Характеристика древней индии. 8. Характеристика древней Индии: возникновение государства; периодизации. Право и источники права др. Индии.
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Характеристика государства и власти в Древней Индии и Китае. Характеристика древней индии


возникновение государства; периодизации. Право и источники права др. Индии.

С 4 тыс до н.э период «Харабской культуры»; 2 тыс. до н.э. – «ведический период». Отмечен образованием классового общества и государства, углублением социального неравенства. Военный вождь племени (раджа) подчинял себе органы племенного управления. Органы племенной администрации постепенно превращались в государственные органы. Занятие высших должностей в государственной администрации было привилегией рабовладельческой знати. Народ облагался налогами собирали которые специальные чиновники. Так на базе родоплеменных коллективов возникают государственные образования. Некоторые принимали форму монархий.

Наивысшего могущества это государство достигло в IV—III вв. до н. э. при династии Маурьев (2 пол. 1-го тыс. до н.э.), объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. . В эпоху Маурьев были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующий период. Несмотря на сильную армию, крепкий аппарат управления, Маурьям не удалось сохранить единство государства. Во II в. до н. э. Индия распалась на множество государственных образований.

Право и источники прав др. Индии.

  1. «Дхармасутры» - сборники религиозных правил в кот. рассматривались вопросы связанные с преступлением.

  2. «Дхармашастры» - норма поведения , мораль, свод правил, обязательный для всех индусов. Рассматривались вопросы договорных и имущественных отношений.

  3. «Артхашатры» - труды, трактаты о политике и праве. Это труды не религиозного, а светского жанра. 1., 2., 3.- писаные памятники права. Существовали обычаи, они были доминирующим источником права. Обычаи признавались в царских судах, а светское право только развивалось.

9. Государственный строй и социальная структура Индии.

Образование варн. С разложением первобытно-общинного строя и развитием общественного, и имущественного неравенства связано появление сословий — варн. Утверждаются строгая эндогамность (заключение браков между представителями одной варны), определенная, наследственно закрепленная профессия, поклонение одним богам, замкнутость варн.

Согласно з-ам Ману, существуют 4 варны: брахманы — члены жреческих родов, кшатрии — военная аристократия, вайшья — рядовые общинники, шудры — неравноправные члены общества. При этом брахманы выполняют жреческие функции, занимают наиболее почетное место в обществе. В результате войн появилось большое число людей — нечленов общин — шудр. Чужаки, принятые в общину, не получали равных со свободными общинниками прав. Они не участвовали в племенном собрании, не проходили обряда посвящения — «второго рождения», на которое имели право только свободные члены общины. Шудры, составлявшие четвертую, низшую варну, являлись «единожды рожденными».

Для каждой варны был сформулирован свой закон образа жизни — дхарма. Государственное управление оставалось в ведении двух первых варн, причем исполнение жреческих обязанностей было привилегией брахманов, военное дело — кшатриев. Вайшьям было предписано заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудрам предписывалось находиться в услужении у трех высших варн.

Запрещался переход из одной варны в другую. Ограничивалась возможность смешанных браков, устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, чем в обратном случае.

Со временем варны претерпели изменения и перешли в касты(более мелкие группы, включавшие лиц, проживавших на определенной территории и занимавшихся определенной деятельностью). В рамках касты существовали свои органы управления, система взаимопомощи. Число каст достигало пятнадцати. Особое место в обществе занимали лица, оказавшиеся вне варн. Это были палачи, мусорщики, могильщики. Будучи свободными, они являлись совершенно бесправными и составляли особую касту неприкасаемых.

Рабство в Древней Индии. В праве др. Индии отсутствует отчетливое противопоставление свободных и рабов. Т.к. варны древнеиндийское законодательство провозглашает основным делением людей, существующим извечно, и именно изложение - прав и обязанностей каст является основным содержанием древнеиндийских сборников законов. Особенностью древнеиндийского рабства является его неразвитость. Существенной особенностью древнеиндийского рабства было наличие государственного законодательства, направленного на ограничение произвола хозяина по отношению к рабам. Например, запрещалось продавать детей-рабов без родителей; хозяин при использовании труда раба был обязан учитывать его кастовое положение.

В отличие от Древней Греции и Древнего Рима индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право на наследование, право собственности на получаемые дары. Свободный, становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей.

Гос. строй. Основой государства считался царь. Маурийский царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью. Эдикты издавались от имени и по повелению царя. Он сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фискальной администрации, верховным судьей. Он же считался командующим армией, численность которой была огромна. Совет царских сановников — паришад приобрел функции политического совета. Он занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Паришад как политический орган состоял из знати — военной и жреческой, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя. В ранние периоды паришад был более широким по составу и более демократическим по характеру органом власти и оказывал значительное воздействие на раджу и его политику. Постепенно количественный состав паришада сокращается, он аристократизируется, роль его все более сводится к выполнению совещательных функций при царе. Однако даже в эпоху Маурьев, когда царская власть особенно усилилась, паришад сохранял значительное влияние, и маурийские правители не могли не считаться с ним. Территория государства в эпоху Маурьев делилась на провинции. Во главе четырех главных провинций находились царевичи. Эти провинции обладали особым статусом, в частности немалой автономией. Для проверки действий местных чиновников царевичи в главных провинциях посылали специальных инспекторов на управляемые ими территории.

Помимо деления на главные провинции существовало деление на обычные провинции (джанапады), области (прадеши), округа (ахале). Низшей единицей провинциального управления являлась деревня.

Во главе джанапад стояли крупные государственные чиновники — раджуки. В главных городах округа имелись канцелярии, откуда по всему округу посылались распоряжения.

Высокое положение занимали специальные чиновники по охране границ.

studfiles.net

Презентация на тему: Общая характеристика Древней Индии

Сер. III тыс. до н.э. – середина II тыс. до н.э. – Хараппская цивилизация.

Одна из трёх наиболее древних цивилизаций человечества. Она занимала наибольшую площадь. Развивалась в долине реки Инд до прихода арийцев, в III тыс. до н. э. Наиболее значительные центры — Хараппа, Лотхал и Мохенджо-Даро.

Сер. II тыс. до н.э. – первая пол. I тыс. до н.э. - Ведиическая цивилиз цаия —

индо-арийскаякультура, ассоциируемая с Ведами, самыми ранними источниками об Истории Индии. Появляются государственные образования в форме монархий и республик

Вторая пол. I тыс. до н.э. – II в. до н.э. – Магадхо-Маурийская эпоха.

Магадха - древняя страна в Индии и историческая территория, упоминаемая ещё в Рамаяне и Махабхарате, управлялась царями-буддистами.Магадха входила в список шестнадцати махаджанапад - больших государств в буддийских и джайнских источниках.

317—180 до н. э. - Империя Маурьев — государство в древней Индии со столицей в Паталипутре (сейчас город Патна). Возникла во время походов Александра Македонского. Достигла наивысшего расцвета при царе Ашоке, который подчинил огромную территорию и распространил там буддизм. Империя пала примерно через 50 лет после смерти Ашоки в результате заговора.

Магадхи

Государство Магадхи в 500 до н. э

Империя

Маурьев 280 г. до н.э.

Общественный строй Древней Индии

Процесс образования варн

Ваерна («качество, цвет, категория») — одно из четырёх основных сословий древнеиндийского общества

Впервые четыре варны упоминаются в «Пуруша-сукте» «Ригвед», где излагается происхождение людей из частей тела первочеловека Пуруши:

«Когда Пурушу расчленили…, его рот стал брахманом, его руки сделались кшатрии, его бёдра — вайшья, из ног родился шудра».

Более поздние памятники повторяют как идею четырёх варн, так и мотив их происхождения от некоего родоначальника традиции.

Варны в Древней Индии:

брахманы — жрецы, учёные, подвижники

кшатрии — воины, правители

вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы

шудры — слуги, наёмные рабочие

Сельская община в Древней Индии

Была важнейшим компонентом социального и экономического строя в Маурийский период

Объединяла свободных земледельцев

Вопросы управления решались на народных собраниях, в последующем главами общин, утверждаемых государственной властью

В имущественном плане делилась на:

верхушку общины, эксплуатировавшую рабов и наемных работников

общинников, живших за счет своего труда

арендаторов

Ремесленников.

Рабство в Древней Индии

Характерные черты рабства

Имело неразвитый характер; рабский труд не играл значительной роли в экономике

Индийские рабы могли иметь семьи, собственность, право наследования, право собственности на получаемые дары

Законодательно ограничивался произвол хозяина по отношению к рабам

Разряды рабов

Захваченные под знаменем –

военнопленные

Рабы за содержание

Рабы, рожденные в доме хозяина

Купленные в рабство

Подаренные

Доставшиеся по наследству

Наказанные за преступления

Государственный строй Древней Индии

(Магадско-Маурийскаяэпоха)

Центральное управление

Глава государства -царь, получавший власть по наследству; он возглавлял государственный аппарат, обладал законодательной и судебной властью.

Управление царь осуществлял совместно с царским брахманом ицарскими советами (паришад – сановники, тайный совет,раджа-сабха– совет местных правителей)

Местное управление

Государство Маурьев делилось на: главные провинции (4 автономии), обычные провинции, области, округа, деревни

Правоохранительная деятельность

Судопроизводство

Царские суды – высшая судебная инстанция во главе с царем и брахманами, либо сабхой – судебной коллегией (брахман и 3 судьи)

Внутриобщинные суды –

состояли из трех судей на каждые 10 деревень

Токовать нормы права в суде

могли только брахманы

Охрана правопорядка

Борьбой с преступлениями в городах и общинах занимались местные власти

Функции по охране общественного порядка несла армия

Армия обеспечивала и государственную целостность страны

Законы Ману

Законы Ману – сборник норм (дхарм), определяющихрелигиозно-этическиеправила поведения индийцев в их повседневной жизни

Структура:

12 глав

2685 статей в форме двустиший

Главы VIII и IX имеют непосредственно правовое содержание, разъясняют и закрепляют существующее варновое устройство

90

studfiles.net

Характеристика государства и власти в Древней Индии и Китае

Примитивные государственные образования складывались в Древней Индии в 1 тысячелетии до н.э. на основе отдельных племён или союзов племён в форме племенных государств. Они представляли собой небольшие государственные образования, в которых роль государственного управления выполнял племенной орган. Это были монархии, в которых главенствующую роль выполняли брахманы, в которых политическое господство осуществлялось военной силой кшатриев.

Правители первых государственных образований (раджи)выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность, вершили суд, распоряжались фондом земель и собирали ренту-налог. В некоторых государственных образованьях власть раджи была выборной. Со временем утвердился наследственный принцип получения власти. При выборных монархах вся власть сосредотачивалась в руках совета старейшин. По мере укрепления власти раджи, совет старейшин выполнял совещательную функцию при монархе - паришат. Но зависимость правителя была неизменной.

Многие города складывались в результате войн, покорения ряда племён и народов (империя Маурьев - война Кошалы и Магатхи + разгром Александром Македонским). В империи Маурьев (расцвет в 3 в. д.н.э.) складывается централизованная монархия. Центральный административно-военный аппарат в индии был слаб. Причина - сохранение важной роли в государстве органов общинного самоуправления. Всё это даёт утверждать, что власть древнеиндийских царей не была деспотической.

Существовала так называемая группа царских чиновников. Они выполняли разные функции и поручения (надзор за судоходством). Все они назначались царём. Вместе с тем существовала практика передачи чиновничьих должностей по наследству, чему способствовала кастовая система.

Особенности развития государства и права

Принципиальные различия восточного и западного цивилизационных путей развития заключались в том, что на востоке в отличии от запада, где частная собственность играла господствующую роль, частнособственнические отношения, отношения частнотоварного производства, ориентированного на рынок, не занимали значительного места. Это в свою очередь сказалось на застойном характере восточных социальных структур, на отсутствии на востоке условий для развития тех правовых и политических институтов, которые были призваны обслуживать нужды общества: демократическое общественное самоуправление, с правами и обязанностями каждого гражданина, правовые гарантии его частных интересов, прав и свобод.

Одной из основных социальных форм, играющих решающую роль в эволюции дре6вневосточных обществ, была сельская община, сохранившая во многом черты патриархально-родовой организации. В значительной мере она определяла характер политической власти в этих обществах, роль и регулирующе-контрольные функции древневосточного государства. Структура замкнутых сельских общин с натуральным характером производства, с сочетанием ремесла и земледелия, слабым развитием товаро-денежных отношений составляло основу социальной жизни Древней Индии.

Постепенно из общины выделяется привилегированная верхушка, стоявшая над рядовыми общинниками и не участвующая в производстве. По-прежнему владельцем-собственником земли оставалась община. Вместе с тем и государство выступало в качестве верховного собственника земли, права которого выражались в получении ренты-налога.

Строй многоукладной хозяйственной жизни определял исключительно пёстрый социальный состав общества. В них отсутствовала чёткая социально-классовая граница (существовали различные категории зависимого населения, занимающие промежуточные позиции между свободными и рабами). Сословно-правовой статус индивида в обществе не совпадал с его социально-экономическим положением. Развитие общества в Древней Индии носило свои особенности. Они связаны с жёстким сословным делением на 4 варны (брахманов, кшатриев, шудр, вайшьев), с присущей ему особой общинной организацией, отличающейся высокой степенью замкнутости и автономности. Отношения рабовладения здесь тесно переплетались с сословно-варновыми, кастовыми. Традиционная социальная приниженность низших каст, почти полное бесправие тех, кто находился вне варн, создавали возможности для полурабских форм эксплуатации населения История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н. А и проф. Жидкова О. А. - М.: Издательство НОРМА, 1996.

В Индии на всех этапах её развития сохранялось определённое самоуправление общин. Правители Древней Индии не распологали неограниченными законодательными полномочиями. Даже в крупном государстве, как Маурьев (4-2 век до н.э.), большое значение имели коллегиальные органы государственной власти, такие как совещательный орган при царе - раджасапха и совет сановников - мантрипаришад.

В Древней Индии несмотря на их исторические особенности цари также возвеличивались. Их имена ставились рядом с именами богов. Они наделялись всесильными деспотическими полномочиями.

Характеристика государства и особенности организации власти Древнего Китая

В V тыс. до н.э. в бассейне Хуанхэ на базе местного палеолита и мезолита сформировалась неолитическая культура расписной керамики яншао, которую в середине III тыс. до н.э. сменила поздненеолитическая культура черной керамики луншань. Яншао, для которой характерны расписная керамика и навыки выращивания зерновых культур, прежде всего чумизы, знакомство с одомашниванием скота (свинья), традиционно считалась предшественницей китайской цивилизации. Некоторые факторы позволяют говорить о ее генетической связи с аналогичными культурами расписной керамики более западных регионов, в частности ближневосточного. Некоторые новые археологические раскопки в западных районах Китая служат подтверждением тому, что своими навыками в сфере зернового земледелия, практикой росписи и формами орнамента на керамике культура Яншао обязана более ранним западным вариантам единой серии культур расписной керамики Евразии. Проведенные в Ляонине на северо-востоке Китая раскопки открыли существовавшую много ранее яншао культуру хуншань. Земледельческие культуры на территории Китая занимались на севере выращиванием чумизы, на юге - риса. Для культуры луньшань были характерны ближневосточные виды злаков (пшеница, ячмень) и породы домашнего скота (корова, овца, коза), гончарный круг и др. Культуры знакомы с металлургией бронзы, начало бронзового века в Китае датируется II тыс. до н. э. «Специальное изучение проблем генезиса китайской цивилизации показало, что кардинальные нововведения в сфере материальной культуры были связаны, по меньшей мере частично, с инфильтрациями извне. Речь идет не о миграциях в массовом масштабе; миграции были, видимо, минимальными… Но, воздействия извне играли едва ли не решающую роль как в процессе трансформации культур».

Первые протогородские культуры возникли в бассейне реки Хуанхэ на рубеже III-II тыс. до н.э. Особенности китайской цивилизации в значительной мере определялись спецификой природных условий. В отличие от Египта и Шумера китайская цивилизация формировалась в менее благоприятных условиях, следствием этого стали более поздние сроки складывания государства. Кроме того, свою роль сыграла и изоляция Китая, который до второй половины II тыс. до н.э. развивался в отрыве от других цивилизаций. «Неирригационный тип первичных очагов древнекитайской цивилизации существенно отличает ее от «гидравлических обществ»: древнеегипетского, нижнемесопотамского, древнеиндийского, с самого начала основанных на искусственном орошении. Поливное освоение долин рек Китая началось лишь с середины I тыс. до н.э.

По истории Китая имеется огромное, необозримое количество как археологических, так и письменных источников, что объясняется особой традицией фиксировать исторические события. Летописцы использовали в качестве материала гадальные кости, черепашьи панцыри, бамбуковые планки, шелк, а позже бумагу. При анализе источников обязательна доля субъективизма, поскольку источники имеют религиозно-этическую направленность. Многие тексты, особенно канонизированные трактаты Конфуция, сыграли свою роль в истории и культуре китайской цивилизации.

Шанское государство.

Древнекитайская историографическая традиция начинает историю Китая с описания периода правления пяти легендарных императоров, эпоха которых воспринимается как золотой век мудрости, справедливости и добродетели. Мудрец Яо передал свой престол способному и добродетельному Шуню, а тот - великому Юю, с правления которого власть стала передаваться по наследству. Юй считается основателем первой в китайской традиции династии Ся.

Вопрос об историчности династии Ся вызывает определенные сомнения. Китайская историографическая традиция считает, что династия правила на протяжении ряда веков в конце III и начале II тыс. до н.э., пока ее последний недобродетельный представитель Цзе не растерял свой авторитет и не лишился поэтому морального права управлять Поднебесной и был побежден добродетельным иньским Чэн Таном, основавшим новую династию. Но источники не содержат никаких упоминаний о Ся, что при стремлении китайцев фиксировать точно все события факт показательный. Знак Ся не используется для обозначения государства или династии.

ВоII тыс. до н.э. в конце эпохи неолита в луншаньско-луншаноидной неолитической среде земледельцев бассейна Хуанхэ на территории Китая появляются образования типа городов-государств, они обнаружены в Хэнани, Шаньси, Шэньси, Шаньдуне, Хэбэе, Хубэе, северной части Хунани и Цзянси. Особое место среди них занимает достаточно развитая бронзовая культура Шан-Инь(«Великий город Шан»), останки которого были обнаружены в Хэнани, в районе современного г. Аньяна. Возникновение ее представляло «волновой процесс»: одни стоянки и городища демонстрируют менее развитый комплекс бронзовой культуры, другие - тот же комплекс, но с рядом принципиально новых и важных нововведений. Позднее аньянское городище демонстрирует явное превосходство шанцев над окружающими их племенами.

Для эпохи Шань-Инь характерны: высокий уровень бронзолитейного, высококачественная боевая техника (колесницы, обилие бронзового оружия), письменность, практика строительства пышных дворцов и сооружения гробниц, искусство резьбы по камню, высококачественная отделка утвари, украшений, оружия и другие признаки развитой урбанизации. Возможно, многим достижениям город-государство был обязан культурным влияниям извне. Свидетельством могут служить шанские боевые колесницы, запряженные лошадьми. Ни лошадей, ни колесниц дошанский Китай не знал, но и то, и другое было хорошо известно в ближневосточном регионе. Ученые с немалой долей уверенности предполагают, что индоевропейские племена степной зоны мигрировавшие в сторону Средней Азии в середине II тыс. до н.э. могли сыграть определенную роль в процессе генезиса китайской цивилизации.

Шанский город-государство возглавлял довольно крупное объединение. Его культовый центр, часто именуемый «иньским оракулом» служил для ритуала гадания шанского и других союзных коллективов (свидетельство чему тысячи надписей на костях животных и черепаховых панцирях). Шанский правитель назывался ваном. Власть вана передавалась по наследству, но первоначально претензии на престол предъявляли братья и дяди правителя. Только при последних четырех ванах установился обычай передачи власти от отца к сыну. Функции вана и центральной администрации заключались в заботах об урожае, подготовке и расчистке полей, решении важных хозяйственных вопросов, защите региональных подразделений от внешней угрозы. Ван обладал военными полномочиями и функциями верховного жреца (первосвященник), в особых случаях выступал и организатором производства. Осуществлялось централизованное регулирование земледельческих работ. Высказываются предположения о том, что власть вана была ограничена советом знати и народным собранием. Л. С. Васильев утверждает, что ван был всевластным правителем, которому подчинялась обширная периферия.

На основе многочисленных данных ученые делают выводы о делении в XIII--XII вв. до н.э. политической структуры Инь на три неравные и структурно неодинаковые части:

1. Внутренняя зона с центром в столице, которая находилась под непосредственной юрисдикцией правителя-вана и его центральной администрации.

2. Промежуточная, состоявшая из окружавших столицу Шан многочисленных региональных подразделений, управлявшихся титулованными местными правителями, подчиненными вану (в их числе были родственники последнего и его жены). В надписях много материалов о таких подразделениях, а точнее -- о связях их с центром, в виде информации с мест и руководящих указаниях вана.

3. Внешняя, состояла из различных племен, правители которых признавали авторитет шанского вана, но вели себя независимо по отношению к нему. Строгой границы между второй и третьей зонами не было. Региональные вассалы-администраторы могли выступить против вана в союзе с кем-либо из независимых племенных вождей внешней зоны. Любой из племенных вождей мог вступить в более тесный контакт с шанским ваном и стать его вассалом. Главное отличие промежуточной и внешней зоны было в том, что первую населяли шанцы, а внешнюю -- нешанские племена Хрестоматия по всеобщей истории государства и права. Учебное пособие/Под ред. З. М. Черниловского. - М.: 1994. с - 111.

Шанцы вели активную внешнюю политику. Многочисленные войны служили постоянным источником военнопленных приносимых в жертву обожествленным предкам и духам природы. Максимального могущества Шань-Инь достиг при У Дине (многочисленные и масштабные операции, до 13 тыс. воинов, которые в том числе возглавлялись и его женой). Зависимыми от Шанского государства были многочисленные племена, в том числе и чжоусцы (жили на западе, в бассейна р. Вэй), которые заимствовали достижения шанцев, получали утверждение в титулах. В конце иньского периода чжоуские правители получили престижную должность си-бо («властитель Запада»), что послужило основанием для формирования вокруг них коалиции племен. Начало коалиции положил Цзи Ли, но довести до конца свой замысел не смог, поскольку был убит по приказу шанского вана. Его дело продолжил сын и наследник Чан, действуя более скрытно и осторожно. В XI вв. до н.э. сложилась сильная коалиция, но воспользоваться ее весом смог только сын Чана. В битве при Мус в 1027 г. до н.э. он одержал победу и стал новым властителем с именем У-ван.

Особенности древневосточной деспотии

Как правило, на Древнем Востоке государства имели форму деспотий, то есть сильной, единоличной власти одного лица. «Деспот» - слово греческое и в переводе означает господин, хозяин. Это означает, что деспот относился к государству как к своей личной собственности. Деспот был не просто верховным законодателем, правителем и судьей, а самим воплощением государства! Этим и объясняется обожествление личности деспота. Он обладал не только высшей светской, но и духовной властью, то есть носил титул верховного жреца или живого Бога. Таким образом, по форме правления деспотия была теократической монархией.

Древней важнейшей чертой деспотии выступает наличие огромного бюрократического аппарата, в котором условно выделяется три ведомства:

· финансовое ведомство по сбору налогов;

· ведомство военное;

· ведомство общественных работ.

Существование этого ведомства объясняется тем, что государство в лице деспота выступало в качестве организатора этого орошаемого земледелия.

По форме государственно-территориального устройства деспотии представляли из себя территориальные державы. Это объясняется тем, что, как правило, деспотия охватывала долину той или иной реки. Прямая зависимость ФГ и географического положения подтверждается тем, что, к примеру, отсутствие у реки Нил крупных притоков во многом объясняет высокую степень централизации власти в Древнем Египте, тогда как длительные периоды политической раздробленности в Междуречье объясняются тем, что реки Тигр и Евфрат имеют множество больших притоков, что позволяло отдельным регионам создавать свои местные ирригационные системы.

Социальной основой восточной деспотии выступала замкнутая азиатская община.

Каким образом самоуправляющаяся социальная ячейка может быть основой сильной деспотической власти?

Это объясняется тем, что социально-экономическая причина древневосточных обществ была противоречивой. С одной стороны основная масса населения проживала в пределах общины, которые жили своей внутренней жизнью, а с другой стороны - все эти общины должны были принимать участие в одной совместной работе по ведению единого ирригационного земледелия. История государства и права зарубежных стран. Часть 1. Учебник для вузов. Под ред. проф. Крашенинниковой Н. А и проф. Жидкова О. А. - М.: Издательство НОРМА, 1996.

Выходом из этого противоречия и было установление над общинами единой централизованной власти в лице деспота, указания которого строго обязательно для всех общин. В исторической науке существует проблема универсальности деспотии для всех древневосточных государств. В вышеуказанном смысле типичными деспотиями являлись Древний Египет и Древний Китай. В Вавилоне деспот не обладал высшей духовной властью. В Древней Индии общим правилом была раздробленность, а сильная централизованная власть - исключением.

На Востоке переход от первобытности к цивилизации сопровождался развитием ирригационного земледелия. Создание ирригационных систем требовало организации коллективного труда большого числа людей, усилий всей страны в целом. Сложно было и поддерживать в порядке систему каналов. Все эти работы невозможно было осуществить без жесткой организации, без сильной централизованной власти. В результате во всех древних восточных цивилизациях сложилась особая форма государства - деспотия.

Деспотия - в переводе с греческого - «неограниченная власть»; форма самодержавной власти.

В разных цивилизациях она могла иметь некоторые различия, но суть ее была единой: во главе государства стоял правитель, обладавший всей полнотой власти и считавшийся собственником всей земли. Такой тип власти реализовался за счет разветвленной административной системы, т. е. аппарата чиновников, который охватывал всю страну. Чиновники не только взимали налоги с населения, но и организовывали совместные сельскохозяйственные работы, строительство, следили за состоянием каналов. Набирали рекрутов для военных походов, осуществляли суд.

Такое государственное устройство было очень долговечным и устойчивым: даже когда большие империи распадались на части, каждая из них воспроизводила деспотию в миниатюре.



biofile.ru

Общая характеристика древней Индии — реферат

В Древней Индии существовали две системы судов - царские и внутриобщинные.

 Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал сам царь «вместе с брахманами и опытными советниками» или замещающая его судебная коллегия (сабха), состоящая из назначенного царем брахмана, «окруженного тремя судьями». Толковать в суде нормы права, дхармы мог брахман, в крайнем случае кшатрий или вайший. Как высшему судье царю принадлежало право ежегодно объявлять амнистии.

 Судя по Артхашастре, во всех административных единицах, начиная с 10 деревень, должна была назначаться судебная коллегия из трех судейских чинов. Кроме того, специальные судьи разбирали уголовные дела, осуществляли «надзор за ворами». Особенно большая ответственность в борьбе с преступлениями лежала на городских властях, которые с помощью своих агентов проводили обыски, задерживали неизвестных, устраивали облавы в мастерских, кабаках, игорных домах.

 Большинство дел рассматривалось общинными кастовыми судами. Неофициальные кастовые суды сохранились в Индии до настоящего времени.

Армия играла огромную роль в государствах Древней Индии. Войны и грабеж других народов рассматривались как важный источник процветания государства. Почитался царь - мужественный воин, добывающий силой «то, что он не имеет». Царю переходила и большая часть награбленного имущества, в частности земля, оружие, золото, серебро; остальное подлежало дележу среди солдат.

 Армия комплектовалась из наследственных воинов, наемников, воинов, поставляемых отдельными объединениями, в частности торговыми гильдиями, зависимыми союзниками, вассалами. Армия была кастовой. В основном лишь кшатрии могли носить оружие, другие «дважды рожденные» могли браться за оружие лишь тогда, когда для них «наступает время бедствий».

 Армия выполняла и функции охраны общественного порядка. Она бдительно должна была стоять на защите государственной целостности. Воинские отряды помещались в связи с этим среди «двух, трех, пяти, а также сотен деревень».

Таким образом, можно  сказать, что в Древней Индии прослеживаются следующие особенности государственной власти:

1. Неограниченная власть монарха, являющейся законодателем и верховным судьей.

2. Объединение светской религиозной власти в одном месте обожествляет личность монаха.

3. Жесткий тоталитарный режим реализуем с помощью большого бюрократического аппарата.

 

 

4. ПРАВО ДРЕВНЕЙ ИНДИИ

 

Специфические черты права, отразившие особенности культурного, социально-экономического и государственного развития Древней Индии, проявились прежде всего в источниках права, среди которых особое место занимают дхармашастры - сборники религиозно-нравственных, правовых предписаний, правил (дхарм) и артхашастры - трактаты о политике и праве. Понятие дхармы многогранно. Это и религиозная добродетель, и мораль, и норма поведения, и свод правил, обязательных для каждого правоверного индуса, регламентирующих различные стороны его жизнедеятельности.

 Наряду с термином дхарма в древнеиндийском праве существовало понятие «нъяя», сходное с европейским - закон, более узкое понятие, чем дхарма, обозначающее общепринятую норму поведения, нарушение которой влекло за собой наказание, применяемое государством.

 Дхармашастры, составленные брахманами сначала для своих учеников, со временем были признаны не только авторитетными источниками права, но на определенном этапе даже вытеснили артхашастры, взяв из них то, что относилось к собственно праву. Включение в дхармашастры правовых тем и предписаний явилось вначале прямым следствием определения дхармы царя (раджадхармы) как охранителя мира и порядка.

 К важной потере для исторической науки относится то, что не установлено ни полного количества дхармашастр, писавшихся и распространявшихся в Древней Индии в течение столетий, ни точного времени их появления. Они содержали материалы разного происхождения и достоверности, следы поздних вставок, многочисленных исправлений. Практически ни одна дхармашастра не может быть датирована более точно, чем в пределах двух-трех веков, ибо эти брахманские произведения строились по традиционным канонам, свойственным литературе данного жанра, комментирующей священные книги индусов - веды, с неизменными ссылками на древних мудрецов.

 Старейшие дхармашастры - Гаутама, Баудхаяна, Апастамба, Васиштха, носившие название дхармасутр (сутранить), появились, видимо, в начале второй половины I тысячелетия до н.э. и на рубеже н.э. На их основе возникла обширная литература собственно дхармашастр - Манусмрити, или Законы Ману (II в. до н.э. - II в. н.э.), джнавалкьясмрити (II-III вв. н.э.), Нарадасмрити (III-IV вв. н.э.). Законы Ману, содержание которых чаще всего воспроизводилось в более поздних произведениях этого жанра, среди других дхармашастр занимают особое место.

 Появление Законов Ману и последующих дхармашастр знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в Древней Индии, которая стала все больше испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения. Это сказалось в углублении самого понятия дхармы, трактуемой в контексте правил жизни четырех варн (а не четырех стадий жизни индуса - ашрам), и в большем разнообразии, обособлении собственно правовых предписаний, входящих в раздел раджадхарма.

 Если в дхармасутрах в основном рассматривались деликтыпреступления против личности: убийство, прелюбодеяние, оскорбление, воровство, которые объединялись общим понятием - химса (нанесение ущерба, обиды личности), то в более поздних дхармашастрах все большее внимание стало уделяться договорным и имущественным отношениям, ответственности за их нарушение (о неуплате долга, закладе, границах земельных участков, разделе наследства и пр.). Правовые нормы в этих дхармашастрах были более упорядочены, классифицированы. Начиная с Законов Ману они стали строиться на основе 18 поводов судебного разбирательства.

Другой известной дхармашастрой стала Яджнавалкья. Рассматривая правовые нормы в соответствии с 18-членной системой Законов Ману, Яджнавалкья значительно больше внимания уделяет процессуальным нормам, формулирует ряд правовых принципов, например о приоритетных средствах доказывания в суде, состоящих из документов пользования вещью и свидетельских показаний, о необходимости судебной проверки фактов, относящихся к рассматриваемой тяжбе. Она оперирует понятием «тяжкое правонарушение», выделяет преступления против царя. требует беспристрастности судей и пр.

Нарадсмрити предстает законченным юридическим произведением, целиком посвященным вопросам права, которое свидетельствует о достаточно высоком уровне развития правовой культуры. Составитель Нарады отходит от указаний на конкретные наказания по каждому виду преступления, ограничиваясь абстрактными рекомендациями в форме: «заслуживает штрафа», «пусть его накажет царь или судья», отсылая в большинстве случаев к обычаю, к признанным на местах нормам обычного права. Это обстоятельство - явный признак сугубо практического назначения данной дхармашастры.

 При большом разнообразии дхармашастр можно увидеть глубокое сходство между ними, взаимовлияние, взаимозависимость, текстуальное совпадение, а главное - единство религиозно-философских концепций, принципов, на которых они основывались. Это прежде всего понятие самой дхармы, закрепление неравенства варн, особого значения ритуала, ритуальной чистоты и нечистоты индуса, системы искупления с целью очищения, в том числе и за совершенные преступления.

 К этим концепциям относится и традиционный религиозный взгляд на источники права Древней Индии, согласно которому все его содержание, границы действия норм предопределены ведами - священными источниками «всех знаний» Отсюда делается вывод, что между дхармашастрами не может быть противоречий. Если же они выявляются, а их в действительности было множество, то они должны быть разрешены соответствующим толкованием.

Особое место среди  источников права Древней Индии  на определенном этапе ее истории занимала литература чисто светского жанра, относящаяся к науке политики, - артхашастры. Одно из таких произведений, дошедших до нас, представляет собой научный трактат об искусстве политики и управления государством, предписываемый Каутилье, советнику царя из династии Маурьев Чандрагупты (конец IV в. до н.э.). В этом произведении (по уточненным данным относящемся к рубежу I тысячелетия до н.э. - I тысячелетия н.э.) содержатся обширные сведения, имеющие прикладной, деловой смысл: об администрации и финансах Древней Индии, судопроизводстве, организации суда, преступлениях и наказаниях [1, с. 48].

 Главное содержание Артхашастры - рассмотрение дхармы царя, внутренней и внешней политики, в центре внимания которой стоит понятие государственной выгоды, пользы (артхи), отодвигающей на второй план и религиозную мораль, и греховность правонарушения, и необходимость религиозного искупления.

 Эта кшатрийская литература опиралась, видимо, на другую предшествующую ей литературу практического характера, а также на нормы царского законодательства. Об этом свидетельствуют содержащиеся сведения о хранящихся в государственном архиве записях обычаев отдельных мест, общин, каст, копиях царских указов, а также о специальной «науке о поимке воров» и руководстве по организации «пыток, наказаний, сопряженных с истязаниями».

 Одновременное появление двух традиционных жанров в правовой литературе было связано с историческими особенностями развития Древней Индии, с той же слабостью государственной власти, автономностью общин, особым положением в социальной структуре варны брахманов. Оно демонстрирует развитие права в Древней Индии как бы двух уровней: государственного (артхашастра) и общинного (дхармашастра). Сами же юридические трактаты, развивающиеся в одной и той же культурной среде, за счет отбора и включения в свои тексты многочисленных обычаев тесно взаимодействовали друг с другом, о чем свидетельствует сходство их многих положений.

 Как бы ни было велико значение писаных памятников права в Древней Индии, следует отметить, что на всех этапах развития страны за обычаем признавалась роль его приоритетного источника. В дхармашастрах содержатся отсылки к обычаю и в общей декларативной форме, и по конкретным нормам права.

 На отдельных этапах эволюции правовой системы Древней Индии менялось отношение к царскому узаконению, повелению (эдикту) как источнику права. Ранние дхармашастры (дхармасутры), такие как Гаутам, Васишхта, не говорят о законодательных полномочиях царей и объявляют дхармой правителя лишь наказание преступников и суд над ними в соответствии с положениями «священного закона». В этих дхармасутрах нет свидетельств о вмешательстве царей в деятельность общинных судов. Иначе решается вопрос в «светской» Артхашастре. Здесь эдиктам царей отводится большая сила, чем дхармашастрам. Одна из особенностей поздней из дхармашастр - Нарады в том, что согласно ее предписаниям царские повеления превосходят любые положения смрити. Вместе с тем в Нараде указано, что по мере возможности эдикты царя не должны нарушать фундаментальных принципов и правил, которые содержатся в дхармашастрах.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении необходимо отметить, что правовые памятники дают яркую картину сословно-кастового деления древнего общества Индии, которое приобрело здесь наиболее законченные формы. Социальное расслоение в Древней Индии привело не к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникновению особых сословных групп – варн: брахманов (жрецов), кшатриев (правителей, воинов), вайшьев (земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг). В основе этой дифференциации лежало разделение труда, та глубокая социальная ступень разделения, когда труд физический отделялся от умственного, материальный от духовного, производительный от управленческого. Здесь уже заложены основы социально-экономического неравенства, эксплуатации родовой аристократией простого народа.

В законах Ману указаны 7 разрядов рабов (7 источников рабства: военный плен, раб за содержание, раб по наследству, рождённый в  доме, купленный, подаренный и раб  в силу наказания. Все права над  рабом предоставлялись хозяину. Раб – не правоспособен.

Также существовали религиозно-правовые границы между кастами, например, у каждой касты был свой божий храм, изучение священных книг – привилегия высшей касты.

Владельческие права  общин в Индии были неограничены. Право распоряжаться общинной землёй: продавать, сдавать в аренду, дарить её полностью принадлежали ей. Также правящая верхушка получала часть ренты-налога в свою пользу.

Таким образом, внутри каждой варны развивалось социальное неравенство, деление на эксплуатируемых и  эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные границы, скреплённые правом, религией, сдержали их слияние в единую классовую общность. Это и создавало особую пестроту сословно-классовой социальной структуры Древней Индии.

Примитивные государственные  образования складывались в Древней Индии в 1 тысячелетии до н.э. на основе отдельных племён или союзов племён в форме племенных государств. Они представляли собой небольшие государственные образования, в которых роль государственного управления выполнял племенной орган. Это были монархии, в которых главенствующую роль выполняли брахманы, в которых политическое господство осуществлялось военной силой кшатриев.

Правители первых государственных  образований (раджи) выполняли простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю  безопасность, вершили суд, распоряжались фондом земель и собирали ренту-налог. В некоторых государственных образованьях власть раджи была выборной. Со временем утвердился наследственный принцип получения власти. При выборных монархах вся власть сосредотачивалась в руках совета старейшин. По мере укрепления власти раджи, совет старейшин выполнял совещательную функцию при монархе – паришат. Но зависимость правителя была неизменной.

myunivercity.ru


Смотрите также