена светским сюжетам: два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого, охотничьи сцены, изображения акробатов, музыкантов.В каждой церкви находились иконы. Самой знаменитой из икон той эпохи является "Богоматерь Владимирская", созданная в начале XII в. В это время прославился печерский монах-живописец Алимпий, про которого современники говорили, что он «иконы писать хитр бе [был] зело». Про Алимпия рассказывали, что иконописание было главным средством его существования. Но заработанное он тратил весьма своеобразно: на одну часть покупал все, что было необходимо для его ремесла, другую отдавал беднякам, а третью жертвовал в Печерский монастырь.

    В начале XIII в. прославилась ярославская школа иконописи. В монастырях и церквах Ярославля было написано немало превосходных иконописных произведений. Особенно известна среди них так называемая «Ярославская Оранта», изображавшая Богородицу.

    Наряду с монументальной живописью и иконописью высокого искусства достигли мастера книжной миниатюры.

    Заключение.

    Киевская Русь благодаря творческому усвоению полученных из Византии христианства и античного наследия достигла высокого уровня культурного развития, встав вровень с западноевропейскими странами. Культурные традиции, созданные в киевский период, получили дальнейшее развитие в эпоху раздробленности, но многие из них не смогли пережить монгольское нашествие. И это был не единственный драматичный период в развитии культуры на Руси. Трудно представить сколько бесценных памятников, обычаев и традиций было уничтожено во время революций, войн, борьбы с «пережитками старой идеологии».

    Растеряв много ценного на этом пути, люди, наконец, становятся мудрее и бережливее. Возрождаются из небытия многие русские традиции и обряды. Растет интерес к народной культуре и быту. Хочется надеяться, что это не временное увлечение, а серьезное желание восстановить прерванную связь времен.

    Еще Пушкин говорил, что уважение к минувшему - черта, отличающая образованность от дикости.

    Список литературы

    1. История России с древнейших времен до конца XVII века /Под ред. А.Н.Сахарова, А.П.Новосельцева. - М., 1996;

    2. История России. Киевская Русь /Вернадский Г.В./

    3. Рябцев Ю.С. Путешествие в Древнюю Русь: Рассказы о русской культуре. - М., ВЛАДОС, 1995.

    4. История России /А.С. Орлов, В.А. Георгиев/

    5. Ключевский В.О. Сочинения в девяти томах, - М., 1987, том 1.

    6. Орлов С.А., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России.-М., 1999.

    7. Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга - М., 1992.

    8. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987.

    9. Сквозь века - М., 1986.

    10. Сахаров А.Н., Новосельцев А.П. История России с древнейших времён до конца XVII века. М., 1996.

    xn--j1ahfl.xn--p1ai

    Искусство древних славян — реферат

         Первоначальные  религиозные представления древних  славян были связаны с обожествлением сил природы, которая представлялась населённой множеством духов, что отразилось и в символике славянского искусства. Славяне поклонялись Матери-Земле, символом которой были узоры, изображающие большой квадрат, поделённый на четыре малых квадрата с точками в центре – знак вспаханного поля. Довольно развиты были водяные культы, так как вода считалась стихией, из которой образовался мир. Вода населялась многочисленными божествами – русалками, водяными, в честь которых устаивались специальные праздники – русалии. Символом воды в искусстве обычно служили утка и гуси. Почитались рощи и леса, которые были жилищами богов.

         В начале I тыс. н. э. древнеславянские божества принимают антропоморфную форму. Главными среди них становятся боги солнца, неба и огня – Сварог, Даждьбог и  Хорс, ветра – Стрибог, грозы –  Перун, домашних животных и богатства  – Велес (Волос), бог плодородия – Ярило. Спутницей бога Велеса было женское божество – Мокошь – покровительница женщин, богиня плодородия и домашнего очага. Славяно-русская мифология не была зафиксирована в каких-либо литературных произведениях, и поэтому не известно чёткое распределение ролей между божествами и их иерархия.

         Были  у этих богов и свои символы  в искусстве. Петух, с изумительной точностью отмечающий время, признавался  вещей птицей, и редкая сказка обходилась без упоминания о нём.  Конь, гордое стремительное животное, зачастую сливавшееся в представлении древнего славянина то с богом солнца, то с образом конного воина, был излюбленным мотивом древнерусского искусства, да и много позже его изображение продолжало появляться на коньках русских изб и теремов. Особым почитанием пользовалось солнце, и изображение огненного колеса («громовой круг»), расчленённого на шесть частей, прочно вошло в изобразительное искусство. Это изображение появлялось на наличниках изб и вышитых полотенцах вплоть до начала XX в.

         

         Почитая  и боясь домовых, овинников, леших, русалок, водяных и прочих существ, населяющих окружающий мир, славянин пытался отгородиться от них десятками заговоров и амулетами-оберегами, дошедшими до наших дней. На втором этапе развития древнеславянского язычества складывается и держится дольше других культ Рода и Рожаниц – творца Вселенной и богинь плодородия Лады и Лели. Это был культ предков, семьи и домашнего очага. 

         В то же время складывается и трёхчастное  представление о мире: нижнем –  подземном (символ – ящер), среднем – земном (изображались обычно люди звери) и верхнем – небесном, звёздном.

         Поклонения  и жертвоприношения проходили в  специальных культовых святилищах-капищах. По представлениям восточных славян, мир и Вселенная являли собой  круг вечного вращения, и поэтому капища имели форму круглой площадки, со всех сторон окружённой жертвенными кострами; в центре её находилось на постаменте каменное или деревянное скульптурное изображение бога. Над площадкой возводилась крыша в виде шатра. Стены капища ставили из вертикальных брёвен, украшенных резьбой и ярко раскрашенных. Своё название капище получило от слова «капь», которое переводилось с древнеславянского языка как скульптура, идол, болван. Древние русичи уважали и боялись богов, поэтому старались добиться от них расположения магическими обрядами и жертвоприношениями, задабривая идолов подарками, а также человеческими жертвами.

         Самым известным памятником язычества  стал Збручский идол (IX – X вв.) –  четырёхгранный каменный столб, установленный  на холме над рекой Збруч. Грани столба покрыты барельефами в несколько ярусов. В верхнем изображены боги и богини с длинными волосами. Ниже идут ещё три яруса, раскрывающие представления наших предков о космосе, небе, земле и подземном царстве.

         Большинство славянских идолов были деревянными и поэтому не сохранились.  Збручский идол X в., один из немногих, дошедших до наших дней, находится в настоящее время в Краковском археологическом музее.

         Идол  имеет четыре грани, т. е. сила его  распространяется на все четыре стороны. Верхнюю часть граней занимают изображения богинь с рогом и кольцом в руках и богов с мечом и конём, а также со знаком солнца. В средней части идола - ряд взявшихся за руки мужчин и женщин; ниже — коленопреклонённый бог, показанный на одной грани в фас, а на двух других — в профиль. 

         

         Попытка истолковать символику этого  идола была предпринята академиком Б. А. Рыбаковым. Он сопоставляет богиню, держащую рог (символ изобилия), с Макошью, матерью урожая; богиню, держащую кольцо (символ брака), - с Ладой, покровительницей свадеб. Бога, на поясе которого висит меч, а у ног скачет конь, Рыбаков отождествляет с Перуном — покровителем воинов, а бога с солнечным знаком на одежде   – с Дажьбогом, владыкой солнечного света. Коленопреклонённый бог, держащий на руках землю, является, по мнению учёного, Велесом-богом земли и подземного мира. Деление идола на три части служит символом мироздания: горний мир, где живут боги, земной мир людей и преисподняя — обитель подземного бога.

         Изображение, нанесенное на столб, разделено на три вертикальных яруса, которые показывают мифологическое строение мира древних славян. В верхнем ярусе каменного изваяния показан небесный мир богов или Правь. На каждой из четырех граней верхнего яруса изображены языческие божества, которым, собственно, и был посвящен Збручский идол. Средний ярус представляет собой мир людей или Явь. Там изображены фигуры взявшихся за руки мужчин и женщин. В нижнем же ярусе находится Навь – мир мертвых. На трех гранях нижнего яруса в фас и в профиль изображена фигура демона, держащего на своих плечах средний мир людей. На четвертой грани нижнего яруса изображение отсутствует.

           Но кому именно был посвящен  Збручский идол? На этот вопрос  ученые до сих пор не могут  дать однозначного ответа. Древние  языческие культы невозможно свести в единую систему, потому что люди разных районов Киевской Руси поклонялись различным божествам. Лишь в 980 году Владимир Святославович решил реформировать славянскую религию, приказав создать в Киеве главное святилище и поставив во главу славянского пантеона покровителя воинов Перуна. Вот что об этом говорит летопись: «И нача княжити Володимер и на Киеве един и постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна деревяна, а главу его сребрену, а ус злат, и Хърса, Даждьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь». Простояли эти деревянные кумиры на Старокиевкой горе недолго – в 988 году Владимир решил принять христианскую религию.

         Исходя  из этих фактов некоторые ученые полагают, что в верхнем ярусе Збручского идола были изображены Даждьбог, Перун и Макошь, статуи которых стояли возле княжеского дворца в Киеве. Даждьбог – бог солнечного света, тепла, плодородия, мифический родоначальник русских людей – «дажьбожьих внуков». Во многих регионах Киевской Руси культ Даждьбога был распространен гораздо шире, чем культ Перуна – бога грозы и молнии. Два из четырех изображений в верхней части идола – это женские божества. Макошь – мать урожая, держит в руках символический рог изобилия. А четвертая грань, возможно, отдана богине любви и красоты Ладе с перстнем в руке.

           В нижней части идола, возможно, изображен «скотий бог» Велес  – властитель поземного мира. Велес был очень популярен  у земледельцев и купцов Киевской  Руси. Даже главная статуя этого  бога стояла в Киеве не на  горе, а на Подоле – торговом  и ремесленном центре древнего города.

           Однако приведенная трактовка  изображений далеко не единственная. Согласно другой точке зрения  идол представляет  собой четырехликое  божество аналогичное четырехликим  Браме и Варуне. Каждое из четырех  изображений, возможно, ассоциировалось у древних славян с соответствующим географическим направлением, временем года и временем суток.                

     

         Для мировоззрения древних славян был  характерен «антропотеокосмизм,  т. е. восприятие человеческого, божественного и природного как единого нерасчленённого целого, ощущение мира как никем не созданного»3.

         Непрерывная борьба и поочерёдная победа светлых  и тёмных сил природы были отражены в представлениях славян о круговороте времён года. Исходной точкой было наступление нового года – рождение нового солнца в конце декабря. Это празднование получило у славян  греко-римское название – коляда (от лат. календас – первый день нового месяца). Был также обычай ходить с маем (символом весны) – маленькой ёлкой, украшенной лентами, бумагой, яйцами. Божество солнца, провожаемого на зиму, называли Купала, Ярило и Кострома. Во время праздника весны соломенное чучело этих божеств или сжигали, или топили в воде.

         Языческие народные праздники, вроде новогодних гаданий, разгульной масленицы, русальной недели, сопровождались заклинательными магическими обрядами и были своего рода молениями богам об общем благополучии, богатом урожае, избавлении от грозы и града.  Для новогоднего гадания об урожае использовались особые сосуды – чары. На них часто изображались 12 различных рисунков, составляющих замкнутый круг – символ 12 месяцев.

         К моменту принятия христианства древнеславянская религия ещё не сумела выработать строгих форм культа и жрецы ещё не выделились в особое сословие. Жертвы родовым и небесным богам приносили представители родовых союзов, а о контактах с низшими демонами земли, об избавлении людей от их вредного влияния и о получении от них разных услуг заботились «волхвы»   –  колдуны, чародеи, прорицатели. 

         На  третьем, завершающем этапе развития язычества особое значение приобрёл культ Перуна, дружинного бога-громовержца. В 980 г. киевский князь Владимир Красное  Солнышко предпринял попытку реформировать  язычество, придав ему вид монотеистической религии. Стремясь поднять народные верования до уровня государственной религии, князь приказал поставить деревянные идолы шести богов: Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Даждь-бога, Симаргла и Мокоши. Согласно древним легендам, Владимир установил жертвоприношения этим богам, что должно было придать их культу трагический, но в то же время и очень торжественный характер. Вокруг идола Перуна должно было гореть восемь негасимых костров.

         Религиозная реформа Владимира потерпела поражение, и уже в 988 г. Русь приняла христианство, но языческое мировоззрение продолжало ещё долго существовать наряду с христианским, воплощаясь в феномене двоеверия – признаке бинарности русской культуры. Подобное сочетание старого и нового, наслоение разных исторических этапов, так как будущее пришло тогда, когда для него ещё не сложились условия и прошлое не торопится уходить прочь, становится с этого времени постоянной, типической чертой русской культуры.

         Языческие верования и традиции нашли своё выражение в прикладном искусстве  и в фольклоре. «Практически до наших дней дошли некоторые заговоры и заклинания, пословицы и поговорки, загадки, часто хранящие  следы древних магических представлений, обрядовые песни, связанные с языческим земледельческим календарём, свадебные песни и похоронные плачи. С далёким языческим прошлым связано и происхождение сказок, ведь сказки являются отголосками мифов, например, многочисленные обязательные испытания героев – следы древних обрядовых инициаций; а такой знаменитый образ русских сказок, как баба-яга, – это персонаж древнейших верований в природное женское начало, являющееся, с одной стороны, добрым помощником в земных делах сказочных героев (отсюда та помощь, которую получают сказочные персонажи от Бабы-Яги), а с другой – она злая колдунья, которая всяческим образом старается вредить людям»4.

         Особое  место в фольклоре занимали былины, создававшиеся всем народом. Переходя из уст в уста, они подвергались перетолкованиям, часто по-разному понимались разными людьми. Наибольшей известностью пользуются былины киевского цикла, связанные с Киевом, с князем Владимиром. Красным Солнышком, тремя богатырями. Они начали складываться в  IX – XI вв., и в них очень хорошо отразился феномен двоеверия, сочетания старых языческих представлений с новыми христианскими формами. Образы и сюжеты былин продолжали питать русскую словесность на протяжении многих последующих веков.

         К концу языческого периода уровень  развития древнерусской культуры был  настолько высок, что она уже не могла существовать без письменности. До сих пор считалось, что славяне не знали письменности до появления кириллицы. Однако сейчас некоторые историки и лингвисты считают, что помимо греческой славяне имели свою оригинальную систему письма: так называемую узелковую письменность. Знаки не записывались, а передавались с помощью узелков, завязанных на нитях, которые заматывались в книги-клубки. Память об этом узелковом письме сохранилась в нашем языке и фольклоре. Мы до сих пор завязываем «узелки на память», говорим о «нити повествования», «хитросплетении сюжета».

    turboreferat.ru

    Искусство восточных славян

    12 Сентября 2013

    Культура человека существует на территории нашей страны с незапамятных времен. Археологическими раскопками были установлены в Восточной Европе следы древнего каменного века. В конце четвертого и в третьем тысячелетии до новой эры на территории современной Украины существовали поселения племен, обладавших особенно высокой культурой.

    Следами этой культуры являются изделия из меди и красивая глиняная посуда, покрытая спиральными узорами. В первом тысячелетии на юге России создается рабовладельческое государство скифов. Среди степей Черноморского побережья до сих пор высятся насыпные холмы над могилами скифских государей, так называемые курганы. Их погребальные камеры были полны несметных богатств. Здесь находили вазы, чаши, кубки, блюда, ожерелья, браслеты, гребни — все это выполнялось из чистого золота и серебра, украшалось узорами, в некоторых случаях рельефами, поразительно совершенными по выполнению. Среди рельефов попадаются изображения самих древних скифов, бородатых длинноволосых людей в широких рубахах и длинных шароварах, смелых и быстрых укротителей диких степных коней.

    Рельефы турьего рога из Чернигова. X в. Исторический музей

    Скифы вели оживленную торговлю с городами древней Греции. В обмен на зерно они получали греческие изделия, в том числе расписные вазы, мраморные статуи. Многие шедевры греческого искусства, украшающие наши музеи, были найдены археологами на юге России. Классические эллинские традиции вошли составной частью в русское художественное наследие.

    Менее цивилизованы, зато более самостоятельны в своем художественном творчестве были скифы-скотоводы, кочевавшие по северным окраинам нашей страны — далеко в глубь Сибири. Они выделывали из литого золота пластинки, служившие украшением одежды. На этих пластинках изображались дикие звери, которых скифы хорошо знали, так как постоянно охотились на них. В скифских изделиях можно видеть изображения оленей и лосей с их ветвистыми рогами, жадно вцепившихся друг в друга лесных хищников, диких коней, косолапых медведей. Внешний облик и повадка отдельных животных характеризованы в них безукоризненно верно, тела животных переданы ясными, выразительными формами.

    Восточные славяне на протяжении второй половины первого тысячелетия находились в стадии перехода от родового к общинному строю. Они занимались земледелием и при этом постоянно вступали в торговые сношения с соседними народами. Первоначально славяне почитали старшего в роде, каждый род по закону материнства — свою праматерь, и этот пережиток родовых представлений надолго укрепился в их сознании. Как земледельцы, они поклонялись силам природы, зверям, деревьям, рекам и камням. Первобытная религия наложила отпечаток на их искусство.

    Славяне выделывали статуэтки женщины с воздетыми руками, покровительницы рода, великой матери, и поклонялись этим идолам. Они изображали священное дерево и располагали по сторонам от него фигуры лошадей и других животных или птиц. Это должно было означать почитание «древа жизни». В этих изображениях сказалась первая попытка выразить свое представление о порядке мироздания.

    Выдающимся произведением искусства восточных славян X века является найденный в Чернигове турий рог в серебряной чеканной оправе. Из сплетений листвы выглядывают похожая на петуха огромная птица, странный четвероногий зверь и торопливо бегущий человек, вооруженный луком. Предполагают, что в рельефе турьего рога представлен какой-то сказочный сюжет: юноша спасает девушку, стрелы силою колдовства отлетают от него назад. Но этот сюжет выражен в рельефе отрывочно, сбивчиво. Трудно усмотреть в нем связное изображение какой-нибудь сцены, события, действия.

    Совершая над курганами возлияния из рога в честь умерших, участники тризны видели в украшавших его зверях, птицах и растениях порождения той самой природы, которой они суеверно поклонялись в своих обоядах. Многие из этих сказочных мотивов древнейшего славянского искусства,   вроде   праматери,   священных   коней и жар-птицы, прочно вошли в народное сознание и были бережно сохранены в крестьянской вышивке и резьбе вплоть до наших дней. Но они утратили свой первоначальный смысл: устрашающее колдовство превратилось в занимательную сказку, идолы стали мотивом затейливого узора.

    С возникновением и укреплением государства у восточных славян явилась потребность в более величавых формах искусства. Князь Владимир сооружает в своей столице Киеве и по городам многочисленных идолов. Идолам придавали человеческие черты. В своем описании киевского Перуна летописец не нашел ничего другого сказать о нем, кроме того, что туловище его было деревянным, голова серебряной, усы золотыми. Новгородский Перун угрожающе держал в руках палицу-дубинку.

    Такие идолы в состоянии были внушать к себе почтение и страх. Но они не оставили глубокого следа в народном сознании. Славяне вскоре отреклись от них. Позднее круглые статуи не допускались в древней Руси, так как в них видели подобие идолов.

    Древнейшее художественное творчество славян полнее всего выразилось в производстве украшений и предметов быта, особенно металлических изделий: колец, ожерелий, запястий, серег, нередко покрытых тонким узором черни и эмали. Это художественное ремесло было самобытно, оно несло на себе печать высокого мастерства. Но оно не в состоянии было служить выражением всего огромного жизненного опыта, накопленного славянами за предшествующий период.

    С укреплением империи Рюриковичей и принятием христианства славяне вступили в круг передовых народов средневековой Европы. Уже в XI веке они сумели создать монументальное изобразительное   искусство.

    Очерки по истории русского искусства. М.: Издательство академии художеств СССР, 1954.

    istoriirossii.ru

    Искусство восточных славян (1 – пер. пол. 9 вв.)

    Лекция № 11. «Искусство Древней Руси. Славяне, Киевская Русь и период феодальной раздробленности.»

    СТРУКТУРА ЛЕКЦИИ:

    I. Древнерусское искусство.

    Искусство восточных славян.

    II. Искусство Киевской Руси.

    III. Искусство периода феодальной раздробленности.

    IV. Список литературы.

    V. Список основных артефактов.

    СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:

    В широком смысле древнерусское искусство - средневековое русское искусство, развивавшееся в пределах древнерусско­го (русского, великорусского) государст­ва с IX по XVII в. В стилистическом отно­шении далеко не однородное явление. Охватывает искусство Киевской Руси (IX-XIII вв.), период феодальной раз­дробленности (по отдельным школам) (XII—XIII вв.), период татаро-монгольско­го ига (XIV-XVвв.) и становления рус­ского централизованного государства (кон. XV-XVI вв.), XVII в. - период разви­тия светского искусства, усиления свя­зей и влияния Запада на русское искусст­во. С принятием христианства на Руси древнерусское искусство вобрало в себя многие образцы гре­ко-византийского искусства - архитек­туру, монументальную живопись и ико­нопись, которые слились с местными тра­дициями. Через искусство Киевской Ру­си византийская традиция была освоена Владимиро-суздальской школой, откуда перешла в искусство Московского кня­жества (московская школа). Собственно русским явилось деревянное зодчество, внесшее свои поправки в церковную ар­хитектуру. Полностью самостоятельным было гражданское зодчество (терема). Особенностью древнерусского зодчества стало пристрастие к белокаменному строительству с украшением фасадов бе­локаменной резьбой, аркатурными пояс­ками, пилястрами, перспективными пор­талами и т. п. Большой самобытностью отличалось декоративно-прикладное ис­кусство Древней Руси, в значительной мере имевшее народные, в т. ч. языче­ские, корни. Это прослеживалось в ярком колорите росписей и особенно икон. Бо­гатство и разнообразие природных ресур­сов создавало предпосылки для развития в определенных местностях гончарного дела, резьбы и росписи по дереву, худо­жественной обработки металлов, кости, вышивки, изготовления изделий из бере­сты и лозы и т. д.

    Существует общепринятая периодизация искусства Древней Руси:

    1. искусство восточных славян (1 – пер. пол. 9 вв.)

    2. Искусство Киевской Руси (кон. 9 – нач. 12 вв.)

    3. Искусство периода феодальной раздробленности (сер. 12 – сер. 13 вв.)

    4. Период объединения русских земель вокруг Москвы (13 - сер.15 вв.)

    5. Искусство Русского Централизованного государства (кон. 15 - 16 вв.)

    6. Искусство 17 в.

     

    Искусство восточных славян (1 – пер. пол. 9 вв.).

     

    Древняя земледельческая культура и родовая ор­ганизация славянского общества вызвали к жиз­ни идеологическую систему, называемую язы­чеством. Основу язычества составляли аграрные магические культы и культ предков. Христианская религия, насыщенная также ма­гическими представлениями, в течение многих столетии не смогла преодолеть древнее язычество и приспособилась к нему. В эпоху сложения феодализма появилось «дружин­ное язычество», причем главным божеством русских князей и дружинников стал бог войны, грома и молнии Перун.

    Первые сведения о славянах у древних писателей от­носятся к началу нашей эры. Они называли славян вене­дами, антами и славинами и сообщали краткие сведения о них. В то время художественная культура славян была уже высокой и многообразной, но следы ее можно найти только благодаря раскопкам кладбищ (полей погребений) I—V вв. н. э. (керамика, изделия из бронзы).

    С VI в. начинается процесс объединения восточных славян. Эти государственные объединения, союзы племен, были очень непрочны, но они внесли изменения в жизнь славян, так же как далекие походы славянских дружин в Византию, Закавказье и причерноморские города.

    От периода с VI по X в, сохранилось большое коли­чество кладов и погребений, дающих более богатое пред­ставление об искусстве славян. Найдено много произведе­ний прикладного искусства из серебра и бронзы — фигур­ки людей, зверей и птиц, выполненные иногда с чертами наивного реализма, иногда очень стилизованные. Большое распространение имели языческие сюжеты в виде геометризованных узоров, имевших в древности магическое зна­чение. Это изображение женщины с поднятыми руками («великая богиня»), символизирующей жизнь и плодоро­дие, деревьев, солнца, цветов, всадников и т. д. Такие изображения известны благодаря крестьянским вышивкам XIX в., так как сами древние образцы вышивок и резьбы по дереву и кости не дошли до наших дней.

    Сохранившиеся образцы ювелирного искусства дают представление о необычайном богатстве и разнообразии произведений прикладного искусства древних славян.

    Памятники зодчества восточных славян не сохранились до наших дней. Славяне создавали жилища, храмы, крепо­сти и погребальные сооружения. Ha севере строились руб­леные избы, основой которых был сруб, или «клеть», из бревен. На юге жилища сооружали из мелкого леса или прутьев, обмазанных глиной, причем они частично опуска­лись (вкапывались) в землю (полуземлянки). Северяне в VII—VIII вв. уже белили свои мазанки мелом. Деревянные избы украшались резным коньком на крыше, наличниками, рублеными крылечками. Славянские дома были прямоугольные в плане с двускатной или четырехскатной кровлей.

    Планировка славянских поселений была разной — раз­бросанной, в два ряда (порядка), круговой или треуголь­ной (главным образом у слияния двух рек).

    Крепостные сооружения представляли ров, земляной вал и поставленный на нем простой тын, или кольцо «городен» из срубов. Такие городища создавались с IV в. до н. э. до XII—XIII вв. н. э.

    Элементами художественного зодчества в этих крепост­ных сооружениях были ворота и сторожевая башня.

    Резьба по дереву характерна для народного деревян­ного зодчествавосточных славян. В ней преобладали изо­бражения коня, птицы, змеи и собаки, олицетворяющие добрых духов.

    Погребальные сооружения славян были связаны с обрядами погребения (сожжение и захоронение трупа) Для праха сожженных членов рода ставились «столпы» (небольшие срубы) на перекрестках дорог. От X—XI вв. сохранились срубленные дома для мертвых внутри курга­нов (земляных насыпей круглой формы), в которых хоро­нили знатных людей. Такие грандиозные курганы X в., в виде усеченного конуса, сохранились около Киева и Чер­нигова. Высота их достигала 12 м. На вершине кургана ставился массивный столб с именем князя или устраива­лась площадка, на которой укладывалось оружие умерше­го — шлем и щит.

    Языческие храмы имели различные названия и форму. Одной из ранних форм был глиняный жертвенник, в виде огромного блюда, лежащего на земле или на специальном помосте. По углам были врыты столбы, поддерживающие кровлю. Эта форма языческих святилищ существовала очень долго.

    В крупных городах в X в., несомненно, существовали более пышные «храмины идольские». В древнейшей части Киева, близ княжеского дворца, найдены остатки языческого капища — грандиозный жертвенник эллиптической формы, сложенный из песчаника на глиняном растворе. Рядом с ним находился круглый массивный столб. Пол здания вокруг этих сооружений представлял собой толстый слой белой утрамбованной глины. Это — остатки громад­ного языческого храма.

    Чтобы представить себе облик городского языческого храма X в., можно использовать дошедшие до наших дней описания храмов у западных (полабских и балтийских) славян.

    Саксон Грамматик (XII в.) описывает храм Святовита в Арконе (остров Рюген), построенный из дерева «весьма искусно и изящно». Храм был окружен оградой с рез­ными раскрашенными изображениями. Крыша была крас­ная, внутри здания было четыре столба и между ними висели ковры.

    Титмар Мерзебургский (начало XI в.) описывает храм Радогоста в Ретре (Мекленбург), окруженный лесами и озерами. Храм был большой, деревянный, и стены его были украшены снаружи «чудесными вырезанными изображе­ниями богов и богинь».

    В житии Оттона Бамбергского (XII в.) сообщаются сведения о храме Святовита Триглава в городе Щетине, который назывался «континой». Он был построен «с уди­вительным тщанием и искусством». Внутри и снаружи на стенах находились «выпуклые изображения людей, птиц и зверей, представленных так верно и так естественно, что, казалось, дышали и жили, и что, особенная редкость, — краски наружных изображений ни от каких дождей и снегов не могли потускнеть, ни стереться — таково было искусство живописцев».

    Таким образом, наиболее знаменитые языческие храмы были богато украшены резьбой и росписью, не дошедшими до наших дней.

    Памятники зодчества, резьбы и живописи восточных славян не сохранились в целом виде, и мы можем судить о них только на основании археологических исследова­ний и описаний аналогичных сооружений у западных славян.

    Несколько лучше обстоит дело со скульптурой, от которой сохранился ряд памятников. Однако эти памят­ники носят случайный характер и не принадлежат к числу лучших произведений скульптуры языческого периода, ко­торые погибли после принятия христианства. Самым ранним известным произведением скульптуры является плоский рельеф с изображением человека и оле­ня, найденный на стене пещеры на берегу Днестра. Б. А. Рыбаков датирует этот рельеф I—III вв. н. э., хотя большинство исследователей относят его к более позднему времени (VI—VIII вв.). Человек изображен коленопрекло­ненным перед схематично изображенным деревом и петухом, что очень характерно для анимистических представлений славян.

    В курганах IX—XI вв. встречаются глиняные и брон­зовые объемные человеческие фигурки (мужчин и жен­щин), изображающие, по-видимому, богов. Это — домаш­ние или личные божки, которых легче было уберечь от христианских священников и сохранить тайно. Большин­ство этих изображений выполнено грубо и схематично.Общественные идолы более крупного размера выполня­лись из дерева и камня.

    Наиболее замечательным памятником славянской плас­тики является четырехликий идол X в., найденный в реке Збруч, близ Гусятина, в 1848 г. (Рис. 265). Идол представляет собой высокий четырехгранный каменный столб, на каждой грани которого имеется особая серия изображений. Вверху, на каждой стороне столба, изобра­жено человеческое лицо, и эта четырехликая голова увенчана одной шапкой, напоминающей русскую княжескую шапку. Ниже — каждая грань разделена горизонтальными черта­ми на три пояса: верхний ярус состоит из четырех крупных фигур в рост (одна женская и три мужских фигуры). В среднем ярусе — четыре уменьшенных чередующиеся фигуры мужчин и женщин, держащихся за руки. В нижнем ярусе — три фигуры усатых мужчин, стоящих на коленях (четвертая сторона изображений не имеет). Все изображе­ния, трактованные плоскостно и схематично, первоначально были раскрашены.

    Памятники языческого искусства восточных славян, и в особенности лучше сохранившиеся произведения ювелир­ного искусства, показывают, что славяне еще в языческий период прошли большой путь художественного развития, расцвет которого падает на X в. (княжение Святослава и Владимира).

    После принятия христианства Киевская Русь, унаследо­вавшая многовековые традиции бесклассовой народной культуры, сохранила свою самобытность и творчески переработала византийское художественное наследие, луч­шие памятники которого были проводниками античной и эллинистической культуры.

    Искусство восточных славян – основа для дальнейшего формирования и развития искусства трёх братских славянских народов – русского, белорусского и украинского.

    Искусство восточных славян основано на строгой религиозной системе язычества. Отражением этих верований были величественные курганы – погребения славянских вождей, скульптурные изображения богов (идолов-кумиров), разнообразные ювелирные украшения, выполнявшие роль талисманов-оберегов.

    Искусство восточных славян стало базой и источником развития в дальнейшем искусства эпохи раннефеодального государства Киевская Русь. Кроме того, до сих пор в народной памяти, быте искусстве живы образы этой языческой культуры.

     

    studopedya.ru

    Архитектура и живопись. Славянские древности

    Архитектура и живопись

    Хотя то, что нам известно о славянах языческого периода, ни в коей мере не свидетельствует о высокой ступени развития их художественного творчества, мы не можем все же полностью отрицать наличия у славян художественных устремлений и творчества в такой мере, как это охотно делают немецкие археологи.

    Еще до того, как к славянам вместе с христианством проникли новые веяния и элементы позднеклассического, византийского и германского искусства, у них были области, где в результате связей с чужеземными странами древний примитивизм поднимался до художественного уровня. Русские славяне в X веке и поморско-полабские в XI и XII веках еще при полном господстве язычества создавали произведения, которые свидетельствуют о стремлении к художественной форме и красочности. Мы видим развитую церковную и дворцовую архитектуру, видим обильное применение резьбы и живописи для украшения здания снаружи и внутри, видим многочисленные произведения скульптуры, видим начало художественной металлургической индустрии. Несомненно также то, что и в домашнем производстве художественные устремления были определенно выражены в украшениях мебели, тканей и одежды. Древность и непосредственность моравско-словацких вышивок свидетельствуют о многовековой традиции, и их можно было бы возводить вплоть до языческих эпох, даже если бы о них не было прямых данных того времени[1456].

    Однако верно и то, что пока нет доказательств существования своеобразного местного славянского искусства до появления чужеземных влияний. Нет доказательства существования и мелкой промышленности. Но нам неизвестны, во-первых, славянские находки до V века н. э., или, вернее сказать, мы не знаем точно, что следует относить к славянам, не знаем, например, имеем ли мы право считать славянскими погребения с трупосожжением, сопровождаемые изделиями римской индустрии I–IV веков, или волынские погребения со скифо-сарматскими вещами дохристианской эпохи, мы не знаем также, не являются ли все же отдельные варварские художественные изделия, найденные в этих погребениях, произведениями славянских мастеров. Во-вторых, как только началось художественное воздействие на славян Византии, Востока и Германии, мы видим столь быстрое восприятие его сначала в имитациях, а позднее в самостоятельном творчестве, что народу, способному на это, нельзя отказать в художественных качествах и стремлениях и в более древнюю эпоху.

    Рамки настоящей книги не позволяют, конечно, проследить это быстрое художественное развитие славянства на западе и востоке, так как в этом труде рассматриваются события чисто исторического периода. Я хочу коснуться здесь лишь корней и начального этапа этого развития, поскольку они относятся именно ко времени перехода древней языческой культуры в новую, христианскую культуру и в новое, христианское искусство.

    О древней славянский архитектуре нам известно очень мало. Я описывал подробно в главе V этой книги, как выглядел дом славянина, что известно о княжеских дворцах X и XI веков, затем в главе VI — как выглядели в тот же период языческие святилища, а также русские и поморские храмы. Если мы сейчас снова рассмотрим приведенный там материал с художественной точки зрения, то, бесспорно, увидим, что славяне строили в те времена архитектурные сооружения, отличавшиеся от простого типа сельского дома, который мог построить для себя каждый хозяин сам вместе со своей семьей и челядью. При сооружении храма или княжеского дворца в Щетине, Киеве, Ретре или Арконе проявились, несомненно, специальные навыки и выучка плотников и каменщиков, а также художников и резчиков по дереву, проявились там, несомненно, и более высокие познания в области архитектоники, например в сооружении многоэтажной башни (терема) киевского дворца X века[1457], нижняя часть которой была каменной, а верхние этажи — из дерева и кирпича, или в сооружении огромных центральных дворцовых сеней, называемых гридьница[1458], где князь пировал со своей дружиною и которые были красиво отделаны, с потолками на столбах, или в сооружении всевозможных переходов и галерей, которыми, по всей видимости, уже тогда были соединены отдельные части княжеского двора. Также щетинские дворцы с большими пиршественными и парадными комнатами, называемыми в источниках stupa, pirale[1459], являлись, вероятно, сложнейшими архитектурными творениями, и еще в большей степени таковыми были полабские и поморские храмы, в которых мы встречаем в XI и XII веках ряд художественных элементов[1460]. Эти храмы, даже построенные из бревен, имели вокруг себя галереи (например, в Арконе) и переднюю. Собственно святыня внутри дома, который был, по-видимому, простой конструкции, находилась на столбах с подвешенными портьерами (Аркона, Кореница), а все большие поверхности — как снаружи, так и внутри — были покрыты, насколько хватало места, пестрыми рисунками и резьбой, в некоторых местах более грубой работы, в других же — более тонкой. Саксон Грамматик называет украшения арконского храма[1461] «Opus elegantissimum». К этим плоскостным украшениям присоединялись местами и скульптурные, на что, несомненно, рассчитывал строитель при отделке храма снаружи и внутри. Так, например, храм в Ретре был украшен внутри рядом статуй, как и храм Триглава в Щетине[1462]. Об украшении стен дорогими тканями и пестрыми знаменами много говорить не приходится[1463]. Они усиливали повсюду впечатление богатства и красоты, с помощью которых внутренний и внешний вид храма должен был воздействовать на тех, кто с ужасом и покорностью приходил поклониться богу и испросить у него совета или помощи.

    Храмы в Гоцкове были также «fana magni decoris et miri artificii», а в Коренице «fanorum aedificia ingenuae artis nitore visenda»[1464]. Красиво построена была одна контина (см. стр. 258) в Щетине и украшена так же, как храм Триглава[1465]. Наконец, даже небольшие дома имели в тот период архитектурное членение. Древним архитектурным приемом были крыша на столбах и сени в виде возвышенной галереи, о которых упоминается в Киевской летописи уже начиная с X века[1466]. Все это приемы, с помощью которых можно было и простой дом сделать более красивым.

    Рис. 137. Тюрко-татарские каменные бабы 1, 2, 5 — Семиречье; 3 — Туркестан; 4 — Кобдо; 6 — Строжево, Кавказ; 7 — Верный; 8 — Бахмут; 9 — граница бывш. Херсонской и Екатеринославской губерний.

    Сообщений о славянских художественных постройках в других местах нет. Правда, в болгарской Абобе недалеко от Шумны был найден царский дворец превосходной архитектуры IX и X веков, но это не славянская работа, а византийская и восточная. Проф. Б. Филов усматривает в нем даже прямые отзвуки сасанидской архитектуры[1467].

    Приведенные выше сообщения, как бы они ни были малы, свидетельствуют все же о том, что славянские строители имели высокие стремления к членению, импозантности и эффектной отделке. Нужно, однако, добавить, что в отдельных строительных деталях они подражали чужеземным образцам, и весьма возможно, что внутренние и внешние украшения создавались по иноземным образцам. У нас есть, по крайней мере, сообщения о том, что славянские князья в IX и X веках приглашали сначала строителей и художников из других стран как для строительства княжеских дворцов и храмов, так и для их украшения[1468], и несомненно, что создаваемое этими чужеземными мастерами стало образцом для местных ремесленников. Впрочем, славянские мастера видели такие образцы на своей земле до IX века, так как еще в VII веке византийские строители построили в южной Венгрии дворец для аварского хакана[1469].

    Тем не менее я не хотел бы выводить все художественные достижения славян этого периода лишь из чужеземных образцов. Этому нет доказательств, но нет также доказательств и существования местного славянского стиля в живописи и архитектуре. Миниатюры первых веков христианства, которые лучше всего могли бы показать, отражена ли в них какая-либо древняя традиция славянского искусства, до сих пор не проанализированы с этой стороны.

    Что же касается живописи, то я обратил бы внимание на то, что в древнеславянском языке были свои термины для всех основных цветов: синъ, модръ, чръвленъ, белъ, бронъ, чрънъ, жлътъ, зеленъ[1470]. Вообще же мне кажется, что у славян уже с древних времен было собственное представление о многокрасочности и гармонии красок с основной краской — белой и дополняющей ее в зеленой природе — красной. Оно сохраняется на протяжении всей исторической эпохи.

    Поделитесь на страничке

    Следующая глава >

    history.wikireading.ru


    Смотрите также