Древние дороги сибири. Загадочные сооружения древних в сибирской тундре
История современного города Афины.
Древние Афины
История современных Афин

Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири. Древние дороги сибири


Загадочные сооружения древних в сибирской тундре

Очень любопытный материал, присланный самим автором для нашего сайта. "Здравствуйте уважаемые читатели. Прошу меня заранее извинить за некую сумбурность моего изложения и возможные ляпы, по той простой причине, что написание этой статьи, является моим первым литературным опытом. Итак, разрешите представиться. Меня зовут Кирилл Колонских и я уже более 10 лет работаю вахтовым методом в газодобывающей компании ООО «Газпром добыча Ямбург», в данный момент занимаю должность инженера по добыче нефти и газа 1 категории на самом северном промысле предприятия.

Это небольшое представление необходимо только лишь для того, что бы у вас возникло понимание того, что мне достаточно хорошо известны и сразу не ставились вами под сомнение, те факты и понятия которыми я буду в дальнейшем оперировать.

А теперь непосредственно перейду к изложению произошедших событий. 14 апреля 2012 года вахтовый рейс ГЗП 421 ЯМБУРГ-УФА. Я в компании других счастливых и довольных вахтовиков, честно отработавших свою вахту, и отбывающих на междувахтовый отдых в места постоянного жительства, отстояв очередь на регистрацию, с некоторым удовлетворением отметил, что доставшийся мне на этот раз билет оказался возле иллюминатора. И этому факту есть вполне логичное объяснение, те кто летал на  ТУ-154  должны помнить, что в этом прекрасном во всех отношениях, кроме удобства размещения пассажиров, воздушном судне ряд состоит из 3 кресел, а учитывая комплекцию суровых мужчин работающих за Полярным кругом, хотя бы с иллюзией комфорта можно сидеть либо в проходе, либо возле иллюминатора.

Далее последовала некоторая череда совпадений, приведшая к тому, что мне удалось сделать приведенные ниже фотографии. Во первых после взлета я отметил тот факт, что небо было на удивление безоблачным. Как я уже писал ранее, более 10 лет летаю на работу и с работы, но никогда я не был свидетелем такой удивительной видимости. Обычно после взлета, самолет во время наборы высоты пролетает перистые облака в верхних слоях атмосферы, и большую часть времени снизу можно наблюдать лишь нескончаемую от горизонта до горизонта снежную вату.

Облака в верхних слоях атмосферы впрочем могут иногда иметь и более разряженную структуру, но особенностью северных широт является также и высокая облачность в нижних слоях атмосферы, что напрочь скрывает хоть какую то видимость. Так вот на этот раз видимость была настолько хорошая, что я напрочь забыв про самое любимое развлечение вахтовиков в самолете, (не подумайте ничего плохого, я имею в виду сон) прильнул носом к иллюминатору и вооружившись смартфоном со встроенным фотоаппаратом наслаждался суровой северной красотой и изредка фотографировал что то наиболее интересное.

Про северную красоту хочется поговорить отдельно. Я, как человек родившийся и выросший в средней полосе России,  вовсе не сразу раскусил всю  прелесть и очарование этого удивительного края. Но со временем эта природа впиталась в меня и стала моей частью, я с полной уверенностью могу сказать у севера страны своя особенная но от этого не менее замечательная природа, пусть она не так выразительна и не блещет разнообразием красок, но она великолепна своими незначительными деталями и штрихами. Она просто прекрасна. Уф, ладно простите меня за это небольшое отступление просто не смог сдержаться. Начну выкладывать фотографии:

Рис.1 Один из объектов по добыче углеводородов. Для полноразмерного просмотра кликайте на фото

Учитывая что фотографии изначально были сделаны на камеру смартфона, что естественно говорит далеко не о самом хорошем качестве снимков, основные моменты уловить можно. Ряд фотографий я выложу только лишь для того, что бы были заметны как выглядят с самолета некоторые техногенные объекты, дабы понять как они разительно отличаются от снимков, на которых будут изображены собственно те фрагменты которые меня и поразили. Например на этой фотографии можно четко разглядеть проложенные автомобильные дороги и трубопроводы. Следуем далее:Рис.2 Просто удивительно красивая излучина какой то северной реки

Рис. 3 Автомобильная дорога Новый Уренгой- Сургут

Просто прекрасно, что прежде чем мы пролетели удивительные линии видимые на следующих фотографиях, у меня была возможность заснять дорогу дабы можно было понять ту огромную разницу в технологиях возведения этих инженерных решений.

Рис 4. Три абсолютно параллельные линии четко различимые даже в тундре.

Что бы четко видеть линии надо рассматривать фотографии с большим расширением, что бы повысить их видимость в данной статье, я в Power Point, просто провел рядом с ними линии хорошо заметным красным цветом. Это было первое что я увидел и наверное не обратил бы на это особое внимание и может бы даже подумал что это всего лишь радом расположенные коллектора магистрального газопровода. Это первое что пришло мне в голову. Но глядя на то, что мы пролетали дальше я вообще ощутил ощущение нереальности происходящего.

Рис 5. Количество параллельных линии увеличилось до пяти, и вот то что меня окончательно доконало - пересекающая их под прямым углом другая такая же линия!

С красным подчеркиванием

Рис 6. Тут уже все встало на свои места это нечто действительно существует. Тут уже вполне поддаются наблюдению четкие, абсолютно геометрически правильные прямоугольники.Фото затемнено и без красных подчеркиваний.

С красным подчеркиванием

Естественно я не мог оставаться равнодушным к увиденному и попросил моих коллег и соседей по самолету выглянуть в иллюминатор и убедиться в том, что я действительно не мучаюсь от галлюцинаций. Хотя галлюцинации конечно тяжело заснять на фотоаппарат. И мои могучие но не столь любопытные соратники подтвердили, да дескать видим какую то х…ю, но что то это нам не очень интересно и вообще спать охота и есть более важные дела в этом мире – вон уже обед разносят.

Первое что пришло мне в голову это фильм «Тринадцатый этаж», я надеюсь вы смотрели этот потрясающий фильм, про искусственную реальность, некий аналог «Матрицы». Так вот там есть момент когда один из героев решает покинуть границы своего мира и обнаруживает что его мир конечен и ограничивается он этакими компьютерными прямыми линиями.

Но я все таки для этого слишком твердый материалист и до глубины костей инженер, поэтому отметаю эти соображения и принимаю следующую гипотезу. Это безусловно уникальные инженерные сооружения. Кто является их строителем и с какой целью они были построены, боюсь, останется загадкой еще очень долго. Почему уникальные? Ну во первых, это даже с современным уровнем инструментария невероятная геометрическая правильность и просто таки циклопичность сооружений. Во-вторых, одно дело геометрически правильно разметить, совсем другое так же правильно построить. Как вы знаете строить такие огромные прямые весьма энерго и материалозатратно.  Возьмем к примеру дороги. Кратчайшее расстояние между двумя точками это прямая, это все знают.

Кто нибудь видел где нибудь абсолютно прямые дороги? Очень редкое явление. Отсюда следует следующий вывод: неизвестным строителям было принципиально необходимо такое расположение этих объектов. В-третьих, сам факт строительства в тундре. Возведение любых сооружений в тундре априори тяжелая задача, вязанная с низкой несущей способностью почвы, представляющей из себя многолетне-мерзлые породы. Единственная существующая на данный момент технология возведения фундаментов – это погружение в ММП свай просто огромной дины.

Это очень сложная инженерная задача, к тому же весьма финансово  затратная. А потом никогда не прекращающаяся борьба с термической стабилизацией этих свай и борьба с их выпиранием из грунта. Это вообще отдельная песня. В общем без надзора, любое здание в условиях ММП будет со временем разрушено.  Отсюда напрашивается следующий вывод, что возраст этих сооружений очень большой, и что они проявились сквозь тундру в результате эрозии почвы. А построены были  задолго до ледникового периода, когда в этих широтах был совершенно другой климат.

Очень хочется верить, что этот факт не останется без внимания заинтересованных лиц и данные сооружения будут всесторонне исследованы. Я больше чем уверен, что исследовав эти сооружения, мы получим массу доказательств существования в древности на территории Западной Сибири высокоразвитой цивилизации наших предков. 

Спасибо Вам за внимание.

Автор: Колонских К. В. Инженер по д.н.г. 1 кат. Вы можете прочитать другие новости на эту тему:

paranormal-news.ru

Древние дороги сибири — Какой город был древнейшим в Сибири? — 22 ответа



самый старый город в сибири

В разделе Города и Страны на вопрос Какой город был древнейшим в Сибири? заданный автором Resist лучший ответ это На какое-то время Ханты-Мансийск может стать самым древним городом в Сибири", — говорит тюменский археолог, доктор исторических наук и директор Института гуманитарных исследований ТюмГУ Александр Матвеев. Если гипотезу тюменских ученых примет научное сообщество, власти города получат возможность объявить всему миру сенсационную новость — Ханты-Мансийск на 55 лет старше, чем считалось до сих пор.Матвеев и его коллеги, соавторы книги "Со времен князя Самара: в поисках исторических корней Ханты-Мансийска" опровергают устоявшееся в современной урбанистике мнение, что до Ермака городов в Сибири не было. Ведь первые русские остроги часто ставились на обжитых местах и даже если поселения, существовавшие до острогов "не дотягивали" до городов, сама преемственность между русскими и, например, татарскими поселениями дает право "удревнять" ныне существующие города.Первым городом, на материалах которого отрабатывали гипотезу, как раз и стал Ханты-Мансийск. Принято считать, что город основан в 1637 году, когда сюда направили на поселения семьи ямщиков. Но само тогдашнее название "Самаровский ям", "Самарово" (только в 1940 году поселок переименован в Ханты-Мансийск) отсылает к более древней истории. Остяцкие юрты князя Самара появились на этом месте гораздо раньше. Впервые Самарский городок упоминается в Курганской летописи в связи с битвой между остяками и казаками, следовательно, есть основания перенести "день рождения" Ханты-Мансийска как минимум на тот день, который упомянут в летописи — 20 мая 1582 года.Со временем, если изыскания тюменцев найдут отклик в научной среде, "удревнить" можно будет и другие сибирские города. Первый кандидат, конечно, Тюмень, поскольку известно, что в 1586 году воеводы Мясной и Сукин основали поселение на месте столицы Тюменского ханства Чимги-Туры.Кстати, остатки древней крепости Чимги-Тура до сих пор спрятаны в сердце Тюмени. Систематические раскопки в районе мыса между Турой и Тюменкой никогда не велись, а сейчас там идет интенсивное строительство, так что археологи всерьез обеспокоены судьбой уникального памятника истории. "Археологический культурный слой составляет здесь около двух метров. Стены, рвы, валы первой сибирской крепости, остатки Чимги-Туры и Тюменского острога могут исчезнуть из-за каких-нибудь гаражей", — говорит доктор исторических наук, археолог Наталья Матвеева.Как сообщили "Вслух. ру" в областном комитете по охране и использованию объектов культурно-исторического наследия, государство, следуя закону об охране памятников, не стремится привлекать археологов для раскопок, если памятнику не угрожает уничтожение. "Раскопки ведь тоже уничтожают памятник, — говорит специалист комитета Вячеслав Сусоров, — хотя прежде дают возможность зафиксировать, задокументировать его".В конце прошлого года над спрятанными в земле остатками острога не просто нависла угроза уничтожения — их уже начали уничтожать строители развлекательного комплекса. Сейчас им предьявили требование приостановить работы и до 6 марта связаться с археологами. Если строители не дадут понять, что они готовы организовать археологические раскопки (по сути — эвакуацию) памятника, комитету по охране историко-культурного наследия не останется ничего, кроме как передать дело в прокуратуру.По словам Натальи Матвеевой, в Тюмени повсеместно нарушается закон по охране историко-культурного наследия, в градостроительных планах нет никаких программ, предусматривающих сохранение остатков ханской ставки и острога, археологи не были приглашены и на обсуждение генерального плана Тюмени."Мы подготовили проект историко-археологического исследования культурного наследия Тюмени на три года, — говорит Матвеева. — Здесь нужна только государственная воля, в дальнейшем можно было бы реконструировать крепость, вместо того, чтобы испакостить мелкими домиками красивейшее место, которое еще Миллер (Ред. — Герард Миллер, известный исследователь 18 века, автор "Истории Сибири") хвалил".Первоисточник <noindex> ссылка</noindex>

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Какой город был древнейшим в Сибири?

Ответ от Жаднюга-зверюга[гуру]Тупинск, впоследствии переименованный в Тобольск.... а Тупинском он был назван монголами, дабы показать тупизм русских

Ответ от Антон Яковлев[новичек]СПАСИБО 🙂

Ответ от Наталия Сапегина[гуру]В Забайкалье Чингизхан создал монголское государство. Городов у них не было. Но вот столицу оно имело.

Ответ от Пользователь удален[гуру]Тобольск основан летом 1587 года на реке Иртыш, чуть ниже ее слияния с р. Тобол, на древнем важнейшем пути из европейской России в Сибирь. Поставил «град Тоболеск» на Троицком мысе воевода Данила Чулков при царе Федоре Иоанновиче.С 1590 года Тобольск называется столицей Сибири. Через него не только Россия, но и весь европейский мир открывали дорогу на Восток, куда стремились по океанам корабли голландцев, англичан, португальцев. В то время каждый образованный европеец о России знал, что в этой державе есть Москва - старая столица, Санкт-Петербург - столица новая и Тобольск - столица Сибирская. Через Тобольск проходили торговые пути из европейской части России в Китай и Среднюю Азию.В 1708 году, согласно реформе Петра Первого, Тобольск стал административным центром громадной Сибирской губернии, включавшей Урал (до нынешней Кировской области) , Сибирь и Дальний Восток. Сейчас Тобольск насчитывает около 140 000 жителей и представляет собой сравнительно небольшой, тихий и чистый городок, ничем не напоминающий столицу большой административной единицы.Тобольск является уникальным городом-памятником каменного и деревянного зодчества Сибири. Всего здесь насчитывается более 300 памятников истории и культуры. В их числе 16 соборных, приходских и монастырских храмов, из них 11 – действующих.

Ответ от Мария[гуру]Тобольск наверное

Ответ от Настя =)[эксперт]Тюмень 1586 год

Ответ от 2 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

 

Ответить на вопрос:

22oa.ru

Древние железные дороги, Русь, Сибирь, Африка, Афганистан

В тот же день в конце апреля, когда мы с Сергеем Изофатовым (izofatov ) осматривали срезы слоистых холмов, мы так же побывали на остатках каменных опор моста старой насыпи Транссиба в районе его пересечения с рекой Гладкая Кача.

На старой фотографии видно, что высоких деревьев в этом месте не было раньше.

Еще что удивительно, аналогичные каменные опоры мостов, выполненные по таким приемам кладки (может быть, даже проектам) имелись в Африке:

Разрушенный каменный мост

Видна воронка от взрыва, разрушившего мост

Источник

А вот ещё хлеще:Афганистан

Источник

Строили это англичане или это было до них?

Да уж… англичане строили… в Афганистане, который победить и захватить тогда не смогли… Конечно, это стрилось не ими, да и давненько…

Tags: Афганистан, Африка, Древние железные дороги, Искажение истории, Русь, Сибирь, Строительство, Фото

ludovit.livejournal.com

Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири

Кто хоть немного изучал официальный взгляд истории на освоение Сибири, сталкивались с такими парадоксами, например: как отряды А.Дубенского добирались до Енисея? И почему Енисейск, более северный город был основан раньше (1619г.) чем сам Красный Яр (1628г.). Почему за долго до этого орды Чингисхана могли добраться до Московии сухопутным путем, а все освоения Сибири шли по рекам и волокам?

картакарта

Мой друг по ЖЖ bskamalov высказал версию, что поход Ермака в Сибирь пролегал исключительно по водным путям. Ни одного сухопутного участка не было. Мысли в текст оформлены своеобразно, но от этого их даже интереснее читать. Рекомендую перед дальнейшим прочтением.

Если учесть только водные движения, то действительно, с Волги через Каспийское море, а далее через р.Урал можно попасть в южные районы Уральских гор. И далее, некоторое расстояние волоком протащив лодки до р.Тобол – попасть в р.Иртыш и в р.Обь. Но далее – на восток, к Енисею по водным путям – никак. Самый ближний исток реки к Енисею, которая сообщается с р.Обь – это р.Кеть.Проследить это можно на карте:

картакартаСсылка на карту

Здесь становится интересно. Вот где скрывается ответ: почему Енисейск старше Красноярска?

Оказывается, в те времена был канал (древнюю карту можно будет посмотреть в самом конце поста), соединяющий р.Кеть с Енисеем. И он сохранился, а возможно, в конце 19-го был реконструирован, расчищен, восстановлен заново. Хотя история говорит, что его построили, а не восстановили.

Речь идет о Обь-Енисейском канале, канале, соединяющим р.Кеть (бассейн Оби) с р.Кас (впадающей в Енисей)

Забегая вперед, хочу указать вот на какой момент. р.Кас впадает в Енисей далеко ниже по течению чем находится Енисейск. До Енисейска нужно было еще вверх по течению гребсти дружине Дубенского. Удобнее было бы поставить острог сразу в устье р.Кас и Енисея. Но это детали. Так же деталями является то, что: если это действительно путь А.Дубенского и дружины, то откуда он узнал про него? Без древних карт местности – за один сезон не пройти (не проплыть) такое расстояние. Заблудишься в протоках.

Итак, смотрим:

«Обь-Енисейский соединительный водный путь» был признан памятником природы в 1991г. в целях сохранения этого уникального гидротехнического объекта. В Красноярском крае он расположен на территории Енисейского района и по праву мог бы стать крупнейшим архитектурно-инженерным сооружением Российской Федерации.

Это своего рода «Суэцкий канал» (162 км) России, превосходивший знаменитого собрата по длине на несколько десятков километров.

Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири sibved

Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири sibved

Обь-Енисейский канал начинается возле поселка Усть-Озерное на реке Кеть и заканчивается устьем реки Большой Кас в 40 километрах от поселка Ярцево в нашем регионе. Он проходит по Средне-Сибирской низменности, пересекая водораздел рек Обь и Енисей с запада на восток, площадь объекта 190 гектаров. Водное соединение идет по рекам Кеть – Озерная (16 км) – Ломоватая (39 км) – Язевая (35 км) – оз. Большое (оз. Водораздельное 5 км) – руч. Казанцевский (прокопанный канал 7,8 км) – Малый Кас (70 км) – Большой Кас (197 км).

Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири sibved

Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири sibved

История Обь-Енисейского канала началась в 1800г., когда купцы организовали изыскания для соединения двух великих сибирских рек: Оби и Енисея. В течение 12 лет были обследованы водоразделы между таежными речками Тым и Сым, Вах и Елогуй, Кеть и Кемь, чтобы выбрать наиболее удобную трассу соединения. Но работы по строительству канала так и не были начаты.В 1875г. енисейский купец П.Е. Фунтусов на свои средства снарядил экспедицию, которая определила наиболее удобное соединение: приток Оби – Кеть, и приток Енисея – Большой Кас, с использованием находившегося на водоразделе озера.

Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири sibved

Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири sibved

Экспедиция Министерства путей сообщения России подтвердила результаты исследований енисейцев, и в 1878г. был составлен проект канала. Он предусматривал расчистку и расширение рек, а также строительство 18 плотин и 29 шлюзов. Предполагалось, что здесь смогут проходить суда длиной 44 метра, шириной 7 метров и грузоподъемностью 300 тонн. Смета проекта составляла 7-8 миллионов рублей.

Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири sibved

Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири sibved

Но министерство, в целях экономии средств, приняло решение построить канал для судов длиной 20 метров и грузоподъемностью около 80 тонн. В этом случае судоходство было возможным только весной, а летом могли проходить только небольшие баржи до 8 тонн. Стоимость проекта оценили в 680 тысяч рублей, а шлюзы в проекте не предусматривались.

Сооружение канала началось в 1884г., здесь трудились 1200 человек, которые работали в невероятно тяжелых условиях необжитой труднопроходимой тайги. Руководил строительством объекта начальник Томского округа путей сообщения барон Б.А. Аминов.

Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири sibved

Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири sibved

Со строительством канала из Енисея на баржах можно было выйти в Обь, а затем добраться до Томска, Барнаула и в другие сибирские поселения. До 1894г. по водному соединению перевезли всего 500 тонн груза, без учета перевозок для строительства. Почти сразу стало ясно, что без шлюзования здесь не обойтись, и к 1898г. на канале было построено 14 шлюзов для того, чтобы пропускать баржи с небольшими пароходами. Половина шлюзов находится на территории Красноярского края: Александровский, Безымянный, Георгиевский, Мокряки, Марьин, Налимный и Касовский. В настоящее время возле Касовского шлюза проживает несколько семей старообрядцев, а в поселке Александровский шлюз сохранился дом, где проживали инженеры, руководившие возведением объекта: Аминов, Бобьенский, Ченцов и другие.

Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири sibved

Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири sibved

Затраты на возведение Обь-Енисейского соединения составили около 2 миллионов рублей. Но примыкающие к каналу реки Озерная и Большой Кас были только расчищены от топляков и находились в естественном виде, отчего суда в этих местах могли проходить только весной. Стены шлюзов и прокопанного канала и в наши дни поражают своей добротностью. Это многометровые лиственницы, плотно подогнанные друг к другу, они скреплены коваными вручную болтами, которые до сих пор не проржавели.

Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири sibved

Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири sibved

С учетом того, что в конце XIX века в Сибири активно шло строительство Транссибирской магистрали, построенный канал очень скоро стал лишен практического значения и был заброшен. Не исключено, что если бы он был возведен согласно первоначальному проекту, канал использовали бы и сегодня. Тем более что он проходит в северных широтах двух регионов. В настоящее время «Обь-Енисейский соединительный водный путь» может быть использован для развития познавательного и этнографического туризма.

Марианна Долгополова.P.S. (USSR) Вот такие интересными и загадачными местами богата Сибирь. Только вот интересная вещь с этим самым Обь-Енисейским каналом произошла, первое упоминание о нём датируется 1796 -97 годами в качестве проекта. А вот в записках средневековых путешественников говорится о том что в Сибири существовало мощное государство Тартария, предположительно одно из названий Третьей Руси - Арты, в котором такие каналы были не редкость. Поскольку меня это очень заинтересовало решил я поизучать карты тех самых путешественников и что же я вижу? На карте де Лиля издания 1706 года, составлена ещё раньше, нахожу на месте этого самого Обь-Енисейского канала какое-то странное сооружение. Чтоб не быть голословным привожу фрагмент той самой карты:

Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири sibvedОбь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири sibvedКарта целиком: здесь

Красным собственно и обведено то самое странное сооружение, которое очень напоминает гидротехническое соединение  двух рек.

Так что это на самом деле? Очередной "развод"? Или купцы в царские времена таким способом "отмывали" бюджетные деньги - ведь если канал уже существовал, то денюжки того, тю-тю, осели в бездонных карманов их кафтанов. Или это очередное доказательство обмана от "росийских ортодоксов-историков"? Или??????Ну а Вы, что думаете поэтому поводу?

Видео "Страна Будущего" >>>

Источники:

stomaster.livejournal.com4turista.ruoffroadmaster.ruitogi.ru

При использовании материалов статьи активная ссылка на tart-aria.info с указанием автора обязательна.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Эта статья также доступна на следующих языках:

www.tart-aria.info

Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири.

13.05.2017 | Прошлое Славян11396

Кто хоть немного изучал официальный взгляд истории на освоение Сибири, сталкивались с такими парадоксами, например: как отряды А.Дубенского добирались до Енисея? И почему Енисейск, более северный город был основан раньше (1619г.) чем сам Красный Яр (1628г.). Почему за долго до этого орды Чингисхана могли добраться до Московии сухопутным путем, а все освоения Сибири шли по рекам и волокам?

Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири.

Мой друг по ЖЖ bskamalov высказал версию, что поход Ермака в Сибирь пролегал исключительно по водным путям. Ни одного сухопутного участка не было. Мысли в текст оформлены своеобразно, но от этого их даже интереснее читать. Рекомендую перед дальнейшим прочтением.

Если учесть только водные движения, то действительно, с Волги через Каспийское море, а далее через р.Урал можно попасть в южные районы Уральских гор. И далее, некоторое расстояние волоком протащив лодки до р.Тобол – попасть в р.Иртыш и в р.Обь. Но далее – на восток, к Енисею по водным путям – никак. Самый ближний исток реки к Енисею, которая сообщается с р.Обь – это р.Кеть.Проследить это можно на карте:

Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири.

Здесь становится интересно. Вот где скрывается ответ: почему Енисейск старше Красноярска?

Оказывается, в те времена был канал (древнюю карту можно будет посмотреть в самом конце поста), соединяющий р.Кеть с Енисеем. И он сохранился, а возможно, в конце 19-го был реконструирован, расчищен, восстановлен заново. Хотя история говорит, что его построили, а не восстановили.

Речь идет о Обь-Енисейском канале, канале, соединяющим р.Кеть (бассейн Оби) с р.Кас (впадающей в Енисей)

Забегая вперед, хочу указать вот на какой момент. р.Кас впадает в Енисей далеко ниже по течению чем находится Енисейск. До Енисейска нужно было еще вверх по течению гребсти дружине Дубенского. Удобнее было бы поставить острог сразу в устье р.Кас и Енисея. Но это детали. Так же деталями является то, что: если это действительно путь А.Дубенского и дружины, то откуда он узнал про него? Без древних карт местности – за один сезон не пройти (не проплыть) такое расстояние. Заблудишься в протоках.

Итак, смотрим:

«Обь-Енисейский соединительный водный путь» был признан памятником природы в 1991г. в целях сохранения этого уникального гидротехнического объекта. В Красноярском крае он расположен на территории Енисейского района и по праву мог бы стать крупнейшим архитектурно-инженерным сооружением Российской Федерации.

Это своего рода «Суэцкий канал» (162 км) России, превосходивший знаменитого собрата по длине на несколько десятков километров.

Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири.

Обь-Енисейский канал начинается возле поселка Усть-Озерное на реке Кеть и заканчивается устьем реки Большой Кас в 40 километрах от поселка Ярцево в нашем регионе. Он проходит по Средне-Сибирской низменности, пересекая водораздел рек Обь и Енисей с запада на восток, площадь объекта 190 гектаров. Водное соединение идет по рекам Кеть – Озерная (16 км) – Ломоватая (39 км) – Язевая (35 км) – оз. Большое (оз. Водораздельное 5 км) – руч. Казанцевский (прокопанный канал 7,8 км) – Малый Кас (70 км) – Большой Кас (197 км).

Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири.

История Обь-Енисейского канала началась в 1800г., когда купцы организовали изыскания для соединения двух великих сибирских рек: Оби и Енисея. В течение 12 лет были обследованы водоразделы между таежными речками Тым и Сым, Вах и Елогуй, Кеть и Кемь, чтобы выбрать наиболее удобную трассу соединения. Но работы по строительству канала так и не были начаты.В 1875г. енисейский купец П.Е. Фунтусов на свои средства снарядил экспедицию, которая определила наиболее удобное соединение: приток Оби – Кеть, и приток Енисея – Большой Кас, с использованием находившегося на водоразделе озера.

Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири.

Экспедиция Министерства путей сообщения России подтвердила результаты исследований енисейцев, и в 1878г. был составлен проект канала. Он предусматривал расчистку и расширение рек, а также строительство 18 плотин и 29 шлюзов. Предполагалось, что здесь смогут проходить суда длиной 44 метра, шириной 7 метров и грузоподъемностью 300 тонн. Смета проекта составляла 7-8 миллионов рублей.

Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири.

Но министерство, в целях экономии средств, приняло решение построить канал для судов длиной 20 метров и грузоподъемностью около 80 тонн. В этом случае судоходство было возможным только весной, а летом могли проходить только небольшие баржи до 8 тонн. Стоимость проекта оценили в 680 тысяч рублей, а шлюзы в проекте не предусматривались.

Сооружение канала началось в 1884г., здесь трудились 1200 человек, которые работали в невероятно тяжелых условиях необжитой труднопроходимой тайги. Руководил строительством объекта начальник Томского округа путей сообщения барон Б.А. Аминов.

Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири.

Со строительством канала из Енисея на баржах можно было выйти в Обь, а затем добраться до Томска, Барнаула и в другие сибирские поселения. До 1894г. по водному соединению перевезли всего 500 тонн груза, без учета перевозок для строительства. Почти сразу стало ясно, что без шлюзования здесь не обойтись, и к 1898г. на канале было построено 14 шлюзов для того, чтобы пропускать баржи с небольшими пароходами. Половина шлюзов находится на территории Красноярского края: Александровский, Безымянный, Георгиевский, Мокряки, Марьин, Налимный и Касовский. В настоящее время возле Касовского шлюза проживает несколько семей старообрядцев, а в поселке Александровский шлюз сохранился дом, где проживали инженеры, руководившие возведением объекта: Аминов, Бобьенский, Ченцов и другие.

Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири.

Затраты на возведение Обь-Енисейского соединения составили около 2 миллионов рублей. Но примыкающие к каналу реки Озерная и Большой Кас были только расчищены от топляков и находились в естественном виде, отчего суда в этих местах могли проходить только весной. Стены шлюзов и прокопанного канала и в наши дни поражают своей добротностью. Это многометровые лиственницы, плотно подогнанные друг к другу, они скреплены коваными вручную болтами, которые до сих пор не проржавели.

Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири.

С учетом того, что в конце XIX века в Сибири активно шло строительство Транссибирской магистрали, построенный канал очень скоро стал лишен практического значения и был заброшен. Не исключено, что если бы он был возведен согласно первоначальному проекту, канал использовали бы и сегодня. Тем более что он проходит в северных широтах двух регионов. В настоящее время «Обь-Енисейский соединительный водный путь» может быть использован для развития познавательного и этнографического туризма.

Марианна Долгополова.P.S. (USSR) Вот такие интересными и загадачными местами богата Сибирь. Только вот интересная вещь с этим самым Обь-Енисейским каналом произошла, первое упоминание о нём датируется 1796 -97 годами в качестве проекта. А вот в записках средневековых путешественников говорится о том что в Сибири существовало мощное государство Тартария, предположительно одно из названий Третьей Руси – Арты, в котором такие каналы были не редкость. Поскольку меня это очень заинтересовало решил я поизучать карты тех самых путешественников и что же я вижу? На карте де Лиля издания 1706 года, составлена ещё раньше, нахожу на месте этого самого Обь-Енисейского канала какое-то странное сооружение. Чтоб не быть голословным привожу фрагмент той самой карты:

Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири.

Красным собственно и обведено то самое странное сооружение, которое очень напоминает гидротехническое соединение двух рек.

Так что это на самом деле? Очередной "развод"? Или купцы в царские времена таким способом "отмывали" бюджетные деньги – ведь если канал уже существовал, то денюжки того, тю-тю, осели в бездонных карманов их кафтанов. Или это очередное доказательство обмана от "росийских ортодоксов-историков"? Или??????Ну а Вы, что думаете поэтому поводу?

 

Источник: www.tart-aria.info

Похожие материалы Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири.

Творение природы или подводный город?

Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири.

Свастика в русской культуре [ВИДЕО]

Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири.

Профессор Клёсов. Загадка древних: светловолосые мальдивцы, кто они? [ВИДЕО]

russkievesti.ru

Забытая реальность — Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири

В предыдущей статье «Красноярск. Когда же он был заложен?» кроме темы более древнего возраста Красноярска была поднята еще одна интересная тема. Как отряды А.Дубенского добирались до Енисея? И почему Енисейск был основан раньше (1619г.) чем сам Красный Яр (1628г.).Мой друг по ЖЖ bskamalov в комментариях к статье высказал версию, что поход Ермака в Сибирь пролегал исключительно по водным путям. Мысли в текст оформлены своеобразно, но от этого их даже интереснее читать. Рекомендую перед дальнейшим прочтением.

Если учесть только водные движения, то действительно, с Волги через Каспийское море, а далее через р.Урал можно попасть в южные районы Уральских гор. И далее, некоторое расстояние волоком протащив лодки до р.Тобол – попасть в р.Иртыш и в р.Обь. Но далее – на восток, к Енисею по водным путям – никак. Самый ближний исток реки к Енисею, которая сообщается с р.Обь – это р.Кеть.Проследить это можно на карте (кликабельно):

Здесь становится интересно. Вот где скрывается ответ: почему Енисейск старше Красноярска?

Оказывается, в те времена был канал (древнюю карту можно будет посмотреть в самом конце поста), соединяющий р.Кеть с Енисеем. И он сохранился, а возможно, в конце 19-го был реконструирован, расчищен, восстановлен заново. Хотя история говорит, что его построили, а не восстановили.

Речь идет о Обь-Енисейском канале, канале, соединяющим р.Кеть (бассейн Оби) с р.Кас (впадающей в Енисей)

Забегая вперед, хочу указать вот на какой момент. р.Кас впадает в Енисей далеко ниже по течению чем находится Енисейск. До Енисейска нужно было еще вверх по течению гребсти дружине Дубенского. Удобнее было бы поставить острог сразу в устье р.Кас и Енисея. Но это детали. Так же деталями является то, что: если это действительно путь А.Дубенского и дружины, то откуда он узнал про него? Без древних карт местности – за один сезон не пройти (не проплыть) такое расстояние. Заблудишься в протоках.

«Обь-Енисейский соединительный водный путь» был признан памятником природы в 1991г. в целях сохранения этого уникального гидротехнического объекта. В Красноярском крае он расположен на территории Енисейского района и по праву мог бы стать крупнейшим архитектурно-инженерным сооружением Российской Федерации.

Это своего рода «Суэцкий канал» (162 км) России, превосходивший знаменитого собрата по длине на несколько десятков километров.

Обь-Енисейский канал начинается возле поселка Усть-Озерное на реке Кеть и заканчивается устьем реки Большой Кас в 40 километрах от поселка Ярцево в нашем регионе. Он проходит по Средне-Сибирской низменности, пересекая водораздел рек Обь и Енисей с запада на восток, площадь объекта 190 гектаров. Водное соединение идет по рекам Кеть – Озерная (16 км) – Ломоватая (39 км) – Язевая (35 км) – оз. Большое (оз. Водораздельное 5 км) – руч. Казанцевский (прокопанный канал 7,8 км) – Малый Кас (70 км) – Большой Кас (197 км).

История Обь-Енисейского канала началась в 1800г., когда купцы организовали изыскания для соединения двух великих сибирских рек: Оби и Енисея. В течение 12 лет были обследованы водоразделы между таежными речками Тым и Сым, Вах и Елогуй, Кеть и Кемь, чтобы выбрать наиболее удобную трассу соединения. Но работы по строительству канала так и не были начаты.

В 1875г. енисейский купец П.Е. Фунтусов на свои средства снарядил экспедицию, которая определила наиболее удобное соединение: приток Оби – Кеть, и приток Енисея – Большой Кас, с использованием находившегося на водоразделе озера.

              

Экспедиция Министерства путей сообщения России подтвердила результаты исследований енисейцев, и в 1878г. был составлен проект канала. Он предусматривал расчистку и расширение рек, а также строительство 18 плотин и 29 шлюзов. Предполагалось, что здесь смогут проходить суда длиной 44 метра, шириной 7 метров и грузоподъемностью 300 тонн. Смета проекта составляла 7-8 миллионов рублей.

              

 Но министерство, в целях экономии средств, приняло решение построить канал для судов длиной 20 метров и грузоподъемностью около 80 тонн. В этом случае судоходство было возможным только весной, а летом могли проходить только небольшие баржи до 8 тонн. Стоимость проекта оценили в 680 тысяч рублей, а шлюзы в проекте не предусматривались.

Сооружение канала началось в 1884г., здесь трудились 1200 человек, которые работали в невероятно тяжелых условиях необжитой труднопроходимой тайги. Руководил строительством объекта начальник Томского округа путей сообщения барон Б.А. Аминов.

  Со строительством канала из Енисея на баржах можно было выйти в Обь, а затем добраться до Томска, Барнаула и в другие сибирские поселения. До 1894г. по водному соединению перевезли всего 500 тонн груза, без учета перевозок для строительства. Почти сразу стало ясно, что без шлюзования здесь не обойтись, и к 1898г. на канале было построено 14 шлюзов для того, чтобы пропускать баржи с небольшими пароходами. Половина шлюзов находится на территории Красноярского края: Александровский, Безымянный, Георгиевский, Мокряки, Марьин, Налимный и Касовский. В настоящее время возле Касовского шлюза проживает несколько семей старообрядцев, а в поселке Александровский шлюз сохранился дом, где проживали инженеры, руководившие возведением объекта: Аминов, Бобьенский, Ченцов и другие.

Затраты на возведение Обь-Енисейского соединения составили около 2 миллионов рублей. Но примыкающие к каналу реки Озерная и Большой Кас были только расчищены от топляков и находились в естественном виде, отчего суда в этих местах могли проходить только весной. Стены шлюзов и прокопанного канала и в наши дни поражают своей добротностью. Это многометровые лиственницы, плотно подогнанные друг к другу, они скреплены коваными вручную болтами, которые до сих пор не проржавели.

                           

  С учетом того, что в конце XIX века в Сибири активно шло строительство Транссибирской магистрали, построенный канал очень скоро стал лишен практического значения и был заброшен. Не исключено, что если бы он был возведен согласно первоначальному проекту, канал использовали бы и сегодня. Тем более что он проходит в северных широтах двух регионов. В настоящее время «Обь-Енисейский соединительный водный путь» может быть использован для развития познавательного и этнографического туризма.

Марианна Долгополова.P.S. (USSR) Вот такие интересными и загадачными местами богата Сибирь. Только вот интересная вещь с этим самым Обь-Енисейским каналом произошла, первое упоминание о нём датируется 1796 -97 годами в качестве проекта. А вот в записках средневековых путешественников говорится о том что в Сибири существовало мощное государство Тартария, предположительно одно из названий Третьей Руси — Арты, в котором такие каналы были не редкость. Поскольку меня это очень заинтересовало решил я поизучать карты тех самых путешественников и что же я вижу? На карте де Лиля издания 1706 года, составлена ещё раньше, нахожу на месте этого самого Обь-Енисейского канала какое-то странное сооружение. Чтоб не быть голословным привожу фрагмент той самой карты:

 Красным собственно и обведенно то самое странное сооружение, которое очень напоминает гидротехническое соеденение  двух рек. Желающие посмотреть карту целиком: http://history-maps.ru/pictures/all_1/r_208_2/

 Так что это на самом деле? Очередной "развод"? Или купцы в царские времена таким способом "отмывали" бюджетные деньги — ведь если канал уже существовал, то денюжки того, тю-тю, осели в бездонных карманов их кафтанов. Или это очередное доказательство обмана от "росийских ортодоксов-историков"? Или?????? Ну а Вы, что думаете поэтому поводу?

Более подробно про канал, в этом видео:

Когда-то знаменитый полярный исследователь Фритьоф Нансен придумал Страну Будущего. Столицей этой страны должен был стать город Енисейск в центре Сибири. Ключ к этой стране лежал на водоразделе Оби и Енисея, где был проложен Кас-Кетский канал.

Источники:№1 (с видео)№2№3

xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai

Старые дороги Южного Зауралья_2 - gayaz_samigulov

Начало здесь - http://gayaz-samigulov.livejournal.com/206812.htmlhttp://gayaz-samigulov.livejournal.com/207115.htmlhttp://gayaz-samigulov.livejournal.com/208793.html

Один из первых документов, упоминающий о путях, ведущих через Южный Урал в Сибирь датирован концом XVI в., когда Московское государство принимает в свое подданство часть башкирских племен. Это наказ послам, отправленным в сентябре 1586 г. в Ногайскую орду, где содержатся наставления, что им говорить по поводу заложенных в том же году городов Самара и Уфа. Нас интересует именно Уфа: «А на Уфе (имеется в виду река Уфа – Г.С.) на бело волжке (Белая волжка, или Белая Воложка – так называли реку Белую в XV–XVII вв. – Г.С,.) государь велел город поставить, что беглой из Сибири Кучюм царь, пришед в государеву отчину в Казанской уезд в башкирцы, учел кочевать и ясак со государевых людей з башкирцов, почел был имати и ныне государь на Уфе велел город поставити и людей своих в нем устроити для обереганья Казанского уезда башкирцов, и для того, что государевы люди городы многие поставили в Сибирской земле. И из того города з Белой волжки казанским людем многим ходить на Сибирь. А тот город стал на дороге, да и потому, чтобы казаки беглые с Волги на Белую волжку не ходили и вашим улусом убытков никаких не чинили».[1] Несомненно, эти аргументы имели целью несколько успокоить князя Уруса, возглавлявшего Ногайскую орду. Однако, навряд ли эти доводы представляли собой просто «дымовую завесу» – князю выдавали часть причин строительства города, не оглашая других оснований, которые явно не пришлись бы ему по вкусу. Дело в том, что южная и центральная Башкирия в конце XV–XVI вв. составляла собой одно из наместничеств Ногайской орды, во главе которого стоял наместник, которого называли «нуратдин». Ногаи кочевали по реке Белой, а ставка, или «столица» ногаев в Башкирском «наместничестве», которую башкиры называли «Иман-кале» находилась при впадении р. Уфы в р. Белую, т.е. русская крепость Уфа была поставленна на месте традиционного расположения ногайской ставки.[2] И огромную роль в возникновении и существовании этого города играли дороги, поскольку Уфа (как и ее предшественники) была поставлена на перекрестке дорог шедших с юга на север и с запада на восток, вдоль рек и просто «напрямую». Город, поставленный на важном узле путей, позволял контролировать передвижения, торговлю.036, Карта Пестрикова, цвет.jpgКарта Пестрикова 1736 года. Показаны некоторые дороги.

К Уфе и дальше на юг и на запад, очевидно, шел путь из северного Зауралья, упоминающийся в некоторых исследованиях – Ермак, согласно летописным указаниям, которые приводят как В. Шишонко, так и А. Дмитриев, во время своего перехода через Уральский хребет, дошел до Сибирской дороги, проходившей в 2 днях пути вверх от Чусовой по речке Серебрянке.[3] Как поясняет А. Дмитриев, под Сибирской дорогой здесь «нужно разуметь южную дорогу из Сибири в Ногайскую орду, между которыми существовали постоянные сношения. Этою дорогою пользовались только инородцы, особенно Сибирские Татары, Вогулы, Остяки и Ногаи; русское же правительство ее не признавало»,[4] а «столица» ногаев в Башкирском «наместничестве», которую башкиры называли «Иман-кале» находилась, как уже упоминалось, на впадении р. Уфы в р. Белую, где и был позже поставлен город Уфа.[5] Соответственно, эта дорога связывала северные территории Зауралья (два дня пути от Чусовой вверх по р. Серебрянке – это недалеко от современного Нижнего Тагила) и Южное Приуралье. Горы дорога пересекала, скорее всего, по долине р. Чусовой – это вообще самое удобное место, где горы сходят почти на нет.Надеюсь, с Уфой более менее понятно – город был поставлен на месте существовавшего до него городища, а главное, на пересечении путей, шедших как вдоль западного склона Уральского хребта, так и пересекавших горы. Дороги служили для передвижения торговых караванов, но по ним же шли и отряды неприятеля – и в том и в другом случае ситуацию надо было контролировать. С привязкой новых русских острогов и слобод к существующим дорогам, переправам через реки, мы не раз еще встретимся по ходу повествования. Теперь неплохо было бы посмотреть, а как обстояло дело с путями через Южную часть Уральского хребта в Зауралье и далее в Сибирь? Начнем издалека, с низовьев Исети…В одной из статей, где рассматривается вопрос о придорожном кресте, когда-то  (в 1649–1650 гг.) поставленном на перекрестке дорог, неподалеку от новопостроенного Исетского острога (сегодня с. Исетское Тюменской области), приведен текст документа XVII в. Дадим, в свою очередь, выдержки из этого документа: «В прошлом де во 158-м (1649–1650) … построен на реке Исети Тоболского уезду вновь Исецкой острог…, а к тому острогу была дорога которая ныне есть с Тюмени в Ысецкой острог, и через ту тюменскую дорогу ездили дорогою ис Казани в Тоболеск и ис Тоболска в Казань с торгами всяких чинов люди и скот ганивали; … а та дорога проложена была исстари, для того что ездили де тою дорогою ис Тоболска в Казань, а ис Казани в Тоболеск торговать…; и в тех годех слобод и острогов не было, ездили тем пустым местом тою дорогою».[6] Речь идет о дороге, которая пересекала дорогу из Тюмени в Исетский острог, то есть шла по левому берегу Исети, по крайней мере, на этом участке, и соединяла Казань и Тобольск. В.Н. Курилов, из статьи которого взят приведенный текст, соотносит ее со Старой Казанской дорогой, которая шла с запада на восток, по водоразделу Исети и Туры-Пышмы,[7] но не рассматривает трассу дороги далее к западу, поскольку это далеко выходит за рамки его работы. В.В. Пестерев пишет, что на Старой Казанской дороге, в 1655 г. был поставлен Катайский острог. Он же сообщает, что этот путь реально существовал и использовался еще во второй половине XVII в., цитирует «Список с чертежа Сибирския земли» где дана общая характеристика маршрута дороги от Тобольска до Казани: «мимо Тюмени и Уфы, степью чрез Башкирскую землю, езду месяц».[8] Практически все приведенные материалы фиксируют наличие пути из Казани в Сибирь через Уфу, причем пути, существовавшего до начала русской колонизации. Однако, в этих документах отсутствуют указания на конкретный маршрут, – единственное, что можно заключить из вышеизложенного – путь действительно шел по короткому маршруту, иначе сложно представить себе как добирались из Тобольска до Казани за месяц. Нас же, как раз интересует маршрут/маршруты Казанской дороги на Южном Урале и место/места пересечения ею Уральского хребта.18273524.jpgКарта из Хорографической книги С.У. Ремезова. Показана дорога, шедшая по междуречью Исети и Пышмы, иначе говоря, по левому берегу Исети.

Поскольку исчерпывающего ответа в современных работах найти не удается, попытаемся поискать информацию в старых исследованиях, может быть, что-то было описано тогда, когда еще не совсем ушло в прошлое? У В. Шишонко, в одном из томов его «Пермской летописи» есть такое примечание: «Чрез Катайский острог пролегала старинная дорога из Сибири, от урочища Явлутор… Означенная дорога тянулась к перешейку между озерами Иртышем (Иртяшем – Г.С.) и Большие Касли, потом, по перевале через Урал, она разделялась на две ветви, из коих одна шла на Кунгур, другая на Уфу. Эта дорога еще в 1680 г. называлась Старой Казанской дорогой; называлась она и Уральской дорогой (Курсив В. Шишонко. – Г.С.)».[9] Название «Уральская» также весьма характерно, тот же В. Шишонко отмечает, что «Название: Урал заимствовано от Башкирцев, которые придавали его водоразделу в нынешнем округе Златоустовских заводов и несколько южнее и несколько севернее; Русские вначале тоже только эту часть хребта называли Уралом. (Так в книге большому Чертежу говорится, что р. Белая вытекла от Уральтовыя горы). И до ныне в простонародье только эта часть хребта называется Уралом».[10] То, что название «Урал» изначально относилось только к определенному участку Уральских гор (конкретно – к Южному Уралу), довольно важно. Уральской могла называться дорога, пересекавшая хребет на определенном его отрезке, включавшем горы возле озер Иртяш и Касли – «меж озер Иртяш и Касли через Урал-Камень большая дорога…».[11] Также и Новый Уральский острожек (о котором дальше), существовавший в 1669–1674 гг., находился как раз таки на территории современного Златоуста,[12] где горы носили название Урал, отчего и получил свое имя.Однако насколько обоснованы выводы исследователя XIX в. о трассе Старой Казанской дороги? Чтобы уточнить это, обратимся к документам XVII–XVIII вв., часть которых опубликована в различных изданиях. Тема Казанской Уральской дороги затрагивается, в частности, в материалах территориального спора зауральских башкир и русских слободчиков в конце XVII в. Тобольскому дворянину Ивану Полозову, для выяснения ситуации, было поручено провести сыск. В документах сыска Полозова указано: «…по указу великих государей Катайский острог заводил и строил верхотурской сын боярской Панкратей Перхуров… и учинен тот острог заставою для проезду ис Казани и с Уфы купецких людей в Тоболеск и в ыные сибирские городы».[13] Основан Катайский острог в 1655 г.[14] В том же документе описана трасса старой Казанской (Уральской) дороги на определенном отрезке: «А от Катайского острогу идучи по Казанской Уральской дороге до отноги Маяна озера… 19 верст, а от тех … до речки Караболки пять верст… А от Караболки речки, едучи по Казанской Уральской дороге, до озера Порохового… А от того озера, едучи по Казанской же дороге, х Каменю на правой стороне Алак Большой, другое озеро Алак Малой… А от того озера едучи на правой стороне Казанской дороги близ Камени озеро Касли…».[15] К материалам сыска И. Полозова была приложена карта – «Чертеж межи Башкирской земли с слободами». Копия ее сохранилась в «Служебной чертежной книге» С.У. Ремезова. На этой карте показаны различные детали ситуации конца XVII в. в Южном Зауралье, в том числе и трасса Казанской Уральской дороги, о которой говорилось в сыске И.Полозова, которая вела к истоку из оз. Касли в оз. Иртяш, а также дорога, которая вела мимо оз. Чебаркуль в «Слюдные горы» (рис. 4).[16]Казанская дорога.jpgФрагмент карты Ремезова "Чертеж межи Башкирской земли с слободами", составлявшейся к сыску И. Полозова. Показана дорога через Уральские горы, шедшая между озёрами и дорога к Слюдным горам, располагавшимся возле озера Чебаркуль.

Сразу после проведения сыска Полозова зауральские крестьяне подали челобитную, доказывая необходимость строительства русских слобод и крепостей в Зауральской Башкирии. Одним из аргументов необходимости основывать русские населенные пункты служило то обстоятельство, что «…меж озер Иртяш и Касли через Урал-Камень проезжая большая дорога в Казань, и на Уфу, и на Кунгур, купеческия люди из русских городов с товары по вся годы ездят в Сибирские городы, а из Сибири ездят с товары в Русские городы. И кроме той дороги летом и зимою купецким людям с товары проехать утайкою будет не куды: объезжия дороги все сошлись к тем озерам, к Истоку, что течет из Касли озера в Иртяш озеро. И от того будет вашей государственной казны таможенным пошлинам сбор большой».[17] В качестве иллюстрации того, что все пути сошлись у того истока, приведем гораздо более позднее свидетельство: «На истоке этом (из оз. Бол. Касли в оз. Иртяш – Г.С.), запруженном при самом выходе из озера Каслей, построен Каслинский… завод. Через завод сей и доселе проходит довольно важный торговый путь из Европейской России в Троицк и в Сибирь, нигде в статистических описаниях не показанный. Дорога эта в царствование Алексея Михайловича и Федора Алексеевича уже называлась “Старой Казанской дорогой”».[18] Эта дорога показана на упоминавшейся карте башкирских земель Златоустовского завода, где она проходит севернее оз. Аргази. Хребет можно было преодолеть двумя путями – по долине Большого Маука, далее по р. Уфа, либо немного южнее, в районе Ункурды. Фактически оба эти пути существуют и сегодня, хотя и значительно уступают по «популярности» своему собрату о котором речь дальше.Было и другое место пересечения дорогами Уральского хребта, эта трасса использована при прокладке современно автомобильной дороги Екатеринбург–Москва. В начале 1670-х гг. на месте впадения в р. Ай двух речек Тасьм стоял Новый Уральский городок – база экспедиции по поиску серебряной руды. Руководитель работ в 1672–1674 гг. Яков Хитрово, похоже, вновь «открыл» Старую Казанскую дорогу, по которой можно было отправлять письма и грузы от Уральского острожка до Москвы напрямую – через Уфу и Казань, а не вкруговую – через Верхотурье. Он писал, что «уфимской дорогой до Москвы полтрети тысячи (две с половиной тысячи – Автор), а сибирской – 4000 верст и более», правда, уточнял, что через башкирские леса и степи без толмача и проводника ездить невозможно.[19] А сама экспедиция, поставившая Уральский острожек перевалила Уральский хребет в районе Ункурды, использовав еще один перевал/проход через Урал-камень (там и сегодня существует дорога) и спустилась к р. Ай уже за горами. Уже цитировались документы о дороге от Саткинского завода на Троицкую крепость. Местом пересечения Уральских гор этой дорогой можно обозначить перевал Уреньга.А кроме этих путей, пересекавших горы, была дорога, которая шла вдоль хребта, соединяя разнонаправленные трассы. Эта дорога шла из степи к предгорьям, затем вдоль р. Урал в ее верхнем течении и далее вдоль хребта. А в местах, где сходилось большое число таких дорог, образовывались своеобразные перекрестки, или узлы дорог. Один такой узел нам уже известен – у истока из оз. Касли в оз. Иртяш, а если шире, то в районе Каслинского озера. А второй узел располагался в районе оз. Чебаркуль, где сходилось несколько дорог – продольная, дорога с Уреньги на Каслинское озеро, дорога от устья Увелки на Каслинское озеро и дорога с Уреньги на Исеть к Катайскому броду. Каслинский «перекресток» гораздо лучше отражен в документах, поскольку располагался ближе к русским слободам и находился в «поле зрения» населения слобод XVII—начала XVIII в.

[1] Пекарский П.П. Когда и для чего построены города Уфа и Самара? – СПб: Типография мператорской Академии наук, 1872 г. – С. 19–20.[2] Трепавлов В.В. Ногаи в Башкирии, XV–XVII вв.// Материалы и исследования по истории и этнологии Башкортостана. – Вып 2. – Уфа, 1997. – С. 5-37.[3] Шишонко В., Указ соч. – С. 102; Дмитриев А. Указ соч. – С. 168–169.[4] Дмитриев А. Указ. соч. – С. 169.[5] Трепавлов В.В. Ногаи в Башкирии, XV–XVII вв.// Материалы и исследования по истории и этнологии Башкортостана. – Вып 2. – Уфа, 1997. – С. 5-37.[6] Курилов В.Н. Крест на перекрестке: свидетельство XVII столетия.// Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий (Материалы годовой сессии Института археологии и этнографии СО РАН 2004 г.) – Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2004. – Т. X., часть II. – С. 70[8] Пестерев В.В. Указ. соч. – С. 206.[9] Шишонко В. Пермская летопись, третий период: с 1645–1676 г. – Пермь: Типография Пермской земской управы , 1884. – С. 478.[10] Шишонко В. Пермская летопись, пятый период, часть вторая: с 1695–1701 г. – Пермь: Типография Пермской земской управы , 1887. – С. 57–58.[11] Там же, с. 55.[12] Курлаев Е.А., Манькова И.Л. Указ соч. – С. 149–183.[13] Материалы по истории Башкирской АССР / Отв. ред. А. Чулошников. – Часть I. – М., Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1936. – С. 88.[14] История Курганской области (с древнейших времен до 1861 года)/ Отв. ред. Н.Ф. Емельянов. Том I. – Курган: Кург. гос. пед. ин-т, 1995. – С.115; Менщиков В.В. Русская колонизация Зауралья в XVII–XVIII вв.: общее и особенное в региональном развитии: Монография/ Науч. ред. В.В. Пундани. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2004. – С. 90.[15] Материалы по истории Башкирской АССР / Отв. ред. А. Чулошников. – Часть I. – М., Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1936. – С. 85–86.[17] Шишонко В. Пермская летопись, пятый период, часть вторая: с 1695–1701 г. – Пермь: Типография Пермской земской управы , 1887. –  С. 55–56.[18] Шишонко В. Пермская летопись, пятый период, часть вторая: с 1695–1701 г. – Пермь: Типография Пермской земской управы , 1887. –  С. 61.[19] Курлаев Е.А., Манькова И.Л. Освоение рудных месторождений Урала и Сибири в XVII в.: у истоков Российской промышленной политики / Отв. ред. Л.В. Сапоговская. – М.: «Древлехранилище», 2005. – С. 177–179.

gayaz-samigulov.livejournal.com


Смотрите также