Дизайн интерьера и архитектура. Интерьер древней руси
Интерьер Древней Руси. - тысяча разных идей
Русская изба столетиями не меняла свой облик. Основою избы была клеть — связь бревен на четыре угла. Клеть зимняя отапливалась печью, холодная клеть — это летняя постройка, без печи. Основой деревянных наземных построек служил четырехугольный бревенчатый сруб, чаще 4 м на 4 м. Потолок из гладко отесанных досок закрывался двускатной крышей, пол в срубных домах всегда бывал дощатый. Такой дом назывался изба - от "истба", "истопка", поскольку обязательно строился с печью.
Некоторые дома состояли из избы, теплого жилого помещения, и клети - холодного, служившего кладовой. Часто имелись подклети — нижние помещения для скота, вещей. В таком случае саму избу, стоявшую над подклетью, именовали горницей. Горницу с окнами, которые пропускали много света, называли светлицей. У наиболее зажиточных людей имелся и третий ярус — терем. В богатых домах полы деревянные, а в княжеских — из дубовых плиток (разновидность паркета). В каждом богатом доме обязательно была мыльня — русская баня.
Хоромы — это несколько построек, поставленных рядом. Хоромами называли княжеский дворец. Княжеский дворец не составлял одного большого целого здания, а состоял как раз из нескольких зданий. Каждый член княжеской семьи имел свое особое помещение, отдельное от других строений. Для соединения всех помещений служили сени и переходы.
ВНУТРЕННЕЕ УБРАНСТВО ДОМОВ.
Главную роль в интерьере русского дома играла печь, ее расположение определяло всю внутреннюю планировку. Обычно печь располагалась слева или справа от входа, реже - в центе избы. Угол по диагонали от печи был парадной частью избы - здесь вешали иконы, ставили лавки и стол, сюда сажали гостей. Назывался этот угол красным.
Угол напротив печного получил название бабий кут или середа: в нем обычно женщины стряпали и пряли. Четвертый угол предназначался для мужских работ.
Главными предметами мебели были стол и неподвижные лавки, на которых сидели и спали. Известны также подвижные скамьи, сундуки и полати, предназначенные для сна, которые настилали рядом с печью высоко, (в северных землях) либо низко (в южных) над дверью. Внутри дом никак не украшался, поскольку печи долгое время были беструбными, и дым шел прямо в избу, покрывая стены и все находящиеся в доме предметы копотью.
Oбстановка в домах зависела от достатка их владельцев. У тех, кто победней — деревянные столы, скамьи, лавки вдоль стен. У богатых — столы, скамьи лавки с богатой росписью, а также табуреты. Богатые дома убирались коврами. После того, как появились печные трубы, в княжеских дворцах стены стали расписывать фресками.
Избы освещали лучинами, которые вставлялись в печную расщелину или металлический светец. У зажиточных использовались сальные свечи с подсвечниками, деревянными или металлическими, которые стояли на столах. Иногда встречались серебряные "шандалы", те же подсвечники, или светильники с растительным маслом.
В интерьере Древней Руси используються роспись стен (насыщенных ярких цветов (красного, зелёного, синего... - "расписной терем"), витражи на окнах, изразцовые печи, своды на потолках, бaлдахины на кроватях...
Инфо с сайтa:http://www.portal-slovo.ruПродолжение следует...
milleidee.livejournal.com
Интерьер древнерусского дома. | Вечный студент
Утраченная Русь 16
Украсить древнерусский дом было достаточно сложно. И дело тут даже не в достатке хозяина, а в самой природе русского дома, где главной деталью интерьера была огромная русская печь.
По существу, вокруг печи и шла жизнь русского человека. Здесь были и тепло, и пища, и спальня, и детская. Остальное пространство небольшого русского дома, который можно было протопить одной печью, использовалось крайне экономно.
А печь, как предмет интерьера, была в богатых домах действительно прозведением искусства, покрывалась она глазурной плиткой с рисунком, или расписывалась мастерами.
В печи делались небольшие углубления, печоры. Они заменяли и буфеты, и термостаты для сохранения теплой еды. Богатый хозяин, желая удивить гостей, заполнял эти печоры самой богатой посудой.
Кстати, знаете ли вы, что доски на Руси были редкостью, предметом сумасшедшей роскоши? Такого казалось бы русского инструмента, как пила, не было! Использование пил и пилорам было введено особым указом Петра. И выписывались они из-за границы.
Изготовление хороших пил было делом трудоемким, а русские мастера использовали топор мастерски, не нуждаясь в в более изощренных инструментах.
Но вот доски без распилки бревна не получится. Поэтому и была доска предметом роскоши.
В богатых домах, обычные бревенчатые стены обшивались доской.
Особый шик — это окно с оконной рамой, знаменитое «косящато» окно русских былин. Вставлялись туда витражи из цветных кусков стекла. Это было тогда сделать проще, чем приготовить обычное наше простое прозрачное стеклянное полотно!
И конечно, главное украшение русского дома — иконы. Они заменяли картины и опять-таки были показателем достатка хозяина. Чем больше икон, тем богаче и родовитее хозяин, так как иконы переходили детям по наследству.
А так как в каждой комнате для икон было совершенно определенное место — красный угол, глядящий на восток, то далеко не все их можно было поместить на иконостасе. Тем более, что каждая икона имела еще и свой собственный занавес, убрус, богато расшитый жемчугом, бисером и даже драгоценными камнями.
Поэтому иконами могли украшать даже служебные помещения: сени и амбары.
Именитые русские люди имели в своих домах отдельные комнаты для молитвы — молельни, где было все необходимое для всех церковных обрядов.
Сени, коридор между частями жилого дома, выходящий на крыльцо, устилался рогожами и даже коврами, чтобы грязь в покои не нести.
Стульев в русском обиходе практически не было. Были лавки, прочно приделанные к стенам. Если стены обивались материей, то той же материей покрывались и лавки.
Сверху лавки покрывались еще и полавочниками. Это были большие полотнища материи. Одно из них, узкое, закрывало сиденье во всю длину. А второе полотнище свешивалось с сидения до земли, закрывая пустое пространство под лавкой.
Если лавок для всех домашних было недостаточно, добавлялось несколько скамей, длинных и широких с возвышением в изголовье, чтобы можно было отдохнуть после сытного обеда. Очень редко были и подобия табуреток — стольцы.
Зеркал в домах не было! Церковь очень их не одобряла. Да и зачем они? Бедному человеку украшать свою особу некогда. А богатым всегда одеться и причесаться поможет челядь.
Маленькие ручные зеркала, как игрушка для богатых женщин, покупалась за границей. Помните, в «Аленьком цветочке» одна из сестер просит отца привезти ей в подарок зеркальце, чтобы любоваться на свою красоту?
Продолжение цикла: Не мытьем, так катаньем…
Поделиться ссылкой:
Похожее
olgaveiga.ru
23. Культовые интерьеры Древней Руси (X-XVII вв.).
Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ (с IX до XVII вв.). В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков.
В архитектуре восточных славян, которые позже образовали Русское государство, первоначально использовалось дерево. В конце X в. князь Владимир принял христианство и провозгласил его государственной религией. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникают и новые способы строительства. С самого начала церковное искусство здесь имеет византийский характер.
Древнерусское зодчество при наличии большой монументальности характеризуется чрезвычайной пластичностью форм, каким-то особым ощущением их спокойствия и незыблемости, соизмеримостью с размерами человека, его масштабами и потребностями. Все это относится так же в полной мере к интерьерам светских и культовых сооружений.
Начальный период в развитии древнерусского искусства определяется искусством восточных славян. Они занимались земледелием, поклонялись божествам, олицетворявшим силы природы, создавали изображения этих богов — так называемых идолов. Многие из мифологических мотивов, таких, как образы праматери-покровительницы рода, священных коней, жар-птицы, прочно вошли в народное сознание, были бережно сохранены в крестьянской вышивке и резьбе вплоть до наших дней. Но они утратили свой первоначальный смысл и превратились в занимательную сказку, мотив затейливого узора.
Древнейшее художественное творчество славян полнее всего выразилось в производстве украшений и предметов быта, особенно металлических изделий: колец, ожерелий, запястий, серег, нередко покрытых тонким узором черни и эмали. Это художественное ремесло было самобытно и несло печать высокого мастерства.
С укреплением Киевского государства и принятием христианства искусство приобрело монументальный, величественный характер, обогатилось традициями византийской культуры, но в значительной мере утратило поэтическую свежесть и сказочную наивность. Новое монументальное искусство достигло своего расцвета уже в XI в.
Зодчество. Культовый характер искусства определил приоритет направлений и жанров, получивших преобладающее развитие. Здесь ведущие позиции занимало зодчество.
Русский город — это по преимуществу деревянный город. Изучение книжных миниатюр, археологические раскопки позволили отчасти воссоздать его облик. Он раскинут несколько шире, чем его европейский город-собрат. Дома с дворами. У знати терема в два-три, а то и четыре этажа.
В церковной архитектуре особенно ощутимо влияние Византии. Это и понятно: именно с помощью греческих зодчих, при участии мастеров по камню, мозаистов и строителей в Киеве и других центрах были воздвигнуты первые постройки. Древняя Русь переняла византийский тип крестово-купольного храма. При этом церкви очень скоро стали возводиться со сложной системой сводчатых и купольных перекрытий, что придало им особую монументальность.
К таким постройкам следует отнести знаменитый Софийский собор в Киеве, увенчанный 13 куполами. Величественный храм, в котором было все — и мощь, и торжественность, по праву стал главным храмом Древнерусского государства.
Очень скоро древнерусская архитектура приобрела самобытные и неповторимые черты. Вскоре после строительства киевского кафедрального собора появился Софийский собор и в Новгороде. Знаменательно, что это был не просто спор двух центров, объединение которых некогда послужило основой для Древнерусского государства; сошлись и различные эстетические представления: праздничности и гармоничности Софии Киевской была противопоставлена величавая суровость и лаконичность северной Софии Новгородской.
Обособление земель сопровождалось их экономическим и культурным расцветом. Отныне каждый из князей радел о процветании стольного города, который ни в чем не должен был уступать не только соседям, а и самому Киеву. Это способствовало тому, что архитектура различных земель, сохраняя общность, приобретает свои индивидуальные черты. Зодчество получает новые импульсы развития, итог которых — создание архитектурных памятников мирового уровня.
ен рядом небольших арок — арматурным поясом, пилястры и полуколонны придают зданию особую торжественность. На Владимирской земле стоит и другая жемчужина древнерусской архитектуры, поражающая своей удивительной простотой и гармонией пропорций,— церковь Покрова на Hepли.
Древние зодчие точно учитывали и окружающее пространство, и вкусы, потребности заказчиков. Дмитриевский собор, выстроенный в центре Владимира, рядом с Успенским собором и княжескими палатами, был собором дворцовым, призванным возвеличить благочестивую княжескую власть в лице Всеволода Юрьевича. Собор поражает своим великолепием, изощренной белокаменной резьбой. На его северном фасаде в окружении своих многочисленных сыновей изображен сам владимирский князь.
Изобразительное искусство. Длительный и сложный путь проделало изобразительное искусство Древней Руси. Ведущую роль в нем занимала монументальная и станковая живопись, развивавшаяся под сильным византийским влиянием. Именно из Византии вместе с иконографическим каноном и греческими мастерами на русскую землю пришла техника мозаики, фрески и станковой живописи.
Наиболее полно мозаика сохранилась в Софии Киевской. Организуют интерьер две композиции, в центре которых изображение всесильного и торжествующего Христа, подавляющего зрителя своей мощью и внутренней силой, и заступницы Богоматери. Не случайно это мозаичное изображение получило название «Нерушимая стена».
Первые иконы, появившиеся на Руси, привезены из Византии. Среди них были великолепные памятники византийской иконописи, такие, как икона Владимирской Богоматери, одна из самых почитаемых икон Руси на протяжении всей ее многовековой истории. Однако очень скоро происходит становление самостоятельной древнерусской иконописной школы со своими традициями и художественными особенностями. К древнерусской школе многие искусствоведы относят Спас Нерукотворный XII в. с его выразительным сочетанием глубокой задумчивости взгляда с экспрессивностью, рожденной асимметричностью лица. Столь же выразителен облик иконы «Ангел Златые Власы».
Высокого уровня достигло прикладное искусство Древней Руси. Предметы декоративного искусства до сих пор поражают своей красотой, разнообразием материалов и высочайшей техникой — сканью, зернью, эмалью. Украшения, выполненные в технике зерни, представляли собой причудливые узоры, созданные из тысяч мельчайших припаянных шариков. Техника скани требовала от мастера создания узоров из тонкой золотой и серебряной проволоки, иногда промежутки между этими проволочными перегородками заполнялись разноцветной эмалью — непрозрачной стекловидной массой. Но не менее удивительно и другое. Раскопки показали, что немало предметов декоративного и прикладного искусства было доступно простым горожанам. Люди прошлого умели ценить красоту обиходной вещи, а главное — стремились к этой красоте.
studfiles.net
Интерьер в стиле Древней Руси
Интерьер квартиры, прежде всего, является отражением вкуса и стиля хозяина, он может многое рассказать о стране, где он живет. К примеру, у мобильных американцев большой популярностью пользуется разборная и компактная мебель, которая будет удобна при транспортировке. А вот в древней Руси для обустройства своего жилья использовали дерево. Одежду часто хранили в бочках. А нехитрую утварь в берестяных корзинах. Сейчас маловероятно, что кто-то будет использовать такие приемы, однако что-то из интерьера Древней Руси нынешние жители мегаполисов все-таки могут перенять.
Ну, во-первых, в большинстве квартир все еще сохранилась характерная для стиля Древней Руси расстановка мебели, с пустым центром внутри помещения. Вы ведь тоже предпочитаете ничего не ставить в центре комнаты?
Во-вторых, так называемый хай-тек у нас пока не прижился и большинство людей холодным тонам предпочитает все-таки теплые.
В-третьих, нынешние технологии дают возможность расписать дерево как угодно, в том числе и как это делали в старину.
Даже сейчас модно дополнять свой интерьер различными предметами, которые традиционны для Руси – вышитые картины крестиком, салфетки связанные крючком, коврики плетеные дверные и т.д.
Такой интерьер прекрасно подходит для загородных домов, особенно если они были построены из бревен. Новомодная и дорогая современная мебель для этого стиля не подойдет однозначно, так как её все равно нужно будет переделывать, и дорабатывать под общую обстановку.
Прекрасным решением при обустройстве жилища могут стать шкафы с резными фасадами. Изнутри этот шкаф должен быть, конечно же, новым, а вот дверки можно просто вычистить и покрыть лаком или же нанести какой-то древний орнамент. В том же духе можно поступить и со стульями, столешницами, столами, лавками и т.д.
В данном стиле особой популярностью пользуются такие цвета как бордовый, красный, коричневый, ярко синий и малахитовый.Застарелые шкафы в жилище не могут быть высокими в принципе, так как их изначально делали невысокими (менее 2х метров) с таким расчетом, чтобы они могли пройти через порог. Поэтому в таких шкафах удобно хранить сундуки с корзинами.
Все это вместе должно, конечно же, быть пополнено традиционными предметами интерьера (керосиновые лампы, самовары, утюги и т.д.) и даже при условии, что вы их не будете использовать, они должны всегда находиться на видном месте – именно таким способом можно будет достичь неповторимого облика вашего жилища.
Только когда будут соблюдены нюансы, дизайн квартиры будет изысканным и утонченным. А в случае если ваши вещи не были куплены и просто перешли к вам по наследству, то вы действительно можете гордиться тем, что вы чтите память своих предков. Тем самым вы наделяете свой интерьер неразрывной связью культурных традиций и обычаев передаваемых из поколения в поколение.
А как вы относитесь к этому стилю интерьера? Стали бы вы при очередном ремонте придерживаться его? Расскажите об этом в комментариях.
Если еще не подписались на рассылку, это можно сделать прямо сейчас. Просто введите свой E-mail в форму быстрой подписки (в меню слева – в самом верху).
А на закуску смешной розыгрыш с пазлом. И бывает же такое!
artizba.info
Развитие архитектуры в Киевской Руси
Значение архитектуры и живописи Киевской Руси для дальнейшего развития Древнерусского искусства было поистине неоценимым. В это время создаются ансамбли городов с новыми княжескими центрами и необычными типами сооружений, а также вырабатываются характерные приемы строительства каменной архитектуры.
Совершенствуется мастерство строителей. Местные архитекторы и художники работают в тесном творческом контакте с византийскими инженерами, а также наиболее талантливыми мастерами стран Востока и Запада. Художественная культура Киевского государства приобрела в X — XI веках мировое значение.
Архитектура Киевской Руси.
Архитектура Киевской Руси была единым истоком и общим начальным периодом архитектуры русского, украинского и белорусского народов. Древнерусская архитектура, в первую очередь, особенности построек в Приднепровской, Волынской и Галицкой землях была той непосредственной основой, на которой формировалось украинское зодчество.
Каменное строительство Древней Руси зародилось в Киеве уже в середине X века. В известной исторической летописи — » Повести временных лет», написанной около 945 года, можно найти такие строки: » Над горою двор теремный, бо бе ту терем камен».
Введение в 988 году христианства на Руси расширило связи с Византией. Мастера Киевской Руси сумели взять из византийского наследия все самое хорошее и нужное. Кроме этого, древнерусским зодчим и художникам удалось создать свой уникальный художественный стиль, и на его основе создать произведения искусства, обладающие большой художественной и исторической ценностью.
Церковь Богородицы ( Десятинная) в Киеве.
В 988 — 995 годах в Киевском детинце строилась Церковь Богородицы ( или Десятинная церковь), которая представляла собой первый каменный храм на Руси. Однако в 1240 году сооружение было разрушено. В его основе лежит простая система, характерная для византийского провинциального зодчества. Стены церкви были построены из камня, причем, строительство велось по системе » смешанной кладки» способ укладывания кирпича с » утопленным» рядом.
При этом элементы древнерусской архитектуры XI — XII веков, характерные для декора фасадов, в византийском зодчестве появились значительно позже. Некоторые элементы фасада были оштукатурены и расписаны под » квадровую» кладку. Церковь была многоглавой, что абсолютно нетипично для византийской архитектурной традиции. Интерьер Десятинной церкви был богато украшен мраморными резными деталями, а пол щедро декорирован мозаикой.
Древнерусские архитектурные памятники.
Близким по характеру к архитектуре Десятинной церкви является сохранившийся почти в первозданном виде Спасо — Преображенский собор в Чернигове, построенный примерно в 1036 году во времена правления князя Мстислава Тмутараканского. Однако в основе конструкции собора лежит сложная крестово — купольная система.
Новейший стилевой этап наступил на Руси в 30 — 50 годы XI века, когда окончательно сформировались черты монументального древнерусского искусства. Главным памятником того периода можно считать Софийский собор, построенный в Киеве в 1037 — 1044 годах во времена правления князя Ярослава Мудрого. Прекрасный собор был построен на пересечении двух главных магистралей новой части Киева — » города Ярослава».
Для архитектуры периода расцвета Древней Руси характерны творчески переосмысленные черты средней византийской архитектуры — пятинефные в своей основе типы крестово — купольных зданий с галереями, а также динамичность многокупольных композиций и их живописный характер.
Следующий этап развития зодчества Киевской Руси приходится на вторую половину XI — XII веков. Киев постепенно утрачивает свое политическое значение, возрастает влияние церкви на политическую и общественную жизнь страны.
На тот момент и образ зданий становится иным. Наиболее четко особенности этого этапа проявились в программном сооружении того времени — Успенском соборе Печорского монастыря в Киеве. Собор был построен в 1073 — 1078 годах. В плане здания четко выражен тип шистистолпного трехкупольного храма. В простой крестово — купольной системе собора черты византийской традиции проявлялись больше, чем в сооружении Киевской Софии.
По его типу создавались многочисленные постройки следующего этапа архитектуры — по определенным пропорциям, которые выражались в следующих числовых значениях:
ширина = 20 метров;
длина = 30 метров;
высота = 50 метров.
Эти пропорции стали канонами для сооружения многих будущих зданий. Особенными чертами отличалась Переяславская архитектурная школа , в традициях которой были построены Михайловский собор и Церковь Богородицы.
Дальнейшее ослабление Киевского государства обусловлено развитием феодальных отношений. В этот момент происходит процесс отделения княжеств, и поэтому усиливаются местные традиции, характерные для удельных княжеств. Формируются самостоятельные школы и направления. Во второй четверти XII века зодчие переходят на местные стройматериалы и разрабатывают новые приемы строительства. Однако при этом остается незыблемым тип постройки церковных зданий.
Черты уже вполне сложившегося нового стиля проявились в архитектуре Церкви Богородицы в Киеве, построенной в 1131 — 1135 годах. Характерным памятником этого стиля является сохранившаяся до наших дней первоначальная форма Кириловской церкви, возведенной в 1150 году. В архитектуре сооружения заметно влияние Черниговской школы.
Внутреннее пространство напоминает Успенский собор Печорского монастыря. В целом пропорции здания тяжеловаты. В архитектуре этого времени ярко выражены черты графичности. При этом все части внутреннего убранства храмов богато украшены фресками. Появляется новая тематика изображений — это картины Страшного Суда.
На колоннах изображены воины — патроны земных феодалов. Колорит росписей более яркий, чем в Софийском соборе, и в изображениях больше экспрессии, а в характере живописи — линейности.
Черниговская школа изначально отличается от Киевской и Смоленской. В декоре фасадов применялся резной природный камень, широко применялись мотивы славянской орнаментальной росписи, а также наносились изображения героев древнерусского фольклора.
В XII века Чернигов становится центром сильного феодального княжества. В 20 — е годы формируется Черниговская архитектурная школа, которая отличается некоторыми характерными местными особенностями. В оформлении фасадов широко используется керамика.
Среди характерных особенностей черниговской архитектуры можно выделить следующие:
Использование белокаменной резьбы — это особенно заметно в экстерьере Борисоглебского и Благовещенского соборов.
Штукатурка фасадов поделена на квадраты.
Высокая декоративность оформления фасадов зданий.
Борисоглебский собор был построен в XII веке. Он находился на княжеском подворье и служил усыпальницей князей Ольговичей. В стенах постройки были спрятаны похоронные книги. Архитектура Борисоглебского собора по своим характерным особенностям близка Кириловской церкви. Белокаменные каменные капители щедро украшены резьбой с изображением сказочных зверей с причудливо переплетенным орнаментом. Подобная традиция была характерна также и для Киевской архитектурной школе.
Благовещенский собор был построен в 1185 году, однако до наших дней он не сохранился. Данное сооружение по своим размерам и богатству оформления напоминал период расцвета Киевской Руси.
В Успенском соборе Елецкого монастыря, который был построен в середине XII века. В оформлении внутреннего убранства были использованы керамические детали. А характер фресковой росписи свидетельствует об определенной близости к Киевской школе.
Зарождение нового направления в архитектуре можно проследить в экстерьере Полоцкого Спасского собора, который был построен в середине XII века, где зодчий Иоанн применил прием пирамидальной композиции, которая является своеобразным переосмыслением крестово — купольного типа храмов. Данное направление возникло под влиянием народной деревянной архитектуры.
С середины XII века крепкая княжеская власть устанавливается в Галицкой Руси. В этот период формируется Галицкая архитектурная школа, в основе которой лежали принципы белокаменного строительства.
Характерно разнообразие типов сооружений, среди которых встречаются однонефные и трехнефные сооружения. В плане здания имеют ротондальный и октогонный характер. Каменная кладка осуществлялась из местного строительного материала — серого известняка. Из многочисленных построек Древнего Галича сохранилась лишь Церковь Пантелеймона.
Галицкая летопись. написание которой датируется 1259 годом, дает детальное описание внутреннего оформления Церкви Ивана на холме. Эту церковь называли Храмом Холмского монастыря Хитреца Авдия, украшавшего храм. Традиции галицкого зодчества развивались также во Львове и в Холме.
Новый стилистический этап древнерусского зодчества возник в конце XII века, когда началось активное развитие городского сословия. Этому явлению способствовало также расширение круга заказчиков. В свою очередь масштабы зданий уменьшаются, меняется их композиционный строй и художественный облик. Внимание зодчих переключается на экстерьер сооружений. При этом здания приобретают центристский башенный характер с нарастающим кверху объемом. В то же время фасады декорируются роскошно и вычурно.
Новый подъем Киевской архитектуры происходит в конце XII века. Этот период наиболее ярко отражен в строительной деятельности времен правления князя Рюрика Ростиславовича, который по свидетельству очевидцев » имел любовь ненасытную о зданиях». В это время в Киеве работал известный зодчий Петр Милонег.
Виды древнерусского искусства.
Среди других видов древнего искусства, распространенных в Киевской Руси, главное место занимали следующие:
Иконопись — процесс написания икон и картин религиозного содержания, которые имели важное культовое значение.
Книжная миниатюра — создание образцов древней литературы, щедро украшенных рисунками талантливых художников.
Декоративно — прикладное искусство, которое отражало народные традиции и широко использовалось для создания различных бытовых предметов, посуды, мебели и многого другого.
В Киев из Царьграда были привезены знаменитые иконы: » Владимирская Богоматерь» и » Троица». Известна также икона » Свенская Богоматерь», которая представляет собой икону и изображением русских Святых — Бориса и Глеба.
Киевские художественные традиции живут в ряде икон Новгорода и Северо — Восточной Руси. Большой популярностью пользовались иконы » деисусного чина», сюжеты которых изображали сцены заступничества Богоматери перед Богом за людские грехи.
Изображение Дмитрия Солунского живописцы подавали в образе сильного и мужественного воина, исполненного чувства собственной силы и достоинства.
Книги в Киевской Руси считались настоящим сокровищем. Художественные средства оформления литературных произведений были близки к византийским образцам. Среди памятников книжной миниатюры можно назвать следующие:
» Остромирово Евангелие»
» Кодекс Григория Двоеслава»
» Евангелие»
В Киевской Руси возникают ценнейшие произведения восточно — славянского народного музыкально — поэтического творчества. Богатырские былины были записаны позднее, от потомков древних певцов. Широкую известность получил былинный рассказ о Князе Владимире » Как во городе стольнокиевском».
На стенах галерей храма Софии Киевской изображен музыкант со струнным смычковым инструментом в руках в окружении группы скоморохов, что свидетельствует о невероятно широком распространении данного вида искусства на территории Киевской Руси.
design-fly.ru
Интерьер квартиры в стиле Древней Руси. Дизайн в Древнерусском стиле
Стиль Прованс
Основой интерьера в стиле Прованс являются слегка вытертые поверхности, оштукатуренные с неровностями стены, старая мебель, то есть все то, что навевает ощущение простоты и уюта, а также не бросается в глаза.
Подробнее...
Интерьер в египетском стиле
Несмотря на то, что цивилизация Древнего Египта прекратила свое существование уже достаточно давно, египетский стиль до сих пор актуален при оформлении интерьеров. Он настолько самобытен, что иногда кажется, будто время не властно над ним.
Подробнее...
Стиль Древней Руси в интерьере
Интерьер дома, прежде всего, является отражение вкусов и чувства стиля хозяев, а также может много сказать о стране их проживания. Скажем, у мобильных американцев самой большой популярностью пользуется сборно-разборная, компактная, многофункциональная и легкая в транспортировке мебель, а испанцы и итальянцы украшают свои дома мозаикой.
На Руси традиционно для обустройства жилища использовали дерево. Одежда зачастую хранилась в бочках, а нехитрая утварь в берестяных корзинах. Навряд ли кто-то сегодня захочет использовать подобные приёмы, но кое-что из стиля Древней Руси современные жители мегаполисов всё-таки могут подчеркнуть.
Во-первых, в большей части городских квартир всё ещё сохраняется характерная для стиля Древней Руси модель расстановки по периметру комнаты мебели, с остающимся пустым центром помещения. Во-вторых, к счастью или, к сожалению хай-тек в наших квартирах пока так и не прижился и большая часть людей холодным тонам предпочитает тёплые – как правило, это исконное русское дерево.
В-третьих, современные технологии позволяют расписать дерево самым различными способами, в том числе и как это делали в старину. По-прежнему модно дополнять интерьер различными предметами традиционными для стиля Древней Руси – вышитые крестиком картины, вязанные крючком салфетки, плетеные придверные коврики и т.д. Более органично стиль Древней Руси вписывается в интерьеры загородных домов, особенно возведённых из бревён.
Новомодная дорогая мебель для такого стиля точно не подойдёт, так как её в любом случае придётся переделывать, дополнять старинными элементами и перекрашивать.
Отличным решением в обустройстве дома в стиле Древней Руси будут шкафы с резными фасадами. Внутри конечно такой шкаф должен быть новым, а вот дверки достаточно иногда лишь вычистить и залакировать или нанести перед лакировкой какой-нибудь древний орнамент. Также можно поступить, кстати, со стульями, лавками, столешницами столов и т.д.
Самыми популярными для росписи мебели в данном стиле цветами являются бордовый и красный, коричневый, насыщенный синий и малахитовый. Старые шкафы, как правило, не могут быть слишком высокими, так как их делали высотой меньше двух метров с тем расчётом, чтобы шкафы могли пройти через порог. По этой причине на таких шкафах очень удобно хранить корзины и сундуки.
Всё это, конечно же, должно быть дополнено старинными предметами интерьера и даже если вы не собираетесь их использовать по прямому назначению, они должны находиться на видном месте – только таким образом удастся придать дому неповторимый облик. Из старых запасников можно достать керосиновые лампы, старинные самовары, утюги и т.д.
Дизайн квартир станет изысканным и утонченным, а если старинные вещи перешли по наследству, а не были купленные на рынке или с рук, то вы по праву сможете гордиться тем, что так особо чтите память своих предков, наделяя дом атмосферой неразрывных культурных традиций и устоев передаваемых из поколения в поколение.
Древнеруссий стиль - Архитектурные стили - Дизайн и архитектура растут здесь
Формирование древнерусского стиля
Формирование древнерусского стиля берет свое начало во времена Киевской Руси. Тогда при строительстве домов, храмов использовалась древесина. Материал был недорогой, всегда под рукой. К тому же, дерево – пористый материал, благодаря чему в доме охраняется сухой микроклимат. К дереву относились как к материалу для искусства.
Храмы в Древней Руси
Каменная архитектура пришла в Русь из Византийской империи. Первые каменные церкви были построены в Киеве, Владимире и Новгороде. Среди них два храма святой Софии.
Древнерусская архитектура начала меняться, поскольку идеологической задачей того времени было следование византийским храмам. Основа представляла из себя квадрат, расчленённый четырьмя столбами, соединенный парно арками. Примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют крест. На арках установлен барабан, завершающийся куполом. Эта форма очень гибка, поскольку таким образом можно было строить храмы разных размеров, что обусловливалось их функциональным назначением. Как результат долгих поисков храмового строительства, появилась крестово-купольная форма возведения. Она отвечала потребностям богослужения. Далее появилась прямоугольная форма храма или базилика. Однако базилика в архитектуре была неудобная для возведения купола, символического места пребывания Бога. Выходом из этого положения было соединение базилики с куполом.
Киевская архитектура в основном совершенствовала облик православного храма. Примерном служит церковь Успения на Подоле, которая была построена в 1135 году.
В остальных землях Древней Руси получили широкое распространение четырехстолпные одноглавые храмы. Их отличительной чертой является ярко выраженная центричность и наличие вертикальной композиции. Именно в этих храмах можно усмотреть отличие от византийской архитектуры.
Строительство и оформление домов
Дома, в которых жили простые крестьяне, терема богатых людей, а также княжеские хоромы продолжали строить из дерева. В основе дома был четырехугольный сруб, помогающий сохранять тепло. Терема возводили высокими в несколько этажей, нижний из которых назывался подклет. Его использовали для хозяйственных нужд, там же и жила прислуга. Окон в подклете не было.
Традиционную русскую печь с изразцами устанавливали на втором этаже, там, где располагалась горница или горенка. Она была центром всего дома и служила в качестве спального места, обогрева и местом для приготовления пищи. Кстати, к печи на Руси относились с особым почтением. Богатые люди расписывали печи красками, декорировали их плиткой.
Помещение горницы разделяли стены на комнаты с чуланами и каморками. Верхний этаж называли высоким. Там устанавливали балконы, огороженные решетками.
В богатом доме сруб называли гридницой или большая клеть. Она предназначалась для пиров. Несколько позже гридницу начали называть повалушами или столовыми избами. Помещение украшали внутри и снаружи. Кроме того, повалушу строили удаленно от жилых помещений. Традиционно она располагалась в передней части хором.
Кроме того, при планировке домов были предусмотрены многочисленные переходы в комнаты и пристройки, коридоры, укрытые в стенах лестниц.
Интерьер был не менее интерес. Только в очень богатых домах стены обивали холстом или сукном, парадные помещения штукатурили и расписывали. Вдоль стен стояли широкие деревянные скамьи, на которых и сидели, и спали. Вместо шкафов использовали огромные сундуки, куда складывали одежду и прочую домашнюю утварь. Двери были массивные железные арочного типа. Крыши в домах строили высокими двускатными. Как правило, крыши богато украшали. Это были и резные полотенца, и коньки, петушки, покрытые позолотой. На карнизах были резные орнаменты в национальном стиле. Окна делали узкими прямоугольными, но, где была светелка, их старались делать шире и больше.
Что касается цветов, преобладающих в архитектуре того времени, то это белый, красный и, конечно, древесный.
Древнерусский стиль в современном интерьере
Тенденции архитектуры постепенно менялись, древнерусский стиль был практически позабыт. Однако сейчас он снова возвращается в дома. В оформлении интерьера все чаще используют деревянные стены. Они помогают придать свежесть и создать ощущение комфорта и уюта. Дощатый пол покрывают лаком, а стены облагораживают покраской охрой.
В качестве аксессуаров для оформления интерьера обычно используют традиционную русскую керамику, крупные стеклянные бутыли, корзины из бересты, пуховые платки, самовары, домотканые ковры, вышивку, кружеву, и прочие изделия. Лучше всего в интерьере будут смотреться аксессуары, стилизованные под старину. Даже обычные зеркала можно украсить широкой деревянной рамой. Главное создать в интерьере уют.