Щиты древней руси. Ностальгический клуб любителей кино .
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Русский каплевидный щит 10 века. Щиты древней руси


Русский каплевидный щит 10 века

Памятник «Тысячелетие России» воздвигнутый в Великом Новгороде в 1862 году, воплощает идею опоры самодержавной власти в государстве. Авторы монумента скульпторы Михаил Микешин и Иван Шредер. На памятнике помещены горельефы 109 исторических деятелей Руси, начиная с князя Рюрика, а также выдающиеся личности, прославившие Россию в различные периоды истории Русского государства. Первый новгородский князь Рюрик в остроконечном шлеме, и с миндалевидным щитом, на котором написано: «Лета STO», то есть по старому летосчислению «Лета 6370»  от сотворения мира, или 862 год от Рождества Христова. Разница между летосчислением «от сотворения мира», и современным летосчислением «от Рождества Христова» равна 5508 лет, то есть (862+5508=6370 год).

Миндалевидный щит или щит-«капля», привычный нам по изображениям классического русского витязя, распространился на Руси на сто лет позже – во второй половине X века.

На самом деле миндалевидный или каплевидный щит, который действительно принято считать доспехами древнерусского воина, княжеского дружинника. Весь комплекс вооружения древнерусских воинов создавался на базе тесного взаимодействия с различными воинскими традициями, многочисленными военными походами по торговому пути с севера на юг — «путь из варяг в греки» — от Варяжского (Балтийского) моря к морю Русскому (Чёрному морю). Древнерусские воины защищались от холодного и метательного оружия с помощью щитов.

Слово «щит», возможно, происходит от слова из санскрита «каваСа» — kavaSa — щит, КОВАные доспехи воина. (по англ. shield; shade — в точности повторяет и заимствует русское слово «щит»). Считается, что миндалевидный щит изобретение западноевропейских мастеров. По словам известного британского исследователя древнего вооружения Эварта Окшотта, использовать такой щит в Европе стали в конце X века. Эварт Окшотт употребляет ещё один устоявшийся термин для данного щита — «норманнский», в то время как отечественный историк А. Н. Кирпичников считает такое название «неудачным».

Скульптура Рюрика на памятнике «Тысячелетие России» с щитом миндалевидной формы

На территории Древней Руси археологи нашли фрагменты 20 щитов, а именно центральную деталь щита — умбон (лат. umbo) — это металлическая бляха-накладка полусферической или конической формы, крепившаяся в центре щита, и защищающая кисть руки воина от пробивающих щит ударов.

Конечно, археологические находи могли бы рассказать нам каплевидном щите средневековых русских воинов гораздо больше, если бы они сохранились. полностью, но деревянные щиты воинов, найденные в захоронениях сгнили, круглая или каплевидная форма умбона и, сохранившаяся по краям оковка, рассказывают исследователям о форме самого щита.

Исследователи древнего вооружения находят большое количество изображений в средневековых иллюстрированных литературных источниках, на основе которых можно сформировать определенное представление о вооружении и средствах защиты средневекового воина. Одним из ярких примеров средневекового изобразительного искусства, дошедшего до наших дней является мозаика и гобелен.  

На знаменитом гобелене из Байё (Нормандия) конца XI века (фрагмент), изображена история завоевания Англии Вильгельмом I Завоевателем.

На фрагментах гобелена изображены сражения, и хорошо видно, что в конце XI века миндалевидными щитами пользуются не только воины Вильгельма, но и англичане, причём как всадники, так и пешие. Появление удлинённой формы каплевидного щита в оборонительных доспехах средневековых воинов объясняется развитием кавалерии, как основного рода войск средневековья. Лёгкий круглый щит, по всей видимости, оставался на вооружении пехоты, а более тяжёлые каплевидные щиты стали оборонительным оружием всадников. Новая каплевидная форма щита, появившаяся Х веке, позволяла полностью защитить не только всадника от плеча до колена, но и его боевого коня.

Миндалевидный щит появился в X веке

Исследователь древнерусского оружия Кирпичников указывает, что «древнейшие русские изображения миндалевидных щитов относятся к эпохе Ярослава Мудрого», то есть к концу X — середине XI века. Видимо, в домонгольской Руси миндалевидные щиты  использовались как пешими, так и конными русскими воинами.

Во время передвижения по воде древнерусские воины вешали каплевидные щиты на борт ладьи, таким образом, создавая дополнительную оборону от нападения неприятеля и возможности вести обстрел с ладьи под прикрытием щитов. Для ведения ближнего боя пешие воины, использовали старый-добрый круглый щит.

Высота каплевидного щита варьировалась от половины до трети человеческого роста. Классический средневековый щит на Руси мастерили из дерева и снаружи обтягивали его толстой грубой кожей. Внутри с тыльной для удобного хвата крепили сразу несколько ремней. Воин продевал предплечье через один из них, второй он удерживал кистью руки. Кроме того, еще один ремень можно было перекинуть через шею для переноски за спиной.

Считается, что изначально, как и круглый предшественник, миндалевидный щит был плоским: так, на одном из отрывков все того же гобелена из Байё изображен фрагмент, где воины используют миндалевидный щит вместо стола. В Европе такие щиты, как правило, служили для защиты воина от удара копья, поэтому в качестве дополнительной защиты к середине наружной части крепился умбон. К концу XII века происходит постепенное совершенствование доспеха и брони в целом. Щит становится меньше, но более выпуклым, в связи с чем необходимость в умбоне пропадает. С постепенным исчезновением умбона все чаще на щите появляются различного рода изображения (например, гербы). Причем подобная тенденция характерна и для Европы, и для Руси в том числе.

Исследователь оружия Кирпичников отмечает, что на рельефе Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (ок. 1234 г.) на щите святого Георгия, который считается «первым изображением владимирского князя Георгия Всеволодовича» был высечен «лев или барс — эмблема Владимирской династии».

каплевидные щиты с фамильными львами

К началу XIII столетия «капля» все больше превращается в «треугольник», а потом и вовсе уступает ему место. Такой щит становится еще легче, что делает его использование на поле боя более удобным. Его уже можно было не только плотно прижимать к телу, как это делали с предшественником, но и всячески парировать им встречные удары, а острым нижним концом в случае отсутствия других вариантов, наверное, можно было даже воспользоваться и в качестве оружия, почти как баклером.

Баклер (нем. Faustschild, фр. boce, bocete, rondelle de poing, um. brochiero) — маленький, 20-40 см в диаметре (8-16 дюймов), чаще всего металлический круглый щит. Был рассчитан, главным образом, в качестве вспомогательного оружия с мечом или шпагой. Держался за ручку с обратной стороны.

Печати древнерусского Государства В Новгороде археологи нашли длинную надпись глаголицей

ru-sled.ru

Какие были рисунки на щитах русских дружин

Какие были рисунки на щитах русских дружин

 Кресты

Самое, казалось бы, главное изображение на щитах у воинов христианского вероисповедания. В Европе, где крестовые походы и ордена госпитальеров, тамплиеров, тевтонцев задавали определенный ритм жизни, крест был популярен.

На Руси, судя по изображениям - не очень.Вот единственное изображение креста на щите, которое удалось найти редакции "Людоты".

Какие были рисунки на щитах русских дружин

 Это каменная резьба на храме Георгия Победоносца в городе Юрьев-Польской, одном из городов Владимиро-Суздальской Руси. Датируется XII-XIII веками.

"Польской", кстати, не потому что имеет отношение к Польше, а потому что расположен в поле, если точнее - в Суздальском ополье.Животные

Немногим более чаще на щитах встречаются хищные звери. Вот два изображения, которые нам удалось найти.

Слева миниатюра Федоровского Евангелия, рубеж XIII-XIV столетий. На ней нарисован святой Федор Стратилат. Создано оно было, очевидно, в Ярославле, там и хранится по сей день.

Справа - еще одна резьба Юрьев-Польского храма Георгия Победоносца. Он, собственно, на ней и изображен.

Какие были рисунки на щитах русских дружин

Видно, что на щитах у святых воинов нарисованы вздыбленные звери. Давайте рассмотрим их покрупнее.Сперва щит св. Федора Стратилата с яростным барсом:

Какие были рисунки на щитах русских дружин

Теперь каменная резьба Владимиро-Суздальского княжества. Напомним, это XII-XIII века.К сожалению, рассмотреть щит  в подробностях сложно, качество изображений не радует. Но все же:

Какие были рисунки на щитах русских дружин

Как видим, оба щита очень похожи. Тут и художественный узорный кант по всему периметру и хищные звери в одинаковых позах.

Считается, что лев или леопард (зачастую в символике они смешиваются в единое понятие) - это древний символ Владимиро-Суздальских князей. Появился он около XII столетия и встречается не только в каменной резьбе, но и на монетах времен Куликовской битвы и Стояния на реке Угре.

Еще один щит с представителем фауны есть в Тверском списке хроники Георгия Амартола (Георгия Грешника).  В ней содержатся сведения от сотворения мира до 842 года.

Ее список - рукописная копия, был сделан в  Тверском княжестве в XIII-XIV веках. Так как книга весьма и весьма почтенная по возрасту, то рисунок поединка между Давидом и Голиафом уже не такой четкий, как когда-то.

Какие были рисунки на щитах русских дружин

Тем не менее, в середине шестидесятых годов прошлого века, будущий академик Анатолий Кирпичников сделал прорисовку с этой миниатюры, и получается, что на ней изображена некая птица.Геометрические рисунки на щитах каплевидной формы

На рубеже XII-XIII в Рождественском соборе Суздаля были установлены так называемые Золотые врата. На самом деле они всего лишь позолочены, и весят около 600 килограммов.  На створках врат немало изображений, и вот одно из них:

Какие были рисунки на щитах русских дружин

Слева - Архангел Михаил, справа - Иисус Навин, тот самый, который с помощью громко ревущих труб взял город Иерихон и подарил себе победу, а нам - крылатое выражение "Иерихонские трубы". Обратите внимание на полосатый щит за склоненным Иисусом Навином.

Идем далее. Есть вот такой фрагмент костяной пластины. Она датируется XI столетием, а происходит с территории Галицко-Волынского княжества. Если быть более точным - из руин города Плисненска. Его уничтожили в 1241 году татаро-монголы,  а пластинка вот осталась:

Какие были рисунки на щитах русских дружин

Расписан щит, кажется, диагональными полосками - то есть Золотые врата не единственный источник на такого рода украшения.

Иногда полоски шли в двух направлениях - "елочкой". Несколько щитов, расписанных так, можно рассмотреть на миниатюрах Симоново-Хлудовской псалтири.

рисунок на щите-003

Еще один сюрприз преподнесли нам черепки, оставшиеся от неких сосудов с изображением воинов. Нашли их в Новгородской земле.

Какие были рисунки на щитах русских дружин

Однотонные каплевидные щиты с каймой

Но больше всего щитов однотонных. Вот например, Симоно-Хлудовская псалтирь:

рисунок на щите-012

Или Радзивилловская летопись. Создана она была видимо на Смоленщине, в начале XIII века. Затем неоднократно переписывалась - две таких рукописных копии были сделаны в XV веке и сохранились до наших дней - в отличие от оригинала.

Какие были рисунки на щитах русских дружин

По окончании похода Ивана Грозного на Казань была написана икона "Церковь воинствующая". Теперь мы можем любоваться множеством щитов, рожденных кистью автора, жившего в середине XVI столетия:

Какие были рисунки на щитах русских дружин

Рисунки на больших круглых щитах

Cудя по изображениям, на Руси использовались не только каплевидные или треугольные щиты, но также и круглые. Вот два примера, с украшением больших выпуклых щитов:

рисунок на щите-001

  • Слева - Святой воин с фрески Кирриловской церкви в Киеве, датировка изображения - XI в.
  • Справа - наш старый знакомый св. Фёдор Стратилат (Новгород, икона Софийского собора, XV век).

Часто считается, что изображения на иконах условны, потому что следуют традиции. Однако, вот пример из Новгорода, который только подтверждает изображение на иконах.

Это ложка XIV века, принадлежавшая Ивану, сыну новгородского посадника Варфоломея. Хранится она в историческом музее в Москве.

Какие были рисунки на щитах русских дружин

Вот крупное изображение воина в доспехе, с мечом и щитом. Щит тоже выпуклый и очень похож на тот, который тремя векам ранее был нарисован в Кирриловской церкви в Киеве:

Какие были рисунки на щитах русских дружин

Изображения на малых круглых щитах

В Средневековой Европе широко были распространены маленькие кулачные щиты - баклеры. Их удерживали кулаком за центральную рукоять.

Нечто подобное было и на Руси. Вот пожалуйста, уже знакомый нам источник - Тверской список Георгия Амартола:

рисунок на щите-008

Есть еще один святой воин - Сотник Лонгин. Фигура очень интересная. Изначально он был одним из тех, кто распинал Христа и даже пронзил его копьем - тем самым знаменитым Копьем Судьбы.

Однако, хлынувшая кровь Иисуса попала ему на глаза, и он вылечился от катаракты. После чего стал ярым проповедником христианства, за что и был убит в родной Кесарии, став таким образом, святым мучеником.

Это изображение святого Лонгина есть в уже знакомом нам Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском. Воин показан с маленьким кулачным щитом:

рисунок на щите-11

historicaldis.ru

Доспехи и Оружие Древней Руси

Этим оружием русские воины владели хорошо и под командой храбрых военачальников не раз одерживали победы над противником.

За 800 лет славянские племена в борьбе с многочисленными народами Европы и Азии и с могущественной Римской империей — Западной и Восточной, а затем с Хазарским каганатом и франками отстояли свою независимость и объединились.

clip_image001

Кистень — это короткий ременный кнут с подвешенным на конце железным шаром. Иногда к шару приделывали еще шипы. Кистенем наносили страшные удары. При минимальном усилии эффект был ошеломляющий. Кстати, слово «ошеломить» раньше означало «сильно стукнуть по вражьей черепушке»

clip_image002

Головка шестопера состояла из металлических пластин — «перьев» (отсюда и его название). Шестопер, распространенный главным образом в XV—XVII веках, мог служить знаком власти военачальников, оставаясь в то же время серьезным оружием.

И булава, и шестопер свое происхождение ведут от палицы — массивной дубины с утолщенным концом, обычно окованным железом или утыканным большими железными гвоздями, — которая также долгое время была на вооружении русских воинов.

clip_image003

Очень распространенным рубящим оружием в древнерусском войске был топор, которым пользовались и князья, и княжеские дружинники, и ополченцы, как пешие, так и конные. Впрочем, существовало и различие: пешие чаще пользовались большими топорами, конные же — топорками, то есть короткими топорами.

И у тех и у других топор надевался на деревянное топорище с металлическим наконечником. Задняя плоская часть топора называлась обухом, а топорка — обушком. Лезвия топоров были трапециевидной формы.

clip_image004

Большой широкий топор назывался бердыш. Его лезвие — железко — было длинным и насаживалось на длинное же топорище, которое на нижнем конце имело железную оковку, или вток. Бердыши применялись только пехотинцами. В XVI веке бердыши широко использовались в стрелецком войске.

Позднее в русском войске появились алебарды — видоизмененные топоры различной формы, оканчивавшиеся копьем. Лезвие насаживалось на длинное древко (топорище) и часто украшалось позолотой или чеканкой.

clip_image005

Разновидность металлического молота, заостренного со стороны обуха, называлась чекан или клевец. Чекан насаживался на топорище с наконечником. Были чеканы с вывинчивавшимся, скрытым кинжалом. Чекан служил не только оружием, он был отличительной принадлежностью военачальников.

clip_image006

Колющее оружие — копья и рогатины — в составе вооружения древнерусских войск имело не меньшее значение, чем меч. Копья и рогатины часто решали успех боя, как это было в битве 1378 года на реке Воже в Рязанской земле, где московские конные полки одновременным ударом «на копьях» с трех сторон опрокинули монгольское войско и разгромили его.

Наконечники копий были прекрасно приспособлены для пробивания брони. Для этого они делались узкими, массивными и вытянутыми, обычно четырехгранными.

Наконечники, ромбовидные, лавроволистные или широкие клиновидные, могли использоваться против врага,в места не защищенные доспехами. Двухметровое копье с таким наконечником наносило опасные рваные раны и вызывало быструю гибель противника или его коня.

clip_image007

Копье состояло из древка и лезвия со специальной втулкой, которая насаживалась на древко. В Древней Руси древки называли оскепище(охотничье) или ратовище(боевое). Делали их из дуба, березы или клена, иногда с применением металла.

Лезвие (наконечник копья) называлось пером, а его втулка называлась вток. Оно чаще было цельностальное, однако применялись и технологии сварки из железных и стальных полос, а также цельножелезные.

clip_image008

Рогатины имели наконечник в виде лаврового листа шириной 5—6,5 сантиметра и длиной до 60 сантиметров. Чтобы ратнику было легче держать оружие, к древку рогатины приделывалось по два-три металлических сучка.

Разновидностью рогатины являлась совня (совна), имевшая кривую полосу с одним лезвием, слегка изогнутым на конце, которое насаживалось на длинное древко.В Новгородской первой летописи записано, как разбитое войско «…побегоша на лес, пометавше оружие, и щиты, и совни, и все от себе».

clip_image009

Сулицей называлось метательное копье с легким и тонким древком длиной до 1,5 метра. Наконечники сулиц черешковые и втульчатые.

clip_image010

Древнерусские воины защищались от холодного и метательного оружия с помощью щитов. Даже слова «щит» и «защита» – однокоренные. Щиты использовались с древнейших времён и вплоть до распространения огнестрельного оружия.

Вначале именно щиты служили единственным средством защиты в бою, кольчуги и шлемы появились позже. Самые ранние письменные свидетельства о славянских щитах найдены в византийских рукописях VI в.

По определению выродившихся римлян: «Каждый мужчина вооружен двумя небольшими копьями, а некоторые из них и щитами, крепкими, но труднопереносимыми».

Оригинальной чертой конструкции тяжелых щитов этого периода были иногда проделывавшиеся в их верхней части амбразуры — окошки для обзора. В раннем средневековье ополченцы часто не имели шлемов, поэтому предпочитали скрываться за щитом «с головой».

clip_image011

Согласно легендам, берсерки в боевом неистовстве грызли свои щиты. Сообщения о таком их обычае, скорее всего, вымысел. Но о том, что именно легло в его основу, догадаться нетрудно.В средние века сильные воины предпочитали не оковывать свой щит железом сверху. Топор все равно не сломался бы от удара о стальную полосу, зато в дереве он мог застрять. Понятно, что щит-топороуловитель должен был быть очень прочным и тяжелым. И его верхняя кромка выглядела «изгрызенной».

Другой оригинальной стороной взаимоотношений берсерков со своими щитами являлось то, что иного оружия у «воинов в медвежьих шкурах» нередко не имелось. Берсерк мог сражаться с одним только щитом, нанося удары его краями или просто повергая врагов наземь. Такой стиль боя был известен еще в Риме.

clip_image012

Наиболее ранние находки элементов щитов относятся к Х веку. Конечно, сохранились лишь металлические части – умбоны (железная полусфера в центре щита, служившая для отражения удара) и оковки (крепёж по краю щита) – но по ним удалось восстановить облик щита в целом.

По реконструкциям археологов, щиты VIII – X веков имели круглую форму. Позднее появились миндалевидные щиты, а с XIII века известны и щиты треугольной формы.

clip_image013

Древнерусский круглый щит имеет скандинавское происхождение. Это позволяет использовать для реконструкции древнерусского щита материалы скандинавских могильников, например, шведского могильника Бирка. Только там найдены остатки 68 щитов. Они имели круглую форму и диаметр до 95 см. В трех образцах было возможным определение породы дерева поля щита – это клен, пихта и тис.

Также установили породу и для некоторых деревянных рукоятей – это можжевельник, ольха, тополь. В некоторых случаях были найдены металлические рукояти из железа с бронзовыми накладками. Подобная накладка была найдена и на нашей территории – в Старой Ладоге, сейчас она хранится в частной коллекции. Также, среди останков как древнерусских, так и скандинавских щитов, были найдены кольца и скобы для ременного крепления щита на плече.

clip_image014

Шлемы (или шеломы) являются видом боевого наголовья. На Руси первые шлемы появились в IX – X вв. В это время они получили свое распространение в Передней Азии и в Киевской Руси, однако в Западной Европе являлись редкостью.

Появившиеся позднее в Западной Европе шлемы были более низкими и скроенными по голове в отличие от конических шлемов древнерусских воинов. Кстати, коническая форма давала большие преимущества, так как высокий конический кончик не давал нанести прямого удара, что важно в районах конно-сабельного боя.

clip_image015

Шлем «норманнскког типа»

clip_image016

Шлемы, найденные в захоронениях IX – X вв. имеют несколько типов. Так один из шлемов из Гнездовских курганов (Смоленщина) был полусферической формы, стянутый по бокам и по гребню (ото лба к затылку) железными полосками. Другой шлем из тех же захоронений имел типично азиатскую форму – из четырех склепанных треугольных частей. Швы прикрывались железными полосами. Присутствовали навершие и нижний обод.

Коническая форма шлема пришла к нам из Азии и называется «норманнским типом». Но вскоре она была вытеснена «черниговским типом». Он отличается большей шаровидностью – имеет сфероконическую форму. Сверху присутствуют навершия с втулками для плюмажей. Посередине они укреплены накладками с шипами.

Шлем «черниговского типа»

clip_image017

По древнерусским понятиям, собственно боевое одеяние, без шлема, и называлось доспехами; позднее этим словом стало называться все защитное снаряжение воина. Кольчуге долгое время принадлежало бесспорное первенство. Она использовалась на протяжении X—XVII веков.

Кроме кольчуг на Руси была принята, но до XIII века не преобладала защитная одежда из пластин. Пластинчатые брони существовали на Руси с IX по XV век, чешуйчатые — с XI по XVII век. Последний вид доспехов отличался особой эластичностью. В XIII веке распространяется ряд таких усиливающих защиту тела деталей, как поножи, наколенники, нагрудные бляхи (Зерцало), наручни.

clip_image018

Для усиления кольчуги или панциря в XVI—XVII веках в России применялись дополнительные доспехи, которые надевались поверх брони. Эти доспехи именовались зерцалами. Они состояли в большинстве случаев из четырех крупных пластин — передней, задней и двух боковых.

Пластины, вес которых редко превышал 2 килограмма, соединялись между собой и скреплялись на плечах и боках ремнями с пряжками (наплечниками и нарамниками).

Зерцало, отшлифованное и начищенное до зеркального блеска (отсюда и название доспехов), часто покрытое позолотой, украшенное гравировкой и чеканкой, в XVII веке чаще всего имело уже чисто декоративный характер.

clip_image019

В XVI веке на Руси получают широкое распространение кольчатый панцирь и нагрудные доспехи из соединенных вместе колец и пластин, расположенных наподобие рыбьей чешуи. Такие доспехи называли бахтерец.

Собирался бахтерец из расположенных вертикальными рядами продолговатых пластин, соединенных кольцами с коротких боковых сторон. Боковые и плечевые разрезы соединялись с помощью ремней и пряжек. К бахтерцу наращивали кольчужный подол, а иногда — ворот и рукава.

Средний вес таких доспехов достигал 10—12 килограммов. В это же время щит, утратив свое боевое значение, становится парадно-церемониальным предметом. Это относилось и к тарчу — щиту, навершие которого представляло собой металлическую руку с клинком. Такой щит применялся при обороне крепостей, но встречался крайне редко.

clip_image020

Бахтерец и щит-тарч с металлической «рукой»

clip_image021

В IX—X веках шлемы делались из нескольких металлических пластин, соединявшихся между собой заклепками. После сборки шлем украшался серебряными, золотыми и железными накладками с орнаментом, надписями или изображениями.

В те времена был распространен плавно изогнутый, вытянутый кверху шлем со стержнем наверху. Шлемов такой формы Западная Европа не знала совершенно, но они были широко распространены как в Передней Азии, так и на Руси.

В XI—XIII веках на Руси были распространены шлемы куполообразной и сфероконической формы. Наверху шлемы часто оканчивались втулкой, которая иногда снабжалась флажком — яловцом. В раннее время шлемы делались из нескольких (двух или четырех) частей, склепанных между собой. Бывали шлемы и из одного куска металла.

clip_image022

Необходимость усиления защитных свойств шлема привела к появлению крутобоких куполовидных шлемов с носом или маской-личиной (забралом). Шею воина укрывала сетка-бармица, сделанная из тех же колец, что и кольчуга. Она прикреплялась к шлему сзади и с боков. У знатных воинов шлемы отделывались серебром, а иногда были целиком позолоченные.

Наиболее раннее появление на Руси наголовий с круговой кольчужной бармицей, привешенной к венцу шлема, а спереди пришнурованной к нижнему краю стальной полумаски, можно предполагать не позднее 10 столетия.

clip_image023

В конце XII — начале XIII века в связи с общеевропейской тенденцией к утяжелению оборонительных доспехов на Руси появляются шлемы, снабженные маской-личиной, защищавшей лицо воина как от рубящих, так и от колющих ударов. Маски-личины снабжались прорезями для глаз и носовыми отверстиями и закрывали лицо либо наполовину (полумаска), либо целиком.

Шлем с личиной надевался на подшлемник и носился с бармицей. Маски-личины, помимо своего прямого назначения — защитить лицо воина, должны были своим видом еще и устрашить противника. Вместо прямого меча с появилась сабля — изогнутый меч. Сабля очень удобна для боевой рубки. В искусных руках сабля страшное оружие.

clip_image024

Около 1380 года на Руси появилось огнестрельное оружие. Однако традиционное холодное оружие ближнего и дальнего боя сохранило свое значение. Пики, рогатины, булавы, кистени, шес-топеры, шлемы, панцири, круглые щиты в течение 200 лет практически без существенных изменений были на вооружении, и даже с появлением огнестрельного оружия.

С XII века начинается постепенное утяжеление вооружения как всадника, так и пехотинца. Появляются массивная длинная сабля, тяжелый меч с длинным перекрестием и иногда полуторной рукоятью. Об усилении защитного вооружения свидетельствует распространившийся в XII веке прием таранного удара копьем.

Утяжеление снаряжения не было значительным, ибо сделало бы русского ратника неповоротливым и превратило бы его в верную мишень для степного кочевника.

clip_image025

Численность войска Древнерусского государства достигала значительной цифры. По данным летописца Льва Диакона, в походе Олега на Византию участвовала рать в 88 тысяч человек, в походе в Болгарию Святослав имел 60 тысяч человек. В качестве командного состава рати руссов источники называют воевод и тысяцких. Рать имела определенную организацию, связанную с устройством русских городов.

Город выставлял «тысячу», делившуюся на сотни и десятки (по «концам» и улицам). «Тысячей» командовал избиравшийся вечем тысяцкий, впоследствии тысяцкого назначал князь. «Сотнями» и «десятками» командовали выборные сотские и десятские. Города выставляли пехоту, которая в это время была главным родом войск и разделялась на лучников и копейщиков. Ядром войска являлись княжеские дружины.

clip_image026

frayer-man.livejournal.com


Смотрите также