§ 3. Политическая и правовая мысль Древнего Китая. Иппу древний китай
Политические и правовые учения Древнего Китая — Мегаобучалка
Многовековая история Китая породила многочисленные философские идеи, из них даосизм, конфуцианство, моизм и легизм оказали решающее воздействие на формирование дальневосточного права. И конечно буддизм, который в I веке проникает в Китай и к шестому веку получает широкое распространение. Конфуцианство, буддизм и даосизм, оставаясь самостоятельными учениями, в китайском мировоззрении сливаются в одно целое.
Даосизм– философско-религиозное учение IV-III в. до н.э.
Принципы даосизма изложены в книге «Дао дэ цзин» (Канон пути и благодати), автором которой предположительно является Лао-дзы (в другой транскрипции Лао Цзы). О жизни Лао, древнего мудреца VI века до н.э. известно очень мало: Лао-дзы оставил должность архивариуса при дворе и удалился в далекий край. По просьбе одного чиновника Лао написал эту книгу. Но единого мнения относительно времени создания книги не существует. Датировки колеблются от V в. до н.э. до середины III в. до н.э.
Важнейшие категории даосизма – «дао» (путь) и «дэ» (благодать). Дао объявляется источником многообразия мира, матерью всех вещей. Это некий путь, которым должны следовать все - и существа, и предметы. Основной принцип даосизма – принцип «естественности», который подразумевает достижение идентичности индивида с сущностью мира, его слияние с дао. Главным методом достижения естественности является «недеяние», отказ от любой целенаправленной деятельности. Он понимается как призыв: к властям воздержаться от притеснения народа, от установления непомерных налогов и запретительных законов; к народу - быть почтительным к родителям, верным в дружбе и по отношению к князю, честным, искренним и т.д. Принцип «недеяния» означал и проповедь пассивности, отказа от письменности, орудий труда, отлучения народа от знаний («трудно управлять народом, когда у него много знаний»). Идеал даосизма – царство гармонии с уравнительным распределением продуктов, отвергающее все искусственное, в том числе и созданные людьми законы.
В начале V в. окончательно формируется вероучение и ритуал даосизма, и он становится государственной религией.
Конфуцианство – этико-политическое учение в Китае, заложенное Конфуцием в VI в. до н.э.
Конфуций (551-479 г. до н.э.) жил в царстве Лу. Кун-фуцзы - мудрец, учитель Кун происходил из обедневшего знатного рода. В детстве был очень серьезным, отличался любовью к церемониям, самостоятельно выучился читать. Окончив школу, получил пост мелкого чиновника и со временем стал министром в княжестве Лу. Последние годы жизни Конфуций посвятил созданию своей школы и собиранию книг.
Его мысли изложены в сборнике «Луньюй» (Беседы и высказывания), составленном учениками философа в V в. до н.э.
Государство. Конфуций придерживался патриархально-патерналистской концепции государства. Государство - это большая семья. Мудрый правитель, действующий добрым примером и заботящийся о благе, подобно главе семьи не должен быть стеснен в выборе средств воздействия. Конфуций был сторонником аристократической формы правления, т.к. по его мнению, управлять государством должны благородные мужи во главе с государем, а не народ. Но аристократия – это люди благородные не по происхождению, а по нравственным принципам и поведению.
Право. Конфуций скептически относился к попыткам управления посредством законов, исполнение которых обеспечивалось наказанием. Главное средство воздействия на людей – мораль, ритуалы, а законодательство должно играть лишь вспомогательную роль. Именно ритуалы – стержень воспитательного процесса, процессуальная основа взаимоотношений. В течение многих веков существовали правила, определявшие каждый шаг китайца и регулирующие отношения: «отец-сын», «начальник-подчиненный», «муж – жена», «подданный-правитель» и др. Это и есть своего рода естественное право, освещенное многовековой традицией.
Конфуцианство отрицает принцип недеяния. в противоположность даосизму. Согласно этому учению мир человека не отличается от мира природы. Поэтому человеку необходимо разрабатывать правила и обычаи, сообразуясь с законами природы. Человека возможно убедить поступать определенным образом, воспитывать его. Лишь в крайнем случае правильное поведение достигается с помощью наказания со стороны государства.
Конфуцианство получило распространение только через 200 лет после смерти Конфуций, и являлась официальной государственной доктриной в Китае со времен династии Хань до конца империи в 1912 г.
Моизм. Интересы простого народа (земледельцев, ремесленников, торговцев) отразились в учении Мо-цзы (Мо Ди)(479–400 до н.э.) – философ и политический деятель, основатель школы моистов. Возможно, был сановником в царстве Сун.
Не призывая простой народ к борьбе против знати, Мо-цзы выдвинул учение о «всеобщей любви», равной ко всем, любви деятельной, выражающейся в осязательных благодеяниях.
Он проповедует взаимную благожелательность людей и особенно благожелательное отношение господ и правителей к «низшим», сильных – к слабым. Мо-цзы осуждает роскошь вельмож, излишние траты монарха и его приближенных, требует повышения жизненного и культурного уровня простого народа. Он мечтает о том, чтобы по возможности была сглажена противоположность богатых и бедных, правящих и управляемых.
Он заявляет, что от недостатка взаимной любви проистекают все грабежи, насилия, угнетение слабых сильными, все беспорядки и волнения.
Государство. Критикуя существующий государственный строй, он осуждает расточительность государя, непосильные налоги, нечестность и высокомерие министров. Он объявляет обязанностью монарха заботиться о благосостоянии и счастье народа.
Для обоснований своего взгляда на задачи и объем власти государя Мо-цзы прибегает к договорному учению о происхождении государственной власти. Некогда, заявляет он, люди жили, не имея ни законов, ни правительства, ни признанного вождя, и, так как они держались различных взглядов, между ними постоянно возникали раздоры. Тогда они выбрали мудрого и способного человека и сделали его своим государем, а в помощь ему придали трех советников – министров.
Поступили они так не для того, чтобы сделать вождей знатными и богатыми, а для того, чтобы они служили народу, приумножая его благосостояние. Отсюда Мо-цзы делает вывод о том, что власть государя не может быть неограниченной, что монарх должен прислушиваться к голосу мудрых советников, совещаться с людьми и полагаться на действие естественного закона.
Право. Мо-цзы мечтает о том времени, когда правители будут соблюдать естественный закон – дао, когда будут уничтожены хитрость и нажива. Тогда небо и земля сольются в гармонии, наступят счастье и благополучие и народ без приказания успокоится.
Легизм (по-китайски «фа-цзя» - буквально законники) – философско-политическое учение, противное учениям даосизма и конфуцианства.
Основателем легизма считают Шан Яна (390-338 до н.э.) - правителя области Шан, собственное имя – Гунсунь Ян. Выходец из обедневшей аристократической семьи, он покинул родину, поступил на службу к правителю царства Цинь Цюй Ляну, при котором стал первым советником. Провел ряд важнейших политических и экономических реформ, направленных на абсолютизацию царской власти. За заслуги был пожалован областью Шан. После смерти Цюй Ляна в 338 г. до н.э. был обвинен в государственной измене, бежал, в принадлежавшей ему области Шан набрал собственную армию. В сражении с правительственными войсками был разбит и казнен.
Мысли его изложены в трактате «Книга правителя области Шан».
Государство.Эти идеи развиваются далее в учении легистов о государстве.
Происхождение государства. Относительно происхождения государства легисты имели свою версию. Конфуций учил, что государство происходит из родового и семейного союза. Легисты отвергали и это, и всякое другое учение о государстве. Они создали такую теорию. "Когда созданы были небо и земля, родились люди. Когда людей стало много, появился беспорядок, Начались войны, раздор, которые нечем урегулировать. Усиливается и взаимное соперничество. Святые люди увидели такое положение дел и установили разграничение земель, богатств. Но нельзя было закрепить это. Поэтому были установлены санкции, но невозможно, чтобы были санкции, и не было администраторов, поэтому созданы чиновники, но раз появились должностные лица, потребовалась централизация власти, создали государя. И управление стало происходить с помощью законов».
Шан Ян считал, что вся полнота власти должна быть сосредоточена в руках верховного правителя, а высшей целью деятельности государя является создание могущественной державы, способной объединить весь Китай.
Право.Основная идея легистов – безусловное главенство юридического закона в жизни общества и государства. Закон, благодаря своей определенности и постоянству, а также способности установить единообразие, должен быть положен в основу управления и обходиться без него, по выражению Шан Яна, так же невозможно, как без циркуля, угольника, без мер. Творцом закона может быть только правитель. Легисты определяют законы, как писаное и опубликованное правило, исполнение которого обеспечивается принудительной властью государства. Чтобы обеспечить знание и уважение законов их нужно публиковать. По мнению легистов необходимо также обеспечить правильное понимание законов народом и должностными людьми.
Однако государственной идеологией легизм так и не стал, в отличие от конфуцианства, которое восприняло некоторые идеи легизма.
megaobuchalka.ru
9. Политико-правовые учения Древнего Китая. История правовых и политических учений. Шпаргалка
Политическая мысль Древнего Китая была сугубо приземленной, однако во всех взглядах отстаивается необходимость установления «жестоких» законов как главное средство управления.
Основные направления политико-правовой мысли Древнего Китая:
1. Конфуцианство
Основателем является Конфуций, взгляды которого изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»).
Основные положения конфуцианства:
1) Патриархально-патерналистская концепция государства исходила из идеи, что власть императора уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших.
2) Взаимоотношения правителей, чиновников и подданных строятся на началах добродетели. Основная добродетель подданных состоит, согласно Конфуцию, в преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим».
3) Отвергаются внешние войны, завоевательные подходы китайских царств друг против друга или против других народов («варваров»)
4) Существенная роль принадлежит принципу «исправления имен» (чже мин). Цель «исправления имен» – привести «имена» в соответствие с реальностью, обозначить место и ранг каждого в социальной системе, дать каждому соответствующее ему имя, чтобы государь был государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном, простолюдин – простолюдином, подданный – подданный.
2. Идеология даосизма
Основатель даосизма – Лао-цзы, взгляды которого изложены в произведении «ДАО дэ цзин» («Книга о Дао и дэ»).
Основные положения даосизма:
1. Дао характеризуется как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к Дао все равны.
2. Все недостатки культуры, социально-политическое неравенство людей, бедственное положение народа Лао-цзы приписывает отклонению от подлинного Дао.
3. Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния, воздержанию от активных действий. Недеяние выступает в этом учении как осуждение антинародного активизма властителей и богатых, как призыв воздержаться от притеснений народа и оставить его в покое.
4. Все неестественное (культура, законодательство) – отклонение от Дао и ложный путь. Влияние естественного вообще на общественную и политико-правовую жизнь в целом, осуществляется на путях такого следования Дао, которое означает отказ от культуры и возвращение к естественности.
3. Моизм
Основателем является Мо-цзы, который развивал идею естественного равенства всех людей.
Основные положения моизма:
1. Идея принадлежности народу верховной власти.
2. Мудрость почитается как основа управления. Власть должна использовать не только насилие и наказание, но и нравственные формы воздействия на людей.
3. Требование учета интересов простого народа в процессе управления государством.
4. В поисках единого образца справедливости Мо-цзы выдвинул идею договорного происхождения государства и управления.
4. Легизм
Основатель – Гунсунь Ян (Шан Ян), идеи которого изложены в трактате «Шан цзунь шу» («Книга правителя области Шан»).
Основные положения легизма:
1. Управление должно опираться на законы и суровые наказания.
2. Взаимоотношения между обществом и государством носят антагонистический характер по принципу «кто кого»: «Когда народ сильнее своих властей, государство слабое, когда же власти сильнее своего народа, армия могущественна».
3. Внедрение принципа «коллективной ответственности», при котором за преступления отвечали не только близкие, но и дальние родственники правонарушителя.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
law.wikireading.ru
4. Политические и правовые учения Древнего Китая
Многовековая история Китая породила многочисленные философские идеи, из них даосизм, конфуцианство, моизм и легизм оказали решающее воздействие на формирование дальневосточного права. И конечно буддизм, который в I веке проникает в Китай и к шестому веку получает широкое распространение. Конфуцианство, буддизм и даосизм, оставаясь самостоятельными учениями, в китайском мировоззрении сливаются в одно целое.
Даосизм – философско-религиозное учение IV-III в. до н.э.
Принципы даосизма изложены в книге «Дао дэ цзин» (Канон пути и благодати), автором которой предположительно является Лао-дзы (в другой транскрипции Лао Цзы). О жизни Лао, древнего мудреца VI века до н.э. известно очень мало: Лао-дзы оставил должность архивариуса при дворе и удалился в далекий край. По просьбе одного чиновника Лао написал эту книгу. Но единого мнения относительно времени создания книги не существует. Датировки колеблются от V в. до н.э. до середины III в. до н.э.
Важнейшие категории даосизма – «дао» (путь) и «дэ» (благодать). Дао объявляется источником многообразия мира, матерью всех вещей. Это некий путь, которым должны следовать все - и существа, и предметы. Основной принцип даосизма – принцип «естественности», который подразумевает достижение идентичности индивида с сущностью мира, его слияние с дао. Главным методом достижения естественности является «недеяние», отказ от любой целенаправленной деятельности. Он понимается как призыв: к властям воздержаться от притеснения народа, от установления непомерных налогов и запретительных законов; к народу - быть почтительным к родителям, верным в дружбе и по отношению к князю, честным, искренним и т.д. Принцип «недеяния» означал и проповедь пассивности, отказа от письменности, орудий труда, отлучения народа от знаний («трудно управлять народом, когда у него много знаний»). Идеал даосизма – царство гармонии с уравнительным распределением продуктов, отвергающее все искусственное, в том числе и созданные людьми законы.
В начале V в. окончательно формируется вероучение и ритуал даосизма, и он становится государственной религией.
Конфуцианство – этико-политическое учение в Китае, заложенное Конфуцием в VI в. до н.э.
Конфуций (551-479 г. до н.э.) жил в царстве Лу. Кун-фуцзы - мудрец, учитель Кун происходил из обедневшего знатного рода. В детстве был очень серьезным, отличался любовью к церемониям, самостоятельно выучился читать. Окончив школу, получил пост мелкого чиновника и со временем стал министром в княжестве Лу. Последние годы жизни Конфуций посвятил созданию своей школы и собиранию книг.
Его мысли изложены в сборнике «Луньюй» (Беседы и высказывания), составленном учениками философа в V в. до н.э.
Государство. Конфуций придерживался патриархально-патерналистской концепции государства. Государство - это большая семья. Мудрый правитель, действующий добрым примером и заботящийся о благе, подобно главе семьи не должен быть стеснен в выборе средств воздействия. Конфуций был сторонником аристократической формы правления, т.к. по его мнению, управлять государством должны благородные мужи во главе с государем, а не народ. Но аристократия – это люди благородные не по происхождению, а по нравственным принципам и поведению.
Право. Конфуций скептически относился к попыткам управления посредством законов, исполнение которых обеспечивалось наказанием. Главное средство воздействия на людей – мораль, ритуалы, а законодательство должно играть лишь вспомогательную роль. Именно ритуалы – стержень воспитательного процесса, процессуальная основа взаимоотношений. В течение многих веков существовали правила, определявшие каждый шаг китайца и регулирующие отношения: «отец-сын», «начальник-подчиненный», «муж – жена», «подданный-правитель» и др. Это и есть своего рода естественное право, освещенное многовековой традицией.
Конфуцианство отрицает принцип недеяния. в противоположность даосизму. Согласно этому учению мир человека не отличается от мира природы. Поэтому человеку необходимо разрабатывать правила и обычаи, сообразуясь с законами природы. Человека возможно убедить поступать определенным образом, воспитывать его. Лишь в крайнем случае правильное поведение достигается с помощью наказания со стороны государства.
Конфуцианство получило распространение только через 200 лет после смерти Конфуций, и являлась официальной государственной доктриной в Китае со времен династии Хань до конца империи в 1912 г.
Моизм. Интересы простого народа (земледельцев, ремесленников, торговцев) отразились в учении Мо-цзы (Мо Ди)(479–400 до н.э.) – философ и политический деятель, основатель школы моистов. Возможно, был сановником в царстве Сун.
Не призывая простой народ к борьбе против знати, Мо-цзы выдвинул учение о «всеобщей любви», равной ко всем, любви деятельной, выражающейся в осязательных благодеяниях.
Он проповедует взаимную благожелательность людей и особенно благожелательное отношение господ и правителей к «низшим», сильных – к слабым. Мо-цзы осуждает роскошь вельмож, излишние траты монарха и его приближенных, требует повышения жизненного и культурного уровня простого народа. Он мечтает о том, чтобы по возможности была сглажена противоположность богатых и бедных, правящих и управляемых.
Он заявляет, что от недостатка взаимной любви проистекают все грабежи, насилия, угнетение слабых сильными, все беспорядки и волнения.
Государство. Критикуя существующий государственный строй, он осуждает расточительность государя, непосильные налоги, нечестность и высокомерие министров. Он объявляет обязанностью монарха заботиться о благосостоянии и счастье народа.
Для обоснований своего взгляда на задачи и объем власти государя Мо-цзы прибегает к договорному учению о происхождении государственной власти. Некогда, заявляет он, люди жили, не имея ни законов, ни правительства, ни признанного вождя, и, так как они держались различных взглядов, между ними постоянно возникали раздоры. Тогда они выбрали мудрого и способного человека и сделали его своим государем, а в помощь ему придали трех советников – министров.
Поступили они так не для того, чтобы сделать вождей знатными и богатыми, а для того, чтобы они служили народу, приумножая его благосостояние. Отсюда Мо-цзы делает вывод о том, что власть государя не может быть неограниченной, что монарх должен прислушиваться к голосу мудрых советников, совещаться с людьми и полагаться на действие естественного закона.
Право. Мо-цзы мечтает о том времени, когда правители будут соблюдать естественный закон – дао, когда будут уничтожены хитрость и нажива. Тогда небо и земля сольются в гармонии, наступят счастье и благополучие и народ без приказания успокоится.
Легизм (по-китайски «фа-цзя» - буквально законники) – философско-политическое учение, противное учениям даосизма и конфуцианства.
Основателем легизма считают Шан Яна (390-338 до н.э.) - правителя области Шан, собственное имя – Гунсунь Ян. Выходец из обедневшей аристократической семьи, он покинул родину, поступил на службу к правителю царства Цинь Цюй Ляну, при котором стал первым советником. Провел ряд важнейших политических и экономических реформ, направленных на абсолютизацию царской власти. За заслуги был пожалован областью Шан. После смерти Цюй Ляна в 338 г. до н.э. был обвинен в государственной измене, бежал, в принадлежавшей ему области Шан набрал собственную армию. В сражении с правительственными войсками был разбит и казнен.
Мысли его изложены в трактате «Книга правителя области Шан».
Государство. Эти идеи развиваются далее в учении легистов о государстве.
Происхождение государства. Относительно происхождения государства легисты имели свою версию. Конфуций учил, что государство происходит из родового и семейного союза. Легисты отвергали и это, и всякое другое учение о государстве. Они создали такую теорию. "Когда созданы были небо и земля, родились люди. Когда людей стало много, появился беспорядок, Начались войны, раздор, которые нечем урегулировать. Усиливается и взаимное соперничество. Святые люди увидели такое положение дел и установили разграничение земель, богатств. Но нельзя было закрепить это. Поэтому были установлены санкции, но невозможно, чтобы были санкции, и не было администраторов, поэтому созданы чиновники, но раз появились должностные лица, потребовалась централизация власти, создали государя. И управление стало происходить с помощью законов».
Шан Ян считал, что вся полнота власти должна быть сосредоточена в руках верховного правителя, а высшей целью деятельности государя является создание могущественной державы, способной объединить весь Китай.
Право. Основная идея легистов – безусловное главенство юридического закона в жизни общества и государства. Закон, благодаря своей определенности и постоянству, а также способности установить единообразие, должен быть положен в основу управления и обходиться без него, по выражению Шан Яна, так же невозможно, как без циркуля, угольника, без мер. Творцом закона может быть только правитель. Легисты определяют законы, как писаное и опубликованное правило, исполнение которого обеспечивается принудительной властью государства. Чтобы обеспечить знание и уважение законов их нужно публиковать. По мнению легистов необходимо также обеспечить правильное понимание законов народом и должностными людьми.
Однако государственной идеологией легизм так и не стал, в отличие от конфуцианства, которое восприняло некоторые идеи легизма.
studfiles.net
Политическая мысль Древней Индии и Древнего Китая. (ИППУ №1-5)(Древнего Китая нет)
(Веды – древнейшие письменные памятники). Санскритское слово "веды " - означает "знание, "ведение". В них говорится о создании богами из Пуруши (мирового тела и духа) четырех варн (сословий): брахманы (священнослужители), кшатрии (правители и воины), вайшья (земледельцы, ремесленники, торговцы), шудры (лица физического труда, слуги).
Первыми источниками политической мысли в Индии явились священные тексты веды (древние ритуальные книги ариев). Они представляли собой сборники религиозных и ритуальных текстов различного содержания и назначения, таких сборников четыре. Исходный пункт ведийского мировоззрения мысль о божественном создании мира и общественного строя.
Одним из краеугольных положений религии брахманизма было положение о перевоплощении душ в живой природе, согласно которому душа человека после смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений либо, если он провел праведную жизнь, возродится в человеке более высокого общественного положения или небожителе. Поведение человека и его будущие перерождения брахманы оценивали в зависимости от того, как он выполняет предписание дхармы. Дхарма - это кодекс поведения человека, определяемый его общественным положением. В нем есть правила обязательные для всех, а есть правила, связанные с происхождением, родом занятий, возрастом и т.п. Дхарма - прежде всего обязанность. Понятие прав личности остается неразработанным. Личность не ощущает своей самостоятельности, не противопоставляет себя обществу, она - органическая часть целого - пользуется благами не по праву, а в награду за нравственное поведение, за соблюдение дхармы.
К ведам восходит пустившее глубокие корни в индийской мысли и образе жизни положение о божественном установлении сословно - кастового строя. В гимне Пуруше из "Ригведы" описано как четыре варны были созданы богом из частей своего тела. "Его (Пуруши) рот стал брахманом, его руки стали раджанья (синоним кшатриев, от раджа - правитель, а это удел воинов, кшатриев), его бедра стали вайшья, а из ног родился шудра".
Господствующими были две первые варны - брахманы и кшатрии. В "Ригведе" говорится о духовной и светской или царской власти (брахме и кшатре). С особой настойчивостью превозносились брахманы.
В ведах выдвигались два решения проблемы происхождения кшатры (светской и царской власти) создание правителя богами (или учреждение его власти по воле богов) и избрание правителя людьми (по воле богов).
Избирая правителя, подданые не связывают его определенными условиями, они не вправе расторгнуть договор, если правитель действует не в соответствии со своим назначением. Мысль о долге правителя перед подданными проводится постоянно. Но основа этого долга-дхарма правителя, а не договор. Господствует патриархальная концепция власти: правитель, царь-отец подданных, он должен о них заботится, но ответственность несет не перед ними, а перед богом.
История общества до возникновения политической власти делилась на два этапа. Сначала это была счастливая жизнь в довольстве и согласии, когда все по собственной воле. Но идилию нарушили проснувшиеся в людях эгоистические стремления. Вторая стадия догосударственного общества - анархия, внутренняя борьба, каждый думает только о себе, и сильные торжествуют над слабыми. Именно наступление анархии делает необходимым установление политической власти. Ее цель была двоякой: защита слабых и создание условий для соблюдения дхармы.
Примерно ко II веку до н.э. относится письменное оформление политико - правового памятника Законов Ману. Почти два тысячилетия "Законы Ману" просуществовали как действующий свод правил. Он содержит все сведения о дхарме, т.е. о долге людей разных варн, и относится к жанру дхармасутр или дхармашастр (т.е. законоведческой литературы). По замыслу это всеобъемлющий кодекс социальной жизни Др. Индии. Он регламентирует все стороны жизни правоверного индуса, содержит все необходимые сведения и отсылает его к ведам. Примечательно то, что при всем своем высоком и даже божественном статусе царь, по Законам Ману, должен чтить брахманов и следовать их советам, учиться у них знаниям Вед. Политическими идеалами брахманизма являлось своеобразное теократическое государство где царь правит над руководством жрецов. Брахманы претендовали на то, чтобы государи признавали верховенство религиозного закона над светским. Существенная роль в Законах Ману отводится наказанию. Будучи сыном божественного владыки, наказание (данда) в своем земном облике буквально означает палку.
Особое место в истории древнеиндийской политической мысли занимает трактат под названием "Артхашастра " ("Наставление о пользе"). Его автором считается брахман Каутилья - советник царя Чандрагупты, основавшего в IV в. до н.э. могущественную империю Маурьев.
"Артхашастра" - это наука о том, как следует приобретать и сохранять власть, другими словами, наставление по искусству правителя. Его рассуждения о искусстве управления свободны от теологии, рационалистичны и реальны.
Цель общества заключается в благе всех живых существ. Общее благо не рассматривалось сквозь призму интересов личности, прав человека. Оно понималось как сохранение созданного божественным провидением общественного порядка, который достигается исполнением каждым человеком его дхармы. Однако дхарма не действует сама по себе без принуждения.
Царь, объявленный наместником богов, заставляет подданых подчиняться дхарме с помощью наказания - данды. Хотя хороший царь выступает у Каутильи как отец народа, рисуемая им система управления далека от идиллии, она насыщена острыми противоречиями, взаимным недоверием, подозрительностью и интригами. Отсюда тщательно разработання система шпионажа, слежки и контроля.
На первый план в "Артхашастре" выдвинута идея сильной, централизованной царской власти. Каутилья рекомендует царям руководствоваться в первую очередь интересами укрепления государства, соображениями государственной пользы и не останавливаться, если того требуют обстоятельства, перед нарушением религиозного долга. Он убежден, что власть и богатство следует приобретать, отстаивать и увеличивать всеми средствами как хорошими, так и дурными, когда последние оказываются более надежными или единственно возможными.
Идеи "Артхашастры" выражали программу взаимных уступок со стороны светской власти и жречества
cyberpedia.su
§ 3. Политико-правовая мысль Древнего Китая : История политических и правовых учений
Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений
древнекитайской философской и общественно-политической мысли, считается Лао-цзы
(VI в. до н.э.). Его взгляды изложены в произведении «Дао дэ цзин» («Книга о
дао и дэ»).
В отличие от традиционно-теологических толкований дао как
проявления «небесной воли» Лао-цзы характеризует дао как независимый от
небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао
определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель
и естественную справедливость. В отношении к дао все равны.
История политических и правовых учений. Под ред. В. С.
Нерсесянца. – М.: ИНФРА • М, 1998. С. 26
Все недостатки современной ему культуры,
социально-политическое неравенство людей, бедственное положение народа и т.д.
Лао-цзы приписывает отклонению от подлинного дао. Протестуя против
существующего положения дел, он вместе с тем все свои надежды возлагал на
самопроизвольное действие дао, которому приписывается способность
восстанавливать справедливость. «Небесное дао,– утверждал он,– напоминает
натягивание лука. Когда понижается его верхняя часть, поднимается нижняя. Оно
отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао
отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао
наоборот. Оно отнимает у бедных и отдает богатым то, что отнято».
В такой трактовке дао выступает как естественное право
непосредственного действия.
Существенная роль в даосизме отводится принципу недеяния,
воздержанию от активных действий. Недеяние выступает в этом учении прежде всего
как осуждение антинародного активизма властителей и богатых, как призыв
воздержаться от притеснений народа и оставить его в покое. «Если дворец
роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища совершенно пусты... Все
это называется разбоем и бахвальством. Оно является нарушением дао... Народ
голодает оттого, что власти берут слишком много налогов... Трудно управлять
народом оттого, что власти слишком деятельны».
Все неестественное (культура, искусственно-человеческие
установления в сфере управления, законодательства и т.д.), согласно даосизму,
это отклонение от дао и ложный путь. Влияние естественного вообще (в том числе
и естественного права) на общественную и политико-правовую жизнь в целом, по
данной концепции, осуществляется на путях такого следования дао, которое скорее
означает отказ от культуры и простое возвращение к естественности, нежели
дальнейшее совершенствование общества, государства и законов на основе и с
учетом каких-то позитивных требований дао.
Резко критиковал Лао-цзы всякого рода насилие, войны, армию.
«Где побывали войска, – говорил он, – там растут терновник и колючки. После
больших войн наступают голодные годы». Победу следует отмечать похоронной
процессией».
Однако восхваляемое даосизмом недеяние означало вместе с тем
и проповедь пассивности. Даосистской критике культуры и достижений цивилизации
присущи черты консервативной утопии. Поворачиваясь спиной к прогрессу, Лао-цзы
призывал к
История политических и правовых учений. Под ред. В. С.
Нерсесянца. – М.: ИНФРА • М, 1998. С. 27
патриархальной простоте минувших времен, к жизни в
маленьких, разобщенных поселениях, к отказу от письменности, орудий труда и
всего нового.
Эти аспекты даосизма существенно притупляли его критицизм по
отношению к реально существовавшим социальнополитическим порядкам.
Фундаментальную роль во всей истории этической и
политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551–479 гг. до н.э.). Его
взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его
учениками. На протяжении многих веков эта книга оказывала значительное влияние на
мировоззрение и образ жизни китайцев. Ее заучивали наизусть дети, к ее
авторитету апеллировали взрослые в делах семейных и политических.
Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал
патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им
как большая семья. Власть имератора («сына неба») уподобляется власти отца, а
отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от
старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на
принципе неравенства людей: «темные люди», «простолюдины», «низкие», «младшие»
должны подчиняться «благородным мужам», «лучшим», «высшим», «старшим». Тем
самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, поскольку
простой народ полностью отстранялся от участия в управлении государством.
Правда, его политический идеал состоял в правлении
аристократов добродетели и знания, а не родовой знати и богатых, так что
предлагаемая им идеальная конструкция правления отличалась от тогдашних
социально-политических реалий и благодаря этому обладала определенным
критическим потенциалом. Но в целом для Конфуция и его последователей, несмотря
на отдельные критические замечания и суждения, характерно скорее примиренческое
и компромиссное, нежели критическое отношение к существовавшим порядкам. Вместе
с тем присущее конфуцианству требование соблюдения в государственном управлении
принципов добродетели выгодно отличает это учение как от типичной для
политической истории Китая практики деспотического правления, так и от теоретических
концепций, оправдывавших деспотическое насилие против подданных и отвергавших
моральные сдержки в политике.
История политических и правовых учений. Под ред. В. С.
Нерсесянца. – М.: ИНФРА • М, 1998. С. 28
Будучи сторонником ненасильственных методов правления,
Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои
взаимоотношения на началах добродетели. Этот призыв прежде всего обращен к
правящим, поскольку соблюдение ими требований добродетели играет решающую роль
и предопределяет господство норм нравственности в поведении подданных. Отвергая
насилие, Конфуций говорил: «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если
вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа
(подобна) ветру; мораль низкого человека (подобна) траве. Трава наклоняется
туда, куда дует ветер».
Основная добродетель подданных состоит, согласно Конфуцию, в
преданности правителю, в послушании и почтительности ко всем «старшим».
Политическая этика Конфуция в целом направлена на достижение внутреннего мира
между верхами и низами общества и стабилизации правления. Помимо чисто
моральных факторов он обращает внимание и на необходимость преодоления
процессов поляризации богатства и бедности среди населения. «Когда богатства
распределяются равномерно,– отмечал он, – то не будет бедности; когда в стране
царит гармония, то народ не будет малочислен; когда царит мир (в отношениях
между верхами и низами), не будет опасности свержения (правителя)». Отвергая
бунты и борьбу за власть, Конфуций высоко оценивал блага гражданского мира.
Отрицательно относился Конфуций также и к внешним войнам, к
завоевательным походам китайских царств друг против друга или против других
народов («варваров»). Не отвергая в принципе сами гегемонистские претензии
китайских правителей, Конфуций советовал им: «людей, живущих далеко и не
подчиняющихся», необходимо «завоевать с помощью образованности и морали». «Если
бы удалось их завоевать, – добавлял он, – среди них воцарился бы мир». Эти
культуртрегерские и миротворческие мотивы в дальнейшем нередко использовались
китайскими правителями в качестве морального прикрытия своих завоевательных
акций и подчинения своей власти других народов.
Регулирование политических отношений посредством норм
добродетели в учении Конфуция резко противопоставляется управлению на основе
законов. «Если, – подчеркивал он, – руководить народом посредством законов и
поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться
(от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же
История политических и правовых учений. Под ред. В. С.
Нерсесянца. – М.: ИНФРА • М, 1998. С. 29
руководить народом посредством добродетели и поддерживать
порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится».
В целом добродетель в трактовке Конфуция– это обширный
комплекс этико-правовых норм и принципов, в который входят правила ритуала
(ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), почтительного отношения к
родителям (сяо), преданности правителю (чжун), долга (и) и т.д. Вся эта
нормативная целостность, включающая в себя все основные формы
социально-политического регулирования того времени, за исключением норм
позитивного закона (фа), представляет собой единство моральных и правовых
явлений.
Отрицательное отношение Конфуция к позитивным законам (фа)
обусловлено их традиционно наказательным значением, их связью (на практике и в
теоретических представлениях, в правосознании) с жестокими наказаниями.
Вместе с тем Конфуций не отвергал полностью значения
законодательства, хотя, судя по всему, последнему он уделял лишь
вспомогательную роль.
Существенную социально-политическую и регулятивную нагрузку
в учении Конфуция несет принцип «исправления имен» (чжэ мин). Цель «исправления
имен» – привести «имена» (т.'е. обозначения социальных, политических и правовых
статусов различных лиц и групп населения в иерархической системе общества и
государства) в соответствие с реальностью, обозначить место и ранг каждого в
социальной системе, дать каждому соответствующее ему имя, чтобы государь был
государем, сановник – сановником, отец – отцом, сын – сыном, простолюдин –
простолюдином, подданный – подданным.
Уже вскоре после своего возникновения конфуцианство стало
влиятельным течением этической и политической мысли в Китае, а во II в. до н.э.
было признано в Китае официальной идеологией и стало играть роль
государственной религии.
Основатель моизма Мо-цзы (479–400 гг. до н.э.) развивал идею
естественного равенства всех людей и выступил с обоснованием договорной
концепции возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности
народу верховной власти.
В этих целях он по-новому трактовал традиционное понятие
«воля неба» и подчеркивал, что «небо придерживается всеобщей любви и приносит
всем пользу». Всеобщность, присущая небу, которое играет в моизме роль образца
и модели для человечес-
История политических и правовых учений. Под ред. В. С.
Нерсесянца. – М.: ИНФРА • М, 1998. С. 30
ких взаимоотношений, включает в себя признание равенства
всех людей. «Небо не различает малых и больших, знатных и подлых; все люди –
слуги неба, и нет никого, кому бы оно не выращивало буйволов и коз, не
откармливало свиней, диких кабанов, не поило вином, не давало в изобилии зерно,
чтобы (люди) почтительно служили небу. Разве угоне есть выражение всеобщности,
которой обладает небо? Разве небо не кормит всех?»
Следование небесному образцу Мо-цзы называл также
«почитанием мудрости как основы управления». Важным моментом такого мудрого
управления является умелое сочетание «наставления народа с наказаниями».
Ссылаясь на примеры прошлого, Мо-цзы подчеркивал, что власть должна
использовать не только насилие и наказание, но и нравственные формы воздействия
на людей.
В поисках «единого образца справедливости» Мо-цзы выдвинул
идею договорного происхождения государства и управления. В древности, говорил
он, не было управления и наказания, «у каждого было свое понимание
справедливости», между людьми царила вражда. «Беспорядок в Поднебесной был
такой же, как среди диких зверей. Поняв, что причиной хаоса является отсутствие
управления и старшинства, люди выбрали самого добродетельного и мудрого
человека Поднебесной и сделали его сыном неба... Только сын неба может
создавать единый образец справедливости в Поднебесной, поэтому в Поднебесной
воцарился порядок».
Эта идея единой для всех справедливости и единой законодательной
власти своим острием была направлена против произвола местных властей и
сановников, против «больших людей – ванов, гунов», устанавливающих свои
порядки, прибегающих к жестоким наказаниям и насилию, что, по смыслу договорной
концепции Мо-цзы, противоречит всеобщему соглашению о верховной власти и ее
прерогативе устанавливать единый и общеобязательный «образец справедливости».
Важное место в учении Мо-цзы занимает требование учета
интересов простого народа в процессе управления государством. «Высказывания, –
подчеркивает он, – должны применяться в управлении страной, исходить при этом
из интересов простолюдинов Поднебесной». С этих позиций Мо-цзы адресовал
конфуцианцам следующий упрек: «Их обширное учение не может быть правилом для
мира. Они много размышляют, но не могут помочь простолюдинам». Мо-цзы энергично
выступал за осво-
История политических и правовых учений. Под ред. В. С.
Нерсесянца. – М.: ИНФРА • М, 1998. С. 31
бождение низов общества от гнета, страданий и нищеты. В
целом для его социального подхода к политико-правовым явлениям весьма
характерно его проницательное суждение о том, что «бедность – это корень
беспорядков в управлении».
Основные идеи древнекитайского легизма изложены в трактате
IV в до н.э. «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Ряд глав трактата
написан самим Гунсунь Яном (390– 338 гг. до н.э.), известным под именем Шан Ян.
Этот видный теоретик легизма и один из основателей школы «законников» (фацзя)
был правителем области Шан во времена циньского правителя Сяо-гуна (361–338 гг.
до н.э.).
Шан Ян выступил с обоснованием управления, опирающегося на
законы (фа) и суровые наказания. Критикуя распространенные в его время и
влиятельные конфуцианские представления и идеалы в сфере управления
(приверженность старым обычаям и ритуалам, устоявшимся законам и традиционной
этике и т.д.), Шан Ян замечает, что люди, придерживающиеся подобных взглядов,
могут «лишь занимать должности и блюсти законы, однако они не способны
обсуждать (вопросы), выходящие за рамки старых законов».
Представления легистов о жестоких законах как основном (если
не единственном) средстве управления тесно связаны с их пониманием
взаимоотношений между населением и государственной властью. Эти взаимоотношения
носят антагонистический характер по принципу «кто кого»: «Когда народ сильнее
своих властей, государство слабое; когда же власти сильнее своего народа, армия
могущественна».
В целом вся концепция управления, предлагаемая Шан Яном,
пронизана враждебностью к людям, крайне низкой оценкой их качеств и уверенностью,
что посредством насильственных мер (или, что для него то же самое, – жестоких
законов) их можно подчинить желательному «порядку». Причем под «порядком»
имеется в виду полнейшее безволие подданных, позволяющее деспотической
центральной власти мобильно и без помех манипулировать ими как угодно в делах
внутренней и внешней политики.
Этому идеалу «законнического» государства совершенно чужды
представления о каких-либо правах подданных по закону, об обязательности закона
для всех (включая и тех, кто их издает), о соответствии меры наказания тяжести
содеянного, об ответственности лишь за вину и т.д. По сути дела, закон
выступает здесь лишь как голая приказная форма, которую можно запол-
История политических и правовых учений. Под ред. В. С.
Нерсесянца. – М.: ИНФРА • М, 1998. С. 32
нить любым произвольным содержанием (повелением) и снабдить
любой санкцией. Причем законодатель, согласно Шан Яну, не только не связан
законами (старыми или новыми, своими), но даже восхваляется за это: «Мудрый
творит законы, а глупый ограничен ими».
Существенное значение в деле организации управления Шан Ян и
его последователи наряду с превентивными наказаниями придавали внедрению в
жизнь принципа коллективной ответственности. Причем этот принцип, согласно
легистам, выходил за круг людей, охватываемых семейно-родовыми связями, и
распространялся на объединение нескольких общин (дворов) – на так называемые
пятидворки и десятидворки, охваченные круговой порукой. Внедренная таким путем
система тотальной взаимослежки подданных друг за другом сыграла значительную
роль в укреплении централизованной власти и стала существенным составным
моментом последующей практики государственного управления и законодательства в
Китае.
Легистские воззрения, кроме Шан Яна, разделяли и развивали
многие видные представители влиятельной школы фацзя (Цзын Чань, Шэнь Бу-хай,
Хань Фэй и др.). Взгляды этой школы, помимо «Шан цзюнь шу», изложены также в
целом ряде других древнекитайских источников, в частности в главе «Ясные
законы» сводного памятника «Гуань-цзы» (IV–III вв. до н.э.), в книге «Хань
Фэй-цзы» – работе крупного теоретика легизма Хань Фэя (III в. до н.э.), в
разделе «Рассматривать все по нынешнему времени» компендиума древнекитайской
мысли «Люй-ши чунь цю» (III в. до н.э.) и др.
Во всех этих произведениях с теми или иными вариантами
отстаивается необходимость жестоких законов как средства управления.
В «Хань Фэй-цзы» предпринимается попытка легистской
переинтерпретации ряда основополагающих понятий даосизма и конфуцианства (дао,
ли, недеяние и т.д.).
Так, принцип недеяния правителя в толковании Хань Фэя
предстает как таинственность, которой следует сокрыть от подданных механизм
властвования. «Вообще идеал правления, – замечает он, – это когда подданные не
могут постичь тайны управления». Отстаивая господство законов, Хань Фэй
критиковал самовластных чивновников и называл их узурпаторами. Подобным
узурпаторам, злоупотребляющим властью, он противопоставлял «умных и сведущих в
законах людей», т.е. легистов.
История политических и правовых учений. Под ред. В. С. Нерсесянца.
– М.: ИНФРА • М, 1998. С. 33
В рамках легистской доктрины Хань Фэй выступал за дополнение
законов искусством управления. Это, по существу, означало признание
недостаточности одних лишь тяжких наказаний в качестве средства управления.
Отсюда и его частичная критика в адрес легистов Шан Яна и Шэнь Бу-хая: «Эти
двое не совсем тщательно отработали законы и искусство управления».
Подобная критика крайних легистских представлений о насилии
как единственном способе и критерии управления сочетается в учении Хань Фэя с
попыткой наряду с наказательным законом учесть роль и иных регулятивных начал и
принципов. Поэтому он, обращаясь к воззрениям даосистов и конфуцианцев,
стремился к определенному сочетанию некоторых их идей с легистскими
представлениями.
Ряд суждений о необходимости изменений законов в
соответствии с изменившимися требованиями времени имеются в названной
легистской работе «Рассматривать все по нынешнему времени». «Любой закон
прежних правителей,– подчеркивал автор этого трактата,– был необходим в свое
время. Время и закон развиваются не одинаково, и, пусть старые законы дошли до
нас, все же копировать их нельзя. Поэтому следует выбирать из готовых законов
прежних правителей (что нужно) и брать за образец то, чем они руководствовались
при выработке законов».
Попытки исторического подхода к закону придавали легистской
концепции в целом большую гибкость и содействовали ее приспособлению к нуждам
политической практики и законодательного процесса. Одновременно, как мы видели,
предпринимались попытки легистской переинтерпретации ряда идей даосизма и
конфуцианства с целью использовать все идеологически влиятельные и регулятивно
значимые концепции управления в интересах бюрократически-централизованной
власти.
В результате всех этих усилий уже ко II в. до н.э.
официальная государственная идеология в Древнем Китае совмещала в себе
положения как легизма, так и конфуцианства, причем последнему нередко, по
существу, отводилась роль привлекательного фасада и прикрытия. Подобный
идейно-теоретический симбиоз различных концепций управления и правопонимания
сыграл значительную роль во всем последующем развитии государства и права в
Китае.
www.adhdportal.com
§ 3. Политическая и правовая мысль Древнего Китая
§ 3. Политическая и правовая мысль Древнего Китая
Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI—III вв. до н.э. В этот период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Рост имущественной дифференциации внутри общин повлек за собой возвышение зажиточных слоев, ослабление патриархальных плановых связей и углубление социальных противоречий. Возникает ожесточенная борьба за власть между имущественной и наследственной аристократией. Чжоуская монархия, державшаяся благодаря авторитету родовой знати, распадается на многочисленные враждующие между собой государства. Страну охватывает затяжной политический кризис.
В поисках выхода из него идеологи противоборствующих классов выдвигают программы мероприятий, которые позволили бы упрочить положение представляемых ими слоев и обеспечить политическую стабильность. В общественно-политической мысли складываются различные направления и школы. Развивавшиеся на основе предшествующей религиозной мифологии, они нередко использовали одни и те же представления (например, о божественной природе неба, о законе дао), изменяя их соответственно своим программам. Наиболее влиятельными политическими учениями Древнего Китая являлись даосизм, конфуцианство, моизм и легизм.
Возникновение даосизма традиция связывает с именем полулегендарного мудреца Лао-цзы, жившего по преданию в VI в. до н.э. Ему приписывают составление канонического трактата "Дао дэ цзин" ("Книга о дао и дэ").
Идеология раннего даосизма отражала воззрения общинной верхушки и части знати, их протест против чрезмерного обогащения правителей, усиления чиновничьего аппарата и расширения государственной деятельности. Утратившие свое былое влияние, эти слои добивались реставрации патриархальных порядков.
В основе учения лежит понятие "дао" (буквально — путь). Оно было заимствовано из традиционных китайских верований, где означало правильный жизненный путь человека или народа, соответствующий велениям неба. Переосмысливая это понятие, основатели даосизма стремились развенчать идеологию правящих кругов и в первую очередь официальный религиозный культ с его догмами о "небесной воле" и "государе — сыне неба", дарующих законы дао народу. Дао в интерпретации последователей Лао-цзы — это абсолютное мировое начало. Оно предшествует небесному владыке и превосходит его своей мощью. Дао — источник всего существующего, бесконечный поток естественного возникновения и смены всех явлений, их перехода из одного в другое, вечный круговорот рождения и смерти. Человеку оно предстает в виде сверхъестественного закона, управляющего миром. Перед лицом этой всепроникающей силы человеку остается лишь осознать свое ничтожество и попытаться путем освобождения от страстей продлить себе жизнь.
Существующие в обществе недостатки даосы объясняли тем, что люди, предавшись суетным желаниям, отошли от первоначальной простоты, разорвали естественные узы, скреплявшие их с землей, и вместо мудрости полагаются на знания. Причиной общественных неурядиц является переход от изначального слияния человека с дао к развитию его способностей и знаниям.
В социально-этическом плане лейтмотивом даосизма проходят осуждение гордыни, проповедь среднего достатка и умеренности. "Кто много накапливает, — учил Лао-цзы, — тот потерпит большие убытки. Кто знает меру, у того не будет неудачи". Хороший купец, имея полные амбары, делает вид, что они у него пусты. В "Дао дэ цзин" нашли отражение широко распространенные среди общинного крестьянства представления об имущественных переделах в пользу бедных. Небесное дао, говорится в каноне, "отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято".
Свои надежды на восстановление естественной простоты человеческих отношений Лао-цзы связывал с умными вождями из числа наследственной знати, которые смогли бы увидеть "чудесную тайну дао" и повести за собой народ. "Если знать и государи могут его (дао) соблюдать, то все существа сами становятся спокойными. Тогда небо и земля сольются в гармонии, наступят счастье и благополучие, а народ без приказания успокоится".
Мудрый государь, поучали даосы, правит страной при помощи метода недеяния, т.е. воздерживаясь от активного вмешательства в дела членов общества. Лао-цзы порицал современных ему правителей за то, что они слишком деятельны, устанавливают много налогов и запретительных законов, ведут бесконечные войны. "Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует".
Лао-цзы призывал знать и правителей "селиться ближе к земле", восстановить порядки, существовавшие в древности, когда люди жили небольшими разрозненными селениями, отказаться от использования орудий труда и отучить народ от знаний. "В древности те, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний".
Социально-политическая концепция даосизма представляла собой реакционную утопию. Ее питали умонастроения тех слоев родовитой знати и общинной верхушки, положение которых было подорвано растущим имущественным и социальным расслоением. Не обладая реальной силой для борьбы с новой аристократией, эти слои претендовали на роль хранителей священной мудрости, не доступной другим. Одновременно они стремились поправить и свои имущественные дела, сравняться с аристократией богатства, используя для этого и общинные традиции взаимопомощи.
Мистицизм и таинственность даосизма породили интерес к нему со стороны самых разных социальных групп, начиная от ближайшего окружения царей и кончая различными заговорщицкими организациями. Использование даосами традиций и норм общинной жизни облегчало восприятие учения крестьянскими массами.
Наиболее влиятельной доктриной в истории политической и правовой мысли Китая являлось конфуцианство. Родоначальник этого направления Конфуций (551—479 гг. до н.э.) защищал интересы слоев, стремившихся примирить имущественную и наследственную знать. Изречения мыслителя собраны его учениками в книге "Лунь юй" ("Суждения и беседы").
Основными категориями конфуцианства являются понятия благородного мужа, человеколюбия и правил ритуала. Категории эти были тесно взаимосвязаны, ибо представляли собой лишь различные стороны единого политического идеала, рассмотренного с точки зрения его носителей, общего принципа и конкретных нормативных предписаний.
Управлять государством, согласно Конфуцию, призваны благородные мужи во главе с государем — "сыном неба". Вслед за сторонниками правления знатных Конфуций утверждал, что деление людей на "высших" и "низших" не может быть устранено. Отличие его взглядов от воззрений наследственной знати состояло в том, что Конфуций выделял благородных не по признакам происхождения, а по моральным качествам и знаниям. Благородный муж в учении Конфуция — это образец нравственного совершенства, человек, который всем своим поведением утверждает нормы морали. Именно по этим критериям Конфуций предлагал выдвигать людей на государственную службу. "Если выдвигать справедливых и устранять несправедливых, народ будет подчиняться".
Идеи правления знатных у Конфуция носили ярко выраженный компромиссный характер: представления, типичные для идеологии наследственной знати (признание врожденных различий между людьми, их градация на "высших" и "низших"), сочетались у него с положениями, открывавшими доступ к государственному аппарату неродовитой общинной верхушке.
Главная задача благородных мужей — воспитать в себе и распространить повсеместно человеколюбие. В это понятие Конфуций вкладывал особое, не совпадающее с современным содержание. Под человеколюбием понималось поведение, отвечавшее нравственным ценностям семейно-клановых коллективов и патриархальных общин. Человеколюбие включало в себя: попечение родителей о детях, сыновнюю почтительность к старшим в семье, а также справедливые отношения между теми, кто не связан родственными узами. "Почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям — это основа человеколюбия". Общим принципом взаимоотношений между людьми был принцип "не делай другим того, чего не желаешь себе".
Перенесенные в сферу политики, эти принципы должны были послужить фундаментом всей системы управления. Ее перестройку Конфуций предлагал начать с так называемого исправления имен, т.е. с восстановления истинного, изначального смысла существующих в обществе титулов и вытекающих из них обязанностей. "Государь должен быть государем, сановник — сановником, отец — отцом, сын — сыном". Государю вменялось в обязанность относиться к подданным, как к своим детям. Он должен заботиться о достатке продовольствия в стране, защищать ее оружием и воспитывать народ. Воспитание подданных — важнейшее государственное дело, и осуществлять его надо силой личного примера. "Управлять — значит поступать правильно". В свою очередь, народ обязан проявлять сыновнюю почтительность к правителям, беспрекословно им повиноваться. Прообразом организации государственной власти для Конфуция служило управление в семейных кланах и родовых общинах (патронимиях). Концепция мыслителя представляла собой одну из самых ранних попыток обосновать идеал патерналистского государства.
Описание идеального общества Конфуций конкретизировал в учении о правилах ритуала, которым отводилась роль нормативной системы государства. Конфуций был решительным противником управления на основе законов. Он осуждал правителей, делавших ставку на устрашающие правовые запреты, и выступал за сохранение традиционных религиозно-моральных методов воздействия на поведение китайцев. "Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться [от наказаний] и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится". Перечень конфуцианских правил поведения охватывал предписания, касающиеся выполнения ритуальных и культовых обрядов (почитания духов, культа предков), моральные наставления и нормы обычного права. Подчеркивая свое преклонение перед древностью, Конфуций призывал восстановить правила, существовавшие во времена лучших правителей династии Чжоу.
На страницах книги "Лунь юй" высказана мысль о том, что необходимость в государственном управлении отпадет вообще, если правила ритуала будут всеми соблюдаться. Конфуций и его последователи не исключали, однако, что для наступления той счастливой поры потребуются карательные походы против непокорных. Главное в том, считали они, чтобы распоряжения о карательных походах отдавал благородный и любящий свой народ государь, а не правители уделов или сановники. Применять наказания нужно по-отечески, т.е. с любовью к людям. Конфуцианское учение отвергало тем самым произвол администрации, особенно на местах, ограничивало своеволие государя определенными моральными рамками.
Политическая программа раннего конфуцианства в целом являлась консервативной, хотя в ней содержались и прогрессивные идеи. Проведенная на практике, она способствовала закреплению патриархальных отношений, утверждению господства наследственной аристократии. Конфуцианские идеи обновления правящего сословия за счет представителей непривилегированных слоев не могли привести к радикальной перестройке в государстве, ибо последние, будучи воспитаны на древних традициях, сами превращались в активных защитников организации власти, которую отстаивала родовитая знать. Концепция выдвижения справедливых предполагала лишь ослабление конфликтов между старой и новой аристократией.
Вместе с тем отдельные положения доктрины, как было сказано, имели прогрессивное значение. К ним следует отнести прежде всего идеи распространения моральных знаний и обучения людей независимо от их сословной принадлежности. Просветительская деятельность Конфуция и его учеников сыграла громадную роль в развитии китайской культуры.
С критикой правления наследственной аристократии выступил Мо-цзы (приблизительно 479—400 гг. до н.э.) — основатель школы моистов. Его учение изложено последователями в книге "Мо цзы".
Моизм выражал интересы мелких собственников — свободных земледельцев, ремесленников, торговцев, низших чинов в государственном аппарате, социальное положение которых было неустойчиво и противоречиво. С одной стороны, они были близки к крестьянским массам и в известной степени восприняли их убеждения, а с другой, — добившись определенного положения в обществе, стремились приблизиться к правящей верхушке, требовали для себя привилегий высших сословий. Такими же противоречиями было пронизано учение моистов.
Воспроизводя некоторые представления социальных низов, моисты осуждали замещение государственных должностей по принципам происхождения и родства. Они доказывали, что все люди равны перед божественным небом: "Небо не различает малых и больших, знатных и подлых; все люди — слуги неба". На государственную службу следует выдвигать наиболее мудрых независимо от происхождения. С этих позиций ими подвергалась критике и примиренческая доктрина конфуцианцев, которая допускала врожденные знания у наследственных аристократов и ограничивала выдвижение мудрых своего рода цензом образования. Источником мудрости, указывал Мо-цзы, являются не врожденные добродетели и не чтение книг, а знания, почерпнутые из жизни простого народа. Управление государством не требует обучения. Способности человека к государственному управлению определяются его деловыми качествами — желанием служить простолюдинам, усердием в делах и т.п. "Если человек имеет способности, то его нужно выдвигать, хотя бы он был простым земледельцем или ремесленником".
В подтверждение этого вывода Мо-цзы ссылался на пример древних. Первым правителем, согласно его концепции, люди избрали самого достойного. Получив от неба и духов право на управление Поднебесной, он стал государем — "сыном неба". Древние правители, утверждал Мо-цзы, приносили пользу всему народу. Среди них многие были выходцами из низших сословий: один сначала лепил горшки, другой был рабом, третий — каменщиком. Причиной нынешних неурядиц и хаоса является то, что правители отвергли заветы старины, предаются алчности, ведут из-за этого нескончаемые войны, повергают простолюдинов в нищету. Учение моизма о выдвижении мудрых содержало в зародыше идею равенства, обосновывало возможность передачи верховной власти представителям трудового народа.
Противоречия в учении моистов начинались тогда, когда они переходили от критики существующих порядков к изложению принципов и методов управления в идеальном государстве.
В противовес конфуцианскому принципу человеколюбия Мо-цзы выдвинул принцип всеобщей любви. Конфуцианское человеколюбие, говорил он, представляет собой корыстную любовь, основанную на привязанности по крови и приоритете родственных связей. Но такая любовь еще не является настоящей любовью. Истинное человеколюбие подразумевает одинаково справедливые отношения ко всем людям без различия родства или сословий. Мо-цзы мечтал о том, чтобы "люди помогали друг другу, чтобы сильный помогал слабому, чтобы люди учили друг друга, чтобы знающий учил незнающего, делили бы имущество друг с другом". В этой части концепция опиралась на бытовавшие в общинах представления о взаимовыручке и имущественных переделах.
Наряду с этим всеобщая любовь была истолкована Мо-цзы как взаимная выгода, что придавало его концепции совершенно иной смысл. Из бескорыстной добродетели, требующей отказаться от излишков имущества ради общего блага, всеобщая любовь превращалась в расчетливое услужение для получения вполне осязаемой выгоды. Применительно к отношениям внутри правящего сословия взаимная любовь означала, например, что советники и чиновники из любви к государю проявляют усердие по службе, не раздумывая повинуются ему, а он платит им ответной любовью — назначает высокое жалованье, награждает рангами знатности и наделами земли, дает в подчинение людей. Подобное понимание добродетели уже не оставляло никакого места для равенства и действительной любви к людям.
Идеальной организацией власти Мо-цзы считал государство с мудрым правителем во главе и отлаженной исполнительской службой. В единообразном исполнении чиновниками воли государя он видел залог и основу прочности власти. Для установления же полного единства государства предлагалось насаждать единомыслие, искоренять вредные учения и поощрять доносы. "Услышав о хорошем или плохом, каждый должен сообщить об этом вышестоящему, и то, что вышестоящий находит правильным, все должны признать правильным, а то, что вышестоящий находит неправильным, все должны признать неправильным". Поддерживать данный порядок следовало при помощи наказаний и наград, соразмерных совершаемым поступкам.
Таким образом, в концепции моизма идеи равенства были фактически отброшены; концепция завершалась восхвалением деспотически-бюрократического государства, исключавшего всякую возможность не только участия народа в управлении, но и обсуждения им государственных дел. Взгляды Мо-цзы на государственное единство приближались к идее централизации власти.
В истории китайской политической мысли учение Мо-цзы занимает промежуточную ступень между конфуцианством, выдержанным в духе патриархальной морали, и практико-прикладной теорией легистов (законников). Моизм отражал результаты перерастания патриархальной общины в территориальную, развития отношений, построенных на расчете и соображениях выгоды, но воспроизводил идеологию слоев, которые не способны были преодолеть общинные связи. Отсюда — склонность моистов к конформизму, половинчатость предлагаемых ими реформ, утопические идеи выдвижения простолюдинов на государственную службу при сохранении аристократических привилегий и т.п. В политической программе моизма просматриваются как прогрессивные, так и консервативные тенденции.
Интересы имущественной и служилой знати отстаивали легисты, или законники. Крупнейший представитель раннего легизма — Шан Ян (ок. 390—338 гг. до н.э.), инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат "Шан цзюнь шу" ("Книга правителя области Шан").
Учение легизма существенно отличалось от предшествовавших концепций.
Легисты отказались от традиционных моральных трактовок политики и разрабатывали учение о технике отправления власти. Осуществляя эту переориентацию, Шан Ян руководствовался устремлениями служилой знати и зажиточных общинников, добивавшихся ликвидации патриархальных порядков. От политической теории они меньше всего ждали наставлений в добродетели. Им нужна была выверенная программа общегосударственных преобразований. "Человеколюбивый, — отмечал Шан Ян, — может оставаться человеколюбивым к другим людям, но он не может заставить других людей быть человеколюбивыми... Отсюда ясно, что одного человеколюбия или справедливости еще недостаточно, чтобы добиться хорошего управления Поднебесной". Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчеты. Легисты придавали большое значение обобщению опыта предшествующих правителей, экономическому обеспечению политики.
Еще одну особенность легизма составили элементы исторического подхода к общественным явлениям. Поскольку частнособственнические интересы новой аристократии противоречили архаическим устоям общинной жизни, постольку ее идеологам приходилось апеллировать не к авторитету традиций, а к изменению социальных условий по сравнению с прошлым. В противоположность даосам, конфуцианцам и моистам, призывавшим восстановить древние порядки, легисты доказывали невозможность возврата к старине. "Для того, чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности". Хотя легисты были далеки от изучения действительных исторических процессов и, как правило, ограничивались простым противопоставлением современности прошлому, их исторические взгляды способствовали преодолению традиционалистских воззрений, расшатывали религиозные предрассудки и подготавливали тем самым условия для создания светской политической теории.
Идеологи легизма намечали провести обширный комплекс экономических и политических реформ. В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников. Умный правитель, говорится в трактате "Шан цзюнь шу", "не потворствует смуте, а берет власть в свои руки, устанавливает закон и с помощью законов наводит порядок". Намечалось также упразднить передачу должностей по наследству. На административные посты Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске. Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоев в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей. "Если в народе есть люди, обладающие излишками зерна, пусть им за сдачу зерна предоставляются чиновничьи должности и ранги знатности". Деловые качества при этом не учитывались. Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь одно требование — слепо повиноваться государю.
Легисты считали необходимым ограничить общинное самоуправление, подчинить семейные кланы и патронимии местной администрации. Не отрицая общинного самоуправления в принципе, Шан Ян выступал с проектами реформ (районирования страны, службы чиновничества на местах и др.), которые преследовали цель поставить граждан под непосредственный контроль государственной власти. Реализация этих проектов положила начало территориальному подразделению граждан в Китае.
Предлагалось также установить единые для всего государства законы. Как и другие ранние легисты, Шан Ян не помышлял еще о полной замене обычного права законодательством. Под законом он понимал репрессивную политику (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.
Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. "Когда народ сильнее своих властей — государство слабое; когда власти сильнее своего народа — армия могущественна". В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана. Шан Яну не известны представления о правах граждан, их законных гарантиях и т.п. Закон выступает у него средством устрашающего превентивного террора. За малейший проступок, убеждал Шан Ян, следует карать смертной казнью. Эту карательную практику должна была дополнить политика, направленная на искоренение инакомыслия и оглупление народа.
Высшей целью деятельности государя Шан Ян считал создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн.
Легизм содержал наиболее полную программу централизации государства, и его рекомендации были использованы при объединении страны под властью императора Цинь Шихуана (III в. до н.э.). Официальное признание учения в то же время имело крайне негативные последствия. Практическое применение легистских концепций сопровождалось усилением деспотизма, эксплуатации народа, внедрением в сознание подданных животного страха перед правителем и всеобщей подозрительности. Учитывая недовольство широких масс легистскими порядками, последователи Шан Яна отказались от наиболее одиозных положений и, наполняя легизм моральным содержанием, сближали его с даосизмом либо конфуцианством.
Во II—I вв. до н.э. конфуцианство, дополненное идеями легизма, утверждается в качестве государственной религии Китая. Школа моистов постепенно отмирает. Даосизм, переплетаясь с буддизмом и местными верованиями, приобретает черты магии и со временем утрачивает влияние на развитие политической и правовой идеологии.
Официальным учением императорского Китая конфуцианство оставалось вплоть до Синхайской революции 1911—1913 гг.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
history.wikireading.ru
4. ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ МЫСЛЬ ДРЕВНЕГО КИТАЯ. Шпаргалка по истории политических и правовых учений
Основателем даосизма, одного из наиболее влиятельных течений древнекитайской философской и общественно-политической мысли, считается Лао-Цзы (VI в. до н. э.). Его взгляды изложены в произведении «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»). Лао-цзы характеризует дао как независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественную закономерность. Дао определяет законы неба, природы и общества. Оно олицетворяет высшую добродетель и естественную справедливость. В отношении к дао все равны.
Все недостатки современной ему культуры, социально-политическое неравенство людей, бедственное положение народа и т. д. Лао-Цзы приписывает отклонению от подлинного дао. Протестуя против существующего положения дел, он вместе с тем все свои надежды возлагал на самопроизвольное действие дао, которому приписывается способность восстанавливать справедливость. В такой трактовке дао выступает как естественное право непосредственного действия.
Фундаментальную роль во всей истории этической и политической мысли Китая сыграло учение Конфуция (551–479 гг. до н. э.). Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками.
Опираясь на традиционные воззрения, Конфуций развивал патриархально-патерналистскую концепцию государства. Государство трактуется им как большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей. Тем самым Конфуций выступал за аристократическую концепцию правления, поскольку простой народ полностью отстранялся от участия в управлении государством.
Правда, его политический идеал состоял в правлении аристократов добродетели и знания, а не родовой знати и богатых, так что предлагаемая им идеальная конструкция правления отличалась от тогдашних социально-политических реалий и благодаря этому обладала определенным критическим потенциалом. Но в целом для Конфуция и его последователей, несмотря на отдельные критические замечания и суждения, характерно скорее примиренческое и компромиссное, нежели критическое отношение к существовавшим порядкам.
Основатель моизма Мо-цзы (479–400 гг. до н. э.) развивал идею естественного равенства всех людей и выступил с обоснованием договорной концепции возникновения государства, в основе которой лежит идея принадлежности народу верховной власти.
Следование небесному образцу Мо-цзы называл также «почитанием мудрости как основы управления». В поисках «единого образца справедливости» Мо-цзы выдвинул идею договорного происхождения государства и управления.
Основные идеи древнекитайского легизма изложены в трактате IV в. до н. э. «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Ряд глав трактата написан самим Гунсунь Яном (390–338 гг. до н. э.), известным под именем Шан Ян. Этот видный теоретик легизма и один из основателей школы «законников» (фацзя) был правителем области Шан во времена циньского правителя Сяо-гуна (361–338 гг. до н. э.).
В целом вся концепция управления, предлагаемая Шан Яном, пронизана враждебностью к людям, крайне низкой оценкой их качеств и уверенностью, что посредством насильственных мер их можно подчинить желательному «порядку».